Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2004 год, выпуск № 1 (1)


БЛАГОВЕСТ


Благочестие наших предков наименовало святой колокольный звон - благовестом. То же благочестие требовало, чтобы при первых звуках благовеста каждый православный христианин произносил про себя: «Архангельский глас вопиет Ти, Дево Чистая: Господь с Тобою», - и затем осенял себя крестным знамением во имя Отца и Сына и Святого Духа. Значит, звук святого колокола приравнивался предками нашими к благовествованию Архангела Св. Деве Марии.

О чем же благовествовал Святой Деве Архангел? И о чем благовествует нам святой колокол? О рождении Господа нашего Иисуса Христа, о том, что Он, Спаситель наш, - Спаситель от греха, от страдания и в особенности от смерти. Теперь вспомним, что по-гречески благовест - евангелие, то есть, называется так же, как св. Книга, повествующая о рождении, о крестной смерти и воскресении нашего Спасителя. И св. Книга, и св. Архангел, и св. звон возвещают благую весть о том, что смерть, торжествующая всегда, в сущности уже побеждена и что придет время, когда она будет сломлена окончательно. При благовествовании архангельской трубы проснутся усопшие и встанут из своих гробов. Слыша звон церковный, мы должны вспоминать о часе грядущего воскресения. Но и о другом: как бы в этот таинственный и страшный миг всеобщего Суда усопшие праотцы, отцы и братия наша не обратились к нам с упреком: «Мы трудились для вас и за вас; а вы старались ли молитвами своими облегчить нашу участь?»

Священник Павел ФЛОРЕНСКИЙ ( + 1937)



19 января 1865 года, в занесенном снежными метелями городке Псковской губернии Торопце, в семье приходского священника Спасо-Преображенской церкви о. Иоанна Белавина, родился человек, которому впоследствии суждено было не только возглавить Русскую Православную Церковь, но и сохранить Ее в самую тяжелую и смутную пору жизни. Он своим внутренним духовным обликом являет нам поучительный пример непоколебимой веры в Бога, нелицемерной любви к Церкви и преданности многовековым устоям родной страны. Публикуем рассказ современницы святителя старшей сестры Серафимо-Дивеевского подворья в Москве мантийной монахини Анфии о любопытном эпизоде, связанном со Святейшим Патриархом Московским и Всероссийским Тихоном, прославленным в лике святых в 1989 году.


ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО НА ТРОИЦКОМ ПОДВОРЬЕ


Дело происходило весною 1921 года. На подворье к сестрам прибыл один из Нижегородских викариев, недавно хиротонисанный епископ Варнава, выходец из Зосимовской Пустыни. При нем проживали на подворье и два его келейника. Монахиня Анфия рассказывает: «Пожили они, пожили, да и стали собираться в скорости ехать к себе обратно... Только вдруг, однажды, залетает ко мне в келию владыка Варнава и лица на нем нет: весь белый, губы трясутся и говорит, стуча зубами: «Мать - беда! У меня келейник обмер. Что теперь делать -ума не приложу...» Как он мне сказал это, я сама испугалась до смерти. Господи, думаю себе, да что ж это такое за наказание? И говорю ему: «Что делать? Доктора надо безпременно звать, владыка».

Пошли мы с ним в комнату. Заходим и смотрим: лежит этот келейник на кровати, весь бледный - ни кровинки и дыху никакого нету. Закостенел весь, так и лежит - как доска... Поглядела я на эту картину, да и думаю себе: Господи, что же это теперь у нас будет? Тем временем владыка говорит: «Ну вот что, мать: нечего нам тут время терять, да раздумывать, а надо нести его к Святейшему, на исцеление!» А я и говорю: «Да Господь с вами! Как же это его нести-то, владыка? Да и нести-то некому; старухи все...» А владыка Варнава говорит: «Ты поменьше рассуждай, а доставай-ка где-нибудь носилки. Положим на них, да и понесем. Тут недалече, донесем, авось...» Вот я и полетела через улицу - к слепым в общежитие, достала там складные носилочки, говорю владыке: «Принесла». А он говорит: «Ну, давайте его класть». Положили мы его, накрыли белой простыней, позвали наших четырех сестер - и пошли. Впереди Владыка в клобуке и в рясе, потом - сестры с носилками (я им подсобляла), потом еще несколько сестер наших... Меня-то там, на Мещанской - все знают. Мы несем, а ко мне все народ подходит да спрашивает: «Какая же это сестра у вас преставилась?» - тогда все тифом помирали... Пошли на подворье на Троицкое к Святейшему. Умаялись - страсть: из последних сил все повыбивались. Принесли - постучались. Покойник Яков, потом убитый (Полозов, келейник Патриарха), увидел владыку-то в стеклянную дверь - отпирает. И повел нас наверх. Насилу мы вперлись в дверь-то, с носилками, да на второй этаж... Поставили на пол носилки. Стали ждать.

Вот Святейший выходит. Владыка Варнава со стула вскакивает, к Святейшему: так, мол, дескать, Ваше Святейшество, и так... Святейший подходит тогда к носилкам. Благословил этого-то, на носилках, широким крестом... потом посмотрел на простыню так и вдруг как воскликнет сердитым голосом: «Именем Господа нашего Иисуса Христа тебе говорю: встань!!» Куда тут простыня полетела! Куда - носилки! Обмерший этот как вскочит, чисто ошпаренный - да в дверь, бежать... А Святейший-то ему еще вслед: «Иди, да впредь - не согрешай!» А его и след простыл. А уж что тут с нами было - и рассказать нет моей возможности... А Святейший повернулся к двери, да и пошел к себе... А я только успела шепнуть нашим монахиням: «Бегите, сестры, бегите, милые!» - они врассыпную...»

Разъясняя вышеизложенное, мать Анфия утверждает, что, хотя для нее лично во всем этом случае и много загадочного и необъяснимого, но несомненно, - по ее убеждению, - и то, что «камедь эта» была состряпана с целью «подорвать Святейшего» начинавшими тогда поднимать голову церковными оппозиционерами или, может быть, даже и безбожниками. Но вышло не по-ихнему! Одновременно, со всей категоричностью она утверждает, что «обмерший» келейник действительно был «как доска» - совершенно окаменевший. Она его трогала собственными руками и говорит, что ни руки, ни ноги у него не гнулись, когда они перекладывали его с постели на носилки.

Как бы там ни было, но Преосвященного владыку Варнаву мать Анфия, как старшая сестра, слезно просила покинуть их подворье. И Владыка со своим штатом тут же уехал. «…Только мы их и видели. А уж что тут к чему - сами понимайте, как вас Господь вразумит!»

Москва, 1925 г.




УВИДЕТЬ ХРИСТА


Спас Нерукотворный

У современных людей доминирует отношение к Церкви как к какому-то пережитку, очень узкому направлению жизни, которое безнадежно отстало от мира во взглядах на жизнь. Большого авторитета ни клир наш, ни прихожане в обществе не имеют. Во многом это происходит потому, что сегодня очень мало людей, которые являют миру подлинный образ православной жизни, православного устроения сердца человека.

Необходимо понимать, что сегодняшняя жизнь нашей Церкви объяснима только особым чудом Милости Божией. Семьдесят лет гонений должны были ее полностью уничтожить. Неудивительно, что мы с таким трудом восстанавливаем из небытия наши духовные школы, наши храмы, монастыри. Восстановить церковный клир, т.е. воспитать новое поколение священников, очень непросто. Для этого требуется время.

В нашей жизни чего только нет! И все это уже давно ворвалось в земную жизнь Церкви: и коммерческие интересы, и человеческое хамство, и грубость, и отсутствие любви, и тщеславие, и властолюбие, и карьеризм.

Увидеть за этим Христа - очень нелегко. Задача священника и современного миссионера заключается прежде всего в том, чтобы помочь вошедшим в храм увидеть там Христа, т.е. за всей обычной человеческой суетой, в контексте труднопонимаемого для вновь пришедшего человека языка многовековых традиций и обрядов услышать слово Христово, ощутить любовь Христову, почувствовать таинственное веяние благодати Божией.

Одним из образов, которые хорошо объясняют, что такое Церковь, является Голгофа. Голгофа обычно воспринимается как образ страданий. Это, конечно, так. Но посмотрите, что из себя представляло это место во время распятия Христова. На Голгофе были собраны самые разные люди: и разбойники, и воины, и фарисеи... И могло показаться, что Христа там нет. Даже ученики Христовы тогда испугались, засомневались, убежали. Они еще по-настоящему не знали, Кто такой Христос. Думаю, что это был самый трудный момент в их жизни.

Но именно здесь, в этом самом страшном месте, и был Христос. Христос распятый, поруганный, замученный. И именно здесь, на этом месте позорной казни, были Силы Небесные. Здесь были Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Но понять, узнать это присутствие Божие было очень трудно. И проходившие мимо Голгофы хулили Христа, говоря: «Сойди с креста, спаси Себя Сам».

Вот и сегодня, приходя в Церковь, не нужно искать в ней сектантскую организованность и порядок. Прийти к Богу - дело нелегкое и не очень быстрое. Для этого нужно очень серьезно за себя взяться. Нужен подвиг, а не только энтузиазм, характерный для новых, молодых организаций. Современному человеку трудно сразу понять смысл христианской жизни. Даже, может, почти невозможно. Легче и очевиднее внешнее: длинную юбку надеть, платочек повязать, перестать губы красить, приобрести, так сказать, церковное обличье. Но трудно изменить свое сердце. Перестать дома грубить матери, научиться чувству христианской ответственности, научиться молиться Богу, научиться любить Истину, не просто словесно исповедовать свою веру, а всю жизнь свою по-христиански перестроить... Это очень трудно.

Приходя в храм, человек должен увидеть, ощутить совершенно иную жизнь, чем та, которая окружает его в мире. Эта жизнь должна быть светла, должна поражать своей красотой. И не только убранство храма, священнические облачения, церковное пение должны быть красивы. Самое главное - прекрасными должны быть верующие люди, их отношения. Вновь пришедший должен сразу понять, что здесь царит любовь, чистота, праведность, что церковные люди живут по другому закону - по заповедям Божиим, и что их молитва - это действительно общение с Богом, Который есть для них Отец Небесный. У нас сегодня это получается, к сожалению, с великим трудом.

Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ,
ректор Православного Свято-Тихоновского
Богословского института



ЗАЧЕМ МЫ ХОДИМ В ЦЕРКОВЬ


Современному человеку, воспитанному на культе удовольствий, трудно бывает понять, зачем нужны многочисленные сложности, как посты, долгие стояния в храме, церковнославянский язык. Люди, привыкшие к разнообразному сервису, и Церковь считают элементом сферы услуг, чем-то вроде “бюро удовлетворения религиозных потребностей”. С их точки зрения, все, что в храме доставляет малейшее неудобство - плохо, неправильно, негуманно. И нередко именно в поисках “комфорта” они приходят в секты.

Но Господь сказал нам: “Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11,12). Узкий тернистый путь всегда тяжел, именно поэтому в православных храмах нет телесного комфорта, и вступивший на стезю духовного совершенствования сразу почувствует это на себе.

Удивительно, как много человек готов сделать для здоровья и красоты своего тела! Месяцами занимается “лечебным голоданием”, выносит изнурительные физические нагрузки (шейпинг, бодибилдинг), делает пластические операции, даже пьет собственную мочу (уринотерапия). Ради достатка и земных почестей люди работают с утра и до вечера, добиваются ученых степеней, при этом часто жертвуя семьей и здоровьем. И мир оправдывает, даже приветствует эти жертвы. Но как только человек захочет что-то сделать для спасения своей безсмертной души, например, начинает поститься, то есть на определенное время отказывается от мясной и молочной пищи, пытаясь обуздать свою плоть, - этого мир понять и простить ему не может. И прежде всего на него ополчаются ближние: родные, друзья, знакомые. Какие бы аргументы не выдвигались в защиту поста: что здоровье человеку дается не пищей, а Богом; что воздержание от животной пищи только на пользу организму... Все они отвергаются теми, кто готов на гораздо большие жертвы ради здоровья и красоты лишь тела.

Можно согласиться с утверждением, что пост - не самое главное, гораздо важнее быть добрым и терпимым к людям, соблюдать иные заповеди (не лгать, не гневаться, не осуждать). Но тысячелетний опыт христианства свидетельствует: кто хоть бы на время не может обуздать свое чрево, не способен и к духовному росту. Пост - лишь начальная ступень и необходимое условие такого восхождения.

Сам Господь указывает нам в посте средство борьбы с темными силами: “Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста” (Мк. 9, 29).

Для нецерковных людей непонятно также, почему во время богослужений необходимо стоять. Но ведь существуют хотя бы простые нормы этикета, когда сидеть в присутствии каких-то лиц считается недопустимым. В храме же - особое присутствие - Божие. Перед Богом надо стоять. Мы приходим к Нему с просьбами, мольбами о прощении грехов, о даровании нам милости, каких-либо благ, о заступлении за нас. И вместо того, чтобы смиренно, на коленях, обращаться к Господу, мы будем озираться вокруг и искать, где бы сесть поудобнее? Конечно, по немощи, с непривычки не все могут выстоять несколько часов службы. Любая жертва должна быть посильной. Но в таком случае и надо воспринимать это как свою слабость, а не как “недостаток” Церкви. Многие, даже очень немощные бабушки, все же предпочитают стоять во время литургии. И сердце радуется, когда смотришь, с каким усердием вершат они свой молитвенный подвиг.

Иные сетуют на святую Церковь и за то, что богослужения проводятся на малопонятном языке. Здесь мы снова сталкиваемся с тем, что люди не хотят прилагать какие-то усилия, делать шаги навстречу Церкви. Они требуют, чтобы она сама стала проще, а вернее, примитивнее. Но ведь в церковнославянском языке лишь небольшое количество слов и несколько грамматических форм, которые отсутствуют в русском. И если многие готовы тратить годы на изучение иностранной речи, специальной научной терминологии, то почему бы не посвятить несколько дней изучению языка, на котором вот уже более тысячи лет славяне возносят хвалу Господу?

Итак, для чего же мы приходим в храм? Только попросить телесного здоровья, успехов, поставить свечку, перекреститься наспех и опять поспешить к своим житейским проблемам? Или нам нужно нечто большее? “Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и все приложится вам” (Мф. 6,33). Законы, по которым живет Церковь, и законы, по которым живет мир, отличны друг от друга, часто противоположны.

Мир призывает нас: будьте свободными, наслаждайтесь жизнью - пейте, гуляйте, веселитесь. И делает нас рабами греха - пьянства, блуда, осуждения.

Церковь предлагает нам: будьте сынами и дочерьми Божьими, боритесь со своими страстями, очищайте душу покаянием, причастием, молитвами, постом. И станете свободными от греха.

В своей земной жизни мы должны сделать выбор - кем нам быть: сыном, дочерью Божьими или рабом греха. “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Мф. 7,13).

Мир навязывает нам грех, приучая относиться к нему, как к норме. И если у людей старшего поколения еще сильны в памяти наставления бабушек и дедов, воспитанных на библейских заповедях, то молодое поколение, в большинстве своем, оказалось безсильным противопоставить что-либо всепоглощающей волне порока. Человека, наслаждающегося “прелестями” жизни и не думающего о своей душе, преподобный Исаак Сирин сравнивает с псом, который лижет пилу и не замечает боли, пьянея от собственной крови. Но ведь земная жизнь дается человеку, чтобы подготовить свою душу к жизни вечной. А чем выше цель, тем больше должна быть и жертва. И если мы готовы следить за чистотой и красотой тленного тела, то не с большим ли усердием должны заботиться о чистоте и здравии безсмертной души? “Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете” (Рим. 8,13).



СКОЛЬКО СТОИТ ТАИНСТВО?


Человеку, впервые переступившему порог православного храма, многое кажется незнакомым и непонятным. Как и куда ставить свечи? Зачем нужны иконы? Как и для чего брать благословение у батюшки? Зачем священнику борода и длинные волосы? И уж тем более, далеко не все, даже из числа давних прихожан, задумываются над тем, что же такое православное Таинство. Чаще многие задают вопрос: сколько оно стоит? Вот об этом мы и поговорим.

Для начала попробуем дать некоторое определение православного Таинства и понять его смысл. В православном Законе Божием Таинством называется «такое священнодействие, через которое тайно, невидимым образом, подается человеку благодать Святаго Духа». Всех Таинств Православной Церкви семь: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), причащение (Таинство Святой Евхаристии), брак, священство и елеосвящение. Все это не дань многовековой традиции, не «выдумка попов», как думают многие, особенно из числа научной интеллигенции. Таинство - это реальность, причем гораздо большая, чем то же магнитное поле или электричество. Но реальность эта особенная, «потрогать» и «прощупать» которую невозможно, как невозможно пробирочным способом убедиться в существовании совести, любви, тоски, печали и прочих человеческих чувств или состояний, которые от неосязания не становятся несуществующими.

Таинство - это зримое проявление силы Божией, совершающейся в людях. Те, кто бывал в святых местах, на могилках особо чтимых Православной Церковью старцев, наверное, видели самые настоящие чудеса, о которых мы знаем по Евангелию и Житиям святых, когда слепые прозревают, глухие начинают слышать, бесноватые навсегда избавляются от своего страшного недуга. Таинство - это тот стержень, на котором века держится вся Православная Церковь. Без него ее судьба, равно как и ее существование, были бы предрешены еще две тысячи лет назад. Подходя к вопросу о цене Таинства, необходимо сказать, что последнее -это не какая-то замерзшая константа, подобно мерам длины и веса, а нечто совершенно иное. Это всегда и, прежде всего, событие, действие, совершающееся в человеческой душе, а не в Сбербанке. Именно поэтому можно выложить за Таинство все свое состояние, но оно не совершится в вас, потому что душа не телефон-автомат, срабатывающий, когда в него попадает монетка. Для совершения Таинства нужна вера и внутренняя готовность души и сердца.

Поскольку речь идет именно о православном Таинстве, то уместно сказать о том, в чем же его отличие от других так называемых «таинств» мира сего? Отличие видится, прежде всего, в благодатности, в том «благе», «добре», которые Бог отдает людям даром. Не безплатно, заметьте, и не просто так, а вообще ничего за этот дар не требуя. Благодать - это та непостижимая энергия Бога, которая помогает человеку очиститься, омыться от греха, что-то в себе переменить и, в конечном счете, освятиться и спасти свою безсмертную душу. «Воля Божия, - говорит апостол Павел в одном из своих посланий Фессалоникийской церкви, -освящение ваше». Другие «таинства» этой силы лишены.

В отличие от членов всевозможных тайных орденов, для которых ореол неизвестности и избранности гораздо выше самой тайны, православное Таинство не уходит в подземелья. Оно остается доступным для всех и каждого. В евангельской притче о потерянной овце, ради которой пастырь оставил других девяносто девять, эта доступность раскрывается полностью. Теперь обратимся к словам Спасителя, обращенным к ближайшим своим ученикам, уходящим на евангельскую проповедь: «... даром получили, даром давайте» (Мф. 10,8). Сохраняя эту заповедь, Православная Церковь и по сей день не берет платы за Таинство. Однажды, уже после Вознесения Христова, у ворот иерусалимского храма апостолы Петр и Иоанн увидели человека, как говорит Писание, «хромого от чрева матери», который просил у них милостыню. Петр внимательно всмотрелся в того человека и сказал: «Серебра и золота у меня нет. А что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». Получив благодать даром, апостолы даром и отдали ее. Но за что же тогда сегодня в православных храмах прихожане платят деньги?

За все, кроме самого Таинства: за записочки в алтарь с именами, за свечи, книги, иконы, просфоры и молебны, за все, что делается человеком, то есть за сам труд в храме. Но ни в коем случае не за то, что делается Богом. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что у всего на свете есть своя цена. Безусловно, эта цена есть и у православного Таинства, но исчислить ее невозможно, поскольку она равна не фунтам, долларам или рублям, а цене искупления человечества от греха, цене нашего освобождения от духовной и вечной смерти. Цена Таинства - Кровь Спасителя. Поэтому правильно будет остановиться на утверждении, что плату в Церкви берут не за Таинство, а за труд священников. «Трудящийся достоин пропитания», - говорил Христос (Мф. 10,9-10).

Священник - это не только служитель Христа, но и человек, которому тоже нужно есть, пить, а если у него есть семья - заботиться о своих домашних. Труд священника, без сомнения, тяжкое крестоношение Христа ради, вопреки практически поголовному представлению невоцерковленных людей о «работе» батюшки, как о «ничегонеделании». Те, кто взял на себя труд отстоять хотя бы одну службу, знают, насколько это тяжело. А два раза в день? А четыре? А всю жизнь? Священник обязан в любое время дня и ночи, в здравии или в болезни спасать человеческие души. У священника нет слов «не хочу». Он должен исповедывать, крестить, отпевать и совершать прочие требы просто потому, что на нем лежит благодать священства. Только немощь или какие-то особенные и непредвиденные обстоятельства могут дать священнику некоторое послабление. Священник - раб Иисуса Христа. Вот что такое «работа» батюшки.

Кроме того, священникам приходится терпеть и людские немощи. Поистине, тяжелейшее испытание - исповедь. По призванию, любой батюшка должен любить своих духовных чад. Но по своему естеству священник такой же человек, как и мы все, устающий не только физически, но и духовно. Только в отличие от нас, он больше укрепляется благодатью Святого Духа. Представьте, что вам ежедневно приходится узнавать о дорогих вам людях не самое приятное, то, что называется грехами, то, что все мы тщательно друг от друга скрываем, и что способно отвратить от нас даже самое любящее сердце. А священнику приходится слушать это ежедневно.

И, наконец, если обычный человек может позволить себе сорваться на крик или отмщение, то священник просто не имеет на это права. Вот за этот труд Православная Церковь и просит добровольную, посильную жертву. Будет ли это пожертвование в церковную кружку или вы купите свечечки, книги или иконочки, или закажите молебен, это - ваша добровольная жертва. Если у вас не будет, чем отблагодарить батюшку, то он совершит требу и во славу Божию. Ваше искреннее раскаяние в совершенных грехах и твердое обещание постараться больше не совершать их никогда Господь примет вместо платы.

Цены установлены в Церкви не за Таинства, а за те «тросточки», что помогают нам подняться на духовную высоту: за книги, свечи, иконы, ладан и прочее, то есть за все то, что создает у нас необходимый настрой на молитву. Конечно, Дух Святой может излиться на нас и в голом поле, но Церковь, - это огромный организм, который с каждым веком растет, множится и развивается, как могучее дерево. Без обрядовой стороны Церкви, как и телу без одежды, обойтись никак нельзя. По сути, цена в Церкви условна, как условно и само наличие в ней цен. Но не будем забывать, дорогие братья и сестры, что Церковь живет в миру. Епископы обязаны заботиться о пастве и о том, чтобы восстанавливались храмы, монастыри, церковные школы. Для ведения церковной службы необходим труд певчих, который оплачивается. Необходимы ладан, свечи, масло. Многое приходится покупать в других городах или за границей. Перевозка должна быть оплачена, как должны быть оплачены сами книги, иконы, одежды для служителей, коммунальные услуги, охрана храмов, должны быть оплачены продукты для церковных трапезных. Средства берутся, естественно, из добровольных пожертвований прихожан.

Но в наши дни пожертвование престало быть велением души, оно стало скорее «престижным». И дело даже не в пожертвовании церквам. Речь идет о готовности одеть нагого, напоить жаждущего, накормить алчущего и утешить страждущего - это тоже жертва. Люди забыли, что за каждым страдальцем невидимо стоит Сам Христос. Он невидимо присутствует в каждом страждущем, испытывая нас с вами на любовь и самопожертвование ради ближнего. Христу не нужны деньги или еда с питием, Ему нужно наше милующее сердце - милосердие. Лет сто - сто пятьдесят назад русское общество плохо ли, хорошо ли, но было пропитано православным духом, как губка маслом. В людях жила вера. В ком-то она тлела, в ком-то бушевала ярким пламенем, но атеизм все же не был социальным явлением. Общество той поры понимало значение религии в жизни нации и всячески старалось содействовать Православию. Народ жертвовал на строительство храмов, монастырей, приютов и лечебниц, на помощь заключенным, голодающим, соблюдая одну из древних заповедей о церковной десятине.

В наши дни видна прямо противоположная картина. Люди все меньше жертвуют на храмы, возмущаясь «порядками» в Церкви, и все больше судят священников. У одного, мол, джип, у другого - радиотелефон. А между тем, когда настоящее горе касается этих людей или их близких, они спешат за помощью именно к батюшке. Представьте, что где-то умирает человек, его последнее желание - причаститься Святых Христовых Тайн, а родственники не могут найти батюшку, поскольку у него нет не только джипа или потрепанной легковушки, но даже телефона. Теперь представим, что человек умер без причастия, без последней исповеди и что будет с его безсмертной душой, Бог весть. Теперь представьте, что этот человек - вы.

Поэтому, дорогие братья и сестры, оставим на совести священников самим распоряжаться своим достатком, и уж если у кого-то из них появляется машина или телефон, или квартира, думается, это для нашего же блага. Если есть возможность дозвониться до батюшки и привезти его к болящему или умирающему раньше, что в том плохого? Сегодня священникам приходится ездить по всей области и нужно только радоваться о том, что на каком-то дальнем приходе появился свой автомобиль.

Вот и попробуйте исчислить цену Таинства даже в пределах нашего земного бытия, не замахиваясь на Вечность. Безусловно, оценить Таинство нельзя - это неоценимый дар Божий. Но оценить труд священников можно вполне. Задавая вопрос: «Сколько стоит Таинство?» -подумайте о том, сколько вы сможете заплатить за безценное, за судьбу своей безсмертной души.

Максим Стефанович



ПОДВИГ НЕОСУЖДЕНИЯ


Преподобный Максим Исповедник говорит: “Не должно ли ужаснуться, вострепетать..., что когда Бог Отец, не судя никого, Сам “весь суд отдал Сыну” (Ин. 5,22), Сын же вопиет: “Не судите, да не судимы будете” (Мф. 7,1); “не осуждайте, и не будете осуждены” (Лк. 6,37), подобно и апостол: “Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь” (1 Кор. 4,5), и еще: “Тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя” (Рим. 2,1), когда говорю это, так есть: люди, оставя плакаться о своих грехах, взяли суд из рук Сына, и сами, как бы безгрешные, судят и осуждают друг друга! Небо ужасается сему и земля трепещет” (“Христианская жизнь по “Добротолюбию”, Харбин, 1930 г.).

Проходят столетия, а люди по-прежнему стоят перед все той же неприступной стеной осуждения и не могут преодолеть ее. Адам в раю, оправдываясь перед Богом, осудил Еву; Каин, осудив в душе брата своего Авеля, убил его; грех осуждения привел иудеев к убийству Мессии; и нас, новых каинитов и фарисеев, осуждение толкает на ежедневное духовное убийство братьев своих.

Осуждение мучает и самих осуждающих, оно не дает душе успокоиться, заставляет непрестанно следить за действиями окружающих и горьким ядом подозрительности отравляет душу.

Один современный нам старец как-то сказал: “Встать на путь спасения легко: нужно только твердо решить, что с этой минуты больше не будешь никого осуждать”. Умом эти слова можно понять, но как их исполнить на деле? Для этого необходимо уразуметь, в чем причина осуждения. А причина в нашей ложной самооценке: осуждает другого тот, кто считает себя вправе судить, кто себя ставит выше брата своего, кто себя видит якобы лишенным тех грехов, в которых обвиняет окружающих. Тот, кто не осознал собственной духовной порчи, никогда не перестанет осуждать ближних. Но ведь мы все заражены грехом - “несть человека, иже поживет и не согрешит” - все томимся своей испорченностью, все чаем избавления в жизни будущаго века, все нуждаемся в божественной помощи. Опять же, теоретически многие это знают, но когда доходит до дела, удержаться от осуждения бывает болезненно тяжело; нас тянет осуждать. Почему? - Потому, что осуждение стало нашей страстью, и, как всякая страсть, оно приносит нам бесовскую усладу, тонкое прелестное наслаждение. Как “приятно” в дружеской беседе кого-либо поосуждать, высмеять чьи-то недостатки, поухарничать и поерничать... Но неужели мы не верим Евангелию, предупреждающему, что за каждое слово придется все-таки некогда дать ответ, а значит и за это лжевеселие, замешанное на осуждении.

Борьба со страстью осуждения, как и с любой иной страстью, не может быть теоретической; она должна быть ежедневной, ежеминутной, всежизненной; она должна основываться на понуждении себя и на внимании к своим словам и мыслям. Иначе говоря, без умного делания, без духовного подвижничества здесь не обойтись. В чем же в данном случае должно состоять сие делание и сей подвиг? - Во внимательном слежении за собой во всех разнообразных жизненных обстоятельствах. При этом мы обязательно заметим, что в течение дня поводы к осуждению, словно невидимые подводные камни, окружают нас со всех сторон и грозят крушением кораблю души нашей. С Божией помощью, постепенно, мы научимся избегать столкновений с этими подводными камнями: там, где раньше нами овладевало раздражение -мы будем спокойны, где гневались - промолчим, где оправдывались - смиримся, где осуждали ближнего - помолимся о нем и о себе, дабы и нам не впасть в подобные прегрешения.

Очень скоро мы заметим, что душа наша, не отягощенная осуждением, испытывает подлинную духовную радость и легкость; и не мудрено - вериги чужих грехов больше не гнетут нас.

Как осуждение влечет за собой другие пороки: гнев, ссоры, убийства, так и победа над осуждением открывает путь добродетелям: чистой молитве, безгневию, безстрастию, видению своих грехов. Именно по этой причине демоны всячески опутывают душу сетью осуждения и препятствуют освобождению от этой страсти. В свою очередь, и мы, по той же причине, не имеем права отлагать борьбу с осуждением, но должны начать внимательно следить за собой.

“Следить за собой” - золотое правило христианской нравственности, увы, так часто пренебрегаемое христианами. Как много усилий мы тратим на внешнюю деятельность и как мало сил оставляем на то, чтобы следить за собой. А ведь без этого внутреннего делания ничто внешнее не приведет ко спасению... Скажем, русские православные патриоты борются за возрождение православной царской России, и это хорошо, но в то же время нельзя упускать из виду, что возрожденная Россия и царь не принесут света Христова в наши души, если мы будем отягощены пороками. Можно ли представить себе более печальный исход: в России будет царствовать православный царь, а в наших душах - адоподобный мрак! А ведь так именно и случится с теми христианами, будь они даже трижды патриотами, которые не следят за собой, не ведут невидимой брани с собственными страстями, не заботятся о своей душе.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святаго. А Святый Дух как раз и именуется Царем Небесным. Об утверждении в душах наших Этого Царя и следует позаботиться в первую очередь. Для сего необходимо вступить на путь умного делания, на путь духовной борьбы со страстями; и с Божией помощью одну за другой, последовательно побеждать их. А начать борьбу можно все с той же страсти осуждения.

В заключение вновь повторю мудрые слова старца: “Встать на путь спасения легко: нужно только твердо решить, что с этой минуты больше не будешь никого осуждать”.

Инок Всеволод, Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль



КАК ИСКУПИТЬ ГРЕХ АБОРТА?


Из каждых семи женщин - шесть делают аборты. Часто даже не осознавая того, что, уподобляясь Ироду, пытаются убить Христа в своей собственной душе!


Как покаяться в грехе аборта? Во-первых, если человека мучает совесть, значит, она у него есть, это уже хорошо. В первую очередь, нужна исповедь и соответствующая епитимия, назначенная священником. Полезно знать, что св. Церковь по древним канонам за аборт отлучает от причастия на 10 лет, наравне с убийцами. Конечно, сегодня это правило не применяется, но понимать, что аборт относится к одному из самых тяжких грехов, нужно. Епитимия носит не искупительный, а дисциплинарный характер, она строго индивидуальна. Имеет значение возраст, состояние здоровья, степень воцерковленности кающегося и мн. др.

Во-вторых, нужно помнить, что никакой “молитвы от аборта”, автоматически снимающей грех, не существует. Даже чинопоследование из требника “Молитва жене, егда извержет младенца”, относится только к тому случаю, когда выкидыш произошел невольно, по болезни, неосторожности, но не к искусственному прерыванию беременности.

Что еще возможно, кроме исповеди и епитимии, назначенной священником? Здравый смысл подсказывает, что те, кто избавлялись от детей, должны, принеся покаяние, их рожать: “жена... спасется через чадородие, если пребудет в вере, и любви, и в святости с целомудрием” (1Тим., 2,14-15). К сожалению, этот спасительный и наиболее верный путь для большинства кающихся уже невозможен по возрасту. Но у тех, кто раскаивается в грехе детоубийства, иногда есть взрослые дети, которые должны перестать делать аборты. Хоть поздно, пусть даже во втором поколении, но прервется эта цепочка преемственности греха.

Обычно жизнь людей, погубивших младенцев в утробе, омрачается различными скорбями -это одиночество, бездетность, семейные проблемы, трудности с воспитанием детей, иногда их потеря, расстройство душевного и телесного здоровья, бедность. Все скорби могут рассматриваться как епитимия, а через терпеливое перенесение этих скорбей, соединенное с покаянием и сокрушением сердца, приходит прощение.

Но есть еще один способ облегчить свою совесть. В послании св. апостола Иакова говорится: “обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов” (Иак. 5,20). И еще: “спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?” (Притч. 24,11). Очевидно, что тот, кто спасает ребенка от аборта, спасает человеческую жизнь, а значит, покрывает и свои грехи. Те, кто в прошлом совершали аборты, вполне могли бы оказывать материальную помощь тем, кто собирается сделать аборт, чтобы остановить их.

Господь, видя покаяние и плод, достойный покаяния (Мф. 3,8), дела милосердия, спасительное терпение скорбей - силен помиловать любого кающегося грешника.

Священник Максим ОБУХОВ



ЧЬИ МОЛИТВЫ СЛЫШИТ ГОСПОДЬ


Есть старая легенда, наглядно показывающая нам, как беpплодны иногда бывают наши молитвы.


Давно-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут все также плохо. Греха не убывает... Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И чудилось ему, будто светозарный ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей... По мере того, как поднимались они выше и выше, все слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Не слышно было человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные, нежные звуки, как звуки далекой лютни.
- Что это? - спросил старец.
- Это святые молитвы, - отвечал ангел, - только они слышатся здесь!
- Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме?..

Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.
- Ты хочешь знать?.. Смотри...

Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть все, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба -сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. На левом клиросе дьячок что-то читал, быстро-быстро шлепая и перебирая губами, но слова туда, вверх, не долетали. На амвон медленно вышел громадного роста диакон, плавным жестом поправил свои пышные волосы, потом поднял орарь, широко раскрыл рот, и... ни звука! На клиросе регент раздавал ноты: хор готовился петь. «Уж хор-то, наверное, услышу...» - подумал старец. Регент стукнул камертоном по колену, поднес его к уху, вытянул руки и дал знак начинать, но по-прежнему царила полная тишина. Смотреть было удивительно странно: регент махал руками, притопывал ногой, басы краснели от натуги, тенора вытягивались на носках, высоко поднимая голову, рты у всех были открыты, но пения не было. - «Что же это такое?» -подумал старец. Он перевел глаза на молящихся. Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.

- Отчего это? - спросил старец.

- Спустимся, и ты увидишь и поймешь... - сказал ангел.

Они медленно, никем не видимые, спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней и тихо коснулся рукой... И вдруг старец увидал ее сердце и понял ее мысли: - «Ах, эта противная почтмейстерша! - думала она. - Опять в новой шляпе! Муж - пьяница, дети - оборванцы, а она форсит!.. Ишь выпялилась!..» Рядом стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаенные мысли: - «...Экая досада! Продешевил... Товару такого теперь нипочем не купишь! Не иначе как тыщу потерял, а может, и полторы...» Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: - «Эх, и хороша Дуняша!... Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой... Вот бы жену такую! Пойдет или нет?»

И многих касался ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.

- Теперь ты понимаешь? - спросил ангел. - Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые...

В эту минуту вдруг чей-то детский робкий голосок отчетливо проговорил: - «Господи! Ты благ и милостив... Спаси, помилуй, исцели бедную маму!..» В уголке, на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слезы. Он молился за свою больную маму. Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.

- Вот молитвы, которые слышны у нас! - сказал ангел.

Святитель Василий Кинешемский



ПОЧЕМУ ТАК ПЛОХО ЛЕЧИТСЯ ПЬЯНСТВО?


1 января Святая Церковь отмечает память Святого мученика Вонифатия Тарсийского.

По молитвам святого Вонифатия ко Господу многие раскаявшиеся грешники получают исцеление от душевных болезней, избавляются от страсти к пьянству.

Однажды к швейцарскому психологу Карлу Густаву Юнгу (1875-1961) обратился за помощью Роланд X., страдавший алкоголизмом. После проведенных лечебных занятий произошел досадный срыв - повторился запой. Спустя много лет, вспоминая об этом пациенте, Юнг в одном из писем отмечал: «Его страстное стремление к алкоголю было эквивалентным, на низком уровне, духовной жажде нашего существа». Роланду X. Юнг посоветовал тогда прежде всего обрести веру и «духовно переродиться». Показательно и еще одно утверждение знаменитого ученого: «Я глубоко убежден, что принцип зла, преобладающий в этом мире, приводит нераспознанную духовную потребность к проклятию, если ему не противодействует или настоящее религиозное понимание, или защитная стена человеческого сообщества. Обычный человек не может сопротивляться силе зла, которая называется диаволом». Даже неправославный исследователь Юнг (он серьезно увлекался оккультизмом) пришел к убеждению о необходимости религиозного преображения человека в борьбе с алкогольной зависимостью. В последнее время в силу малоэффективности медикаментозной терапии к такому выводу приходят специалисты практически всех стран мира.

Официальная медицина пытается решить проблему с помощью «кодирования», «подшивания эсперали», уколов типа «торпеда», стараясь вызвать у страдающего болезненным пристрастием страх смерти в случае дальнейшего употребления алкоголя. На некоторое время человек перестает пить, но при этом продолжает испытывать характерные периоды «ломок», агрессии, других расстройств поведения и самочувствия.

Святитель Тихон Задонский замечал, что причина пьянства заключается не только в вине. То есть и без вина можно быть пьяницей. Св. прав. Иоанн Кронштадтский говорил: «Отчего происходит жадность к вину? Оттого, что... не имеют спасительной жажды Божественной благодати. Жажда своего спасения прогнала бы всякую жажду вина и вообще чувственных удовольствий». Исходя из сказанного, пьянство можно представить как укоренившуюся пагубную привычку, перешедшую в порочную страсть. Но привычка эта, в свою очередь, была подготовлена иными греховными страстями: гордыней, плотолюбием, сластолюбием и др. Как считали св. отцы, каждой страсти греховной соответствует свой бес. Обратимся снова к словам св. прав. Иоанна Кронштадтского: «С пресыщением и пьянством враг безплотный входит в сердце человека... Вот причины, почему с возрастающим пьянством усиливается наклонность к пьянству (оттого, что возрастает сила врага над человеком), отчего заметна у пьяниц такая сила, влекущая их невольно к удовлетворению страсти или внутреннего стремления к вину, - у этих несчастных враг в сердце. Чем же изгнать беса пьянства? Молитвою и постом...»

В.Невярович



ПРЕДСКАЗАНИЯ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО


“Итак, запомните: что для нас, русских, вечно останется: религия и Россия, это одно целое. Русский национализм, это Православие, а без Православия мы можем превратиться в рабов и дрянь звериную” (том XI, стр.471).

“Победа над врагами-сатанистами обязательно придет; до окончательного истребления себя русская нация никогда не допустит. Русский как славянин поднимается духом в страдании, укрепляется политически в угнетении, а главное, среди рабства и угнетения соединяется взаимно в любви и Христовой истине. Ведь о спасаемости религии нам свидетельствует наша родная история; спасла нас религия от монгольского ига, спасла нас религия и от смутного времени” (том X, стр.297).

“Русская вера, русское Православие – единственная народа нашего святыня; в ней его идеал, вся правда и цель жизни” (том X, стр.313).

“И заметьте, утешительно то, что когда приходит та особенная крайность, т.е. в последний момент вся ложь выскочит из сердца народного и станет перед ним с неимоверною силой обличения, и вот тогда-то православные все-таки умеют духовно объединиться на защиту своего” (том IX, стр.200).

Достоевский, за много лет предсказавший русскую революцию со всеми ее ужасами, предсказал и расцвет России; вот его пророческие слова: “От инока придет спасение России”. Он предвидел торжество истинного христианства в России и даже крест на Св.Софии. Достоевского не пугала русская стихия как непонятная и непередаваемая иностранцам сущность русской души, русского характера, русской судьбы и даже русской природы; он верил, что в русской хаотической стихии создается дивный космос – это русский Бог, Русский Христос, Который обновит все человечество, Воскресение которого возможно только русской мыслью, русской верою. “Не оживет, аще не умрет”, – вот пророчество Достоевского. Россия должна пройти путем зерна: беснование русской стихии должно дойти до предела, до полного выявления всего адского – затем бесы должны войти в стадо свиней и ввергнуться в бездну... а из семени вырастет перед изумленным миром Исполин, могучий, праведный, мудрый и кроткий...

И действительно, наше спасение и спасение России только в духовном подъеме. Вспоминаются слова профессора Ключевского: “Конец Русскому Государству будет тогда, когда разрушатся наши нравственные основы, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Преподобного и закроются врата его Лавры”. Погасшие лампады над гробницей Сергия Преподобного ныне уже горят и врата его Лавры открыты.

О нравственной силе русского народа Достоевский говорит так: “Чтобы судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда к тому прийдет срок”.


РОССИЯ

Еще не все ты выплакала слезы
По блудным сыновьям и дочерям.
Еще не все седы твои берёзы,
Еще есть место для могильных ям...
Еще спешит любимый на свиданье
К любимой, сохранившей свою честь, –
А это значит, что на покаянье
У нас еще, Россия, время есть!



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld