Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2004 год, выпуск № 10 (10)


ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Праздник Покрова Пресвятой Богородицы открывает нашему духовному взору самое утешительное зрелище: небо и там Владычицу нашу, Всеблагую Заступницу. Примером Своим Она увлекает к тому же и весь сонм святых угодников. За ними открывает и Самого Господа всяческих, внимающего этому ходатайству и на него преклоняющегося. Ибо из этого ходатайства Пресвятой Богородицы со всеми святыми составляется небесный многомилостивый Покров над нами, преисполненный благодати, всегда готовой обильно излиться на нас.


ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Покров этот непрестанно прос-терт над нами, и мы всегда стоим под ним. Мы повседневно окружены телесными и душевными нуждами, а там - всякая помощь, всякое благо и всякий дар. Протянем лишь руки — и примем дар. Откроем уста и сердце — и исполнимся благ. Воззовем - и обретем помощь. Но хоть и готов нам дар, однако и нам со своей стороны должно приготовить место для его хранения. Приготовить сердце. Приготовить руки, приемлющие со смирением. Если так настроимся, то между нами и Небесным Покровом будет постоянное общение. Тогда мы будем земля жаждущая, а Покров - облако, орошающее и напояющее.

Чтобы получить благодать свыше, надо всегда просить об этом со смирением. Ничто так не лишает небесной помощи Покрова Божьей Матери, как самоуверенность, надежда на помощь сильных мира сего. Все это ведет к богозабвению. Потому человек и оставляется Господом самому себе и своим средс-твам к спасению.

А человек что есть? Трость сокрушенная! Трава! Пар! Жить, надеясь лишь на себя и свои силы, - то же самое, что идти по топкому месту. То и дело будешь погружаться в тину неудобств и препятствий, которые постоянно связывают и не дают двинуться вперед. Надеющийся же на помощь Божию обретает Его милость.

Наше сердце предназначено к тому, чтобы быть раем и садом, исполненным цветов и плодовых деревьев. Но надо потрудиться и приготовить его к тому. Отростки всякого рода уже есть в сердце, но они дикие. Их надо привить. Берите в раю плодоносные ветки и прививайте. Нужна вера? Берите веточку веры. Нужна чистота целомудрия? Берите! Терпение? Берите терпение. Берите всякую добродетель и прививайте. Тогда ваше сердце станет райским садом в малом виде. Тогда исполнится над вами: “Се царствие Божие внутрь вас есть”. Девы любят цветы. Принесем и мы Пресвятой Деве в праздник Покрова в дар цветы чистоты, целомудрия. Принесем и положим к Ее ногам неувядаемый букет добрых дел. Букет святых чувств и добрых расположений сердца к ближним. Букет любви. Букет милосердия. Букет терпения, смирения и кротости.

Но, чтобы собрать и составить такой букет, этому должно учиться. У кого? У Самой Девы. Учиться с ранних лет посвящать себя на служение Богу у Той, Которая, будучи еще отроковицей, была введена во храм и отдана на служение Господу. Учиться молитве, богомыслию и чтению Священного Писания у Той, которая во время Своего пребывания в храме более всего уделяла внимание этим благочестивым занятиям, переходя от чтения к богомыслию, а от него - к молитве.

Учиться трудолюбию у Той, Которая не чуждалась никаких работ. Учиться кротости, смирению и терпению у Той, Которая, несмотря на Свои великие совершенства, не считала Себя стоящей какого-либо внимания в очах Божиих.

Учиться в час какой-либо напраслины благодушно терпеть все и от Бога ожидать защиты и оправдания. Учиться состраданию. Учиться перенесению скорбей у Той, “Которой оружие прошло сердце”.

В последние тяжкие времена с умножением грехов увеличились и наши беды, во исполнение слов апостола Павла: “Беды от разбойников, беды от иноплеменников, беды в пустыне и беда от лжебратий”. Когда во исполнение слов Самого Господа “восстает народ на народ и царство на царство”, наступают глады, моры и землетрясения, теснят нашествия иноплеменников, междоусобные войны, Преблагословенная Дева Мария, Матерь Божия, подает нам в защиту Свой Покров, чтобы освободить нас от всех бедствий, сохранить невредимыми под Своим всесильным Покровом.

Нет и не было на земле ни одного человека, который бы не испытал скорбей. От них не свободны ни бедные, ни богатые. Куда ни посмотрите, везде увидите труды, заботы, лишения, болезни, горе. Спросите самого счастливого, и он признается, что не знает полного покоя и счастья.

Сам премудрый Соломон говорил о земных благах: “Я был царь. Обладал несметным богатством, какого никто не имел. Все изумлялись моей мудрости. Слава моя распространилась по всей вселенной. Но под конец жизни я познал и понял, что все земное - суета сует и томление духа”.

Святые старцы говорят: “Как человеку невозможно избежать смерти, так невозможно прожить без скорбей”. Все наше житие исполнено болезней и печали, клеветы, укоризн и других многоразличных бед. Немощствует тело, изнемогает и дух. Всякая житейская сладость не бывает без печали. Слава не вечна, богатство уходит. Красота и здравие увядают. Друзья и близкие умирают.

Кто избавит и утешит нас от всех скорбей? Пресвятая Богородица, Матерь всех христиан. К Ней, Всеблагой, какое бы несчастье не постигло, должны мы обращаться за помощью и утешением. Ибо каких скорбей не утоляла Она? Кто, обратившись к Ней, не был услышан? Всем и каждому спешит Она на помощь. Подавала и подает помощь даже иноверцам.

Когда постигнет нас какая нужда или скорбь, грехи ли будут тяготить, тоска ли станет одолевать, — не будем отчаиваться, но поспешим за помощью к Царице Небесной. И Она, Премилостивая, исполнит всякое наше прошение. Избавит от всякой беды. Облегчит всякое горе.

“К Кому прибегну иному, Чистая? Где и у кого найду прибежище и защиту? Где найду и обрету скорую помощницу в скорбях? На Тебя уповаю, Всемилостивая. Услыши и прими мое убогое моление. Не презри моих слез и рыданий, но защити меня, яко благая, и исполни мои прошения. Ибо все Ты можешь как Матерь Бога Всевышнего. Все посильно Тебе. А потому не остави нас. Заступись, защити, попроси, помоги и прости, прости, Всепречистая!”

Первое всенародное явление Покрова Ее было в царственном граде Константинополе, в преславной церкви Пресвятой Богородицы, что во Влахернах. Во время совершения всенощного бдения в день воскресный, в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа святой Андрей, Христа ради юродивый, родом славянин из Новгорода, подвизавшийся в то время в Константинополе, возвел вверх свои очи и сподобился увидеть Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, стоящую на воздухе и молящуюся за весь предстоящий народ словами, исполненными великой любви и Божественного милосердия: “Царю Небесный, Утешителю! Приими всякого человека, прославляющего Тебя и призывающего Твое святое имя. И где есть память о Моем имени, освяти то место благодатью Твоего милосердия. Прославь прославляющих Тебя и с любовью почитающих Меня. Приими от них всякую молитву и благочестивые их обеты. Избавь от всех зол, напастей и болезней!”

По окончании молитвы Она сняла с Пречистой Своей главы блистающий подобно молнии плат. И, держа его с великой торжественностью Пречистыми руками, распростерла над всем народом, стоящим в храме. Видя то, святой Андрей сказал своему ученику Епифанию: “Видишь ли, брат, Госпожу и Царицу всех, молящуюся о всем мире?” Епифаний ответил: “Вижу, отче, и ужасаюсь!”

Чудные мужи эти довольно долгое время смотрели на распростертый над народом покров Пресвятой Богородицы и блистающую подобно молнии славу Божию. И до тех пор, пока Пресвятая Богородица пребывала в храме, был видим и Ее плат-омофор. По отшествии же Ее стал невидим и покров Ее.

Мы празднуем Покров Пресвятой Богородицы, вознося благодарение Покровительнице нашей за Ее столь великое милосердие, явленное христианскому роду. Прилежно молим Ее, чтобы Она и ныне милостивно покровительствовала нам. Молим потому, что без Ее заступления нам, постоянно прогневляющим Бога, было бы невозможно жить. Мы бы уже погибли за свои беззакония, если бы за нас не ходатайствовала наша Всемилостивая Владычица.

Во время страданий мы нигде бы не нашли защиты, кроме единой Владычицы мира. Мы подлинно находимся под покровом Той, Которая как облаком покрыла землю своим платом. Ибо мы, по своему безчеловечию, - скоты и звери. Мы угождаем чреву, как медведи. Утолщаем плоть, как свиньи. Злопамятны, как верблюды. Занимаемся грабежом и хищением, как волки. Гневаемся, как змии. Жалим, как скорпионы. Коварны, как лисицы. Носим и храним в себе ад злобы, как ехидны.

Таких зверей, как мы, преследуют различные ловцы. Постигает праведный гнев Божий, наказывая за мерзкие дела. Преследует враг видимый и невидимый. Но мы имеем защиту. Имеем мысленное облако, покров Пресвятой Богородицы. На Нее надеемся. К Ней прибегаем в молитвах. “И власти главы нашей не погибнет”, лишь только с верой воззовем к Ней: “Покрой нас Твоим всесильным покровом, Защитница наша, в день зол наших”. Всемилостивая Заступница наша! Молися ко Христу Богу нашему, да призрит на люди Своя и сохранит от наветов вражиих, так как много может Твоя Матерняя молитва. Ибо Сам сказал: “Проси, Мати Моя, и не отвращусь, но исполню всякое Твое прошение”. А потому спаси, Владычице, погибающие рабы Твоя. Приведи к Сладчайшему Иисусу, да вечно радующеся, воспоем Тебе:

Радуйся, молящаяся за нас у престола Твоего Сына. Радуйся, Заступница, рода христианского от Бога нам дарованная. Радуйся, древо светлоплодовитое, плодами которого питаются все верные. Радуйся, земля обетования, из нее же течет мед и млеко. Радуйся, Подательница всякой благости и щедрот Сына Твоего. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!



ЧТО ХРИСТОС ПИСАЛ НА ЗЕМЛЕ?


“Иисус же пошел на гору Елеонскую, а утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему; Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8,1-11).


Иисус и грешница

Oднажды благостный Господь сидел перед Иерусалимским храмом и насыщал голодные души Своим сладчайшим учением. Множество народа собралось вокруг Него (Ин.8,2). О вечной радости говорил Господь народу, о вечной радости праведников в вечном отечестве на небесах. И народ наслаждался Божественными словами. Горечь многих огорченных душ и злоба многих озлобленных исчезала, как снег под яркими лучами солнца. Кто знает, как долго продолжалось бы это чудное видение мира и любви между Небом и Землей, если бы не случилось нечто неожиданное. Человеколюбивый Мессия никогда не уставал поучать народ, а благочестивый народ никогда не чувствовал утомления от слушания целительной и чудесной премудрости.

Но случилось нечто устрашающее, дикое и жестокое. Оно пришло, как и теперь чаще всего приходит, от книжников и фарисеев. Что же они сделали? Может быть, поймали предводителя разбойников? Ничего подобного. Они насильно привели несчастную грешную женщину, «взятую в прелюбодеянии»; привели с торжествующей похвальбой и оглушительными грубыми восклицаниями. Поставив ее перед Христом, они закричали: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин.8,4-5; Лев.20,10; Втор.22,22).

Так представили дело грешники, обличители чужих грехов и специалисты в сокрытии своих собственных ран. Испуганный народ расступился на две части, давая место своим старейшинам. Некоторые от страха разбежались, потому что Господь говорил о жизни радости, а эти крикуны вопили об убийстве.

Было бы уместно спросить: почему эти старейшины и блюстители закона сами не побили камнями жену-грешницу? Для чего они привели ее к Иисусу? Закон Моисеев давал им право на это (Лев.20,10). Никто бы не возражал. Кто теперь, в наши дни, восстает, когда совершается смертная казнь над каким-нибудь преступником? Почему же еврейские старейшины привели эту жену-грешницу к Господу? Не для того, чтобы получить от Него облегчение наказания или помилование. Ни к каком случае не для этого! Они привели ее с продуманным адским планом, чтобы уловить Господа в словах, противных закону, для того, чтобы обвинить и Его. Одним ударом они хотели убить две жизни — и преступной женщины и Христа. «Ты что скажешь?» Зачем они спрашивали Его, когда Моисеев закон ясен? Евангелист объясняет их намерение следующими словами: «Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его»(Ин.8,6). Они уже не раз поднимали на Него руки, чтобы побить Его камнями, чтобы Его убить, но Он уклонялся. Сейчас они нашли удобный случай, чтобы осуществить свое желание. И это именно здесь, перед Соломоновым храмом, в котором хранились скрижали закона в ковчеге завета, именно здесь, перед огромным собранием народа (Ин.8,2) должен был Он, Христос, высказаться против Моисеева закона, и тогда их цель достигнута. Они бы побили камнями и Христа, и жену-грешницу. Они даже с большим усердием побили бы камнями Его, чем ее, как перед Пилатом усерднее просили об освобождении разбойника Вараввы, чем Христа.

Все присутствовавшие ожидали, что произойдет одно из двух: или Господь по Своему милосердию освободит грешницу и этим нарушит закон, или же Он подтвердит закон, сказавши: «Делайте, как написано в законе», и этим нарушит Свою заповедь о прощении и милосердии. В первом случае Он был бы осужден на смерть, а во втором был бы подвержен посмеянию и издевательствам.

Когда искусители задали вопрос: «Ты что скажешь?», наступила мертвая тишина. Тишина среди собравшегося народа. Тишина среди судей грешной женщины. Тишина с затаенным дыханием в душе жены-грешницы. Великая тишина наступает в больших цирках, в которых укротители зверей выводят укрощенных львов и тигров и приказывают им по своему желанию исполнять разные движения, номера и положения. Но перед нами находится не укротитель зверей, а укротитель людей; вторая обязанность значительно труднее первой. Ибо часто гораздо труднее укротить сделавшихся дикими от греха, чем укротить диких от природы. «Ты что скажешь?», еще раз продолжали наступать на него горящие злобой, искаженные лица.

Тогда Законодатель нравственности и человеческого поведения наклонился к земле, заровнял ладонью пыль и «писал перстом на земле» (Ин.8,6). Что же Господь писал на пыли? Евангелист промолчал об этом. Это было слишком отвратительно и гнусно, чтобы быть записанным в Книге Радости. Но осталось это в Предании, и это было страшно. Господь писал нечто неожиданное и поразительное для старейшин, обвинителей жены-грешницы. Он перстом по земле открывал их тайные беззакония. Ибо эти ловцы чужих грехов были искусны в сокрытии собственных. Но напрасно скрывать что-нибудь от очей Всевидящего.

М(ешулам) похитил церковные драгоценности — писал перст Господень на пыли;
А(шер) совершил прелюбодеяние с женой своего брата;
Ш(алум) ложно поклялся;
Е(лед) ударил своего отца;
А(марих) присвоил имущество вдовы;
М(еррари) совершил содомский грех;
И(оел) поклонялся идолам.

И так подряд писал на пыли страшный перст Праведного Судии. А те, к кому это относилось, наклонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. От страха они дрожали. Они не смели посмотреть в глаза один другому. О жене-грешнице они больше не помышляли. Думали только о себе и о своей смерти, которая была написана на пыли. Ни один язык больше не мог повернуться, чтобы произнести этот неприятный и лукавый вопрос: «Ты что скажешь?» Господь не произнес ничего. То, что так грязно, заслуживает только, написания на грязной пыли. Другая причина, по которой Господь писал на пыли, еще большая и чудесная. То, что пишется на пыли, быстро стирается и не остается. Христос не желал, чтобы их грехи разглашались всем и каждому. Если бы Он этого хотел, Он бы их объявил перед всем народом и, обвинив их, довел бы их до побиения камнями, согласно закону. Но Он, незлобивый Агнец Божий, не помышлял о мести или смерти тем, которые готовили Ему тысячу смертей и которые больше хотели Ему смерти, чем вечной жизни. Господь хотел только их направить, чтобы думали о себе и о своих грехах. Он хотел напомнить им, чтобы под бременем своих беззаконий они не были строгими судьями чужих грехов. Только этого хотел Господь. И когда это было исполнено, пыль снова была заровнена, и написанное исчезло.

После этого великий наш Господь выпрямился и благостно сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин.8,7). Это было подобно тому, как если бы кто-нибудь отобрал оружие от своих врагов, а затем сказал им: «Теперь стреляйте». Недавние гордые судьи жены-грешницы стояли теперь безоружные, в положении преступников перед Судьей, немые и неподвижные. А благостный Спаситель опять, наклонившись низко, снова что-то писал на земле (Ин.8,8). Что Он теперь писал? Может быть, их другие тайные преступления, чтобы они надолго не открывали своих сомкнутых уст, или же писал, какими должны быть народные старейшины и вожди. Нам не обязательно это знать. Самое важное заключается в том, что Он Своим писанием на пыли достиг трех результатов: во-первых, разбил и уничтожил бурю, которую подняли против Него еврейские старейшины; во-вторых, разбудил умерщвленную совесть в их закоренелых душах - хотя бы на короткое время - и, в-третьих, спас грешницу от смерти. Это видно из евангельских слов: «Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Ин.8,9).

Площадь перед Соломоновым храмом внезапно опустела. На ней не осталось никого, кроме тех двоих, которых старейшины обрекли на смерть — грешницы и Безгрешного. Женщина стояла, а Он еще оставался низко склоненным к земле. Вокруг мертвая тишина. Внезапно Господь снова выпрямился, посмотрел вокруг Себя и, не видя никого, кроме женщины, сказал ей: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?» (Ин.8,10). Господь знал, что ее никто не осудил, но этим вопросом хотел ободрить женщину, чтобы она лучше услышала и поняла то, что Он ей скажет. Он поступил, как искусный врач, который сначала ободрит больного, а затем дает ему лекарство. «Никто не осудил тебя?» К женщине вернулась способность говорить, и она ответила: «Никто, Господи!» Эти слова были произнесены тем несчастным созданием, которое только что не имело надежды, что вообще когда-нибудь сможет произнести слово, создание, которое вероятно, впервые в жизни ощутило веяние истинной радости.

Наконец, благостный Господь сказал женщине: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8,11). Когда волки отстают от своей жертвы, тогда, конечно, и пастырь не пожелает смерти своей овце. Но необходимо знать, что Христово неосуждение означает много больше, чем человеческое неосуждение. Когда люди не осуждают тебя за твой грех, это означает, что они не присуждают наказания за грех, но оставляют твой грех с тобой и в тебе. Когда же Бог не осуждает, это означает, что Он прощает твой грех, извлекает его из тебя, как гной, и делает твою душу чистой. Поэтому Христовы слова: «И Я не осуждаю тебя» означают то же, что и слова: «Прощаются тебе грехи твои». Иди, дочь, «и впредь не греши».

Какая несказанная радость! Какая радость от истины, ибо Господь открыл истину заблудившимся. Какая радость от правды, ибо Господь сотворил правду. Какая радость от милости, ибо Господь показал милость. Какая радость от жизни, ибо Господь сохранил жизнь. Это есть Евангелие Христово (греческое слово), что значит Благовестие. Это - радостная весть, наука о радости, одна страница из Книги Радости.

Святитель Николай Сербский



ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ


В глубине души всякого человека скрывается признание равенства его личности со всякой другой личностью. Христианство сделало это равенство религиозным законом.

Для непосредственного нравственного образования человека Евангелие — единственный и наиболее совершенный источник нравственности, дающий живой образ совершенства в лице Христа-Спасителя.

Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков. Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания.

Источник воды живой — Евангелие. Если эта вода питает корни растения, оно будет давать цветы и плоды.

Если дитя слишком сильно погрузится в сферу материальной жизни, если в душе его завяжутся обширные и сильные ассоциации, содержание которых взято из этой сферы, трудно пробудить в нем жажду жизни духовной.

Часто мы готовим детей для того, чтобы плыть по течению и добиваться земных благ, для того, чтобы быть счастливыми. Мы забываем, что всего этого ищут язычники и что такое христианское понимание счастья навсегда отделено от языческого. Чем быстрей и полней вы будете удовлетворять стремление ребенка к наслаждению, тем несчастнее и ничтожнее вы его сделаете.

Любовь — единственное средство подчинить себе душу ребенка. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже по требованию собственной души и делает чужое дело своим.

Христианская религия необходима для правильного нравственного воспитания не только потому, что она основана на откровении, но потому, что она связана с неумолкаемой и всеобщей потребностью души человеческой.

Вера врождена человеку. Это важно для педагога. Он должен дать пищу сердцу, уму и душе, чтобы не окарнать человека.

Как бы примитивно (как говорят некоторые) не было бы религиозное чувство, оно само по себе выше всех остальных чувств.

Научите ребенка ценить время. Время, отпущенное на земле, это тот невещественный капитал, на который мы покупаем вечность.

Из высказываний К.Д. Ушинского



ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ


От зачатия до смерти живет человек - образ Божий, любимое творение Его. А по смерти тела продолжает жить душа, оставаясь тем же образом Божиим. Перед Страшным Судом они вновь соединятся - воскресшее тело и безсмертная душа, чтобы, по определению Бога, вечно жить в Раю или гореть в аду.

Плоть претерпевает возрастные изменения. А душа? У нее есть момент «рождения»; а возрастания, старения, умирания нет. Значит, именно душа -ядро человека.

Итак, если быть честным, хотя бы перед самим собою, понимаешь, что и маленький зародыш во утробе матери, и убеленный сединами мудрец, и малыш, шагающий с ранцем в школу, - все они одинаково ценны, неповторимы. Почему же мы лицемерим? Уважаем старость, гордимся юностью, все лучшее отдаем детям, но убиваем еще не рожденных младенцев!

Чтобы обнажить духовный смысл аборта, взываешь порой: «Ты роди, вскорми чадо свое, а потом, если будет мешать, отнимать кусок хлеба или прочей сладости - убей...» «Что ты, батюшка, - вопиют и врачи, и родители, - это же преступление... ну хоть перед государством!»

Аборт. Еще в бытность врачом я не раз видел это страшное действо. Слава Богу, не пришлось самому «рукодельничать»! Писано, сказано много об этом. И выплакано, слава Богу, море слез. Кровь младенцев может и раствориться в слезах очнувшихся матерей, а души-то!.. Помни, мать, что в ад идут за это многие. И те, коих загубила ты, так как некрещеные, и ты, и муж твой, и врач - как убийцы. А оставшиеся твои дети, ради которых убиты другие, будут ли они воспитаны в благочестии? Ведь вокруг одни убийцы. Наши Православные предки - в отличие от нас, просвещенных потомков - верили, что дитя загубить - грех перед Богом. И плакали в покаянии за «случайные» выкидыши и мертворожденных чад своих. Почему? Свобода причина всему! Дал Бог этот чудный бисер - свободу, чтобы человек шел к добру, отвергая зло. И Ангелы все были свободны, но Денница стал демоном, выбрав зло.

Сейчас, перед концом, он имеет власть призрачную уловлять человеков этой же свободой. Сласти, наслаждения, пепси - вот что мы выбираем, из чего творим кумиры. А это зло, потому что неисполнение заповедей - не иметь богов иных, любить ближнего, трудиться в поте лица, рожать в болезнях... Почему же потеряна та свобода, та вера, с которой растили по десять детей, кормили и их, и нищих, да еще и Европу?

Может быть, потому что забыли мы, по грехам своим, смысл слов «воспитание» и «образование». Воспитание - вос-кормление - с молоком матери, от младых ногтей видя пример родителей, наказ от них получая и наказание. Вихрь XX века все, кажется, разрушил. Но это снизу, из преисподней, ему кажется, что питается дитя молоком матерей-убийц, видит пример родителей - воров и богоборцев... А сверху, как и прежде, Покров Богородицы, пример разбойника благоразумного... И люди верующие просыпаются от сна греховного к покаянию.

Образование - доведение чего-то безобразного до некоего образа. Душа - образ Божий, цельный, простой. Читающий современную Православную литературу понимает, что образование российское потеряло все. Если не возвратить Церкви задачу образовывать умы детей в школах, мы не будем отличать добро от зла, не будем помнить историю, не будем знать Бога. Как же мы далеки от того образа, что дан в праздниках Божиих. Нужно не просто знать их, но обязательно быть на службах, слушая тропари и каноны, преклоняя головы и сердца. Нужно быть готовым встретить Господа, ведь в храме Он среди нас.

Вспомним. Жертва Иоакима не принята. Он, потомок царского рода, отвержен как недостойный предстоять Господу за то, что не имел детей. Мы, потомки Православных, убиваем детей своих во утробе и, как безчадные, лишаемся радости предстояния Владыке. Захария и Елизавета всю жизнь молились о лишении безчадства и получили просимое - величайший пророк вышел из недр их. Анна молилась горячо к Богу, дабы исполнить закон Ветхий. Мы же знаем - жена спасается через чадородие. Анна, получив просимое, на небесах предстоит Сыну Дочери своей. Ты же убиваешь вместе с младенцем надежду и на свое спасение. Все родители рано или поздно вводят дитя свое в храм. Иоаким и Анна привели Пресвятую Деву Марию в три года и оставили ее там на служение Богу. В какой храм мы приведем ребенка своего? Кому поклоняться будет он там?

Святые отцы писали, что и бесам порой молятся, думая, что обращаются к Богу. Введение во «храм» гуманитарных, общечеловеческих ценностей - соблазнительная, красивая приманка, но Бога там нет! Истинный путь - воцерковление всей жизни - от крещения до погребения - такова задача настоящего родителя. Путь трудный, узкий. Но лишь через него - спасение! Бодрствуйте, ибо дни лукавы.

Иерей Валерий БАХТИН



ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ


“Большинство не понимает христианства”, - такие горькие слова сказал нам, современным христианам, на пороге своей смерти один из опытных старцев недавнего прошлого - игумен Никон Воробьев (1963).

А как жить по-христиански, не понимая христианства? Не зная основ христианской жизни, я легко перепутать христианство с вещами чуждыми его. Но где можно почерпнуть правильное понимание истин? Великий русский духовный наставник и писатель 19 века святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867), творения которого особенно ценны для современного христианина, так отвечает на этот вопрос: “Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься. Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа”.

Как же учат нас святые отцы понимать христианские таинства и именно Евхаристию? Таинства являются средствами, с помощью которых человек, при надлежащем духовном устроении, способен к восприятию дара Духа Святого, действующего соответственно духовному состоянию человека. Восприятие дара Духа Святого не обязательно предполагает решение земных задач.

Таинства могут быть: во спасение, в осуждение и бездейственными.

Все святые отцы единогласно учат, что в святой Евхаристии верующий вкушает истинное Тело и истинную Кровь Христову. В Евхаристии происходит осуществление Жертвы Христовой в каждом верующем, который посредством причастия вступает в общение со Христом. Полнота осуществления определенного личностного единения, естественно, прямо обусловлена степенью духовной подготовленности человека.

Вот что говорят об этом святые отцы.

Святитель Ириней Лионский: “Как хлеб, взятый от земли, после призывания над ним Бога, уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей: из земного и небесного, - так и тела наши, принимая Евхаристию…”

Святитель Иоанн Златоуст: “Мы – едино тело с телом Господа нашего Иисуса Христа, - мы – “плоть от плоти Его, кость от костей Его” (Быт. 2;23)”. “Что такое хлеб?- тело Христово. А чем становятся причастник? – телом Христовым”.

По святителю Кириллу Александрийскому, причастники “сотелесны и единокровны Христу”.

101-ое правило шестого Вселенского Константинопольского Собора говорит, что вкусивший на литургии Пречистое тело Христово “…становится едино с Ним чрез причастие…”

Преподобный Иоанн Дамаскин: “Так и Хлеб Общения не простой хлеб, но соединенный с Божеством… Очищаясь через это, мы соединяемся с телом Господа и духом Его и делаемся телом Христовым… Причастием же называется [таинство] потому, что через него мы приобщаемся Божества Иисуса. А общением и называется, и по истине есть вследствие того, что через него мы вступаем в общение со Христом и принимаем участие в Его как Человечестве, так и Божестве… Ибо так как мы приобщаемся от единого хлеба, то все делаемся единым телом Христовым и единою кровью и членами друг друга, будучи составляющими одно тело со Христом. Поэтому да станем всею силою остерегаться, чтобы не принимать причастие от еретиков, ни давать им…, чтобы нам не сделаться участниками превратного учения и осуждения их”.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: “Все – один Христос, как единое тело из многих членов”. То есть причастники Евхаристических Хлеба и Чаши становятся тем же телом Христовым.

Святитель Игнатий Брянчанинов: “Господь, заменив для нас Собою нашего праотца, Адама, от которого рождаемся в смерть, соделавшись нашим родоначальником, заменяет плоть и кровь, заимствованные нами от Адама, Своею плотию и кровию”.

Итак, верующий, через вкушение Евхаристических Даров становится сотелесным и единокровным Господу Иисусу Христу, поскольку вступает, в меру своего духовного состояния, в непосредственное духовно-душевно-телесное единство с Ним, обоживается. Приобщившийся Христу питается спасительной силой Его, как младенец, питающийся молоком матери.

Святые отцы много писали о значении Причастия для духовной жизни человека; о необходимости тщательной подготовки как тела, так и духа своего для принятия Святых Даров; о величии самой Евхаристии, установленной Богом – Любовью. но в сятоотеческих творениях совсем не много сказано о тайне Евхаристии: что происходит в алтаре на престоле во время Божественной Литургии. Интересно, что сами Святые Дары именуются Страшными Христовыми Тайнами. Отцы мало говорили об этом по двум причинам. Во-первых, они жили с Богом, чувствовали Бога, видели Его. Видели не телесными очами, а чистым сердцем – сокрушенным и смиренным. Они ясно чувствовали действие Святого Причастия на опыте. Во-вторых, святые отцы, созерцая Божественную высоту этого Таинства, и понимая, что их собственная святость по сравнению со Святостью Всесвятого Бога есть темнота, смиренно говорили, что здесь “удобее есть молчание”.

Поэтому, единственно с целью рассеять неправильный взгляд на Евхаристию, можно кратко сказать о том, что же происходит с Евхаристическими Дарами за Литургией.

Правильное понимание тайны Евхаристии находим у святых отцов.

Святитель Иоанн Златоуст: “Будем в таинствах обращать внимание не на внешность только… Когда Христос говорит: ‘Сие есть Тело Мое’, то убедимся, будем верить и смотреть на это духовными очами. Христос не предал нам ничего чувственного, но все духовное, только в чувственных вещах”.

Святитель Феодорит Киррский говорит, что хлеб и вино, приобретая спасительную силу Христову, становятся, тем самым, Его Телом и Кровью. Преподобный Макарий Египетский: “…причащающиеся видимого хлеба духовно будут вкушать Плоть Господню”.

Митрополит Вениамин Федченков в своей работе “Литургия” писал по поводу тайны происходящего в Евхаристии, что нельзя “…предаваться здесь мечтательному воображению физического воззрения на Святые Тайны! Здесь все духовно, все сверхъестественно, все Божественно!”

Итак, Евхаристия не есть чародейство и волшебство. Поэтому таинство Причастия не действует на человека безусловно, в силу совершаемых священнослужителем священнодействий. Человек, приобщившийся за Литургией Святых Таин, получает дар Святого Духа в такой мере, в которой его душа способна принять этот дар. А значит человек, приступающий ко Святому Причастию, должен действительно видеть свою испорченность, греховность и немощь, отсюда иметь глубокое покаяние, и – веру во Христа, как Спасителя и Бога. Святитель Феофан Затворник так пишет: “Господь приступающего к Нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи и, освящая таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати”.

Диакон Владимир Войтов, клирик храма Свт. Тихона Патриарха Всероссийского, г. Обнинск



ПРИТЧА


ПУТИ ГОСПОДНИ

На Востоке благочестивый путник поздно вечером подъехал к воротам городка и нашёл их запертыми. Не достучавшись, он, голодный, расположился под открытым небом и утешил себя тем, что Бог всё устраивает к лучшему.

Поставил путник близ себя осла и зажёг фонарь ради безопасности.

Но порыв ветра загасил фонарь. “Что Бог ни посылает, всё к лучшему”, - повторил путник и улёгся спать.

Во время сна прибежал лев и разорвал осла, но во мраке он не приметил спавшего хозяина. Этот, проснувшись утром и поняв, от какой он избавился опасности, с сильнейшим чувством благодарности сказал: “Что Бог ни посылает, всё к лучшему”.

Ворота городка были растворены. Войдя в город, путник узнал, что отряд разбойников ночью напал на город и перебил почти всех граждан немноголюдного городка.

- Воистину, - сказал с чувством благодарности путник, - Господь и на крыльях беды посылает избавление. Если с вечера мы в том не уверены, подождём утра.

ПРИВЫКАЙ К СВЕТУ ЗДЕСЬ


Во время обеда у митрополита Московского Иннокентия зашёл разговор о будущей жизни. Иеродиакон, сидевший против полуденного окна, возразил:

- Владыка! Если Бог безмерно милосерд, то как же лишит Он некоторых Небесного Царства?

- А что ты вертишь головой и не посидишь спокойно? - спросил митрополит.

- Да солнце мне ударяет прямо в глаза.

- Вот тебе и ответ на твой вопрос, - заключил митрополит. - Не Бог лишит нераскаянных грешников Небесного Своего Царства, а они не вынесут Его света, как ты не выносишь света солнечного.

Поэтому ещё здесь, на земле, приучай, христианин, своё духовное зрение к впечатлениям света, чтобы сияние славы Единородного не ослепило тебя и мрак ада не явился для твоей ослеплённой души единственно сродной средой.

ЦАРЬ И ШУТ

Это было в старые годы. Царь подарил своему шуту тросточку и сказал ему, что он должен держать при себе эту тросточку до тех пор, пока найдёт кого-нибудь дураче себя и передаст ему этот подарок. Несколько лет шут терпеливо носил тросточку как признак своей неподражаемой глупости. Однажды царь сильно заболел. Беседуя с шутом, царь сказал ему, что они скоро расстанутся.

- Куда же ты идёшь? - спросил шут.

- В другой мир.

- А через месяц вернёшься?

- Ни в коем случае.

- Так через год?

- Нет.

- Когда же?

- Никогда.

- А какие ты сделал приготовления, чтобы тебе удобно было жить в другом мире?

- Никаких.

- Как?! - закричал шут. - Никаких?! Так получай же скорее эту тросточку. Переходить в другой мир на всегдашнее житьё и не сделать себе там приготовлений, - такой глупости я не встречал во всю свою жизнь!

Хорошо было бы, если бы такая глупость была редка. Наоборот, очень многие не делают никаких приготовлений для переселения на вечное жительство в другой мир.



9 ОКТЯБРЯ - ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ СВТ. ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ


Патриарх Тихон

«Кажется, грусть всего мира смотрит в этих глазах», - сказал, глядя на фотографию Святейшего, один юноша. Епископ Афанасий (Сахаров)

 

В трудные времена, когда нарушается обычный ход событий, когда жизнь возмущается грандиозными событиями, опрокидывающими в бездну все и вся, когда кругом наступает гибель и отчаяние, Бог посылает в этот мир Своих святых, богатырей духа, людей особого мужества и самоотвержения, подвижников веры и любви, которые необходимы миру, чтобы устоять в истине, чтобы не потерять различение добра и зла, чтобы духовно не погибнуть. И подвиг таких святых исполинов, духовных вождей народа, вероятно, можно назвать самым трудным из всех подвигов.

Обращаясь к нашей истории, мы вряд ли найдем даже среди прославленных московских святителей человека, который был бы призван к кормилу церковной жизни в столь трудный и трагический период, как тот, что выпал на долю Святейшего Патриарха Тихона.Сам грандиозный масштаб исторических событий сделал Святителя Тихона, одного из величайших участников оных, малопонятным для его современников. Даже и в наши дни трудно оценить величие и красоту его подвига, его святости. Это подобно тому, как великую гору можно окинуть взглядом только с достаточно большого расстояния, - вблизи не видна вся грандиозность ее. Так и величайшие люди делаются более понятными и более видными по прошествии достаточно большого времени. И чем значительнее человек, тем больше требуется времени, чтобы его увидеть и оценить. И все же ни один иерарх Русской Церкви не привлекал к себе такого пристального, сострадательного и почтительного внимания всего христианского мира, какое привлекал Патриарх Тихон еще при жизни своей. Сам этот факт, указывающий на его мировое значение, его всемирный авторитет, заставляет нас обратиться к его образу с особенным вниманием и любовию.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон прославлен в лике святых за чистоту жизни, коею он явил пример следования за Христом и вручение себя воле Божией; за служение Церкви и ближним, которое простиралось до самопожертвования и выразилось в его словах: “Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза”; за мужественное стояние за веру, в котором святитель перед лицом смертельной опасности являл подлинную святость и силу христианского духа; за исповедиичество свое, которым он противостоял раскольникам, претерпевая от них поругание; за миссионерскую деятельность, в которой раскрылись апостольские труды его и подвиги.

Святитель Тихон родился 19 января 1865 г. в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии (ныне Тверской) Иоанна Белавина. В миру он носил имя Василий. Детство и юность его прошли в деревне, в непосредственном соприкосновении с крестьянством, в близости к сельскому труду. Василий имел особую религиозную настроенность и был кроток и смирен. Господь даровал ему трудолюбие и мудрость, восприняв которые Василий предал себя в волю Божию.

Духовное образование будущий святитель получил в Псковской Духовной семинарии и Петербургской Духовной академии. В годы учения он отличался блестящими успехами в науках, религиозным рвением и постоянной готовностью помочь товарищам. Сокурсники по учебе ласково и шутливо прозвали его “патриархом”, не ведая, что ему предстояло действительно стать первым, после 217-летнего перерыва, Патриархом Всероссийским.

В 1888 г. после окончания академии Василий Белавин направлен был преподавателем в Псковскую семинарию. Три года спустя он принимает монашество. Ему, всегда отличавшемуся кротостью и смирением, было наречено имя Тихон, в честь святителя Тихона Задонского (память его 13 авг.): Посвятив всю жизнь церковному служению, будущий Патриарх и исповедник начал свое святительское служение в Холмской епархии. В 1898 г. святитель Тихон был направлен для несения ответственного служения за океан, в далекую американскую епархию, в сане епископа Алеутского. Возглавляя Православную Церковь в Америке, епископ Тихон много преуспел в великом деле распространения православия. На территории его епархии жили люди разных национальностей: русские, сербы, галичане, греки, арабы, креолы, алеуты и эскимосы. Одни были из православных стран — России, Греции, Сербии, другие — из стран Оттоманской и Австро-Венгерской империй; некоторые стали православными благодаря благовестию миссионеров на Аляске и Алеутских островах. Надо было иметь любвеобильное сердце и пастырскую внимательность чтобы окормлять столь многообразную паству. В 1901-1902 гг. преосвященным Тихоном были освящены храмы в Нью-Йорке и Чикаго. Церковная хроника тех лет сообщает о постоянных посещениях владыкой Тихоном Аляски, Канады и православных приходов в Соединенных Штатах. Как епископу миссионерской епархии, распростершейся по всему континенту, святителю Тихону приходилось много трудиться над реорганизацией епархиальной структуры. В 1900 г. по его предложению Священный Синод принял решение о преобразовании Алеутской и Аляскинской епархии в Алеутскую и Североамериканскую.

В 1905 г. миссионерская школа в Миннеаполисе была преобразована в семинарию, в том же году святитель благословил создание монастыря в Пенсильвании.

В Америке архиепископ Тихон снискал себе всеобщую любовь и преданность, он возглавлял богослужения, совершавшиеся на нескольких языках, и был избран почетным гражданином Соединенных Штатов.

В 1907 г. святитель Тихон был переведен на Ярославскую кафедру, в 1913 г. возглавил Виленскую епархию. Для верного своему архиерейскому долгу владыки Тихона Церковь и ее интересы всегда были дороже всего. Он противился любым посягательствам государства на Церковь, активно участвовал в преобразовании церковного управления в годы русских революций. В 1917 г., после открытия Поместного Собора, архиепископ Московский Тихон был удостоен сана митрополита, а затем избран Председателем Собора, цель которого была восстановление жизни Русской Церкви на строго канонических началах. Патриаршество есть основной закон высшего управления каждой Поместной Церкви, и соборным решением было его восстановление в России. После отбора трех кандидатов в патриархи было предоставлено воле Божией, посредством жребия, указать избранника, и на Патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России был призван высокопреосвященнейший митрополит Тихон.

Великое торжество интронизации проходило в Успенском соборе 21 ноября 1917 г. Это был самый разгар революции, государство не только отделилось от Церкви, оно восстало против Бога. Жизнь Церкви и ее предстоятеля в таких условиях выражалась прежде всего в готовности нести возложенный Крест.

Патриарх не уклонялся от прямых обличений, направленных против гонений на Церковь, против террора и жестокости, но каждое послание Первосвятителя дышало упованием на то, что в среде богоборцев возможно еще покаяние. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх Тихон собирал воедино церковные силы, его имя было маяком, указывавшим путь к истине Православия.

Святейший Патриарх жил радостями Церкви и страдал ее скорбями. Он претерпел арест, незаслуженные обвинения и нападки со стороны раскольников-обновленцев, но был всегда вместе со своей паствой. Русский народ глубоко понимал, кем был Святейший Патриарх для Церкви, и горячо любил своего духовного отца.

Блаженная кончина святителя и исповедника Тихона последовала 25 марта 1925 г.; он умирал с тихой молитвой к Богу, молитвой благодарности, славословя и крестясь: “Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Господи, слава Тебе...”

Прощание с Патриархом было открытое. Невиданные толпы людей шли прощаться с ним день и ночь. Останавливаться у гроба было нельзя, по подсчетам мимо гроба прошло около миллиона человек. Сонмом епископов и священства было совершено торжественнейшее погребение Патриарха Тихона при стечении колоссальных толп народа.

Не только весь Донской монастырь, но и все окружающие улицы были полностью загружены людьми. Конечно, никакая милиция не могла бы справиться с такой толпой, но всеми был соблюден полный благоговейный порядок, не было никаких скандалов, никакого шума. Все провожали своего Пастыря и отца в благоговении.

Так закончилась жизнь великого святого. Для Патриарха Тихона было характерно удивительное смирение, кротость, тихость. Он был великим молитвенником и всегда предавал себя в волю Божию. Его службы отличались торжественностью и глубокой молитвенностью. Существует несколько замечательных свидетельств о его духовной жизни. Очень характерно свидетельство конвоиров, которые стерегли его во время домашнего ареста. «Всем хорош старик, - говорили они, - только вот молится долго по ночам. Не задремлешь с ним». Сам Патриарх Тихон говорил: «Я готов на всякое страдание, даже на смерть во имя веры Христовой». Другие его слова объясняют «компромиссные» послания: «Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза».

Есть еще одно свидетельство святости Патриарха Тихона, которое мало известно. В Париже некий недавно обратившийся к вере православный врач М. пришел к митрополиту Евлогию, патриаршему экзарху Западной Европы, сообщил ему, что он видел сон. Во сне ему было сказано, что «вот, идет Божия Матерь за душою Патриарха Тихона, - со святым Василием Великим, который много помогал ему при жизни в управлении Церковью». После этого он услышал некий шум и понял, что проходит Божия Матерь. На этом сон кончился. Врач стал спрашивать митрополита Евлогия, почему с Божией Матерью шел Василий Великий? На это митрополит Евлогий ответил, что Патриарх Тихон в миру носил имя в честь святого Василия Великого. На другой день поступили газетные сообщения о кончине Патриарха Тихона. Именно в тот момент, когда Патриарх Тихон умирал, Божия Матерь явилась этому доктору.

Патриарх Тихон обладал даром прозорливости, он многим предсказал будущее. Сам он, конечно, часто будущее предвидел и нав`ык вручать себя, судьбу Церкви, паствы, всех своих ближних воле Божией, которой он всегда был верен и всегда ее искал. И верил, что воля Божия одна только может управить Церковью, она одна спасительна.



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld