|
|
|
|
Россия видела над собою, в продолжение всего своего существования, непрестанное попечение Матери Божией. С самых первых времен озарения отечества нашего православною верой Царице Небесной угодно было избрать его в место селения славы Своей, - и с тех пор, по мере распространения веры Христовой в пределах нашего государства, распространялся и чудодейственный покров Владычицы и, наконец, объял собою все лицо русской земли, так что ныне, можно сказать, нет ни одного сколько-нибудь замечательного в летописях отечественных града, где бы не было видимого знамения благодатной Ее помощи. Что значит многочисленные чудодейственные иконы Божией Матери, на всем необъятном пространстве земли русской источающие спасительную благодать всем, с верой притекающим к ним, как не явные знаки особенного благоволения Богоматери к нам, недостойным? И верные сыны России не напрасно во всех нуждах Отечества, притекая в храмы с теплою молитвой, прославляют Царицу Небесную, усердную Заступницу свою... 1612-й и предыдущие года были самым бедственным временем нашей народной жизни. Пресекся у нас тогда царствовавший дом Рюрика; неповинно пала последняя царственная отрасль сего дома; престол русский стал колебаться. Настало страшное междуцарствие; мятеж распространился по земле русской. Самая столица скоро подпала под власть врагов и, к довершению бедствий, к венцу царскому простиралась уже враждебная рука иноземца. И вот, Россия - как тело без главы, государство без державы, царство без царя, отечество без сынов!.. В это время, когда, казалось, никакая земная сила не могла спасти погибавшей России, - явилась помощь небесной Заступницы рода христианского. Движимые чувством благочестия, предки наши заповедали трехдневный пост и слезно молились под стенами московского Кремля пред Казанскою иконою Богоматери об избавлении от врагов. От небесной Заступницы скоро явился вестник избавления - преподобный Сергий. “Ваши и наши молитвы услышаны, - сказал он в видении архиепископу Арсению, - предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость”. Радостная весть о заступлении Преблагословенной распространилась среди православного воинства. Да будет благословен воспоминаемый ныне день этот в вечные роды для нас и для всего отечества нашего, и да будет благословенно предстательство и заступление Пресвятой Богоматери! “Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии! Аще бо Ты не предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто бы сохранил доныне свободны?” Поистине, достойно и праведно от глубины всей души и от всего сердца петь и величать Заступницу нашу Небесную, тем более, что Она не в ту только тяжкую годину отечества нашего явила себя Покровительницею и Защитницею отечества нашего, но всегда, как только оставляли предков наших силы и средства естественные, как только приближались они к самому краю бедствий и теряли всякую надежду, кроме упования свыше, Богоматерь, по пламенным молитвам их, являла дивную Свою помощь, так что история прошедшей судьбы Отечества нашего есть вместе и летопись чудес, совершенных для него Материю Божией. Да, братия, благочестивые предки наши в годину бедствий общественных и частных всегда обращались с теплою, усердною молитвой к Божией Матери и получали от Нее заступление и спасение. По примеру предков да поступаим и мы. О чем же мы должны молиться Богоматери, и какие у нас могут быть нужды? О, много, много у каждого из нас нужд, бедствий, скорбей, а еще более грехов: немощствует тело, немощствует же и душа наша от множества прегрешений. Об избавлении от них и надлежит с сокрушенным сердцем и со слезами молиться всем нам. Но, кроме нужд и грехов частных, есть у нас нужды и недуги общие, современные. Первый и самый тяжкий недуг в современном обществе - это есть оскудение веры и упадок нравственности. Предки наши сильны были верою и находили в ней спасение, отраду и утешение в годину испытаний. Слово Божие было главным и любимым предметом их занятий, а пребывание в церкви за богослужением - самою священною и непременною обязанностью. В нынешнее же время многие совершенно холодно и неохотно слушают то, что содержится в слове Божием, или вовсе не слушают этого небесного учения, не верят многому в нем и готовы сомневаться в самых явных чудесах и таинствах. От такого неверия — и пороки самые тяжкие считаются маловажными; священные же предания нарушаются безбоязненно, так что пост, свято хранимый нашими предками, остается ныне у многих известен только по имени, без исполнения. При таком оскудении и упадке веры и нравственности надлежит крепко молиться: «Заступнице усердная, приложи нам веру, уврачуй наши недуги общественные и спаси нас!» Такая же необходимость в общих усердных молитвах открывается из наблюдения и над тем, что ныне происходит в природе видимой. За уклонение наше от путей правды правосудный Бог уклоняет и порядок в течении природы, - затворяет небо от своевременного тепла и света или от своевременного холода и снега и наказует нас долговременным безведрием и другими подобными бедствиями. И небо, и земля внушают нам, что мы нарушением порядка нравственного изменили порядок и во внешней природе. Земля, отягченная грехами нашими, перестает в довольстве произращать хлеб и другие произведения на службу людям; отсюда происходит оскудение насущных жизненных потребностей, а затем - голод с его губительными бедствиями. От такого голода и губительства, Заступнице усердная, сохрани и помилуй нас! К этому молитвенному воззванию должно присовокупить еще сокрушенное сердечное прошение Божией Матери об избавлении нас от находящих разных эпидемических болезней, смертоносных язв и напрасных смертей. Мы нередко видим вокруг себя страшные болезни, поражающие старых и юных, крепких и немощных, воздержных и особенно невоздержных. Отсюда мы должны поучаться осмотрительности, воздержанию, особенно преданности Божественному Провидению и молитве. А повторяющаяся над ближними и знаемыми нашими преждевременная смерть вразумляет нас и внушает горячо молиться с умилением сердца и со слезами: «Заступнице усердная, спаси и сохрани нас от болезней, смертоносной язвы и напрасной смерти!». И Она, Премилосердая, как Матерь Божия и Матерь всего рода христианского, всегда может умолить Сына Своего, Господа и Спасителя нашего, об избавлении и спасении нашем: «Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки»! И что было бы с нами, если бы мы лишились Ее Матернего заступления? Тогда давно бы погибли мы под тяжестью грехов наших, бед и скорбей. Имея столь великую и усердную Заступницу, прилежно к Ней притецем, грешнии и смиреннии. Она, Царица Небесная, готова выну ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Её предстательству с теплою и усердною молитвой, с твердою верою и упованием. И тогда Она Сама не отступит от нас Своим благосердием, а будет сохранять и спасать нас от всякого зла, внимая молитвам нашим. |
|
|
|
|
|
|
Но как должно поминать? В чем состоит поминовение? Прежде всего, поминовение должно состоять в раздаче милостыни за умершего. Великую силу имеет этого рода поминовение. “Чем больше имеет грехов умерший, тем нужнее для него милостыня; благодетельствуй вдовам и нищим: это самая важная принадлежность погребальная”, - говорит святитель Иоанн Златоуст. И блаженный Августин также пишет: “Милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько они заслужили по грехам своим”. “Когда ты подаешь милостыню за усопшего родственника, помни, что это подаешь не ты, а через тебя - сам умерший, не успевший сделать этого при жизни”. А подавая милостыню через тебя, умерший родственник твой взаймы дает Богу (Притч. 19, 17); Господь же сторицею вознаградит его во Царствии Своем! Подавайте, братия, милостыню за усопших: этим вы спасете их от проклятия и огня неугасающего, приобретете им прощение грехов, введете их в рай. “Многие из усопших, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - получили великую помощь от милостыни, раздаваемой за них другими”. А вот что сам мертвец поведал блаженному Кир-Луке о значении милостыни для умерших. Кир-Лука увидел, проходя через кладбище, мертвеца, сожженного как сгоревший черный уголь, который сказал ему: “В завещании моем было написано, чтобы родные раздали нищим деньги, оставленные мной, во спасение души моей, а они до сих пор не исполнили моей воли. Прошу тебя, скажи им, чтобы раздали деньги, иначе я навсегда останусь в том состоянии, в каком видишь меня теперь” (Пролог, 24 августа). Но это один пример. А кто может исчислить все свидетельства, находящиеся в жизнеописаниях святых мужей, ясно доказывающие, что и по смерти приносят величайшую пользу усопшим совершаемые за них милостыни? Творите же милостыню, братия, за умерших, и Господь помилует их. Затем нужно обращаться к молитвам церковным и в особенности к молитвам, соединенным с принесением безкровной Жертвы. Молитва церковная есть такая всемогущая сила, которая проходит небеса, восходит к самому престолу Вседержителя, нисходит даже до бездны ада и изводит оттуда узников на свободу. Ибо она приносится Отцу небесному во имя возлюбленного единородного Сына Его, пред безмерно великою жертвою, принесенною Им за грехи всего мира, пред предлежащим на престоле пречистым Телом Его, за нас ломимым во оставление грехов, и Его божественною Кровью, за нас изливаемою во оставление грехов. Она сопутствуется и подкрепляется молитвами всех святых Божиих, паче всех - всемощной молитвой честнейшей Херувимов Матери Божией. С каким притрепетным желанием душа твоего сродника, может быть, ожидает, пока пойдешь ты в храм Божий поручить священнодействующему помянуть ее при сем великом и страшном священнодействии и сам помолишься о ней купно со всею Церковью! Какая неизъяснимая радость, восторг и блаженство обымут ее, когда и в ее честь частичка просфоры вместе с другими опустится в святую чашу, погрузится в святейшей Крови Сына Божия, с молитвой священнодействующего: омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею! Вот бесценная услуга, вот незаменимая ничем помощь, которую можешь оказывать умершим сродникам своим, если захочешь, каждый день! Вот что мы можем, братия, сделать для умерших сродников и друзей наших! Будем же, возлюбленные, сохранять свято молитвенное общение наше с умершими и благотворить в память их. Пребудем во истинной любви к ним, да обрящем и мы их духовную помощь и в жизни, и по смерти, да вспомянут и они нас с любовью там, как мы с любовью поминаем их здесь. |
|
|
|
|
|
|
О том, как хирурги поверили Дарвину В самом конце XIX столетия французского врача Франца Гленара “осенила” “гениальная” идея: если наши далекие эволюционные предки ходили на четырех ногах, то расположение в человеческом теле органов пищеварительной системы должно плохо сочетаться с нашей сегодняшней вертикальной походкой. Этой идее Гленар посвятил около тридцати научных статей. После этого начался хирургический этап воплощения идеи в жизнь. Больным, жаловавшимся на боли в животе, расстройства и прочие недуги пищеварительной системы, предлагалась хитроумная операция, целью которой было внесение определенных изменений в “конфигурацию” желудочно-кишечного тракта. После этой операции проблемы больных с их пищеварением, как правило, усугублялись, но их жалобы уже не могли остановить увлеченных эволюционной идеей хирургов. Следующим этапом на этом пути были возникшие в самые первые годы XX столетия представления о медленном отравлении организма человека продуктами жизнедеятельности гнилостных бактерий, находящихся в его слепой кишке, которая, как считали эволюционисты, во многом утратила у человека свои первоначальные функции. Значительную лепту в развитие этих представлений внес наш соотечественник, нобелевский лауреат Илья Ильич Мечников. Он полагал, что пищеварительная система человека, сложившаяся на предыдущих этапах его эволюции, плохо приспособлена к рациону цивилизованного человека. Вдохновленный Мечниковым английский хирург Уильям Лэйн начал воплощать эти идеи в жизнь. Вначале Лэйн осуществил операцию по исправлению “ошибки природы” путем изменения места соединения тонкой кишки с толс-тым кишечником. Но это было только начало. Далее он стал удалять всю толстую кишку, полагая, что эта операция, освобождая организм от находящихся там гнилостных бактерий, будет способствовать лечению целого ряда болезней, начиная язвами двенадцатиперстной кишки и кончая шизофренией. Лэйн провел свыше тысячи таких операций, его же последователи -десятки других хирургов, - как пишут исследователи, оставили “несчетное число жертв”, среди которых были и умершие. Только в 1930-е годы в медицинских учебниках стали появляться критические заметки по поводу деятельности последователей как Гленара, так и Мечникова-Лэйна. Хирургическая же практика такого рода продолжалась вплоть до 1950-х годов, пока были живы те, кто ею в свое время начал столь увлеченно заниматься. Это увлечение, как легко понять, произрастало из идей Дарвина, в контексте которых можно было ставить вопрос о своего рода “недоделках” эволюционного процесса в теле человека. Эти “недоделки” и надеялись исправить “просвещенные” учением Дарвина хирурги. Однако такой подход не выдержал испытания на прочность хирургической практикой. Все попытки как-то усовершенствовать организм человека, исходя из эволюционных предпосылок, окончились полным провалом. И этот провал поневоле подталкивает поставить один весьма актуальный вопрос: так, может быть, не верна сама эволюционная гипотеза, если она способна приводить к такого рода последствиям? Христианские святые в эволюцию никогда не верили Надо сказать, что святые Православной Церкви, наделенные от Бога особым благодатным даром постижения истины, всегда считали, что мир был сотворен непосредственным творческим актом Всемогущего Бога без какой-либо эволюции - об этом впервые было сказано еще в Библии. Что же касается широко распространившегося в XIX столетии эволюционного учения, то они считали его не более как закономерным заблуждением отвернувшегося от Божественных заповедей человечества. Святой Иоанн Кронштадтский называл последователей учения Дарвина “недоучками и переучками”. В то же время, по словам этого святого, “у кого есть разум, тот не поверит таким безумным бредням”. В свете последнего высказывания весьма поучительно рассмотреть то, как менялось отношение к дарвиновской гипотезе у самих представителей научной мысли. История жизни дарвиновских идей в научном обществе Известно, что далеко не все ученые сог-ласились в свое время с гипотезой Дарвина. Известный русский исследователь Николай Яковлевич Данилевский написал фундаментальный труд объемом около тысячи четырехсот страниц, в котором обоснованно указывал на научную несостоятельность дарвинизма. В целом, работа Данилевского до сих пор не потеряла своей актуальности. Однако, несмотря на заслуженную критику, эволюционное учение постепенно все более и более овладевало умами, так что вскоре оно стало практически общепринятым. И лишь в последние десятилетия, когда наука достигла тех высот, которые не могли даже сниться Дарвину и его ближайшим последователям, произошло, казалось бы, невероятное: многие ученые стали заявлять о том, что эволюционные представления больше не могут считаться научно обоснованными. Эволюционизм, по их мнению, - не более чем миф, выросший на научной почве в те времена, когда средства науки не были достаточно развитыми для вскрытия его несостоятельности. Приведем высказывания по этому поводу тех ученых, которые нашли в себе смелость заявить об этом факте во всеуслышание. “Самая страшная ошибка, совершенная в науке” И.Л. Коэн, член Нью-Йоркской академии наук: “Дарвин был не прав... Теория эволюции, возможно, самая страшная ошибка, совершенная в науке”. Доктор Луи Бонуар, доктор по научной работе во французском Национальном центре научных исследований: “Эволюционизм - сказка для взрослых. Эта теория ничем не помогла в прогрессе науки. Она безполезна”. Джон Вольфган Смит, профессор Орегонского университета: “В последнее время в академических и профессиональных кругах растет несогласие с этой теорией, и все увеличивающееся число уважаемых ученых покидают лагерь эволюционистов. Более того, интересно, что в большинстве своем эти “эксперты” отказываются от дарвинизма не на основе религиозных или библейских убеждений, но по чисто научным соображениям... Нам догматически говорят, что эволюция - установленный факт, но нам никогда не говорили, кто установил его и какими путями... Можно сказать с предельной строгостью, что эта доктрина полностью лишена научного подтверждения”. Доктор Майкл Дентон, специалист в области молекулярной биологии с мировым именем: “В конечном счете, дарвиновская теория эволюции не больше и не меньше, чем великий космогенный миф XX столетия”. Скандинавский ученый Сорен Лавтрап: «Это огромное несчастье, когда целая область науки склонилась на сторону ложной теории. Я верю, что когда-нибудь дарвиновский миф будет классифицирован как величайший обман в истории науки. Когда это произойдет, многие люди зададут вопрос: «Как это вообще случилось?..» Философ и журналист Малкольм Маггеридж: “Лично я убежден, что теория эволюции, и особенно тот факт, что ее применяли так широко, будет одной из величайших шуток в исторических книгах будущего. Потомки будут изумляться тому, что такая непрочная и сомнительная гипотеза могла быть принята с таким невероятным доверием”. Трудности усвоения новых научных истин Впрочем, не все ученые спешат признать свою неправоту и отказаться от эволюционных убеждений. Профессор физики из университета города Манчестера Г.С. Липсон как-то отметил, что “эволюция стала в определенном смысле научной “религией”, почти все ученые приняли ее, и многие готовы “согнуть” свои наблюдения, чтобы они соответствовали этой теории”. При этом людям, далеким от науки, распознать такого рода “сгибание” далеко не всегда возможно. В этой связи особую актуальность приобретают слова извест-ного американского физиолога Т.Н. Тамисяна: “Ученые, которые учат, что эволюция есть факт жизни, - утверждает он, - великие обманщики, а история, которую они рассказывают, - величайший обман”. Исследователь Джордж Кокан полностью солидарен с этим заявлением: “К сожалению, - писал он, - многие ученые и непрофессионалы превратили эволюцию в “религию”, что-то, что необходимо защитить от неверных. По моему опыту, многие изучающие биологию, включая профессоров и авторов учебников, были настолько увлечены аргументами в пользу эволюции, что даже не усомнились в них. Они проповедовали ее... Высокие стандарты образования и обучения утрачены. Пропаганда и стремление к власти заменили стремление к знаниям. Образование стало обманом”. Задача настоящая состоит в том, чтобы дополнить существующие учебные пособия правдивой научной информацией, которая замалчивается в силу тех или иных идеологических соображений. Таким путем мы надеемся содействовать формированию в российском обществе целостного мировоззрения, основанного как на достижениях современной науки, так и на ценностях традиционной православной культуры. В то же время, мы осознаем, что обозначенный путь является весьма сложным и длительным. Известный физик XX столетия Макс Планк писал в свое время: “Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу”. Александр ХОМЕНКОВ |
|
|
|
|
|
До каких пор они будут преуспевать? И что с ними и с их детьми будет в конце? Об этом ты спрашиваешь? Пусть не спотыкаются мысли твои, когда видишь, как некто бахвалится силой своей, но забывает о Дарителе силы. Вспомни, как горделивый и хвастливый Голиаф погиб от пращи юного Давида. Пусть не взволнуется сердце твое, когда видишь, как некто обогащается неправедным путем; как обжирается и не может насытиться, грабит, но все ему мало. Вспомни о богачах из Содома, которых в один миг поглотил огонь со всем богатством их. Ты православный человек, а православные смотрят на события с другой точки зрения, видят их целиком, а не частично. Успех неправедного православные оценивают не как завершенное событие, но ждут, что дальше будет. Православные знают, что неправедник преуспевает не за счет своего ума или своей силы, но лишь потому, что ему Господь попускает преуспеяние, причем для того, чтобы он вспомнил о Боге. Господь наш несказанно милостив и попускает неправедникам вершить то, что им хочется, только для того, чтобы они поняли, что весь их успех - от Бога, и застыдились бы неправедных дел своих и исправились бы. Господу Богу мило покаяние, а особенно милы Ему те грешники, которые сокрушенно каются в неправедных делах своих. Творец - не тварь, чтобы тотчас наказывать того, кто пошел по кривой дорожке. Он ждет, когда заблудший сам вернется на правый путь. Господь смотрит и молчит. Он ждет и не опоздает. Невиданна мудрость Его и непревзойденна милость Его. Именно поэтому провидящий Псалмопевец восхищенно сказал Господу: промыслы Твои суть бездна великая. Кто испытает всю глубину Божиего промысла? Неразумные злятся, что Господь не правит миром по их разуму, а разумные стараются непрестанно проникнуть в Божий разум. Иногда и самому разумному трудно понять, почему одному человеку бывает так, а другому иначе; почему молодой и жаждущий жизни умирает, а старый и жаждущий смерти живет; почему набожный мучается, а безбожник благоденствует. Иногда даже самые святые души смущались перед загадкой случившихся событий. В Священном Предании известен такой случай: умер некий богач, о грехах которого знал весь свет. Похороны были торжественными, с епископом и множеством священников. Вскоре затем на одного отшельника в пустыне напала гиена и растерзала его. Некий монах, видевший и торжественные проводы в последний путь грешника, и кровавые останки праведника, в смятении своем с плачем воскликнул: “Господи! Как же так, почему?! Почему Ты даровал грешнику благую жизнь и благую смерть, а праведнику - горькую жизнь и горькую смерть?!” Вскоре явился ему Ангел Божий и объяснил: тот богач-грешник сделал в жизни своей лишь одно доброе дело, а тот пустынник-праведник совершил за всю свою жизнь только один грех. Торжественными и почетными похоронами Всевышний хотел воздать неправедному богачу за единственное доброе дело и показать, что тому больше нечего ждать на этом свете. Ужасной смертью отшельника Господь хотел изгладить тот его единственный грех, чтобы затем полностью вознаградить пустынника на небесах. Имей это в виду, когда будешь размышлять о судах Божиих, и возложи все надежды на Творца своего. “Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие” (Пс.36,1). Так пишет праведный царь Давид, которого долго и много мучило то, что и тебя мучит, покуда ему Господь не открыл разум, чтобы он уразумел. И тогда царь Давид поделился своим опытом: “Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба” (Пс.36,25). Почаще читай Псалтирь, тогда и поймешь, и утешишься. Святитель Николай СЕРБСКИЙ ( + 1956) |
|
|
|
|
|
Мы, к несчастью, получая благодеяния Божии, часто забываем благодарить Бога. Одно из самых греховных свойств человека — неблагодарность. Ведь литургия — это Таинство Евхаристии, т.е. — в переводе с греческого — Благодарение. В самый важный момент литургии — момент пресуществления Святых Даров — священник провозглашает: “Благодарим Господа!” И это означает, что самое важное (в богослужении и в духовной жизни) — это благодарение Бога, прославление Его. Мы живем, имея дарования Божии: жизнь, таланты, способности, и пользуемся этим, и утешаемся, а вот благодарить Бога за все Его бесчисленные дары и милости часто забываем. Вот совершается Литургия, Благодарение. Сколько людей пользуются дарами и милостями Божиими, радуются красотам мира, сотворенного Богом, веселятся, наслаждаясь жизнью! А сколько людей сейчас, здесь, вот в этом храме собрались, чтобы благодарить Бога? Из всего многотысячного населения в округе — только около ста человек. И так по всей России. Нет благодарности Богу. Нет благодарности и родителям, давшим нам жизнь. А закон Божий гласит: “Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле!” Оттого и сокращается наш век, оттого и блага нет многим, потому что нет чувства благодарности. Нет благодарности и наставникам, учителям, вообще всякому человеку, который что-то нам хорошее делает. Народная мудрость, которая тоже питается от слова Божия, от Священного Писания, гласит: сделал ты добро — забудь это, кто-то тебе сделал добро — запомни это. У нас память направлена, к несчастью, в другую сторону. Мы помним зло. А добро забываем. У нас не добропамятность, а злопамятность, к несчастью, процветает. И человек сам не понимает, что он этим вредит, прежде всего, самому себе. Зачем тащить грязь, тащить грех — да и еще и чужой — за собой? Неужели мало своих грехов, которые мы несем? Это безумие, конечно, с точки зрения духовной. Потому что если бы мы здраво рассуждали, то понимали бы: что было, то прошло. Было когда-то горько, было когда-то больно, зачем теперь это тащить за собой и снова себя мучить, вспоминая о том, что когда-то тебя обидели? Действительно, человек очень часто совершает безумные поступки, совершенно не рассуждая, или переживает то, что уже прошло, или то, что еще не наступило. Все это говорит о том, что грех помрачил разум человеческий, помрачил душу. И занял место того, что должно было быть в душе. “Когда увидите мерзость запустения, стоящую на месте святе, чтый да разумеет”, — это как раз о таком извращенном состоянии души человека сказано. Вместо благодарности — неблагодарность, ропот, злопамятство. Вместо осуждения себя — оправдание себя и осуждение других. Вместо того, чтобы словом как даром Божиим выражать любовь, — мы злобствуем. А всякая злоба, выраженная в слове, есть мерзость запустения на месте святе, т.е. поставление на то место, где должно быть свято, всякой скверны. Посмотрите, везде происходит эта подмена. Вместо любви и единения — ненависть и разделение. Это мы видим, всех и вся стараются разделить. Все стараются противопоставить друг другу. Даже в неодушевленной природе существует определенный Премудростью Божией так называемый симбиоз, или же содружество, даже растения друг другу помогают и друг друга покрывают, а в человеческом обществе мы этого не видим. “Всякое дыхание да славит Господа”. В Великую Субботу перед Воскресением Христовым замечательные поются слова: все хвалит Творца, благодарит Творца: и мороз, и снег, и иней, травы и дубравы, птицы небесные, киты морские... “Господа пойте и превозносите Его во вся веки”. Это и есть то благодарение, которым вся тварь хвалит своего Творца. И как страшно, когда самое высшее творение Божие на земле — человек — Творца не прославляет, более того, некоторые люди противятся Творцу, становятся богоборцами, поклоняются нечистой силе. Вы знаете, что ныне вышли на поверхность даже сатанинские секты. Это уже явное безумие. Ведь и они — сотворены Творцом! Одно дуновение только уст Божиих — и все они в прах превратятся! Люди, сознательно избравшие тьму. Это уже полное отступление, помрачение и черная неблагодарность. Все, что с нами происходит, имеет духовный смысл. Апостол Павел говорит, что “наша брань не к плоти и крови, а к духам злобы поднебесной”. Причина всего, что происходит на земле, именно в этой брани к духовом злобы поднебесной. И эта брань с духами злобы идет постоянно. В каждой душе, в каждый момент жизни: сделать или не сделать, сказать или не сказать, поступить так или иначе. Эта борьба будет идти в каждой душе до Страшного Суда, когда Господь поразит духом уст Своих всех богоотступников, богопротивников. Но, как говорит апостол Павел, все стрелы лукавого можно отразить щитом веры. Наш народ говорил: “Что Бог ни делает, все к лучшему”, “пути Промысла Божиего неисповедимы”. “Господь всех хочет спасти и в разум истины привести”. Есть у нас и шлем, защищающий нас при мысленной брани. Это — слово Божие, отражающее все нападения вражии. Слово Божие - это, прежде всего, молитва: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Потому враг так старается воздействовать на наши мысли, отвлекая их от молитвы. Когда мысленная брань настигает человека, то прежде всего нужно оградить себя крестным знамением, утвердив твердо троеперстие (во имя Святой Троицы!) на челе. И просить помощи у Спасителя, Матери Божией, у святых. Слово Божие и вера во всем дают опору. Поэтому-то так важно чаще слышать слово Божие, укреплять веру свою! Люди, прошедшие трудный жизненный путь, — тюрьмы, ссылки, — они, прежде всего, берегли веру свою. И нам завещали: “Сохраняйте веру. Берегите веру”. Вера — великий дар Божий. Потому против нее и идет такая борьба, “брань не к плоти и крови, а к духовом злобы поднебесной”. Эти духи злобы поднебесной со всей яростью, со всей мощью ополчились на истинную веру. Ополчение на веру заключается и в том, когда стараются увести человека от истинной веры. Это тоже борьба, и борьба хитрая. Веру вообще старались уничтожить. Восставали против нее; вместо веры в Бога предлагали верить в слепую материю, в случай. Совсем ведь без веры жить никто не может. И вся наука зиждется на принятых “на веру” аксиомах. Все усилия духов злобы поднебесной направлены на то, чтобы веру истинную заменить верой ложной. И поэтому во всем мире уже почти не осталось церквей, которые на истинной вере твердо стоят. Начинается атака и на Уставы Православной Церкви, на Правила церковные: “Это не важно! Это не нужно! Это не так”. Но мы постараемся твердо стоять в своей вере и хранить Уставы нашей Церкви, заповеданные нам святыми отцами. Возблагодарим Господа, что Он дал нам истинную веру! Будем стараться ее всеми силами сохранять, прежде всего — в своем сердце! Аминь. "ЗЛОСТРАЖДЕТ ЛИ КТО ИЗ ВАС - ПУСТЬ МОЛИТСЯ"(Иак.5.13) Как только ты почувствуешь себя страдающим телесно и душевно - вспомни, что ты не один страдаешь. Всякое страдание имеет некий высший смысл. Ты не один страдаешь, страдает весь мир вокруг тебя, - то в беззвучной тишине, скрывая свою боль, замаливая скорбь, то в открытых муках, которые никто и ничто не может удалить. Страданий нам не избежать. Естественно желать, чтобы они были не слишком велики. Но надо учиться страдать достойно и одухотворенно. В этом великая тайна жизни. В этом искусство земного бытия. Чем утонченнее человек, чем чувствительнее его сердце, чем отзывчивее его совесть, чем сильнее его творческое воображение, чем впечатлительнее его наблюдательность, чем глубже его дух - тем больше он страдает, тем чаще его посещает в жизни боль, горечь и грусть. Но мы часто не думаем об этом, не постигаем, что лучшие люди страдают больше... И когда на нас изливается поток лишений, муки, скорби, уныния, мы пугаемся, считая это “неожиданным”, “незаслуженным”, “безсмысленным”. Но страданию дана великая очистительная и воспитательная сила, ибо страдание пробуждает дух человека. В нем заключается и закаляется стойкость человека, его мужество, самообладание и сила характера. Без страдания нет ни истинной любви, ни подлинного счастья. Тот, кто хочет научиться свободе, должен преодолеть страдание. Простой народ знает эту истину и выражает ее словами “посещение Божие”. Человек, которому послано страдание, должен чувствовать себя не обреченным, но взысканным и призванным. Ему позволено страдать, дабы очиститься. Поэтому мы не должны уклоняться от нашего страдания, спасаясь от него бегством или обманывая себя. Не следует и бояться страдания, ибо бремя страдания состоит на одну треть, а иногда и на добрую половину из страха перед страданием. Не подобает человеку делать и обратное, то есть вдаваться страданиям. Человек должен нести свои страдания спокойно, уверенно, смотря на него как на путь к совершенствованию, как на лестницу духовного очищения. Если человеку дана телесная болезнь, то он должен сделать все, чтобы исправить ошибки и устранить или облегчить боль насколько можно. В то же время надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от телесной боли. Надо уметь не прислушиваться к своей боли, не думать все время о ней, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность. Если кто скажет, что не умеет этого, то пусть молится, чтобы дал Господь на это силы. Молитвой лечатся и более тяжелые и мучительные душевные страдания. Молитва - это зов о помощи Того, Кто зовет к Себе через страдание. Совершить этого никто не может “за меня”, “вместо меня”. Может помочь другой человек советом. Помогает Господь Своею силой. Но свое очищение совершить, пользуясь всеми данными, может только сам человек. Помочь ему в этом и призвано страдание. Протоиерей Валериан Кречетов |
|
|
|
|
|
|
|
|
«ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ, Тот возлюбил, и может возлюбить Господа, кто знает, что его спасает Господь, что Господь пришел ради его спасения. Сам Господь сказал, что Он пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние, то есть тех, кто осознает свою греховность, кто видит, что не может исправиться сам, и прибегает с мольбой о спасении к Богу. Мы желаем спастись, но мы желаем спастись без Бога, сами, своими собственными добродетелями, и это наша коренная ошибка. Не преуспевая в деле спасения, мы ропщем, осуждаем, хулим Бога, и, в конце, окончательно Его отвергаемся. Без любви к Богу никакие добродетели человеческие Ему не угодны, да и не могут они никого спасти и никого никогда не спасали. Поэтому и пришел Спаситель на землю. Если бы мы могли спастись своими добродетелями, то для чего нужно было бы пришествие Бога? Для чего нужно было бы Его воплощение? Все это было бы пустой комедией. Надеяние на себя - наш очень большой грех. Вспомним, о чем молился Давид, о котором Господь сказал, что Я нашел мужа, возлюбленного сердцу Моему? О чем он молился, о чем просил? Давид плакал: «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отыми от мене». Вот чего должен бояться христианин: даже не грехов, хотя, конечно, грехи отчуждают нас от Бога, а оставления Божия, Богооставленности. Святые Отцы говорят, что в любовь к Богу приходит человек только молитвой. Хотя эти слова звучат несколько жестоко для многих из вас, но что поделаешь, тесен путь, и спасающий спасет свою душу, а кто не спасает, тот и не спасет. С молитвы надо начинать. Конечно, спасение и в исполнении и внешних заповедей, как я уже говорил: хождение в церковь, соблюдение постов, присутствие на церковных службах; но одного этого не достаточно. Главное - это Иисусова молитва. Она в нас вселяет веру Христа, она нам дает и любовь, и горячность, и страх Божий, и благоговение, и все остальные добродетели, без которых невозможно быть приятными Богу. Почему мы не преуспеваем в молитвах? Преуспеяние в молитве жестко связано с добродетелью смирения и неосуждения. Желающий получить успех в молитве должен до крови бороться с этой страстью, никого не осуждать. У нас есть один судья - Христос. Наша Церковь - Церковь Христова. Все принадлежат Ему. Мы не принадлежим ни самим себе, ни нашим близким, и близкие нам не принадлежат. Православный христианин принадлежит Богу. Он является рабом Божиим и не имеет ничего своего. Это - статус раба. Все, что у нас, - все не наше, все Божие. Поэтому у нас один судья - Господь Иисус Христос. Только Господь знает, кто Ему угождает, а кто нет, и, как говорит Давид Духом Святым, приступит человек, и сердце глубоко. Сердце человека очень глубоко, потому что человек создан по образу и подобию Божию, и знать все о нем может только Всеведущий Бог. Почему Господь, вручив Апостолу Петру ключи от Царствия Небесного, ключи от ада ему не дал? Только Господь Один знает, кого осудить, кого послать в ад. Кстати, и ключи от Царствия Небесного Петр получил, только когда покаялся перед Господом. Трижды Петр отрекся от Христа, и трижды спрашивал его Господь: «Любишь ли ты Меня?». В чем была ошибка Петра? Он понадеялся на себя, на свою веру, но любви еще не имел. Вот пример того, что ни в чем нельзя полагаться на себя. Это к слову о самонадеянности. Так вот, хотя осуждение - это наш самый распространенный и, увы, самый любимый грех, с ним мы должны начать борьбу прежде всего. «Покайтеся, приблизилось бо Царствие Небесное». Покайтеся. Вот главнейшее слово Святого Евангелия, точнее, Святой Церк-ви. Именно через покаяние, только через покаяние, и все грешное человечество, и каждый человек, как праведный, так и грешный, приходит к Богу, в Царствие Небесное. Другого пути к Богу не существует. Это короткое слово вмещает в себя все заповеди, все, что требует от человека Бог, все Богоугождение. Вот насколько обширно слово - покаяние. Слово «покаяние» - это перевод с греческого, оно не имеет в русском языке аналога. «Покаяние» означает не только увидеть свой грех и исповедать его, но и дать клятву, обещание отныне больше никогда его не повторять, отвратиться от него и пойти прямо противоположным путем, то есть уже вместо греха творить путь праведности, путь правды. И я повторяю, что только этим путем человек приходит к Богу. Мы же много уповаем и надеемся, в первую очередь, те, кто в церковь не ходит, но крещен и причисляет себя к христианам верующим, что спасемся без покаяния. Всуе надеемся. Многих из тех, кто в церковь не ходил и чисто номинально был христианином, сейчас отпевают. А ведь в отпевании главное - разрешительная молитва, которую священник читает властью, ему данной от Бога, что аще согрешил словом, делом, помышлением или под клятвой иерейской или архиерейской бысть, или проклятию подлежал, или иные великие грехи совершил, но -прибавляется - сердцем сокрушенным покаялся - прощаются ему. И всуе думают те, кто не ходил в церковь и не каялся, что им поможет эта разрешительная молитва: ведь недаром там произносится, что не просто прощаются грехи, но если сердцем сокрушенным покаялся и оплакал их. Сейчас здесь еще возможны для каждого из нас и покаяние, и исправление, наступит смерть, и это станет для нас невозможно. И мы пойдем в вечность, на веки вечные, не на миллион, не на миллиард или миллиард миллиардов лет, а в вечность пойдем, в муку вечную. Почему же мы так торгуемся с Господом за каждое маленькое огорчение , за каждою маленькую скорбь, тогда как только скорбь, только огорчения очищают наши души? Собственно только скорбь и может привести нашу душу в состояние, способное к принятию покаяния. Мало душ, которые из благодарности способны угождать Богу, большинству из нас для этого нужны всякие скорби и неприятности. Будем помнить, что покаяние нуждается в искренности. Признак искреннего покаяния в том, что человек спокойно принимает все скорби и напасти и говорит: «Так мне и надо, по грехам моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Наша исповедь - это исповедь самооправдания, а не исповедь самоосуждения. От отсутствия смирения возникает ложная привязанность к этой временной, лживой, несчастной жизни, а отсюда - полное забвение будущего, т. е. смерти, суда Божия, наказания, казни Божьей. Прежде всего, мы забываем о страшном часе смертном и не готовимся к смерти. Не готовимся к смерти потому, что мы привязаны к земле, что мы приросли к земле, что мы почитаем эту временную, иллюзорную жизнь, которая подобна сну, настоящей, истинной жизнью. Поэтому мы и не думаем о смерти и не готовимся к ней. Этот грех мы почему-то никогда не исповедуем. Пора начать меняться. Надо молиться о даровании памяти Божией, надо почаще думать о смерти, о исходе, о том, что ждет нас там, за гробом. Либо вечная блаженная жизнь, либо вечные муки и казнь. Короче, надо помнить о смерти. “Помни последняя твоя, и во век не согрешишь”, - учит нас Святая Церковь. Каждому из нас предстоит встреча с Господом, и дай Бог, чтобы она была благоприятной. Будем смиряться, смиряться и просить, чтобы Господь нам помог и эта встреча состоялась, как говорит Евангелие, не в зиму и не в субботу, когда будет уже поздно, и она станет невозможной или нам в осуждение, а в благоприятное время, и была бы для нас во спасение. |
|
|
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|