| |
|
|
В богослужебной традиции Православной Церкви пост - мера дисциплинарная. Он установлен для того, чтобы каждый верующий во Христа смог испросить прощение своих грехов, возвыситься духовно. Великий Пост напоминает нам о сорока днях и ночах, проведенных Спасителем в пустыне, когда Он словом Божиим отразил все искушения духа злобы и тьмы. Еще в Ветхом завете Господь повелевает своему народу каждый год отдавать десятую часть (десятину) из всего, что они приобрели. Время Великого Поста - это десятая часть года, которую мы по установлению св. апостолов отдаем на спасение своей души. Наши благочестивые предки придавали посту большое значение. «Пост душу очищает, и тело просвещает, и на небо возводит», - говорили они. Пост только тогда имеет религиозный смысл, когда соединен с духовными упражнениями. Это процесс полного, всестороннего, нравственного перерождения верующих, в котором главное место отводится молитве, исповеди и причащению. В дни говения следует посещать богослужения в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно исполнять домашнее молитвенное правило. Кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает полностью. Кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Наивысшим подвигом во время поста на Руси считалось милосердие к ближним. В дни Великого Поста исключается пища животного происхождения: мясо, рыба, молоко, яйца, сливочное масло. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Наиболее строгий пост соблюдается в первую и третью (Крестопоклонную) неделю и на Страстной Седмице. |
|
| |
|
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|
Вторым языком стало сквернословие, матерщина, нецензурная брань. Все это – тяжкий грех, хула на Бога, потому что вторая ипостась Святой Троицы, Иисус Христос, назван Словом. Отцы Церкви учат нас обращаться со словами с величайшей ответственностью и осторожностью, так как знают о мистической способности сказанного материализоваться в действительности. Сквернословие стало в наши дни столь распространенным явлением, что многие воспринимают его как реальность, данную нам в ощущении неизбежности. Для бытового сознания мат становится нормой. Даже представители искусства, интеллигенция и маленькие дети не являются исключением. Мат становится для богемных кругов особым шиком, а среди молодежи особенно стараются девушки. Сквернословие – тяжкая духовная болезнь, которая нуждается в длительном лечении при помощи поста и наложении епитимий. Мат является как бы отхожим местом, и в этой зловонной стихии человек никогда не сможет себя осознать. Живое священное движение слова здесь не присутствует. Это, если хотите, молитвенный призыв, но только к другой духовной силе – к бесам. Нормальному человеку гораздо естественнее призывать Бога: «Господи, помилуй и спаси!» Но поскольку безбожное сознание не знает святой силы молитвы, то оно опирается на ту силу, которую ему подсовывает бес, – это его пароль. Даже в экстренных ситуациях люди зачастую призывают не имя Божие, а находят только матерные слова. Свидетельствуют об этом, например, расшифровки записей «черного ящика» после авиакатастрофы, где содержатся, в основном, нецензурные восклицания, являющиеся, таким образом, речевой опорой пилотов. Е.Н.Мошкина, преподаватель-лингвист, кандидат филологических наук, рассказавшая, что не раз была свидетелем, как дети с речевыми дефектами и заиканием излечивались без помощи логопеда-психолога, когда начинали читать Псалтирь. Стоит напомнить, что русский язык – один из трех мировых мистических языков (наряду с древнеиудейским и древнегреческим), который приспособлен для выражения духовных понятий, имеющихся в Священном Писании. Особенно это касается церковнославянского языка, на котором совершаются богослужения, читаются молитвы. Современный русский язык, строго говоря, по отношению к церковнославянскому – это жаргон, результат последовательного и длительного вымывания духовных основ языка, его духовная деградация. Об этом хорошо пишет игумен Алексий, клирик Барнаульского Знаменского монастыря: «Церковнославянский язык, изначально сформировавшийся как христианский, сакральный, уничтожает целый ряд тех страстей, которыми живет человечество. Скажем, на нем невозможно передать похабщину, скабрезность – в лучшем случае получится поучительно-морализаторская история, а похабный смысл исчезнет. Страсти на церковнославянском языке не звучат. Не звучит злоба, не звучит ненависть, невозможно выразить тот бешеный порыв, который у современного человека выражается взрывом ругани. Этот язык предназначен для иных целей». Вслушаемся в то, как называются буквицы славянской азбуки: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, иже, како, люди, мыслете… Это же проповедь, апостольский призыв к праведной жизни, заповедь христианину. Сегодня язык, данный нам для славословий и молитвословий, для познания благой Божией воли, для выражения красоты Божиего мира, унижен, используется для служения сатане. Зловоние порока – стихия дьявола, которую он внушает людям, помрачая их сознание, искажая представление о добре и зле. Более всего удручает масштаб данного греха. Сквернословием заражено все наше общество. Взрослые не стесняются злоречить при детях, дети, подражая взрослым, бравируют грязными словечками. Опасно здесь то, что либеральное понимание свободы личности и свободы слова как попрания всех этических норм и запретов размывает категории добра и зла, делая прозрачной границу между ними. Это превратилось в индустрию и намеренно делается теми, кто хочет скомпрометировать торжество Добра. К ним относятся приверженцы некоторых политических доктрин и представители пропагандистских средств, считающие своим долгом извратить любую идею и любую реальность, и здесь уже видится мощная угроза национальной безопасности. Тут впору опомниться и ввести табу на использование слов, сеющих нравственный и духовный разврат в душах людей. Этот запрет должен касаться хотя бы средств массовой информации, книжной продукции. Потому что в противном случае, воочию наблюдая реалии сегодняшнего дня, когда с экрана телевизора слышны заимствованные из уголовного лексикона обороты речи, можно быстро деградировать до уровня обезьяны. Это очень печальная перспектива. Именно наличие языка и речи выделяет нас как вид из мира живых существ и, следовательно, делает нашу ответственность за этот дар чрезвычайно высокой. Очистить язык от скверны в этом контексте – первоочередная задача, которая автоматически влечет за собой очищение от порока нашего ума, поскольку язык есть средство мышления. Если бы мы справились с этой проблемой, то, несомненно, оздоровили бы не только духовно-нравственный, но и экономико-политический климат России. Не случайно народ, племя в древности называли «языком». Горько звучит в данном контексте замечание академика Д.С.Лихачева в его работе «Черты первобытного примитивизма воровской речи» об уголовном жаргоне как явлении резко отрицательном: «С этими воровскими (тюремными, блатными) словечками и словцами распространяется и яд воровской идеологии, воровского мировосприятия. Это болезнь языка». Добавим: и болезнь нации, которая возлюбила не Бога, ведущего ко спасению, но мир, лежащий во зле (1 Ин. 5,19). В той же работе ученый отмечает, что воры чрезмерно суеверно относятся к языку: «Та необычайная, совершенно чудовищная гипертрофия брани в воровской среде, буквально через слово пересыпающая воровскую речь и ни к кому конкретно не обращенная, говорит о каком-то стремлении сделать свою речь действенной, активно воздействующей». Так человек хочет получить силу от магизма слов, это своеобразное заклятие. Лихачев делает интересный вывод: «Основное отличие воровского мышления состоит в возрождении магического отношения к миру». Таким образом, вновь получаем подтверждение тому, что матерная брань – это воззвание к темным силам. Христиане знают, что Господь никогда не оставляет тех, кто живет по Его заповедям, а заповедано нам быть чистыми сердцем. «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2,2). Скептик скажет: вот еще одна утопия, подобная той, что приглашала построить социализм «в одной, отдельно взятой стране». Увы, и вправду невозможно убедить все 150 миллионов россиян начать уважать и любить свой язык. Но что касается отдельно взятой личности, каждого из нас, то надежда не столь слаба, ибо святоотеческая мудрость утверждает, что каждая душа по природе христианка, и, значит, должна сохранить в себе ту память, когда «слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1,14). Светлана ВЯТКИНА |
|
|
Все православные христиане знают, сколь тяжким грехом является упоминание в разговоре нечистой силы. Но все ли знают, что грех этот не просто ложится на душу помрачением и унынием, но может повредить и другому человеку, на которого эта нечистая сила призывается. Вот какой случай произошел в одной семье, рассказать о котором в назидании родителям благословил священник. Одна молодая мама, не знавшая страха Божия, рассердившись перед сном на своего семилетнего сына, в сердцах сказала: «Ну и иди ты ко всем ч...!». Верующая бабушка забеспокоилась и взяла на ночь внука к себе в комнату. Во сне мальчик стал что-то бормотать, цеплялся за бабушку, потом начались судороги. Бабушка разбудила внука, зажгла свет, напоила его святой водой, и тот уснул, крепко ухватившись за нее двумя руками. Утром по ее просьбе ребенок стал рассказывать, что с ним происходило, а бабушку по мере рассказа саму охватывал ужас. Ребенок передавал классический пример явления нечистой силы, описанный много раз в духовной и светской литературе. «Мне виделось, что из стен выросли руки, они тянулись ко мне, толкали, хватали, били». Я хотел убежать, но они везде находили меня, схватили и заперли…». После этого сна мальчик долгое время был очень пугливый и ходил за бабушкой, как привязанный, а на повторную просьбу рассказать о сне ответил: «Я хочу забыть это, пожалуйста, не надо спрашивать, а то мне опять будет страшно». Остается добавить, что мальчик перед той страшной ночью на рождественской службе причастился Святых Христовых Таин. А что было бы с ним, если бы он не был накануне в храме? Могла ли подумать неосторожная мать, какая страшная беда грозила ее сыну, и только благодать Божия уберегла его от еще более страшных вещей. Такое зримое явление бесов могло быть только по попущению Божию для вразумления мамы. И вразумление произошло, молодая женщина перестала употреблять подобные слова и, что самое главное, ходит в храм вместе со своим сыном. |
|
|
У меня удивительно ранняя детская память. Вот один из запомнившихся эпизодов самого начала моей жизни. Я лежу у матери на руках, она чуть покачивает меня, убаюкивая, при том разговаривает с папой, бабушкой и еще с кем-то из родственников. Я закрываю глаза, передо мной возникает темнота, из которой совершенно неслышно несутся какие-то существа с невыразимо страшными человеческими лицами. Они надвигаются с бешеной скоростью прямо на меня. Приближаясь, эти морды очень пластично деформируются, глаза горят жутким огнем и наполнены злобой, но передо мной как будто растворяются. Мне невообразимо страшно, я открываю глаза, чувствую свою безпомощность и плачу, ожидая защиты от тех, кого подсознательно считаю существами, ограждающими от неприятностей. Мне очень хочется спать, но закрывать глаза мне страшно. Подходит бабушка, пристально смотрит на меня и осеняет крестом, что-то нашептывая. Это сейчас я говорю, что она меня перекрестила, а тогда я видела, как она надо мною в воздухе провела руку со сложенными перстами. Я уснула и больше ничего не помню, а в пять лет меня крестили, и подобных явлений больше никогда не было. Быть может, я бы об этом совершенно забыла, если бы не мультфильм-ужастик «Охотники за привидениями». Я просто остолбенела, увидев в нем то, что так поразило меня в том пеленочном возрасте на руках у матери. Это «совпадение» потрясло до глубины души, я поняла, что автор этих мультиков, придумавший таких летящих из бездны монстров с деформирующимися мордами, вовсе не фантазер. Он, видимо, этих бесов видел и, скорее всего, общался с ними. Значит, тогда ко мне, некрещеной и не имеющей на груди спасительного креста, пришли бесы. А бабушка как человек православный поняла мое состояние и, осенив с молитвой крестным знамением, их отогнала. Людмила РОДИНА |
|
|
В начале мая в доме, где живет наша семья, случился пожар. 79-летнаяя соседка на долгое время оставила без присмотра электроплиту и она загорелась. Огонь распространялся очень быстро – за короткое время выгорело много квартир, и больше всех – наша, расположенная на 15 этаже. Пожар не могли потушить в течение 5 часов, плавилось стекло и металл. При тушении нашей квартиры погиб пожарный. В сгоревших помещениях ничего не осталось – треснула даже плита межэтажного перекрытия. Мы сами, окажись в квартире в тот момент, погибли бы. Войдя в квартиру после того как пожар был потушен, мы увидели страшную квартиру: все черно, дым, гора обугленных вещей. И вдруг – о чудо! Сверху лежала наша родовая икона, доставшаяся маме в приданное. Лик иконы и деревянный оклад не пострадали, хотя сгорело все вокруг. Приняв весь огонь на себя, она спасла нас. На стене, напротив места, где стояла икона, осталось ярко выраженное пятно. Оклад иконы был практически белым, а сусальное золото полностью выгорело – видимо Промысел Божий указывал, что материальное – бренно, а духовное – вечно. На 7-ий день после пожара мы заметили, что на металлическом окладе проступила позолота, а в правом верхнем углу стал виден текст молитвы. История иконы такова. Прадед по материнской линии был священником в городе Муроме. После революции 1917 года, спасая детей от репрессии, от церковного сана пришлось отказаться. Всю церковную утварь он отдал в храм. В семье оставили несколько вещей: две маленькие иконы, крест и родовую икону. Она передавалась по женской линии, когда женщина выходила замуж. В настоящий момент она находилась в нашем доме. Наша семья приняла крещение в 1993 году в церкви села Троицкое Московской области в святой праздник Троицы. С тех пор как мы в трудные минуты посещаем церковь, но истинно верующими себя не считали, так как слишком материальными были наши помыслы. Этой историей мы хотим поделиться как можно с большим количеством людей. Бог дал нам силы пережить горе, не озлобиться. Это открыло душу не только нам, но и тем, кто нас поддерживал в тяжелую минуту и в то трудное время был рядом. Люди принесли нам вещи. У нас есть крыша над головой, есть что надеть. Они отдали нам свое. Данный жизненный урок, преподнесенный нам Богом, заставил нас задуматься над смыслом жизни. Все материальные ценности, которые мы наживали много лет, огонь спалил за считанные часы. Пропало все. Осталась только вера. Светлана Гусева |
|
|
Гордого человека узнать не так уж трудно. Если он горд, то всегда поднимет шум, крик. Из него извергается огромный поток нечистоты. Если православный искренне хочет из бавиться от гнева, от крика, научиться никогда не стучать по столу кулаком, не хлопать дверью, не бросать телефонную трубку, посуду на пол, ему надо – как основу – понять: «Я перед Богом ничто! Все в его власти, и Он попустил мне это искушение. И чего же мне бесноваться?» Для того, чтобы достигнуть полного незлобия, надо всецело предаться в руки Божии, уступить место Богу. Помните: все, что происходит с нами в течение дня, попускается Промыслом Божиим, который заботится о нашем спасении. Господь желает нам очиститься и войти в небесные чертоги. А войти туда можно только, став святым. Святость – это незлобие, непорочность, бесстрастность. Безгрешных людей нет – один Господь без греха. Но настрой души на святость и стояние пред Богом с чистым, нелукавым сердцем и есть святая жизнь. Кто-то вас оклеветал? Мы можем на клевету обидеться, оскорбиться… А можем в этот момент вспомнить, как безгрешный Господь понес клевету и сплетни, наговоры во искупление нас от вечной смерти. Безгрешный Господь! А мы-то не без греха! В этом невиновны, в другом согрешили! А если вовремя вспомним, что Господь нам заповедал любить ближнего как самого себя, то ради ближнего, который нас в данную минуту оскорбляет, потерпим. Господь его, как и нас, искупил Своею Кровию. Значит, Он любит его так же, как и нас. Ближний наш дорог Господу, неужели мы сможем нанести какой-то вред тому, кем дорожит Сам Бог? Просто у нашего ближнего такой период, когда он ослаб духом – так нельзя же слабых «добивать», надо им простить их слабость! Если мы все перенесли и Бога поблагодарили за искушения, то душа умиротворяется. Поверьте, умиротворяется не столько нашими усилиями, сколько милостью Божиею. Ведь Он наблюдал за нами и видел, что мы сделали усилие и подавили свой гнев, свое возмущение. И за это усилие Он дарует нам Свой мир, Свою любовь. Это великая награда! Ни постами, ни многочасовыми молитвами, ни бдениями не получить так быстро этого дара, как терпением и смирением. Смирение – вот оружие, отражающее все нападки и козни бесов. А ближний, который «разошелся» на нас, но не встретил вражды, тоже начинает понимать, что он ослабел духовно. Он попросит у нас прощения, пойдет покается на исповеди. Так мы сами не нагрешили и своим примером спасли ближнего от погибели. В покаянии Господь очистит его от греха и не вспомянет ему об этом, а если не покается, это на его совести. Молитесь за своих обидчиков, как молился на Кресте Сам Господь за распинавших Его. Постигла нас любая скорбь, неприятность. Надо сразу взять себя в руки, не раскисать, не отчаиваться и сказать: «Значит, так Богу угодно, чтобы я преодолел эту беду». Если к нам приходят с бедой, то мы начинаем подыскивать слова, чтобы их утешить. Точно так же мы и себя должны утешать. Скажите себе: «Что ты разволновался? Утешься, что ты дергаешься? Самому действовать не надо, куда-то бежать, что-то предпринимать. Господь смотрит, как ты воспримешь это. Начнешь суетиться, или дождешься, когда Он Сам избавит тебя от беды. Ведь Он все знает лучше тебя». Вот так смиримся и добавим: «Успокойся, все пройдет. Все перемелется, перетрется. Посмотри, сколько бед в твоей жизни было – и все как-то более или менее благополучно закончились. Это не смертельно…» Так уговариваем себя, и в душе все успокаивается. Не надо ни бритву искать, чтобы вены порезать, ни веревку. Бывает, что враг внушает: «Не держи в себе гнев, а то еще заболеешь. Скажи все ближнему, пусть увидит, что ты о нем думаешь!» Это сатанинский дух. Он живет в гордом человеке, питается отрицательной энергией. Если мы его давно своими страстьми «не кормили», давно ни на кого не гневались, он может устроить искушение, чтобы мы вышли из себя. А когда предадимся воле Божией, он остается голодным. Раз перетерпели – он остался голодным, второй, третий, десятый – он совсем сник. Не будет у него сил злить, и он нас оставит. Потому что ему нечем будет поживиться. Когда бес бывает так посрамлен, когда не выходит у него искусить кого-то на грех, на зло, он с гулом летит в преисподнюю. А там его наказывают, задают порку, мучают. А к устоявшим посылает бесов посильнее. Раз слабый бес не смог совладать с человеком, значит, более искусный в кознях посылается к нему. Человек, может, не сразу победит более сильного беса, а потом и с ним научится бороться. Так возрастает человек в смирении. Запомните: с нами Бог, с нами Божия сила смирения! С нами Матерь Божия! С нами Его святые угодники! С нами Его Небесные силы! Один Ангел Господень сильнее тех бесов, которые нас тучами одолевают. Почему? Да потому, что он – Ангел Божий. А где Бог, там правда, там победа! Иначе и быть не может! Архимандрит Амвросий (ЮРАСОВ) |
|
|
||||||
Зачем моя мать не добрая волчица, а лютый зверь, называемый человеком? Никогда еще волчица не загрызла своего волчонка, а я с самого зачатия моей жизни слышу приговор о том, что мне надо умереть. Для моей матери мое существование оказалось неожиданной болезнью, от которой надо поскорее избавиться. Моя жизнь, как раковая опухоль, которую надо поскорее вырезать, пока она не дала метастазы. Я не только слышу слова моих родителей о том, что я должен умереть, еще не увидев света солнца – слова, похожие на шипение ядовитых змей, которые наполняют мою душу ужасом, но я чувствую даже мысли матери, похожие на проклятие. Она вспоминает обо мне с ненавистью и досадой, как об ошибке, допущенной во время игры, от которой случился проигрыш. Я чувствую, как яд, проникающий в мое тело, злобу ко мне – к своему ребенку, ставшему для нее помехой и врагом. Почему я не зачался во чреве волчицы, она бы с любовью носила своего детеныша, как свое сокровище? Она, родив меня, нежно бы лизала своим языком, как бы осыпая своими поцелуями, я бы спал около нее, прижавшись к ее теплой шерсти. Мой отец приносил бы лучшие куски от своей добычи, не думая, что его детеныш съест его лучшую часть. Мать учила бы меня ходить, выносила бы из норы своими зубами, как бы обняв меня своими руками. Она смотрела бы на меня глазами добрыми, как мать, а глаза моей матери, когда вспоминает обо мне, становятся глазами волчицы. Говорят, что когда дикие звери встречают в лесу покинутого младенца, то они не только не убивают его, но стараются спасти его жизнь. Если это самка, то она кормит его своим молоком. Люди удивляются, что волки вскармливали брошенных детей, а волки, если бы знали, то удивились и ужаснулись бы, что люди убивают собственных младенцев. Волчица вскормила двух братьев Ромула и Рема, но научились ли они волчьему великодушию? Если бы волчица спросила Ромула, где твой брат и мой сын, то что бы он ответил ей? Волчица родила бы меня и кормила своей грудью, а женщина убьет меня и завяжет свою грудь, чтобы не было молока. Волк, когда узнает, что его подруга зачала, то не приближается к ней, а люди… но не буду говорить об этом. Когда детенышу зверя грозит опасность, то его мать идет на смерть ради своего дитя. А теперь человек стал самой страшной опасностью для своих детей: он приговаривает их к смерти, и некому защитить их. Я смертник, который ожидает срок, когда моей матери будет удобно убить меня. Она уже вычеркнула меня из своего сердца, из этого мира, где светит солнце, где цветут цветы и поют птицы. Наша кровь, как кровавый поток, покроет землю. Я хочу, чтобы в этом потоке утонули злые люди, и волки жили бы на земле. Мама, не ходи на аборт! Архимандрит Рафаил (Карелин) |
||||||
| ||||||
|
|
Как соблюдение поста приносит нам много пользы, так нарушение его может быть причиной многих горестей. Как пример, расскажу вам случай, который произошел с одной моей знакомой. Она работала на светской работе среди не церковных людей. Как-то постом одна из сотрудниц принесла блюдо пирожных и стала всех угощать. Моя знакомая подумала, что пост уже почти кончается, что она провела его вполне достойно и, конечно же, ничего не случится, если она съест половинку эклера. Так она и поступила. Еще не кончила она есть свой эклер, как почувствовала какое-то щекотание около уха, думая, что это выбившаяся из прически прядка, поправила волосы, но щекотание не пропало. Затем она почувствовала, как что-то более плотное и объемное, чем прядка волос, вползло ей в ухо и прошло внутрь. Через некоторое время любительница эклеров заметила, что не может стоять на службе, что ей даже трудно войти в церковь. Тогда, взяв благословение, она поехала в Печерский монастырь на специальный молебен, в просторечьи именуемый отчиткой. То есть поехала, чтобы избавиться от того беса, который проник в нее в момент совершения греха. Не буду приводить ее красочного рассказа о страданиях, которые ей пришлось претерпеть на молебне, но она с помощью Божией освободилась от беды. Больше она поста не нарушала. Вспоминается и другая история. Любе предложили «горящую» путевку в Крымский санаторий. Стоила путевка ничтожную сумму, а обслуживание предлагалось высшего качества. Случай был уникальный, даже в отношении компании – по второй такой же путевке ехала в санаторий любимая Любина сестра… Но была здесь одна сложность: путевка приходилась на Успенский пост. Правда, море, солнце, прекрасный номер и оздоровительные процедуры к посту никакого отношения не имели, но вот питание в советском санатории никак не соответствовало православному календарю. Муж советовал Любе отказаться от путевки, предупреждая о трудности самостоятельного питания, о соблазне «быть как все». Люба словно оглохла и ослепла: «Мне никогда больше так не повезет, я давно не была на море. Эта поездка даст мне бодрости и здоровья надолго». И поехала. Вернулась загорелой и счастливой: «Подумаешь, один пост не попостилась. Не могла же я отказаться от такого стола. Знаешь, как там кормили!» Через пару месяцев Люба заболела. Сначала просто каким-то гриппом или ангиной. А потом пошло одно за другим. Болезни стали серьезнее. Начались страхи. С Любой происходило что-то странное: болело то одно, то другое. Ни один диагноз не держался долго, а здоровья не было. Ей казалось, что она уже никогда не будет такой веселой и сильной, как до Крыма. Про Крым она догадалась давно и не удивлялась своим хворям. Но Господь милостив. Покаяние и смирение перед волей Божией принесли свои плоды: Люба поправилась. Теперь у нее был свой личный опыт. Не только опыт греха, но опыт сердечного покаяния, смиренного несения наказания за грех и милосердия Божия. Особенно тяжкими могут быть последствия нарушения поста касательно супружеских отношений. В одном из посланий ап. Павла сказано в назидание супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор.7,5). Из этих слов ясно, что пост включает в себя и временное прекращение плотских отношений.
В Православной Церкви регламент брачных отношений отразился, например, в днях браковенчания. Не венчают у нас во время постов, а также накануне постных дней, дня воскресного и больших церковных праздников. Григорий Отрепьев, прозванный Лжедмитрием, например, очень подорвал свой авторитет тем, что венчался в четверг, да еще накануне дня свт. Николая. Так и в песне, оставшейся с тех времен, вспоминается, как народ возмутило, что: Безвременные свадьбы бывают причиной беды и в наше время. Пример: бездетная пара узнала, что у них редчайшая несовместимость каких-то биологических компонентов, случающаяся у одной из нескольких тысяч пар, только через 18 лет мучительных лечений и обследований. Выслушав диагноз, муж сказал: «А чего мы хотели, свадьба была на Воздвиженье». Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста – день строгого поста. Вот и отозвалась ошибка молодости. Еще одна несвоевременная свадьба… И ведь предупреждали молодых, говорили: подождите. Не послушали. Как следствие – не сложившиеся судьбы детей. И дети какие! – красивые, образованные, воспитанные, добрые. А семейная жизнь не сложилась. Через 30 с лишним лет про ту свадьбу вспомнили, да поздно уж было… По свидетельству врача, практикующего более сорока лет, дети зачатые в пост, с большим трудом поддаются лечению. Такие наблюдения есть и у других медиков. Приходилось слышать мнение, что «постовые» дети труднее воспитываются. Кстати, Иуда Искариот, по преданию, был зачат в пост. Так грех невоздержанных родителей может послужить почвой греха или несчастья детей. Привычка же сдерживать свои желания поможет супругам сохранить чистоту ложа во время случившейся разлуки или в других обстоятельствах, пресекающих их плотскую близость. Супругам, строящим свою жизнь по церковному календарю, менее грозит падение, осквернение брака неверностью, даже в сегодняшнем мире, который давно живет в эпидемии блуда, в эпидемии, не щадящей ни детей, ни стариков. Священник Сергий НИКОЛАЕВ |
|
|
Мы живем в такое сложное время, когда многим из нас чаще приходится присутствовать на похоронах, нежели становиться свидетелями рождения новых членов общества. Своими наблюдениями, произведшими на меня глубокое впечатление, мне и хотелось бы поделиться с читателями газеты. За последние годы покойников все чаще стали отпевать заочно. Не так давно умер отец моего друга, и его родственники, зная, что я чаще, чем кто-либо из них, посещаю церковь, поручили мне оформить заочное отпевание. Будучи уверенным, что смогу без особого труда выполнить их просьбу, я отправился в один из московских храмов. Подойдя к священнику, чтобы выяснить некоторые детали, связанные с этой процедурой, я был несколько обескуражен его неожиданными вопросами. В первую очередь он спросил, был ли покойник верующим и часто ли он исповедовался. Увы, на оба этих вопроса я не мог дать положительного ответа. Тогда батюшка поинтересовался, зачем же я за него прошу, пытаясь насильно привести его к Богу, коли он сам, живя в миру и обладая свободной волей, не изъявлял свободного желания? Ведь если он в свое время всерьез задумался над вопросами бытия, тогда Господь наверняка помог бы ему познать истину. Я вспоминаю наши с ним мирные дискуссии, касавшиеся веры, и с сожалением констатирую: в Бога-то он не верил, хотя некоторые проблески веры иногда в нем проявлялись. Теперь его душа должна будет предстать пред Богом, и все его дела обнажатся. Конечно же, наступит и прозрение, и раскаяние в содеянных грехах, но изменить уже ничего невозможно. Единственное, что в какой-то степени может смягчить его участь, так это наши молитвы за него и поминовения. Этот человек, насколько я помню, открыто не богохульствовал, а как быть с теми, у кого словесный яд изрыгается постоянно? Нередки случаи, когда такие люди после того отходят в иной мир, а затем являются своим родственникам в сонном видении, прося молитвенной помощи и поминания, дабы хоть немного облегчить свои страдания. Кстати, о поминании. Издревле ведется традиция собирать после похорон родных и близких покойного, устраивая застолья. Непременным атрибутом их является наличие на столах водки и других спиртных напитков. Самое прискорбное, что обычно и покойным ставится стопка с водкой, да еще на нее положат кусок хлеба. С каких времен пошел этот обычай, я не знаю, но то, что он наносит вред душе покойного, – это несомненно. А уж о наличии на столах пищи животного происхождения в период Великого поста и говорить не приходится. Еще более кощунственную картину я наблюдал в прошлом году во время похорон своего родственника – вернее, его урны с прахом. Как известно из Библии, Господь сказал согрешившему в раю Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3,1). Из этих слов Господа явствует, что человеческое тело после смерти необходимо предавать земле, а не брать пример с язычников. Но это еще не все: рядом с урной закопали пачку сигарет! И снова мне не удалось этому воспрепятствовать. Я сам курил около двадцати лет, и вот однажды один священник заметил, что люди, подверженные этой пагубной привычке, возносят тем самым воскурение дьяволу! С тех пор я избавился от этого недуга. Рассматривая эти примеры, невольно задаешься вопросом: вероятно люди, провожая покойного в иной мир, надеются, что его жизнь будет иметь свое продолжение, иначе бы не снабжали его в дорогу водкой и сигаретами: но почему в таком случае они не хотят представить ситуацию, как душа покойного предстанет пред Господом с подобным багажом? Самое любопытное, что спички-то они в могилу не кладут, – видимо заранее предполагая, что он будет прикуривать от адского огня. Мне хотелось бы также поделиться впечатлениями после посещения кладбища. Поражает обилие всевозможных памятников. Многие из них стоят больших денег. Легко понять чувства людей, потерявших своих близких и пытающихся хоть как-то выразить свою любовь к ним. Но здесь невольно возникает вопрос: а нужны ли они покойным? Не являются ли эти гранитные и мраморные глыбы препятствием на пути в Царствие Небесное для упокоенных под ними? Хорошо еще, если на них выгравированы православные кресты, а то ведь довольно часто над могилой человека, крещенного по православному обряду, красуется пятиконечная звезда, пентограмма – символ, безусловно, антихристианский! Вот такие грустные впечатления остались у меня после присутствия на недавних похоронах. Юрий Лопинов |
|
|
|
|
|
Природа устроила так, что одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом и матерью - делается для человека доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости, так что человеку достаточно этих двух условий для того чтобы, не задумываясь, возложить на себя это призвание. Вследствие этого утонченнейшее, благороднейшее и ответственейшее искусство на земле - искусство воспитания детей - почта всегда недооценивается. К нему и доселе подходят так, как если бы оно было доступно всякому, кто способен физически рожать детей... Бывают эпохи, когда эта небрежность, эта беспомощность, эта безответственность родителей начинают возрастать от поколения к поколению. Это как раз те эпохи, когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи распространяющегося и крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма. В такие эпохи священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат, его не берегут, его не строят. Тогда в отношениях между родителями и детьми возникает некая «пропасть», которая, по-видимому, увеличивается от поколения к поколению. Отец и мать перестают «понимать» своих детей, а дети начинают жаловаться на «абсолютную отчужденность», водворившуюся в семье. Это явление объясняется совсем иначе, а именно заболеванием и оскудением человеческой духовности и в особенности духовной традиции. Семья распадется вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса... Человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи... Человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно в любимом мужчине) не только плотское начало, но и «душу», - своеобразие личности, особливость характера, сердечную глубину, для которых внешний состав человека служит лишь телесным выражением или живым органом. Любовь только тогда не является простым кратковременным вожделением, непостоянным и мелким капризом плоти, когда человек, желая смертного и конечного, любит скрытую за ним бессмертность и бесконечность; вздыхая о плотском и земном, радуется духовному и вечному; иными словами, когда он ставит свою любовь перед лицо Божие и Божьими лучами освещает и измеряет любимого человека... В этом - глубокий смысл христианского «венчания», венчающего супругов венцом радости и муки, венцом духовной славы и нравственной чести, венцом пожизненной и нерасторжимой духовной общности. Ибо вожделение может быстро пройти; оно бывает подслеповатым. И предчувствовавшееся наслаждение может обмануть или надоесть. И что тогда? Взаимное отвращение прикрепленных друг к другу людей?.. Судьба человека, который в ослеплении связал себя, а, прозрев, - проклял свою связанность? Пожизненная унизительность ежедневной лжи и лицемерия? Или развод? Поэтому семья оказывается как бы естественною школою христианской любви, школою творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей. Далее, семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Ребенок учится в семье верному восприятию авторитета. В лице естественного авторитета отца и матери он впервые встречается с идеей ранга и воспринимает высший ранг другого лица, преклоняясь, но, не унижаясь; и научается мириться с присущим ему самому низшим рангом, не впадая ни в зависть, ни в ненависть, ни в озлобление... Только свободное признание чужого высшего ранга научает переносить свой низший ранг без унижения; и только любимый и уважаемый авторитет не гнетет душу человека. Само собой разумеется, что только здоровая семья может верно, разрешить все эти задачи. Семья, лишенная любви и духовности, где родители не имеют авторитета в глазах детей, где нет единства ни в жизни, ни в труде, где нет наследственной традиции, - может дать ребенку очень мало, или же не может дать ему ничего. Иван Ильин |
|
|
|
В наше время под неврозами обычно понимают нервно-психические излечимые расстройства, нарушающие бытие человека. Типичными проявлениями являются повышенная нервность, беспокойство, эмоциональная неустойчивость. Безудержный рост неврозов в XX веке порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками, но прежде всего прогрессом общечеловеческого грехопадения. Ибо во все времена истории человечества были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи, смерчи. Главная причина неврозов видится в нарастающем безверии, в потере человечеством духовного фундамента, а с ним и истинного смысла жизни. Одной из распространенных форм является неврастения. Она проявляется нервной слабостью, вплоть до глубокого истощения жизненных сил человека. Но вот что интересно: повышенная раздражительность и вспыльчивость неврастеника направлены не на себя лично, а только на окружающих. Он легко впадает в гнев и даже в ярость, но почти никогда не поднимается до духовной высоты постижения собственных ошибок и грехов. «Раздражительность нрава происходит от непознания себя, от гордости и от того еще, что мы не рассуждаем о сильном повреждении своей природы и мало познали кроткого и смиренного Иисуса», – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Если бы все укоряли себя, то водворился бы мир, – говорил архиепископ Арсений (Чудовский), – ибо самоукорение дает нам спокойно переносить оскорбления, не чувствовать их». А вот что писал по поводу неврастении священник Александр Ельчанинов: «Нервность и так далее, мне кажется, просто виды греха и именно гордости. Самый главный неврастеник – диавол. Можно ли представить себе неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого?» Безусловно, лучшее лекарство от неврастении – сам христианский путь, образ жизни с терпеливым несением своего Креста, благодарением Бога за все, смирением. «Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одной болезни, ни душевной, ни телесной, которая не могла бы получить врачества из Писания». (Святой Иоанн Златоуст). Владимир НЕВЯРОВИЧ |
|
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|