Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2004 год, выпуск № 5 (5)


«Как вожди воинства при нападении врагов не молят других о поддержке и укреплении, а сами ободряют воинов, подают им пример мужества и не страшатся ран и смерти, так и мы, вожди воинства Христова, не будем впадать в уныние, взывать о защите и помощи, а будем сами укреплять своё стадо и ограждать его от развращения и вечной погибели. В нем ведь теперь и наша поддержка, и наше спасение. Если оно разбежится от нас, оставив нас одних, то никто уже не защитит нас и мы будем выброшены вон, как соль негодная (см.: Мф. 5, 13). Не теряйте же времени, собирайте вокруг себя стадо свое, наставляйте его благовременно и безвременно, не унывайте от временного неуспеха или даже гонения».

Свт. Тихон, Патриарх Московский и Всероссийский



ПИСЬМО К БОГУ


Послушай, Бог… Еще ни разу в жизни
с Тобой не говорил я, но сегодня
мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
из кратера, что выбила граната,
на небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
но я Тебе скажу и Ты меня поймешь:
не странно ль, что средь ужасающего ада
мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать,
вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать,
что, как Ты знаешь, битва будет злая,
и, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Найдено в шинели русского солдата, погибшего в Великую Отечественную войну



ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА


О МАРШАЛЕ Г.К. ЖУКОВЕ


Георгий Победоносец

Душа человека — великая тайна, к которой окружающие могут только лишь прикоснуться. Духовная жизнь скрыта от глаз людских. Тем более жизнь людей, отличившихся великими земными деяниями, жизнь полководцев. Немногие, наверно, знают о том, что генералиссимус Суворов, истинный христианин, собирался окончить свой путь в монастыре, о чем подавал прошение Государю, а перед смертью написал покаянный канон, в котором он умолял Христа дать ему место «хотя при крае Царствия Небесного», взывая: «Твой есмь аз и спаси мя».

Могущественный Потемкин, которому, по словам Пушкина, мы обязаны Черным морем, чувствуя дыхание смерти, писал в своем «Каноне Спасителю»: «И ныне волнующаяся душа моя и уповающая в бездне беззаконий своих ищет помощи, но не обретает. Подаждь ей, Пречистая Дева, руку Свою, Еюже носила Спасителя моего, и не допусти погибнуть вовеки». Адмирал Ушаков в конце жизни стал насельником Санаксарского монастыря в Мордовии.

Есть свидетельства о том, что маршал Василевский, сын протоиерея, которому революция не дала окончить семинарию, тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался Святых Христовых Тайн. Господь Иисус Христос невидимо обитал в сердцах полководцев и помогал одерживать победы над врагами.

Недавно мне пришлось прочитать в одной книге, что нет свидетельств, веровал ли Жуков в Бoгa. Пoэтомy, мне кажется, что пора сказать о том, что таких свидетельств немало.

«Я скоро умру, но с того света буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду», — сказал он, чувствуя приближение неотвратимого конца, мне, 16-лeтнeй тoгдa девочке, оставшейся уже без матери. Много лет пришлось мне осмысливать эти слова. Почти четверть века, как отца нет в живых. Они всегда были в моем сознании. Мне казалось это самым важным, что оставил после себя отец. Только недавно я осознала, что этими (странными, как мне тогда казалось) словами посеял отец во мне вepy в вeчнyю жизнь души и в невидимую связь нашего мира с миром загробным – и не только в связь, но и в помощь наших усопших родных, их молитвы о нас. В этих словах нe было сомнения (он не говорил «может быть»), они были сказаны кротко, спокойно, но и со знанием и силой. Это и есть, по-моему, главное свидетельство его веры.

Архимандрит Кирилл (Павлов), старец, вспоминал, что однажды пожилой протоиерей, служивший в Ижевске, рассказал ему случай, как во время войны, будучи генерал-майором, он встречался с Жуковым. Как-то во время беседы он спросил Жукова, верует ли он в Бога? Маршал ответил, что он верит в силу Всемогущественную, в разум Премудрейший, сотворивший такую красоту и гармонию природы, и преклоняется перед этим. Тогда генерал-майор ответил, что это и есть Бог. Отец Кирилл заключил, что «безспорно, Жуков чувствовал в душе Бога. Другое дело, что он не мог это свое чувство выразить словами, потому что вера в Бога была в то время в поношении, в загоне, и ему, как высокопоставленному начальнику, надо было соблюдать осторожность, так как кругом торжествовали атеизм и безбожие».

Тем не менее, в народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. В Киеве есть чудотворная икона Божией Матери Гербовецкая, которую маршал Жуков отбил у фашистов.

Один священник из села Омелец Брестской области в письме к Жукову, поздравляя его с Победой, пожаловался на то, что все колокола были увезены оккупантами. Вскоре от маршала пришла посылка весом в тонну – три колокола! Такого благовеста еще не слышала округа! Колокола висят там по сей день.

Сразу после войны, узнав о бедственном положении храма в Лейпциге, отец многое сделал для его вoccтaнoвле-ния. Цeлыe caпep-ныe бригады по его указанию работали там. Он приехал на открытие храма, возжег в нeм лампаду. Эти свидетельства говорят о многом...

Вот что пишет об отце архимандрит Кирилл (Павлов): «Душа его христианская... Печать избранничества Божия на нем чувствуется во всей его жизни. Прежде всего, он был крещен, учился в церковноприходской школе, где Закон Божий преподавался, посещал службы храма Христа Спасителя и услаждался великолепным пением церковного хора, получил воспитание в детстве в верующей семье - все это не могло не запечатлеть в душе его христианских истин. И это видно по плодам его жизни и поведения. Его порядочность, человечность, общительность, трезвость, чистота жизни возвысили его, и Промысел Божий избрал его быть спасителем России в тяжелую годину испытаний».

Недавно стало известно еще об одном свидетельстве его верующей души... Лет пять назад было опубликовано мое «Письмо отцу», в котором были такие строки: «Семилетней девочкой повез ты меня в Троице-Сергиеву Лавру. Из памяти стерлись подробности той поездки, но помню, что был большой церковный праздник. Так впервые я побывала у преподобного Сергия. Потом ты рассказал мне, как Дмитрий Донской сражался на Куликовом поле, а преподобный Сергий благословил его, сказав: «Ты победишь».

Я иногда задумываюсь, кто же был тем Сергием, который шепнул в страшные дни 1941-го: «Ты победишь». Откуда мой отец черпал уверенность в победе? Когда многие пали духом, он, не колеблясь, сказал: «Москву мы не сдадим. Костьми ляжем, но не сдадим». Тот риторический вопрос, кто же был тем Сергием, не остался без ответа. Им, как стало недавно известно, был последний оптинский старец Нектарий.

Как приезжал к старцу Жуков, тогда командир полка, рассказала дочь хозяина дома, у которого жил о. Нектарий, Екатерина Андреевна Денежкина (ныне уже покойная). Это было примерно в 1925 году. Подробности этих встреч (по некоторым свидетельствам встреча была не одна, будущий маршал приезжал несколько раз, oстaвaлcя дaжe ночeвaть) для нас пока тайна. Напутствовавший отца старец Нектарий благословил Жукова, сказав, что везде ему будет сопутствовать победа. «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет».

Воистину, как в евангельской притче о талантах, отец чувствовал данный ему от Бога дар, любил свою профессию, совершенствовался в ней, приумножая этот талант.

Невольно вспомнишь слова Спасителя: В малом ты был верен, над многим тебя поставлю (Мф.25,21).

М.Г. Жукова



Я ШЕЛ С
ЕВАНГЕЛИЕМ
И НЕ БОЯЛСЯ

Имя духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла знает сегодня, наверное, большинство верующих в нашей стране. О нем же самом, о его жизни, о прошлом известно очень немногое. Это интервью (а по форме своей скорее исповедь или Слово), посвященное в значительной степени воспоминаниям о Великой Отечественной войне.

Aрхимандрит Кирилл

Эта великая страшная Отечественная война, конечно, явилась следствием попущения Божия за наше отступление от Бога, за наше моральное, нравственное нарушение закона Божия и за то, что попытались в России вообще покончить с религией, с верой, с Церковью. Перед самой войной не случайно почти все храмы были закрыты. Их к этому времени оставалось на Руси совсем небольшое количество. У противников Церкви была именно такая цель — вообще все прикончить. По высказыванию Хрущева, они покончат с религией в России к 1960 году и покажут по телевидению последнего попа. Таков был вражеский замысел — чтобы всюду царил полный атеизм.

Господь провидел эти вражеские планы, и, чтобы не попустить их осуществление, Господь попустил войну. Не случайно. И мы видим, что война действительно обратила людей к Вере, и правители совсем по-иному отнеслись к Церкви. В особенности, когда вышел декрет Сталина об открытии храмов в России.

Это, несомненно, подвигло милость Божию к нашей стране, к нашей Церкви, к нашим людям. По-человечески, конечно, можно сказать, что победил высокий воинский дух наших солдат. И надо отдать должное руководству страны, которое воздвигло такого гениального полководца, как Жуков. В прежние времена Господь воздвигал для России Суворова, Кутузова. В наше время Георгий Жуков - это была милость Божия. Мы обязаны ему спасением.

Сразу же поднялась, окрепла и усовершенствовалась у нас военная техника. По-человечески мы все это относим к тому, что люди объединились и успешно работали на передовой и в тылу. Это правильно. Но силу, энергию и ум дал им Господь.

Когда я читал воспоминания маршала Жукова, мне бросился в глаза момент, где он пишет о том, как он поражался в начале войны гениальности стратегических планов немецких генералов. Потом он удивлялся тем ошибкам и просчетам, которые впоследствии они же совершали. Это со своей стороны говорит Жуков. Я со своей стороны скажу: это все совершала премудрость Божия! Господь, кого хочет наказать, всегда лишает разума, ума... И тот же человек, который вначале проявлял мудрость, когда благодать Божия отступила, совершает ошибки.

Когда Господь уже решил дать помощь нашему народу, нашей армии, Он омрачил умы фашистам, а нашим военачальникам дал мудрость, воинскую смекалку, мужество и успех. Господь давал силы, энергию, разум нашим конструкторам и инженерам для того, чтобы одержать победу. Как говорится, без Бога — не до порога!

Беда в том, что мы не видим Промысла Божия и не воздаем Господу славу за то, что Он проявлял такое промышление, такую заботу. Это печально... Собственно говоря, ведь Россия из ничтожества поднялась, выросла до великой державы только благодатию Божией, только силою Божией, чудесами... И никто об этом не хочет сказать...

Сколько милости получала наша страна во все времена, когда нападали на Россию. И только небесная помощь спасала от конечной погибели. А мы такие толстокожие, что не разумеем этой милости Божией, не хотим возблагодарить Господа. Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Мы все это относим к самим себе. Говорим «я», проявляем гордость, а это как раз и пагубно. И за это Господь отдает нас врагам, чтобы смирить нас, чтобы не забывали Бога...

В первые месяцы войны наша страна входила в нее в тяжелом состоянии: поражение следовало за поражением. И дошел враг до Москвы, до Сталинграда.

Когда Церковь, верующие люди молились со слезами, просили в молитвах Господа о победе русского оружия, молитва дошла до Господа. И Он вскоре переменил гнев на милость.

Москва была спасена чудом... Будь немцы посмелее, взяли бы ее голыми руками. Москва на волоске висела. Действительно, Господь страхом удерживал немцев...

И когда стали открывать храмы, такой был подъем в народе. Народ шел в храмы. И я сам был очевидцем этого...

После Сталинградской битвы, когда мы прибыли в тамбовские леса на отдых, в один воскресный день я пошел в Тамбов. Там только что открыли единственный храм. Собор весь был голый, одни стены... Народу - битком. Я был в военной форме, в шинели. Священник, отец Иоанн, который стал впоследствии епископом Иннокентием Калининским, такую проникновенную проповедь произнес, что все, сколько было в храме народа, навзрыд плакали. Это был сплошной вопль... Стоишь, и тебя захватывает невольно, настолько трогательные слова произносил священник.

Конечно, такой вопль, молитва простой верующей души до Бога дошла! Я в это верю на все сто процентов! И Господь помогал...

Простым людям кажется невидимой помощь Божия. Люди Бога не видят, не знают. Но связь невидимого мира с миром вещественным непосредственная. Господь и нужных людей воздвигает, даем им опыт и мужество. Дает успехи в тылу и на фронте... Я помню, как в начале войны наши танки, самолеты горели, как фанерные. Только появится мессершмитт, даст очередь, и наши самолеты валятся. Больно и печально было на это смотреть. А позднее, во время Сталинградской битвы, я был прямо восхищен: «катюши», артиллерия, самолеты наши господствовали, и было радостно за страну, за нашу мощь. Чувствовался подъем в войсках. Все были воодушевлены. Это Господь помогал нам! И потом, слава Богу, прошли мы всю Украину, освобождали Румынию и Венгрию, Австрию...

После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную службу в городе. Здесь не было ни одного целого дома. Был апрель, уже пригревало солнце. Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!..

Собрал я все листочки вместе - книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие, у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события. Такой мне бальзам на душу оно давало.

Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся. Дошел до Австрии. Господь помогал и утешал. А после войны привел меня в семинарию. Возникло желание учиться чему-то духовному...

Одним словом, я считаю, что наше неверие, наше невежество, наше незнание Бога, а также нарушение нравственных законов не могут оставаться безнаказанными. Мы не ведаем, что Господь промышляет нe только о каждом человеке, а вообще о всей стране. Поэтому и война была. И это не без попущения Божия.

Если и волос с нашей головы не упадет без воли Божией, то тем более — война. Это попущение Божие за нашу безнравственность, за наше безбожие, отступление. Господь попустил, чтобы это пресечь. Потому что пытались совсем задушить веру. Храмы все закрыты. Думали, покончили. Нет! Не тут-то было! Трудно идти против рожна.

Так и в будущем. Господь знает, чем смирить врагов. Попустил военные испытания, и вынуждены были вновь открыть храмы. Потому что этого требовал народ...

Сегодняшний хаос — это тоже, конечно, попущение Божие. И все эти войны на окраинах России — тоже. Если народ не опомнится, глубоко не раскается, не прекратится разложение нравов, то хорошего ждать нечего. Можно ждать только гибели.

Разве допустимо, чтобы в нашей стране, на Руси Святой, сейчас дали свободу бесовщине. Колдуны, маги, экстрасенсы, секты различные... Это, естественно, подвигает Божию правду на гнев. Господь с этим не может мириться. В Евангелии говорится: Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1,18).

Господь дает испытание: образумьтесь! обратитесь ко Мне. А то, что бесовщину допустили, — это страшное дело! И я не знаю, что и ожидать?! Потому что, согласно библейскому сказанию, семь ханаанских народов были истреблены только за то, что они допустили поклонение бесам. Грехи человеческие — это по немощи. Но когда люди стали обращаться к темной бесовской силе, тогда Господь этого не потерпел. А у нас открыли им дорогу. Раньше колдунов сжигали на костре. И совсем еще недавно в нашем Уголовном кодексе за черную магию подвергали наказанию. А сейчас экстрасенсы кодируют людей. Это страшное дело. Мы стоим на грани жизни!

И если не образумимся, не раскаемся, не осудим себя, не обратимся к Богу, наказание неминуемо постигнет. Пока же Господь все это терпит за счет верующих. Церковь еще существует. Она молится и умоляет Господа: не попускай, молю Тебя! А всю нечисть Господь уничтожит! Человек сам виноват в том, что отошел от Бога, от истины, ко лжи приобщился. А ложь никогда не дает человеку удовлетворения. Ложь есть ложь. Поэтому люди и задыхаются — оттого что во лжи пребывают. А если к истине обратятся, то почувствуют жизнь, радость!



"ИССЛЕДУЙТЕ ПИСАНИЯ" (ИН. 5,39)


Однажды некий иерарх весьма высокой духовности высказал перед большой аудиторией следующую интересную мысль: наука для веры не нужна. У человека есть замечательные примеры благочестия, им и надо подражать в своей жизни; и он назвал имена великих святых из разных эпох, вплоть до нашего времени, - Марию Египетскую, Николая Мирликийского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского. И это действительно так: современная официальная наука не только не помогает, но даже мешает, вредит вере, а перечисленные угодники Божии представляют собой сверкающие снежные заоблачные вершины без единого пятнышка, лучшие образцы для подражания. Однако поднятая проблема не лишена и неких тонкостей, их полезно знать нам, живущим в миру грешникам, невольным участникам пира во время чумы атеизма.

Прежде всего надо определить, о какой науке идет речь. Согласно приснопамятному Иустину Поповичу, «все учения можно разделить на два вида: учения от Христа и учения от антихриста... третьего не дано». Совершенно ясно, что наука от Христа не может вредить вере. Вере вредит современная официальная наука, преподаваемая в школах, техникумах и институтах и исповедующая атеизм. Главная ложь атеизма заключается в лукавом материализме, согласно которому материя (вещество) первична, а дух вторичен: якобы из НЕЖИВОГО вещества САМО СОБОЙ возникло ЖИВОЕ - вначале микробы, потом обезьяна, из нее атеист с его духом и т.п. Все это - от лукавого...

В действительности же, последними научными исследованиями было установлено, что мир полон веществ невидимых и неощутимых, как выразился св. Игнатий Брянчанинов: «Вещество простирается за пределы наших чувств на неизмеримый объем в безчисленных, неизвестных нам формах, под управлением законов, недоступных для постижения нашего». Из этих-то невидимых веществ и образован параллельный нашему видимому невидимый и неощутимый сверхтонкий духовный мир, объекты которого (духи) живут вне времени, то есть вечно, и стараются управлять нашей жизнью к добру или ко злу. В частности, было установлено, что и в человеке есть собственный дух, отделяющийся в момент смерти и затем живущий вечно в обществе Светлых или темных сил; а все так называемые аномальные явления - НЛО, полтергейст, колдовство, ворожба, привораживание, парацелительство и т.п. - порождаются сверхтонким миром зла. Следовательно, само понятие материализма, противопоставляющего материю духу, безсмысленно и лживо, поскольку духи, как и мы, тоже вещественны (материальны). Только состоят они из других, невидимых веществ. Все эти новые открытия осуществлены на основе исследований Писаний, как то и рекомендует делать Иисус Христос.

Суть вреда, причиняемого вере официальной наукой, заключается в том, что у человека есть ум и сердце; первый ведает логической, рассудочной формой мышления (сильнее развита у мужчин), а второе - эмоциональной, чувственной формой (сильнее развита у женщин). Для веры нужно сердце (кстати, именно поэтому в церквах на десять женщин приходится один-два мужчины), а всеобщее материалистическое образование сильно «перекосило» наше сознание - и у мужчин, и у женщин - от сердца в сторону ума, и теперь путь к вере частенько лежит через рассудок, поклоняющийся идолу науки, «подкинутому» нам антихристом. Вот тут-то и потребовалась новая наука, основанная на исследовании Писаний. Но и здесь тоже есть свои тонкости.

В общем случае по отношению к православной вере можно различать следующие пять групп людей: 1 - живущие в Православии (Православие - это ОБРАЗ ЖИЗНИ); 2 - сочувствующие и идущие к вере; 3 - допускающие, но не идущие к ней; 4 - отрицающие веру по незнанию, живущие по своим страстям; философ и историк религии И.А. Ильин называет это демонизмом, его формула: «жизнь без Бога»; таких людей сейчас больше всего среди «образованных»; 5 - отрицающие веру сознательно; по Ильину, это сатанизм, его формула: «низвержение Бога». Новая наука должна быть полезной для второй и особенно для третьей и четвертой групп. Пятой уже ничем не поможешь, - это страшная, но многочисленная ныне категория людей, их воля захвачена бесами, им может помочь только Сам Бог, как это случилось с гонителем Христа Савлом, ставшим впоследствии первоапостолом Павлом.

Что касается первой группы людей, то лично для них новая наука не нужна, они и без нее глубоко веруют, но подобных людей не так много. Однако, по слову апостола Петра, и они ОБЯЗАНЫ быть «всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1 Пет. 3.15). Спрашивается, на каком языке должен быть дан этот ответ? Разумеется, на языке, понятном для вопрошающего, поклоняющегося идолу науки, иначе «Вы будете говорить на ветер» (1 Кор. 14,9). Следовательно, новая наука необходима и для первой группы людей. Особенно сегодня, когда Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Архиерейский Собор призвали не только пастырей, но и всех «чад Русской Православной Церкви выйти на новое поприще миссионерского служения, причем необходим «особый подход к каждому человеку...»

Виктор ВЕЙНИК, член-корреспондент АН Белорусии, доктор технических наук, профессор



ОБЛЕКИТЕСЬ В ЛЮБОВЬ


Сейчас надо, чтобы верующие настраивали и готовили себя ко всевозможным испытаниям и скорбям. К этому идет. Но нельзя паниковать, унывать и отчаиваться. И если Господь попустит какие-то испытания, нужно безропотно, с радостью и надеждой, со спокойствием в душе сподобиться Царствия Небесного.

Св. апостол Павел во втором послании к любимому своему ученику Тимофею пишет: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны. Непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра. Предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы. Имеющие вид благочестия, силы же Его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в дома и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями. Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2 Тим.3,1-7).

Если же мир к концу времени должен прийти к такому нравственному состоянию, то верующие в Бога Отца, Господа нашего Иисуса Христа и в Бога Духа Святаго, исповедующие Святую Троицу должны, наоборот, жить во всяком благочестии и чистоте и быть солью земли, светом миру, по слову Спасителя: «Так да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесах» (Мф.5,16). Облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, «как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; Но облекаясь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращать в похоти» (Рим. 13,13-14).

«Облекитесь, — говорит ап.Павел, — как избранные Божии, святые и возлюбленные в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3,12-16).

«И не страшитесь ни в чем противников ваших по вере, зная, что их нападения и гонения на вас за веру «для них есть предзнаменование погибели, а для вас спасения». И сие от Бога. Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него. Но и страдать за Него!» (Фил. 1,28-29).

Поэтому ал. Павел и восклицает, говоря: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим.8,35-37). И что бы не было с вами, все, что придется испытать, надо перенести с радостью. Не отрекаясь... и никакие скорби, пусть даже и смерть, — ничто не должно отлучить нас от любви Божией... И Спаситель тоже утешает и укрепляет нас, говоря: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10,28). Будем знать и веровать, что нынешние временные страдания наши ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в будущем веке для любящих Господа, ибо написано: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Исайя 64,4). Посему с терпением будем проходить принадлежащее нам поприще и, подражая Богу, как чада возлюбленные, будем жить в любви, «как и Христос возлюбил нас и предал себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым». «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф.4,29-31).

Напротив, вразумляйте безчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал зло за зло; но всегда ищите добра друг другу и во всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь, все испытывайте, хорошего держитесь, за все благодарите, ибо такова воля Божия о вас во Христе Иисусе. Удерживайтесь от всякого зла (1 Фес.5,14-22). «Все свои заботы возложите на Бога, ибо он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, облекшись христианскою любовию. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу свою во Христе Иисусе, сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5,7-10). Апостол Павел говорит: «Только будьте друг ко другу добры. Сострадательны, прощайте друг друга, и сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен призывающий вас, который и сотворит сие» (1 Фес. 5,23-24).

Архимандрит Кирилл (Павлов)



ОПАСНО ВЕРИТЬ СНАМ


Многие из христиан привыкли давать веру снам. Как встанут с постели, сейчас и начнут рассуждать, что вот они видели то-то и то-то и что это значит. Что им предстоит такое-то дело, случится такая-то радость или беда, придет - не придет такой-то, - и так далее. Подобным рассуждениям часто не бывает конца.

И вот, вместо того, чтобы начать день молитвою и приняться за какое-либо доброе дело, они начинают его грехом. В разгадывании снов проводят утро, гадают, смущают и заражают суеверием домашних, отнимают покой у себя и у других. Им предстоит опасность попасть в сети дьявола, если они не оставят своей безрассудной веры в сны.

В горе Синайской жил старец, многие годы проведший в затворе, великий молитвенник и подвижник. При такой жизни его, конечно, все верили, что он угоден Богу и спасется. Никто не думал, что он погибнет. Однако с ним, к несчастью, случилось именно послед-нее. И единственно вследствие его безрассудной веры в сны.

Дьявол, узнав эту слабую сторону старца, сначала стал то и дело являть ему сны, которые на самом деле сбывались. А затем уже и такие, которые единственно изобретены были его дьявольским коварством для погибели людей. Так, однажды во сне он представил старцу будущую жизнь и в ней всех христиан и мучеников во тьме и посрамлении, а иудеев светом озаряемых и радости исполненных. Бедный монах, проснувшись, тотчас оставил Синайскую гору, ушел в Палестину, там принял иудейскую веру и обрезание, женился, сделался врагом христиан и, наконец, не раскаявшись, заживо был изъеден червями и умер лютою смертию.

Вот вам урок, любители и толкователи снов! Не забывайте, что и вас общий враг наш так же легко может запутать, как запутал упомянутого старца. Он ведь не дремлет и случаев погубить кого бы то ни было не пропускает. Но скажите: сны бывают ведь и от Бога? Не спорю. Но когда Бог посылает кому-либо сны, через них открывая ему Свою волю, Он дает с тем и возможность убедиться в том, что это не простые сны. Сам посылает сны и Сам же сообщает толкование их каким-нибудь чрезвычайным путем. Но если этого не случилось, - грешно и опасно верить снам. Аминь.


В наше время еще имеются люди, которые боятся или стесняются пригласить священника к своим тяжелобольньм, а порой и умирающим родственникам. Они забывают, что священник, являясь ко одру больного со Святыми Дарами, несет с собою не весть о приближающейся смерти, а Божественную благодать, которая врачует немощи и очищает грехи - причину всякой болезни.


ЗОВИТЕ К БОЛЬНОМУ СВЯЩЕННИКА!


Служитель веры несет больному надежду на Бога и Его всесильную помощь, которая в деле поддержания жизни имеет значение гораздо большее, чем искусство врачей и медицинское оборудование.

Святые религиозные начала, носителем которых является священник, вносят в душу больного не смущение и расстройство, а мир и утешение - если только в нем не погасла искра веры, религиозного чувства. Поэтому должно видеть в священнике не врага, а союзника и помощника.

Не бояться нужно позвать иерея к больному, а желать этого прихода. Тот, кто откладывает приглашение пастыря, причиняет страждущему вред, лишает его нравственного успокоения и целительной силы, которая преподается в Святых Дарах. Сила эта многократно приносила болящим не только облегчение, но и полное исцеление; воздвигала со смертного ложа тех, на кого врачи смотрели с отчаянием.

Как же поступать в случае болезни ближнего? В первую очередь - обратиться в ближайшую православную церковь к священнику с просьбой исповедать болящего и причастить его Тела и Крови Христа. При этом болящий должен иметь твердое намерение покаяться в нераскаянных грехах с семилетнего возраста и желание причаститься. Принуждение против воли больного недопустимо.

Священник может напутствовать только человека православного исповедания или желающего стать таковым (через Таинство Крещения). Больной должен находиться в сознании, ибо потерявшим чувство невозможно исповедаться и принять Святые Тайны (бывают такие состояния, когда трудно проглотить их).

После исповеди и причащения хорошо соборовать больного, ибо в этом таинстве Господь прощает грехи, забытые по слабости памяти. Родственникам можно и весьма полезно заказывать поминовение больного в церкви, ставить свечи о его здравии. Во многих монастырях совершается чтение Псалтыри за болящих. Можно просить молитв священника, служить молебны, раздавать милостыню от имени болящего с просьбой молиться за него, помня слова Христа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7,7-8).

Кто скрывает тяжесть болезни, зная о близкой смерти больного, тот становится соучастником и помощником врага рода человеческого, лишая умирающего христианского напутствования. Горе нам, если по нашей вине кто-либо из близких ушел в вечность без покаяния и причащения! Это грех духовного убийства, о котором непременно нужно сказать на исповеди.



НАКАЗАННАЯ ДЕРЕВНЯ


Было это во время Великой Отечественной войны в деревне Красавка, Дубенского района Тульской области. В этой деревне церкви не было никогда, а в соседнем селе, называвшемся Николо-Крюк, стоял прежде храм во имя Святителя Николая. В тридцатые годы храм, как водится, закрыли, а жители соседней Красавки его разграбили и разрушили. Говорили, будто на месте церкви выстроят школу, да что-то так и не собрались... Но вот настала Великая Отечественная война. Через Красавку проходил отступающий красноармейский полк. Один солдат этого полка выстрелом из винтовки сбил немецкий самолет (такое случалось, немцы порою очень низко летали). Самолет упал возле деревни, экипаж его скрылся в лесу, а красавинские жители кинулись грабить упавшую машину. И вот, пока они всей деревней потрошили разбитый бомбардировщик, прилетел другой немецкий самолет-разведчик, «Рама», - весь этот грабеж засек и полетел докладывать. Дело же было в Николин день, престольный праздник для разрушенного храма. О храме давно забыли, о Святителе тоже, но о престольном празднике как о поводе выпить самогонки - помнили хорошо. И вот, растащив все, что можно, с самолета, красавинцы пошли по домам - праздновать. В одной избе хранились две большие иконы из разрушенного храма. Вернее, они там не хранились, а были приспособлены под полати возле печки: на них спала старуха, мать хозяина дома, под ними держали всякую живность - теленка, кур, поросенка. В самый разгар празд-ника прилетел еще один немецкий бомбардировщик и начал бомбить Красавку. Некоторые бомбы, падая, не взрывались, а в тот дом, где иконы служили полатями, было прямое попадание, - как раз в самый разгар застолья. Все, конечно, погибли, дом полностью сгорел, осталась на пожарище лишь одна печь, а на печи лежит младенец - живой и здоровый. Дивны чудеса Твои, Господи! Суров ты бываешь, Святитель Николай, но справедлив!

Александр Алексеевич КОРАБЕЛЬНИКОВ, ветеран войны



"РОССИЯ - НАШЕ ОТЕЧЕСТВО, А НЕ "ЭТА СТРАНА""


21 апреля 2004 года Святейший Патриарх Алексий выступил с речью на общем годичном собрании Российской академии образования.


Патриарх Алексий

Думаю, всех нас волнует и заботит будущее нашей страны, мы спрашиваем себя, кто придет на смену нам, старшему поколению. Образование в России всегда находилось на высоком уровне, и сегодня специалисты из нашей страны весьма ценятся за рубежом. Однако я уверен, что образование должно быть тесно связано с воспитанием. Они нераздельны как два крыла, и их сочетание делает человека Человеком с большой буквы.

Воспитание должно совершаться в семьях, в учебных заведениях, но когда воспитание и становление человека проходит в подвалах, на чердаках, в подворотнях, то результатом этого становится распространение среди молодежи наркомании и алкоголизма.

Но и в благополучных семьях имеются серьезные проблемы с воспитанием детей, потому что средства массовой информации, которые сегодня оказывают огромное влияние на подрастающее поколение, насаждают культ насилия, жестокости, безнравственности. Нас убеждают в том, что жизнь человеческая ничего не стоит. Компьютерные игры, столь популярные среди детей, с малых лет приучают их мысли о том, что убийство – это вполне обычная вещь. А когда мы слышим, что подростки, даже девочки, зверски расправляются со своими сверстниками, нас это ужасает, мы не можем понять, откуда в них эта жестокость.

Некоторые считают, что воспитание не имеет прямого отношения к образованию, но я уверен, что для того, чтобы вырастить достойных граждан нашей страны, которые любили бы свою Родину, знали ее историю, которые бы были патриотами России, мы должны дополнить образование воспитанием.

В 1970-е годы в Колонном зале Дома Союзов на одной из миротворческих конференций выступил писатель Константин Симонов. Он начал свое выступление вопросом: нужно ли через 20 лет после окончания Великой Отечественной войны писать и говорить о ней? И, отвечая на свой вопрос, сказал, что необходимо помнить об этой войне, ибо рассказы о мужестве нашего народа имеют огромное воспитательное значение для будущих поколений. И сейчас знание истории страны, память о подвигах нашего народа необходимо прививать подрастающему поколению.

На одном из собраний, посвященных 700-летию со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, мэр Москвы Ю.М. Лужков рассказал, как однажды он подошел к группе школьников, которые стояли возле памятника маршалу Жукову, и спросил их, знают ли они, кто такой был Даниил Московский. Никто не знал этого. Тогда он спросил, кто такой Дмитрий Донской. Ответа также не было. А на вопрос, знают ли они, кто такой Иван Калита, один из ребят сказал, что это был человек, который носил сумку и собирал деньги. Вот такое представление у сегодняшних школьников о тех, кто основал Русь, кто собирал вокруг Москвы славянское земли, распространял пределы России от края и до края света, кто полагал свои силы для того, чтобы наша страна стала великой державой.

В настоящее время поднят, в том числе и на уровне Президента России, вопрос, касающийся содержания школьных учебников по истории Отечества. 70 учебников получили гриф Министерства образования, однако эти пособия по-разному трактуют нашу историю, зачастую противореча друг другу. Президент России В.В. Путин приводил в качестве примера один из учебников, согласно которому было бы лучше, если бы фашисты победили, а мы проиграли бы в Великой Отечественной войне. Думаю, это является свидетельством полного отсутствия патриотизма, отсутствия любви к Родине у авторов данного пособия. Я очень рад решению о подготовке нескольких учебных пособий по этому предмету, в которых правильно трактовались бы события истории нашего государства.

В течение последних лет мы регулярно ставим вопрос о том, чтобы факультативно, с согласия учеников и их родителей, ввести в школах преподавание предмета “Основа православной культуры”. Нам часто говорят: “Мы не допустим преподавания в школах “Закона Божия”. Но “Основы православной культуры” - это не “Закон Божий”, а культурологический предмет, в рамках которого учащиеся смогут узнать о тысячелетней культуре нашего народа. Уверен, что каждый сознательный человек должен знать историю своей культуры и гордиться ею.

Церкви, государству и обществу следует объединить усилия не только в области образования, но и в сфере воспитания, чтобы противостоять негативному воздействию средств массовой информации, которые зачастую воспитывают подрастающее поколение в духе негативизма, пропагандируя без каких-либо ограничений со стороны государства жестокость, насилие и безнравственность. Интернет также потенциально представляет опасность для детей и подростков, поскольку может служить как познавательным целям, так и использоваться для развращения молодежи.

В Малоярославце при женском монастыре существует большой приют для девочек из семей, в которых родители страдают алкоголизмом и наркоманией. Среди воспитанниц есть и такие, кто сами когда-то пробовали наркотики. Глядя на этих девочек, убеждаешься, что такие дети не потеряны для страны, для общества, для будущего. Подобные примеры не единичны. Таким образом, Церковь вносит свой вклад в будущее страны. Уверен, что необходимо объединить наши усилия по воспитанию подрастающего поколения, ибо именно от него зависит будущее России.

Я рад встретится с людьми, которые посвятили свою жизнь образованию молодежи. Во всем мире славятся наши ученые, но нужно, чтобы подрастающее поколение и впредь получало хорошее образование, чтобы наши дети были воспитанными, знали свою историю, были патриотами. Нередко приходится слышать, как наши сограждане говорят о России: “эта страна”. Меня это коробит. Понятно, что данное выражение является калькой англоязычного фразеологизма, однако для соотечественников, объединенных общей любовью к России, гораздо естественнее говорить о своем Отечестве как о “нашей стране”. Мы должны чувствовать ответственность за свою страну, гражданами, сынами и дочерьми которой мы являемся.

Я от души желаю Российской академии образования благословенных успехов в том деле, которое она осуществляет, руководя процессом образования в России. Однако не следует забывать о воспитании. Еще раз скажу: только в том случае, если будем сочетать образование и воспитание, мы сможем вырастить достойных граждан нашей страны, которые знают свою историю, любят свое Отечество и готовы ему служить.

“Служба коммуникации ОВЦС МП”, печатается с сокр.



СВЯТЫЕ СТАРУШКИ


Они не сидели в грязном и вшивом окопе, не кидались под немецкие танки, не дрались в рукопашном бою, не гибли целыми армиями в окружении, но без них не выстояла бы Православная Русь. Это они благословляли уходящих на войну мужиков. Это они с иконой встречали долгожданных освободителей. Это они тихо и усердно молились за спасение многострадального Отечества. Смертельная опасность нависла над нами. Гитлер и его подручные возмечтали германизировать нашу страну, т.е. заселить ее территорию немцами. Русским же отводилась роль рабочего быдла. Никто из гитлеровских руководителей и не собирался прививать русским «свиньям» культуру. Наоборот! Русские навсегда лишались всего - семьи, имущества, образования, жилища, государства, свободы, достоинства, самой жизни, наконец. «Русский должен умереть, чтобы жили мы». Православную веру предполагалось искоренить самым решительным образом. Русские рассматривались только в качестве исторического навоза, призванного сослужить верную службу процветанию «тысячелетнего» рейха - невиданного еще в истории земного рая на пепле «недочеловеков». Чудовищные вампирские планы потребовали усиленной подпитки со стороны нечистых сил. Отсюда и проистекает любовь германских вождей к оккультизму, языческим преданиям и легендам, «славному» крестоносному прошлому... Двадцать второго июня 1941 года железный поток, словно грязевая лавина, обрушился на безбожный, как им казалось, Восток. И опять чёрные кресты выкрестили небо над Русью. Великие бедствия и страдания обрушились на землю Русскую за грехи наши. Но, наказуя нас за великое отступление наше, Господь не оставил бедную и гибнущую Россию. Война началась в День всех Святых , в Русской земле просиявших. Все святые умоляли Господа не оставить Русь. Сама Царица Небесная, взяв в удел нашу землю, молила Спасителя помочь России. На земле же горемычной слёзно молились русские женщины, прося оставить в живых своих мужиков, ушедших на фронт. Молитва придавала силы и в работе, и в горе. Ныне живущие едва ли смогут представить, сколько и как трудились тогда в деревне. Такой самоотверженности еще не знал мир. Бесконечный рабочий день - от потемок и до потемок. Ох, и побились же русские женщины! «Война у них была похлеще нашей», - так отозвался о них один солдат. Работали крепко, на совесть. Работали бесплатно. Люди сами бежали на работу. Последнее отдавали фронту, а сами жили очень и очень трудно. «Лишь бы хозяин пришел да война проклятая поскорее бы кончилась», - так думалось по всей России. Да, удивительно крепкий оказался народ наш. Люди мирились со всеми невзгодами. Главное - выстоять, выжить! В трудные, критические дни произошло по Промыслу Божьему возрождение Веры Православной, оживление народного духа. В пустые и разграбленные церкви и дома стали возвращаться святыни. Жизнь людей вновь освящалась и продолжалась по великой милости Господней. Мир и радость наполняли человеческие сердца. И вот наступил тот Великий день - 9 мая 1945 года! Он совпал со Славным Христовым Воскресением. Бог остался верен нам, многогрешным и зачастую неверным. Вот почему мы всегда должны благодарить Спасителя нашего за великую Его любовь и снисхождение. Народная война превратилась в священную, потому что народ защищал не только братьев и сестер своих, не только землю и все, что стоит на ней, но и святыни свои вековечные, свою Пречистую Веру, свое Небесное Призвание. Крест Пресветлый и Истинный победил чёрнокрестную нечистую силу. Слава Тебе, Боже наш! Слава Тебе! Низкий поклон и славным труженицам. Они не получили высоких пенсий и блестящих орденов. Их целых пятьдесят лет не считали даже участниками войны, хотя на их плечах были армия и городское население. Они заработали лишь копейки, мозоли да горбы.

Родные и дорогие мои! Вашими молитвами спаслась и спасается Русь Православная. Вашими трудами выстояли солдат, матрос, партизан, рабочий и интеллигент. Вашим стоянием в вере жива Мать наша Церковь Православная. Память о вашем самопожертвовании, трудах ваших праведных навсегда останется в героической летописи многострадального Отечества земного, всегда будет пребывать в Книге Жизни небесной. Эта небольшая статья посвящена памяти бабушки моей Карасёвой Клавдии Васильевны. Она посвящена светлой памяти всех тружениц военной деревни. Это - единственный способ отблагодарить их за Святое Дело их жизни, полной лишений и мученичества. Это святые люди, и я всегда буду преклоняться перед ними.

Едва держится на ногах, а стоит на молитве с кривою клюкой. Вся сгорбилась, бедная, а в глазах тихий свет. Позади война, похоронка. Впереди простая могилка да деревянный крест. Пока молишься ты - жива ещё Россия. Пока стоишь ты - стоит Белый Свет. Спаси, Господи, матерь земную, помоги ей, Царица Небес!

Алексей Николаевич БАШКИРОВ



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld