Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2004 год, выпуск № 7 (7)


К ВОЗВРАЩЕНИЮ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Послание святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам русской православной церкви в связи с возращением в Россию из Америки чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери


Тихвинская  икона Божией Матери

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры!

Ныне сердца всех любящих и почитающих Пресвятую Владычицу нашу Богородицу исполнены особой радостью, ибо по милости Божией мы стали свидетелями долгожданного и чудного возвращения в Россию великой православной святыни - Тихвинской иконы Божией Матери.

Русский православный народ отличается особым благоговейным и трепетным отношением к Царице Небесной. В тяжкие годины испытаний именно к Ней обращались люди в горячей сердечной молитве, и Пресвятая Дева неизменно простирала свой благословенный покров над Отечеством нашим, являя через свои чудотворные образы великие милости и утешения. Каждая почитаемая и чудотворная икона Божией Матери имеет в истории и духовной памяти народа свое неповторимое житие, раскрывающее глубокую и неизреченную тайну личности Пресвятой Богородицы, ее славы и величия. Такое «житие» имеет и чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери.

Согласно преданию, этот святой образ был написан апостолом и Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Девы Марии и первоначально пребывал в Иерусалиме. В V веке икона была перенесена в Константинополь, где специально для нее была возведена Влахернская церковь. Здесь святой образ пребывал более девяти столетий, окруженный благоговейным почитанием православного народа.

В 1383 году почитаемая святыня чудесно «перенеслась на Русь» и впервые явилась в сиянии над водами Ладожского озера. Отсюда начала она свой путь по северным пределам Русской земли. Постепенно передвигаясь все дальше по воздуху, она остановилась «в болотистой и неровной» местности у речки Тихвинки. Здесь в честь ее явления был построен деревянный храм Успения Божией Матери, в котором и нашла свое земное пристанище святая икона.

Слава о чудесах, происходивших от новоявленной святыни, распространилась далеко за пределы края, и по указу Великого князя Василия III вместо деревянного был построен пятиглавый каменный храм. В 1560 году по повелению царя Иоанна Грозного и по благословению святителя митрополита Макария, при этом храме был основан Тихвинский Богородичный мужской монастырь. С устроением обители слава о новых чудесах от иконы Богоматери стала распространяться даже в самые отдаленные пределы России. Многочисленные списки чудотворного образа благоговейно почитались во многих православных храмах и сами прославились чудотворениями, а Тихвинская икона Божией Матери стала одной из самых любимых в русском народе. Шесть веков пребывала Тихвинская икона Божией Матери в монастыре, и тысячи паломников спешили посетить ее обитель, чтобы излить свои скорби и попросить помощи у «теплой Заступницы мира холодного».

Наступили смутные времена безбожия и революционных потрясений. В 20-е годы минувшего столетия Тихвинский монастырь был разорен и закрыт, а чудотворный образ перенесен в один из уцелевших приходских храмов города, где он и пребывал до самого начала Великой Отечественной войны.

Утро 22 июня 1941 года принесло нашему Отечеству не только новое тяжкое испытание, но, по особому Промыслу Божию, послужило оживлению религиозной жизни народа. Православные храмы вновь стали открываться и наполняться верующими людьми, которые в своем уповании на Господа и заступничество Пресвятой Богородицы черпали духовные и моральные силы для того, чтобы жить, бороться и победить.

В марте 1942 года вместе с военными трофеями чудотворная Тихвинская икона Богоматери была вывезена немцами в оккупированный Псков. Но и здесь эта великая святыня поддерживала и вдохновляла измученных военными невзгодами людей. Царица Небесная как бы сама показывала, что не оставила русский народ, а продолжает являть ему Свою заботу и милость. Именно здесь, в Пскове, Тихвинская икона Божией Матери стала почитаться «покровительницей беженцев».

4 марта 1944 года отступающие немецкие войска перевезли чудотворный образ в Ригу. Здесь ее принял на свое попечение епископ Рижский Иоанн (Гарклавс) - усердный, смиренный и преданный Церкви святитель Божий. Именно его Матерь Божия избрала в особые хранители Ее святого образа. Вскоре святыня продолжила свой долгий путь через опаленные войной Польшу и Германию - в далекую Америку. До конца своей жизни Владыка Иоанн не оставлял попечения и заботы о чудотворном образе, свято веря, что закончится духовное пленение России, очнется наш народ и придет с покаянием к порушенным и оскверненным некогда храмам. Перед своей смертью владыка Иоанн завещал вернуть чудотворную икону в Россию, «когда возродится Тихвинская обитель», и его келейник, протоиерей Сергий Гарклавс, ныне исполнил волю покойного архипастыря. Сегодня наше дорогое Отечество проходит трудный путь духовного возрождения и нравственного очищения, и, как знамение вновь обретенной милости и благоволения Божия к нашему народу, возвращаются к нам некогда утраченные православные святыни - чудотворные иконы и святые мощи угодников Божиих.

Встречая в эти благодатные дни на нашей родной земле всероссийскую святыню - чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери - возблагодарим Господа и Царицу Небесную за эту неизреченную милость, принесем наши теплые молитвы и умягченные покаянием сердца, принесем нашу любовь и веру, дела благочестия и любви, чтобы быть достойными этой великой святыни.

Даровано Господом благо -
Ликуй, православный народ!
Икона из града Чикаго
По воздуху снова плывет.
Для русского сердца отрада -
Сей образ безценный узреть.
Стань, Тихвин, российским
Царьградом
И стражем недремлющим впредь.
Икону опять обретая,
Взываем: Ты нас не покинь,
Владычице Пресвятая!
Помилуй нас, грешных.
Аминь.

Татьяна ЕГОРОВА

Умиленным сердцем воспоем Преблагословенной Богородице славу за явленную нам милость: «Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно...».

Предстательством Пречистой Владычицы нашей Богородицы да сохранит Господь Церковь Святую Православную, Отечество и народ наш от всех бед и напастей.

+ Алексий, Патриарх Московский и всея Руси




ПЕРВОВЕРХОВНЫЕ АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ


ПЕРВОВЕРХОВНЫЕ АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ

Один из самых больших храмов в мире - собор святого Петра в Риме. Самый высокий храм нашей Русской Православной Церкви - Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в нашей северной столице, городе, носящем имя старого Галилейского рыбака, в городе святого Петра. В далёкой стране, о существовании которой и не подозревали простодушные ловцы рыбы из Галилеи, в стране, которую многие из нас никогда не видели и никогда не увидят - на Камчатке, - стоит город, названный именем апостолов Христовых, Петропавловск. По городам и храмам, носящим имена этих двух учеников Спасителя, можно изучать географию - так много их в самых разных частях света. Хотели ли они такой посмертной славы? Надеялись ли на то, что их именами будут называть детей? Нет! Один из них, простой и некнижный ловец рыб, который стал по обетованию Господа «ловцом человеков», Симон из Капернаума, сделавшийся Камнем, на котором Христос основал Церковь Свою (Мф.16.18), в слезах и сетованиях провёл остаток жизни, до конца дней оплакивая свое предательство по отношению к Учителю. Другой - учёный фарисей из колена Вениаминова, Савл из Тарса Киликийского, бывший неистовым преследователем Христа и тех, кто исповедывал Иисуса из Назарета стал Мессией-Спасителем. Тот самый Савл, который непостижимым промыслом Божиим из яростного гонителя превратился в верного ученика и пламенного проповедника, тот самый Савл, который позже сам себя назвал «извергом» (1.Кор. 15.8). Оба они едва ли могли представить себе всю свою оглушительную посмертную славу. Оба они едва ли мечтали о такой славе. Скорее уж, как один из них сказал об этом, они готовы были «быть отлученным от Христа за братьев своих» (Рим.9.2).

Но уж, видно, «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12.24). Они были поначалу обычными людьми и не помышляли о героической смерти за идею. Но благодать Святого Духа, преизобильно излившаяся на них, сделала этих двух обычных израильтян тем фундаментом, теми «камнями», на которых Господь наш Иисус Христос основал Церковь Свою. И слабость стала силой. И немощь, и даже предательство, и само противление Истине пошли в дело, чудесно преображённые слезами покаяния. Не мечом, как некогда Пётр (Мф.26.51), не угрозами и убийством, как некогда Павел (Деян.9.1), а смирением и плачем о грехах своих доказывается, а вернее, показывается Истина. Надо «умереть», то есть перестать жить для себя, перестать доказывать и «показывать» себя, чтобы «принести много плода», чтобы слово, которое ты проповедуешь, не упало на камень, не сделалось добычей голодных птиц, не было потоптано проходящими мимо.

Духовные пусто-цветы с лёгкостью необыкновенной используют поговорку: «Не согрешишь - не покаешься; не покаешься - не спасёшься». С легкостью, - потому что им не ведома настоящая цена покаяния, а поговорка эта в их устах, «празднословных и лукавых», стала чуть ли не оправданием самого греха. И вот, святые - это не те, кто не грешит; это те, кто так возненавидит свой грех - свой, а не чужой, - так возненавидит свою, а не чужую отделённость от Бога, что покаяние, плач о своём несовершенстве станет для них существеннейшим делом жизни. И когда это происходит, они, как Пётр, понимают, что «всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал, но слово Господне пребывает вовек» (1.Пет. 1.24,25); и, как Павел, узнают они, что «для меня жизнь - Христос, и смерть -приобретение» (Флп.1.21).

Для того, чтобы узнать всё это, нужно всё это пережить. Надо попытаться найти в себе самом такого гонителя Христа, как Савл, такого предателя, как Пётр, такую блудницу, как Мария Египетская. Дело ведь не в том, что каждый из нас, может быть, и не совершал буквально того греха, какой совершили они. Дело в том, что пример их жизни указывает нам на способ спасения. Не на успехи и удачи свои возлагали они надежду, полагая, как мы это часто делаем, что количество наших так называемых добрых дел перетянет на весах Страшного Суда глыбу дел злых. Они предъявляли Богу в качестве собственного оправдания не праведность, а грех. Грех, который им удалось победить. Вот почему апостол Павел говорит нам сегодня: «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2.Кор.11.30). Что успехи! Что удачи! Какой смысл в житейском процветании, какая выгода в народной любви, какая радость в обожании миллионов, если «для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение»!

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16.25), - эти слова Христа стали для первоверховных апостолов программой жизни. Они не заботились о славе, они не хвалились победами, они «не превозносились чрезвычайностью откровений» (2.Кор.12.7) и потому приобрели весь мир. Они «хвалились немощами» и потому победили их. Они умерли за Христа и потому живут вечно.



НАУКА О ДЕВСТВЕННОСТИ - ТЕЛЕГОНИЯ


Люди, вступающие в брак, в большинстве своем хотят иметь детей. Но не все знают, как влияет на здоровье потомства ДЕВСТВЕННАЯ ЧИСТОТА, что именно от нее зависит - какими будут ваши дети... Наши предки знали об этом: они умели подметить, что от гулящей девушки не бывает хорошего потомства. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества.

В наше время связь девственности с качес-твом потомства смогли объяснить генетики, открывшие в прошлом веке явление телегонии.

А началось открытие с того, что примерно 150 лет назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, для повышения выносливости решили скрестить лошадь с зеброй. Опыты не удались: не произошло ни единого зачатия - ни у лошадей от мужских особей-зебр, ни у зебр-кобыл. Опыты прекратили, и о них постарались забыть, полагая, что дело закончено. Однако через несколько лет у кобыл, побывавших в опытах, стали рождаться полосатые жеребята. От породистых жеребцов!.. Ошеломленный научный мир назвал это явление телегонией. Опыты современников - Ч.Дарвина, профессора Флинта, Феликса Ладантека и иных ученых -с другими животными - подтвердили данный феномен. Ф.Ладантек написал книгу «Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты» (М. 1889 г.), где в главе «Телегония, или Влияние первого самца» описал проводимые опыты. Только практики-собаководы давным-давно знали: если хотя бы раз породистая сука повяжется кобелем-дворнягой и даже если в результате этого у нее от него щенят не будет, то в будущем все равно породистого потомства от нее ждать нечего.

Голубятники также об этом хорошо знают. Если непородный голубь «потоптал» породистую голубку, её сразу убивают, потому что даже при самом «элитном» супруге у нее будут только нечистопородные дети - то перышки в хвосте не те, то цвет клюва, то еще что-нибудь.

Должны ли современные девушки, принимающие решение до брака начать интимную жизнь, знать это? Бесспорно. Однако об этом никто не знает.

И к нашему времени сложилась парадоксальная ситуация: знают об этом явлении, имеющем прямое отношение к рождению полноценного потомства, преимущественно лишь животноводы. Иначе бы в России не было лучших пород животных - ни породистых скакунов, ни молочных коров, ни отменных соболей...

К слову сказать, отечественные меха завоевали третью часть мирового пушного рынка!

Открытие телегонии в 19 веке сразу же было спрятано от людей, так как приоткрывало таинственные завесы судеб множества людей - простых и великих. Но главное, оно накрепко закрывало дорогу для всякого рода сексуальных революций, а это не входило в планы врага рода человеческого.

Для засекречивания была найдена и даже внесена в энциклопедию удобная фраза: якобы явление телегонии не подтвердилось... Но, как говорится, нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. Особенно когда начали проводиться на территории Советского Союза международные фестивали, стали нередкими факты, когда наши русские девушки стали рожать от белых генетически здоровых СВОИХ мужей - детей «ни в мать, ни в отца, а в черного и дебильного молодца». Причиной появления этих детей была генетическая мутация хромосомной цепочки; много лет назад происшедшая внебрачная связь стала виной семейных трагедий. Что тут скрывать, «девушки - добрачные женщины», особенно из числа многочисленных проституток, «диких» или организованных «эскорт - услугами», сегодня часто дарят своим «законным любимым» скрытые плоды добрачных половых связей - наркоманов, токсикоманов, гомосексуалистов или психически неполноценных, бесноватых придурков-детей.

Итак, телегония (от «теле» - далеко и «гони» - рождение) - наука, которая утверждает, что на потомство женской особи влияют все ее предыдущие половые партнеры. И особенно - первый мужчина. Именно он, а не будущий отец ребенка, закладывает ГЕНОФОНД потомства каждой женщины, вне зависимости от того, когда и от кого она будет рожать своих детей. Он, нарушивший девственность, становится как бы генным отцом всех будущих детей женщины.

Естественно, что и в настоящее время у теории «телегонии» бесчисленное множество противников, которые приводят «результаты исследований и опытов», доказывая, что телегония - это бред, что считаться с ней - это не уважать себя и свои желания. Большинство этих теоретиков - люди заинтересованные, ибо индустрия порнографии потерпит существенные убытки, если явление телегонии будет изучаться детьми со школьной скамьи. Поэтому для них прибыльнее, если наши дети начнут изучать в школе программу «Планирование семьи», способствующую растлению будущего поколения, а, следовательно, - пополнению их кошелька.

И еще вопрос: все ли потеряно для тех женщин, которые потеряли девственность, но желают иметь семью? В Православной Церкви - в обряде Крещения и Таинстве Покаяния - можно обрести второе рождение и оружием Духа разрушить физическую немощь. Но покаяние должно быть истинное, чтобы у него были достойные плоды, то есть, чтобы внутренне измениться, чтобы душа очистилась и преобразилась. С духовной точки зрения телегония объясняется очень просто: душа влияет на тело. «Гены» - это эмоции, впечатления души матери к зачатому в ней ребенку: если мать о чем-то думает, это обязательно отразится на детях, и они обязательно родятся похожими на того, кого она полюбила первый раз, - потому что чувство это очень сильное, практически незабываемое. Святой Амвросий Медиоланский назвал его «даром первого брака» от Бога. Оно возникает даже при отсутствии физической близости, - именно поэтому раньше девушек прятали в теремах. А теперь девушки видят все... Святой Иоанн Златоуст писал: «Как может быть девственницею та, у которой сожжена совесть?.. Ты не вступала в брак? Но это еще не девство».

Так что девство сохранить не просто, а вернуть - еще больший труд. Зато и награда большая: дети, которые рождаются от целомудренных родителей, - это благословение Божие, они на радость в жизни, на помощь и утешение в старости, а не на позор и страдание.

По материалам монастырской православной газеты «КОВЧЕГ»
Протоиерей НИКОЛАЙ (Головкин)



СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК КОНФЛИКТЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ


Наше образование так мало касается брака, что большинство из нас даже не знает, что влюбленность мы получаем в подарок, а хороший брак нужно строить шаг за шагом.

Карен Хорни


Cоздавая семью, мы исполняем Божию заповедь: «...оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей, и будет (два) одною плотию; так что они уже не двое, но одна плоть» (Быт.2, 24). Священник Митрофан Серебрянский говорил о цели брака, как о спасении душ мужа и жены, осуществляемом чрез полноту земной человеческой любви, посвященной Богу. О высоком духовном назначении семьи писал и Иоанн Златоуст, и наши с Вами современники – митр. Антоний Сурожский, о. Артемий Владимиров и многие другие. Но, помимо духовного закона, в брак нас приводят и иные, человеческие влечения. Ведь человек – это дух, душа и тело, т.е. в семье человек ищет целостного удовлетворения всех своих потребностей. Человек обязан одухотворять все стороны своей жизни, чтобы становиться целостным в Боге, но это процесс достаточно длительный. Хотелось бы вместе с Вами, дорогой читатель, попробовать ответить на вопрос: каким образом, при существовании благоприятных условий для создания семьи, в последствии возникают семейные конфликты?

По словам апостола Павла, семья есть малая церковь. А значит, присутствует в ней то же единство людей через евхаристическое общение, те же проявления любви. В семье, как в деле спасения, у человека есть свои обязанности по воспитанию детей, по совместному несению бытовых тягот, обязанность заботы друг о друге в духе любви. В семье человек ищет так же удовлетворения своим нуждам: в общении, как обмене мнениями, совместной организации досуга, глубокой дружбе, как доверии и взаимопонимании, поддержки в трудных ситуациях, помощи в болезни. Как же семья приходит к кризисам, если свои истоки она берет в благословении Божием, взаимной любви и дружбе, духовном единстве? В таинстве венчания человек получает благодать от Бога, которую может как преумножать, укрепляя тем самым духовную общность всех членов семьи, так и растрачивать, теряя мир, любовь и взаимопонимание. От человека требуется взращивание тех зачатков единства, которое дарит Господь в начале семейного пути.

Святая царица-мученица Александра в своем дневнике писала: «По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливыми очень велика, но нельзя забывать и о возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений». Пусть эти слова помогут нам помнить: любое наше слово, любой поступок не проходят бесследно, они либо разрушают, либо созидают семью. «Что посеешь, то и пожнешь». Своим поведением мы показываем второй половине, по каким внутренним законом строим семью.

Вступая в брак, мы уже приносим с собой зерна, из которых могут развиться будущие конфликты, поэтому хорошо бы эти зерна обнаружить заранее, а не тогда, когда придет время пожинать плоды. Причина, конечно, и в наших личных грехах: нетерпимости, эгоизме, гордости. Брак, как лакмусовая бумажка, проявляет их. Но существуют и другие факторы. Рассмотрим такое понятие, как поведенческие стереотипы, воспитываемые в семье. Конфликты в семье есть часто конфликты таких стереотипов, подогретые нетерпимостью и излишней требовательностью.

Мы, сами того не замечая, учимся быть мужем, женой у своих родителей, с самого раннего детства перенимая у них модели поведения, стереотипы отношений. В своей взрослой жизни мы продолжаем жить по этим «родительским предписаниям», не осознавая их и редко замечая их проявления. Из отношений родителей между собой мы учимся относиться к человеку рядом с нами. Если мать была настойчива и требовательна с отцом, то, скорее всего, и дочь позаимствует у нее подобную модель поведения, пока не пересмотрит ее самостоятельно и не захочет отказаться от такого наследства. Если отец считал, что в его обязанности по воспитанию детей входит только обуть, одеть и накормить, а умные беседы пусть проводит школа, то и у его сына, когда он станет отцом, будет подобное отношение к воспитанию детей.

Разница в способах выражения любви, нежности и других чувств также могут стать причиной недоразумений и взаимных конфликтов. Например, в семье жены любовь выражали посредством теплых, ласковых слов, поцелуев. А в семье мужа действовал принцип: любить - значит создать достойные условия для любимых людей. И вот перед нами замечательная семья: ласковая жена, работящий муж, но у них уже накопились взаимные обиды. Она ждет признаний, поцелуя при встрече, а муж считает, что если он так ревностно трудится на благо семьи, значит и так понятно, что он любит, какие тут могут быть слова. И здесь нельзя не согласится со словами святой царицы-мученицы Александры о секрете семейного счастья. Он состоит из внимания друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.

И все-таки: что делать с накопившимися обидами? У христиан есть заповедь о прощении. С этой заповедью так соглашается наш ум, но зачастую с таким же упорством противится наша воля. Психологи много говорят об открытости. Некоторые воспринимают это как разрешение говорить в эмоциональном порыве, не думая о своих словах. Хотя открытость – это не возможность обвинять, а желание диалога при наличии доверия. Диалог должен вестись в приемлемой для всех форме. Опять хочется обратиться к опыту мудрой жены и матери святой царицы-мученицы Александры: «Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вместо того, чтобы сдержаться, произносится неумное, неосторожное слово - и вот между двумя сердцами, которые до этого были одним целым, появилась маленькая трещинка, она ширится и ширится до тех пор, пока они не оказываются навеки оторванными друг от друга. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами. Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. В семейной жизни не должно быть места гордости. Никогда не нужно тешить свое чувство оскорбленной гордости и скрупулезно высчитывать, кто именно должен просить прощения».

Из отношений родителей к нам мы выносим свое отношение к себе, т.е. видели ли они в нас дар Божий, или относились к нам как своей собственности, или любили тешить свою гордость нашими достижениями и т.д. Если родители видят в детях дар Божий, то и дети относятся ко всем людям, и прежде всего к близким, как к дару Божию - бережно и внимательно. Если же они считают, что ребенок принадлежит им и всецело находится в их воле, в будущем такой человек будет искать себе в супруге хозяина и не будет видеть в себе возможности стать самостоятельным. Если же родители ожидают от детей удовлетворения своих родительских амбиций, то дети в супружестве также станут изматывать себя и других погоней за признанием, делая невероятные и никому не нужные подвиги, считая, что без этого никто их не полюбит.

У родителей мы учимся и отношению к нашему окружению: это может быть и «гости -дар Божий» и «незваный гость хуже татарина»; учимся отношению к духовным ценностям; учимся отношению к таким вещам, как пунктуальность, чистота, откровенность, послушание, справедливость.

Осознание своих «семейных стереотипов поведения» поможет нам более снисходительно относиться к разнице во взглядах с супругом, т.к. отношение к чему-либо не всегда является свободно выбранным нами, но может быть и продуктом воспитания. Возможно, многие вопросы потребуют от нас нового, взрослого взгляда, кое-что можно будет изменить, от чего-либо отказаться, а что-то и потерпеть. Не надо ожидать в браке получить то, что мы обязаны сделать сами. Важно научиться понимать, какие качества мы должны в себе воспитывать с Божией помощью, а в каких действительно будем просить помощи у второй половины. Ведь муж и жена дополняют друг друга. Иными словами, мы должны осознавать свою ответственность перед Богом, собой (своим спасением) и человеком, которого Господь поставил рядом с нами. Осознание своей ответственности, определение ее - дело не из легких, но и не из невыполнимых.

В заключение хочется сказать, что несение тягот семейной жизни есть исполнение заповеди любви к ближнему. И от этого становится радостно, ведь оказывается, выполняя любую домашнюю работу, мы тем самым служим Богу, т.к. делаем ее для ближнего. Как пишет святая царица-мученица Александра: «Если каждый из супругов будет стараться исполнять свои обязанности, то за сим скоро последуют и взаимные для них выгоды. Если, например, жена будет готова терпеть и раздражительного мужа, а муж не станет раздражать жену гневливую, то между ними водворится совершенная тишина, и жизнь их будет подобна пристани, свободной от волн... Важный труд, который человек может сделать для Христа, - это то, что он может и должен делать в своем собственном доме».

Анастасия Бондарук



17 ИЮЛЯ - ПАМЯТЬ СВЯТЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ЦАРЯ НИКОЛАЯ, ЦАРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖЕН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ


СВЯТЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ

Первые годы царствования императора Николая II были благоприятными и, казалось, обещали России процветание. Император выступил с инициативой созыва международной конференции мира, которая была проведена в Гааге в 1899 году. Конференция определила принцип мирного разрешения международных конфликтов. Сколь же трагичным оказалось то, что на его долю выпало вести кровопролитные войны.

В правление Николая II Россия неуклонно становилась великой индустриальной державой: за 20 лет производительность русской промышленности увеличилась вчетверо. Россия являлась тогда кормилицей всей Европы: в 1913 году урожай хлеба у нас был на треть выше, чем в США, Канаде и Аргентине, вместе взятых. Росло народонаселение. Российский рубль был подлинно золотым, ведь денежное обращение на 100 процентов обеспечивалось золотой наличностью.

Служение народу император воспринимал как свою священную обязанность, к подданным относился как любящий отец. В исторической памяти сохранилось множество случаев особенно трогательного отношения государя к простым людям. Царь обладал высочайшим правом помилования приговоренных к смертной казни и нередко пользовался этим правом. Однажды он даже отправил помилованного государственного преступника в Крым лечиться, снабдив его деньгами. К России Николай II относился не сентиментально, но религиозно: служение Родине для него не отделялось от служения Богу.

Исключительно много святой император сделал для Православной Церкви. При нем число храмов и монастырей увеличилось более чем на десять тысяч. В его царствование было прославлено восемь святых, в числе которых великий чудотворец и молитвенник преподобный Серафим Саровский. Сразу после кончины святого Иоанна Кронштадтского царь предсказал, что батюшка Иоанн впоследствии будет прославлен, и установил день молитвенного поминовения кронштадтского пастыря.

У царственной четы было четверо горячо любимых дочерей, но России нужен был наследник престола. Государыня усердно молила Бога о ниспослании сына, и после посещения Сарова, в дни торжеств прославления преподобного Серафима, Господь внял мольбам святой императрицы. Наследник родился в 1904 году, но радость длилась недолго. Вскоре обнаружилось, что царевич Алексий болен страшной неизлечимой болезнью - гемофилией.

В феврале 1917 года, воспользовавшись отсутствием государя в столице, усилила свою деятельность оппозиционная аристократия. При дворе стали поговаривать о целесообразности дворцового переворота. Телеграммы с требованием отречения императора присылали многие командующие фронтами. И когда произошел февральский переворот, даже ближайшее окружение Николая II стало уверять его, что отречение спасет Россию. Перед лицом измены государь пожертвовал собой. Это случилось 2 марта. «Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и для спасения России. Посему я готов отречься от престола», - такую телеграмму царь дал председателю Думы.

Вскоре государь с семьей оказался под стражей в Царском Селе. Узники уповали только на волю Божию, и Господь помогал им до конца хранить душевный мир. 31 июля начался мученический путь царской семьи: они были отправлены в Тобольск, а оттуда в Екатеринбург. В страданиях дух царственных мучеников возрастал и крепнул. «Путь Божий есть ежедневный крест», - записала в свой дневник царица слова преподобного Исаака Сирина. И еще высказывание из Макария Великого: «Христиане должны переносить скорби и внешние и внутренние брани, чтобы, принимая удары на себя, побеждать терпением. Таков путь Христианства». То же настроение - в стихотворении, которое великая княжна Ольга переписала в начале 1918 года.

В ночь с 17 на 18 июля 1918 года за ними пришли и отвели в подвал Ипатьевского дома, в котором содержали. В сопровождении солдат вошел комиссар Юровский и объявил о предстоящем расстреле. Государыня успела перекреститься; она была убита сразу, как и государь. Дольше всех мучились царевич Алексий и великая княжна Анастасия: пули не принесли им смерти, и солдаты добивали детей штыками. Доктор Боткин и трое слуг разделили участь царской семьи.

Злодейское убийство ни в чем не повинных людей, среди которых были ребенок и четыре молодых девушки, – уже само по себе страшное преступление. Но Екатеринбургскую трагедию называют убийством XX века и считают исторической катастрофой все же по особой причине. Николай II был не просто прекрасным человеком и истинным христианином, – он был помазанником Божиим. Поэтому убийство Государя и его семьи – страшное святотатство, навлекшее Божий гнев на Россию и имевшее для ее судьбы роковые последствия.

«Еще более должно нас поражать и удручать бесчувствие самого русского народа, с каким он отнесся к страдальческой кончине своего Государя. Когда его невинная кровь, соединившись с кровью его супруги и юных детей, пролилась в мрачном подвале Ипатьевского дома, это потрясающее событие, от которого, казалось, могли содрогнуться самые камни, не вызвало ни ужаса, ни острой скорби в толще русского народа, почти не заметившего его в шуме общих потрясений революции. Царь-Мученик остался неосетованным и неоплаканным своими подданными» (митрополит Анастасий (Грибановский)).

Совершенно ясно, что русский царь связан неразрывными нравственными, духовными узами с русским народом, что благополучие, благоденствие и слава русского царя - это благополучие и всего русского народа, что страдания и мучения царя - это скорбь и страдания всего народа. Очевидно также, что эта жертва, принесенная царем Страстотерпцем и его семьей, является искупительной жертвой за русский народ, и, как сказал современник тех событий, «если наш мир еще будет существовать, если не приблизилось еще время второго пришествия Христа, если России суждено возродиться, то основанием ее новой жизни будет мученический подвиг царя-Страстотерпца». Вознесем же молитвенное воздыхание к святому царю и будем просить о прощении за все причиненные ему скорби, будем умолять, чтобы испросил у Господа милость и помилование любимой им России.



МАТЬ - ХРИСТИАНКА


«Блистательное ли окно дворца, слепое ли окошечко подвала - одно устремление мысли ввысь. ...Ни одной позы, никогда о Себе. Только обязанности, долг перед мужем - Царем, Наследником - Сыном. Никогда перед людьми - всегда пред Богом», - говорил о Царице Александре Феодоровне И.Степанов.

Откроем дневник Государыни Александры Феодоровны. В нем мы найдем записи, раскрывающие духовную суть Ее отношений к Детям, к Дому, к ведению хозяйства. Мы увидим христианский, а не обычный, увы, в наши дни эгоистический подход к семейным ценностям. «Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей, - писала Императрица. - Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность - очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и глубокий смысл. На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. «Я» - больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, - цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь... Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты». Вспомним теперь о «домашнем очаге», ассоциирующемся у иных с мещанством и «диким домостроем». В буквальном смысле - о доме, в котором живет семья. И о «чувстве дома», противопоставленном протоиереем Борисом Ничипоровым «психологической бездомности». Как относилась к этому Александра Феодоровна? Вот Ее слова: «Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети, - растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей... Самые прочные узы - это узы, которыми сердце человека связано с настоящим домом. В настоящем доме даже маленький ребенок имеет свой голос. А появление младенца влияет на весь семейный уклад. Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом - убежище для души.

Дом - это место тепла и нежности. Говорить о доме надо с любовью... В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым... Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви, - это наш дом, - самое родное место для нас в мире».

За искренне христианское отношение к Семье Государыня была вознаграждена горячей любовью, преданностью и предупредительностью Детей. Нельзя сказать, что Она не приложила к этому никаких усилий, хотя Александра Феодоровна не требовала от Детей любви как непременной дани.

«Мать, которую Они обожали, была в Их глазах как бы непогрешима; одна Ольга Николаевна имела иногда поползновения к самостоятельности. Они были полны очаровательной предупредительности по отношению к Ней. С общего согласия и по собственному почину Они устроили очередное дежурство при Матери. Когда Императрице нездоровилось, Та, которая в этот день исполняла эту дочернюю обязанность, безвыходно оставалась при Ней».(П. Жильяр)



РОЖДЕСТВО ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА


7 июля

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отварят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.» (МФ. 7, 7- 8.)

Во время правления царя Ирода в иудейской земле жил в городе Хевроне священник Захария с женой Елизаветой, которая была родственницей Девы Марии. Они были праведными и богобоязненными людьми, но, дожив до старости, детей не имели. Они усердно молились и просили у Бога, что бы Он послал им дитя. В Иерусалиме был храм, там священники совершали жертвы, которые приносили люди, и учили, как надо жить по заповедям Божиим. Однажды во время службы в храме, когда Захария служил в порядке своей очереди и вошел в святилище, чтобы покадить, ему явился Ангел Господень и сказал: «Не бойся, Бог услышал твою молитву, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, которого ты назовешь Иоанном. Ты будешь радоваться и веселиться, и многие возрадуются о его рождении. Он будет велик пред Богом. Не будет пить вина и никакого хмельного напитка. Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. Многих из сынов израилевых он обратит ко Господу Богу. Как пророк Илия, он будет ревностен и силен; самые развратные и упрямые послушаются его и исправятся. Он приготовит людей к принятию Господа». Захария ответил: «Почему же я это узнаю? Я уже стар и жена моя очень пожилая женщина». Тогда Агел сказал: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан сказать тебе эту радостную весть. А ты за то, что не поверил мне, будешь нем до тех пор, пока не сбудутся слова мои».

Народ стоял пред завесою, которая отделяла святилище, ждал, скоро ли выйдет Захария, и дивился, отчего он так долго не выходит. Когда же Захария вышел, он не смог прочитать молитву; как ни старался, не мог сказать ни слова. Только знаками показывал он народу, который догадался, что Захарии было ведение. Так немым праведник и возвратился домой к жене своей. После этого Елизавета зачала и пять месяцев таилась, мысленно благодарила Господа за Его великую милость, ниспосланную ей. Когда же Елизавета была на шестом месяце, к ней пришла Мария. Услышав ее приветствие, взыграл младенец в чреве ее, и Елизавета исполнилась Святого Духа. Она воскликнула громким голосом и сказала: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?». (Лук. Гл. 1)

Наконец наступило время, назначенное Ангелом, и Елизавета, жена Захарии, родила сына. Об этом событии услышали родственники и соседи, пришли поздравить ее и радовались вместе с ней, потому что Бог услышал молитву и теперь никто не упрекнет их в том, что Бог наказал их за грехи безплодием.

На восьмой день после рождения младенца надо было обрезать и дать ему имя. В дом Захарии пришли священники и родственники для участия в этом обряде. Возник вопрос, как назвать ребенка. Соседи и родственники советовали дать ребенку имя Захария в честь отца, но Елизавета не соглашалась. Она не знала ничего о явлении Ангела мужу и о том, что младенца надо назвать Иоанном, потому что муж был нем и не мог ей этого рассказать. По внушению Духа Святого матерь называет младенца Иоанном - пророчески, как она и прежде пророчески познала пришествие к ней Матери Божией. Тогда родственники и священники стали знаками спрашивать Захарию, как бы он хотел назвать младенца. Тот попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Это всех удивило, но еще более удивились и даже испугались, когда Захария вдруг стал говорить. Он был несказанно рад, что у него родился сын, и он сам может говорить, как и прежде. Захария исполнился Святого Духа, стал благодарить и благословлять Господа Бога и предсказывать о младенце, что он будет великим Пророком и Предтечею Господним. Слушая речи Захарии, люди удивлялись и ужасались еще больше. И пошел слух об этом по всей иудейской земле и дошел до царя Ирода. Тот дивился и думал, что же будет с этим младенцем. Тем временем новорожденный подрастал, укреплялся духом, и рука Господня была с ним, умножая в Иоанне действие благодати Божией. Когда же пришло время родиться Господу нашему Иисусу Христу, пришли в Вифлеем с востока волхвы и расспрашивали о новорожденном Царе иудейском. Тогда Ирод, опасаясь потерять власть, послал воинов в Вифлеем убить всех младенцев мужского пола. Вспомнил он и про младенца Иоанна, сыне Захарии, о котором он очень много слышал чудесного. Ирод задумался: «Может, это и есть будущий царь иудейский?» Терзаясь злобою, он посылает в Хеврон, в дом Захарии, убийцу. Но воины не смогли найти святого Иоанна.

Когда начались безбожные убийства детей, плачь и вопль, бывший в Вифлееме, дошел и до Хеврона; при этом здесь узнали и о причине таких горестных рыданий. Святая Елизавета, спасая сына, отправляется в высокие горы пустыни. Захария в это время был в Иерусалиме, исполняя свою очередь служения. Спрятавшись в горах, Елизавета молилась со слезами Богу, прося у Него защиты, и, увидев с высоты приближающихся воинов, возопила, обратившись к каменной скале: «Гора Божия! Прими матерь с чадом!» И гора в тот же час расступилась, скрыв их от преследовавших убийц. Так воины не нашли никого и вернулись к Ироду ни с чем. Царя это разгневало, и он послал в храм к Захарии воинов с требованием отдать им сына Иоанна, а если откажется, убить. Святой Захария так ответил на требования воинов: «Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, - того я не знаю. Вы убьете тело мое, Господь же примет мою душу». Тогда воины стали бить с яростью святого Захарию и убили его между церковью и алтарем. Пролитая кровь, впитавшись, осталась на мраморе и сделалась каменной, в свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения. Между тем Елизавета, сокрытая Богом вместе с Иоанном, находилась в расступившейся горе. Там, по Божьему повелению, образовалась для них пещера, возле нее появился источник и выросла финиковая пальма, полная плодов. Каждый раз, когда наступало время принимать пищу, дерево накланялось; когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось.

Святая Елизавета скончалась через сорок дней после убиения Захарии. С того времени Иоанна питал Ангел до совершеннолетия, который хранил святого до дня явления его ираильскому народу.

Чудесное рождение святого Иоанна напоминает нам, как когда-то в древнейшие времена Сарра, жена Авраама, также в старости чудесным образом родила Исаака. Елизавета тоже была пожилой женщиной, и утроба ее была заматеревшей. Но для Бога нет ничего невозможного. Чудесное рождение Предтечи предшествует рождению Спасителя мира; это было необходимо для того, чтобы одним чудом приготовить людей к восприятию другого чуда. После того, как люди увидели женщину, которая родила от заматеревшей утробы, они приготовились к вести, что от Чистой Девы родится Христос - Спаситель. Святому Иоанну Предтече предстояло предшествовать явлению Господа, проповедовать, говоря: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его». (Марк. Гл.1)



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld