Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2004 год, выпуск № 8 (8)


250 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО


«Промыслительно, что это знаменательное событие совершается в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова, когда все мы особенно нуждаемся в молитвенном предстательстве и заступничестве пред Богом этого великого святого, когда оскудевают силы наши, когда, по словам пророка, «исчезохом в суете дние наша» (Пс.77. 33). Сегодня, как и во времена земной жизни Преподобного, нелегко идти по пути душевного спасения, ибо Царство Божие силою берется и прилагающие усилия наследуют его. Однако жития подвижников веры и благочестия, во множестве прославленных на Русской земле, убедительно свидетельствуют о возможности достижения высокого Евангельского идеала. Преподобный Серафим Саровский призывает нас к стяжанию мира, прежде всего, в своей душе. Сколь многих бед и скорбей мы могли бы избежать, если бы руководствовались в жизни своей простыми наставлениями Преподобного. «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя» - преображающую силу этих слов каждый из нас может ощутить в своем сердце, если только приложит усилия и будет относиться к ближним своим по-христиански».

+ Алексий, Патриарх Московский и всея Руси

Мы празднуем сегодня день святого Серафима Саровского, одного из самых любимых, самых славных святых Русской Церкви. Но праздновать день святого – это значит, в первую очередь, будучи пораженными его духовной красотой, обратиться к нему с вопросом: как последовать твоему примеру? Что сделать, чтобы научиться тому, что ты познал, стать таким человеком, который, как ты, жил во славу Божию и, через столетия и столетия, сияет вечной славой?

На поставленный ему однажды вопрос о том, что отличает погибающего грешника от спасающегося праведника или от святого, преподобный Серафим ответил: только решимость... Спасение наше - в нашей воле, в нашей твердости, в непоколебимости нашей решимости быть Божиими до конца. Господь дает Своего Духа не мерой, дает Свою благодать не мерой, - Он все дает, и Себя Самого. Но принимаем мы благодать и используем дары Божий в меру нашей готовности принять то, что Он дает - и именно то, что Он дает, а не то, чего мы хотим, и принести тот плод, которого от нас Бог ожидает.

Этого было бы достаточно, чтобы целую жизнь построить на примере и на слове преподобного Серафима. Поставим, каждый из нас, перед собой вопрос: хотим ли мы быть Христовыми? Хотим ли мы быть Божиими? Хотим ли мы уподобиться тем, кто вызывает в нас такое благоговение, такой восторг, такой трепет и такую любовь, к кому мы обращаемся с каждой нуждой, к кому мы обращаемся со всей болью и со всей радостью своей? И если так, то услышим всерьез, и примем, и исполним этот завет святого Серафима: решимостью вступим в путь Господень. Сила Божия в немощи совершается - но в той человеческой немощи, которая себя Богу отдает с решимостью на жизнь и на смерть оставаться Ему верными.

Митрополит Антоний Сурожский


«О, радость моя, ты послушай...» –
Отец говорил Серафим.
Он, как согревающий души,
Русским народом любим.

Живою водою сердечно
И чувствами братской любви
Нам старец Саровский навечно
Поведал наказы свои.

Его прозорливое слово
Мы в сердце открытом храним.
«В стяжании Духа Святого
Цель жизни!» – сказал Серафим.



ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ


ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Преобразился днесь Ты на горе,

Христе,

И славу там Твои ученики узрели,

Дабы, когда Тебя увидят на кресте,

Страданье вольное Твое уразумели

И проповедали вселенной до конца,

Что Ты – сияние Отца.


Незадолго до Своих крестных страданий Господь захотел показать ученикам Своим Божественную славу. Для этого Он взял Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавор, где стал молиться. Лицо Спасителя засияло, как солнце, а одежды Его сделались белыми, как снег. Охваченные восторгом святые апостолы забыли все земное и хотели, чтобы это продолжалось как можно дольше.

В событии Преображения Господь наш Иисус Христос ясным образом проявил Свое Божество, сокрытое под покровом человеческой плоти, и утвердил апостолов в той истине, что Он есть истинный Учитель, что все, вскоре случившееся с Ним, - страдания, крестная смерть - принимается Им по доброй воле. Своим явлением на горе Фавор в необыкновенном сиянии и свете Господь показал, до какой славы возводит Он в Себе наше человеческое естество. Господь как бы говорит: вот какими вы, Мои верные последователи, некогда будете. Да, тела всех людей изменятся. Перед кончиной мира и вторым пришествием Господа для всеобщего суда тела всех умерших воскреснут и соединятся с душами. Тела части людей получат тогда вид, подобный телу Спасителя во время Его Преображения. Эти люди получат такие тела, чтобы они могли обитать в новом мире - в Царствии Небесном.

Конечно, каждый из нас хотел бы сподобиться такой участи и получить тело света для вечной жизни. Но для этого одного желания мало, необходимо уже здесь, на земле, твердо встать на путь нашего внутреннего преображения, позаботиться о том, чтобы душа наша засияла светом добра. И Святая Церковь напоминает нам в этот день, что каждый верующий человек может так преобразиться и, более того, должен так преобразиться. Это необходимо не только для нашего личного спасения, но и для того, чтобы через нас спаслись и другие. Прежде всего в славу преображения нужно возвести свой ум. А это можно совершить наполнением его Божественной Истиной. Это вера в единого по сущест-ву и троичного в Лицах Бога, Творца всего видимого и невидимого, Вседержителя и Промыслителя. Это исповедание Христа Спасителя Господом, Сыном Божиим, сошедшим на землю ради нас и нашего спасения, утвердившего на земле Свою Церковь, пославшего нам Духа Святого. Это вера в то, что смерть - временное разлучение души с телом, что наступит день всеобщего воскресения и воздаяния.

Необходимо также преобразовать свою волю так, чтобы стать послушным святому Евангелию, с усердием исполнить заповеди Божии. Сердце, холодное к добру и пристрастное к греховным удовольствиям, надо преобразовать так, чтобы в нем неугасимо горела любовь к Богу и ближнему.

Если мы будем вникать в себя, то увидим многое, требующее духовного исправления, преображения. У каждого из нас найдется своя слабость, своя духовная болезнь - это-то и нужно изменить, вылечить. Каждый должен искоренить в себе тот порок, который держал его в плену, и посеять ту добродетель, которой он не имел до сих пор. Так, изгоняя из себя все плохое и воспитывая себя во всем добром, мы будем восстанавливать в себе первозданную чистоту, обновляться «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24). «Будьте святы, - говорит Господь, - потому что Я свят» (1 Петр. 1, 16). Нам нельзя забывать, что в Царстве Христовом будут иметь место только души, очищенные от греха и украшенные добром.

Святая Церковь указывает нам и средства, помогающие встать на путь духовного изменения, преображения. Первейшее из них - это молитва. Без молитвы в самоис-правлении сделать что-либо невозможно. Как земля без дождя не принесет плодов, как бы человек ее не обрабатывал, так и без молитвы мы не сможем стать духовно лучше. И это потому, что силы наши слабы, мы нуждаемся в подкреплении свыше, а молитва и низводит эту небесную помощь. Она привлекает к нам всесильную благодать Божию, очищающую нас, освящающую и утверждающую в добре. Когда мы молимся с усердием и вниманием, устремляем к небу ум и сердце, мысли и чувства, тогда все греховное, нечистое теряет в наших глазах цену, все существо наше освящается Божественной благодатью. Мы становимся новыми людьми - служителями Христовыми. Внимательные молитвенники - всегда благочестивые христиане.

Большое влияние оказывает на духовный рост благоговейное чтение священных книг и святоотеческих творений. А читая жития святых, мы усваиваем от одного святого одну добродетель, от другого - другую, и так, постепенно, порой даже незаметно для себя, нравственно совершенствуемся.

Нужно ли говорить о том, какое огромное значение в духовной жизни имеет святое Причащение? Вспомним лишь слова Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 56, 54).

Вот путь восхождения к нашему преображению. Посмотрим же на себя и подумаем: встали ли мы на этот путь? Те, которые почувствуют, что у них есть начатки чистоты, пусть с Божией помощью совершенствуют их. А те, которые увидят образ души своей неблаголепным, пусть поспешат, как призывает святая Церковь, изменить себя «изменением добрым», просветиться светом преобразившегося Господа. Сам же Он пошлет нам Свою благодать, озарит Своим светом и направит нас к деланию заповедей Его.



О ЧУДЕСАХ, ЗНАМЕНИЯХ И ВРЕМЕНАХ ПОСЛЕДНИХ



Kак-то в разговоре с воинствующим атеистом услышал: - Если и придет в мир антихрист, то среди тех, кто его примет, большинство будет верующих.
- Отчего же?
- Да оттого, что на чудеса вы падки.

Хотел я списать такой выпад на недоброжелательное отношение оппонента к нашей вере, да вскоре стал случайным свидетелем, как один батюшка отчитывал своих прихожанок: «Ну что вы носитесь с чудесами, неужели вам недостаточно, что каждый день в храме совершается чудо превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы?». Действительно, что еще нам нужно?

Что скрывать, хочется нам чудес, жадно ловим мы все сообщения о том или ином чудотворении, а книжки «Православные чудеса XX века» расходятся огромными тиражами. Кажется, что же в этом плохого, ведь и Евангелие наполнено рассказами о чудесах, совершаемых Господом и апостолами Его, и жития святых повествуют о бесчисленном количестве чудотворений, совершаемых ими по милости Божией. Святая великомученица Екатерина, приговоренная к колесованию, смело подошла к орудиям пытки, но они разлетелись на куски, сокрушенные Ангелом Божиим. Святитель Капитон Херсонесский, доказывая язычникам истинность своей веры, вошел в костер в святительском облачении и остался невредим. Чтобы наглядно продемонстрировать учение о Единосущной Троице, святитель Спиридон Тримифунтский на I Вселенском Соборе в споре с арианами сжал в руках кирпич, и из него вышли огонь, вода и глина. В VI веке в городе Омирите святитель Григорий в споре с иудеями дерзновенно обратился ко Христу с просьбой явиться для подтверждения истины христианской веры, и Господь, сошедши с небес, вразумил неверующих. Чудеса имеют немалое значение в вере православной. Благодаря чудесам вера Христова в короткий исторический период распространилась повсеместно. Все житийные рассказы о чудесах, совершенных святыми, заканчиваются словами: «Многие уверовали и крестились». В этих словах и кроется смысл столь массовых чудотворений периода первых веков христианства, так как «знамения были ясным и сильным доказательством христианства и для образованных народов, и для народов, погруженных в невежество и варварство» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). «О чудесах и знамениях»).

Но это в первые века, когда в доказательстве нуждались неверующие, не знающие слова Божия, ибо знамение не для верующих, а для неверующих (1 Кор. 14, 22), а как относиться к чудесам и знамениям в нынешние времена, когда слово Божие распространено практически по всему миру? Ведь слово Божие, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), и есть самое великое знамение: «Слово Божие содержит в себе самом свидетельство о себе... Оно есть высшее знамение. Оно знамение духовное, которое, будучи даровано человеку, удовлетворяет всем потребностям его спасения, соделывает пособие от вещественных знамений ненужным». Вот так, именно «ненужным». Потому что, говорит святитель Игнатий, «желание видеть знамения служит признаком неверия». Так отчего же все-таки знамения в Церкви происходят? Вопрос такой был задан корреспондентом одной из новосибирских газет настоятелю прихода, в котором замироточили сразу несколько икон. Ответ - «по милости Божией» - явно разочаровал журналиста, жаждущего пророчеств о голоде, о войне, о гонениях, но получившего, пожалуй, самый точный ответ. Конечно, Господь дает знамения и перед бедствиями, дабы укрепить верующих, чтобы память о знамении дала им силы выстоять в искушениях, вплоть до смерти. Взять хотя бы случаи повсеместного обновления икон и храмовых куполов в 1920-е годы накануне массовых гонений на Церковь. Именно воспоминания о знамениях Божиих давали силы верующим не отречься от Христа, не предать Его, хотя изуверы ГПУ и предлагали такую возможность в обмен на жизнь.

Мироточат и обновляются иконы и в сегодняшние дни, нередки случаи исцеления от чудотворных икон. Автор этих строк был свидетелем мироточения иконы «Живоначальная Троица» в Оптиной пустыни в 1995 году. Впечатление незабываемое. Поразила также реакция насельников монастыря. Не было ажиотажа, не было экзальтации - была вдохновенная всеобщая молитва благодарности за милость Божию. Как сказал один монах: «В Православии чудеса - это естественно».

Действительно, каждый православный человек может назвать множество случаев, когда по молитвам святых угодников Божиих получали они ту или иную помощь. И это вполне естественно, ведь написано: молитесь друг за друга... много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16), и праведники, стоящие у Престола Божия, помогают нам. Как воспринимать их помощь - как чудо или нет? Для неверующего, конечно, это чудо. Некоторые батюшки, в приходах которых обновляются и мироточат иконы, стараются не сильно распространяться об этом, избегая ажиотажа и назойливых коллекционеров чудес, не желая «метать бисер». Для чего? Сколько было статей по поводу мироточения икон, но прибавили ли они число уверовавших? Вряд ли. Чем только не объясняют неверы факты мироточения: и наличием тайных трубочек, и составом краски на иконах, и особенностями температурного режима в помещении. Что же касается исцелений, так, по словам скептиков, и Кашпировский, дескать, тоже вылечивает. Даже если кто и уверовал через чудеса, то таких святитель Игнатий называет «низшим разрядом верующих во Христа» (Указ. соч.). Отчего? Да оттого, что не крепка их вера, что «достойны сожаления оставляющие слово, ищущие убеждения от чудес» (Там же). И неизвестно, как себя они поведут, если увидят знамения эффектные, поражающие человеческое воображение, а именно такие знамения и будет совершать антихрист. Лет десять назад в прессе появилась информация, как нефтяники, пробурив очень глубокую скважину, вдруг увидели черта, выскочившего из скважины и страшно ругающегося. Информация шла под заголовком: «Легенда о существовании ада подтвердилась». Как ни печально, но эту информацию перепечатали и некоторые издания, сочувствующие Православию, только вот заголовок был иной: «Ученые доказали, что Бог есть», и многие христиане стали передавать из уст в уста рассказ об этом «чуде». Этот случай, можно сказать, почти анекдотичный, но есть ситуации и посерьезней. Взять хотя бы нашумевшую книгу Р. Моуди «Жизнь после смерти», в которой автор приводит рассказы людей, побывавших в состоянии клинической смерти. Все они довольно единообразно повествуют о светящемся тоннеле, в котором пролетала их душа, и встрече с неким добрым существом, обладающим незаурядным чувством юмора. Все без доли сомнения принимали его за Христа. Сюжеты из этой книги буквально потрясли материалистический неверующий мир, верующие же стали приводить их в качестве подт-верждения наличия загробной жизни. И даже невдомек им было, что описания потусторонней жизни в книге Р. Моуди резко отличаются от православных преданий. Нет ни мытарств, ни испытаний, а сразу же встреча со «Христом», одинаково любезно привечающим и грешников, и праведников. Может быть, в существование потустороннего мира люди, прочитавшие эту книгу, и поверили, но вот верующими так и не стали. А зачем? Ведь из рассказов следовало, что там, на небе, хорошо всем, поэтому можно и не жить по заповедям, можно наслаждаться всеми прелестями жизни нынешней, чтобы продолжить наслаждение в жизни следующей. Если знамение человеку дает отец лжи, то и приводит оно к ложной жизни.

Спаситель сочувствовал нуждающимся в чудесах: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4, 28), и дает наставление: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Но, тем не менее, по немощи нашей подкрепляет нас, даруя чудеса, как бы говоря: «Я здесь, Я с вами». И потому воспринимают искренне верующие люди чудеса и знамения с молитвенной благодарностью. И понятно их желание помолиться перед святыней, через которою Господь даровал знамение, но как печально иногда наблюдать людскую неблагодарность и нездоровое желание увидеть чудотворение лично. Именно чудотворение, а не святыню, через которую оно было даровано. Как разочаровываются желающие видеть чудеса, когда, прибыв на место, обнаруживают, что мироточение иконы уже завершилось. Вместо того, чтобы помолиться перед святыней, они горько сожалеют, что припоздали. Потому, заслышав о новом чуде, мчатся они, чтобы успеть наверняка, забывая при этом, что самое главное чудо совершается для нас ежедневно, когда, просыпаясь утром, мы с благодарностью обнаруживаем, что Господь даровал нам еще один день для покаяния.

Как печальна совершенно недопустимая реакция некоторых прихожан на сообщение о мироточениях икон: вот, мол, где-то иконы мироточат, а в нашем приходе ничего не случается. А ведь страшно уподобиться тем, кто кричал Спасителю: «Сделай чудо! Сойди с Креста». Несколько лет назад прихожане одного новосибирского прихода сообщили, что у иконы Божией Матери, что на иконостасе, появилась слезинка. Что тут началось! По городу стали ходить невероятные слухи о предстоящих бедах. На самом же деле оказалось, что на иконе просто застыла капля лака. Разочарование было сильное, но больше всего обид было на батюшку, который объяснил это прибывшим отовсюду паломникам.

Иногда приходится слышать: а как же быть, если чудо было послано Господом, а мы из-за осторожности его не приняли? В таких случаях полезно вспомнить слова преподобного Григория Синаита: «Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или ангела, или святого какого... Приемлющий то... легко прельщается... Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть, но паче похвалит его, как мудрого». О стремящихся видеть чудеса с сожалением пишет святитель Игнатий: «Стремление, встречающееся в современном обществе, видеть чудеса и даже творить чудеса не должно быть оставлено без внимания. Стремление к совершению чудес очень порицается святыми отцами: таким стремлением обнаруживается живущее в душе и овладевшее душею самообольщение, основанное на самомнении и тщеславии... В таком же состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения» (Указ, соч.). Читая Евангелие, события которого наполнены чудесами и знамениями, можно удивиться, отчего Спаситель так резко отзывался о фарисеях: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет (Мф. 16, 4). Да оттого, что те не благодарственно воспринимали чудеса Его, а требовали их от Него, искушая, а «без нужды искушать Бога -бедственно. Поистине, неправеден тот, кто желает этого» (Там же). В Церкви заведены определенные правила фиксирования чудес: опрашиваются свидетели, записываются их показания и адреса. Не должно быть ничего ложного и поддельного. Тем самым Церковь предостерегает верующих от искушения поддаться ложным знамениям и чудесам. Как должен вести себя православный перед необычным явлением, чтобы не впасть в прелесть? Православное отношение к знамениям приведено в истории обретения Толгской иконы Божией Матери. Епископ Ярославский Прохор (в схиме Трифон), увидев огненный столп на другой стороне реки и необычный мост через реку, прежде чем вступить на него, усердно помолился.

Святитель Игнатий пишет: «Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных, питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами... Прилепимся к слову Божию всей душой, соединимся с ним в один дух, и знамения антихриста не привлекут к себе даже внимания нашего» (Там же). Антихрист, явившись в мир, все свое коварство направит против верующих, ибо неверующие ему неинтересны, они уже заведомо приняли его. И потому через посланников своих будет совращать он, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Так не дадим такой возможности врагу рода человеческого.

Валерий МЕЛЬНИКОВ



ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ?


Почему до XX века ни одно законодательство не посмело легализовать аборты, хотя нередко власть захватывали в свои руки в странах и огромных империях порочные и жестокие люди?

Они совершали кровавые преступления, опустошали целые области, напояли землю кровавым дождем, уничтожали свои и чужие народы и, в то же время, не посмели цинично провозгласить право на детоубийство, — когда родители могли присудить своего ребенка, как преступника, к казни. Первой страной, где был разрешен и легализирован аборт, была Советская Россия в период революции, а пионером этого дела — Владимир Ильич Ульянов. К эксцессам революции, которые оставили миллионы бездомных и беспризорных детей, прибавилось еще право убивать нерожденных. Но еще более страшно, что закон, введенный в России, вызвал не ужас и омерзение у других народов, а стал примером для подражания. В течение XX века большинство государств приняло закон о частичной или полной легализации абортов. Таким образом, самое гнусное преступление в сознании людей XX века и в юристике стран, гордящихся своей цивилизацией, перестало быть преступлением. Это яркий симптом того, что человечество переживает нравственный кризис, который уже переходит в катастрофу.

Почему аборт имеет столько приверженцев и защитников? Почему устраиваются демонстрации не против этого преступления, а против некоторых ограничений, которые еще предусматривает законодательство? Почему женщины требуют права на убийство своих детей? Почему врачи становятся мясниками? Самое гнусное, что люди, называющие себя христианами, требуют не только от государства, но даже от Церкви разрешения абортов, чтобы совершать злодеяние со спокойной совестью, а вернее, с мертвой совестью. Мы смотрим на аборт, как на апокалиптическое явление. Если посмотреть на человечество как одно живое существо, то кровь младенцев будет похожа на хрип агонии - предвестника скорого конца.

Что случилось с человечеством? Почему нашлось столько поклонников аборта? Почему им не могут противостоять государственные структуры, даже известные своим консерватизмом? Почему расшатаны вековые колонны во дворцах правосудия? Каким микробом, похожим на чумную бациллу, заражена общественная мораль - это негласное законодательство? Нам кажется, что здесь целый ряд причин, похожих на звенья цепи. Первая и, по нашему мнению, главная причина — это духовное обнищание человечества, где сама религия становится не внутренним содержанием жизни, а только традиционной формой, под которой скрывается пустое серд-це и прагматичный рассудок. Потеря искренней религиозности опрокинула прежнюю шкалу ценностей и сдвинула прежние ориентиры. Перед первым потопом Господь произнес приговор над человечеством: «Они стали плотью». Человек потерял ощущение собственной души, поэтому чужую душу он воспринимает как туманную абстракцию. Жизнь он стал воспринимать как земное бытие, из которого он должен извлечь как можно больше и любой ценой. Человек стал бытовым материалистом. Для него реально тело, а душа отнесена в область гипотез. В человеческом плоде он видит только незавершенное тело и успокаивает себя тем, что, может быть, нет там никакой души.

Вторая причина - это оскудение любви друг к другу, душевный холод, который ввергает нашу землю в какой-то новый ледниковый период. Люди становятся чуждыми и безразличными друг к другу. Люди отброшены друг от друга какой-то невидимой силой. Эта эмоциональная дистанция делает города похожими на пустыню. Современный человек становится внутренне бесконтактным и одиноким. Эмоциональная охлажденность проявляется в отношении, казалось бы, самых близких людей; она разрывает родственные связи, делает из семьи подобие фирмы, где любовь заменяется договоренностью, где каждый член семьи воспринимается как партнер. По сути дела, в настоящее время почти каждая семья травмирована. Кажется, что пройдет несколько десятилетий, и сама семья покажется историческим архаизмом.

В современном мире часто смешивают два понятия, противоположные друг другу, - это любовь и страсть. Любовь стремится не взять, а отдать, она видит себя в другом. Страсть, напротив, хочет взять. Она стремится захватить другого и поработить себе. Любовь воспринимает человека как личность, страсть - как инструмент. Семья не может держаться на выгоде и страсти, поэтому мы видим катастрофический распад семейств. Выгода - это желание получить как можно больше, а отдать как можно меньше, при этом выгода плохо вяжется с верностью. Что же касается страсти, то это вообще не управляемое чувство, которое находится в постоянном конфликте с нравственностью. Человек отучился любить, поэтому он не желает иметь детей, так как деторождение и воспитание ребенка мешает удовлетворению его страстей, а человек ни в чем не хочет ограничивать себя. При развале семьи дети становятся еще большей помехой. У человека притуплены духовные чувства. Теперь он теряет даже душевные чувства красоты, дружбы и т.д. Стрелка его ценностей все больше склоняется в сторону самого грубого биологизма. Его целью становится комфорт и секс, более того, секс превращается в какой-то культ. Человек видит, как все и всё продается - дело только в цене (конечно, это не так, но добро в этом пошлом мире скрывает себя), и поэтому человек приходит к выводу, что ключ к счастью - это деньги, что посредством денег можно реализовать все свои желания и страсти.

У нас открываются храмы, но Церковь живет одной жизнью, а мир другой. Пока Моисей беседовал с Богом на Синае, народ плясал вокруг золотого тельца. Золотой телец диктует людям свои законы, он оккупировал их душу. Раньше люди задавались вопросом, насколько это правильно, затем - насколько это красиво, а теперь - насколько это выгодно, или просто - сколько это стоит. Если бы раньше спросили человека, сколько стоит его ребенок, то он бы удивился. А теперь родители высчитывают, во сколько обойдется им будущий ребенок, и обращаются, как к судье, для разрешения этого вопроса к золотому тельцу, от него они ожидают ответа: надо иметь ребенка или нет. Чаще всего они получают ответ, что лучше пожертвовать ребенком.

Человек стремится к комфортности, он привык, чтобы за него делали все машины, а ребенок нарушает эту комфортность, он требует не только расходов, но забот, личного труда и времени. Когда родители любили своих детей, то они находили счастье в этой любви и в общении с ребенком, в котором переживали собственное детство, как бы вторую жизнь. А этой любви теперь нет или она ослаблена. Ребенок отнимает у родителей время и силы и поэтому воспринимается ими как нагрузка, как некая сверхурочная работа. Эта холодность к ребенку может перейти в раздражение. Если раньше ребенок как бы дополнял и расширял жизнь родителей, являлся связующим звеном между супругами, то теперь он воспринимается, хотя бы на уровне подсознания, как агрессор, который вторгся в их жизнь.

Человек становится все больше сексуальным существом. Секс является также одним из факторов обездушивания человека, он носит в себе потенциал жестокости. Характерная черта: эротические фильмы, как правило, содержат в себе сцены убийств и насилия. Семья и деторождение препятствуют сексу, т.к. ставят перед человеком целый ряд обязанностей и задач, а человек хочет быть свободным от ответственности и долга. Легче заниматься «свободным» сексом, когда свободен от детей. Легче заниматься детоубийством, когда свыкнешься с мыслью, что ты - только сексуальное животное. Надо сказать, что средства массовой информации, особенно телевидение, сыграло ужасную роль в этом процессе дехристианизации и расчеловечения. Картины секса и убийства стали привычными. К ним адаптируются, как к зловонию, - если человека запереть в свиной хлев. Теперь человечество стоит перед новым витком вниз - вырождения самого секса в патосекс. Из грязи хотят выделить худший вид грязи и представить это как обычную норму жизни. Однако люди выставляют в защиту аборта другой аргумент, а именно бедность. Но, странное дело, во времена большей бедности и разрухи в 17—20-е годы XX столетия рождаемость была выше, чем в настоящее время. Во времена разорения деревни и репрессий, когда люди умирали с голоду, население медленно, но возрастало. Значит, главная причина в чем-то другом, мы можем сказать — в самом менталитете человека. Поэтому борьба с детоубийством должна быть борьбой с распущенностью, порнографией и развратом. Это должно быть борьбой за возрождение человеческой личности. Конечно, хорошо, если эта борьба может опереться на государственные и общественные структуры, но, прежде всего, ее должен вести человек-христианин в своей жизни, в своем сердце. Это — борьба человека за самого себя.

В поэме «Одиссея», которую древние мудрецы рассматривали как символическую поэму, есть рассказ о том, как колдунья предложила Одиссею и его спутникам нишу, которая превращала людей в свиней. Одиссей не дотронулся до ее яств. А остальные, с жадностью набросившись на пищу, превратились в животных. Человек должен отказаться от той информации, которая вливает грязь и яд в его душу, чтобы не попасть в плен злой волшебницы, для которой нужны не люди, а свиньи.

Те люди, которые считают, что не могут понести трудностей в связи с рождением детей, имеют выход, достойный человека, — это воздержание. Эти слова могут показаться нереальными для нашего времени, где полнотой жизни считается удовлетворение своих страстей. Но христианский опыт говорит о другом: страсти - это самообман; удовлетворение страстей никого не сделало счастливым, не принесло в душу покой и радость, там только две фазы: опьянение и разочарование, - то, что хочет скрыть искусство, давно потерявшее духовность. Напротив, победа над страстями и высокие цели жизни, которые ставит человек, дают ему чувство удовлетворения каких-то глубоких, мы бы сказали, сокровенных чувств и светлую радость. Оно оставляет больше сил для духовной жизни и творческой работы, - это отказ от худшего для лучшего.

Воздержание - естественно, об этом свидетельствуют и как бы выступают обвинителями людей животные. Неестественен секс, оторванный от деторождения, и, как все неестественное, он не может принести человеку счастья, а только топит его в болоте. Мы говорим о борьбе с детоубийством, но в более широком аспекте - это процесс возвращения человечества от культа сладострастия и наживы, как от идолов Венеры и Молоха, ко Христу, к Его вечному, тихому свету.

Архимандрит Рафаил (Карелин)



ДАР ЛЮБВИ


Всякий человек стремится к благополучию и счастью. Это стремление столь же естественно, как река стремится от истока к устью. Любовь Господь определил целью этого стремления. Каждый человек согласится, что счастье заключается в любви. Весь закон и пророки зиждутся на любви. Возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего своего как самого себя. Во второй заповеди Господь предписывает любить и себя, и объявляет любовь к себе критерием любви к ближнему. Это вовсе не порок самолюбия. Но любовь часто путают со страстью, и даже страсть сильную и безумную считают как бы апогеем любви. Но это великое заблуждение. В основе страсти лежит ослепление и потворство самым низменным человеческим инстинктам; человек пленяется, он теряет свободу, разум, чувство реальности и все силы своей души направляет на достижение обладания предметом страсти, не считаясь ни с нравственностью, ни с законами общественными. Люди ради потакания своим страстям готовы лишить себя даже вечности. Совсем недавно на каждом углу звучала песня с такими жуткими словами: «Я душу дьяволу отдам за ночь с тобой». И многие умилялись такой «любви». В этих словах заключается смысл страстной любви - любви, которая разрушает. А ведь любви не свойственно разрушение. Любовь всегда созидает. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13,4-8).

Если человек любит, то тому, кого он любит, человек желает только хорошего, он жертвует самым дорогим во имя любви. Если человек любит себя, то он не пожелает себе смерти, не будет разрушать себя потворством страстям, он будет искать истинной свободы. Блаженство - это высшее состояние счастья. По-настоящему любящий себя человек будет искать пути достижения этого блаженства, которые Господь определил так: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 4,8). Это непременное условие счастья - чистота сердца. Чтобы достигнуть чистоты сердца, в Православии существуют два пути. Эти пути, на первый взгляд, разные, но по сути своей одинаковые, потому что смысл у них один - научиться любить.

Первый путь - монашество как путь отречения от мира грешного и прелюбодейного, отречения от себя, страстного и плотского, и направления освободившейся силы души на любовь к Богу.

Второй путь - путь семейной жизни. Этот путь не легче, а в какой-то степени даже труднее. Разумнее всего еще в юности направлять свои мысли на избрание жизненного пути и воспитывать себя в соответствии со своим выбором. Стремиться к монашеству или развивать в себе качества, необходимые для семейной жизни. В житиях святых подвижников часто можно увидеть их особенный образ жизни с самой ранней юности. В любом случае, очень важна чистота телесная и духовная. Как часто мы не ценим Божественный дар чистоты и целомудрия, а ведь это самый главный залог будущего счастья! Величайшее заблуждение нынешнего воспитания заключается в том, что родители хотят видеть в своих чадах юристов и бухгалтеров, финансистов. Но забывают о том, что гораздо важнее видеть в своем чаде человека честного и нравственного, будущего семьянина, ответственного за своего супруга (супругу) и своих детей. Мы пришли к такому времени, в котором понятия «совесть» и «честь» совсем обезценились, и как результат - страшная статистика: из десяти заключенных браков пять распадаются. С юности растлевая себя, человек теряет смысл своего существования, пытается оправдать свою жизнь «построенным домом, посаженным деревом, рожденным сыном». Он сам не верит в это, но так говорит, потому что так принято. Разве можно назвать счастливым человека, который не знает, для чего он живет?!

Путь монашества начинается с пострига, дачи обетов на верность Богу. Путь супружеской жизни начинается с таинства венчания, в котором супругам преподается Благодать Святаго Духа и благословляется самим Богом избранный ими путь совместной жизни. Господь соединяет молодоженов в плоть едину. «Человек да не разлучает» того, что сочетал Бог! Как печально, что и после таинства венчания супруги порой стремятся к «независимости» в браке. Какое безумие! Единая плоть трещит по швам. Такими людьми движет похоть, которую они назвали любовью. По этой причине очень часто и характеры почему-то не сходятся. Ведь эгоизм и самолюбие никогда подобного себе не найдут.

Супружество есть жертва. Супружество называется узами. Оно не «свобода». Человек ради любимого ограничивает себя. Кроме получаемых в браке радостей существуют многочисленные супружеские обязанности. У мужа - по обезпечению материального и духовного окормления своих домашних, у жены - смирение и служение своему мужу. И совместное благодарение Бога о ниспосланной им благодати и семейном благополучии. Закон успеха и счастья заключается прежде всего в Богоугождении. За нашу добровольную жертву своим супругам, детям, ближним Господь исполняет наши сердца благодатию, дает нам незабываемое и вожделенное чувство нужности людям, сладость служения. А это и есть великое счастье. Смысл супружества заключается в рождении и воспитании детей. Если супруги детей не рожают, а хотят пожить «для себя», Господь отнимает у них счастье. В жизни появляется необъяснимая тягота, хотя есть достаток и внешнее благополучие. Чем больше детей в семье, тем больше радости, гармонии. Хотя трудно, но Господь незримо укрепляет силы, трудности решаются, а в душе рождается радость. Я встречал многодетных людей - небогатых, но очень счастливых. Супружеская жизнь требует от человека подвига, жертвы. И чем больше человек жертвует собой, тем он в конечном итоге счастливей.

Священник Владимир Балашов



ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕЛИЗАВЕТА ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ



ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕЛИЗАВЕТА

Думается, что неслучайно именно сейчас в Россию приходит еще одна святыня. С 25 июля полгода, по любимой ею земле, будет проходить в своих святых мощах прмц. Елизавета. Великая княгиня Елизавета Федоровна являет нам пример сердечной и одновременно сознательной, глубоко продуманной любви к православию, к его святыням. Она - немка по рождению, протестантка по воспитанию с таким самоотвержением приобщилась к православной вере, что служила немым укором для многих и многих представителей высшего сословия в России начала XX столетия.

Каждый святой - это пример для подражания. Так нас учат агиографы: жития святых нужно не просто читать, как информационное сообщение, а обращать внимание на то, чему можно у них поучиться. У Елизаветы Федоровны мы должны учиться ценить православную веру, как величайшую драгоценность, и стараться воплощать ее в делах. Святейший Патриарх Алексий отметил важность прибытия Иерусалимской святыни на нашу землю, потому что «мы должны учиться у святой Мученицы Елизаветы помогать друг другу и трудиться на благо ближнего».

Неслучайно мощи прмц. Елизаветы возвращаются в Россию накануне дня памяти прп. Серафима Саровского. Именно торжества в Сарове в 1903 году произвели на Елизавету Федоровну такое неизгладимое впечатление, что она признавалась: «... какую немощь, какие болезни мы видели, но и какую веру! Казалось, мы живем во времена земной жизни Спасителя. И как они молились, как плакали эти бедные матери с больными детьми, и, слава Богу, многие исцелялись!» С тех пор, особенно в самые трудные периоды ее жизни, Елизавета Федоровна ездила в Саров, чтобы помолиться у мощей преподобного Серафима и попросить у него помощи. В молельной Великой Княгини висела большая икона преподобного Серафима. В годы Первой Мировой войны, служа раненым, матушка, как свидетельствовали очевидцы, помазывала их маслицем от мощей Серафима Саровского. Итак, в наши дни святая преподобномученица Елизавета опять выходит на служение русскому народу вместе с особенно почитаемым ею при земной жизни «пасхальным святым» - батюшкой Серафимом. И так же, как и он, она учит нас «стяжанию духа мирна». О себе она как-то сказала: «Я совершенно покойна, а совершенный покой - это совершенное счастье».

Матушка никогда не демонстрировала своих духовных даров. Она просто служила людям и молилась Богу. Но духовнику Марфо-Мариинской обители отцу Митрофану была открыта прозорливость настоятельницы. Об этом он записал в своем дневнике. Там говорится, что перед началом Февральской революции отец Митрофан видел взволновавший его сон, рассказал его содержание матушке. Во сне явились четыре картины, сменяющие одна другую. На первой - горящая церковь, которая рухнула в огне. На второй картине в траурной рамке была изображена Императрица Александра Федоровна, но затем из краев этой рамки стали вырастать ростки, и белые лилии покрыли изображение Императрицы. На третьей картине стоял Архангел Михаил с огненным мечом. А на четвертой - прп. Серафим, молящийся на камне.

Выслушав этот рассказ, матушка Елизавета сказала: «Вы видели, батюшка, сон, я вам расскажу его значение. В ближайшее время наступят события, от которых сильно пострадает наша Русская Церковь, которую вы видели горящей и гибнущей. На второй картине - портрет моей сестры. Белые лилии, заполнившие портрет, говорят о том, что жизнь ее будет покрыта славой мученической кончины. Третья картина - Архангел Михаил с огненным мечом - говорит о том, что всю Россию ожидают большие бедствия. Четвертая картина - молящийся на камне Серафим Саровский - обещает России особую молитвенную защиту преподобного Серафима».

Отец Митрофан, в последствии принявший иноческий постриг с именем Сергия, намного пережил преподобномученицу Елизавету и мог убедиться в справедливости толкования бывшего ему пророческого сна. А мы сейчас, поражаюсь дару прозорливости и мудрости, который был дан Елизавете Федоровне при земной жизни, верим, что после мученической кончины, в чертогах небесных, эти дары паки и паки преумножились, а значит, матушка по-прежнему болеет за судьбы России. И молится о всех нас.

Образ преподобного Серафима, молящегося на камне, глубоко вошел в сердце русского народа. Так и сейчас в нас входит образ преподобномученицы Елизаветы, - в белоснежных одеждах, с кротким скорбным взором она непрестанно взывает к Богу о спасении России и особенно помогает тем, кто помнит и молится ей. Об этом, например, рассказывает нынешняя настоятельница Марфо-Мариинской обители - игуменья Елизавета: как только (в 1997 году) в обитель была привезена частичка мощей ее основательницы, помощь Божия пошла со всех сторон и монастырь начал возрождаться. Множество отдельных почитателей Великой Матушки, как называли её при жизни, также могут свидетельствовать о том, что она помогает, слышит и даже призывает к служению Богу и людям.



СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ


1 августа (14 - по новому стилю) 988 года в погожий и солнечный день Русь приняла крещение.

Киевляне, стар и млад, входили в спокойные днепровские воды. Дряхлые старцы толпились у берега, а зрелые мужи и юноши смело шагали глубже, держа в руках младенцев. Взгляды всех были обращены к берегу. Там, на деревянном помосте, епископ Михаил и греческие священники в непривычных для русичей богатых церковных облачениях совершали Таинство крещения. Воспреемником своего народа был сам великий князь Владимир, с дружиной стоявший тут же на помосте и ободрявший киевлян одним своим присутствием.

Совершив крещение, епископ Михаил повернулся к князю. На глазах у епископа блестели слезы. - Отчего плачешь, Михаиле? - удивленно спросил Владимир. - Ощущаю я, как ныне благодать Господня снисходит на народ русский. Славен будет сей народ, надежной опорой станет он вере православной. Хоть и будут ждать его испытания великие, всё он вытерпит, приумножится и, всех врагов одолев, великую славу приимет.

Из книги «Князь Владимир» (серия «Защитники Земли Русской») Дмитрий Емец


КУПЕЛЬ

Подобно тому, как физически человек рождается только один раз, так и духовное во Христе рождение может быть лишь единократным. «Одно рождение с небеси. Одно есть от плоти, а другое – от Духа, одно есть от вечности, а другое – от смертности, одно есть от мужа и жены, а другое – от Бога и Церкви. Но и то, и другое есть единожды» (бл. Августин).

В Православной Церкви Крещение совершается через троекратное погружение крещаемого, но в крайнем случае разрешено крестить через омывание, окропление. Троекратное погружение совершается, во-первых, в честь Св. Троицы, во-вторых, - по аналогии с трехдневным прибыванием Христа во гробе. Нынешняя практика омывательного Крещения, само собой разумеется, была вызвана тяжелыми условиями существованиями Церкви. Под гнетом безбожной советской власти. Однако сегодня, когда крестить с полным погружением ничто не препятствует, следует вернуться к древней христианкой практике Крещения через погружение. Но при этом, мы не должны забывать, что омывательное Крещение равноблагодатно Крещению через погружение. Об этом нелишне упомянуть, так как то тут, то там появляются «благочестивые» монахи и батюшки, учащие, что действительно только Крещение, совершаемое через погружение, а омывательное Крещение безблагодатно.

Учитывая то, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II уже многократно предупреждал на епархиальных собраниях о крещении взрослых только в баптистериях, то есть с полным погружением, в нашем Храме Свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, который находится на Кончаловских горах, по благословению Высокопреосвященнейшего Климента, Митрополита Калужского и Боровского, и по милости Божьей было обустроено специальное помещение – Крестильня для взрослых. В день памяти Св. равноапостольного князя Владимира (28 июля) уже было совершено первое крещение троих взрослых с полным погружением. Примечательно, что первый, крестившийся в купели, был назван в честь Св. равноапостольного князя Владимира, позже выяснилось, что и отца его тоже зовут Владимиром. Сердечно благодарим всех тех, кто принимал участие в строительстве крестильни, при содействии которых у всех взрослых, желающих принять Таинство Крещения, появилась возможность креститься с полным погружением.

Подобно тому, как физически человек рождается только один раз, так и духовное во Христе рождение может быть лишь единократным. «Одно рождение с небеси. Одно есть от плоти, а другое – от Духа, одно есть от вечности, а другое – от смертности, одно есть от мужа и жены, а другое – от Бога и Церкви. Но и то, и другое есть единожды» (бл. Августин).

В Православной Церкви Крещение совершается через троекратное погружение крещаемого, но в крайнем случае разрешено крестить через омывание, окропление. Троекратное погружение совершается, во-первых, в честь Св. Троицы, во-вторых, - по аналогии с трехдневным прибыванием Христа во гробе. Нынешняя практика омывательного Крещения, само собой разумеется, была вызвана тяжелыми условиями существованиями Церкви. Под гнетом безбожной советской власти. Однако сегодня, когда крестить с полным погружением ничто не препятствует, следует вернуться к древней христианкой практике Крещения через погружение. Но при этом, мы не должны забывать, что омывательное Крещение равноблагодатно Крещению через погружение. Об этом нелишне упомянуть, так как то тут, то там появляются «благочестивые» монахи и батюшки, учащие, что действительно только Крещение, совершаемое через погружение, а омывательное Крещение безблагодатно.

Учитывая то, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II уже многократно предупреждал на епархиальных собраниях о крещении взрослых только в баптистериях, то есть с полным погружением, в нашем Храме Свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, который находится на Кончаловских горах, по благословению Высокопреосвященнейшего Климента, Митрополита Калужского и Боровского, и по милости Божьей было обустроено специальное помещение – Крестильня для взрослых. В день памяти Св. равноапостольного князя Владимира (28 июля) уже было совершено первое крещение троих взрослых с полным погружением. Примечательно, что первый, крестившийся в купели, был назван в честь Св. равноапостольного князя Владимира, позже выяснилось, что и отца его тоже зовут Владимиром. Сердечно благодарим всех тех, кто принимал участие в строительстве крестильни, при содействии которых у всех взрослых, желающих принять Таинство Крещения, появилась возможность креститься с полным погружением.



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld