|
|
|
|
|
|
||||
|
||||
Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая Александровича. Вскоре всю Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной «Державная», т. к. Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная. Святая икона явилась в двух сновидениях крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, дер. Починок, Евдокии Андриановой. 13 февраля Андрианова слышала таинственный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. 2 марта Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь. Настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Адрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета, как поступить. О. Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках - откуда и произошло название «Державная».На коленях находился благославляющий Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно строг; суровым и властным казался взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить благодарственный молебен с акафистом, т. к. в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений. Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя быстро пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и распространилась по всей России. Богомольцам, стекавшимся в Коломенское, пред иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов. Икону начали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с «Державной»; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон, Патриарх Московский и Всероссийский. Патриарх после прославления иконы благословил в акафист ей собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и велел назвать его “Акафист акафистов”. Зная исключительную силу веры и молитвы царя-мученика Николая II и его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), - мы можем не сомневаться в том, что он умалил Царицу Небесную взять на Себя верховную царскую власть над народом, отвергшим своего царя-помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей “Дом Богородицы” в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего падения, и приняла на себя преемство власти державы Российской. После революции, в годы жестокого гонения на Церковь, новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее «Державной» иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший «Державную» и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист. По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского. После революции она хранилась в запасниках Исторического музея. 27 июля 1990 г., в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское из домовой церкви издательского отдела Патриархии, где Она год простояла в алтаре после передачи ее Историческим музеем. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. |
||||
|
||||
|
|
В Юго-Восточной Азии, в Индийском океане, произошло стихийное бедствие. Разве это случайность? У Господа неожиданностей нет, ни больших, ни малых, везде Промысел Божий. Что он означает? К чему призывает нас Господь? Человек имеет тело, есть у него и душа, душа живит тело. Когда человек совершает какой-то грех, например гневается, из него выходит большой поток зла, в этот момент происходит нарушение в его душе. Из нее уходит благодать, и тогда страдает не только душа, но и тело. В душе пропадают мир, тишина и покой, появляется раздражение; многие впадают в истерику, начинают лить слезы. А что же происходит в теле? Может подняться давление, начаться головные боли, воспалиться печень, может открыться язва желудка, может «схватить» сердце - это признаки того, что грех вошел в наши душу и тело. Человек - это частица природы. Преподобный Старец Силуан говорит, что малый грех одного человека влияет на судьбу всего мира. В настоящее время населения на земном шаре больше 6 миллиардов. Когда каждый человек совершает грех и не кается, не исправляется, думает только о земном, то страдает не только он, но и весь мир, природа. Природа не может понести наших грехов. И Господь через природу говорит о том, что мы неправильно ведем себя, что мы забыли о Творце Вселенной, о том, что Господь помимо земли создал Небо, приготовил вечную жизнь. Если будешь нарушать Мои законы, то придут проклятия на твой дом, на твоих детей, на твой скот, на твои поля, и не вовремя будет изливаться дождь, и солнце не будет светить вовремя; если на тебя нападут сотни, то ты тысячами не отразишь врага». Но пусть никто не думает, что это наказание Господне. Господь – это Любовь, Он никогда никого не наказывает. Наказание - от слова «наказ». Господь дал наказ: не убивай, не прелюбодействуй, не воруй, не раздражайся, не осуждай... Когда мы грешим, сами удаляемся от Бога, лишаемся Божией благодати, защиты и попадаем в греховную западню. Мучаемся, страдаем и начинаем обвинять кого-то. Если мы исполняем Божий наказ, все у нас хорошо, если нет - сами себя наказываем, - вот и происходят землетрясения, смерчи, войны, пожары, наводнения, тайфуны, цунами. Где произошло цунами? В «земном раю» - так люди называют эти места в странах Юго-Восточной Азии. Душа у каждого человека по природе христианка, она стремится к Богу, к чистоте, святости, к небесному Раю, но по своей испорченности, нераскаянности принимает земной рай за настоящий. Почему у нас на эстраде все поют о любви? Потому же: душа ищет Любви - Бога, но по своей испорченности вместо Божественной Любви воспевает суррогат - страсти, блуд. Господь приготовил нам Небо, обители Рая, и душа наша должна стремиться не в «райские уголки» Таиланда и Шри-Ланки, а к Своему Создателю, потому Господь и отбирает у нас эти «игрушки». Но разве там были собраны самые грешные люди? Если бы это произошло в нашей стране, - да, значит, мы тяжко согрешили, а раз это произошло в чужой стране, значит, это касается всех народов. И нельзя думать, что погибшие люди, которые собрались там из разных стран, разных национальностей, грешнее всех. Нет, из Евангелия мы знаем, что когда пала Силоамская башня и погибли люди, Господь сказал: «Или те восемнадцать, на которых упала башня в Силоаме и убила их, - вы думаете, что они были должниками больше всех людей, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все точно так же погибнете» (Лк. 13,4-5). Значит, покаяние, исправление в этой жизни стоит на первом месте. Замечено, что во время катастрофы погибло много людей, а животные не погибли, они все предчувствовали эту беду, слоны убегали в горы и даже подхватывали людей, чтобы их спасти. Животные греха не совершили, поэтому они не пострадали, а вот человек совершил грех и до сегодняшнего дня его совершает. Блаженный Старец Паисий рассказывал: когда он служил в армии, среди солдат был один человек, он богохульствовал, сквернословил. Сам Паисий и офицеры часто его увещевали, но он никого не слушал и продолжал. Однажды летела бомба, все разбежались и упали на землю. При взрыве обычно открывают рот, чтобы не оглушило и не лопнули барабанные перепонки. Все остались живы, и тот кощунник, который богохульствовал, тоже остался жив, но во время взрыва, когда он открыл рот, маленький-маленький кусочек металла попал ему в язык, не в губы, не в зубы, а прямо в кончик языка, язык опух и в рот не вмещался, и был похож на красный помидор. Солдаты сразу поняли, что сквернословить ни в коем случае нельзя и вообще никаких грехов совершать нельзя, и дисциплина в армии стала прекрасная. Самое главное, чтобы душа человека стремилась к Богу, совершала добрые дела, и тогда, даже если мы совершили какой-то грех, Господь ради нашего стремления покрывает наш грех, милует. Из Священного Писания мы знаем, что народ, живя в Ниневии, развратился и Господь послал туда пророка Иону. Он три дня проповедовал, говоря, что, если народ не покается, через 40 дней город будет разрушен. И народ поверил Богу и принес покаяние. Все сняли одежды, оделись во вретище, все от малого до великого наложили на себя пост. И правитель Ниневии снял царские одежды и сел на пепелище, и передал, чтобы весь народ, и весь скот, и волы, и овцы не пили воды и не вкушали пищи. И увидел Бог, что они отвратились от злого пути, и помиловал народ. И наш пастырский совет - повернуться лицом к Богу, исполнять Его святые заповеди, а то многие народы отвернулись от Господа и не признают Его как Отца Небесного, у многих нет истинного покаяния. Иные говорят: «А в чем нам каяться? Мы не грабили, не убивали, мы очень добрые, хорошие». О чем это говорит? О том, что мы душой мертвые, находимся во тьме, не видим своих грехов. Аборты делали? А разве это не убийство? В Церковь не ходили каждую субботу вечером, воскресенье и все праздники. Матом ругались. С ближними ссорились. Живем только для тела, служим не Богу, а демонам. Много ли мы сделали добра? Одно зло от нас. А святые отцы говорят: «Сделал кому-то добро - себе сделал, сделал кому-то зло - себе сделал». Ни в коем случае нельзя забывать о Боге. Святитель Василий Великий говорит: если человеку отдать все богатства мира и поставить его царем, душа ни в чем не насытится, она насытится только в Боге. Нашел человек Бога, нашел все. Поэтому наша душа должна стремится только к Одному Богу и, живя здесь, на земле, раскрыться в добре, жить не для себя, а для Бога и для ближних, все делать во славу Божию, ради Христа. Поступая так, человек начинает внутренне раскрываться, получает благодать Господню, а тот человек, который не совершает добрых дел, живет нераскаянно, не обращается к Богу, как погасшая лампочка или как выдохшийся аккумулятор или батарейка, в нем жизни нет. Наша земля - это наш дом, солнце - это дневное светило, луна - ночное светило, звезды -украшение. Наш земной дом уже ветхий, он уже разрушается. Все люди из этого трагического события должны вынести для себя урок - нельзя чрезмерно увлекаться земной жизнью, есть еще иная жизнь, потусторонний мир. Мы созданы для вечности. Все мы должны воскреснуть и дать ответ за прожитую жизнь на Страшном суде.
Архимандрит Амвросий (ЮРАСОВ), |
|
|
|
Иногда приходится слышать, что заболевание раком вызвано психической травмой, тесно связано со служебными или семейными обстоятельствами, перенесенным стрессом и т. д. Так ли это? Истинной причиной заболевания могут быть и другие онкогенные факторы, но психические травмы, стрессы могут ускорить возникновение и развитие заболевания. Многочисленные экспериментальные исследования показали, что роль нервной системы в процессах возникновения и развития опухолей очень велика. Канцерогенез при нанесении химических веществ на кожу собак и мышей интенсивнее развивался в сочетании с искусственной нервной травмой. Таким образом, на опухолевый рост можно опосредованно влиять через нервную систему. К такому же выводу уже в прошлом столетии пришли ученые, исходя из наблюдений над больными. Отмечается зависимость между психическими травмами и некоторыми формами злокачественных новообразований, например, раком молочной железы, желудка и двенадцатиперстной кишки. Отсюда следует вывод: психическое здоровье — фактор, способствующий профилактике опухолей. Онкология — особая область медицины, где одинаково важное значение имеет как высокая профессиональная подготовка врача, так и умение его контактировать с больным человеком. Нарушение этого единства может весьма печальным образом отразиться на судьбе пациента. Различного рода ошибки и упущения в онкологии обычно проявляются не сразу, как, например, при острых хирургических или терапевтических заболеваниях, а лишь через некоторое время, иногда продолжительное, когда устранить их бывает очень трудно, а подчас и невозможно. При этом биологическое свойство опухолей к прогрессированию и неверие людей в стойкое излечение рака в какой-то степени маскируют врачебную ошибку, а иногда, грубо говоря, “списывают” ее. Поэтому врачу-онкологу и священнику, связанному с этой проблемой, следует постоянно помнить об ответственности за судьбу каждого своего пациента перед Богом. Священник и онколог контактируют с больными, психически травмированными своей, как они считают, смертельной болезнью и предстоящей тяжелой операцией или лучевым лечением. Улучшение отдаленных результатов лечения онкологических больных и увеличение в связи с этим числа лиц, избавленных от злокачественных новообразований, выдвигает важную задачу — возвращение больных к нормальной церковной и семейной жизни и трудовой деятельности. Психологическая и духовная реабилитация онкологических больных также требует соответствующих подходов. Каждая болезнь имеет свой смысл. Господь посылает, а вернее, попускает болезнь в том месте, органе или системе, где страсть, поражающая душу человека, проявляется максимально. Болезнь же тогда является лекарством, пресекающим дальнейшее развитие страсти. Онкологическое заболевание, тем более злокачественное, с религиозных позиций имеет своим назначением “извещение” человека о том, что ему предстоит путь в Царствие Небесное, время жизни его исчислено, отмерено, и Господь принял решение отозвать душу этого человека к Себе в Вечность. При этом неважно, сколько времени пройдет с момента гистологического исследования, подтверждающего раковый характер опухоли, до момента смерти: месяц или пятнадцать лет (на фоне хирургического, лучевого лечения и химиотерапии). Важно, что свыше прозвучал удар в колокол, призывающий к покаянию за всю прожитую жизнь. Почему мы имеем право считать это “извещением”? Потому что существует множество заболеваний, в результате которых наступает скоропостижная смерть, когда вследствие истощения от заболевания, особенностей его, человек уже не в состоянии прибегнуть к церковным таинствам, не может осмысленно ни говорить, ни видеть, ни слышать, ни анализировать. Любое церковное таинство зиждется на том, что человек, желающий приступить к нему, должен быть в состоянии ясного сознания или незначительного оглушения сознания, но обязательно должен иметь место самоанализ человека, иначе невозможно будет ни высказать свои мысли, ни выразить все то, что является предметом покаяния. Конечно, современная хирургия позволяет добиться хороших результатов: выживаемость пациентов со злокачественными новообразованиями при радикальном удалении опухолей достигает и 15, и 20 лет. Тем не менее, возраст от точки отсчета в Вечность уже не важен, важен сам факт “предупреждения”. “Извещение” не подразумевает медленное умирание от посланного заболевания, не исключен вариант, что наступит и излечение (как религиозного, так и нерелигиозного характера). | |
| |
Поддаются ли “религиозному” лечению злокачественные опухоли, если можно считать этот термин корректным? Можно сказать, что в ряде случаев - “да”. Об этом свидетельствуют факты исцелений после молитв перед иконой Божией Матери, мощами святых угодников Божиих и другими святынями. Иногда бывает, что после молитв человек не исцеляется от опухоли, а она как бы “застывает”, “замораживается” в той стадии, на которой человек пришел с просьбой к Богу. Есть группа больных, которые переходили все сроки, у которых должно было произойти и метастазирование, и переход в другую стадию, но все “остановилось”. Это проявление действия благодати Божией, укрепляющей душевный и телесный состав человека, по силе его веры и упования на Создателя. Исцеления не происходит по той только причине, что у больного должно постоянно поддерживаться духовное напряжение, не должно развиваться нерадение, чтобы он не отпал от Церкви. Однако врачу-онкологу и онкологическому больному следует знать, что возможен и другой процесс — быстрое озлокачествление (“малигнизация”) опухолей. Причиной этому является воздействие экстрасенса, колдуна, биоэнергетика и проч. Во время обращения к нему проявляется действие другой силы — сатанинской, противной по характеру действию благодати Божией. Расплата за это — малигнизация. Часто священника зовут к больному, когда уже поздно. Больной, особенно неверующий, может отреагировать на “трагическое” известие о своем диагнозе двояко: настроиться на дальнейшее приспособление к жизни после операции (или без операции) или наложить на себя руки, прервав жизнь самостоятельно. Позднее обращение за помощью священнослужителя чревато лишением человека предсмертного напутствия и исповеди, что усугубляет его участь в потустороннем мире. Врачу следует помнить о том, что, если священник успел отпустить часть грехов его пациенту, тот уже не будет отвечать за них после смерти; если не успеет, то грехи уйдут с душой болящего в тот мир, и там уже нет покаяния. И даже если бы душа умершего очень захотела освободиться хотя бы от одного греха — это уже невозможно навсегда. Таким образом, роль врача, сестер заключается в том, чтобы постараться вовремя вызвать священника, пока сознание больного еще ясное, чтобы он мог исповедоваться и причаститься. Поэтому, хочет того врач или не хочет, но от него тоже зависит участь души человека, попадет она в ад или в рай. Покаяние души человека скрыто от наших глаз, это великая тайна. Но в момент покаяния священнику или в момент подготовки к таинству в душе человека происходят огромнейшие преобразования, которые Господь-сердцевед видит в человеке и может заранее изменить участь его в вечности. Конечно, за то, куда попадет душа пациента после смерти, отвечает не только врач, но прежде всего сам больной. Если врач предложил больному помощь священника, рассказал ему об этой жизни и загробном мире, дальше все зависит от доброго волеизъявления самого больного. Лавренов В.К., врач |
|
|
|
«Разве нельзя быть хорошим человеком и без христианства?» - нередко спрашивают люди. Об этом меня попросили написать, и я пишу, но начну я немного издалека. Вопрос поставлен так, словно вы думаете: «Мне все равно, кто прав, христиане или материалисты. Мне все равно, каково мироздание. Я хочу правильно и счастливо жить и выберу не то, что верно, а то, что полезно». Честно говоря, мне такой взгляд понять трудно. Человек, среди прочего, тем и отличается от животных, что ему хочется знать, какова действительность, не ради пользы, а просто так, ради знания. Когда же ему этого не хочется, он, по-своему, ниже человека. В сущности, я и не верю, что у кого-нибудь из вас нет этого желания. Наверное, вы слишком часто слышали от глупых проповедников, что христианство все у вас уладит, и забыли, что оно - не патентованные таблетки. Христианское вероучение сообщает нам некие факты, и если они неверны, ни один честный человек не вправе им верить, как бы они ни помогали; а если верны, всякий честный человек верить в них обязан, даже если помощи от них нет... Когда мы это поймем, мы поймем и другое. Если христианство истинно, просто не может быть, чтобы приверженцы его и противники были одинаково оснащены для «хорошей, правильной жизни». Представьте себе, что вы хотите помочь дистрофику. Не зная медицины, вы его плотно накормите, и он умрет. Нелегко действовать в темноте. И христианин, и неверующий могут желать ближнему добра. Но один считает, что люди живут вечно, созданы Богом и лишь в Боге находят истинную и прочную радость, а другой считает, что они - случайный плод слепой материи, что живут они лет семьдесят, счастье их зависит от комфорта, удовольствий и т. п., а все на свете - аборты, вивисекция, законодательство, воспитание - хорошо или плохо только в зависимости от того, способствует ли оно такому счастью. Во многом эти два человека согласятся. Оба считают, что людей надо лечить, кормить, одевать. Но рано или поздно разница в вере начнет сказываться. Например, материалист просто спросит: «Лучше ли от этого большинству?», а христианин может сказать: «Если и лучше, мы - против, ибо это несправедливо». И вечно, всегда их будет разделять черта, четкая, как меч. Для материалиста нация, класс, цивилизация важнее человека, так как «дней наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят» (Пс. 89,10), сообщество же может продержаться гораздо дольше. Для христианина человек важнее всего, ибо он живет вечно, и перед ним цивилизации и расы - просто однодневки. Христиане и материалисты по-разному видят мироздание. Прав кто-то один, а тот, кто неправ, неизбежно станет действовать по закону своего, ложного мира; и при самой доброй воле помощь его будет ближнему в погибель. При самой доброй воле... Значит, он ни в чем не виноват? Значит, Бог (если Он, конечно, есть) с него не спросит? Но ведь нас волновало не это! Я не верю, что вы готовы действовать в темноте всю жизнь, сея несметное множество зол, если за себя вы спокойны. Не верю, что вы, мой читатель, пали так низко. Если же пали - и для вас найдутся доводы. Не думайте, что вопрос в том, может ли кто-нибудь быть хорошим без христианства. Перед каждым из нас стоит другой вопрос: «Могу ли я?» Все мы знаем, что вне христианства были хорошие люди - скажем, Сократ и Конфуций, которые о нем не слышали, или Джон Стюарт Милль, не веривший в него. Если христианство истинно, люди эти пребывали в честном неведении или в честном заблуждении. Если воля их была так добра, как мне кажется (ведь я, что ни говори, не знаю тайны их сердец), мы вправе верить и надеяться, что Бог в Своем милосердии сумел исправить и предотвратить зло, которое они причинили бы по неведению и себе, и тем, на кого они влияли. Но вы, задавший мне этот вопрос, - в ином положении. Если бы вы о христианстве не слышали, вы бы и не спрашивали. Если бы, услышав, серьезно все обдумали и отвергли, вы бы тоже не спросили. Значит, на самом деле вы спрашиваете: «Стоит ли мне беспокоиться? Не проще ли жить, как жил? Разве мало доброй воли? Разве непременно надо стучаться в страшную дверь?» Прежде всего, я отвечу, что вы собираетесь быть хорошим, не зная, что такое «хорошо». Но этого мало. Незачем спрашивать, накажет ли вас Бог за леность и малодушие; они сами себя накажут. Ведь вы передергиваете. Вы намеренно не хотите знать, истинно ли христианство, потому что боитесь, что с ним хлопот не оберешься. Так мы нарочно забываем посмотреть на доску объявлений, чтобы не увидеть там своего имени, или зайти в банк и справиться, не кончился ли наш счет. Так мы избегаем врача, чтобы не узнать о своей болезни. Человек, не верующий по этим причинам, не находится в честном заблуждении. Он - в заблуждении нечестном, и нечестность эта окрасит его дела и помыслы, так как он утратил девственность разума. Честную хулу на Сына Человеческого можно простить и исцелить. Но если вы просто избегаете Его, переходите на другую сторону улицы, не снимаете телефонной трубки, не распечатываете писем, - это дело другое. Быть может, вы и впрямь не уверены, надо ли быть христианином, но вы прекрасно знаете, что надо быть человеком, а не страусом. Честь разума пала в наши дни так низко, что меня спросят: «А какая мне польза? Стану ли я счастливее? Стану ли лучше? Если вы в этом ручаетесь, что ж, приму христианство». Но я не хочу отвечать на этом уровне. Вот - дверь, за которой вас ждет разгадка мироздания. Если ее там нет, христиане обманывают вас, как никто никого не обманывал за все века истории. И всякий человек (человек, не кролик) просто обязан выяснить, как обстоит дело, а потом - или всеми силами разоблачать преступный обман, или всей душой, помышлениями и сердцем предаться истине. Неужели вам безразлично все, кроме «правильной жизни»? Ладно, скажу уж: христианство поможет вам, и гораздо больше, чем вы думаете. А первая помощь будет в том, что оно вобьет вам в голову очень важную и не очень приятную вещь. Все, что вы до сих пор считали «приличной», или «правильной», жизнью, - добропорядочность, благодушие и многое другое -совсем не так всецелительно, как вам казалось. Христианство научит вас, что вы и дня не можете пробыть «хорошим» без Божьей помощи. Потом оно научит еще, что если бы вы и смогли, вы все равно не достигли бы того, для чего вы созданы. Простая «нравственность» - не цель жизни. Вам уготовано иное. Милль и Конфуций (о Сократе не говорю, он был гораздо ближе к истине) просто не знали, для чего мы живем. Не знают этого и те, кто задает вопрос, с которого начинается статья. Если бы они знали, они бы поняли, что «порядочность» - чистейшая ерунда перед истинным замыслом о человеке. Нравственность необходима; но жизнь в Боге, к которой мы призываем, просто поглощает, вбирает ее. Мы должны родиться заново. Все кроличье в нас должно исчезнуть - и то, что роднит нас с похотливым кроликом, и то, что роднит нас с кроликом ответственным, порядочным, приличным. Шерсть будет вылезать с кровью, и, изнемогши от крика, мы вдруг обнаружим то, что было под шкуркой, - Человека, сына Божия, сильного, мудрого, прекрасного и радостного. «Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13: 10). Желание «быть хорошим без Христа» зиждется на двух ошибках. Во-первых, это вам не под силу, во-вторых, это не цель вашей жизни. Нельзя взобраться самому на высокую гору праведности, но если бы мы и взобрались, мы бы погибли во льдах и разреженном воздухе. Начиная с определенной высоты, не помогут ни ноги, ни топорик, ни веревка. Нужны крылья; дальше придется лететь.
К.С. ЛЬЮИС, |
|
|
Пьянство - это страшная беда. Я - врач. К сожалению, мне самому выпало пройти практически все этапы, испытать на себе различные методы лечения, прочувствовать на себе всю систему наркологической помощи, а самое главное - пережить многие лишения в своей жизни. С Божией помощью мне удалось совладать с собой и грехом винопития. Надеюсь, эта краткая статья поможет кому-нибудь в его горе. Грех пьянства обладает большой силой и властью над человеком. Кто-то узнал это на своем опыте, а кто-то - на примере родных и близких. Приятного мало в любом случае. Всем приходится по-своему трудно. Почему же так крепко держит сатана своих пленников? Возможно, кого-то заинтересует взгляд на эту проблему “изнутри”, основанный на горьком опыте. Организм пьющего человека в течение многих лет привыкает работать в условиях регулярного поступления алкоголя. Во всех органах происходят необратимые изменения. Большой объем и плохое качество напитков приводят к жуткому похмелью, сочетающемуся с отравлением. Первое состояние требует срочно похмелиться, другое - категорически отказаться от продолжения. Обычно решают так: если похмелишься - хуже не будет, а нет - можно умереть. К тому же без помощи врача обойтись уже трудно, а похмелиться намного проще. И вот решение принято. Человек отказался пить. И что же? Да он сам себе не рад: не может ни спать, ни есть, ни трудиться. Ему ничего не надо. Он просто не знает, куда ему деваться. Особенно без денег. Безплатно сейчас можно попасть только в реанимационное отделение с белой горячкой. За все остальное, как правило, нужно платить. Именно поэтому наркологи не занимаются лечением алкоголиков на третьей стадии болезни (или ближе к ней). Не потому, что это безперспективно. Просто к этому времени все пропито, нет семьи и работы, а родственники устали платить за лечение. Когда у пациента есть деньги, ни один нарколог не скажет, что лечение безполезно: его старание будет пропорционально вашему взносу. Существующие методики лечения предполагают отказ от спиртного в течение 8-10 дней. Если за это время вы не умерли и не сошли с ума, то врач объяснит преимущества его метода, обязательно сказав, что это не “то” (как правило, тут ссылаются на гипноз и кодирование), а совсем другое (в моде трудные названия, как, например, “программирование” и т.д.). Если бы от этого менялась суть! Далее последует предупреждение, что все зависит от вас, а в случае срыва возможна смерть, паралич и другие несчастья. Зная все это, пьяницы платят деньги и дают расписку в том, что в результате лечения могут умереть!.. Я знаком со многими людьми, которых многократно кодировали, блокировали, вшивали, заклинали и т.д. Все они после лечения начинали пить: некоторые сразу - выйдя от врача, большинство - не дождавшись окончания срока кодирования, и лишь немногие - в срок и позднее. И только несколько человек не пьют по 10-20 лет. Однако они не считают это результатом лечения. Практически однозначно мнение окружающих, что пьющие после лечения “просто сходят с ума”, их жизнь резко ухудшается. Не зря Православная Церковь резко осуждает воздействие на человеческую психику путем гипноза, кодирования и магии. Я пил 15 лет. Последние пять лет практически ежедневно. Много раз пытался бросить. Не надо объяснять, как себя чувствуешь в такие моменты. Через два-три дня все продолжалось с большей силой. Испытав различные варианты лечения, понял, что они не для меня: слишком явно был виден обман. Тем временем падение продолжалось. Однажды желание остановиться совпало со сказанными мне близким человеком словами: “Хватит пить”. Произошло это в канун поста. И хотя я слышал эти слова множество раз, они никогда не действовали на меня подобным образом. Святитель Феофан Затворник называет это действием благодати Божией в сердце грешника. По его словам, “Божия благодать... раскрывает пред сознанием и чувством человека ничтожность и срамоту того, чему он предан и что так ценит”. На следующий день начинался пост, и я решил строго соблюдать его, понимая, что и так будет трудно. Не буду рассказывать о всех сложностях первых дней трезвой жизни. Когда было трудно, я молился и читал Святое Евангелие. Чаще всего обращался к святым Пантелеймону и Иоанну Кронштадтскому. Регулярно ходил на Богослужение в храм. Сам готовил постную пищу. Вся семья поддерживала меня в принятом решении. Примерно через две недели поста и трезвости, когда мысли начали приходить в порядок, я исповедался и причастился Святых Тайн. Постоянно пил святую воду и отвары целебных трав (чабрец, пустырник, горная полынь, девясил, шиповник и т.д.). Вскоре понял, что значительно легче перенес одновременный отказ от спиртного и привычного питания, чем ожидал. И это было удивительно... Конечно, о полной победе нельзя говорить никогда. Об этом же предупреждал Преподобный Серафим Саровский: «Только не забывай своего греха». Не могу всем советовать резкий отказ от спиртного и соблюдение длительного поста, однако мне это очень помогло. Кому кажется, что использованы все средства против хмельного недуга, нужно помнить слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Если ты потерял все, но помнишь и любишь Бога, ты еще ничего не потерял... Излечи душу свою любовью к Богу и ближним, наполни сердце свое верою и любовью, а излечение от пьянства придет само собою». Андрей Васильев |
|
|
Как не скорбеть да и не печалиться? Редкий день не бывает пьян твой несчастный муж; редкий день не слышишь ты брани от него, а иногда и побои терпеть тебе приходится... Пьяный человек - то же, что безумный: на него трудно угодить, ко всему он придирается... Как тут жене не скорбеть, как не плакаться? И поплачь, поскорби, многоскорбная раба Божия, когда горе тяжким камнем сдавит бедное сердце твое, когда не в силах будешь спокойно переносить все обиды. Жалобами ты еще больше растравишь свои раны сердечные. А между тем - разве счастлив в своем пьянстве безпробудном твой несчастный муж? Разве он не страдает душой, не терзается в совести? Разве не выносит он болезненных мук в самом теле своем, водкой отравленном? Кто знает? Может быть, его душа мучится больше твоей: у тебя хоть совесть спокойна, а он... раб страсти своей, он сам с собою не сладит, бес пьянственный его мучит: как же не пожалеть его? И кто ж его пожалеет, кто будет для него Ангелом-хранителем, если не ты, его законная Богом данная ему помощница? И кто к мужу ближе жены? Оставит, сказано, человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут оба в плоть едину (Мф.19,5). Это Сам Христос Спаситель наш сказал. Как ни противен тебе пьяный муж, а все же - он одна с тобой плоть, а когда у тебя голова болит - разве ты снимаешь ее с плеч?.. Может быть, потому-то Бог и устроил так, чтобы ты вышла именно за этого несчастного, страстью пьянственной одержимого человека, дабы чрез тебя устроилось спасение и его бедной души? А если так, то подумай: какое великое счастье тебе Богом назначено - быть орудием Божиим в деле спасения близкого человека! Употреби же всю силу любви твоей, чтобы спасти душу несчастного мужа! Любовь жены - сила великая: твое сердце создано для любви, ты и жить должна не умом, а сердцем, не мыслию, а любовью... Не хочет он слушать тебя? Бранится? И тогда не унывай. Вот тогда-то наипаче и прибегай к Богу, припадай к Царице Небесной, нашей теплой и всесильной пред Богом Заступнице. О, как сильна Ея молитва ко Господу за таких, как ты, страдалиц неповинных. В утешение тебе повторю рассказ такой же, как ты, жены-мученицы, о том, как ей помогла Царица Небесная. «Много горя я видела, много слез пролила смолоду, когда муж мой вел нетрезвую жизнь. Что бывало заработает, то там же, в соседней деревне, и пропьет в кабаке. Раз позднею осенью наступили большие холода, трое деток лежали в оспе при смерти. Настал праздник Казанской иконы Божией Матери; рано утром приходит к нам в дом соседка и рассказывает, что муж мой опять запил, всю одежду с себя пропил, в одной рубашке остался. С горя я упала на лавку и зарыдала с отчаяньем в сердце. Испугалась моя соседка, принялась меня уговаривать. «Сегодня, - говорит, - праздник Царицы Небесной, грешно плакать так; пойдем-ка со мною в церковь Божию, помолимся: авось тебе полегче будет. А за детками свекровь пока походит...» Не знала я, куда и деться от своего рока лютого; встала и пошла в церковь. Когда мы пришли туда, там пели очень умилительно. Слезы рекою полились у меня, я упала на колени, и плакала, и молилась, а сердце будто на части разрывалось. Никого не видела я вокруг себя; слышу только: «Что это она так плачет? Или умерли у ней отец с матерью?» - «Нет, - говорят другие, - у ней давно нет ни отца, ни матери; житье ея очень плохое: муж ея...» Тут я еще горше заплакала, еще горячее стала молиться: «Матушка, Заступница Ты моя! Как же мне жить?! Не уйду от Тебя, заступись, вступись за меня, сироту горькую!» И вступилась же Царица Небесная, услышала мою горькую молитву. И сейчас не забуду: прихожу домой, и глазам своим не верю: муж мой дома и непьяный... У меня невольно сорвалось: «Что ж это, Господи! Ужели ты, муж мой, вытрезвляешься?» - «Да», - говорит, а сам смотрит так боязно. И рассказал он, как пошел утром прямо с постели в кабак, к самой двери уже подошел, за скобу взялся, вдруг точно кто крикнул на него: «Воротись, ступай домой!» И сам он не помнит, чего испугался, и бросился бежать домой. Тут и я рассказала ему, как молилась Царице Небесной, и поняли мы со страхом и радостью, что это - Она, Матушка Заступница наша, - сжалилась над нами и вернула мужа моего с пути гибельного. И с этого дня он хоть бы каплю взял в рот по сие время, а уж больше 25 лет будет. С тех пор и служим мы каждый год 22 октября молебен Царице Небесной». Так закончила свой рассказ простая женщина, счастливая тем, что ей помогла Царица Небесная вразумить и избавить от страсти пьянственной своего мужа. Молись и ты за своего мужа несчастного; проси святых Божиих, особенно мученика Вонифатия, который сам искушен был страстями плотскою и пьянственною, и потому может и искушаемым помогать... Вынимая просфору за здравие мужа твоего, предлагай ему вкушать от этой просфоры, когда натощак потянет его к водке, чтобы опохмелиться. Проси молитву о нем у служителей Церкви Божией и верь: Господь услышит твои вопли сердечные, призрят на молитву твою Царица Небесная и святые Божий. Да будет так!.. Из книги «Как молиться об исцелении от недуга пьянства» |
|
|
Всякий, желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них, и в особенности, поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим. Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать «Молитвы на исход души», которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба. Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7). Архиепископ Иоанн (Максимович). |
|
|
НЕ ТЕРЯЯ ВРЕМЕНИ Остро стоит проблема времени, особенно в больших городах. Едешь в метро - все стараются не потерять драгоценные минуты. Один уткнулся в пейджер. Играет в какую-то игру. Другой решает кроссворды. Их теперь выпускают отдельными книжками. Решил один кроссворд, пересел на другую линию - сразу принялся за следующий. Удобно. Третий читает массово изданную книжку: детектив или любовный роман. Специально издаются книги в маленьком формате и мягкой обложке: дешево и для метро, электрички - очень удобно. Все при деле. Вышел из метро удовлетворенный: времени не потерял. Но самое главное: приходят домой - и снова бросаются к пейджерам, телевизорам, кроссвордам, детективам. Значит, проблема не во времени, а в чем-то другом. Умен сегодняшний бес: не теряй времени, занимайся, чем хочешь, только одним не занимайся - не молись, не вспоминай о самом главном. Как поется в одной современной, наводящей уныние песенке: “Лишь о том, что все пройдет, - вспоминать не надо”. КРЕМЛЬ - НЕ СИМВОЛ, А СЕРДЦЕ РОССИИ Странное дело: все, кто пытался завоевать Россию, с каким-то маниакальным упорством посягали на Кремль. Наполеон хотел взорвать его в 1812 году, и лишь “случайность” не дала завершить злодейство. Еще в мае 1941 года, до начала войны с СССР, германская разведка сформировала группу, которая должна была взорвать Кремль. Откуда такое постоянство? Значит, хорошо понимают и чувствуют наши враги, что Кремль - духовное сердце России. Будут ли завоеватели Франции пытаться взорвать художественный “символ” Франции - Эйфелеву башню? Пусть себе стоит! Кремль - не символ. ЧТО СКАЗАЛИ ПО РАДИО... Утром зашел в сберкассу - заплатить за квартиру. Полная стариками, сберкасса гудела. “Нас опять ограбили!”, “Теперь после выхода на пенсию будут платить только пятнадцать лет!”, “Мы что же, умирать должны?!” - и все в таком духе. Так получилось, что сразу после этого зашел в церковь рядом. Женщина в церковной лавке: - Вы слышали сегодня по радио? - Про пенсионеров? - Нет, - что после землетрясения диаметр земли уменьшился и времени в сутках стало меньше. Страшно. Это Божие предупреждение. Вот и думай: кому что услышалось по радио, и важно ли, что платить пенсию собираются якобы только пятнадцать лет. А есть ли у нас и эти пятнадцать лет? И на что их употребить? *** Непостижимо устраивает Господь человеческую судьбу. Жил человек как все. Точил жену за то, что с восемнадцати лет не переставая ходит в церковь, а потом и сына “потащила”. И вдруг с удивлением узнаю: он в обязательном порядке читает два акафиста в день, ругает сына за то, что поостыл к церкви. Помиловал его Господь по молитвам жены. Перенес он трудную операцию. Удачно удалили опухоль. Теперь не забывает Бога ни на минуту. *** Великие народы сохраняются языком и верой. Но верой больше, чем языком. Владимир Мельник |
|
|
Нежелание узнать внутреннее содержание церковного таинства приводит иногда к полному искажению его смысла. Так происходит нередко с таинством елеосвящения, или соборования. Советуешь пособоровать серьезно больного человека и слышишь в ответ испуганное: “Что вы, батюшка, он (она) еще не собирается умирать”. - “А почему сразу умирать?” - “Ну как же, ведь соборуются перед смертью”. В который раз приходится объяснять, что соборование - это таинство для болящих, а не для умирающих. Основано оно на словах апостола Иакова: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5,14-15). Поэтому собороваться может любой больной христианин с семилетнего возраста, перед этим покаявшись на исповеди в содеянных грехах. По традиции Православной Церкви общее елеосвящение в храме проводится в Великий пост, иногда и в другие посты по просьбам прихожан (ежедневное соборование как исключение проводится в Черниговско-Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры). Тяжелобольных соборуют на дому по их просьбе в любое время. Раньше к больному приходило семь священников (собор пресвитеров, отсюда и второе название таинства - соборование), освящали елей, читали поочередно семь зачал Апостола и Евангелия со специальными молитвами и семь раз помазывали елеем страждущего душевными и телесными недугами. Сейчас елеосвящение обычно совершает один или два священника. Откуда же взялось неверное представление о том, что соборуют только умирающих? Видимо, из такого важного момента этого таинства, как прощение забытых грехов. При соборовании человеку отпускаются грехи, совершенные им по незнанию, и забытые им грехи. По этой причине в прежние времена больной христианин старался не только исповедаться и причаститься перед смертью, но и собороваться. Почему-то это обстоятельство запомнилось больше всего. Но ведь стремление верующего человека причаститься перед смертью не означает, что принимать Св. Тайны должен лишь умирающий. Нам известно немало случаев, когда больным после елеосвящения становилось гораздо лучше. Даже одержимые нечистыми духами испытывают облегчение. Одному священнику довелось соборовать такого больного. Чего только одержимый не делал: и затыкал уши во время чтения Евангелия, и шипел, и рычал, и уклонялся от помазывания. Временами он терял сознание, а когда батюшка держал на голове болящего Евангелие и читал молитву, одержимого трясло, как под током. Соборование очень сильно помогло страждущему от демонов. Таинство елеосвящения ценно еще и тем, что соборованным маслицем можно помазываться еще долгое время. В случае смерти священник выливает этот елей крестообразно на покрывало усопшего перед тем, как забить крышку гроба. Все мы сейчас больны духовно и телесно, поэтому старайтесь собороваться в каждый Великий пост, и вы увидите благодатное действие молитвы веры и животворящего помазания. |
|
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|