Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2005 год, выпуск № 4 (16)


ПАТРИАРХ ТИХОН


О пастырю наш предобрый, святый патриарше Тихоне, приими сие малое тебе хваление и моли венчавшаго тя славою Господа Сил, да возродит Россию во Христе; да дарует мир жительству нашему и Церкве святей Своей, ограждая ю от всех душепагубных и безбожных веяний; да обратит в любовь к Себе и ближнему сердца всех человек; да дарует познати Себя Духом Святым Своим велию множеству соотечественников наших, вере ненаученных и от веры отвращенных; да сподобимся ныне и присно и во веки веков единем сердцем и единеми усты воспевати Ему: Аллилуиа.


В день Благовещения, 7 апреля, 80 лет тому назад Святейший Патриарх Тихон собирался служить Литургию в Елохово в Богоявленском соборе, но не смог. Чувствуя себя плохо, Патриарх попросил сделать ему укол снотворного и сказал: «Ну вот, я теперь усну. Ночь будет долгая-долгая, темная-темная». Укол был сделан, но вскоре Святейшему Патриарху сделалось очень плохо.

В 23 часа 45 минут 7 апреля святой Патриарх спросил: «Который час?» Получив ответ, сказал: «Ну, слава Богу». Потом, трижды повторив: «Слава Тебе, Господи!» - и перекрестившись два раза, тихо отошел ко Господу.

Вот слова нескольких церковных деятелей о Патриархе Тихоне. «Патриарх в узах во главе России, в узах стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в своей главе, как она была возвышена в эти прискорбные дни испытаний, и во всем христианском мире нет имени, которое повторялось бы с таким уважением, как имя главы Русской Церкви» (прот. Сергий Булгаков). «Он, Патриарх Тихон, исчерпал все возможные для Церкви и церковного человека меры примирения с властью гражданской и явился жертвой в самом внутреннем, широком и глубоком смысле этого слова. Жертвуя собою, своим именем, своей славой исповедника и обличителя неправды, он унижался, когда переменил свой тон с властью, но никогда не пал. Он унижал себя, но никого больше, не сохранялся и не возвышался унижением других. Он не щадил себя, чтобы снискать пощаду пастырям, народу и церковному достоянию. Его компромиссы - делание любви и смирения. И народ это понимал и жалел его искренне и глубоко, получив полное убеждение в его святости. Это мужественное и кротчайшее существо. Это исключительно безукоризненная, святая личность»

(прот. Михаил Польский).



БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Велика радость — радость Благой Вести, что Небо нам возвестило, роду человеческому: настало время явиться в этот согрешивший мир Пречистой, Преблагословенной нашей Богородице и Приснодеве Марии.

После своего грехопадения род человеческий долго ожидал Великого Благовестия, чтобы Бог возвестил людям — пришло время всепрощения грехов, коими грешны были праотцы, согрешив в Раю, нарушив послушание Божие. И вот, из нашего рода человеческого является Богородица. Архангел Гавриил возвестил Ей: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” Благодать Божия снизошла к пречистой Деве. Мир человеческий должен преклонить пред Нею колена, вознося молитвы и каясь в наших грехах, в наших невежествах.

И эта тайна Благовестия не затерялась в хаосе веков и событий. Все, что имело человечество великого, могущественного, — исчезло с лица земли, а Благовестие живет две тысячи лет, и церковь возвещает об этом, казалось бы, простом происшествии. Сколько сил, желаний, стремлений употребляли люди, чтобы вычеркнуть из памяти, убить самое сознание, вытравить эту Благую Весть, но — увы! Ибо зло не всесильно, не всемогуще, хотя им и управляют темные силы ада. И мы ныне говорим миру, человечеству: смотрите, есть Православие и вера познается не в словах: “Все верят в Христа Спасителя”. А в жизни — во Христе.

Вера познается в Святости и в наших праздниках: кто так радостно и торжественно прославляют Благовестие, кроме нас, православных людей?! Мир католический чтит, но скромно; мир протестантский почти отказался, не говоря уже о сектантах, для которых благая весть - одно пустозвонство, — был Спаситель, и все. А где же Пречистая Матерь, где Благовестие, о котором говорит Евангелие и Слово Божие? Их бы спросить: если вы чтите Евангелие, почему же не чтите людей, грешников в прошлом, праведников в настоящем? Это они написали, донесли до нас Слово Божие! Почему не чтите Божию Матерь, ангелов, почему? Вот обман, вот искажение правды евангельской...

Но не нам, русским, слушать их проповедников и сектантов! Православный народ знает, что в наше смутное время мы находимся под Покровом Пречистой Владычицы Богородицы, Она нас охраняет, и дети России отзываются Ей всей душой, всем своим внутренним миром. Когда Западу кажется, что мы забыли Бога, свои Святыни, мы отвечаем — нет! Это ложь. А понять скорбную крестоносную душу русского человека — не просто. Надо пережить то, что пережили мы, выстрадать, как страдали мы; надо молиться с нами, чтобы глубоко духовно осознать, что есть наши Праздники, Храм Божий и как почитают русские Пречистую Владычицу Богородицу в сердце. А мы в этот день торжественного Праздника Пречистой Богородицы придем в Храм, чтобы всей душой помолиться ей, ощутить эту великую радость Благовестия: для православных, верующих и смерть не страшна, — безсмертие даровано нам Господом нашим Иисусом Христом, Спасителем мира.

Бог есть вечность, безсмертие. Эта наша тленная плоть отойдет, а душа вернется к Богу. Вот почему Благовестие — радуйся, Благодатная, Господь с Тобой — возвещает радость великую, зовет нас в Храм Божий. Мы, русские, люди духовные, и понимаем праздники святые, ведь в этот день всегда было принято выпускать птичек на волю, не трудиться, чтить праздник, — на сегодня Бог и Небо с нами. Мы чувствуем это не только умом, но и сердцем, радуясь празднику... И Покров Пречистой Святой Богородицы будет с нами, будет хранить нашу Россию до конца этого мира.

Протоиерей Василий Ермаков



О БЛАГОДАТИ ДУХА СВЯТОГО


Господь перед Своим крестным страданием предрек ученикам: «Наступит время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16.2,3).

Дня не проходило, чтобы Христос не сказал апостолам какого-либо поучения о Царствии Небесном, что с ними будет и как к этому надо относиться. Он говорил в надежде, что ученики запомнят, а когда придет Дух Божий Утешитель, Он из их памяти, как из кладезя, достанет необходимое. Он так и сказал: лучше Мне уйти от вас, хотя скорбно будет вам, когда Я вас покину, но придет Дух Утешитель, Который вас наставит на всякую истину. Три года Спаситель проповедовал, а они почти ничего не поняли! Так и многие люди: слушают слово Божие - не по три года, а по сорок, по пятьдесят лет - и ничего не понимают.

Почему в храме каждый день читается Евангелие, а в человека ничего не проникает? Потому что у него нет благодатной жизни, в его сердце не пришел Дух Утешитель. Если человек живет обычной мирской жизнью, а в храм ходит как в некий клуб, то и не совершается в нем обновления, приближения к Богу, очищения от греха.

Мария Египетская в храм не ходила и только два раза перед смертью причастилась. Она просто оставила все и ушла в пустыню с двумя кусками хлеба. А когда приблизилась там к своей последней черте, то уже ходила по водам и наизусть знала Священное Писание - хотя даже читать не умела. Сам Господь ее просветил Духом Святым! Апостол Павел тоже никогда в жизни не читал Евангелия - оно еще не было написано - и ни у одного апостола не учился. Но Господь явился ему на пути в Дамаск и дал благодать Святаго Духа, и благодать его всему научила.

А мы все пытаемся жить по мирским законам. Ничего духовного у нас не получается, потому что нет благодати. Недаром Серафим Саровский говорил, что цель христианский жизни - стяжание благодати Духа Святаго. Не просто так надо на службе стоять, ноги утомлять. Каждое посещение храма, каждый прожитый день должны быть шагом к Богу! Надо очень внимательно следить за своей жизнью, постоянно сравнивая ее с Евангелием. «Вера от слышания». Человек, никогда не слышавший о Христе, не может в Него уверовать. Господь сказал, что суд над миром произойдет, когда Евангелие будет проповедано во всех уголках земли - и не останется такого человека, который не слышал бы имени Божия. Мы сейчас живем в замечательную эпоху - в любую страну приезжай, какая бы вера там ни была, а о Христе знают все. Но при том одни равнодушны - таких большинство; иные веруют - но только на словах; другие не веруют вовсе; а есть и откровенно ненавидящие Его, ибо так Его и не познали. Человек, познавший Христа, не может против Него враждовать. Восставать против Него возможно лишь тогда, когда душа полностью противоположна тому, что есть во Христе!

Когда Спасителя, пришедшего в мир, возненавидели - это естественно для нашего падшего мира. Христа распяли, ибо Он принес людям совершенно новое слово. Фарисеи, книжники и старейшины иудейские привыкли молиться напоказ - но явился Человек, Который перевернул их представление о Боге! Не попрал Божественное - ибо он ничего в законе не нарушил, - а показал неверное человеческое представление. То есть пришел «не свой» - и сразу возникла ненависть. Так в классе новенького мальчика обязательно начинают задирать, ибо в стае голубей, когда прилетит чужой голубь, особенно если он немножко больной, его тут же начинают клевать. Закон джунглей!..

Христос принес свет - а в человеке тьма, но он воспринимает ее как свет. Каждый думает, что он хороший, что живет правильно - а все остальные неправильно, и он может всех учить, всем указывать. Точка отсчета для человека - он сам. И если в нем тьма - он считает ее хорошей, потому что она принадлежит ему; а все остальное, даже добро, считает плохим.

Господь учеников не зря предупреждал: придет время, когда всякий, кто будет вас убивать, будет думать, что служит этим Богу и делает добро. В определенной степени с каждым христианином это происходит. По мере возрастания в благодати Божией человек все больше внутренне отторгается от мира, у него проявляется совершенно иная суть, и мир начинает ненавидеть его. Господь говорит: враги человека - домашние его.

Приобщающийся к благодатной жизни первое нападение испытывает от своих близких. Сам Христос это претерпел, и все апостолы. Наверняка, когда апостол Петр бросил сеть и последовал за Христом, его жена возмущалась: это куда же ты пошел? Потом и она уверовала, недаром ее назвали сестрой-женой, но сперва-то наверняка апостол Петр тоже потерпел. Это неизбежно, потому что тьма со светом пытается бороться. Мир не терпит не своего. Человек, вступающий на Небо одной ногой, должен знать, что он противостоит миру, и этот мир его может даже убить. Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, погибли мученически; и многие святые погибали так же. Самое большое количество святых - это святые мученики. Христианин обязательно терпит гонения и страдания - и чем он ближе к Богу, тем эти страдания больше...

Почему кто-то ненавидит Христа, а другие Его любят? Если кто-то говорит: я не люблю математику, допустим, - значит, что он ее не знает, не понимает. Если любит, - значит, в душе есть что-то сродни этому любимому. По сродству Христовой душе Господь избирал Своих учеников! Представим себе: мы спешим на работу, и вдруг подходит человек и говорит: «Следуй за мной!» И мы тут же поворачиваемся и идем за ним. Апостол Матфей так и сделал: сидел на работе, собирал деньги. Христос сказал ему: «Следуй за Мной» (Мф. 9,9), - и он бросил все. Когда Христос к нему обратился, он сразу увидел душой, что это именно Тот, к Которому стремилось его существо. И в этот момент для Матфея уже произошел выбор и суд. На глазах же других Господь мертвых воскрешал, а они все равно не верили - у них было другое качество души!

Все люди распределяются по отношению ко Христу: один Бога любит, другой просто интерес проявляет, третий боится. Но только тот, кто Бога возлюбил и стал Его учеником, начал заповеди Божии исполнять, - только тот в Царствие Божие входит и получает благодать. Душа наша представляет собой некий сосуд. Если она уже наполнена грехом, как кастрюля, наполненная смрадной жидкостью, туда уже ничего не войдет. Благодать Божия может излиться только в место чистое, приуготовленное. И цель нашей жизни - свою душу постоянно очищать, чтобы стяжать благодать Божию. Она потому и называется «благодать», «благой дар», что всегда дается в дар. Господь должен увидеть, что мы искренни, честны, что мы не на словах, а действительно хотим Царствия Божия. Ведь некоторым от Бога нужно только то, чтобы не болеть, чтобы все было чинно и благополучно. Господь же иногда ведет человека через болезни, потери, труды, тюрьмы, через страшные страдания, чтобы ввести в Царствие Божие. И если мы всю жизнь отдадим Богу - тогда Господь даст нам благодать.

Тут идет как бы некий обмен. Человек отрекается от себя (Господь сказал: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16,24)), от ложных представлений, от суеты - и следует за Христом. Это не значит обязательно все внешнее бросить - снять ботинки и пойти босиком, как апостолы. Отторжение должно быть внутреннее, чтобы нами владело лишь желание Царства Небесного. Если Господь увидит, что ничто в мире нас не прельщает и нам нужна только благодать, - Он ее даст. Когда человек самого себя отдает Богу, то Бог Себя отдает человеку. Так происходит спасение!

Протоиерей Димитрий СМИРНОВ



УЖЕ СЕЙЧАС, КРОМЕ ГОСПОДА БОГА, НАС НИКТО НЕ СПАСЕТ


На прошедших XIII Международных образовательных чтениях прозвучали две программные речи, которые потом долго обсуждались. Известный режиссер Никита Михалков и протоиерей Димитрий Смирнов сказали откровенно о нашем настоящем и возможном будущем. Выступление Н.Михалкова впоследствии светские и церковные сайты опубликовали в интернете, а речь о.Димитрия почему-то оставили «за кадром». Приводим стенограмму его выступления, записанную 24 января в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Для удобочитаемости запись устной речи местами сокращена и поправлена.


Может быть, это от усталости, но праздничный тон нашего собрания - он изменился. Поднимаются вопросы, что стоят перед каждым русским человеком, кого вообще какие-то вопросы еще интересуют. Эти вопросы весьма печальные, потому что мы пришли к такому состоянию, когда, куда ни кинь, всюду клин. Наверное... да нет, точно - нет ни одной области русской жизни, где бы наблюдалось хоть какое-то относительное благополучие. Чем глубже вникаешь, полнее рассматриваешь нынешнюю жизнь, тем больше охватывает ужас и отчаяние.

Понятно, что, анализируя эти процессы, мы ищем причину. Для того, чтобы если не устранить, то хотя бы попытаться как-то подействовать, повлиять на тенденцию. Да, мы пытаемся повлиять - но ничего не происходит. Последний большой церковный форум во главе со Святейшим Патриархом, проходивший в этом же зале, был по поводу демографической ситуации. Речь шла о вымирании русского народа и о причинах этого вымирания. Что же было потом? Все те рекомендации правительству, которые были выработаны на форуме, ни одна из них не была использована. Даже такая простая, легко исполнимая рекомендация, чтобы аборт перестал быть безплатным - даже она проигнорирована. Человек идет к зубному врачу - он должен платить. Человек идет убивать своего ребенка - это, пожалуйста, безплатно. И это продолжается.

То, о чем мы сейчас говорим, о чем болеем, о чем плачем, КОНЕЧНО, не будет иметь никакого воздействия. Все мы на чтениях слушали министров образования, и сегодняшнего и предыдущего, и мы видим, что ничего не происходит. В чем видится одна из причин? Я назову ее. Причина - в глубокой деградации русского человека. Причем человека не просто как индивидуума. Причина - она идет от деградации христианской семьи. Ведь человек - трехипостасное существо. Он не «man» и не «woman», а человек - это мужчина, женщина и их дети.

Семья у нас распадается. Оглянитесь вокруг: много ли у каждого из вас среди знакомых счастливых, полноценных семей? А ведь мы собрались здесь люди сплошь православные, и круг знакомств наш тоже православный... Надо понимать, что «население» нашей России, «электорат» появляется на свет Божий именно из семьи. А также не из семьи - ведь 40 процентов русских детей рождаются уже вне брака. Они уже запрограммированы на страдания, на депрессию, на асоциальный образ жизни и часто - на воспроизводство в будущем таких же неполноценных семей.

Ситуация такова, что нужно принимать какие-то срочные меры, что-то быстро менять. Но мы делать этого не умеем. Зато умеют другие. Посмотрите, с каким нетерпением перекраивается мир, как быстро принимаются решения и озвучиваются американской администрацией... Разумеется, не американская администрация правит миром, она всего лишь один из инструментов, так скажем, мировой политики. Но на ее примере мы видим: не успели добить Ирак, а уже наступают на Иран. Быстро-быстро, срочно-срочно... И все под прикрытием слов о международном терроризме, которые - лишь довод для «электората». Понятно же: если вдруг исчезнут террористы, то найдутся другие доводы.

Посмотрите на этих террористов, на того, которого захватили в Беслане. Бедный малый - кроме «короче», он ничего сказать не может. Ограниченный человек, он не знает, куда попал, да еще, наверное, и наркоман к тому же. При всем его злодействе, зверстве, он также и несчастный человек. И вот таких людей на земном шаре можно найти достаточно, чтобы сделать из них прикрытие своим планам.

Это их путь. «Быстро-быстро», революционно мы не можем. К тому же знаем, что есть такой закон: плодами революции пользуются совсем не те люди, которые ее затевают. Действовать структурно, системно, как говорил предыдущий докладчик Никита Сергеевич Михалков? Этому мы тоже еще не научились. Но мы можем избрать путь эволюционный, который был бы сопряжен с постоянной молитвой к Богу. Можем начать хотя бы с себя. Можем что-то сделать для своей семьи и для тех семей, которые нуждаются в помощи.

На примере нашей теперешней русской жизни мы должны глубоко и твердо понять, что в Росси источником власти является НЕ НАРОД, хотя именно это у нас записано в конституции. В России есть правящий класс. И этот класс враждебен народу. Он совершенно не заинтересован (речь прерывается аплодисментами), чтобы процветала народная жизнь. Этот класс совершенно не заинтересован, чтобы границы хорошо охранялись, чтобы была крепкая армия и так далее. Этот класс вообще ни в чем не заинтересован, кроме одного - собственного процветания. Причем сугубо экономического. И я говорю не о предпринимателях, вкладывающих свой труд в дело, а о тех, для кого источником дохода являются поборы с каждого из нас. Власть их законодательно закреплена и они делают, что хотят. Отняли у людей льготы, и по каждой программе новостей показывают пенсионеров, которые говорят: как хорошо, что мы лишились этих льгот. По каждой программе! И при этом они смеют утверждать, что не могут влиять на телевидение. Сколько раз к ним обращались с просьбами и требованиями прекратить сцены насилия на экране, ограничить показ оглупляющих народ шоу с одними и теми же лицами и плоскими шутками. Ответ один: телевидение самостоятельное, оно само определяет свое содержание. И в то же время, что мы видим в новостных передачах?

И так будет всегда, они всегда будут что-то такое изобретать. С ними договариваться невозможно. Не может ягненок договориться с волком. Это совершенно невозможно. Но можно как-то повлиять.

Дело в том, что среди этого класса очень много этнически русских людей. А в русском менталитете есть такая черта: боязнь прямых обличений. В каждой деревне стыдятся, когда один сосед начинает срамить другого. Поэтому мы должны призывать их к совести. Иван Андреевич Крылов давно нам объяснил, что Васька слушает да ест. И, понятно, это будет продолжаться. Но тем не менее... Выход пенсионеров на улицу показал, сколь ИМ это неприятно, им за это стыдно, они вынуждены были зашевелиться в своих сытых домах, в своих просторных кабинетах. Люди, которые могут только впроголодь жить на эти деньги, а уж никак не лечиться, вдруг предстали перед ними реально, а не в качестве абстрактного электората.

Что-то можем сделать. Хотя церковь, не- смотря на свое духовное влияние в обществе, реально не имеет никаких рычагов, чтобы изменить ситуацию, не может даже обратиться ко всему народу по телевидению. Если раньше какой-нибудь юродивый или даже сам Московский Митрополит мог прийти на богослужение и открыто сказать царю: «ты не прав» - и поплатиться за это головой, то сейчас даже этого нет. Его Святейшество попробовал подсказать правительству с этой монетизацией льгот, причем оговорившись, что он не пытается указывать власти. Сделал это в самой наиделикатнейшей, как он всегда это делает, форме. И сразу злобная реакция: «Как, почему церковь вмешивается?!» Так что надеяться нам на какие-то резолюции, на какие-то обращения - абсолютно безсмысленно. Но у нас имеются другие возможности.

В наших силах просто абстрагироваться от всего этого. Есть такая восточная притча. Идут учитель и ученик и видят подвижника, который сидит, раздевшись по пояс, в болоте, его съедают заживо комары. Молодой спрашивает: «Что он делает?» Учитель ему: «Ты не смотри, что он делает. Ты учись, как правильно относиться к власть имущим». Вот это наша ситуация... Нам не стоит затевать революцию, потому что они, конечно, нас не пощадят. Революция - совершенно безумная затея, поскольку в результате ее к власти придут еще худшие. Но мы можем созидать то, что в наших силах. Основой созидания должна стать домашняя церковь, христианская семья. Каждой здоровой христианской семье, где есть несколько детей, мы должны всемерно помогать, как главной нашей драгоценности. На каждом приходе мы должны организовать народ для помощи детям, семьям, которые в сегодняшних условиях совершенно выбиваются из сил. Если мы это сделаем - то мы можем надеяться, что Господь увидит наши усилия и поможет нам.

Я думаю, все эти кровопийцы, иначе их назвать нельзя, к сожалению (я не хочу злорадствовать или кого-то настроить против другого), они просто сейчас находятся в некоем помрачении. Может быть, какое-то время мы подождем, когда они напьются и наедятся, когда они напокупаются, растратятся, когда они, наконец, проиграются, когда им уже надоест убивать друг друга из-за денег... Ведь они вынуждены смотреть на нас, на электорат: что с нами происходит, НЕ ВЗБУНТУЕМСЯ ли мы. Мы ведь знаем, где они живут, мы знаем, где их дома, их квартиры. Они здесь, в России, и их МАЛО. А народа пока еще много. И, конечно, им есть чего бояться. Так что придет время, и они выйдут из своего помрачения. Мы должны в это верить и молиться Богу. Но при этом не должны сидеть сложа руки.

Бог терпел и нам велел. Господь не призывал сменить общественный строй, нет. Мы можем воздействовать на это НРАВСТВЕННО. Созидать свои семьи, созидать свой приход. Распространяя любовь среди нас, мы можем достичь того, что они взглянут на нас и увидят: посмотрите, как они любят друг друга! И, может быть, и у них, может быть, не у всех, но у кого-то, проснется совесть. И тогда, конечно, многое преобразится. Потому что русское сознание, к счастью ли, к горю, сейчас не будем это выяснять, - оно все равно остается имперским.

Надо отдать себе отчет в следующем. У нас нет навыков самоорганизации, у нас нет навыков политической борьбы, мы не можем, не умеем, как английские авиадиспетчеры, отстаивать свои права. Наши летчики летают за деньги, которые в десять раз меньше, чем у них; наши милиционеры стоят на улице за вознаграждение, в двадцать раз меньшее, и так далее. Наш учитель идет на работу, хотя ему полгода зарплату не платили. Представьте себе немца, который бы пошел на службу, где ему не платят. Я этого не могу представить. Они до сих пор не понимают, почему наши мальчики идут и безплатно умирают в Чечне. В Англии, где четвертая часть населения уже иностранцы, там не находится таких. Они вынуждены в Гималаях нанимать непальцев, чтобы они воевали за британскую империю. А у нас - ребята сами просятся и ничего не требуют взамен, еще, слава Богу, такие есть. Но таких людей у нас становится все меньше. И самое страшное, что с нами может произойти лет через 20. Когда нас станет совсем мало, к нам придут другие люди, и они будут безпощадны. Они нас добьют окончательно. Уже сейчас, кроме Господа Бога, нас никто не спасет. Поэтому всю надежду мы можем возложить только на Бога, и создавать нашу домашнюю церковь. Это является оплотом нашей нравственной и просто физической жизни.



КАК Я СТАЛА ПРАВОСЛАВНЫМ ПСИХОЛОГОМ


Храм Христа Спасителя

Я закончила факультет психологии МГУ. Сейчас работаю в антикризисном подразделении в одном из психологических центров Москвы. Лет пятнадцать тому назад, в одном из ЦСО Москвы я консультировала пожилых людей. Такие консультации многому учат самого консультанта-психолога: перед глазами проходят судьбы людей со всеми их ошибками, неожиданными поворотами... Два случая мне не только особо запомнились, но и привели к новому пониманию причинно-следственных связей между часто необдуманными, спонтанными поступками человека и его судьбой.

Первый случай, с которого, собственно, все началось, связан с пожилой женщиной, бывшей райкомовской работницей достаточно высокого уровня. Ко мне пришла женщина жесткая, очень закрытая, с большими амбициями и большой обидой на жизнь. Со многими оговорками она сообщила мне, что живет вдвоем с дочерью. У дочери психиатрический диагноз: тяжелейшая форма шизофрении. Дочь зримо разрушалась и погибала на глазах матери не только сама, но и делала попытки избить или даже убить мать. В доме был настоящий ад. Удивительно было то, что в предыдущих поколениях в этой семье не было больных шизофренией.

Тяжело было разговаривать с ней, тяжело видеть измученные глаза, из которых просто кричал вопрос: «За что мне это мучение?...» Конечно, я понимала, что психиатрия - это не ко мне, психологи работают с пограничными состояниями, но в пределах нормы. Все, что касается дочери - могу только посочувствовать, а вот поддержать мать, выслушать ее, изменить ее отношение к данной ситуации - мне очень хотелось.

Она начала осторожно, затем, почувствовав доверие, более откровенно рассказывать. Вначале рассказ шел исключительно об успехах: какие у нее были замечательные родители; какая она была отличница, комсомолка, активистка; сколько людей от нее зависело, когда она работала в райкоме партии. И после каждого сюжета - в глазах всплеск боли: «За что?» Внимательно слушая ее и размышляя вместе с ней, я попросила ее рассказать о дедах и прадедах. Там тоже было все со всех сторон успешно. Повествуя о семье прадеда, она сообщила мне, что он взрывал Храм Христа Спасителя. Сказав это, она неожиданно вздрогнула и с удивлением и ужасом посмотрела на меня. Вот оно, нашла!!! В психологии это называется инсайт -озарение. Она замолчала, обдумывая сказанное, потом неуверенно спросила: «Неужели столько мучений выпало на мою долю за этот взрыв Храма?» Тяжесть, давившая во время нашей беседы, как будто взорвалась - стало свежо и тихо, как после пронесшейся грозы. Так же, как и она, я почувствовала, что вот он, найден тот самый узел, стянувший и изувечивший жизнь этой бедной женщины. Она вдруг поняла, что именно с того момента изничтожалось, стиралось с лица земли потомство «того деда» - и последняя в этом роду - тяжело больная ее дочь никогда не выйдет замуж и никогда не будет иметь детей. На ней род прекращается.

«Что же теперь мне делать?» - спросила она.

«Здесь я уже ничего сказать не могу, вам лучше рассказать все это батюшке, думаю, он вам сможет помочь».

Она пришла ко мне через неделю. Рассказала, что батюшка освятил квартиру, исповедал и причастил ее дочь; сама она тоже готовилась к причастию.

Встретившись с ней через некоторое время, я отметила, что нет у нее во взгляде прежней пронзительной боли, и вся она как-то смягчилась. На вопрос о здоровье дочери она заметила, что у той стали реже и тише проявляться приступы злобной агрессии.

Конечно, и она, и я понимали, что полного выздоровления не будет, но женщине этой стало ощутимо легче жить с больной дочерью, и это было уже много.

Второй случай произошел несколько позднее в том же ЦСО.

Ко мне на прием пришла очень красивая пожилая пара. Седой отец, багровый от гнева, с возмущением говорил, что готов убить своего сына за то, что тот ежедневно изощренно издевается над его женой.

Вся дальнейшая работа шла, в основном, уже с матерью. Она рассказывала, какой он был замечательный ребенок: соседи не могли нахвалиться, учился отлично, ходил с родителями в походы, в музеи и театры.

Одним словом - хороший ребенок из хорошей семьи.

Затем он женился, и жена вроде хорошая. Но детей почему-то нет, он стал пить, а главное - все в доме крушить и нападать на мать, на все призывы к совести - у него появился стеклянный взгляд.

Рассказывая о сыне, она вдруг вспомнила, что накануне его свадьбы ездила на электричке куда-то в Подмосковье к цыганке-гадалке, чтобы узнать у нее, счастлив ли он будет с женой? Сказав это, она задумалась и заметила, что, по-видимому, с этого момента сын стал меняться.

Она вдруг поняла, что хотя сын давно вырос, но связь, в том числе духовная, между матерью и сыном очень сильная, недаром говорится: «молитва матери - со дна моря достает!». Но, к сожалению, бывает и обратное.

Сын сам не ездил к гадалке - ездила мать, и своей материнской волей раскрыла его духовную защиту перед той темной духовностью, с которой связана любая гадалка. В то же время, ничего не зная о поездке матери к цыганке, сын стал проявлять особую злобность именно к матери, фактической виновнице его состояния.

Встал опять вопрос: «Что делать?»

Конечно, надо было прежде всего идти к священнику на исповедь. Но прежде, чем мать пошла к священнику, освятила квартиру и т.д. - перед каждым ее шагом у нее были кошмарные сновидения, где ей угрожали, после которых она впадала в страх, но находила силы, чтобы преодолеть его. Ощутимо шла духовная борьба, во время которой она обращалась за помощью и к священнику, и ко мне - психологу. И также ощутимо менялись ее отношения с сыном.

Эти два случая до сих пор дают мне много пищи для размышлений, а в профессиональном плане - открыли для меня такую реальность, работать с которой оказалось возможно не только на основе знаний современной психологии, но и святоотеческой литературы.

Нынешняя реальность такова, что люди с проблемами явно духовного характера идут к психологу, к гадалке, к «бабке», к экстрасенсу и т.д., но только не к священнику, и, как правило, лишь усугубляют свое положение.

В работе психолога существуют определенные границы его компе-тентности и методы работы в рамках этих границ. Однако, Православный психолог, не беря на себя функции священника, в своей работе вынужден часто помогать человеку разобраться в проблемах, в основе которых лежат духовные причины.

Дети и сохранившие чистоту взрослые присутствие Бога в их жизни чувствуют сердцем. В наш рассудочный век очень многие приходят к пониманию Бога, изучая физику, математику, философию и др., т.е. через разум.

Православный психолог в своей работе обращается и к разуму, и к сердцу, ощущая, на что больше откликается пришедший за помощью человек. Происходит нечто, напоминающее работу настройщика инструмента. Как опытный настройщик не строит звук инструмента под свой шаблон, но, слыша индивидуальный голос каждого инструмента, гармонизирует весь строй этого инструмента, сохраняя его индивидуальность.

В последние годы в церковной среде часто звучат категорические мнения: а нужны ли психологи вообще, склоняясь к тому, что, кроме вреда, никакой пользы от них нет. Большинство наших священников только при упоминании о психологе не могут удержаться от гнева и сарказма, с возмущением дают самые нелестные характеристики психологам.

Правы ли они? И да, и нет.

Правы, потому что в последние годы, ориентируясь на модность профессии, огромное количество вузов и колледжей завели у себя психологические факультеты и выпускают дипломированных психологов с профессиональной подготовкой сомнительного качества.

Чем занимаются такие психологи, попадая на практическую работу? Конечно, прежде всего, тестами всех видов, какими-то тренингами и, все чаще, - оккультизмом. Основной критерий, который берется за основу при подборе методик: «чтоб действовало!». По этому критерию оккультизм в самых разных видах дает самые ощутимые результаты, происходящие затем события почему-то не всегда отслеживаются в их связи с воздействием оккультиста.

Работая в государственной системе образования, я постоянно сталкиваюсь с «жертвами» такой психологической работы. Это целые классы детей, с которыми медитируют на картинах Рериха, это дети и взрослые после сеансов аутотренинга и гипноза, это люди, поврежденные «энергетическими» воздействиями психологов и т.д. Когда эти люди попадают ко мне в поисках «еще более сильного психолога», мне приходится вместе с ними осторожно разбираться в том, какое именное воздействие на них было оказано «психологом».

Основное и самое страшное, что происходит на таких «сеансах психологов», - это разрушение психологической и духовной защиты «клиентов», а часто и «заражение» их темной духовностью.

Получив многочисленные душевные и духовные повреждения, люди ходят от психолога к экстрасенсу, от экстрасенса к «бабке» и снова к психологу. И только, если они попадут к психологу Православному, могут с его помощью осознать, насколько опасными были эти «походы». Только после беседы с Православным психологом человек начинает понимать, что ему необходима исповедь у священника и, как показывает опыт, резко отрицательно начинает сам относиться ко всяким экстрасенсам и «бабкам», и, обжегшись на них, предостерегает от этого всех своих близких и знакомых.

Нужен ли для такого осознания ошибочности своих духовных поисков Православный психолог или нет? По моему опыту - необходим, ведь зачастую большинство из моих «пациентов» постоянно совмещали посещения и экстрасенсов, и церкви, не замечая их несовместимости, хотя проблем у них возникало все больше. Безусловно нужен, так как, приходя к современному психологу и раскрываясь как на исповеди, человек может получить такое повреждающее воздействие от применяемых психологом методик НЛП и др., после которого требуется специальное восстановительное лечение. Православный же психолог, руководствуясь гиппократовским принципом: «Не навреди!», бережно относится к человеку, как к образу и подобию Божию, и поэтому не предлагает ему расслабления, не лезет в его подсознание, не вскрывает его защитные механизмы, не навязывает ему свои мнения и внушения. Но, видя в человеке разрушение Образа, восстанавливая в нем иерархию ценностей, возглавляемую духовными ценностями, тем самым способствует возрастанию духовного иммунитета и способности самостоятельно решать жизненные проблемы. Мне нередко приходилось слышать, что неправославный психолог - не профессионален, и я совершенно с этим согласна.

Людмила Ермакова, психолог, г. Москва



ПОСТ - ВЕСНА ДЛЯ ДУШИ


Пост - благоприятное время в жизни каждого христианина. Святые отцы называли пост весной для души. Но чтобы пост был для каждого действительно спасительным, полезным как для души, так и для тела, он должен быть всеобъемлющим, должен обнимать все стороны жизни. Святитель Иоанн Златоуст призывал готовящихся к посту, чтобы они вступали в пост всеми силами души и тела - чтобы постились руки от злых дел, постились ноги от хождения по путям неправды, чтоб постился язык от слов злобы, клеветы, ненависти, чтоб постились глаза от лицезрения соблазнительного, постился слух от слышания лишнего, душевредного, неспасительного. Это одна сторона поста.


В Великий пост, христианин призывается отойти от суеты, к которой склоняется во время всей остальной части года и которая отвлекает человека от главного - мира его души. Мы боимся заглянуть в свою душу, - это для нас и некогда, и неприятно, - мы боимся по серьезному увидеть себя такими, какие мы есть. Великий пост призывает человека от суеты, от земных пристрастий обратиться к главному, что в нем есть, - к душе. Душа больше пиши, тело больше одежды, говорит Спаситель. Какой выкуп человек даст за душу свою? Даже если он приобретет весь мир, а душе своей повредит, то ничего полезного для него не будет.

Заглядывая в свою душу, каждый, наверно, увидит в себе что-то нехорошее. Если это всматривание в свой душевный мир будет серьезным, вдумчивым, то этого нехорошего с помощью Божией христианин может увидеть очень много. Это видение - начало исправления. Бороться с внутренним злом крайне необходимо. Это зло разнообразно. Кто-то заметит в себе неустройство в личной жизни, злобу и немирное отношение к самым близким людям, кто-то - пристрастие к пище, объядение, чревоугодие, лакомство, иной - недобросовестное отношение к службе и к работе, на которые каждый поставлен Самим Богом. Если за время Великого поста человек постарается хотя бы один свой грех, одно греховное пристрастие в себе победить - значит время поста прошло для него небесполезно.

Один телесный пост мало полезен. Пост телесный должен совмещаться с посещением храма Божия. Храм Божий - это училище благочестия. И здесь - в великопостных песнопениях, в великопостном богослужении - человек призывается к тому, чтобы внимательно посмотреть на свою душу, пересмотреть свои отношения с ближними людьми, чтобы по-другому взглянуть на весь Божий мир, чтобы принести перед Богом покаяние. Если это помнить, то пост для человека пройдет не бесследно, и в каждый пост: Великий, Петров, Успенский или Рождественский, - человек будет вступать не со скорбью, а с радостью как во время, благоприятное для него.


Крестопоклонная неделя.
Гудит печальный перезвон.
Псаломщик в северном приделе
Читает утренний канон.
На Крест Господень
отрок малый
Глядит, на цыпочки привстав.


А миру падшему все мало
Безумных зрелищ и забав.
И снова спорят меч и злато,
Свои права диктует грех...
И только на Кресте Распятый
Страдает вновь Один за всех.

Татьяна ЕГОРОВА



СКАЖИ МУДРОСТИ: "ТЫ СЕСТРА МОЯ!"


Часовня Преподобного
Серафима Вырицкого

 

-...А приходилось ли вам, батюшка, видеть, как человек верующий, церковный - отходит от церкви? Отец Алексей Коровин, настоятель Вырицкого храма во имя Казанской иконы Божией Матери, не спешил отвечать на этот вопрос. Видно было, что он сосредоточенно, спокойно раздумывает над ответом.

- К сожалению, приходилось, - сказал он наконец. - Был такой человек - неглупый, уже немало знакомый с церковной жизнью, начитанный... Правда, начитан он был более по-светски, чем в святых отцах... И он сам о себе знал, что он и неглуп, и начитан, и воцерковлен, и считал, что с таким багажом - немаленьким, повторяю, багажом - ему в этом мире лукавом уже ничто не страшно. И я сам был в этом человеке уверен, хотя очень меня безпокоил тот прискорбный факт, что он редко ходит к исповеди, а причащается еще того реже... И недаром, как выяснилось, я безпокоился: все-таки уловил его враг спасения человеческого. На самоуверенности-то он его и поймал. Как-то раз пристали к этому человеку на улице сектанты, стали его зазывать на свои собрания... Он, будучи убежден в том, что люди это - темные, малограмотные и одолеть их будет легко, вступил с ними в спор. Понадеялся на свою начитанность, а не знал того, что начитанность его - поверхностная. Он Библию читал, конечно, но читал как роман, и от этого чтения осталось у него только общее впечатление, а не существенное знание Священного Писания. Сектанты же - напротив, общего духа Библии не знают, но помнят наизусть множество вырванных из контекста цитат, и этими цитатами, как дубинами, валят наповал своих неопытных собеседников... Вот и этого человека они таким образом повалили. Он, превыше всего ставя свой ум, положился на него, и ум этот, не обогащенный знанием, подсказал ему, что в словах сектантов есть своя логика. И начал он посещать их собрания: и раз, и другой... И дошел до того, что в церковь совсем ходить перестал. А тем, кто хотел его образумить, говорил в глаза: «Да, сектанты правы: они по-настоящему любят Бога и хорошо знают Его слова! А вы - люди безграмотные, держитесь давно отживших таинств и обрядов, в то время как людям нужна одна только живая проповедь!» И в конце концов отпал он от Церкви совершенно - вот такая печальная история... Очень жалко этого человека. Тем более, что, уйдя от Церкви, он и семью потерял: не пошли за ним ни жена, ни дети. И вот, что интересно: жена его вовсе не была таким уж церковным человеком - в храме появлялась редко, к исповеди ходила еще реже... Но за сектантами следовать наотрез отказалась: «Ты же, - говорит, - учил нас во всем следовать Матери-Церкви, а сам ушел из нее. Как же можно теперь тебе верить?» Да ему и самому семья вскоре стала не нужна...

- Выходит, лукавый уловил его на недостаточном знании Писания?

- На недостаточной мудрости. Мудрость - великий дар Божий, и просить ее нам у Господа надо со всем усердием. Знания наши, наш житейский опыт - все впустую пойдет, если не будут они оживотворены духовной мудростью. Мир во зле лежит, Писание сказало об этом несколько тысяч лет назад. И чтобы среди этого зла найти хоть частицу добра, чтобы лукавый не уловил нас, нужно иметь мудрость... Иначе мы можем принять зло за добро: ведь противник нашего спасения все утончает свое жало. Он агонизирует, приходят его последние дни, и зло становится все изощренней, все хитрее. Чтобы сегодня спасаться, нужна такая бездна мудрости, что самим нам ее никак не обрести. Нужна помощь Божия, а от нас требуется усерднейшая молитва о стяжании мудрости духовной. Не напрасно евангельское слово говорит: будьте кротки как голуби, и мудры как змии. Вот почему и апостол Иаков нам советует: «У кого не хватает мудрости, просите у Бога, и дастся ему».

- Как же мудрый должен поступать на месте этого человека, ушедшего к сектантам?

- Мудрый прежде всего не надеется на свою мудрость. Мудрый знает, что диавол всегда будет хитрее его, и не лезет в расставленные лукавым сети. Человеку же тому следовало не пускаться в спор, а сразу, прежде всех слов, сказать: «Я человек православный и проповеди слушаю только в храме Божием!» Эта фраза в подобных людей вселяет такой страх, что они тут же ретируются, - тут же! - и ни до каких споров дело уже не доходит. Вот она - мудрость: не забираться в ловушку, надеясь сокрушить ее изнутри, а обойти сети стороной.

Мудрость всегда держится золотой середины, царского пути. Да, теплохладность крайне непривлекательна, и это многие видят... Но апостол Павел предостерегает и от ревности не по разуму. Опасность ее хорошо видна в случае с нашим новоявленным сектантом. Он ведь погиб духовно - я убежден, что это именно гибель, - но почему? Не потому ли, что вначале он слишком горячо взялся за дело, не рассчитал своих сил. Воин же, не рассчитывающий сил, непременно потерпит поражение - так в этом случае и вышло... Несомненно, что он владел определенным количеством благодатных даров: даром разума, например, даром свободы духа, но не сумел ими разумно воспользоваться.

- В поисках духовной мудрости нам не обойтись без помощи священников. Так, может быть, чем больше таких помощников будет - тем лучше? Нужно ли молиться всегда в одном и том же храме, не разумнее ли будет «расширить охват», чтобы от каждого храма, от каждого священника брать нечто полезное для души?

- Я полагаю, что нужно держаться одного храма. Вообще-то Матерь-Церковь ведет нас всех в одном направлении, но у каждого своя тропинка: нельзя идти по двум дорогам сразу - тем более по трем и более... Каждый священник по-своему разрешает то или иное духовное затруднение; и что будет, если мы, набрав разных духовных рецептов, попытаемся применить их все сразу? От множества мнений мысли будут рассеиваться и душа слабеть. Благостно и полезно бывает съездить иногда в паломничество, пообщаться с духоносными отцами, но в повседневной жизни полезнее знать, что я - прихожанин своего храма и придерживаюсь наставлений своего духовного отца.

- Есть люди, которые считают, что немудро и неблагочестиво просить у Господа каких-то временных материальных благ, что молиться нужно только о духовных дарах. Что об этом думаете вы - хранитель гробницы св. прп. Серафима Вырицкого: ведь вы уже много лет наблюдаете, как со всей страны едут к преподобному паломники и просят у него помощи в своих нуждах?

- Конечно, просить о временном, о земном - это не грех. И Церковь постоянно молится о здравии телесном всех православных, об их благополучии, об избавлении от бедствий. Мудрость же тут состоит в том, чтобы не просить лишнего. Не все мы можем понести, на что-то и сил не хватит. Не все выдержат бремя власти, богатства - потому не всем Господь их и посылает. Нужно быть таким духовным гигантом, как святой Серафим, чтобы иметь огромные капиталы и при этом оставаться всецело преданным Господу...

- Не расскажите ли вы, батюшка, о каком-нибудь недавнем случае чудесной помощи преподобного?

- Не далее как нынешней осенью случилось мне беседовать с одним паломником из Дальнего Востока - врачом-урологом. Он приехал, чтобы поблагодарить святого Серафима за помощь. Этот человек тяжело болел, и как раз урологической болезнью. Сам он понимал, и все друзья-коллеги ему об этом говорили, что без серьезной операции тут не обойдешься. Но врач этот понимал также и то, что операция может и не спасти... И вот вместо того, чтобы ложиться в больницу, он отправился в паломничество по святым местам. Побывал и в Вырице, и здесь, видимо, молился особенно усердно, каялся, причащался. Паломничал он долго, и, когда вернулся, товарищи накинулись на него с упреками: время не терпит, пора оперировать! Назначили обследование. И что же в результате? Обследование показало, что за время паломничества болезнь у этого человека прошла сама собой, не оставив и следа! И он снова отправился в Вырицу - уже с благодарностью, и привез нам газету с описанием этого чудесного случая.

В заключение же хочу пожелать всем читателям, чтобы они по молитвам прп. Серафима Вырицкого Чудотворца получили все требуемые блага, как во временной, так и в вечной жизни: духовную мудрость, терпение, смирение и послушание воле Божией. Это не монашеские принципы, как говорили безбожники, это насущное условие жизни каждого православного христианина. В терпении вашем сберегайте души ваши и не забывайте почаще приезжать в Вырицу.



ПРИТЧА



Один человек пришел в парикмахерскую, чтобы его, как обычно, подстригли и побрили. Разговорился с парикмахером, который его обслуживал. Говорили о разном, и вдруг разговор зашел о Боге. Парикмахер сказал:

- Что бы вы мне ни говорили, а я не верю, что Бог есть.

- Почему? - спросил клиент.

- Ну ведь это ж и так ясно. Достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что Бога нет. Вот скажите, если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает все это.

Собеседник в ответ задумался, но промолчал. А когда спустя время вышел и улицу, то увидел там давно небритого человека с неряшливой копной волос на голове. Клиент сразу же вернулся обратно и воскликнул:

- Знаете, что я вам скажу? Парикмахеров не существует.

- Как это так? - удивился парикмахер. - А я разве не в счет? Я же парикмахер.

- Нет? - воскликнул клиент. - Их не существует, иначе не было бы заросших и небритых людей, как вон тот человек, который удаляется по улице, совершенно вас не замечая.

- Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах. Просто люди сами ко мне не приходят.

- В том-то и дело! - подтвердил клиент. - И я о том же: Бог есть. Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.




Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld