Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2005 год, выпуск № 5 (17)


ПАСХА


Пасха — праздник всемирный и величайший… Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо… На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь — столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее… Во ад сошла Душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и Воскресла… На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников… Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь — земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви.

Святитель Макарий, митрополит Московский


Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Вновь и вновь звучит эта предивная весть, открывая нам несказанную красоту вечности, животворящее Таинство Божие. На земле не было и не будет события более величественного и прекрасного, чем Пасха Христова. И не случайно поэтому сердца людей в эти священные, благословенные и благодатные минуты преисполнены величайшей радости. Пасхальная радость обнимает всю Вселенную, все времена, все поколения людей. Вера верящих, надежда надеющихся, правда праведных, любовь любящих — все это совместилось в одном ликующем возгласе “Христос Воскресе!” Этими краткими словами дан ответ на все вопросы мудрецов о смысле нашей земной жизни. Воскрес Спаситель, и людям открылся путь к счастливому безсмертию, воскресению и любви Божией. Пасха всерадостная, Пасха счастливая, Пасха благодатная, Пасха спасительная — Господь зовет нас едиными устами и единым сердцем прильнуть к радостному роднику небесного блаженства.

В тихом величии идет к нам сейчас из открытых Царских врат Воскресший Спаситель, протягивая нам пробитые гвоздями руки. Чего Он хочет? Что ожидает от каждого из нас Господь? “Любите друг друга, как Я возлюбил вас” (Ин. 15,12). Вот — святая Его заповедь, обращенная к каждому верующему во Христа человеку. Воскресение в любви Божией — такова цель, таков высший смысл человеческой жизни. Не достигнем мы этой светлой цели, если не научимся прощать и всем сердцем любить наших близких, ради которых пришел на землю, страдал, умер и воскрес Спаситель. Мы все без исключения объединены Его жертвенной любовью, чудом Воскресения, дивной Пасхальной радостью. Так утешим же друг друга делами милосердия, словами доброты, теплотою живого чувства! Пусть от Солнца Правды — Воскресшего Христа — загорятся в наших сердцах огоньки всепрощения и любви, разливая благодатный свет вокруг нас. Мы знаем об этом свете, ибо Господь, обращаясь к каждому своему последователю, говорит: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5,16).

Переполняются наши верующие сердца в эти Пасхальные дни радостью, потому что мы знаем, что со смертью физической мы не исчезнем, не растворимся в небытии, а воскреснем для жизни вечной. И здесь каждый из нас должен подумать вот о чем: “Если я не умру, а буду жить вечно, то какой эта жизнь откроется для меня? Либо той Пасхальной радостью, которая переполняет сегодня наши сердца, или совершенно иным — ужасом, когда Господь не узнает нас и скажет: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Мф. 25,41)”. Этот очень важный вопрос должен беспокоить нас. Я не умру, я буду жить вечно, и, дай Бог, чтобы эта вечность для меня продолжалась вместе со Христом Воскресшим. А жизнь в сопребывании с Господом должна начаться для меня уже здесь, на земле. Поэтому Святая Церковь из года в год вводит нас в эти светозарные, радостные Пасхальные дни, чтобы, вкусив здесь, на земле, радость Пасхи, мы никогда в будущем не захотели потерять эту радость или поменять ее на что-то иное. Ничто и никогда не должно отлучить нас от этой Пасхальной радости.



ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Воскресение Смерти нет! Христос Воскресе! В глубокой древности великий пророк имел дивное видение: огромное поле было покрыто сухими человеческими костями. Но вот, по слову пророка, они пришли в движение, соединились одна с другой, обтянулись жилами, плотью, кожей, вошел в них дух и они ожили (Иезек., 37, 1-14).

Но, спрашивается, какая сила поднимает к жизни из гробов сухие кости? Сила Воскресшего Христа, Спасителя нашего. Смерть появилась на Земле как возмездие за грех преслушания, но теперь, послушанием Сына Божия, люди примирились с Богом - «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (Кор., 15,22).

Спаситель сошел во гроб, и могила больше не страшит нас: Христос облистал ее мрак светом Своего Воскресения: Он освободил из адской темницы души от века умерших праведников. Он дарует новую жизнь всем от века умершим братиям и сестрам нашим, всему роду человеческому. «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми». (Рим., 14, 19).

Как только начали умирать люди на земле, смерть и гроб стали предметами страха и отчаяния. Смерть уносила всех, никого не щадила: славных и великих, богатых, ученых, знатных так же, как и простых, бедных и неученых; перед нею все были равны, все - прах и пепел. Жажда безсмертия, вечной жизни всегда жила в сознании падшего человека. Сколько возникало разных религий, сколько являлось великих философов, сколько создавалось учений о человеке, о его высоком назначении, о загробной жизни, - но все они были безсильны. Это были лишь плоды человеческого ума, и никто из этих мыслителей не возвел на небо ни одного человека.

Посылал Господь Своих пророков. Они учили, обличали людей, открывали им Божественную истину, но сами тоже умерли, «не прияв обетования» (Евр., 11, 39). И мрак неверия так сильно поражал людей, что, когда Спаситель мира пришел на Землю, многие из священников, первосвященников говорили: «Не быти воскресению». (Мф. 22, 23). И в это-то время неверия и принес Господь на Землю новую жизнь; Он воскресил мертвых Своим Воскресением, а живых - но умерших духом - призвал к новой жизни, к истинной духовной жизни по любви к Нему и вере в Его Воскресение. «Если Христос не воскрес, тщетна и вера наша», - говорит Апостол (1 Кор., 15, 17). Но Он Воскрес, и вот почему мы так веруем, вот почему праздник Пасхи - «Праздников Праздник»: он прогнал далеко с Земли холодный мрак могильного страха. Гроб, смерть, ад - нам ничто не страшно после того, как через них прошел Христос.

«Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» - вдохновенно восклицает пророк, провидя славный день Воскресения Христова, день, когда всякая тварь веселится и радуется (Осия, 13, 14).

Вот почему Спаситель наш называется «Христос новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий», что Он отверз нам двери в Царство Небесное. Если гроб и смерть от века наводили на человека страх и отчаяние, то после Воскресения Христова из могилы сияет нам, верующим, надежда на воскресение и вечную жизнь. Вот почему мы так ликуем, вот почему так торжественно славим Христа, Победителя смерти и ада, вот почему Святая Церковь приглашает нас: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»; вот почему мы готовы на весь мир петь победную песнь: «Пасха священная нам днесь показася... Пасха, двери райския нам отверзающая. Пасха, избавление скорби...»

Какой только милости сподобил нас Господь - дожить до светлых дней Пасхи Христовой. Ведь многие из наших близких, родных и любимых ушли в могилы, не дожив до этой земной Пасхи, а мы с вами наслаждаемся светлым торжеством, чудными пасхальными песнопениями. И как они прекрасны, как волнуют душу, как окрыляют, дают силы и радость душе, подчас усталой и унылой от скорбей и искушений нашей многомятежной жизни. «Христос воскресе из мертвых; смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», - сколько радостной надежды в этих немногих словах, каким новым смыслом наполняется жизнь. Как любил эти светлые слова батюшка Серафим Саровский! Как любим мы их все, христиане.


№6(18)-2005


ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ РУССКОЙ ИСТОРИИ


к 60-летию победы в Великой Отечественной войне и 625-летию Куликовской битвы


Георгий Победоносец

60 лет назад отгремела Великая Отечественная война – самая кровавая и разорительная, самая катастрофическая в памяти не только нашей многострадальной Родины, но и всего человечества.

Чем дальше во времени отстоит от нас эта дата, тем более глубоким, умудренным осмыслением произошедшего должен быть наш взгляд на события той эпохи.

Что же все-таки случилось? Почему этот апокалиптический ужас воплотился, стал кошмарной явью? Неужели эта небывалая война была неизбежна, необратима? Какие силы привели в движение маховики этого чудовищного злодейства? Человеческих ли рук вообще это дело?

Казалось бы, на эту тему написаны горы исследований, изданы сотни томов мемуарной литературы, все расставлено по полочкам и разъяснено. Агрессивные планы гитлеровской Германии пересеклись и вошли в конфликт с геополитическими интересами возглавляемого Сталиным Советского Союза. Формула Клаузевица. Теория Мальтуса. Планы мировой Закулисы… Полные ответы на эти вопросы история хранит от людей, пытающихся вникнуть лишь в сущность политических, экономических и иных вполне материальных причин, не задумываясь о сакральных, таинственных, сокрытых Божьим промыслом мотивах войны.

А ведь война – это не только “продолжение политики”, но и следствие, результат политики, проводимой государством. Отвечает ли эта политика задачам, возложенным на народ Творцом Вседержителем? И если нет, то наказание за отступление от Бога будет неотвратимым! Потому что существуют духовные причины, всегда стоящие за развязыванием войн и конфликтов. Однако Человеколюбец Бог попускает свершиться очередному подготовленному людьми кровопролитию ради не столько их наказания, сколько последующего вразумления.

Не только Вера, но и тысячелетний опыт истории показывают людям, что таков Богом предначертанный путь бытия и развития человечества. Один из авторитетнейших священнослужителей нашей церкви архимандрит Кирилл (Павлов) дает такую оценку событиям тех лет: “Вы знаете, что, как и прочие беды человечества, Отечественная война была нам попущена Богом за грехи наши. Как спасительное наказание, как средство, крайний метод воздействия на нас, чтобы остановить нас в беззаконном, пагубном пути. Мы были в авангарде богопротивного, атеистического государственного устроения. За отход от Веры, глумления над святынями, за многие наши преступления перед Богом было попущено нам это бедствие. Для того, чтобы остановить нас от полного падения во тьму, греховную пропасть вечной погибели. Заплатив многими жертвами, народ наш одолел тогда врага. Еще в начале войны стало ясно, что без Божией помощи нет никакой даже надежды, возможности противостоять настолько подготовленному врагу. Тут, как обычно и бывает, при скорбях и вспоминают про Бога, Отца нашего небесного. Что невозможно людям, возможно Богу… Господь попускает беды, тупики, как малые, так и большие, чтобы остановить, вразумить нас, спасти от вечной гибели, по великой Своей Милости. Никто нас так не любит, как Он”.

Несколько десятилетий победители фашизма, а затем и их потомки, “опираясь на единственно верное марксистско-ленинское учение”, были не в состоянии уяснить эти простые истины, когда-то очевидные для созидателей и хранителей нашего государства на протяжении девятисот лет, однако ныне, по милости Божией, уже стало возможно, в том числе с помощью данных материалистической науки, убеждать в них людей.

Другим, не менее важным уроком Великой Отечественной войны, который наконец-то, хотя бы спустя шестьдесят лет, обязаны уяснить “потомки православных”, есть то, что одолеть врага и победить его без помощи Божией народ сам не мог. Это ясно доказывает сам ход событий 1941 года. Лишь обратившись в последний момент к помощи Небесных Сил, удалось остановить победоносного врага на ближних подступах к столицам.

“Да не хвалятся неразумные в безумии своем, говоря: “Мы своим оружием избавили Русскую землю”. Не ангел, не человек спас нас, но Сам Господь спас нас по молитвам Пречистой и всех святых”, - считали на Руси в дни победы на Угре над Большой ордой хана Ахмата. “Не нам, не нам, а Имени Твоему!” - воздавали должное Христу Спасителю русские в 1812 году. Так и мы должны проникнуться неколебимой верой, что Победа, одержанная на православную Пасху 1945 года, в день Великомученика и Победоносца Георгия – покровителя воинства российского – есть факт Божественной к нам милости по молитвам праведников и заступничеству Богородицы.

Тернистым путем привел Господь свой народ, растерявший свои духовные дары и материальные плоды победы, на историческое пепелище 1991 года. Потому то столь же важным для нас является и третий урок Великой Отечественной войны – если мы не осознаем всей глубины нашего падения, в том числе не пересмотрим взгляда на Великую Отечественную войну и причины Победы в ней, не принесем истинных плодов покаяния, не сделаем необходимых выводов, то будем и дальше терпеть крах во всех сферах нашей жизни.

***

В этом году мы также будем отмечать 625-летие Куликовской битвы – сражения, изменившего ход русской истории. В ряду памятных дней воинской славы Отечества, эта битва, в первую очередь, выделяется не мастерством полководцев и мужеством участников, но масштабом последствий, своим морально-политическим результатом, который потомки смогли осознать лишь спустя десятилетия. Кровавый день Куликовской победы стал звездным часом Москвы, оправдавшим ее претензии на главенство среди русских земель. Эту дату мы ныне с полным основанием могли бы праздновать как День России.

Очередной юбилей Куликовской битвы дорог нам и как рубеж, с которого начался тот подъем национального самосознания русского народа, что привел к началу его воцерковления – “Второму крещению Руси” 1988-90 годов. Именно тогда, в 1980 году, впервые за годы советской власти, в массовое сознание начало проникать понимание роли Православной Церкви в деле восстановления независимости, освобождения страны от ордынского ига, а с ним стал расти и авторитет Русской Православной Церкви, признание в глазах народа ее непреходящих заслуг в истории Отечества.

Каждая новая Куликовская годовщина есть, - по словам Святейшего Патриарха, - “вдохновляющий исторический урок” для народа, учащегося стойкости и мужеству на примерах прошлого, чтобы с достоинством и терпением переносить выпавшие на его долю испытания. В условиях той небывалой духовной брани, что ныне развернулась по всей России, опыт наших богобоязненных предков, сумевших победить могучего врага, превратив страну, по сути, в один военный лагерь, в одну общину, в один большой монастырь, важен для нас как никогда.

Оказавшись перед многообразным глобалистическим вызовом, угрожающим утратой не только культурной сомобытности, но и государственной независимости; не только деградацией институтов государственности, но и полным исчезновением с лица земли народа – носителя истинной веры Христовой, православные в прошлом народы, населяющие нашу Родину должны, как и встарь, сплотиться вокруг Матери-Церкви, под знаменем Непобедимой Победы.



ДЕЛАЙ ДОБРО ЧЕЛОВЕКУ - И ОНО ВЕРНЕТСЯ К ТЕБЕ



В этом номере мы публикуем интервью с Федором Григорьевичем Угловым – известнейшем и старейшем российским хирургом, академиком трех академий.В 2004 году Федору Григорьевичу исполнилось 100 лет. Он уже давно в Книге рекордов Гиннеса как самый долгодействующий оперирующий хирург. В 1970 году вышла его первая популярная книга “Сердце хирурга”. Она сразу завоевала любовь читателей. Еще до Великой Отечественной войны Федор Григорьевич начал борьбу за трезвость в нашей стране. Выдающийся хирург, ученый и педагог, он и сегодня полон энергии, продолжает писать книги и статьи.

Ветеран

О ВРЕМЕНИ

Корреспондент: В чем, на ваш взгляд, особенности нашего времени?

– Сейчас, к сожалению, можно сказать, что нами потеряно очень и очень многое. У народа были стремления и надежды на лучшую жизнь, но произошел “демократический” переворот, и как результат всего этого – нравственное и материальное ограбление народа кучкой людей без совести и понятия об Отечестве. Разложение русского народа продолжается. И сейчас очень остро стоит вопрос о спасении России, о спасении семьи. Трудность в том, что во время войны, к примеру, мы знали четко, что есть внешний враг, против которого надо воевать. А сейчас? Наши же депутаты, наше правительство делают все, чтобы предать нас Америке, сделать из нас “сырьевой придаток”. Курение, алкоголизм, наркотики, пропаганда насилия и порнографии в книгах, по всем каналам телевидения. Надежда только на то, что наш народ терпит, терпит, а потом осознает все это, возьмет дубину и расшвыряет всех “благодетелей”.

Корр.: Что вы вкладываете в понятие “лучшая жизнь”?

– Это хотя бы не голодная жизнь: когда человек имеет возможность не думать о завтрашнем дне, зная, что его семья будет сыта, дети смогут учиться, а он сам способен делать что-то полезное для семьи, близких, своей Родины. Духовно-нравственная сторона этого вопроса заключается в том, чтобы в силу своих возможностей делать людям добро.

Корр.: Разделяете ли вы понятия “русский” и “православный” человек?

– Для меня это всегда было одно целое. Если он действительно русский человек, то дух православия в нем присутствует всегда, независимо от того, говорит ли он, что верит в Бога, или нет. Что нужно “делать людям добро”, русский человек знает с малолетства. В том, что нам сейчас пытаются внедрить с Запада, этого нет.

Корр.: На Западе много добрых людей, настоящих подвижников...

– Мне приходилось быть за рубежом много раз. Там отношения между людьми совсем не такие, как у нас. Нет простоты человеческих, доброжелательных отношений. Каждый сам по себе.

Однажды к нам в Ленинград приехал известный кардиохирург, не буду называть имени. Жил он здесь несколько недель, и в свободное от работы время мы с супругой частенько приглашали его к себе. Мы показывали ему достопримечательности Ленинграда, ездили в Царское Село, Петродворец, на дачу в Комарово, водили в театры – он стал для нас другом семьи. Когда же вскоре я приехал за рубеж в его клинику, то был очень удивлен встречей с его стороны. Он любезно пригласил меня в гости и даже угостил чаем. Но даже не спросил, как я устроился, и все три месяца моего там пребывания мы встречались на его операциях, обменивались несколькими любезностями при встречах – и только. Этот пример я привел не в качестве того, что я был обижен и т.д. Такой уровень общения за рубежом – это норма, так принято. Открытость русской души там воспринимается с опаской, как отклонение от правил. И это почти везде.

О РАБОТЕ

Корр.: Существуют ли в хирургии более важные операции, менее важные?

– В хирургии не может быть пустяков. Малейшая ошибка в нашей профессии может закончиться трагически. Казалось бы, чего проще: операция по удалению аппендицита. Но вот случай: аппендицит удален, впереди у одного хирурга было еще несколько операций. “Ну, что ты там медлишь, – это он операционной сестре, – давай будем завязывать!” А шелковая нитка куда-то запропастилась, под рукой оказался кетчут (искусственная нить, которая через определенное время после операции рассасывается в организме пациента, – ред.). Перевязали. Через некоторое время все рассосалось, и пошло заражение в брюшной полости. Перитонит. У хирурга ошибка на миллиметр – и все может кончиться трагически.

Корр.: Важно ли для вас наладить до операции психологический контакт с пациентом?

– Конечно. Возьмем, например, Амосова. Он хороший хирург, новатор. Но он говорит: “Я стараюсь не привыкать к больному, потому что если больной умрет, то я буду переживать”. Я же придерживаюсь другого мнения: надо полюбить больного, и тогда будешь бороться за его жизнь, как за жизнь близкого тебе человека. Мне приходилось оперировать и маму свою, и сестру, и многих близких. Мне говорили, что когда я буду оперировать родных, то, мол, не будет точности в руках. У меня наоборот. Полюбив человека, я буду бороться за его жизнь до последнего. Бывало, что, казалось бы, все: уже ничем не поможешь. Нет, надо сделать сверх этого, сделать через “не могу” так, чтобы человек остался жив. Врач должен быть добрым, и тогда он быстрее поймет больного.

Корр.: Вопрос как врачу со стажем: что такое душа человека, и где в человеке она может находиться?

– Я думаю, что этого никто не может сказать. Что такое мысль? Функция мозга? Но какой орган в мозгу отвечает за мыслительный процесс? Нет ответа. Но мысль-то есть, человек думает! То же самое и душа.

Корр.: Есть ли разница в том, как переносят болезни верующие люди и неверующие?

– Вы знаете, с верующими людьми легче иметь дело. Верующий человек надеется на Бога. Спокойнее переносит боль и то, что может умереть. “Что ж, значит, так угодно Богу!” И когда человек внутренне спокоен, то и операция чаще всего проходит успешнее.

Корр.: Как вы думаете, ваши выздоровевшие пациенты молятся за вас?

– Об этом не говорят. Хотя, знаете, я многих спас от смерти. Это не преувеличение. Спас тех, от которых все уже отказались: “Что с ним возиться, все равно безполезно”. А я боролся до последней минуты. Двадцать лет назад я делал операцию одной женщине, и когда я недавно встретил ее, она сказала, что до сих пор молится за меня. Наверное, я потому и живу так долго, что люди молятся за меня.

О СЕБЕ

Корр.: Каковы ваши взаимоотношения с Церковью?

– Моя мама была человеком верующим и нас приучала к этому. Мы с детства постились, ходили в церковь, исповедывались и причащались. Старший брат даже пел на клиросе. Во время советской власти мы были вынуждены скрывать свою веру, но в наших душах Бог был всегда. По мере сил я старался не грешить, делать людям добро. Сейчас я хожу в монастырь на Карповке, исповедуюсь, причащаюсь, посты с супругой соблюдаем. Матушка игуменья в этом монастыре – это наш бывший научный сотрудник. И если вернуться к постам, то как хирург, с медицинской точки зрения, могу сказать, что это очень благодатное для организма время. Мы освобождаемся от жирного, мясного, которое трудно переваривается, освобождаемся от шлаков. Посты существуют тысячелетиями и соответствуют всем современным медицинским установкам.

Корр.: Федор Григорьевич, вы чувствуете груз своих лет? Я встречал людей, которые гораздо моложе вас, но которым жить нечем, они живут как бы по инерции. Чем живете вы?

– У меня этого нет. Я продолжаю работать, консультировать, руководить кафедрой, много пишу. Но не издают. Почти вся наша печать в руках нерусских людей. Когда я написал свою первую книгу “Сердце хирурга”, то ее нигде не принимали. В одном издательстве написали разгромную рецензию на девять страниц: “Данную рукопись невозможно не только печатать, но там и редактировать-то нечего!” Потом я узнал, что в каком-то издательстве работает главным редактором русский человек. Через три недели он мне прислал восторженное письмо: “Каждый, кто прочтет вашу книгу, будет вашим другом и братом!” Но над ним стоял еще директор, и только через год, пройдя множество купюр, редакторскую “правку”, моя книга в урезанном виде нашла своего читателя. Пришло более 5000 восторженных корреспонденций изо всех уголков России, из Болгарии, Македонии, Чехословакии. С каждой моей книгой эта история повторяется. Не любит “власть предержащая”, когда говорят правду о том, что русский народ сознательно спаивается и развращается. Но говорить и писать об этом необходимо.

Корр.: Сколько лет должен и может жить человек?

– Люди умирают раньше положенного им срока. Вслушайтесь: “чело – век” – само слово говорит о том, что человеку дан для жизни век. Прежде старики жили по сто лет. Были, конечно, небольшие колебания в ту или иную сторону – это тоже естественно. Сейчас люди умирают раньше времени от болезней, от дурных привычек, от несоблюдения самых элементарных правил. Привыкли поесть – и очень хорошо, и очень много. Но, к примеру, возьмите православных старцев. Они живут очень скромно, зная меру во всех отношениях. И главное то, что они делают добро людям. И их Господь бережет. А злодей? Как бы хорошо он ни жил, его совесть гложет, ему нет покоя. И такие люди долго не живут. Делай добро человеку, и оно вернется к тебе. Сделаешь зло – настигнет расплата.

Беседовал И.ВЯЗОВСКИЙ



"В ДОРОГОМ МОЕМ КРАЮ..."

“…Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас…” (Ин. 16, 22).

Крест. Голгофа. Воронье…
Или снится мне?..
И Отечество мое,
Утонув в вине,
Хочет веру обрести
И искать свой путь;
В райские врата войти…
Прошлое вернуть…
Но не будем мы грустить -
Пасха на дворе!
Будет свет в конце пути,

Солнце на заре.
Встретив чудо из чудес,
В предрассветной мгле
Воспоем: “Христос Воскрес!” -
Радость на земле!
…В дорогом моем краю
Слышен плач Христа…
Начинаю жизнь свою
С чистого листа.

Ольга Гузова




О БЛАГОДАТИ ДУХА СВЯТАГО


Благодать - это дар Святаго Духа человеку. Когда Он входит в человека, пусть сначала в какую-то меру, совсем чуть-чуть, - в человеке начинается духовная жизнь. Дух Божий высвечивает в душе человека грех, тьму. Человек начинает видеть: вот в этом я грешен и в том... Он начинает борьбу, прося у Бога: «Исправь меня, помоги мне, я увидел этот грех, я буду теперь удерживаться!..» И когда Господь увидит, что человек плачет о своем грехе, Он пошлет ему благодать Святаго Духа, Духа Божия, Который так и называется - Утешитель, ибо утешает человека.

Грех отмывается слезами покаяния, душа очищается, человек становится более совершенным, меняется вся его жизнь. Даже походка, взгляд, жесты, слова. Человек начинает сиять Духом Божиим!

Но и лишиться этого можно в один момент: грязи черпак влей в душу - и все. Любой скандал, неосторожное слово или греховное дело - и потеряешь, что набрал за всю жизнь. Как на гору можно неделю забираться, а упасть за несколько секунд: чуть пошатнулся, и все.

Для достижения благодати есть немало духовных средств. Самое главное - причастие Святых Христовых Тайн, соединение души со Христом. Ближе к нам, чем в причастии, Бог не бывает никогда и никогда не будет.

Второе средство - это Слово Божие. Кто читает Евангелие, знает, что каждый раз открывается в нем нечто новое. Сколько не читай, будешь понимать все глубже, все на другом, более глубоком уровне. Через Слово Божие мы тоже благодать получаем.

Молитва церковная - также источник благодатной жизни. Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,20). Вот мы в храме молимся, все вместе - люди грешные, но среди нас стоит Христос. И если наша душа откроется Ему, мы сможем воспринять благодать, которая здесь незримо присутствует.

Еще средство - каждое доброе дело. Помоги человеку ради Христа - и через то получишь благодать. Тебя обидели, а ты потерпел и простил - и тоже получишь благодать Божию.

Но чтобы причаститься - нужно поговеть, к исповеди подготовиться, правило почитать, Чтобы в храм прийти - нужно деньги на автобус истратить, в храме стоять, ноги утомлять. Чтобы Евангелие читать - нужно книгу иметь и голову свежую. Вот сколько дополнительных условий!

Самое же удобное средство к получению благодати Божией - внутренняя молитва. Едешь, сидишь, ждешь ли кого, стоишь в очереди за чем-то или перед иконой - молиться можно всегда и везде. Но и тут не некая формальность должна быть, а именно жажда благодати Божией!

Мы о чем обычно просим? О здравии да за упокой, будто больше дела ни до чего нет. А ведь каждое молитвословие в Церкви начинается со слов: «Царю Небесный, приди и вселися в ны». Молись и проси очищения грехов, проси Царствия Небесного, благодати Божией! Господь увидит, что мы год просим, два, двадцать лет, сорок... Он же Сам сказал: «Какой отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею; тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11.11,13). Аминь.

Протоиерей Димитрий СМИРНОВ



ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ СВЯТОЙ


Промыслительно, что на 9 мая, когда мы все празднуем День Победы в Великой Отечественной войне, приходится память великого русского святого Святителя Стефана Пермского.


Стефан Пермский

Святой епископ Стефан Пермский (+1396) вот уже 600 лет почитаем на Руси. Его благословения испрашивал преп.Сергий Радонежский, над его мощами молились Минин и Пожарский накануне решающей битвы, его заступничества просили православные миссионеры XVII-XIX веков, отправлявшиеся в новые земли. В наше время о свт. Стефане как-то забыли. Многим, например, неведомо, что сохранился текст Учительного послания святителя Стефана Великому князю Димитрию Донскому, в котором епископ наставляет благоверного князя, как следует управлять государством. Сам святитель ведал это не понаслышке – он, будучи в сущем сане, княжил на огромной территории Перми Вычегодской, кормил и защищал от вражеских набегов своих новокрещенных чад.

Знает ли кто-нибудь, что свт. Стефан столь почитался Димитрием Донским, что после смерти был похоронен в великокняжеской родовой усыпальнице? Событие по тем временам небывалое. Или о том, что святитель предвосхитил Андрея Рублева, написав свою “Зырянскую Троицу” по тем новым канонам, по каким впоследствии была создана и рублевская “Троица”?

Известно ли нашему современнику, какую роль сыграл свт. Стефан в отстаивании чистоты нашей веры? Это и его проповеди против еретиков-стригольников, и решительное выступление против унии. В архивах Константинопольского Патриархата найдены документы, свидетельствующие о том, что русские князья того времени вели переговоры с Римом о заключении с ним унии. И кто знает, что стало на пути этих губительных для нашей веры планов – не Пермский ли епископ, чей авторитет тогда был неоспорим?

Роль свт. Стефана Пермского в истории России до сих пор в полной мере неосмысленна. Может быть, потому, что деяния его были прикровенны, имели глубинный смысл. На поверхности истории – тот факт, что он присоединил к Руси зырян (нынешних коми). Это был первый иноязыкий народ, вошедший в состав России организованно и добровольно и положивший начало многонациональной Российской Империи. Это на поверхности. А в глубине происшедшего – то, КАК происходило соединение. Стефан дал зырянам СОБСТВЕННУЮ доморощенную азбуку, на которую перевел богослужебные книги, проповедовал на их СОБСТВЕННОМ языке, делал все, чтобы сохранить национальную неповторимость этого народа. Многонациональная Россия созидалась в образе неслиянности и нераздельности народов, ее составляющих.

Образ Пресвятой Троицы стоял в начале России. И раскрыли его нам два великих святых. Преподобный Сергий Радонежский, который установил праздник Троицы на Руси, и его современник, его духовный брат святитель Стефан Пермский, воплощавший на практике, в жизни этот неизъяснимый образ Божественной Любви – единства в неслиянности и нераздельности.



ПАСХАЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ


СВЕТЛЫЙ ЛИК

Было это несколько лет назад на Пасхальной службе. В церковь тогда пришло много народу. Среди них была старушка, не помню, сколько ей было лет, то ли девяносто два года, то ли девяносто восемь. Из-за болезней она стала редко посещать Церковь, однако на Пасхальную службу пришла. Долго стояла сосредоточенно около епископской кафедры, покачивалась, опершись на свою палочку, изредка присаживаясь на кафедру. Все-таки не выдержала, села на лавочку около печки, при этом попросила меня сказать, когда священники начнут выходить из алтаря. Несколько раз она засыпала, но, проснувшись, испуганно спрашивала меня, не пропустила ли она самый торжественный момент.

Наконец из алтаря чуть слушно стало доноситься пение “Воскресение Твое, Христе Спасе...” Бабушка, добравшись до своего места, запела вместе с приближавшимися священниками: “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити...” После этого она преобразилась – лицо у нее стало светлое, радостное. Это был тот момент, ради которого она пришла. Она ощутила Пасхальную радость. Она этим жила, не было у нее никого, все бросили, но не одна осталось, а с Господом. Несмотря на все трудности жизни: болезни, одиночество, бедность, скорби – она не утратила этого состояния, не ожесточилась, не потеряла веру, а пронесла этот огонек Пасхальной радости через всю свою жизнь. Это была ее последняя Пасха. Говорят, вскоре она умерла – умерла, достигнув Царствия Божия еще на земле, которое внутри нас есть (Лк. 17, 21). А ведь это цель жизни каждого православного христианина – познать радость Воскресения Христова здесь, на земле, совоскреснуть со Христом в этот день, стать причастником этой Пасхальной радости и, по смерти воскреснув, пребывать в той радости, которую обещал нам Господь.

ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО

“Неверного ничем не удивить”, – поет в своем песнопении иеромонах Роман. А ведь и верно: ни чудо благодатного огня, ни чудо крещенской воды не изумляет и не приводит к вере атеистов. Странное это неверие – вроде бы и свидетельств много, Пасхальный благодатный огонь и по телевизору показывают, и по интернету каждый год, но... “Душу иссушит людское неверье” (иеромонах Василий (Росляков).

Прочитав жизнеописание инока Трофима, убиенного в Оптиной пустыни на Пасху, я сам усомнился в чуде, произошедшем на Пасху.

Причастившись Святых Христовых Таин, Трофим вместе с другими монахами отправился разговляться.

– Хочешь, чудо покажу? – спросил он сидевшего с ним за одним столом брата.

– Хочу, – с интересом ответил тот.

Трофим достал из кармана яйцо.

– Вот видишь, с прошлого года яичко, – сказал он, – целый год пролежало у меня в келье. Простое давно бы протухло, а это освященное, пасхальное – свежее.

Трофим разбил скорлупу и дал понюхать соседу. Яйцо, действительно, оказалось свежим. Трофим перекрестился и съел половинку, а вторую отдал брату.

Возникли у меня большие сомнения по поводу этого отрывка. Понимаю, крещенская вода не протухает, но чтоб яйцо? У него ведь другие свойства, и не произносится столько молитв на освящении яиц и куличей, сколько при освящении воды.

Какое же было мое изумление, когда на Пасху я взял и расколол прошлогоднее яйцо, а оно не затухлось, осталось свежим и не было никакого запаха. С точки зрения ученых, неверующих людей, сектантов – это непонятно, противоестественно. Но для верующего в благодать Божию, в чудо Его Воскресения в таком маленьком чуде нет ничего странного.

А.ТОЛСТЫХ



РАДОНИЦА


В этом году 10 мая - во вторник второй недели по Пасхе – Православная Церковь отмечает Радоницу, день особого поминовения усопших, первый после праздника Пасхи. В этом номере мы публикуем проповедь иеромонаха Дионисия - первого настоятеля и строителя храма Святителя Тихона, патриарха Московского и Всероссийского, сказанную им 9 мая 2000 года за полгода до его перехода в Жизнь Вечную.


Иеромонах Дионисий

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня, братие и сестры, Русская Православная Церковь, и только русская церковь, празднует Радоницу. Радоница, или Пасхальное поминовение усопших — праздник особый. Его нет в церковном Типиконе, нет и не знает его Вселенская Церковь, только русское Православие, только русские люди уже по установившемуся обычаю отмечают его.

На десятый день по Святой Пасхе после Божественной Литургии служится Панихида, и верующие идут на кладбище христосоваться с умершими. Это и дар благодарного сердца, и желание поделиться своей радостью и ликованием со своими, хотя и ушедшими от нас навсегда, но все равно всегда близкими, всегда рядом присутствующими, сродниками. Это неизбывная вера, и даже не вера, а уверенность православного человека в победу света над тьмою, жизни над смертью, добра над злом. И не даром еще Апостол Павел возопил: “Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?” Отсюда и название этого праздника — Радоница, т. е. радование, радость.

Радоница — Пасхальное приветствие усопшим, желание разделить с ними Пасхальную радость, потому что они больше всех чувствуют ее, значительно больше, чем мы. “Ныне вся исполнися Света, небо, и земля, и преисподняя”. Земля преисполнена света, но мы не видим этого света, которым все преисполнися, а там, в преисподней, видят его, там настоящее ликование, т. е. на небе и даже в преисподней сейчас больше ликования и радости, чем здесь, на нашей грешной земле. Потому что для нас Радоница или Пасха, или Великий Пост - все равно мы озабочены своими маленькими преходящими скорбями, заботами, суетой и всем прочим, и прочим. Нет никакого дела нам до Церковных праздников, да мы их и не отличаем особенно Духом, нет его у нас. А ведь каждый праздник имеет свой духовный окрас, но это закрыто от нас, душа наша не чувствительна. Внутреннее ликование, внутреннюю уверенность в окончательной победе благого, в окончательной победе радости прекрасно выразил один неизвестный русский поэт в своем стихотворении. Он обращается к нам, говоря:

О, не грусти, мой друг, земное минет горе,
Пожди еще, неволя не долга,
В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую, как море,
Что не вместят земные берега.

Да, там любовь, море любви, которое не могут вместить земные берега. Вот поэтому, идя обрадовать своих усопших, мы как бы приобщаемся тоже этому морю любви. Однажды в прежние времена на Пасхальной неделе один монах Киево-Печерской Лавры пошел в пещеры, где лежали нетленные останки его предшественников, чтобы покадить как полагалось, и в избытке духовного восторга он воскликнул: “Отцы и братие, Христос Воскресе!”, и услышал в ответ гул голосов от нетленных мощей: “Воистину Воскресе!”.

Накануне Пасхи, на утрени Великой Субботы, читается Паримия о всеобщем воскресении усопших. И действительно, у Бога все живы. Был такой случай. Раз некоторый человек, гуляя по кладбищу в день Светлаго Христова Воскресения, утрудившись, присел около чьей-то могилки и как бы задремал, и вдруг видит перед собой девочку лет 8 - 10 в голубеньком платьице и с голубой лентой в волосах. Надув губки, она машет на него рукой и говорит: “Ну, чего ты тут расселся, уходи, мои скоро придут”. Он открыл глаза, и видение исчезло. Удивленный, он отошел от могильной ограды и тут увидел еще не старых мужчину и женщину с живыми цветами и с красными яичками в руках. Подойдя к могилке, они положили на нее цветы и яички и стали ее прибирать и охорашивать. Некоторое время спустя подошел и наш прохожий и спросил: “Кто у вас здесь похоронен?” Они сказали: “Дочь”. “А в чем же вы ее похоронили?” — спросил он. И ответили они: “В ее любимом голубом платьице”. И тогда он рассказал им о видении, которое было ему только что, чем несказанно утешил тоскующие родительские сердца.

Может быть, этот и подобные случаи, которым несть числа, и послужили причиной для возникновения на Руси традиции Пасхального поминовения усопших. И вот, пока еще не утихла Пасхальная радость, пока еще не было отдания Пасхи, пусть и в наших сердцах, хотя и затемненных всякой житейской суетою, в сей праздник немолчно звучит ликующая весть: “Христос Воскресе!” — “Воистину Воскресе!” Аминь.



ПРИТЧА


Некий язычник принял к себе одного православного христианина работать в сад и сказал ему: “Я приму тебя только в том случае, если ты о Христе не скажешь ни слова!” Православный ответил: “Даю обещание!” И три года он о Христе ни слова не говорил. Лишь старательно исполнял свои обязанности и смиренно переносил все искушения и трудности. И вот через три года хозяин-язычник говорит: “Слушай, я хочу быть таким, как ты! Расскажи мне все о твоем Боге”. И он принял веру Христову. На него подействовал пример – то, как жил этот христианин.

***

Брат попросил наставления у аввы Пимена. Старец сказал ему: “Пока котел разогрет горящим под ним огнем, не смеют прикоснуться к нему ни муха, ни пресмыкающиеся. Когда же котел остынет, тогда свободно садятся на него все гады. Подобно этому происходит и с человеком – пока он пребывает в духовном делании, враг не находит возможности победить его!”



ГЛАВНОЕ ЧУДО


Как-то все вдруг стали гоняться за чудесами. Там икона мироточит, надо бежать, приложиться. Там листья на сухой ветке у могилы митрополита распустились – чудо! Все так, чудеса не кончаются. Но ведь они нужны маловерам. Верующие и без чудес Христу молятся. Он пошел на смерть ради нашего спасения и Воскрес – вот главное чудо!

Что же касается мироточения, резкое усиление его случаев – конечно, милость Божия к нам. Но ведь это еще и слезы по причине наших грехов, это еще и знак последних времен.

Я вот только вернулся из поездки в одно село. Настоятель храма отец Алексий, высокий старик, сын священника, сам уже отец двух батюшек и одной регентши, говорил мне с улыбкой:

– Кругом чудеса. Чего-то одни мы служим-служим, и все никаких чудес.

Он помолчал и продолжил:

– Правда, Бог милует, хулиганства в селе нет. Участковый без дела, даже стал в храм приходить. Семьи у нас все большие, пьянства нет. Все венчаются, все крестятся. Умерших отпеваем, панихиды служим. По домам ходим, избы, квартиры освящаем. Нынче соборовались все. В один день не смогли, разделили на три дня. А так, – он снова улыбнулся, – никаких чудес.

Ах, Боже мой, нам бы в России побольше таких сел и поселков! Это ж какое чудо – воцерковленный народ. Давайте представим, что везде так в России. И что? И вся бы эта интеллигентская эсхатологическая болтовня иссякла. Какой конец света, если молитва круглосуточна? Какой Страшный Суд? Кого судить – все православные. Тут бы и сам нечистый отступился, сказал бы своим слугам: “Делать нам больше нечего, пойдем Богу сдаваться”.

Христос Воскресе!

Владимир КРУПИН



ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!


Один священник находился в заключении в лагере. И вот лагерное начальство решило по-своему справить Пасху – собрать всех заключенных, и чтобы перед ними священник отрекся от Бога. “Выйдешь и скажешь, что Бога нет. А не то...” – инструктировали батюшку мучители. Деваться некуда. Выходит священник перед своими собратьями-заключенными и первым делом, поскольку была Пасха, здоровается:

– Христос Воскресе! – Воистину Воскресе! – хором отвечают ему.

– Христос Воскресе! – повторяет батюшка на все четыре стороны и сходит с трибуны. “Ты что?!” – подступает к нему лагерное начальство. А тот в ответ: “Да как же я буду говорить, что Христа нет, когда весь народ утверждает, что Он Воскрес?!”



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld