|
|
|
|
В русской жизни - куда ни глянь - развалины да руины, следы «цивилизаторской» деятельности приверженцев «общечеловеческих ценностей». Кажется, разрушено все, что вообще можно разрушить. Причем особенно яростному натиску подверглась область религиозного национального самосознания, христианского мировоззрения и мироощущения народа. Губители знали, что именно здесь сосредоточен главный жизненный нерв русского бытия, отсюда, от родных святынь черпает народ волю к жизни, силу противостояния злу. Потому-то столь изощренно и настойчиво пытались - силой ли или обманом - заглушить, затоптать этот церковный источник живой воды. Ибо народ, ослепленный блеском заманчивых, неосуществимых лозунгов, лишенный ясного понимания смысла сущес-твования, разучившийся отличать добро от зла, друзей от врагов, становится безпомощным и легко управляемым, сколь бы сильным и многочисленным он ни был. Понеся неисчислимые жертвы, пережив несказанные страдания, выказав невероятную стойкость и мужество, русский народ оказался на грани вымирания. Численность русского населения сокращается. Наpодное тело оказалось pассеченным нелепыми гpаницами.Кто же объединит исстрадавшихся, обезверившихся людей, даст им силы жить в этом безумном, жестоком мире, укажет смысл бытия, убедит, что понесенные жертвы и страдания - не напрасны? Сегодня - как и сто, и тысячу лет назад, - есть лишь одна сила, способная взять на себя решение этой тяжелейшей задачи. Сила эта - Православная Церковь Христова. Потому, что именно она наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение простого, душевно здравого русского человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести. Присмотритесь повнимательнее: подавляющая часть тех, кто считает себя «нецерковным» и даже неверующим, на деле мыслит и чувствует в большинстве случаев вполне «православно». И это неудивительно - семена добродетелей милосердный Господь посеял в сердца всех людей без исключения. Церковь, как заботливый садовник лишь следит, чтобы их драгоценные всходы не были заглушены тернием пороков и страстей. Другое дело, что духовное совершенствование невозможно без благодатной помощи Божией. Настоящее, искреннее воцерковление человека немыслимо без личного религиозного опыта, без осознания догматических и канонических церковных истин. Сегодня богоборческий порыв темных сил почти исчерпал свои возможности. Ценой многих миллионов жизней русский народ отстоял свое право молиться и верить так, как завещали нам наши славные предки. Стоило чуть ослабеть антицерковному давлению - и, казалось бы, на пустом месте, из пепла возродились к жизни тысячи (!) православных приходов. Несмотря на огромные масштабы духовной агрессии, развернутой против Руси на западные деньги безчисленными антиправославными ересями и сектами. Помни, русский человек, - Отечество твое, ценой неимоверных жертв и страданий, ценой самоотверженного подвига отцов и дедов твоих - отстояло духовную самобытность. Россия - устояла. Сегодня она - обезкровленная, преданная, обманутая, но все еще страшная врагам своей нерастраченной духовной мощью - осталась едва ли не последним препятствием на пути триумфального шествия мирового зла, до времени скрывающего свою истинную личину под маской «демократии», «гуманизма», «прогресса». Незыблемой основой этой русской мощи, залогом будущего воскресения Святой Руси была и есть Церковь Православная. Церковь никого не принуждает - но всех зовет разделить с ней это ее торжество. Вонмите гласу Церкви, приидите под благодатный покров Русского Православия - и не будет в мире силы, способной одолеть наше соборное единство! Хотелось бы, чтобы эти слова услышали все: простые россияне и политические деятели, хозяйственные руководители и научные работники, военачальники и рядовые воины нашей армии. Услышали и осознали... Но это - дело не одного дня. Пока же хорошо бы нам всем понять то, что русское будущее немыслимо без опоры на Православие. Православная Церковь - единственный в отечественной истории общественный организм, просуществовавший неизменным на протяжении всех ее десяти веков. Церковь невредимо пережила все войны, смуты, гонения и катастрофы. Она - и это доказала сама жизнь - безмерно жизнеспособней каких бы то ни было иных гражданских, идеологических, политических и религиозных структур. Менялось все - лишь Церковь оставалась непоколебимой в своей благодатной, Богоданной полноте и духовном совершенстве. Об эту твердыню разбивались все попытки исказить русскую душу, изуродовать русское самосознание, упразднить русскую державность. Как говорится - «имеющий уши да слышит». |
|
|
|
|
|
|
![]() На сороковой день после Светлого Воскресения Христова, в этом году – 9 июня, Русская Православная Церковь празднует великий праздник Вознесения Господня. Как известно, Спаситель наш на протяжении этих сорока дней неоднократно являлся своим ученикам, и весть о восстании Его от Гроба вновь и вновь передавалась из уст в уста. Потому по сей день в память великой этой радости православные люди приветствуют друг друга от Пасхи до Вознесения словами: “Христос Воскресе” - и отвечают: “Воистину Воскресе”. Но вот прошли эти дни радости и торжества, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после Воскресения Иисуса Христа они собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: “так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы”. Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святаго Духа; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую, благословил их; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако скрыло Его из вида. Только на горе, на большом камне, на котором стоял Господь, остались следы Его ног. И вот уже двадцать веков к этому мес-ту с благоговением и трепетом приходят люди, чтобы видеть камень, с которого Господь сделал Свой шаг в Обитель Небесную. Один из следов был вырублен и увезен как драгоценная святыня, но второй пребывает здесь и поныне. Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца. То есть Его человеческая Душа и Тело приняли такую же славу нераздельно с Божеством Его, а Божеством Своим Он всегда был и будет на небе и везде. И нам дано радостное и спасительное упование, что можем мы, подобно Апостолам, наследовать обетование Господне всем любящим Его. Поэтому каждому православному человеку необходимо в этот день прийти в храм Божий, чтобы помолиться за соборным Богослужением, поставить свечу за себя и за близких в благодарность нашу за все Страдания Господа, за Светлое Воскресение и Вознесение Его, за готовность неотступно пребывать с нами. Святитель Феофан Затворник так говорит об этом уповании: “Господь отверз для нас все сокровища благости Божией. Приди всякий и бери. Но заготовь сокровище - хранительницу - чистое сердце; имей руки, чем брать - веру неразмышляющую, и приступи исканием уповающим и неотступно молящимся”. Последуем этому доброму совету - и всегда с Господом нашим будем, ибо Благодатные дары Того же Духа Утешителя имеем и мы, православные христиане. Мы получили их и продолжаем получать в святых Таинствах и священнодействиях Церкви. И наш долг бережно хранить и умножать их. И если мы будем так поступать, то сердца наши будут всегда исполнены радостью не только в здоровье и благополучии, но и среди житейских невзгод и горестей. Дух Святой будет с нами и будет так же утешать нас, как утешал и св. Апостолов. |
|
|
|
||
|
||
- Вы работали невропатологом в обычной поликлинике и даже врачом выездной психиатрической бригады. Почему вы все-таки пошли по духовной стезе? - Интерес к душевным проявлениям в человеке у меня был давно. Он особенно стал проявляться тогда, когда я понял, что у медицины достаточно небольшие ресурсы для того, чтобы радикально помочь и вылечить человека, по-видимому, нужно искать какие-то резервы. Это ярко прослеживается в неврологии, в которой я начинал практиковать. Если сейчас полностью отдаться этой специальности, то можно стать фаталистом. Большинство неврологических болезней настолько неподатливы для радикального лечения, что рано или поздно приходит мысль: может быть, мы что-то не так делаем, может, что-то еще надо делать? Постепенно из неврологии я пришел в психотерапию, которая дает дополнительные возможности излечивать многие болезни, кажущиеся нам сегодня неизлечимыми в неврологии. Практикуя как психотерапевт, я понял, что психотерапия - это фактически лечение словом, ресурсы психотерапии в ее классическом понимании тоже далеко не исчерпаны и есть сферы, которые сами по себе напрашиваются войти в арсенал психотерапевта, но не входят из-за того, что большинство наших психотерапевтов - материалисты по своему мировоззрению и не допускают участия духовных начал, духовных сил в душевной патологии. Таким образом, все ближе я оказывался к духовным системам. Поскольку дело было в советское время, то я немножко изучал различные восточные течения, но постепенно понял, что велосипед-то изобретать незачем, все уже у нас есть, в России тысячелетняя история Православия, зачем что-то искать? Со временем был решен вопрос о рукоположении. Меня рукоположили в дьяконы в позапрошлом году как раз в день моего Ангела, святого благоверного князя Александра Невского. - Научно-технический прогресс ведет к тому, что появляются новые, более эффективные лекарственные средства. По крайней мере, нас в этом настойчиво убеждает реклама. И вместе с тем, число тяжело больных людей не уменьшается, а может быть, даже увеличивается. Каковы реальные возможности медицины сегодня? - Я какое-то время сотрудничал с одной известной немецкой фирмой, производящей лекарственные препараты. И я понял: то, что сегодня делается, - это, в основном, коммерческие трюки. Сегодня мы видим рекламу различных лекарств в газетах, а я изнутри посмотрел на ситуацию, как все происходит: как “покупают” врачей, как врачи начинают назначать больным препараты той фирмы, которая хорошо с врачом поработала, где нужно и где не нужно. Наша сегодняшняя медицина - нищая, а доктора измотаны теми нагрузками, которые они испытывают на приеме. Попробуйте принять за день десятки человек и при этом сохранить мир в душе, спокойствие и силы! Кроме того, зарплата врача - мизерная. Поэтому врач становится доступным для своего рода манипуляций со стороны сотрудников таких фирм. - Современная медицина скептически относится к исцелениям по вере. Но медики сталкиваются иногда с необъяснимыми фактами, когда, казалось бы, безнадежно больной человек неожиданно идет на поправку. В этом случае врачам остается только развести руками. Вам лично приходилось сталкиваться с такими случаями в своей практике? - Конечно, приходилось. Я начал практиковать как врач-психотерапевт и заметил, что некоторые заболевания поддаются лечению без применения традиционных лекарственных препаратов. Скажем, приходит больной, который страдает язвенной болезнью. У него обострение болезни, он длительно лечился в стационаре, в поликлинике, а эффекта нет, язва не рубцуется. Затем больной приходит в кабинет психотерапии, и мы начинаем просто говорить о проблемах, которые его волнуют. Он не имеет возможности поговорить о них ни дома, ни с лечащим врачом. И вдруг через полторы недели на контрольной фиброгастроскопии (это обследование, обязательное в таких случаях) обнаруживается, что язва прекрасно зарубцевалась. Ничего нового из медикаментов больному не было назначено. Человек просто почувствовал участие в своих проблемах, и этого ему хватило для того, чтобы состояние значительно улучшилось. Случаев исцелений по вере можно перечислять много. Достаточно сегодня проехать по русским монастырям, где есть Православные чудотворные иконы, святые источники. Вы увидите там, например, оставленные кем-то в углу храма костыли - их бросили люди, которые перестали в них нуждаться после того, как приложились к чудотворной иконе. Многие врачи к этому относятся скептически, говорят, что это было проявлением так называемой функциональной патологии, истерии. Говорят, что истерия - великая симулянтка, она может изобразить все, что угодно, любое заболевание под любыми масками. Но тогда возникает вопрос: как объяснить случаи исцеления, например, от рака, от костной, суставной патологии, когда все признаки болезни очень хорошо видны на рентгеновских снимках? Таких случаев масса, они описаны. Но на них доктора стараются закрыть глаза, так им удобнее. Ведь после того, как врач поймет, что произошло исцеление по вере, и признает: да, это есть, - нужно будет сделать и второй шаг: должен последовать путь воцерковления врача. - В медицинской среде бытует выражение: у каждого врача есть свое кладбище. Увеличивается это “кладбище” в том числе за счет тех пациентов, в отношении которых была допущена врачебная ошибка. Врач, конечно, тоже человек, и ему, как и любому человеку, свойственно ошибаться… Но почему-то шофер за свои “ошибки” платит в соответствии со статьей уголовного кодекса, а врач чаще всего - нет. Что такое врачебная ошибка и можно ли ее предотвратить? - Существует целое учение о врачебных ошибках. Проводятся семинары, врачебные конференции на эту тему, и тем не менее, ситуация не меняется. Ошибок становится больше, это признают все авторитетные доктора и руководители медицинских вузов. Связано это с тем, что у пациентов нарастает тяжесть патологии, люди становятся более больными, поэтому труднее выявить какое-то заболевание в том “букете” болезней, который у человека имеется. С Православной точки зрения ошибка объясняется очень просто. Что такое болезнь? Это путь к сокращению жизни человека и к смерти. А все подобные “сюрпризы” дает нам мир падших ангелов, сатаны. Поэтому если делаются действительно эффективные попытки излечения болезни, то естественно, что ставятся преграды, препятствия на пути к выздоровлению, в том числе и препятствие в сознании врача. Врач, который не молится и не пытается как-то себя оградить от вторжения злых сущностей в свою душу, становится их легкой добычей. Поэтому происходят ошибки, найти объяснение которым потом не может и сам врач. Он порой сам не может объяснить, почему он поступил именно так. Что называется, бес попутал. Такие случаи, кстати, происходят не только во врачебной практике, но бывают и с представителями других профессий, от которых зависит жизнь людей. Часто случается, что ошибки необъяснимы, в том числе и врачебные ошибки. - Мы знаем, что, кроме традиционных методов лечения, существуют еще и нетрадиционные. Какие из них неприемлемы для Православного человека? - Здесь нужно определиться с понятием: традиционные и нетрадиционные. Традиционные мы понимаем как отвечающие требованиям медицинской школы, которая сегодня господствует. Дело в том, что в медицине происходит постоянная борьба между школами, по-разному рассматривают одну и ту же болезнь, подходы к ее лечению. Поэтому все, что мы говорим сегодня по поводу традиций, это очень относительно. А нетрадиционные подходы - это те, которые выходят за рамки привычных, устоявшихся стереотипов. Поэтому нетрадиционным подходом сегодня является и использование закаливающих процедур, духовного потенциала… Это вопрос сложный. - Ну, например, энергоинформационная медицина - как нам к ней относиться? - Энергоинформационная медицина пришла к нам из восточной, оккультной традиции. Мы знаем, что существует, например, традиционная китайская медицина, где есть понятия “энергетические каналы”, “точки” определенные, “зоны”. В древнеиндийской медицине существует понятие “чакры”. Но ведь у китайца даже обмен веществ и биохимические процессы проходят не так, как у европейца. Поэтому то, что может быть приемлемо для китайцев, часто неприемлемо для европейцев. А почему это учение перекочевало к нам? В нем довольно примитивный подход к здоровью человека: достаточно нажать на какую-то точку - и человек выздоровеет. Не нужно накладывать на себя ограничения в виде постов, молитв, не нужно заботиться о своей нравственности. Достаточно просто простимулировать какую-то “чакру” - и ты здоров… Прежде, чем отдать свое здоровье в руки того или иного врача, нужно критически изучить корни, истоки учения, последователем которого он является. Может быть, даже задать ему вопрос: откуда появился ваш метод врачевания, на каком мировоззрении он основывается? Это поможет уберечь себя от ошибок. - Сейчас почти в каждой рекламной газете можно увидеть многочисленные заметки о целителях, избавляющих от самых разных заболеваний, порой всего лишь за один-два сеанса. Можно ли воспринимать это всерьез? - Верить этому нельзя, поскольку на сегодняшний день в медицине хронические заболевания по большому счету - я всех, наверное, огорчу! - считаются неизлечимыми. Можно вызвать ремиссию, то есть снять обострение, но излечить хроническое заболевание, если оно существовало хотя бы год или чуть больше, - невозможно. - Опять же, если верить рекламным обещаниям, то можно похудеть буквально после одного сеанса у психотерапевта. И в качестве иллюстраций в газетах приводятся фотографии людей “до” и “после” сеанса. После психотерапевтического сеанса они якобы стали весить на 30-40 килограммов меньше… - Есть такое русское выражение: хрен редьки не слаще. За счет чего достигнуто такое изменение внешности? Что этот человек получает взамен? Человек часто необдуманно соглашается на все, лишь бы похудеть. А чаще всего происходит духовная агрессия. Тот, кто производит такое вмешательство, закладывает в душу человека некое образование, которое может пагубно сказаться на его дальнейшей судьбе. Бывает так, что стал худым, но злым. Или стал худым, но потерял семью. Известны случаи, когда человек, пройдя такие сеансы, заканчивал жизнь самоубийством. Не зная законов духовной жизни, лучше всего не входить в эту незнакомую для себя сферу. - Я не встречала ни одного человека, который бы резко похудел после сеанса психотерапии… - Такие исключения бывают. Это особо внушаемые люди, душа которых очень уязвима. После сеанса происходит настолько сильный стресс у человека, что он действительно может похудеть. Но это крайне редко. Обычно это тоже коммерческие трюки. - Вы были практикующим психотерапевтом. А как Православная Церковь относится к психотерапии, к методам ее воздействия? - Замечательно относится. Есть целое направление, которое называется “Православная психотерапия”. Опубликованы книги наших игуменов и иеромонахов по этой теме. Но дело в том, что под маской “психотерапии” часто скрываются разные шарлатаны. Поэтому само понятие “психотерапия” сегодня нередко воспринимается чуть ли не как оккультное направление, колдовство. Психотерапия имеет хорошие традиции у нас в России. Другое дело, что она искусственно ограничивает себя сегодня, чаще всего отгораживается от духовной сферы. “Психотерапия” в буквальном переводе - это лечение, исцеление души. В основе психотерапии лежит исцеление словом. Это в нашем, российском понимании. В Америке, в Европе несколько иное представление. А исцелял словом ведь и Христос. - Отец Александр, существуют такие понятия - болезнь душевная и болезнь духовная. Проявления духовной болезни по-другому называют одержимостью нечистыми духами. А у душевной болезни симптомы клинические. Но порой очень трудно бывает отличить психическое, нервное расстройство от духовного. Как же нам, простым людям, в этом разобраться? - На собственном опыте. Если человек действительно хочет исцелиться, то надо попробовать помолиться, начать жить церковной жизнью. И посмотреть, что из этого получится. А как это делается - подскажет батюшка. - А как все-таки определить, нужен ли нашему близкому врач, таблетки и уколы или он больше нуждается в помощи священника? - В Православной Церкви всегда приветствуется содружество, духовная и душевная терапия. Нельзя говорить: или… или. Человек разумный всегда будет поступать разумно в этом случае. Там, где есть духовный компонент человеческих страданий, там нужен священник, а где есть телесный, душевный компонент - поможет врач. Причем врач разумный. - Среди прихожан храмов довольно много людей душевно болящих и духовно больных. Почему это так? Это обстоятельство смущает порой некоторых людей, недавно переступивших порог храма… - Храм - это лечебница, и когда батюшка читает молитву к исповеди, вспомните там последнюю фразу: “да не неисцелен отыдеши”… Хотя, если человек и здоров, он не может не ощущать в себе потребности в Божией благодати и помощи. То, что в храме много людей внешне нездоровых, - это, опять-таки, повод для смирения. Для чего ты в храм приходишь - чтобы посмотреть фрески, иконы или для того, чтобы помолиться? А для некоторых это, наоборот, является фактором привлекающим. Например, в самарском приходе Михаила Архангела в праздники бывает очень много бесноватых. Там в свое время занимался отчиткой иеросхимонах Михаил, ныне покойный. Могила его находится возле стен храма. По традиции его духовные чада приходят к нему на могилу, приходят в храм. Посмотрите, что происходит во время службы: люди кричат, падают, набрасываются на кого-то… Но некоторыми это, может быть, воспринимается как своеобразная экзотика. - И все-таки начинаешь чувствовать себя неуютно, когда вдруг за спиной некий человек начинает что-то безсвязно бормотать… - Эти события, по моим наблюдениям, обычно адресны, то есть они адресуются тем, кто находится рядом с болящим. Одна моя знакомая во время отчитки в Троице-Сергиевой Лавре видела, как упала на пол женщина и из нее как будто рой пчел вылетел и улетел в дверь, а потом из кого-то будто слизь вышла и исчезло все это. Я спросил ее, заметил ли это еще кто-нибудь. Знакомая ответила, что не обратила внимания. Здесь какие-то тонкие духовные законы, мы их просто не знаем. Но в конце концов, любое событие в храме является вразумляющим для тех людей, которые и должны вразумиться именно этим событием. Поэтому здесь внешняя сторона не должна затмевать внутреннюю. (Окончание в следующем номере.) |
||
|
|
Почти у каждого христианина имеется маленькая книжка, называемая помянник - образ древнего диптиха, где написаны имена живых и усопших. Эту книжку он подает в храме на проскомидию и ектеньи, на молебны и панихиды, ее он должен читать ежедневно в своих домашних молитвах. Что означает список имен? Каждое имя знаменует собой человека: в списке живых - человеческую личность, в списке умерших - душу, ушедшую в другой мир - в неведомое нам бытие. Помянник - это то духовное поле, на котором мы невидимо встречаемся с душами живых и усопших, не только с ними, но и с их Ангелами-Хранителями. Помянник - это связь между живыми и мертвыми, между всеми, кто носит имя христианина, связь через благодать, где нет препятствий и расстояний, нет далеких и близких, нет разделения и различия между живущими на Земле и теми, кто находится под землей, чьи тела пребывают в могилах как на своих ложах до воскресения из мертвых. Мы все находимся в духовном граде, имя которого - Церковь. Помянник - это место встречи; путь туда лежит через человеческое сердце. Только голос сердца слышан на небе, а слова одних уст безследно растекаются по воздуху и исчезают, как рябь на поверхности воды. Нерадивая молитва не единит человеческих душ; она похожа на цепь с разорванными звеньями. Под каждым именем скрыт человек, с его нуждами, страданиями и болью. Каждое имя это уста, которые просят нас о помощи, особенно имена умерших - это беззвучные крики из могил. Мы должны обращаться с именами, словно с теми людьми, которые скрыты под ними, как под завесой. Есть обыденное выражение «читать помянник». Как часто мы делаем это буквально - читаем, а не молимся, перечисляем имена, будто отсчитываем камушки, а нередко читаем с отключенным сонным сознанием, расслабленной волей, рассеянными мыслями, как будто слепыми глазами. Молитва имеет один корень со словами «молить, умолять, миловать, милость, умиление». Молиться - это просить Бога о помиловании, как осужденный просит судью о пощаде. Умолять - это значит чувствовать чужую боль как свою собственную, это протягивать руку упавшему, это как бы брать на себя тяжесть изнемогающего под ношей. Молиться - значит обращаться к морю божественного милосердия, поэтому молитва должна быть одушевлена надеждой; даже белый цвет страниц помянника, на которых написаны имена, служит как бы фоном молитвы, а вернее, знаком надежды, с которой мы должны произносить их. Две части помянника похожи на день и ночь. Живые находятся на Земле, как бы при свете дня; мы можем их видеть, слышать и осязать. Усопшие ушли в тот мир, который для нас остается тайной: они живы, но мы не видим их, как в ночной темноте. Помянник - это символ того, что наши близкие всегда с нами. Помянник - это память о смерти, с которой каждый из нас подписал договор в день своего рождения: те, кто находятся в списке живых, в свое время перейдут в список умерших, но нет ни одного имени, которое было бы перенесено обратно. Еще ни один человек на свете не обратился назад на этом пути, как не может волна реки пойти против потока. В то же время, помянник - свидетельство о том, что смерти нет, что смерть - это только разлука, но и ее преодолевает молитва. На земле все страдают - и праведные, и грешные; все нуждаются в помощи и сострадании, поэтому имена, написанные чернилами, в духовном плане написаны слезами и кровью. Помянник - барометр нашей любви: насколько внимательно мы читаем его, насколько имена глубоко проходят через наше сердце и согреваются теплом, - настолько мы исполняем заповедь Божию о любви, которая выше закона. Вера, надежда и любовь - триедины. Но вера это первая ступень духовного восхождения; она рождает внимание и укрепляет терпение в молитве. Внимательная молитва дает человеку некое таинственное извещение о том, что он услышан Богом. Надежда изгоняет сомнение и низводит в душу благодать, которая открывается как любовь; тогда человек молится о своих врагах как о друзьях, и не хочет, чтобы кто-либо был наказан за него. Он молится о благополучии своих обидчиков и прощает их, хотя бы они не просили прощения. Имена врагов в помяннике - это ключ к духовной сокровищнице, это тот огонь, который сжигает зависть как солому, изгоняет злобу и мстительность как змей из сердца, и делает врагов друзьями. Молиться сосредоточенно и внимательно трудно, как проливать кровь; поэтому помянник похож на поле невидимого боя; но после усердной молитвы за людей человек чувствует покой совести и радость как торжество победы. Помянник - это возможность выплатить долг усопшим, который остался за нами. Помянник - это запечатанное письмо, посылаемое Богу. Помянник - проверка веры, обличение надежды, испытание любви; это раскрытие того, что скрыто в нашем сердце: сострадание или безразличие, тепло весны или холод зимы. Помянник - это приготовление к собственной смерти, когда душу встретят те, кого она любила, за кого молилась, кто опередил ее на пути в вечность. Помянник - это трапеза в твоем доме для нищих и странников и пир любви для друзей. Невнимательная молитва похожа на расстеленную скатерть без яств: ты позвал гостей и отпустил их голодными. Нерадивая молитва - это зеркало твоего лицемерия. Помянник - это плат, которым ты можешь отереть слезы скорбящих или обиженных тобой. Помянник - это вервь, брошенная тем, кто находится в аду, как бросают веревку утопающем в омуте. Памянник, отданный в алтарь на Литургию, становится подобным скинии Авраама, где все нуждающиеся обретают покой. Когда ты внимательно читаешь помянник, то он становится подобным небу, сверкающему звездами, а когда нерадиво - то небу, покрытому облаками. Грешник - враг собственной души, которая не только в будущем веке, но и здесь, на Земле, страдает, хотя бы он сам не осознавал этого, как не понимает рожденный в темнице, что он лишен солнечного света. Но в душе даже грешника есть некая память о небе, и поэтому имена людей, потерявших Бога, - это очи их духа, наполненные слезами, которые обращены к тебе с мольбой. Помянник - возможность всегда и везде делать людям добро. Когда человек от души молится за других, то их Ангелы-Хранители молятся за него; поэтому помянник - один из источников духовного света для тебя самого, и твоя молитва, как отраженный свет, усиленный моливами Ангелов, возвращается к тебе. Памянник - копилка духовной милостыни, и ее твой Ангел-Хранитель положит на весы правосудия Божия в день Суда; и тогда ты увидишь, что каждая твоя молитва, похожая на лепты вдовицы, превратилась в слитки золота. Помянник - это предвестник твоей будущей встречи с теми, о ком ты молился; они будут благодарны тебе больше, чем голодные тому, кто кормил их. Самое высшее счастье человека - умение любить. Любовь - это сама жизнь, а помянник - возможность ежедневно учиться науке любить людей. В помяннике скрещиваются пути: от сердца к сердцу - тех, кто на земле; молитва о тех, кто спасен, - это путь, уходящий в небо; молитва о тех, кто осужден, - луч, нисходящий в бездну ада. Эти три пути, пересекаясь друг с другом, образуют крест. Господь сказал: «Какой мерой мерите, такой будет отмерено вам», и еще: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Твой помянник , если ты часто раскрываешь его, как птица крылья, - это надежда на то, что твое имя будет написано в вечном Помяннике на небесах в памяти Божией. Архимандрит Рафаил (Карелин) |
|
|
|
|
|
КАК ХРИСТОС ВОШЕЛ В МОЕ СЕРДЦЕ У меня сложилось такое чувство, что христианином я был всегда. Моя детская вера поразительна для меня самого. Я помню, как в 7 лет читал Евангелие днями, как молился Богу, как ходил в храм по воскресеньям в другой конец города (я тогда жил в Новомосковске). Подростковый период был характерен тем, что я потерял Бога. Однажды на уроке истории религии меня спросила учительница, верю ли я. Я сказал, что скорее отношусь к материалистам, чем к верующим. Возвращение же в православие случилось так: я был в 10-ом классе, мой учитель по литературе сказал как-то, что в Библии есть ответы на все вопросы. И я взял эту книгу будто в первый раз, как неоткрытый и незнакомый дар человечеству, где думал отыскать ответы на все. А потом... Нагорная проповедь, Гефсиманская молитва, Распятие, слезы на моих глазах и... БЛАГОДАТЬ! Я почувствовал Бога в себе, я понял, что Он тут. Я понял сердцем, что эта книга не может быть придумана, не может быть ложью, потому что этот Бог ТУТ! Слава Христу! Мне трудно понять, как люди, читая Евангелие, не верят. Это безумие. А потом я вспоминаю, что говорил Исайя о тех, кто жил во время Христа и видел Его дела. Но не верил. Пророк говорил: окаменели их сердца, что не могут чувствовать, ослепли их глаза, что не могут видеть... Павел Минка МОЙ ПУТЬ В ЦЕРКОВЬ В православие я пришла около 6 лет назад. Увлекалась всякой нумерологией, спиритизмом, гаданиями, но в душе всегда жило уважение к Церкви. Помню одну девочку из школы, у нее на шее был крестик, все смеялись над ней, я тоже, но вечером меня жег такой стыд, я просто себя ненавидела. После рождения дочки по традиции пошли ее крестить, там я купила много книг, читала, вдумывалась. Так что православие мне открыли книги. Стали с мамой причащать дочь, исповедоваться. Первое время я не могла стоять в храме, при выносе Чаши меня мутило, я выбегала на улицу и все проходило. Грехи не давали стоять близко со Святыней. Стали причащаться чаще. Папа мой был мусульманином, сейчас, если Богу угодно будет, тоже скоро пойдет креститься. Муж мой - ученый и ярый атеист - тоже крестился. А вот друзей у меня поубавилось. Сразу пропали подружки, живущие гражданским браком. Им было трудно понять мою несовремменость. Про себя могу сказать, что я стала гораздо трезвее, а раньше в голове был полный винегрет. Авторитет для меня - Церковь, ее мнение, ее отношение к жизни и происходящему, а не СМИ, астрология и т.п. Сейчас я временно живу за границей, очень хочу вернуться, боюсь умереть без покаяния и причастия. Людмила Хисматтулина КАК ИКОНЕ ГЛАЗА ЗАВЯЗАЛИ …Когда мы на ссылке были и среди ссыльных начали колхозы создавать, из одного такого поселения надергали мужиков и стали строить конный двор - благо леса полно. В дом к хозяйке, живущей по соседству со стройкой, приехал бригадир: «Анна Ивановна! Тут конный двор строят, мужикам обед будешь варить». Привозили продукты: хлеба, крупы, моркови, мяса - и она кормила этих рабочих. Подошел Великий пост. Привозят, как обычно, мясо, крупу - и все остальное. Анна и говорит: «Да сейчас же пост Великий. Вы же верующие! Как же вы постом мясо будете кушать? Мне даже варить неудобно». А бригадир ей: «Не твое дело. Мужики работают, их надо кормить. Сама не хочешь - не ешь!» Приходят мужики обедать, а Анна уже наварила мясной суп, мясо приготовила. Приказали так. Но все же душа ее не на месте: «Как вы будете есть? Ведь сейчас пост». И ушла на кухню. А у нее икона над столом висела. Мужики вроде смутились. Один Иван нашелся - такой «смелый» - взял полотенце, залез на скамейку: «А мы сейчас Боженьке глаза завяжем, и Он не увидит, что мы будем мясо вкушать. Вот нам греха и не будет!» А хозяйка ничего этого не видела. После обеда «смельчак» стал развязывать икону со словами: «Ну вот, Боженька ничего не видел!» Анна Ивановна и увидала: «Ты что делаешь, Иван, с ума сошел? Проси скорей прощения…» А Иван только смеется: «Если Бог есть - пусть накажет меня. Вот у наших все отобрали, всех сослали - Бог никого не наказал. Я не верю теперь, что Он есть». Когда Иван пришел домой, то своей жене Евдокии рассказал, что он сделал. «Ой, ой! Что ты наделал! Проси прощения! Кайся!» - испугалась она. А он ей: «Ежели есть Бог - пусть накажет меня. Не плачь, Евдокиюшка, ну пострадаю - так пострадаю. Зато буду знать, что Бог есть». Вот до какого помрачения можно дойти - просить у Бога наказания!.. Так и лег спать Иван. Утром хозяйка встает, на кухне свое дело делает. За ней встает хозяин, пытается лампу керосиновую зажечь, спичкой чиркает… Жена удивляется: «Ты зачем, Иван, лампу зажигаешь? Ведь солнце уже подымается, совсем светло стало. - «Какое светло - темно!» Спичка у него в пальцах горит, а он ее не видит. Достает вторую спичку. Тогда жена отбирает спичку, зажигает перед его глазами и спрашивает: «Ну, теперь видишь?» А он только по столу руками щупает, где лампа стоит. Ни спички, ни солнца - ничего не видит. Черная ночь для него настала. Жена зарыдала: муж ослеп! Тогда Иван понял: Господь отнял зрение, значит, Он есть! - «Пойдем скорей в больницу!» - говорит жена. - «Больница не поможет, - отвечает Иван. - Бог меня наказал». Евдокия упала на колени, давай перед иконами просить за мужа. - «Что ты плачешь, - говорит Иван, - я же сам просил. Вот наказание и пришло». На следующую ночь он видит сон. Спаситель с той иконы, над которой Иван надсмеялся, говорит: «Ты мне глаза завязал - и Я тебе глаза завязал…» А когда 40 дней прошло - отошли глаза. Видно, жена молилась усердно. А Иван таким проповедником веры православной стал - будь здоров! Произошло это в 1932 или 1933 году на севере Томской области - в Нарымском крае, куда ссылали людей. Протоиерей Валентин БИРЮКОВ, |
|
“В бельгийских аптеках появились наборы для эвтаназии”, - бодрым голосом сообщает диктор центрального телевидения. Оказывается, в Бельгии эвтаназия уже полтора года как легализована, и теперь любой семейный врач может приобрести такой “наборчик” и с профессиональной улыбкой войти с ним в дом тяжело больного пациента, - было бы только на это согласие самого пациента. “Даешь эвтаназию!” - уже которое десятилетие кричит неверующий мир. Долой надежды на выздоровление, веру во всемогущество и милосердие Врача душ и телес… Как будто невдомек модно намакияженным тетям и официальным дядям, что завтра, быть может, именно в их медицинской карте появится пугающий диагноз. И кому-то из них скажут горячо любимые дочь или сын: “Ну папочка (или мамочка), ну почему бы нам не купить для тебя НАБОРЧИК? Ведь болезнь все равно неизлечима, скоро начнутся дикие боли, а на лекарства нужно столько денег! Мы бы лучше купили новую машину, да и сидеть у твоей кровати нам некогда, у нас работа, карьера...” Если дадим эвтаназии пройти победным маршем по Земле - она станет не возможностью, а уже необходимостью для больных, моральным долгом для бедных и этаким гражданским подвигом для остальных (“не хочу подвергать близких страданиям…”) В безбожном мире, конечно, тоже найдутся люди, которые попытаются отстоять ценность человеческой жизни. Но будут ли они услышаны? Сохранение жизни во имя самой жизни мир давно отверг. Если нет веры в Бога, в безсмертие души, так из ближнего своего можно запросто и мыла наварить, какие проблемы? Ведь есть же “опыт” нацистских концлагерей. Можно вспомнить клятву Гиппократа, рассуждать о том, сможем ли мы прийти за помощью к тому самому врачу, чьи руки обагрены безвинной кровью. Вот только есть одно “но”. Не впервые “запросы общества” требуют от лекаря убийцей стать - при нашем молчаливом согласии. Я говорю об абортах. “Не допущу беременную до аборта”, - так в переводе на современный язык звучит строка знаменитой клятвы врачей. Почему мы о ней не знаем? Да потому, что не далее как век назад именно эту строку исключили из клятвы - не подошла под запросы современного общества. Хорошее “алиби” изобрели оккультисты: дескать, душа появляется на 21-й (40-й, 33-й или еще какой по усмотрению конкретного колдуна) день после зачатия, и до этого дня делать аборт можно, а вот после - нельзя.. Посему нередко в очереди на “операцию” стоят женщины с крестами на шее: им, понимаете ли, баба Дуся сказала… Невиданный урожай душ младенчиков собирает в последние годы отец лжи. Заявив, что зачатый ребенок - это еще не человек, человечество подписало себе смертный приговор. Да, жизни людские ежедневно уносят стихии, теракты, войны, мы можем плакать о детишках, погибших в Беслане или в смертоносной волне близ Индонезии. Но ни Беслан, ни теракты не сравнятся по разрушительным последствиям с количеством жертв абортов. И теперь тем, кто вынес приговор нерожденным детям или молча взирал на геноцид, отомстят их рожденные дети: “Ну папочка, ну почему бы не купить наборчик?..” “Благая смерть” - так, кажется, переводится слово “эвтаназия”? Юлия Кулакова |
|
|
||
ЧЕМ ПОСЛУЖИТЬ ГОСПОДУ? Грешница, узнавшая, что Господь возлежит в доме фарисея, пришла туда, взявши алавастровый сосуд с миром, “и ставши позади у ног Его, и, плача, начала обливать ноги его слезами и отирать волосами головы своей…” (Лк. 7, 38). Мы же сегодня таковы, что и слез не имеем (все выплаканы по печалям житейским), и волосы с головы срезали – и мужчины, и женщины. Чем отирать ноги Христа? ЛЮДИ И АНГЕЛЫ Люди - не Ангелы. Но есть у людей одно, чего нет у Ангелов. Хорошо кто-то сказал об этом: люди могут принять страдание за Христа. ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ Надо понять, что в Небесной Церкви земные Христианские Церкви будут приняты по-разному. Сейчас весь мир настаивает на терпимости друг к другу, толерантности. Боимся указать друг другу даже на явные искажения Божией Правды. Раньше не боялись указать, что только в Православии сохраняется полное учение Церкви. И никого это не оскорбляло. Когда в 1573 г. в Новгороде лифляндский король Магнус, протестант, женился на царской племяннице, в царском Указе было сказано нетолерантно, зато без нарушения Истины: “Приехав к венчанью, княжне идти в церковь, а королю стать на паперти”. Как это характерно! В Небесной Церкви тоже будет так: Православная войдет в храм, а протестант останется на паперти. Но зачем же стоять на паперти, когда можно пройти в Православную Церковь, где вся полнота Истины? ЗДЕСЬ ТОЖЕ ФИЗИКА! Люди, которые еще не пришли к Богу, обычно апеллируют к точным наукам. Их подкупает простота и точность математики, физики, механики. Здесь им все ясно - и, кстати, ничто не тревожит совесть: дважды два всегда четыре - и никаких гвоздей. А вот почему мощи и иконы исцеляют, “излучают благодать”, - это непонятно. В крайнем случае, скажут: самовнушение! Так они себя успокаивают, возвращаясь на “твердую” почву материализма. Но ведь и в духовной жизни свои непреложные законы - и они не противоречат законам науки! Именно в теле, при жизни своей, совершает будущий святой свои подвиги, свое безпримерное покаяние. Очищается и душа, и тело. В каноне Святителю Николаю есть слова: “Яко святитель очищен и душею и телом”! Здесь тоже своя механика, своя физика, своя астрономия… Даже свое время и пространство. Мы просим у Бога “время на покаяние” и “пространство в скорбех”. ВАГАНЬКОВО Ваганьково – это судьба. Здесь не каждого похоронят. В памяти остались три судьбы, три могилы. Владимир Высоцкий, народный кумир. Похоронен почти у входа на кладбище. В камне – стоит связанный вервием, страстный. Понятно, что памятник напоминает о советской несвободе, а смотреть на него все равно жутковато: мысли-то здесь не о канувшей в лету власти, а о посмертной судьбе, о вечности. На могилке Сергея Есенина – пустые бутылки, грязные бумажные стаканы и цветы. Не помню, чего больше. Значит, заходит сюда “Москва кабацкая” помянуть по-своему “Серегу”. Жалко поэта. Такова цена известности. А вот протоиерея Валентина Амфитеатрова при жизни знало лишь “малое стадо”, зато теперь - с утра до вечера народ. С каждым годом все больше. Все знают: отец Валентин при жизни помогал и сейчас помогает. За кумиров молиться надо, помогать им, а батюшка сам за нас молится. Такую благодать “наработал” при земной жизни. А прошел по ней незаметно для многих. А сколько таких незаметных тружеников, известных лишь одному Богу и вовсе не известных у людей, лежит теперь по всей Святой Руси? Знаем-то мы из них - единицы. Многие и не хотели, чтобы их знали. А некоторые даже шли на уничижение, на последний подвиг: при входе одного из храмов Донского монастыря - плита, под которой похоронены монахи, захотевшие обрести могилу, “попираемую” людьми. Люди их “попирают”, а они - все светлей да светлей. ИСТОРИЯ РОССИИ - В РУКАХ АНГЕЛОВ Фонд Рокфеллера вложил в написание истории Второй мировой войны свыше 139 миллионов долларов, чтобы скрыть закулисную деятельность американских банкиров в установлении фашистского режима и в разжигании самой войны. Сколько же вложили подобные фонды в наши отечественные учебники по истории России, в которых масонское движение декабристов превозносится как романтический героизм русского дворянства? Да и многое, многое другое пишут ныне умные учителя, профессора и академики для наших детей, чтобы они не знали, в какой стране живут. Переписывают полные лжи советские учебники, усугубляют старую ложь, лепят на нее новую.
Да, многое могут деньги. Может даже показаться, что могут все. Если забыть о правде Небесной. Но прав был наш поэт Лермонтов: А история России от этих учебников не меняется: какая была, такая и пребудет - до самого Страшного Суда. Она уже в руках Ангелов. Ее лучше теперь изучать по истории Русской Церкви: только там осталась чистая вода. ГДЕ НАШЕ СЧАСТЬЕ? Какой человек желает себе зла? У Максима Горького есть крылатая фраза: “Человек создан для счастья, как птица - для полета”. В одно с ним время жил святитель Лука Войно-Ясенецкий. О смысле жизни он сказал иначе: “Я полюбил страдание”. Оба говорили о земле, а о Небе думал один. Хорошо прожить счастливым лет 70-80. А вечность – лучше! Профессор филологии Владимир Мельник |
||
|
||
|
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|