Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2005 год, выпуск № 7 (19)


О СВЯТОМ ПРАВОСЛАВИИ


Жизнь православного христианина охватывается искренней любовью к людям. По слову преп. Пимена Великого, “наше спасение в ближнем”. Определяющим началом этой любви служат слова Самого Господа и Его “Апостола любви”: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13, 35); “мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего” (I Ин. 4, 21).


“Учитель истины Иисус Христос … говорит, что должно любить всякого человека, несмотря на различие веры и вероисповедания или нации и происхождения, — несмотря на различие состояния, на богатство или бедность, на здоровье или болезнь человека, на благообразие или безобразие лица” (Прот. И. Сергиев. Солнце Правды. О жизни и учении Господа нашего Иисуса Христа. Избранные проповеди). Исполненный этой добродетели не завидует, не осуждает, не лжет, не раздражается, не обижает других, не ссорится с ними, но живет в мире, уважает достоинство других, принимает их горе как свое личное, помогает им и советом, и делом — оказывает любовь просто, без всякого уклонения, без житейских мелочных корыстных расчетов и тщеславия, памятуя, что Сам Бог, будучи Всесовершенной Любовью, есть Существо Препростое. Человек беззаботный, равнодушный к ближним, попирающий их интересы, не имеет права называться православным христианином.

Рядом с любовью к людям стоит воспитание в себе, по слову св. Исаака Сирина (VII в.), “милующего сердца”, исполненного милости ко всему сотворенному, не могущего безучастно переносить, “слышать или видеть какого-либо вреда или (даже) малой печали, претерпеваемых тварью”. Призывы к подобному горению сердца нашли свое яркое выражение в наставлениях отца Зосимы, под образом которого русский писатель Ф.М. Достоевский (†1881) разумел больше всего святителя Тихона Задонского (†1782). “Братья, не бойтесь греха людей, — учит старец, — любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие Божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь, и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все более и более… И полюбишь, наконец, весь мир уже всецелою, всемирною любовью” (Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы).

Тот человек, который не может равнодушно смотреть на радости и горечи ближнего и не может с безразличием пройти мимо страдания даже “самого незначительного чего-либо сотворенного”, тот человек принимает самым близким образом к сердцу радости и горечи своего Отечества. Православие именно так и учит жить. Оно призывает смотреть на долг перед Родиной как на великую святыню, которой нужно дорожить. Православие воспитывает своих чад в верности, преданности Родине, в готовности за нее отдать самое дорогое — жизнь, по заповеди Христа Спасителя: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15,13).

Русская Православная Церковь на протяжении всей своей истории выполняла эту заповедь Божественного Учителя. Воодушевляясь заботой о благе нашего земного Отечества, она всегда стремилась воспитать своих чад в духе патриотизма и беззаветной преданности Родине. И ныне “мы, — заявляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, — сами хотим служить нашему народу тем, что мы имеем, и так, как мы можем”.

Профессор МДА К.Е. Скурат



РУССКАЯ ГОЛГОФА


Свт. Цар. Мученники

“20 июля 1903 года во время торжеств, связанных с канонизацией преподобного Серафима Саровского, Его Императорскому Величеству Николаю II в Дивеевском монастыре было вручено письмо, писанное самим Саровским чудотворцем, за семьдесят лет до того предсказавшим: «Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против Царя и Его самодержавия, но Бог Царя возвеличит».

Ныне пришло время такого возвеличения. Ибо последнего нашего монарха не только убили, но обокрали и оболгали, и мы должны перед всем миром очистить Его светлое имя от этих злобных наветов.

26-летний Николай Романов начал свое царствование с того, что начальник жандармов обещал Ему: в России 100 лет не будет никаких революций, если он позволит произвести 50 тысяч казней. Царь с ужасом и отвращением отверг это предложение! А те, что называли Его «Кровавым», сами развязали десятки войн и революций по всему миру и безжалостно уничтожили миллионы русских людей.

В годы последнего царствования Россия управлялась девятью (!) министрами, а император, не имея даже личного секретаря, в период только с 1909 по 1911 годы сам разработал или рассмотрел и утвердил девятьсот законопроектов. Те же, что называли Его неспособным к государственной деятельности, расплодили двадцатимиллионный управленческий аппарат, не знающий себе равных по безграмотности и неэффективности.

Будучи самым богатым человеком в мире, Государь не позволял тратить детям более 8 рублей в месяц, носил штопанную домашнюю одежду и в тоже время расходовал колоссальные суммы из личных средств на всевозможные пенсии и стипендии, содержание школ, больниц и церквей. И уж само собой разумеется, что Царская семья не имела никаких счетов в иностранных банках. А те, что распускали о ней грязные слухи, дорвавшись до власти, беззастенчиво проедали и пропивали веками копившееся народное состояние.

Русская армия под личным командованием полковника Романова не допустила немцев дальше Польши и готовилась к контрнаступлению 17-го года, в победоносном завершении которого союзники были уверены до такой степени, что заранее подписали меморандум о передаче России Черноморских проливов и Константинополя. А те, что отказывали Царю в полководческом таланте, Первую мировую войну завершили позорным Брестским миром, а во Вторую - позволили врагу дойти до Волги, откуда его пришлось отгонять ценой таких ужасающих потерь, которые и по сей день грозят нам демографической катастрофой.

Гордящиеся своей плановой экономикой большевики все годы своего правления тайно пользовались Его пятидесятилетним планом развития России. Это Он, а не они, задумал индустриализацию страны, создание мощных авиационных и автомобильных заводов, введение всеобщего и безплатного школьного образования, медицинского обслуживания и многое другое. Это Ему, а не им, принадлежит идея создания метрополитенов в крупнейших российских городах, начиная с Петербурга и Москвы. А кое-что из замыслов самодержца оказалось не под силу воплотить стране «победившего социализма». Именно поэтому мы не имеем до сих пор сети скоростных автострад.

Но будь Николай II и впрямь заурядным человеком, это нисколько не уменьшило бы тяжести греха цареубийства и соучастия в нем. Таинство миропомазания, совершаемое при возведении на престол, делает Царя живой святыней, посягательство на которую равносильно Богоборчеству. И последнее - это клятва, принесенная в феврале 1613 года на верность дому Романовых, клятва, которую с целованием Животворящего Креста Господня русские люди давали не только за себя, но и за свое отдаленное потомство. Многим нашим современникам, давно утратившим духовную связь с прошлым, кажется, что этот факт не имеет к ним никакого отношения. Дикой представляется им мысль, что кто-то еще до их рождения мог распорядиться их волей, что у них могут быть какие-то нравственные обязательства перед своими предками, жившими без малого четыре столетия тому назад. Между тем, и новозаветные, и ветхозаветные праведники хранили обеты, данные за них родителями. Обычай сговариваться, например, о браке малолетних или еще не рожденных детей, был широко распространен на Руси. И даже элементарная юридическая практика предусматривала наследование не только титулов и состояний, но и неоплаченных счетов. А тот, кто отказывается платить по ним, не может считаться законным наследником. Поэтому важно понять, что если мы претендуем на землю и имущество наших отцов и дедов, пренебрегая в то же время их идеалами и верованиями, их наказами и благословениями, то мы им не дети и не внуки, а шайка безродных мародеров, грабящая мертвых!

Таким образом, личность Императора Николая II, точнее, отношение к ней каждого из нас есть не что иное, как тест, предложенный Богом нынешнему населению страны с целью формирования нации. Во главе ее стоит Царь-Мученик, преданный собственным народом, подобно Христу, и сознательно взошедший на Голгофу для того, чтобы не быть вынужденным истреблять своих непокорных подданных, не допустить братоубийственной междоусобицы, которая, тем не менее, была развязана Его политическими противниками.

Хочется верить, что мы сумеем вразумиться этим безподобным примером жертвенной христианской любви. Царь-Мученик Николай II со своим многострадальным семейством вошел в лик страстотерпцев и предстоит великим молитвенником за Россию и всех православных христиан. Особенно почитаем он в Сербии, которую защищал при жизни и где впервые был поднят вопрос о его канонизации. Принятое в его правление законодательство было совершенным и основано на Законе Божием и заповедях Божиих. Так, прерывание беременности было запрещено, многодетные матери и семьи поощрялись. Человек, находясь еще в утробе матери, чувствовал заботу Государя. Однажды Государю сообщили, что у одного из низших чинов появилась тройня. Он одарил детей детским приданым и тремя нательными крестиками с разными по цвету гайтанчиками. Вызвав отца семейства, сообщил ему, что отныне он будет получать дополнительно 40 рублей ежемесячно. Стоявший рядом с Государем цесаревич Алексей сказал: «А от меня ты будешь получать ежемесячно еще 70 рублей». Не стало Царя. И что же? В 1920 году из Женевы приехала «железная леди революции» В. Лебедева с требованием об обязательном производстве абортов врачами-гинекологами женщинам России, с требованием убеждать женщин, что это полезно для их здоровья! В ноябре 1920 года находящимся на одре болезни Лениным был подписан декрет об обязательном производстве абортов. Врачей-гинекологов, отказывающихся производить эти операции и убеждать женщин в пользе этого, увольняли. У нас и ныне обязывают всех врачей-гинекологов производить аборты, и составлен график в женских консультациях, по которому они обязаны в абортариях убивать младенцев с согласия матерей этих неродившихся малышей. Убийство Царя имело много далеких целей, в том числе и разрушение семьи. Троцкий писал в 30-х годах: «Опять Россия стала буржуазной, снова в ней культ семьи». Они хотели уничтожить семью. Семья - малая Церковь, и таким образом осуществлялось разрушение всей Церкви. Семья Царя - образец семьи, икона семьи.



РАДОВАТЬСЯ НЕБУ

иеромонах Роман(Матюшин)

Так называется новая книга стихов иеромонаха Романа (Матюшина). 9 октября 2003 года иеромонах Роман затворился от мира. Ушел в затвор не только ради спасения собственной души, но ради всех нас, верующих и неуверенно приближающихся к вере; ради спасения России, которая не вернет свою подлинность, если не станет дышать православием. В этом номере мы печатаем стихи, написанные иеромонахом Романом в затворе.


***

За жизнь свою побыл
два раза в Храме,
И то насильно, сам бы не почтил:
Один - когда не мог ходить ногами,
Другой - когда ногами отходил.
И вот лежит - какие упованья?
Пропитан перегаром и тоской.
Ужели крестим ради отпеванья?
Ужели - со святыми упокой?
За упокой обязан помолиться,
Покой раба…
но как назвать Твоим?
Петь со святыми -
вовсе поглумиться…
Не часто ли подобное творим?
Прости, Господь,
и нас за отпеванье
Того, кто был при жизни мертвецом,
Когда молитва - словно поруганье,
Когда священник
смотрится лжецом.
Не отпевать? Сего не говорили,
Но «со святыми» можно опускать:
И богоборцев тоже ведь крестили,
Зачем же так святых уничижать?

***

Не знали легкого пути
Достигшие спасенья.
Хоть что-то нужно понести
И нашему смиренью.
Не можешь плакать - помолись,
Не можешь петь - послушай,
Нет сил подвижничать - крепись,
Врачуй скорбями душу.
Саможаление страшит
Несносною обузой,
Но в Отчем Доме пристыдит
Нас невесомость груза.
Не обезсиливай, душа,
Дотерпим до Чертога.
Любая ноша хороша,
Когда она от Бога.

***

Зажги свечу, пока не грянул гром,
Пока дитя в восторге тянет руки…
Душа без веры - погорелый дом,
Не обрекай сокровище на муки!
Зажги свечу, пока невинны сны,
Пока в улыбке райские виденья…
Душа без Бога - пища сатаны,
Не отдавай сокровище геенне!
Зажги свечу, Хранителю воспой,
Да не увидит нечистот ребенок.
В духовном мире он не только твой,
Отдай Господне Господу с пеленок!

***

Души не пачкают лестью
Истинные сыновья.
Если Россия в безчестье -
Что там известность твоя!
Все за Отчизну в ответе,


Всем за нее воздадут.
Если кругом лихолетье -
Что наш покой и уют!
Продано русское поле,
Нет земледельцу житья!
Если Россия в неволе -
Что мне свобода моя!

***

Земное счастье -
в доме детский смех.
О, если б душегубство прекратили!
Но вопиет на Небо страшный грех,
А все живут, как белены хватили.
Взгляните на магометанских жен -
Там многочадство как благословенье!
А тут сие благословенье - вон!
И языком блудят о возрожденье!
Не при достатке? Это полбеды.
Беда, что отовсюду окружают,
Беда, что враг уже сомкнул ряды,
А наш народ себя уничтожает!
Мы с жизнью в состоянии войны:
Идет в России Третья мировая.
Ну, как же не хватили белены -
Готовят ад и ожидают Рая!

***

РОССИЯ!

О, сколько ты в себя вместила!
И грусть немереных равнин,
И причитанья у могилок,
И сирый журавлиный клин.
И почернелые избушки,
И тихие разливы вод,
И деревенские церквушки,
И многостраждущий народ.
И нерастраченную совесть,
И тайну Млечного моста.
Но главная твоя особость -
Тебе не выжить без Христа.
Другим довольно зрелищ, хлеба:
Душа - рабыня кошелька.
Но ты не надышалась Небом
И потому так велика!
И если вдруг тебя погубят,
То и самим врагам не жить:
Вселенная могилой будет -
Иначе не похоронить.

***

Зов совести все глуше, глуше,
Забыты напрочь Небеса.
Кто нынче борется за души -
Идет борьба за голоса.
Количество определяет!
Такое тоже может быть,
Когда его объединяет
Желанье Родине служить.
А если нет - тогда разбродье,
Вранье, разруха, как сейчас…
Глас Божий слышится в народе,
Когда он слышит Божий глас.



КАК Я СТАЛ ПРАВОСЛАВНЫМ.

ПРИХОД К ВЕРЕ МЕТОДОМ «ОТ ПРОТИВНОГО»


Когда я поступал в МГИМО, то был атеистом, потом увлекся так называемой биоэнергетикой, начитался книжек о раскрытии тайных возможностей человека, о биополе. Я всем этим заинтересовался, потому что хотел таким образом вылечиться: у меня с детства аллергия. И папа посоветовал такую книжку. Вдруг получится? Основное положение теории было в том, что все твои переживания и стрессы оставляют след в твоем энергетическом поле. Можно путем манипуляций с маятником определить причину каждого из них и «залатать» это повреждение.

У меня были успехи. Когда я задавал подсознанию какой-то вопрос, маятник в моей руке начинал совершать четкие колебания вдоль секторов диаграмм в книге. Я все копал-копал причины моей аллергии, «убирал» их, всплывали более ранние. Была и помощь, но весьма своеобразная. Чувствуешь облегчение какое-то время, а потом резкое ухудшение. Я, помню, довел себя до такого состояния, что мне было стыдно выходить из дома: мое лицо покрылось кровоточащей шелухой…

Я советовался с автором книги, она восхищалась моими “открытиями”, моим “дарованием”, предлагала сделать новую редакцию своей книги. На первом курсе с нами учился парень-наркоман. Я его лечил по фотографии, заряжал ее, диагностировал. Причем я был уверен, что делаю доброе дело, и какие могут быть проблемы?

И вот, как-то я решил прочитать Евангелие, причем я поставил себе задачу дочитать до конца. В конце концов, я же должен быть образованным, подкованным человеком! Во время чтения у меня в голове возникала мысль: “Ну когда ты прекратишь читать эту гадкую книгу? Прекрати читать эту гадкую книгу”. Я сначала не обратил внимания, думал, что это мои собственные мысли. Когда я прочитал Евангелие, то ужаснулся, что вот есть грех, наказание за грехи, вечные мучения. Но духовного перелома еще не было.

За свою жизнь я был в храме всего пару раз в своей жизни: на венчании своей сестры (причем я раз 7 выскакивал из храма: мне было дурно) и на отпевании своего двоюродного брата (это было в классе 8-м). Ну и, разумеется, на своем крещении в младенчестве, но этого я, конечно, не помню. Родители рассказывали, что еще в детстве меня было невозможно затащить в храм: я брыкался, упирался, царапался, ругался - совершенно непонятно, почему. Все попытки были безуспешны. А тут вдруг автор книги по биоэнергетике повела меня в храм. Но не для покаяния и встречи со Христом, а как на бензозаправку, подзарядиться энергией. Это было где-то в начале Рождественского Поста; помню, стоял жуткий мороз. Идти мне не хотелось, я откладывал этот поход в храм довольно долго, эта старушка меня уговаривала.

Я попал на Литургию, встал где-то в углу. Вдруг у меня ни с того ни с сего жутко разболелась голова. Было так плохо, просто невыносимо, что я едва сдерживался, чтобы не уйти. Я смотрел на певчих церковного хора – среди них было много молодежи – и заметил: что-то они какие-то необычно радостные. Я никогда не видел на лицах людей такой радости. Вся атмосфера в храме, пение, запах ладана… Было такое ощущение, что эти люди находятся в каком-то светлом мире, а я - за его вратами. Мне тоже хотелось радоваться, но я чувствовал, что не могу, что я как-то безконечно далеко от всего этого. И меня охватило такое чувство, что захотелось зарыдать. Я всеми силами старался сдержать слезы, рядом еще эта «оккультная старушка»… Она всю службу «грузила» меня какими-то своими новыми откровениями, открытиями. Но увидела, что со мной что-то не то творится, и предложила выйти из храма. Я ответил, что не выйду, и продолжал бороться со слезами. Я до сих пор вспоминаю это удивительное чувство. Не знаю, можно ли назвать те слезы покаянными, я ведь тогда толком не знал, что такое грех. Нет, конечно, знал: “не убивать, не воровать” - и на этом все заканчивалось.

Потом мы очень долго ждали священника, вокруг него толпилось много прихожан, ребят. У всех к нему были какие-то вопросы, им хотелось чем-то поделиться. Мои чувства тогда уже улеглись, Литургия закончилась. Я ужасно стеснялся говорить со священником, меня охватывал безотчетный стыд. И потом следующие разы мне было очень стыдно ходить в храм. Вроде бы я современный образованный человек, а вдруг кто увидит, что я в церковь хожу? Но ноги сами меня несли.

...Когда мы, наконец, дождались священника, он сказал мне простые слова, которые я тогда не понял: “Пойми, в мире есть всего две силы: Божественная и дьявольская. Третьей силы нет”. Только сейчас я понимаю, что он говорил о тех самых “скрытых способностях человека”, что это все обман. Нельзя так просто, напряжением воли, через какие-то магические ритуалы самому их раскрыть – такого не бывает. Хотя, впрочем, нет, бывает: тот, кто “играл” моим маятником может дать и силы, и способности, но потом потребует оплатить счет – не деньгами, а душой...

Священник сказал мне купить книжку об исповеди, прочитать ее внимательно и прийти через неделю на Всенощную, на исповедь. Я согласился. К счастью, я разговаривал со священником наедине. И почувствовал в этой бабушке что-то неладное, не особо ей рассказал о беседе с батюшкой. После этого я в течении недели пытался найти книжку, которую мне посоветовал священник, но все как-то не получалось: я возвращался из института поздно, храм в это время был уже закрыт, а в другой мне было совсем стыдно идти. Здесь я уже кого-то знал, перешагнул порог.

Ну, вы сами представляете, что такое исповедоваться молодому человеку! Это просто что-то невозможное, из ряда вон выходящее. Какое позорище! Ужас! Я знал, что исповедь происходит после вечерней службы. И пришел, как и обещал батюшке. Помню, так смешно было: я переступил порог храма с гордым осознанием того, что меня пригласил священник. Важно так вошел… а потом не знал, куда себя деть, чувствовал себя не в своей тарелке. Стою, как пенек, посреди храма, и думаю, куда же мне спрятаться? Служба-то еще не началась. Заговорить, что ли, с кем? Но не решился. Встал на свое прежнее место в углу храма, простоял всю службу.

Помню, снова ужасно болела голова. Я толком не запомнил Всенощную. После службы я встал в поле зрения священника, который исповедовал в правом приделе храма, чтобы он меня увидел и пригласил подойти. Стою минут 10, 20, полчаса, а он на меня внимания не обращает, только подзывает исповедников по очереди. Я удивился, даже можно сказать, обиделся. А батюшка все исповедовал и исповедовал. Отстоял я в ожидании его почти до часу ночи. Наконец, подхожу к нему и говорю так насупленно: “Знаете, я так и не нашел ту книгу”. Он улыбнулся моему рвению и сказал приходить в следующее воскресенье. Я пришел домой ужасно поздно, пришлось разбираться с родителями.

У меня дома была православная литература, оставшаяся от бабушки. Да и мама в свое время интересовалась Православием, но была не воцерковлена. Там я нашел-таки эту книгу - “Грех и покаяние последних времен” архимандрита Лазаря (Абашидзе), это грузинский автор. И мне попалась на глаза статья про всех этих экстрасенсов, биоэнергетиков. В память врезались слова, что такие люди относятся к Православию как к низшей ступени развития духовности: “Это какая-то полуязыческая религия, а вот у нас – истинные познания тайных сил. Поэтому пользуйтесь ими и живите по нашим рецептам”. И я словно увидел себя в зеркале, эта книга помогла мне принять резкое, четкое решение больше не возвращаться к оккультизму и рассказать об этом на исповеди. Как раз в ней я прочитал, что такое грех. Если бы я прочитал это раньше, в другом настроении, то отнесся бы скептически, как атеист или агностик, как “современный образованный молодой человек”. Но в тот момент я воспринял это в сердце. То, что произошло дальше, явилось для меня таким сильным стимулом, что отступать было некуда. В течении недели, когда я генерально готовился к исповеди, начали происходить вещи, которые меня шокировали. Как образованный человек, я не мог поверить в их существование. Если такое рассказать неверующему человеку, он, наверно, скажет: “О, парень, ты сбрендил! Или не выспался, тебе все это приглючилось”, понять это может лишь человек, имеющий в духовной области свой личный опыт.

А суть в том, что после принятия решения об исповеди и о том, что я порываю с биоэнергетикой, в ту же ночь (с четверга на пятницу) я проснулся от странного чувства, как будто на мне кто-то сидит и душит меня. Но это был не сон: я видел окно, зимнюю ночную улицу за ним, освещенную фонарями. Я не мог понять, что это было за существо, испытывал ужас вперемешку с удивлением, растерянностью. Потом инстинктивно протянул руку, схватил иконку Спасителя и положил ее рядом с собой. И тут же все это прекратилось, я нормально заснул. Днем тоже были интересные моменты: я просто приползал из института, ложился спать, и мне снились кошмары: то кто-то гнался за мной, то какой-то жуткий человек вылезал из зеркала прямо на меня. Я пытался понять, что происходит, и не мог.

В следующую ночь с пятницы на субботу повторилось то же самое, что и в прошлую. Я спал на боку и проснулся оттого, что меня кто-то дергал, просто тряс за плечо. Потом этот кто-то перевернул меня сильным рывком на спину. Я смотрю наверх, вижу свою комнату и больше никого, но реально чувствую физическое воздействие: словно кто-то зажал мне рот сильной рукой. Я пытаюсь кричать, позвать родителей, но не могу. И эта рука зажимает мне рот все крепче. Я еле дотянулся до той иконки, и она меня снова спасла. Вообще, от таких ужасов можно вполне сойти с ума, но Господь меня уберег. Я вдруг понял, кто мне препятствует – это же бес, настоящий! А я-то думал, все это детские сказки...

Я просто бегом побежал в храм на исповедь. На Всенощную не попал, было уже часов 10 вечера. Но тот священник, с которым я уже общался, к которому немного привык, уехал по каким-то делам. Вместо него исповедовал другой батюшка, который сначала мне совершенно не понравился. Потом, спустя некоторое время посещения этого храма, я понял, что это был замечательный священник, но тогда я совершенно растерялся. С одной стороны, безумный стыд рассказать все грехи, которые я осознал и вспомнил, а с другой – если я сейчас это не скажу, то может быть, и не доживу до завтра с этими ночными кошмарами.

Помню, стою, слезы по щекам бегут, подошла моя очередь исповедоваться. У меня нашлись силы все рассказать. И после этой исповеди ночные ужасы больше не повторялись. Я стал понемногу воцерковляться.

Так что, можно сказать, я попал в Церковь методом «от противного», спасаясь от общения с бесами. Но я думаю, у многих был такой опыт: когда осознаешь, что такое духовное зло, тянешься к добру.

Журнал «ФОМА»



"ЗАЧЕМ Я ЖИВУ"


Каждый из нас когда-нибудь задает себе вопрос: «Зачем я живу, в чем заключается смысл моей земной жизни?»

Одни люди верят, что самое главное в жизни - комфорт, удобство и достаток, и такое восприятие мира создает им определенный образ жизни, постоянное стремление к приобретению материальных благ. Некоторые верят, что самое главное - положение в обществе, и это толкает человека к активному участию в общественно-политической жизни, к стремлению получить выгодную должность и т.д.

А Христиане веруют в Божественный Промысл о человеке, что человек - существо духовное, и его душа, как одна из составляющих человеческого естества, требует постоянной заботы, наполнением ее вечными ценностями.

Почти все мы приходим в храм: одни часто, другие редко, некоторые только по большим праздникам. Многие считают себя Православными Христианами, но живут обособленно от Церкви. Общение и взаимоотношения с Церковью у них, как у покупателя и продавца: человек приходит в храм, чтобы иногда удовлетворить свои религиозные потребности, но в то же время старается быть независимым от храма и от Церкви. Считается, что такой и должна быть религиозная жизнь, без фанатизма.

Но в древности было совсем по-иному. Христианская Церковь мыслилась как собрание верующих людей, объединенных верою во Христа Спасителя мира - и идеей Вечной Жизни, Царствия Небесного. И существовало такое понятие, как «церковное общение», которое выражалось в Причащении Святых Христовых Таин всей общиной. Это Таинство являлось определяющим в Церкви, ведь только в нем верующие являют собой Церковь. Причащаясь единого Тела и единой Крови, мы составляем Тело Христово, то есть Церковь. В древности самым строгим наказанием было отлучение от церковного общения (сообщества), то есть отлучение от Евхаристии.

Жизнь Христиан представляла собой служение теми способностями и талантами на благо ближнего и, конечно, общины, которыми наделил его Господь, оно определяло их образ жизни. Вера первых Христиан отличалась ощущением будущей вечности, так как она была для них не философской категорией, а абсолютной реальностью. Они знали, ради чего жертвуют своим временным благом, ради чего изнуряют себя постом и молитвой. Любовь являлась главной добродетелью, светила Христианам, как маяк, и они шли на этот свет в безопасную гавань Христовой Любви.

Дар любви невозможно приобрести вне Церкви. «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь.» (1 Ин. 4, 7-9). Смысл религиозной жизни и есть научение любви. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»(1Кор.13,1-3). Самое трудное в вере - утвердить себя в этой главной христианской добродетели через духовный опыт поста, молитвы и покаяния, очищающие нашу душу.

В настоящее время появилось понятие «веры в душе», то есть минимальная религиозность вне церковного общества. Верующие «в душе» обычно храм не посещают или заходят в него крайне редко. Религиозность человека, верующего «в душе», внешне ничем не проявляется, кроме как в обрядности и суевериях. Такое вероисповедание «в душе» по сути мало чем отличается от язычества.

Человек, верующий «в душе», обманывает сам себя. По его понятиям, главное – верить в бытие Бога, и можно считать себя Христианином. Для него реально то, что можно ощутить, попробовать, увидеть. От религии ему нужны только блага временной жизни. Главной целью этих людей становится не евангельское искание Царствия Небесного, а земной благополучной жизни. За Христом он идти не хочет, благое иго Христово нести не хочет, в храм ходить некогда.

Литургия являет нам Царствие Небесное на Земле, сам Господь взывает к нам и приглашает на Свою Божественную Трапезу, в которой дарит нам вечность, а у нас, к великой скорби, нет времени для этого: «Извини, Господи, у меня столько проблем. Прости, не могу прийти, потому что очень занят». Это ли не безумие?

Сегодня духовная жизнь с каждым днем уступает свои позиции жизни материальной, наполненной стремлением к вещизму. Веру в Божественный Промысл о человеке забивают в самый дальний угол в душе и забывают о ней. Наше духовное естество вытесняется стремлением жить «по-человечески», то есть удобно, комфортно, стабильно, надежно. На это тратятся все силы, физические и духовные. Нет времени не только для Христианской жизни, но и для воспитания собственных детей. Подрастающее поколение воспитывается современным духом времени, заключенным в пошлых телешоу, в бульварной литературе и развращенной моде, освобождая его от нравственности и порабощая своим страстям. Грех как таковой перестает существовать, он переходит в небытие, становится просто философской категорией, исчезает сама сущность греха как разрушающего целостность личности. В современном мирском понимании грех - это «страшилка» попов, греха перестали бояться. Этим объясняется множество социальных проблем нашего «христианского» общества: если в нашей стране 70% верующих людей, то откуда у нас нищета, наркомания, жестокость, бандитизм, эпидемия разводов? Видимо, в основном это вера “в душе”…

Немного найдется людей, цинично заявляющих, что в Боге они не нуждаются. Человеку страшно жить без Бога, но и полноценной религиозной жизнью он тоже жить не может, потому что прикован к земле многостяжанием, то есть вечным стремлением к удобству и самодостаточности. Оно поработило человека, подавило в нем силу тяготения к Вечной Жизни. «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лук.12:34). Если ценность жизни только в земле, то сердцу не подняться к небесам.

Земная жизнь в сравнении с Вечностью - мгновение. Так устремим свои взоры на Небо - там Господь. Он не хочет погибели даже самого грешного человека. Придите на Божественную Трапезу, примите Пречистое Тело и Пречистую Кровь Господа нашего, за нас страдавшего, и наследуйте Вечное Царство, уготованное любящим вас Господом.

Только все вместе, приобщаясь Телу и Крови Христовой, мы становимся Телом Христовым и Церковью. Святая Чаша нас объединяет, и мы становимся братьями и сестрами во Христе, и нет между нами разделений, потому что посреди нас Любовь.

Священник Владимир Балашов



ВРАЧЕВАТЬ С ВЕРОЙ


Все мы хотя бы изредка болеем и обращаемся к врачам. И от того, какому доктору мы доверим свое здоровье и жизнь, зависит многое. Хорошо, если лечащий врач будет верующим, - но это, увы, редкое исключение. О взаимосвязях медицины и Православия, врачевания и веры продолжает свой рассказ врач , диакон, кандидат медицинских наук отец Александр Авдейчев.


(Окончание, начало в предыдущем номере)

- Отчитка болящих священником - это тоже отчасти психотерапия или нет?

- Это сложный вопрос. Все-таки отчитка, по моему убеждению, - к нам пришла с запада. Экзорцизм, который существует в католической традиции, слегка видоизмененным пришел к нам в Россию. Ведь есть изречение Спасителя: “сей род изгоняется постом и молитвой”… Не так давно я находился в двухнедельной паломнической поездке по Украине, с нами были одержимые люди. Когда они начинали бесноваться, кричать, священники пытались над ними молиться, что-то еще. Большинство из тех, с кем это происходило, не поддавались довольно долго - ни молитва, ни святая вода не помогали. Я смотрел на все это глазами врача. У меня было впечатление, что это спектакль. Это было похоже на истерию. Истерик - обычно актер, он нуждается - опять-таки не по своей воле, а по сатанинскому волеизъявлению - в чужом внимании, его душа питается этим. Он постоянно привлекает к себе внимание - не мытьем, так катаньем. То же самое и здесь.

- Как вы относитесь к отчитке?

- Неоднозначно. С одной стороны, это благословлено Священноначалием. В Троице-Сергиевой Лавре отчитку проводит Архимандрит Герман, к нам в Самару приезжает Архимандрит Мирон. Но, с другой стороны, даже если одного беса из человека изгонят, то потом, может, в него еще больше войдет. Спаситель сказал: “Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого” (Лк. 11, 24-26).

- Когда вы работали в выездной психиатрической бригаде, были какие-то интересные случаи в вашей практике?

- Там в каждом выезде был интересный случай. Например, приезжаем мы по вызову к женщине-хронику, инвалиду по психическому заболеванию. У нее слуховые галлюцинации. Я задаю ей вопрос, она говорит: “Я должна получить разрешение, чтобы ответить на ваш вопрос”. - “Пожалуйста, получайте”. Женщина закрывает глаза, воздевает руки, потом открывает глаза и говорит: “Да, я могу отвечать на ваш вопрос”. Мы начинаем вести диалог, и женщина отвечает фразами, которые в принципе не присущи ей по ее уровню интеллекта, по образованию. Я задаю ей вопросы на медицинском языке, она отвечает почти медицинскими терминами, значения которых сама не понимает.

- Что это означает?

- Это означает, что здесь была духовная патология, о которой она ничего не знала. Ей ставили диагноз: особенности течения шизофрении; женщину пичкали нейролептиками, которые полностью подавляют у человека волю. А на самом деле это была типичная одержимость.

- Может быть, здесь сочетается то и другое?

- Нет, если у человека душевная болезнь как таковая, значит, она обусловлена внутренними причинами: особенностями обмена веществ, биохимическими процессами.

- Получается, что врачи-психиатры порой лечат не то, что нужно, и не теми методами… Как быть в этой ситуации?

- Просто нашим врачам хорошо бы пройти какую-то специализацию по духовной патологии. Наша классическая психиатрическая школа этих вопросов никогда не обсуждала. Это не принято обсуждать. У нас есть деление психических болезней на большую психиатрию и малую психиатрию. В рамках большой психиатрии всего четыре заболевания. Выйти за рамки этого не позволяет ни существующая классификация, ни мировоззрение врача.

- В идеале врач-психиатр должен быть верующим…

- В идеале - конечно. Чтобы провести в медицине дифференциальную диагностику, отличить одно от другого, надо что-то знать из той и из другой сферы. Если у человека духовная патология - надо вовремя пригласить к нему священника. А если душевная патология - вовремя назначить нужный препарат.

Еще один случай - он произошел в Самаре, в поселке Кузнецовых, - пришел на память. Выезжает психиатрическая бригада к больному. На тот вызов ездил не я, а другой доктор. Типичная ситуация, когда бригада поднимается на этаж и не застает больного дома. Дверь в комнате больного закрыта изнутри, родственники ее взламывают. Окно распахнуто, в комнате никого нет. Человек катапультировался с двенадцатого этажа. Для того, чтобы убедиться, что больной выпрыгнул или выпал из окна двенадцатого этажа, все вышли на улицу, но на снегу под окном лишь углубление, а тела нет. Врачи уехали. Через два дня психиатра вызывают в ожоговый центр больницы Пирогова. Врач приходит к мужчине с легким обморожением стоп. Выясняется, что это тот самый психбольной, который упал с двенадцатого этажа. Ни переломов, ничего у него нет. Когда он упал или спустился из окна ночью, на улице был тридцатиградусный мороз, человек шел по снегу босиком и немного обморозил стопы. Через неделю этого больного выписывают в полном здравии.

- Как объяснить, что он остался жив и практически здоров?

- Человек был оберегаем, но кем - неизвестно. По-видимому, какие-то нематериальные сущности здесь участвовали. А наблюдения над пьяными людьми показывают: они могут в мороз в подворотне спать, потом проснуться, прийти домой и не заболеть. Кем хранится пьяный человек, - человек, одержимый бесом пьянства? Тут больше вопросов, чем ответов.

- У пациентов психиатрических клиник, особенно тех, которые долго там лежат на излечении, есть какая-то тяга к вере?

- У некоторых появляется. У тех же самых людей одержимых, которые часто лежат в психбольнице, чью духовную патологию не распознали вовремя. Для них то, что они приходят в храм, является необходимостью. И в храме Михаила Архангела, особенно по большим праздникам, они буквально бегут на колокольню, когда звонят (я иногда звонил там), рвутся встать под колокол, там постоять немножко. Их нужда туда гонит, не удовольствие, они после этого чувствуют себя лучше. Одержимые - они ведь очень мучимы духами. К сожалению, у нас сейчас нет такой практики, чтобы священник широко окормлял какое-то отделение психбольницы.

- Моя знакомая - медицинский социальный работник - ходит по домам к престарелым бабушкам, и, по ее наблюдениям, у тех старушек, которые всегда были атеистками, - старческий маразм налицо. А у тех старушек, которые ходят в храм, причащаются, исповедуются, ситуация гораздо лучше: в старости сохраняется ясный ум, здравый рассудок. Эта ситуация типична?

- Да, я тоже обращал на это внимание. Сравните верующих и неверующих пожилых людей, даже по психологическим признакам: темп речи, способность к абстрагированию, к обобщению. Видны невооруженным глазом отличия человека невоцерковленного от воцерковленного. А у батюшек смотрите, что происходит: ему 80 с лишним лет, а в разговоре по телефону я его воспринимаю как молодого человека. Приезжаю на встречу - немощный человек выходит, но глаза молодые. Буквально недавно я виделся с Архимандритом Владимиром из села Высокое. Я думал: молодой Архимандрит какой-то. Он действительно еще не старый, но по остроте мышления многим тридцатилетним фору даст.

- В нашу повседневную жизнь всерьез вошел компьютер. На детскую психику он как-то воздействует?

- Естественно, воздействует. В прошлом году я читал курс по Православию на факультете “информационные системы” в нашей Академии путей сообщения, у четвертого курса. Это будущие компьютерщики-системщики. И, помимо этого факультета, вел занятия еще на пяти или шести других. Я с ужасом обратил внимание на то, что это совершенно разные люди. Начинаешь вести занятие у системщиков - буквально все начинают кричать: зачем нам все это нужно, зачем мы сюда пришли? Смотришь - в обычной обстановке это совершенно спокойная девушка, а здесь глаза безумные. Она сидит, кричит и сама не может понять, зачем кричит. Агрессия - это уже конечный этап всей той неразберихи, которая происходит в душе. Мы пытались в этом разобраться и пришли к выводу, что постоянная работа с компьютером по-особому выстраивает мышление. Это мышление, которое не свойственно человеческой душе, - категориальное мышление, практически лишенное эмоций. Ведь в компьютере все рационально, там эмоции сведены к минимуму. Компьютерный язык для студентов становится более целесообразным, и эта целесообразность становится ведущим принципом их жизни, то есть они вольно или невольно понуждают себя так же общаться и, в конце концов, теряют духовный облик. Это четвертый курс, три года студенты общались в основном с машиной, это было профильным предметом. Я думаю, серьезные занятия с компьютером - без молитв, без воцерковления, без благодати Божией - это дело небезопасное даже для профессионалов. А что говорить о детях, которые сегодня погружены в компьютерные игры… Виртуальная реальность - она, конечно, легче и приятнее, чем действительная. Может быть, даже она противоречит духу человеческому, сотворенному Богом.

Что интересно, среди этих “системщиков” была одна верующая девочка. Она спокойно себя вела, и я обратил внимание, что она в группе изгой. Над ней смеются. Она воцерковленная, ходит в храм и учится неплохо, компьютер хорошо знает. У нее, в отличие от других, такт есть, она осознает ситуацию, умеет держать себя в руках. Группа большая, 38 человек, и она там только одна верующая.



НЕПРИДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ


«Где просто, там ангелов по сто, где мудрено, там ни одного», - невольно вспоминаешь поговорку прп.Амвросия Оптинского при чтении непридуманных рассказов иеродиакона Никона (МУРТАЗОВА). В наше сложное время социальных и экономических потрясений, деградации общества, падения нравственности несомненны роль и значение этих согревающих душу рассказов. Умиляешься и в то же время задумываешься о своей жизни - как ты живешь, что в себе нужно исправить? На примерах жизни других понимаешь, что можно и должно жить добрее, милосерднее, сострадательнее. Внимательнее следить за своими словами, мыслями, поступками. Всегда помнить о смертном часе, о том, с чем и как войдешь в вечность… Каким будет твой след на земле и какую оставишь о себе память?




БОГ ПОРУГАЕМ НЕ БЫВАЕТ

Вот что рассказывала мне дочка одного человека.

Как-то пришел ее отец в дом к знакомой старушке и говорит: «Дюже курить хочется, нет ли у тебя какой-нибудь бумажки - самокрутку сделать». Ну, она и дает ему какой-то пожелтелый лист. Посмотрел мужичок, а это - страничка из Евангелия. «Нехорошо, - промелькнуло в голове, - на табак переводить Святую Книгу». Но желание курить перетянуло. А потом заболел этот человек тяжко. Врачи вроде бы и никакой особенной болезни не находят, а он чахнет и чахнет. Думал уже, что пришла пора умирать. Тогда все, что мог, раздал людям, лежит на печке и ждет, когда дух выйдет. И вдруг входит к нему ясноглазый незнакомый старичок. Встает у печки и участливо спрашивает:

- Болеешь?

- Болею…

- И умрешь, если не покаешься. Разве можно Евангелие на самокрутки переводить… Покайся, тогда Господь тебе даст исцеление.

Старичок ушел. А мужик и задумался, прочувствовал греховность своего поступка. Стал он плакать, скорбеть и, хотя поблизости храма не было и исповедоваться он не мог, Господь за покаяние искреннее послал ему исцеление. Не иначе как сам святитель Николай к нему приходил.

А потом вот еще, что с ним было. Он невенчанным жил со своей женой Анной. И однажды во сне увидел апостолов Петра и Павла. Вокруг них толпа народу стоит, и все слушают проповедь о том, как грешно жить невенчанными. Проснулся он и говорит: «Анна, давай скорее повенчаемся». Повенчались они.

Все это мне рассказывала его дочь лет 30 тому назад, а я вот до сих пор помню, потому что такие рассказы очень укрепляли мою веру в юности. Они накрепко врезались в память, потому как были связаны с реальной жизнью, с конкретными людьми, их личным опытом, а не из книг вычитанным. И теперь, когда я пишу свои записки, я не фантазирую, а вспоминаю то, что мне люди когда-то рассказывали, или то, что со мной самим было.

КАКАЯ У РУССКИХ БЫЛА МОЛИТВА!

Монахиня Августа была уже в преклонных годах, но продолжала петь в монастырском хоре. Пела она басом: у нее было очень низкое контральто, а именно такие голоса держат весь хор. Я стоял с ней рядом на клиросе и пел также басом, но все же выше, чем она. Низкие ноты я брать не мог, а она, восьмидесятилетняя, свободно с этим справлялась. Особенно мне нравилось слушать, как она красиво выводила слова стихов на Престольный праздник Сретения Господня: «Анна Целомудренная, провещает тайная». По телу пробегала дрожь, и невольно чувствовалась в этой древней старице глубокая вера и любовь к Богу. Во время чтения кафизм она сидела с закрытыми глазами и, казалось, спала, но пальцы неустанно перебирали четки - она молилась. А как м.Августа ждала всякий раз Святую Пасху. Все радовалась бывало: «Вот и нынче, говорят, в Иерусалиме сошел благодатный огонь с неба. Слава Богу, Господь с нами».

Чудная была матушка, и любили и уважали ее в монастыре не только за голос и почтенный возраст, но за миролюбивый характер, молитвенность и духовную ревность о спасении души. Добродушная и в то же время строгая была старица. Рассказывала мне однажды, как сподобилась получить благословение о.Иоанна Кронштадтского.

- Я была маленькой девочкой, когда мы, дети, пришли как-то навестить о.Иоанна. Народу вокруг дома его - тьма. Но батюшка был уже сильно болен, и нас не пустили к нему. Тогда, стоя под его балконом, мы стали просить дорогого батюшку выйти к нам и благословить. И к нашей радости, в одной из комнат открылась форточка, в ней показалась благословляющая десница о.Иоанна. Но самого батюшку я так и не видела. А вскоре он умер… А то еще вспоминала м.Августа свою молодость:

- После закрытия нашего монастыря я работала уборщицей в церкви на Смоленском кладбище среди горя и скорбей. Но какая у русского народа была тогда молитва! Вот иду в Великом посту в храме прибраться и вижу - кругом лужи из слез, проливаемых в покаянии скорбящим людом православным. А теперь… посмотришь, - слезинки ни у кого нет, хотя читаются страстные Евангелия. Сердца современных людей - пустыня иссохшая, где ветрами гуляют безстрашие и неверие. Овладел русским народом дух безбожного времени. Ведь нынче на плачущего в церкви смотрят как на болящего, а то как на человека в беде какой или прелести пребывающего. Над целомудрием посмеиваются, как над предрассудком и отсталостью от жизни. Да и сама я такая великая грешница, с окаменелым сердцем пою и славлю Господа, так что же ждать от молодых?..

† † †

Все мы - странники на этой земле, а странник не пребывает в дому вечно. Однажды матушка не пришла на клирос. И я узнал, что у нее обнаружили раковую опухоль. Болела м.Августа недолго и преставилась ко Господу в предреченный ей накануне с неба час. Блажены умирающие о Господе.



ОБ ОККУЛЬТИЗМЕ


Почему в вопросе об исповеди значительное место заняла у нас проблема оккультизма? Потому, что на смену одряхлевшему материализму несется, как поток прорвавшейся воды, демонизм, который буквально затопляет страны православного региона, увы, православного теперь только в историческом аспекте.

За одной волной демонизма следует другая волна. Все смешалось вместе в “ведьмином котле”: оккультный импорт из Гималаев и Тибета, мистерии древнего язычества, которые казались давно похороненными на кладбище истории, учения оккультных сект и союзов, которые тайно существовали в странах Европы. Теперь они неожиданно появились на свет, как грибы после обильного дождя.

Экспансия оккультизма возрастает не с каждым годом, а с каждым днем. Теперь перестают быть конспиративными кощунственные и жестокие ритуалы сатанизма. В судебной медицине появилась новая отрасль – ритуальные убийства. Скрытый, как бы мягкий вид магии – астрология – настойчиво популяризируется широкой прессой и прочно входит в менталитет современного человека. Возрождаются древние учения герметизма, орфиков и гностиков. Открываются масонские ложи, в которые входят известные деятели современной культуры. Симптоматично, что первая масонская ложа в посткоммунистический период в России открылась при Доме писателей. Розенкрейцеры, иллюминаты, теософы и антропософы, о которых можно сказать, что “имя им - легион”, собрались под черным знаменем сатаны. Их объединяет общая ненависть к христианству, особенно к православию

Духовные катастрофы должны предшествовать тем трагическим событиям, мировым катастрофам и катаклизмам, о которых приоткрыто нам в Апокалипсисе. Сатанисты гордо заявляют, что их религия будет самой многочисленной в XXI столетии. И все же эти несчастные люди являют собой образ Божий, хотя и затемненный демоническими грехами. Их душа подобна обгоревшей в костре и покрытой копотью иконе, где еле различим контур почерневшего лика. Они в какой-то мере являются нашими близкими, потому что для них еще открыта возможность покаяния и возрождения. Исповедь оккультистов – это особо ответственное дело, которое требует от священника молитвенной подготовки и любви к падшему в пропасть человеку. В Ветхом Завете оккультисты подлежали смертной казни. В Новом Завете смерти подлежит грех, но не грешник. Поэтому Церковь не отвергает никого из приходящих к ней.

Священнику не требуется знать подробности оккультных учений, для него обязательно показать обратившемуся от оккультизма нравственную силу, цельность и внутреннюю красоту христианства – то, что отсутствует в оккультизме и магии.

Демонизм похож на духовную эпидемию, которая, как чума, охватила мир. Мы должны бороться с демонической силой, но при этом сохранять сострадание к обманутым сатаной людям.

Архимандрит Рафаил (Карелин)



ПРИЧАСТИЕ СЫНА


Маловерам и неверам нужны чудеса, чтобы убедить их в загробной жизни. Человек и хотел бы поверить, что душа безсмертна, да все ждет доказательств, да и страшно ему: как это так — вечная жизнь? Да еще и за грехи отвечай. Нет, оно спокойнее, когда все кончается со смертью. А все эти явления умерших, все это неправда.

Но вот случай, который произошел только что. Отец Павел — это не выдуманный, а живой батюшка — шел после службы по улице. К нему подошла женщина и обратилась с просьбой.

— Вот вам адрес, это недалеко, моего сына, я очень прошу причастить его. Это моя вина, что он никогда не причащался, я боюсь за него. — И женщина быстро исчезла.

— Адрес я запомнил, — рассказывал отец Павел, — но сомневался, надо ли идти, мало ли, что может быть.

Среди ночи я почувствовал, что идти надо. И утром пошел по этому адресу. Дверь открыл мужчина лет сорока, очень болезненного, испитого вида. Я только заговорил, что я священник, что его мать просила причастить его, как он резко меня стал вытеснять, даже грубо, и говорить, зачем я ему вру. У него мать умерла двенадцать лет назад. А я показал на фотографию женщины и спросил: “Как это? Вот именно эта женщина просила меня пойти к вам”. Тогда он побледнел и впустил меня. Я исповедовал его, причастил, а на следующий день меня какая-то сила опять потянула навестить его. И что же? Соседи сказали, что он ночью умер.

Так кто же это был? Тут же не спиритизм какой, не бесовщина. Здесь священника просят о причастии умирающего. Значит, кто-то знает, что он умрет. Душа матери, значит, молится за сына, страшится того, что он умрет без причастия. Кто-то же принимает ее облик, принимает для того, чтобы сын согласился на причастие. Значит, умершие знают о нас больше, чем мы о себе. И к падшим милосерден Господь.

Соседи рассказали, что мужчина этот свел мать в могилу своими пьянками и драками, и заслужил себе геенну огненную. А вот — и в загробном мире вымолила мать ему предсмертное причастие.

Владимир(КРУПИН)



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld