|
||
|
||
Нередко приходится слышать, что религия нужна только слабым, что Православие существует для тех, кто не имеет уверенности в себе. А вот если человек уверен в своих силах, то он может спокойно обойтись и без веры. Такое мнение легко опровергается историческим прошлым нашей страны. Достаточно вспомнить примеры непобедимых воинов доблестной Русской Армии, имевших крепкую веру в Бога. Святой Александр Невский, разгромивший некогда крестоносцев, святой Димитрий Донской, избавивший Русь от монголо-татарского ига, и многие другие глубоко православные воины побеждали силою Всемогущего Бога. Самоуверенность - это признак горделивой души. Гордыня часто мешает человеку принять правильное решение, увидеть свои ошибки и склониться под всесильную руку Божию. Ведь сила Господа - в немощи совершается. В той немощи, которая называется в Православии смирением. Однако смирение заключается не в том, чтобы подчиниться врагу, а в том, чтобы не гордиться победами и не унывать от ран. Кто имеет крепкую веру в Бога, тот неуклонно стремится к победе: во-первых, над своими страстями, во-вторых, над врагами Христа и Отечества. Православный - значит воин Христов, а кто имеет опыт победы над внутренними страстями, тот становится и внешне непобедимым. |
||
|
|
||||
«Бог есть огнь» - в этих словах избранник Божий преподобный Серафим Саровский напоминает нам не только о величии славы Божией, но и о наших собственных возможностях и чаяниях, ибо никто не может приблизиться к Богу до тех пор, пока сам не станет огнем. Это не просто фигура речи, но духовная истина, засвидетельствованная жизнью многих святых. Христианских подвижников, которые должны были бы умереть зимой от морозов, согревала теплота внутреннего духовного огня, и даже мирянин Мотовилов по милости Божией сподобился ощутить такую теплоту в присутствии преподобного Серафима и узреть святого как бы в центре ослепительного солнца. Этот огнь, по словам преподобного Серафима, есть осязаемое проявление благодати Святого Духа. Он был дан апостолам во время Пятидесятницы и всякий раз дается каждому православному христианину при крещении. По нашей духовной слепоте и холодности мы не можем ни увидеть, ни почувствовать этого огня, исключая моменты особенно горячей молитвы и единения с Богом, но даже и в таких случаях в небольшой степени. Но никто не может приблизиться к Богу иначе как через этот огонь. Когда наши прародители были изгнаны из рая, Бог установил огненный меч, чтобы охранять Древо Жизни. И по сей день в молитвах перед Святым Причащением мы молимся о том, чтобы плод нового Древа Жизни - Пречистое Тело и Честная Кровь Господа нашего Иисуса Христа - не попалил нас за наше недостоинство. Преподобный Серафим говорил: «Бог наш есть огнь, попаляющий все нечистое, и никто нечистый телом или духом не может иметь части с Ним. Так что низвергнутый до ада будет чувствовать только боль в присутствии Бога; он нечист, и Божественный Огнь сжигает его и мучает. Но тот огнь, который пожирает недостойного, может также и пожрать нечистоту и сделать достойными тех, кто, хотя и недостойны, любят Бога и желают стать Его сынами. Мы молимся перед Святым Причастием: «Да будет мне Пречистое Твое Тело и Честная Кровь Твоя, Господи, огнем и светом, пожигающим мерзость грехов и язвы страстей, просвещающим всего меня, да прославлю Твое Божество». Преподобный Серафим сравнивает христианина с горящей свечой, которая воспламеняет другие свечи, причем ее собственный огонь не становится от этого меньше, и так распространяются небесные сокровища Божественной благодати. Таким и должен быть христианин - горящим любовью к Богу и желанием служить Ему и исполненным огненного присутствия Святого Духа. Если он станет такой горящей свечой в этой жизни, то в будущей жизни он будет еще более великим. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43). По нашему недостоинству мы даже не можем и помыслить о таком состоянии, ибо, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Такое состояние есть цель и смысл христианской жизни - это то, для чего живет православный христианин. ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ РОУЗ |
||||
|
|
Когда человек делает кому-то добро, он сам себе его делает. В это время его совесть умиротворяется, в душе появляются мир, тишина, покой, начинает возрождаться любовь к Богу и ближнему. Человек становится добрым, милосердным. Всех жалеет, не только ближних, но и «дальних», животных, природу. Так, еще здесь, на земле, он предвкушает вечную блаженную жизнь. Когда человек делает кому-то зло, он сам себе делает. Совесть - божественный Глас в душе - его обличает, он теряет душевный мир, теряет любовь. В нем появляются раздражение, гнев, ненависть, вражда. Неприятие ближних доходит до самых страшных, крайних степеней, до кровопролития. Когда человек делает добро, он соединяется с Богом, когда делает зло, он соединяется с демоном. Сейчас многие жалуются, что им тяжело живется, что дети неуправляемы. В таком состоянии недовольства, ропота они начинают осуждать начальство, правительство, искать виноватых, а причина гнездится в нас самих, в нашей душе, потому - в ней порядка нет. Господь говорит: «Царство Божие внутри вас есть», но и ад внутри нас, мы сами своими поступками еще при жизни низводим нашу душу в ад. Недаром Господь говорит, что «Царство Небесное подобно неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода». Рыбаки вытаскивают невод на берег и разбирают, что в нем. Негодную рыбу отбрасывают, а хорошую собирают в сосуды. Так будет и в день Страшного Суда. Господь пошлет ангелов, и они отделят злых от праведников. Праведники получат за добрые дела вечную блаженную жизнь, а грешники за свои злые дела - вечные мучения. Назначение человека на земле - познавать Бога и служить Ему. Господь познается через молитву. А служить Господу - это не только читать и петь в храме, можно служить и добрыми делами. Добрые дела, соединенные с молитвой, украшают человека, благодаря им человек становится полноценным. Наверное, нет таких людей на земле, которым не хотелось бы прожить все дни свой жизни в радости. Что для этого нужно? В одном большом селе жила благочестивая верующая семья. Через это село проходила дорога в город, и много людей проезжало по ней. Благочестивая семья часто принимала торговцев, купцов и простых людей - нищих, убогих, бедных, сирот. Старались всем делать добро: всех накормить, приютить - проявить евангельскую любовь. И делали они это с радостью и молитвой. Приезжают люди, сыновья распрягают коней, моют их, поят, кормят. Для гостей топят баню, устраивают чай и ночлег. Утром гости с благодарностью уезжают. Радуются и проезжие, радуются и хозяева. И Божие благословение всегда было над их домом, над их полями. Так они жили в радости, служили своими делами Господу, прославляя Его Святое Имя, и Господь был всегда с ними. Пришло время, родители уже не в силах были совершать добрые дела и перешли в потусторонний мир, в мир большинства. Остались дети одни. Умирая, родители им наказали сохранять добрый обычай: всех принимать и кормить, потому что в день Страшного Суда Господь спросит: «Накормил, напоил, одел ли нищего? Посетил ли больного?» И Господь скажет: «То, что вы сделали ближнему, то сделали Мне». Поначалу дети творили добрые дела, но постепенно стали этим тяготиться: одного не приняли, другого, третьего, а когда принимали, то не с любовью, и благодать Божия отошла от их дома, от их полей, и поля не стали приносить урожай. Дети обнищали и, чтобы не умереть с голоду, разъехались кто куда. Сейчас в России такое состояние у народа, когда одна часть идет к Богу, совершает добрые дела, другая же противится Богу, не хочет творить добро. Божие благословение отходит, и мы пожинаем катастрофы, нестроения, разлад в природе. Люди сами уходят от Бога, сами навлекают на себя смерть - смерть духовную. Почему сейчас молодежь бросилась принимать наркотики? Потому что душа каждого жаждет радости, любви, но вся радость и любовь в Боге. Если мы не живем духовной жизнью, не совершаем добрых дел, Бога с нами нет. Потому и приходится искать замену духовному - заливать душу вином, одурманивать наркотиками. Наша душа имеет бездну талантов. Она как добрая земля. Мы на этой земле можем сеять или добрые семена, или злые. А потом собирать. Как говорят, что посеем, то и пожнем. Если человек при жизни посеял добрые семена - добрые дела, то, когда его душа выйдет из тела, эти семена добра в обителях рая будут без конца развиваться. Хотя бы и прошло много миллиардов лет. В этом заключается духовное совершенствование. Если человек в своей душе сеет зло: обманывает, устраивает скандалы, обижается, не разговаривает с ближними (порой даже по несколько дней, месяцев или лет), ворует - его душа отлучается от Бога и, когда она покинет тело, пойдет на вечные адские муки. Семя зла без конца будет развиваться в аду, будет умножаться, и человеку будет все хуже, хуже и хуже... Господь всех призывает делать добро, помогать ближним. И это по силам каждому, даже самому неимущему. В одном селе жила многодетная семья. Мать и отец в поте лица работали с утра до вечера, но никак не могли прокормить семью: все дети ходили голодные, раздетые. У других жизнь ничего, а у них все плохо. Вот и пришлось им обратиться к благочестивому старцу, который жил в пустынном месте. Когда старец с ними поговорил, то выяснил, что они добро никому не делали, не потому, что не хотели, а от бедности, объясняя: «Мы даже свою семью прокормить не можем, не то, что кому-то что-то давать». А старец им сказал: «Нет, вы все равно должны десятую часть отдавать Господу. Господь ни в чем не нуждается, мы в этом нуждаемся. Если воду в кране не сливать, она испортится и заржавеет. Нужна отдача». Послушали родители его, пришли домой и стали готовить скудный обед для детей. Когда обед был готов, часть обеда отдали тем, кто имел крайнюю нужду. И чем больше они отдавали людям, тем больше у них прибывало. Дети всегда были сыты, одеты и здоровы. Почему? Потому что началась духовная жизнь, началось совершаться доброе дело. К нам, когда я служил на приходах, народу много приходило. Бывало, зайду в кладовку, а там ничего нет, а человек 20-30 надо накормить. Думаю: что делать, только одна картошка осталась? Но, что интересно, все были довольны и сыты, даже в дорогу что-то покушать им давали, и Господь невидимо благословлял, подавал. Человек, когда не знает Бога, живет только для своей плоти, создает себе уютный уголок и думает: «Ну вот, сейчас заживу». Но святитель Василий Великий говорит: «Если человеку отдать все богатства мира, поставить его царем, душа ни в чем не насытится, она насытится только в одном Боге». Для того, чтобы в нашей душе всегда была радость, а к этому все стремятся, нужно творить добрые дела. Радость за свершение добрых дел дает Христос. От нас требуется только одно - настроить себя на добро и стремиться к нему, все остальное приложится. И когда человек себя так настроит, все пойдет по-другому. Поначалу придется себя принуждать, заставлять. Будет тяжело, а потом легко. Если у нас есть грех скупости, надо начать отдавать ненужные вещи, а потом появится такое чувство щедрости, что мы будем отдавать даже дорогие вещи и не будем жалеть. А Господь всегда все возвращает сторицей, это Он дает знак, что надо творить добро. В одном монастыре подвизались святые отцы, они вели строгую аскетическую жизнь. Однажды одна благодетельница собрала чашку ягод и принесла старцу. Старец передал ягоды другому, тот третьему, четвертому, и через короткое время эта чашка с ягодами возвратилась к старцу. Она у всех монахов побывала, все сделали доброе дело. Очень ценно делать добро тайно. В Троице-Сергиевой Лавре был такой настоятель, он ночью оставлял свою келью и привозил дрова бедным благочестивым людям. Потихонечку складывал дрова так, чтобы не нарушить покой ближних. Почему мы все должны делать тайно? Чтобы не получить за это славу и награду здесь, на земле. Когда мы делаем добрые дела напоказ, это Господу не угодно. Господь сказал: «Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас. Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне». А то бывает так: кто-то из начальствующих пожертвует что-нибудь на церковь - кирпичи, или цемент, или блоки перекрытия - и говорит: «Напечатайте обо мне в газете, чтобы все видели, что я добрые дела делаю»... Спешите делать добро. Дни нашей жизни сочтены, не успеем оглянуться, как она пройдет. Кто-то стремится побыстрее уйти из жизни, от ее проблем, а люди святые не торопятся, они даже в преклонных летах говорят: «Я ведь еще и не начинал в полной мере делать добро, дал бы Господь еще дней послужить Ему и ближним». Архимандрит Амвросий (Юрасов) |
|
|
Cердце наше является источником добрых, приветливых и разумных речей, но из него же исходят злоречие, клевета и осуждение. “Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое” (Мф. 12, 35), — говорит Спаситель. Так, речь человека указывает на его духовно-нравственное состояние. Все мы помним слова: “Не судите, да не судимы будете”, но грех осуждения так “легок”, привычен и повсеместен, что совершенно не замечается нами. Сплетней мы называем только то, что говорят о нас и наших близких. А то, что мы сами рассказываем о соседке, сослуживце или приятеле — это не сплетня, это “правда”. Исключите из беседы разговоры о чужой жизни, быте, поступках — кажется, и говорить-то станет не о чем. А ведь за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда. Советуя удаляться непотребного пустословия, апостол Павел пишет: “...неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же” (Рим. 2, 1). Кто-то может возразить, что, мол, осуждаем мы лишь то, чего сами не делаем, что нам не свойственно, а, наоборот, противно. Нет, осуждением мы как раз выдаем, показываем свои свойства. Существует нравственный закон, знакомый и используемый криминалистами, педагогами и профессиональными психологами. Древние формулировали его так: подобный видит подобное. В одном из “Патериков” есть притча: три человека, которых ночь застала на дороге, увидели прохожего. Каждый по-своему определил причину, заставившую его покинуть свой дом в столь позднюю пору. “Этот человек вышел на ночное воровство”, — подумал один. “Он идет на тайное свидание с блудницей”, — решил другой. “Этот благочестивый человек поднялся столь рано, чтобы успеть к заутрене в соседний город, там нынче большой праздник”, — подумал третий. Как видны здесь и сребролюбие первого, и блудные помыслы второго, и благочестие третьего. Точно так же и мы обнаруживаем себя, высказывая суждение о ближнем. Приему на работу в некоторые фирмы предшествует беседа с психологом. Психолог выясняет мнение претендента о бывшем начальнике, о соседях, о лечащем враче, теще, и, по его словам о других, делает заключение о нем самом. Таким образом, осуждая, мы действительно осуждаем сами себя. “От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” (Мф. 12, 37), — говорит Спаситель. Впрочем, если Божий Суд для кого-то - отдаленное и туманное будущее, то пусть хоть стыд обнаружить перед другими свои неблаговидные свойства заградит осудительные уста. Нам не всегда удается правильно увидеть событие, а уж тем более правильно истолковать его. Иногда поводом к подозрению и осуждению может послужить один внешний вид человека. Святитель Тихон Задонский был болен водянкой, отечность придавала ему излишнюю полноту. Многие считали, что Владыка невоздержан в еде и упрекали его за объядение. Эти упреки и насмешки Святитель переносил кротко и с терпением. Составляя свое мнение о человеке или его поступке, мы не в состоянии учитывать всех факторов, оказавших влияние на формирование этого человека, всех причин, побудивших совершить тот или иной поступок. Один Господь всеведущ. Люди рождаются с различными наклонностями, различными темпераментами, воспитываются в разных семьях, живут в разной среде. Все это оказывает влияние на формирование личности и на проявление ее в делах. Если ребенок в своей семье слышал постоянную ругань, был свидетелем безудержного винопития, семейных ссор, если никто не сказал ему: не кради, не ругайся, не обижай слабого, — то с возрастом множество сил потребуется ему для преодоления дурных привычек, рожденных дурным примером взрослых. Ощупью будет он искать нравственных правил в личной жизни. Но и велика будет ему награда, потому что видит Господь его усилия, в отличие от нас, грешных, судящих только по внешним поступкам человека. К одному настоятелю обратились с вопросом: “Кто у вас в монастыре самый благочестивый?”. Настоятель ответил: “Повар. Имея от природы нрав вспыльчивый, огненный, этот повар постоянно сдерживает себя. И потому внешне не отличается от других иноков”. Живя в обществе, мы не можем не видеть и не слышать о чьих-то проступках и даже преступлениях. Но сталкиваемся мы с чужими грехами не для того, чтобы осудить согрешившего. В “Древнем Патерике” читаем: Авва Агафон, когда видел какое-нибудь дело и помысл побуждал его к осуждению, говорил самому себе: “Агафон! Не сделай сам того же!”. И помысл его успокаивался. Другой преподобный, видя согрешающего брата, всегда плакал. “О чем ты плачешь?” — спросили его. “О себе. Сегодня он согрешил, а завтра — я”, — был ответ. Для человека невозможно совсем уберечься от греха, и каждому из нас вполне хватает дел на своем духовном огороде. Если мы будем часто заглядывать в огород соседа, то наши собственные грехи-сорняки совсем заглушат нежные ростки добродетелей на нашем участке. Кто имеет привычку осуждать, тот добровольно берет на себя работу беса. На Страшном Суде, когда Ангел расскажет о добрых делах человека, демон прочтет список злых дел. Будет в этом списке и неправда, но будут и действительные, совершенные грехи. Не хотелось бы тогда выступать свидетелем обвинения как единомышленник диавола. Однажды некто из братии одного монастыря худо говорил пастырю о ближнем своем. Настоятель тотчас велел изгнать его, говоря: “Не позволю, чтобы в обители был видимый и невидимый диавол”. Почему же такое внимание мы уделяем греху осуждения? Потому что грех этот свойственен всем нам, привычен, незаметен. Особый и тяжкий грех — грех осуждения духовенства. Отношение к Церкви определяется отношением к духовенству, к жизни Церкви. Осуждение священника или епископа — есть осуждение иерея Божия, чьими руками Господь в Таинствах подает нам спасительную благодать. Такое осуждение есть посягательство на церковную иерархию. Церковь наша строится не по принципу демократии, а по примеру Царства Небесного. Царства, в котором Архангелы не осуждают действий Херувимов, а Серафимы не обсуждают воли Божией, а выполняют ее. Осуждение духовенства, недоверие к Церкви, привитое врагами Ее нашему обществу в конце XIX столетия, привело к печальным событиям двадцатых — тридцатых годов ХХ века, когда Господь лишил непокорных чад и духовенства, и храмов. Закрыли церкви, увезли священников, и дети тех, кто, считая себя вполне православными, поносили и ругали своих духовных отцов, выросли без креста, без Бога, без веры. А замученное, расстрелянное русское духовенство пополнило собой сонм мучеников, и, быть может, их молитвами имеем мы теперь и храмы, и возможность открыто исповедовать свое христианство, и духовные школы. И если печальный опыт прошлого не заградит наши осудительные уста, то история повторится. Да она и повторяется. К скольким расколам и разбродам привела привычка осуждения и непослушания! Пора бы опомниться. Человеку нецерковному, безусловно, труднее уберечься от осуждения духовенства, так как закон этот как бы выше нравственного закона, он уже на уровне духовного закона. Но человек церковный, пытающийся выполнять церковные установления, должен беречь себя от этой беды, от осуждения священника. Осуждающий духовенство сам себя отлучает от церковной благодати. Но есть среди верующих особенно безпокойные люди. Они пребывают в постоянном поиске благодатных батюшек. Так и делят они священство на благодатных и неблагодатных, на сильно благодатных и слабо благодатных. А так как степень благодатности прибором не померишь, то ходят такие безпокойные с прихода на приход, из монастыря в монастырь и не находят себе места, где бы им лучше спасаться. Прилепятся в каком-то очередном благодатном храме или у благодатного батюшки, походят какое-то время и, глядишь, опять ищут нового. И невдомек им, что не желание спасения, а грех осуждения гонит их с места на место. Осуждая кого-то, мы редко храним свой суд в сердце. Чаще мы поверяем его кому-то, оправдывая себя справедливостью суждений. Из Священного Писания мы знаем, что даже человек высокой нравственности и авторитета не посмел злословить священника. Апостол Павел, обличивший перед синедрионом Ананию, узнав, кто пред ним, сказал: “...я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь” (Деян. 23, 5). Когда Господь наш Иисус Христос шел к месту Своей крестной казни, то, изнемогши под тяжестью Креста, остановился и не мог продолжать свой путь. Тогда Крест Господень взял Симон из Киринеи, он-то и помог Господу донести Его Крест. Сегодня православное духовенство взяло на себя тяжелый крест возрождения Православия. Хотелось бы, чтобы чада Церкви были, как Симон Киринейский, помощниками на этом нелегком пути. Именно сейчас так важны канонические отношения между священником и паствой, объединяющие и укрепляющие приход, епархию, всю Церковь. Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным воскресеньем. Кто был в этот день в церкви, те слышали евангельские слова о прощении: “...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6, 14 — 15). Все мы имеем грехи, и грехи эти у всех одинаковые— нарушения десяти заповедей. Может, только в разной форме, либо делом, либо словом, либо помыслом. Каждого из нас есть за что наказывать. Поэтому так важно прощать, а не судить. Тем более, что суд наш вызван не проступком ближнего, а просто нелюбовью к нему. “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла... все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит” (1 Кор. 13, 4 — 5, 7). Священник Сергий Николаев |
|
|
|
|
|
Истинная медицина всегда опиралась на осознанную веру в существование Творца, а, следовательно, признавала и признает Его непосредственное участие в жизни человека. Удивительное устройство структуры человеческого организма, камер и сосудов сердца, его высокая трудоспособность и долговечность, идеальная согласованность с другими органами приводят в восхищение и многих современных ученых. До сих пор ведущие инженеры мира не в состоянии даже просто скопировать систему кровообращения. Непосредственная индивидуальность каждого тела, как радужная оболочка глаза или отпечатки пальцев, – говорят о том, что человек есть творение наисложнейшее и неповторимое. Кроме того, сердце выполняет функцию средоточия внутренней жизни человека. Именно в нем происходит отражение внешних событий. Так, при волнении оно сокращается быстрее, а во время сна – медленнее. В глубине сердца находятся и главные желания человеческой личности – стремление к добру или склонность ко злу. При этом от рождения человек имеет совесть, и, независимо от его мировоззрения, совесть является своеобразной лакмусовой бумажкой в отношении совершаемых им поступков. Истинная медицина никогда не отвергала Бога. И надо сказать, что в большинстве случаев слава об искусстве врачевания обрела венец, начиная с православных святых врачей. Об этом свидетельствуют церковно-исторические примеры целительства святого апостола и евангелиста Луки, врача возлюбленного (Кол. 4, 14), святого великомученика и целителя Пантелеимона, святых врачей-безсребреников Космы и Дамиана и святого нашего времени, хирурга-архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Практически все знаменитые врачи верили в существование особого Божественного промысла в жизни человека. При этом непререкаемым авторитетом для них являлось Священное Писание. «Он [Господь] возвышает душу и просвещает очи, дает врачевство, жизнь и благословение» (Сир 34, 17), – говорится в Библии. В основе традиционного метода лечения всегда было признание величия духа над телом. Одним словом, практически все внутренние болезни начинаются с заболевания духа, затем души, а потом уже и тела. Это подтверждал еще премудрый Соломон, говоря: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч 17, 22). Грех извращает природу человека, превращая естественные чувства в неестественные. Как говорит народная мудрость: «Грехи любезны доводят до бездны». Отсюда ясно, что истинное средство для избавления от греховных страстей и порожденных ими болезней – это покаянное, молитвенное обращение к Богу. Вот что писал об этом св. Феофан Затворник: “Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает её больною; но так как жизнь тела – от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже одно то, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание телесного здоровья. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога – Источника жизни – и ставит человека в разлад со всеми Законами, действующими в нем самом и в природе, то ещё дивится надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь к благодетельному действию лекарств. Говорят, был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится Святых Тайн; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивей этого требовал”. | |
| |
В медицинском аспекте дух — душевное состояние пациента. К здоровому состоянию духа можно отнести чувства благоговения, смирения, кротости, благодарности Богу и ближним, преданности воле Божией, то есть чувства тихие, мирные и добрые. Симптоматика нездорового духа более знакома священнослужителям, поскольку эта область доступна практически только им и, более того, закреплена за ними Самим Господом нашим Иисусом Христом. Исключительно им дана власть прощать и разрешать грехи, а потому в дореволюционной России считалось, что при всяком заболевании, как врачам, так и пациентам необходимо обращаться к священнику. Течение болезни духа происходит следующим образом. Если изначально ропот переходит в унылое состояние духа, то при отсутствии лечения он перерастает в отчаяние и может даже стать причиной повреждения ума. Нередко сопровождается помыслами о самоубийстве. Практикующему врачу пациент не всегда может открыть свои помыслы, а также другие отягчающую душу грехи и обстоятельства (часто связанные с половой жизнью). Поэтому в данном случае исповедь у священника есть самое прекрасное средство для облегчения и выздоровления духа. Для того чтобы исповедоваться у священника, нет необходимости в посте. Исповедь может совершаться в любое время суток, как натощак, так и после принятия пищи. Но все же надо сказать, что желудок, отягощенный пищей, всегда дает некоторое торможение ума, и поэтому при подготовке к исповеди вкушение пищи должно быть умеренным. Часто у человека перед исповедью бывает страх, некоторая боязнь открыть “чужому” человеку свои сокровенные грехи, которые и самому иногда стыдно вспомнить. Но надо знать, что исповедь приносится Богу. Священники же являются посредниками между Богом и кающимся. Нетрудно заметить, что сказать грех невидимому Богу куда легче, чем исповедовать его же священнику. Это говорит о нашей человеческой немощи. Прекрасно зная ее, Господь и повелел исповедовать грехи другому человеку, облеченному саном священства, поскольку это вызывает в душе стыд и приводит ее к большему покаянию и сокрушению. Священники исповедуют огромное количество людей с грехами различной тяжести и имеют благодать от Бога не осуждать грешников, а прощать. Как сказал один иеромонах: “Я всегда с уважением отношусь к тем людям, которые, совершив грех, пусть даже самый скверный, нашли в себе силы сказать о нем на исповеди. Это говорит о том, что человек имеет покаяние и Бог прощает его”. Надо помнить, что милосердие Божие ничто не может превысить. По слову святителя Игнатия Брянчанинова, даже самые страшные смертные грехи подобны горсти песка, брошенной в море милосердия Божия. Однако если кто-то не может найти в себе силы исповедать какой-либо грех, то и в этом случае не стоит отлагать исповедь, а надо написать грех на бумаге. Если же и к этому невозможно себя понудить, тогда можно просто прийти на исповедь и сказать о том, что имеешь грех, в котором стыдно покаяться, и священник сам назовет грех и тем самым поможет избавиться от ложного стыда. Самое главное - сделать первый шаг, прийти на исповедь, а дальше Сам Господь, призывающий грешников к покаянию, обязательно поможет. Ирина Ильинская, православный хирург |
|
|
|
||
Человек верующий и в этом отношении счастливее атеиста: он не находит нужным умалчивать о том, в чем видит проявление воли Божией. Однако люди, давно пришедшие к вере, да и сама Церковь, не отрицая понятия «чудо», с осторожностью относятся к нему. …Человек имеет пристрастие к спиртному. И это пристрастие постепенно губит все хорошее, что есть в нем и в его жизни. Как многие пьющие люди, он не признается в своей слабости, считает, что «пьет, как все». Ведь не несет же из дома, не буянит, не дерется — что еще от него нужно? Знакомая многим житейская ситуация, чаще всего кончающаяся весьма печально. Вот в таком положении оказалась одна из моих знакомых. Все прошла, все попробовала. И до мыслей нехороших доходила, и на развод подавать собиралась. Но остановило ее что-то. Конечно, все вышеперечисленные причины имели место, но было и еще одно: женщина верила в Бога, а с супругом находилась не только в светском, но и в церковном браке. Один священник сказал ей: «вы, конечно, можете со своим мужем развестись, но не забывайте, что вы с ним до конца жизни все равно будете отвечать друг за друга». И она, видимо, сама думала и чувствовала именно так. Я потеряла ее из виду года три назад, а недавно встретила у церкви и не узнала: вроде бы помолодела, взгляд светится, с лица не сходит улыбка. Сели мы с ней на лавочку, и рассказала мне моя знакомая о том, что сама назвала чудом. Постепенно поняла она, что из ее беды не выручат никакие бабки, а дорогие лекарства не только больно бьют по семейному бюджету, но и помогают «как мертвому припарки». И осталась у нее одна надежда, одна дорога — в храм. На том и остановилась, прекратив все «ненужные метания и бросания». И чем тяжелее было на сердце, тем чаще обращалась она к Богу. Говорит, что были у нее и дни отчаяния: думала, не слышит ее Господь, наверное, нагрешили они с мужем слишком много, поэтому не станет помогать. Бросала молитву, жила по накатанной колее, как зомби. Но потом что-то вновь толкало ее: не может быть, чтобы горячая и искренняя молитва — не за себя, а за своего ближнего — там не была услышана. И в Серпухов к чудотворной иконе «Неупиваемая чаша» она ездила (говорит — весь пол перед иконой залила своими слезами), и заказывала сорокоуст о здравии мужа, и сама 40 дней читала акафист «Неупиваемой чаше», стоя на коленях перед привезенной из Серпухова иконой. Много помогло ей чтение Евангелия — просто поддерживало ее тогда, когда никто уже не мог поддержать. Все это вроде бы и не имело результатов. Наоборот, муж стал прикладываться к бутылке чаще, и, наконец, попал в больницу с подозрением на серьезное заболевание. В больнице первые дни, когда ему было совсем плохо, жена неотлучно сидела при нем, а при сильных приступах читала над ним негромко вслух молитвы, хотя, говорит, и косились на нее соседи по палате и медики. Однако подумала, что жизнь и здоровье мужа важнее чужых косых взглядов и собственной неловкости. Постепенно мужу стало легче, выписали его из больницы, но диагноз не отменили, а даже наоборот — добавили новые. И муж, и сама она приуныли: при таком «букете» в пору завещание писать. Однако жена все-таки пересилила себя, и опять стала молиться. Конечно, не забывала и о нужных лекарствах, народных средствах, но понимала, что без Божией помощи ни за что не обойтись. Даже уговорила мужа вместе сходить на соборование (на их счастье, как раз шел Великий пост), ведь сама исповедывалась и причащалась нечасто, а муж и вовсе ни разу за всю жизнь. Много молилась женщина Царице Небесной, особенно перед чтимыми ею иконами «Всех скорбящих радосте», Остробрамской и, конечно, перед венчальной своей иконой Казанской Божией Матери. Молилась о том, чтобы Господь управил их жизнь, как Сам знает, но чтобы, если возможно, оставил мужу время на исправление (потому что супруг ее после больницы стал вести совсем другой образ жизни). Дала она обет (не сказала какой, пояснила только: «не простой, но при желании выполнимый» - и добавила, улыбнувшись: «За полгода с Божией помощью я его и исполнила»). Читала за здравие мужа, душевное и телесное, каждый день по одной главе из Евангелия — никогда, говорит, не думала, что это так непросто, бывало, и по два-три дня пропускала, но потом опять читала все пропущенные главы в один день. И вот, наконец, в очень авторитетном центре провели мужу решающее обследование. Как раз на Благовещение приехали они вдвоем за результатами, и доктор, обследовавший мужа в первый раз, пригласил супруга к себе в кабинет и сказал, что ни один из поставленных диагнозов сейчас не подтверждается, и состояние его здоровья можно назвать даже не удовлетворительным, а хорошим. «Это Благовещение я запомню на всю жизнь,— сказала мне она,— Я шепнула мужу, что это чудо, которое Господь совершил для него не столько по моей молитве, сколько по Своему милосердию. Он, как многие мужчины, отмолчался и вроде бы даже не очень поверил. Я-то знаю лучше него — что с ним было и куда все это делось». И добавила: «Мы теперь с мужем живем так хорошо, как давно не жили. Он не берет ни капли в рот, сказал, что в больнице «там» побывал, и было ему «там» очень плохо, поэтому он предпочитает быть здесь. Ведь хороший человек — и ум есть, и образование, и способности. Вот сейчас и все, и он сам увидели — какой он на самом деле, без этой проклятой рюмки. А я живу так спокойно, так радостно, что все эти черные годы просто забыла. Не забуду только никогда, что Господь для нас сделал. И что бы мне сейчас ни говорили, я в душе знаю, что это было самое настоящее чудо!». Татьяна КУЗНЕЦОВА |
||
|
|
|
|
|
|
|
ПОРОГ НОВОЙ ЖИЗНИ |
||
|
||
Духовная жизнь Христианина начинается с крещения. Крещение можно назвать духовным посевом. Семя веры сеется в сердце человека, приходящего ко крещению, и сердце должно быть готовым к восприятию новой жизни. Чтобы родиться к новому, необходимо умереть для старого. В крещении мы умираем для греха и воскресаем для новой жизни во Христе. Мы умерли для жизни плотской с верою, что Христос Сам воскрес и воскресит каждого из нас в Вечной Жизни Духа, которым всяка душа живится. Умирать всегда страшно и больно. В решимости умереть заключается мужество Христианина. В этом и заключается смысл слов Господа: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф.16, 24). Без креста нет воскресения, но крест - это мучительная смерть, и, чтобы взойти на крест, необходима великая сила. Эту силу нам дает Любовь к Богу. Господь вочеловечился и добровольно отдал Себя на распятие ради Любви к человеку. А Христианин распинает себя плотского, страстного, наполненного беззакониями, ради Любви ко Христу. Это закономерная благодарность человека за его спасение. Благодарность рождает любовь. Чем больше человек созерцает подвиг Христа, тем он больше проникается любовью к Нему. Таинство Святого Крещения еще не есть спасение - это дверь, порог новой жизни. Перед человеком открывается новая дорога, путь Христовой Любви, и по этому пути нужно идти ко Христу, и идти, не оглядываясь на свою прошлую жизнь для греха и плоти, чтобы не уподобиться жене Лотовой. К великому сожалению, сегодня многие воспринимают это таинство как национальную традицию, не более того. Часто приходящие ко крещению не имеют никакого понятия о христианской жизни и Евангелии. Самое страшное, что не имеют желания узнать. Как они родятся к новой жизни, если они не желают умирать для жизни ветхой, греховной? Что значит для них крещение? Наверное, всего лишь национальный обряд. Если русский, то должен быть крещеным. В нашей церкви крещение принимают с раннего детства. Духовные наставники, именуемые крестными родителями, дают обет доброй совести за младенцев, им доверенных к просвещению Светом Евангельской Истины. В обязанность крестных входит духовное воспитание своих подопечных. Но как они могут воспитывать детей, если сами чужды Церкви, не имеют понятия о Евангелии и порой не знают ни одной молитвы? Ни разу не причастились Святого Тела и Крови? В современном понимании у многих под словом вера имеется в виду обрядоисполнение, не затрагивающее образа жизни, - и ничего более. Есть вера, и есть видимость веры. “Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте” (2 Кор. 13, 5). Очень важно трезво ориентироваться в духовном пространстве, можно считать себя кем угодно, но не являться таковым в действительности. “Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв” (Откр. 3, 1). Для жизни необходима деятельная вера. “Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва” (Иак. 2, 26). И дела веры не во внешнем исполнении ритуала или обряда, а в самом образе жизни. Образ жизни имеет начало от образа мировосприятия, мировоззрения. Каждый из нас имеет глаза, сердце, но каждый из нас мир видит по-своему, он не одинаков для каждого из нас. Искусство христианской жизни заключается в постоянном совершенствовании своего мировоззрения. Мы учимся смотреть на мир глазами Христа. Все во Христе исполнено Любовью. Быть Христианином значит уметь любить. Это, наверное, камень преткновения многих. Эта истина не нова, ее все знают, но мало кто на этой аксиоме строит свою духовную жизнь, “ибо много званых, а мало избранных” (Мф. 22, 14). Много людей, призванных Христом в таинстве Святого Крещения, но совсем немного тех, кто пошел по этому тернистому пути Христовой Любви. Хорошо, что много сейчас строят церквей и восстанавливают старые. И многие думают, что в этом и есть возрождение. Но “Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет” (Деян. 17, 24). Церковь - не здание, увенчанное куполами, а собрание верующих людей, объединенных верою в Жизнь Вечную. Самое главное - восстановить жизнь общины, соединить разрозненные “парализованные” члены Тела Христова, восстановить евхаристическую жизнь всей общины. Соединиться в общении Любви, неложно и нелицемерно называясь братьями и сестрами, а внешнее благолепие нам приложится. Священник Владимир Балашов |
||
|
|
|
|
|
|
|
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|