Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2005 год, выпуск № 10 (22)


ПАТРИАРХ ТИХОН. ИНОЙ ПУТЬ РОССИИ


ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

9 октября день прославления Святителя Тихона, первого русского патриарха XX века. Этот внешне скромный человек сыграл значительную роль в самые трудные годы русской истории прошлого века. На его счету нет, конечно, «великих» (можно и без кавычек) свершений, которыми прославились деятели этого революционного времени. Может быть, поэтому в школьном учебнике истории Патриарху Тихону отводится всего несколько строк.


ПАТРИАРХ ТИХОН

Но в этом и особенность значения Святителя Тихона для русской истории. Его можно назвать «отрицательным», и вот в каком смысле. В революционное время разъединения и междоусобной борьбы, разрушительного переворота в человеке и обществе Патриарх Тихон олицетворил собой совершенно иной, особый путь устроения жизни нашего народа. Однако мы этот путь не приняли, а избрали другой, который и стал нашей историей. Тут можно вспомнить обычную в таких случаях фразу о том, что история не знает сослагательного наклонения. Что не было, то не было, и ни о каком, даже «отрицательном», значении речи быть не может. На это утверждение найдется, в свою очередь, достаточно возражений, но давайте оставим их напоследок и хотя бы ради 80летия позволим себе немного поговорить об этом особом пути Патриарха Тихона.

Сначала нужно сказать несколько слов о положении, которое занимал Святитель Тихон в годы нашей революционной смуты. Он был избран Божиим судом, т.е. жребием, на Поместном Соборе Православной российской церкви 5 (18 нов. ст.) ноября 1917 г. Это событие было неслыханным для тогдашней России, как, впрочем, и многое другое, что происходило в эти годы. Ни Собора, ни Патриарха у нас не было уже более 200 лет. К 1917 г. необходимость перемен в церковном устройстве была многим очевидна. Но лишь после падения царской власти, когда государство в лице Временного правительства решило «отказаться» от Церкви, перемены настали. Непривычная свобода потребовала решить множество насущных проблем, определить, как жить Церкви в новых условиях. Для этого в Москве был созван Поместный Собор. От всех епархий Русской церкви были избраны наиболее уважаемые архиереи, клирики и миряне. Здесь были представлены самые разные чины иерархии и сословия: митрополиты и провинциальные священники, титулованные дворяне, промышленники, крестьяне. В церковном народе Собор пользовался высоким авторитетом, особенно в условиях царившей тогда в России анархии. Главным вопросом, который необходимо было решить немедленно, было восстановление патриаршества. После острых, но непродолжительных споров положительное решение было принято. Это произошло 28 октября. Через несколько дней были проведены выборы трех кандидатов на патриарший престол. Митрополит Московский Тихон был избран лишь третьим, после архиепископов Антония (Храповицкого) и Арсения (Стадницкого). Из этих достойнейших, по соборному мнению, иерархов должно было Божиим судом определить Патриарха. 5 (18) ноября это и было совершено: после литургии в Храме Христа Спасителя преподобный иеросхимонах Алексий Зосимовский вынул из ковчежца жребий с именем митрополита Тихона. А через две недели в еще открытом Успенском соборе состоялась его интронизация.

Так в Русской Церкви, у российского народа появился новый, необыкновенный наставник. Патриарх с самого начала имел высочайший авторитет среди всех слоев российского общества. Соборный избранник и избранник Божий, он обладал, по мнению церковного народа, наиболее легитимной властью по сравнению со всеми, кто пытался в 1917 году власть захватить или удержать. В сознании многих людей Патриарх заменил собой царя: в нем видели того, кто взял на себя бремя предстательства и мученичества за народ и Церковь, ее верных и отпавших чад. Он стал истинным главой, духовным вождем народа, о чем говорит необыкновенная любовь людей к Патриарху. Архиереи и священники, крестьяне и аристократы обращались к Патриарху с приветствиями, изъявлением любви и преданности, просьбой о молитвах. Не думаю, что это проявление грубого патернализма невежественного народа, который привык любить «царя-батюшку». Здесь скорее осознание великого бремени Патриарха, его ответственности за всех и каждого и потому единения его, «пастыря страждущей Руси», и верных чад Церкви.

Таким образом, положение новоизбранного Патриарха сразу стало уникальным. Божиим промыслом на него было возложено бремя духовного водительства народа, который растерял других вождей и совсем заблудился. Так его воспринимала паства. И сейчас, при чтении посланий Святителя Тихона, чувствуется, что к больным, страждущим, потерявшимся людям обращается кто-то очень родной, отец духовный. И дело тут не в принятых в подобных случаях выражениях. В своих посланиях Патриарх просто говорит о многих бедствиях и искушениях, которые охватили Церковь и народ. И видно, что и он сам страдает от этих бедствий вместе со своей паствой, болеет и молится за нее. Его горькие слова обращены ко всем: верным и отпавшим, твердым и сомневающимся - ко всему народу.

Избрание святителя Тихона Патриархом произошло в решающие дни русской смуты сразу после большевистского переворота в Петрограде. В первопрестольной шли бои. Кажется, в это время величайшего падения и развала нашего народа Богом ему был дан руководитель, призванный вывести его из этой пропасти или хотя бы показать путь. И действительно, революционная смута стала основной темой проповедей и посланий Патриарха Тихона. Попробуем понять, что было в видении святителя Тихона причиной смуты, в чем ее суть и каков выход из нее. Для более цельного представления придется пожертвовать хронологическим порядком.

В те дни, наверное, многие недоумевали: что происходит? Почему внезапно разрушилась старая жизнь и что несет новая? Перемены были колоссальные, от них хотелось ждать лучшего. Обещания революционеров и сейчас казались бы заманчивыми, если бы мы не знали из собственного опыта, чем они обернулись в жизни. Нам и теперь известны их посулы: мир, свобода, всеобщее материальное благоденствие. Но Святейший Патриарх с самого начала предупреждал о коренной порочности этих преобразований. Христианину она очевидна: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126, 1 2). На этом принципе основано христианское отношение к любому мирскому делу. Ясно было уже давно, что в строящемся здании революционных преобразований забыт краеугольный камень веры. Патриарх в своем новогоднем послании (1918 г.) сравнил «архитекторов революции» со строителями Вавилонской башни. Они так же хотят сделать себе имя, забыв об имени Божием, надеются облагодетельствовать человечество своими силами. Соответственно, и результат революционных преобразований будет подобен исходу вавилонского столпотворения. «…Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши» . Народ не получит обещанные блага, а само здание падёт. Именно эти идеи, на мой взгляд, определяли (или должны были определять) отношение православных христиан к революционным преобразованиям. Они неприемлемы потому, что революционеры строят свое здание на безбожных основаниях, на гордости. Здесь мы видим исходную точку того альтернативного пути, который в годы смуты предлагала народу Церковь устами Патриарха. Если в основе государственного и общественного строительства лежит грех, гордость и своеволие, то оно обречено на неудачу. Поэтому такое строительство нельзя поддерживать. Но в чем причина самой революции, распада государства, падения общественных устоев, унижения страны врагами, междоусобной войны и гонений? Почему старая жизнь внезапно рухнула, а власть захватили разрушительные силы? Об этом Святейший писал очень много. «Где же причина этой длительной болезни, повергающих одних в уныние, других в отчаяние?» - спрашивает Патриарх в послании 13 (26) июля 1918 г. И отвечает так: «Грех - вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений. Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей… помрачил наш народный разум… разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу… Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу (Лк. 10, 42). Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7). И вот, мы терпим голод и жажду, и наготу (1 Кор. 4, 11),… и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших. Грех, тяжкий нераскаянный грех, вызвал из бездны сатану, изрыгающего ныне хулу на Господа и Христа Его и воздвигающего открытое гонение на Церковь». Поистине, трудно добавить что-то к этим словам. Важно иметь в виду, что грех, о котором говорит Патриарх Тихон, относится к дореволюционной жизни. Очевидно тогда, что нельзя говорить о желании Церкви возвратиться к прежнему порядку. Нужно, конечно, не возвращение утраченного в революцию, а в первую очередь, покаяние в прошлых и настоящих грехах. К нему и зовет святитель. От греха и его последствий может избавить лишь Бог, и к Нему должен обратиться народ, чтобы спастись от смуты.

Особенно неслыханной и страшной приметой смуты стали гонения на Церковь. С первых дней советской власти начались убийства священнослужителей, разграбление церквей, а в январе 1918 г. был издан декрет об отделении Церкви от государства, ставивший первую в совершенно безправное положение.

Патриарх Тихон немедленно отреагировал на эти террористические акции в обличительном послании от 19 января (2 февраля нов. ст.) 1918 г., известном как «анафема советской власти». Мне кажется, такое название не совсем верно. Святитель обращается не собственно к советской власти и ее представителям, а ко всем гонителям Церкви. Это различение очень важно: Патриарх обличает и анафематствует не какую-то политическую силу, а конкретных людей - отпавших от Церкви гонителей, кто бы они ни были. Он обращается к ним как пастырь к блудным сынам Церкви и обличает именно грех безбожия, убийства и святотатства, а не политические идеи. Судите сами:

«Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним, ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях… Всё сие преисполняет сердце наше глубокою болезненной скорбью и вынуждает обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения… Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что вы творите, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей, загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной. Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной» .

Пишу откровенно, мне тяжело вдумываться в эти слова. Кого анафематствует Святейший Патриарх? Многих и многих наших родичей, которые в то страшное время и в последующие года отвергли веру и стали гонителями Церкви Христовой. Вам судить, что это значит. Скажу лишь, что одно только отлучение от Церкви родственников многих из нас - тяжёлое горе и бремя для христианской души. Больше того, мы сами не свободны от наказания за грех предков, по заповеди Божией, данной Моисею на горе Синай (Исх. 20, 5). Мы должны это ясно осознать, если хотим быть в вере. Анафема - отлучение от Церкви может быть снята лишь через покаяние и только тем, кто ее наложил. Теперь нам нужно надеяться на милосердие Божие и молиться Святителю Тихону о прощении и предстательстве пред Господом за наших родичей и за нас.

В том же послании Патриарх благословляет верных чад Церкви встать на её защиту. Беззаконному насилию противопоставить силу веры, силу властного всенародного вопля. Так народ должен был показать, что враги Церкви действуют против него самого. Патриарх призывает к объединению верующих, к борьбе не вооруженной, но духовной и, наконец, зовет людей на мученичество: «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовём вас, возлюбленные чада Церкви, зовём вас на страдания вместе с собою…»

Итак, избавление от смуты - во взаимном согласии и мире, в ненасильственной защите Церкви от гонителей, противостоянии вскрытому революцией греху и, главное, в покаянии. Таким Патриарх Тихон видит путь спасения России в условиях революции. По сути, это совокупность средств исцеления народа, его возвращения к богоугодным началам устроения жизни. Тут нет плана политических преобразований, но только призыв к духовному возрождению. И средства, которые предлагает Патриарх Тихон, относятся к области веры, личной и общественной нравственности. Именно в этом смысле можно говорить об особом пути Патриарха Тихона - пути духовного устроения России в условиях смуты. Этот путь имеет историческое значение, если исходить из духовных оснований революции. Изменение и исцеление этих основ привело бы к переменам во внешних её проявлениях. В результате изменения ума народа безбожная власть могла бы пасть. Ведь эта власть возникла как раз через прельщение ума, о чём всегда писал Патриарх Тихон.

Святейший, видимо, надеялся, что захват России богоборческой властью - это временное искушение, посланное за грехи. Новая власть, казалось, была совершенно чужда народу, его ценностям и нуждам и сумела лишь смутить и прельстить его своими заманчивыми обещаниями. Увидев, что узурпаторы покушаются на их святыню, «действуют прямо против совести народной», люди немедленно перестанут поддерживать «своих» комиссаров, восстанут против гонений и беззакония, и революционная власть неизбежно падёт. Поэтому он и призывает паству к мирному протесту, к духовной борьбе с грехом, который навязывают властители.

Внял ли народ призыву своего патриарха? С одной стороны, многие тогда мученически гибли за веру, другие сочли своим долгом защищать её с оружием в руках и присоединились к Белому движению. Но многие другие в это время разрушали храмы, грабили монастыри, убивали священников или просто оставались равнодушными к происходящим вокруг преступлениям. Нет возможности здесь привести точные факты, но нам известен итог: безбожная власть в России не пала, а утвердилась, люди ее либо поддержали, либо смирились с ее господством, сопротивление остальных власти подавляли. Надежда Патриарха на духовное пробуждение и освобождение народа не оправдалась.

Причина такого исхода - это тайна. Нам сейчас победа советской власти в России может казаться закономерной и неизбежной, но многие современники считали её возможность почти невероятной. Мне кажется, святитель Тихон может косвенно помочь нам понять, почему это произошло. Известно, что после более чем годичного заключения в 1922-23 гг., обвиненный в антисоветской деятельности, Патриарх Тихон обратился к власти с заявлением о раскаянии «в проступках против государственного строя». Он писал, что «отныне Советской власти не враг». После этого его освободили из-под ареста. Отказ Патриарха от своей прежней позиции (и, следовательно, от тех посланий, которые здесь описаны) объясняют по-разному. Самая распространенная точка зрения состоит в том, что святитель Тихон пошёл на компромисс с властью, чтобы спасти Церковь от обновленческого раскола. Но, возможно, внутренняя причина такого поступка другая. Не пришёл ли Патриарх к убеждению, что утверждение советской власти - это наказание Божие, которое нельзя сбросить сразу, а надо претерпеть? Если революция - это не просто заблуждение, ошибка народа, а сознательный выбор, то победа безбожной власти - его необходимое следствие. Что-то поработило волю верующих людей в России, и православный народ не смог или не захотел сбросить противных его вере властителей. Протоиерей Георгий Митрофанов пишет о трудном выборе Патриарха Тихона: «Он понимал, что число его активных сторонников очень мало. И это было страшное прозрение того, что основная часть церковного православного народа не собирается поддерживать своего Патриарха, свою Церковь, что Церковь им в данный момент стала не нужна, они сняли с себя всю ответственность за то, что происходило с Церковью» . Может быть, происшедшее с нашей страной тогда - это наказание за отступление от веры, следствие того, что народ не принял путь Церкви и Патриарха.

Летом 1919 г. религиозный философ князь Евгений Трубецкой писал: «За всё время моих странствий по России у меня была единственная точка опоры, которая спасала меня от отчаяния. В минуты тяжких сомнений и отчаяния мне вспоминался заточенный в Москве Патриарх Тихон, и мысль о нём давала душе какое-то неизъяснимое успокоение и легкость духа: достоверность спасения России - вот что чувствовалось в эти минуты. Чувство это являлось само собою, интуитивно, мгновенно, упреждая мысли. Потом я размышлял, стараясь понять, в чем дело. Мне вспоминались слова святителя, когда его предупреждали об опасности, грозившей его жизни: «Умереть, ну так что же такое, я на это готов хоть сейчас, вот если мучить начнут - это неприятно, но и на это придется пойти» - и мысль о смерти ни на минуту не нарушала его настроения, всегда светлого и радостного. Из частных бесед с патриархом я неизменно выносил впечатление, что он обрёк себя в жертву за Россию. Притом он был всегда весел и спокоен и всем обликом своим напоминал слова апостола: “Всегда радуйтесь (1 Фес. 5, 16)» .

Не нам судить о путях Божиих. Но очень хочется найти смысл произошедшего тогда, и во многие другие времена, чтобы понять, как быть сейчас. Очень много хотелось бы сказать о Святителе Тихоне и о его времени. Этот святой кажется мне очень родным нам по духу и по делу, которое стало призванием его жизни. Когда я читаю слова и послания Патриарха, мне кажется, что они сказаны и для нас. Не прислушаться ли к ним?

Николай Бобринский (МГИМО, Москва)



ЗЛОСЛОВИЕ


Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими” (Мф. 5, 9). Кто же такие миротворцы, и как нам, простым людям, послужить так называемому делу мира? Для всех ли это возможно? Или это дело политиков и всяких выдающихся людей? Мир между странами. Мир между соседями. Мир и единение в общем труде. Мир семейный. И как основа всяческого мира — мир в душе каждого из нас. Вот с этого личного мира, нашего мирного духа и начинается любой мир.

Все мы разные. Различны наши природные свойства и приобретенные навыки. Один гневлив, а другой безгневен. Кто-то злопамятен, а иной не помнит обиды. Кого-то смущает зависть, а иному безразлична не только чужая, но и собственная жизнь. Все мы разные. Но если мы внимательны к себе, сознаем, видим свои недостатки, свои грехи, пытаемся избавиться от них с помощью Господа, которую Он дает нам в Таинствах исповеди и причащения, то страсти станут менее смущать, возмущать наш дух, и мы сможем обрести дух мирен. “Стяжи дух мирен и возле тебя спасутся тысячи”,— говорит преподобный Серафим Саровский. Не только свой дух умирим мы, борясь с грехами, но и окажем спасительное умиротворяющее влияние на окружающий нас мир.

“Но я не гневлива, не драчлива, не мстительна, — скажет иная раба Божия, — в чем же может проявиться мое миротворчество?” Да, слабые, мирные женщины. Безоружные. Есть даже старинная поговорка: “На что Марфе меч, кого ей сечь?”. Безоружные. Правда, не совсем. Простые, привычные, бытовые ситуации. Свекровь и невестка, две соседки, сотрудницы. Как часто мы слышим, бываем свидетелями домашних, соседских или служебных склок, даже не ссор, а привычных сплетен, пересудов, взаимных злословий, уязвлений? “Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие”, — учит Апостол (Иак. 1, 26). И он же милостиво назидает: “Не злословьте друг друга, братия” (Иак. 4, 11).

Злословие... Многие подчас и не замечают за собой этого греха. Сказали и забыли, не заметив и не придав значения тому, что кого-то обидели, огорчили, унизили, нанесли душевную рану. “Ах, злые языки страшнее пистолета” — эти слова Александра Сергеевича Грибоедова стали пословицей. Вот и “безоружные”.

Я не хочу сказать, что сплетни, злословие, пересуды свойственны только слабому полу. Нет, подчас и мужественные и сильные не прочь приклонить ухо на худые вести. “Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию”,— говорит Апостол (Иак. 3, 7 — 9). Смертоносным ядом называет он злословие. И оно поистине смертоносно. Сколько судеб, сколько авторитетов и даже жизней погубила сплетня, злоречие. Сплетня — причина гибели Александра Сергеевича Пушкина. Злоречие привело к безвременной смерти и другого русского поэта — Михаила Юрьевича Лермонтова. Сплетня была основой общественного приговора французской королеве Марии-Антуанетте и привела ее на гильотину. Сплетни и злословие способствовали падению авторитета Царской власти и у нас в России. Направленные сплетни отравляли постоянно жизнь последней императорской четы и особенно императрицы Александры Федоровны, благочестивейшей христианки, жены и матери пятерых детей, искренней патриотки. Можно сказать, что именно создавшие общественное мнение сплетни явились начальным орудием революции, горькие плоды которой мы пожинаем и по сей день. В годы массовых репрессий сплетня получила статус доноса. Сплетня убивала, сажала в тюрьму, отправляла в лагеря. Она реально стала “страшнее пистолета”. Но все эти великие люди и трагические события истории не имеют, кажется, отношения к нам. Мы ведь не собираемся никого убивать. Так ли это? Иногда несколько слов могут расстроить свадьбу, разрушить семейный покой, лишить кого-то доверия начальника, сорвать торговую сделку или какое-то дело. А сколько огорчений приносим мы своим злоречием!

Этот “смертоносный яд” может привести к болезни, а потом и к смерти человека. “Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца” (1 Ин. 3, 15). Только ненависть, зависть, желание возвыситься над кем-то заставляют нас передавать чужие вести, клеветать, обезславливать ближнего. Но разве, сказав нечто порочащее о другом человеке, сможем мы сами стать или хотя бы выглядеть от этого лучшее. “Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его” (Лк. 6, 45), — эти слова Спасителя обличают злословящего. Злые слова оскверняют нас, лишают славы, чести: “...а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека” (Мф. 15, 18— 20), — читаем в Евангелии.

Эти словесные, почти безплотные грехи, считаются у нас легкими, неважными, на самом деле не так безобидны и не хуже “больших злодейств” смогут привести нас к гибели. “Злословие есть смерть души”, — учат отцы Церкви. Под безчисленными песчинками этих мелких ежедневных сплетен, укоров, злоречий душа мертвеет. Совесть, оглушенная нашими клеветами и сплетнями, становится неспособной слышать глас Божий. Кроме того, “за какие грехи телесные или душевные осудим ближнего, в те впадем сами, и иначе не бывает” (преподобный Иоанн Лествичник). Поэтому так важно хранить свой слух и уста от худых речей. “Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой,— учит преподобный Антоний Великий и продолжает: — Не приклони слуха, чтобы услышать зло о ближнем, будь другом человеков и стяжаешь жизнь”.

Конечно, нелегко обуздать язык свой. Здесь и привычность греха, так сказать, навык и общепринятость обсуждения чужих дел, и невозможность избежать общества злословящих. Не случайно Апостол сказал: “Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело” (Иак. 3, 2). Но если грех злоречия будет ненавистен нам, если мы будем вслед за пророком Давидом молить Господа: “Положи, Господи, охрану устам моим” (Пс. 140. 3), то Всемилостивейший Господь обязательно подаст нам свою помощь. Да, мир в немалой степени зависит от нашего языка. В жизни Макария Великого был такой случай. Однажды преподобный Макарий шел со своим учеником. Ученик, несколько опередив учителя, увидел идущего навстречу языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик воскликнул: “Куда несешь полено, демону?” Жрец, рассердившись, сильно побил монаха и продолжал свой путь. Прошедши немного, он встретил Макария. Угодник Божий приветствовал жреца: “Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!”. Жрец удивился: “Что нашел ты во мне доброго, что приветствуешь меня?”. На что Макарий ответил: “Я приветствую тебя потому, что вижу тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то”. Жрец от этих слов пришел в умиление и попросил Макария взять его к себе в монастырь и крестить. Позже бывший жрец постригся в монахи. По этому случаю блаженный Макарий сказал: “Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей”.

Вот так и нам надлежит говорить с ближним и дальним. Не станем мы обижать, унижать и всячески огорчать ближних. И тогда легко нам исполнить апостольскую заповедь: “...будьте в мире со всеми людьми” (Рим. 12, 18).

Священник Сергий Николаев



ЕСТЬ ЛИ ШАНС У РОССИИ?

Интервью с отцом Анатолием (Берестовым)

В России сегодня 7 млн. наркозависимых, и это число постоянно увеличивается. Сорок тысяч человек ежегодно погибает от водки. На улицах городов, как грибы после дождя, возникают все новые павильоны с игровыми автоматами, вовлекающими молодежь в новую зависимость - лудоманию.

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем методе реабилитации наркоманов.

- Метод основан на принятии человеком православного мировоззрения. На первом этапе мы выводим пациента из наркотизации с помощью обычных медицинских методов детоксикации. По договоренности с Департаментом Здравоохранения Москвы мы укладываем их в наркологические отделения больниц. Там они находятся около месяца и впервые встречаются со священником. Батюшка проводит беседы, служит молебны, исповедует. После больницы пациенты приходят к нам в Душепопечительский Центр, и мы проводим комплексную реабилитацию. В комплекс входит активное воцерковление, участие в литургической жизни. У нас работает группа катехизаторской помощи из бывших наркоманов, которые вылечились и теперь учатся в Свято-Тихоновском Богословском университете на педагогическом факультете. Их помощь просто неоценима, с ней не могут сравниться даже профессиональные психологи. Это понятно: «свояк свояка видит издалека», они быстро находят общий язык со своими сверстниками. Затем, у нас имеется кабинет биологической обратной связи. Там работают прекрасные психологи.

Тут имеются специальные методики, используется музыка, видеоряд. Особенно хорошо действуют иконы и православные песнопения — они просто на глазах выравнивают деятельность мозга. Классическая музыка и картины тоже помогают, но намного слабее. А вот когда мы попытались включить тяжелый рок - наступила такая дизритмика мозговой деятельности, что мы опасались развития эпилептического припадка.

- С какими еще “маниями” приходится сегодня бороться современной молодежи?

- Лудомания — игровая зависимость — очень тяжелая проблема. В России уже минимум полтора миллиона игроманов. Посмотрите, с какой скоростью распространяются игровые автоматы...

- И как быстро возникает игровая зависимость?

- Некоторым достаточно постоять у игрового автомата два часа. Это зависит от психологического склада человека. Азартные по характеру люди привыкают очень быстро. А лудомания - настолько тяжелое психологическое заболевание, что на последней стадии она вовсе не поддается медицинскому лечению. До последнего времени нам не удавалось вернуть к нормальной жизни ни одного лудомана. Только в этом году, когда мы составили группу из священника, психотерапевта, врача и стали серьезно изучать это явление, мы стали помогать лудоманам. Сейчас нам удалось вылечить 15% наблюдающихся у нас игроманов.

Перестраивается весь образ жизни. Лудоман «зацикливается» на игре. Он теряет интерес к семье, работе, обществу. Даже физиология такого человека меняется. Проходя мимо игрового автомата, даже не видя его, он чувствует сердцебиение. То есть игроман воспринимает автомат периферическим зрением или на слух, когда мы бы и не заметили его. Мы провели исследование и разработали гипотезу патогенеза развития лудомании на мозговом уровне. Если она подтвердится - мы научимся выводить людей из лудомании.

- Может ли священник помочь страдающему алкоголизмом?

- Пьющему можно помочь, если он сам проявляет желание стать трезвым. Если оно есть, то батюшка может помочь - путем усиленной индивидуальной работы с этим человеком. Причастие, личные духовные беседы, беседы с родными. Главное - не бросать пришедших людей без контроля, а постоянно работать с ними. Особенно важна первая исповедь. Это совет священникам: уделите первой исповеди пьяницы или лудомана особое значение. Например, я уже во время первой исповеди вижу: кто легко отойдет от наркотиков или пьянства, с кем придется серьезно поработать, а кто и вовсе не поддастся.

- А можно ли убедить человека, не верующего в Бога или признающего бытие Божие, но отрицающего Церковь, что, чтобы освободиться, например, от пьянства, ему надо идти в храм?

- Можно. К нам приходят в основном люди неверующие, настроенные скептически. Улыбаются: «а ну-ка посмотрим, что там эти попы делают...» Постоят, посмотрят... Видят, что такие же пьяницы, как они, крестятся, молятся - и не пьют, - и начинают задумываться. А потом, прослушав проповедь или беседу священника, подходят, начинают задавать вопросы. И со временем становятся активно верующими. Можно. Но только там, где нет какой-то личной, активной неприязни к Церкви к Богу.

- А если родственники хотят привести человека, который сам этого не желает, - они могут это сделать?

- Насильно - не советую. Пусть родственники лучше молятся за страждущего. Молитва в этом случае играет огромную роль. Я знаю немало случаев, когда по молитвам родителей их дети приходили к нам — и становились здоровыми, верующими людьми. И вот здесь я еще раз хочу сказать, насколько важна исповедь. Мы столкнулись с эффектом, который в своей книге «Возвращение в жизнь» я назвал «эффектом отмычки». Когда после первой же исповеди и первого Причастия люди, только что пришедшие в Церковь, прекращают быть наркоманами или бросают пить. Среди наркоманов таких оказалось 20% - то есть каждый пятый! Настолько велика мощь Церковных Таинств! Благодать Божия касается - и открывает «замок», открывает душу. То есть, как отмычка — «ключ» для любого замка, так благодать — ключ для души.

- Батюшка, как Вы думаете, у России есть шанс на спасение?

Если Президент проявит политическую волю, возьмет в свои руки контроль за борьбой с наркоманией и ее профилактикой, заставит бороться все правительственные и неправительственные структуры - то шанс на спасение у России есть. Если Церкви будет разрешено преподавать духовные предметы в школе - шанс есть. Но тут выступают определенные нездоровые силы - так называемые правозащитники, которые активно выступают против этого — даже против преподавания Основ Православной культуры. Те же правозащитники стимулировали принятие страшного постановления Правительства РФ №231, которое фактически легализовало наркоманию. Теперь каждый может носить в кармане до одного грамма героина. Это постановление было пролоббировано через Министерство Юстиции «правозащитниками». А после его принятия число погибших от наркомании сразу возросло на 60%: с 70 до 112 тысяч человек в год. В некоторых же регионах эта цифра выросла на 800%. Так что мы с «правозащитниками» на разных полюсах. Они наносят удар по России, а мы спасаем молодежь.



"ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ..."


Ученые открыли “сверхъестественные свойства” св.мощей почивших отцов Киево-Печерской лавры. Валентин Ковальской, в прошлом морской офицер (капитан-лейтенант), нынче – журналист. Из бывшего замполита превратился в православного человека. По иронии судьбы, закончил военное училище, на территории которого когда-то была Киево-Могилянская академия, основанная святителем Петром Могилой, а теперь – прихожанин храма Святителя Петра Могилы (УПЦ Московского Патриархата). В этом номере печатаем его очерк – о святынях Киево-Печерской лавры. Автор попытался показать две точки зрения – мирскую и церковную.


Мощи против… радиации

Феномен святых мощей давно приковывал к себе внимание множества “следопытов”. В документальном фильме Николая Ильинского “Тайны Киево-Печерской лавры” есть видеозапись о спелеологах, пытавшихся обнаружить место захоронения основателя этого монастыря – преподобного Антония. По всей вероятности, они не знали (или не признавали) завещания старца о том, чтобы никто не тревожил его прах. После того, как вырвавшийся из-под земли необжигающий огонь дважды преградил им путь, все исследования были немедленно прекращены. И тогда за дело принялись ученые…

Почти 20 лет назад советские ученые, исследовав многие останки святых угодников Киево-Печерской лавры, неожиданно открыли тайну феномена нетленности: оказалось, что в мощах содержатся высокоочищенные масла, не имеющие ни жирных кислот, ни неорганических фосфатов, способствующих процессам разложения. Однако в то атеистическое время такую сенсацию боялись предать широкой огласке. И только недавно мне посчастливилось получить неоспоримые документальные свидетельства из рук одной киевлянки, дочери кандидата биологических наук Тамилы Решетниковой (ныне покойной): в 80-е годы прошлого века она работала в составе государственной комиссии по исследованию лаврских мощей, которые уже сотни лет пребывают в подземных пещерах и переходах.

В своем труде “Современные исследования феномена святых мощей” Т.Решетникова детально описала биофизико-химическую природу останков печерских подвижников и их влияние на живые обьекты: “Обьектами исследований были семена и 7-9-дневные ростки пшеницы сорта Мироновская-808. Содержание химических элементов в семенах определяли методом плазменной фотометрии на атомно-абсорбционных спектрометрах “Сатурн” (СССР) и “АА-1” (ГДР). Погрешность приборов по стандартам составляла 1-2 процента, число вариантов в пробирках – от 5 до 10. Ошибка исследований не превышала трех процентов при уровне вероятности 0,950 – 0,997… Во всех случаях, независимо от длины временной экспозиции, эффект был один: семена, побывавшие возле мощей, отличались повышенными на 15-20 процентов всходами и ускоренным развитием… Результаты химических анализов показали, что даже после кратковременного пребывания возле мощей в сухих семенах изменяется состав некоторых химических элементов. Так, например, под воздействием мощей святого Агапита Целителя количество цинка (вредного для растения – авт.) уменьшилось на 18 процентов, а кальция и калия увеличилось на 11 и 4 процента соответственно… Можно предположить, что первопричиной обнаруженных изменений в семенах являются процессы трансмутации, то есть взаимопревращения атомов одних химических элементов в другие”. Но больше всего Т.Решетникову поразило другое: “благословенные” зерна, в отличие от обычных, успешно выдержали облучение и даже дали прибавку в зеленой биомассе. Следующий эксперимент был проведен возле мощей Никона Великого: стрелка дозиметра ДП-5В, ранее показывавшая 120 микрорентген (такой была средняя радиация в Киеве в мае 1986 года), после молитвенного обращения к преподобному резко уменьшилась на 50 микрорентген! Ученые были настолько шокированы, что безоговорочно поверили в силу Святого Духа. Именно тогда они сделали уникальное открытие: энергетическая сила, исходящая от преподобных подвижников, “воздействует на живые организмы на ядерном уровне организации материи”…

Они… живые?

По мнению многих экспертов, работавших вместе с Тамилой Решетниковой, останки святых подвижников обладают сверхъестественными свойствами: спонтанной самостерилизацией, отсутствием гемолитических (болезнетворных) бактерий, очень вредных как для живого организма, так и для мощей. После проведения медэкспертизы ученые определили, что святые мощи являются источником неизвестной науке энергии.

Наряду с отсутствием процессов гниения был установлен факт сильного высыхания тканей. В отличие от зловонных египетских мумий, благоухающие останки печерских подвижников не содержали в себе никаких антисептиков: их тысячелетнее сохранение было обусловлено не методами бальзамирования (в православии это запрещено), а особой структурированностью организма, что позволяло воде безпрепятственно испаряться через мембраны клеток даже после полного прекращения обмена веществ, то есть после смерти. Но и это еще не все. Оказывается, долгое пребывание святых в молитвенном состоянии так сильно влияет на телесные атомы, что они даже после смерти организма остаются постоянными ретрансляторами неведомого энергетического потока. Зафиксировав на фотопленке энергопотоки, излучаемые во время молитвы человека, ученые выдвинули любопытную версию: “Если в энергоканал связи между святыми мощами и космосом (читай – Богом – авт.) вливается энергия молитвы живого человека, то это приводит к ее усилению, то есть к исцелению или другому благотворному влиянию на людей”. То есть, получается, чем сильнее вера, тем эффективнее будет результат.

Удивляет еще один факт, не поддающийся объяснению с научной точки зрения: тела священномучеников сохранились намного лучше, чем тела прочих святых, умерших естественной смертью. Но больше всего поражают результаты анализов, полученные еще в декабре 1988 года во время химического анализа мощей, взятых из чаш с мироточивыми главами, которые на языке ученых именовались “образцами № 4, № 9 и № 20”. Именно тогда три “светила” медицины – профессоры Бобрик и Концевич вместе с лауреатом премии имени академика Палладина профессором Хмелевским – составили уникальный отчет, в котором черным по белому было написано: “Химический анализ образцов был исполнен в лаборатории кафедры биохимии Киевского мединститута. Результаты анализа показали: все образцы являются высокоочищенными маслами, не содержащими в себе высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции этерификации и метилования… В образцах не обнаружены неорганические фосфаты и ионы амония, что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ… Исследованиями установлено, что образец № 20 имеет 20 мг белка в 100 мл, образец № 9 – 13 мг, а образец № 4 – 70 мг. Данный показатель присущ только живому организму…”

Илья Муромец родился… калекой

С помощью антропометрических исследований удалось определить и физические данные печерских подвижников. К примеру, по методу ученого Герасимова было установлено, что возраст Нестора-летописца составлял 60-65 лет, рост – 163-164 сантиметра, Ильи Муромца – 40-45 лет и 177 сантиметров соответственно. Кстати, последний действительно обладал огромной силой (у него была очень развита мускульная система). Но первые “30 лет и 3 года”, как и повествует предание, он вообще не мог ходить: смолоду страдал заболеваниями хребта, что привело к некоторым функциональным перестройкам организма (утолщение черепа, увеличение размеров кисти по сравнению с длиной плеча…). Вдобавок ко всему, былинный богатырь имел несколько переломов ребер и правой ключицы, проникающее ранение левой руки, а смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом (копьем?).

Илия Муромский

Сравнительный анатомический анализ показал, что физическое развитие почившей братии было довольно хорошим: святые иноки, в основном, являлись людьми среднего и высокого роста, имели правильное и крепкое телосложение. Большинство из них умерло в зрелом и “пенсионном” возрасте: от 40 до 60 лет. В зависимости от рода занятий у святых подвижников были развиты определенные группы мышц: у преподобного Марка-печерника прекрасно развиты нижние и верхние конечности, у Григория-иконописца – правая рука, шея и спина. Это лишний раз доказывает, что в монастырь уходили не только хилые и престарелые люди…

Каждые мощи по-своему благоухают

Во время посещения Лавры игумен дальних пещер отец Василий благоговейно открыл передо мной раки нескольких святых и даже позволил прикоснуться губами к их высохшим рукам. И – о чудо! Оказывается, наши богоносные и преподобные отцы, столетиями почивающие в тихих монастырских обителях, продолжают излучать тепло. Температура их мощей примерно такая же, как у живого человека!

По мнению лаврских монахов, к нетленным мощам нужно относиться с особым почтением и благоговением. В случае святотатства грешнику не избежать жестокого наказания. Об этом свидетельствуют записи митрополита Киевского Петра Могилы, составленные по словам многих очевидцев. В частности, меня впечатлил рассказ об одном немецком отроке – Генрихе Мансвеле. Находясь в лаврских пещерах со своими, он втайне оторвал палец от руки одного из святых. По дороге в Киев его разум так сильно помутился, что окружающие взволнованно спрашивали: “Кто ты и почему ходишь как сумасшедший?” Сознавшись в содеянном, он был вынужден вернуться в Лавру и положить оторванный палец на место. И только после этого Генрих почувствовал душевное облегчение.

Говорят, каждый святой по-своему благоухает, однако различить эти запахи может лишь тот, кто не просто обладает хорошим обонянием, а неустанно стремится к своему духовному совершенству. В порядке исключения мне также разрешили зайти во “святая святых” – своеобразный подземный шкаф, на полках которого хранятся специальные сосуды с мироточивыми главами. Впервые в жизни я не только увидел, но и смог приложиться к честной главе священномученика – это был небольшой, потемневший и полый череп Климента Римского, одного из учеников апостола Павла, жившего еще в первом веке. А вот узнать имена остальных угодников, к сожалению, так и не удалось: записи о них были утеряны в результате долгих лет атеистических гонений и частых разрушений Лавры… Из нескольких десятков глав, показанных нам в дальних пещерах, сегодня мироточат лишь семь. Многие монахи связывают этот факт с оскудением истинной веры и расцветом западных сект в нашей православной стране.

– Когда после долгих лет гонений нашу Лавру снова открыли, главы Божьих угодников мироточили так обильно, что за день один сосуд мог наполниться наполовину, – говорит отец Василий. – Это свидетельствует об истинности христианства: многие святые, предвкушая вечные блаженства, прославляются не только на небесах, но и на земле. Их нетленные мощи необходимы для духовного подкрепления каждого человека: через молитвы к нашим преподобным люди получают исцеления и утверждаются в православной вере. Говорят, что в темных пещерах преподобные и богоносные отцы читали священные книги, пользуясь светом… собственных рук. В замурованных келиях, где обычный (мирской) человек наверняка сошел бы с ума, святые затворники могли пребывать целые годы без вреда для собственной психики: чем дольше они там жили, тем сильнее становился их провидческий разум. В отличие от западных мистиков и восточных мудрецов, увлекавшихся философией, главная цель православных монахов состояла во внутреннем созерцании и гармонии с окружающим миром.



МОЛИТВА - ПОД ЭНЦЕФАЛОГРАММОЙ


Феномен особого состояния человека во время молитвы выявили исследования сотрудников Психоневрологического института имени В.М.Бехтерева в Петербурге. В лаборатории профессора Валерия Слезина проведены исследования с целью выявить, какие процессы происходят во время молитвенного обращения к Богу в коре головного мозга человека. Для эксперимента пригласили настоятеля одного из монастырей. Его электроэнцефалограмма показала, что кора головного мозга в момент молитвы была полностью выключена – электрических импульсов не было. Однако сознание при этом оставалось абсолютно ясным.

Профессор Слезин назвал этот феномен “четвертым состоянием сознания”. До сих пор науке были известны лишь три состояния: бодрствование, медленный и быстрый сон, которые отличаются друг от друга характерами электроимпульсов в коре. Как показывают исследования, электроэнцефалограммы бодрствования и быстрого сна идентичны. Оказалось, что происходит полное отключение коры как во время медленного сна, так и во время молитвы. Получается, что молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и три ранее известных. В жизни человека существуют переходы одного состояния сознания в другое, системы торможения, отключения. Когда по его воле отсутствует необходимое для него четвертое физиологическое состояние мозга, то, по предположению ученых, наступают негативные процессы. Недаром характерной чертой подвижников, монахов, старцев является умиротворенность души, вызванная целительным свойством молитвы. Исследования помогли выяснить также, что уныние, рок-музыка уводят человека от состояния гармонии, вызывая в коре мозга электрические импульсы, близкие к эпилептическому припадку. Все четыре физиологических состояния человека должны чередоваться. Отсутствие одного из них нарушает наше нормальное развитие, приводит к болезни, деградации. Четвертое состояние противостоит разрушающей силе современной массовой культуры. Это путь к гармонии.

Е.Югина



ОДНОМУ ПРАВОСЛАВНОМУ ИЗ НОВОНАЧАЛЬНЫХ, КОТОРОГО РУГАЮТ ВСЕ ДОМАШНИЕ


Пока ты не начал Богу молиться, ты всем был мил, а теперь ты вдруг оказался в своем доме, как среди вражеского лагеря. Раньше ты и пил, и курил, и понемногу воровал, и ругался, и пролеживал бока в рабочие дни, и творил другие дела, противные Богу и почтенным людям. И все-таки тогда ты был всем своим мил. А когда ты пошел путем правды, Богопочитания и молитвы, тотчас на тебя все набросились, как осы.

Радуйся, брат, радуйся сто раз! Разве ты не видишь, что в вашем доме зазвучала Благая Весть. В том самом доме, где до сих пор рассуждали лишь о налогах и работе, о ворах и сообщниках, начало исполняться пророчество Евангельское. Ваш дом вознесся до небес, превратился в сцену для христианской драмы, перенесясь во времена Апостолов и мучеников. В крохотном пространстве вашего дома вершится история Церкви. Вот пророчества Христа, которые безсчетное число раз уже сбывались на этой планете и которые теперь начинают сбываться в вашем доме: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевый же до конца спасется» (Мф. 10,22). «И враги человеку - домашние его» (Мф. 10,36). «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как безчестное, за Сына Человеческого» (Лк. 6,21-22). «истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16,20).

Что может быть яснее этих пророчеств?! Смотри, они исполняются и сегодня, у твоего очага, с тобой. Поэтому принимай всю брань в твой адрес не как брань, а как награду, как орден. Знай, что гонители твои раскаются, хулители твои замолкнут, а ты возрадуешься. Нынче ты последний в доме отца твоего, а скоро будешь первый. А те, что тебя гонят, будут служить тебе. Так было предсказано и исполнится тысячи раз в тысяче мест. Мир тебе и благословение от Господа!

Святитель Николай СЕРБСКИЙ (†1956)



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld