Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2005 год, выпуск № 11 (23)


6 НОЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

"ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ"


ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»... Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы - будящем, укрепляющем веру людей в Богоматерь как в дивную Заступницу, Которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной. Радуйся же вечно Ты, небесная скорбящих Радость!

По вере людей в милосердие Богоматери к роду людскому повелся обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы к ней: «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение. Христиан всех поможение и заступление».

Совершается празднество в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радосте, установленное с 1688 года, по следующему поводу. Евфимия, сестра патриарха Иоакима, сильно страдала от раны в боку и уже почти не надеялась на выздоровление. Однажды, проснувшись рано, она начала читать молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”, потом велела себя приподнять и начала призывать Богородицу, молясь Ей. Во время молитвы она услышала голос: “Евфимия, ты так долго страдаешь, почему же ты не прибегнешь к общей всех Целительнице? В храме Преображения есть образ Мой “Всех скорбящих Радосте”: призови священника того храма с этим образом, и пусть он отслужит молебен; тогда болезнь твоя пройдет”. Евфимия узнала от родственников, что в храме Преображения на Ордынке есть такой образ, и поступила сообразно со слышанным, после чего получила исцеление.

Описанное происшествие побуждает нас спросить: все ли вы, возлюбленные братия, всегда усердно молитесь Богоматери? Если кто-нибудь из вас не молится Ей, или молится не от всего сердца, тех умоляю с нынешнего же дня начать молиться Ей со всем усердием: ибо Владычица есть скорая Заступница для всех христиан, прибегающих с верой к Её покрову и предстательству, - никого Она не чуждается, никем не пренебрегает: чтобы сподобиться Ее заступления, нужны только вера твердая в силу молитвы Ее и смиренная, искренняя молитва.

Напасть какая тебя постигла, или скорбь душевная: спеши скорее на молитву к Владычице, а не ищи себе отрады в каких-нибудь земных утешениях и развлечениях, тем более не прибегай для облегчения своей скорби, для забвения напасти – к вину, как это делают многие. Подобные увеселения и утешения – новые напасти, только неприметные с первого раза: потому что обольстительны.

Грехи или страсти мучают тебя, или привычки недобрые владеют тобою – прибегай к благосерднейшей Матери всех – Царице Богородице; молись ей так: Всеблагомощная. Госпоже Богородице: вот, мною владеют такие и такие страсти и грехи. Ты вся можеши: Твоя молитва всесильна у Сына Твоего и Бога; покрой, заступи меня от меня самого, от моих греховных страстей и привычек, - всем сердцем желаю себе исправления и спасения, - но без вышней помощи, без заступления свыше ничего не могу сделать: сделаю шаг вперед, да потом целых десять назад отступлю, так отталкивает меня от Господа сила вражия. Окаянен я, беден и нищ, и слеп, и наг духовно: помоги мне, окаянному и бедному, и слепому, - всею душою молю Тебя. Верую, что Ты слышишь каждый вздох моего сердца, каждое слово, от сердца выходящее, и милостиво заступаешь всех, кто ищет усердно Твоей помощи и кого не в конец обольстила лесть греховная. Заступи же, спаси и помилуй меня грешного!

Так будем молиться премилосердной Царице Богородице и непременно сподобимся Ее покрова и заступления.



ЦЕРКОВЬ ПРИЗЫВАЕТ ЗАЩИТИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ ОТ ТОТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ


6 октября 2005 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было направлено обращение к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии.

Причиной принятия обращения стали возникшие среди части верующих опасения, связанные с электронной идентификацией граждан, созданием и объединением электронных баз личных данных, а также начавшейся или планируемой в некоторых странах выдачей новых удостоверений личности, которые содержат электронную информацию о природных свойствах человеческого тела – биометрические данные.

Сознавая необходимость заботы об общественной и государственной безопасности, борьбы с преступностью и особенно терроризмом, Священный Синод с пониманием относится к заботе власть предержащих о должной организации учета населения, полагая, что нет ничего греховного в самом факте учета граждан государством. Испокон веков взаимоотношения между людьми и народами начинались с решения вопроса, заданного Иисусом Навином архистратигу Михаилу у Иерихона: “Наш ли ты, или из неприятелей наших?” (Иис. Нав. 5. 13). Одно из первых в истории мероприятий по исчислению народа было совершено по прямому Божию повелению: “Исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен” (Числ. 1. 2). Божия Матерь и святой праведный Иосиф подчинились законному требованию власти и приняли участие в переписи населения Римской империи в Вифлееме.

Нет ничего греховного и в использовании для учета граждан, для обеспечения безопасности человека и общества последних технических достижений, в том числе электронных средств, лишь развивающих уже привычные методы. Так, описания и изображения человеческого лица и тела использовались в целях безопасности еще в древние века. Совершенствование способов их записи не несет в себе ничего принципиально нового.

Однако вместе с рядом технических преимуществ, создание и объединение массивов личной информации, а также развитие электронных средств опознания личности таит в себе немало опасностей. Возрастает зависимость человека от неизбежных технических сбоев, ошибок, халатности персонала или вмешательства злоумышленников. Не исключена возможность централизованного сбора сведений о частной жизни граждан и об их убеждениях. Это создает угрозу правам и свободе личности, делает возможным тотальный контроль за жизнью человека, в том числе за его мировоззрением. Такое развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов.

Данная опасность приобретает весьма реальные очертания в момент, когда в национальном и международном праве закрепляются идеи нравственного и мировоззренческого релятивизма.

Для православных христиан, верующих нашей Церкви, перенесшей в XX столетии невиданные по масштабу и жестокости гонения за исповедание имени Христова, крайне дорога возможность жить согласно нормам веры. В связи с этим Священноначалие Русской Православной Церкви ведет небезуспешный диалог с власть имущими по данному кругу вопросов, информируя церковный народ о ходе и результатах такого диалога.

Во многих вопросах власти уже пошли навстречу пожеланиям верующих. Весьма важно, чтобы и впредь все предпринимаемые в этой деликатной сфере меры проводились гласно, под строгим общественным контролем. Обратившись к властям стран, в которых преимущественно проживает паства Русской Православной Церкви, Священный Синод выразил ряд пожеланий, удовлетворение которых могло бы снять имеющуюся озабоченность и не подвергать испытаниям традиционную для православных христиан лояльность по отношению к гражданским установлениям.

В частности, отмечена опасность сбора и хранения данных о частной жизни людей, особенно об их религиозном и политическом выборе, здоровье, круге общения, путешествиях и тому подобном.

Видится неоправданным дистанционное опознание человека без его ведома, особенно в местах, где он не обязан представляться. Каждый человек должен знать, какая именно информация о нем содержится в “электронном досье”, и иметь возможность исключать из него сведения, потерявшие актуальность. Перечень собираемых и хранимых данных, по мнению Церкви, следовало бы ясно определить и сделать общеизвестным.

Представляется важным, чтобы разработка электронных систем идентификации и учета граждан велась гласно, под общественным контролем, с четким объяснением ее мотивировки, а также с раскрытием значения используемых символов.

Видится необходимым ясно и исчерпывающе определить список инстанций, имеющих доступ к базам данных, а также принять меры к защите персональной информации, усилив ответственность за ее незаконное использование.

Средства опознания человека не должны вредить его здоровью, унижать его честь и достоинство. Видятся неприемлемыми такие разновидности подобных средств, которые были бы неотделимы от человеческого тела.

Нельзя в системах учета присваивать людям некий номер, который будет использоваться вместо имени. Подобно номеру паспорта, учетные номера могут относиться не к личности, а к документу или к записи в базе данных.

Наконец – и это главное, - недопустимо, чтобы люди, по разным причинам отказывающиеся от участия в новой индентификационной системе, были оттеснены на обочину жизни, существенно поражены в правах, подвергнуты дискриминации при приеме на работу, распределении социальной помощи и так далее. Для таких граждан должна быть предусмотрена альтернатива, позволяющая полноценно жить в обществе, не препятствующая осуществлению их прав и свобод, пользованию законными льготами независимо от тех или иных форм идентификации личности.

Православные христиане призываются помнить, что принятие или непринятие новых документов, в том числе содержащих электронную информацию о природных свойствах человеческого тела, не должно быть поводом для осуждения одних христиан другими, для сеяния смуты и раскола в Церкви.

Тысячелетний опыт жизни во Христе свидетельствует, что Господь оберегает внутреннюю свободу христианина, в каких бы условиях тот ни находился, ибо “Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода” (2 Кор. 3. 17).

Сообщение Священного Синода Русской Православной Церкви



ОБИДА


Часто мы повторяем, что корень обиды - тщеславие. Но копнуть поглубже не даем себе труда. А стоит. Ведь корешок в том, что мы себя считаем приличными людьми, совершенно не заслуживающими, чтобы к нам относились плохо. Высоко себя ставим… На эту тему мы публикуем беседу со священником.


- Чем меньше тщеславие, тем меньше и обидчивость?

- Конечно. И правильно считать себя последним, хуже всех людей. Тогда Бог вознесет. Но считать искренне, без задней мысли: «Унижу-ка я себя, чтобы Господь меня на горку втащил!»

Дело в том, что Бог попускает обиды по разным причинам.

- По каким?

- Во-первых, я через них узнаю, что обидчивый, нетерпеливый, что нет у меня ни кротости, ни любви. Иначе мы этого урока не усваиваем, к сожалению. Во-вторых, Бог испытывает нашу веру. Чего она стоит, если любой обидчик может искоренить ее сразу?

- И начинается «око за око, зуб за зуб». Молиться за врагов не получается.

- Какое там! Один священник сказал: «Мы друзей-то своих не можем любить, не то что врагов!»

Обиды помогают нам воспитать в себе терпение. Я не оговорился: надо именно самим начинать терпеть, и тогда Бог отвечает и помогает нам. А если мы не стараемся, то Он отходит. Бог насильно не действует.

- Какой первый шаг нужно сделать, чтобы не обижаться?

- Мобилизовать свою волю. Собрать и направить. А она почти у 100 процентов людей очень расслабленная. Собирать ее мы иногда можем, но направляем не в ту сторону - от Бога. Нам даны воля, разум, вера, силы, власть над собой. А человек часто приходит и говорит: «Батюшка, ничего не могу сделать».

Я считаю, что это совершенно неправильная формулировка. Пока не могу и без Бога не могу. То есть не выявляю всех своих средств и пытаюсь двигаться без молитвы, без того, чтобы Господа просить.

- Значит, через обиды мы узнаем себя…

- А еще искупаем свои грехи. Терпение очень спасительно. Одна женщина как-то спрашивала меня: «Что мне делать?» Я ответил: «Терпеть и молиться». «Это я понимаю, - соглашалась она. - Делать-то что?»

А вот это часто и есть самое главное дело - потерпеть, а потом подумать: «Для чего Бог мне эту ситуацию послал? Он ничего зря не делает. И все - на пользу».

И еще одна причина, по которой нам попускаются обиды: чтобы научить нас молиться за врагов. Это исключительно важно. Святой Силуан Афонский считал, что без молитвы за врагов нет христианина.

Когда нас обижают, всегда надо помнить: моя вина перед Богом больше, чем другого человека - передо мной. Часто мы в совершенно искаженном виде понимаем его вину, потому что обида ослепляет нам глаза.

В Прощеное воскресенье мы же формально просим прощения у незнакомых людей.

- А у тех, кто нам насолил, попросить прощения почти невозможно?

- Очень трудно. Я недавно был на Афоне, и там один монах сказал интересную вещь: «Надо не осуждать другого человека, потому что он есть ты». Человечество едино. Глаз не должен обижаться не палец, потому что они находятся в одном теле.

Но когда тебя обижают, боль должна быть. Боль - за обидчика. Мы хотим не победы над братьями, а возвращения их к Богу. «Разлука с ними терзает наше сердце», - сказал Григорий Богослов. А у нас даже в мыслях нет, что Господь нас создал как одного Адама, как единое человечество. К счастью, у некоторых монахов - есть.

- Обида и осуждение тесно связаны?

- Обида - это обратная сторона осуждения. Она совершенно от- влекает нас от собственных грехов. Святые отцы говорили, что видеть Ангелов - не удивительно, а вот попробуй увидеть свои страсти, грехи. Это главное в жизни. Тогда есть надежда на спасение. Рассматривая чужие страсти, обижаясь, мы просто теряем время. Да еще и в осуждение себе.

- Как молиться за обидчика?

- Полезно говорить: «Господи, прости нас!» Не только его, а обоих.

- Но простить не просто. Конечно, нужно время, чтобы рана затянулась. Вероятно, надо каяться на исповеди в том, что обида тлеет внутри?

- Безусловно. Если только стараться не повторять каких-то поступков - это одна сторона медали. А другая - каяться на исповеди. Таинство совершается тогда, когда мы искренне стараемся избавиться от того, что мешает нам прийти к Господу.

- И Он только может вытянуть из нас обиду. А если все-таки никак не получается простить?

- Нужно обращаться к Богу: «Господи, хоть Ты его прости!» А еще открыть книжку - авву Дорофея, Исаака Сирина или кого-то еще из отцов. И прочесть один абзац о том, как бороться, допустим, со страстью гнева. А мы вместо того, чтобы сразу за это лекарство хвататься, ленимся, впадаем в памятозлобие, без конца пережевываем какую-то ситуацию.

- Насколько я понимаю, обиды неизбежны. Безстрастный - это тот, кто не отвечает злом на обиду?

- Безстрастие - вовсе не равнодушие. Как раз горячая молитва в нас должна быть. Просто нельзя давать своим страстям разгуливаться. У некоторых психологов есть такие рекомендации: если ты обиделся, вылей свои эмоции. Побей чучело президента или начальника - будешь ходить спокойный и радостный. Здесь учитывается плоскость отношений между людьми, а вертикальная составляющая - отношения с Богом - не замечается.

В духовной жизни не так. Надо бороться с самим зародышем своих страстей - с мыслью. Тут нужна тренировка, подвиг. - Подвиг - это значит подвигаться?

- Да, двигаться к Богу в меру своих сил. Подвиги бывают разные. Наш - сдержаться от обиды.

Помните, как преподобный Антоний Великий про себя говорил: «Я-то что! А вот есть две женщины, которые в течение всей жизни на кухне ни разу не поссорились!» Вот, оказывается, подвиг, равносильный монашескому. А обида ведет к поиску виноватого.

- И тут уже - не до себя.

- Это началось с Адама. Он свалил свой грех на Еву, Ева - на змия. И с тех пор мы без конца повторяем их ошибки. Виноват другой: в войне, в революции, в ссоре.

- Но бывают ситуации, когда человек страдает ни с того ни с сего.

- Бывают. Пьяный сын бьет мать. Или внук - бабушку. Совершенно безобразно, не помня себя. Может убить. Меня спрашивают: «Как тут поступать?» Я отвечаю: «Замолчите, не разговаривайте с ним!» Они возражают: «Но это же осуждение!» Я говорю: «Нет. Можно сделать обиженный вид. Сыну или внуку полезно увидеть, что он горе несет. Но внутри молитесь за человека».

Всегда надо помогать другому стать лучше. Вытягивать из болота, а не топить. Осуждение топит однозначно. А молитва либо утверждает человека в добре, либо вытягивает из грязи.

И последний мой любимый пример. У одного монаха был келейник, который должен был ему помогать, а на самом деле бил монаха, отнимал хлеб. Каждый день одно и то же, на грани смерти. И в какой-то день игумен позвал этого келейника, монах мог отдохнуть. Ему бы благодарить Бога, а он молился: «Господи, ничего я для Тебя не потерпел - и день прошел даром!»

Это высота, до которой нам никогда не подняться. А знать о ней нужно. Читайте святых отцов!



ПЛОТЬ - СКРИПКА ДУШИ


Если бы кому-нибудь пришло в голову провести социологическое исследование среди святых Православной Церкви, то в результате выяснилось бы, что одной из самых распространенных профессий у избранников Божиих была медицина. Апостол и Евангелист Лука, целитель Пантелеимон, безмездные врачи Косьма и Дамиан, сщмч. Антипа - этот список можно продолжать долго, а если вспомнить и то, что чудесные исцеления совершали вообще все православные чудотворцы, то станет ясно: Церковь и медицина в чем-то родственны друг с другом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и семинарии, архиепископ Тихвинский Константин (Горянов) в своей мирской жизни был ученым-медиком.


- Владыко, Вы - кандидат богословских наук и одновременно - кандидат наук медицинских. Для кого-то такое сочетание может показаться парадоксальным, но для человека верующего связь между служением церковным и служением врачебным очевидна: исцеление души и исцеление тела связаны между собой неким таинственным образом. И вот что мне хотелось бы в этой связи спросить: нетрудно заметить, что среди всех чудес Господних, записанных Евангелистами, преобладают чудеса исцеления. Почему так? Почему Евангелисты старались донести память именно об этих чудесах?

- Ну, наверное, потому, что так оно и было на самом деле: Господь чаще всего являл Свою силу именно в исцелении немощных. Понимаете, человек - это довольно упрямое существо. Всем нам свойственно упорствовать в своем неведении. Я как человек, уже не один десяток лет трудящийся на преподавательском поприще, особенно хорошо это знаю. Да вы и сами, наверное, не раз с таким сталкивались: сколько человеку ни говори, сколько его ни убеждай, сколько ему ни доказывай - толку нет. Не воспринимает человек ваши слова. А вот когда доказательства воспринимаются, как в народе говорят, «через кожу», тогда они становятся сразу и наглядными, и убедительными. В этом смысле чудесные исцеления - это наилучшая проповедь. Вот так можно ответить на ваш вопрос, не выходя из понятий простых и житейских. Если же немного углубиться в богословие, то нетрудно увидеть, что исцеление немощного тела и очищение грешной души идут в Евангелии рука об руку. Исцеление тела - это как бы знак, символ спасения души. Прежде чем исцелить расслабленного (Мк.2,3-12), Господь отпускает ему грехи; а больному у Овчей купели говорит: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». (Ин. 5, 14) Поймите: человек - это не только душа и не только тело: он - их совокупность. Вот почему, кстати говоря, нам так страшна смерть: душа и тело разделяются, человек перестает быть человеком. Бывает такое, что душа, обремененная грехами, ввергает тело во многие болезни, как бывает, что и немощная плоть не дает душе свободно обращаться к Господу.

- Но если болезнь мешает богообщению, то зачем тогда существуют болезни?

- В таком случае болезнь тела является одновременно и наказанием, и средством к исцелению: помучившись в недуге, человек начинает понимать свою греховность. А осознание греховности - это и есть восстановление богообщения. Все мудро у Господа: то, что для тела болезнь, для души - лекарство. Когда же душа вновь обратится к своему Творцу, тогда телесная немощь может стать ей помехой, и Господь посылает исцеление: ведь и самый великий скрипач не сможет хорошо играть на разбитой скрипке. Исцеление больных рассматривалось как первейший долг Церкви в начальную христианскую эпоху. Перечисляя дары Святого Духа, апостол Павел пишет: «Одному дается Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дары исцелений» (1 Кор. 12, 8-9). По примеру апостолов священники Новозаветной Христовой Церкви призваны облегчать страдания. Обращаясь к первым христианам, апостол Иаков призывает: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь» (Иак. 5, 14-16).

- Медицинской практики нет, но, может быть, вы встречаетесь с коллегами, разбираете медицинские вопросы?

Я являюсь председателем Церковно-общественного совета по биомедицинской этике…

- Биомедицинская этика?

- Это, так скажем, учение о грехах современной медицины. От Гиппократа до самых недавних времен - что считалось медицинским грехом? Аборты, затем то, что сейчас называют эвтаназией… Вот, пожалуй, и все. А сегодня что творится!.. Я не буду перечислять все, коснусь только вопроса пересадки органов. Достижения в этой области поистине блестящи, но именно на эти достижения преступники слетаются, как мухи на мед. Я всерьез подозреваю, что большинство безследно исчезнувших людей, которых ищут уже много лет, попали в руки к этим бандитам и теперь разобраны на органы. А если я не прав, то откуда же берутся эти органы на рынке? Я еще понимаю - почки: их две, и одну человек может продать, пожертвовать, подарить… Но сердце? Откуда взять сердце для пересадки, - ведь в этом случае требуется орган совершенно здоровый, и еще не подвергнувшийся необратимым трупным изменениям? Нам говорят: если молодого человека на улице сбила насмерть машина, его сердце годится для пересадки. Хорошо, представим себе, как это происходит на практике. Итак, человек сбит и погиб. Его что - тут же хватают, кладут в хирургическую машину и начинают ампутацию? Нет. Сперва место происшествия огородят, дождутся милиции, а до ее прихода никто не вправе трогать тело. Человек лежит под простыней три или четыре часа. Потом непременно бывает вскрытие - это еще несколько часов… За такое время необратимые трупные изменения обязательно наступят, и сердце станет непригодно к пересадке. Так откуда же берутся эти сердца? Получается так: человека сбили, тут же чисто случайно проезжала хирургическая машина, а в машине чисто случайно оказалась банка с жидким азотом… Вы смеетесь? Да, над таким объяснением можно только посмеяться. Увы, приходится предполагать нечто иное… Я недавно узнал, что заказное убийство стоит всего десять тысяч - не долларов даже, а рублей! Что это за сумма для современных богачей? Так - раз в ресторане посидеть… Заплатить такие деньги за новое сердце - это же просто даром его получить! Вот такие-то вопросы и относятся к ведению биомедицинской этики. Кроме того, сюда же можно отнести проблему искусственного оплодотворения, генной инженерии и многие другие… Сюда же относится и связь медицины с современным оккультистским «целительством».

- Об оккультизме я и хотел задать вам следующий вопрос. Как быть, если точно знаешь, что моя соседка по коммуналке занимается колдовством и пытается таким образом вредить мне? Или: как быть, если мой начальник - энергетический вампир? Как относиться к таким вопросам, нужно ли их принимать всерьез?

- Что ж, почему бы не принять? Разве вам не приходилось после разговора с кем-то испытывать необычайный духовный подъем, особую приподнятость, радость, хотя как будто ничего особенно радостного сказано и не было? Так бывает, когда вашим собеседником был человек светлый, духовно высокий… И обратный случай: разве вы не чувствовали себя высосанными, не ощущали душевного опустошения, головной боли, тоски после беседы с определенного рода людьми? На современном научном жаргоне эти люди называются «энергетическими вампирами», - что ж, пусть будет такой термин… Кто-то таким «вампирством» занимается неосознанно, непроизвольно, а кто-то и сознательно: ведь внушаемых людей, которые и становятся их жертвами, довольно много на свете. А что посоветовать этим «жертвам»? Здесь выход единственный… Как сказано в одной молитве: «Божественная благодать, всегда немощныя врачующая и оскудевающия восполняющая»… То есть Божественная благодать восполняет то, что оскудело. Если человек знает, что после общения с кем-то оскудел душевно, то надо сразу исповедаться, причаститься и почаще участвовать в богослужениях, потому что нигде человек не ощущает такой прилив благодати, как во время богослужения. Бог знает, что по своей греховности мы теряем Его благодать и становимся уязвимы для нечистого вторжения, и поэтому дает нам возможность стяжать благодать снова - при участии в сакраментальной церковной жизни, в Литургии божественной.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН



ДВЕ ВОЙНЫ


Писатель Виктор Николаев - автор книг «Живый в помощи» (об Афганской войне) и «Из рода в род» (о судьбах людей, оказавшихся в местах лишения свободы). Жизненная позиция Виктора Николаева, его отношение к человеку, мужество его героев и трагическая правда их судеб востребованы современной Россией, уставшей от лжи, лицедейства и пустых фраз. Беседа с писателем, которую мы публикуем, поможет многим определиться в жизни, послужит верным ориентиром, которому следует он сам и герои его книг, наши современники.


Писатель Виктор Николаев

СЫНКИ

Господь, посылая нам страдания, делает нас более закаленными, более мужественными, стойкими, и это объединяет семьи, объединяет родственников. Безсмысленных страданий Господь не посылает. Когда набираешься мужества, понимаешь особую пользу суровых жизненных потрясений. Даже несмотря на то, что у меня тяжелая группа инвалидности, я понимаю, что от этого мне огромная польза. Моя судьба изменилась, когда я учился в военном училище. В 1987 году нас отправили выполнять боевую задачу в Афганистане. До сих пор вспоминаю слова одного Героя Советского Союза, который всегда говорил нам одну и ту же фразу: «Сынки, ваша задача состоит в том, чтобы вы не только достойно побеждали, а и в том, чтобы вы достойно умирали за Родину». Война - это время иного измерения, иного состояния психики, осознания боли за родных, за близких, боли душевной и физической. Это иное понимание письма от матери, письма матери от тебя. По-иному вспоминаются дети, по-другому смотришь на жену. Это в какой-то степени Божий дар, потому что столько подвигов, сколько я видел на войне, в миру не наблюдал.

3 января 1988 года в Афганистане наш спецназ зажали в горах, где он более суток находился в засаде. Выйти своими силами ребята на могли. Наш вертолетный полк нашел их по факелу, всех забросали на борт. Пересчитали - все, и полетели на аэродром. Когда заходишь на посадку, то вертолет вынужден набирать более высокий угол захода, до сорока метров. И здесь произошло то, что должно было, видимо, произойти - в нас попадают две ракеты «Стингер»… Братья и сестры, есть такое понятие - «ёкнуло сердце». Это чувство в подавляющих случаях свойственно только нашей женщине. Где бы ни находились ее дитя, муж, брат, отец, женское сердце, как маячок, реагирует на беду своего близкого. То же самое произошло с моей женой. Когда мы рухнули на минное поле, у нее за несколько тысяч километров ёкнуло сердце, как она потом рассказывала. Она вдруг почувствовала - что-то со мной произошло. Объяснить это невозможно, но ей было не по себе. И она машинально написала молитву, которая при сравнении впоследствии оказалась похожа на молитву «Отче наш». И она начала интуитивно читать эту молитву.

ВЫЗЫВАЕМ ОГОНЬ НА СЕБЯ

Ранение дало о себе знать. Когда я учился в Военной академии им.Ленина в Москве на третьем курсе, то однажды, отвечая у доски, потерял сознание. Меня доставили в госпиталь им.Бурденко, сделали томографию мозга, и врачи пригласили мою жену. Сказали, что гнойник величиной с куриное яйцо лопнул, и гной пошел в мозг. Операцию нет смысла делать, ваш муж все равно умрет. И вот здесь я вам скажу о силе женщины. Если бы подобная ситуация произошла не со мной, а, допустим, с моей женой, не знаю, хватило бы у меня сил принять то решение, которое приняла она. Жена сказала - операцию делать. Что будет, то и будет. И операцию провели как показательную для студентов.

У нас дома был поясок «Живый в помощи», который мы случайно купили в одном из монастырей Москвы, положили на полку и забыли о нем. И еще была маленькая иконка Владимирской Божьей Матери. Операция шла девять часов, и жена все девять часов молилась, читала 90-й псалом. Заканчивает и снова читает. А дочка, которой тогда было около шести лет, взяла иконку Божьей Матери, прижала ее к груди и просидела с ней в уголочке почти сутки, не прося ни пить, ни есть. Так дитя испытывало боль за отца. Казалось бы, что она может чувствовать в этом возрасте? Но ей также присуща эта женская сила. Потому что она плод нашей крови. Когда на девятом часу врачи вскрыли мою голову, то оказалось, что гноя в мозге нет. Он собрался опять в капсулу, и когда доктор осторожно из головы ее достал, она в сантиметре от головы лопнула и растеклась.

После выписки из госпиталя у меня возникло желание написать о том, что я увидел и пережил. Написать о войне, о достоинстве русского воина, его мужестве, о боли близких.

НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ

Когда была написана первая часть книги «Живый в помощи», я стал думать, что теперь с ней делать. Человек я совершенно никому не известный, у меня нет никакого литературного образования. Где искать помощи? В то время я был алтарником в московском храме Казанской Божьей Матери. Когда заходишь в него, то в правом приделе сразу висит большая икона Иоанна Богослова. По необъяснимой причине я стал подходить к ней и просить у святого помощи. Даже не просил, а просто клянчил: «Помоги, Христа ради, мне эту книгу издать, если она какую-то ценность представляет. А если ценности нет, то дай мне знать, и я ее выкину». Так ходил недели три. Однажды вечером мне звонит Леонид Болотин, редактор книги, и говорит: «Виктор, приехал батюшка из Барнаула, прочитал твою рукопись и сказал, что найдет любые деньги, чтобы эту книгу издать». Я обрадовался. Встретились, поговорили. А потом спрашиваю: «Батюшка, а вы из какого храма?» А он мне говорит: «Я настоятель храма Иоанна Богослова». Вот так первая книга пошла в жизнь. Потом была написана вторая часть. Сейчас подготовлено уже восьмое издание книги «Живый в помощи» в двух частях.

КРЕСТНАЯ СИЛА

1999 год. В Чечню приехал священник, что теперь на войне не редкость и очень сильно сказывается на благополучном исходе боевых операций. Священник крестил ребят-десантников. Очередь одного офицера из штаба, и он говорит: «Я по-своему понимаю веру и креститься не буду». И здесь восемнадцатилетние ребятишки (а вы знаете, на войне взрослеют мгновенно, там день идет за три, год идет за век) подошли к этому офицеру и спокойно сказали: «Товарищ командир, если вы креститься не будете, мы с вами в бой не пойдем». Офицер покрестился со словами: «Ну, если вы так хотите». В ближайшем же бою пуля попадает ему в голову, делает два прохода, попадает в рот, и он ее выплевывает. Сегодня офицер носит эту пулю вместе с крестом на груди. И служит в одном из храмов на севере Москвы. Таких чудес очень много. Надо просто уметь их видеть и понимать, для чего посылает Господь это чудо.

КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ

Написана книга о войне. Я много поездил по стране, и родилось желание рассказать о другой войне. О войне в миру. О войне за души, более циничной, более жестокой, безпощадной и порой разрешенной законом. Я неспроста взялся за эту тему. И название книги - «Из рода в род» - говорит о том, что в роду у каждого человека есть нераскаянные грехи, и если вы, я, мои близкие свое потаенное зло унесем с собой в вечность, то за наши темные дела все равно кто-то из рода нашего будет отвечать здесь, на земле. Как сказал мне однажды один заключенный: «У меня такое ощущение, что в тюрьмах каждый четвертый - за нераскаянные грехи родителей да на свои грехи умноженные…»

Что такое тюрьма? Это не просто юридическое заведение номер такой-то. Тюрьма - это землетрясение души, в эпицентре которого оказываются родственники, близкие, соседи, даже случайные люди. Нельзя со злобой смотреть в сторону зоны, надо понимать: еще неизвестно, кто за наши грехи будет там находиться в нашем поколении и роду.

ЦЕНА ДОБРА

Мне довелось повстречаться с одним в прошлом очень известным вором «в законе».

Этот человек благодаря своему авторитету в преступной среде дошел до очень высокого положения, потерял счет деньгам. Но есть такое понятие - «последняя капля». Из его души, видимо, истекла последняя капля совести. С ним я разговаривал, когда уже ничего от его богатств не осталось. Когда он достиг всего, чего хотел, врачи обнаружили у него рак крови. Чтобы излечиться, он стал все, что награбил, продавать, и ему ежемесячно из Европы привозили по литру крови для переливания. В итоге все, что он награбил, было потрачено на лечение. «Знаешь, что меня спасает сейчас? - спросил он. - Однажды я ехал из одного казино и вез большую сумму денег, выигранную в рулетку. Проезжаю мимо какого-то госпиталя, вижу - на остановке стоит женщина и плачет. Я никогда в жизни не делал добра. Но тут что-то заставило меня остановиться. Я подошел к ней и узнал, что у нее в госпитале лежит сын, завтра операция, а денег у нее нет даже на хлеб. Тогда я отдал ей все деньги, не спросив даже имени. Когда мне становится совсем плохо, я вспоминаю лицо этой безымянной женщины и прошу ее помощи. И болезнь отступает».

Это цена добра. Цена копейки на улице, доброго взгляда, приветливого слова, обыкновенного телефонного звонка: я вам звоню просто так, узнать, как вы живете. На сегодняшний день это становится редкостью.

В заключение скажу, что, когда книгу «Живый в помощи» представили на Государственную премию, мне через месяц позвонили из Секретариата Президента России и сказали, что я снимаюсь с премии, так как нашли более достойного кандидата. Кого? - спрашиваю. Отвечают, что Государственная премия «уходит» господину Жванецкому. Я говорю: «Мадам, вы не понимаете смысла Государственной премии в России. За час до вас мне позвонила одна бабушка из-под Омска, поблагодарила и заплакала. Вот это - Государственная премия».



ЗАМЕТКИ О ТРУДНОСТЯХ В СОВРЕМЕННОМ БРАКЕ


Издавна повелось, что мужчина и женщина, вступая в брак, имеют достаточно ясное представление о себе самих и о своих будущих обязанностях мужа и жены, отца и матери. Однако на наших глазах этот веками установленный порядок пришел к концу: сегодня половина браков кончается разводом. И нормальное воспитание детей, и живая связь между поколениями уходят в прошлое. Произошло это отчасти потому, что в сознании двух последних поколений образы любви и брака построены отнюдь не на евангельском, церковном или христианском материале, а на кино- и телефильмах, на сплетнях из жизни знаменитостей да на популярных песенках. В результате отношения мужчины и женщины приобретают патологический характер: взаимная злоба, подчинение своей воле, огульные обвинения. Неудивительны и прочие атрибуты такой «любви»: алкоголь, наркотики, невоздержанность, непостоянство… Разумеется, есть и настоящая, добрая и истинная любовь. Все дело в том, что существуют разные стороны такой любви; любовь телесная - лишь одна из них, причем наименее важная.

Хорошо знакомое состояние влюбленности, когда человек буквально забывает себя и окружающий мир, оказывается тесно связанным с некими биохимическими процессами, сближаясь с известным состоянием у наших четвероногих друзей в определенное время года… Беды в этом никакой нет. Беда в другом: мы это состояние ставим выше, чем оно того заслуживает. Ведь это тот самый «ветхий человек», о котором говорит апостол Павел. Не зовет ли нас Спаситель к чему-то лучшему, более высокому и постоянному, чем наша животная природа?

С христианской точки зрения, основанной на жизни, личном примере и учении Спасителя, во взаимоотношениях будущих супругов с самого начала должны развиваться и другие стороны любви, основанные не столько на чувстве, сколько на осознанной воле. Их можно отождествить с самопожертвованием (агапи) и участием (филиа). И хотя в нормальном браке есть и телесная сторона любви (эрос), в конечном итоге она оказывается на втором плане. И, наоборот, если из «романтических отношений» устраивают культ, катастрофа не за горами. Когда чувственный жар мало-помалу спадает - как ему и положено по нашей физической природе, - у молодоженов начинают проявляться скрытые на первых порах серьезные проблемы. Многие молодые люди, знакомые до брака с обычными для нынешней школьной, уличной, студенческой среды пороками, испытав вскоре после свадьбы неожиданное «разочарование», возвращаются в объятия того же порока, только еще более крепкие, чем прежде. Нет нужды напоминать про растлевающее влияние массовой культуры, про всепроникающую порнографию, особенно опасную в такие критические моменты; в результате между счастьем молодых супругов и интимной сферой каждого из них оказывается вбит смертельный клин. Церковь с древних времен учит нас, что счастье без самоограничения невозможно ни в чем; но только кто ее сегодня услышит? Сдержанность и самоограничение начисто устранены из современной культуры. Нечего удивляться, что вслед за ними уходит и семейное счастье.

Предотвращение беременности в браке - это тоже вопрос самоограничения и послушания Божьей воле. Сегодня все чаще встречаются супруги, склонные вовсе не иметь детей или отложить их появление на неопределенный срок. Неизбежно возникает противоречие: ведь в таинстве брака мы молимся о многочадии молодоженов как о знамении Божьего благословения! Испрашивать такого благословения для тех, кто сознательно его отвергает, - прямое лицемерие. Согласно учению Церкви, физическая близость между супругами связана множеством таинственных нитей, телесных, душевных и духовных, с благодатью брака и с Божественным попечением о человеке. Но недопустимо по своему произволу обрывать одну из этих нитей - деторождение, преступая тем самым ясно выраженную волю Творца по отношению к данной семье, волю, быть может, не всегда понятную и сходную с нашими близорукими расчетами, но в конечном итоге всегда добрую и мудрую. Те, кто откладывает рождение детей «по экономическим соображениям», должны спросить себя: не сводятся ли их «соображения» к нежеланию поступиться своим комфортом? Жизнь человека - это дар от Бога, от всемогущего Жизнодавца. Церковный взгляд на мир гораздо трезвей и чище, чем это принято в медицинской и научной среде, не говоря уж о массовой культуре. Гнев и отвращение вызывают «борцы за права» на убийство ребенка в материнской утробе. Только в нормальной семье, в Малой Церкви, где руководящий принцип - не «польза», не «право», не «благополучие», а жертвенная любовь, рождение ребенка, каким бы он ни был, - всегда желанное событие. Благодать, необходимая для этого, изобильно подается в таинстве брака; лишь бы наши молодожены принимали ее сполна.

Последний вопрос - о повторном браке. В сострадательном снисхождении к человеческой слабости Церковь при некоторых обстоятельствах допускает второй и даже третий брак. Однако отношение к повторному браку разведенных должно быть весьма настороженным. После гибели одной семьи, не слишком ли рискованна попытка создания другой, особенно с учетом тех страданий, которые выпадают в таких семьях на долю детей? Что же касается овдовевших, то здесь Церковь смотрит на повторный брак гораздо более снисходительно. Но среди православных верующих прошлых поколений в обычае было вдовам и вдовцам, особенно тем, у кого дети уже подросли, с молитвой выведывать о себе, нет ли на то Божьей воли, чтобы, оставив мир, принять монашество. В таких случаях участие священника способно оказать неоценимую помощь.

Священник Алексей ЯНГ (США)



НА ЗЕМЛЕ МЫ ТОЛЬКО УЧИМСЯ ЖИТЬ


Протоиерей Валентин Бирюков описывает “случаи для спасения души”

«БАТЮШКА, ПРОСТИ МЕНЯ!»

Когда ссылали людей в Нарым, там был один сосланный батюшка. А священников там расстреливали. Он не имел ни копеечки денег, хлеба ни крошеньки. Ему, грязному, оборванному, какой-то дядька дал лодочку:

- Иди, дедуля, рыбачь!

Он в лодку сел и качается - вот-вот упадет. Подъехал к кустику, чтобы держаться за него, а там небольшая сетка висит, полная рыбы. Он поднял ее веслом и набирает себе рыбы в лодку на уху, чтоб хоть немного подкрепиться. А хозяин этой сетки был недалеко и видит, что какой-то грязный старик вынимает рыбу из его сети. У хозяина ружье было. Поднял ружье - «чак, чак, чак» - осечка! Снова зарядил, прицелился - снова осечка! И в третий раз - тоже. А ружье никогда не осекалось, поднял его вверх: сразу выстрелило. Этот дядька аж испугался. Подъезжает к дедушке:

- Кто ты такой?!

- Я ссыльный.

- Вижу, что ссыльный. Но что ты за человек, что ружье в тебя не стреляет?!

- Я был священником…

Как вскричит этот человек:

- Батюшка!!! Прости меня, я хотел тебя убить, но ружье оказалось умнее меня…

Заплакал, взял священника к себе домой. Два месяца кормил, одевал. После войны от него письмо пришло - священник приглашал его к себе, стали друзьями. Вот как Господь хранит своих людей.

КТО БЕЖИТ ОТ КРЕСТА

К нам сейчас различные проповедники иностранные приезжают, над иконами глумятся… Встречал и я таких. Приходит ко мне как-то человек:

- Здравствуй, батюшка… Скажите мне, почему вы идолам покланяетесь?

- Как тебя звать?

- Геннадий.

- Ты молодой, а я старик, слепой, не вижу - где ты идолов увидел в церкви?

Он показывает на икону Царицы Небесной. У меня даже руки опустились. Говорю ему:

- Слушай, Геночка, у тебя мамочка есть?

- Есть.

- А мамина фотография есть?

- Есть.

- Где живешь?

- В Новосибирске.

- Приди домой, возьми фотографию мамы, подойди к мамочке и говори: «Мам, вот это - идол!» Что она тебе скажет?! Он только глазами заморгал.

- Ну что, говори, идол это?! Замолчал.

- А у тебя есть паспорт?

- Есть. Открыл. Показал на фотографию:

- Это тоже идол?

- Так это же человек, - сказал, смутившись.

- Человек? А ты знаешь, на кого показал на иконе?

- Вы называете Царицей Небесной, а Она такая же женщина, у нее много детей было, - и давай все сектантские басни выкладывать.

Я говорю ему:

- А ты знаешь, чья Она Мама?

- Знаю.

- Почему же ты на свою мамочку не можешь сказать, что она идол, а на Мать Господа говоришь, что она идол?.. Это портрет, это Ее личность.

Замолчал он. Долго мы с ним сидели, разговаривали. Я говорю ему:

- Вы креста не признаете.

- А где написано, чтобы креститься? Ведь Иисус Христос креста не носил, а вы крестик носите!

Я говорю:

- Как не носил?! Он - основатель крестоношения, он нес деревянный крест на Голгофскую гору, на этом кресте его распинали! На кресте он победил. А ты говоришь: не носил. Мы этим крестом тоже побеждаем - и мысли лукавые отгоняем.

И я показал ему, как надо креститься. Как вскочит сектант, да бросится бежать от меня! Догнал я его, хоть и старик.

- Ты чего, Геннадий, убегаешь?

- Батюшка, так ведь это же смерть!

- А ты видишь меня - я же живой. Кто тебе сказал, что это смерть?

- А нас так учат…

А у самого все руки в наколках. В лагере сидел два года, кололись от нечего делать. Вот сектанты и ловят таких. Литературу безплатную дают, посылки контейнерами присылают.

ИСЦЕЛЕНИЕ

Там, где живу, 12-летняя девочка Света не могла поднять рук. Сколько ни были в больницах - ничего ей не помогало. И вдруг Света видит во сне, как она рассказала, красивую Тетю в розовом блестящем пальто, в прозрачных туфельках розового цвета, которая подходит к ее постели и говорит:

- Света, что же ты лежишь?

- Ручки болят.

- Света, встанешь утром, залезь на чердак, у вас на чердаке икона лежит, разверни, приложись к иконе и получишь исцеление.

Света проснулась - мамочке ни слова. Залезла на чердак, с трудом. Нашла ту икону, развернула: ой, как похожа на ту Тетю… Не поцеловала даже, а только прислонилась к иконе - и почувствовала такое тепло, такое ощущение, что получила исцеление. И сразу же с радостью подняла свои руки, без боли. Бежит на кухню:

- Мамочка, смотри, руки поднимаются!

И рассказала сон матери. Мать заплакала:

- Беги за отцом.

Отец прибежал с работы, икону сняли, вычистили, поклонились Матери Божьей, поплакали, помолились, как могли. А на следующую ночь Царица Небесная снова явилась во сне Свете и говорит:

- Скажи, чтобы отнесли икону в Мой храм.

Девочка рассказала сон родителям. Тогда отец завернул икону, пошел в храм, а там престол свт.Николая, рассказал все батюшке. Тот глянул на икону и говорит:

- Так невдалеке же у нас храм Иверской иконы Божьей Матери.

Позвонили туда, что через несколько часов привезут икону. А там уже встречают ее больше сотни человек. И кто в тот день прикасался к этой иконе - все получили исцеление! И корреспондент, который писал об этом. И несколько недель миро источалось от этой иконы, на Афоне писанной, которая пролежала на чердаке 56 лет, все годы гонений, невредимой.

КАК ДЬЯВОЛ ИЗМАТЫВАЕТ ДУШУ

Однажды ко мне прибежала женщина - ревела, упала в ноги:

- Батюшка, хочу задавиться, отравиться! Не знаю, что делать. Как вы скажете?

- Садись. Расскажи, как ты жила.

- Страшно говорить: не жизнь, а помойка!

- Так кайся. Ты крещеная?

- Да только что крещеная! Ничего не понимала.

Прочитал молитву:

- Ходи в храм. Три дня попостись, а потом придешь исповедоваться.

Принесла через три дня целую тетрадку грехов… А потом приходит снова:

- Батюшка, какой я дурой была! Хотела задавиться, а теперь жить охота!

Видите, как грех, как дьявол измотал душу! А ведь сейчас сколько людей страдают такими грехами - конца и края нету! Надо в скорбях исповедоваться и по 40 раз каждый день 90-й псалом («Живый в помощи Вышняго») читать. Это молитва очень сильная. Так отец мой и мать молились. И на фронте она нас охраняла.

ЗАЩИЩАЙТЕ ЛЮБОВЬ НЕБЕСНУЮ

Меня однажды во время встречи в школе мальчик спросил:

- А почему нам стали говорить, что Бог есть? Ведь нам все время говорили, что Бога нет. Что Он - в отпуске, что ли, был?

Вот до чего нам мозги крутили.

Нам сейчас дается истинная правда - вера. Господь ждет от нас только чистого покаяния, чистой молитвы. Нам дается и время, и Закон. Здесь мы грешим - здесь и должны каяться. Так вот, люди Божии, будьте солдатами, защищайте любовь небесную, правду вечную. А Господь нам все приготовил - от и до. От нас только зависит, как мы будем защищать и исполнять Закон Божий, как будем каждую минуту, каждый час защищать этот небесный дар. И борьба эта ежеминутная! И по всей земле сейчас борьба против христианства. А такие примеры, как я рассказал, подкрепляют нашу веру.

Вся жизнь наша состоит только в подготовке к вечной - мы здесь не живем, а только учимся жить. Слава Богу за все, за то, что Господь еще терпит нас, ждет от нас истинного покаяния, молитвы.



НЕ ПОТЕРЯТЬ НАГРАДУ


Любое благое дело — пустое, если оно с ропотом, завистью, пустословием, без послушания. Уход за больным — хорошее дело, но если он делается с брезгливостью, недовольством, то труд уничтожен. Паломничество по святым местам — хорошо, но если в дороге пустословие, ссоры — то чего уж тут хорошего. Даже пение в храме, если оно с похвалой, ревностью перед другими - грешно. Плачет человек о грехах, но если впал в отчаяние или стал тщеславиться слезами — плохо.

Дал кому-то что-то — милосердие, рассказал об этом — все уничтожил. Болезнь — готовое спасение, но ропот, уныние перечеркивают все. Жил в бедности, но роптал — потерял награду. Не уничтожайте сами свои добрые дела. Не всякое дело угодно Богу, и покаяние тоже должно быть угодно Богу. Когда каешься, надо называть свой грех. Не уподобляйся той верующей, которая говорила: «Ой, батюшка, во всем грешна!» «А лошадей крала?» «Нет». «А говоришь, во всем грешна…»

Приписывать себе лишние грехи нельзя, но и утаивать тоже. Нужно возненавидеть грех, в котором каешься. За иной грех нужно нести наказание… Также старайся принести плод, достойный покаяния: каясь в скупости, покажи щедрость, объелся — постись, читал мирские книги — читай духовные, плясал — бей поклоны… И помни о грехах своих! Ценность исповеди не только в прощении, но и в помощи Божией в отвращении от этого греха.

Протоиерей Валентин Мордасов



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld