|
6 НОЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ" |
По вере людей в милосердие Богоматери к роду людскому повелся обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы к ней: «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение. Христиан всех поможение и заступление». Совершается празднество в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радосте, установленное с 1688 года, по следующему поводу. Евфимия, сестра патриарха Иоакима, сильно страдала от раны в боку и уже почти не надеялась на выздоровление. Однажды, проснувшись рано, она начала читать молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”, потом велела себя приподнять и начала призывать Богородицу, молясь Ей. Во время молитвы она услышала голос: “Евфимия, ты так долго страдаешь, почему же ты не прибегнешь к общей всех Целительнице? В храме Преображения есть образ Мой “Всех скорбящих Радосте”: призови священника того храма с этим образом, и пусть он отслужит молебен; тогда болезнь твоя пройдет”. Евфимия узнала от родственников, что в храме Преображения на Ордынке есть такой образ, и поступила сообразно со слышанным, после чего получила исцеление. Описанное происшествие побуждает нас спросить: все ли вы, возлюбленные братия, всегда усердно молитесь Богоматери? Если кто-нибудь из вас не молится Ей, или молится не от всего сердца, тех умоляю с нынешнего же дня начать молиться Ей со всем усердием: ибо Владычица есть скорая Заступница для всех христиан, прибегающих с верой к Её покрову и предстательству, - никого Она не чуждается, никем не пренебрегает: чтобы сподобиться Ее заступления, нужны только вера твердая в силу молитвы Ее и смиренная, искренняя молитва. Напасть какая тебя постигла, или скорбь душевная: спеши скорее на молитву к Владычице, а не ищи себе отрады в каких-нибудь земных утешениях и развлечениях, тем более не прибегай для облегчения своей скорби, для забвения напасти – к вину, как это делают многие. Подобные увеселения и утешения – новые напасти, только неприметные с первого раза: потому что обольстительны. Грехи или страсти мучают тебя, или привычки недобрые владеют тобою – прибегай к благосерднейшей Матери всех – Царице Богородице; молись ей так: Всеблагомощная. Госпоже Богородице: вот, мною владеют такие и такие страсти и грехи. Ты вся можеши: Твоя молитва всесильна у Сына Твоего и Бога; покрой, заступи меня от меня самого, от моих греховных страстей и привычек, - всем сердцем желаю себе исправления и спасения, - но без вышней помощи, без заступления свыше ничего не могу сделать: сделаю шаг вперед, да потом целых десять назад отступлю, так отталкивает меня от Господа сила вражия. Окаянен я, беден и нищ, и слеп, и наг духовно: помоги мне, окаянному и бедному, и слепому, - всею душою молю Тебя. Верую, что Ты слышишь каждый вздох моего сердца, каждое слово, от сердца выходящее, и милостиво заступаешь всех, кто ищет усердно Твоей помощи и кого не в конец обольстила лесть греховная. Заступи же, спаси и помилуй меня грешного! Так будем молиться премилосердной Царице Богородице и непременно сподобимся Ее покрова и заступления. |
|
|
ЦЕРКОВЬ ПРИЗЫВАЕТ ЗАЩИТИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ ОТ ТОТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ |
6 октября 2005 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было направлено обращение к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии. Причиной принятия обращения стали возникшие среди части верующих опасения, связанные с электронной идентификацией граждан, созданием и объединением электронных баз личных данных, а также начавшейся или планируемой в некоторых странах выдачей новых удостоверений личности, которые содержат электронную информацию о природных свойствах человеческого тела – биометрические данные. Сознавая необходимость заботы об общественной и государственной безопасности, борьбы с преступностью и особенно терроризмом, Священный Синод с пониманием относится к заботе власть предержащих о должной организации учета населения, полагая, что нет ничего греховного в самом факте учета граждан государством. Испокон веков взаимоотношения между людьми и народами начинались с решения вопроса, заданного Иисусом Навином архистратигу Михаилу у Иерихона: “Наш ли ты, или из неприятелей наших?” (Иис. Нав. 5. 13). Одно из первых в истории мероприятий по исчислению народа было совершено по прямому Божию повелению: “Исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен” (Числ. 1. 2). Божия Матерь и святой праведный Иосиф подчинились законному требованию власти и приняли участие в переписи населения Римской империи в Вифлееме. Нет ничего греховного и в использовании для учета граждан, для обеспечения безопасности человека и общества последних технических достижений, в том числе электронных средств, лишь развивающих уже привычные методы. Так, описания и изображения человеческого лица и тела использовались в целях безопасности еще в древние века. Совершенствование способов их записи не несет в себе ничего принципиально нового. Однако вместе с рядом технических преимуществ, создание и объединение массивов личной информации, а также развитие электронных средств опознания личности таит в себе немало опасностей. Возрастает зависимость человека от неизбежных технических сбоев, ошибок, халатности персонала или вмешательства злоумышленников. Не исключена возможность централизованного сбора сведений о частной жизни граждан и об их убеждениях. Это создает угрозу правам и свободе личности, делает возможным тотальный контроль за жизнью человека, в том числе за его мировоззрением. Такое развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов. Данная опасность приобретает весьма реальные очертания в момент, когда в национальном и международном праве закрепляются идеи нравственного и мировоззренческого релятивизма. Для православных христиан, верующих нашей Церкви, перенесшей в XX столетии невиданные по масштабу и жестокости гонения за исповедание имени Христова, крайне дорога возможность жить согласно нормам веры. В связи с этим Священноначалие Русской Православной Церкви ведет небезуспешный диалог с власть имущими по данному кругу вопросов, информируя церковный народ о ходе и результатах такого диалога. Во многих вопросах власти уже пошли навстречу пожеланиям верующих. Весьма важно, чтобы и впредь все предпринимаемые в этой деликатной сфере меры проводились гласно, под строгим общественным контролем. Обратившись к властям стран, в которых преимущественно проживает паства Русской Православной Церкви, Священный Синод выразил ряд пожеланий, удовлетворение которых могло бы снять имеющуюся озабоченность и не подвергать испытаниям традиционную для православных христиан лояльность по отношению к гражданским установлениям. В частности, отмечена опасность сбора и хранения данных о частной жизни людей, особенно об их религиозном и политическом выборе, здоровье, круге общения, путешествиях и тому подобном. Видится неоправданным дистанционное опознание человека без его ведома, особенно в местах, где он не обязан представляться. Каждый человек должен знать, какая именно информация о нем содержится в “электронном досье”, и иметь возможность исключать из него сведения, потерявшие актуальность. Перечень собираемых и хранимых данных, по мнению Церкви, следовало бы ясно определить и сделать общеизвестным. Представляется важным, чтобы разработка электронных систем идентификации и учета граждан велась гласно, под общественным контролем, с четким объяснением ее мотивировки, а также с раскрытием значения используемых символов. Видится необходимым ясно и исчерпывающе определить список инстанций, имеющих доступ к базам данных, а также принять меры к защите персональной информации, усилив ответственность за ее незаконное использование. Средства опознания человека не должны вредить его здоровью, унижать его честь и достоинство. Видятся неприемлемыми такие разновидности подобных средств, которые были бы неотделимы от человеческого тела. Нельзя в системах учета присваивать людям некий номер, который будет использоваться вместо имени. Подобно номеру паспорта, учетные номера могут относиться не к личности, а к документу или к записи в базе данных. Наконец – и это главное, - недопустимо, чтобы люди, по разным причинам отказывающиеся от участия в новой индентификационной системе, были оттеснены на обочину жизни, существенно поражены в правах, подвергнуты дискриминации при приеме на работу, распределении социальной помощи и так далее. Для таких граждан должна быть предусмотрена альтернатива, позволяющая полноценно жить в обществе, не препятствующая осуществлению их прав и свобод, пользованию законными льготами независимо от тех или иных форм идентификации личности. Православные христиане призываются помнить, что принятие или непринятие новых документов, в том числе содержащих электронную информацию о природных свойствах человеческого тела, не должно быть поводом для осуждения одних христиан другими, для сеяния смуты и раскола в Церкви. Тысячелетний опыт жизни во Христе свидетельствует, что Господь оберегает внутреннюю свободу христианина, в каких бы условиях тот ни находился, ибо “Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода” (2 Кор. 3. 17). Сообщение Священного Синода Русской Православной Церкви |
|
|
|
ОБИДА |
|
|
|
- Чем меньше тщеславие, тем меньше и обидчивость? - Конечно. И правильно считать себя последним, хуже всех людей. Тогда Бог вознесет. Но считать искренне, без задней мысли: «Унижу-ка я себя, чтобы Господь меня на горку втащил!» Дело в том, что Бог попускает обиды по разным причинам. - По каким? - Во-первых, я через них узнаю, что обидчивый, нетерпеливый, что нет у меня ни кротости, ни любви. Иначе мы этого урока не усваиваем, к сожалению. Во-вторых, Бог испытывает нашу веру. Чего она стоит, если любой обидчик может искоренить ее сразу? - И начинается «око за око, зуб за зуб». Молиться за врагов не получается. - Какое там! Один священник сказал: «Мы друзей-то своих не можем любить, не то что врагов!» Обиды помогают нам воспитать в себе терпение. Я не оговорился: надо именно самим начинать терпеть, и тогда Бог отвечает и помогает нам. А если мы не стараемся, то Он отходит. Бог насильно не действует. - Какой первый шаг нужно сделать, чтобы не обижаться? - Мобилизовать свою волю. Собрать и направить. А она почти у 100 процентов людей очень расслабленная. Собирать ее мы иногда можем, но направляем не в ту сторону - от Бога. Нам даны воля, разум, вера, силы, власть над собой. А человек часто приходит и говорит: «Батюшка, ничего не могу сделать». Я считаю, что это совершенно неправильная формулировка. Пока не могу и без Бога не могу. То есть не выявляю всех своих средств и пытаюсь двигаться без молитвы, без того, чтобы Господа просить. - Значит, через обиды мы узнаем себя… - А еще искупаем свои грехи. Терпение очень спасительно. Одна женщина как-то спрашивала меня: «Что мне делать?» Я ответил: «Терпеть и молиться». «Это я понимаю, - соглашалась она. - Делать-то что?» А вот это часто и есть самое главное дело - потерпеть, а потом подумать: «Для чего Бог мне эту ситуацию послал? Он ничего зря не делает. И все - на пользу». И еще одна причина, по которой нам попускаются обиды: чтобы научить нас молиться за врагов. Это исключительно важно. Святой Силуан Афонский считал, что без молитвы за врагов нет христианина. Когда нас обижают, всегда надо помнить: моя вина перед Богом больше, чем другого человека - передо мной. Часто мы в совершенно искаженном виде понимаем его вину, потому что обида ослепляет нам глаза. В Прощеное воскресенье мы же формально просим прощения у незнакомых людей. - А у тех, кто нам насолил, попросить прощения почти невозможно? - Очень трудно. Я недавно был на Афоне, и там один монах сказал интересную вещь: «Надо не осуждать другого человека, потому что он есть ты». Человечество едино. Глаз не должен обижаться не палец, потому что они находятся в одном теле. Но когда тебя обижают, боль должна быть. Боль - за обидчика. Мы хотим не победы над братьями, а возвращения их к Богу. «Разлука с ними терзает наше сердце», - сказал Григорий Богослов. А у нас даже в мыслях нет, что Господь нас создал как одного Адама, как единое человечество. К счастью, у некоторых монахов - есть. - Обида и осуждение тесно связаны? - Обида - это обратная сторона осуждения. Она совершенно от- влекает нас от собственных грехов. Святые отцы говорили, что видеть Ангелов - не удивительно, а вот попробуй увидеть свои страсти, грехи. Это главное в жизни. Тогда есть надежда на спасение. Рассматривая чужие страсти, обижаясь, мы просто теряем время. Да еще и в осуждение себе. - Как молиться за обидчика? - Полезно говорить: «Господи, прости нас!» Не только его, а обоих. - Но простить не просто. Конечно, нужно время, чтобы рана затянулась. Вероятно, надо каяться на исповеди в том, что обида тлеет внутри? - Безусловно. Если только стараться не повторять каких-то поступков - это одна сторона медали. А другая - каяться на исповеди. Таинство совершается тогда, когда мы искренне стараемся избавиться от того, что мешает нам прийти к Господу. - И Он только может вытянуть из нас обиду. А если все-таки никак не получается простить? - Нужно обращаться к Богу: «Господи, хоть Ты его прости!» А еще открыть книжку - авву Дорофея, Исаака Сирина или кого-то еще из отцов. И прочесть один абзац о том, как бороться, допустим, со страстью гнева. А мы вместо того, чтобы сразу за это лекарство хвататься, ленимся, впадаем в памятозлобие, без конца пережевываем какую-то ситуацию. - Насколько я понимаю, обиды неизбежны. Безстрастный - это тот, кто не отвечает злом на обиду? - Безстрастие - вовсе не равнодушие. Как раз горячая молитва в нас должна быть. Просто нельзя давать своим страстям разгуливаться. У некоторых психологов есть такие рекомендации: если ты обиделся, вылей свои эмоции. Побей чучело президента или начальника - будешь ходить спокойный и радостный. Здесь учитывается плоскость отношений между людьми, а вертикальная составляющая - отношения с Богом - не замечается. В духовной жизни не так. Надо бороться с самим зародышем своих страстей - с мыслью. Тут нужна тренировка, подвиг. - Подвиг - это значит подвигаться? - Да, двигаться к Богу в меру своих сил. Подвиги бывают разные. Наш - сдержаться от обиды. Помните, как преподобный Антоний Великий про себя говорил: «Я-то что! А вот есть две женщины, которые в течение всей жизни на кухне ни разу не поссорились!» Вот, оказывается, подвиг, равносильный монашескому. А обида ведет к поиску виноватого. - И тут уже - не до себя. - Это началось с Адама. Он свалил свой грех на Еву, Ева - на змия. И с тех пор мы без конца повторяем их ошибки. Виноват другой: в войне, в революции, в ссоре. - Но бывают ситуации, когда человек страдает ни с того ни с сего. - Бывают. Пьяный сын бьет мать. Или внук - бабушку. Совершенно безобразно, не помня себя. Может убить. Меня спрашивают: «Как тут поступать?» Я отвечаю: «Замолчите, не разговаривайте с ним!» Они возражают: «Но это же осуждение!» Я говорю: «Нет. Можно сделать обиженный вид. Сыну или внуку полезно увидеть, что он горе несет. Но внутри молитесь за человека». Всегда надо помогать другому стать лучше. Вытягивать из болота, а не топить. Осуждение топит однозначно. А молитва либо утверждает человека в добре, либо вытягивает из грязи. И последний мой любимый пример. У одного монаха был келейник, который должен был ему помогать, а на самом деле бил монаха, отнимал хлеб. Каждый день одно и то же, на грани смерти. И в какой-то день игумен позвал этого келейника, монах мог отдохнуть. Ему бы благодарить Бога, а он молился: «Господи, ничего я для Тебя не потерпел - и день прошел даром!» Это высота, до которой нам никогда не подняться. А знать о ней нужно. Читайте святых отцов! |
|
|
|
|
ПЛОТЬ - СКРИПКА ДУШИ |
|
|
|
- Владыко, Вы - кандидат богословских наук и одновременно - кандидат наук медицинских. Для кого-то такое сочетание может показаться парадоксальным, но для человека верующего связь между служением церковным и служением врачебным очевидна: исцеление души и исцеление тела связаны между собой неким таинственным образом. И вот что мне хотелось бы в этой связи спросить: нетрудно заметить, что среди всех чудес Господних, записанных Евангелистами, преобладают чудеса исцеления. Почему так? Почему Евангелисты старались донести память именно об этих чудесах? - Ну, наверное, потому, что так оно и было на самом деле: Господь чаще всего являл Свою силу именно в исцелении немощных. Понимаете, человек - это довольно упрямое существо. Всем нам свойственно упорствовать в своем неведении. Я как человек, уже не один десяток лет трудящийся на преподавательском поприще, особенно хорошо это знаю. Да вы и сами, наверное, не раз с таким сталкивались: сколько человеку ни говори, сколько его ни убеждай, сколько ему ни доказывай - толку нет. Не воспринимает человек ваши слова. А вот когда доказательства воспринимаются, как в народе говорят, «через кожу», тогда они становятся сразу и наглядными, и убедительными. В этом смысле чудесные исцеления - это наилучшая проповедь. Вот так можно ответить на ваш вопрос, не выходя из понятий простых и житейских. Если же немного углубиться в богословие, то нетрудно увидеть, что исцеление немощного тела и очищение грешной души идут в Евангелии рука об руку. Исцеление тела - это как бы знак, символ спасения души. Прежде чем исцелить расслабленного (Мк.2,3-12), Господь отпускает ему грехи; а больному у Овчей купели говорит: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». (Ин. 5, 14) Поймите: человек - это не только душа и не только тело: он - их совокупность. Вот почему, кстати говоря, нам так страшна смерть: душа и тело разделяются, человек перестает быть человеком. Бывает такое, что душа, обремененная грехами, ввергает тело во многие болезни, как бывает, что и немощная плоть не дает душе свободно обращаться к Господу. - Но если болезнь мешает богообщению, то зачем тогда существуют болезни? - В таком случае болезнь тела является одновременно и наказанием, и средством к исцелению: помучившись в недуге, человек начинает понимать свою греховность. А осознание греховности - это и есть восстановление богообщения. Все мудро у Господа: то, что для тела болезнь, для души - лекарство. Когда же душа вновь обратится к своему Творцу, тогда телесная немощь может стать ей помехой, и Господь посылает исцеление: ведь и самый великий скрипач не сможет хорошо играть на разбитой скрипке. Исцеление больных рассматривалось как первейший долг Церкви в начальную христианскую эпоху. Перечисляя дары Святого Духа, апостол Павел пишет: «Одному дается Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дары исцелений» (1 Кор. 12, 8-9). По примеру апостолов священники Новозаветной Христовой Церкви призваны облегчать страдания. Обращаясь к первым христианам, апостол Иаков призывает: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь» (Иак. 5, 14-16). - Медицинской практики нет, но, может быть, вы встречаетесь с коллегами, разбираете медицинские вопросы? Я являюсь председателем Церковно-общественного совета по биомедицинской этике… - Биомедицинская этика? - Это, так скажем, учение о грехах современной медицины. От Гиппократа до самых недавних времен - что считалось медицинским грехом? Аборты, затем то, что сейчас называют эвтаназией… Вот, пожалуй, и все. А сегодня что творится!.. Я не буду перечислять все, коснусь только вопроса пересадки органов. Достижения в этой области поистине блестящи, но именно на эти достижения преступники слетаются, как мухи на мед. Я всерьез подозреваю, что большинство безследно исчезнувших людей, которых ищут уже много лет, попали в руки к этим бандитам и теперь разобраны на органы. А если я не прав, то откуда же берутся эти органы на рынке? Я еще понимаю - почки: их две, и одну человек может продать, пожертвовать, подарить… Но сердце? Откуда взять сердце для пересадки, - ведь в этом случае требуется орган совершенно здоровый, и еще не подвергнувшийся необратимым трупным изменениям? Нам говорят: если молодого человека на улице сбила насмерть машина, его сердце годится для пересадки. Хорошо, представим себе, как это происходит на практике. Итак, человек сбит и погиб. Его что - тут же хватают, кладут в хирургическую машину и начинают ампутацию? Нет. Сперва место происшествия огородят, дождутся милиции, а до ее прихода никто не вправе трогать тело. Человек лежит под простыней три или четыре часа. Потом непременно бывает вскрытие - это еще несколько часов… За такое время необратимые трупные изменения обязательно наступят, и сердце станет непригодно к пересадке. Так откуда же берутся эти сердца? Получается так: человека сбили, тут же чисто случайно проезжала хирургическая машина, а в машине чисто случайно оказалась банка с жидким азотом… Вы смеетесь? Да, над таким объяснением можно только посмеяться. Увы, приходится предполагать нечто иное… Я недавно узнал, что заказное убийство стоит всего десять тысяч - не долларов даже, а рублей! Что это за сумма для современных богачей? Так - раз в ресторане посидеть… Заплатить такие деньги за новое сердце - это же просто даром его получить! Вот такие-то вопросы и относятся к ведению биомедицинской этики. Кроме того, сюда же можно отнести проблему искусственного оплодотворения, генной инженерии и многие другие… Сюда же относится и связь медицины с современным оккультистским «целительством». - Об оккультизме я и хотел задать вам следующий вопрос. Как быть, если точно знаешь, что моя соседка по коммуналке занимается колдовством и пытается таким образом вредить мне? Или: как быть, если мой начальник - энергетический вампир? Как относиться к таким вопросам, нужно ли их принимать всерьез? - Что ж, почему бы не принять? Разве вам не приходилось после разговора с кем-то испытывать необычайный духовный подъем, особую приподнятость, радость, хотя как будто ничего особенно радостного сказано и не было? Так бывает, когда вашим собеседником был человек светлый, духовно высокий… И обратный случай: разве вы не чувствовали себя высосанными, не ощущали душевного опустошения, головной боли, тоски после беседы с определенного рода людьми? На современном научном жаргоне эти люди называются «энергетическими вампирами», - что ж, пусть будет такой термин… Кто-то таким «вампирством» занимается неосознанно, непроизвольно, а кто-то и сознательно: ведь внушаемых людей, которые и становятся их жертвами, довольно много на свете. А что посоветовать этим «жертвам»? Здесь выход единственный… Как сказано в одной молитве: «Божественная благодать, всегда немощныя врачующая и оскудевающия восполняющая»… То есть Божественная благодать восполняет то, что оскудело. Если человек знает, что после общения с кем-то оскудел душевно, то надо сразу исповедаться, причаститься и почаще участвовать в богослужениях, потому что нигде человек не ощущает такой прилив благодати, как во время богослужения. Бог знает, что по своей греховности мы теряем Его благодать и становимся уязвимы для нечистого вторжения, и поэтому дает нам возможность стяжать благодать снова - при участии в сакраментальной церковной жизни, в Литургии божественной. Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН |
|
|
|
|
ДВЕ ВОЙНЫ |
|
|
|
![]() СЫНКИ Господь, посылая нам страдания, делает нас более закаленными, более мужественными, стойкими, и это объединяет семьи, объединяет родственников. Безсмысленных страданий Господь не посылает. Когда набираешься мужества, понимаешь особую пользу суровых жизненных потрясений. Даже несмотря на то, что у меня тяжелая группа инвалидности, я понимаю, что от этого мне огромная польза. Моя судьба изменилась, когда я учился в военном училище. В 1987 году нас отправили выполнять боевую задачу в Афганистане. До сих пор вспоминаю слова одного Героя Советского Союза, который всегда говорил нам одну и ту же фразу: «Сынки, ваша задача состоит в том, чтобы вы не только достойно побеждали, а и в том, чтобы вы достойно умирали за Родину». Война - это время иного измерения, иного состояния психики, осознания боли за родных, за близких, боли душевной и физической. Это иное понимание письма от матери, письма матери от тебя. По-иному вспоминаются дети, по-другому смотришь на жену. Это в какой-то степени Божий дар, потому что столько подвигов, сколько я видел на войне, в миру не наблюдал. 3 января 1988 года в Афганистане наш спецназ зажали в горах, где он более суток находился в засаде. Выйти своими силами ребята на могли. Наш вертолетный полк нашел их по факелу, всех забросали на борт. Пересчитали - все, и полетели на аэродром. Когда заходишь на посадку, то вертолет вынужден набирать более высокий угол захода, до сорока метров. И здесь произошло то, что должно было, видимо, произойти - в нас попадают две ракеты «Стингер»… Братья и сестры, есть такое понятие - «ёкнуло сердце». Это чувство в подавляющих случаях свойственно только нашей женщине. Где бы ни находились ее дитя, муж, брат, отец, женское сердце, как маячок, реагирует на беду своего близкого. То же самое произошло с моей женой. Когда мы рухнули на минное поле, у нее за несколько тысяч километров ёкнуло сердце, как она потом рассказывала. Она вдруг почувствовала - что-то со мной произошло. Объяснить это невозможно, но ей было не по себе. И она машинально написала молитву, которая при сравнении впоследствии оказалась похожа на молитву «Отче наш». И она начала интуитивно читать эту молитву. ВЫЗЫВАЕМ ОГОНЬ НА СЕБЯ Ранение дало о себе знать. Когда я учился в Военной академии им.Ленина в Москве на третьем курсе, то однажды, отвечая у доски, потерял сознание. Меня доставили в госпиталь им.Бурденко, сделали томографию мозга, и врачи пригласили мою жену. Сказали, что гнойник величиной с куриное яйцо лопнул, и гной пошел в мозг. Операцию нет смысла делать, ваш муж все равно умрет. И вот здесь я вам скажу о силе женщины. Если бы подобная ситуация произошла не со мной, а, допустим, с моей женой, не знаю, хватило бы у меня сил принять то решение, которое приняла она. Жена сказала - операцию делать. Что будет, то и будет. И операцию провели как показательную для студентов. У нас дома был поясок «Живый в помощи», который мы случайно купили в одном из монастырей Москвы, положили на полку и забыли о нем. И еще была маленькая иконка Владимирской Божьей Матери. Операция шла девять часов, и жена все девять часов молилась, читала 90-й псалом. Заканчивает и снова читает. А дочка, которой тогда было около шести лет, взяла иконку Божьей Матери, прижала ее к груди и просидела с ней в уголочке почти сутки, не прося ни пить, ни есть. Так дитя испытывало боль за отца. Казалось бы, что она может чувствовать в этом возрасте? Но ей также присуща эта женская сила. Потому что она плод нашей крови. Когда на девятом часу врачи вскрыли мою голову, то оказалось, что гноя в мозге нет. Он собрался опять в капсулу, и когда доктор осторожно из головы ее достал, она в сантиметре от головы лопнула и растеклась. После выписки из госпиталя у меня возникло желание написать о том, что я увидел и пережил. Написать о войне, о достоинстве русского воина, его мужестве, о боли близких. НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ Когда была написана первая часть книги «Живый в помощи», я стал думать, что теперь с ней делать. Человек я совершенно никому не известный, у меня нет никакого литературного образования. Где искать помощи? В то время я был алтарником в московском храме Казанской Божьей Матери. Когда заходишь в него, то в правом приделе сразу висит большая икона Иоанна Богослова. По необъяснимой причине я стал подходить к ней и просить у святого помощи. Даже не просил, а просто клянчил: «Помоги, Христа ради, мне эту книгу издать, если она какую-то ценность представляет. А если ценности нет, то дай мне знать, и я ее выкину». Так ходил недели три. Однажды вечером мне звонит Леонид Болотин, редактор книги, и говорит: «Виктор, приехал батюшка из Барнаула, прочитал твою рукопись и сказал, что найдет любые деньги, чтобы эту книгу издать». Я обрадовался. Встретились, поговорили. А потом спрашиваю: «Батюшка, а вы из какого храма?» А он мне говорит: «Я настоятель храма Иоанна Богослова». Вот так первая книга пошла в жизнь. Потом была написана вторая часть. Сейчас подготовлено уже восьмое издание книги «Живый в помощи» в двух частях. КРЕСТНАЯ СИЛА 1999 год. В Чечню приехал священник, что теперь на войне не редкость и очень сильно сказывается на благополучном исходе боевых операций. Священник крестил ребят-десантников. Очередь одного офицера из штаба, и он говорит: «Я по-своему понимаю веру и креститься не буду». И здесь восемнадцатилетние ребятишки (а вы знаете, на войне взрослеют мгновенно, там день идет за три, год идет за век) подошли к этому офицеру и спокойно сказали: «Товарищ командир, если вы креститься не будете, мы с вами в бой не пойдем». Офицер покрестился со словами: «Ну, если вы так хотите». В ближайшем же бою пуля попадает ему в голову, делает два прохода, попадает в рот, и он ее выплевывает. Сегодня офицер носит эту пулю вместе с крестом на груди. И служит в одном из храмов на севере Москвы. Таких чудес очень много. Надо просто уметь их видеть и понимать, для чего посылает Господь это чудо. КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ Написана книга о войне. Я много поездил по стране, и родилось желание рассказать о другой войне. О войне в миру. О войне за души, более циничной, более жестокой, безпощадной и порой разрешенной законом. Я неспроста взялся за эту тему. И название книги - «Из рода в род» - говорит о том, что в роду у каждого человека есть нераскаянные грехи, и если вы, я, мои близкие свое потаенное зло унесем с собой в вечность, то за наши темные дела все равно кто-то из рода нашего будет отвечать здесь, на земле. Как сказал мне однажды один заключенный: «У меня такое ощущение, что в тюрьмах каждый четвертый - за нераскаянные грехи родителей да на свои грехи умноженные…» Что такое тюрьма? Это не просто юридическое заведение номер такой-то. Тюрьма - это землетрясение души, в эпицентре которого оказываются родственники, близкие, соседи, даже случайные люди. Нельзя со злобой смотреть в сторону зоны, надо понимать: еще неизвестно, кто за наши грехи будет там находиться в нашем поколении и роду. ЦЕНА ДОБРА Мне довелось повстречаться с одним в прошлом очень известным вором «в законе». Этот человек благодаря своему авторитету в преступной среде дошел до очень высокого положения, потерял счет деньгам. Но есть такое понятие - «последняя капля». Из его души, видимо, истекла последняя капля совести. С ним я разговаривал, когда уже ничего от его богатств не осталось. Когда он достиг всего, чего хотел, врачи обнаружили у него рак крови. Чтобы излечиться, он стал все, что награбил, продавать, и ему ежемесячно из Европы привозили по литру крови для переливания. В итоге все, что он награбил, было потрачено на лечение. «Знаешь, что меня спасает сейчас? - спросил он. - Однажды я ехал из одного казино и вез большую сумму денег, выигранную в рулетку. Проезжаю мимо какого-то госпиталя, вижу - на остановке стоит женщина и плачет. Я никогда в жизни не делал добра. Но тут что-то заставило меня остановиться. Я подошел к ней и узнал, что у нее в госпитале лежит сын, завтра операция, а денег у нее нет даже на хлеб. Тогда я отдал ей все деньги, не спросив даже имени. Когда мне становится совсем плохо, я вспоминаю лицо этой безымянной женщины и прошу ее помощи. И болезнь отступает». Это цена добра. Цена копейки на улице, доброго взгляда, приветливого слова, обыкновенного телефонного звонка: я вам звоню просто так, узнать, как вы живете. На сегодняшний день это становится редкостью. В заключение скажу, что, когда книгу «Живый в помощи» представили на Государственную премию, мне через месяц позвонили из Секретариата Президента России и сказали, что я снимаюсь с премии, так как нашли более достойного кандидата. Кого? - спрашиваю. Отвечают, что Государственная премия «уходит» господину Жванецкому. Я говорю: «Мадам, вы не понимаете смысла Государственной премии в России. За час до вас мне позвонила одна бабушка из-под Омска, поблагодарила и заплакала. Вот это - Государственная премия». |
|
|
|
ЗАМЕТКИ О ТРУДНОСТЯХ В СОВРЕМЕННОМ БРАКЕ |
Издавна повелось, что мужчина и женщина, вступая в брак, имеют достаточно ясное представление о себе самих и о своих будущих обязанностях мужа и жены, отца и матери. Однако на наших глазах этот веками установленный порядок пришел к концу: сегодня половина браков кончается разводом. И нормальное воспитание детей, и живая связь между поколениями уходят в прошлое. Произошло это отчасти потому, что в сознании двух последних поколений образы любви и брака построены отнюдь не на евангельском, церковном или христианском материале, а на кино- и телефильмах, на сплетнях из жизни знаменитостей да на популярных песенках. В результате отношения мужчины и женщины приобретают патологический характер: взаимная злоба, подчинение своей воле, огульные обвинения. Неудивительны и прочие атрибуты такой «любви»: алкоголь, наркотики, невоздержанность, непостоянство… Разумеется, есть и настоящая, добрая и истинная любовь. Все дело в том, что существуют разные стороны такой любви; любовь телесная - лишь одна из них, причем наименее важная. Хорошо знакомое состояние влюбленности, когда человек буквально забывает себя и окружающий мир, оказывается тесно связанным с некими биохимическими процессами, сближаясь с известным состоянием у наших четвероногих друзей в определенное время года… Беды в этом никакой нет. Беда в другом: мы это состояние ставим выше, чем оно того заслуживает. Ведь это тот самый «ветхий человек», о котором говорит апостол Павел. Не зовет ли нас Спаситель к чему-то лучшему, более высокому и постоянному, чем наша животная природа? С христианской точки зрения, основанной на жизни, личном примере и учении Спасителя, во взаимоотношениях будущих супругов с самого начала должны развиваться и другие стороны любви, основанные не столько на чувстве, сколько на осознанной воле. Их можно отождествить с самопожертвованием (агапи) и участием (филиа). И хотя в нормальном браке есть и телесная сторона любви (эрос), в конечном итоге она оказывается на втором плане. И, наоборот, если из «романтических отношений» устраивают культ, катастрофа не за горами. Когда чувственный жар мало-помалу спадает - как ему и положено по нашей физической природе, - у молодоженов начинают проявляться скрытые на первых порах серьезные проблемы. Многие молодые люди, знакомые до брака с обычными для нынешней школьной, уличной, студенческой среды пороками, испытав вскоре после свадьбы неожиданное «разочарование», возвращаются в объятия того же порока, только еще более крепкие, чем прежде. Нет нужды напоминать про растлевающее влияние массовой культуры, про всепроникающую порнографию, особенно опасную в такие критические моменты; в результате между счастьем молодых супругов и интимной сферой каждого из них оказывается вбит смертельный клин. Церковь с древних времен учит нас, что счастье без самоограничения невозможно ни в чем; но только кто ее сегодня услышит? Сдержанность и самоограничение начисто устранены из современной культуры. Нечего удивляться, что вслед за ними уходит и семейное счастье. Предотвращение беременности в браке - это тоже вопрос самоограничения и послушания Божьей воле. Сегодня все чаще встречаются супруги, склонные вовсе не иметь детей или отложить их появление на неопределенный срок. Неизбежно возникает противоречие: ведь в таинстве брака мы молимся о многочадии молодоженов как о знамении Божьего благословения! Испрашивать такого благословения для тех, кто сознательно его отвергает, - прямое лицемерие. Согласно учению Церкви, физическая близость между супругами связана множеством таинственных нитей, телесных, душевных и духовных, с благодатью брака и с Божественным попечением о человеке. Но недопустимо по своему произволу обрывать одну из этих нитей - деторождение, преступая тем самым ясно выраженную волю Творца по отношению к данной семье, волю, быть может, не всегда понятную и сходную с нашими близорукими расчетами, но в конечном итоге всегда добрую и мудрую. Те, кто откладывает рождение детей «по экономическим соображениям», должны спросить себя: не сводятся ли их «соображения» к нежеланию поступиться своим комфортом? Жизнь человека - это дар от Бога, от всемогущего Жизнодавца. Церковный взгляд на мир гораздо трезвей и чище, чем это принято в медицинской и научной среде, не говоря уж о массовой культуре. Гнев и отвращение вызывают «борцы за права» на убийство ребенка в материнской утробе. Только в нормальной семье, в Малой Церкви, где руководящий принцип - не «польза», не «право», не «благополучие», а жертвенная любовь, рождение ребенка, каким бы он ни был, - всегда желанное событие. Благодать, необходимая для этого, изобильно подается в таинстве брака; лишь бы наши молодожены принимали ее сполна. Последний вопрос - о повторном браке. В сострадательном снисхождении к человеческой слабости Церковь при некоторых обстоятельствах допускает второй и даже третий брак. Однако отношение к повторному браку разведенных должно быть весьма настороженным. После гибели одной семьи, не слишком ли рискованна попытка создания другой, особенно с учетом тех страданий, которые выпадают в таких семьях на долю детей? Что же касается овдовевших, то здесь Церковь смотрит на повторный брак гораздо более снисходительно. Но среди православных верующих прошлых поколений в обычае было вдовам и вдовцам, особенно тем, у кого дети уже подросли, с молитвой выведывать о себе, нет ли на то Божьей воли, чтобы, оставив мир, принять монашество. В таких случаях участие священника способно оказать неоценимую помощь. Священник Алексей ЯНГ (США) |
|
|
НА ЗЕМЛЕ МЫ ТОЛЬКО УЧИМСЯ ЖИТЬ |
Протоиерей Валентин Бирюков описывает “случаи для спасения души” «БАТЮШКА, ПРОСТИ МЕНЯ!» Когда ссылали людей в Нарым, там был один сосланный батюшка. А священников там расстреливали. Он не имел ни копеечки денег, хлеба ни крошеньки. Ему, грязному, оборванному, какой-то дядька дал лодочку: - Иди, дедуля, рыбачь! Он в лодку сел и качается - вот-вот упадет. Подъехал к кустику, чтобы держаться за него, а там небольшая сетка висит, полная рыбы. Он поднял ее веслом и набирает себе рыбы в лодку на уху, чтоб хоть немного подкрепиться. А хозяин этой сетки был недалеко и видит, что какой-то грязный старик вынимает рыбу из его сети. У хозяина ружье было. Поднял ружье - «чак, чак, чак» - осечка! Снова зарядил, прицелился - снова осечка! И в третий раз - тоже. А ружье никогда не осекалось, поднял его вверх: сразу выстрелило. Этот дядька аж испугался. Подъезжает к дедушке: - Кто ты такой?! - Я ссыльный. - Вижу, что ссыльный. Но что ты за человек, что ружье в тебя не стреляет?! - Я был священником… Как вскричит этот человек: - Батюшка!!! Прости меня, я хотел тебя убить, но ружье оказалось умнее меня… Заплакал, взял священника к себе домой. Два месяца кормил, одевал. После войны от него письмо пришло - священник приглашал его к себе, стали друзьями. Вот как Господь хранит своих людей. КТО БЕЖИТ ОТ КРЕСТА К нам сейчас различные проповедники иностранные приезжают, над иконами глумятся… Встречал и я таких. Приходит ко мне как-то человек: - Здравствуй, батюшка… Скажите мне, почему вы идолам покланяетесь? - Как тебя звать? - Геннадий. - Ты молодой, а я старик, слепой, не вижу - где ты идолов увидел в церкви? Он показывает на икону Царицы Небесной. У меня даже руки опустились. Говорю ему: - Слушай, Геночка, у тебя мамочка есть? - Есть. - А мамина фотография есть? - Есть. - Где живешь? - В Новосибирске. - Приди домой, возьми фотографию мамы, подойди к мамочке и говори: «Мам, вот это - идол!» Что она тебе скажет?! Он только глазами заморгал. - Ну что, говори, идол это?! Замолчал. - А у тебя есть паспорт? - Есть. Открыл. Показал на фотографию: - Это тоже идол? - Так это же человек, - сказал, смутившись. - Человек? А ты знаешь, на кого показал на иконе? - Вы называете Царицей Небесной, а Она такая же женщина, у нее много детей было, - и давай все сектантские басни выкладывать. Я говорю ему: - А ты знаешь, чья Она Мама? - Знаю. - Почему же ты на свою мамочку не можешь сказать, что она идол, а на Мать Господа говоришь, что она идол?.. Это портрет, это Ее личность. Замолчал он. Долго мы с ним сидели, разговаривали. Я говорю ему: - Вы креста не признаете. - А где написано, чтобы креститься? Ведь Иисус Христос креста не носил, а вы крестик носите! Я говорю: - Как не носил?! Он - основатель крестоношения, он нес деревянный крест на Голгофскую гору, на этом кресте его распинали! На кресте он победил. А ты говоришь: не носил. Мы этим крестом тоже побеждаем - и мысли лукавые отгоняем. И я показал ему, как надо креститься. Как вскочит сектант, да бросится бежать от меня! Догнал я его, хоть и старик. - Ты чего, Геннадий, убегаешь? - Батюшка, так ведь это же смерть! - А ты видишь меня - я же живой. Кто тебе сказал, что это смерть? - А нас так учат… А у самого все руки в наколках. В лагере сидел два года, кололись от нечего делать. Вот сектанты и ловят таких. Литературу безплатную дают, посылки контейнерами присылают. ИСЦЕЛЕНИЕ Там, где живу, 12-летняя девочка Света не могла поднять рук. Сколько ни были в больницах - ничего ей не помогало. И вдруг Света видит во сне, как она рассказала, красивую Тетю в розовом блестящем пальто, в прозрачных туфельках розового цвета, которая подходит к ее постели и говорит: - Света, что же ты лежишь? - Ручки болят. - Света, встанешь утром, залезь на чердак, у вас на чердаке икона лежит, разверни, приложись к иконе и получишь исцеление. Света проснулась - мамочке ни слова. Залезла на чердак, с трудом. Нашла ту икону, развернула: ой, как похожа на ту Тетю… Не поцеловала даже, а только прислонилась к иконе - и почувствовала такое тепло, такое ощущение, что получила исцеление. И сразу же с радостью подняла свои руки, без боли. Бежит на кухню: - Мамочка, смотри, руки поднимаются! И рассказала сон матери. Мать заплакала: - Беги за отцом. Отец прибежал с работы, икону сняли, вычистили, поклонились Матери Божьей, поплакали, помолились, как могли. А на следующую ночь Царица Небесная снова явилась во сне Свете и говорит: - Скажи, чтобы отнесли икону в Мой храм. Девочка рассказала сон родителям. Тогда отец завернул икону, пошел в храм, а там престол свт.Николая, рассказал все батюшке. Тот глянул на икону и говорит: - Так невдалеке же у нас храм Иверской иконы Божьей Матери. Позвонили туда, что через несколько часов привезут икону. А там уже встречают ее больше сотни человек. И кто в тот день прикасался к этой иконе - все получили исцеление! И корреспондент, который писал об этом. И несколько недель миро источалось от этой иконы, на Афоне писанной, которая пролежала на чердаке 56 лет, все годы гонений, невредимой. КАК ДЬЯВОЛ ИЗМАТЫВАЕТ ДУШУ Однажды ко мне прибежала женщина - ревела, упала в ноги: - Батюшка, хочу задавиться, отравиться! Не знаю, что делать. Как вы скажете? - Садись. Расскажи, как ты жила. - Страшно говорить: не жизнь, а помойка! - Так кайся. Ты крещеная? - Да только что крещеная! Ничего не понимала. Прочитал молитву: - Ходи в храм. Три дня попостись, а потом придешь исповедоваться. Принесла через три дня целую тетрадку грехов… А потом приходит снова: - Батюшка, какой я дурой была! Хотела задавиться, а теперь жить охота! Видите, как грех, как дьявол измотал душу! А ведь сейчас сколько людей страдают такими грехами - конца и края нету! Надо в скорбях исповедоваться и по 40 раз каждый день 90-й псалом («Живый в помощи Вышняго») читать. Это молитва очень сильная. Так отец мой и мать молились. И на фронте она нас охраняла. ЗАЩИЩАЙТЕ ЛЮБОВЬ НЕБЕСНУЮ Меня однажды во время встречи в школе мальчик спросил: - А почему нам стали говорить, что Бог есть? Ведь нам все время говорили, что Бога нет. Что Он - в отпуске, что ли, был? Вот до чего нам мозги крутили. Нам сейчас дается истинная правда - вера. Господь ждет от нас только чистого покаяния, чистой молитвы. Нам дается и время, и Закон. Здесь мы грешим - здесь и должны каяться. Так вот, люди Божии, будьте солдатами, защищайте любовь небесную, правду вечную. А Господь нам все приготовил - от и до. От нас только зависит, как мы будем защищать и исполнять Закон Божий, как будем каждую минуту, каждый час защищать этот небесный дар. И борьба эта ежеминутная! И по всей земле сейчас борьба против христианства. А такие примеры, как я рассказал, подкрепляют нашу веру. Вся жизнь наша состоит только в подготовке к вечной - мы здесь не живем, а только учимся жить. Слава Богу за все, за то, что Господь еще терпит нас, ждет от нас истинного покаяния, молитвы. |
|
|
НЕ ПОТЕРЯТЬ НАГРАДУ |
Любое благое дело — пустое, если оно с ропотом, завистью, пустословием, без послушания. Уход за больным — хорошее дело, но если он делается с брезгливостью, недовольством, то труд уничтожен. Паломничество по святым местам — хорошо, но если в дороге пустословие, ссоры — то чего уж тут хорошего. Даже пение в храме, если оно с похвалой, ревностью перед другими - грешно. Плачет человек о грехах, но если впал в отчаяние или стал тщеславиться слезами — плохо. Протоиерей Валентин Мордасов |
|
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|