Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2005 год, выпуск № 12 (24)


"А ВЕРА С РОДИНОЙ - ЕДИНЫ!"


У русских есть для православных священников теплое ласковое слово - батюшка, а не только холодно-официальное - отец. А батюшкой принято было на Руси называть самого близкого и родного человека, которому можно довериться целиком и полностью, вывернуть душу наизнанку, спросить совета по любому поводу, задать самые неудобные, но мучающие тебя вопросы. Настоятель Всеволожского храма Святой Троицы протоиерей Иоанн ВАРЛАМОВ именно такой батюшка - мудрый, добрый, всепонимающий.



Неугасимою лампадой
Хранится вера на Руси,
И нет для нас дороже клада,
Хоть сотни верст исколеси.
Откуда, как передается
Огонь священный
в души к нам?



Бальзамом на сердце прольется
Любовь с надеждой пополам.
А вера с Родиной – едины,
Без крыльев птице
не прожить,
Церквей стареющих седины



Нельзя в России не любить.
Здесь все мы сестры,
все мы братья
И молим только об одном:
Уйдите, темные заклятья,
Приди, любовь, в наш общий дом!

Елена Шаламонова


- Рассказывая о своем пути ко Господу, многие вспоминают, что началось все со знакомства с учениями Блаватской, Рериха… занятий йогой, восточными единоборствами… Но все чего-то не хватало. В поисках истины и смысла жизни люди приходили в Православную Церковь и находили здесь ответы на все вопросы. Сейчас, случается, идет обратный процесс, скатываются даже в язычество. Почему, как это возможно, если люди узнали истину, увидели свет Христов? Многие храмы - полупустые…

- Враг не спит, он постоянно искушает человека. Сказано, что, когда явится антихрист, - он будет чудеса творить и огонь с неба сводить. Так что укрепляет бес слуг сатанинских и совращает слабых, которые не совсем познали, а лишь в какой-то мере прикоснулись к Православию. А если бы они в действительности познали всю глубину Православия, всей душой приблизились к нему, то никогда не оставили бы Свет и не примкнули к тьме. Сколько мучеников и святых шли на пытки, на лишения, но не отреклись от Христа! Они знали, что в Боге - все, Богом и Царство Небесное открыто, и вечное блаженство. А без Бога явная погибель.

А охлаждение в вере - до первой беды. Как гласит русская пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Когда горе близко к нам, мы спешим туда, где могут помочь, - в церковь, вопием к Тому, Кто любит нас, неразумных детей Своих, и не даст погибнуть. И даже семидесяти лет царствования богоборческой власти не хватило, чтобы до конца вытравить из сознания народа, что Бог все видит, знает и воздает по делам. Сколько испытаний выпало на долю русского народа в прошлое столетие! Революция, голод, Отечественная война… Сколько людей погибло. Но война 1941-1945 годов заставила нас сплотиться, почувствовать, что мы - единый народ, что правда и Бог - на нашей стороне. Так бывает в лихую годину испытаний. Но когда все тихо и благополучно, как далеки мы бываем от Бога.

А что народу стало меньше в храмы ходить, так кажется потому, что раньше действующих церквей было мало, народу набивалось много, а уж если в какой-то церкви совершалось Крещение или венчание - так вообще не продохнуть. Сейчас старые храмы восстановили, много новых построили, и люди, посещавшие ранее одну церковь, стали прихожанами в новых церквях, ближе к дому.

- Да, церквей много восстановили и настроили, но русского народа еще больше. Получается, новые прихожане не появляются?

- Новые приходят, но старые-то уходят, умирают. А русского народу, слава Богу, действительно много еще. Но за 70 лет воинствующего атеизма были посеяны такие крепкие семена безбожия, что вернуть народ наш многострадальный к Православию теперь очень сложно. Только если особое горе, тяжелая болезнь, невосполнимая утрата случится, тогда человек обращается к Богу, а так, чтобы он пришел в храм и достойно молился, достойно каялся, - крайне редко. Если и придет, то свечечку поставит и считает, что тем исполнил долг пред Богом или памятью своих родителей. И со спокойной совестью - помянул ведь(!) - уходит. А ревностных христиан - малое стадо, как всегда. Ибо молодежи любовь ко Господу и страх Божий никто не прививает, а где она может услышать о своем Отце Небесном? Телевидение, газеты насаждают только духовную мерзость, нравственную грязь, тем самым, заражая русских детей и юношей на худые дела.

В последнее время русский народ сбился с пути: пьянство, наркомания, блуд, погоня за чувственными удовольствиями и материальными благами… - все это культивируется СМИ, возводится в добродетель, объявляется нормой жизни. И русский забыл о душе, стал обезьянничать, копировать Запад. Как говорил с горечью св.прав. Иоанн Кронштадтский: «Русский народ, ты забыл, что ты русский?!»

- Русский, - значит светлый, несущий свет, а теперь мы пребываем во тьме? Нас развернули в другую сторону? или это все наносное, а в глубине души мы остались прежними? Ведь сколько слышала, что русский народ - народ-Богоносец, на нас смотрят другие народы, от нас ждут жертвы.

- Дай Бог, конечно, чтобы так было. Но много плевелов среди пшеницы. Эти разговоры соблазняют нас и уводят от Бога все дальше. Да, Россия - последний удел Божией Матери. На Россию смотрит мир, ибо как особо любимое дитя русский народ был лелеян Богом и Божией Матерью. Но это не повод для гордыни; напротив, русские всегда считали, что быть богоизбранным - значит не искать для себя особых милостей, но служить Господу. Сколько святых явили русские в прошлые времена, сколько новомучеников дал век минувший - это поразительно для всего мира. Вот она, особая национальная русская черта - верность и стойкость. Но нынче мы, слабые и немощные, впали в соблазн и блуждаем во тьме духовной. И хоть не совсем еще нас развернули, но разворачивают. Упорно. Не жалея сил и средств. С утра до вечера всеми доступными средствами идет повсеместное духовное разложение народа. А мы не особенно и сопротивляемся, охотно подставляем уши, впитываем. Одна реклама чего стоит! Первый раз, посмотрев, усмехнешься: какая чепуха. Но когда она постоянно капает… капля и камень точит. Все разрушают, осмеивают, прививают равнодушие. Но преподносят так, будто осчастливливают.

- И что делать? Когда размышляешь о какой-то одной проблеме - наркомании, СПИДе, детской безпризорности, блуде, алкоголизме, пропаганде абортов и планирования семьи (т.е. не допущать рожать!) - все как будто не катастрофически страшно. А если собрать все воедино… - нас же просто уничтожают, и физически, и нравственно. Отвечают: «Спасись сам, и спасутся многие вокруг тебя». Что же, только о своей шкуре заботиться? А другие русские гибнут - это меня не касается, «моя хата с краю»? Главное, я в безопасности, уютно в храме молюсь…

- Не так. Если мы будем спасаться и являть свет Христов для окружающих, это же будет действовать. Или я с бутылкой и сигаретой буду везде маячить, или буду стараться жить праведно и молиться - есть ведь разница. Люди видят, сравнивают, мой пример запечатлевается в их сознании и - придет время - даст плоды. Мы знаем много примеров, когда святые обретали истинную жизнь во Христе - и мир вокруг них преображался.

- Так должно быть. Так было раньше. В современной жизни происходит все несколько иначе: люди смотрят и не видят. Тех, кто верует, кто нестяжателен, считают дурачками и не умиляются, а крутят у виска: идиоты, надеются на загробные милости.

- Так на христиан во все времена смотрели, как на юродивых, несчастных, не имеющих под собой никакой почвы, а про лучших говорили: «Не от мира сего». Но самый счастливый и самый достойный человек жизни будущей - это христианин, который имеет цель и смысл жизни. И он своей праведной жизнью может удержать от падения именно тех, кто не имеет цели и смысла жизни иных, кроме получения сиюминутных благ и удовольствий.

- Бытует мнение: в церковь идут те, у кого в жизни что-то не заладилось, кого жизнь сломила… этакие несчастненькие, серенькие, ни на что не годные.А кто крепко стоит на своих ногах, многого сумел добиться в жизни - тот, мол, в Церкви и Божиих милостях не нуждается, он - сам господин и кузнец своей жизни.

- Явное заблуждение. На что такой человек уповает? - что богатство, положение в обществе, завидная карьера спасут его. Как тот богач, который собрал большой урожай и рад - ешь теперь, пей, веселись. А не знает он, что завтра будет, кому все это останется… Самое главное, самое ценное у человека - душа. Пусть спросят себя: что я приобрел для своей души? Если ты поделился с кем-то своим достоянием, если пожалел и помог сироте, бедняку, если сказал кому-то участливое искренне-ласковое слово, - вот это только пойдет с нами в жизнь вечную, а если живем сегодняшним днем и радуемся только богатствам земным, т.е. явлениям временным, - то несчастные мы люди.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА


Идет землею Русскою
Святитель Николай,
И грозный глас Угодника
Летит из края в край:
«Вставай, страна огромная!
Мою послушай речь.
Твоя задача скромная -
Детишек уберечь
От блуда и растления,
Сплошного воровства…
Живете, как растения,
Не чувствуя родства.
Эй, бабушки и дедушки,
Ведите в храм внучат,
Пока из внуков бедушки
Не сделали волчат.
Припомни, Русь Великая,
Былые времена,

Святитель Николай Чудотворец

Детишкам-подзаборникам
Будь матерью, страна!
Пой песни им старинные
И молоком пои,
И вырастут былинные
Из них богатыри.
Еще прославят Господа,
Еще построят Дом,
Еще сразятся с дьяволом
В обличии любом!
Тебя, Россия-матушка,
Сумеют защитить
И не дадут по камушку
Отчизну растащить».
Идет с полками Ангелов
Святитель Николай,
И грозный глас Угодника
Летит из края в край.

Алексей ЛОГУНОВ



ПОЧЕМУ ГРЕШИТЬ НЕ СТЫДНО, А КАЯТЬСЯ СТЫДНО?


Всемогущему, Всемилостивому, Всесовершенному Творцу не угодно, чтобы Его творения, Его чада, а ведь мы призваны быть чадами Божиими, были “самолюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся”. (2 Тим 3. 1,5). Все это замыслу Божию о человеке глубоко, просто в корне, противоречит. Человек, совершающий любой такой поступок, противится воле Божией. Ну, а первый противник Бога – это сатана. Древнееврейское слово “сатана” так и переводится – “противник”. Я хочу привести несколько соображений о том, кто же наш противник, кто тот, кого мы часто слушаем, кому мы часто подчиняемся, перед каким ничтожеством мы так часто пасуем.

Прежде всего, позвольте предложить такое рассуждение. Очевидно, что если мы кого-то любим, то готовы на жертву ради своей любви. И чем больше мы любим, тем большим можем пожертвовать. Но жертва требует мужества – ведь она связана с лишениями, а часто и со страданиями. Чем больше человек любит, чем человек более жертвенный, тем он более мужественный, совершенно независимо от того, мужчина это или женщина, ребенок или старик. Способность жертвовать – это проявление очень высокого мужества. Совершенная любовь и высшая жертва – это Голгофская жертва, которую принес Господь за всех людей.

Теперь спросим: “А лукавый кого-нибудь любит?” – Нет. Следовательно, может ли он чем-нибудь жертвовать? – Нет. Нет ничего такого, ради чего он мог бы чем-то пожертвовать, да ему и нечем жертвовать. Значит, он не способен на жертву. А если так, то он полностью лишен мужества, следовательно, он – абсолютный трус. Апостол Иаков в своем послании говорит: “Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу и убежит от вас” (Иак. 4. 7).

Однако, к сожалению, мы часто покоряемся не Богу, а дьяволу. Вот поэтому подчас наблюдается парадокс: грешить не стыдно, а каяться – стыдно. Когда человек согрешает, он уподобляется тому, кто толкает его на грех, следовательно, утрачивает свое мужество. “Устрашились они, когда не было страха” (Пс. 52.6). Соделанный грех лишает человека мужества, потому и бывает так страшно признаться в том, что совершил когда-то. Конечно, страх может быть разным: можно бояться огорчить того, кого любишь, это благородное чувство; а страх сознаться перед священником в своем грехе – это унизительный страх, который возникает в душе как следствие того, что подчиняешься этой нечистой силе.

Причина всего бытия – Господь. Все сущее нуждается в Его постоянной благодатной помощи. Нельзя думать, что то, что Им создано — брошено и живет само по себе. Нет, Господь активно участвует в жизни мироздания и милостиво дарует нам Свою духовную благодатную помощь, Свою божественную энергию. Не будь благодати Божией, прервись богослужения, прекратись Евхаристия — прекратится этот приток благодати и милости Божией – и тут же весь строй жизни рассыплется.

Когда мы грешим, мы теряем благодать Божию. Это особенно заметно, когда человек унывает: сидит, ничего не делает, никого не обижает, грубого слова никому не скажет, никого не трогает, а сил нет. Уныние — это пассивный, но тем не менее, смертный грех, потому что “печаль мирская производит смерть” (2 Кор. 10, 7); а “печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению”. Такая печаль дарует человеку силы и радость, а грех лишает человека радости жизни, обессиливает его. Куда девается эта энергия? Так вот, грех – это, можно сказать, энергетическая подпитка сатаны, он самый страшный энергетический вампир. Так что, когда мы грешим, мы невольно приумножаем силу этой нечистой силы, которую он может направить против кого-то другого. В жизни все связано, одно греховное событие порождает другое, одна трагедия порождает другую. И все это – следствие нашего общего греха. Мы все грешим, но чем святее наша жизнь, тем более хиреет эта нечисть.

Господь — это Всесовершенная Творческая Личность. Господь творит из ничего, Ему ничего не нужно, чтобы творить, все создано одной Его творческой мыслью. Господь наделил творческим отношением к жизни, способностью творить, этим богоподобным свойством созданного по образу и подобию Божию человека. Человек – это тоже творческая личность, он может быть творцом, создавать нечто такое, чего раньше не было. Об Ангелах нам открыто немного, но мы можем сказать, что Ангелы — это духовные разумно-свободные личности, способные развиваться и влиять на духовный и материальный мир. Действие ангелов, исполняющих волю Божию, – созидательно, а действие темных сил — разрушительно. Лукавый – это своего рода духовный вирус, который способен только вредить. Его опыт и знание слабых сторон падшей человеческой природы грандиозны, но это знание конечно. Однако, в одиночку человеку против него не выстоять. Лукавый — противник могущественный, но далеко не всемогущий. Всемогущий – только Господь. Если человек рассчитывает не на себя, а на помощь Божию, стремится жить так, как Господь от него ждет, то тогда он становится непреоборимым, тогда лукавый с ним просто поделать ничего не может.

Священник Александр Ильяшенко



ПОД ПОКРОВОМ БЛАГОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНИЦЫ


- Ты с ума сошла! - горячится знакомая, психолог, картинно воздевая руки. - Это как ты не отдашь ребенка в детский сад? Ведь он не будет общаться со сверстниками, он вообще потом не сможет с людьми общаться! Может, ты его до взрослого возраста контролировать собираешься?.. Такие диалоги рано или поздно происходят у всех верующих людей, не желающих отправлять ребенка по стандартным ступеням государственного воспитания, принятым в нашем обществе в последние десятилетия. Каких только лозунгов для убеждения в необходимости посещения садиков не создано! И сетево-коммерческие “заработай больше мужа” (откровенно антисемейное понятие), и внушающие родителям чувство вины (“ребенок должен общаться и быть самостоятельным”). Те же психологи доказали: попавший в садик ребенок начинает часто болеть не оттого, что, дескать, туда больные дети ходят, а оттого, что вследствие душевной травмы - разлучили с родителями - резко слабеет иммунитет. Многие семьи вполне могли бы прожить на зарплату кормильца, однако образ работающей женщины внушили еще нашим бабушкам, и теперь если женщина пытается отстоять свое святое право быть с ребенком, в большинстве случаев наталкивается на непонимание. “Она не работает, она с ребенком сидит” - кому не знакомо это пренебрежительное выражение? Хотя любая мама, тем более имеющая не одного ребенка, прекрасно знает, что с малышом не “посидишь”, а если еще и уход за чадом, и все домашнее хозяйство только на тебе, то устаешь гораздо сильнее, чем “деловая женщина” в офисе. Ребенок - не предмет, который можно сдать в детсад как в камеру хранения и потом получить в целости и сохранности, без отрицательных последствий. Ведь в детском саду подразумевается общение детей из Православных и просто благополучных семей с детьми из таких “ячеек общества”, где не чураются выпивки, матерной брани. У детей, воспитываемых с младенчества в Православии, пусть и не в младшей группе детсада, но все же со временем могут появиться проблемы из-за такого общения.

Да, любому ребенку желательно общаться со сверстниками. Но тут появляется первая и главная проблема: духовный вакуум семей, из которых эти сверстники происходят. А так как чаще всего этот вакуум заполняется чем угодно, от грубейших суеверий до прямого обращения к оккультизму, в результате ребенок переживает настоящие столкновения на уровне понятий, составляющих картину мира, когда пяти-шестилетний ровесник рассказывает ему про “черных кошек”, НЛО, а то и смело оперирует терминами типа “аура” и “карма” или прекрасно разбирается в “знаках зодиака” - кому с ним (“козерогом”!) можно играть в песочнице, а кому нельзя. В моем родном городе находится учебное заведение с группой дошкольной подготовки, где в расписании уроков прямо значится: “йога”. Ведают ли родители, что творят, отдавая туда своих детей? И полезны ли “духовные диспуты” со сверстниками тем детям, которые еще и читать-писать не умеют? Может, полезнее было бы им в этом возрасте больше общаться с малышами из таких же Православных семей, где похож домашний уклад и те же представления о жизни? Один священник упоминал о женщине, возившей свою дочь на другой конец города к единственной Православной подружке. Оправданно ли это? Думаю, да.

Следующий момент. “Кто воспитывает дома моего ребенка? Да телевизор!” - такую вот “шутку” услышала от нецерковных знакомых. Не секрет, что во многих семьях занятые работой и хозяйством мама и папа предоставляют малыша не то чтобы самому себе, а включенному с утра до вечера телевизору. А ведь даже с пресловутого экрана все чаще слышатся медицинские рекомендации не подпускать младенцев к телевизору. Вспоминается такой случай. В больнице лежала маленькая девочка с малопонятной для врачей болезнью: ребенок не переставая часто моргал. Все прояснилось, когда на выходные кто-то принес в отделение телевизор. Малышка мгновенно примчалась к “ящику” и встала, буквально касаясь носом горящего экрана. “Вот так она дома целый день и стоит! - заявила мамочка. - А как бы я еще по хозяйству управлялась?” Родители так и не поверили, что телевизор стал причиной заболевания их единственной дочери. А между тем, у детских врачей стал уже дежурным вопрос при обнаружении подобных недугов: “Наверное, много телевизор смотрит?..”

Разумеется, дело не только в телесном здоровье, но и в духовном. Нет нужды говорить о том, что с экрана не сходят сцены блуда и насилия. Может, годовалый малыш, на “ходунках” подошедший к телевизору, и не понял, что там происходит. Однако даже если надолго его изолировать от подобных передач, впоследствии, когда телереальность или, не дай Бог, сама жизнь предоставит ему подобную ситуацию, память подскажет: такое уже было в глубоком детстве, а значит, это хорошо - или, по крайней мере, это нормальный порядок вещей. (И будут удивляться родители, почему подросток равнодушен к чужой беде или рано и нездорово интересуется теми отношениями, которые должны бы быть интимными не только по названию…) На самом же деле никто никого от телевизора не изолирует и сериальное воспитание продолжается годами. Помню, как две шестилетние девочки в автобусе обсуждали “вчерашнюю серию”. С нежных детских губ слетали такие эпитеты, описывающие бурные страсти героев фильма, что казалось - настали времена Содома и Гоморры. Мамы, стоявшие рядом, временами прислушивались к разговору детей, усмехались и продолжали обсуждать собственный карьерный рост! А дети обучаются “толерантности”, видя на экране добрую блудницу, милосердного содомита и любящего интеллигентного бандита. А заодно воспринимают и “осуждающий” образ мыслей: зритель ведь всегда “выше” героев, он все знает наперед и имеет возможность обсудить поведение персонажей. И получается все наоборот: вместо того, чтобы ненавидеть грех и прощать ближних, дитя обучается не видеть грех и запросто осуждать окружающих.

И если верующие родители сообразят, что не стоит сажать детей перед телевизором, давать им кукол-блудниц Барби (о которых уже вовсю сочиняют стихи для детских азбук), читать сказочки про “миленьких” домовых и ведьмочек, давать “детские” игральные карты и гороскопы, то в других семьях может быть иначе. Сверстники перенимают все друг у друга, и пятилетний ребенок, придя из садика, однажды объявит: “Пап, а знаешь, кто ты по гороскопу?”. Пусть “контроль над ребенком” звучит несовременно - мы в ответе перед Богом за своих детей. Выход, как и во все времена, один: обезпечить ребенку “прививку” истинных ценностей в семье. И, разумеется, при “садиковском” воспитании это сделать не в пример труднее, чем при домашнем. Конечно, это не означает, что если запереть ребенка дома, он станет хорошим человеком и настоящим Христианином. На родителей, а особенно на мать, ложится огромная ответственность. Перечитывая воспоминания Православных подвижников, всегда с осознанием своего недостоинства останавливаюсь на тех страницах, где автор с нежностью рассказывает о матери как о той, которая посеяла в его сердце первые семена веры, дала первые знания о Божием мире и научила трудиться. Один из образцов для матерей всех времен - святая Эмилия (IV век). На ее руках после смерти мужа осталось девять детей. Вот имена сыновей: Василий Великий Кесарийский, Григорий Нисский, Петр Севастийский, великие святые, не пренебрегавшие науками и пылавшие пламенем веры. Дочери Эмилии также прославились как блестящим образованием, так и строгой, подвижнической жизнью во Христе. Как писала моя подруга Юлия К., мать чудесного сына-школьника, “не надо, чтобы ребенок считал родителей богами. Надо, чтобы он знал, что они - с Богом!”. И хочется верить, что и у самой грешной, но верующей матери вырастет благочестивый ребенок. Потому что по материнским молитвам на него призрит Сама “Благая Воспитательница, воспитанная во Святая Святых,” - Пресвятая Богородица.

…Моему сыну был годик с небольшим, когда я получила от него потрясающий урок Евангельской кротости. Однажды на детской площадке к нему с рычанием подбежал мальчик лет трех, вырвал у сынишки из руки игрушечную лопатку и, хитро прищурившись, стал ждать, что будет. Малыш ответил так, как никто не ожидал. Он просиял глазенками, улыбнулся и протянул обидчику совочек, который держал в другой ручке: “На!”. Мальчик пару секунд стоял в недоумении. Потом бросил “добычу” к ногам моего ребенка, помчался к своей коляске, вытащил из нее охапку кукол, мишек, лопаток и с радостными криками: “На! На!” - начал оделять ими и моего малыша, и всех детишек в песочнице.

- Что вы сделали с моим сыном? - раздался голос.

Я обернулась и увидела мать “хулигана”, ее глаза расширились от изумления.

- Что вы с ним сделали? - повторила она. - Мой ребенок ведь очень агрессивный, он всех бьет, игрушки отбирает, ломает, а тут…

А мой малыш уже преспокойно играл с машинкой “агрессивного ребенка”. Крестик выбился и лежал поверх маечки, сын заметил это, взял его ручкой и, как взрослый, поцеловал…

Юлия Кулакова



МИССИОНЕРСКИЕ ПИСЬМА


Годы жизни святителя Николая Сербского, епископа Орхидского и Жичского - 1881-1956. Он пережил две мировые войны, жестоко прошедшиеся по православной Сербии. Он нес крест вместе со своим народом, стремясь ответить на вопросы и разрешить сомнения, которые являются во времена великих страданий. В результате трудов святого Николая в Сербии возникло народное православное движение. С ним была вынуждена считаться даже коммунистическая диктатура, и поэтому Сербия, в отличие от России, почти не знала гонений на Православие. Это в немалой степени заслуга святителя Николая и его «Миссионерских писем», адресованных самым разным людям.

Святитель Николай Сербский

СТУДЕНТУ, КОТОРЫЙ СПРАШИВАЕТ, КТО ТАКИЕ «НИЩИЕ ДУХОМ»

«Блаженны Нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», - сказал Господь наш Иисус Христос. Тебя это смущает. Смущение происходит от-того, что ты путаешь скудоумие неразвитых людей с нищетой духа, которую восхваляет Христос.

Нищета духовная, или сокрушенность, есть особенность лучших умов, которые когда-либо посещали мир. Это сознание своего недостоинства перед величием Божиим, сознание своей нечистоты перед чистотой Творца, сознание своей полной зависимости от безграничной силы Божией.

Царь Давид говорил о себе: «Аз же есмь червь, а не человек». А царь Давид скудоумным не был; напротив, он обладал богатым, гениальным умом. Сын его, премудрый Соломон, пишет: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой». Это и значит быть нищим духом, то есть полностью ввериться Господу и не доверять себе.

Блажен тот, кто способен искренне исповедовать: моя сила ничтожна, мой разум немощен, воля моя неустойчива. Господи, помоги мне! Нищий духом - это тот святой, который может вслед за апостолом сказать: я не знаю ничего, кроме Христа.

Нищий духом - это тот ученый, который подобно Ньютону, признает, что его незнание безконечно больше его знания.

Нищий духом - это тот богач, который вместе с богатым Иовом говорит: наг я пришел в этот мир, наг и отойду из него..

Святой Савва, Стефан Дечанский, князь Лазарь чувствовали себя нищими духом. Да что говорить? Апостолы, святители и праведники, весь благочестивый миллионный народ Божий - и они считали себя нищими духом, потому и стали, по обетованию Божию, наследниками Царства Небесного.

Считай скудоумным не того человека, знание которого ограничено, но того, который хвалится своим знанием.

Нищета духовная - прямая противоположность надменности и хвастовству. От глупой-преглупой надменности и пагубного хвастовства хотел защитить нас Христос, когда восхвалял нищих духом.

МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ БЕЗПОКОИТСЯ
О СВОЕМ ТЩЕСЛАВНОМ ДРУГЕ

Тщеславие - духовный недуг. Оно овладевает теми, кто утратил страх Божий или не стяжал его. В Книге жизни написано: «Начало мудрости - страх Господень». Премудрый жаждет разговора о Творце мира, а тщеславный - разговоров о себе. Твой друг прилепляется только к тем, кто его хвалит и возвеличивает. Он говорит только о себе и требует, чтобы говорили только о нем. Собирает свои фотографии из газет, хотя знает, что в газетах публикуются и фотографии преступников, и всем читает письма, в которых кто-то хвалит его. Он досаждает всем, и все его избегают. Он утверждает свою славу на самом ненадежном фундаменте - на людской молве. Несчастный человек! Он требует серьезного лечения, ибо, если это продлится, болезнь тщеславия неминуемо приведет его к преступлению над кем-либо или над самим собой. Попробуй прочитать ему книгу Екклезиаста, особенно выдели слова: «суета сует, все - суета». Пройдись с ним по кладбищу и скажи ему: «Вот здесь под нашими ногами тлеют уста, которые восхваляли нас!»

Расскажи ему эту восточную притчу. У дороги росла пальма, а под ней колючка. По дороге проходили путники, и колючка цепляла и царапала каждого из них. Путники сердились и ругали колючку, сожалея, что никто ее не вырвет, чтобы она не вредила людям. Возгордилась колючка, подняла голову и надменно сказала пальме: «Что тебе толку от твоей высоты, если никто не сказал о тебе ни слова? Слышишь ли, только обо мне и говорят? Велика моя слава в мире, а ты – ничтожество». - «Злая слава у тебя, такая же злая, как и ты сама. А то, что говорят о тебе, хуже молчания, - ответила пальма. - Обо мне говорят, только когда собирают финики с моих ветвей. Ты права, редко говорят, но слова эти полны благодарности и благословения».

Настоящие люди заботятся о том, чтобы их жизнь принесла достойные плоды, а не о славе и похвале соседей. Слава сама сопутствует им, как эхо. Даже если эхо не всегда слышится на земле, оно непременно отзывается на небе. Ибо жизнь настоящего человека всегда связана с небом и вечностью. Когда Христос творил добро, Он часто решительно запрещал говорить об этом. Святые Божии усвоили Его науку и бегали людской славы, как огня. Некая римская Матрона отправилась из Рима в Египет, чтобы увидеть святого Арсения Великого. Арсений принял ее, но, когда она стала восхвалять его, он быстро вернулся в келью и закрыл за собой дверь. Другой евангельский наследник говорил: «Всякое похвальное слово обо мне заново открывает исцеленные раны моей души».

Кто от всего сердца желает исправить заблудшего человека, тому Сам Господь помогает. Я верю, что преблагий Творец поможет излечить твоего друга от тщеславия. Не ты излечишь его, но небесный Лекарь, по твоей молитве и сердечному желанию.

Святитель Николай Сербский



РОССИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В БОЛЬШОЕ КАЗИНО


Россия в последние годы переживает фантастический взлет развлекательной индустрии, и свой огромный вклад внесла в нее охватившая страну эпидемия азартных игр. Годовой оборот индустрии игорного бизнеса в России, по некоторым оценкам, превышает 2 млрд $. А социологи говорят уже о примерно пяти процентах затрат на игру в деньги, которые прочно вошли в структуру расходов обычной российской семьи. В настоящий момент в стране действуют около 10 000 игровых залов и более 250 000 игровых автоматов, размещенных повсюду: от кинотеатров и автобусных остановок до площадей магазинов. Лицензия на занятие игорным бизнесом в России открывается просто и стоит… 1300 рублей.

Особое развитие игорный бизнес получил после того, как с 1 января нынешнего года решением правительства функции контроля и сбора налогов на игорные заведения были переданы в руки региональных властей. Фактически этим решением было дано добро на проведение новой кампании по изъятию средств у населения в пользу местных верхушек. «Цивилизованный рэкет» имеет вполне очевидные экономические резоны: «стерилизовать избыточную денежную массу, находящуюся в распоряжении у населения». Вполне ясен и идеологический подтекст дела: пока обыватель увлечен игрой и верит в удачу, политически он неактивен.

Но Господь наш Иисус Христос сказал: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф.18.7).

Кстати, в большинстве западных стран в отношении игорного бизнеса действуют серьезные ограничения. В США игорные заведения работают только в двух штатах, на специальных территориях - в Калифорнии и Неваде. В большинстве европейских стран игровые автоматы разрешено устанавливать только на территории казино, вдали от жилых домов, школ или офисных центров. В некоторых странах, например в Испании, казино разрешено открывать на значительном расстоянии от крупных городов. В Париже казино запрещены законодательно! В знаменитой европейской столице игорного бизнеса Монте-Карло закон запрещает играть в казино местным жителям, там играть могут только туристы.

«Православный Санкт-Петербург», №11-2005 г.



НЕПРИДУМАННЫЕ ИСТОРИИ


Материнская молитва

Этот случай перед Днем Победы рассказала мне алтарница Нина из Петропавловской церкви города Самары. Каждое утро она едет на службу из пригородного поселка Управленческий. Вот и на Вербное Воскресенье она ехала на автобусе в храм. Рядом с ней сел старичок Николай, он ехал на праздничную службу в Покровский собор. Разговорились. И вот, что он ей со слезами на глазах рассказал:

- Было это в войну. Сидели мы в блиндаже - человек десять. И вот, к нам неожиданно спускается женщина. Я только силуэт ее рассмотрел, а лица почти и не видел. Спустилась к нам и нескольким солдатам дала что-то съесть. Они сразу послушно съели то, что она им дала, даже не спросив, кто она, откуда, как оказалась в нашем блиндаже… А мы трое спросили женщину: а нам почему ничего не дала съесть? “За вас матери молятся”, - был ее странный ответ. С этими словами она вышла из блиндажа. А вскоре те, кому она дала что-то съесть, погибли. Мы же трое остались в живых, прошли всю войну. Когда я приехал домой с фронта, то сразу спросил у матери, молилась ли она за меня. “Да, - ответила она, - я за тебя очень горячо молилась. Все ночи на коленях простаивала возле иконы”. Так мы с ней поняли, что спускалась к нам в блиндаж святая великомученица Варвара. Она причастила перед смертью тех семерых солдат…

Обет

Родственница мне рассказала про свою подругу, О., которой уже 27 лет, а все замуж никак не выйдет. Красавица, образованная, творческая, а - никак. Просит она, чтобы за нее верующие помолились.

- Она сама-то верующая? - спрашиваю я.

- Верующая, конечно, но только в церковь не ходит…

- Ладно, - говорю, - помолюсь как умею. Только ты сначала ей вот что скажи: пусть она даст Богу такой обет. Если Бог ей пошлет мужа, то чтобы она никогда, ни за что, ни при каких обстоятельствах не совершала этого страшного греха - аборта. Ладно?

- Хорошо, скажу.

Встретились мы с родственницей через несколько дней.

- Ну как, дала твоя О. обет?

- Нет, не дала, - отвечает смущенно. - Я ей все рассказала и твои слова передала. А она и говорит в ответ: “Это ведь так серьезно! Я не могу Бога обманывать. И уж если дам такой обет, то…” В общем, к такому обещанию она пока не готова.

А ведь обет предлагался о том лишь, чтобы не убивать во чреве собственных детей! Но и этого для современной культурной молодой женщины оказалось слишком много…

Стоит ли удивляться, что, как в песне Окуджавы, “девочка плачет - жениха все нет”? Господь слишком нас любит, чтобы давать нам то, что обернется для нас же непоправимой бедой. А на нет - и суда нет.

Учители и ученики

Всегда удивлялся глазам воцерковленных старушек. Тех, которые, как солдатики, стоят в церкви изо дня в день десятилетиями. На которых в России до сих пор держалась вера Православная. Которые - за-кваска нашей жизни. Глаза у них ясные, пронзительные, трезвые. Взгляд их какой-то законченный, “созрелый”. Видят и разумеют они все главное, “небесное в земном”. Невольно сравниваешь эти глаза с тем, что видишь обычно. И невольно же вспоминаются портреты, фотографии известных людей, в особенности “учителей жизни”, гуманистов всех мастей. Взгляд их глаз на фотографиях всегда глубок, задумчив, но как-то размыт. Зерно еще не созрело до конца… Отчего же? Чего не хватает? Трезвости самооценки! Как тут не вспомнить Евангельское: “Врачу, исцелися сам!”. И еще: “Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно… если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?” (Мф. 6, 22). И еще Серафимово: “Спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи”. Учить и спасать других куда легче, чем себя. Когда предстанем пред Господом - сколько удивления будет, если увидим непредставимое: великие учители жизни, как школьники, сидят за партой и внимают скромной старушке! Доучиваются.

Смерть и измена

Для наших пращуров смерть не была самым сильным горем. Ибо это горе естественное и, главное, спасению души не препятствует. Другое дело – отойти от Православной веры или предать Государя и Отечество. Вот это горе. Когда у князя Одоевского умер первенец-сын, Царь Алексей Михайлович его утешал: “Никита Иванович! не оскорбляйся, а токмо уповай на Бога!” И совсем иначе утешал он же по своей доброте князя Ордина, у которого сын стал изменником Родины: “у тебя больше этой беды вперед уже не будет: больше этой беды на свете не бывает!”

Владимир Мельник, профессор филологии,
член Союза писателей России, г. Москва



НЕ МОГУ ЗАЙТИ В ЦЕРКОВЬ...


С разными грехами приходят к священнику люди, но особенно горько бывает слышать о тяжких последствиях, какие бывают у тех, кто кощунствует или глумится над иконами. Один такой случай произошел в Самарканде. Субботняя всенощная уже закончилась, народ расходился. В это время в дверях храма появился парень, очень больной даже с виду. Лето, жара - а он в шапке, и все за голову держится. Прихожанка, прибиравшаяся в храме, подошла к нему: «Дяденька, церковь закрывать надо». А он словно не слышит. Усадил я его на лавочку, спрашиваю: «Ты болен? Давно с тобой такое?» Он и рассказал свою печальную историю.

«Учился я в институте и очень стеснялся, что дома у нас были иконы - мама перед ними молилась. Я же не верил в Бога. Глупостью казалась «отсталость» матери. Сколько раз просил я ее: «Мама, убери иконы!» - «Да ты что, сынок, как можно говорить такое!» Долго я спорил с ней, но мать - ни в какую! Я решил больше не упрашивать ее, а просто убрать иконы. Так их спрятал - никто не найдет. Мать пришла с работы, глядь - икон нету. - «Володя, где иконы? Куда ты их дел? Отдай, не бери греха на душу!» Но как ни просила мать, не мог я ей сказать, что сделал с иконами. Она заплакала. Наконец, сказала сгоряча: «Дурак ты, дураком и будешь!» Мне не по себе стало от этих слов. Но я храбрился, лег как ни в чем не бывало. Но в полвторого ночи проснулся от страшной боли в голове - так мне тяжко сделалось, что схватился за голову и кричал во весь голос. Мать вызвала «скорую помощь», увезли меня в «психушку». Полгода пролежал, как ни кололи - головные боли не проходят, а сам я вроде как умом повредился. Мать давай плакать, корить себя: «Да зачем я так сказала на своего сынка?!» Побежала в церковь - кается, просит прощения. А чего просить, если икон нет… Наконец решилась, пошла в больницу, написала расписку, чтобы отпустили меня домой. А я дома спать не могу: никакие таблетки не помогают. Мне тогда подсказали в церковь пойти. Вот я и пришел. Мне здесь так спокойно стало. Можно у вас ночевать остаться?..» Ну, покормили его ужином, оставили на ночь. Потом еще на одну. И так он месяц жил при церкви. В гараже ему постель устроили, поставили шифоньер, стол. Читал он много - ему книг надарили… А мать его потеряла совсем: и в «анатомичку», и в милицию, и в больницу обращалась - нигде нету.

В соседней церкви ей сказали, что сын в Георгиевском храме. Прибежала она к нам: «Володя, ты живой! Слава Богу! Я уж думала, что совсем тебя потеряла… Сыночек, прости меня! Пойдем домой». - «Мам, за все - слава Богу, - отвечает Володя. - Домой не пойду. Мне тут хорошо». Поплакали они, потом мать и спрашивает: «А все-таки, Володя, куда ты иконы девал?» - «Ох, мама, их нету - не спрашивай больше об этом!» - снова помрачнел сын. Так три года он и жил при нашем храме. Но в сам храм не заходил - не смел. Однажды я попросил его: «Володя, пойдем, поможешь мне помянники читать». Он только через порог храма ступил - вздрогнул, будто его ударили, да как за голову схватится: «Ой!!! Батюшка, я не могу в церковь зайти!» и выбежал из храма. Только в церковной ограде мог ходить спокойно. Вот что значит - икона! Страшно не то что кощунствовать - без благоговения прикоснуться к ней.

Протоиерей Валентин БИРЮКОВ,
из книги «На земле мы только учимся жить»



НЕ ИСКУШАЙТЕ ГОСПОДА...


Господь повелел врачам помогать больным, Он открыл им секреты врачевания, и нам поэтому необходимо использовать каждую возможность для спасения жизни и здоровья своих близких.

К сожалению, до сих пор приходится встречать людей, которые полностью отвергают врачебную помощь, говорят, что надо лечиться только святой водой, молитвой и проч. Такая позиция обнаруживает крайнюю степень гордыни, отвержения милости Божией и дерзости перед Богом. Это тяжкий грех, за который придется понести наказание еще при этой жизни и дать ответ в жизни будущей. “Не искушай Господа Бога твоего” (Мф. 4, 7), - отвечает Господь диаволу, когда тот потребовал от Него очередного чуда. Так и нам не следует требовать чудесных исцелений от Господа, когда можно воспользоваться естественными средствами, данными нам Творцом.

Показателен пример из жизни афонского старца Иосифа-исихаста. Читая его письма, можно заметить, что на ранних ступенях своего подвига, будучи относительно здоровым человеком, старец отвергал врачебную помощь и другим советовал поменьше обращаться к врачам, а надеяться на волю Божию. И вот, лишь будучи посещен тяжелой болезнью (водянкой), старец достиг такой степени смирения пред Богом, что начал принимать врачей и лечиться. О том, что, помогая нам, Господь действует через людей, вспоминается такой рассказ из патерика. Старец-подвижник, который подвизался в пустыне в полном уединении и безмолвии, был по недоумению увлечен ересью. Его, однако, терзали сомнения, и он очень долго молился, чтобы Господь открыл ему, правильно ли он исповедует свою веру. Наконец, потеряв терпение, он отправился к другому подвижнику, и тот наставил его в вере. Когда же старец стал недоумевать, почему Господь столько времени не открывал ему истину, то получил откровение, что там, где можно получить помощь от людей, не следует ожидать чудес от Бога.

Иеромонах Серафим (Калугин)



ПРИТЧА


О каждом человеке, здоровом или увечном, толковом или не очень, у Бога есть промысл... Есть притча о водоноше, который носил на плечах два больших горшка, висевших на конце шеста. Один горшок был безупречен и всегда доносил воду до дома полностью, а второй был с трещиной, и в нем хозяину удавалось донести до дома только половину.

В течение двух лет это продолжалось ежедневно: человек, носящий воду, доставлял только полтора горшка воды в дом своего хозяина. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен. После того как два года он чувствовал горечь от своей несостоятельности, как-то в один день он заговорил с водоношей возле источника:

— Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой.

— Почему? Чего ты стыдишься?

— В течение этих двух лет из-за трещины в боку я был способен донести только половину моей ноши, вода просачивалась в течение всего пути назад к дому твоего хозяина. Тебе пришлось выполнять лишнюю работу...

Переносчик воды почувствовал жалость к старому треснувшему горшку и, будучи сострадательным, сказал:

— Поскольку мы возвращаемся к дому хозяина, я хочу, чтобы ты заметил красивые цветы по пути к нему.

Действительно, когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути. Вид их обрадовал его, но в конце тропинки он опять почувствовал себя плохо, потому что опять был наполовину пуст.

Тут водонос сказал горшку:

— Ты заметил, что цветы росли только на твоей стороне пути? Дело в том, что я всегда знал о твоем недостатке, и я воспользовался им с пользой. Я посадил семена цветов на твоей стороне, и каждый день, когда мы шли назад от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог брать эти красивые цветы, чтобы украсить стол моего хозяина. Без тебя, такого, каков ты есть, не было бы этой красоты в его доме!


№11(23)-2006


"ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ"


6 НОЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ ИКОНы БОЖИЕЙ МАТЕРИ

По благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского, в Обнинске вводятся единые для города правила подготовки к таинствам Крещения и Венчания.

Церковь всегда готовила своих членов к серьезным событиям в духовной жизни. Под давлением идеологической диктатуры советского времени Церковь смогла сохранить повсеместно только практику подготовки к таинству Причастия. Подготовка к Крещению и другим Таинствам осуществлялась в единичных случаях. Ее отсутствие стало восприниматься как норма, однако привело к неблагоприятным для духовной жизни последствиям. Среди крещеных людей, считающих себя православными, широко распространилось множество ложных представлений о духовной жизни и грубых суеверий. Крещеные люди после крещения не становятся чадами Церкви, а остаются чадами Mipa, который “весь во зле лежит” (1Иоан. 5, 19). Многие стали искать участия в священнодействиях Церкви не ради приближения к Богу и духовного совершенствования, а напротив, священнодействия стали средством достижения меркантильных целей. Освящённые предметы (вода, иконы, свечи) часто воспринимаются как магические средства влияния на жизнь.

В сложившейся ситуации возрождение практики подготовки к участию в церковной жизни является наиболее простым средством противостояния негативным духовным явлениям. Подготовка даст человеку возможность узнать основы веры, задуматься, осмыслить, что происходит в его душе, избежать многих серьезных ошибок в духовной жизни. На основании полученных знаний человек мог бы изменить свою жизнь. Для того, чтобы человек мог стать действительно сыном Церкви, недостаточно теоретического знания основ веры. Необходимо сознательное участие в церковном богослужении, следование православному жизненному укладу. Духовная польза измеряется реальными изменениями в жизни человека. Религиозная жизнь не терпит формализма. Это касается и Крещения детей. Крещеный ребенок должен воспитываться в христианском духе.

На сегодняшний день введена программа подготовки к Таинствам Крещения и Венчания, состоящая из четырех бесед. Беседы будут проводиться в Духовно-просветительском центре “Вера, Надежда, Любовь” (ул. ген. Любого, д. 5А). Время проведения бесед: каждое воскресенье в 11.30. Первая беседа состоится 4 декабря 2005 г. Записаться на беседы можно в любое время по телефону 6-48-99. Всех, прошедших четыре беседы, в конце месяца ждут храмы обнинского благочиния для совершения таинств Крещения или Венчания и дальнейшего участия в церковной жизни.

Мы рады будем видеть на наших беседах и тех, кто уже был крещен или венчался, но желает глубже понять христианскую веру.



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld