Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2006 год, выпуск № 1 (25)


РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ДУМА


Таинство нашего спасения совершилось в древнейшие времена, более двух тысяч лет назад. Для тех из нас, кто имеет настоящую, живую веру — которая, по сути, является опытным знанием и переживанием того, что когда-то произошло, — непостижимое великое событие Рождества Христова через сопереживание становится столь же действительным и реальным, каким оно было для его непосредственных участников, созерцателей, свидетелей. Каждый из нас особо, лично и неповторимо переживает Рождество Спасителя, и оно становится личным событием человека, более важным, чем, может быть, самые радостные или, наоборот, скорбные минуты его жизни. Так действует истинная вера и благодать Божия в душе каждого искреннего христианина.


Города на Рождество становятся похожими на огромные рождественские елки. Они переливаются разноцветными рождественскими огнями. Кажется, что самый воздух пропитан радостью праздника. Все готово к встрече светлого торжества...

Но все ли готово? Внешне как будто все хорошо, а внутри, в душах жителей городов, устроен ли священный вертеп, очищены ли ясли, дабы можно было упокоить в себе Божественного Младенца? Того самого Младенца, Чье Рождество мы приготовились праздновать.

Увы, вновь рождающийся Богомладенец не найдет приюта в душах большинства из нас. Там, в наших душах, совсем другое: там попечения о деньгах, политике, спорте, моде, новом популярном кинофильме и прочее, и прочее... Нет там только одного: там нет Христа. А коли так, то Рождество для нас - это всего лишь обрядовое полуязыческое празднество, это только повод для нашей неутолимой потребности праздновать что-либо; это возможность прикрыть благовидной причиной наше стремление ко все тем же деньгам, развлечениям, моде, чревонеистовству; это... но довольно об этом. Ибо есть, слава Богу, среди нас и такие люди, которые постом и молитвой очищают ясли своих душ, дабы покоить в них рождшегося Богомладенца.

И пока на земле будет хотя бы один такой человек - Рождество не умрет, не потеряет своего исконного смысла, и Бог, даже ради одного праведника, - будет благословлять сей праздник, торжественно отмечаемый почти всем человечеством. Рождество - великая тайна, исток спасения нашего. Вслушаемся в слово «Рождество». Рождество - значит рождение. Со Христом и во Христе должны родиться и мы, родиться к новой жизни. Жаль, что немногие используют эту благую возможность, дарованную человечеству Богом.

Используют ее в полной мере лишь чада святой Православной Церкви, ибо только эта Церковь и есть тот спасительный вертеп, в котором благоволил родиться и пребывать Богомладенец. Много было в предместьях Вифлеема пещер, много было хижин и дворцов в самом городе, но Господь избрал лишь одну из них.

Верные последователи Христа уже более 2000 лет молитвенно пребывают в священном вертепе Православной Церкви со Христом Господом. Да и зачем им куда-то идти, чего-то искать. Они желают лишь одного: не разлучаться со Христом. Их собрание и есть Церковь Христова; здесь с ними и Матерь Божия, и святые ангелы; здесь простец и мудрец - братья, волхвы и пастухи приносят молитвенные жертвы Царственному Младенцу.

А там, на улице, за дверью пещеры, зловещий сумрак. Правда, там тоже горят огни, но эти огни ложные, словно головни тлеющие - ни тепла от них, ни света. Там что ни пещера, что ни дом - своя “церковь”. Везде веселье, гульба, везде празднуют Рождество... Но чье? Богомладенца ли? Нет. Богомладенец отвержен этим блестящим миром. Он не признан, Он изгнан оттуда.

Но вновь мы о грустном. Довольно. Не будем сегодня грустить. Сегодня нет места печали, ибо сегодня – Рождество. Сегодня родился Тот, Кто Один только и силен победить зло. На то Он и пришел в мир. Он пришел спасти нас. Спасти всех, кто примет дар Его любви. А сей дар и есть самый великий дар Рождества. Дар Богомладенца Христа тем, которых Он готов назвать Своими друзьями. Так пусть же ярче пылает над миром вифлеемская звезда, возвещая рождение новой жизни, жизни безгрешной, надмирной, нетленной. Не уставай светить, священная звезда Рождества!

Инок Всеволод (Филипьев)



ИСТИННАЯ ВЕРА - ДАР БОЖИЙ


С чего должен начинать своё «воцерковление» современный человек, уверовавший в Бога и осознающий свою принадлежность к Русской Православной Церкви?

Прежде всего, каждый православный христианин должен иметь веру, знать и понимать основы вероучения Христианской Церкви и всеми силами стараться жить по вере.

Для того, чтобы иметь веру, недостаточно надеть на себя нательный крест, зайти в храм и поставить там свечу, пребывая в уверенности, что ты уже «православный».Господь наш Иисус Христос неоднократно обличал в маловерии даже Своих учеников, свидетелей Его многочисленных чудотворений, которые сами совершали множество чудесных деяний полученной от Него Силой Святого Духа. «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Матф. 17.20.). Истинная Вера - Дар Божий. А даётся этот Дар тем, кто искренне, «от чистого сердца», жаждет получить Его. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» ( Матф. 7.7.). Но для того, чтобы в душе человека поселилась жажда обретения Веры, этот человек должен заставить себя осознать, что вопрос о Боге, о Вере есть не просто вопрос «жизни и смерти», но Жизни и Смерти вечных.

Очевидно, любой человек, хоть раз в жизни, но задумывался: кто я, зачем я живу, есть ли что-нибудь после смерти? К сожалению, большинство людей не ищет ответа на эти вопросы, но поглощённое заботами о «хлебе насущном», а кто и о новом «мерседесе» или иных предметах роскоши или необходимости, старается вычеркнуть их из своего сознания или уж отложить на «когда-нибудь потом». Страшно то, что этого «потом» может и не наступить. Душа человека, живущего лишь одними заботами «века Сего», под грузом накапливаемых в течение жизни грехов задыхается и умирает, становится неспособной к восприятию явлений духовных, не способной даже захотеть познать Бога. Как ни печально, но число таких «мёртвых душ» в наше время катастрофически увеличивается.

Те же, кто не заглушают в себе кроткий голос души, тоскующей от разлуки со своим Творцом, раньше или позже встают перед вопросами о Боге: есть ли Он; если есть, то какой Он; какая церковь имеет правильное учение о Нём? И если человек искренне желает получить на них ответы, не смущаясь своим окружением, национальными или какими-нибудь другими предрассудками, то Бог, видя чистое желание его сердца, непременно открывает ему Себя, давая возможность познания Истины и приобщения ко Христу, который и есть «Путь и Истина и Жизнь» (Иоан. 14.6.).

Необходимо также учесть, что идя путём ума, путём анализа и размышления, особенно учитывая современный объём доступной всем информации, можно довольно быстро придти к пониманию того, что Бог есть. Но так и остаться с этим рассудочным безплодным знанием.Главный инструмент познания Бога - человеческое сердце, сердце страдающее, ищущее, томящееся в отсутствие Благодати.И, если оно не заполнено «через край» низменными страстями, завистью, злобой, сластолюбием, в нём всегда найдётся крошечный «живой» кусочек, способный почувствовать Бога, вместить в себя Его Любовь, стать начатком Спасения души.

Примером тому служит разбойник, распятый на кресте «по правую сторону» от Господа Иисуса Христа. В последние минуты жизни у разбойника проснулась совесть: он пожалел Распятого неповинно, и Распятый Бог простил ему все грехи и первым ввёл в Рай! Все наши грехи простит нам Милосердный Господь, если покаемся. Если захотим. Если успеем. Если не убьём грехами свои души, сделав их неспособными к покаянию.

Итак, для того, чтобы иметь Веру, нужно захотеть Её получить. А пробудив в себе это желание, нужно просить Веры у Бога, подобно человеку, пришедшему ко Господу Иисусу Христу и просившему об исцелении своего сына, которому Христос сказал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию» (Марк. 9.24.). Христос, видя искреннее желание этого человека, помог «его неверию» и даровал ему Веру, а вместе с Ней и исцеление сына. Вот так же и нам, желающим получить Веру, нужно просить Её у Господа, и не рассудочно, с «холодным сердцем», а горячо, «со слезами», как просят порой дети желаемого у своих родителей. И, если желание наше будет искренним и просьба неотступна, даст нам Господь и Веру, и безчисленные подтверждения истинности Её.

Второе необходимое для «воцерковления» условие: знание основ вероучения, то есть: Кто такой Бог? Чего Он от нас хочет? Что Он нам обещает? Кто такой Иисус Христос? Зачем Он пришёл? Чему Он учил? Что такое Церковь? Зачем она нужна? Как нам жить по христиански?На все эти вопросы дают ответ «Священное Писание» и «Священное Предание» - два столпа, на которых стоит Святая Соборная Апостольская Православная Церковь.


Христос рождается - прославьте!
Христос с Небес - Его встречайте!
Христос-Спаситель на земле-
К Нему вы сердцем возноситесь,
И воздыхайте, и молитесь:
О Боже, мир нам ниспошли!
От смут кровавых нестроенья
Отчизне дай успокоенье.
Заблудшим разум просвети!

И согрешившим пред тобою,
Вконец измученных борьбою
Помилуй, Боже, и прости!
Открой духовные нам очи
И мрак надвинувшейся ночи
Небесным светом озари…
Чтоб мы, найдя к Тебе дорогу,
Воспели: "Слава в вышних Богу!"
В лучах проснувшейся зари!



О ПРОСТОТЕ ДУШИ


Как, возлюбленные братья и сестры, мы боимся простудить тело свое, кутаем его, согреваем: носочки потеплее, кофточки, свитерки. А сохраняем ли мы так душу - от сквозняков, от неполадок, от заблуждений, которые мы принимаем? По слову пророка Давида: «Омыеши мя и паче снега убелюся» - надо нести постоянно покаяние. Так мы и просим в вечерних молитвах: «Господи, дай мне помысл исповедания грехов моих».

Каждый человек в своей жизни много согрешает. Даже святые угодники и то впадали и в прелесть, и в искушение сатанинское. Вспомните прп.Исаакия, как он уже в затворе жил и в подвигах просиял. И осиял его свет, и явился ему ангел и сказал: «Исаакий, ты достиг высоты великой и скоро Христос посетит тебя, чтобы ты поклонился Ему». Наступило назначенное время, и он услышал пение и свет, и увидел в красивой диадеме подобного Царю славы и поклонился ему. И вдруг увидел, что ноги-то козлищ. И стал раскаиваться, и взмолился Богу, и стали демоны его топтать и мучить. И после этого он долго лежал в болезни и каялся. Вот, возлюбленные, как страшно впасть в прелесть! Читал я житие прп.Льва Оптинского; там рассказывается, как однажды он заехал в одну пустынь. И там был затворник, иеромонах Феодосий, славившийся прозорливостью. И старец спросил его: «Откуда у тебя такие дарования?» «От Духа Святого. Дух в виде голубя ко мне сходит…» «Отче, опомнись, не в прелести ли ты?» «Я думал, что ты пришел от меня назидаться, а ты меня оскорбляешь». Пошел после этого старец Лев к настоятелю и сказал: «Смотрите, как бы не случилась какая беда у вас в монастыре». И не успел он еще доехать до Орла, как получил известие, что этот иеромонах-«прозорливец» руки наложил на себя. Так враг часто приходит с прелестью, чтобы погубить нас. И Господь говорит: «Не прельститеся!». Потому что многие перед Вторым Пришествием прельстятся. Самое главное - жить в простоте, как говорил старец Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - ни одного».

Некоторые говорят: «Батюшка, сколько я молюсь, а все помыслы, помыслы…» И тут тоже у старца Амвросия мы находим пример: «Едет мужик по рынку с горшками. И надо ему пробраться на средину, где народа побольше и продажа будет получше. Кругом суета, а он все «но» да «но» и доехал до нужного места. Так и в молитве потихонечку нужно двигаться, и продвинешься к Царствию Небесному». Вот как просто все сумел объяснить старец Амвросий! А ведь ученый был муж, «Лествицу» Иоанна Лествичника перевел с греческого. А имел детское сердце и давал чудные наставления, записанные для нас, чтобы и мы назидались.

Простота дается человеку за неосуждение грешников. Если вы видите какого-нибудь брата в винопитии или в других грехах, - помолитесь: «Помоги, Господи, брату выбраться из этой трясины болотной, укрепи его». Но только не осудите никого, а то сами впадете в еще больший грех. И не нужно требовать чрезмерного. Как говорят отцы: «Если увидишь молодого послушника, резво восходящего на небо, опусти его на землю». Нужно сначала на земле научиться жить в мире и в ладу со всеми людьми, тогда и о Царствии Божием можно думать. А нам тот не нравится, другой не нравится, а сами мы - что? В одной семье бывают дети и хорошие, и плохие. За одних радуешься, за других печалишься. Так и наша христианская семья: у каждого свой норов. И лучше помолиться, а не осудить. Как сказано в одной истории: в монастыре некий брат все время что-то читал, записанное на хартии. И братия донесли игумену: «Этот брат колдун». Вызвал его игумен к себе: «Чем ты занимаешься?» «Я всегда, когда боюсь впасть в грех, читаю, что написано у меня в хартии: «Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти, и не осуди брата твоего». Вот как опасно осуждать!

Итак, первый наш грех - это осуждение. А ведь на Страшном Суде мы не за другого будем отвечать, - за себя. На земле мы можем показаться хорошими, добрыми и ласковыми, а там, на Суде, будет видно, какие мы на самом деле. Как сказано: «Сердцеведче! Пощади души наши!»

Протоиерей Иоанн МИРОНОВ



КУДА УХОДИТ ЛЮБОВЬ?


Одно из самых волнующих и памятных событий в жизни человека - вступление в брак. Это начало новой жизни для двоих. Все хотят быть счастливыми и верят в это. Но проходит иногда совсем немного времени, и то, что казалось незыблемым, становится ненавистным или враждебным. Статистика разводов выглядит устрашающе. И даже расторжение церковного брака становится обычным явлением. Как будто не для нас сказано апостолом Павлом: «Что Бог соединил, то человек да не разлучает». Куда же уходит любовь, о какие скалы разбивается хрупкое человеческое счастье? О том, почему терпит крушение венчанный брак в наше время, размышляет иерей Димитрий Галкин, священник Свято-Иоанновского женского монастыря на Карповке.


Что Бог соединил, то человек да не разлучает

 

Таинство венчания является необычайно красивым внешне, и в наше время многие стремятся заключить церковный брак, будучи далеки от самой жизни Церкви. Благодать, которая даруется в этом Таинстве, является глубоко необходимой каждому верующему человеку, каждой семье. Но, к сожалению, как показывает опыт, многие новобрачные оказываются неспособными воспринять и усвоить эту благодать, не могут раскрыться настолько, чтобы стать для нее сосудом.

Какая же благодать даруется в Таинстве венчания? Очень часто ее понимают как некую магическую скрепленность душ. Это совсем не так. Кроме установления определенного душевного родства брачующихся, некой глубинной взаимосвязи на духовном уровне между мужем и женой, в Таинстве венчания даруется, прежде всего, благодать взаимного служения. Не случайно в чине венчания поется тропарь «Святии мученицы…» Так Церковь научает, что брак - это не только радость пребывания друг с другом, это еще и мученичество, и венчание не является гарантией того, что брак будет счастливым. Сама церковная жизнь не обещает человеку на этой земле покоя, мира и благоденствия, но ежедневно в храмах возносятся к Престолу Божьему молитвы об этом.

Порой брак, даже христианский, оказывается весьма несчастливым, потому что все мы немощны и часто оказываемся неспособными подняться до той величины самоотвержения, которая бы позволяла принять мужа или жену такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками. В Таинстве брака даруется благодать взаимного служения друг другу, которая всегда предполагает самоотвержение, самоотказ. И что самое главное, вознаграждение за жертвенность может быть только в Царствии Небесном, а не здесь, на земле. Об этом необходимо помнить каждому вступающему в брак.

Часто приходится слышать справедливое мнение о том, что бывают два вида любви - божественная и демоническая. Они друг от друга очень просто отличаются. Господь Бог говорит: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». А Он нас возлюбил до Креста, до смерти, до предельного самоотвержения. Эта любовь имеет в своем основании Господа Бога, имеет жертвенное начало и не стремится подчинить другого, втиснуть в рамки собственного представления о нем. Любовь призвана терпеть недостатки, воспринимать человека, какой он есть на самом деле. Такая любовь является подлинной, нерасторжимой, и никакие внешние обстоятельства не способны ее погубить.

А любовь демонического рода - ревнивая, самостная, нетерпимая. Она почти всегда обречена на саморазрушение. Вступающим в брак естественно было бы задуматься о том, какой любовью они любят своего избранника.

Бывают какие-то патологические случаи, когда брак оказывается невозможен даже для человека, имеющего подлинное христианское умонастроение, если он заключен в силу каких-то причин с человеком больным, неисцелимым от пьянства, наркоманом. Но, как правило, основной причиной развода является нежелание потерпеть ближнего, уступить, пожертвовать чем-либо. Когда забывается о том, что истинная любовь - это исполнение заповеди Христовой: «Кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет». Так говорит Господь.

Куда же уходит любовь? Этот горестный вопрос все мы задаем когда-нибудь в жизни…

Наверное, основным искушением в браке являются взаимные разочарования. Уходит очарование влюбленности, начинают отчетливо проступать какие-то явные недостатки в избраннике, одолевают бытовые неустройства и тяготы. Именно это разочарование христианин и призван преодолеть, пережить, перемолить. Для преодоления этих немощей и даруется благодать в Таинстве венчания. Также необходимо помнить, что брак - это не только праздник, это еще и самоотверженное, порой даже скорбное служение друг другу.

Мы имеем множество примеров, когда бездетность является крестом для супругов. И такие браки обладают, если они христианские, конечно, внутренней наполненностью, и ни в коей мере нельзя считать, что они в чем-то ущербные или не благословленные Господом Богом.

Вполне естественно, что в семье есть один лидер. Всегда кто-то глубже, полнее и быстрее воцерковляется, а кто-то идет вслед. И большая беда случается тогда, когда кто-то воцерковился первым, и вместо того, чтобы действительно быть снисходительным к немощам своего ближнего, внимательным, бережным и мудрым, напротив, становится жестоким и безпощадным эгоистом. При этом сам делает только первые свои шаги в церковной жизни, не замечая, конечно, что собственные гордость и эгоизм не изжиты, приобрели некую маскировочную окраску. Ему кажется, что все то, что он требует, а именно, великих молитвенных стояний, длительных воздержаний, абсолютно воцерковленного образа жизни без снисхождения - это есть то самое, к чему надо понуждать непременно свою «вторую половину», забывая о том, что она обладает реальными немощами, с которыми надо считаться, что это живой человек, а не робот, послушный к приказаниям.

Хочется пожелать таким ревнующим не по разуму и женам, и мужьям прежде всего мудрости и снисходительности. Невозможно человека заставить прийти к вере, невозможно насильно привести в церковную ограду. Это совершается только любовью, крайним снисхождением и исключительно терпением. Нам, священникам, бывает вдвойне горько, когда именно по религиозным причинам и, как правило, именно из-за этой ревности не по разуму разваливаются прежде счастливые семьи. В большинстве случаев виновниками разводов и распада семьи являются те христиане, которые заболевают некоторой внутренней болезнью надмения: уж коли человек неверующий, значит, он недочеловек; если моя супруга неверующая или мой супруг неверующий, значит, его нельзя рассматривать как полноценную личность, а в семейных вопросах не нужно с ним искать никаких компромиссов. Это глубоко неправильный, порочный взгляд, говорящий о том, что подлинное семя греха в таком христианине - эгоистичность, самовлюбленность, эгоцентризм, которые не только не изжиты, а напротив, оказались усиленными после прихода к вере и свидетельствуют о подлинном духовном заболевании.

И благо, если такой человек успеет вовремя увидеть в себе корешок греха, одуматься и покаяться. К сожалению, человек, находящийся в такой самостной, нетерпимой позиции, оказывается ослеплен и уверен в своей правоте. На него может повлиять вразумление со стороны духовника, но у священника не всегда есть возможность отследить такое состояние в человеке, потому что обычно подобные люди на исповеди из себя представляют образец покаянной дисциплины и внешне воспринимаются как весьма благополучные христиане. И вдруг происходит взрыв, связанный с семейной трагедией. В жертву приносятся дети, которых калечит безотцовщина, боль на всю оставшуюся жизнь. Поэтому хочется призвать православных христиан быть предельно снисходительными, терпимыми по отношению к своим домочадцам, всегда памятовать о том, что Бог соединил, то человек да не разлучает.


Дороже перлов многоценных
Благочестивая жена!
Она воспитывает здраво
И бережет своих детей
Она их мирно поучает
Благим и праведным делам,
Святую книгу им читает,
Сама их водит в Божий храм;
Она блюдет порядок дома:

Ей мил ее семейный круг,
И дом ее боголюбивый
Цветет добром и тишиной,
И дни ее мелькают живо
Прекрасной, светлой чередой;
И никогда их не смущает
Обуревание страстей:
Господь ее благословляет,
И люди радуются ей.



КРОТКОЕ ВРАЗУМЛЕНИЕ


Ты просишь объяснить, какое сходство и различие между осуждением и обличением. Разве обличать и осуждать не одно и то же? Далеко не одно и то же!


Обличение имеет цель исправить человека, сделать его лучшим и спасти душу, а осуждение — унизить человека, омрачить, разбить жизнь его и погубить душу. Ты можешь возразить на это и сказать: “Ничего подобного! Когда я осуждаю кого, я никогда не преследую цели погубить. Просто выскажу свое мнение и все”. Ой ли? Если я спрошу тебя, а какую же цель ты преследуешь, когда осуждаешь? Может быть, в глазах собеседника ты хочешь возвысить осуждаемого? Может быть, хочешь, чтобы у того появились добрые чувства и расположение к нему? Может быть, своим осуждением ты хочешь помирить их?

Назначение христианина, последователя Иисуса Христа, — делать добро и спасать души. Спасать себя, спасать ближних, поэтому, когда видишь кого согрешающим, обличи его кротко, с любовью, но старайся не осудить. Вразумляй заблудшего, не сомневаясь, хотя бы тебе за это пришлось потерпеть. Потерпи, вразуми, помоги, чем можешь, и ты получишь от Бога великую награду. Только не будь суров и груб в выговоре, храни себя от раздражения, от гнева… Избави Бог, если почувствуешь, что начинаешь раздражаться, сразу переходи на другую тему разговора, не касайся обличения или даже скорей попроси прощения и удались, потому что обличения, сказанное в грубой форме — это есть осуждение. Бывают случаи, когда кроткое и любвеобильное вразумление имеет столь великую силу, что перед мысленным взором грешника сразу как бы отверзается пропасть. Утешь его словами: “Господь милостив, все простит, только кайся и не делай этого после. А если принесешь обильные плоды покаяния и очистишь сердце, то счастью не будет конца”.

Кротко обличать и вразумлять очень полезно и душеспасительно для обеих сторон, но с кротостью, смирением и любовью может обличать только тот, кто сам свободен от страстей и пороков, особенно гордости, тщеславия и гнева, кто вразумляет не только словами, но и добрыми делами, а более всего примером доброй, благочестивой жизни. Иначе можно начать, как говорится, о здравии, а кончить за упокой. Благое намерение помочь исправиться грешнику может обратиться в причину окончательной гибели его. Поэтому самое лучшее — это молиться Богу за согрешающего и по пять раз целовать свой крестик за него утром и вечером ежедневно.

В отношении же обличений не смущайся, приступай к этому смело: на то воля Божия для тебя лично, но только не тщеславься, не кичись перед собой и другими. Будь смиреннее. Уста твои отверзай только для молитвенного славословия, прославления Бога, для кроткого вразумления согрешающих и для краткого ответа вопрошающим, а остальное время молчи и твори непрестанную, неразвлекаемую молитву.

Схиигумен Савва Псково-Печерский (†1980)



ОБЩЕСТВО "КРАСНОГО КРИСТАЛЛА"?..


Собираясь утром на работу, включила телевизор - посмотреть новости. Сюжеты сменяли друг друга, и вдруг - сообщение: “Организация “Красный Крест” может сменить свою символику”.

Не один десяток лет словосочетание “Красный Крест” является символом милосердия и помощи в беде. Он изображен на машинах “скорой помощи”, спешащих по вызову к больным людям, и на палатках врачей, прибывших в районы, охваченные эпидемиями или пережившие природные катастрофы. Во время войн действует негласный запрет обстрела машин с такой символикой, а если подобное происходит, то становится примером безпредельной жестокости. И вот наступило время, когда в изображение креста целятся не террористы, а благопристойные господа, ратующие за либеральные ценности. А, например, в Израиле хотели бы вместо креста видеть моген Давид…

По словам людей, выступающих за смену символики, красный крест и красный полумесяц имеют религиозную окраску и, соответственно, могут оскорбить представителей других религиозных конфессий. Что-то знакомое послышалось мне в этих словах. Я сняла с полки антиутопию Юлии Вознесенской “Паломничество Ланселота” и перечла диалог между антихристом, выдающим себя за Истинного Мессию, и главой объединенной церкви Апостасием Первым:

- Еще в прошлом тысячелетии экуменисты требовали удалить Христианскую символику из общественных учреждений. Например, в Баварии кресты были удалены из школ и гимназий, а на германских каретах “скорой помощи” вместо красных крестов изображали синие снежинки. Все это делалось будто бы для того, чтобы не оскорблять магометан, иудеев, буддистов, кришнаитов и членов других нехристианских конфессий.

- А на самом деле - для чего?

- Не для чего, а для кого - для тебя, Мессия. Мы все тебя ждали и дорогу тебе от крестов очищали”.

Не правда ли, очень похоже? Требования убрать символику традиционных религий, и прежде всего Христианской, - это только один из штрихов в картине современного мира. На самом деле подобных случаев гораздо больше.

В одной из американских школ директор выгнал с костюмированного бала школьника, нарядившегося в костюм Санта-Клауса. Причина? Оказывается, этот костюм - религиозная символика, а в школе ведь учатся дети-представители и других религий (примечательно, что сами дети отнюдь не выступали против костюма однокашника).

Многие слышали историю русской девочки Маши Уари. Дочь актрисы из России и гражданина Франции после развода родителей была помещена в приют, а затем в приемную семью, несмотря на все попытки матери доказать свое право воспитывать Машу. Первое, что сделали социальные педагоги и воспитатели, - сняли с девочки Православный крестик. Аргумент был донельзя наивным и неубедительным: девочка может запутаться в шнурке, на котором висит крестик, это причинит вред ее здоровью. Признаться, я никогда не слышала о случаях, когда что-либо подобное происходило даже с грудными младенцами, а тем более с девочкой четырех-пяти лет от роду.

Удивительно, но большей частью именно против традиционной для Запада религии - Христианства - направлено недовольство либералов. “Все религии равны”, “Христианство не должно претендовать на какую-то особую роль”, - вот позиция тех, кто старается сейчас изжить даже само упоминание о Христе. Но в то же время любая другая, порой даже откровенно сатанинская религия может громко заявить о себе, ничуть не боясь либерального гнева. Не так давно в Соединенных Штатах Америки школьница подала в суд на своих учителей за то, что они запретили ей носить на уроках амулет. Девушка заявила, что является представительницей оккультного направления и сама потомственная ведьма. Самое интересное то, что суд она выиграла. За ней признали право на “самовыражение”. Нам предлагают быть терпимыми к чему угодно, но какую нетерпимость по отношению к нам, Христианам, проявляют теперь уже даже на международном уровне!

Вернемся к ситуации с красным крестом. Что же предлагают нам взамен? Некий “красный кристалл” на белом фоне: он, мол, абсолютно нейтрален и толерантен. Возможно, так оно и есть, но все же кристалл как символ - вещь не нейтральная, а самая что ни на есть магическая. Есть даже и выражение такое – магический кристалл.

Больше всего меня потрясла последняя фраза этого телевизионного сюжета: “Россия уже выразила свое согласие на смену символики”. Но ведь Россия - это не только десять-пятнадцать человек, которые в настоящий момент решают в Женеве судьбу красного креста и красного полумесяца, но и мы с вами. Не хочется верить, что миллионы людей, называющих себя Православными Христианами, останутся равнодушными к тому, что происходит сейчас на наших глазах, и молчанием своим подтвердят, что Россия выразила свое согласие.

Послесловие. 7 декабря страны-участницы Женевских конвенций утвердили новую эмблему международного движения Красного Креста - Красный Кристалл. Решение это, как сообщает РИА “Новости”, было принято в угоду Израилю, служба спасения которого категорически отказывалась признавать изображение красного креста в существующей эмблеме организации, используя в качестве опознавательного знака звезду Давида. Теперь Израиль сможет присоединиться к международному движению Красного Креста уже 2006 году. За принятие новой эмблемы проголосовали 98 стран, против 27. “За” проголосовала и Россия. “Мы приветствуем принятие этого протокола. Необходимо было возвыситься над политическими разногласиями ради достижения гуманитарных целей”, - заявил заместитель директора правового департамента МИД России Владимир Тарабрин, возглавлявший российскую делегацию на конференции в Женеве.

Виктория Терентьева



ДЕТИ И СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ


Взрослому человеку, воспитывающемуся еще при советском строе, хорошо знаком советский мультфильм, понятен его положительный и добрый смысл. В каждом мультфильме добро побеждает зло. Поется песня о дружбе. Лесные звери милые и добрые. Отсутствие крови, убийств и насилия. Все это и многое другое служило несомненным плюсом в воспитании детей. Сейчас мы выросли, насытились западным кино и отлично представляем, что такое триллер или боевик. Та же ситуация и с мультфильмами. К огромному сожалению, нашим детям не с чем сравнивать. Западные мультипликационные фильмы перебрались на телевидение и надежно заняли там свое место. Дети вынуждены смотреть, а вместе с тем и воспитываться на продукции, которая несет в себе механических монстров, вампиров, кровожадных чудовищ, всемогущих роботов, колдунов и злых волшебников. Почти во всех мультфильмах в сюжете присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры - лишь бы сидеть перед телевизором. Мультфильмы не просто напичканы эпизодами насилия и агрессии, но и по средствам их внедряется антагонизм между детьми и родителями. Особенно это касается мультфильмов «Симпсоны» и «Гриффины».

Воспитанием детей должны заниматься родители, а не мультфильмы. Абсурдно же звучит выражение - моего ребенка воспитывает чужой дядя. А ситуация с мультфильмами выглядит именно так. Большая часть продукции западного конвейера «фабрики грез» для детей вредна. Сейчас это все более и более очевидный факт. Но далеко не все это до конца осознают и позволяют детям часами сидеть перед телевизором.

В основу любого мультфильма ложиться сказка. Ведь сказка - это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, всего того, на что он будет ориентироваться всю жизнь, как на духовный компас.

От воспитания своего ребенка будут зависеть многие факторы. Например, смогут ли ваши дети отдать вас в дом престарелых, или же с любовью и нежностью будут за вами ухаживать. А воспитание сильно зависит и от того, какие мультфильмы вы позволяете смотреть своим детям.

Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. Из них, как из кубиков, ребенок строит свою модель мира. И самым главным кубиком этой картины является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на мультипликационных героинь, девочки впитывают стереотипы будущего поведения, а у мальчиков формируется матрица, к которой они будут бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. И речь идет не столько о внешности, сколько о душевных внутренних качествах, отражениями которых является внешность и образ действия нарисованных героинь.

Героини западных мультфильмов сконструированы таким образом, что при регулярном просмотре мультфильмов у девочек угасает желание быть матерью. Достигается это так: образ женщины лишается романтики и тайны путем наделения его взрослым реализмом и жестокостью. Попутно девальвируются и высмеиваются традиционные для русского общества женские качества и материнство. Те самые, которые прославляют наши старые, добрые отечественные мультфильмы - целомудрие, застенчивость, скромность и материнство, как таковое. То, что делают иностранные, главным образом американские мультфильмы с нашими детьми, помещается в короткую формулировку - интеллектуальное растление. Рисуется «красавица» (кстати, стоит отметить, что все женские персонажи в мультфильмах на одно лицо), которую ребенок идентифицирует как добрую и хорошую, потому что его к этому уже приучил американский мультфильм (главная героиня не может быть плохой). Ребенок знает, что добрым и хорошим надо подражать. И именно здесь к образу лепится всякая мерзость - типа похоти, жестокости, неуважения к родителям, и много еще чего. И на положительном образе героини эти паразиты въезжают в детскую душу и незаметно ей управляют.

В самую простую упаковку вкладывают вредное содержимое. Наделение романтической героини, которой ребенок сочувствует и подражает, атрибутами гнева, злобы и жестокости. Вы, например, можете представить себе Настеньку из «Аленького цветочка» с выражением злобы или ярости на лице. Может ли она вообще скалить зубы, просто быть агрессивной. А вот цыганка из «Нотр-Дама» вполне. И многие другие тоже. Можно ли себе представить царевну-лягушку, которая дерется, как мужик. А вот Жасмин в «Аладдине» или тролльша в «Шреке» делают это не просто привычно, но жестоко и со вкусом. Они делают это весело и заразительно, а ведь сегодня это одни из самых популярных у детей мультиков. Романтическая героиня теряет признаки женского пола и ведет себя не просто, как мужчина, а как супермен. Апофеоз этого процесса - фантастические мультики про роботов или мумий. Там, внешне оставаясь женщиной, героиня не просто мужчина по роли, не просто супермен, но и выходец из ада, демон.

Родители должны знать, что не все, что нравится детям - полезно. Нельзя совать пальцы в розетку, трогать огонь, совать в рот иголки. Эти истины для вас очевидны, и вы предупреждаете своих деток от этого.

Ребенок имеет право на счастливое и спокойное детство, уберегите его от плохих мультфильмов.

Григорий Героев



"ПРОСИТЕ, И ДАНО БУДЕТ ВАМ"


Мы печатаем отрывок из книги непридуманных рассказов о чудесах, чтобы услышать, увидеть и понять любовь Божию к нам и не унывать, свято помня, что все возможно верующему. Есть живая вера, есть живая связь с Богом. Даже когда человек стремится к вере, будучи низвержен на дно жизни, и тогда может произойти спасительное чудо. Но самое главное, конечно, не в этом. Самое главное в том, что Богу удается достучаться до наших сердец. Самое главное в том, что существует Церковь. Церковь - это Божие чудо, это та семья, в которую мы входим и становимся Божиими детьми, оживая, обретая Бога, живя во Христе, духовно распрямляясь, и получаем - совершенно незаслуженно, только по Божией любви - радость Богообщения, которая открывается нам не тогда, когда мы этого хотим, а только в том случае, если мы со смирением, осознанно обращаемся ко Христу. Мы видим чудо и в том, что по нашим немощным словам - и не только священников, но и мирян - чьи-то души начинают оживать и преображаться. Мы видим чудо и в том, что вопреки всем обстоятельствам Церковь выжила. Хотя она и больна, но залечивает раны и живет, приобщая людей к Вечной жизни, стараясь быть солью земли, выполняя свое предназначение.


«Никогда не пей!»

Я знал одну благочестивую семью: мужа, жену и дочь-девушку. Случилось так, что муж вернулся домой сильно нетрезвый в канун Рождества. Огорченная жена и дочь уложили его в постель, и он тотчас же заснул.

Вскоре он проснулся в сильном волнении и тревоге, совершенно трезвый, и тотчас же захотел идти в церковь. На вопрос дочери, что с ним случилось (а жена уже ушла в храм), он ответил:

- Я сейчас во сне видел Господа. Он сказал мне: «Помни праздник, почитай родителей, никогда не пей и не кури».

О важности проскомидии

Один очень большой ученый, медик, тяжко заболел. Приглашенные врачи, его друзья, нашли больного в таком состоянии, что было очень мало надежд на выздоровление.

Жил профессор только со своей сестрой, старушкой. Был он не то что совсем неверующим, но мало интересовался религиозными вопросами, в церковь не ходил, хотя жил недалеко от небольшого храма.

После такого медицинского приговора сестра его очень опечалилась, не зная, чем помочь брату. И тут вспомнила, что рядом - церковь, куда можно пойти и подать на проскомидию о тяжко болящем брате.

Рано утром, не говоря ни слова брату, сестра собралась на раннюю обедню, рассказала священнику о своем горе и просила вынуть частицу и помолиться о здравии брата. А в это же время ее брату было видение: будто стена его комнаты как бы исчезла, и открылась внутренность храма – алтарь. Он видел свою сестру, о чем-то говорившую со священником. Священник подошел к жертвеннику, вынул частицу, и эта частица со звоном упала на дискос. И в тот же момент больной почувствовал, что какая-то сила вошла в его тело. Он встал с постели, чего давно уже не мог сделать. В это время вернулась сестра, удивлению ее не было предела.

- Где ты была? - воскликнул бывший больной. - Я все видел, я видел, как ты в церкви говорила со священником, как он вынул за меня частицу. И тут оба со слезами возблагодарили Господа за чудесное исцеление.

Профессор еще долго жил после этого, уже никогда не забывая о милосердии Божием, бывшем к нему, грешному.

Предупреждение родителям

В церкви Зосимы и Савватия служил иеромонах Иоанн. Он говорил, что мы, взрослые, не ведя христианский образ жизни, находимся во власти сатаны и через нас бесы нападают на наших детей, так как они не защищены.

Мы оказались свидетелями случая, доказавшего истину этих слов.

Привели крестить мальчика лет четырех-пяти. Маленький ребенок, хорошенький, а на лице злоба. Стали его раздевать, и тут началось. Крик, визг, рычание, он весь изворачивался, вырывался. Шестеро взрослых с трудом держали его. Сила у ребенка была нечеловеческая, как и голос, которым он кричал. Только после того, как его окунули в купель, он успокоился и личико его посветлело.

Грозное знамение

Вот что рассказал один священник. В день Богоявления он в храме наливал в сосуды богомольцев только что освященную воду. Подходит женщина и протягивает ему бутылку. Лишь только начал священник наливать в нее воду, как в его руках бутылка лопнула и разлетелась на мелкие осколки. Изумленный священник спрашивает женщину:

- Что это за бутылка? Не было ли в ней чего-нибудь?

Смущенная женщина отвечает:

- Батюшка, я хотела, чтобы один парень женился на моей дочери. Чтобы приворожить его, я достала у одной старушки наговоренной воды, но боялась дать ее дочери. Для верности я хотела, чтобы к этой воде вы добавили еще и крещенской.

«Мы никогда не говорим правды»

Одна знакомая женщина, уже немолодая, пристрастилась беседовать с «голосами». «Голоса» передавали ей разные сведения о всех родных, а заодно и о других планетах.

Часть того, что они сообщали, было ложью или не сбывалось. Но моя знакомая не считала это достаточно убедительным и продолжала им верить. Время шло. Она стала плохо себя чувствовать. Видимо, сомнения закрались ей в душу. Однажды она прямо спросила их: «Почему вы часто говорите неправду?» «Мы никогда не говорим правды», - ответили «голоса» и стали смеяться. Моей знакомой стало жутко. Тут же она пошла в церковь, исповедовалась и больше никогда этим не занималась.

Ангел напутствовал умирающего

В горной местности Средней Азии была церковь, в которой служили два священника. Однажды из одного селения пришел прихожанин с просьбой причастить умирающего. Один из священников был болен, а другой отказался идти по какой-то причине.

Печальным возвращался к умирающему его родственник, думая о том, что не смог исполнить его последней просьбы.

Но когда он вернулся к больному, то нашел его в радостном, просветленном состоянии.

- Как я тебе благодарен, что ты потрудился позвать ко мне батюшку и я имел счастье исповедаться и причаститься Святых Таин. Изумился пришедший и понял, что вместо священника умирающего исповедовал и причастил Ангел Господень.

«Голоса»

Одну женщину лет сорока пяти разговоры с «голосами» довели до психического расстройства. Когда ей посоветовали креститься, «голоса» стали внушать ей, что она погибнет по дороге. После Крещения ей стало легче, а совсем поправилась она лишь после Причастия.

«Бог спас!»

Большинство из нас, прошедших в школьные годы через пионерские и комсомольские организации, воспитано в атеизме. И далеко не каждый и не сразу приходит к вере в Бога. В повседневной жизни мы к месту и не к месту поминаем всуе имя Божие: «Бог даст», «Бог в помощь», «Видит Бог», «Ей-Богу» и т. д., в полной мере не сознавая, что говорим.

Многие не верят в то, что Иисус Христос - Бог, не верят в чудеса, сотворенные Им. Подай человеку чудо, да чтоб видел он его своими собственными глазами, - тогда он, может быть, и поверит в Бога. Да и живем-то мы по поговорке: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Примерно так же жил и я. Хотя крещен был в младенчестве, нательный крестик одел сознательно только около пяти лет назад. Церковь посещал раз в полгода, исповедовался и того реже. В своем автомобиле на передней панели в салоне прикрепил иконку Божией Матери. Со временем перед каждой поездкой я стал молиться своими словами (не зная полагающихся традиционных молитв) Господу Богу и Божией Матери. И вот однажды на «макушке» лета, в середине июля 1995 года, для меня «грянул гром».

Я подъезжал к крутому повороту на выезде из Высоковска в сторону Волоколамска. Скорость - чуть меньше сорока километров. Асфальт - мокрый после дождя. Встречный автомобиль, не вписавшись в поворот, вылетел на мою полосу - и столкновение почти «в лоб». От моего автомобиля целыми остались два задних колеса и правая задняя дверь.

Очнулся я уже после того, как меня вытащили из машины, выломав остатки двери. Увидев, в каком состоянии было водительское сидение, изумился: в каком же положении я там находился? Я отделался несколькими ушибами, а в кулаке моем каким-то образом оказалась зажатой иконка Божией Матери.

Как здесь не поверить?.. Бог спас!



ПРИТЧА


Одного старца спросили: как может ревностный христианин не соблазниться, когда испытывает столько искушений: мир всячески противостоит ему, он видит монахов, возвращающихся в мир, понимает собственную слабость и т.д.?

Старец ответил: пусть вообразит себе собак, преследующих зайцев. Когда одна из них увидит зайца, немедленно бросается за ним - прочие видят только погнавшуюся собаку и сначала также побегут за ней, а потом возвращаются назад; первая же собака, которая увидела зайца, одна гонится, доколе его не поймает. Ее не отвлекают от цели ни то, что другие собаки отстали, воротившись назад, она не смотрит ни на стремнины, ни на лесные чащи, ни на колючие кусты и, пробегая сквозь терние, часто бывает изранена, но не перестает бежать. Вот так же и ищущий Владыку Христа неуклонно стремится к Нему, побеждая все встречающиеся ему соблазны, доколе не достигнет цели.



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld