Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2006 год, выпуск № 2 (26)


ДОНЕСТИ ПРАВОСЛАВИЕ ДО ВСЕГО МИРА


Православие сформировало нашу культуру и нашу государственность, оно было нормой жизни наших предков на протяжении многих веков. И наши благочестивые предки, сохраняя веру, стяжали для нашей земли наименование Святой Руси. И вот нам, живущим в XXI веке, Господь дает возможность возродить то, что утеряно. Мы можем восстановить и экономическое благополучие нашего государства, мы можем решить и все социальные вопросы, если мы исцелим свою душу, если мы обретем веру в Бога, веру в жизнь, которую дает нам Господь.

Митрополит Калужский и Боровский Климент


Уже который год Русская Православная Церковь активно убеждает государство в необходимости изучения в школах основ православной культуры. Там, где в школах уже дают этот предмет, ситуация с воспитанием детей меняется к лучшему. Безусловно, введение этого предмета в школьный курс – вопрос выживания для России. И вводить этот курс надо как можно быстрее, чтобы наши дети не остались вечно молодыми. Сейчас зайдите на любое московское кладбище – там огромное количество захоронений, где 30-40 процентов погибших в возрасте от 15 до 30 лет. А причины: наркомания, СПИД, пьянство, самоубийства. По количеству самоубийств Россия вышла на первое место в мире... Поэтому каждый день, прошедший без слова Божьего – о том, как жить, в чем смысл жизни, зачем человек пришел в этот мир, – это новые захоронения. В эпоху таких соблазнов, как наркотики, игровые автоматы, разврат с экранов телевизора, духовное воспитание должно стать перед всем обществом во главу угла. Надо дать детям мотивацию к труду, успеху, росту, чтобы наша православная молодежь становилась элитой России.

Мусульмане солидарны с Русской Православной Церковью в вопросе о введении уроков православной культуры в школах. Ведь тогда и для детей мусульман будет преподаваться исламская культура. Они прекрасно понимают, что если наши дети будут верующими, то конфликтов между православными и мусульманами не будет. Если у человека есть сокровище веры, то он будет уважать другого человека, у которого есть свое сокровище веры. А вот если душа у ребенка будет пуста, то ее место могут заполнить фашизм, агрессия, злоба, ненависть.

Проблема современной школы – отсутствие воспитания. Ребенка превращают в компьютер, в диск-накопитель. Это проблема всей постсоветской педагогики. Никакой идеологии сейчас нет. Наконец-то должен прийти человек воспитанный и образованный. В Литве, например, тоже смешанное население. В тех школах, где учатся католики, уроки нравственности идут по программе основ католической культуры, в русских школах – основы православной культуры, для атеистов преподается светская этика и нравственность. Воспитанный человек должен понимать и ценить то, что сделали Стефан Пермский, Сергий Радонежский. Можно верить или не верить, но нельзя отрицать факт красоты в иконах Рублева. Его икону «Святая Троица» ценят во всех христианских конфессиях на Западе, ее изображения есть в католических храмах Англии и Германии, во многих протестантских храмах, хотя они отрицают иконы как таковые. Надо сказать, что ислам в нашей стране развивается достаточно динамично: они рожают, а мы – нет. Если в нашей стране так будет продолжаться, на нашу землю придут другие, которые ценят себя, свои интересы, кто готов жизнь свою строить в соответствии с установлениями веры.

Но в этом случае на нашей земле будет уже какая-то другая страна, не Россия. Только в возрождении православия единственный шанс выживания страны.

Большинство населения в нашей стране пока что еще русские, православные. Если мы перестанем себя разрушать, если у нас в семьях будет не один ребенок, а восемь или хотя бы четыре-пять, тогда совершенно другая возникнет ситуация.

Мы часто говорим о православии, а сами-то живем совершенно не по-православному, в каких-то диких суевериях, лени. И в храм некоторые православные заглядывают только два раза в жизни – в день крещения и отпевания. Наша задача, чтобы от этой формальной веры перейти к осознанной, глубокой вере. Если это случится, то у нас не русские будут уходить в ислам, а мусульмане, может быть, начнут переходить в православие целыми родами, как это было в XVI – XVII веках. Посмотрите, как много народу в России приняло православие естественным образом! И ведь никто не навязывал его силой. Потому что насилие – признак слабости. Православные никогда не навязывали силой своей религии. Более того, в царской России запрещалась активная миссионерская деятельность в районах, где жили мусульмане. Была четкая позиция государства – храм строится для русских, донимать местных жителей вопросами веры нельзя. Но нужно так организовать богослужение, так показать истину православия, чтобы они пришли и ахнули... и сами добровольно приняли православие, попросили православных наладить им жизнь. При этом возникало и полное доверие к «белому» царю.

В эпоху глобализации границ нет. Мы должны донести нашу веру до всего мира. Интернет нам такие возможности дает. Или Голливуд окажется на первом месте по демонизации всего мира, или мы сможем ответить на этот вызов и показать миру красоту православия, которое из России распространится на весь мир. Опыт показывает, что надежда на изменение такой ситуации, по крайней мере в России, у православных есть. Там, где в школах ведутся православные воспитательные дисциплины, статистика абортов, внебрачных и добрачных связей, суицидов, наркомании гораздо ниже.

Дьякон Михаил Першин,
председатель комитета по миссионерскому служению
Отдела по делам молодежи Московского Патриархата


№ 2(26)-2006


БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ


бл.Ксения Питерская

6 февраля - память блаженной Ксении Петербургской.

Блаженная Ксения жила больше двухсот лет назад в городе Санкт-Петербурге, тогдашней столице России. Ее муж, Андрей Феодорович, был певчим при царском дворе. Когда Ксении было всего 26 лет, он внезапно скончался, не успев по-христиански приготовиться к переходу в загробную жизнь покаянием и причащением Святых Христовых Тайн. Горе потрясло Ксению, но тогда-то Господь и призвал ее на великий подвиг юродства ради Христа. В ее душе со времени смерти мужа стал совершаться великий переворот: происходило полное перерождение плотской женщины в женщину духовную. И, действительно, неожиданная смерть горячо любимого мужа, в котором сосредоточивалась вся цель и весь интерес ее жизни, ясно показала Ксении, сколь непрочно и сколь суетно земное счастие. Она сразу поняла, что истинного счастия на земле быть не может, что все земное служит лишь помехой, препятствием для достижения истинного счастия на небе в Боге. Вот почему раба Божия Ксения тотчас же по смерти мужа решилась освободиться от всего земного, от всех мирских привязанностей: имущество свое раздала бедным, дом подарила, а сама осталась решительно ни с чем, дабы ничто уже не служило ей препятствием к достижению истинного счастия на небе, в Боге.

Она, будучи совершенно здоровой психически, стала притворяться безумной, надевала странную одежду, называла себя не Ксенией, а именем умершего мужа Андрея Феодоровича. Питалась она тем, что подавали добрые люди, дни и ночи проводила под открытым небом. Когда строилась каменная церковь на Смоленском кладбище, Ксения тайно по ночам поднимала кирпичи на леса, тем самым участвуя в созидании храма Божия. Телесным трудом она помогала и себе в молитве, которая непрестанно горела в ее сердце. Большинство людей не понимало ее подвига, над ней смеялись, а некоторые злые мальчишки даже забрасывали святую грязью и камнями. Но Ксения все терпеливо сносила, молясь Богу о спасении своих обидчиков.

Плодом смиренного несения таких трудов и скорбей в соединении с непрестанной молитвой явились великие духовные дарования прозорливости и чудотворения. Одним прикосновением руки блаженная исцеляла больных младенцев. Извозчики, завидя ее издали, гнали лошадей, прося Ксению проехать с ними хотя бы несколько шагов, ибо это приносило удачу в работе.

Однажды она пришла к своей знакомой Параскеве Антоновой и говорит: «Вот, ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Параскева весьма смущенно восприняла эту нелепицу, однако послушалась блаженной и пошла. На одной из улиц Васильевского острова у самого кладбища увидела она скопление людей и, подойдя, узнала, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же на земле женщина родила мальчика, а сама скончалась. Все пытались узнать, кто эта женщина и где ее родственники, но не преуспели в этом. Увидев во всем случившемся перст Божий, Параскева взяла мальчика к себе и, несмотря на усиленные старания найти отца, должна была в конечном счете усыновить младенца. Она взяла его в свой дом и воспитала по-христиански. Этот приемный сын до глубокой старости содержал свою мать и весьма почитал ее. Параскева же благодарила Бога и рабу Божию Ксению за ее повеление принять на воспитание сына.

После преставления блаженной Ксении на ее могилу стало приходить множество людей, прося исцеления, помощи в семейных и бытовых затруднениях, утешения. Дважды верующие по горсточке растаскивали могильный холм с чудотворной могилы, в третий раз разобрали по кусочкам надгробную плиту. В середине XIX века над ее могилой поставили маленькую часовенку, в следующем веке возвели другую, более достойную ее памяти. С годами чудеса и помощь по молитвам блаженной Ксении только умножались, народное почитание ее росло, и теперь она - одна из самых чтимых святых Русской Православной Церкви.

У одного капитана тяжело болел сын, и доктора, испробовав все средства, оказались безсильны. Отчаявшийся отец по совету людей дал сыну выпить воды со щепоткой земли, взятой с могилы блаженной Ксении, и мальчик поправился.

Одному пьянице, за которого усердно молились мать и жена, Ксения явилась в видении и сурово сказала: «Брось пить! Слезы матери и жены твоей затопили могилу мою! Восстань!» И человек послушался и отстал от своей греховной привязанности.

Пятилетняя девочка болела скарлатиной в тяжелейшей форме, и родителям оставалось лишь плакать, видя, как она уходит от них, либо надеяться на чудо, так как в то время, задолго до открытия антибиотиков, вылечить ребенка не представлялось возможным. Неожиданно состояние девочки улучшилось, и через несколько дней она полностью выздоровела. Выяснилось, что ее старая няня сходила на могилу Ксении, помолилась и попросила ниспослать помощь безвинному ребенку. Может быть, много и других, неведомых миру, подвигов совершала блаженная. К сожалению, при ней не было никого, кто мог бы быть свидетелем этих чудес.

В одиночестве совершала она жизненный путь свой. Между тем, путь этот был длинный: целых 45 лет жила она после смерти своего мужа, целых 45 лет вела она неустанную борьбу с врагом человечества - диаволом - и с гордостью житейской!

Где блаженная Ксения отдыхала - осталось известным одному только Господу Богу. Мы можем лишь удивляться тому, как могла она, старенькая и слабая, выдерживать проливные, пронизывающие до костей осенние дожди, страшные, трескучие морозы, когда на лету мерзнут птицы, и легко застывают хорошо одетые, молодые, здоровые люди! Нужно было обладать или организмом сверхчеловеческим, или носить в себе такой сильный внутренний духовный жар, такую глубокую, несомненную веру, при которой и невозможное становится возможным. Но припоминая великих угодников Божиих, которые силою своей веры творили дивные, непосильные и непонятые для человеческого ума чудеса, не будем и подвиги блаженной считать небывалыми, невозможными для человека во плоти. А что блаженная Ксения действительно имела такую веру, при которой все возможно; что она, живя телом в мире, душой своей всегда витала выше мира и пребывала всегда в живом, непосредственном общении с Богом, видно уже из того чудесного дара предвидения будущего, которым наделил Господь Свою угодницу, и благодаря которому блаженная наперед знала о таких событиях, которые не могут быть предугаданы и предсказаны умом человеческим.

Блаженной Ксении Петербургской принято молится о христианском воспитании детей, их успешной учебе, а также во всякой семейной и бытовой нужде.


№ 2(26)-2006


СПАСЕНИЕ: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ


Св. Патриарх Ермоген

В Православной Церкви спасение понимается совершенно иначе, нежели в католической или протестантской традициях. В отличие от протестантов, у нас нет учения о “личном” спасении – в их понимании этого вопроса. Да, в Писании говорится о личной ответственности человека перед Богом: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26), и Откровение, представляя картину Суда Божия, гласит: «… и судим был каждый по делам своим» (Откр. 20, 13). Но протестанты учат, что человек для спасения не нуждается ни в Церкви, ни в ее иерархии – ни в чем и ни в ком. Согласно же православному учению, человек спасается в Церкви и только в ней; в Православии спасение личности не мыслится вне Церкви, вне ее соборности. Вообще, идея соборности пронизывает собой в Православии все. Посмотрите, например, что сказано Апостолом о частной, казалось бы, семейной жизни человека: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). Получается: то, что мы могли бы назвать своим «личным спасением», зависит и от наших взаимоотношений с ближними, от наших взаимоотношений в семье. Впрочем, все заповеди Божии регулируют взаимоотношения между человеком и человеком, или между человеком и Богом. Ведь Господь, как мы говорили ранее, учит нас молиться словами Отче наш, а не “Отче мой”, – здесь соборное единство возносится над диавольским эгоизмом отдельной личности, замкнутой на себе самой.

С другой стороны, католическое учение об особой роли иерархии в деле спасения – тоже неприемлемо для православных. Клирики не спасают Церковь: они сами спасаются в ней вместе с остальной частью народа Божия. А единственный Спаситель всех – Господь Иисус Христос. В православном понимании спасение человека состоит как бы из трех ступеней. Это: искупление, освящение, обожение. Этим этапам духовного роста соответствуют три различных добродетели – вера, надежда, любовь. А также три различных состояния человека по отношению к Богу: раб, наемник, сын.

Рассмотрим эти три ступени подробно.

Первая ступень – искупление. Искупление осуществляется Кровию Агнца Божия, Кровию Господа Иисуса Христа. В Библии говорится, что после грехопадения наших прародителей Господь сделал им кожаные одежды (Быт. 3, 21). По толкованию некоторых святых Отцов это означает, что тогда была принесена первая кровная жертва, пролита первая жертвенная кровь, которая прообразовывала собой грядущее искупление человечества Кровию Сына Божия. И люди оделись в кожаные шкуры принесенных в жертву животных в знак постоянного напоминания прежде всего о грядущей жертве. Этапу искупления соответствует библейская добродетель – вера. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть (Евр. 11, 6). Так сказано в Писании. И этой ступени соответствует, в свою очередь, “социальное” положение, описанное в Библии, – раб. Раб не надеется на награду. Приходящий к Богу грешник надеется только на милость. Можно сказать, что весь протестантский мир в своих умствованиях остановился только на этом уровне, хотя по-настоящему протестанты даже и на эту ступень не поднялись, а только еще более удалились от тайны искупления. Для них искупление через веру и есть самое главное в спасении. “Только верой спасается человек”, – учил ересиарх Мартин Лютер. (Кстати, если следовать этой порочной логике, то должны спастись и бесы. Ведь сказано же в Писании: «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). Впрочем, это тема для другого разговора).

Вторая ступень – освящение. В Библии говорится: «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4, 3). Этой ступени соответствует другая библейская добродетель – надежда. Человек не просто верит, он надеется, он опирается на плоды своей веры, той веры, которая есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1). Это, прежде всего, труд, это – образ жизни. Человек здесь – наемный работник. Достигая в своей деятельной вере некоего совершенства, он уже может опираться на то, чего достиг своими молитвами, постом и добрыми делами. На этой ступени остановился католический мир – и то лишь в своих рассуждениях. Реально же католики не поднялись ни на первую, ни на вторую ступень.

Третья ступень в деле спасения – обожение, – понятие, известное только православному восточному христианскому богословию. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос говорит: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Мы можем рассуждать с вами, в чем заключается, например, совершенство Моисея: он не воровал, не прелюбодействовал, был праведен, благочестив… Но когда нас призывают к совершенству Бога?! В чем оно заключается? Мы не знаем, что и сказать в ответ, а Господь призывает нас быть такими!..

В Библии сказано: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Любовь и является мистическим вхождением в жизнь Святой Троицы. Этой ступени спасения соответствует уже не “социальное”, а приближенное, “семейное”, родственное отношение человека к Богу – сын.

Итак, спасение – это восхождение в благодати по ступеням: раб, наемник, сын; через добродетели: веры, надежды, любви. Ни один православный человек не может сказать о себе: “я спасен”. Спасение – это дело всей его жизни.

Но посмотрите, что происходит сегодня. Представьте себе огромный прекрасный дворец, в котором живет множество людей. Произошла беда - дворец разрушился. И вот, появляется команда халтурщиков-реставраторов, предлагающих быстро и качественно восстановить его. Реставраторы эти – протестанты или католики, приезжающие к нам с “миссией спасения”, но не имеющие даже представления о том, что и как нужно делать. Простодушные люди доверяют им, а они вместо дворца строят примитивную лачугу и говорят: “Готово, восстановлено!”

Мы никогда не понимали спасения так, как этому учат на протестантском (рационалистическом) или католическом (схоластическом) уровнях. Спасение – это не только отказ от пьянства, наркотиков, внешнее участие в жизни прихода, молитвы, соблюдение постов. Спасение – это нечто значительно большее. Мы слышали, каким был первый человек до грехопадения, к каким высотам призвал его Господь, и видим, как низко он пал. Но мы знаем также, что есть второй Адам (1 Кор. 15, 45; 47–49) – Господь Иисус Христос; знаем, зачем пришел Сын Божий в этот мир. Он пришел, чтобы возродить человечество, явить начало новой жизни, даровать нам новую природу. Он пришел, чтобы нас возвести на небеса. Все мы в той или иной степени знаем, что нуждаемся в благодатном спасении. Каждый из нас чувствует и осознает необходимость изменения. Каждой клеткой своего тела человек ощущает, что он нуждается в переменах. Нынешнее наше состояние не устраивает никого! А если бы кто и сказал, что я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, то дело Церкви – показать, что таковой «несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 17). Слово Божие учит нас: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12). Да, мы действительно все умерли в Адаме, но нам, по милости Божией, надлежит воскреснуть во Христе!

А диавол в своих попытках узурпировать власть Бога извивается разными сторонами своего падшего бытия, и из глубин ада, как ил со дна реки, подымаются древние и новые соблазны: гуманизм, феминизм, лжеименное знание, масонство, демократия, коммунизм, фашизм, секуляризация, ереси, расколы... Но чем он может нам повредить, если вместе с псалмопевцем Давидом мы восклицаем: Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня (Пс. 22, 4). Слово Божие и есть тот жезл, который направляет нас к жизни вечной. Лишь слово Творца есть истинный светильник, сияющий в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах наших (2 Пет. 1, 19).

Святой Патриарх Ермоген, схваченный латинянами, которые намеревались уморить его голодом за твердое стояние в православной вере, наставлял свою паству: “Благословляю всех умереть за Православие!” И сегодня, перед лицом все более усиливающегося зла, православные люди должны чаще вспоминать этот великий завет Патриарха. А кроме того, размышляя о грехопадении наших прародителей, нужно как можно чаще приводить себе на ум слова святого царя и пророка Давида, слова, обращенные к Богу: Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс. 138, 23–24).

Священник Олег Стеняев


№ 2(26)-2006


СТРАСТЬ=СТРАДАНИЕ


Преподобного Варсонофия, Оптинского старца, спрашивали, как спастись. На это он отвечал, что многие говорят - будешь молиться, тогда и спасешься, избавишься от страстей, но люди забывают, что молитва страстного человека Богом не принимается. Когда молится страстный человек, он как бы попадает в замкнутый круг и из этого круга выйти не может. В первую очередь надо избавиться от страстей, только тогда душа получит облегчение. У всех людей в той или иной мере есть страсти. Если вести борьбу сразу со всеми страстями, может случиться, что они нас задушат. Надо выбрать, определить самую главную страсть, ту, которая нас сильнее всего безпокоит, и победить ее с помощью Божией, тогда и с остальными страстями легче будет вести борьбу. И когда душа человека избавляется от страстей, тогда, по слову прп. Варсонофия, человек как бы получает диплом в Царство Божие.

Что означают страсти? Страсти - это добровольное рабство греху, демонам. Это значит, что в человеке живут демоны, они постоянно требуют греховную пищу, требуют, чтобы человек совершал грехи. Когда душа пребывает в таком состоянии, она находится в плену злых духов. Какие страсти могут быть у нас? Гордыня, тщеславие, самолюбие, упрямство, непослушание, леность молиться, леность в церковь ходить, нежелание поститься; у кого-то страсть - курево, у кого-то - водка, наркотики. Страсти не дают человеку свободы, они гнетут его, мучают. Если человек пьет, над ним господствует водка; если курит, над ним господствует папироса, человек связан страстями. Страсть и страдание - однокоренные слова. Когда человек избавляется от страстей, он избавляется от страданий, становится свободным, ибо вся свобода в Духе. Страстный человек весь пропитан пороками и грехами. И если он не кается, не исправляется, то по смерти на воздушных мытарствах будет задержан демонами.

Допустим, демоны человека не задержали, и он вошел в обители рая. Как он там себя будет чувствовать? Как не в своей тарелке, не со своими. Представьте себе: царь собрал вельмож, все пришли в белых одеждах, нарядные. И вдруг на пир зашел какой-то грязный пьяный человек. Конечно, он сразу поймет, что попал не в свое общество. Точно так же, если страстный человек войдет в обители рая, а там люди безстрастные, люди святые, он почувствует себя плохо, сам не захочет, не сможет быть там. Потому и призывает нас Господь избавляться от страстей, для того чтобы нас спасти. Сам Бог, Творец Вселенной, Господь наш Иисус Христос смирился, родился в убогой пещере, в нищете, был гоним и распят на Кресте. Для чего Он прошел весь этот путь? Для того, чтобы избавить нас от страстей, от проклятия и власти диавола, для того, чтобы мы вошли в обители рая и вместе с Ним радовались и ликовали. Вся наша земная жизнь - это только подготовка к вечности.

Архимандрит Амвросий (Юрасов)


№ 2(26)-2006


БАТЮШКА-ХИРУРГ


В киевской городской больнице № 9 работает врач Михаил Суховий, который одновременно является и настоятелем больничного храма.Крест и скальпель, как душа и тело, тоже могут иметь общего хозяина. Пример тому - протоиерей, доктор медицинских наук Михаил Суховий. На исповедь к отцу Михаилу приходят не только свои прихожане, но и пациенты, побывавшие у него на операционном столе.На тихой окраине киевского массива Сырец, во дворе городской больницы №9, среди зеленых массивов раскинулся небольшой церковный комплекс - колокольня и храм - в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (по-гречески «Пантанасса»). Он переоборудован из двух полуразрушенных больничных зданий. В храме можно помолиться перед иконами Божией Матери «Всецарица» и святителя Луки Войно-Ясенецкого, преклониться перед ковчежцем с мощами святых мучеников, а также помазаться святым миром от мироточивой иконы Господа Иисуса Христа, размещенной на иконостасе. Эта икона мироточит уже больше двух лет. Настоятель столь дивного храма - доктор медицинских наук, руководитель клиники хирургической гематологии Института гематологии и трансфузиологии АМН Украины. За годы работы в клинике провел более тысячи оперативных вмешательств, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Опубликовал более шестидесяти научных статей. Он также является членом ученого совета, координатором и консультантом Ассоциации больных гемофилией Украины, директором Центра диагностики больных с нарушениями свертывающей системы крови. Но основное его призвание - служить Богу. Трижды в неделю (по средам, субботам и воскресеньям) врач-хирург Михаил Суховий меняет свой белый халат на облачение священнослужителя. Об этом и был наш разговор.


Икона Пр.Бцы Всецарица

- Отец Михаил, расскажите, как вы пришли к вере в Бога?

- Каждый приходит к Богу своим путем. Тому, кто родился в верующей семье, легче принять Христа. Ведь его с самого детства приобщают к Церкви, он участвует в Таинствах. Мне повезло. Я вырос именно в такой семье. Жили мы на территории Киево-Печерской Лавры. Я с детства сталкивался с людьми, которые искренне любили Бога. Христианство - это не только и не столько учение, это образ жизни. Сколько себя помню, постоянно бывал с родителями на Богослужениях в Киево-Печерской Лавре. Мы тогда еще жили на ее территории в одном из жилых корпусов. А сама Лавра располагалась только в Ближних и Дальних пещерах. Среди своих сверстников я внешне почти ничем не выделялся: наравне с другими гонял мяч, увлекался теннисом и греблей. Но при этом имел внутреннее кредо, доставшееся благодаря молитвам матери. Отца не стало, когда мне исполнилось 16 лет. Благоприятной почвой для укрепления моей веры также послужили подвиги монахов, к которым постоянно тянулись несчастные и больные.

- Почему же еще тогда вы не ушли в монастырь?

- Я с ранних лет мечтал о медицине - наиболее близкой к христианским идеалам профессии. Врач должен делать то, к чему призывал Господь - проявлять милосердие и сострадание к немощным. Но конкурс в мединститут был очень велик: я смог стать студентом только с третьей попытки. Помнится, в те годы меня вызвали в ректорат и в присутствии секретаря приемной комиссии спросили об отношении к Богу. Я ответил, что верующий. Предупредили, что решение приемной комиссии будет объявлено позднее. В списках зачисленных я себя не увидел. И только после личного вмешательства министра здравоохранения в 1967 году я все-таки стал студентом. Получив свободный диплом врача-стоматолога, долго не мог устроиться на работу. В Киеве таких специалистов много, а уехать на периферию я не мог: нужно было ухаживать за старенькой мамой, страдавшей сердечной и бронхиальной астмой. Выручила наша знакомая Антонина, которая днем работала сестрой-хозяйкой в больнице №15, а вечером меняла белый халат на черное платье и несла послушание в Свято-Флоровском монастыре. Она пошла со мной на прием к министру здравоохранения и помогла переквалифицироваться на анестезиолога. Через два года я снова «сменил профессию»: после успешной переподготовки стал работать хирургом в больнице № 25 (ныне № 9) Шевченковского района столицы. Уже будучи доктором медицинских наук, я поступил в Киевскую семинарию. Позже окончил и Духовную академию.

- Как же вы стали священником?

- Это Промысл Божий. У меня был духовный пастырь - отец Иоанн (Маслов), великий богослов, один из последних старцев Глинской пустыни, которая еще в XVI веке славилась своими подвижниками. После ее закрытия в 1962 году он уехал учиться в Московскую Духовную академию. Прошел все богословские ступени: был стипендиатом, кандидатом, магистром и доцентом. Старец Иоанн предсказал мое будущее: благословил не только на защиту докторской диссертации, но и на учебу в Киевской Духовной семинарии, которая, кстати, тогда еще не была открыта. Откровенно говоря, я и сам не представлял, как можно одновременно быть иереем и хирургом. Но батюшка уверял, что такие случаи в Православной истории бывали и раньше. Он мне сказал: «Хочешь во внутренностях людских копаться? Будешь копаться…» Быть врачом и священником - высшее служение, которое есть на земле. Лечить у людей и душу, и тело.

- Чему была посвящена ваша докторская диссертация?

- Профилактике лечения осложнений гемофилии - врожденного заболевания крови. При этом врожденном заболевании у человека от малейших ушибов происходят кровоизлияния, постепенно разрушающие крупные суставы и кости. От костылей и каталки больного нередко могут избавить сложные операции. Раньше гемофилия считалась «царской болезнью». Как известно, последний наследник российского престола Царевич-Мученик Алексий унаследовал этот недуг по материнской линии. Сегодня гемофилия зачастую приводит к деформации опорно-двигательного аппарата. Такие больные прежде всего нуждаются в милосердии, в профилактическом лечении, в хирургической и ортопедической реабилитации.

- А вы хоть раз видели душу, когда разрезали скальпелем тело больного?

- Да, такой же вопрос задавали всемирно известному профессору медицины Войно-Ясенецкому, который был и Епископом. Святитель ответил, что когда рассекал ткани мозга, то не видел в них ума. Говорить на подобные темы нет смысла: такие понятия, как душа, ум, совесть, анатомически не проявляются.

- Как вы относитесь к «легкой смерти», таким лукавым эвфемизмом сейчас называют эвтаназию?..

- Когда мне говорят об эвтаназии, я вспоминаю о давнем случае. У одного пациента наступила клиническая смерть. Ему смогли восстановить сердечную деятельность и в течение месяца держали на аппарате. А я, в то время молодой анестезиолог, следил за его состоянием. Однажды на обходе кто-то из доцентов бросил: «Да выключи ты этот аппарат, не мучь человека». Я как исполнительный врач уже было потянулся к кнопке. Но присутствующий при этом известный профессор Макар Петрович Черенко (ныне покойный) сказал: «Подожди, пусть сам доцент и нажмет!» Я до сих пор благодарен ему за столь мудрый совет. Один человек не вправе прервать последнюю связь с жизнью другого человека. Не по-христиански это. Известны случаи, когда через несколько месяцев к таким, казалось, безнадежным пациентам возвращалось сознание. Где гарантия, что чуда не произойдет?..

- А на работе вам тоже приходится проповедовать?

- В своем рабочем кабинете я больных только принимаю, а не исповедую. Если пациент - человек верующий, просто могу напомнить, что его молитва и просьба к Богу поможет и мне как врачу. А вот проповедовать в храме - это уже моя прямая обязанность как священника. Все таинства и требы совершаются в храме. Двое молодых священников - они живут рядом с больницей - помогают мне в рабочее время, когда я просто физически не могу быть одновременно и в операционной, и в храме.

- А бывало так, что больной ложился на операционный стол, а потом исповедовался в вашем храме?

- Много раз!.. Как-то у меня побывал пациент с очень сложным заболеванием - рецидивной грыжей (выпячивание брюшной стенки, через которую выходит кишечник и другие органы). Мы вместе отслужили молебен о здравии до и после операции. С Божьей помощью больной выздоровел очень быстро. Многие больные становятся верующими через телесные скорби. Особенно это касается тех, кто поражен острым лейкозом (опухолью белых кровяных телец). Чувствуя дыхание смерти, такие люди искренне верят в Господа, часто каются в своих грехах, исповедуются и причащаются в нашем больничном храме.

- Между медициной и духовностью много общего?

- Понятие «духовность» в нашем обществе сильно искажено. К примеру, многие путают ее с культурой. О духовном же не говорят, его просто чувствуют. Поэтому святые отцы и не могли передать свои неземные переживания «мирскими» словами. Но зато они точно знали, что первопричиной всех болезней являются грехи. Медицина избавляет от физических недугов, а Церковь - от духовных. Чем больше будет больничных священников, тем легче люди смогут переносить свои страдания. Многие из них нуждаются в епитимии (наказание путем наложения дополнительных молитв) не меньше, чем в операции. И то, и другое является крайней степенью вмешательства для спасения падшего человека. «Кого любит Отец, того и наказывает», - говорится в Библии. Волю человеческую нужно подчинить воле Божией, но не насильственно, а добровольно. Через послушание можно избежать многих болезней.

- Неужели между грехом и болезнью существует прямая зависимость?

- Взгляните на многих из тех, кто болеет СПИДом, а заодно вспомните о том, как Бог испепелил первых гомосексуалистов - развратных жителей Содома и Гоморры: они хотели «познать» даже Ангелов, пришедших в дом праведного Лота. Конечно, далеко не все больные СПИДом тяжкие грешники, но все-таки часто эта болезнь дается за пороки. Сегодня грех гомосексуализма пытаются легализовать и на нашей святой земле: раньше устои Православия были настолько сильны, что о нем стыдно было не только говорить, но и думать. А к чему приводит невинная на первый взгляд привычка - курение? С Библейской точки зрения это каждение бесам, с медицинской - приводит не только к нарушению всей дыхательной системы, но и порождает склонность к раковым заболеваниям. От алкоголизма, как известно, ухудшаются функции сердца, печени и поджелудочной железы. Очень часто за грехи взрослых расплачиваются дети, которых страшные недуги поражают еще в материнской утробе.

По мнению многих Православных врачей, увлечение порнографией порождает застойные явления в малом тазу, за которыми следует простатит (воспаление предстательной железы). Блудодеяние приводит к расстройству мочеполовых органов и нервной системы, чревоугодие - к нарушению эндокринной и желудочно-кишечной систем, сребролюбие и гордость - к сердечно-сосудистым заболеваниям.

- А как вы относитесь к так называемым экстрасенсам, народным целителям и «белым» магам, которые часто прикрываются Православными иконами?

- Крайне отрицательно. Никакого отношения к медицине и Христианству они не имеют. Это язычество - печальное следствие духовного невежества. Для спасения верующим достаточно воспользоваться церковными Таинствами: крещением, миропомазанием, причащением, соборованием. Вся беда в том, что наш народ в основном невоцерковленный и даже не задумывается о том, что его ожидает после смерти. Этим и пользуются всевозможные «маги» и «целители», агрессивно воздействующие на нашу психоэмоциональную сферу. Проданы ли их души дьяволу, не знаю. Одно могу сказать: Богу это неугодно. Согласно Библии ни гадатели, ни ворожеи в Царство Небесное не войдут.

- Отец Михаил, откуда у вашего храма такое название - «Пантанасса»?

- Это очень давняя история. В ХVІІ веке в Ватопедском монастыре (Святая Гора Афон) перед иконой Божией Матери «Всецарица» появился странный человек. Он стоял, что-то бормоча себе под нос. И вдруг будто сильнейший разряд молнии отбросил его от иконы, и он упал на пол. Греческие монахи привели его в сознание. Человек исповедался и рассказал, что он занимался черной магией и пришел в монастырь, чтобы проверить свою силу на святых иконах. И Божия Матерь вразумила его. Он исцелился от душевного недуга и после этого остался на Афоне.

Так эта икона впервые проявила свою чудотворную силу на человеке, одержимом бесами (занятия оккультизмом всегда приводят к одержимости). Позже стали замечать, что эта икона оказывает благотворное влияние и на больных с различными злокачественными опухолями. В ХVІІ веке она впервые была списана греческим монахом и постепенно стала известна во всем мире как исцелительница раковых заболеваний. Возможно, поэтому наместник Киево-Печерской Лавры Епископ Павел и благословил, чтобы наш храм назвали в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица» («Пантанасса»), оригинал которой находится в Ватопедском монастыре на Афоне. Этот образ прославился как помощник при онкологических заболеваниях. А наша больница является гематологическим центром не только Киева, но и всей Украины. У нас лечатся тяжелобольные, страдающие опухолевыми (гематологическими) заболеваниями.

- Вы в этой больнице давно работаете?

- Уже больше двадцати лет. Пришел сюда молодым доктором. Наша больница имеет гематологический профиль (лечение заболеваний крови). Рассказывать, как страдают больные лейкозами, думаю, не стоит. Не имею права (по этическим соображениям) говорить сейчас и о тех, кто уже получил облегчение после исповеди и Причастия в нашем храме. Если Господь посылает нам болезни - значит, мы можем с ними справиться всеми доступными средствами, так как медицина - это тоже Божье установление и Господь наш - Врач душ и телес наших. В акафисте в честь иконы «Всецарица» есть замечательные слова прошения, чтобы Она «ум и руки врачующих нас» благословила. Это значит, что через ум и руки врачей Господь посылает помощь и исцеление. Нужно только иметь терпение, смирение и веру...

- Что бы вы как врач посоветовали нашим читателям?

- Вести здоровый, Православный образ жизни, поддерживать духовное и физическое состояние молитвами и «разгрузочными» (постными) днями. Помните: Православные верующие имеют гораздо больше шансов избавиться от болезней, чем атеисты и еретики…

P.S. Выражаю искреннюю благодарность отцу Михаилу не только за это интервью, но и за спасение моего маленького сына Мишки. Когда моя супруга была беременна, в связи с ее болезнью встал вопрос об аборте. Мы тогда пошли на консультацию к отцу Михаилу. После недолгого разговора он взял крест и осенил мою супругу со словами: «Благословляю на роды!» Я тогда сказал: «Если у меня родится сын, назову вашим именем и крещу в вашем храме». Свое обещание я выполнил через девять месяцев, в день Святителя Михаила, первого киевского Митрополита…

Валентин Ковальский, г. Киев


№ 2(26)-2006


ЗАЩИТИ!


ЗАЩИТИ!

«Я жила как все. Выпивала, курила, «гуляла». Выходила замуж, разводилась, делала аборты. Читала журналы, где пишут, что так и должна жить современная женщина. И однажды стало все так противно… Почему-то взялась за одну Православную книжку, не помню, откуда она у меня. Пошла в церковь, попала на службу. Поговорила с батюшкой, стала исповедоваться, причащаться, родные ворчали. И вдруг узнаю, что беременна! Из дому гонят, говорят - либо аборт, либо живи на улице…»

Это не рассказ одного человека. Истории многих моих знакомых, недавно пришедших в храм, мало различаются между собой. Им, «сильным женщинам», с первых шагов к Истине Господь ссудил делом доказать свою веру - вступить в настоящую схватку с врагом рода человеческого за жизнь ребенка. Пройти через предательство друзей, презрение родных, нищенское существование. «Ты нас опозорила!» - эти слова от своих родных слышала каждая из них. Не подростком, заночевав не дома, не в шестнадцать лет при выходе из абортария, не в девятнадцать, подав на развод через пару месяцев после свадьбы, а в двадцать с лишним, устав от грязи и решив подарить жизнь маленькому человечку.

«Грехи блудные: изменить супружеской верности; жить… не венчаясь; родить незаконных детей…» - читаю в дореволюционной книге. Страшно подумать, как наивно и невинно для сегодняшнего дня это звучит! Для Православного человека, жившего в Православном государстве, оно и было понятно: раз уж дошло до рождения «незаконного» ребенка, стало быть, впала в блуд женщина. И никому бы в голову не пришло трактовать эти слова иначе: мол, блудить «втихаря» - это ладно, а вот родить - это позор, иди на аборт - и дело с концом… И если раньше такую женщину могли осудить за блуд, то теперь осуждают за то, что «плодит нищету», «рожает безотцовщину», «села на шею родителям» - да мало ли злобных слов успел придумать обезумевший мир, утонувший в детской крови! Проблема таких матерей только этой проблемой не исчерпывается, она гораздо глубже.

Пора признать: по инициативе части общества, при трусливом молчании и глухоте к правде Божией большинства мы вступили в XXI век с новыми неписаными законами для женщин. Вот несколько из них: обязательность косметики и развратной одежды; наличие добрачных связей, начатых ну никак не позже 15 лет, а главное - никаких детей! Богатым парам, впрочем, наличие одного-двух детей общественное мнение «прощает», ведь победителей, как известно, не судят. А вот работодатель в лучшем случае изумленно-возмущенно захлопает глазами, узнав, что подчиненная посмела забеременеть. Относится это не только к одиноким, но и к замужним женщинам.

Ветераны Великой Отечественной войны защитили весь мир от фашистской чумы. Но только больно, что все мы проиграли другую войну - в своем собственном доме, позволив своим женам, сестрам, дочерям и внучкам жить по идеям основательницы Международной федерации планирования семьи Маргарет Зангер - фашистки, бежавшей от суда. Когда зарождение новой жизни требует профилактики, когда средства, позволяющие не рожать, буквально навязываются врачами и все это поощряется властью - неизменно формируется тип мышления, которое даже безпристрастные социологи уже назвали «абортивным». Результат не заставляет себя ждать: в России производится больше абортов, чем в остальных странах. Из четырех зачатых детей, согласно официальным данным, рождается только один, причем эта статистика не учитывает ни принятие абортивных средств (официально считающихся «противозачаточными»), ни умышленно спровоцированные выкидыши, ни тем более выкидыши в результате доведения мамы до нервного срыва родными, не желающими жизни этого ребенка…

Разнузданно понятая свобода в «абортивно» настроенном обществе ставит под прицел любую женщину, решившую родить, - особенно если ожидаемый ребенок не первый. Остракизм окружающих. Пришедшая к будущей бабушке соседка: «Твоя дочка с ума сошла! Нет того, чтоб работать и маме помогать, цены-то нынче…» Незнакомая дама с собачкой с первого этажа: «Наплодили тут нищих!» Бывшие одноклассники: «Ты че, про контрацепцию не слыхала, деревня?!» К одной недавно родившей верующей женщине и вовсе ворвались в дом в отсутствие супруга, чтобы обозвать ее «лентяйкой, не желающей выходить на работу», и пригрозить расправой в случае еще одной беременности…

Но верующая замужняя женщина не только свято верит в свою правоту, но и знает, что ее всегда поддержат и муж, и подросшие детишки, и батюшка, и друзья-прихожане. А та, что впервые задумалась о Боге, когда под сердцем шевельнулся никому, кроме нее и Господа, не нужный ребенок? Вот она - в опустевшем после службы храме плачет навзрыд у икон, зажимает в руке «дежурно» купленные, но так и не поставленные свечи. Куда она пойдет отсюда? Домой, под шквальный огонь обвинений? Или, морально сломавшись и уверив себя, что «все так делают», - в «медицинский центр»? Наш Христианский долг - помочь. Да, верно, не каждый из нас способен предоставить ей жилье и средства. Верно и то, что высшее, что мы можем сделать, - это помолиться за нее. Высшее, но не единственное! Подойти, ободрить словом, поддержать, уверить ее в том, что она правильно делает, что не дает убить малыша. Что его первое «мама» с лихвой окупит все лишения, всю боль, причиняемую самыми родными людьми. Можно просто видеться с ней, оставшейся без друзей, вне храма, помочь дойти в магазин или на плановое обследование к врачу, выслушать неизбежные в такой ситуации жалобы.

«Пойми, - говорит мне Н., - все вокруг уверяли, что я сумасшедшая, что так не делают, что аборт - это нормально. Только в книжках было по-другому, потом батюшка…» А потом через частные письма и интернет о беде узнали другие Православные люди. Вскрывая конверты с письмами-советами, письмами-ободрениями, просто открытками к ближайшему празднику, Н. чувствовала, что она не одна. Была, конечно, и молитвенная поддержка от нас, грешных. Которую пришлось усилить совсем недавно поздним вечером, после телефонного звонка: «Прошу молитв, еду в роддом!» По ряду медицинских причин роды обещали быть трудными. Однако Господь послал Н. опытного врача, сохранившего здоровье и маме, и младенцу. Вот она - женщина-победительница, прижимает к груди сына. Слава Богу за все!

…В годы Великой Отечественной многие видели плакат: к матери в страхе прильнул ребенок, а на них наступает немец. «Защити!» - гласит подпись под рисунком. Знал ли художник, что рисует символ уже второго столетия: изо дня в день, вновь и вновь на женщину-мать наступает враг? Враг рода человеческого. Господи, защити!

Юлия Кулакова


№ 2(26)-2006


ПРИТЧА


В животе беременной женщины разговаривают двое младенцев. Один из них – верующий, другой – неверующий.

Неверующий младенец: Ты веришь в жизнь после родов?

Верующий младенец: Да, конечно. Всем понятно, что жизнь после родов существует. Мы здесь для того, чтобы стать достаточно сильными и готовыми к тому, что нас ждет потом.

Неверующий младенец: Это глупость! Никакой жизни после родов быть не может! Как ты это себе представляешь?

Верующий младенец: Я не знаю всех деталей, но я верю, что там будет больше света и что мы, может быть, будем сами ходить и есть своим ртом.

Неверующий младенец: Какая ерунда! Человек способен питаться лишь с помощью пуповины. Это установленный факт.

Верующий младенец: Нам пока еще очень мало известно. Но я твердо верю, что наша настоящая жизнь начнется только после родов.

Неверующий младенец: Но ведь оттуда еще никто никогда не возвращался! Жизнь просто заканчивается родами. И вообще, жизнь – это одно большое страдание в темноте.

Верующий младенец: Нет, нет! Я точно не знаю, как все будет выглядеть, но в любом случае мы увидим маму, и она позаботится о нас.

Неверующий младенец: Маму? Ты веришь в маму? И где же она находится?

Верующий младенец: Она везде вокруг нас, мы в ней пребываем и благодаря ей движемся и живем, без нее мы просто не можем существовать.

Неверующий младенец: Полная ерунда! Я не видел никакой мамы, и поэтому очевидно, что ее просто нет.

Верующий младенец: Не могу с тобой согласиться. Ведь иногда, когда все вокруг затихает, можно услышать, как она поет, и почувствовать, как она гладит наш мир.



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld