Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2006 год, выпуск № 5 (29)


ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ЕСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЕ МИРОВОЕ СОБЫТИЕ


Образ Иисуса Христа с плащанищы Образ Иисуса Христа,
воссозданный с Туринской Плащаницы

«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15, 14), говорит Апостол Христов. Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и самая вера в Бога, в силу добра и правды была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни. Если бы умерщвленный Христос не воскрес, то не только не было бы никому спасения через Него, - ибо смерть и безсилие кому же могут оказать помощь? - но не было бы в истории худшего торжества и более злой насмешки зла над добром и диавола над всем миром светлого и идеального, как в дни Голгофы и вообще всей земной жизни Господа Иисуса Христа. И не было бы более сильного и неотвратимого мотива к безпросветному отчаянию, ибо если и сей Праведник оказался безсилен, если такая Величайшая Личность исчезла в бездне небытия, то нам то, каждому, чего ожидать, к чему готовиться? И не была ли бы тогда и вправду жизнь человеческая лишь «пустая и глупая шутка» (Лермонтов), или, по меткому выражению великого писателя-христианина Достоевского - «диаволов водевиль», игра? Но Воскрес Христос - и остался поруган и безсилен «отец лжи, исконный человкоубица - диавол» (иоан. 8, 44). Жизнь победила смерть и зло. Христос Воскрес - и в полной яркости засияло Его Божественно-Царственное Величие.

Удивительно, как могут серьезно люди верить и в такие глупости. И это в двадцатый век ... Век науки и опыта ... «Разум не допускает веры в Воскресение Иисуса Христа», говорят безбожники. Исторический факт Воскресения Христова, как и все Его учение, подвергались критике многих ученых людей (рационалистов). Некоторые этому посвятили всю свою жизнь, стараясь доказать, что евангельский рассказ о воскресении есть обман, ошибка или заблуждение. Первою по времени и по злобе является та басня, которую должны были распространять подкупленные иудейскими первосвященниками стражи после того, как они в испуге рассказали о бывшем у гроба землетрясении, отвалении камня и явлении молниеносного ангела. Басня эта состояла в том, «что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Матф. 28, 13).


ВЕЛИКИМИ СТАЛИ МНОГИЕ УЧИТЕЛЯ - ВОСКРЕС ТОЛЬКО ОДИН


Наиболее устойчивой и распространенной в наши дни является т. н. визионерная теория (от визио - видение). Христос не воскрес, но ученикам действительно показалось, что они видели ожившего и беседовавшего с ними Господа. Ученики до того были захвачены личностью Иисуса Христа, до того сроднились с мыслью о грядущем царстве Его, что не могли примириться с фактом смерти и вот напряженные болезненные ожидания и разрешились такой массовою галлюцинацией, которую они, поддавшись самообману, и изложили в евангелиях.

Правда, и в истории, и в действительности, нас окружающей, встречаются галлюцинации, как у отдельных лиц, так и массовые, хотя последнее довольно редко. Но галлюцинации встречаются у людей, которые хотят что-то видеть и слышать, которые так настроены и всеми своими мозговыми центрами готовы воспринять то, чего так напряженно ожидают. Но обратимся к евангелиям. Для того, чтобы обмануться, увидеть то, чего нет, нужно именно ждать воскресшего, верить, что воскресение Его близко и будет. У кого из Апостолов была эта вера? Когда Мария Магдалина и другие женщины идут ко гробу, то они думают: «кто отвалит нам камень?» (Марк. 16, 3). Когда Мария Магдалина увидела, что гроб пуст, у нее не явилось и мысли о воскресении. Даже когда она видит Господа, она не узнает Его. Почему? Она уверена, что мертвые не воскресают. Точно так же и Апостолы: когда им приносят известие: «Он жив, Он воскрес», показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лук. 24, 11) Фома не только не верует, когда видит, но ему еще надо осязать, «пощупать руками» (Иоан. 20, 27). Самая трезвая, самая убедительная проверка факта.

Иисус является мироносицам, Петру, Луке и Клеопе, десяти ученикам, одиннадцати, даже 500 верующих, наконец, ап. Павлу.Как они все могли обмануться? Неужели среди них не нашлось ни одного человека с трезвым, ясным умом, здоровыми чувствами и крепкими нервами? Как утверждают специалисты, галлюцинации бывают чаще зрительных или слуховых ощущений, реже соединение тех и других и совсем редки галлюцинации в области поверочного чувства, осязания. Чтобы все эти три чувства разом галлюционировали и по меньшей мере у десяти, одиннадцати человек, и даже у 500, и чтобы печеная рыба и мед поглощались кем-то и исчезали, как передает Евангелие (Лук. 24, 42) - таких галлюцинаций история еще не знала и не знает.

Итак, апостолы видели действительно Воскресшего: исторически факт воскресения несомненен. Рационалисты не могут поколебать евангельского рассказа, они только опровергают друг друга, а иногда и сами открыто признают свое безсилие бороться против Христа. Немецкий ученый Де-Ветте, в течение десятилетий стоявший во главе рационалистов, на смертном одре сознался, что «событие Воскресения, хотя способ его совершения покрыт непроницаемым мраком, представляется, однако, столь же несомненным, как и смерть Цезаря». Когда полу-рационалист Неандер прочел признание Де-Ветте, слезы хлынули у него из глаз. После этого Неандер подверг новому основательному исследованию исторические доказательства Воскресения Христова и также принял его.

Обсуждая достоверность чудес Воскресения и Вознесения, физик Бальфур Стюарт говорит: «сохранилось ли в неизменности действие известных сил природы в этих случаях или оно было иногда превозмогаемо высшей силой? Несомненно превозмогалось, как при Воскресении, так и при Вознесении. Мы обязаны исследовать очевидность этих великих событий, что и исполнено самым достоверным образом: история, повествующая об этих событиях, выдержала испытания настолько хорошо, что всякое предположение о нереальности их приведут нас к величайшей нравственной и духовной путанице».

Почему Иисус Христос по воскресении не явился между иудеями всенародно? Св. Иоанн Златоуст объясняет это тем, что появление Воскресшего Господа было бы безполезно для иудеев и что если бы сим способом можно было бы обратить их, то без сомнения Господь не отказал бы в нем иудеям. Но последствия воскрешения Им Лазаря говорят совсем противное: иудеи стали искать случая убить не только Иисуса Христа, но и Лазаря. Если бы Христос по воскресении явился иудеям, они тем или иным способом решились бы на новое Богоубийство...

Итак, Христос воскрес из мертвых. Самое сильное доказательство факта Воскресения Христова есть тот грандиозный переворот, который он произвел в Апостолах, а через них и во всей вселенной. На нем держится вся культура последних двух тысяч лет. Могла ли ее поддерживать мечта 13 фантазеров? Они изменили всю историю. Без Воскресения Христова мы не имели бы никакого христианства и никакой христианской культуры. История мира приняла бы совершенно другое направление. Без живых сил христианской веры древний мир разложился бы и погиб. Невозможно допустить, чтобы голое воображение могло принести с собой столь великое и доброе.

Таким образом, падают все возражения против чуда Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Даже самый краткий разбор этих возражений выясняет их полную несостоятельность.

Но злая критика не сдается. «Диавол борется с Богом, а поле битвы - сердца людей», говорит наш великий русский писатель Достоевский. В наше время выдвинуто новое, уже совершенно безпомощное возражение, но для злой, греховной воли весьма выгодное: «Бога нет. Христа как исторического Лица не было, а значит не было и Воскресения. Евангелие - это миф (т. е. вымысел, неопирающийся ни на какие действительные события), оно есть переложение древних языческих мифологий о легендарных богах».

Прежде всего, «критики» должны знать, что в языческих мифологиях «умирают» и «воскресают» только боги (Озирис, Дионис), но никак не Богочеловек. А о том, что Христос – Богочеловек, мы имеем непреложное свидетельство Св. Евангелия. Но и кроме Евангелия мы имеем свидетельства и от язычников - противников христианства. Так, например, Плиний, римский проконсул областей Вифинии и Понта в Малой Азии, в своем письме к императору Траяну (около 112 г.) пишет: «Собираются они (христиане) и поют гимны Христу, как Богу; клянутся не лгать, не воровать, не прелюбодействовать». Плиний не написал: «Богу своему, Христу, поют», а, именно, написал: «Христу, как Богу», потому что он знал, что Христос для христиан не только Бог, но и человек.


ЛИШЬ ЖИВОМУ СПАСИТЕЛЮ ПОД СИЛУ СПАСТИ УМИРАЮЩИЙ МИР


Современник Плиния, Тацит, один из точнейших историков, сообщает (около 115 г.): «Христос, в правление Тиберия, прокуратором Понтием Пилатом казнен был смертью».

Множество свидетельств об Иисусе Христе как исторической Личности имеется в еврейской книге Талмуд. Правда, эти свидетельства пышат злобою и ненавистью, называя Спасителя «отступником», «назореем» и проч. Немало говорится в Талмуде и о чудесах «Назорея». Особенно ярки свидетельства бывшего гонителя христиан Савла, в последствии первоверховного Апостола Павла. Подлинность его свидетельств совершенно невозможно оспаривать. Это понимают самые ярые враги христианства. А «сила Павловых свидетельств такова», - говорит один наш крупный писатель и мыслитель, - «что если бы даже не было иных, мы все-таки знали бы с большею точностью, чем о многих других исторических лицах, не только, что Христос был, но и как Он жил, что говорил, делал, за что умер и как воскрес».

Истина Воскресения Христа Спасителя состоит в том, что воскрес Богочеловек. Он воскресил воспринятую на Себя плоть человеческую и таким образом преобразил человеческое естество в духовное, божественное, для вечной жизни с Богом. В этом и заключается победа Спасителя над смертью для всего рода человеческого.

Только тогда Апостолы и первые христиане пошли на смерть, когда убедились в действительном Воскресении Спасителя, - в Его победе над адом и смертью. Только в этом случае они могли, как говорит поэт: «На казнь идти и гимны петь, и в пасть некормленному зверю без содрогания глядеть». Итак, чудо Воскресения действительно совершилось. 

ХРИСТОС ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!


№ 5(29)-2006


КТО ТАКОЙ МЕЛХИСЕДЕК?


18. и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино - он был священник Бога Всевышнего -

19. и благословил его и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;

20. и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Авраам дал ему десятую часть из всего (Бытие, гл. 14.)


Это место в Библии всегда вызывало глубокий интерес у христианских богословов. То обстоятельство, что Моисей останавливает наше внимание на выдающейся и совершенно исключительной личности Мелхиседека, но почти ничего не сообщает нам о нем, оставляет ощущение важной тайны. Существование ее подтверждает и псалмопевец Давид, который пророчествует о грядущем Мессии: “Он священник во век по чину Мелхиседекову” (Пс.109, 4). Широкое поле для догадок оставляют следующие детали встречи Авраама с Мелхиседеком - Царем правды:

а) Салим - это древнее название Иерусалима. Во времена Авраама место довольно захолустное и только пребывание в нем Мелхиседека подчеркивало будущее значение города.

б) Преподнесение в дар Аврааму хлеба и вина некоторые из богословов сопоставляют с таинством евхаристии. Ведь из текста видно, что в провианте Авраам и его воинство не нуждались.

в) Понятие “священник Бога Всевышнего” встречается здесь в Библии впервые. В то же время Авраам существованию священства не удивляется. И жертвует десятую часть добычи.

Апостол Павел (Евр. 5, 10-11) также пишет о тайне, что “о сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать”. Некоторые пояснения св.Павел тем не менее дает (Евр. 6-8). Вот, что он раскрывает нам о Мелхиседеке: “Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда” (Евр.7,3).

Апостол открывает нам, что в лице Мелхиседека представлено истинное, вечное священство, недаром Спаситель назван псалмопевцем Давидом первосвященником по чину Мелхиседекову. Священство же иудейское имеет временный характер. Где было оно во времена Авраама? - таков смысл вопроса св.Павла. И вот сейчас оно вновь должно уступить истинному первосвященнику Христу, как некогда склонился перед Мелхиседеком родоначальник иудеев Авраам.

Так кто же все-таки такой Мелхиседек, человек, который, по преданию, похоронен в том месте, где стоит ныне храм Гроба Господня? По позднейшей иудейской легенде это был прародитель всех семитических народов патриарх Сим, по другой версии он принадлежит к семейству Хама, по третьей - Иафета.

Моисей же не указывает на национальную принадлежность этого человека. Мелхиседек неизвестно откуда берется и неизвестно куда исчезает. Он существует вне мирского контекста, без родных, без учеников, без предшественников.

Мелхиседек столь независим, что мы вправе полагать, что он был первосвященником всех народов, которые не забыли о Боге Истинном. Тысячи лет истинная вера хранилась евреями и стала ассоциироваться с религией этого народа. Но и до Ветхого Завета, во времена Мелхиседека, и после Ветхого Завета, с приходом Спасителя, правильно славить Бога умели и другие народы.

Упомянем лишь о некоторых следах веры в Бога Истинного, которые остались с авраамовых времен в писаниях и преданиях некоторых народов. Нынче существует много спекуляций на этот счет, особенно у теософов. Нам не стоит гнаться за участью этих людей, вместо познания вкусивших безумие. Самое удивительное и достоверное, что можно обнаружить в древних текстах, - это свидетельства о некогда простой и чистой вере в Бога. При честном, логически обоснованном подходе эти тексты всякий раз подтверждают полноту Библии.

В еврейском подлиннике Авраам называет Бога Всевышнего Ель-Елион. Так же называли Бога и древние финикийцы. Близкие к иудейским обращениям Ель-Елион, Элохим, Яхве были и у всех других семитских народов, например: Илу, Эл, Илим, Йево. Известно, что обращение к Господу “Аллах” не было изобретением мусульман. Его знали и арабы древнейших времен.

Арийцы обращались к Богу иначе. Так, у древних иранцев (Иран в переводе - арийское пространство) было принято следующее обращение к Господу - Ахура Мазда, буквально - Господь Всемогущий. Как и у иудеев, имя Господне у иранцев произносить было запрещено.

Кроме того, в древнем Иране не существовало культа жертвоприношений. Разрешались только молитвы и духовное поклонение. Господь, верили потомки Иафета, “всемогущ, велик, победоносен”. У них существовали довольно ясные представления и о высших ангельских чинах. Их называли Амеша Спента (безсмертные святые). Это существа из ближайшего окружения Бога, носители определенных истин, по-русски их имена звучат так: Дух святости, Благая мысль, Истина, Власть, Благочестие, Целостность, Безсмертие. При этом у иранцев были и некоторые прозрения, догадки о троичности Бога. Они выделяли из числа прочих ангелов Благую мысль и Истину, ставя их в особую близость к Ахура Мазде.

У индийских арийцев также сохранились некоторые представления о Боге Истинном. Именовали они его Варуна (от корня “вар” - покрывать, охватывать). Вот некоторые из его характерных черт: “Он не капризный... всеведущ... ни один волос не может упасть без Его ведома ...суровый к провинившимся и милостивый к раскаивающимся. Он поступает согласно вечному закону нравственного мира, который Им установлен. Тем не менее, в Его власти прощать тех, кто противится Его воле. Он милостив даже к свершившему грех.” Почти во всех гимнах, посвященных Варуне, можно найти молитвы о прощении греха, полные признания своей вины и раскаяния.

Впоследствии индийские арийцы предают Бога. До нас дошло уникальное свидетельство отречения - это один из древнейших текстов, которые знает человечество. Разные народы под разными предлогами отступали от Бога Истинного. Вот как происходило это у индийцев: “Ныне я говорю Асуре, отцу (сравните с иранским Ахура Мазда - Господь Всемогущий), - прощай; я ухожу от того, кому не приносятся жертвы, к тому, которому люди приносят жертвы, - я выбираю Индру (демон, аналогичный греческому Зевсу или славянскому Перуну), я отрекаюсь от отца, хотя я с ним жил в дружбе много лет.” После этого Варуна у индийцев превращается во второстепенное божество, сродни Аллаху у древних арабов или “неизвестному богу” у греков.

Итак, следующие детали свидетельствуют нам определенно о признаках религии времен Мелхиседека: представление о Боге как о справедливом, но добром отце всего сущего, запрет на произнесение имени Господа, отсутствие культа жертвоприношений.

И еще одна удивительная подробность. У народов, которые хоть сколько-то помнили о Боге Истинном, существовало зачастую очень определенное и напряженное предчувствие Мессии. Но после падения они переставали понимать, кого ждут, как это случилось и с иудеями. И каких-то своих частных антихристов некоторые из этих народов, в конце концов, дожидались. Например, индийский Кришна (буквальный перевод - черный) - это лжехристос в чистом виде. На основании представлений, схожих с христианскими, ему приписывается сыновство Богу, при том, что перед нами определенно человек дурной, невероятно похотливый, иногда покровительствующий добру, но часто и злу (это, кстати, смущает и самих индусов).

Свидетельствам о повсеместном существовании некогда веры в Бога Истинного много тысяч лет. С тех пор и Индия, и Иран превратились в цитадели зловерия, в которые не проникла Благая Весть. Отпали и иудеи. Древние знания не помогли, а, скорее наоборот, сделали носителей обломков истины невосприимчивыми к истине в ее полноте. Но сказано, что не наступит Конец Света, пока Слово Божье не будет проповедано всем народам. И, быть может, искра прежней веры все-таки разгорится вновь и спасет многих.


№ 5(29)-2006


О МОЩАХ


В одном из писем ты упоминала, что у вас с N было разглагольствие о мощах и о некоторых телах грешных, по смерти нерастлевающихся. Действительно, теперь на Афоне нет мощей, как говорят, по следующему обстоятельству.

Один благочестивый старец жил там в безмолвии и уединении и ученика своего всегда поучал держаться безмолвной и уединенной жизни. По кончине старца, через год, по обычаю Афонскому, разрыли могилу и нашли главу старца, источающую благовонное и целительное миро. Многие стали ходить на поклонение этой главе и мазались целебным миром, и тем нарушали безмолвие ученика. Поэтому он с упреком сказал почившему старцу: “Отче! Ты при жизни своей всегда поучал меня безмолвию и уединению, а по смерти своей нарушаешь это”.

После этих слов благовонное и целебное миро изсякло, и осталась одна простая кость, и люди перестали ходить на поклонение. И говорят, что после этого находили в могилах одни кости желтые или белые, или черные, по которым и различали состояние почивших душ; или находили нерастлевшие тела темные.

О таких всем братством молились в продолжение трех лет, ежегодно разрывая могилу и прося местных архиереев читать разрешительную молитву. Некоторые тела и по прошествии трех лет остаются нерастлевающимися. Так их и оставляют. Причину этому домышляют такую: грехи против Бога Бог прощает по молитвам других, особенно по молитвам церковным и за поминовение на Безкровной Жертве или за милостыню, подаваемую за сих умерших; а грехи против ближнего - обиду и неправду - Бог не прощает, если обидевший и неправдовавший во время не удовлетворит обиженного или не примирится испрошением прощения. (В монашестве подобные случаи могут быть за самочиние и преслушание отеческих повелений и заповедей, за нераскаянность и утаивание грехов). В сороковых годах или прежде в Бессарабии Турками сделано было разграбление. Русское правительство от Турецкого потребовало удовлетворения; ограбленным велено было показать свою обиду. Кто показывал несправедливо и прибавлял свой убыток вдвое или втрое, у тех тела по смерти оказались нерастлевшимися и темными.

В России же много мощей святых: прп. Сергия Радонежского, святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и многих других, которые о святости своей свидетельствуют чудесами.

Бывают и грешные тела нерастлевающимися. В одном монастыре случайно открыли тело одного иеродиакона, нерастлевшееся и темное. Местный архиерей в это время ездил по епархии. Владыку попросили прочитать разрешительную молитву над сим телом. Но и по разрешительной молитве тело осталось в одинаковом положении. Владыка спросил: кто он был, и что за причина такого положения? В ответ получил, что он был единственный сын бедной вдовы и против воли матери пошел в монастырь, а мать по причине бедности всегда на него роптала, и кто-то проговорил, что мать его и до сих пор жива. Владыка приказал отыскать мать. Привели девяностолетнюю старуху, согбенную. Владыка, указывая на положение ее сына, сказал, чтобы она простила его. Но старуха, отворачиваясь, не соглашалась, повторяя: “Я столько горя перетерпела через него!”

Владыка продолжал убеждать старуху и, наконец, сказал: если не простишь, то и сама будешь связана. Убежденная старуха как бы нехотя сказала: “Ну, Бог его простит!” Темное тело тотчас рассыпалось в прах.

Во исполнение слов Господних “земля еси и в землю отъидеши” и в мощах предается тлению часть некая или пальцы какой-либо руки или ноги, или что иное. Недавно в Зосимовской пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого кряжа гроб и сделали новый деревянный гроб, и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению. Вот и у равноапостольного князя Владимира осталось нетленною только глава, а из всего тела - одни кости. При конце мира по трубному гласу Архангела тело душевное изменится и претворится в тело духовное.

Из “Собрания писем иеросхимонаха Амвросия к мирским особам”


№ 5(29)-2006


БОГ СКАЗАЛ МНЕ "НЕТ"



Я ПОПРОСИЛ У БОГА ЗАБРАТЬ МОЮ ГОРДЫНЮ И БОГ СКАЗАЛ МНЕ "НЕТ". ОН СКАЗАЛ, ЧТО ГОРДЫНЮ НЕ ЗАБИРАЮТ. ОТ НЕЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ. .

Я ПОПРОСИЛ БОГА ВЫЛЕЧИТЬ МОЮ ДОЧЬ, ПРИКОВАННУЮ К ПОСТЕЛИ, И БОГ СКАЗАЛ МНЕ "НЕТ". ОН СКАЗАЛ, ЧТО ТЕРПЕНИЕ - РЕЗУЛЬТАТ ИСПЫТАНИЙ. ЕГО НЕ ДАЮТ, ЕГО ЗАСЛУЖИВАЮТ.

Я ПОПРОСИЛ БОГА ПОДАРИТЬ МНЕ СЧАСТЬЕ И БОГ СКАЗАЛ МНЕ "НЕТ". ОН СКАЗАЛ, ЧТО ДАЕТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ, А БУДУ ЛИ Я СЧАСТЛИВ, ЗАВИСИТ ОТ МЕНЯ.

Я ПОПРОСИЛ БОГА УБЕРЕЧЬ МЕНЯ ОТ БОЛИ, И БОГ СКАЗАЛ МНЕ "НЕТ". ОН СКАЗАЛ ЧТО СТРАДАНИЯ ОТДЕЛЯЮТ ЧЕЛОВЕКА ОТ МИРСКИХ ЗАБОТ И ПРИБЛИЖАЮТ К НЕМУ.

Я ПОПРОСИЛ У БОГА ДУХОВНОГО РОСТА, НО БОГ СКАЗАЛ МНЕ "НЕТ". ОН СКАЗАЛ ЧТО ДУХ ДОЛЖЕН ВЫРАСТИ САМ, А ОН ЛИШЬ БУДЕТ ОТСЕКАТЬ ЛИШНЕЕ ОТ МЕНЯ, ЧТОБЫ ЗАСТАВИТЬ ПЛОДОНОСИТЬ.

Я ПОПРОСИЛ БОГА ПОМОЧЬ МНЕ ЛЮБИТЬ ДРУГИХ ТАК ЖЕ, КАК ОН ЛЮБИТ МЕНЯ, И БОГ СКАЗАЛ "НАКОНЕЦ ТО ТЫ ПОНЯЛ О ЧЕМ НАДО ПРОСИТЬ".

Я ПОПРОСИЛ СИЛ И БОГ ПОСЛАЛ МНЕ ИСПЫТАНИЯ, ЧТОБЫ ЗАКАЛИТЬ МЕНЯ. Я ПОПРОСИЛ МУДРОСТИ И БОГ ПОСЛАЛ МНЕ ПРОБЛЕМ, НАД КОТОРЫМИ НУЖНО ЛОМАТЬ ГОЛОВУ.

Я ПОПРОСИЛ МУЖЕСТВА И БОГ ПОСЛАЛ МНЕ ОПАСНОСТИ.

Я ПОПРОСИЛ ЛЮБВИ И БОГ ПОСЛАЛ МНЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В МОЕЙ ПОМОЩИ.

Я ПОПРОСИЛ БЛАГ И БОГ ДАЛ МНЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

Я НЕ ПОЛУЧИЛ НИЧЕГО ИЗ ТОГО, ЧТО ПРОСИЛ, НО ПОЛУЧИЛ ВСЕ, ЧТО МНЕ БЫЛО НУЖНО. БОГ ВНЯЛ МОИМ МОЛИТВАМ.


№ 5(29)-2006


МИНУЯ МЫТАРСТВА


Cуществует старинное предание Православной Церкви о том, что те православные христиане, что скончались на Пасху или в Светлую Седмицу, минуют мытарства загробные. Основывается это Предание на неизреченной милости Господней, по которой распятый на кресте вместе со Христом разбойник, воззвавший к Нему, получил обетование в тот же день быть со Спасителем в раю. Существует множество свидетельств, подтверждающих это Предание.


У Сергия Нилуса в книге “Сила Божия и немощь человеческая” в главе “Христос Воскресе!” читаем о том, как в 1906 году после Пасхальной службы утонули в реке Жиздре паломники Оптинского монастыря. Среди них оказалась и девица Екатерина, отца которой С.Нилус утешал в скорби так:

- Ну, разве тебе это не в радость? В Великий Четверг причастилась, а в первый день Пасхи Бог ее взял к Себе. А знаешь, чем Церковь-то наша святая утешает? Кто, сказывает она, помрет на Пасху, того душа прямо, минуя все мытарства, идет ко Господу.

Более того, Нилус приводит свидетельства странницы, которой мать утопшей девицы Катерины говорила, что во сне видела не раз свою дочь, которая ей наказывала: “не плачь, говорит, маменька, - мне хорошо у Господа”.

Православные христиане верят в то, что самая смерть на Страстной Седмице или в Светлую Пасхальную Седмицу уже говорит о милосердии Господа к усопшей душе, так как случайного ничего не бывает, тем более нет, по убеждению православных чад и их пастырей, и случайной смерти. Если умер в это время человек-грешник, значит, за какие-то тайные добродетели умилосердился над ним Господь; кончина же праведника в это время подтверждает богоугодность его жизни.

Свидетельства С.Нилуса с церковной точки зрения не подлежат сомнению и являются авторитетными, т.к. все свои сочинения этот писатель публиковал по благословению старцев Оптиной пустыни, а книги его проходили через их редакторский контроль, что для авторского самолюбия не всегда было безболезненно. Приведем еще свидетельства духовного отца С.Нилуса Оптинского старца о.Варсонофия о блаженной кончине на Пасху монахини Евфросинии, глубоко чтимой о.Варсонофием за высоту духовной жизни:

“Нынче дни св.Пасхи, самого великого Праздника в христианской Церкви, праздников праздник и торжество из торжеств. Каждый день Церковь оглашается радостными песнями пасхального канона. Помню, как восхищалась каноном матушка Евфросиния.

“Вот, - говорила она, - прошла моя жизнь, ничего не знаю за собой хорошего, с чем предстать пред Престолом Божиим, а услышу пение “Воскресения день, просветимся, людие”, и радостно, спокойно становится на душе. “От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас приведе”.

Господь исполнил желание матушки Евфросинии, и скончалась она на Пасху. Когда подняли гроб с ее иссохшим тельцем 80-летней старицы, хор запел “Воскресения день”, вместо “Святый Боже”, широко раскрылись двери Церкви, с улицы волною хлынул свет, и ушла она к вечному, незаходимому Свету. Да сподобит и нас Господь такой блаженной кончины. Молитесь об этом, и, когда диакон возглашает: “Христианской кончины живота вашего, безболезненны, непостыдны, мирны”, - не забывайте положить поклончик, да упокоит вас Господь со святыми Своими. Аминь”.

А вот свидетельство С.Нилуса о праведной кончине замечательной подвижницы в миру Елены Андреевны Вороновой, посвятившей свою жизнь благотворительности материальной и духовной среди заключенных: “С начала Великого поста Елена Андреевна стала себя чувствовать очень плохо, припадки грудной жабы усилились и участились до того, что бедный друг наш, несмотря на все свое ангельское терпение, вынуждена была громко стонать и жаловаться Богу на нестерпимые муки. Стонет она в своих невыразимых страданиях и все причитывает:

- Господи, прости меня! Тяжело мне, Господи! Но я не ропщу, не ропщу я, Господи, пошли мне нетерпеливой терпенья!

И в таких минутах она неисходно пребывала от первой недели Великого поста до Великого Понедельника Страстной Седмицы. В этот день, после особенно тяжелого припадка, она вся точно просветлела и говорит подруге всей своей зрелой жизни, с которой под одной кровлей скоротала не менее тридцати лет:

- Нет, Соня, в Великую Пятницу я умру непременно.

- Откуда ты это знаешь?

- Мне это Сам Господь сказал: я Его видела. Он явился мне и сказал: “У тебя доброе сердце, так потерпи до Пятницы: в день Моего распятия умрешь и ты. Как сказала, так в Великую Пятницу и умерла”.


БОГ ВСЕ ПОСЫЛАЕТ ВОВРЕМЯ - ДАЖЕ СМЕРТЬ


Имеем мы и современные свидетельства о том, что кончина на Пасху блаженна. Приведем отрывки из проповеди старца Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который отошел в этом году ко Господу в день празднования Собора Новомученников и Исповедников Российских, “Слово в 1-ю годовщину смерти Святейшего Патриарха Пимена”.“...Мы много говорили уже о значении его жизни и трудов, но еще ни разу не касались сокровенного, последнего подвига Святейшего Патриарха - его умирания в Господе. А ведь именно смерть - логическое завершение всей прожитой жизни, отражение ее. И если смерть грешника люта, то для праведника и “жизнь - Христос, и смерть - приобретение”.

И говорить о смерти Божиих людей надо, и знать, и помнить о блаженной кончине их нам с вами необходимо.

В Великий пост 1988 года последний раз проникновенно прозвучала в алтаре Богоявленского собора молитва Первосвятителя нашего: “Да исправится молитва моя”.

Болезнь все прогрессировала и вела свое наступление быстро, а Святейший продолжал трудиться с той же исключительной ответственностью, что и раньше, только перенеся труды свои на молитвенный подвиг в затворе и к письменному столу, за которым неукоснительно сам решал все дела. Силы его питало Святое Причастие.

На Страстной Седмице во вторник Святейший попросил его пособоровать, и к нему был приглашен духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл, который его поисповедовал. Таинство Елеосвящения совершали соборно во главе с Архиепископом Зарайским Алексием.Торжественно прошло ночное пасхальное богослужение. Звонкие детские голоса учеников воскресной школы Богоявленского собора радостно восклицали: “Воистину Воскресе!” А святейший, уже совсем слабый, молился, лежа в постели, в последнюю пасхальную заутреню в своей жизни, на глазах у него были слезы. Второго мая вечером Святейший попросил причастить его Святых Тайн. И в 8 часов утра 3 мая Владыка Алексий начал последнюю в жизни Святейшего Патриарха Пимена Божественную литургию. Причащался Святейший как-то особенно сосредоточенно. После литургии Святейший благословил назначенное на 10 часов утра этого дня заседание Святейшего Синода. И собрались “преемники апостолов от конец”, благословленные на труды последним его Первосвятительским благословением, благословением Божиим собрались к смертному одру того, кто 19 лет был Отцом Отцов и благословлял их дела и начинания.

В 3 часа дня Святейший встал, ему помогли пересесть в стоящее рядом кресло. Он трижды глубоко вздохнул и затих. Так мирно отошел ко Господу 14-й Патриарх Московский и всея Руси Пимен на 19-м году своего Первосвятительского служения.

Крестный путь завершен, и Воскресший Христос принял душу его от великих трудов и подвигов в Вечную радость.

Кончина в Светлую Седмицу через несколько часов после Причастия в тишине и мире духа навсегда отделила патриарха Пимена от злоречия современников и подтвердила богоугодность его жизни.

Итак, Церковное Предание говорит о том, что те, кого Господь удостоил скончаться в день Святой Пасхи, минуя мытарства, отходят ко Господу. Но подчеркнем здесь слово “удостоил”; будем помнить духовное указание нам о.Варсонофия Оптинского о том, что о блаженной кончине нужно просить, молить Бога, готовиться к смерти подлинно христианской всей своей жизнью, так как по грехам нашим не стоит уповать нам на то, что смерть наша, быть может, внезапная, придется на Великие Дни.

Церковное Предание свидетельствует о том, что утешением самому умирающему и его близким может служить кончина в дни Страстной Седмицы Великого Поста, Светлой Седмицы, а также двунадесятых Праздников. Не забывает, конечно, нас, грешных, и Царица Небесная в дни празднования Своих икон. Может служить утешением и кончина в день своего святого. Жизнь некоторых тайных подвижников и молитвенников тесно связана бывает с помощью тех или иных Божьих угодников, так что смерть в день этих угодников вселяет в них надежду на заступничество во время прохождения мытарств.

Так, например, скончалась девяностолетняя раба Божия Ольга, имевшая неложное упование на молитвы духовного своего отца, что и действительно произошло: скончалась она в день ангела-хранителя своего духовника. Кончину же ее после жестокой болезни, которую она переносила с терпением и благодарением, можно назвать успением - так тихо, мирно и безболезненно она совершилась. Дивным образом просветлился лик рабы Божией после смерти, как бы удостоверяя покойное восхождение души к Своему Создателю.

Да сподобит Господь и нас молитвами Царицы Небесной, святых угодников и отцов наших духовных такой блаженной участи .

Е.ЧУЧКАЛОВА.


№ 5(29)-2006


В ЧЕМ МНЕ КАЯТЬСЯ


Как-то раз после Литургии несколько прихожан решили собраться в домашней обстановке для совместной трапезы. Ведь родственные души чувствуют единение не только за богослужением, но и вне храма. Да, «самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения», особенно когда тебя понимают с полуслова и ты при ближнем не боишься быть самим собой. Сказано – сделано. Благо, каждый заранее захватил, что мог из провизии. И вот во время дружеского разговора на духовные темы одна женщина, неловко улыбаясь, сказала: «А в чём мне каяться? Я никого не убивала, не развратничала, не воровала. Ну да, в молодости без спроса взяла ведро картошки с колхозного поля, и всё, но и другие так делали. Живу нормальной жизнью, в церковь хожу».


Ваше христианство ничего не стоит, если вы совсем не меняетесь.


На несколько секунд в комнате воцарилась напряженная тишина. Присутствующих этот вопрос озадачил. Действительно, что можно посоветовать человеку, у которого нет покаянного чувства и осознания собственной греховности? Ведь слова женщины свидетельствовали о том, что она не во Христе, не в Боге.

Первым заговорил Иван, предварительно внутренне помолившись, чтобы Господь дал ему мудрость: «Варя, у тебя в юности была первая любовь?». Варвара посмотрела на него широко раскрытыми глазами и обиженно-удивленно ответила: «Конечно, была! Правда, несчастная. Помнится, влюбилась я в своего добра молодца до безпамятства. Ночи не спала, столько слёз в подушку выплакала, всё о нем, родимом, думала. Бывало, выйдешь на улицу, а он прямо перед глазами стоит: ни работать, ни учиться не могла. Дошло до того, что смотрю на других молодых людей, а вижу лишь его». Присутствующие завороженно ее слушали: возможно, многие из них тоже когда-то через такое проходили. Иван слегка откашлялся и постарался перевести беседу в духовное русло: «Варь, а ты понимаешь, что христианин должен так же, и даже сильнее, любить Бога?» У Варвары еще больше округлились глаза. На мгновение застыв, она с трудом выдавила из себя: «А ты знаешь, я об этом и не задумывалась. Хотя и читала, что главная заповедь – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой и всем разумением твоим». Иван продолжал: «Когда человека по-настоящему любишь - его боишься обидеть даже мысленно. Так же и в духовных вопросах. Например, святые постоянно пребывали в так называемом исповедническом состоянии, то есть у них была боязнь оскорбить Вездесущего, Возлюбленного Господа. И потом, Варвара, ты знаешь, в чем цель жизни христианина? Христианин с Божьей помощью должен стремиться уподобиться Христу! Как говорят святые Отцы, Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Господь призывает верующих к святости, чтобы Он Сам мог вселиться в человека. Апостол Павел очень метко выразил эту мысль, сказав: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». А без покаяния это невозможно, ибо грех нарушает живую связь с Богом. Не потому ли все грешники считают себя святыми, а святые – грешниками? Ты очень ценна для Бога, Он любит тебя. Христос, чтобы освободить тебя и всех нас от греха и погибели, умер на Кресте. Бога оскорбляет наше черствое сердце. Господь говорит: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

Заерзав на стуле, к разговору присоединился любимец компании – алтарник Максим: «Мне кажется, - обратился он к Варе, - твоя ошибка в том, что ты сравнивала себя с неправедными людьми. И на их фоне в собственных глазах выглядела чуть ли не святой. А себя надо сравнивать с Христом. Думаю, в свете Его святости ты бы увидела, сколько еще у тебя грязи в душе. Хочешь совет? Слушай свою совесть и почаще спрашивай себя: «А как поступил бы Христос в данной ситуации?». Христианин не имеет права быть фарисеем, ибо все мы «куплены дорогой ценой», Кровью Спасителя». От этих слов Варя опустила глаза и покраснела. В комнате установилась гнетущая тишина. Обстановку разрядила гостеприимная хозяйка, предложив всем еще по чашечке чая. Прихожане облегченно вздохнули. Слово за слово, кто-то удачно пошутил, раздался взрыв дружного смеха, и общение пошло своим чередом. Однако Варвара внутренне не могла успокоиться. Душеполезный разговор не выходил у нее из головы. Она отчетливо поняла, что, как прежде, жить уже не сможет. Ей захотелось познать Живого Бога и веровать по-настоящему, без лицемерия. У нее появилось желание всем сердцем возлюбить Христа.

После трапезы, уже вечером возвращаясь домой, женщина достала из кармана образок Спасителя и пристально посмотрела в глаза Христа. Внезапно она почувствовала себя в Присутствии Божием. От взгляда Господа, полного любви и сострадания, ей вдруг стало страшно и стыдно. Слёзы крупными каплями покатились по ее щекам. Она первый раз в жизни из глубины своего сердца возопила к Богу: «Господи, прости меня, окаянную грешницу, за все мои ошибки! За то, что я своим безчувствием и гордыней постоянно обижаю Тебя. Как же Ты милостив, что всё еще любишь меня!». Несмотря на слезы, Варя вдруг почувствовала на душе необыкновенную легкость и радость. Она поняла, что Господь ее простил. Такой счастливой возрожденная Варвара еще никогда не была. Теперь вопрос: «В чем мне каяться?» - для нее самой выглядел полным безумием.

А. Сигутин


№ 5(29)-2006


УСТРОИТЕЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ


7 апреля в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в день памяти святителя Тихона Патриарха Московского и Всероссийского Высокопреосвященнейший Митрополит Калужский и Боровский Климент находился в нашем храме с архипастырским визитом, в ходе которого он совершил торжественное богослужение в Благовещенском пределе.


Вручение ордена По окончании Божественной Литургии Владыка поздравил настоятеля и прихожан с двойным престольным праздником, сказал проповедь о нелегком кресте, который нес святой Патриарх Тихон в годы открытого гонения на Церковь, а также сообщил радостную весть о том, что Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II высокой церковной наградой был удостоен прихожанин нашего храма раб Божий Максим Петрович Морозов, много потрудившийся на благо Святой Матери Церкви. ГолубиМитрополит Климент торжественно вручил ему орден Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского, который прославляется как мудрый правитель, миротворец и устроитель Земли Русской. Труд и добродетель святого Даниила, основателя династии московских Даниловичей, состояли, прежде всего, в бережливости, верности заветам отцов, медленном, но верном укреплении Московского державного центра. Он воплотил в себе идеал русского исторического строительства, хозяйственного освоения земли. Эти качества и таланты, как никакие другие, нужны нам сегодня.

По сложившийся традиции в дворе храма Высокопреосвященнейший Владыка вместе с духовенством и детьми, присутствовавшими за богослужением, выпустил на волю голубей.


№ 5(29)-2006


ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ


Мой давний знакомый А. в рекламе давно не работает. Но память о его деятельности в этом бизнесе осталась: невысокие рекламные столбы на остановках. Их много.

Несколько лет назад он устроился в фирму, которая решила установить эти самые рекламные столбы. И его определили как раз на это направление. Я ему несколько раз говорил, что дело это - ну, как бы по мягче - не совсем богоугодное, что ли? Он слушал, соглашался, но работу менять не спешил. Говорил, что, когда установит эти столбы, начнет сортировать рекламу и отказывать тем, кто принесет явно безнравственные плакаты.

Первый же визитер притащил рекламу абортов. А. сразу и решительно отказал. И его вскоре уволили - по другой какой-то причине. Но рекламные столбы уже стояли по всему городу. Вскоре он нашел себе другую работу и уже не «рекламирует порок» (чем занято большинство его бывших коллег в наружной рекламе).

И вот год назад встречаюсь с ним в храме на Пасху. Он пришел с матерью на ночное Богослужение. Но что-то вид у него не больно радостный. А мать и вовсе в слезах. Спрашиваю, что случилось. Он скупо рассказал, что как только подошли они к остановке, его мать в сумерках не разглядела опасности и случайно ударилась головой о столб. Тот самый - рекламный! Да так сильно, что еще были сомнения, достоит ли она Пасхальную службу. Но, кажется, все-таки достояла. Вернее, досидела, так как стоять не могла. К концу службы ей стало легче.

Только я открыл рот, чтобы сказать приятелю, что думаю по этому поводу, как он в ответ уже замахал руками: «Знаю, все знаю и так…» Вид у него был растерянный, но к концу службы он заулыбался и уже громче всех кричал: «Воистину Воскресе!».

Антон Жоголев


№ 5(29)-2006


ЕСЛИ ЛЮБИШЬ - ОТПУСТИ!


Эта формула любви вполне могла бы стать одним из изречений царя Соломона, хотя ее в Библии нет. Она гласит: “Если любишь кого, отпусти его. Если вернется к тебе, то он твой; если же нет, то он никогда твоим не был”. В этом кратком высказывании содержится великая мудрость. Любви без свободы не бывает!


Например, чувство романтической любви между мужем и женой быстро разрушается, если один из супругов окружает другого стальной решеткой. Мне приходилось встречать сотни женщин, безуспешно требовавших от своих мужей любви и верности. Увы, ничего не получалось. Любые романтические отношения обречены с того момента, как только один из двоих начинает слишком безпокоиться об утрате другого, звонит по сто раз на дню или прячется за деревьями, надеясь узнать, кто же соперник.

Такое нелепое поведение способно погубить даже идеальный роман всего лишь за несколько дней. Повторяю: не бывает любви без свободы. Как вы думаете, зачем Бог наделил нас свободой выбора, предоставив нам право самим решать — любить или отвергнуть Его? Почему Он дал возможность Адаму и Еве вкусить от запретного плода, а не заставил их повиноваться силой? Отчего Он не сделал людей Своими рабами, запрограммированными на безропотное поклонение своему Творцу? Ответ мы находим в самом смысле любви.

Бог наделил нас свободой выбора затем, что любовь, не знающая альтернативы, не имеет ценности. Только тогда, когда мы приходим к Богу, жадно ища с Ним союза, наши отношения с Господом приобретают значимость. Разве не об этом говорил Творец в Книге Притчей: “Любящих Меня Я люблю, и ищущие Меня найдут Меня” (8, 17). Такую любовь может породить только свобода. Ее нельзя требовать, к ней нельзя принуждать, ее нельзя запрограммировать. Повторяю, любовь есть результат свободы выбора, который благословил Сам Всемогущий.

Педагог и психолог, доктор Джеймс Добсон


№ 5(29)-2006


МОЖНО ЛИ ХОДИТЬ НА КЛАЛБИЩЕ В ПАСХУ?


Запрета посещать кладбище в какой-либо день в Уставе Православной Церкви нет. Другое дело, что всю Светлую седмицу на службе не поминают в церкви усопших, не служат панихиды. А на кладбище почему не сходить? В прежние времена кое-где даже был обычай - после службы, похристосов-шись со здравствующими близкими, заходить на кладбище и поздравлять своих умерших родных. В давние годы и наш православный царь, после пасхальной заутрени в Успенском соборе, шел в Архангельский собор, и там, кланяясь гробам предков, христосовался с родителями, произнося вслух «Христос Воскресе!»

Однако в советский период, когда большинство храмов были закрыты, и, к тому же, не все решались открыто заявлять о своей вере, сложилась практика в Пасху, вместо церковной службы, приходить на кладбище, и здесь, рядом с родными крестами, поздравлять друг друга с праздником, размышлять о великом событии Воскресения Христова.

Времена изменились, но знаю, что даже среди верующих есть люди, которые и сегодня предпочитают поездку на кладбище пасхальной службе - теперь уже как дань многолетней семейной традиции. Не о них ли сказано Спасителем: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня... Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого (Мк. 7, 6-8)? Грех не в том, что человек пришел на кладбище в Пасху, а в том, что он из-за этого не пришел на службу.

Протоиерей Сергий Николаев



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld