Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2006 год, выпуск № 6 (30)


ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ


Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова.



  СОШЕСТВИЕ СВ. ДУХА
В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, - подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами.

Постепенно Бог открывал Себя людям: в ветхозаветное время люди знали только о Боге Отце, со времени земного рождения Спасителя люди узнали о Его Единородном Сыне, в день сошествия Святого Духа люди узнали о бытии третьего Лица Пресвятой Троицы и так научились верить и прославлять Бога, Единого по существу и Троичного в Лицах - Отца и Сына, и Святого Духа - Троицу Единосущную и нераздельную.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяния святых апостолов.” Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории.

Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель - Дух Святой - должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей.

Дух Святой сошел на апостолов в виде множества огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и одновременно несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мт. 3:11).

Сила Духа Святого обнаружилась тогда для того, чтобы апостолы могли успешнее распространять Евангелие среди разных народов, не имея надобности в изучении иностранных языков.

Многие, уверовавшие во Христа в тот день, прислушавшись к словам апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой - этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

Следует думать, что не случайно совпали в тот день два знаменательных события - сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и долго управлявшая обществом через суровый письменный закон, заменилась новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог в духе свободы и любви (Рим. 8 гл.).


№ 6(30)-2006


РОССИЯ ВСТАНЕТ НА НОГИ


Мне хотелось бы начать с такого вопроса: насколько уместно участие Церкви в решении государственных проблем? Василий Осипович Ключевский разграничивает позицию государства и Церкви, он говорит, что для государства политика - это необходимость защищать свою территорию, а у Церкви есть своя политика. Ее территория - это верующая совесть, ее политика - защищать эту совесть от греховных прельщений. Влияя на совесть человека, Церковь решает и проблемы государства.


Так вот, сегодня одна из самых сложных государственных проблем - та, что население нашей страны сокращается. Население мира растет ежегодно на 77 миллионов, а население России каждый год сокращается на миллион человек. То есть получается, что место России в мире стопроцентно не гарантировано. Благодаря чему Россия может сохранить свое положение в мире, нравственное влияние? Прежде всего - благодаря созданию полноценной семьи. А полноценная семья невозможна без детей.

На сегодня в стране только одна организация - РАПС (Российская ассоциация планирования семьи) - широкомасштабно занимается половым воспитанием молодежи и вопросами семьи. Другой такой организации нет. В государстве Церковь не имеет такого влияния в вопросах семьи, какое имеет РАПС. Главная задача РАПС такова - «охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи в регионах с учетом их культурных, национальных, социально-демографических и этнических особенностей и выработка ценностных установок для того, чтобы создать гармоничную семью и иметь здоровых и желанных детей». И вот эта задача решается очень странно. Она решается при легализации двух смертных грехов: это внебрачные или добрачные половые связи, то есть легализуются блуд и разврат. В документах РАПС это называется так: «безопасное и ответственное сексуальное поведение». И второй легализованный грех - это аборт, который в документах РАПС прикрывается словесной мишурой типа: «ответственное родительство», «контрацепция», «репродуктивные права женщины» или «планирование семьи».

И вот возникает вопрос: как может развратник создать гармоничную семью? Или: как можно после аборта иметь здоровых детей? И.И. Гребешева, генеральный директор Российской ассоциации планирования семьи, совершенно правильно отмечает причины распада семьи: пьянство и наркомания, низкий уровень репродуктивного здоровья, болезни, передающиеся половым путем, несформировавшиеся ценности семейного воспитания. Следовательно, вроде бы нужно устранить эти причины. Но на деле пропагандируется прямо противоположное - добрачные половые связи. Ценности семейного воспитания и добрачные половые связи совершенно несовместимы. То есть в документах РАПС налицо парадокс. Совершенно очевидно, что истинные задачи РАПС - это численное сокращение русского населения через широкое распространение контрацептивов, которые разрушают репродуктивное здоровье и провоцируют случайные половые связи. Как следствие распространяются различные заболевания, в том числе и СПИД.

Доктор медицинских наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук Леонид Разумихин говорит: «Я убежден, что люди, ведущие порочный образ жизни, сами породили в себе эти страшные вирусы СПИДа и порождают их до сих пор». Использование контрацептивов провоцирует аборт. По статистике 68-70% абортов являются прямым следствием использования контрацептивов. То есть репродуктивное здоровье не может быть сохранено.

Так где же выход? Выход - это возрождение семьи. Есть хорошие пословицы: «мой дом - моя крепость» или «счастлив тот человек, кто счастлив у себя дома». Это значит, что семья является лекарством от стрессов, источником здоровья. Даже в советское время христианская семья имела силу противостоять господствующей идеологии и сохранять внутри веру, уклад духовной жизни, христианское воспитание. И вот в некотором смысле семья, особенно многодетная, является малым государством в большом государстве. И что особенно сегодня важно, она имеет нравственную силу противостоять разлагающему влиянию общества, особенно улицы. То есть семья в некотором смысле оказывается сильнее государства. Это в значительной степени компенсирует имеющиеся в большой семье материальные трудности: нехватку жилой площади, нехватку денег.

И хотя в многодетной семье часты разрисованные стены, порванные обои (этого не избежать), тем не менее, сам ребенок быстрее получает навыки, необходимые в жизни. Быстрее он научится самостоятельности, любви, заботе о других, он более общителен. Еще одна особенность - в многодетной семье ребенок никогда не приходит один домой или в пустую квартиру, его всегда кто-то ждет. Ему не хочется бежать на улицу в любую компанию, лишь бы не быть одному. Его всегда встречают с радостью и интересом, дома всегда жизнь бьет ключом. А это - основа душевного равновесия и просто здоровья. В семье с одним или двумя детьми такой полноты жизни нет. Хотя нужно помнить мудрость: «родить дитя - дело нехитрое», а вот воспитать - это дело великой мудрости.

Государство должно поддерживать любую семью, потому что государство ответственно за разрушение семьи. Вот пример: в 30-е годы раскулачивали, как правило, семьи многодетные, потом началось спаивание и уничтожение деревень, в перестроечное время семья уничтожалась идеологически. Происходила дискредитация деторождения, пропагандировалась «свободная любовь», доступность абортов. И самое страшное - это немыслимое спаивание населения, потому что пьющие родители никакую семью создать не смогут.

Что мы имеем на сегодня? Многодетные семьи воспринимаются обществом как досадное исключение. Крепкий брак вызывает удивление обывателя. Мать-домохозяйка выглядит архаичной фигурой. А отец, воспитывающий детей, встречается реже, чем снежный человек. Молодых родителей пугает рождение детей, потому что им внушили, что один ребенок - это материальные трудности, а двое или трое поставят семью за черту бедности. И эта неправда идет от родителей, которые свое родительское призвание не реализовали. Бедность не от детей, а от пьянства и от пороков. Это всегда в России наблюдалось.

Современная Россия - это страна с подавленным чувством материнства.

Радость материнства в полной мере приходит после рождения третьего ребенка. Так свидетельствуют многодетные матери. Почему? Потому что первый ребенок доставляет много хлопот и переживаний. Мать часто не знает, что с малышом делать. Вот он плачет, почему он плачет? Начинает сама нервничать, ребенка заводит. Обычно только со вторым и третьим ребенком приходит опыт воспитания. И от детей постепенно идет помощь, они в меру сил начинают помогать маме. Мама видит результат своего труда, а это сильный фактор морального удовлетворения. Дети - удивительные юмористы и выдумщики, они эмоционально сполна компенсируют родительские затраты.

Из-за подавленного чувства материнства матери отправляют своих дочерей на работу или говорят: «Пока учишься - никаких детей». И это проблема всей России. Меня шокирует, когда женщина ходит в храм, но не воспринимает рождение внуков, говорит своей дочери: «Вот ты родила второго, если третьего родишь, то ты мне и не дочь». Как правило, так происходит потому, что мать сама не вполне испытала радость материнства. В нашей стране есть установка на однодетность. И это поддерживается всеми государственными структурами и институтами. Как возродить семью? В воспитании детей, прежде всего, нужно определиться, какими мы хотим их видеть, когда они станут взрослыми? Что поставить на первое место - семейное счастье или карьеру? От этого зависят методы воспитания.

Необходимо воссоздать систему семейного воспитания. Это нелегко, потому что практических примеров почти что нет, на которых детям можно было бы показать, что большая семья - это хорошо, а что без семьи человек, что ветер в поле. Конечно, должно быть пересмотрено отношение к абортам. России - более тысячи лет, и только около пятидесяти последних лет в ней разрешается безнаказанно делать аборты. Более тысячи лет в России дар жизни почитался священным. А теперь мы все стали заложниками такого положения - аборт считается признаком демократии. Читаю в одном месте: «Как так - вы против аборта? А вы что, за сталинизм, что ли? (при Сталине аборты были запрещены)». То есть - имеется или демократия с абортами, или тоталитарный режим. А как же Россия тысячу лет жила? У нас везде, вплоть до райцентров, план по абортам. Опять же, ни один человек не может смотреть без содрогания на разрезанные части детей - ни одна женщина, ни один ребенок, ни один мужчина. Далее, в школах необходимо вести не рапсовскую пошлую пропаганду семьи, а ярко и образно говорить о ценности семьи, о вреде пива, вина, водки как одной из главных причин, разрушающей репродуктивное здоровье женщин и разрушающей семью через разводы.

Необходимо восстановить значение слова «любовь». Защищать честь и достоинство Родины, потому что мы унижены до предела. Уже Россия считается неспособной воспитывать детей. На первом месте по рождаемости стоит Китай, потом идет Индия, на третьем месте - США. Почему нас так унизили, что считают не способными воспитывать детей? Потому что РАПС - это организация, которая была придумана для сокращения населения стран третьего мира.

Без детей у нас не может быть будущего, не будет материального благополучия, личного счастья у каждого человека, потому что именно дети приносят в мир разум, счастье, они приносят улыбки. Каждый ребенок - это маленькое солнце. Россия, как мы знаем, переболела коммунизмом и, даст Бог, она переболеет и этой боязнью рождения детей и неумеренной страстью к комфорту. Говорят, отличительной чертой великого народа является способность стать на ноги после падения. Думаю, Россия относится к великим странам и она встанет на ноги.

Священник Михаил Денисов


№ 6(30)-2006


ЧТО СТАЛО ПРИЧИНОЙ ВСЕМИРНОГО ПОТОПА?


Один мудрец сказал: если ты по-настоящему познал какой-то предмет, познал его до конца, то значит ты постиг все знание мира. В православном учении все наполнено смыслом, все важно - даже из-за одного слова, понятого и истолкованного неправильно, человек и целый народ могут впасть в ересь и духовную погибель.


Едва ли много найдется людей, которые ничего не знают о Всемирном потопе. Даже у дикарей, в самых глухих уголках планеты, существуют легенды, повествующие об этой страшной катастрофе. Что же стало ее причиной?

Легенды в лучшем случае отделываются общими фразами, что люди были наказаны, наверное, за какие-то грехи. В худшем случае говорится о необъяснимом капризе богов. И только в Библии мы можем найти полноценный ответ на этот вопрос. Книга Бытия повествует нам о том, что сыны Божии стали брать в жены “дочерей человеческих” и родились от них исполины, т.е. очень сильные гордые люди, герои (“издревле славные люди” (Быт.6,4)) того времени. И восскорбел тогда Господь и сказал: “истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил...” (Быт. 6, 6-7) Кто же такие сыны Божии? На этот вопрос есть две точки зрения. Одни считают, что сынами Божьими были благочестивые сифиты. Другие убеждены, что сыны Божии - это падшие ангелы.

Как известно, у Адама было три сына: Каин, Авель и Сиф. Все они считались сынами Божьими в том смысле, что Бог создал людей. Но Авель был убит. Каин - проклят и лишен сыновства как убийца. На земле остался только один сын Божий - Сиф, потомки которого должны были хранить чистоту сыновства, не смешиваясь с проклятыми.

Моисей, написавший со слов Господа первые пять книг Библии, в том числе и книгу Бытия, из личного опыта знал, как тяжело уберечь своих соплеменников и чистоту веры от заразы “просвещения”, от смешения с нечестивыми. Евреи ведь долго жили среди египтян.

Версию же об ангелах впоследствии выдвинуло послепленное иудейство. Эта мысль перекочевала и в раннее христианство. Стройного православного учения тогда еще не было, и поэтому в вопросах не слишком насущных первохристианам приходилось довольствоваться мнениями иудейских книжников. “Ангельскую” гипотезу принимали Иустин Философ, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан и др. В результате развития православного богословия эта точка зрения была опровергнута такими учителями Церкви, как Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др. Они видели в “сынах Божьих” потомков верного Богу праведного Сифа, а в дочерях человеческих - порочных представительниц рода Каина.

Другая гипотеза - о соитии девушек с ангелами - отдает низкопробной мистикой, что противоречит всему строю Библии. По духу это мнение вполне соответствует языческим верованиям, оккультистским учениям, но не находит никакой моральной опоры в других текстах Писания и Предания. Противоречит она и элементарному здравому смыслу. За что, спрашивается, было наказывать человечество потопом? Если ангелы переступили свое естество, взяв в жены женщин, то их и наказывать нужно. Причем здесь все человечество? Таких доводов существует множество.

Тем не менее в научных кругах “ангельская” гипотеза сегодня является доминирующей, потому что отвечает их представлениям о Библии как о сборнике поэтических мифов. Привлекает она, естественно, и мистиков теософского толка. Доказательства они находят как в апокрифических текстах, не вошедших в Ветхий Завет из-за своей сомнительности, так и в Талмуде - сборнике работ, составленном раввинами после распятия Христа. Определенное смущение вносит в умы и то, что в синодальном переводе Библии, предпринятом в XIX веке с позднеиудейского текста, сынами Божьими действительно именуются только ангелы. Но в латинском Пятикнижии, переведенном в IV веке блаж. Иеронимом с древнееврейского текста, сынами Божьими называют и людей. Например: “Праведники, сыны Божьи, будут навеки соединены с ангелами, сынами Божьими”, и т.п.

Но конечно же, не на почве борьбы с нелепицей, а только с помощью положительного взгляда на этот вопрос мы можем утвердиться в том, что именно сифитов имел в виду Моисей при составлении Пятикнижия.

Известно: потомки Каина (каиниты) были гораздо цивилизованней сифитов, они преуспели в развитии культуры, ремесел, наук, но вместе с тем, и порока. Каинитки, много внимания уделявшие зову плоти, нарядам и украшениям, были несомненно женщинами обольстительными, недаром сестра Тувалкаина Ноэма, как полагает Иоанн Златоуст, была изобретательницей проституции. Насколько трудно противостоять прелестям и порокам цивилизации, нам сегодня хорошо известно. Не справились с этим искушением и сифиты. О том, сколь велико было милосердие Господа, сколь долго Он ждал раскаяния от людей, свидетельствует то, что одна лишь семья - семья Ноя - сохранила ко времени потопа преданность Богу, послушалась предупреждения Господа о надвигающемся возмездии. Даже звери дикие - и те взошли на построенный Ноем Ковчег, люди же им пренебрегли. Они пали слишком низко. Умри Ной, и эта участь постигла бы и его семью, последний оплот веры. Поэтому потоп стал неизбежностью.

Три ключевых событя, описанных в Ветхом Завете, - это исход Ноя, исход Лота из Содома и исход евреев из Египта. Тема исхода из среды нечестивых пронизывает Предание красной нитью.

Степень важности истории исхода Лота подчеркивается в Предании тем, что единственный раз в истории ветхозаветного иудейства людям дано было узреть Троицу. Бог-Отец, Бог -Сын и Дух Святой явились людям, но только праведный Лот смог понять, Кто перед ним. И снова потоп, на этот раз погубивший не все человечество, а только два города, безнадежно погрязших в распутстве.

Подобно Ною, бежал от цивилизации и Моисей. Как и каиниты, египтяне весьма преуспели в делах земных, но утратили трепет перед Богом Истинным. Смешение с египтянами представляло для будущего народа Божьего смертельную опасность. И Господь вывел сынов Своих из этого страшного места, а войско фараона, бросившееся вдогонку, погибло от наводнения. В напоминание о Всемирном потопе Господь повелел Моисею создать Ковчег - эту величайшую святыню иудеев, в которой хранился текст десяти заповедей.

Именно смешение с нечестивыми людьми является самым страшным грехом для ветхозаветных иудеев. Тема же ангелов в Предании находится почти в полном забвении, чего, конечно, не случилось бы, если б Моисей при описании причин потопа имел в виду служебных духов.

Чтобы осознать важность поднятого здесь вопроса, вспомним, как трактуется история потопа в Талмуде, главной книге тех иудеев, что отвергли Христа. Из этой книги мы можем “узнать” не только о том, что сыны Божьи были ангелами, но и о том, что женой Ноя была Ноэма (“Берешит рабба” - 23,4) - та самая каинитка, которая, по мнению многих православных богословов, и стояла во главе “дочерей человеческих”, растливших сифитов. Талмуду вторит и древняя секта каинитов (фактически сатанистов, которые родословие свое ведут от самого Каина: будто бы несколько потомков его смогли проникнуть на Ковчег и поэтому сохранились на земле). И создатели Талмуда, и каиниты-сатанисты с каким-то непонятным упорством настаивают на “ангельской” версии причины потопа. Что двигает ими?

На протяжении нескольких тысячелетий экуменизм уже растлил сотни народов и погубил миллионы душ. Но от начала мира до наших дней всегда существовала хотя бы маленькая группка людей, ничем не запятнавшая себя, почитающая истинного Бога, правильно славящая Его. Веру в это и пытаются подорвать враги христианства.

Крови Каина-братоубийцы в нас нет. Корабль, останки которого до сих пор, говорят, покоятся на горе Арарат, уберег нас от нее. И все мы знаем: Ковчег, спасающий людей среди гибнущего мира, есть символ нашей Христовой Церкви.

В. Григорян


№ 6(30)-2006


СВЕТ ВОСКРЕШЕНИЯ

КАК ФИЗИК ОБНАРУЖИЛ СВЯЗЬ МЕЖДУ СВЯТОЙ ВОДОЙ, СЛОВОМ И ФАВОРСКИМ СВЕТОМ


Приводим ее свидетельства.

«Из Евангелия мы знаем, что Господь Своею силой исцелял болящих мгновенно, причем исцелял и такие болезни, которые неизлечимы и до сих пор: проказу, беснование, слепоту от рождения, полный паралич и т.д. Не говоря уже о том, что Он воскрешал из мертвых. И вот уже более 2000 лет продолжают совершаться подобные чудеса исцелений больных, обращающихся с верой в Бога к таинствам Православной Церкви, к целительной, благодатной силе ее чудотворных икон, святых мощей, святой воды. На моих глазах из 13 болящих паломников в Почаевскую Лавру 12 (!) вернулись здоровыми. Знаю это и по личному опыту: после безплодных попыток «лечения» у сектантов и «целителей», вернувшись в лоно Православной Церкви, я избавилась от многих недугов и обрела здоровье и душевный мир.

Как ученый, я заинтересовалась тем, как это происходит. В частности, как на церковные таинства реагирует вода, из которой мы состоим на 70 и более процентов. В анализах проб невской воды, сделанных в лабораториях Санкт-Петербургского «Водоканала», не содержится и миллионной доли следа серебра. Между тем после освящения эта самая вода не портится и становится целительной, убивая бактерии. Мной была предпринята попытка проверить действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы вод из различных водоемов: колодцев, рек, озер, в которых содержались кишечная палочка, золотистый стафилококк и др. Оказалось, что если прочесть молитву «Отче наш» и осенить культуру крестным знамением (в православном сложении пальцев рук), то количество вредных бактерий уменьшалось в 7, 10, 100 и даже более 1000 раз! Сделано было более десятка проверок с участием православных людей, и во всех опытах было обнаружено это свойство.

Понимание, осмысление этого факта стало возможным после исследований оптических свойств святой воды, а именно – ее оптической плотности. Исследования велись на базе лаборатории медико-биологических технологий «НИИ промышленной и морской медицины». В серии опытов, которые проводились в течение двух лет, были исследованы (на оптическую плотность) следующие воды:

· святая вода Малого освящения;

· крещенская вода из церкви, освященная там в день Праздника Богоявления;

· вода из водопровода, взятая в день Богоявления;

· святая вода из реки Иордан (Иерусалим);

· святая вода из различных святых источников России и Украины.

Кроме того, исследовалось действие молитвы и крестного знамения на обычную водопроводную воду (выполненное мирянином и священником). Также исследовалась динамика изменения оптической плотности воды от времени хранения. В основе методов спектроскопии, как известно, лежит свойство атомов элементов поглощать свет определенной длины волны. Анализ результатов измерений показал удивительную вещь: после освящения иереем обычной водопроводной воды она приобретает НОВЫЕ ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА – значительно (для упрощения цифры и формулы не приводим. – Ред.) повышается ее оптическая плотность! Это означает следующее. Во-первых, слова молитв адекватны действию не звуковых, как при обычной речи, волн, а световых! То есть в миллион раз быстрее, чем звук. Во-вторых, до сих пор считалось (закон Ламберта – Бугера – Бера), что изменения оптической плотности раствора связаны только с конкретным изменением ионно-молекулярного состава раствора, т.е. с изменением концентрации раствора. Однако действие слов молитв имеет совершенно другой механизм действия, ведь исходный состав взятой водопроводной воды химическим путем никто не изменял. А значит, именно благодать Божия, призванная в словах молитв, изменила оптическую плотность воды. При чине освящения звучат особые слова: «...Приидите, приимите вси Духа Премудрости, Духа Разума, Духа страха Божия, явльшагося (ЯВИВШЕГОСЯ) ХРИСТА». Эти слова содержат очень глубокий смысл: они означают ОТКЛИК ЖИВОГО ГОСПОДА В ОТВЕТ на молитвенное прошение священника – то есть Господь нам говорит: «ПРИИМИТЕ ЯВИВШЕГОСЯ ХРИСТА». В этот таинственный, мистический момент Господь, невидимо для глаза, ЯВЛЯЕТСЯ СОШЕСТВИЕМ СВЯТАГО ДУХА НА ВОДУ, сообщая этой воде просимую целительную силу для души и тела. И вода сразу «откликается» – увеличивается ее оптическая плотность в ультрафиолетовой области спектра. Говоря образно, она как бы «насыщается» светом. Человеческий глаз уловить эти целительные изменения структуры воды, конечно, не может. Но прибор (спектрограф) дает объективную оценку этого явления и неопровержимое доказательство схождения благодати Духа Святаго на освящаемую воду.

По результатам опытов был составлен график, из которого видно, что значения оптической плотности воды из реки Иордан, где крестился Иисус Христос более 2000 лет назад, практически СОВПАДАЮТ со значениями оптической плотности святой крещенской воды из церкви, освященной на Богоявление. Иордан и Нева имеют разные географические положения, там разные состав почв, климат и т.п., а значит, и разную плотность воды, но раз в году – в праздник Богоявления – их оптические параметры почти полностью совпадают!

Оптика имеет дело со светом. Сам Христос говорит в Новом Завете: «Я Свет миру» (Ин. 8, 12). Еще древние богословы-исихасты проявляли интерес к природе Божественного нетварного Фаворского света, показанного Господом ученикам на горе Фавор. Они видели его «в виде золота, заполнившего пространство». Каждый год на православную Пасху сходит Благодатный Огонь в Храме у Гроба Господня – и это тоже свет! И Воскрешение Господа Иисуса Христа также происходило в озарении особого света, которое оставило Его фотографический отпечаток на Туринской плащанице – погребальной одежде.

Более того, само зарождение материи связано с особым «светом», о котором говорится в Библии. «Свет» был сотворен Богом в первый день, что указывает на его «фундаментальное» место в иерархии бытия. И это был не просто солнечный свет – ведь Солнце и другие светила были созданы только на четвертый день. Не случайно по-славянски «свет» – это не только свет, но и «земля», вся «вселенная». Не потому ли, что все вокруг пронизано первичным, Фаворским светом преображения?

Свет жизнетворен и просто целителен, особенно его ультрафиолетовое излучение. Учеными (немецким физиком Риттером) оно было открыто только в 1841 году, причем химическим методом. Вскоре обнаружили бактерицидное действие этого излучения, которое применяется до сих пор – в поликлиниках на «прогреваниях», в домашних лампах и др. Это обычный ультрафиолет. Но если говорить о Фаворском свете, то действие его может быть просто чудотворным. Недаром аскеты-исихасты, изнуряя себя в пустынях, почти ничем не питаясь, жили 80, 90 и даже более 100 лет. Уже при жизни их тела столь преображались, что потом становились нетленными мощами. А по их молитвам структура вод в тех местностях, где они обитали, изменялась настолько, что природная вода в источниках даже спустя столетия дает целительную силу тем, кто с верой приходит почтить память святого угодника.

Из проведенных исследований видно, что вода, свет и слово молитвы могут взаимодействовать. И в начале всего лежит Слово. Им создан мир («вначале было Слово, и Слово было у Бога»), им с помощью Божьей продолжают вершиться чудеса на земле».

А.МАЛАХОВСКАЯ, инженер-электрофизик, Санкт-Петербург


№ 6(30)-2006


НЕ БУДУТ ЗАБЫТЫ


О загробной участи младенцев, не сподобившихся почему-либо святого Крещения и мертворожденных, а также о том, какая должна быть за них молитва.


По верованию Православной Церкви, умершие младенцы православных родителей, не сподобившиеся святого Крещения, а равно и мертворожденные у Человеколюбца Бога не будут забыты. Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (11 января н.с.) в лике святых четырнадцать тысяч младенцев, за Христа убиенных от Ирода в Вифлееме.

Св. Григорий Богослов говорит, что «не сподобившиеся крещения по малолетству не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания достоин уже и чести; равно как не всякий недостойный чести достоин уже и наказания» (Слово на святое Крещение).

Участь младенцев, умерших некрещеными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежною. Св. апостол Павел говорит о тех детях, у которых отец христианин, а мать некрещеная, что дети эти “святые суть”(1 Кор.7,14).

Наши же мертворожденные младенцы имеют и родителей, и предков православных. Кроме того, дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их матерями: нося их в своей утробе, матери их каждодневно молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись со Христом Господом в таинстве Св. Причащения. А когда их матерям пришло время разрешиться ими, они с теплою верою прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно. Как же можно думать, чтобы дети, плод от таких родителей, погибли навсегда? Если даже иной из них и умрет еще в утробе матерней; и тут была готовность родителей совершить над ним крещение.

А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы. Еще слышим в Евангелии слова Самого Христа Спасителя: “В дому Отца Моего обители многи суть” (Иоан. 14,2).

Ужели в этих обителях не будет места для тех младенцев, которых родители были христиане, которых только не было возможности просветить св. крещением, или которые, получив уже имена христианские, скончались перед самой купелью?

Святая Церковь выражает прямое верование в помилование этих младенцев: “Ведати подобает” (говорит она в Богослужебных книгах) “яко младенцы и непросвещенные (т.е. некрещеные) ниже в геенну пойдут” (Синаксарь в мясоп.субб.). Св. Григорий Богослов говорит: “Иные даже не имеют возможности и принять дара (благодати крещения) или может быть, по малолетству, или по какому-нибудь совершенно независящему от них стечению обстоятельств” (Душеполезный Собеседник, 1905, №2.).

Св. Ефрем Сирин пишет: “Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того Судия сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Невидавшие здесь друг друга увидятся там, и матерь узнает, что это ее сын, и сын узнает, что это его матерь...”.

О возможности совершать над мертвыми младенцами крещение, нарекать им имена и поминать некрещеных за литургией не может быть и речи; ибо Господь заповедал Апостолам крестить живых людей, а не мертвых (Марк. 16,16), ибо как может бездыханный труп слышать проповедь и уверовать в Того, о Котором бы ему возвещали?

Св. Церковь положила 26-м правилом Карфагенского собора скончавшихся не крестить, не подавать им Божественных Тайн; а в толковании на сие правило сказано:”Пресвитерское бо неразумие (если бы таковое было допущено) не поможет скончавшемуся, по смерти бо крещен быв от него, несть крещен”.

Правило это помещено в книге “Кормчей”, где находятся правила св. апостолов и святых Вселенских и девяти поместных соборов. Остается только молитвенно воздыхать о таких младенцах к Богу в своих домашних молитвах. Для таковой цели можно порекомендовать молитву за некрещеных младенцев, находящуюся в синодике бывшего новгородского и петербургского митрополита Григория: «Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих, младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности; окрести их, Господи, в море щедрот Твоих, и спаси неизреченною Твоею благостию».

На вопрос “как молиться о мертворожденных и вообще не сподобившихся св. крещения младенцев?” Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители, дает такой ответ: “Получившие святое Крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены: они не виноваты, что не получили святого Крещения. А у Отца Небесного Обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неисповедимым судьбам Божиим, не получили святого Крещения. Так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и святые отцы в Синаксаре в субботу мясопустную. Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие; каждая мать, плачущая о таковых своих чадах, без сомнения, может вопиять к Человеколюбцу Господу следующими словами:”Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Твоего Божественного!” (Из Палест. листка Вифлеем. обители).

Наконец, не должно же забывать и о себе и о том, что вина мертворождения детей может падать и на самих матерей-родильниц, не говоря уже о тех злодейках-матерях, которые сознательно стараются уничтожить плод (большею частью незаконный) и даже в последних периодах чревоношения.

«Вечная огненная геенна - вот достойное возмездие правосудия Божия, ожидающее нераскаянных за эти злодеяния» (Душеп.Соб. стр.54). Св. Ефрем Сирин пишет: “Горе любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтобы не видел он здешнего мира; не даст Бог увидеть и ей новый век. Как она не дозволила ему насладиться жизнью и светом в этом веке, так и Он лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы скрыть его во мраке земли, то и она, как мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешную. Таково воздаяние любодеям и любодеицам, которые посягают на жизнь детей своих: Судия накажет их вечною смертию и низринет в бездну мучения, полную зловонного тления”.

Впадшие в такое тяжкое прегрешение должны поспешить принести покаяние, пока есть возможность; ибо нет греха, побеждающего Божие милосердие для обращающихся к Нему с верою (Житие преп. Марии Египетской).

Эта напилась пьяной и оступилась, - родила мертвого младенца. У той последовал выкидыш вследствие душевных потрясений, происходящих от безумной и, может быть, неосновательной ревности к мужу. Бывают и случаи явной кары Божией за ропот на многочадие и за проклятие рода, находящегося еще в утробе. Увы! И такие безумные матери есть на свете.

Вот почему мать-родильница после рождения мертвого младенца должна основательно подумать - не была ли она как-нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения, и если - при безстрастном обсуждении этого вопроса - окажется что-либо у нее на совести, то она должна поспешить к своему отцу духовному, исповедать ему свой грех, попросить совета для заглаживания своего греха и затем загладить свой грех добрыми делами, из коих обыкновенно рекомендуется: 1) милостыня бедным людям, у коих много детей, особенно в такие дни, как Пасха, Рождество Христово и престольный праздник; 2) путешествие ко святым местам (например, в Киев к мощам св. угодников и св. младенца, убиенного от Ирода за Христа и почивающего в дальних пещерах Лавры); 3) усиленная домашняя молитва, сопровождаемая известным количеством поклонов, и добровольно налагаемый пост (например, по понедельникам; о нем сказано в требнике, в чине исповеди).

Что касается детей, погубленных матерями, то мы имеем также запись отца Иоанна Кронштадтского о бывшем ему видении. “Я опять спросил: “Скажи, отче, а младенцы как?” Старец ответил, что те младенцы получили венцы от Царя небесного, которые истреблены во чреве матери своей, и безыменные. Я перекрестился - какой грех великий и страшный матери будет - непростительный.”

Впрочем, бывают и другие обстоятельства мертворождения, вину коих нельзя приписать матерям-родильницам: одна подняла тяжелый мешок хлеба на воз, а другая безмерно работала на уборке хлеба,- и разрешились преждевременно младенцами.

Итак, по рассуждению св. отцов и учителей Церкви, христианские некрещеные и мертворожденные младенцы не будут терпеть наказания в будущей жизни, потому что родители уже освятили их принятием Святых Тайн, молитвами, верою и добрыми делами.


Составлено по учению святых отцов и учителей Православной Церкви монахом Псково-Печерского монастыря Ипполитом.


№ 6(30)-2006


ПОДАТЕЛЬ ЖИЗНИ - БОГ


Совсем юная девушка Таня К. вышла из областной больницы опечаленная. Пройдя курс стационарного лечения по гинекологическому заболеванию, она услышала от врачей горький для любой женщины приговор: «Родить с таким диагнозом ты не сможешь». И когда через несколько лет девушка встретила человека, с которым собралась связать свою судьбу, то сразу его предупредила: «Детей у меня не будет, так сказали врачи». Но ее жених, глубоко верующий человек, ответил: «Милая, это решают не медики, а Господь Бог. Будет Ему угодно, и ты родишь». Вскоре они повенчались, а по прошествии месяца молодая женщина с удивлением обнаружила, что она беременна. Конечно же, радости ее не было предела. К тому же она воочию убедилась, КТО действительно решает, быть женщине плодоносящей или безплодной. После первенца Господь даровал Татьяне К. и второго сына.

Эта реальная история, произошедшая в наши дни, к счастью, не единична. Православные люди по молитвам к Божией Матери и святым угодникам благополучно разрешаются от безплодия, обретая долгожданную радость в рождении ребеночка. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ея. Но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). Сейчас проблема безплодия очень актуальна. Многие и многие супружеские пары, особенно невоцерковленные, не в силах ее решить, уповают только на помощь врачей.

В моей пастырской практике было несколько разных случаев, но подтверждающих один и тот же непреложный факт: способность к чадородию зависит не от диагноза далеко не совершенной медицины (хотя причины могут быть действительно серьезными), а от Промысла Божия, ибо Богом «побеждается естества чин».

Елена А. не могла родить почти десять лет. Восемь лет у нее не было детей от первого мужа. Потом она с ним разошлась и вышла замуж за верующего человека. Около двух лет оставалась безчадной и с ним. За это время женщина воцерковилась, вместе с мужем ездила по святым местам, молилась, постилась, ходила в церковь, исповедовалась, причащалась. Как-то летом мы вместе поехали на источник Святителя Николая. Там я отслужил молебен с акафистом этому великому угоднику Божию. И вот что интересно. Погода стояла пасмурная, дождливая, но во время молебна в тучах вдруг образовалось окошко, и оттуда на открытую часовенку, где мы молились, брызнули солнечные лучи. После молебна тучи сомкнулись и снова стало пасмурно. Мы искупались в источнике, набрали святой водички и вернулись домой. Через некоторое время Елена забеременела и родила девочку.

Татьяна Ж. тоже не могла зачать ребенка в первом браке, который распался. Вышла замуж за верующего человека. Поехали с ним в паломничество в Дивеево. Там, у мощей Преподобного Серафима, она горячо молилась о даровании ей чадородия. Вскоре молодая женщина почувствовала себя в положении. Для нее это было чудом.

У постоянных прихожан нашего храма Сергея и Елены не было детей пять лет. Они упорно молились, часто причащались, ездили на святые места, и Господь дал им утешение: Елена родила девочку.

Бывает и так, что даже через одно благословение священника верующим супругам Податель всяческой жизни Бог дает детей. Другие наши прихожане – молодые супруги – были бездетными. После того как священник благословил их в храме крестом и посоветовал, как молиться о даровании ребенка, они по Божией милости, усердно молясь, получили просимое. Примечательно, что долгожданного ребеночка молодых супругов крестил тот же батюшка, который благословлял их на зачатие.

Конечно, нередко бывает и другое: верующие супруги молятся, а детей все равно нет. Но тут проявляется непостижимое для нас действие Промысла Божия. И все же женщина должна понимать, что не медицина решает, способна она родить или нет, можно ей рожать или нет, а Отец Небесный. Поэтому желательно почаще причащаться, молиться святым праведным Иоакиму и Анне, Захарии и Елисавете, купаться на святых источниках, прикладываться к святым мощам и чудотворным иконам, взять у священника благословение на зачатие и надеяться на Божию милость. А там – как управит Господь.


Священник Сергий Гусельников


Прочтя «Непридуманные рассказы», я вспомнил историю, которую услышал из уст своих попутчиков в вагоне поезда.

У одной молодой семьи долго не было детей, и они, отчаявшись, взяли и усыновили ребенка из детского приюта. Было им уже лет под тридцать. В этот же год жена забеременела, и родился у них свой ребенок, тоже мальчик. Подумав, они решили, что чужой ребенок может стать им помехой, да и своих можно нарожать теперь. Отвезли приемыша обратно в приют и сдали. Но ровно через год, день в день, у них умер их сынок. Больше детей у них не родилось.

Вот о таком случае довелось мне услышать в поездке, и на его примере я советую бездетным парам взять в приюте дитя или детей и усыновить, а там Господь может и дать им своих детей. Рассказал одним этот случай - они лишь только задумались, а через год или меньше у них появилась дочь. Им уже за тридцать.


№ 6(30)-2006


ГОРОД ВЕЧНОЙ ПАСХИ


В этом номере мы публикуем интервью с настоятелем самарского храма Преподобного Сергия Радонежского игуменом Георгием (Шестуном), который недавно вернулся со Святой Земли. Там он побывал в Великую Субботу в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме и стал очевидцем чуда схождения Благодатного Огня.


- Я первый раз стал свидетелем этого чуда, - рассказывает игумен Георгий.

- С кем из Православных паломников вам довелось встретиться на Святой Земле?

- В эти дни в Иерусалиме был отец Киприан (Ященко), редактор газеты «Воскресная школа». Встретил я там известного писателя Владимира Николаевича Крупина - он босиком ходил по Старому Иерусалиму и вокруг Кувуклии. Он уже не первый раз в Иерусалиме. Когда он несколько лет назад вошел в Старый Иерусалим, у него с ног сама спала обувь, и он понял, что здесь нужно ходить босым, так как эта земля – Святая. Приехали мы в Иерусалим на Страстной Седмице, но как только ступили на Святую Землю, сразу ощутили Пасхальную радость. Ведь Иерусалим - город, где воскрес Христос, город Вечной Пасхи!

- Трудно было попасть в Храм Воскресения Христова?

- Очень сложно! Приехало очень много русских, греков, сербов, грузин. Как никогда много было эфиопов. Были и католики. Далеко не все попали на схождение Благодатного Огня. Наш проводник честно признался, что ничего нам не может гарантировать. Он повел нас через крышу храма - там находится эфиопский престол. Около двух часов мы наблюдали веселое эфиопское богослужение: они скакали, кричали. Потом оказалось, что эфиопы пускают в Храм только своих - чернокожих. Нас пропускать отказались. А времени оставалось все меньше.Мы спустились вниз и оказались на узкой улочке возле Православного храма во имя святого благоверного князя Александра Невского. Ну, раз так, подумал я, то наш русский святой нам поможет. И - точно, вскоре произошло нечто невероятное: улица была запружена народом и перекрыта полицией. И все равно за полчаса мы прошли половину пути. Как это произошло, я так и не понял. Ну а когда мы уткнулись в полицию, нашу группу разделили на две части. Это была оплошность израильских полицейских! В нашей группе были физически очень крепкие люди - Василий Александрович Шишов, чемпион мира по боксу, и другие. Они попросту пошли на штурм, чтобы соединиться с другими членами группы. И полицейские дрогнули, приоткрыли вход. Тут и сербы с грузинами нам помогли. Мы прорвались в храм, свалили все преграды. Помог святой Александр Невский!

- А в самом Храме где вы встретили Чудо?

- Когда мы запели «Отче наш», последняя перегородка на нашем пути открылась и мы вошли в Храм. Вот какая сила в Господней молитве! Меня и отца Павла как священнослужителей пустили в Католикон - греческий придел Храма Воскресения Христова. Оттуда выходит к Кувуклии Иерусалимский Патриарх. Зашли мы в алтарь и изумились: половину алтаря заполнили женщины, а две женщины даже сидели на Горнем месте, где Патриарх сидит. Такие уж порядки у греков. А в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

- А как происходило само схождение Огня?

- Где-то к часу дня стало нарастать напряжение. Православные арабы начали шуметь, кричать, наверху появились блики - но, скорее всего, они появились от многочисленных вспышек фотоаппаратов. Наконец пришел Иерусалимский Патриарх Феофил, это для него была первая Пасха в сане Патриарха. Он вошел к нам в алтарь, облачился, был он сосредоточен, нервничал - ведь ему первый раз предстояло принять Огонь! Вынесли ему два больших пучка свечей по тридцать три свечи в каждом, и с ними он пошел к Кувуклии. Сразу замолчали барабанщики, наступила тишина. Не прошло и десяти минут, как Патриарх вышел из Кувуклии с горящими свечами. А вскоре уже весь Храм бушевал благодатным пламенем!

Я потом спрашивал тех, кто стоял возле Кувуклии, были ли им видны какие-то вспышки, и мне ответили, что только первые два ряда видели столп света, сшедший сверху на Кувуклию. А уже в третьем ряду этого не видели. Чудо произошло тихо. Когда схождение Огня произошло, все люди ощутили великий покой. Все были тихими, спокойными. Многие звонили в свои страны, в свои города - делились радостью. Я тоже сразу позвонил в Самару Владыке Сергию, сообщил ему, что сошел Огонь. Потом послал сообщения своим знакомым. Все мы ощущали умиротворение.

Я проводил по Огню и рукой, подносил его к лицу - теплота чувствовалась, но у Огня не было опаляющих свойств. Через несколько дней уже в Самаре, в нашем храме, я зажег иерусалимские свечи, и люди подходили, подносили руки и тоже не обжигались.

- Чудо нельзя планировать. И все же - все ли были уверены, что сойдет Огонь?

- Нам сказали, что на схождение Огня приходят и палестинские мусульмане. Некоторые из них приходят с ножами. Если вдруг Огонь не сойдет, они будут резать Православных. Но интересно то, за что именно они будут резать. Оказывается, и они понимают, что если однажды не сойдет Огонь, то, значит, конец света близок. Они боятся конца света, им этого совсем не хочется. И они понимают, что Благодатный Огонь сходит по молитвам Православных. И если Православные не вымолят у Бога Огонь, то их надо резать в наказание за их слабость, за которую пострадает весь мир! Ну и еще они приходят с ножами затем, чтобы Православные лучше молились, чтобы не расслаблялись. Весь мир смотрит на Православных как на своих спасителей. Весь мир уже понимает, что мир могут отмолить только Православные.

Интервью брал Антон Жоголев




Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld