|
|
СВЯТОЙ АПОСТОЛ ПАВЕЛ: "ПОДРАЖАЙТЕ МНЕ, КАК Я ХРИСТУ" |
|
|
|
Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:13-18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи. В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития. В этом городе жил один из 70 учеников Христовых, святой апостол Анания. Господь в видении открыл ему все случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение (Деян. 9:10-12). Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом. Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в синагогах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, теперь воспылали к нему гневом и ненавистью и решили его убить. Однако христиане спасли апостола Павла: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене. В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апостола Павла «избранным сосудом», призванным возвещать имя Иисуса Христа «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9:15). Получив от Господа указание о благой вести, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания, которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоуста, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта. Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9:22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13:42-44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13:49; 14:1; 17:4, 12; 18:8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13:12; 17:34; 18:8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14:10; 16:18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13:11), воскресило мертвого (Деян. 20:9-12); даже вещи святаго апостола были чудодейственны — от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19:12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения в рай. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2-4). В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. «От иудеев, — пишет он, — пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11:24-27). Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20:19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21:13). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, современники испытывали к нему великое уважение. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян. 28:10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян. 14:11-18); имя Павлово употребляли иудеи при заклинаниях (Деян. 19:13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9:25, 30; 19:30; 21:12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и целуя провожали его (Деян. 20:37-38). Глубокое убеждение в истинности проповедуемого учения, спокойное мужество среди различных опасностей, необыкновенное знание человеческого сердца и образованность содействовали его удивительным успехам. Он не жил для себя, а потому и тогда, и сейчас покажется странным. Однако он истинно исполнил то, что заповедал Сын Божий. По словам святителя Иоанна Златоуста, апостол Павел безчестия и оскорбления за проповедь искал больше, нежели мы чести, смерти больше, нежели мы жизни, бедности больше, чем мы покоя, печали больше, чем мы радости, и молился за врагов больше, нежели другие молятся против врагов. Одно только было для него страшно и опасно, как бы не оскорбить Бога, а более ничто; точно так же и вожделенным для него не было ничего, кроме угождения Богу. Любовь ко Христу ставил он выше всего. С этой любовью он лучше желал бы быть в числе последних и наказываемых, нежели без нее – в числе высших и получающих почести. И вместе с тем необыкновенная, вышеестественная любовь к людям жила в сердце апостола Павла. Этим духом проникнуты все четырнадцать его Посланий, вошедших в канон Нового Завета. Эти Послания были и остаются камертоном нравственных исканий христианина, ведущих к совершенству. Церковь их всегда признавала источником истинного христианского учения. Великое число Церквей, основанных в разных странах апостолом Павлом; произнесенные им речи, написанные им Послания, необычайный успех его апостольских путешествий, от Бога видения и откровения, пророчества о конце мира и грядущем в мир антихристе, узы и страдания, которые он претерпел за Христа, и сама мученическая ради Него смерть- все это и многое другое дает ему неотъемлемое право на высочайшее звание Первоверховного Апостола. Важно отметить то, что удивительное обращение апостола Павла из гонителя в ревностного последователя Христа, разделившее его существование на две взаимоисключающие части, есть знамение последних времен, когда многие из наших соотечественников претерпевают подобную метаморфозу. Таковым жизнеописание апостола Павла – особый пример. |
|
№ 7(31)-2006 |
|
СМИРЕНИЕ ОТЛИЧАЕТ НАСТОЯЩИХ СТАРЦЕВ |
|
|
|
– Вопрос о том, какие они – настоящие старцы, – очень серьезный, особенно для нашего времени. Слава Богу, у меня есть примеры, и недавние. Два года назад скончался отец Ипполит. Мы с ним в один день постригались и вместе начинали монашескую жизнь в Псково-Печерском монастыре. Потом батюшка уехал на Афон, восемнадцать лет подвизался там и вернулся. Года два пожил он в родных Печерах, а затем отправился на родину – в Курскую область. Там он восстановил пять или шесть храмов, и был благословлен на восстановление полуразрушенного Рыльского монастыря. Отец Ипполит был моим другом, но и старцем. В чем это выражалось? Сколько я ни знал старцев – все они были образцом смирения. Это и отличает настоящих старцев от юных старцев или от тех, кто самочинно взял на себя эту роль. Смирение и любовь к людям. Отец Ипполит всегда ходил в драненьком подряснике, с обыкновенной палкой. Я за сорок лет своего священства не видел таких смиренных, кротких и любвеобильных пастырей. И люди к нему тянулись – по пять-шесть автобусов паломников в день приезжало в Рыльский монастырь, чтобы пообщаться с батюшкой. И теперь, когда он почил о Господе, народ тянется на его могилку. В последний раз я ездил на день его Ангела в Рыльский монастырь, так приехало пять автобусов паломников – из Москвы, Белгорода, Курска, еще откуда-то. Как при жизни батюшки ехал к нему народ, так и сейчас к нему стремятся люди. Любовь и после смерти не иссякает. Отец Ипполит именно любовью покорял сердца. – Вы не раз ездили к приснопоминаемому старцу Николаю Гурьянову. Расскажите об этом. – Батюшка был очень кротким, смиренным, но и прозорливым. В первый раз я приехал к нему с родной сестрой. Мы с батюшкой пошли в алтарь и там разговаривали. А когда он вышел, то подошел к сестре, провел рукой по ее лицу и спросил: «О чем ты думаешь?» Потом я спросил ее: «В самом деле, а о чем ты думала?» Она созналась: «Я думала: скорее бы уйти из храма и уехать». И вот батюшка прозрел эти мысли и обличил ее. Батюшка меня и сюда, в Елеазаровский монастырь, благословил. Мы ездили к нему с нашим Псковским владыкой Евсевием посоветоваться, что мне делать. В Святогорском монастыре, где я был наместником, продолжались нестроения. Я встал перед старцем на колени, а он меня благословил со словами: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во веки». Он очень хотел, чтобы Елеазаровский монастырь возродился, потому благословил меня и настоятельницу – мать Елизавету – идти сюда служить Господу. И его молитвами здесь за пять лет очень многое было сделано. – Батюшка, расскажите о печерских старцах, за которыми вы ухаживали. – Хочу рассказать, как я попал в Печеры. После армии из родного Ярославля приехал в Троице-Сергиеву лавру – хотел поступать в семинарию. А мне там сказали: «Поезжай в Печеры, там есть прозорливый старец». Я попал к отцу Симеону и стал ему прислуживать. Вспоминаю, какой он был смиренный. У него ножки болели, он подняться в Михайловский собор не мог. И мы с другим келейником ему предлагали: «Давайте, батюшка, мы вас понесем!» И складывали руки «стульчиком», и он, как ребенок, радостно-смиренно садился на них, и мы его поднимали. Я пробыл с отцом Симеоном три года, до самой его смерти. Теперь он прославлен, ему можно молиться как святому. А восемь лет я был при валаамских старцах: отце Михаиле, отце Николае, отце Луке. Это милость Божия ко мне. Старцы предсказывали, что придет такое время, когда станут открывать монастыри и восстанавливать храмы, но в ту пору не верилось, что все это будет. А вот дожили мы и до этого времени. Но они уточняли: «Это будет ненадолго». – Кто еще из печерских старцев вам запомнился? – Меня потрясал отец Самсон (Сиверс) – как он стоял на клиросе! Всю длинную монастырскую службу он стоял не шелохнувшись. Обычно стоишь – и с ноги на ногу переминаешься, и присесть надо бывает, и по сторонам иногда посмотришь. А он стоял, как свеча, – весь в Боге. И еще он очень тщательно любил исповедовать. Не так, как сейчас бывает: «Прощаю и разрешаю» – и слушать не хотят. А людям хочется открыть свою душу… – Батюшка, вы родом из ярославского Борисоглебска, там подвизался отец Павел Груздев, вы его знали? – Великий старчик. Я когда первый раз поехал к нему, ждал на остановке автобус – тогда мне одна женщина рассказала, как однажды приехала к о.Павлу. А он ей с порога: «Убирайсь домой!» (Он юродствовал). Она перечить не стала, поехала. Приехала, а у нее, оказывается, кран потек – если бы она вовремя не успела, то всю квартиру бы затопило. При мне батюшка как-то говорит: «Завтра приедут с Толги певчие и батюшки». А я думаю: «Кто в такую глушь поедет, что он говорит». А на следующий день действительно приехали с Толги. Так я был вразумлен. – Есть ли сейчас на Руси старцы? – Конечно, есть. Есть известные всем православным людям – печерский отец Адриан, лаврские – отец Кирилл и отец Наум. Многие ездят к отцу Власию в Пафнутьев-Боровский монастырь, я сам к нему ездил. Чтобы попасть к батюшке, люди ждут неделями – такой наплыв народа. Есть еще и сокровенные старцы, Божии люди, на которых Россия держится. Об этом можно судить и по косвенным признакам. Например, блаженная Любушка говорила: «Война неизбежна», я сам слышал. Но вот молятся подвижники, она сама молится – и мы уже после ее кончины сколько лет живем без войны. Хотя и состояние народа безрадостное. Например, я езжу в храм в пос. Середка, в 10 км от нашего монастыря. Население поселка – три тысячи человек. А в храм ходят человек двадцать. И так везде по деревням и селам. Народ сидит у телевизора и отступает от Бога – и это главный результат телепередач. Все это очень скорбно. – Что же делать? Благодарить Бога за то, что, несмотря на наше отступление, Он не перестает нас миловать? – Да, именно так. И власть не надо ругать. Я помню, мама моя была очень верующей, в храм ходила, но власть ругала. И я тогда с ней соглашался, а теперь понимаю, что так нельзя. Как говорит апостол: «Всякая власть от Бога» – что заслужили, то и получили. Почему была революция? Люди отступили от Бога, от Царя, и все пошло наперекос. Помните книгу о схиархимандрите Захарии – в ней говорится, что перед революцией Матерь Божия в явлении ему сказала: «В Лавре четыреста человек братии, но истинных монахов только четверо». Так далеко зашло отступление от Бога даже в монашеской среде. И надо страшиться, что мы опять повторяем грехи своих предков и можем опять подпасть под закон возмездия. Записала Л.ИЛЬЮНИНА |
|
№ 7(31)-2006 |
ПОУЧЕНИЯ МАТУШКИ МАТРОНЫ |
В наше время недавно пришедшие к вере люди, особенно молодые, осаждают священников, ищут себе духовников - если бы только одного, а им нужно разных. Ездят по монастырям в надежде найти наставника, а спасает един только Бог. Бегая по разным отцам, можно потерять духовную силу и правильное направление жизни. Матушка не одобряла таких поисков. Она усиленно внушала нам: «Наступает время прелести. Многие впадут в нее через прельщающих их. Если идете к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный ответ». Как-то Матренушка сказала мне: «Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-либо образ, икону. Не интересуйся священниками и их жизнью и не бегай, не ищи прозорливых и старцев. Мир лежит во зле и прелести, и прелесть -прельщение душ - будет явная, остерегайся». О лечении Я как-то говорю: «Матушка, нервы», - она: «Какие нервы, вот ведь на войне и в тюрьме нет нервов. Надо владеть собой, терпеть. Людям лечиться надо обязательно, тело - домик, Богом данный, его надо ремонтировать. Бог создал мир, травы лечебные, и пренебрегать этим нельзя». Об осуждении Часто Матушка повторяла: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?» О поминовении усопших При мне было еще такое. Прибегает Анна Георгиевна к Матушке и рассказывает, что умерла ее сестра Наталья, она ее похоронила, а на сороковой день увидела сестру во сне, и та ей сказала: «Вот ты меня всегда ругала, что я много трачу времени, без конца записываю умерших, записываю знакомых и незнакомых. А когда я проходила мытарства, я прошла их как стрела. Отовсюду неслись вопли: «Господи, помилуй Наталию, она нас поминала!» Казалось бы, малое дело подать записочку о упокоении усопших, а душа спаслась любовью к ближним. О снах О снах говорила: «Не обращай на них внимания; сны бывают от лукавого - расстроить человека, опутать мыслями». Автор - составитель Зинаида Владимировна Жданова |
№ 7(31)-2006 |
БУДЬТЕ КАК ДЕТИ |
Человек вырастает и из доверчивого ребенка превращается в гордого своими знаниями и умом, и потому недоверчивого, сомневающегося. Если вы ребенку скажете, что лисица говорит, — он не будет сомневаться и поверит вам. Попробуйте уверить гордого своим умом в чем-либо, чего он не может осязать, — не поверит вам, и вас же будет злословить. Если вы дадите ребенку бумагу и скажете, что это кусок железа, — он возьмет и, проникнувшись своей верой, услышит, почувствует тяжесть и холод железа, между тем, как гордый своим умом зрелый человек, беря даваемое ему железо, разложит его на несуществующие элементы и будет с вами спорить. Ребенок, прося чего-нибудь и плача, успокаивается, если мать ему скажет: «Нельзя». Взрослый же человек будет добиваться, несмотря не только на запрещение, но и на подробное объяснение, почему это нельзя. Ребенок идет доверчиво за матерью или опекуном даже в огонь, человек же, когда его тянут к свету, поясняя опасность тьмы, упирается, не веря и предпочитая тьму, — вот на этом и остановите свое внимание. Почему такая разница и почему указано вам: «Будьте как дети». Ребенок имеет на себе первородный грех, но уши его не запачканы, а руки не совершили преступления. Дух его не колеблется, а потому видит, чего не видит колеблющийся. Глаза его, чистые и невинные, созерцают ангелов небесных, и он в радости улыбается им. Он, не познавший зла, и не откликается на зло, и сатана не смеет подступить к нему. Потом глаза его понемногу начинают останавливаться на злом, и, воспринимая зрением, он грязнит их, а с ними и сердце свое; и при первом же загрязнении закрывается небесное видение и начинается человек. Значит, «будьте как дети» — будьте чисты; будьте с их верой без рассуждений и обходов. Идите за своим Учителем. Не просите, если говорят вам «нельзя», не спорьте, не надейтесь на ум свой, не противоречьте и не доискивайтесь. Положитесь на учащего вас Евангелием и помните, что ничто вы без своего Создателя. «Будьте как дети» — значит, ничего сами не трогайте, никуда не лезьте, чтобы не упасть вам. Ждите, чтобы старшие помогли вам, дали или поднесли. Не идите сами, без провожающих, держитесь за них. Отшатывайтесь от тех, против которых они остерегают вас. Любите Отца вашего небесного, как ребенок любит мать свою. Ему никто не заменит ее, никто не будет милее и дороже — пусть же и вам никто не заменит Того, Кто должен быть вам любимым, Господа Бога. Ребенок кричит до тех пор, пока не услышат его, — кричите и вы; «будьте как дети» — учит Спаситель, значит, во всем уподобляйтесь им, откиньте злобу и тяните руки ваши, не полагаясь на свой разум, чтоб, если упадете, поддержали вас и чтобы вам не покалечиться. Ребенок на руках матери ничего не боится — вот и вы почувствуйте себя безопасно около Отца Небесного, положитесь на Его могущество и силу. Тогда Господь обережет вас, потому что Отец любит своих детей, доверяющих Ему и любящих. «Будьте как дети» — любите, друг друга без различия, ибо дети играют и любят друг друга, будь один сыном царя, а другой бедняка. Будьте как дети. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский |
№ 7(31)-2006 |
ВЕТХОЕ И НОВОЕ |
Самая известная и самая таинственная книга, конечно, Библия. Книга книг состоит из двух частей - Ветхий Завет и Новый Завет. Кто разделил Библию именно на два Завета и что такое завет? Завет - это договор. В этом случае рассматривается договор Бога и человека. Ветхий Завет - это старый договор, который был заключен между Богом и еврейским народом на Синайской горе. Человек должен выполнять десять заповедей, которые были записаны на каменных скрижалях, а Бог за это даст человеку Благословение и умножит дни жизни людей, даст детей, урожай и т.д. Именно такое религиозное мировоззрение называется ветхозаветным, когда человек почитает Единого Бога и соблюдает Божественный Закон ради благословления своего личного благосостояния и ради своих личных материальных целей. В этом контексте не идет речи ни о вечной жизни, ни о спасении в вечности. Только и именно эта жизнь и это время земной жизни имеет смысл, а другое неизвестно, оттуда никто не приходил, и есть ли там что - неизвестно. Трудись или не трудись, делай или не делай, все одно - смерть. Такое религиозное мироощущение называется ветхозаветным. Но через всю эту большую часть Библии красной нитью проходит пророчество о Христе, что наступит время, когда придет Избавитель и Спаситель мира Христос, Который спасет всех людей от греха и смерти и дарует Царствие Небесное и жизнь вечную. Только эта надежда на пришествие Спасителя делает весь Ветхий Завет светлым и радостным, не все оказывается так мрачно, как описывает жизнь в своей книге Екклесиаст. Ветхозаветные люди все же верили в то, что наступит время - «и будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем» (Ис. 2, 2-5). Эту надежду выразили в своих пророчествах и святые пророки Исаия и Михей. И этот день настал, многовековая надежда людей оправдалась. В самый благословенный из дней Бог воплотился, сделался человеком, Мария Дева родила Сына Иисуса Христа, Который спас людей от греха и смерти. С пришествием Иисуса Христа исполнились все пророчества Ветхого Завета, и сам Ветхий Завет закончился, а значит, и закончилось то ветхозаветное религиозное мироощущение. Господь Иисус Христос перед своими крестными спасительными страданиями заключил с человечеством Новый Завет. Завет Вечной Жизни. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Для того чтобы человек мог пребывать с Богом и Бог мог непосредственно пребывать с человеком, Господь основал Церковь, в которой Сам пребывает и дает нам возможность пребывать вместе с Ним. Именно это понимание Церкви - Новозаветное, а не то понимание Церкви как некоего учреждения, в котором Бог исполняет наши желания за исполнение внешних религиозных обрядов. Это можно понять только с точки зрения Нового Завета, в котором перспектива жизни упирается в Вечность. С точки зрения языческого и ветхого мировоззрения это безумие, и это самое главное преткновение. Христос - камень, о который споткнулись многие. Чтобы принять Новый Завет, нужно умереть для ветхого мировоззрения, изменить свое отношение к Богу – понимать Его не как исполняющего желания взамен благочестивой жизни. А как Бога, сшедшего с Небес, для того чтобы соединить с Собой всякого человека и даровать ему Жизнь Вечную, - но человека, который в это верует и также стремится к соединению с Богом через Таинство Евхаристии (Святого Причастия). Должно быть взаимное тяготение. Чтобы родиться к вечности, нужно умереть для жизни ради желудка и тщетной славы. В этом и состоит смысл крещения. Из крещенской купели мы должны выйти уже новыми, верующими прежде всего в Вечную Жизнь и в Воскресение мертвых. Святая крещенская купель соединяет нас с Новым обществом, которое учредил на земле Сам Господь посредством Своих Апостолов, и это общество - наша Церковь. Вне Церкви нет спасения, нет истинного нового богообщения. Находясь вне Церкви, человек вновь ввергает себя в безрадостное, унылое ветхозаветное состояние, где все - суета сует и томление духа. Быть в Церкви - не значит заходить и ставить свечки, заказывать службы за родственников или просто постоять какое-то время. Быть в Церкви - значит быть участником Евхаристии. Потому что только в Таинстве Святого Причащения мы все, разрозненные члены, становимся единым Телом Христовым, Глава этого Тела - Христос, а мы - части этого Тела. Как всякая часть живого организма служит всему телу, так и каждый из нас своими талантами и теми дарами, которыми одарил его Бог, должен служить общему делу - распространению благой вести о Христе и Вечной Жизни. Но часто мы не хотим расставаться со своей ветхостью. Многих людей вполне устраивают «деловые отношения» с Богом. Ты мне, я Тебе. Ты исполняй мои желания, а я за это буду ставить Тебе свечки и исполнять внешние религиозные обряды в свободное время, которого часто просто и не бывает. Надо сделать это, и то, и другое, а на Бога часто совсем времени не остается. Потому и вся религиозная жизнь ограничивается тем, чтобы забежать на пять минут, поставить свечку и быстрей домой - жить своей главной жизнью. А это и есть ветхозаветная жизнь. Христос же нам говорит совсем другое. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 20). Новозаветная жизнь - это жизнь со Христом в Его Церкви. Это новые идеалы и новые цели, главное в которых - Вечная Жизнь со Христом, а остальное уже имеет второстепенное значение. Итак, братья и сестры, оставим нашу ветхость, наши постоянные житейские попечения, которым никогда не будет конца, и устремимся ко Христу. Вспомним наши крещальные обеты, когда мы клялись верить Ему как Царю и как Богу. И будем стараться жить с Ним и в Нем, а это значит - будем пребывать в Церкви не номинальными Ее членами, а истинными Ее чадами, всегда пребывая в молитвах и преломлении хлебов, как наши древние собратья - первые Христиане. Священник Владимир Балашов |
№ 7(31)-2006 |
|
|
|
Часто слышишь: «Я не иду в Церковь, потому что Бог - Он в душе». Однако мне кажется, только люди, очень к себе снисходительные, могут так легко сказать, что Бог у них в душе. Что касается меня. Вот я хотел бы, чтоб в моём сердце Он мог быть, но - что я сделал для этого? Бог не может быть во мне, это абсурдно, в той грязи, которую я в себе таскаю, сказать, что у меня в душе БОГ?! Да, конечно, без какого-то Его присутствия душа, думаю, просто мгновенно окончила бы существование. Но тогда, если есть в моей душе Бог, то Он там уж точно не один. Как у Достоевского: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей», и добавлю, если б только дьявол! Я ведь сам, сам и люблю Его, и борюсь с Ним, вот в чём дело! Поэтому мне нужно признаться: Бога в душе, в такой душе! - нет, я его сам изгоняю, обращая постоянно во зло свободу, которую Он мне дал. Но это сознавать - горько, больно, иногда просто ужасно сознавать такое! Зачем я иду в Церковь? Ой, как же медленно, словно в страшном сне, словно в замедленной съёмке! - иду я в Церковь, для того, чтобы… Чем объяснить? Когда обнаружили опухоль, я пошёл на операцию; мне страшно было ложиться на стол, но опухоль носить в себе - словно растягивать смерть как резину - ещё страшнее. И после операции, когда знал, что опухоль вырезали, появляется надежда: а вдруг я ещё смогу жить? И стало немножко легче при этой мысли. А дальше ещё химиотерапия, чтобы попытаться убить эту онкологическую дрянь в лимфе, в крови... Такие сильные лекарства, что тошнит, выпадают волосы… Но когда лекарства эти подействовали, и мне сообщили, что анализы пришли в норму, и появился шанс - я уже благодарил, благословлял врачей за всё, что они для меня сделали. Хотя бы и за один только шанс выздороветь. Я иду в Церковь за своим шансом. Мне хочется избавиться от того страшного сознания, которое хуже опухоли - что Бога во мне нет, что я не умею и не могу жить так, как только и нужно жить, если хочешь, чтобы Бог... Ничтожная, дрянная жизнь, которую я веду - да что говорить о Боге в душе?! - И я иду в Церковь. Она - и больница, и родина, и место, где тебя по-настоящему любят, и где ты учишься любить. Христос, все таинства, вся традиция, порождённая любовью и стремлением к Нему - я в Церкви словно просыпаюсь и оттаиваю, она даёт силы и поддержку, чтобы стать лучше, даёт надежду, что Бог будет и в моей душе. Может, и непонятны эти «устаревшие» церковные правила, но что мне предлагают взамен? Модные теорийки от чудо-голодания до психоанализа, которые претендуют на то, что могут всё изменить, хотя на самом-то деле решить главную мою Проблему они неспособны? Если Бога нет в моём сердце - то и психоаналитик мне Его туда не «вправит». Бога нужно искать именно в Церкви. Я понимаю, что тут посыпятся вопросы: это в Церкви-то, где на тебя накричать могут, деньги потребовать, обзывают друг друга еретиками и ещё чего только не делают?? Да, в Церкви. Потому так и оглушительна брань, так ужасно зловоние гноящихся, вскрытых и смердящих наших израненных душ, оттого так абсурдна наша патологическая нелюбовь, что она - в Церкви! Что Церковь светом своим обнаруживает эти болезни. Я вижу свою жизнь в зеркале иной, святой жизни - и понимаю, что должен быть не таким, совершенно не таким, каков я есть! «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», - говорит Христос. И тянутся к Нему толпы тех, кто почувствовал, что болен, что нет Бога в душе, что душа страдает. Так раненные тянутся в лазарет. Страшная, почти неприличная в своей наготе толпа искалеченных людей, единственное отличие которых - осознание своей увечности, и поиск Врача - Бога в душу. Отсюда и крик, и грязь - на фоне Красоты. Но Церковь не солярий, не санаторий, а скорее уж фронтовой лазарет. Тут и боль, но тут и надежда. Может быть, кто-то считает себя вполне здоровым, а другие не знают, что в Церкви лечат. Может, у многих действительно Бог в душе - говорю это без иронии: что я знаю о Боге и о других людях? Только бы Бог и вправду оказался у меня в душе, и я был бы жив... Владимир Гурболиков |
|
№ 7(31)-2006 |
СКОРАЯ ПОМОЩЬ |
Когда я слышу слова «скорая помощь», я каждый раз вспоминаю два случая из моей жизни. Первый был в далекие аспирантские годы. Мой научный руководитель в Пушкинском Доме, человек уже немолодой, поехал из Ленинграда к своей дочке в Москву - дня на три-четыре. И правда, через четыре дня я встречал его на Московском вокзале в Ленинграде - в цинковом гробу. Оказывается, в первый же день в Москве ему стало плохо: сердце прихватило. Вызвали «скорую помощь». Ехала она к больному около часа. За это время он успел умереть. О втором случае рассказал мне известный в России батюшка - отец Василий Швец, с которым однажды мне довелось пожить в одной монастырской келье три дня. - Я мясо не ем с войны. Обет дал не есть мясо - по случаю чудесного спасения. - Как же это случилось? - Однажды довелось прятаться от немцев в болоте. Ступнул в одно место, а ногу вытащить не могу. Чем больше стараюсь вылезти, тем больше завязаю. Погружаюсь все глубже и глубже. Вода уже дошла до рта. Спасения не было - ясно, что погиб. Тут я взмолился ко Господу: Боже, если Ты мне каким-нибудь образом подашь помощь, я всю оставшуюся жизнь мяса есть не буду. И что же? Как только сказал, нога тут же уперлась в твердый камень, на который я встал. Божья помощь была - мгновенная! Владимир Мельник |
№ 7(31)-2006 |
ПРЕЛЕСТЬ НАШИХ ДНЕЙ |
Сейчас многие пошли в церковь без покаяния. Одна моя знакомая рассказала о своей подруге: - Так ты теперь ходишь в храм? - Хожу. - Исповедуешься? - А зачем? Мне и так все уже прощено. - Кем и когда? - Самим Богом, я это знаю. - Откуда же ты знаешь? - По состоянию совести. Совесть меня не тревожит. Удивляться ли после этого, что эта молодая интеллигентная женщина, вчерашняя студентка, «отводит беду» своей «святой» молитвой и даже утверждает, что в 2005 году предотвратила мировую войну. А в храм заглянула два раза. Больше не смогла ходить: ей там плохо становится. Владимир Мельник |
№ 7(31)-2006 |
ОТЕЦ ВИКТОР |
Есть батюшки в русских селеньях. Отца Виктора, священника одного из сельских храмов Ивановской области, слушаешь, затаив дыхание. В нем постоянно проявляется писатель, и притом шукшинского типа. Рассказывает - только записывай. Кое-что я и записал: «Я как ветеран холодной войны...» «Кстати, холодную войну мы выиграли: мы остались русскими и Христианами, в то время как всем уже понятно, что в чаше статуи свободы в Америке «вино демократического блудодеяния». Это «вавилонская блудница». «Сколько у нас олимпийских чемпионов! Говорят: мы вымираем по миллиону в год, столько-то миллионов у нас алкоголиков и наркоманов. Но оставшиеся-то - олимпийские чемпионы! Нет, нас трудно победить!» «Какая тебе еще епитимья? Ты в Москве живешь!» «Говорят: надо спасать Россию, церковь и деревню. А надо не так: надо Россию любить, в деревне - жить, а в церкви - спасаться». Владимир Мельник |
№ 7(31)-2006 |
||
КРЕСТНЫЙ ХОД |
||
| ||
Как и откуда начинались крестные шествия? Первое - это, конечно, крестный путь Спасителя на Голгофу, все остальные - в память Его. В «Голубиной книге» я вычитал стихи о великомученике третьего века Феодоре Тироне (память в субботу первой седмицы Великого поста). Называемый очень по-русски Федор Тирин возвращается в Константинополь. Царь велит поднять иконы и хоругви и идти встречать освободителя Святой земли от неверных. Был знаменитый в России крестный ход в Курской губернии, посвященный обретению иконы Курской Коренной Божией Матери, ныне мироточивой. Был крестный ход из Волоколамска в Теряеву слободу, в Иосифо-Волоколамский монастырь. Был крестный ход в память Крещения Руси от Владимирского и Софийского соборов в Киеве до Киево-Печерской Лавры. Совсем недавно возобновился крестный ход от часовни Державной Божией Матери, от места, где был храм Христа Спасителя, ко Кремлю. Но в Кремль, подчеркиваю, в Кремль не пустила милиция. Вспомним, что первый раз за русскую историю не пустили русских православных людей в Кремль на Пасху восемнадцатого года. Тогда молящиеся во главе с патриархом Тихоном обошли Кремль, как бы отдавая ему душевные силы для выдержки испытания во все последующие годы безчестия. Но те крестные ходы, которые мы упомянули, они, как правило, кратки, однодневны. Добавим сюда крестные ходы из Сарова в Дивеево, из Шамордина в Оптину пустынь, из Казанского собора в Александро-Невскую Лавру и им подобные. Они расстоянием или несколько километров (от Сретенского монастыря до Кремля), или до десяти километров и более (от Владимира до Боголюбова или от Кремля до Донского монастыря), были и в несколько десятков километров, но это очень немногие. А вот такого, длинного, трудного, многодневного, при этом общенародного крестного хода, как Великорецкий крестный ход, в России более нет. Скажут, а как же месяцами шли в Киево-Печерскую Лавру, на Афон, в Святую землю? И я еще помню рассказы, как бабушки насушивали котомку черных сухарей, брали три пары лаптей и шли. Это общерусское паломничество было делом любого православного. Оно не приурочивалось к какому-то событию, было круглый год. Шли по обету, шли помолиться: дети за родителей, родители за детей, жены за мужей. Или же, по благословению, шли с кружками для сбора денег на строительство или поновление храмов. Все это дела Божеские, но Крестный ход несравним ни с чем Пора задуматься, почему многие и многие века вятская земля - наиболее благополучная изо всех российских земель? Разве на нее меньше падает снегопадов? Нет, даже больше. Но наводнений в Вятке не было. Разве ее пространства не открыты всем ветрам? Но ураганы, бури и смерчи ее миновали. Были, конечно, какие-то подтопления и вихри, но в сравнении с другими областями, несущими огромный урон от стихии, вятские земли процветают. Здесь и в народе очень высок нравственный уровень жизни, крепче семьи, меньше разводов. И пьянство и наркомания, которые и сюда дошли из демократических стран, здесь все-таки не имеют такого размаха, как в других краях и землях России. Это благоденствие, подчеркиваю, историческое. Запертый эпидемией холеры в Болдино, Пушкин пишет молодой жене, что очень хочет вырваться в Москву, но что везде заставы, и говорит, что только в Вятке нет холеры, думает ехать через Вятку. Почему так? Ответ прост: по вятской земле вот уже шестьсот лет год из года идет Великорецкий Крестный ход. Его называют Вятская Пасха. Он длится как раз неделю, Светлую седмицу. Теперь уже долгие годы участвуя в нем, я не представляю своей жизни без него. Какие бы радужные поездки, мероприятия не надвигались в начале июня, ничто не заменит счастья Крестного хода на реку Великую. Идут на Крестный ход и любопытные, идут из интереса, и это очень понятно. Одни, намучившись, больше не пойдут, другие, ощутив главное в этом ходе - любовь ко Христу, друг ко другу, уже будут ходить всегда. И всегда ждать этих дней, этой недели, в которой обязательно бывает все: дожди, град, холод, жара, комары, клещи... но будет и радуга во все небо (нынче была даже тройная), будет счастье причащения Святых Христовых Тайн на Великой, будут соловьи весь вечер, всю ночь и все утро, будут черемухи по берегам лесных рек, сирень и шиповник заброшенных деревень, елки-цветуньи, которые, кажется, цветут только в Вятке, а главное, будет исполнение пасхальной радости: радостию друг друга обымем! И вот нынче, идя со всеми, идя за крестом и иконой, я как-то невольно стал составлять Слово к любящим Россию. Не от себя - ото всех, с кем шел. Слова подбирались самые простые, идущие от сердца. Вот они: |
||
|
||
Вот такое сложилось Слово. Прошел шестисотый Крестный ход на реку Великую. Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II он объявлен общероссийским, общеправославным. Отовсюду, изо всех городов и весей приезжают в богоспасаемую Вятку участники хода. - Когда мы молимся в храме, - образно сказал отец Геннадий, возглавлявший несколько лет подряд Крестный ход, - то это как бы солдаты в казарме. А когда мы идем Крестным ходом, то это солдаты в походе. Мы идем - ад трепещет. - Как плохо, - говорю я отцу Матфею, - славный град Вятка до сих пор носит псевдоним революционера Кострикова. - Ну и что, - хладнокровно отвечает отец Матфей, - нашу Вятку как ни назови, все будет Вятка. Смотри - улица Большевиков, а мы по ней идем, хоругви несем, крест, иконы. Идем и идти будем. Мы - не Русь уходящая, мы - Русь идущая. Мы идем - ад трепещет. Вот уже и высокие гости на Крестный ход зачастили. Пока еще не идут со всеми, тяжело на это решиться, но на праздничный молебен приезжают. Много архиереев, но вот нынче и полномочный представитель Президента пожаловал, Кириенко. Сопровождавший его отец Сергий рассказывал: - Подвел к источнику, говорю: «Тут мы промываем очи душевные». Он умылся. Привел к купели: «Тут мы погружаемся, омывая с себя грехи». Он встрепенулся: «Это народный обычай?» - «Да, - говорю, - народный». Он разделся, окунулся. Говорю: надо троекратно. Он еще два раза. И вот интересно - погружался в купель политик, а вышел из нее обыкновенный мокрый, просветлевший мужчина. Да, это тебе не сайентология. Даст Бог, и Президент омоется в Великорецкой купели. Идем на Крестный ход и будем идти. Придет в Россию антихрист, а мы пойдем на Великую. Во многом мы уже разуверились и во многом еще придется разувериться, но вот то, что Великорецкий Крестный ход будет жить, пока стоит Россия, - это ясно, как Божий день. Владимир Николаевич Крупин – известный русский писатель, произведения последних лет которого проникнуты убеждением, что спасение России – в православии. |
||
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|