Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2006 год, выпуск № 8 (32)


УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Митрополит Владимир (1873-1959) - сын протоиерея Михаила Тихоницкого, прославленного в лике новомучеников российских. Промыслом Божиим после революции он служил во Франции в сане митрополита и последние 14 лет жизни возглавлял Русские Православные Церкви в Западной Европе. Проповеди и поучения митрополита Владимира трогают своей проникновенностью, горячей верой в Бога и в будущее православной России.

УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Успение - особенно торжественный и почитаемый праздник. Много у нас в России и обителей, и церквей во имя Успения Божией Матери, в каждом городе была хоть одна церковь или придел в честь этого праздника.

Божия Матерь Сама с особенным усердием ждала отшествия Своего к Божественному Сыну. За три дня до Ее Успения Архангел Гавриил явился Ей с райской ветвью, извещая о близком Ее исходе из жизни сей, к которому Она с радостью и стала готовиться. Она выразила последнее Свое желание - увидеть еще раз всех апостолов, которые чудесным образом, на облаках, собрались вокруг Нее. Отдав последнее Свое достояние вдовицам и простившись с ними, Она простилась и с апостолами и предала Свою душу Господу. «Готово сердце Мое, готово!» - радостно воскликнула Она, когда Христос явился Ей в сиянии, с пением Ангелов.

Апостолы со многими слезами приготовили к погребению тело Богоматери и, совершив молитвы и псалмопения, понесли к месту погребения. Когда они шли, иудеи злобствовали, глядя на религиозную процессию. Один из них, Афоний, бросился, чтобы опрокинуть гроб, но руки его оказались внезапно отсеченными Ангелом. Пораженный этим чудом, Афоний уверовал и по молитвам апостолов получил исцеление. Руки его опять срослись с кистями, остались лишь одни рубцы. По Промыслу Божию на погребении не было апостола Фомы, он опоздал и сильно стал скорбеть об этом, и пожелал поклониться телу Богоматери. Но когда на третий день после погребения он пошел ко гробу, то уже не нашел тела Ее. Из этого поняли апостолы, что и телом своим Пречистая переселилась на небо, в чем вскоре уверились. Когда апостолы собрались на трапезу, им явилась в славе небесной Божия Матерь со словами: «Радуйтесь, Я всегда с вами». «Пресвятая Богородица, помогай нам!» - воскликнули они. И с тех пор, в память этого события, в обителях совершается особый чин о панагии.

Господь Иисус Христос, смертию смерть поправ, воскресший из мертвых в третий день по Писанию, воскресил и Свою Пречистую Матерь с Ее плотью в третий день после Успения Ее.

Христос Воскрес, Первенец из умерших, - говорит Слово Божие (1 Кор. 15, 20). Христос Воскрес, воскреснут и все, в Него верующие. В подтверждение этих слов святая Церковь и указует на Матерь Божию, светло празднуя Ее Успение. «Успение - сон», а не смерть, ибо смерть Господь попрал, упразднил. Иначе, по-славянски, смерть называется еще «преставление», то есть переставление с места на другое место, с суетной плачевной земной юдоли к жизни блаженной, небесной. С этого момента только и начинается настоящая, вечная жизнь. Стало быть, для всякой христианской души смерть - не скорбь, не печаль, не горе, а радость, счастье, покой душевный. Это и подтвердила Божия Матерь, явившись в третий день по Успении Своем к апостолам в светлом небесном сиянии. Вот о чем говорит нам день Успения Божией Матери, и вот почему этот праздник - радостный, светлый, который был так любим в то доброе старое время веры и благочестия, когда сооружались многочисленные храмы и обители в честь его.

А если так, то почему же мы боимся смерти? Во-первых, по маловерию нашему, а во-вторых, по излишней привязанности к земным благам, вследствие чего никогда не думаем о смерти и не готовимся к переходу в иной мир. Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир. 7, 39). Это значит, что памятование о смерти помогает нам воздерживаться от грехов, от злых дел и запасаться добрыми делами. Как земледелец заранее заботится о том, чтобы больше и своевременно посеять зерна, дабы не голодать зимой, так надобно и нам сеять семена добра в сей земной жизни, чтобы обезпечить себя в смертную зиму. Однако звание христианина не спасет, а лишь вера и дела любви и благочестия. Кто сеет это доброе, святое, разумное семя, тот пожнет «класы» (колосья, как говорится в молитве) и в этой временной жизни, и, особенно, в жизни будущей... «И соберут Ангелы, - говорит Спаситель, - пшеницу (сеятелей добра) в житницу Небесную, а плевелы (злых грешников) предадут огню».

Так и прародители наши - Адам и Ева, пока хранили память о смерти, наслаждались блаженством, ибо Господь Бог, запрещая им вкушать плодов от древа познания добра и зла, сказал: «Если нарушите заповедь сию, смертью умрете». Но, как только они это забыли и, поверив змию, вкусили от запрещенного плода, лишились вечного блаженства. Знает враг рода человеческого, что помысл о смерти помогает нам в борьбе с грехами и страстями, и потому всячески отвлекает нас от него. Надобно поэтому помнить о сем и с Божией помощью преодолевать искушенье вражье. Тем более, что нам дарованы Спасителем все средства «яже к животу и благочестию». А пренебрегая ими, мы готовим себе тяжкую смерть. Смерть грешников люта... (Пс. 33, 22). Но самое страшное - это смерть вторая, духовная, где червь не умирает и огнь не угасает, вечная мука (см. Мф. 25, 41-46).

Итак, что бы мы ни делали, что бы ни говорили, - всё должны рассматривать с точки зрения вечности. Таким образом, проверяя себя и памятуя о смерти, избежим погибели.

Пророк Иеремия, плача над развалинами Иерусалима, размышлял о причинах гибели его и нашел, что одна из главных причин та, что Иерусалим, пребывая в нечестии, никогда не думал и не памятовал последняя своя (Плач 1, 9 и далее). Так и Родина наша... Сколько было великих святынь, храмов Божиих и всяких благ земных, но за то, что не помнили этих благодеяний и будущего воздаяния, отпали от веры в Бога, Господь и предал нас тяжкому наказанию. Доселе продолжаются казни Божии, как призывы Божии к покаянию и исправлению. Будем же помнить это вразумление свыше и памятовать о своем часе смертном, должным образом готовиться к отходу души, дабы сподобиться нам радостного «успения», «преставления», перехода в жизнь вечную.


№ 8(32)-2006


ПРОЩАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ


Прощайте друг другу... Что может быть проще и труднее этого. Верующих на свете большинство несмотря на то, что каждый верит в своего Бога, живя по принципу: «Как мы в Него верим, таков Он для нас и есть». Между тем, Бог Един, и то, что мы по-разному трактуем Его законы, ставит нас в разные отношения с Ним. А именно от этих отношений и зависит счастье нашей жизни. Чем больше мы сопротивляемся Его святой воле, тем больше горя и бед случается с нами. Мы без конца набиваем себе шишки, но упорно не желаем подчиниться спасительным евангельским заповедям, которые вовсе не являются невыполнимым законом, придуманным нам для ограничения свободы. Это и в самом деле единственно возможный принцип благополучной духовной жизни. Новозаветные заповеди - не запреты Ветхого Завета, как, например, ограничения в питании или одежде. Все испытывайте, говорит апостол, хорошего держитесь. Ну а мы, веря Богу и чувствуя Его в своем сердце, не желаем подчиниться Божьему совету в самом главном, когда это хоть в чем-то умаляет наше больное самолюбие. Мы не любим прощать, и эта болезнь нашей души стоит в ряду самых страшных и разрушительных болезней, которые я только знаю. Большинство семейных трагедий построены на этом гнилом фундаменте.

Нигде сатана так не виден, как в том голосе, который шепчет нам в ухо, когда мы жарко ссоримся с близкими людьми: «Ни за что не прощай его! Ты кругом прав и должен до конца выдержать характер, чтобы защитить свои интересы. Он виноват и пусть до конца расплатится за свою вину!». Когда мы послушно следуем подобным советам, рушатся связи с самыми дорогими нам людьми. Распадаются семьи, распадаются дружеские связи, скрепленные годами, и мы оказываемся одни среди пустого мира, в котором нас ничего уже не может радовать. Намереваясь защитить себя, свои интересы, мы по наущению сатаны загоняем себя в тупики безысходности и отчаяния. Мир, в котором мы только вчера были счастливы, превращается в пустыню, полную сожаления, обид на всех и вся, раздражения и брюзжания. И тогда мы превращаемся в подобие бесов, которые живут накоплением злобы и обид. Чем дальше идти по этому пути, тем труднее бывает вернуться назад, к нормальной человеческой жизни.

Евангельские заветы - единственное наше спасение от нас самих. Человек, не умеющий прощать, всю жизнь идет к одиночеству, а нет ничего страшнее этого пути. Одиночное заключение всегда считалось самым страшным наказанием. Ну а добровольное одиночное заключение не в каменных стенах, а в полном живыми людьми мире еще страшнее. Затаив непрощенную обиду на своего близкого, мы начинаем бояться даже встречи с ним. Нам становится неуютно там, где вчера еще было так хорошо и спокойно, — в родном доме, в родной церкви, в родном городе или деревне. У нас появляются запретные пути, запретные места, куда так хотелось бы пойти, но мы не можем, потому что боимся встретить там вчера еще дорогого и желанного человека, которого сегодня просто боимся.

Жизнь превращается в череду психических травм и становится похожей на кошмарный сон. Наказание, которое мы собирались наложить на своего ближнего, настигает нас самих и ложится на нас непереносимым грузом, потому что, осудив безповоротно другого, мы начинаем также осуждать и себя самих. Больше судить некого, а остановиться на однажды выбранном пути мы уже не можем, теперь это наша стезя.

Напряжение, которое возникает при этом в нашей душе, может легко разорвать наше сердце, и уж что действительно точно, так это то, что оно оставит на нем неизгладимые рубцы. Время, которое мы проведем в таком состоянии, можно считать потерянным для жизни. Оно не станет нам даже уроком, а только периодом болезни, которая отравит и все последующие дни нашей жизни. От этого и предостерегал нас Христос и святые апостолы, которые хотели видеть нас счастливыми, для чего они отдали свои жизни. Нам не нужно экспериментировать и на себе проверять верность Христовых заветов. Нужно сжалиться прежде всего над самими собой и не испытывать долготерпения Господнего, вечно нарушая Его заповеди, оставленные единственно для нашего блага.

Попробуйте однажды подчиниться воле Божьей и простить всех: и себя, и других. Тот покой, который наполнит ваше сердце, оставит незабываемое впечатление. Вы почувствуете радость, которую не испытывали никогда. Господь наполнит ею ваше сердце, так как именно Он один и есть всепрощение. И на Последнем суде это чувство оправдает вас. Да, мы провели жизнь в грехе и достойны наказания, но мы помним, что однажды ощутили радость полного мира и милости в своем сердце, помним и бережем в себе радость, которая наполняла нас в те дни или часы, поэтому мы достойны быть гражданами Царствия, в котором не будет зла. Если мы сумеем простить однажды, то однажды будем и прощены, по заповеди Господней, обещавшей меру за меру.

Все мы сами себе судьи, и после прихода Христова нам дана власть над своими судьбами. Мы вольны выбирать то, что посчитаем лучшим и правильным. И Евангелие призвано не пугать нас, а вести по жизни, в которой мы так мало понимаем. Оно - не цепи на руках, а штурманская карта, которая помогает нам избегать гибельных рифов и мелей незнакомых морей, через которые лежит дорога в наш вечный дом. Всякое отступление от этой карты ведет к беде, и все предупреждения, вынесенные на ее полях, спасительны и благословенны. Главное же из них то, что каким судом судите, таким и будете судимы. Это верно всегда, как в будущем, так и в настоящем. Благословен Господь, подаривший нам возможность спасения и облегчивший путь, ведущий к нему. Станьте добрее, и мир станет добрее. Это чудо, которое может совершить каждый. И из всех чудес мира это чудо больше всего и больше всех угодно Господу.

Александр Лауга


№ 8(32)-2006


ОПАСНОСТЬ АСТОРОЛОГИИ


Астрологи утверждают, что астрология - это наука, которая может предсказывать будущее и , что благую и совершенную волю Божию можно, заплатив определенную мзду, узнать от астрологов. Современная академическая наука не считает астрологию наукой, однако астрологи претендуют именно на научную достоверность своих предсказаний. Если авторитета современной науки недостаточно для того, чтобы убедить сторонников астрологии в ложности их самооценки, ясно, что речь идет не о науке, а о вере. О вере не спорят, веру выбирают.

Астрология - это не предмет спора, а предмет веры. Термин «астрология» появился в средние века. В древности астрологи назывались волхвами или магами, а астрология в современном смысле являлась элементом магических знаний. На вопрос, исполняются ли предсказания астрологов, мы должны дать утвердительный ответ, да, исполняются. Так, евангельские волхвы определили по звездам, что родился Царь Иудейский, но, придя в Иерусалим, вынуждены были обратиться к книжникам и фарисеям, чтобы выяснить, в каком именно городе Он родился. «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». (Мф. 2. 2).

Таким образом, евангельский рассказ о поклонении волхвов свидетельствует об ограниченных возможностях астрологии: некоторые предсказания исполняются в точности, но не все. Встает другой вопрос: какова цена этих предсказаний?

Блаженный Августин тем, кто полагает, что хотя бы иногда гороскопы нечто предсказывают правильно, отвечал: «Так как это служит к уловлению людей, то оно бывает действием совратившихся духов, которым попускается знать кое-что истинное из области временных предметов отчасти потому, что они обладают более тонким чувством, или более тонкими телами, или более богатым, благодаря своей продолжительной жизни, опытом. Поэтому истинный христианин должен остерегаться как астрологов, так и всяких прорицателей, особенно тех, которые говорят правду, чтобы, уловив при содействии демонов его душу, они не запутали его в свое сообщество». Словам Блаженного Августина соответствует основанная на историческом предании трагедия У. Шекспира «Макбет». Все предсказания, данные Макбету ведьмами, исполнились полностью, он стал королем, но из доблестного воина он превратился в кровавого убийцу, нашедшего свою смерть, как ему и было предсказано, от не рожденного женщиной человека, а извлеченного из утробы умершей в родах матери. В классической литературе образ астролога обязан гению А.С. Пушкина, описавшего нам «звездочета (астролога) и скопца». Предсказание также обернулось дорогой ценой: смерть царевичей, царя и самого «звездочета и скопца».

Священное Писание предупреждает нас: «Какая польза человеку, если он мир весь преобрящет, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16. 26,27). Один из столпов Церкви, святитель Василий Великий, решительно выступал против астрологии: «А в минуту рождения, как они говорят, весьма великую имеет силу — быть в виду у благотворной или у злотворной звезды. Но в словах сих, конечно, много неразумного, а гораздо больше нечестивого. Ибо злотворные звезды причину своей злотворности переносят на Творца своего. Если зло им естественно, то Создатель — творец зла. А если они делаются злыми по произволению, то, во-первых, они суть живые существа, одаренные произволом, предающиеся непринужденным и свободным стремлениям. Утверждать же сие о вещах неодушевленных есть верх безумия». О том же говорит в «Основах православной веры» св. Иоанн Дамаскин: «Эллины говорят, что восхождением, захождением и сближением звезд, а также солнца и луны управляются все наши дела; этим и занимается астрология. Мы же, напротив, утверждаем, что ими даются предзнаменования дождя и бездождья, сырой и сухой погоды, а также ветров и подобное; но предзнаменованиями наших действий они никоим образом не бывают. В самом деле, мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях. Сверх того, и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем, разум нам несомненно дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное. Поэтому мы утверждаем, что звезды не бывают причиною ничего совершающегося в мире — ни возникновения возникающего, ни гибели гибнущего».

Обличает астрологию и свт. Иоанн Златоуст: «сказано, что и при рождении Христовом явилась звезда: это значит, говорят они, что астрология есть наука несомненная. Но если Христос родился по астрологическим законам, то как же Он истребил астрологию, отверг судьбу, заградил уста демонам, изгнал заблуждение и ниспроверг всякого рода волхвование?» Святитель Григорий Богослов пишет, что астрология оскорбляет Божественный Промысел. «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинаковый конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина» (Слово 5, о Промысле). Современная жизнь свидетельствует о пагубности и крайнем неразумии тех, может быть несчастных людей, которые обращаются к оккультному знанию.

«Дар напрасный, дар случайный»…. Для человека жизнь-случайность, но не для Бога. Христианство учит, что жизнь – это дар Божий и христианин стремится построить свою жизнь по воле Божией.

Зададим вопрос — в чем смысл и цель христианской жизни? В том ли он, чтобы стараться любыми средствами узнать свое будущее? «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4.3,4).

Св. Максим Грек пишет большой труд против астрологии, называя его «низлагающим убо прелесть звездочетную и всякое волшебное неистовство, бесами изобретенное».

Преподобный Ефрем Сирин: когда приступаешь к добродетели, помни скудость ума своего и не уклоняйся от благодати Божией. Собственно, попытка узнать детали своего будущего противоречит самой свободе человека. Бог сотворил человека свободным и дал ему заповеди. Господь хочет, чтобы человек наследовал жизнь вечную. Это и есть воля Божия о человеке и Господь дал человеку все знание, необходимое для спасения. Несомненны факты прозорливости некоторых святых, однако это тоже происходит по воле Божией и вследствие горячей молитвы, искреннего обращения к Богу и высокой духовной жизни подвижников, а не из-за гадания по небесным телам.

Поэтому для полноценной христианской жизни астрологические предсказания являются ненужными и, исходя из свидетельства Церкви, греховными. А быть со Христом или быть со звездами - каждый человек выбирает сам. Более того, астрология ограничивает и свободу Божию спасать человека, указывая ему спасительный путь. Если считать, в соответствии с астрологией, что воля Божия открывается в соответствии с их предсказаниями, то как быть, если рядом нет астролога или если решение необходимо принимать немедленно?

Главное — наследовать Царствие Небесное. Святые Отцы оставили много указаний, как этого достичь. Среди этих указаний нет рекомендаций пользоваться астрологией.

Проповедь Евангелия началась словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Бога нельзя рассмотреть ни в микроскоп, ни в телескоп. Герой не тот, кто берет приступом города, а тот, кто победил самого себя.

«А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли их перед всеми.» (Деян. 19.19).

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, безчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6. 3-6).

Святые — это те удивительные люди, подвигом жизни своей угодившие Богу, вере которых мы должны подражать. Апостол Павел, свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Богослов, свт. Спиридон Тримифунтский, свт. Николай, прп. Серафим Саровский. Новые святые — сколько мучеников за Христа принес 20-й век - это те люди, которые жили рядом с каждым из нас. Люди с сиянием вечной жизни в глазах. Священное Писание призывает нас именно к этому: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь». (Евр. 13, 7-9) Вот на них мы должны ориентироваться. Но святые активно выступали против астрологии.

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители» (Откр. 22; 14-15).

Мы живем в сложное время. Многие из нас не имели возможности получить никакого духовного воспитания и образования и поэтому и не представляют, сколько опасностей может преподнести человеку духовный мир. Современные люди в большинстве своем лишены духовного иммунитета, а потому так часто становятся легкой добычей лукавого. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8), — сказал апостол Петр. Апостол говорит нам об опасности, но не для того, чтобы напугать, а для того, чтобы, приняв его слова в свое сердце, мы всегда, каждую минуту были готовы отразить вражеское нападение. Господь каждому человеку желает только спасения. Он послал в мир Спасителя, чтобы открыть людям истину о будущей жизни, о покаянии, о вечных ценностях.

На основании Священного Писания, опыта святых людей, классической литературы можно утверждать, что астрология не только не способствуют, а прямо препятствует достижению главной цели — наследованию Царствия Небесного.

Таким образом, в жизни христианина нет места астрологии, но звездам место есть: «Когда взираю я на небеса Твои, — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и Сын Человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его» (Пс. 8. 4,5).


о. Александр Ильяшенко



№ 8(32)-2006


ОБРАЗОВАННОМУ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ПРИШЕЛ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ, ЧТО ЕСТЬ "ЧТО-ТО"


Ты пишешь, что должно, в конце концов, «что-то» быть. Говоришь, что читал книгу какого-то великого астронома о звездах и тебе бросилось в глаза утверждение этого известного ученого: «В мире все необъяснимо без Бога». И это заставило тебя сделать вывод, что есть «что-то». Скажи, сын Лазарев: «Есть Бог» – и радуйся! «Есть что-то»,– так говорят многие образованные люди. Но если до конца жизни пребудешь только со словом «что-то», то и жизнь твоя останется ничтожной.

Одно мгновенное предчувствие, что видимый мир содержит какую-то великую тайну,– это еще далеко не та животворящая и плодоносная вера, освещающая наш путь и указующая цель.

Сказать, что «есть что-то»,– еще не значит увидеть свет дня. Это значит, что путник едва-едва заметил в ночном мраке расширенными своими зеницами приближение рассвета. А от него до восхода солнца еще долгий путь. Если бы ты сказал: «Есть Кто-то», заря зарумянилась бы над горизонтом твоей жизни.

Познай Творца своего, дорогой брат. Это важнее познания Его творений. Не пополняй общество тех, о которых апостол говорил: и служили твари вместо Творца (Рим. 1, 25). Се, Всевышний Художник стоит перед Своим произведением. Ты слишком засмотрелся на Его прекрасные полотна, которые поначалу открывают глаза, а затем слепят. Почему не подойдешь к Художнику и не познакомишься с Ним? Христос для того и сошел на землю, чтобы протянуть тебе руку и познакомить с Творцом. Кто не подойдет ближе к Художнику на этом свете, в Его изумительной мастерской, не познакомится с Ним, не представится и не поклонится Ему, тот не будет допущен в небесный чертог Его.

Пишу тебе это, вернувшись с похорон. В Охриде умер один благочестивый молодой человек. Лицо его на смертном одре было светло, светлее, чем при жизни. Жил по вере и в вере упокоился. Совсем молодой, но мудрый. А ты уже немолод. Мир тебе и милость от Господа.

Святитель Николай Сербский


№ 8(32)-2006


О ГНЕВЕ


Душу убивают многие страсти, и одна из них - это гнев. Христианство - это религия любви. Основатель христианства - Сам Бог. А Бог, как мы знаем, есть Любовь. Однажды ученики Иисуса Христа обратились к Нему, чтобы Он наказал жителей одного селения. Но Господь им ответил: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9, 54-56).

Где гневаются люди, там Бог отсутствует. Святитель Григорий Богослов спрашивает: «Скажи, какое другое зло хуже преступивших меру гневливости? И есть ли от этого исцеление?» В иных болезнях прекрасное исцеление - мысль о Боге. А гневливость, как только однажды мы преступим меру, прежде всего заграждает двери Богу. Само воспоминание о Боге увеличивает зло, потому что разгневанный готов оскорбить и Бога. Апостол Иаков писал: «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1,19-20).

Кто из нас не гневается и не раздражается? Иногда это мы сваливаем на свои нервы, которые у нас расшатаны от тяжелой жизни. Возможно, это и так, и у всех жизнь складывается по-разному. На чью-то долю выпала война, на чью-то - напряженность современной жизни, кто-то живет в окружении родных, у которых трудный характер, у кого-то на работе нервозная обстановка. Но все это не может служить оправданием глубоко укоренившейся в нас привычки вымещать свое раздражение, злость, дурное настроение на наших родных и близких или сотоварищах по работе.

Нередко приходится встречать в наших семьях и раздражительность, и вспыльчивость, и куда большую грубость, от которой, в первую очередь, разрушается семейная жизнь. Часто у нас ссоры возникают из-за каких-нибудь пустяков, но это вызывает ответную ненависть, желание отомстить, ожесточаются в конечном итоге сердца в целом добрых и любящих друг друга людей. Очень часто причиной гнева бывает высокомерие, гордыня, желание показать свою власть над другими, обличить его пороки, забывая, естественно, о своих грехах.

Святитель Василий Великий говорит: «Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, что другой человек много ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам обиды никогда не приведут нас в раздражение».

Когда человек гневный, ничего у него не клеится, все из рук валится. Толком не разобравшись в ситуации, мы нападаем на невинного и тогда совсем выглядим глупо и напрасно оскорбляем человека. Иногда начальствующие оправдывают свой гнев, говорят, что без твердого словца работа не клеится, но это как раз свидетельствует, что в этом коллективе нездоровая обстановка и что Бога там точно нет.

Великий русский старец Нил Сорский говорит: «Молитва за брата - это есть любовь и прощение, а призывание в помощь его молитвы - это уже есть смирение. По возможности нужно и добро ему делать, и так исполнится заповедь Господа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5,44). За то и награду Господь обещает тому высшую, нежели другим. Обещает не только Царство Небесное, не только утешение и радование, как прочим, но усыновление: «да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5,45).

Сам Господь наш Иисус Христос, положивший нам сию заповедь и обещавший такое великое, за исполнение ее, воздаяние, - как научил, так и Сам исполнил это, подавая нам пример, чтобы и мы, по возможности, подражали Ему. Сколько зла претерпел Он от иудеев за нас, грешников! И не только не гневался на них, но и молился за них к Отцу Своему, говоря: «Отче, отпусти им» (грех сей) (Лк.23,24). И все святые, шествовавшие таким же путем, получили от Бога благодать не только не воздавать злом за зло своим оскорбителям, но делали им добро, молились за них, прикрывали их недостатки, радовались об их исправлении, и когда те приходили в сознание своих зол, поучали их любовью своей и прощением.

Итак, зная, что гнев является началом того пламени, которое ожидает нас, если мы эту страсть не искореним в своей жизни, будем применять все те средства, которые указало нам Слово Божие и опыт святых отцов. Будем просить лучше друг у друга прощения, чем ходить и серчать постоянно, раздражаясь по всякому поводу и без повода. Не должно быть в нас никаких пороков и такого особенно, как человекоубийственная страсть - гнев. Будем молиться Господу Богу, чтобы Он помог изгнать нам всех бесов гнева, которые поселились в наших душах, как у себя дома, и сделали нас своими рабами.

Мы - рабы Христовы, и Христос готов нас сделать Своими сынами по благодати.

Архиепископ Варсонофий


№ 8(32)-2006


ТЫ БУДЕШЬ ЖИТЬ


казанская икона ПрБц Прошло несколько лет, но и сейчас я просыпаюсь от слов, сказанных мне хирургом в ординаторской, куда меня пригласили для беседы: «Вашу дочь спасет только чудо»; он тогда красноречиво возвел глаза вверх, откуда, по его мнению, можно было получить исцеление.

Я молилась за дочь до операции в коридоре, спрятавшись за огромными кадками с цветами, чтобы меня никто не видел. Это можно было сделать не так часто, как хотелось. И сосредоточиться во время молитвы было трудно, потому что мимо ходят люди и обрывки разговоров, смех отвлекают, мешают настроиться. Несмотря на это, я продолжала молиться, надеясь на благополучный исход операции. А затем – операция, страшный диагноз: рак головного мозга и - как приговор – «жить не более одного года».

Тогда я поняла, что «земля уходит из-под ног» - это не образное выражение, придуманное, чтобы украсить нашу речь, а реальная вещь, которая может произойти с любым человеком, испытавшим шок от тяжелого известия.

После операции у дочери была парализована правая сторона, долго не свертывалась кровь на швах, глаза «разъехались» в разные стороны, речь стала невнятной. Каждый день мог стать для нас последним. Дочь не отпускала меня от себя ни на шаг, говорила, что пока я держу ее за руку, смерть не приближается. Поэтому приходилось молиться здесь, в узком проходе между койками. Я молилась, не замечая, что в шестиместной палате лежит двенадцать человек; не замечая посетителей, которые приходили к больным, медсестер, выполняющих свои нехитрые обязанности. Я молилась. Я заново училась любить. Мы вместе обретали истинную любовь.

Через два дня после операции дочь увезли, чтобы взять из спинного мозга жидкость на анализ. Не знаю, что произошло там, но дочка описала это так: «Я вышла из тела и разговаривала с Богом, просила Его, чтобы Он оставил меня жить, и услышала спокойный, полный любви голос: «Ты будешь жить».

Мы обрели надежду.

А однажды мне приснился сон: в числе прочих людей стою около маленького деревянного домика, усыпанного цветами, а перед домиком стоит бабушка в темном платочке, повязанном по-деревенски; все молятся. Я подхожу ближе и молча смотрю на нее. И вдруг она поворачивает свое лицо ко мне и говорит: «Богородице молиться надо, Богородице» (а я в то время читала акафист великомученику целителю Пантелеимону). После этого сна прошло несколько дней, и мне привозят акафист иконе Божией Матери «Всецарица» и саму икону. Моей радости не было предела. Мы обрели веру.

После исповеди, Причастия у дочери спала температура, державшаяся почти две недели. Мы заново начали учиться сидеть, кушать, четко говорить. Все это тяжелое время помогал мне муж Георгий (ныне покойный) – он своим спокойствием, своей любовью не дал нам упасть духом, поддерживал, укреплял в нас веру.

Никогда не забуду первый наш выезд на инвалидном кресле в «цветущий коридор» (его так назвала дочка, потому что там было много цветущих растений). Муж вез коляску, я придерживала неустойчивую голову дочери. И пусть мы не проехали и половины пути, но радость была общая – еще один шаг к выздоровлению, еще одна победа над смертью.

А о смерти приходилось слышать часто - наверное, любой матери было бы тяжело слышать от родной кровиночки слова прощания, слова о смерти, и я не исключение. Приходилось, сжав волю в кулак, чтобы не разрыдаться, начинать играть спектакль - это было нередко. Я шла к холодильнику, где у меня были припрятаны самые любимые ее «вкусняшки»: апельсины, йогурт, виноград, груши и демонстративно начинала есть. Дочка сразу просила попробовать «хоть один кусочек». Но я неумолимым и строгим голосом ей объявляла: «Раз ты собралась умирать, то сладости не получишь, не буду на тебя переводить продукты. Покойникам хорошая еда не нужна». Тогда дочь, немного подумав, отказывается умирать, обещает, что будет долго жить.

Бороться за жизнь нам помогала икона Божией Матери «Казанская». Еще до операции мы решили купить настенный календарь и в нем зачеркивать дни, оставшиеся до выписки домой.

С наказом дочери купить календарь со зверушками я отправилась в киоск. Просматривая большую кипу календарей, обнаружила один-единственный календарь с Казанской иконой Божией Матери. Для меня это было как благословение, как подарок от Царицы Небесной. С большой радостью мы прикрепили его на стену рядом с кроватью, чтобы можно было любоваться на Пречистый Лик и просить об исцелении.

После операции видеть изображение Царицы Небесной дочь не могла и только водила рукой по календарю, с трудом выговаривая слова: «Пре-свя-тая Бо-го-ро-ди-це, спа-си ме-ня», - надеялась таким образом ощутить, что Она рядом, Она поможет, Она защитит.

И действительно, Божия Матерь явила нам милость Свою, помогла, исцелила, дала надежду, помогла обрести веру, научила любить.

С той поры прошло три года. Из красного угла в обрамлении зеленых веточек на нас смотрит с ласковой улыбкой Та, Которая Сама, испив горькую чашу страданий, помогает всем матерям земли не упасть духом, помогает исцелить сердца и души наших детей.

Напоследок хочу попросить вас, дорогие читатели: если вы увидите на улицах своего города человека с нетвердой походкой, не спешите осуждающе качать головой и со смешком прикрывать рот ладошкой – «пьяный (пьяная)», - может быть, это человек, который смог выжить даже тогда, когда в это никто не верил…

Дарья Смоленцева



№ 8(32)-2006


КАК ПОМОЧЬ ПЬЯНИЦЕ?


Алкоголизм имеет очень глубокие корни. И причины, его вызывающие, различны. Это и социальные условия, и традиции, укоренившиеся в народе, и индивидуальные особенности каждого человека, но самое главное, что провоцирует пьянство, - это неправильная духовная жизнь.


Именно духовная составляющая здесь занимает центральное место. А значит, и средства к преодолению этой страсти должны быть, в первую очередь, именно духовные.

Церковь как хранительница благодатных даров имеет все для помощи страждущему от пьянства. Это, прежде всего, таинства и молитвы. Если у человека есть хоть капля веры, то по молитве Церкви и ближних он может «прийти в себя» и через покаяние получить от Бога помощь и преодолеть недуг.

Путь этот тяжел, сопряжен со множеством искушений, внутренней борьбы с самим собой и темными силами, которые не захотят отпускать своей добычи.

Роль ближних в этой ситуации очень важна, так как у страдальца нет или почти нет своих сил самому бороться и молиться за себя, как должно. Он нуждается в особой помощи - как молитвенной, так и просто человеческой. Молиться же и страдающему алкоголизмом, и его ближним можно и нужно так, как благословляется Церковью. Это и частная молитва с чтением покаянных канонов, молитв об исцелении пьяниц (есть известная молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского), акафиста пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», акафиста мученику Вонифатию, акафиста пред иконой Божией Матери «Взыскание погибших». Это и соборная церковная молитва с поминовением на Божественной Литургии и на молебнах о здравии.

Борьба и путь в этом деле, как сказано, и тяжки, и долги, но Бог не оставит свое создание без помощи, тем более если человек и близкие ему люди принесут покаяние и прольют слезы о грехах своих. Если горячо, с верой призовут в помощь Божию Матерь и святых угодников, то благодать обязательно обновит человека.

Духовная помощь стоит во главе угла, но и помощью врачей-специалистов тоже пренебрегать не стоит. Порой бывает так, что прежде чем прибегнуть хотя бы к таинству покаяния в храме, болящий нуждается во врачебной и даже стационарной реабилитации. И уже придя в более или менее вменяемое состояние, может начать новый правильный путь с помощью Божией и при поддержке и понимании ближних. Сделав первые шаги, хотя бы и с помощью врача, прервав на какое-то время пьянку, нельзя успокаиваться, так как опыт - и врачебный, и духовный - показывает, что без настоящего благодатного обновления может быть либо новый срыв, либо при достаточно длительном воздержании характер человека начнет меняться в еще худшую сторону. И это подтверждает истину слов Самого Спасителя о «семи других духов, злейших себя» (Мф. 12, 45), пришедших на место первого после его временного отсутствия.

Душа, освобожденная от насилия духа злобы, но не озабоченная о стяжании Духа Святого, неизбежно обречена на более горькое порабощение уже не просто демоном пьянства, а сильнейшими князьями тьмы.

Горе пьющему человеку, не могущему и не желающему отстать от пагубной привычки. Но несравнимо большее горе тому, кто оставил пьянство, но вместо этого впал в гордость, самомнение, раздражительность, осуждение, блуд, сребролюбие, ересь.

Пьющему, но осознающему свою немощь и бедственное положение все же можно помочь. А как помочь гордому или еретику-сектанту? Очень трудно. Пьяница все же знает, что он пьяница, ибо пьет он сам и для него этот факт очевиден - сам пьет, сам болеет, сам пожинает горькие плоды своей страсти, и поэтому часто алкоголики все же стремятся как-то избавиться от недуга (хотя бывают и совершенно безнадежные случаи). Для таких-то и сказал Апостол Павел, что «пьяницы… Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10), потому что не желают его и не стремятся от худшего к лучшему, от мерзости алкогольного саморазрушения к благодатному преображению для Небесного Царства. Прочие же нуждаются сначала в осознании гибельности ситуации и желания спасения. Не просто «бросить пить», а именно - спасения души.

А спасти может только Спаситель - Иисус Христос. И вот при осознании этого и может возникнуть жажда уже не «винной радости», а жажда Христа, жажда спасения, жажда Небесного Царствия, которое, по словам Христа, «внутрь вас есть» (Лк. 17, 21) - то есть и сам человек, и его близкие, кто желает ему добра, должны молить Всевышнего прежде всего о пробуждении в нем жажды Бога и как последнего и единственного средства к преодолению страсти, и как цели жизни человека. А с этим другие законные средства, в том числе и врачебные, дадут ему дополнительную опору. Без этого, без духовного роста, без воцерковления человек либо снова будет пить с большей силой, либо придут семь злейших бесов и окончательно закроют ему путь ко спасению.

Протоиерей Олег Китов


Молитва от пьянства святого Иоанна Кронштадтского

Господи, призри милостиво на раба Твоего (имя), прельщенного лестью чрева и плотского веселья. Даруй ему (имя) познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь.


№ 8(32)-2006


МОЖНО ЛИ "ВЕРИТЬ В ДУШЕ", БЫТЬ ДОБРЫМ ПО НАТУРЕ ЧЕЛОВЕКОМ И СПАСТИСЬ, НЕ ПОСЕЩАЯ ХРАМ, НЕ СОБЛЮДАЯ ПОСТОВ?"



Прожить жизнь порядочным, честным человеком можно, но спастись без Церкви нельзя. Надеющийся достигнуть Царства Небесного своими силами, подобен человеку, который прочитал дома учебник по вождению самолета и думает, что может самостоятельно долететь до нужного места.

Спаситель пришел в этот мир и пострадал в нем ради создания Церкви. Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), -обещал Он. И Он действительно неизменно пребывает с нами в церковных таинствах. И, прежде всего, в Таинстве Причастия, в котором мы таинственным образом соединяемся с Христом. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53-54), - это обещание Спасителя, записанное свидетелем, мы можем прочесть в Евангелии.

Человека спасает не честная жизнь, не поступки, потому что тогда незачем было бы воплощаться и страдать Сыну Божию. Человека спасает Сам Господь. Но как? Через благодать, которая дается ему в Церкви. По словам святителя Филарета Московского, как необходима человеку для рождения в земную жизнь утроба матери, так же необходима ему, для духовного рождения, духовная утроба матери Церкви.

«Верить в душе», не будучи членом Церкви, все равно как носить фотографию любимого человека в кармане, избегая встреч с ним. Такой «роман» обречен. «Вне Церкви нет духовной жизни и духовно живущих лиц», - писал святитель Феофан Затворник. То, что многие принимают за духовную жизнь «без посредников», на самом деле просто букет эмоционально-интеллектуальных переживаний в комплекте с религиозно-бытовой атрибутикой. Разговор о Боге за чаем при свечах и под иконами.

Протоиерей Сергий Николаев


У одного верующего человека был неверующий сын. Отец переживал сильно, но никак не мог привить юноше религиозность. Чувствуя приближение смерти, он позвал сына:

– Исполни одну мою просьбу.

– Какую, папа?

– Когда я умру, ты сорок дней приходи в эту комнату минут на пятнадцать.

– А что мне при этом делать?

– Ничего не нужно делать. Просто сиди. Но каждый день не менее пятнадцати минут.

Сын похоронил отца и в точности исполнил просьбу: являлся каждый день в комнату и просто сидел. Так минуло сорок дней, после которых юноша сам пришел в церковь и стал глубоко верующим.

Лишь много лет спустя он осознал, сколь мудрым было отцово завещание. Отец понял, что у молодых слишком быстрый ритм жизни, сплошная суета и некогда над вечным подумать: о смысле жизни, о своей душе, о безсмертии, о Боге. Но стоит лишь остановиться, побыть в тишине – и Господь постучится в сердце.



№ 8(32)-2006


ПРИТЧА


У одного верующего человека был неверующий сын. Отец переживал сильно, но никак не мог привить юноше религиозность. Чувствуя приближение смерти, он позвал сына:

– Исполни одну мою просьбу.

– Какую, папа?

– Когда я умру, ты сорок дней приходи в эту комнату минут на пятнадцать.

– А что мне при этом делать?

– Ничего не нужно делать. Просто сиди. Но каждый день не менее пятнадцати минут.

Сын похоронил отца и в точности исполнил просьбу: являлся каждый день в комнату и просто сидел. Так минуло сорок дней, после которых юноша сам пришел в церковь и стал глубоко верующим.

Лишь много лет спустя он осознал, сколь мудрым было отцово завещание. Отец понял, что у молодых слишком быстрый ритм жизни, сплошная суета и некогда над вечным подумать: о смысле жизни, о своей душе, о безсмертии, о Боге. Но стоит лишь остановиться, побыть в тишине – и Господь постучится в сердце.




Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld