Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2006 год, выпуск № 9 (33)

№ 9(34)-2006

ЗАЧЕМ ХОДИТЬ В ХРАМ


Многие современные люди считают себя верующими, но в церковной жизни не участвуют, рассуждая так: “Зачем ходить в храм, ведь можно молиться и дома”. И все-таки дома молиться почему-то не получается, телевизор сегодня для многих заглушает духовную потребность совершенствования живой души, общения с Богом, а в церкви – длинные службы, сложные и непонятные. Людям, которые не видят смысла в посещении храма, которые считают возможной веру без Церкви, и адресованы эти строки.


Без церкви выросло несколько поколений советских людей. Веру в Бога большевики пытались заменить верой в коммунизм. Храмы разрушали, верующих преследовали, над ними смеялись, но, тем не менее, веру в народе истребить так и не удалось. Церковь, пройдя тяжелейшие испытания, выстояла, и сейчас мы видим ее возрождение. Само по себе это уже величайшее чудо, над которым стоит задуматься. Людям, не знакомым с Православием, не получившим религиозного воспитания, трудно изменить свою жизнь, многое в церковной службе остается неясным. Литургия и все, что происходит в храме, кажется странным и словно происходящим на чужом языке. Поэтому для многих современных людей вся вера выражается в том, чтобы “зайти в церковь поставить свечку”. И целый пласт культуры, уникального духовного опыта, спасительного для потерявшейся души, остается в стороне. Участие в церковной жизни требует усилий, это духовный труд, а трудиться не хочется. Более простые и доступные средства всегда под рукой: можно выпить, развлечься, сходить куда-нибудь – и человек забылся на время, а о смерти лучше вообще не задумываться. Но человеческая душа так устроена, что она все равно тянется вверх, ищет какой-то высшей справедливости, устав от обмана и суеты.

В храме время словно остановилось. Православная церковь как величайшую святыню сберегла накопленный столетиями духовный опыт. Весь порядок церковной службы, уклад, даже язык остались неизменными. Менялись времена, менялась власть, а в церквях по-прежнему шла Литургия. Не прекращалась она и несмотря на гонения советских властей на верующих. Потому что Божественная Литургия всегда имела и имеет для верующих не условный, а вполне реальный смысл. Во время Литургии человек не только вспоминает о земной жизни Христа, не только молится Богу о своих житейских нуждах, но, что самое главное, – реально соединяется с Ним в Таинстве Причащения. Это таинство установлено самим Господом во время Тайной Вечери. Как телесные болезни нуждаются в лечении, так и наше духовное существо, поврежденное грехом, также нуждается в лекарстве. И такое “лекарство” – Причастие Святых Христовых Тайн. “Энергия тратится, все разрушается. Если не будет на земле Причастия, мир развалиться”, - так рассматривал Причастие Л.Н.Гумилев.

Современный человек, окруженный всеми “благами” цивилизации, привыкает к духовной лени, бездействию, сам себя лишает этого живого общения с Богом. Иногда в силу привычки или сложившегося жизненного уклада проходит мимо храма, оправдывая себя всевозможными отговорками. И лишь когда судьба преподносит ему неожиданный удар, он задумывается о Боге, о вечности, о своей душе и, уже не мудрствуя, идет в храм. Потому что “душа сама подсказывает”, где искать спасения. Конечно, так бывает не всегда. Человек наделен свободной волей, у него всегда есть выбор: пойти в храм или не пойти. Именно свободный выбор нужен Богу. Сделать этот выбор порой бывает непросто. Иногда к этому шагу Господь ведет человека всю жизнь сквозь испытания, разочарования, сквозь успехи и провалы, счастье и болезнь, потери и обретения. В испытаниях душа человека или закаляется, или надламывается. Храм, помощь священника, молитва помогают противостоять жизненным трудностям, достойно переносить удары судьбы, слишком большие взлеты и падения, богатство и нищету. Церковь учит мудрости и терпению.

Православная церковь примером многочисленных своих подвижников показывает высокий идеал христианства, цель духовной жизни человека и его существования на Земле. Христианство учит настоящей, самоотверженной любви. Православие дает примеры такой любви. Достаточно вспомнить Преподобного Серафима Саровского, Иоанна Крондштадтского, старцев Оптиной пустыни, столь любимых в народе. Не зная Православной церкви, невозможно до конца понять ни русскую историю, ни русскую литературу.

Тысячи случаев исцелений и помощи в духовных нуждах зафиксированы и описаны в православной литературе. Сейчас эти книги доступны, в каждом храме достаточно просветительской литературы для читателей разной подготовки, людей любого возраста и образования. Человек, получивший блестящее образование, в духовном смысле может быть ребенком. И наоборот, не слишком образованный человек может быть духовно мудрым, и даже прозорливым ( как, например, святые старцы ).

Иногда человек, впервые переступивший порог храма и пытающийся найти истину, надеется увидеть в храме святых и совершенных людей, а натыкается на какую-нибудь старушку, которая его одергивает и делает замечания. Человек сразу чувствует себя здесь чужаком. Его смущает то, что люди в храме, порой даже сами священники, имеют те же житейские недостатки. И тогда ставится под сомнение то самое важное, зачем он сюда пришел, – а здесь ли нужно искать спасения? Но необходимо помнить, что, приходя в храм, человек приходит к Богу, он приходит молиться, исповедоваться Самому Богу через посредство священника (так как ему дана власть прощать грехи) и тем самым облегчить свою душу. Заглянуть в себя, именно в себя, а не в душу другого человека. Священников, плохие они или хорошие, и других служителей храма судить может только Бог. И даже если у них есть человеческие недостатки, они поставлены Богом осуществлять свое служение.

Мы приводим ребенка в школу несмотря на то, что некоторые учителя далеки от совершенства. Ведь мы должны дать своему ребенку образование. Или врач, выписывающий необходимое нам лекарство, может быть скупым, например. Нам это неважно. Мы думаем о том, как избавиться от болезни, а не о том, какими качествами обладает этот врач, является ли он идеалом.

И все-таки, если в нашем несправедливом и жестоком мире и есть островки чистоты и добра, то где их искать, как не в храме. Духовная лень обычно и есть причина того, что человек не идет в храм. Иногда будничная рутина мешает человеку посвятить воскресение посещению храма. “Шесть дней работай, а седьмой – Господу Богу твоему “, - гласит заповедь. Шести дней в неделю вполне достаточно для решения всех житейских проблем. В воскресный день не в магазин за покупками, не на концерт, а в храм должна стремиться душа.

Пребывая в храме, нужно понимать, что здесь происходит нечто очень важное, нужно заботиться о сохранении в своей душе благоговения. Иногда привычка убивает благоговение, происходит безстрашие и ослабевает ощущение святости места. Это ведет к охлаждению веры и равнодушию к церковным таинствам. Профессор философии В.Н.Лосский пишет о Церкви, что она есть “средоточие вселенной, среда, в которой решаются судьбы. Вы призваны войти в Церковь<…> Мир стареет и ветшает, а Церковь непрестанно оживляется и обновляется Духом Святым, источником ее жизни<…> Церковь есть нечто более великое, чем земной рай”.

Говорят, что, когда закрываются храмы, открываются тюрьмы. “Приходи в Церковь, - учит Иоанн Златоуст, - чтобы в любых положениях оставаться невредимым, чтобы, вооружившись духовным оружием, стать неуязвимым и неподвластным дьяволу”. В Церкви ищет человек спасения, исцеления, примирения с Богом – и находит его.


№ 9(33)-2006

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ



ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Для нас Крест – знак Божией любви к нам. Мы знаем, что на кресте был распят Господь. Мы знаем, что на нем Он умирал долгой, страдальческой, человеческой смертью. Но чувство реальности смерти Богочеловека редко пронизывает нас тем ужасом и трепетом, которые должны бы всегда жить в наших душах.

Крест – это образ; однако было время, когда этот крест был мучительной реальностью умирания Человека Иисуса из Назарета. Для нас крест связан только с Ним и с тайной нашего спасения, но в то время крест был “просто”, как ни страшно употребить такое слово, орудием пытки и смерти. На крест пригвождались преступники, чтобы мучительной смертью заплатить за зло, принесенное людям, и чтобы их страшная смерть вселяла страх в жителей окрестных городов и деревень.

Крест был наказанием для преступников; и среди распинаемых оказался Тот, Которого мы называем своим Господом, – Иисус Христос. Суд Синедриона и римского прокуратора признали Его достойным смерти за преступления. В чем же преступления Христа, за которые Он принял муки? Во-первых, образ Спасителя-Мессии, явленный людям Иисусом Христом, оказался несовместимым с тем образом, который они выработали для себя сами. Истинный, живой Богочеловек разбился об идола, созданного людьми из их представлений о том, каким Он должен быть. Фальшивый образ Мессии как будто восторжествовал над Богом, пришедшим во плоти.

Другим Его преступлением было Его учение о любви. Оно вносило страх и ужас в каждую душу, не готовую погибнуть ради благовестия, ибо Евангелие содержало страшную весть о том, что Царство Божие не допускает в себя никакого себялюбия, что человек должен отказаться от себя, чтобы жить только любовью к Богу, к людям. Ни тогда, ни теперь люди не могут этого принять легко, потому что это значит убить в себе все себялюбивое и низменное. Господь “преступил” против людей еще тем, что разочаровал их. Они ожидали политического вождя, им нужна была только земная победа над поработившей их Римской Империей, над чужой, ненавистной властью, а Он предлагал им Евангелие: смирение и кротость. Он призывал их любить врагов, подобно тому, как Отец Небесный любит всякого человека, и теперь, после Креста Господня, можем сказать: любит крестной любовью, любит до пролития Своей Крови, до смерти Своего Сына.

В то отдаленное от нас время, когда был найден Крест Господень, все это было еще близкой реальностью, его можно было коснуться, тронуть рукой. Его дерево было еще конкретно, реально и жестко, как суд и смерть. Тогда он был принят с трепетом, ужасом и любовью и был воздвигнут – поднят на высоту – Патриархом Иерусалимским, чтобы все могли видеть древо крестное, на котором, как преступник, по злой воле людей умер Царь мира и Спаситель всех, Тот, Кого Бог послал не судить, а спасти мир.

Вспомним и мы эту страшную, конкретную реальность креста и распятия, и, поклоняясь сегодня образу того Креста, перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Ответим любовью на любовь – мало поклониться Древу, если мы останемся чуждыми тому, ради чего принесена эта жертва.

Поклонимся Кресту. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы. Апостол Павел говорит, что и за друга своего мало кто согласится отдать жизнь, разве что за благодетеля (Рим. 5, 7), а Христос умер за ненавидящих Его, за людей, которые способны, как и мы, пройти мимо Его жертвы и не дрогнуть душой, не преломиться волей, не перемениться до конца.

Обратим наш взор на Крест. Сказано в Писании: Воззрят на Него, Егоже прободоша (Ин. 19, 37), взглянут на Него те, которые пробили Его ноги, руки, ребро. Таковы мы, и если только Крест нас не обновит, то рано или поздно мы станем перед Ним в ужасе, потому что нам придется ответить перед своей совестью за то, что мы прошли мимо Крестной Божественной Любви.

Митрополит Антоний Сурожский

№ 9(33)-2006

В ЧЕМ СОСТОИТ "ФЕНОМЕН" ВАНГИ


Болгарскую прорицательницу и целительницу из г. Петрича знают не только в Болгарии. О ней снимались фильмы, написано немало научных статей и книг, но лишь немногие понимают, в чем состоит истинная суть "феномена Ванги". К сожалению, кое-кто из православных даже сравнивает ее с блаженной Матроной Московской, считая Вангу глубоко верующей христианкой, чуть ли не святой. Но давайте обратимся к фактам. Хорошей пищей для наших размышлений может послужить книга ее племянницы Красимиры Стояновой "Правда о Ванге". Сама того не понимая, К. Стоянова невольно написала страшную и горькую правду, полностью дискредитирующую ее любимую тетку.


Известная на весь мир слепая «пророчица» и целительница из Болгарии, Евангелия Димитрова (1911-1996), которую все знают под домашним именем Вангела, или просто Ванга, вышла на контакт с существами параллельного мира еще в юности и получила новое имя Ванга. Как ни странно, это имя имеет значение, которого, по-видимому, не знала и сама Вангела. Может показаться случайным, но на языке жителей страны Бапенде, простирающейся между Габоном и границей Анголы, «Ванга» буквально означает «злой дух», который может вселяться в человека и, подавляя его волю, управлять им. В 1923 году Вагнгу, когда ей было 12 лет, поднял в воздух ураган и унес далеко в поле. В результате она потеряла зрение. Девочку пытались лечить доступными средствами. К сожалению, несмотря на то что все ее родственники были по рождению православными, они обратились за помощью к целителям, которых Православная Церковь называет демонослужителями. Красимира пишет: «Обратились к знахарям, к тем, кто мог заговаривать болезни». Мы видим, что 12-летней девочкой Ванга, как и многие другие контактеры, была приведена к медиумам (знахарям), через которых и был осуществлен контакт с существами параллельного мира.

В 1941 г. её второй раз посетил «таинственный всадник». С этого времени её сверхестественные способности стали проявляться постоянно. Множество людей приходило к ней ежедневно. Она могла рассказать прошлое человека. Открыть подробности, которые не знали даже близкие. Нередко она делала прогнозы и предсказания. Люди уходили под сильным впечатлением. Было ясно, что мир невидимый от неё не закрыт.

Человек, ограниченный физическим телом, не может собственными силами познавать потусторонний мир. Священное Писание и святые отцы говорят о двух источниках нашего знания мира сверхчувственного: Богооткровенный и демонический. Третьего нет. Кто давал информацию Ванге о мире невидимом? Откуда была изумляющая людей осведомленность? Ответ этот можно найти в книге племянницы Ванги: «Вопрос: Ты разговариваешь с духами? – Ответ: Приходят много и все разные. Тех, которые приходят и постоянно рядом, я понимаю». Племянница вспоминает: «Мне было 16 лет, когда однажды в нашем доме в Петриче Ванга заговорила со мной. Только это был не её голос, да и сама она не была собой – это какой-то другой человек, который говорил её устами. Слова, которые я слышала, не имели ничего общего с тем, о чем мы говорили до этого. Словно какой-то другой человек вмешался в наш разговор. Голос произнес: «Вот, мы тебя видим…», а затем мне было подробно рассказано обо всем, что я делала в течение дня до этого момента. Я просто окаменела от ужаса. Мы были вдвоем в комнате. Вскоре после этого Ванга вздохнула и сказала: «Ох, отпустили меня силы», и как ни в чем не бывало, снова вернулась к предыдущему разговору. Я спросила её, почему она так неожиданно стала рассказывать мне, что я делала в течение дня, но она ответила мне, что ничего не говорила. Я рассказала ей о том, что слышала, а она повторила: «О, эти силы, маленькие силы, которые всегда рядом со мной. Но есть и большие, их начальники. Когда они решают заговорить моими устами, мне становится плохо, а потом я целый день как разбитая. Может, ты хочешь их увидеть?». Я была крайне потрясена и громко закричала, что не хочу». Во второй книге этот рассказ передается с небольшими отличиями. Ванга сказала: «Когда они начинают говорить во мне, вернее, через меня, я теряю много энергии, мне становится плохо, я долго пребываю в унынии». Согласно учению святых отцов и вековому духовному опыту христианства, чувства угнетенности, уныния, о которых говорит Ванга, безошибочно указывают на то, что силы эти – падшие духи.

Другие демоны, бывшие источником «феноменальной осведомленности» Ванги о прошлом и настоящем своих многочисленных посетителей, являлись под видом их умерших родственников. Ванга признавалась: «Когда предо мной стоит человек, вокруг него собирается все умершие близкие. Они сами задают мне вопросы и охотно отвечают на мои. То, что я слышу от них, то и передаю живым». Явление падших духов под видом умерших людей известно с древних библейских времен. Слово Божие решительно запрещает такое общение: Не обращайтесь к вызывающим мертвых (Лев.19:31).

Из опытов Ванги и её высказываний видно, что она была близка к таким теософам как Е. Блаватская и Н. Рерих. В рассказе К. Стояновой о приезде писателя Леонида Леонова есть такая подробность: «У Ванги было тогда вдохновение, и она говорила о судьбоносных для его страны событиях. Осуществила связь с давно умершей ясновидящей русского происхождения – Еленой Блаватской. Мы действительно услышали удивительные вещи». Теософия Е. Блаватской враждебна христианству. Факт этот тоже весьма показателен. Когда Вангу посетил Святослав Рерих, она сказала ему: «Отец твой был не просто художником, а и вдохновенным пророком. Все его картины – прозрения, предсказания. Они зашифрованы, но внимательное и чуткое сердце подскажет зрителю шифр». Известно, что Архиерейский Собор 2000 года отлучил Н. Рериха, Е. Блаватскую и др. от Церкви: «Господь судил нам жить во времена, когда «много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4, 1), которые приходят к нам «в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).

Возрождаются старые гностические культы, и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некой «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой».

Гадание при помощи магического кристалла известно с давних времен. В новое время Калиостро занимался предсказанием по магическому кристаллу. Для Ванги это был один из основных способов узнать тайное о приходившем человеке. «Сахар – тоже одна из тайн Вангинова дара, так как она требует у каждого, кто ее посещает, принести кусочек сахара, побывавший хотя бы несколько дней в его доме. Когда посетитель входит, она берет этот кусочек. Держит в руках, ощущает его и начинает гадать». Сахар был доступным для всех видом кристалла, который мог каждый принести, подержав его 2-3 дня под подушкой. Дар целительства (Ванга лечила в основном травами) тоже не является свойством или неотъемлемым качеством болгарской «целительницы». Всю информацию о свойствах трав, времени их сбора, способах заготовки и методах применения она получала благодаря непрерывному контакту непосредственно от существ параллельного мира. Это становится совершенно очевидным из ее собственных слов: «Не утверждаю, что я - большой знаток трав, так как сами травы мне подсказывают. Очень часто то название, которое я произношу, мне самой незнакомо». Естественно, подсказывают названия неизвестных ей трав не сами эти травы, а «пришельцы», с которыми она давно и плотно сотрудничает.

Полагаем, что если у читателя и были прежде какие-либо сомнения, то теперь ему вряд ли нужно объяснять, что все паранормальные способности Ванги («ясновидение», телепатия, целительство) принадлежат вовсе не ей, а существам параллельного мира, с которыми она была выведена на контакт (инициирована) знахарем еще в детстве при использовании заговоров в процессе «лечения».

Попробуем теперь выяснить, какую цель преследовали существа параллельного мира, пользуясь посредничеством несчастной слепой женщины, которая до самой смерти так и осталась в неведении, что за существа пользовались ею, как передаточным аппаратом (по нашей терминологии она являлась несознательной колдуньей). Эта цель становится понятной лишь тогда, когда открываются религиозные воззрения «православной» Ванги, на самом деле ничего общего с Православием не имеющие и, более того, полностью отрицающие самую суть христианского учения о Боговоплощении.

Следует обратить внимание на одну характерную деталь: существ потустороннего мира вполне устраивает, когда их агент влияния, живущий в христианской стране, несмотря на налаженный с ними постоянный контакт, продолжает считать себя верующим христианином. Это позволяет обезопасить его, оградить от недоверия и сомнения («а не темной ли силой действует этот человек?»), даже создать ему авторитет «святого» в глазах тех, кто христианином является лишь в силу традиции, по рождению, но при этом ничего не знает и не хочет знать об учении Христа и не живет по Его заповедям.

Так, например К. Стоянова пишет: «Ванга - глубоко религиозный человек, она верит в Бога, в Его существование». В подобном обольщении своей мнимой православностью, как и Ванга, пребывают многие экстрасенсы-целители и «бабки»- знахарки и у нас в России, и в других странах, когда-то бывших православными.

Чему же учит бабушка Ванга? Об этом пишет ее племянница Красимира: «На вопрос журналиста, который взял у нее интервью еще в 1983 году, видела ли она Иисуса Христа, Ванга ответила так: «Да, видела. Но он вовсе не такой, как изображен на иконах. Христос - огромный огненный шар, на который невозможно смотреть, настолько он ярко светел. Только подобен внешне человеку, знай, тут скрыта неправда». Итак, Ванга учит, что в апостольском учении, которое говорит о том, что Христос приходил на землю в реальной плоти, подобной плоти любого человека, скрыта неправда. Это означает, что она отрицает тайну Боговоплощения.

О подобных лжеучителях апостол и евангелист Иоанн Богослов говорил: «… многие обольстители пришли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2 Ин. 1, 7). В свою очередь, и апостол Павел предупреждает: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). Но вот именно эти-то ангелы-инопланетяне, о которых упоминал апостол, и научили Вангу не верить во Христа-Богочеловека, то есть в Бога, объединившего в единой ипостаси Божественное естество и естество человеческое.

Все приведенные факты и свидетельства показывают, что «феномен» Ванги полностью укладывается в классические рамки опытов общения с падшими духами. Обитатели потустороннего мира открывали Ванге настоящее и прошлое людей. Будущее же, как учат святые отцы, демонам не ведомо. Часто они ошибаются; весьма часто лгут и неясными провещаниями приводят в недоумение и сомнение. Поэтому предсказания Ванги не только туманны, но и фантастичны.

Надо сказать, что существа параллельного мира ставят перед собой еще одну важную задачу - подготовить людей к мысли о наступлении «Новой эры». Ванга, например, готовит нас к этому такими словами: «Земля вступает в новый отрезок времени, который можно охарактеризовать как время добродетелей. Это новое состояние планеты не зависит от нас... Новое время требует нового мышления, другого сознания, качественно новых людей, чтобы не разрушалась гармония во Вселенной <…> Придет время «чудес», будут разгаданы многие тайны!».

Эта новая, как ее ныне называют на Западе, постхристианская эра, по учению Церкви, является временем прихода к власти «человека греха», т.е. антихриста. Естественно, все разговоры о новом мышлении означают лишь то, что старые понятия (в первую очередь, нравственные) якобы безнадежно устарели. Им на смену должны прийти другие понятия благодаря новому сознанию, а следовательно, должен измениться и сам человек. Даже неискушенному читателю уже понятно, что существа параллельного мира используют Вангу как проповедника идеи New age («Новой эры»), идеи изменения сознания с помощью контакта с «Высшими силами», превращения человека в «сверхчеловека», обладающего паранормальными способностями, именуемого по нашей терминологии БЕСОЧЕЛОВЕКОМ (Homo satanicus). Еще яснее тождественность Новой эры с периодом воцарения Мирового владыки (антихриста) выявляется из следующего пророчества Ванги (запись датирована январем 1988 года):
«Мы являемся свидетелями судьбоносных событий. Двое крупнейших руководителей мира пожали друг другу руки (Р. Рейган и М. Горбачев), чтобы доказать, что можно и нужно сделать первый шаг к достижению всеобщего мира. Но пройдет еще много времени, много воды утечет, пока придет Восьмой - он подпишет окончательный мир на планете».

Но ведь именно об этом «Восьмом», которого христиане называют антихристом, достаточно внятно говорится в Апокалипсисе: «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (Откр. 17, 11).

Про «окончательный мир на планете», который будет подписан антихристом («Восьмым», по выражению Ванги), апостол Павел пророчествует: «…день Господень так придет, как тать (вор) ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5, 1-3). Богооткровенные пророчества святых людей всегда имели спасительные цели. Через покаяние и отвращение от греховной жизни, через молитву людям давалась возможность избежать надвигающихся больших и малых бедствий.

В предсказаниях Ванги, которые она делала, присутствует какая-то фатальная обреченность. К. Стоянова спросила тетю: «Вопрос: Если так получается, что ты видишь данным тебе свыше внутренним зрением близкое несчастье или даже кончину пришедшего к тебе человека, можешь ли что-либо предпринять, чтобы можно было избежать несчастья? Ответ: Нет, ни я и никто другой уже ничего поделать не может.

Вопрос: А если неприятности, и даже катастрофические, грозят не одному лишь человеку, а группе людей, целому городу, государству, можно ли что-либо заблаговременно подготовить? Ответ: Это безполезно. Вопрос: Зависит ли судьба человека от его внутренней моральной силы, физических способностей? Можно ли повлиять на судьбу? Ответ: Нельзя. Каждый пройдет свой. И только свой путь».

Как уже говорилось выше, Вангу мы относим к категории несознательных колдунов, т. е. к тем из контактеров, которые не осознают до конца, что силы, которым они служат в качестве передатчиков информации и от которых получают те или иные способности, никакого отношения к Богу не имеют. Но действительно ли Ванга совсем не догадывалась об этом?.. Судя по некоторым данным, интуитивно она чувствовала какой-то подвох, ее совесть не была вполне спокойна, ее мучили сомнения: кому она служит? Это становится совершенно очевидным из следующего свидетельства ее племянницы: «Иной раз ее молитвы начинаются вопросом, идущим прямо из сердца: «Какая моя участь, Господи, и кому я служу?». И все же Ванга так и не попыталась выяснить мнение православных священнослужителей по поводу ее странных и настораживающих контактов с «богом», инопланетянами и «душами умерших». А жаль.


Игумен N, по книге «От чего нас хотят «спасти»», изд. «Даниловский благовестник».


№ 9(33)-2006

СЛОВА СПАСЕНИЯ



Старец Сергий ( Шевич, 1903 - 1987 ) - одна из самых ярких фигур русского церковного зарубежья на Западе. Он переписывался с преподобным Силуаном и со знаменитым игуменом Харитоном с Валаама, был духовником Николая Бердяева, Владимира Лосского и знаменитого иконописца Григория Круга. Его учение было очень простым, конкретным, тесно связанным со своими евангельскими и святоотеческими истоками, глубоко укорененным в личном внутреннем опыте "жизни во Христе". Оно может оказаться полезным для всех верующих, стремящихся в рамках повседневности вести более глубокую жизнь. В этом номере мы публикуем малую часть высказываний отца Сергия, которые были собраны его
ближайшими учениками.


Молитва – это дыхание. Молитва должна стать для нас абсолютным правилом. Мы должны молиться во что бы то ни стало, ибо это – вопрос жизни и смерти. Мы дышим не по собственной воле; мы не ищем поводов к тому, чтобы дышать; мы не обсуждаем необходимости дышать, мы не задаемся вопросом о целях дыхания. Мы знаем, что если перестанем дышать, то умрем. Без дыхания тело не может жить; без молитвы не может жить дух. Мы должны относиться к молитве как к чему–то абсолютному, что не подлежит обсуждению. Нужно сказать себе: “Это так, и все тут”. Мы должны установить себе молитвенное правило, которого будем придерживаться во что бы то ни стало. Нет молитвы без усилия. Главное: когда молитва не идет, нельзя бросать ее, нужно упорствовать.

Молитва – это как свет, который освещает все и который позволяет нам лучше разглядеть глубины своей души. Молиться нужно прежде всего о покаянии, о сокрушении, о смирении. Сосредоточиться на богослужении и лучше воспринимать службу мы можем благодаря Иисусовой молитве. Молитва должна стать необходимостью. Молитва должна связывать воедино все наше существо. Молитва – единственное средство, при помощи которого мы можем победить искушения.

Молитва – это язык иного мира. И мы рано или поздно должны будем перейти в мир иной. Когда мы собираемся переезжать в другую страну, нужно, чтобы мы умели говорить на ее языке. Молитва учит нас этому языку. Правило жизни: больше молиться и меньше рассуждать.

Говорить, что не имеешь желания молиться, - это безумие, это как если сказать, что не хочешь дышать. Это тяжкий грех.

Что очень важно для духовной жизни, так это постоянство, верность и регулярность в молитве. Духовная жизнь- это длительный труд. Нужно быть готовым всю жизнь бороться с “ветхим человеком”.

Вся сила для борьбы с грехом приходит от Бога, и получаем мы эту силу по молитве.

Молитва об усопших очень важна для них и для нас. В то же время она является исповеданием веры в то, что смерти не существует.

Есть вещь, которой нужно бояться как чумы, - это осуждение ближних. Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы не осуждать других, так как этот грех всегда обращается против нас. Осуждение ближнего связано с гордостью, а гордость – это наш главный враг. От нее – все наши несчастья.

Все люди нуждаются в нашей доброте. Нужно не осуждать людей, а молиться за них, потому что они несчастны. Все люди больны. Нет ни одного, кто был бы духовно здоров. Каждый грех – это болезнь. Но даже если люди кажутся счастливыми, чувствуют себя хорошо, с точки зрения жизни вечной они больны. Их недуг в том, что они не знают Бога. Многие, кто не знает Бога, поражают нас своим добродетельным поведением. Очень часто нам оказывается до них далеко. Зачастую христиане бывают хуже других людей. Но эти другие люди не знают Бога, и их грех – в этом. Это самый значительный и самый тяжелый из грехов.

Крещение не избавляет нас механически от первородного греха, оно дает нам силы бороться. Бог предпочитает того, кто грешит и кается, тому, кто думает, что не грешит, и не раскаивается. Если в первые века христианства чудеса происходили чаще, чем теперь, то это потому, что они являлись самым подходящим средством для того, чтобы впечатлить и обратить язычников. В наши дни они уже не принесут такой пользы; сами чудеса стали, скорее, не внешними, а внутренними: самое большое чудо из тех, что бывают и которое совершается на протяжении веков у огромного числа христиан, не проявляясь при этом внешне никаким зримым образом, - это чудо полного преображения внутреннего человека Божественной благодатью.

Нужно изо всех сил стараться не впадать в гнев. Гнев изгоняет благодать. Благодать – как птица: спугнешь ее, и она улетит.

Нельзя переживать пост, как свод правил: это, в первую очередь, повод к тому, чтобы изменить свою жизнь. Все это дано нам, чтобы изменить свою жизнь. Все это дано нам, чтобы мы, по слову Писания, изменились.

Каждый день нужно проживать так, как будто он – единственный в нашей жизни.

Искать нужно смирения, а не святости, так как святость без смирения – лишь тщеславие. Ангелы, которые пали и стали бесами, обладали совершенством, поскольку были ангелами, но не имели смирения. Вот почему, обладая лишь совершенством, они стали бесами. Смирение – это самый краткий путь к спасению, без которого рушится все.

Болезнь может стать полезной для человека, преобразить его. Но она может принести и вред, если станет для человека единственным предметом безпокойства, и он будет думать только о ней.

Основа всего – это евангельское учение. Евангелие – это всеобъемлющая программа нашей духовной жизни.

Покаяние – это ключ к духовной жизни. Оно позволяет нам облечься в ту брачную одежду, без которой нас выставят вон.

Необходимо прежде всего думать о том, что на этой земле мы проездом, как на вокзале. Нам нужно сесть на поезд, но когда он приедет, мы не знаем. Когда мы уйдем из этой жизни, то оставим все. Надо прямо сейчас начинать думать о своей жизни там и о том, как мы предстанем пред Богом. В Писании сказано: «Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39).

Мы должны непрестанно стремиться к Царствию Небесному. Нашей целью постоянно должна быть вечная жизнь.


Составлено по книге Жан-Клода Ларше «Старец Сергий», изд. Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного уневерситета.


№ 9(33)-2006

ГОРОД СВЯТОЙ ЛЮДМИЛЫ


ГОРОД СВЯТОЙ ЛЮДМИЛЫ
Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя - Людмила, как у нас в России. Даже в Чехии, на родине великой святой, имя ее почти забыто. О самой мученице Людмиле нет сведений ни в одном путеводителе по Праге. А называют здесь этим именем в наши дни довольно редко даже и Православных чешек. Храм Святого Георгия некогда был самым древним Православным храмом в Праге. Потом он стал католическим, а сейчас в нем музей. Там и покоятся святые мощи этой великой Православной святой. Но к ней паломников не пускают. Даже за деньги.

В Чехию, в Прагу я ехать не собирался. Но как только позвала меня туда Святая Людмила - ни минуты не раздумывая стал собираться в это непростое паломничество.

Я созвонился с настоятелем русского Православного храма Успения Божией Матери, что на Ольшанском кладбище г. Праги, Архимандритом Сильвестром (Вайло). Он так мне сказал: «К святой Людмиле даже с полицией не пропустят. С величайшим трудом мы добились права служить у ее мощей в дни ее памяти - вечером 28 сентября соборный акафист и 29-го совершать Литургию. А в остальные дни не пускают к ней никого. Если бы там были католики, с ними еще можно было бы договориться. Но там атеисты сейчас командуют. «Трудно тебе будет - но с Божьей помощью ты к ней все равно попадешь…» На Божью помощь, да на помощь Святой мученицы Людмилы Чешской я и рассчитывал, когда с молитвой шел «штурмовать» музей в базилике Святого Георгия. Остановить меня было сложно - словно бы неземной какой-то ветерок легким нездешним дыханием гладил мне спину. Это благодать великой святой прокладывала мне дорогу.

- Вы Православный священник? - с надеждой в голосе спросили меня на входе. Им нужен был хоть какой-то предлог, чтобы достойно «сдаться».

- Нет, не священник. Но русский и Православный. Пустите!

Смотрители музея переглянулись. Между собой тревожно заговорили на чешском. Им было трудно на что-то решиться. Потом пошли к директору музея. Может, он разрешит. Но я был уверен - пустят!

И тут произошло чудо! Молодой мужчина с одухотворенным лицом вдруг неожиданно подошел ко входу в храм и твердо сказал смотрителям, указывая на меня: «Пустите! Он со мной». А мне шепнул: «Я, как и вы, Православный…»

И нас пропустили! Вот уже мы идем в тот зал, где лежит первая славянская святая мученица. Еще в девятом веке обратившая эту землю к Истинному Богу - Христу! Все двери растворяются, все запреты снимаются. Людмила встречает нас! Молюсь у древнего Престола, под которым покоятся ее святые мощи. Молюсь о своей жене - Людмиле. О других знакомых русских Людмилах молюсь, о себе. О России…

Александр, так зовут моего проводника, проявляет нетерпение: мы уже слишком долго тут находимся. А более десяти минут тут быть нельзя. Служители музея могут начать безпокоиться. Прикладываем иконы к святой гробнице. Александр помазует меня маслом из лампадки от раки с мощами св. Людмилы. Только сейчас заметил - да ведь тут теплится Православная лампадка! И иконочка этой святой стоит на Престоле. Что за чудеса!? «Потом все объясню», - отвечает на мой изумленный взгляд Александр Римарчук. А пока есть еще время, я вновь припадаю к гробнице с мощами святой. Но вскоре Александр вежливо похлопал меня по плечу со словами: «Нам пора…»

Выходим. Наконец-то знакомимся. Александр Римарчук родом из Донецка. В Праге живет с 1998 года. Ему тридцать лет. Уже пять лет он служит псаломщиком в Православном храме Святителя Николая в этом старинном городе. А до этого полтора года был чтецом Успенского храма в Ольшанах. Каждое воскресенье на протяжении целых семи лет он читает акафист Святой Людмиле у мощей этой святой. К нему тут привыкли все - и католики, и атеисты. Его везде пускают. Все двери для него открыты. Так случилось далеко не сразу, но он вымолил это право за долгие годы трудов. И вдруг меня осеняет: а ведь сегодня будничный день, почему же мы встретились?

- Сегодня я привел своих знакомых из России к мощам этой святой. Только со мной сюда пускают паломников. И вот, когда вышел из храма Святого Георгия и молился у стены, где покоятся мощи другого чешского святого - преподобного Прокопия Сазовского, - и вдруг оглянулся и увидел тебя: с бородой, Православно крестящегося на ходу. Очень ты крепко шел, как на приступ. Я как-то сразу понял, что идешь ты к мощам. И решил вмешаться. Святая Людмила устроила нашу встречу!

«Если бы чешские власти дали разрешение Православным людям посещать храм Святого Георгия и молиться у мощей святой Людмилы, многие паломники из России и Украины стали бы приезжать сюда, - говорит псаломщик Александр Римарчук. - Но такого разрешения на сегодняшний день нет. И потому мы до сих пор не можем создать в Праге Православный паломнический центр. Мощи святой Людмилы сегодня принадлежат чешскому государству. Люди, отвечающие за сохранность памятников истории и культуры, почему-то не заинтересованы в допуске людей к мощам святой Людмилы. Они считают, что это нанесет вред историческим памятникам, в разряд которых чиновники зачислили и мощи великой чешской святой».

Думаю, это враг рода человеческого не хочет пускать людей к святой Людмиле! И нам нужно много молиться, чтобы это сопротивление преодолеть. Я надеюсь, что в Прагу когда-нибудь приедет жена президента России - Людмила Путина. Она верующий человек, и потому она обязательно захочет поклониться мощам своей Небесной покровительницы. Я молюсь о том, чтобы Святая Людмила устроила нам встречу. И тогда я расскажу ей правду о том, что здесь происходит, и попрошу ее вмешаться в ситуацию.

Как бы ни фантастично выглядела эта картина, я допускаю, что и это может произойти: видел уже и на себе испытал, какие дивные дела совершают святая Людмила и ее верный пражский рыцарь - чтец Александр…

«У бывшего президента Украины Леонида Кучмы жена тоже Людмила, - продолжает рассказ Александр Римарчук. - И у того, кто должен был стать новым президентом Украины, но не стал им, Виктора Януковича - жена также носит имя Людмила. Она Православная воцерковленная женщина. Все это не случайно! Я молюсь за всех этих трех таких влиятельных Людмил, и очень надеюсь, что кто-то из них добьется для нас права свободного доступа к мощам этой святой. Но особенно надеюсь, что это сделает Людмила Путина!»

Несколько лет назад заболел один крупный чешский чиновник, от решения которого зависит пропуск паломников к святыне. И даже не зная, какой веры этот человек, Александр стал горячо молиться о нем у мощей святой Людмилы. И этот руководитель передавал из больницы через других людей слова благодарности русскому парню. Передавал, что ему становится легче от его молитв, а исцелившись велел всем работникам музея пускать Александра к мощам в любое время. С тех пор проблем с проходом к месту упокоения святой Людмилы для Александра не возникает.

Сейчас на раке с мощами святой Людмилы теплится Православная лампадка. Немало трудов потратил Александр Римарчук, чтобы чешские власти пошли навстречу этой его смиренной просьбе! Ему не отказывали и не разрешали. Тогда он, помолясь, взял да и затеплил лампаду - на свой страх и риск. Служители это не запретили. Теперь, когда он по воскресеньям читает акафист этой святой, на ее мощах горит лампада. А потом и иконочка святой Людмилы Чешской стараниями Александра здесь появилась. Эту икону Александр купил в московском Свято-Даниловом монастыре. Православная икона эта встречает и провожает пока еще редких паломников из России. Но верю, теперь сюда их будет приезжать больше и больше. Ведь каждую неделю чтец Александр на этом святом месте возле мощей Людмилы возносит молитву о всех известных и неизвестных ему Людмилах. А их в России тысячи и тысячи! Святая мученица Людмила, моли Бога о нас!

Антон Жоголев

№ 9(33)-2006

СПАСИТЕЛЬ И БУЛЬДОЗЕР


СПАСИТЕЛЬ И БУЛЬДОЗЕР Обезпеченные иудеи выкладывают большие деньги, чтобы забронировать себе последнее пристанище под зелеными оливами в библейской долине Иосафата. Предполагается, что это должно обезпечить лучшее место в раю. А вот православный храм, что расположен на сотню метров выше кладбища – на святой для христиан Елеонской, или Масличной горе, кое-кому показался очень неуместным. Ровная площадка, из которой сквозь бетон местами «растут» скрюченные пучки железной арматуры, да остатки булыжной алтарной апсиды: трудно поверить, что еще недавно здесь была красивая церковь. По мощеной дорожке ко мне приближается фигура в черной куртке и лыжной шапочке с вышитым на боку красным крестом. Торчащая клочьями седая борода, горящий взгляд. Это архимандрит Иоаким, человек, которому уже пришлось много пострадать за Христа. И кто знает, может еще предстоит.

Христиане всегда хотели молиться здесь, поскольку Спаситель вознесся отсюда на небо. Служить в восьмигранной часовне неподалеку, которую византийский император Юстиниан построил над реликвией - отпечатком стопы Христа на камне, - православные христиане могут лишь раз в год. Да и то за деньги. Даже чтобы просто приложиться к «стопочке», каждый пилигрим должен уплатить мусульманину джизью (пошлину). Не стала исключением и наша паломническая группа. Дело в том, что со времен арабского завоевания Палестины часовня превращена в мечеть.

Чтобы решить проблему, еще в XIX веке Иерусалимский Патриарх Кирилл купил в десятке метров от места Вознесения участок земли, усаженный масличными деревьями, размером 10 гектаров. Однако, когда решили возвести на нем храм, османские власти запретили строительство. После образования государства Израиль Иерусалимская Православная Церковь активизировала свои усилия. Двадцать лет назад на Елеонской горе поселился архимандрит Иоаким. Грек, родом с острова Хиос, он приехал сюда вместе со своей матерью Анастасией. Они обратились в Иерусалимскую мэрию за разрешением построить церковь. Но хотя участок и принадлежал Иерусалимскому Патриархату, израильские власти, подобно османам, ответили отказом. Территория была объявлена «грин лэнд», то есть местом, на котором строительство запрещено.

Тогда, на свой страх и риск, отец Иоаким решился начать строительство тайком. Православные рабочие-арабы вырыли в каменистом грунте котлован и сделали нижний храм. Над ним было возведено основное помещение. Дело спорилось. Оставалось лишь водрузить кресты на куполах, когда случилось непоправимое. На рассвете 23 июля 1992 года окрестности огласил рокот работающей техники. На священную для трех мировых религий Елеонскую гору под охраной солдат медленно вползла колонна тяжелых тракторов. Отец Иоаким и Анастасия были в отъезде, когда окружающая православную собственность кирпичная стена рухнула. В образовавшийся пролом, лязгая гусеницами и отплевываясь дымом, вполз красный бульдозер. Началось методичное разрушение храма. С грохотом рухнули алтарные апсиды. Крыша вместе с куполом провалилась внутрь. В столбах пыли трактор разъезжал туда-сюда по обломкам кирпичей, иконам, деревянному распятию, пока не превратил все это в жуткую кощунственную кашу. Верхний храм лежал в руинах, пришла очередь нижнего. И тут произошло нечто необъяснимое...

Отец Иоаким подводит меня к двухметровой иконе Спасителя в необычной овальной раме. Она занимает все пространство от пола до низкого потолка подземного грота, где сейчас ютится о.Иоаким. Подвал – это все, что осталось от храма Вознесения. В тесном пространстве под низкими сводами едва могут поместиться человек десять. Зажигаю восковую свечу и ставлю ее в ящичек с песком перед иконой. Христос Вседержитель поднял руку в благословляющем жесте. Вокруг изображения надпись по-гречески. Ничего необычного. Однако вот что рассказал мне священник.

Когда израильтяне принялись долбить дыру в полу, чтобы добраться до нижнего храма, икона Спасителя, которая находилась там же, где сейчас, упала со стены и покатилась в сторону бреши, пробитой в потолке разрушителями. Она остановилась именно под этим местом. Затем икона начала вращаться вокруг своей оси. В этот момент вся техника, участвовавшая в разрушении, заглохла. Попытки снова завести бульдозеры не увенчались успехом. На всех участников акции напал ужас, и дальнейшее уничтожение было остановлено. Но и на этом драма не закончилось. Разгневанные тем, что храм не удалось уничтожить, экстремисты неоднократно предлагали отцу Иоакиму убраться с «их территории». Однажды, после многочисленных угроз, злодеи решились на преступление. На отца Иоакима и его престарелую мать было совершено покушение. Несколько человек в масках проникли на территорию храма, напали на архимандрита и стали безжалостно избивать его. Священник, весь израненный, чудом всё-таки смог вырваться из рук убийц. Он поспешил к матери, чтобы сообщить ей, что случилось, но нашел ее мертвой. Руки женщины были связаны. Ее задушили. Преступников найти так и не удалось. Израильская полиция признала только, что злодейство совершили иудейские фанатики.

Мученицу Анастасию причислили к лику местночтимых святых. Когда по благословению Иерусалимского Патриарха совершили открытие гробницы, тело мученицы было обнаружено нетленным и благоухающим. Её мощи почивают здесь же, в боковом приделе храма. Недавно Анастасия явилась отцу Иоакиму во сне. На лбу у нее были три раны, из которых текла кровь. Она сказала сыну: «Эта кровь пролилась ради этого святого места, для того чтобы здесь была церковь». Десять лет, минувших после трагедии, отец Иоаким безуспешно пытался получить разрешение на создание храма. И вот теперь, как сказал священник, разрешение на возобновление строительства получено. Это произошло вскоре после явления ему матери во сне. Пока что на месте будущей церкви Вознесения только восстановлены престолы. На них отец Иоаким служит литургию под открытым небом. Он молит о помощи Бога и свою мать – святую Анастасию.

Сергей Путилов, отрывок из книги «Просите мира Иерусалиму», изд. «Благо».


Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld