ГОЛОС ИЗ ВЕЧНОСТИ О ВОЗРОЖДЕНИИ РОССИИ |
|
|
|
Сегодня, когда главный вопрос нашей жизни, нашей судьбы, нашего спасения вечного (и земного будущего наших детей) - это вопрос: «Воскреснет ли наша Россия?», - равнодушие и промедление недопустимо. Не первый год задаем мы его. Не первый год Православная Церковь, скорбя о померкшей русской славе, возносит ко Господу молитвенный вопль своих духовных чад, надеясь и веруя, что воскресение совершится. И теперь безсмысленно и неразумно толковать о том, как спасти Россию, если мы сами себя не желаем спасать: если мы нисколько не исправляемся, не изменяемся к лучшему, продолжаем упорно быть вольнодумцами и самолюбцами; если живем как неведущие Бога, в нравственной нечистоте и распутстве, отказываемся от своего православного русского имени, думая лишь об устройстве своего земного благополучия, земной карьеры; если страдая властолюбием, нелепым чванством и гордынею, понуждающими нас враждовать друг с другом по самому ничтожному поводу, мы не только не хотим по-братски, с любовью помогать и уступать друг другу, но клевеща и злобствуя, «друг друга угрызаем и снедаем», по выражению Апостола (Гал. 5:15). У нас есть единственный путь спасения - путь объединения вокруг наших вековых святынь, путь возрождения русской соборности и державности, путь духовного прозрения и очищения. Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, значит сумеем возродить и Святую Русь. Отступимся - Россия погибнет. Для того, чтобы свершилось чудо, нужна сила Веры. Если мы сможем в себе эту силу сохранить и приумножить, тогда сбудутся и многочисленные пророчества о воскресении Святой Руси. Говоря о конкретных условиях возрождения, скажем прямо: пока не произойдет воцерковления общества - Русского Воскресения в полноте своей не случится. Пока интеллигенция не преодолеет родовую болезнь - интеллектуальную гордыню, пока не признает главенствующего, спасительного значения строгих церковных форм духовной жизни - Возрождения не произойдет. Да - к великому сожалению, у нас есть враги. Да - противостоящие России силы обладают огромной экономической, финансовой, военной и политической мощью. Враги России прекрасно понимают, что они делают. Огромные деньги, силы и средства брошены на то, чтобы не допустить духовного возрождения нашего Отечества. Они даже не дают себе труда это скрывать. Отношение людей и народов к дару спасения (принятие или отвержение) в конечном счете определяет судьбу как отдельного человека, так и целого народа. В своем отношении к Церкви, хранящей дар спасения, человек свободен. Свобода заключается в выборе между добром и злом, добродетелью и страстью, законом Божиим и беззаконием, христианским долгом служения и своеволием, произволом. Дарованная каждому из нас при сотворении мира свободная воля позволяет выбирать - на чьей стороне будем мы участвовать в брани. Святая Церковь Православная оставлена Спасителем в этом безумном, мятущемся мире с той целью, чтобы помочь человеку сделать правильный выбор, своевременно и верно отличить добро от зла, истину от лжи и лукавой подделки. Она дает всякому произволяющему силы в борьбе со злом, врачует сердечные раны, наносимые грехом и страстями, от рождения и до смерти сопровождает верующего, дабы спасти его душу и соделать смерть переходом к блаженной вечности богообщения, а не ко тьме кромешной, «где червь... не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:44). Никто не знает, сколько еще отпущено нам, чтобы опомниться и исправиться, поэтому каждый, не откладывая, не медля, спроси себя: «Не я ли причина нынешнего позора? Не мой ли грех удерживает Отчизну в бездне падения? Не мое ли нерадение отлагает светлый миг воскресения?» Враг спасения человеческого, сатана, прилагает сегодня неимоверные усилия, чтобы воспрепятствовать обращению людей к спасительной церковной благодати. Под влиянием этого лукавого и лживого духа сейчас особенно умножились еретики и сектанты, пытающиеся совратить неискушенных и доверчивых, выдавая свои безблагодатные собрания за истинную Церковь. Пользуясь недостаточным образованием общества в религиозных вопросах, пользуясь нашим нерадением и бездеятельностью, непрошенные проповедники сеют семена разделения, стремясь отторгнуть от Церкви верных и воспрепятствовать обращению, воцерковлению тех, кто начинает осознавать ложь и суетность мира сего. Каббалистика и теософия, астрология и гипноз, кодирование и медитация, экстрасенсорные воздействия на человека, парапсихологические методики «лечения» определяются церковным вероучением ясно и недвусмысленно как чародейство, волхование и колдовство - богомерзкие сатанинские «искусства», губящие и калечащие безсмертную человеческую душу. Душа человека создана, как драгоценный сосуд, для принятия даров Святого Духа. После грехопадения она их лишилась и теперь смертельно больна. Так вот, - Церковь есть больница для души. И общество будет устроено здраво тогда, когда оно сделает все возможное, чтобы больница эта могла с наибольшей эффективностью, спокойно и мирно врачевать человеческие души. Нам не кажется странным, например, что невозможно безнаказанно нарушить законы физические, законы бытия материального мира. Никому не придет в голову, скажем, выходить из дома через окно десятого этажа. Закон всемирного тяготения своим естественным действием накажет такого безумца. Но, помимо мира материального, существует и мир духовный, невидимый, законы которого ничуть не менее определенны и категоричны, чем те, что управляют движением материи. Это и неудивительно, ибо Творец и Основоположник законов - и тех, и других - один и тот же, Сказавший: «Аз есмь, и несть Бог разве Мене...» Силы зла обретают в современном мире все большую власть. Но происходит это не из-за того, что их носители как-то по-особому умны и предусмотрительны. Нет, зло возрастает по мере того, как мы сами (!) отступаем от Заповедей Божиих, добровольно отсекая себя от жи-вотворного Источника добра и правды, справедливости и любви. Русская история - лишь часть общей истории человечества, начавшейся с момента грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Концом ее станет второе славное пришествие Христово с последующим Страшным Судом и преображением мира. Главное событие истории - воплощение Иисуса Христа, Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася», основавшего на земле с целью усвоения людьми дарованного Им спасения «едину святую соборную и апостольскую Церковь». Оглядывая отечественную историю, непредвзятый наблюдатель повсюду находит несомненные следы промыслительного Божия попечения о России. События здесь происходят почти всегда вопреки «объективным закономерностям», свидетельствуя о том, что определяют историю не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие «чин естества» и недалекий человеческий расчет. Чудо сопровождает Россию сквозь века. Не раз и не два казалось, что смуты и мятежи, агрессии и войны уничтожат российскую державу. И все же каждый раз милостью Божией Россия возрождалась. Религиозный смысл русской истории выходит далеко за рамки национального значения. «На костях мучеников, - пророчествовал задолго до революции о. Иоанн Кронштадтский, - как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верой в Христа Бога и Святую Троицу; и будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь». Именно эта роль России, как последнего убежища истинной веры, последней, всеми гонимой Церкви времен общей апостасии и воцарения антихриста, придает русской истории вселенское, космическое значение. Мы забыли, что мы - народ, русский православный народ, народ Божий, и многие беды наши - личные, мелкие - суть лишь следствия одной великой всенародной беды: безудержного разгула в России безбожия и сатанизма. А мы все будто чужие друг другу. Каждый сам за себя, каждый сам по себе. И в молитве, и в жизни. И в Церкви, и в миру. Вонмите гласу Церкви, приидите под благодатный покров Русского Православия - и не будет в мире силы, способной одолеть наше соборное единство! Русское будущее немыслимо без опоры на Православие. Православная Церковь - единственный в отечественной истории общественный организм, просуществовавший неизменным на протяжении всех ее десяти веков. Менялось все - лишь Церковь оставалась непоколебимой в своей благодатной, Богоданной полноте и духовном совершенстве. Восстанем же, братия! Будем бдительны. Облечемся в святую ревность, отринем уныние и робость. Приведем свою жизнь в соответствие со спасительным вероучением Православной Церкви. Се, ныне Господь призывает нас поработать на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак, будь ревностен и покайся» (Апок. 3:15-16,19). Помните, что христианство - это не просто философское учение, это не какое-то вымышленное миросозерцание, нет. Христианство - это образ жизни, и оно требует от каждого члена Церкви постоянного бодрствования, постоянной борьбы. Мы все являемся как бы воинами, которым дано то или иное духовное оружие. Мы обязаны все совокупно идти на поле брани. И, как говорит ап. Павел, наша брань обращена не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных, против мироправителей тьмы века сего, т. е. против дьявола. Вот в чем заключается наша брань. Православная Церковь - соборная совесть народа. Она, как заботливая мать, воспитала в нем его лучшие черты. Она сурово обличала его грехопадения и давала силы восстановить утраченное. «Кто жаждет - прииди ко Мне и пей», - возглашала Церковь словами Священного Писания и щедро поила пришедших и уверовавших живой водой евангельской правды. Прочтите - верующий вы человек или нет - Нагорную проповедь Иисуса Христа, Господа нашего, подъявшего на рамена Свои груз всех грехов, неправд и злоб наших, претерпевшего во искупление их унижения и издевательства, оплевания, биения и страшную, поносную смерть на Кресте - прочтите эти свидетельства безграничного милосердия Божия (Евангелие от Матфея, гл. 5, 6, 7) и скажите честно: где-нибудь, когда-нибудь встречали ли вы учение более возвышенное, чистое и преисполненное любви?... Самонадеянный гордец ничего в Церкви не поймет. В упор будет смотреть - и не увидит. Чудеса будет наблюдать - и не заметит... Так что если кто искренне правды взыскует, тому прямая дорога в Храм. Митрополит Иоанн (Снычев) |
|
№ 10(34)-2006 |
СОЛЬ ЗЕМЛИ |
Главное идет от семьи. Семья по-православному, по-христиански есть малая Церковь. Вся наша жизнь — это множество малых Церквей, которые живут большой Церковью. Все мы имеем здесь, на земле, отца и мать, а их первообраз — это Отец Небесный и Матерь Божия, Заступница усердная рода христианского. Поэтому верующие и называют друг друга братьями и сестрами. Так что основа всей жизни заключается именно в семье. Все в мире связано. Церковь, конечно, врата адовы не одолеют, но общее влияние мира, общий уход от веры влияет на семью. Первые христиане жили все вместе — единым сердцем, единой душой. Долго, конечно, это не могло продолжаться, потому что такое возможно только в небольших размерах. Это же малое стадо. И как в жизни не встречается на каждом шагу золота, бриллиантов, алмазов драгоценных, так и духовные ценности на каждом шагу не лежат, их не бывают горы. Видимо, в том-то и ценность православных семей и вообще людей, живущих православной, христианской жизнью. Сказано же: «Вы есте соль земли». Соли ведь сколько граммов кладут, чтобы что-то посолить? Немного. Поэтому такие крепкие семьи — как драгоценность, как соль,— не часто встречаются. Но они должны быть, они всегда есть, потому что на них ориентируются. Вот, к примеру, не все же святые. А святые являются светильниками, на которых смотрят, с которых берут пример. Апостол Павел сказал: «Подражателе мне бывайте, якоже и аз Христу». А Христос сказал: «Я и Отец — одно... будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». И вот это преемство живое, учительство от старшего поколения к следующим поколениям, младшим, оно в настоящей семье всегда присутствует. Почему враг все время старается расколоть семью? Вот у нас все пытались построить новое общество, лозунги разные выдвигали. А это совершенно безполезная работа, ничего не дающая, если в ее основу не положить твердую семью. Лет тридцать назад директор тридцать первой школы в Москве, в которой мои дети учились, Суворов, беседовал со мной около двух часов, даже больше. Если кто-то заходил к нему, он говорил: «Нет, нет, мы заняты». Хотя я священник, а он человек партийный, кандидат биологических наук, с большим педагогическим стажем, разговаривали мы с ним с удовольствием, потому что говорили на одном языке, у нас не было никаких разногласий. А ведь это были семидесятые годы. Да, и он сказал тогда очень важную вещь: «Дайте мне воспитанную мать, и я покажу вам воспитанных детей…» А еще он произнес страшные слова: «У нас семьи нет и не будет. Мы идем к краху. Через мои руки прошли те, кто теперь уже стали бабушками. И, глядя на них, я вижу, куда мы идем». Вот пророчество, можно сказать, светского человека. Оно, к несчастью, сбывается и действительно сбудется при одном условии: если люди не обратятся к Богу. Спасет только обращение к Богу, только восстановление семьи. Собственно, Церковь это и делает: занимается восстановлением, укреплением семьи, потому что все, что в первую очередь получает ребенок, он получает именно от родителей, в семье. Нам, трем братьям, Петру, отцу Николаю и мне, грешному, Господь явил такую милость. Мы родились в семье, где была, по словам Льва Ивановича Суворова, воспитанная мать. Священник Владимир Воробьев, умерший в тюрьме, духовник моего отца, когда мой отец его спросил, как ему строить семью, какую жену выбирать, сказал: «Бери такую, чтобы была или христианка, как кремень, или чтобы из ее души семья христианская перла, вот так!» — и показал. Вот эти два качества — христианка, как кремень, и христианская семья были у моей матери, Любови Владимировны Кречетовой, в девичестве Коробовой. И эта сила христианская — основа в любом деле. Папа мой был когда-то преуспевающим экономистом. Окончил Московское коммерческое училище, но веяния тогдашние его, молодого, тоже захватили (молодежи это особенно свойственно, к несчастью), и он перестал ходить в храм. Его мама, урожденная Мария Арсеньевна Морозова, была из семьи старообрядцев. Арсений Иванович и Захар Захарович Морозовы — это предки моего отца по материнской линии, и Ногинские так называемые мануфактуры (бывшие Богородские) принадлежали моему прадеду, Арсению Ивановичу. Поэтому старообрядческие устои в семье были твердые. И вот Мария Арсеньевна сказала моему отцу: «Я тебе в ноги поклонюсь, сынок, сходи, причастись Великим постом». А он ей: «Что ты, мама, я и так схожу». Пришел в церковь, стоит. А с вечера была исповедь, как раз отец Владимир Воробьев исповедовал, священномученик. Он жил на Арбате тогда, у Николы в Плотниках. Отец, пока ждал исповеди, все смотрел на девушек. Понятно, ведь молодой человек был, красавец, высокого роста, чемпион Москвы по академической гребле. Пел, у него голос был, на гитаре играл — все было при нем. И вот подходит его очередь. Батюшка сидел, потому что он был уже старенький, и отцу пришлось встать на колени. Батюшка спрашивает: «Ну, что, молодой человек, пришли?» Он говорит: «Мама попросила». А батюшка говорит: «Что ж, это хорошо, что Вы маму послушали» — и, ничего не спрашивая, покрыл его епитрахилью. «Что со мной случилось,— отец вспоминал,— я не знаю. Я зарыдал, так только из крана может литься вода — слезы у меня текли ручьем». Батюшка спросил его имя и сказал: «Ну, завтра придете причащаться». Удивительна, конечно, сила молитвы материнской. За послушание, за молитвы матери, за молитвы священника он получил благодать, которая его переплавила в одно мгновение. Он шел назад, уже не смотрел ни направо, ни налево, ни на каких девушек. Потом начал ходить в церковь. Тогда были проблемы исповедничества, а сейчас обратная сторона — которая явилась одной из причин революции. Это когда заставляли в церковь ходить — и вроде бы все в порядке, все ходят, а ребенок подспудно ждет, когда же он наконец вырастет и перестанет ходить. Вот у нас иногда пытаются всех детей загнать в воскресные школы, и они ходят туда стадом. А ведь тут очень тонко действовать нужно, потому что внешний мир все равно остается. Причем сейчас страшнее в том смысле, что, с одной стороны, в церковь загоняют, а с другой стороны, существуют компьютеризация, телевизация, телеканализация — это вообще страшные вещи. Такого потока информации у нас не было. Кстати, одна из причин того, что Господь помог нам своих детей воспитать — у нас в семье не было, да и сейчас нет, телевизора и даже радио. У нас этот программированный и целенаправленный поток информации на детей не обрушивался. Для этого я привлекал людей авторитетных, чтобы они поговорили с моими детьми. Они удивлялись: «Ну, батюшка, это же Ваши дети…» — «Нет, я прошу вас». Потому что дети своих родителей так не слушают. Это евангельское: никогда пророк не бывает в чести в отечестве своем. Для своих домашних быть пророком труднее всего. Дело в том, что я сам сталкивался с этим моментом: однажды пришел в одну семью, а там гремит современная музыка. Я стал на эту тему говорить, а ребенок слушал, и родители были поражены: они долбят, долбят, и ни с места, а тут вдруг слушает. Ну, во-первых, потому, что с ним говорил священник, во-вторых, я говорил не по-семейному, а немножечко по-другому. И когда я ушел, они на него набросились: «Надо же! Мы тебе столько раз говорили!» А он им: «Да потерпите, я переболею». Сейчас этому ребенку уже за тридцать, наверное, но такой был факт. Я наблюдал это не раз и в других семьях. Я своих детей особенно не наказывал. Одного как-то раз отшлепал, потом всю жизнь жалел. Пришел домой, а бабушка говорит: вот они сделали то-то и то-то. Я и наказал, мне самому было больно. И потом я больше никогда так не делал, потому что понял, что, когда ребенок что-то не то делает, его можно шлепнуть, чтобы остановить. Когда они дерутся, например, нужно их как-то в это время встряхнуть, привести в чувство. Это может быть шлепок, но без злобы, без раздражения — это не наказание. А выяснять причину драки или учить нужно уже в другое время, когда дети могут это воспринимать. Я проверил: когда они ложатся спать, в это время у них такое философское настроение, они могут рассуждать о чем-то. Тут очень интересная реакция, для взрослых очень поучительная: вот они крутятся, вертятся, потом им говорят: «Ну-ка, детки, на молитву». И тут же один в туалет побежал, другой упал: «Я не могу больше!» До этого на голове ходили — а тут сразу «не могу». Так и у взрослого человека: становится на молитву, и сразу: «Что-то спина болит». Взрослые — это те же дети, только с хитринкой, с лукавством. Конечно, очень важно, чтобы дети всегда хотели молиться. Но не все тут так просто. Иногда им не хочется молиться, в храме стоять. Ни в коем случае нельзя насилием заниматься, потому что это вызывает отвращение, они могут даже возненавидеть всё. Нужно терпения набраться, немножечко уступить. Как говорят, с детьми всегда нужно работать внатяг. То есть нельзя ни сильно тянуть, ни отпускать. Чтобы все время чувствовалась прямая связь, упругая такая, но не отпускающая. Потому что отпустишь — покатится, натянешь — наоборот, оборвется все. Но это уже чутье нужно, к каждому подход индивидуальный. Вообще, в отношении воспитания у верующего человека все просто получается. Когда я уже стал священником, я понял, что только вера дает широту взгляда на жизнь, а безверие суживает. Наука вообще загоняет в шоры: вот этого нет, есть только это. Причем доводы типа «наука уже доказала, что этого не может быть» — абсурд, потому что наука может только сказать: «Вот это знаю, а дальше не знаю». О таких вещах я с детьми говорил, объяснял. Второй мой сын как-то подходит к маме и говорит: «Мама, курочка делает яичко, но она ведь тоже из яичка. А откуда взялось яичко, когда курочки не было?» Ребенок это сформулировал в четыре года. Мама, конечно, ответила очень просто, ясно: «Господь сотворил курочку, а курочка несет яички». И все встало на свои места. А теперь детям голову морочат, что сначала была икра, потом икра стала большая, получилось яйцо, рыбьи яйца. В общем, мудрят!
Протоиерей Валериан Кречетов, |
№ 10(34)-2006 |
|
ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ? |
|
|
|
Цел-(целый) и мудр-(мудрый, умудренный). Целомудренный – это тот, кто не делит сердце и ум между грехом и Божиим Законом. Сравните со словом : лукавство. В нем тот же корень, что и в словах: излучина, лукоморье, лук. «Лука» означает поворот, а лукавый – это тот, кто постоянно изворачивается, прикрывая зло добром. Таким образом, целомудрие противостоит лукавству. Впрочем, это общее понятие, обычно же слово «целомудрие» употребляется в более узком смысле – применительно к заповеди Божией о взаимоотношении полов. Целомудренный – это человек целостный и верный. Живя в семье, он не изменяет супруге; живя в одиночестве, не играет любовью, храня верность заповеди Божией. Нарушение целомудрия наполняется ложью и лукавством. Лжет человек Богу, как нарушитель супружеского или монашеского обета или заповеди Божией о прелюбодеянии. Соблюдивший юноша лжет и той, которую бросил, и возможной будущей невесте. Лгут такие обычно и перед людьми, поскольку скрывают свои блудные дела; лгут и сами себе, всячески их оправдывая. Целомудрие исключает не только плотские грехи делом. Нарушают целомудрие и блудные мысли, и нечистые впечатления. Рассматривание безстыдных изображений, слушание циничных песен или рассказов – все это подобные же, только малозаметные измены Богу, жене, невесте. Обещал ли ты посвятить всего себя Богу в монашестве, или обещал быть верным своей жене (найденной ли уже, или еще не встреченной), - в любом случае, игра этими святыми чувствами есть грех. Помни, что целомудрие – драгоценное сокровище, которое так легко потерять и которое нужно хранить, хотя это и непросто в наше время, хотя для этого придется претерпеть и насмешки, и презрение, а может быть, и более тяжелые испытания. Нарушение целомудрия поначалу больно ранит совесть, а при повторении греха заглушает ее, как ничто другое. Душа без совести, как тело без чувства боли: режется до крови, обжигается до волдырей и ничего не чувствует. Так и погибнуть могут оба: и безчувственное тело, и безсовестная душа. «Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту. «Я видел лилию, плавающую в черной болотной воде. Все вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В темном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней». Так что даже в нынешнем безнравственном мире молодой женщине можно сохранить незапятнанной свою душу, излучая святую, безкорыстную любовь,» - писала святая царица-мученица Александра Федоровна. «В чистоте обитает великий свет и радость, и мир. И терпение, а в блуде обитает печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма,» - считал преподобный Ефрем Сирин. А митрополит Антоний (Храповицкий) говорил: « Как привлекателен, как прекрасен тип человека, мужчины или женщины, не подпавших искушениям распутства! Вид их бодрый, лицо моложавое, взор смелый и спокойный. Как благодарны они Богу, что своевременно побороли искушение». |
|
№ 10(34)-2006 |
ПОЯС БОГОРОДИЦЫ. |
Стена от земли до неба, Пояс Богородицы - так называют Православные Святую Канавку в Дивееве. На Руси много замечательных монастырей, но Канавка - только в Дивееве. Пройдешь по ней, прочтешь сто пятьдесят молитв «Богородице Дево», и будет тебе тут, по слову Святого Серафима, «и Иерусалим, и Афон, и Киев…». Именно про Канавку заповедал Батюшка Серафим: «Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдет». Уже встала Канавка от земли до неба! Молитвы паломников и насельниц монастыря словно незримой стеной до самого неба ограждают не только Дивеево, но и всю Россию! В день, подсчитали в монастыре, по Канавке проходит до тысячи паломников (не считая своих, дивеевских) - столько людей кормят в паломнической трапезной монастыря. Летом больше, зимой поменьше, а в среднем столько выходит. Много это или мало? И много, и мало. Много - потому что еще совсем недавно цифра эта была раза в три меньше. А мало - потому что всю Россию нужно через Канавку провести, а Россия большая! По тысяче в день - и за сто лет весь народ наш через эти восемьсот метров не проведешь… Но уже те, кто прошел по Канавке, разъехались во все города и веси. И принесли туда Дивеевскую благодать. А то и земельку со Святой Канавки! Трудно будет антихристу с нами справиться. Канавка не даст! В Дивееве Божия Матерь каждый день с нами. Сама Царица Небесная об этом сказала - через Батюшку Серафима. Вот почему заповедал великий Саровский старец, чтобы паломники обязательно пробыли ровно сутки в монастыре, тогда им с Матушкой Богородицей будет не разминуться… Многие паломники на Святой Канавке ощущают незримое благодатное присутствие Владычицы - аромат Ее! Идешь себе и идешь, вроде бы ничего особенного не происходит, молишься, и вдруг - словно входишь в благоуханный Эдемский сад. Видно, Царица Небесная возле тебя прошла… Вот и мне, грешному, посчастливилось накануне праздника Ее Успения войти в эту волну тонкого благоуханного аромата. Случилось это напротив бывшей дивеевской школы, где сейчас создают монастырскую больницу. Недолгое было чудо, всего в несколько шагов, но безконечно для меня дорогое. В Дивееве много тайн. Но тайна Канавки, быть может, из них самая великая. Почему именно эту землю выбрала в Свой Четвертый удел Богородица? Маленькую деревеньку в центре России, когда-то за помощь в войне с казанцами отданную Грозным Царем «на кормление» астраханскому хану Дивею. Но - выбрана именно эта земля. Когда-то Канавка опоясывала весь монастырь, включала и Мельничную общину, и другие строения. Сейчас Дивеевский монастырь разросся. Но сердце его по-прежнему внутри Канавки, под защитой ее. Вот почему называют Канавку Поясом Богородицы. Но не один монастырь - вся Великая и Малая, и Белая Русь опоясаны ею! Идешь и просишь, а приехав домой, удивляешься: молитвенное прошение начинает сбываться. Недавно дивеевские насельницы были поражены - один мужчина пришел на Канавку в самодельных гетрах с наколенниками, как у футболиста, - чтобы на четвереньках было удобнее всю Канавку проползти. Так делал в былые времена «служка Божией Матери и Серафимов» Николай Александрович Мотовилов, но только, конечно, без «наколенников». А одна молодая женщина летом проползла по Канавке на коленях и сбила ноги в кровь, до костей. Но весь путь прошла, ни разу не привстав - от метра до метра. Плакала, а ползла! Видно, что-то случилось в семье, и нужна была ей сугубая помощь Царицы Небесной. Я сам видел нескольких людей, которые шли по канавке босыми ногами. Таких тут множество. А кто-то идет - и при этом спокойно болтает по мобильнику о своих совсем суетных мирских делах. Даже не понимая, по какой земле он идет! Но и этих принимает Святая Канавка. А в последний день моего паломничества в Дивеево, в самый Праздник Успения, видел я, как на Канавке отчаянно боролась с бесом одержимая молодая женщина. Шла, упорно читая молитву. Останавливалась, неестественно громко икала, сотрясаясь всем телом, и снова шла, читая молитву. Вновь останавливалась, слишком широко раскрывая рот, зевала, и снова шла. Смотреть на это было тяжело, но поразило упорство женщины. Не бегом, а медленно, с желанием исцелиться, шла она по святой мостовой. Надеюсь - дойдет она до конца. По Канавке мало просто пройти. Нужно еще успеть прочитать сто пятьдесят молитв Богородице. А это совсем не так просто, как кажется. Кто-то пройдет быстро, и глядь, вот уже конец пути, а он и сотню молитв не прочел. Значит, еще не готов, не угомонился по жизни, и нужно приехать сюда еще раз. Чтобы уже по-другому весь этот путь пройти. Одни идут медленно-медленно, никуда не спеша. Эти - успеют. Другие торопятся, им все времени нет на молитву. Канавка - как жизнь: одни выходят в путь раньше, а приходят позже других. А другие, напротив, ранние, пробежали всех быстрее и не в срок закончили путь. Кто-то идет не спеша, кроткими шажками, словно плывет по Канавке. Кто-то идет деловым шагом, устремленный вперед. Глядь, а впереди и нет ничего. Все! Приехали. И только монахини идут по канавке особыми выверенными шагами. Без спешки, но и не вразвалочку. Эти - всегда успеют, как бы ни шли. Ведь у них быстрая и пламенная молитва! А опытные жители этого удивительного села стараются все пути свои начинать с Канавки. Утром пройдут по ней, прочтут молитв уж сколько успеют, а потом весь день, куда бы ни шли, положенный остаток молитв дочитывают. И все пути у них спорятся, ведь путь-то начат с молитвой! И такую жертву принимает от них Царица Небесная. А некоторые идут по Канавке с остановками. Помолятся за живых, и дальше идут. Потом опять постоят, помянут усопших. И все - спешащие и неторопливые - дойдут до конца в свой, отмеренный только им, срок. Звонко стучат по этой святой мостовой каблучки-«шпильки» молодых столичных туристок. Глухим стуком отдаются тяжелые сапоги кондовых бородатых паломников. «Веселыми ногами» спешат по Канавке легкие детские сандалики. Неслышно ступают по этой святой земле строгие монашеские черные туфли. Кто-то шлепает босыми ногами, кто-то ползет на коленях. И все - правы, кто пришел сюда. Сколько же пар ног прошло по этой земле с тех пор, как в далеком уже 1829 году Богородица повелела старцу Серафиму прокопать первый аршин Канавки. Но самое главное - тут «стопочки Богородицы прошли». И потому здесь небо к нам ближе. Были у этой святой земли тяжелые времена. После Преподобного Серафима долго хозяйничал здесь художник Иван Тихонович Толстошеев, немало вреда причинивший дивеевской общине. Канавку он не любил. Строил дома торцом к ней, чего категорически не благословлял Батюшка Серафим. Строил на Канавке мостки да перекрытия - и это тоже не благословлялось старцем. Но Канавка выдержала и пережила этого дивеевского смутьяна. А в советские времена, когда монастырь закрыли, энкавэдэшники устроили в селе несколько тайных наблюдательных пунктов и следили за теми, кто шел по Канавке. И в конце пути ждал паломников «воронок». В те времена путь этот был исповедничеством. Но и тогда народ не забыл про Канавку. Монастыря не было - а Канавка была! Помню, как первый раз приехал в Дивеево - 1 августа 1991 года, когда вернулись сюда вновь обретенные мощи Преподобного Серафима. Тогда Канавка еще никак не была отмечена. Но верующие все равно показали мне тропку, по которой следовало с молитвой идти. И я прошел несколько шагов. Зато в этот раз, спустя пятнадцать лет, никак не мог находиться вдоволь по Канавке. Пройду раз - и вскоре заворачиваю на следующий круг. Особые чувства охватывают паломников, когда поздним вечером идут по Канавке всем миром, вернее, всем монастырем. Впереди - большая икона Божией Матери, потом идут игумения Сергия, благочинная монастыря монахиня Екатерина, за ними сестры - сначала монахини, потом послушницы, - далее трудники и паломники. Все это молитвенное шествие растягивается на несколько сотен метров. Когда первые ряды заканчивают путь по Канавке, «хвост» Крестного хода находится еще где-то в середине пути. Кто-то идет быстро, кто-то, напротив, отстает. Но эта общая молитва не забудется никому, кто в ней поучаствовал. Сила Православия явственно ощущается в такие минуты! Нашлось место и мне в этом грандиозном шествии. А на второй вечер я решил схитрить. Прошел весь путь чуть раньше и у конца Канавки «притаился в засаде» - с фотоаппаратом, чтобы, значит, запечатлеть, «остановить мгновенье». Молодой охранник дал мне понять, что «сестер снимать не благословляется». Но у меня на этот счет был свой аргумент: письменное благословение из Нижнего Новгорода, из местной епархии. А с бумагой не поспоришь. Охранник отошел в сторону, видно, смирившись. Но не тут-то было! Вот Крестный ход приблизился на расстояние фотовспышки. Жму на кнопку фотоаппарата, а кадра нет. Вспыхивает лампа освещения, а кадр застыл на месте. Жму отчаянно, а результат тот же. Чуть отвожу в сторону объектив - вот тебе, пожалуйста, и вспышка, и кадр. Навожу фотоаппарат на приближающихся монахинь - опять не выходит. Так и не сделал ни одного снимка. Не благословляется! На Канавке происходит множество незаметных миру чудес. И из этого дивного моря выловил я всего две жемчужины, быть может, не самые яркие, но и они являются украшением дивного Дивеевского ожерелья. Описание этих необычных случаев мне передали насельницы Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря. «В ночь с 10 на 11 июля к Канавке Царицы Небесной подошел хромой раб Божий на костылях. Он с трудом опирался на одну ногу, а другая у него была согнута. Передвигался с таким трудом, что я подумал: сумеет ли он пройти всю Канавку? Канавку он прошел гораздо быстрее, чем можно было предположить по его состоянию. Спускался он с Канавки, наступая на больную ногу и прихрамывая. У Поклонного Креста в конце Канавки он молился, крестился и вытирал слезы. Мы разговорились. Этого раба Божия зовут Сергей. В 2000 году он с родителями попал в аварию. Родители разбились насмерть, а ему врачи сказали, что он ходить не будет. Он прочитал книгу про Дивеево и с надеждой на исцеление приехал сюда из Красноярска. Я тоже приехал в Дивеево из этого города и стал расспрашивать Сергея, из какого он района и с какой улицы. Оказалось, что в Красноярске мы жили в одном районе, который называется Зеленая роща.Так, разговаривая, мы пошли вместе. Я забрал у него костыли и повел за одну руку. Вскоре и руку убрал, и он без помощи, прихрамывая, шел весь путь по монастырю от Канавки до ворот у гостиницы «Московская». Сергей все время повторял, что все происшедшее с ним – это сон. Потом вдруг остановился, поднял руки кверху и стал выкрикивать: «Аллилуиа». Он хвалил Отца Небесного, славил Иисуса Христа и говорил, что теперь весь Красноярск узнает о том, что произошло здесь с ним и все люди приедут сюда исцеляться.Я спросил, как он на Канавке молился. Сергей ответил, что молиться не умеет, а на Канавке просил: «Отец Небесный, исцели, Иисус Христос, исцели». Так проводил я счастливого исцеленного хромого, но долго еще на душе была радость, как будто вместе с Сергеем исцелился и я. 26 июня в 21.35 во время дежурства у восточных ворот я услышал волчий вой со стороны Канавки. Выла женщина лет 55-60, которую вели по Канавке двое мужчин. Женщина вырывалась от них, кричала: «Отпустите меня, мучители. Пресвятая Богородица, спаси меня». Вид ее был страшен. Минут через пятнадцать она обмякла и легла на Канавке. Через некоторое время поднялась и была уже спокойна; она как будто бы очнулась. Сопровождавшие ее мужчины, две молодые девушки и сама женщина, став на колени, усиленно молились. Свидетелями этого события были человек тридцать-пятьдесят. Исцеленная женщина была из Белгородской группы. Накануне я видел, как она, прикладываясь к мощам Преподобного Серафима, хрюкала». Дивна ты, святая земля Дивеевская! И хотя далека ты от той земли, по которой ходил Богочеловек Христос, но словно и про тебя было сказано Им: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф. 11, 5). И потому не иссякает сюда людской поток. И уже скоро, наверное, мы узрим, как исполнится еще одно пророчество Преподобного Серафима об этой земле: монастырь будет Лаврой, Дивеево станет городом, а Арзамас - губернией. А Канавка так и останется Поясом Богородицы. На все времена - до конца света! Антон Жоголев |
№ 10(34)-2006 |
СОМНЕНИЕ |
В начале 2002 года молодой диакон, студент Московской Духовной академии, вместе со священником служил литургию в Петропавловском храме Сергиева Посада. Во время службы его охватило сомнение: на самом ли деле хлеб и вино прелагаются в тело и кровь Христовы? По окончании богослужения он направился к жертвеннику, чтобы потребить Святые Дары. Подходя к чаше, диакон вдруг почувствовал необычный для алтаря запах. Сначала молодой священнослужитель даже не осознал, что этот запах ему напоминает. Когда же понял, чрезвычайно удивился. До поступления в семинарию молодой человек увлекался охотой. Он хорошо знал запах свежей крови. А именно ей-то и пахло около жертвенника! Диакон поднял с Чаши покровец, заглянул внутрь и ужаснулся. В Чаше находились настоящие кровь и плоть. Придя в себя, диакон позвал священника, своего сокурсника. У батюшки, когда он взглянул в Чашу, вытянулось лицо. Молодые священнослужители посовещались и, не зная, как поступить, обратились за помощью к опытному священнику, который, благо, находился в то время в храме. Когда этот священник собственными глазами убедился в происшедшем чуде, он строго взглянул на молодых священнослужителей и спросил: «Кто из вас сегодня за службой усомнился в истинности преложения хлеба и вина в тело и кровь Господа?» Диакон тотчас признался в своих сомнениях. Тогда священник сказал: «Молись сейчас же Господу о том, чтобы Святые Дары приняли свой обычный вид. Молись до тех пор, пока это не произойдет». Диакон упал на колени и стал молиться, как потом сам вспоминал, с таким пылом, с каким не молился за всю свою жизнь. Бог внял его молитве: плоть и кровь Христовы приняли вид хлеба и вина. После этого диакон с великим благоговением потребил святыню. Протоиерей Вячеслав Тулупов. |
№ 10(34)-2006 |
ПРЕД ВСЕМИ ДУША ВИНОВАТА |
Так называется очередная новая книга стихов иеромонаха Романа(Матюшина). В этом номере мы публикуем, на наш взгляд, лучшие его стихи из новой книги, написанные им в этом году. « Не миру судить, не миру и угождаю. Давно порываюсь заградить уста, но опасаюсь к безчисленным грехам своим добавить и грех духоборчества,»- пишет в предисловии к своей новой книге иеромонах Роман. «Ибо зарывать дары - гневить Дарующего, сокрывать сострадание и благодарение - угашать возженное Духом... Горы книг, картин, скульптур принесены в угоду ветхому Адаму - падшему человечеству. Ветхие воспели ветхость, и ветхость покрыла ветхих великою славою. Велик Гомер, но не Правдой, а баснями, славен Роден, но не Духом, а плотью. И славное пред миром - мерзость пред Господом. Нам же велик и малый, если он указывал путь к Жизни. Сокрушаюсь над зарывающим талант и радуюсь с умножившими оные... Земное слишком быстротечно, чтобы служить земному... Путеводите словом к Слову и образом к Образу! Возращайте таланты душами Христу! Едините Божие с Богом! Да обретут ищущие, да испиют жаждущие! В этом и оправдание получения, и награда за возвращение. Большей награды не желает и мое недостоинство».
***
***
***
***
Русские женщины
Деревни и села, похоже,
***
Россия
Россия - лазурное слово,
***
***
Христианину последних времен
Не напрасны слова, |
№ 10(34)-2006 |
МЫСЛИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ |
Молчание |
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|