Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2006 год, выпуск № 11 (35)

ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО


«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1)… Всё в нашей жизни, как и сама жизнь, начинается со слова. По слову Господа Бога был сотворен этот мир и первые люди: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… И сотворил Бог человека… И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву… и всякое дерево… И стало так» (Быт 1:26-31). Сознательная деятельность человека начинается также со слова, потому что прежде чем сделать что-либо осмысленное, надо сначала подумать об этом, а думаем мы словами.


Иначе говоря, язык является необходимым условием и причиной человеческой деятельности. Поэтому чем богаче и красивее у народа язык, тем более развитой и утонченной становится его культура, а значит, и сам народ. Более того, каждый язык, представляя собой более или менее сложную систему, имея свою историю, отражает картину мира его носителей, в филологии даже термин специальный существует – «языковая картина мира». Следовательно, ребенок, когда начинает говорить, усваивает вместе с языком и представление о мире, которое сформировалось на его родине, осваивая тем самым культуру своей страны.

Итак, человек еще в детстве, когда учится говорить, учится понимать язык. Но этого мало. Для того, чтобы ясно и точно выражать свои мысли, разглядеть уникальные черты, традиции и историю своего народа, оценить его культуру, необходимо владеть родным языком, чувствовать его. «Одно только удерживаю за собою – искусство слова – и не порицаю себя за труды на суше и на море, которые доставили мне сие богатство. О, когда бы я и всякий мой друг могли владеть силою слова! Вот первое, что возлюбил я и люблю после первейшего, то есть Божественного и тех надежд, которые выше всего видимого», – писал святитель Григорий Богослов. Не только святые отцы, но и светские ученые высказывались в таком же духе. Н.М.Карамзин заметил: «Сколько времени потребно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».

Но как же «овладеть духом языка своего», у кого учиться этому «искусству слова»? Конечно, в первую очередь, следует обратиться к тем, кто уже освоил это замысловатое искусство, кто работал со словом, изучал его – то есть к классикам, к их произведениям. Классическая литература - это сокровищница, из которой можно почерпнуть все разнообразие и богатство родного языка, понять его специфику, проследить историю его изменения, приобщиться к родной культуре. В литературе можно увидеть историю народа, угадать мысли и чувства, которые занимали общество, в конце концов, можно узнать и саму жизнь. Литература (особенно при правильном преподавании!) учит мыслить, анализировать, вынуждает вырабатывать свое мнение и отношение к прочитанному.

Но прежде чем приступать к изучению русской литературы, надо понять и изучить православную веру, потому что православие – ее основа и специфика. Эта простая истина становится очевидной, если обратиться к самой литературе и ее истокам.

Так, явление древнерусской литературы (XI – XVII веков) связано с принятием христианства, с притоком византийской мысли и литературы. Исследователи, рассматривая особенности древнерусской книжности, не раз отмечали, что в ее основе лежит христианское мировоззрение.

Переходя к XVIII и особенно XIX - «золотому веку» русской литературы,- надо помнить, что православие тогда формировало ментальность русского народа, было его мироощущением, а это органично перешло в литературу. Только с такой позиции можно понять Пушкина и его произведение – «Евгений Онегин». Например, Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на высокую нравственность русской женщины, именно русской, потому что истоки этой непоколебимой чистоты кроются в православной вере. Вспомним Татьяну Ларину, ее слова:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Женщина у нас всегда считалась хранительницей домашнего очага, традиций и устоев семейного быта. Именно в этом видит свое назначение Татьяна. Ее брак основан не на любви, а на долге. Пушкин видит основу брака в нравственном начале женщины. В «Романе в письмах» он пишет: «Способы нравиться в мужчинах зависят от моды, от минутного мнения, а в женщинах - они основаны на чувстве и природе, которые вечны».

Объяснить, да и вообще понять, это нравственное чувство женщины, осознание своего долга, понимание семьи как основы общества можно только глубокой и живой православной верой, в которой все это заложено.

Не погрузившись в православную культуру и идеологию, нельзя анализировать стихотворения с одноименным названием «Пророк» у Пушкина и Лермонтова, «Отцы пустынники и жены непорочны» Пушкина (в котором почти дословно приводится текст молитвы св.Ефрема Сирина, читаемой Великим постом) и «Молитву» Лермонтова («В минуту жизни трудную/ Теснится в сердце грусть:/ Одну молитву чудную/ Твержу я наизусть…», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). Да и вообще, все творчество Лермонтова, основанное на противостоянии Рая и ада, Божественного и дьявольского…

Точно также вне православного контекста невозможно понять сочинения Гоголя, который был глубоко верующим человеком. Об этом свидетельствует его «Завещание», напечатанное в книге «Выбранные места из переписки с друзьями»: «Соотечественники, я вас любил; любил тою любовью, которую не высказывают, которую мне дал Бог, за которую благодарю Его, как за лучшее благодеяние…» Об искренности этих слов свидетельствует и молитва, написанная Гоголем, которая хранилась в его записной книжке: «Боже, дай полюбить еще больше людей. Дай собрать в памяти своей все лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и, вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить. О, пусть же сама любовь будет мне вдохновеньем». Согласитесь, что такое отношение к людям, такой взгляд на творчество представляют произведения Гоголя в совершенно ином свете, заставляют переосмыслить все его сочинения.

Такая же картина выйдет с Достоевским, который об основной идее «Преступления и наказания» писал в письме к Каткову (1865 г.): «Божия правда, земной закон берет свое… Закон правды и человеческая природа взяли свое, убили убеждение». Если из творчества Достоевского убрать православную тематику, православные образы и символы, то получится то, что сделали из его произведений в советское время, – то есть полное их искажение, превращение писателя в унылого и скучного меланхолика. Оказалось, что основной смысл его романов – «критика капитализма», «утопический социализм в его самых незрелых формах». (Остается только подивиться, до какой степени можно обезобразить проблематику его произведений). Можно даже не говорить о Гончарове, про творчество которого Лебедев, доктор филологических наук, пишет: «Именно «Обрыв» связал два предшествовавших ему романа, ибо в нем нашли окончательное разрешение в духе православно-христианских убеждений писателя те вопросы, которые оставались неразрешенными в «Обыкновенной истории» и «Обломове». И еще: «Дух «Обрыва», просвеченный насквозь христианской символикой, был просто неуловим для утратившей религиозный фундамент русской общественной мысли…Грандиозный храм, возведенный Гончаровым, можно было окинуть взглядом лишь с высоты православно-христианского миросозерцания».

Если заглянуть в литературу XX века, то для ее изучения, может быть, более чем для всех предыдущих периодов, необходимо четкое и глубокое понимание православной веры, и вот почему. Писатели и поэты прошлого века очень вольно и своеобразно трактовали православие (достаточно вспомнить «Мастера и Маргариту» Булгакова, христианскую символику Блока и вообще поэтов «серебряного века», «Чистый понедельник» Бунина и т.д.). Если, разбирая последовательно каждого автора, считать, что именно он раскрывает православные истины, то это приведет к абсолютному непониманию православия, к искаженному, дилетантскому представлению о нем.

Все это – лишь единичные примеры, доказывающие, что русская литература неразрывно связана с православной традицией и культурой, вне православия ее невозможно трактовать, не исказив ее и не лишив глубокого смысла. (В связи с этим оказывается еще более оправданным и необходимым преподавание в наших школах «Основ православной культуры»).

Хочется еще раз обратить внимание на то, что литература – отражение духа народа, его мироощущения и культуры. Поэтому нам, если мы называем и считаем себя русскими, необходимо знать и понимать русскую литературу. В наше время, когда ее пытаются подладить или под отжившие советские идеалы, или под современную эпоху безверия, попрания всех нравственных ценностей и идеалов, когда в школах сокращают до недопустимых размеров список изучаемой русской литературы, эта проблема становится все более актуальной. Тем более значимым сейчас становится вопрос о сохранении самобытности и чистоты русского языка – ведь криминальный жаргон и американизмы «борются не просто за свое представительство в языке, но претендуют на то, чтобы изменить всю языковую систему, основанную Пушкиным».

И словно к нам взывают строки из стихотворения Анны Ахматовой, написанного ею накануне Второй мировой войны:

Не страшно

под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым

тебя пронесем,

И внукам дадим,

и от плена спасем

Навеки!


Ирина Минко,
студентка филологического
факультета МГУ, Обнинск




№ 11(35)-2006

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ


21 ноября - Собор Архистатига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ
Архангел Михаил совершил дело величайшей верности. Когда cатана отверг Бога, прельстив многих духов небесных, Архангел призвал всех ангелов: «Станем все за Господа нашего!» И сонмы Ангелов потеснили cатану и примкнувших к нему «перебежчиков» из ангельских рядов, сбросили их с небес (поэтому демонов иногда называют падшими ангелами).

А оставшиеся на небесах безплотные Духи воссияли чудесным светом – они доказали свою величайшую любовь и преданность Богу.

То же самое сейчас происходит и с нами. Мы, живя, правда, не на небе, а на земле, ежечасно делаем такой же выбор – между Добром и злом, между Правдой и ложью. На протяжении всей своей земной жизни мы совершаем все то, что потом причислит нас к одной из двух категорий. И неважно, осознаем мы это или нет, – процесс этот идет...

Господь управляет так, что люди, которые на земле были праведниками, попадая на небеса, вливаются в сонм безплотных Ангелов и там продолжают служить своему единственному Богу. А другие попадают прямиком к сатане.

Поэтому всегда надо помнить, что любой наш поступок не остается незамеченным. Творим добро – ликуют Ангелы, злые дела совершаем – радуются и зачисляют в свою когорту демоны.

Надо нам всем стараться не характер свой показывать и не отстаивать с пеной у рта собственное мнение (зачастую глупое), а уподобляться Христу в кротости и милосердии к другим людям.

Помолимся же великому Архангелу Михаилу, предводителю небесных войск, и всем Силам безплотным, помолимся Ангелам-хранителям нашим, которые неусыпно заботятся о душах наших. Их молитвами, их заступлением, их любовью освящена жизнь людская на грешной земле, и благодаря этим Духам безплотным мы можем надеяться на спасение и жизнь вечную.




№ 11(35)-2006

СПАСЕНИЕ ИЗ НЕМЕЦКОГО ПЛЕНА.


Oб одном явлении Св. Архистратига Михаила в годы Великой Отечественной войны рассказывается на страницах православной самарской газеты «Благовест».

Четырнадцатилетний Алеша был захвачен вместе с другими ребятами во время полевых работ и помещен немцами в тюрьму. Возникшую мысль о совместном побеге со своим новым другом Алексею пришлось оставить, так как во сне некий голос ему сообщил: «Вдвоем вам не убежать, беги один!»

Мальчик решил осуществить задуманное в один из дождливых дней, когда заключенных вели под конвоем к месту работ. В эти напряженные минуты Алеша вспомнил свою бабушку и ее слова, обращенные к Богу: «Господи, помоги, спаси нас, Господи!» Споткнувшись и упав в грязь, юный пленник замер, ожидая выстрела, но солдат только ударил его сапогом и отправился догонять остальных. Пролежав некоторое время, мальчик решил бежать в направлении леса. Через несколько часов, совершенно обезсиленный, он рухнул на небольшой лесной полянке.

Очнувшись, Алеша увидел сидящего рядом молодого человека. Ничем особым он не был примечателен. Только потом Алексей удивится и поймет, почему сразу доверился ему, словно знал его очень давно. «Чего лежишь? Пошли!» - это были единственные слова, которые произнес незнакомец. Ни секунды не сомневаясь, мальчик встал и пошел за ним. Сколько они шли, Алеша не знал, дорога была трудной, мелкий кустарник и трава обвивали ноги, ветки хлестали по лицу. «Вот бы нож или топор»,- подумал мальчик. И в то же мгновение незнакомец подал ему огромный нож, больше похожий на меч. Теперь идти стало легче. Если мальчик совсем терял силы, незнакомец садился на землю и терпеливо ждал, когда Алеша отдохнет.

Странным мальчику казалось то, что сам незнакомец ни разу не прилег, не задремал. Когда они вышли в знакомый лес, где Алеша с друзьями бывал почти каждый день, Алексей вдруг понял, что незнакомец исчез, его не было нигде, он словно растаял в звенящем прохладном лесном воздухе. Нигде не нашел Алеша и того большого ножа.

От радости и обиды мальчик долго и безутешно плакал. Дома взрослые удивлялись; как он мог бежать из плена; так легко, живым и невредимым пересечь линию фронта - этого не мог понять никто. Алеша же несвязно пытался объяснить, что был не один, что его вел незнакомый молодой человек. Но все только вздыхали и повторяли: «Ну, слава Богу, жив! Слава Богу!»

Старая Алешина бабушка утром следующего дня пошла в церковь благодарить Бога за спасение своего внучка. Спустя несколько дней, когда Алеша окреп, она настояла, чтобы он пошел с ней. Придя в церковь, бабушка поставила мальчика возле иконы, перед которой молилась сама. Алеша поднял глаза на икону и вскрикнул от неожиданности: «Бабушка, вот мой спаситель!» С иконы на Алешу смотрел Архистратиг Михаил. В правой Руке он держал меч, тот самый, что помог мальчику пробираться сквозь лесные непроходимые чащи, преодолеть страх, голод и смерть.




№ 11(35)-2006

ЗАЧЕМ ХОДИТЬ В ХРАМ, ЕСЛИ БОГ У МЕНЯ В ДУШЕ?


У каждого из нас есть знакомые, и даже родные люди, которые с недоумением смотрят на наши сборы в храм. На их лицах написано глубокое непонимание, а порой и возмущение. Иногда оно изливается в слова: "Ну ладно, ударился ты в веру, пусть уж. Но зачем же в храм-то ходить, столько времени и сил на это тратить?! Вот я, к примеру, тоже верующая. Но я верю в душе. Бог у меня в душе, и мне не нужны никакие внешние ритуалы".


Eсли бы слова «Бог у меня внутри» сказал преподобный Серафим Саровский - эти слова имели бы вес, ибо они были бы честным свидетельством о плоде его подвига. Если бы пустынник сказал, что он приучил себя к непрестанной внутренней молитве, и потому отдаленность храма, который он посещает лишь изредка, для него уже не чувствительна - в таких устах такие слова тоже были бы оправданны. Но когда мы слышим такие же слова от обывателей... Тогда у нас есть право поинтересоваться: в результате каких же именно духовных подвигов Вы достигли такого успеха? Бог у Вас в душе? Поясните, каким же был путь Вашей молитвы? Как часто вы читаете Молитву Господню?.. Что?.. «Отче наш» Вы плохо помните?.. Ладно, тогда хотя бы расскажите, как именно Вы переживаете присутствие Бога в Вашей душе? Какие плоды даров Духа Вы в себе ощущаете? Вот Вам подсказка: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5,22-23). Есть в Вас эти чувства? Нет, не свойства характера, а дары. Дар - это то, чего в нас прежде не было, но при духовном рождении вошло в нашу жизнь, обновило ее? Не помните Вы такого обновления?

Вы можете отличить в Вашем душевном опыте: вот это - «присутствие Бога», а вот это - проявление обычных человеческих качеств: ощущение красоты, гармонии, совестное чувство, человеческая приязнь?.. Не можете? Значит, Вы не заметили того момента, когда Бог, Творец Вселенной, вошел в Вашу жизнь и в Вашу душу? Разве можно такое не заметить? Так, может, Он и не входил?

Так, может, Вы спутали - и отождествили веру в Бога с присутствием Самого Бога? Впрочем, подождите, а вера-то в Вас есть? Вера ведь не просто пассивное согласие: «ну ладно, я согласна, что Что-то там такое есть...».

Вера - это действие. Вера - это желание нового опыта. Но те, кто говорят: «у меня моя вера, и она в душе», говорят это с такими тусклыми глазами, что трудно поверить, будто они хотя бы когда-то испытывали стремление к Богу.

Нельзя любить, не проявляя своей любви, не делая хоть каких-то движений к любимому человеку. Так же нельзя верить, никак не проявляя своей веры во внешних действиях. Если человек утверждает, что он любит кого-то, но он ничего не делает во имя своей любви: не ищет встреч, ничего не дарит, не уделяет времени для общения, ничем не жертвует - значит, он просто хвастается перед своими уже влюбленными друзьями: «мол, и я ничем не хуже, и у меня уже есть возлюбленная!».

Итак, вы, утверждающие, что у вас «Бог в душе» - что вы сделали для того, чтобы очистить свою душу для столь дивного Посещения? Как и каким именем вы позвали Его? Как Вы храните Его в себе? Что изменилось в вас от этой Встречи? Полюбили ли вы Того, Кого встретили? И что вы делаете ради этой любви? Если эти вопросы повергают вас в недоуменное молчание - так хотя бы не считайте себя превзошедшими тех, кто хоть что-то делает для того, чтобы пребывать с Богом! Вечно стоящие - не презирайте идущих, даже если те спотыкаются!

Такие вопросы можно задать тем, кто свою леность оправдывает своей мнимой «духовностью».

Но ведь и нам самим важно осознать - зачем мы-то ходим в храм. Послушать проповедь? Для этого сегодня можно включить радиоприемник. Помолиться? Молиться можно везде и во всякий час. Более того, таков именно совет апостола: «Непрестанно молитесь». Принести пожертвование? Сегодня сборщиков много и на улицах. Подать поминальную записку? Ее можно передать со знакомыми. Поставить свечку? Так ее можно поставить и перед домашним образом. Так зачем же мы ходим в храм?

Лишь на десятую или сотую часть религия состоит из того, что в нее вносят люди. Главное в религии то, что привносит в нее Бог. Главное не то, что люди делают ради Бога, но то, что Бог делает ради людей. Главное в религии не то, что люди приносят в храм, а то, что они износят из храма.

То, что мы можем принести Богу, мы можем принести Ему в любом месте. Все, что есть в мире, и так принадлежит Ему. Но есть такая частичка бытия, в которой Бог позволил царствовать не Себе, а другому. Это моя душа. Эта та комнатка в безконечном здании Вселенной, куда Зиждитель не входит без спроса. И от нас зависит, на службу чему мы поставим свою свободу, дарованную нам Богом. Будем ли мы служить Богу, или себе самим и своим прихотям и похотям. Единственное, чем мы можем обогатить безпредельную власть Господа - это если мы и свою свободную волю предадим Ему. Поэтому - «жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50,19). И эту жертву может принести любой из нас. И в этом смысле любой из нас - священник. В этом смысле надлежит понимать слова ап. Петра о том, что христиане - это народ, состоящий из священников (1 Петр. 2,9). Никто не сможет вместо меня принести Богу в жертву мою волю. Только я сам владею ей и я сам могу принести ее ко престолу Божию. Принести же присягу на верность и сказать: «Господи, воля Твоя, а не моя да будет! Благодарю Тебя за все, что Ты пожелаешь привнести в мою жизнь! Дай мне возможность послужить Тебе каждым моим дыханием!» - можно в любом месте.

Итак, то, что мы можем принести в жертву Богу, всегда с нами. Но в религии есть не только то, что мы даем. Важнее то, что мы получаем. Важно не то, зачем мы ищем Бога. Важнее то, зачем Он ищет нас.

Зачем мы чаще всего приходим в храм и обращаемся с мольбой к Богу - хорошо известно. Мы склонны в Боге видеть этакий генератор гуманитарной помощи: «Дай, Господи, нам побольше здоровья, побольше успеха и прибавки к зарплате!..». Слишком часто мы ищем Господа, по присловью святителя Димитрия Ростовского, - «не ради Иисуса, а ради хлеба куса». А вот зачем Бог ищет нас? Он хочет у нас что-то забрать? Или дать?

Зачем призывает Его Слово: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии» (Мф. 11,28)?.. Нет у этого призыва продолжения в роде: «И вы отдадите Мне то-то...». Иным предвестием кончается это приглашение; оно говорит о том, что Бог сделает ради отозвавшихся: «И Я успокою вас... найдете покой душам вашим».

Итак, Бог зовет нас к Себе, чтобы что-то вручить нам. Что же? Знание - «Научитесь от Мене»... Дух - «Примите от духа Моего»... Любовь, мир и радость - «Пребудьте в любви Моей... Мир Мой даю вам... Радость Моя в вас да будет...». Но Христос дает нам и еще нечто немыслимое... «Пребудьте во мне, и Я в вас... Приимите, сие есть кровь Моя за вас изливаемая...». Всего Себя Христос вверяет людям. И Свою божественность, и Свою человечность.

В современной медицине есть такая процедура: человеку делается переливание его же собственной крови. Из его тела выводится его кровь, она очищается от каких-то вредных примесей или, напротив, обогощается теми компонентами, которые организм больного уже не может сам вырабатывать в необходимом количестве. И такая обеззараженная и обогащенная кровь тут же вливается обратно в тело человека. Нечто подобное происходит и в наших отношениях со Христом. Бог становится человеком. Он берет в Себя наше естество, впавшее в состояние тления, в Себе его исцеляет, насыщает Божественностью, Вечностью, Безсмертием, и Свое человеческое Тело, уже прошедшее через смерть и воскресшее, возвращает нам. Свою человеческую кровь, насыщенную Божественными токами, Он вливает в нас, чтобы мы в себе носили зачаток Воскресения и были причастниками Вечности. Итак, в храм мы приходим для того, чтобы нечто в нем получить. Храм - это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. Таинство же состоит в том, что к людям протянута рука с Дарами. Поэтому посещение храма - не тяжкая повинность, а дивная привилегия. Нам дано право стать соучастниками Тайной Вечери. Нам дана возможность стать «причастниками Божеского естества». Нам дана возможность прикоснуться к той Энергии, которую не в силах выработать ни одна электростанция в мире.

Бог искал нас. И нашел. Нам же просто надо пойти и встать в такое место, где Бог ближе всего подходит к людям, в такое место, где Он самые небывалые дары раздает людям. Если Чашу с причастием Христос подает нам через Царские врата храма - стоит ли нам отворачивать нос и твердить «Бог у меня и так в душе»?

Христос сказал, где Он нас ждет и что желает нам дать. Он, Вечный, желает с нами встретиться и соединиться в этой жизни - для того, чтобы в будущей, вечной нашей жизни мы не стали непоправимо одиноки.

Те, кто говорят, что им не нужны посредники в их отношениях с Богом, не понимают, что в храме их ждет тот Посредник, который вместо них как раз и принес жертву и освободил людей от необходимости что-то разрушать в мире и плодами разрушений подкармливать божков. Неужели же так невыносимо трудно раскрыть свои руки для того, чтобы в них можно было вложить Дары?

Диакон Андрей Кураев (статья печатается с сокращениями).



№ 11(35)-2006

ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ПАИСИЯ АФОНСКОГО

Старец из кельи Панагуда на Святой Горе – это богослов опыта. Отец Паисий не имеет мирской образованности. Он закончил начальную школу, и его профессией в миру было столярничество. Но его писания поразительны, его слова – это выражение опыта. Старец – великий учитель православия. Сказанное им убеждает людей. Мы приводим здесь некоторые поучения отца Паисия, которые, как мы полагаем, особенно интересны для христиан, живущих в миру.

Старец Паисий Старец сказал: «Добрый христианин любит сначала Бога, а потом и человека. Избыточествующая любовь изливается и на животных, и на природу».

Милостыня – это выражение любви. Современные христиане почти забыли эту добродетель. Старец напоминает не только о ее необходимости, но и о ее духовных плодах: «Духовного изменения, которое происходит в душе, и сердечного ликования от одной только милостыни или благодеяния ближнему, не может дать даже величайший лекарь, если ты и дашь ему целый мешок долларов».

Старец сказал: «Творить молитву мы должны везде. Как находящиеся в опасности корабли посылают сигналы «SOS», так и человек должен постоянно творить молитву: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Молитва должна быть простой».

Старец сказал: «Предатели, ослабляющие молитву, – это духовная сухость и холодность. Против них нужно использовать краткие молитвы, а главным образом – молитву Иисусову, прилежное чтение Священного Писания и духовных книг. Также предохраняют нас от греха и помогают нам мысли о смерти, суде, рае, аде и благодеяниях Божиих. Бог наблюдает за нашим сердцем и проверяет, куда оно склоняется».

«Всегда имей добрый настрой. Чтобы ты понял меня, я расскажу тебе два случая, бывшие здесь. Однажды пришел мальчик, лет семнадцати, и постучал, чтобы я открыл ему. «Я хочу видеть отца Паисия», – говорит он мне. Я, чтобы немного испытать его настрой, говорю ему: «Его нет здесь. Он ушел на Карею купить сигарет». – «Хорошо, я его подожду», – отвечает мальчик, имея всегда в уме хороший помысел. «Уходи! – говорю ему. – Зачем ты его ждешь?» «Нет, батюшка, я хочу его увидеть!» – настаивал мальчик. Этот молодчина имел хороший настрой, и я не мог смутить его, несмотря на то, что долго его терзал. Он не принимал плохого помысла. Это была хорошая душа.

В другой раз пришел один человек и просил меня помолиться за его ребенка, который был тяжело болен. «Я что-нибудь сделаю, – сказал я ему, – но должен и ты помочь. Конечно, ты не умеешь ни молиться, ни поститься, ни класть поклоны и т.д. Но избавься от одного своего недостатка». «Какого недостатка, батюшка?» – спросил он меня. «Брось курить», – сказал я ему. Он внимательно выслушал меня, и, когда я открыл ему церковь, чтобы он зашел и приложился к иконам, незаметно для меня он оставил на одной стасидии пачку сигарет и зажигалку. Тот же час пришел другой, вошел в церковь, поглядел из любопытства и вышел наружу. Он пошел и сел вот на эту каменную приступку, которая у стены церкви, зажег сигарету и курит без зазрения совести. Я вышел наружу и увидел его. «Ба, дорогой, да ты куришь здесь, где церковь? Иди вон туда, под деревья, и кури там, а не здесь!» – говорю я ему. Но он имел плохие и лукавые помыслы и ответил мне с наглым видом: «Тебе-то какое дело до того, что я курю? Ты куришь в церкви, а я, куря снаружи, поступаю плохо?» Я ему снова сказал, чтоб он ушел отсюда, но он упирался и говорил мне те же слова. «Но что он говорит?» – спросил я себя. Я не мог его понять. Вхожу в церковь и вижу пачку сигарет, оставленную исстрадавшимся отцом. Я тут же догадался, что этот человек неправильно меня понял и думал, что это мои собственные сигареты и я курил в церкви! Я ему объяснил, что случилось на самом деле, но он имел дурной помысел. У него не было желания получить пользу. Он искал оправдания своему злу, чтобы сохранить его в себе. А тот мальчик, как я сказал прежде, имел хороший настрой».

Старец сказал: «Благой Бог оставляет демонов свободными на некоторое время, чтобы они помогали нам своей злобой сдавать духовные экзамены на земле и достигать вечной небесной жизни. Пока живет человек на земле, он имеет право сдавать эти духовные экзамены. Переэкзаменовки не бывает. Итак, будем подвизаться, чтобы набрать духовный балл и пройти в рай».

Старец сказал: «Нужно терпение, а не злоба в сердце. Один человек во Фракии стал христианином. Однако его жена не только не последовала его примеру, но и сильно препятствовала ему и жестоко с ним обращалась. Но он терпел и отвечал ей любовью. Со временем жена склонилась перед его терпением и любовью и сказала: «Должно быть, истинен и велик Бог, в Которого он верит». И тоже стала христианкой».

Беседуя с семинаристами, между прочим он сказал и следующее: «Избегайте поводов ко греху. Приведу один пример. Если кто-либо болеет сахарным диабетом и не должен есть сладостей, может ли он этого избежать, шатаясь по кондитерским? Будьте внимательны к искушениям. Все начинается с мысли, которой мы увлеклись. Чем более духовен человек, тем меньше прав он имеет в жизни. Величайшая радость – это служение другому человеку и прощение ему ошибок. Принимающий благодеяние чувствует человеческую радость, а творящий его – радость божественную».

Из беседы старца с его посетителями-мирянами: «Отче, мы боремся со множеством семейных проблем». – «Мы сами себе сильно затрудняем жизнь погоней за материальными благами. Мы не догадываемся о том, что, чем больше благ цивилизации мы имеем, тем больше проблем прибавляем себе и своей семье». – «Отче, какие проблемы, создаваемые погоней за благами, ты имеешь в виду?» – «Мы вдаемся в чрезмерную суету, теряя при этом драгоценное спокойствие. Мы распыляемся. Женщина вынуждена работать потому, дескать, что нам не хватает денег. А в результате дети лишаются своей матери… Мы не сводим концы с концами, потому что хотим иметь видео, телевизор, новую машину, множество украшений. Нас засасывает суета, и мы никак не можем остановиться, мы желаем все большего и большего, а в результате дети остаются без внимания. Это огромная ошибка – вот что мы должны понять. Пусть работает только один член семьи, и мы будем довольствоваться немногим. Тогда проблема перестанет существовать».

Старец, обращаясь к мирянам, сказал: «Если бы вы, миряне, могли осознать опасности, среди которых вы живете, то вы бы молились в десять раз больше нас, монахов».

Старец сказал: «Как-то ко мне пришел скорбный отец, сын которого болел белокровием, и просил помолиться. Я сказал ему: «Я буду что-нибудь делать, но должен и ты помочь. Конечно, ты неопытен в духовном, но брось хотя бы курить». Он с готовностью принял мой совет и, уходя, благодарил меня. Здоровье ребенка стало улучшаться день ото дня. Отец увидел чудо, но со временем забылся и снова начал курить. В результате возобновилась болезнь ребенка. Через два года отец его снова приехал и рассказал мне о случившемся. Я спросил, почему он оставил свой духовный подвиг, и сказал, что Бог желает видеть некоторое старание и с нашей стороны. Вот так. Недостаточно молитвы другого человека. Нужно, чтобы и мы сами проявляли старание и молились».

Старец сказал: «Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье». И в другой раз он сказал: «Когда разрушится семья, будет разрушено все: и духовенство, и монашество».


№ 11(35)-2006

СУЩНОСТЬ НЛО


Все более явно и активно в наш мир, пользуясь религиозной безграмотностью большинства наших сограждан, через средства массовой информации врываются демонические силы, стремясь окончательно запутать и тем самым подчинить своему влиянию современного человека. Это темное дело проводится по заранее подготовленному и отработанному сценарию. Планомерно делалось все, чтобы лишить человека веры и упования на Христа Спасителя. Обожествлялись сам человек, прогресс, наука. Над верой смеялись и называли ее делом малограмотных и темных людей. Одновременно с конца XIX века появляется научно-фантастическая литература, которая выдумывает наличие других, более развитых цивилизаций, фантазирует о том, какие они, пытается занять умы людей и, надо сказать, небезрезультатно.Многие современные люди искренне верят в существование внеземных цивилизаций. Поэтому с особым интересом и вниманием встречают все сообщения, передачи, в последнее время ставшие очень уж частыми, об НЛО и инопланетянах. А что думает об этом Православная Церковь, как отражены эти проблемы в ее священных книгах? В Библии - этой богодухновенной книге, содержащей в себе всю историю создания мира и человечества Богом и пророчества об их конце, ни о каких иных цивилизациях нет и речи. Есть только человек как микрокосмос (ибо в нем сосредоточены как материальный мир - тело, так и духовный мир - дух, душа) и невидимый духовный ангельский мир, состоящий из ангелов света, душ умерших и падших духов - демонов. Последние - то и являются виновниками происхождения НЛО.


Характер и сущность действий пресловутых НЛО и инопланетян, «спасителей» и «старших друзей человечества», полностью совпадает с демонической методикой обольщения христиан всех времен и народов. Изменился только внешний облик, личина, под которой являются злые духи роду человеческому. Демоны принимают те формы, в которых легче обольстить современного человека. Древнее человечество было исключительно религиозным. Атеизм был крайне редким явлением. Поэтому бесам было выгодно появляться с неба в огне и свете, поражая людей величием своего пришествия, называть себя богами и принимать почести и жертвоприношения.

В прошлые века демоны для искушения подвижников являлись как в своем собственном гнусном обличии, так и в образе гадов, зверей, людей различного пола и вида, и крайне редко в виде летающих тарелок. В современное же безрелигиозное время, в век электрической философии, когда само бытие Божие и существование падших ангелов поставлено под сомнение, бесам выгоднее являться в виде инопланетян - «старших братьев по разуму», «спасителей человечества».

В последние времена, как сказано в Откровении св. Иоанна Богослова, из-за неверия людей и отсутствия постнического и молитвенного подвига, силы тьмы получат большую силу и власть в искушении рода человеческого. Так что даже огонь на землю низводить будут [Откр. 13:13]. Проявление подобных признаков мы и начинаем видеть в современном мире, чему, кстати, многочисленные, но явно безсмысленные чудеса пришельцев и являются свидетельством.

В настоящее время образовалось целое племя контактеров, которые имеют периодическую или постоянную связь с инопланетянами, действуют по их указке, вещают волю «мирового разума» заблудшему человечеству. По сути дела эти люди являются медиумами, одержимыми, через которых злые духи пытаются воздействовать на человечество. Так, например, одна артистка Светлана, далекая от христианской веры, ночью в поезде подверглась воздействию со стороны светящихся демонов. Душа ее целиком открылась для этого явления (проявился интерес, отдано внимание, нет сопротивления молитвой). Контакт произошел, связь установилась. Cогласно учению св. Игнатия Брянчанинова, все, предлагаемое демонами, должно отвергать, без всяких исключений. Произвольное повиновение демонам, хотя бы оно совершилось по их приглашению и настоянию, подчиняет человека демонам, лишает духовной свободы, соделывает его орудием их. После этого влияние демонов на прельщенную душу постоянно усиливается, в ней все больше начинают проявляться оккультные способности. Занятие восточными религиями и астрологией еще более усиливает их. В итоге Светлана становится послушным орудием в руках нечистых духов, получает от них космическую информацию и энергию и по их приказу начинает помогать другим обретать подобные дарования.

Причем, говоря о себе, инопланетяне (бесы) особенно и не скрывают своих целей. Их в основном заботит наше духовное развитие в оккультном отношении. И совершают они это развитие при помощи уже готовых контактеров, проводников этих мыслей, идей, энергии. Их задача подготовить людей к принятию нового мессии, универсального мирового учителя (то есть, по православному, просто антихриста). Когда ученики спросили Господа о кончине мира, Он сказал о следующих признаках: восстанет народ на народ и царство на царство; будут большие землетрясения по местам и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба... люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную. Перед концом мира, в результате безверия людей, сатане и его полчищам будет дана великая власть. Власть губить людей ему предавшихся. И вот сейчас идет разделение, ибо, как сказано в Евангелии от Матфея [гл. 24,40], тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется, но прежде будет проповедано сие Евангелие царствия по всей вселенной [Мф. 24 14].

В современный период идет проповедь Евангелия во всем мире, и особенно в нашей стране. Все узнают о Христе Спасителе. И все вольны или принять Его, или отвергнуть. Одновременно и демоны усилили свое действие на род человеческий, стремясь подчинить его своему влиянию и не дать принять Христа.

Все это требует от современных православных христиан особой духовной бдительности, внимательности и исполнения церковных правил и святоотеческих постановлений, памятуя слова апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, по тому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить, противостойте ему твердою верою...» [1Петр. 5, 8-9].


№ 11(35)-2006

ЧУДЕСА БОЖИИ


Чудесами Божиими полнится видимый мир. Течение утвержденных «на пустоте» небесных светил и обращение крови в человеческих жилах, пенистые волны океанов и робкий аромат цветов – все поет песнь Всемогущему Творцу, все свидетельствует о неизмеримом Его величии. Мельчайшая букашка и придорожная былинка устроены так разумно и гармонично, что подобное совершенство и не снилось изобретателям самых хитроумных механизмов. Раскрытая перед нами книга природы представляет собой Естественное Откровение, повествующее о делах и славе Господа Вседержителя. Читая эту книгу, святой псалмопевец Давид восклицал: Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней (Пс. 23, 1).


Само понятие «законы природы» говорит о бытии Верховного Законодателя. Вся вселенная повинуется Творцу: по установленным Им законам вращаются галактики, сияют звезды, вздымаются горы, растут деревья и летают птицы. И только человек, одушевленная пылинка вселенной, дерзает нарушать заповеди Миродержца, извращать грехом собственную природу. Лукавым ослушникам нестерпима бывает мысль о неизбежном наказании, поэтому слепой рассудок человеческий пытается оттолкнуть от себя веру в Правосудного Господа и помимо Естественного Откровения требует еще каких-то чудес и знамений.

Если бы в небе над нами одновременно сияло двенадцать солнц, деревья росли прямо из воздуха, а домашние животные наши по средам и пятницам изрекали мудрые афоризмы – словом, если бы Творец обустроил видимый мир несколько иначе, мы тоже не находили бы в нем ничего чудесного. Чудом кажется нам лишь то, что выходит за пределы привычного, повседневного. И в этой будничности, которую люди устроили себе из таинственного мира Божия, мы уподобляемся живущим на склонах вулкана и позабывшим, что под ними вершится бурление стихийных сил, готовых в любой миг вырваться наружу и поглотить их привычный мирок.

Материальный мир, в котором мы до времени существуем – это лишь тонкая оболочка, за которой скрыт мир духовный, управляемый иными законами и наделенный невиданным нами могуществом. Самый слабый из обитателей духовного мира, будь то Ангел или даже демон, мог бы сделать с материальным миром все, что угодно – если бы повелел или попустил это Всемогущий Господь. То, что мы называем чудесами, на самом деле – прорывы мира духовного в видимый нами мир.

Если такою мощью наделены служебные и даже падшие духи, то очевидно, что Самому Вседержителю проще простого изменить установленные Им же законы природы. «Для Бога легче возжечь новое солнце на небе, нежели нам засветить свечу», – говорит святитель Иннокентий (Борисов). Однако Господь никогда не совершает «чуда ради чуда»: чудеса Божии являются либо предостережением падшим, либо толчком, обращающим к вере уже созревшую для этого душу.

Сердца, окамененные гордыней, не сможет возродить никакое чудо. Такими жестокими сердцами обладали иудейские фарисеи: сошедший в мир Сын Божий исцелял слепых и параличных, воскрешал мертвых, а гордые фарисеи противились Ему и гнали Его. Сердца, открытые для восприятия чуда, обрел Спаситель не среди многознающих и власть имущих, а среди простых людей, хранивших способность к по-детски чистой и вдохновенной вере. В этом видимом мире, полном Господних чудес, величайшее чудо – человек, ибо создан он по святому образу и подобию Божию. В урочный час сгорит земля и испепелятся галактики, исчезнет материальный мир, но душа человека – безсмертна. За душу каждого из нас спорят Всеблагой Господь и злобный диавол. Превечный Отец зовет нас к небесному блаженству, сатана заманивает на дно преисподней.

Митрополит Владимир (Иким)


№ 11(35)-2006

РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ УБЕДИЛИСЬ В СУЩЕСТВОВАНИИ БОГА


Существование Бога доказано научными методами - заявил директор Международного института теоретической и прикладной физики, академик РАЕН Анатолий Акимов, как сообщает ИНТЕРФАКС.


«Бог есть, и мы можем наблюдать проявления Его воли. Это мнение многих ученых, они не просто верят в Создателя, а опираются на некие знания», - сказал он в интервью.

При этом ученый отметил, что и в прошлые века очень многие ученые-физики верили в Бога. Более того, до времен Исаака Ньютона разделения между наукой и религией не существовало, наукой занимались священники, поскольку они были самыми образованными людьми. Сам Ньютон имел богословское образование и часто повторял: «Законы механики я вывожу из законов Божьих».

Когда около 300 лет назад ученые изобрели микроскоп и стали изучать, что происходит внутри клетки, процессы удвоения и деления хромосом вызвали у них ошеломляющую реакцию: «Как такое может быть, если б все это не было предусмотрено Всевышним?!»

«Действительно, - добавил А. Акимов, - если говорить о том, что человек появился на Земле в результате эволюции, то, с учетом частоты мутаций и скорости биохимических процессов, для создания человека из первичных клеток понадобилось бы времени много больше, чем возраст самой Вселенной».

Кроме того, продолжил он, были выполнены расчеты, показавшие, что количество квантовых элементов в объеме радионаблюдаемой Вселенной не может быть меньше, чем 10 в 155 степени, и она не может не обладать сверхразумом.

«Если все это единая система, то, рассматривая ее как компьютер, спросим: а что же не под силу вычислительной системе с таким количеством элементов? Это же неограниченные возможности, больше самого навороченного и современного компьютера в несоизмеримое число раз!» - подчеркнул ученый.

По его мнению, то, что разными философами называлось Всемирным Разумом, Абсолютом, - это и есть сверхмощная система, которая отождествляется у нас с потенциальными возможностями Всевышнего.

«Это, - считает А. Акимов, - не противоречит основным положениям Библии. Там, в частности, говорится, что Бог вездесущ, он присутствует всегда и везде. Мы видим, что это так: Господь обладает неограниченными возможностями воздействия на все, что происходит».

А. Акимов крестился в 55-летнем возрасте. «Вы поверили в Бога?» - спросил его священник, когда он пришел в церковь. «Нет, я просто понял, что его не может не быть!» - ответил ученый.


№ 11(35)-2006

НА УЧАСТКЕ АВТОМАГИСТРАЛИ, ГДЕ УСТАНОВЛЕНЫ КИОТЫ С ПРАВОСЛАВНЫМИ ИКОНАМИ, РЕЗКО УМЕНЬШИЛОСЬ ЧИСЛО АВАРИЙ.


Руководство управления Фото автомагистрали Москва-Нижний Новгород нашло необычный, но весьма действенный способ борьбы с дорожно-транспортными происшествиями. Оказалось, что чрезвычайно эффективным способом снижения аварийности является постройка… православных церквей! По словам начальника управления трассы Москва-Нижний Новгород Игоря Донато, год назад они решили вместе с православной епархией построить на одном участке трассы небольшую часовню, как передает пресс-служба «Росавтодора». Деньги на это дело нашлись быстро – «скинулись» подрядные организации, да и простые люди поучаствовали. Вроде бы ничего особенного дорожники не сделали, но результат оказался потрясающим – только за один год число аварий на этом участке трассы сократилось на 13%, число раненных – на 42%, а число погибших и вовсе на 67%!

Именно поэтому дорожная служба, ГИБДД и представители епархии с таким удовольствием открыли на трассе Москва-Нижний Новгород еще одну часовню, а в ближайшем будущем будет построено еще две церкви.


№ 11(35)-2006

КТО ГОВОРИТ…


Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Иоан.4:20)

Кто говорит: «я смиряюсь перед Богом», а перед ближними своими не смиряется, тот лжец: ибо не умеющий смиряться перед ближними, которых видит, как может смириться пред Богом, Которого не видит?

Кто говорит: «я слышу Бога», а ближних своих не научился слышать, тот лжец: ибо не умеющий слышать ближних, которых видит, как может слышать Бога, Которого не видит?

Кто говорит: «я доверяю Богу», а ближнему своему не доверяю, тот лжец: ибо не научившийся доверять ближнему своему, которого видит, как может доверять Богу, Которого не видит?

Кто говорит: «я благодарен Богу», а ближних своих не научился благодарить, тот лжец: ибо не научившийся благодарить ближних своих, которых видит, как может благодарить Бога, Которого не видит?

Кто говорит: «я искренен с Богом», и при этом ни с кем из людей не может быть искренним, тот лжец: ибо не умеющий быть искренним с ближним, которого видит, как может быть искренним с Богом, Которого не видит?

Кто говорит: «я верен Богу», а никому из людей не стал верным, тот лжец: ибо не ставший верным хотя бы одному человеку, которого может видеть, как может быть верным Богу, Которого не видит?



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld