Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2006 год, выпуск № 12 (36)




О ПОСТЕ, МОЛИТВЕ И ДУХОВНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ


В этом номере мы печатаем отрывок из дневника иеромонаха Никона (Беляева), последнего Оптинского старца, который он писал еще в начале своего духовного пути, когда только поступил в Оптину пустынь в 1907 году.


Иеромонах Никон Теперь я в первый раз намереваюсь серьезно и осмысленно говеть. Я только теперь понял всю необходимость, всю святость, все величие этих двух Таинств: покаяния и приобщения Тела и Крови Христовых. Все пророки, апостолы и Сам Христос Спаситель и Его Предтеча — Иоанн Креститель — все они начинали свою проповедь словом: «Покайтесь».

Тяжело, когда совесть нечиста, когда сознаешь себя виновным. Нам необходимо покаяться, сознаться в своих грехах, высказать все, что нас тяготит, тогда нам становится уже как-то легче. А здесь наше исповедание своих грехов принимает Сам Господь наш Иисус Христос. Он милостив, Он любит нас, Он имеет власть простить нам наши грехи, Он разрешит нас от ужасного бремени греховного, успокоит нашу совесть и подкрепит нас. Вот что нам дает это Таинство, но только в том случае, если мы искренно сознаем себя виновными, искренно каемся в своих грехах и надеемся на Божию милость, ибо Он принимает всякого грешника, самого ужасного, положительно утопающего в грехах, пусть только он будет смирен сердцем, сознает свою виновность и придет ко Христу с покаянием не показным, а искренним. Вот если мы будем смотреть на покаяние так, то, приступая к нему, мы должны будем сознать все величие этого Таинства и потому приготовить себя надлежащим образом.

Приготовление к Таинству покаяния должно состоять в самоуглублении, посте и молитве. Для того, чтобы сознать все свое недостоинство пред Богом, увидеть все свои грехи, увидеть всю грязь и низость своей жизни, необходимо углубиться в самого себя и разобрать все свои поступки. Пост необходим для нас при этом, как умерщвление плоти, для того, чтобы оторваться от плоти и всего земного и мыслить о Боге, о небесном.

Справедлива пословица: «Чем больше ешь, тем больше хочется». Если мы утолим только голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал. Тогда как-то чувствуется, что сущность жизни не в еде, ни в чем-либо земном, а в высшем, духовном мире человека, не в утолении страстей, а в стремлении к свету, истине, Богу.

Стремление познать истину есть первый признак духовной жизни человека, без этого человек духовно умирает. Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души. Нас тогда не интересуют высшие духовные вопросы, весь наш интерес сосредотачивается исключительно на земном: на удовлетворении страстей и похотей плоти. Жалок тогда человек, хотя очень часто и не сознает этого. Напротив того, человек постящийся отрезвляется, совершенствуется нравственно. Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены.

Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование. Молитва, если только искренна, имеет великую силу. Сам Иисус Христос о силе молитвы, произносящейся с верою, говорит: «Все, что просите от Отца во имя Мое, даст вам», и «Если с верою скажете горе сей: «иди и ввергнись в море», будет вам». Поэтому мы, не будучи в состоянии сделать что-либо доброе, должны прибегать к молитве, как единственному спасительному средству в нашей немощи.

Знаю по себе. Хочу и не могу. Хочу делать добро, а делаю зло. Я даже не могу отличить белого от черного, зла от добра. Жалкое, ужасное состояние, в котором только и может помочь молитва, молитва покаянная.

Да, я вижу единый исход из моего положения — это покаяние и приобщение Святых Тайн. Прежде должен очистить себя покаянием, а затем принять в себя Тело и Кровь Христовы. Великое Таинство — покаяние, но еще более величия и святости являет приобщение. Здесь я принимаю в себя Самого Иисуса Христа, Его Пречистое Тело, Его Кровь, Его Божество. Я соединяюсь с Ним самым тесным образом. «Пияй Мою Кровь и ядый Мою Плоть во Мне пребывает и Аз в нем», — говорит Сам Спаситель. Всю важность, всю необходимость этого Таинства для нас мы видим из слов Спасителя, что только вкушающий плоти Его живет, а тот кто не вкушает, не имеет в себе жизни. Да, велико и необходимо для нас это святое Таинство, но и страшно.

Как я, недостойный и грешный, подойду к Святой Чаше? Ведь я не жизнь, а осуждение найду в Ней. Ибо всякий вкушающий недостойно, «суд себе яст и пиет». Да, страшно.

Поэтому я должен всю эту неделю, начиная с понедельника, ходить в церковь и дома молиться и, углубившись в себя и сознав свое недостоинство, приступить к Таинству покаяния с искренним желанием исправить и переменить свою жизнь. Затем, все-таки, будучи очищен, я со смирением и уже не с таким страхом приступлю к принятию Тела и Крови Христовой. Это несомненно поможет моему желанию стать человеком и, может быть, хоть немного, да откроет глаза.

Я не имею в себе жизни. Теперь это мне вполне понятно: я ни разу не говел, не исповедовался, не приобщался. Ни разу, это ужасно. Что толку, что я каждый год ходил говеть? Какой смысл в таком говении? Еще в прошлом году я, пожалуй, молился, когда приступил к Чаше, но этого далеко не достаточно.

Помню, как жалко было расставаться с миром, с плотскими наслаждениями, да я и не хотел вовсе с ними расставаться. А это разве покаяние? Нет, тут только одна форма, внешняя сторона. Так не должно быть.

Теперь я решил исправиться, хочу переменить жизнь и, кажется, хочу искренно. Если так, то для меня теперь имеет смысл говеть, ибо я намерен говеть по-настоящему, как следует. Я даже надеюсь, что это послужит основанием к моей дальнейшей жизни и деятельности.

Я хотел еще в рождественский пост говеть, но прозевал, да тогда мои теперешние мысли едва нарождались. Завтра (впрочем это будет сегодня) я, если даст Бог, пойду к Батюшке. Поговорю, авось разъяснит хоть немного да, как человек уже пожилой и, по-видимому, верующий, может быть, даст добрый совет.




№ 12(36)-2006

ВЕЛИКОМУЧЕННИЦА ВАРВАРА


Святая славная и всехвалъная великомученице Варваро!... Молим тя, известная желания нашего Ходатаице: моли с нами и о нас, умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


17 декабря празднуется память святой великомученицы Варвары. Отец ее, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери. Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать ее, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божьего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты. Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы - творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве.

А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в город приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой Таинство Крещения.

В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу. Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы. После долгих и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану. Святую Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам.

Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница города, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой, святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам отец ее Диоскор.

Перед казнью святая Варвара молила Бога, чтобы все, кто будут, вспоминая ее мученичество, просить ее помощи, были избавлены от внезапной смерти без исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Господь принял просьбу мученицы, и она услышала голос, обещающий ей это. Поэтому на иконах она изображается с Чашей. Великомученице Варваре молятся о том, чтобы не лишиться Святого Причастия в день кончины, и есть предание, что Святая сама причащает тех, кто сподобился кончины в день ее памяти.



№ 12(36)-2006

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ


Игорь Сикорский


Игорь Сикорский родился 25 мая 1889 года в семье крупного врача-психиатра, профессора Киевского университета, и одновременно известного в городе и крае общественного деятеля Ивана Алексеевича Сикорского, выходца из среды простого сельского духовенства.



От отца Игорь унаследовал трудолюбие, высокое чувство долга, стремление работать, в первую очередь, для блага и процветания родной страны и народа. Многим в своей последующей жизни он был обязан благоприятной семейной обстановке, родителям. Дети получили религиозное воспитание: Игорь навсегда сохранил усвоенную с детства глубокую православную религиозность. Мать Мария Стефановна также привила ему и другим своим детям любовь к литературе и музыке.

Учился Игорь сначала в одной из киевских гимназий, затем в Морском кадетском корпусе в Петербурге. В корпусе он прошел только общий курс. Стремление стать инженером-конструктором пересилило прочие соображения, и в 1906 году он уехал во Францию, на родину воздухоплавания, где шесть месяцев обучался в Технической школе. В 1907 году Игорь поступает в Киевский политехнический институт. Через несколько лет появятся «Витязи» и «Ильи Муромцы»…

Находятся скептики, продолжающие утверждать, будто бы предреволюционная Россия была отсталой крестьянской страной. Но за последние сорок лет ХIХ века объем промышленной продукции Российской Империи увеличился более чем в 7 раз. Имел место и безпримерный взлет российской научной и инженерной мысли. Конструкторское творчество Сикорского – тому ярчайший пример. И российские, и зарубежные эксперты единодушны в признании мирового приоритета Игоря Ивановича в создании первых тяжелых многомоторных воздушных кораблей. И царить бы России в небе Европы, если б не революция.

После октября 1917 года большинство российских заводов и предприятий прекратили свою деятельность. Революция поставила крест на планах Сикорского. Присягнувший царю и Отечеству, он не захотел искать компромиссов с большевистской властью. В марте 1918 года над Сикорским нависала угроза ареста, инженер покидает Родину. Россия навсегда лишится человека, который мог бы еще многое сделать для ее процветания и могущества.

Последующая конструкторская деятельность Сикорского, как известно, продолжилась в Америке. Поначалу инженеру было очень непросто. Он, правда, всегда был в тесном контакте с русскими инженерами-авиаторами, во множестве оказавшимися, как и он, за пределами Родины. Сикорскому было свойственно чувство локтя по отношению к соотечественникам. Русские техники, инженеры, авиаторы и ученые в Америке показали, что, когда надо и когда есть надежный лидер, они умеют сплотиться и дружно работать сообща. У американцев есть все основания считать его своим национальным гением. Но он сам мыслил себя русским. Ибо «кровь, мечты и душа его были русскими».

Когда под началом Сикорского образовалась группа русских инженеров, решившихся построить самолет, на них смотрели как на ненормальных. Как можно выдержать конкуренцию с американскими фирмами?! Да и первоначальный капитал составлял всего 800 $. Однако самолетостроители устроили подписку на свои акции по 10 $. Пайщиками были полунищие русские эмигранты. Но они делали ставку на свою русскую компанию во главе с русским президентом, в таланте которого не сомневались. Вскоре русский композитор Сергей Рахманинов неожиданно сделал «Сикорски Аэроинжиниринг Корпорейшн» рекламу, став ее вице-президентом и скупив акции на 5 000 $.

Упорство и изобретательский талант Сикорского не раз выручали русскую фирму. Сикорский становится известным и уважаемым человеком в деловых кругах Соединенных Штатов. Конструкции «русской фирмы» ценятся чрезвычайно высоко. Фирма добивается заметных успехов в жесткой конкурентной борьбе как благодаря организаторским способностям своего руководителя, так и за счет жесточайшей экономии, внутренней сплоченности.

На новом заводе компании в Стратфорде русские построили православную церковь. Русские инженеры-авиаконструкторы внесли значительный вклад в авиационную промышленность США. Нет сомнений, что удачи американцев во Второй мировой войне в значительной мере были достигнуты благодаря русским авиаконструкторам.

Конструкторская мысль Сикорского не знала усталости. Последний этап его деятельности связан с разработкой и усовершенствованием вертолетной конструкции. Сикорского даже стали называть «мистер Вертолет». Главной задачей вертолета конструктор считал не его военное применение, а спасение человеческих жизней. За годы войны в Корее санитарными вертолетами Сикорского было спасено более 10 тысяч человек.

На сегодняшний день с очевидностью ясно (и это признано повсеместно), что Игорь Сикорский принадлежит к числу самых выдающихся конструкторов-изобретателей ХХ столетия.

Игорь Иванович пользовался большим авторитетом в русской колонии Америки. В 1938 году именно ему выпала честь держать речь по случаю 950-летия Крещения Руси. Русские православные американцы знали, что кроме изобретения самолетов и вертолетов, Сикорский еще глубоко размышляет над проблемами мироздания. Он советовал в той речи: «Русский народ должен подумать не о том, как повернуть назад, к тому, что не устояло, видимо, не уберегли, а подумать о том, чтобы из того болота, в котором мы теперь увязли, выбраться на широкую дорогу, чтобы двигаться вперед». Как видим, он не отделял себя от оставшейся вдали России, где воцарился новый режим, а говорил «мы», имея в виду всех русских, как оставшихся на Родине, так и оказавшихся за ее пределами. И до самой своей смерти он будет помнить о России, веря в ее великое будущее. «Главное для нас - не раствориться, не увлечься сытой жизнью на Западе, главное для нас... работать и учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того от нас потребует», - не уставал напоминать он своим соотечественникам, волею судеб оказавшимся в изгнании.

Игорь Иванович был глубоко религиозным человеком. Он свято верил в Бога, всю свою жизнь, как ребенок, не переставал удивляться порядку, гармонии и целесообразности в природе. Авиаконструктор не видел противоречия или конфликта между наукой и религией. Считал, что волхвы, первыми поклонившиеся Христу, были учеными мудрецами древнего мира. Науке было бы весьма полезно следовать путем этих мудрецов.

В октябре 1938 года Сикорский предпринял большое турне по Европе. Эмигрантские круги везде встречали его как национального героя. Из Сербии Игорь Иванович отправился на Афон, в «Руссик» – русский Пантелеимонов монастырь. Здесь его также встречали на самом высоком уровне. Ему дали возможность осмотреть все, даже поработать в библиотеке, где хранились рукописи первых веков христианства. Сикорский посетил скиты Андреевский и Ильинский, встречался со старцами, был на всех службах. При отъезде из последнего скита его игумен архимандрит Митрофан сожалел, что общение было таким коротким, и попросил Сикорского сказать «утешительное слово братии». В последний день пребывания в монастыре высокого гостя в собор святого великомученика Пантелеимона колокольным звоном была собрана вся братия для проводов Сикорского. Специально по этому поводу был отслужен молебен. Игорь Иванович приложился к святым мощам и кресту. В благословение и память о посещении монастыря наместник игумена иеросхимонах Иустин вручил высокому гостю икону святого великомученика Пантелеимона в серебряной позлащеной ризе. Как отмечает в своих воспоминаниях «смиренный и многогрешный монах Пахомий», Игорь Иванович «произвел на всех впечатление глубоко религиозного человека». Оказанный прием весьма показателен. Здесь ведь нет политики. Просто афонские монахи ведают суть людей.

Если человек рожден с Божьей искрой, он всегда многогранен. Мы знаем Игоря Ивановича Сикорского как авиаконструктора. Он открыл дорогу мировому тяжелому самолетостроению, создал первые транс-океанские пассажирские лайнеры, основал мировое серийное вертолетостроение. Но есть еще одна область приложения его ума, которая до времени была сокрыта,– это религиозная философия.

Он искал ответы на традиционные вопросы каждого человека к самому себе: зачем я живу, зачем мы все живем на Земле, в чем смысл жизни человека в мире и во вселенной, соотношение земного и космического. Ведь только посмотри вокруг себя – какой изумительный порядок во вселенной, целесообразность во всем, удивительная гармония природы. А рядом хаос – буря чувств, страстей, эмоций в океане человеческих отношений. Как тут человеку не потеряться, не захлебнуться, не утонуть. Вот тут-то у Игоря Ивановича и была надежная защита. На волнах бурного житейского моря глубокая вера в Бога была его спасательным кругом. Конечно, здесь надо учитывать его происхождение и помнить, что она была привита ему с детства. Но ведь в русских семьях в детстве все были крещены, многие изучали в гимназии Закон Божий, однако же не все остались верны Создателю. Просто как умный человек Игорь Иванович всю свою жизнь анализировал, взвешивал, делал выводы. А выводы всегда говорили о Высшем разуме, Создателе, Творце вселенной.

Свои размышления Сикорский впервые опубликовал в небольшой книге «Послание молитвы Господней».

К своему последнему порогу Сикорский подошел без страха смерти. Он скончался 26 октября 1972 года. Перед сном, как обычно, пожелал жене спокойной ночи, а утром она нашла его лежащим с красиво сложенными на груди руками. Отпевание было совершено в храме святителя Николая в Стратфорде, том самом, что возник попечением этого замечательного человека.

А на похоронах, когда опускали гроб в могилу, все увидели символичный знак. На большой высоте два самолета на перпендикулярных курсах образовали своими инверсионными следами большой белый крест. И этот крест был как благословение Неба, которое принимало к себе душу великого труженика и человека.


№ 12(36)-2006

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ АВИАКОНСТРУКТОРА СИКОРСКОГО


В «Послании молитвы Господней» Сикорский пишет: «Молитва Господня составлена так, чтобы быть понятной даже ребенку, чтобы удовлетворять духовные потребности и направлять самых ценных ученых и мудрых людей до конца времен». Там же он говорит о том, что нам дается знать следующее: наша Земля движется по дороге времени к некоторому определенному событию огромной важности, которое знаменует окончание эры компромисса правды и лжи, страданий и смерти и откроет новую эру света, полной гармонии, доброй воли, счастья и безсмертного существования там, где вечное назначение человечества.

Сикорский особо выделяет вопрос искушения. Ему представляется, что нас предупреждают: силы человечества недостаточны, чтобы противостоять врагу, любому злому искушению,– и учат, как призвать на помощь Бога. В нашей истории есть примеры катастроф целых народов, когда мораль и духовная атмосфера затуманивались безбожностью, когда человек сам лишал себя Божественного руководства и защиты.

Яркий тому пример – Россия. Современное человечество не использует в полной мере защиту, данную Христом от таинственной духовной опасности. Его можно сравнить с ребенком, которого покусала бешеная собака и который, не сознавая грозящей ему опасности, отказывается от жизнеспасающей прививки, предлагаемой мудрым и милосердным Доктором. Сикорский считает, что последнее прошение в молитве Господней: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго», – относится, главным образом, к таинственному и опасному злому влиянию, которое способно проявиться в различных аспектах, в том числе и в обличье гуманистических принципов.

Вся история человечества и трагические эксперименты в наше время показывают, что человеческий интеллект и высокое научное образование безсильны против гибельной опасности духовного зла. Все научные открытия и технические изобретения становятся невольно слугами зла, помогают в распространении лжи, рождают страх, ненависть, смерть в невиданных масштабах. Люди и целые народы в какой-то определенный отрезок времени оказываются неспособны сопротивляться смертельному яду духовного зла, если они не имеют поддержки от сил Высшего порядка.

В другой работе – «Незримая борьба» – Сикорский исследовал суть искушения Христа дьяволом в пустыне и соотнес его с историей человечества. Вывод: у мира, который полагается только на материальную сторону в ущерб духовной, нет будущего. Человеческое общество, которое безрассудно занимает неверную позицию в высшей битве между правдой и ложью, между Богом и сатаной, само себя обрекает на гибель.

Характер главных событий последнего времени в мире подтверждает это. Нравственные ценности постепенно уступают место другим качествам людей в отношениях друг с другом. Они исчезают даже в отношениях правительства к своему народу. В некоторых странах эти процессы идут медленно, но они идут повсеместно. Доминирует грубая сила. Ожидаемый финал – мировое господство зла, существующее посредством зла и для зла. Оно не сможет пробыть долго, и все закончится мировой катастрофой. Религия это подтверждает, но тем не менее за трагедией предсказывает царство света, жизни и правды. После вселенской катастрофы, отмечает Сикорский, мы еще можем надеяться на возобновление жизни в Высшем порядке, которое будет зависеть от того, как будет продолжаться настоящая жизнь человечества.

В статье «Эволюция души», а потом и в книге «В поисках Высших Реальностей», которая была написана в последние годы его жизни, Сикорский суммировал результаты своих исследований и дал четкий ответ на вопрос о смысле жизни. Он полагает, что финальная стадия эволюции души в пределах земной жизни состоит в том, чтобы внутренним усилием и молитвой у человека развились желание и сила получить и выдержать славу и бремя вечной жизни. Выражаясь аллегорически, навозная среда не нравится семени, и оно использует почву как точку опоры, чтобы нежный росток, пробиваясь сквозь жирный грунт, преодолевая силу земного притяжения, вышел к золотому солнцу и синему небу. Но если бы семя удовлетворилось своим обиталищем и решило в нем остаться, оно бы просто умерло и разложилось. Эволюция, совершенствование человеческой души в подготовке к тайне перехода на высший уровень жизни, подчеркивает Сикорский, это самое важное из того, что происходит на Земле. Именно это наполняет высоким, прочным смыслом земную жизнь.

Составлено по недавно вышедшей в свет книге Игоря Ивановича Сикорского «Небо и Небеса».



№ 12(36)-2006

ТРЯПИЧНЫЙ ВОПРОС


Благочестивая одежда - самый легкий, текстильный крестик, который вручает женщине церковная традиция. Но он способен оказать значительное влияние на ее духовную жизнь.


ТРЯПИЧНЫЙ ВОПРОС Отношения между Христом и Церковью уподобляются в Писании отношениям между женихом и невестой. Это удивительно точное сравнение! Чем же мы можем выразить свою любовь к Небесному Жениху? Для большинства христиан сегодня эта возможность - подвиг благочестивой жизни, который включает в себя и особенности внешнего вида.

Мне знакома одна маленькая девочка. Она учится в малолюдной сельской школе и уже несколько лет терпит обиды и насмешки от своих одноклассников. Ее треплют за косы, портят ей одежду и учебники, бывает, что и ударят. За что? За то, что она не такая, как другие. Она не красит волос, а красить волосы и лицо сейчас начинают, к сожалению, в пятом-шестом классе; не пользуется косметикой, не носит брюк. Это красивая, спокойная и общительная девочка, прилежная ученица, готовая на дружбу и приятельские отношения. Однако жизнь у нее нелегкая.

Малышку можно назвать настоящим Христовым воином. И раз благочестивая внешность так раздражает - нет, не деток из ее класса, мы-то с вами знаем, кого она раздражает, - то значит, косички, юбку и чистое личико имеет смысл отстаивать. У Господа нет преимущества ни иудею, ни эллину, ни рабу, ни свободному, ни мужскому полу, ни женскому. Все члены Церкви призываются на воинскую службу, становятся воинами.

Наша земная Церковь так и называется -Церковь воинствующая. Так что женщины вполне могут считать платок на голове и юбку своей военной формой.

Согласен, жизнь за последние годы очень изменилась. В некоторых бытовых и рабочих ситуациях женщина в юбке выглядит нелепее, чем в брюках. Хотя таких случаев, на самом деле, и не так много. Но пусть уж прихожанки считают для себя ношение воинской формы обязательной, хотя бы «на параде», когда приходят в храм, когда молятся.

Казалось бы, какая разница - во что одеться? Ведь Господь смотрит не на внешнего, а на внутреннего человека. Не на лицо, а на сердце. Однако именно внутренний человек одевает внешнего. Перефразируя американского классика, можно сказать, что дело не в одежде, которую мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет выбрать эту одежду.

За нежеланием принудить себя и хоть на время расстаться с привычными туалетами чувствуется уныние. Идут прихожанки на праздничную службу, а праздника в душе нет. Есть привычка, чувство обязанности, но не праздник. Потому и нет желания одеться как-то нарядно, не по-будничному. «Сойдет и так». Не хочется и покупать для церковной службы особую одежду. Зачем? Подумаешь, раз в неделю надеть на пару часов. К чему и тратиться?

А всего-то век назад наши соотечественники нарочно приобретали, или, как тогда говорили, справляли, праздничную одежду, ее еще кое-где называли «обеднешной», то есть одеждой, в которой ходили только в церковь, к обедне. Потому что церковные праздники и воскресный день наши предки понимали как дни особого торжества, которому нужно было соответствовать.

Посмотрите, как прекрасны наши православные храмы! Как причудливо построены! Какое в них убранство! Как искусно сшито облачение священнослужителей! Все это для вас. Для вас, дорогие прихожане и прихожанки. Чтобы ввести вас хоть ненадолго в Царство Небесное. Чтобы вспомнили вы, что мало чем умалил Господь человека от ангелов, славою и честью венчал его (Пс. 8, 6). Чтобы познал человек свое благородство и достоинство; как драгоценен ты, брат Христов, друг Царев, невеста Жениха Небесного (прп. Макарий Египетский). Разве эти ни с чем не сравнимые почести, что даровали нам Господь и Церковь, не вызывают в вас чувства благодарности? Не обязывают? Разве застиранные джинсы и маечки уместны в этих стенах? Разумеется, что у представительниц прекрасной половины есть и другие грехи, даже поважнее, чем посещение храма в несоответствующей одежде. Кто-то заметит, что может быть, лучше заняться ими. Оно так и получается на исповеди: все-то расскажут, а про брюки - молчок. Словно это уже и не грех, во всяком случае, очень маленький и легко объяснимый: мне далеко ехать, в юбке неудобно; у меня дети маленькие, с ними в юбке трудно. Кстати, о детях и неудобствах. На нашем приходе самые нарядные, чистые, «выглаженные» и причесанные дети - это дети самой многодетной семьи, жизнь которой отягчена многими обстоятельствами и постоянной нехваткой денег. Причем детки приносятся и приводятся на службу мамой не по асфальтовой дорожке, а по тропинке, не всегда сухой и чистой. Но мама их никогда не жаловалась на неудобство юбки.

В военных сводках Великой Отечественной иногда звучала фраза: «Наши войска отошли на заранее подготовленные позиции». Так говорили, чтобы не тревожить население. Вроде мы не отступаем, а проводим запланированную операцию. В духовной войне мы тоже, случается, отступаем, но если мы отступаем без сожаления, или, чтобы не тревожить свою совесть, объясняем правомерность своего отступления, то мы так же лукавим. Мы действительно отступаем на заранее подготовленные позиции, только подготовил их для нас враг рода человеческого.

В культуре любого народа всегда было четкое разграничение между мужской и женской одеждой. Даже тогда, когда эта одежда состояла всего лишь из красочных узоров на коже. Одежда должна была подчеркнуть разницу, данную нашим телам Творцом. Мужчины и женщины акцентировали свой пол. Зачем? Для того, чтобы каждый помнил о своих особенностях, из которых вытекали многие права и обязанности человека, которыми определялось его место в жизни семьи, племени, народа.

Осознанное природное различие не подразумевает угнетение одного пола другим, но помогает воспитывать себя и развивать в себе свойства и качества, присущие именно своему полу. Чтобы мужчина воспитывал себя как мужчину, а женщина как женщину. Тогда, соединяясь, они дополнят друг друга. И их союз будет прочным.

Так, если мы добавим в чай сахар, то есть соединим два совершенно разных вещества, то получим сладкий чай, который уже невозможно разделить на составляющие, сколько бы мы не делили, не разливали его по чашкам. Но если мы соединим сладкий чай со сладким чаем, то разделить смесь опять на две чашки не составит труда. Сегодня эти различия между мужским и женским пытаются стереть. Появилась даже одежда среднего пола, так называемый унисекс. Конечно, женщина вместе с брюками приобретает некоторую свободу. Но заметьте, как изменилась женская пластика! Не так давно я видел старый, еще черно-белый фильм «Отчий дом». События происходят в колхозной деревне конца пятидесятых. Одну из колхозниц играет народная артистка Нонна Мордюкова. Есть там кадры, где она бежит по тропе. Крупная, уже не очень молодая крестьянка, в недлинном ситцевом платье. Ничего, кажется, не мешает ее шагу. Но как она бежит! Даже в быстром беге движения по-женски сдержаны и удивительно целомудренны. Сейчас так уже не бегают. Брюки нанесли большой урон женской стыдливости. Теперь различить по пластике мужчину и женщину не просто.

Раскованная в движении женщина уже менее нуждается в помощи мужчины. Это когда она была в юбке с оборкой, хотелось как-то помочь, поддержать. Сам ее облик напоминал мужчине, что рядом совершенно иное создание, и он брал у нее чемодан, подавал руку, помогая пройти сложный участок пути. А теперь она и сама сможет, справится.

И она, действительно, справляется. Но когда-нибудь она скажет: «Перевелись настоящие мужики. Остались одни никудышные». Конечно, ведь мужчины тоже незаметно принимают свою долю свободы: отступаются от лишней нагрузки. Зачем напрягаться, ведь рядом не женщина, а унисекс. Чем мужественнее становится женщина, тем женственнее - мужчины.

Наша земная Церковь так и называется -Церковь воинствующая. Так что женщины вполне могут считать платок на голове и юбку своей военной формой.

И браки с такими перекосами в характерах - очень тяжелы. Так, уступая в пользу удобства в одном, можно потерять в другом. И еще, выросшие в джинсах девочки, как правило, менее терпеливы и покладисты. Что тоже не подарок для будущей семейной жизни. К тому же они нередко тяготятся своей женственностью. Не случайно общество, в том числе и через Церковь, остерегало от вольного обращения с одеждой. На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок перед Господом Богом всякий делающий сие (Втор. 22, 5), - читаем в Священном Писании. А на Шестом Вселенском Соборе было определено таковых отлучать от общения церковного (62 правило).

Благочестивая одежда - самый легкий, текстильный крестик, который вручает женщине церковная традиция. Но он способен оказать значительное влияние на ее духовную жизнь. Эта одежда может быть и удобной, и модной. Стоит лишь приложить желание и фантазию. Но уж если и есть в юбочных туалетах какое-то неудобство, то тем большего почета достойна та, которая терпит его.

По своей слабости, мы, современные христиане, редко способны на великие подвиги. Господь и не требует их от нас. Нам остался лишь подвиг благочестия и терпения. Нет на нас ни языческих императоров, требующих под страхом смерти отречения от Христа. Открыты наши храмы, мы можем приходить на церковную службу, исповедоваться, причащаться, крестить детей, не боясь тайных соглядатаев и притеснительных законов. Нас не бросают в темницы, не отдают диким львам и тиграм. Наш подвиг: благочестивая жизнь в неблагочестивом обществе. Легкий женский крестик - праздничная юбка, может стать первым шагом на этом пути. Примите его, как некоторое мученичество. И Господь не оставит вас без награды.


Протоиерей Сергий Николаев.


№ 12(36)-2006

НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ


Каждый человек хочет быть счастлив и каждый представляет это счастье по-своему. Кто-то считает, что счастье заключается в безоблачной жизни, где нет переживаний, конфликтов, боли, страданий. И не получая этого в реальности, пытается создать искусственно, ограждая сферу своего сознания от негативных, травмирующих переживаний.

Такая система механизмов, направленных на устранение или сведения к минимуму психологического дискомфорта, называется психологической защитой. Одним из таких механизмов психологической защиты является - проекция. Этот механизм заключается в приписывании собственных - обычно вытесненных из сознания - побуждений, негативных черт характера и чувств другим людям.

Происходит это потому, что человек не может смириться и принять в себе те постыдные, греховные качества, которые причиняют ему нестерпимую боль и страдания. И вместо того, чтобы бороться со своими грехами, он переносит (проецирует) их на других людей. Как часто люди используют этот механизм? Можно сказать, постоянно - в доме, в магазине, в транспорте, на улице: «Какая грубая продавщица, я ей и слова не успела сказать, а она …», «Ты меня никогда не поддерживаешь, ты такая безчувственная!», «До чего тупой ребенок, и в кого он такой уродился?» На что похожи эти высказывания? Как это называется в Христианстве? Думаю, вы догадались. Правильно - это грех осуждения.

Осуждая людей, тем самым человек показывает, какой он есть на самом деле, открывая самое дно своей души. Обливая грязью других, даже не задумывается, что это его грязь.

Одна женщина очень эмоционально осуждала молодую певицу. Когда ей объяснили, что эти слова осуждения дают характеристику ей самой, она страшно возмутилась и сказала: «Если бы во мне это было, я бы себя возненавидела». Эти слова как раз и говорят о том, что человек использует этот механизм психологической защиты для того, чтобы самому выглядеть лучше на фоне «таких плохих» людей, и оно как-то становится легче. Но за счет реализации этого механизма, как правило, достигается лишь временное и относительное благополучие. А нерешенные проблемы, порожденные грехами, становятся хроническими, ибо человек лишает себя возможности бороться со своими грехами.

Особенностями такого человека является - гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, обостренное чувство несправедливости, честолюбие, подозрительность, враждебность, упрямство, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности. Стоит задуматься над этим списком.

В Евангелии говорится: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7,2).

Белякова Светлана,
психолог, г.Обнинск.



№ 12(36)-2006

УЖ ТРЕТИЙ ЗВОНОК ПРОЗВЕНЕЛ

В лахтинском хосписе №1 мне рассказали совершенно жуткую историю, как умерла от рака 12-летняя девочка. Раковая опухоль, поразившая сначала ушко ребёнка, в короткое время буквально съела всё лицо – один глаз остался. «За что, за какие такие грехи смертные пострадал невинный ребёнок?» – преследовал вопрос. Ведь, как мне казалось, безполезно, жестоко и несправедливо посылать такое испытание ребёнку, который даже в толк не возьмёт, за что ему всё это? Тяжесть этого вопроса я переложила на плечи протоиерея Сергия ФИЛИМОНОВА – доктора медицинских наук, председателя Общества православных врачей Санкт-Петербурга.


О.Сергий: – Хотите узнать пути Промысла Божиего во время болезни? Читайте старца Паисия Святогорца – он мудро и толково разбирает разные аспекты болезней. Это должен знать православный человек. А в случае, рассказанном вами, ребёнок является невинным страдальцем, крестоносителем. Он у Бога получит мзду за свое крестоношение. Бывает и так, что через страдания ребёнка Господь даёт возможность родителям изменить свою жизнь.
– Но родители той девочки как пили, так и пьют…
– В таком случае… Я сейчас приведу, может быть, не самое удачное сравнение, но оно наглядно поясняет суть. Есть в театре такое понятие – «три звонка». Это выражение употребляют и медики. Предостерегая пациента от какой-то пагубной привычки, говорят, что такой образ жизни – до первого звонка. Вот появились камни в почках, значит, первый звонок уже прозвенел. И если человек не изменит свою диету и сам образ жизни – в следующий раз это закончится операцией. Это будет второй звонок. Третий – последний. Так и в жизни духовной. Господь не один звонок, не одно извещение посылает нам, грешным. Знайте, если заболевает кто-то из близких, взрослых или детей, – это грозное извещение Божие. И у Бога эти «извещения» идут по нарастающей. Если не вразумляется человек – искушений больше, последствия тяжелей. Поэтому, чтобы вразумить родителей, Господь нередко попускает болезнь и даже смерть детей.

Один батюшка из Архангельска рассказал мне такую историю. У них в областной больнице лежал больной раком годовалый ребёнок. Малыш умирал, когда его отец, наконец, обратился к Богу. Он пришёл к священнику в церковь и всё рассказал. Батюшка, исповедав обоих родителей, выяснил, что у обоих были смертные грехи, от которых сынишка мог так пострадать, наложил на них епитимью. Родители ужаснулись, раскаялись, начали совершать епитимью, соблюдать молитвенные правила, часто приносили младенца в храм причащать. Ребёнок полностью выздоровел, а ведь с медицинской точки зрения это был совершенно безнадёжный случай. Слава Богу, родители вняли гласу Божиему, тому небесному звоночку, который был совершён через болезнь их малыша. Но они ведь могли и не отреагировать!..

– Но девочку ту умершую всё равно жалко. Я почему-то раньше думала, что рак – болезнь всё-таки взрослых людей, не детей.

– Но подумайте, что бы получил этот ребёнок, оставаясь жить рядом с пьющими мамой и папой? Кем бы стала эта девочка? Пьяницей, развратницей? Поэтому старец Паисий Святогорец и говорит, что Господь не посылал бы зла, если бы из него не происходило три-четыре добра. Господь из каждого зла извлекает много пользы, много добра для человека. И если ребёнку подана болезнь, значит, Господь избавляет его от более страшной участи. Представьте, став взрослым, он бы убил человека! Какие страшные терзания совести! А какая мука для матери, что её ребёнок стал душегубом? А какова участь убийцы в будущем? Где он окажется, закончив свою греховную жизнь? – В аду! Вот Господь и подает болезнь, и забирает человека из грешного мира в наилучший для того момент жизни.

Бывает и так, что родители недостойны детей, которых посылает им Господь. Вместо того, чтобы воспитать христианина, они делают своё чадо исчадием ада. Тогда Господь может забрать этого ребёнка, чтобы спасти его душу для жизни будущей. Об этом писал свт.Николай Сербский: «С теми, что просвещают не просвещая, но ослепляя… кто запрещают детям пребывать в Твоей мудрости, говоря: «Господь – это старое слово ваших покойных дедов. Это старый талисман, который деды носили на себе и умерли. Мы вас научим, как копать землю, как упитывать тело, как ковать золото…» Что будешь делать с искусителями детей Твоих, Господи?» – «Ничего им не сделаю, потому что они сами сделали всё для проклятия своего семени. Воистину они подготовили себе судьбу хуже, чем книжники и саддукеи иудейские. Имели примеры, но не научились». Да, мы сами часто проклинаем своё семя. Святитель Николай также напоминает нам о том, что мы являемся только опекунами наших детей, а на самом деле они – Царские дети, и жизнь даёт им Царь Небесный – Бог.

– Знаю, что нужно проявлять смирение и принимать болезнь как дар Божий. Но вот раковые больные люди, бывает, отказываются от обезболивающих уколов, говоря: «Претерпевший до конца – спасётся. А если я приму обезболивающее, то до конца не выполню Божью волю и не получу награду за терпение на том свете». Мудро ли это или нужно пользоваться обезболивающим средством?

– В 12-й главе материалов архиерейского собора от 2000 года, где разбирается вопрос об эвтаназии, речь идёт именно об этом – допустимо или нет применение определённых лекарственных средств. Соборное мнение Русской Православной Церкви по этому вопросу гласит, что при тяжёлом состоянии можно применять средства паллиативного характера, которые не могут вызвать выздоровление пациента или вернуть его к жизни, но облегчают страдания. Можно употреблять наркотические анальгетики в онкологии, когда боли становятся невыносимыми.

Но если человек готов ради Христа потерпеть ту или иную болезнь, – хорошо. Почитайте, как умирал прп.Силуан Афонский. Он мужественно нёс крест болезни и не употреблял никаких анальгетиков, хотя мучения были невыносимыми. Значит, люди высокой духовной жизни и крепкого духа могут сознательно пострадать за Христа. У них отличное от нашего внутреннее устроение: Господь страдал, испытывал боль и был мучим, но если Господь страдал – не потерплю ли и я за Христа? Но это доступно людям очень высокого духа. Нам, более слабым духом, не грешно употреблять обезболивающие средства.

Записала Ирина РУБЦОВА (газета «Православный Санкт-Петербург»).



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld