Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2007 год, выпуск № 2 (38)


10 ФЕВРАЛЯ - ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА


В этот день божественные отцы, движимые человеколюбием, установили совершать память всех от века во благочестии скончавшихся людей, поскольку многие умерли внезапно во время странствия, в море или непроходимых горах, в бурных потоках, пропастях, от болезней и голода, от пожара, во льдах, на войне, от холода или претерпев какую-либо другую смерть, они, так же как нищие и убогие, не были отпеты.


Великий Иоанн Златоуст говорит (в беседе на Послание) к Филиппийцам: «Помыслим о пользе усопших, дадим им приличествующую помощь, то есть милостыню и приношения, ибо это приносит им великую отраду и наибольшее приобретение и пользу. Ведь не случайно так установлено от премудрых апостолов Христовых, чтобы священники при совершении Страшных Таин поминали усопших в вере».

И Афанасий Великий говорит: «Если и богат был скончавшийся во благочестии, то не пренебрегай елеем и свечами, чтобы возжечь на гробе, молясь Христу Богу, потому что это приятно Богу и приносит большое воздаяние. Если умерший грешен — разреши его прегрешения; если же праведен — пусть его награда умножится; а если кто, может быть, странник или нищий, о котором некому позаботиться, — то Праведный и Человеколюбивый Бог, по всеведению Своему, за нищету воздаст и этому равную (с другими) милость». Кроме того, и делающий приношения за усопших получает награду от Бога, ибо являет любовь к ближнему.

Бывающее за усопших (приношение) доставляет им пользу, как говорят божественные отцы, и особенно сделавшим хоть какое-нибудь малое добро при своей жизни. Если даже и есть у них много грехов против целомудрия, говорит Божественное Писание, то Божие человеколюбие намного побеждает. Если окажется равный вес добра и мерзости, — побеждает человеколюбие. Если же и слегка перевешивает зло, — снова превозмогает благо.

Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина. Так, один архимандрит рассказывал следующий случай из своей пастырской практики. «Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» — «Да, конечно». — «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится». Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей. В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Поистине, отходящая от тела душа вовсе не помышляет о здешнем, но только о тамошнем печется.


№ 2(38)-2007


НА ПУТИ К ПОДВИГУ


11 ФЕФРАЛЯ – Собор новомучеников и исповедников Российских, к которому по праву, наряду со святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским, святыми царственными страстотерпцами, святой великомученицей Елизаветой и инокиней Варварой и другими новомучениками и исповедниками Российскими, можно причислить и святителя Луку (Войно-Ясенецкого), если учесть во внимание его мученический и исповеднический жизненный путь.


святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Mать его была благочестивой православной христианкой, но как-то очень болезненно переживала, что наше священство несовершенно. Особенно непримиримо она относилась к корыстолюбию. Отец исповедовал католическую веру и, в отличие от жены, был доверчив, простодушен до крайности. Что роднило столь непохожих супругов – так это любовь к молитве. Сын унаследовал все их достоинства. Он воплотил собой тот идеал священнослужителя, о котором мечтала его мать, – совершенного безсребреника. В молодости св.Лука (в миру Валентин Феликсович) одно время пытался стать юристом, потом живо заинтересовался живописью, почитая Нестерова и Васнецова.

Он каждый день, а иногда и дважды в день, ездил в Киево-Печерскую лавру, часто бывал в киевских храмах и, возвращаясь оттуда, делал зарисовки монахов, богомольцев, приходивших за тысячу верст. Святому Луке всегда были интересны люди. Валентин мечтал стать фельдшером или учителем, чтобы заботиться о крестьянах в какой-нибудь глуши. Но, в конце концов, его, не без труда, уговорили получить медицинское образование. Ему пророчили карьеру ученого, а он был искренне обижен, что товарищи не поняли его желания быть «всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям». К тому времени началась русско-японская война, и Валентин Феликсович попал в госпиталь в Чите. Там он женился на сестре милосердия Анне, замечательной девушке, которую все называли святой сестрой. Этот брак не был счастливым. Вскоре после революции Анна скончалась от чахотки.

Затем состоялась защита докторской диссертации. В те годы образованные люди не баловали храмы своим вниманием, и это печалило народ. Приход в церковь знаменитого врача действительно стал событием. В последующие десятилетия святой привел вослед за собой тысячи тех, кому разум затмил глаза. В 50-е годы в одной передаче радиостанции Би-Би-Си сообщалось, что группа французских юношей и девушек перешла в православие, сославшись в своей декларации на христианских ученых СССР – Ивана Павлова, Владимира Филатова и архиепископа Луку Войно-Ясенецкого.

После революции семья перебралась в Ташкент. Там Валентин Феликсович стал главврачом местного госпиталя. После смерти жены святой Лука остался с четырьмя детьми на руках. Старшему было двенадцать, а младшему – шесть. Две ночи он читал над гробом Псалтирь, стоя у ног покойной в полном одиночестве, а затем Господь ему открыл, что нужно обратиться за помощью к операционной сестре Софье Белецкой. Она с радостью согласилась. Эта чистая женщина весь остаток жизни посвятила Войно-Ясенецким. Все это позволило святому внимательно прислушаться к словам Ташкентского архиерея владыки Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником!»

Уже в ближайшее воскресенье Валентин Феликсович был посвящен в сан диакона. Это необыкновенное событие потрясло весь Ташкент, особенно преподавателей и студентов местного университета. Св. Лука исполнял там должность профессора на медицинском факультете. Все попытки «образумить» его были безуспешны.

Как вспоминает профессор Ошанин, о. Валентин «ходил по городу в рясе с крестом и тем очень нервировал ташкентское начальство». Был он к тому времени главным врачом городской больницы и общепризнанным первым хирургом, председателем Союза врачей. С крестом на груди читал лекции студентам в университете, а в госпитале у него висела икона.

Постр ўиг святого Луку архиепископ Андрей (Ухтомский). Причем сначала хотел дать ему имя Пантелеимона, но когда услышал, как отец Валентин читает проповедь, и узнал, что тот любит писать иконы, то решил, что гораздо более подходит Войно-Ясенецкому имя апостола-евангелиста, врача и иконописца Луки.

Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, лично благословил его заниматься в священном сане врачебной деятельностью. Это решение святого Патриарха спасло жизни многих тысячь раненых и больных.

Примерно через неделю после поставления во епископы последовали обыск и первый арест. В Ташкенте владыка закончил работу над книгой по медицине. На заглавном листе владыка написал: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии».

Так исполнилось таинственное Божие предсказание об этой книге, которое он получил еще в Переславле-Залесском несколько лет назад. Он услышал тогда голос: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа».

Несмотря на создание великого, фундаментального труда последовало заключение владыки в Таганскую тюрьму в Москве.

Из Москвы св.Луку отправили в Сибирь. У него было слабое сердце. Великие сердца нередко бывают слабыми – потому что часто сжимаются от боли за людей. В Красноярске заключенных держали в подвале, загаженном нечистотами. Рядом содержали казаков повстанческого отряда. «Никогда не забуду оружейных залпов, доносившихся до нас при расстреле казаков», – писал впоследствии владыка.

Затем его определили в Енисейск. Прибытие врача-епископа произвело сенсацию. Восхищение им достигло апогея, когда он сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам-братьям и сделал их зрячими.

Из Енисейска перевели в Туруханск, где местные жители возили владыку в храм на санях, покрытых коврами. Летом дорога устилалась цветами. У сотрудников ГПУ это вызывало приступы бешенства. К большому удивлению владыки, ссыльные социал-революционеры снабдили его деньгами, енотовой шубой и меховым одеялом.

Месяц шел за месяцем. Утром, когда он вставал со своего ложа, его охватывал мороз, стоявший в избе, от которого толстым слоем льда покрывалась вода в ведре. Однажды его пригласили крестить детей. Он пишет: «У меня не было ничего: ни облачения, ни требника, и за неимением последнего я сам сочинил молитвы, а из полотенца сделал подобие епитрахили. Убогое человеческое жилье было так низко, что я мог стоять только согнувшись. Купелью служила деревянная кадка, а все время совершения Таинства мне мешал теленок, вертевшийся возле купели».

И все же пребыванию в отдаленной деревушке пришел конец, владыку перевели в Красноярск. Популярность его росла, срывая все планы по антирелигиозной работе. Его пытались обвинить в том, что он имеет нетрудовые доходы, но выяснилось, что за свою работу епископ Лука не берет ни копейки.

С ним, однако, надо было что-то делать. Вопрос – что? И здесь опять сыграло свою роль то уважение, которое испытывали к нему некоторые чекисты. В Красноярске один из высокопоставленных чекистов сказал владыке, махнув рукой в сторону обновленческого собора: «Вот этих мы презираем, а таких, как вы, очень уважаем».

Затем ему выправили бумаги и велели немедленно бежать куда угодно, лишь бы подальше.
– И даже в Ташкент? – удивился владыка.
– Конечно, и в Ташкент. Только, прошу вас, уезжайте как можно скорее.
Так закончилась первая ссылка владыки Луки.

В Ташкенте его ждали новые напасти. На этот раз владыка разошелся со своим верным другом, отцом Михаилом Андреевым, с которым они вместе боролись с обновленцами, а затем мыкались по тюрьмам.

Митрополит Сергий (Страгородский), который исполнял в то время обязанности Главы Русской Церкви, видя такой раздор, велел владыке Луке ехать сначала в Рыльск, потом в Елец и, наконец, епархиальным архиереем в Ижевск.

Владыка продолжал служить. Весной 1930 года стало известно, что его любимая Сергиевская церковь предназначена к разрушению. Для владыки это известие стало настоящим горем: «Уже был назначен страшный день закрытия ее, я принял твердое решение: отслужить в этот день последнюю литургию и после нее, когда должны будут явиться враги Божии, запереть церковные двери, снять и сложить грудой на середине церкви все крупнейшие деревянные иконы, облить их бензином, в архиерейской мантии взойти на них, поджечь бензин спичкой и сгореть на костре...» От смерти его спас лишь новый арест. Церковь разрушили, когда он был в тюрьме. Дело в том, что власти решили добиться от него отречения от священного сана.

Когда эта авантюра провалилась, решено было выслать его на Север. Очевидцы вспоминают, как его, будто хулигана, дергали за бороду, плевали в лицо.

А потом наступил 37-й год. Впервые владыка узнал, что такое пытки, допрос конвейером, когда сутками следователи сменяли друг друга, били ногами, кричали озверело.

Пережитые епископом Лукой скорби нисколько не подавили его, но, напротив, утвердили и закалили его душу. Владыка дважды в день вставал на колени, обратившись к востоку, и молился, не замечая ничего вокруг себя. В камере, до отказа наполненной измученными, озлобленными людьми, неожиданно становилось тихо.

Позже, в начале 1939 года, по окончании ежовщины были разрешены передачи. Посылки владыка все до крохи раздавал сокамерникам. А потом началась война. В 1941 году владыке было предложено стать главным хирургом эвакогоспиталя в Красноярске. Жил он там впроголодь, но спас тысячи жизней.

В конце 1942 года исполнилась его заветная мечта. Он снова стал служить. Священный Синод приравнял его лекарский подвиг к доблестному архиерейскому служению и возвел владыку в сан архиепископа Красноярского. После стольких лет мучительной тоски по Церкви «отверз Господь снова уста мои», – писал владыка Лука. В то время в городе была лишь одна крохотная кладбищенская церковь. Но радость наполняла сердце святого. Он снова воссоединился сердцем со своей Церковью.

Слава архиепископа Луки становилась всемирной. В 1946 году он за свои «Очерки о гнойной хирургии» получил Сталинскую премию. Его фотографии в архиерейском облачении передавались по каналам ТАСС за рубеж.

В мае 1946 года владыка был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского.

В Крыму владыку ждала суровая борьба с властями, которые в 50-е годы одну за другой закрывали церкви. Одновременно развивалась его слепота. Кто не знал об этом, не мог бы и подумать, что совершающий Божественную литургию архипастырь слеп на оба глаза. Он осторожно благословлял Святые Дары при их пресуществлении, не задевая их ни рукой, ни облачением. Все тайные молитвы владыка читал на память.

Скончался он утром 11 июня 1961 года, в воскресенье, когда празднуется память всех святых, в земле Российской просиявших.

Составлено по книге архиеп. Луки «Я полюбил страдание...»


8 января 2007 года произошло знаменательное событие: Митрополит Калужский и Боровский Климент посетил Рождественский собор в г. Обнинске и после Божественной Литургии совершил освящение закладки храма во имя святителя и чудотворца Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, вблизи Института Медицинской Радиологии.

Каждый житель Обнинска и Калужской области может внести свой вклад в строительство храма в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Для перечисления пожертвований граждан открыт счет фонда по строительству храма.
Адрес фонда: ул. Королева, 4 (административное здание МРНЦ РАМН), тел.9–32–28.
ИНН фонда: 4025083172, КПП 402501001,
ОГРН 1054002527347,
расчетный счет открыт в Обнинском
филиале ОАО «Газэнергобанк»,
р/с № 40703810301000000069,
кор. счет: 30101810800000000,
БИК 042913709.


№ 2(38)-2007


ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ВОПРОСА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ АСТРОНОМЫ ВСЕ ЧАЩЕ УПОТРЕБЛЯЮТ СЛОВО «БОГ»


Все больше астрофизиков при попытке объяснить сложные космологические теории прибегают к «Божественной» аналогии и говорят о «разумном дизайне» Вселенной – передает Интерфакс-религия.

«Наша природа удивительно хорошо «подогнана» для того, чтобы мы комфортно существовали на планете под названием Земля... Я все-таки считаю, что есть в нашем нынешнем точном, строгом, физическом знании нечто, чего мы не знаем», - утверждает известный астрофизик, глава лаборатории Института космических исследований Игорь Митрофанов, слова которого приводит еженедельник «Московские новости».

По мнению Андрея Долгова, профессора Института теоретической и экспериментальной физики, «открытие темной материи и темной энергии, из которых на 95% состоит Вселенная, ведет к изменению фундаментальных физических законов», а значит, «должна существовать какая-то новая физика, которая не укладывается в стандартные модели физики элементарных частиц».

В свою очередь, директор Института прикладной астрономии РАН Андрей Финкельштейн полагает, что Вселенная «не возникла бы, если бы существование человека не предполагалось».

Огромный массив данных, полученный учеными за последнее десятилетие, полностью меняет традиционное научное представление об устройстве Вселенной и по-новому ставит вопрос о неслучайности ее происхождения – как отмечает издание.


№ 2(38)-2007


О ВЕРЕ И НАЦИОНАЛЬНОМ ИММУНИТЕТЕ


Известный русский кинорежиссёр Никита Михалков заявил, что преподавание религиозных знаний в школе сформирует национальный иммунитет, и призвал бояться безбожников.


«Всё, что связано в России с её культурой и историей, всё — от начала до конца — было связано с Православием и со всеми остальными религиями, которые уживались в этой огромной стране, в которой тем не менее титульная нация исповедовала всегда Православие», — сказал Михалков. По убеждению режиссёра, необходимо преподавать в школах православным детям основы Православия, мусульманским — основы Ислама и т.д. При этом он добавил, что бояться сегодня следует «объединения безбожников, которые приводят к революции». «Разговор идёт о том, чтобы в школах маленькие дети начали воспитывать в себе иммунитет. Иммунитет к жизни, которого нет. Всё, что угодно, может позволить себе человек; всё, что угодно, ему можно показывать, рассказывать, если у него есть национальный иммунитет», — подчеркнул Н.Михалков. Однако, продолжил он, когда такого иммунитета нет, а по телевизору человек «смотрит рекламы» «Отдохни и сникерсни», и нет ни одной рекламы «Поработай, поучись, подумай, почитай», это ведёт к тому, что человек абсолютно отрезает от себя те корни, на которых он вырос». «Это гибель страны», — сказал режиссёр. Приведя слова философа Василия Розанова, который написал, что человек без веры ему вообще не интересен, Н.Михалков заметил, что и ему намного интереснее услышать мусульманина, «который расскажет мне о своей вере, и я с наслаждением и огромным уважением буду его слушать и понимать его как верующий человек, нежели слушать о том, что Бога нет, атеиста, который будет мне рассказывать, что всё заключается внутри самого человека, а самое главное — это общедемократические ценности». Ещё Н.Михалков подчеркнул, что революция 1917 года в нашей стране стала возможна именно из-за преимущественно православного национального сознания. «Вы берёте моральный кодекс строителя коммунизма и читаете его, и видите, что это — Евангелие, только без Бога, но всё то же самое, потому что менталитет народа остался тем же — православным», — заключил Н.Михалков.

«Седмица.Ru»


№ 2(38)-2007


ПОДВИГ ЛЮБВИ


Геронтисса Гавриилия

Геронтисса - так называют в Греции и пожилую монахиню, и игуменью, и старицу. Геронтисса Гавриилия (1897-1992) была монахиней Православной Церкви, ставшая известной во всем мире за ее дар Духовной Наставницы. Она была хорошо образованна, обучалась в Англии, была врачом-физиотерапевтом, владела многими иностранными языками и имела широкий кругозор.

Геронтисса «пропахала почти весь земной шар». Местами ее миссионерской деятельности и служения ближнему стали Афины, Израиль, Кипр, Ливан, Иордания, Сирия, Ирак, Пакистан, Индия, Греция, Турция, Франция, Бельгия, Дания, Швеция, Германия и множество других стран. Особое место в ее жизни занимает пребывание в Индии, где она лечила и прикасалась к «неприкасаемым» - прокаженным. Шесть месяцев в Индии эта образованная женщина из богатой семьи каждое утро стирала по сто рубашек для прокаженных туземцев. Геронтисса проповедовала Православие не открыто, не словами, но исключительно примером своей жизни. Повсюду, где бы она ни была, не всегда зная язык страны, она проповедовала на «пяти языках» любви, понятных всем. Многих инославных и даже еретиков своей любовью она обратила в Православие. Ее келия всегда была полна народа. Ее отличало абсолютное нестяжание и «да» в служении ближнему.

Геронтисса исцелила великое множество больных духовно и физически. Она говорила: «Я видела, что хотя по науке для исцеления требовалось 6 месяцев, больные излечивались за 15 дней. Тогда я сказала: не буду брать денег, т.к. их исцеляет Божественная благодать Христова». Но впоследствии, чтобы не оставить без работы других врачей, она решила за прием брать деньги и раздавать их другим больным. Она никогда не ощущала усталости. Ее силам не было конца. «Кто любит, тот не устает», - говорила она. Ее духовные чада тайно от нее записывали ее слова. Мы печатаем лишь малую часть крупиц ее духовной мудрости.


О ЛЮБВИ

Любовь не может иметь меры. Она безгранична. Любовь - это Божие дыхание. Перестаем любить. Перестаем жить. Когда любишь одного и не любишь другого, значит, ты не любишь никого. Почему мы не можем любить весь мир? Виноват образ нашего воспитания. Говорят детям: «Не играй с этим ребенком, он плохой. Не разговаривай с тем, он лгун». Так начинается зло. Ибо ребенок, когда родится, готов любить всех. И какая польза любить только Бога с поднятыми вверх руками и не открывать их горизонтально, дабы принять, если возможно, все человечество, и при этом тело наше становится Крестным знамением. Вертикаль - это любовь к Богу, молитва, уединение. Горизонталь - это любовь к людям. Но существует приготовление, такое, как ты делаешь с деревом, когда изготавливаешь Крест. Когда бывает готова вертикаль, то будешь в состоянии без различия полюбить очень легко всех остальных. Любовь бывает только на Кресте!

Меньше слов, больше любви. Ко всем! Независимо, кто они. Мы не чувствуем усталости, когда любим. Чтобы произошло чудо, достаточно любить. Ни молитва, ни четки не имеют такой силы. Люблю кого-нибудь от всей души – означает, молюсь о нем. Кто имеет такой опыт, находится в Раю. Мы, люди, говорим, что любим Христа всем сердцем: но восстаем и плачем, когда наши ближние дают нам оплеуху, или словами, или делами. Почему все-таки? Потому что не живем жизнь по Христу. Мы хотим благополучия, хотим, чтобы наша любовь, какую мы отдаем, получила признание. Любить же нужно безкорыстно. Ожидать благодарности для себя очень мизерно и низко… Бог, когда хочет помочь кому-либо, и из камней воздвигает «чада Авраамля». Если бы не было тебя, был бы другой. Ты человек, посланный Богом. Горе тебе, если хоть раз подумаешь, что этот кто-либо должен благодарить тебя. Если придет и поблагодарит тебя, скажи, что ты должен благодарить Бога, Который послал человека тебе помочь. Послал тебя, следовательно, ты должен быть благодарным Богу, что Он послал тебя помочь людям. Благодарности не желай.

Если не любите, не смейте молиться. Потому что не дойдёт до Ушей Божиих. Мерзость пред Господом. Приходят и говорят: «Не выдерживаю такого-то! Конечно, я не хочу ему зла, но прошу Бога, да просветит его». И я говорю: «Как ты смеешь?» Если скажу: «Прошу Тебя, Господи, просвети этого человека, которого я не люблю», Он мне скажет: «Какая тебе польза, если ты его не любишь. Возлюби его прежде и приходи просить Меня. Сразу тебе это сделаю». Потому что сказал: «Любите врагов». Наше предназначение - служить Богу и любить ближних. Помнить другого - выражение любви. Человек живёт единственно, когда любит. Иначе - он создание без души, только с органическими силами.

Любовь, связующая людей между собою, - величайший дар Божий.

О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ И ОБ ИСПРАВЛЕНИ ДРУГИХ

Опыт моей долгой жизни научил меня, что никто не может помочь кому-либо в его проблемах, пока не придет время Божие. Тогда дастся решение. Не как мы хотим, но как хочет Бог. Решение это часто нас ранит, но по прошествии лет мы поймем всю мудрость его. Большое заблуждение думать, что твоим старанием можно изменить человека. Никогда! Своей жизнью - можешь! Если ты изменишь самого себя и станешь живым примером для того, кого хочешь исправить, идеалом, и он увидит тебя счастливым, тогда и он изменится. Когда кто молится о человеке, это нормально. Но когда пытается его исправить - нет. Это только в руке Божией. Однажды я увидела на дороге двоих детишек, во гневе дерущихся до крови. Я не пошла их разнимать, но применила на деле то, во что верила. Повернула на другую сторону голову и сказала: «Господи, вложи Ты мир Твой меж ними». И когда повернулась посмотреть, вижу их снова смеющихся и играющих. Это был ответ Божий.

КОГДА МЫ НЕ СУДИМ

Не следует судить. Но когда мы не судим, нас судят все. Это надо знать. Тебя осудят, если ты не судишь. Так что же тогда делать? Не безпокоиться, если тебя осудят. А если услышишь, что других осуждают, не принимать участия в беседе. Всегда помни - то, что мы говорим, остается в Вечности. Язык Божий - молчание. Самое большое человеколюбие - хорошо говорить о людях. Не следует говорить об отсутствующих.

ЧТО ЕСТЬ ЧУВСТВО БОГА?

Никто из Святых не знал, что он был Святым. Если хотим быть хорошими монахами, нужно прежде монашества каждую минуту помышлять о Боге. Только когда усовершенствуешься в любви, тогда можешь достигнуть безстрастия. Монахи ушли от мира не потому, что не любили мир. Ушли, поскольку очень любили его и хотели бы ничего не делать другого, кроме как молиться за него. Молитва их становится бомбой и очищает не только пустыню, но и полмира. И если сегодня мир стоит на ногах, то только потому, что тысячи монахов молятся за него.

О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ЖИЗНЬ

Жизнь - это величайшая Тайна для человека. В своём бедном разуме я не могу найти ответ на этот вопрос, что есть Жизнь. Однако, читая и перечитывая Писание, я нашла Лицо Христа, сказавшего: «Аз есмь Жизнь». Только это знаю: «Аз есмь Жизнь».

О ПОСТЕ

Это одно из величайших оружий, какими мы располагаем против лукавого.

Поначалу пост способствует забыть о теле. Т.е. «что едим, что пьём». Так? В том случае, когда ум не занят телом, ум имеем в духе. И тогда дух благословляется Богом, принимает и получает Божественную благодать, и ты можешь жить и живёшь жизнью по Христу, как мы все молимся и так желаем её прожить. В этом нам помогает пост. Василий Великий сказал, что основа для духовного преуспеяния есть воздержание в пище и т.д.

Воздержание бывает в еде, в развлечениях, в супружеских отношениях. Достаточно того, что супруги согласятся, что впредь не будут вести абсолютно мирскую жизнь, но что будут стремиться к жизни по Богу... Знаю многих людей, которые и детей вырастили, и сами вели правильную жизнь. Первое, что должна спросить девушка или юноша, любящие Бога: «Христианин ли он?» Если нет, нет смысла заводить семью. Несмотря на это, есть некоторые случаи, когда, по многой молитве супруги, через тридцать-сорок лет и супруг пошёл в первый раз и причастился. Но представь, сколько времени. Всегда слышится молитва, когда она о духовном обращении и успехе.

О ЗДОРОВЬЕ

Никогда не говори: «Почему случилось со мной это?» Или, когда видишь другого с гангреной, раком или слепого, не говори: «Почему с ним это случилось?» Но проси Бога даровать тебе видение другого берега... Тогда увидишь, как Ангелы, происходящее здесь, как оно есть на самом деле: ВСЁ в плане Божием. ВСЁ. Когда мы сильно болеем, не должны забывать о той большой чести, какую оказывает нам Господь, - соразделять Терновый Венец Его. Когда наше здоровье нас подводит, это - извещение, что нужно прекратить что-то. О здоровье говорит пословица: «Один врач - совет. Два врача - путаница. Три врача - гроб». То же самое действует и в духовном. Один духовник - от Бога. Второй - путаница. Третий - погибель души!

О ЦЕРКВИ

На одном корабле некоторые мореплаватели могут ссориться и гибнуть. Однако корабль идёт своим курсом и достигает своего предназначения. Так и Церковь. Ибо у руля – Христос. Христос – Образец. Бог не хочет, чтобы мы раздваивались. Или будем любить Его, или «мир». Не можем быть одной ногой в «мире», а другой – в Церкви.

Апостолы были все вместе. Но когда ушёл Возлюбленный, они разлучились. Так и вы. Так должно быть. Просвещайте землю Его огоньками, какие получаете от Христа. И, как они, распространяйте, что Христос - это ВОСКРЕСЕНИЕ живых и усопших. (За несколько дней до ухода в жизнь вечную.)

По книге о монахине Гавриилии «Подвиг Любви».


№ 2(38)-2007


ПРИЧИНЫ БЕЗПЛОДИЯ


«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (Пс.126, 3).

Первый рассказ на эту тему мне пришлось услышать в 1994 году. Не помню, да и не важно, чем он был вызван. Привожу его с того места, с какого помню.

-… Как все-таки важно уметь прощать. Ведь неспроста одно из прошений в «Отче наш» сформулировано именно так: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим». Яркий пример - это история с моей соседкой. Верующая девушка, в 29 лет вышла замуж. Проходит три года, а детей нет. Я ее как могла успокаивала, утешала. Теоретически у нее не должно быть препятствий к деторождению: оба физически здоровые, оба более или менее верующие, венчались, по возможности постятся. Стала я за них молиться, и было мне как-то на молитве открыто, что причина в ее муже. Какая-то у него очень сильная непрощеная обида. Я сказала об этом соседке, а она, в свою очередь, - мужу. Он стал вспоминать, и выяснилось, что он никак не мог простить своего отца, давным-давно оставившего жену и его, маленького, на произвол судьбы. М. – парень думающий, поразмыслив, он согласился, что пока не простит своего отца, Господь не даст ему самому стать отцом. Видно, в душе его произошла какая-то внутренняя работа. Вместе с женой сходил он к священнику, исповедовался. И вскоре моя соседка ощутила признаки беременности. С тех пор прошло лет пять. У них уже двое детей, - подытожила рассказчица этой истории…

Второй рассказ поведал другой человек зимой 2000 года.

- Мы с подругой вышли замуж почти одновременно, одиннадцать лет назад. Она часто приходила ко мне и время от времени спрашивала, почему-то волнуясь: «Ты еще не беременная?» Я так особенно не нервничала и скоро, спустя пять месяцев после свадьбы, ощутила первые признаки того, что я в положении. Родился мальчик. Потом, спустя два года, - девочка. А у подруги пять лет не было детей. Она ужасно переживала. Потом и у нее родился ребенок. Тогда она рассказала мне то, о чем молчала столько времени. Оказывается, во время свадебного путешествия они с мужем были в Санкт-Петербурге. Моя подруга специально зашла там в церковь, зажгла свечку перед иконой Божьей Матери и попросила мысленно: хоть бы сейчас не забеременеть. Она считала, что во время путешествия, переездов из гостиницы в гостиницу это вызовет лишние проблемы.

Когда ее желание продолжало исполняться и в Тбилиси, она очень испугалась и не сразу поняла, в чем дело. Спустя четыре года ей пришлось специально поехать в Санкт-Петербург, искать ту самую церковь и перед той же иконой просить уже о рождении ребенка. Только после этого она забеременела, - закончила рассказчица.

Моя память, как продолжение этой темы, воскресила давно забытый эпизод 1994 года.

…В училище пожилая кассирша раздавала сотрудникам зарплату. Очередь была небольшая - человек пять учительниц.
- Как там твой внук? - спросили у кассирши.
- Спасибо, растет. Слава Богу! - ответила она.- Наконец-то мы дождались. Ведь моя невестка четыре года не могла забеременеть. Кто-то из знакомых подсказал им повенчаться. Они так и сделали, пошли в церковь. И что вы думаете? На десятый день моя невестка ощутила, что она в положении. После того как родился мальчик, мой сын пошел в эту церковь и стал там прислуживать то звонарем, то псаломщиком. Теперь все свободное время там проводит. Да и вся наша семья стала туда ходить. Хотя это далеко от нас и надо в гору подниматься… - и кассирша снова углубилась в платежную ведомость.

Лишь спустя несколько лет, просматривая «Жития Святых», мне стала понятна причина выбора именно этой церкви. Ее основателю, преподобному Давиду Гареджийскому, обычно молятся о даровании детей.

Мария Сараджишвили, г. Тбилиси.


№ 2(38)-2007


ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ХОДЯТ В ЦЕРКОВЬ?


Во-первых, потому что это трудно. Во-вторых, потому что для современного, весьма прагматичного по своему мировосприятию человека это невыгодно. Приходится тратить свое время – у современного человека иллюзия, что времени ему не хватает, хотя это не мешает впустую тратить его, например, у телевизора. И человек все время живет тем временем, которое он на самом деле часто бездарно тратит. Он стоит в храме – и ему кажется, что у него много неотложных дел, что надо куда-то бежать. И действительно – это известно еще древним подвижникам благочестия – побыть наедине с собой уже бывает непривычно и трудно. Наверное, все это в комплексе приводит к тому, что современный человек, безцельно проводя значительную часть своей жизни, не может найти времени, чтобы побывать за богослужением.


И причина здесь не в атеизме. Атеистов сейчас мало, убежденных же и раньше было немного. Людям, как правило, более свойственно религиозное равнодушие. И когда после падения атеистической идеологии оказалось, что многие не чужды признания духовного мира, – всплыла серьезная причина, почему люди не ходят в храм: само по себе признание «потустороннего» ничего не меняет в жизни человека. Настоящая религиозная жизнь начинается тогда, когда человек захочет, чтобы Бог стал в его жизни главным. А это всегда непросто, требует от человека напряжения: поиска, труда.

Нельзя обойти стороной и горькую для нас, церковных людей, правду. Многие люди не ходят в храм, потому что мы, христиане, сами подаем к этому повод. К сожалению, люди часто не находят в христианах примера евангельской жизни. Сегодня Церковь видится не столько местом духовного подвижничества, сколько больницей, принимающей и целящей больных и инвалидов. Значит, и входят в нее те, кто признал свою болезнь и захотел лечиться.

Многие не могут заставить себя, понудить к практике духовной жизни – как Господь сказал, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12) – а лень ведь молиться, трудно поститься, ум не привык сосредотачиваться, стыдно исповедоваться! Это – основные причины.

Подлинная причина в том, что у человека просто нет особого желания ходить в церковь. Когда он молод, преисполнен оптимизма – ему не до того. Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки, кует свое светлое будущее. И только повзрослев, столкнувшись с реалиями жизни, он начинает задумываться, начинает знакомиться с христианскими ценностями – и в итоге нередко приходит в храм. Это обычно люди зрелого возраста, за сорок лет. Тем не менее, встречаются и молодые люди, которые с юности посвятили себя Богу. Либо они рано пережили какие-то трагедии, разочаровались в земных ценностях, либо это чистые души, призванные Богом. Бывает, что и в тридцать лет воцерковляются, и в двадцать, хотя какой-то видимой причины – несчастной любви, жизненных трагедий и т.п. – нет. Кто имеет открытое сердце – к тому Бог приходит раньше.

Для многих до сих пор не совсем ясно, что такое Церковь и почему без нее человеку трудно и плохо. Общепринятое мнение о Церкви так укоренилось в сознании большинства людей, что им в голову не приходит, что Церковь – это нечто совсем иное, нежели загруженные заботами священники и унылые миряне. Многие вообще отождествляют Церковь только с иерархией священников, то есть воспринимают ее как некую организацию, выполняющую определенные функции. А новозаветное учение о Церкви как о христианской общине, собравшейся вокруг воскресшего Христа, мало понятно массовому человеку. И беда в том, что в самой Церкви многие люди не сразу до этого доходят – а потому не способствуют приходу других людей, которые поэтому и не ходят в церковь.

Люди не ходят в Церковь, потому что, как говорится в Евангелии, один купил поле, за которым нужно смотреть, другой приобрел волов, которых надо испытать, третий недавно женился. Поэтому они не идут на брачный пир (Лк. 14:1).

Другие не ходят в храм, потому что не знают, что здесь дом Божий. Это просто непросвещенные люди, непонимающие, зачем надо стоять по два часа на службе и слушать непонятные песнопения и молитвы. Тут очевидно неумение молиться храмовой молитвой, незнание службы, непонимание смысла происходящего. Для многих этот язык, богатейший и красивейший, совершенно недоступен. Больше нужно говорить о смысле богослужения, давать людям понять, что в храме можно приобщиться небесному.

Самое удивительное, что люди в Церковь ходят. Это удивительно, потому что в России после целой эпохи гонений, религиозного безкультурья и безграмотности современному человеку казалось бы невозможно обрести традиционную духовную культуру и веру. Современная мода, массовая культура препятствуют этому. Однако вопреки всему многие эту духовную культуру обретают или хотя бы очень к ней стремятся.

Это всегда процесс очень личный и очень трудный. Он требует работы над собой, много смирения и покаяния, что никому и никогда не было просто. В Евангелии Господь, обращаясь к ученикам, называет их «солью земли». Соль – это замечательный и очень древний религиозный символ. Кроме прочих, в нем есть и очень простой, можно сказать, бытовой смысл. Соли кладут в пищу всегда очень мало – одну ложку на большую кастрюлю, но без нее пища бывает безвкусной. Этой «соли» – тех, кто не просто «глядит издалека» или даже «заходит в Церковь», но живет по вере церковной жизнью, – всегда было и будет немного.

С другой стороны, от самого общества и даже во многом от государства зависит, будет ли оно хотя бы обращено лицом к высокой духовной культуре – или его жизнь потеряет свою «соль», станет «безвкусной» и безсмысленной.

Почему люди не ходят в Церковь? Коренная причина – наша слабость, несобранность, расхлябанность, безответственность, равнодушие. Наш грех. Если попробовать уточнить вопрос таким образом: «Укажите причину, устранение которой на сегодняшний день наиболее реально и действенно», то можно ответить одним словом: невежество. Устранить ее, соответственно, позволит школьное просвещение и миссионерская проповедь на местах и в СМИ, в чем да поможет нам Господь.


№ 2(38)-2007


АРХИЕПИСКОП ВИКЕНТИЙ ПРИЗЫВАЕТ РОССИЮ СЛЕДОВАТЬ ПРИМЕРУ США В ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА


«В России из четырех зарожденных жизней три прерываются абортами. В США наоборот: прерывается одна - рождаются трое детей», - говорится в обращении архиепископа к участникам проходившей в Екатеринбурге конференции «Радость родительства», сообщает сайт «Интерфакс-Религия». Владыка Викентий отметил, что «поистине революционный размах приняла в Америке и борьба с абортами». В подтверждение своих слов он сказал, что департамент здравоохранения и социальной помощи США выделил премии для тех штатов, где количество абортов ниже показателей 1995 года: пять - по 20 млн. долларов - штатам с наименьшими показателями родов вне брака и премию в 25 млн. долларов - штату с самым низким числом родов вне брака.

Кроме того, добавил он, в ноябре 2003 года Конгресс США официально запретил прерывание беременности сроком более 12 недель. «Позднее этого срока делать аборт воспрещается даже по медицинским показаниям. Женщина обязана доносить плод, желает она того или нет, иначе она будет привлечена к уголовной ответственности за убийство, - рассказал архиепископ. - Более того, в случае осложнений врачам предписывается прежде всего спасать плод, причем независимо от степени его жизнеспособности. Во вторую очередь медики должны бороться за жизнь матери».

По мнению архиепископа Викентия, чтобы Россия не погибла, необходимо «вернуть в жизнь народа традиционное мировоззрение, основанное на православии, обращая главное внимание на воспитание молодого поколения». «Если мы самоотверженно приступим к этому деланию, Бог не оставит наш народ. Он даст России новое возрождение и умножит ее народ, если этот народ снова, как и многие века, станет народом Божиим - хранителем православия, будет следовать заповеди чадородия, данной нам Творцом», - подчеркнул архиерей.


№ 2(38)-2007


ПРИТЧА


Жили - были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld