Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2007 год, выпуск № 3 (39)

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Святая Православная Церковь еще со времен апостольских совершенно точно и ясно говорит: «Кто не постится в святую Четыредесятницу, тот да будет отлучен от Церкви» (Апостольское правило 69). А между тем, кто теперь среди нас соблюдает пост? И это не со вчерашнего дня. С того момента, когда двести лет назад в православную, крепко сколоченную, прочно обоснованную русскую жизнь ворвались чужие струи, первое, что поспешили нарушить наши соблазненные новыми веяниями предки, была заповедь Церкви о посте. И преподобный Серафим Саровский сто с лишним лет назад, видя ясным духовным оком эту червоточину в русской душе, несмотря на наружное великолепие, мощь и славу Русской державы тогда, недвусмысленно говорил:

«Россия гибнет, потому что русские люди перестали соблюдать пост».

В «Просвещенные люди» XX века отнеслись к этим словам как к чудачеству праведного старца, как к доказательству его узости и неразвитости. Несмотря на все встряски и переоценки, и среди нас многие к этим словам любимого святого склонны относиться так же. А между тем, они глубочайшим образом серьезны и совершенно истинны. Православная Россия не погибла бы, всего кровавого ужаса наших дней не было бы, если бы русские люди не забыли пост.

Вдумаемся в смысл нашей жизни не с привычной земной, телесной точки зрения, а с Божией — вечной. Для чего мы живем? Чтобы наследовать вечность. Чтобы мы созрели до способности ее наследовать.

Для этого наша душа облечена в тело, а телу для жизни дается пища. Все это в плане Божием подчиняется одной цели — служить величайшему процессу, для которого сотворена и существует вся вселенная. Пища служит телу, тело служит душе, а душа повинуется Богу, Церкви и тем возвращает себе богоподобие, делается сонаследником Небесного Царства, соцарем с Богом (см.: Откр 5, 10).

И вот весь этот Божий план, весь этот вселенский процесс нарушается, если иерархия переставляется, если душа начинает служить телу, тело начинает работать только для пищи, творя из нее кумира, ничем не ограничивая ее велений.

Многогранно значение поста. В нем некий дар, приносимый нами Богу от того, что Он дает нам, и таким образом постом благословляется, освящается, усваивается Богу вся наша телесная пища. В нем ограничение нашего тела и подчинение его духу. В нем упражнение в послушании Богу и Церкви.

И Сам Христос недаром говорит о темной сатанинской силе: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17, 21; Мк 9, 29). Потому в наше время и завладели бесовские силы так полно, так безраздельно миром, что человечество забыло, оставило пост.

Насколько важна заповедь о посте, показывает то, что первой заповедью, данной Богом людям, была именно заповедь о посте Адаму и Еве, и все многовидное, многогранное зло, проросшее с тех пор в человечестве, явилось последствием нарушения этой именно заповеди. Потому что, любя людей и желая, чтобы они любили Его, Господь знал, что любовь развивается от дел, от выполнения желаний любимого. Так и мы, когда постимся, оживляем этим свою душу, свои личные отношения с Богом, вводя в жизнь свою не теоретически, но практически выполнение Его повелений.

Если мы это хорошенько поймем и осознаем, для нас не будет уже казаться странным ни слово преподобного Серафима, ни апостольское правило, отлучающее от Церкви нарушителей поста.

И если в наше время по малодушию, по боязливости не звучит грозным торжественным прещением в храме такое отлучение, то Господень закон остается неизменным и неподкупным. И своими глазами мы видим, как люди, попирающие ту или другую заповедь Божию, за попрание которой уставы церковные полагают отлучение от Церкви, как будто сами отходят от церковной жизни, хотя официально и молчит отлучение. Это Божий Промысл лишает безграничного церковного счастья, неизмеримого церковного богатства тех, кто это счастье, это богатство не хочет, не умеет ценить.

Воспользуемся постом, оживим им наши души. «Постимся постом приятным, угодным Господеви. Истинный пост — удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение от похотей, от злословия, ото лжи, от клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».

Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице».


Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

А.С.Пушкин


№ 3(39)-2007

КРЕСТОНОШЕНИЕ

Посреди Великого Поста Святая Церковь предлагает чествованию и поклонению нашему крест Господний. Что между прочим внушается этим? А вот что: смотри, - как будто так говорит Церковь каждому из нас, - как покойно висит Господь на кресте, не мечется, не рвется, а взошедши на крест, уже не сходил с него до тех пор, пока предал дух Свой Богу и Отцу. Так и ты: вступив в подвиг борения со страстями в видах угождения Господу, разумей себя распятым на кресте, пребывай на нем спокойно, не рвись и не мечись, и, особенно, отгоняй всякое помышление сойти с него до тех пор, пока не наступит минута и тебе сказать: Отче, в руце Твои предаю дух мой; не ослабляй то есть своей ревности, не допускай поблажек себе, не изменяй начатых подвигов, иди твердо болезненным путем самоотвержения и он приведет тебя к блаженному успокоению в лоне Отца Небесного. Да дарует Господь всем нам пребывать навсегда в таком настроении!.. Решились угождать Господу – не покинем же этой решимости; вступили в подвиг – доведем же его до конца. А когда немощь начнет брать свое и колебать дух наш, поспешим всякий раз обставлять его возбудительными помышлениями, будем говорить нашему духу так: что ж делать, если нельзя иначе – или погибать, или быть на кресте самораспятия, пока есть в нас дыхание жизни. И Господь был на кресте, и все святые шли крестным путем. Конечно, трудно это и болезненно, - но разве труд этот без обетований? О, недостойны страсти нынешнего века к славе, хотящей явитися в нас! Далеко это? Но потерпим немного в постоянстве самоумерщвления и еще здесь начнем предвкушать ожидающее нас будущее. Нас поражают – и мы поражаем, а через это сами крепнем и врага истощаем, и чем больше будем делать отражений, тем сильнее будем становиться сами и тем слабее враг наш. А там из вражеского полчища один за другим начнут выбывать борющие нас, отстанут наконец и самые злые, неотвязчивые, и разве издали, как-нибудь стороною будут прирожаться к нам. Вот и мир, а за миром и радость о Дусе Святе! И это может прийти скоро, нужно только положить законом – не поддаваться, не поблажать себе.

Но вот тут-то и беда наша. Кто первый враг-то наш? Саможаление – враг самый льстивый, самый опасный. «Послабь, - говорит, - немножко, ты утомился». Видите, какой добрый, за нас стоит! А послушай его – послабление одно поведет к другому, другое – к третьему, потом и все расслабнет, все строгости отойдут, и все порядки жизни благочестивой забудутся. Вместе с этим, мысли рассеются, похоти раздражатся, а ревность духа охладеет. Тотчас явится любимая страстишка, сначала выманит внимание, потом сочувствие, а наконец, и согласие. Нужен только случай – и грех готов. Вот и опять падение, опять омрачение ума, опять томление совести, опять нестроение и внутреннее, и внешнее. Дальше и дальше, падение за падением, и опять пойдет все по-старому. Да добро бы по-старому, а то хуже будет, ибо как после молнии темнота ночная становится еще темнее, так и после восстания от греха новые повторительные падения приводят бедную душу все в большее и большее расстройство.

Помог Господь – встали, ну и стойте! Что за смысл опять падать, когда мы знаем, что надо опять вставать, и уверены, что это восстание будет труднее? Уж начато дело – не бросайте. Трудно? Что делать – перемогитесь как-нибудь, день от дня все будет легче и легче, а там и совсем легко станет. К тому же не все труд и болезнь – Господь посылает и утешение, а тут и смерть скоро, и – всему конец.

Святитель Феофан Затворник
Из книги «Созерцание и размышление»


№ 3(39)-2007

СОБСТВЕННЫЙ ПУТЬ РОССИИ

Просто и кратко сказал А.С. Пушкин: «Знать Россию - это знать её тело, её душу и её дух. Знать её историю, географию, статистику, её словесность и искусство, её веру».

Современное общество ориентируется почти исключительно на научное знание, однако сегодня стало очевидным, что этого недостаточно для решения надвигающихся на человечество глобальных кризисов. Настало время для нового осмысления важности мировоззренческого знания, базирующегося на истинах Откровения.


Народная мудрость гласит: «Сильный народ доверят обучение детей только мудрецам». В связи с этим, мы обращаемся к руководству Министерства науки и образования с предложением об объединении усилий по введению в образовательные программы основ духовной культуры и этики. При этом хотел бы отметить, что, несмотря на десятилетия государственного атеизма, мощную пропаганду западных ценностей, православная вера жива и сильна в нашем народе.

Будущее любой страны во многом решается за школьной партой. Надо иметь мужество каждому из нас спросить себя - кто завтра будет созидать Россию? Духовно и интеллектуально возрастающая нация или духовно опустошенный народ, для кого деньги важнее чести, совести, у кого нет понятия любви к ближним, к Родине. Не ответив на это - безсмысленно проводить безконечные реформы образования. Именно поэтому мы сегодня, прежде всего, должны поставить вопрос о том, как спасти наших детей, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно достичь одним единственным способом - дать воспитание, основанное на духовных корнях жизни государства и его народа. Ибо, как гласит народная мудрость, плода без дерева не бывает, а гнилое дерево даёт гнилой плод.

Образование, из которого исключено слово о Боге, дающее знания о природе и социальном мире, не даёт познания внутреннего мира человека, то есть мира свободы от греха, мира нравственного. Для молодого человека нравственный закон без веры в Бога становится моралью, а мораль в таком случае воспринимается как отвлеченная, абстрактная категория.

Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики, следует сказать, что школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребёнке гражданина Великой России, укоренённого в её истории, вере и культуре. Без этого сами по себе знания могут обернуться против страны, которая дала образование.

Следует признать социально опасным утверждение, что средняя школа должна соответствовать нуждам рыночной экономики. Образование не может и не должно являться придатком экономики, главной целью обучения должен быть нравственный и интеллектуальный рост учеников. Да нам нужны физики и экономисты, бизнесмены и менеджеры, но мы должны не забывать, что Россия всегда славилась Пушкиным и Достоевским, преподобным Андреем Рублевым и Васнецовым, Чайковским и Глинкой, и ее создали люди сильного духа: святые князья Александр Невский и Дмитрий Донской, святитель Алексий Московский, преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, праведный воин Феодор Ушаков – и другие, чьи имена знает весь мир.

В связи с этим, в школьном образовании обучение, основанное на усвоении специальных научных знаний, должно быть дополнено элементами мировоззренческих знаний, в основе которых лежит система духовных ценностей. И при всем понимании светского характера нашего государства, нужно ясно отдавать себе отчет, что в вопросах формирования мировоззрения, особенно при изучении теорий происхождения жизни на Земле и процессов развития человечества, религиозный фактор является не менее важным, чем научный. Да и какая наука может доказать, как зарождалась жизнь на Земле тысячи лет назад! Поэтому Православная Церковь не может оставаться в стороне от процесса формирования системы духовно-нравственных ценностей в специальных, особенно естественных дисциплинах.

Современная российская школа, к сожалению, в своих исканиях чаще обращается к методикам типа полового воспитания, которые наносят вред физическому и нравственному здоровью учащихся и являются разрушающими для сознания детей в понимании ими семьи.

Современный кризис образования проявляется, прежде всего, в том, что школа всё более обособляется от других институтов общества. И в первую очередь, от родителей и семьи, откуда в неё пришёл ученик, и где ожидают, что школа будет способствовать не разрушению, а созиданию семейных и родовых ценностей, будет учитывать волю родителей, их духовные и мировоззренческие предпочтения. В то же время, школа обособилась от научной среды, которая по своему положению должна определять содержательную и методическую стороны образования. В результате, в школе появляются низкокачественные учебники и учебные пособия, далёкие от истинных научных знаний и практики.

Мы просим Министерство науки и образования признать культурологическую значимость преподавания духовной культуры и этики во всех школах страны, и чтобы в федеральном стандарте была «Образовательная область: духовно-нравственная культура и этика». Непонятны попытки заменить предмет, дающий нравственные и этические установки поведения подрастающего поколения, на преподавание истории религий, в том числе и тех, которые никогда не были духовной основой нации. И здесь возникает вопрос, почему, когда мы говорим о введении ОПК, нам отказывают, ссылаясь на права меньшинства, и при этом забывают, что и у большинства тоже есть право изучать свою духовную культуру. К примеру, в Калужской области в 2005 году родилось 9015 детей, а было крещено в наших храмах 8631. Почему же эти дети, когда пойдут в школу, не могут изучать ту духовную культуру, о принадлежности к которой заявили их родители.

В США сегодня нет урока по религии, а в Германии, Бельгии он обязателен. Можно, конечно, настаивать, что опыт США единственно цивилизованный. А для России лучше укрепиться в решении идти собственным путём, соответствующим нашей культурной традиции. В образовательной практике подавляющего большинства стран Европы наблюдается широкое участие священнослужителей и мирян, представляющих свои церкви, в преподавании основ религии в школах. У нас такие единичные примеры есть, но в целом, наблюдается очень настороженное отношение к присутствию в школе представителя Церкви.

Мы предлагаем в сфере образования и науки идти по пути не противостояния, а синтеза двух типов знания - научного и мировоззренческого и соответственно двух типов познания - пути разума и пути веры. Вспомним, сколько сделал М.В.Ломоносов, чтобы прославить отечественную науку. И был глубоко верующим человеком. Он писал, что «наука и религия суть две сестры, и одна без другой существовать не могут». Бог даёт нам разум. И от нас требуется использовать его наилучшим образом.

Несомненно, самая главная проблема, которая является угрозой для будущего нашей страны, - это кризис российской семьи. Причины этого кризиса лежат не столько в бедственном материальном положении людей, сколько в духовной сфере, в их сознании. Святейший Патриарх Алексий II, оценивая состояние общества, сказал: «Первопричины всех бед и несчастий, постигших современный мир, коренятся в человеческом сердце. Только одухотворенный верой мир начинает жить полноценной жизнью, а человек обретает истинный смысл своего существования и способность к самоотверженной созидательной деятельности».

В условиях глобального демографического кризиса общество обращает свои взоры на Церковь как на одну из немногих сил, способных встать на пути распада традиционных общественных отношений и связей, чреватых постепенным вымиранием нации.

Фундамент семьи закладывается с самого рождения будущих супругов, так как именно в семье ребенок усваивает правила взрослой жизни. Еще Наполеон говорил: «Воспитайте мне матерей, а я покорю мир». Он имел в виду нравственных, верующих матерей. В наши же дни ребенок часто воспринимает отрицательный опыт - безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих, растлевающую теле- и видеопродукцию, демонизированные компьютерные игры и т.п. Все это оказывает тлетворное воздействие и на самого ребенка, на его будущую семью, на его потомство. Современная семья воспитывает людей, неспособных к подвигу семейной жизни, не имеющих активной гражданской позиции.

Сегодня даже крепкие, счастливые семьи направляют все свои силы на достижение любыми средствами земного благополучия, оставляя в пренебрежении самое главное - любовь, Евангельскую веру и жизнь по этой вере. В этих семьях вырастают эгоисты с потребительскими взглядами на жизнь, чуждые духовной жизни и нравственных устоев, основанных на вере и любви.

Здоровая семья является ключевой, фундаментальной ценностью для нормальной жизнедеятельности общества и государства, в частности, для позитивного демографического развития. Но в современном мире супружество рассматривается как нечто архаичное, ограничивающее свободу человека. Вместо освященного Церковью брака допустимыми считаются такие отношения между людьми, которые воспринимаются с позиций христианского мировоззрения постыдными и аморальными, растлевающими личность. Как писал святитель Филарет Московский: «От нарушения нравственных законов семейной жизни происходят дурные последствия для детей, общества и государства».

ИЗ СЛОВА МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА
НА XV МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЯХ


Ф.М.Достоевский: «Православие, то есть форма исповедания Христа, есть начало нравственности и совести нашей, а стало быть, общественной силы, науки, всего».


№ 3(39)-2007

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН О ПОСТЕ

Одного телесного поста недостаточно для спасения

«Пост телесный служит только средством и пособием для приобретения добродетелей– чистоты и целомудрия и должен необходимо соединяться с постом духовным- с воздержанием от страстей и пороков, с удалением от худых помыслов и злых дел. А без этого сам по себе он недостаточен для спасения.

Все свв отцы и подвижники согласно учат, что истинный пост бывает тогда, когда человек воздерживается от зла. Приведем характерный рассказ о святом Макарии Великом. Ему однажды сам искуситель сказал: «Я не силен против тебя, Макарий. Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, и я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня». – «Чем же?» - спросил Макарий. «Смирением, - ответил диавол. – Вот почему я не силен против тебя». Отсюда видно, что нельзя еще возлагать все надежды на один телесный пост».

Нарушение поста – нерадение о спасении

«Можно ли говорить, что неважно, есть или не есть скоромное в пост, - что не в пище дело? Как – не важно, когда из-за пищи, из-за чревоугодия сердце наше грубеет, делается жестоким по отношению к ближайшим и отвращается от Самого Бога, ибо нельзя служить вместе и Богу, и чреву? Как – неважно, когда Адам и Ева пали и потеряли рай из-за «Яди единой»? И мы из-за чего не радеем о спасении своей души, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, как не из-за пристрастия к пище, питию и прочим сластям греховным?!»

О посте. Не для Господа, а для нас

У нас многие не только не соблюдают пост, как блюли наши предки, но еще и стараются доказать, что не нужно поститься. Говорят: «Разве Господь нуждается в том, чтобы человек недоедал и голодал?» Конечно, пост не нужен для Бога, как не нужны для Него и наши молитвы, и наши добрые дела. Как Существо всесовершенное, Он и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и всё (Деян. 17, 24). И наши молитвы, и наши добрые дела нужны не для Господа, а для нас. Ими мы стараемся угодить Богу, выражаем свою Любовь и преданность Ему.

Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский


№ 3(39)-2007

О ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ
И О ЛЮДЯХ, ГЛУХИХ И НА ВСЕ СОГЛАСНЫХ

В православной литературе зачастую можно встретить непонятные с точки зрения орфографии современного русского языка написания слов: там, где по правилам должна писаться приставка бес, в текстах напечатано без. Некоторые объясняют это пренебрежением русской грамматикой, другие – невежеством издателей и корректоров. Дело здесь, конечно же, не в простой безграмотности – печатный материал составляется и издается людьми грамотными, любящими свой родной язык, имеющими высшее образование, как правило, - филологическое. Суть такого явления в стремлении вернуться к дореволюционному написанию приставки без. Зачем же это надо? Как к этому относиться? Чтобы разобраться в происходящем, обратимся к истории данного вопроса и дадим сложившейся ситуации лингвистическую оценку.

Итак, в 1917-1918 гг в России была проведена реформа орфографии: 23 декабря 1917 г (по старому стилю) Народный комиссариат просвещения издал декрет о введении нового правописания, декрет этот был обязателен только для школы, а 10 октября 1918 г Совет народных комиссаров утвердил декрет, согласно которому новые правила становятся обязательными и для печатных изданий. В 1956 г появляются «Правила русской орфографии и пунктуации» (действующие по сей день), которые лишь уточняют и упорядочивают некоторые формулировки, не касаясь при этом правил орфографии. Изменения в русском правописании были изданы как приложения ко второму декрету и состояли они из 11 пунктов, в которых, помимо прочего, предусматривалось исключение буквы ять и замена ее на е, исключение буквы ер (ъ) на конце слов, а также избирательное написание приставок на з и с (в том числе и без): перед звонкими согласными – з, а перед глухими – с.

Многие православные верующие считают необходимым относительно приставки «без» придерживаться дореволюционной орфографии и во всех случаях писать на конце букву з. Существуют ли веские причины, побудившие христиан принять такое решение?

Исконно существительное бес, обозначающее нечистую силу, злого духа, и приставка без в значении «отсутствие чего-либо» имели совершенно разное произношение и написание. В старославянском языке существительное бес писалось через букву ять и произносилось примерно так: [бяс], а в древнерусском языке звук, обозначаемый буквой ять, был средним между [и] и [э], следовательно, слово произносилось как [биес]. Кроме того, существительное писалось на конце с буквой ер, которая обозначала очень краткий гласный звук. Приставка же писалась через букву есть, которая произносилась как [э]: [бэс].

Таким образом, до реформы 1917-18 гг между существительным бес и приставкой без в написании не было почти ничего общего. Именно эта реформа привела к тому, что написание данного существительного и приставки полностью и абсолютно отождествилось. С тех пор у нас в текстах и появились такие непонятные слова, как бес-совестный, бес-культурный, бес-сознательный и т.д. Это что же, бес у нас в России считается очень культурным, справедливым и сознательным? Получается, мы его так чтим и любим, что просто не можем не подчеркнуть, что он и сильный (бес-сильный), и полезный (бес-полезный), и рассудительный (бес-смысленный). А что делать с таким написанием, как «бог – бесстрастный»? Вы только вдумайтесь: получается, что мы своим богом признаем беса. Простите, но Бог, в Которого верю я, - безстрастный.

Поэтому нет ничего удивительного, что такое двусмысленное и непонятное написание (тем более в православной литературе) смущает умы верующих людей. Но возможно, большевистская реформа была неизбежной и необходимой с точки зрения русской грамматики и надо признать ее логичность и целесообразность? Как раз наоборот: даже те филологи, которые полагают, что следует подчиниться большевистскому декрету и признать нормальным и естественным написание приставки через согласную с, - даже они считают, что реформу нельзя признать целесообразной в отношении написания приставок на з/с. Судите сами: большевики объявили, что цель реформы – упрощение русской орфографии. Раньше при написании приставок из, воз, вз, раз, роз, низ, чрез, через и без действовал морфемный критерий: одна морфема (часть слова), в данном случае – приставка, пишется единообразно, невзирая на то, что звучать она может по-разному (это так называемый фонемный принцип – доминирующий в русской орфографии), т.е. на конце этих приставок всегда писалась буква з (как и в современном церковнославянском языке). После реформы выбор согласной в приставке стал зависеть от того, какой звук стоит после приставки: перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими – с. Значит, начал действовать фонетический принцип (написание слова максимально близко к звуковому составу любой его формы). Однако это еще не все сложности: новое правило ориентировано не на звук, а на букву. Иными словами, безвкусный пишется через з, потому что основная функция буквы в – обозначение звонкого звука (традиционный принцип). Как видите, трудно не согласиться с тем, что новая орфограмма значительно усложнила правила написания приставок на з/с.

Тогда зачем вводить реформу, которая затрудняет и запутывает орфографию? Ответ на этот вопрос можно найти в словах В.И. Ленина, который дал наркому Луначарскому такое задание: «Если мы сейчас не введем реформы - это будет очень плохо, ибо и в этом, как и во введении метрической системы и григорианского календаря, мы должны сейчас же признать отмену разных остатков старины. Против академической орфографии никто не посмеет сказать ни слова. Поэтому вводите ее поскорее». Итак, Ленин давал приказ о реформе русского языка с целью «отменить разные остатки старины»: вместе с такими «пережитками прошлого», как вера в Бога, самодержавие, православные храмы и иконы, уничтожалась и дореволюционная орфография. Поэтому не случайным представляется то, что приставка стала писаться как существительное, обозначающее самого злейшего врага рода человеческого.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и Всероссийский, писал про события, происходящие в России в 1917-18 гг: «…вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне русское государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет, они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе…» Точно так же без Бога, против Бога большевики пытались реформировать русский язык – и дело здесь не только в реформе 17-18 гг: они вводили в русскую лексику новые слова и значения, сознательно выбрасывали из употребления ту часть словарного запаса, которая не удовлетворяла, по их мнению, потребностям нового общества, так появились «вши» в деепричастиях (сделавший, сказавший). Таким образом, революция в языке – политическая акция, направленная на то, чтобы реформированный язык соответствовал духу нового правительства.

С точки зрения лингвистики можно привести еще много фактов, свидетельствующих о том, что возвращение к дореволюционной орфографии в отношении правописания приставок на з/с является обдуманным и обоснованным решением, но когда речь заходит о духовной стороне реформы, лингвистические аргументы отходят на второй план.

Санкт-Петербургский исследователь реформы русского языка Г. Емельяненко писал: «Перед сотнями русских слов «бес» стал как пристав, как надзиратель за тем, чтобы корневое значение было перевернуто. Слова с «бесами» издевательски скрывают в своем звучании похвалу рогатому». А вот что думает об этом известный русский писатель и историк А.И. Солженицын: «Тут последовательно фонетический принцип очень гасит смысл слов…» (Русский словарь языкового расширения).

Некоторые считают, что написание приставки без во всех случаях через з приведет к тому, что для носителей русского языка станет неприемлемым употребление таких слов, как небеса и асбест. Но эти и подобные слова к вопросу о правописании упомянутой приставки никакого отношения не имеют: например, в слове небеса корень небес, а выделение морфемы бес вызывает естественный вопрос: а как объяснить не и а, ведь в слове не может быть «лишних» букв и сочетаний.

Другое дело правописание слов вроде безплатно. Несомненно, что без тут – приставка и никаких других трактовок быть не может. Это также касается прилагательных женского и среднего рода, например, безплатная и безплатное. Однако если мы считаем недопустимым написание слов вроде бесполезный, бессильный и беспримерный, то гораздо проще и рациональнее вернуться к дореволюционному написанию этой приставки и во всех случаях писать з, нежели усложнять грамматику выдумыванием новых правил и исключений.

Итак, большевистская реформа, направленная на упрощение русской орфографии, привела к усложнению правил правописания приставок на з/с и абсолютному совпадению приставки бес и существительного бес, что вызывает вопрос о закономерности и допустимости такого орфографического правила. Если не только простым мирским людям, но и многим монахам и священникам такое написание представляется провокационным и совершенно неприемлемым (что подтверждается реалиями грамматики русского языка и русской истории), не является ли разумным и обдуманным решение вернуться к дореволюционной орфографии. Вспоминаются слова святителя Феофана Затворника: «Побережемся же, чтобы не прогневался на нас Господь и не предал нас в руки учителей наших буйих и злонравных, как и погрозил Он нам недавно…»

Ирина Минко,
студентка филологического факультета МГУ, корректор приходского вестника «Тихоновский Благовест», город Обнинск.


№ 3(39)-2007

МЫСЛИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Безбожник - сам себе палач

Когда человек поворачивает свое лицо к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели. Когда человек окончательно отрекается от Бога и словом, и сердцем, он уже ничего не способен создать и сделать, что не служило бы к его полному разрушению, и телесному, и душевному. Потому не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого безпощадного, какой только может быть в этом мире.

Больше веры

Некоторым больным врачи рекомендуют большую дозу лекарства, например: пейте как можно больше воды! Вера - наиболее полезное лекарство для нашей души, если его принимать в наибольшей дозе. Верь больше!

Анализ

Анализ убивает любовь. Потому наука - холодит. Потому говорят не о красоте знания, а о пользе его. Любящий никогда не спрашивает о возрасте, происхождении и благосостоянии своей возлюбленной. И одухотворенная душа, то есть воспламененная любовью к Богу, отнюдь не соглашается на «анализирование» Бога. Любовь изгоняет рассудок, как безполезного соглядатая. Но зато соединяет воедино три луча – ум, сердце и душу – и возжигает их в одну свечу.

Самообладание

Люди, неспособные владеть своим сердцем, еще менее способны владеть языком.

Люди, не умеющие хранить мир в своем сердце, не сумеют сохранить его в государстве.

Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.

Люди, не способные к соучастию в чужом горе, еще менее способны к соучастию в чужой радости.

Дистанция

Все держи на дистанции, а душу приближай к Богу.

Если прольешь в огонь воду, не будешь иметь ни огня, ни воды.

Если пожелаешь чужого, возненавидишь свое, потеряешь и то, и другое.

Если приблизишься к служанке, как к жене, не будешь иметь ни служанки, ни жены.

Если часто пьешь за чужое здоровье, потеряешь свое.

Если постоянно считаешь чужие деньги, все меньше будет своих.

Если постоянно считаешь чужие грехи, будешь множить свои.

Если, преследуя лисицу, настигнешь ее, - вернешь петуха; если, преследуя медведя, настигнешь его, петуха не вернешь и себя погубишь.

Святитель Николай Сербский


№ 3(39)-2007

О ТОМ, КАК ОТНОСИТЬСЯ К КРИТИКЕ

ПРИТЧА

Жил-был один восточный повелитель, мудрость которого подобно солнцу освещала страну животворными лучами. Никто не мог превзойти его в уме и сравняться с ним в богатстве.

Однажды визирь пришел к нему с несчастным лицом:

– О, великий царь, ты самый мудрый, самый великий и могущественный в нашей стране. В твоих руках и жизнь, и смерть. Однако, что я услышал, когда ездил по городам и селам? Все возносят тебе хвалу, но есть среди них и те, кто плохо о тебе отзывались. Они насмехались над тобой и бранили твои мудрые решения. Как может быть, о величайший из великих, такое неповиновение в твоем царстве!

Царь снисходительно улыбнулся и ответил:

– Как и любой в моем царстве, ты знаешь о моих заслугах перед подданными моими. Семь провинций подчинены мне. Семь провинций под моим господством стали богатыми и преуспевающими. В семи провинциях любят меня за справедливость. Конечно, ты прав, я могу многое. Я могу велеть закрыть громадные ворота своих городов, но одного я не могу – закрыть рот своим подданным. Не то важно, что некоторые говорят плохого обо мне, а то, что я, несмотря на это, продолжаю творить для этих людей добро!


№ 3(39)-2007

НЕТ ДРУГОЙ ДВЕРИ

4 марта - 155 лет со дня кончины Николая Васильевича Гоголя


Гоголь и Евангелие

По свидетельству современника, Гоголь ежедневно читал по главе из Ветхого Завета, а также Евангелие на церковнославянском, латинском, греческом и английском языках. «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии, – говорил он. – Сколько раз уже отшатывалось от него человечество и сколько раз обращалось». Ольга Васильевна Гоголь-Головня, сестра писателя, вспоминала: « Он всегда при себе держал Евангелие, даже в дороге. Когда он ездил с нами в Сорочинцы, в экипаже читал Евангелие. Видна была его любовь ко всем. Никогда я не слыхала, чтобы он кого осудил».

Ежедневное чтение Евангелия – непременная обязанность христианина, как и домашние молитвы. У Гоголя оно сделалось потребностью с юных лет. «Не довольствуйся одним безплодным чтением Евангелия, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это книга жизни, и надо читать ее жизнию».

Именно Евангелием проверял Гоголь все свои душевные движения. Евангельская любовь, считал Гоголь, должна лежать в основании отношений между людьми. «Истинно христианская помощь не в одном денежном подаянии, – поучал он младшую сестру Ольгу, – это еще небольшая помощь. Избавить от нужды, холода, болезни и смерти человека, конечно, есть доброе дело, но избавить от болезни и смерти его душу есть в несколько раз большее. Обратить преступного и грешника ко Господу – вот настоящая милостыня, за которую несомненно можно надеяться получения небесного блаженства. Ибо ты сама уже, вероятно, узнала из Евангелия, что на небесах больше радуются обратившемуся грешнику, чем самому праведнику. А для этого подвиги тебе предстоят на всяком шагу, обратись только вокруг себя. Много в вашем соседстве пребывает людей во пьянстве, буйстве, разврате всякого рода и пороках. Губят невозвратно свою душу – и нет человека, который подвигнулся бы жалостью к ним, и нет человека, который бы так пожалел о душах их, как бы о собственной душе своей, и возгорелся бы хотя частицею той любви, которою горит к нам Божественный Спаситель наш. Не думай, чтобы душа человека могла уже так грубо зачерстветь, что никакие слова не в силах поколебать его. Надобно сказать лучше, что нет прямой любви к человеку, оттого и слова безсильны: слово без любви только ожесточает, а не мирит или исцеляет».

Несомненно, что и сам Гоголь и в своем творчестве, и в жизни руководствовался этой Евангельской любовью к человеку. «Надобно любовью согреть сердца, – говорил он, – творить без любви нельзя». В «Завещании», напечатанном в книге «Выбранные места из переписки с друзьями», Гоголь писал: «Соотечественники, я вас любил; любил тою любовью, которую не высказывают, которую мне дал Бог, за которую благодарю Его, как за лучшее благодеяние...» О глубокой искренности этих слов свидетельствует и составленная Гоголем молитва, которая содержится в его записной книжке: «Боже, дай полюбить еще больше людей. Дай собрать в памяти своей все лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и, вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить. О, пусть же сама любовь будет мне вдохновеньем».

В своей книге Гоголь сказал, чем должно быть, по его мнению, искусство. Назначение его – служить «незримой ступенью к христианству», ибо современный человек «не в силах встретиться прямо со Христом». По Гоголю, литература должна выполнять ту же задачу, что и сочинения духовных писателей, – просвещать душу, вести ее к совершенству. В этом для него – единственное оправдание искусства. И чем выше становился его взгляд на искусство, тем требовательнее он относился к себе как к писателю.

Об ответственности человека за слово сказано в Святом Евангелии: «...за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ...» (Мф. 12, 36). Гоголь восстал против праздного литературного слова: «Опасно шутить писателю со словом. Слово гнило да не исходит из уст ваших! Если это следует применить ко всем нам без изъятия, то во сколько крат более оно должно быть применено к тем, у которых поприще – слово...» «Обращаться с словом нужно честно, – говорил Гоголь. – Оно есть высший подарок Бога человеку. Беда произносить его писателю <...> когда не пришла еще в стройность его собственная душа: из него такое выйдет слово, которое всем опротивеет. И тогда с самым чистейшим желаньем добра можно произвести зло».

Талант, данный ему Богом, Гоголь хотел направить для прославления Бога и на пользу людям. И чтобы достичь этого, он должен был очистить себя молитвой и истинно христианской жизнью. Преображение русского человека, о котором мечтал Гоголь, совершалось в нем самом. Жизнью своей он продолжил свои писания.

Умер Гоголь как настоящий православный христианин. Перед кончиной он дважды исповедался и приобщился Святых Таин, а также соборовался елеем. Все положенные на соборовании Евангелия он выслушал «в полной памяти, в присутствии всех умственных сил своих, с сокрушением полного молитвой сердца, с теплыми слезами». Умирал Гоголь с четками в руках. Это указывает на то, что он постоянно внутренне произносил Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»), исполняя заповедь Господню «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17). После кончины Гоголя в его бумагах были обнаружены обращение к друзьям, наброски духовного завещания, молитвы, предсмертные записи: «Молюсь о друзьях моих. Услыши, Господи, желанья и моленья их. Спаси их, Боже. Прости им, Боже, как и мне, грешному, всякое согрешенье пред Тобою.

Аще не будете малы, яко дети, не внидете в Царствие Небесное.

Помилуй меня, грешного, прости, Господи! Свяжи вновь сатану таинственною силою неисповедимого Креста!

Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк прелазай иначе есть тать и разбойник». О значении Гоголя для истории русской литературы говорилось немало. Может быть, точнее других сказал об этом протоиерей Павел Светлов, профессор богословия Киевского университета Святого Владимира: «Мысль Гоголя о необходимости согласования всего строя нашей жизни с требованием Евангелия, так настойчиво высказанная им в нашей литературе в первый раз, явилась тем добрым семенем, которое выросло в пышный плод позднейшей русской литературы в ее лучшем и доминирующем этическом направлении. Призыв обществу к обновлению началами христианства, хранимого в Православной Церкви, был и остается великою заслугою Гоголя перед Отечеством и делом великого мужества для его времени, чаявшего спасения в принципах европейской культуры».

Профессор МГУ, доктор филологических наук
Владимир Алексеевич Воропаев (печатается с сокращением).


№ 3(39)-2007

КОМПЛЕКСНЫЙ ОБЕД

Однажды отец Павел, уже старенький и полуслепой, попал в большой город. Вместе с одним митрополитом он отслужил там службу. Митрополит дал отцу Павлу деньги на обратную дорогу, и они расстались. До поезда оставалось время, и отец Павел решил пообедать.

Заходит он в кафе, а девушка за стойкой говорит ему:

- А вы, дедушка, лучше уходите, вы плохо одеты.

И смотрит на его ноги. А на ногах у отца Павла – валенки, когда он уезжал из своей деревни, стояли морозы, а приехал в город, наступила оттепель, и с валенок на пол натекли лужи грязи. Пальто у батюшки тоже старое, ношеное, и чемоданчик в руке – вытертый, со священническим облачением внутри. Девушка, видимо, решила, что это какой-то бродяга. Отец Павел ушел.

Приходит в другое кафе, больше похожее на столовую, ему говорят: «У нас тут комплексные обеды!» «Что ж, - отвечает отец Павел, - это хорошо». Поставил у ножки столика чемоданчик, взял поднос, получил на него комплексный обед – первое, второе и компот. Поставил обед на свой столик, только собрался поесть – забыл ложку с вилкой! Пошел за ложкой с вилкой, возвращается – а за его столиком сидит какой-то мужчина и ест его первое. Вот тебе и комплексный обед. Сел отец Павел напротив и ни слова не говоря начал есть свое второе. Съел второе, хлеб по карманам разложил, а компот с тем мужчиной поделили поровну.

Тут мужчина встает и идет к выходу. Отец Павел глянул невзначай под стол – а чемоданчика-то и нет! Тот жадина украл. Съел половину его обеда, да еще и чемоданчик унес. Встал отец Павел из-за стола, побежал за вором, вдруг смотрит – стоит его чемоданчик. Только у другого столика. И обед на нем не тронутый. Перепутал!!! А мужчины того и след простыл. Тут у отца Павла даже голова заболела – вот ведь какой человек смиренный оказался, ни слова не сказал, когда отец Павел половину его обеда съел!

Майя Кучерская (из книги «Чтение для впавших в уныние»)



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld