|
||||
УТВЕРЖДЕНИЕ СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ |
||||
|
||||
Я СОЗДАМ ЦЕРКОВЬ МОЮ, Но вечно обновляясь и питаясь все новыми живительными соками, Церковь Христова в сокровенной сути своей остается той же, какой была в апостольские времена. Никаких «новшеств», никаких «переосмыслений», никакого фальшивого «прогресса» не может быть в учении и Таинствах, завещанных нам Самим Сыном Божиим и Самовидцами Слова — ближайшими Его учениками. Православная Церковь потому именуется Апостольской, что со времен первохристианских свято хранит не только книги Нового Завета, но и память устных повествований и заветов первых христиан, по слову апостольскому: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15). Это безценное богатство может быть приумножено трудами благочестивых людей — но малейшие изъятия и искажения здесь преступны, ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13,8-9). И к приумножениям сокровищницы своих духовных богатств Православная Церковь всегда относилась крайне осторожно. Мнения о главных вопросах веры и Богослужения могли высказывать лишь те христиане, чистота жизни, добродетели и благочестие которых были вне всяких сомнений. Но и их утверждения не принимались слепо, ибо, кроме Единого Безгрешного, среди людей нет и не может быть непогрешимых, и достойнейшие способны заблуждаться. Свои догматы, каноны и обрядность Церковь не доверяла отдельным лицам, но поверяла Соборным своим разумом, руководимым Духом Святым. Соборность Православной Церкви обуславливает Святость ее. Эта нерушимая Святость – не в качествах отдельных ее служителей; могут оказаться недостойными некоторые священники, впасть в нечестие или ересь епископ, даже Патриарх Поместной Церкви (и такие случаи бывали). Но Полнота Святой Церкви, Глава которой – Христос, Соборным разумом отсекает недостойных служителей и – движется далее, в вечность.
Сейчас в мире множество сообществ, именующих себя «христианскими церквами». Здесь и римо-католики, и баптисты, и квакеры, и «Богородичный Центр», и прочая, и прочая — и все зазывают к себе, выкликая: «Истина и спасение только у нас!» Голос Православной Церкви в разноголосице всех этих «христианств» кажется самым тихим и смиренным. Но не в кротости и не в смирении ли совершается священное дело Божие? Кому-то может показаться, что все конфессии, «исповедующие одного Христа», как бы дополняют друг друга, им не о чем спорить. Нет! не «одного Христа» исповедуют верный и отступник, православный и сектант. Господь наш Иисус Христос — Глава Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1,23). Одна Глава — Одно Тело, кощунственно утверждать, что Спаситель имеет несколько тел. И лишь наша Мать-Церковь — Святая, Соборная и Апостольская — сохранила неповрежденным учение Христово, к ней относятся слова Спасителя: учите народы соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), и лишь православные христиане могут оказаться достойными похвалы апостольской: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор, 11,2). Размножение псевдохристианских учений есть дело рук сатаны. Это по его злой воле много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4, 1). Преступное нерадение о святыне — плохое знание Священного Писания, невежество в вопросах догматики и церковной истории — мешает людям распознавать горькие плоды отступничества, смертоносные яды ересей. Льстивый диавол подчас соблазняет человека примешать к Божественному Откровению толику собственных умствований. И как бы ни незначительно казалось искажение правого учения Господня, сделанное надмевающимся людским рассудком, оно ведет к гибельным последствиям. Еще в первые века христианства разноликие еретики пытались столкнуть Церковь на путь погибели, но доблестные отцы Семи Вселенских Соборов одно за другим ниспровергали лжеучения, одновременно вырабатывая неколебимые устои церковных догматов и канонов. Трудами святоотеческими единство Вселенской Церкви оставалось нерушимым вплоть до XI века. Первым крупным шагом отступления явился так называемый Великий раскол 1054 года, учиненный латинством. Великий раскол порою представляют так, будто Вселенская Церковь разделилась на две — Восточную и Западную, каждая со своей правдой. Но нет, не так — это гордый Рим откололся от Вселенского Православия. Расхождения начались с «маленькой поправки», которую Рим позволил себе внести в утвержденный Вселенскими Соборами Символ веры, где каждое слово — весомее тысяч книжных томов. Это было пресловутое «филиокве» - понятие об исхождении Святого Духа «и от Сына», которое они самовольно добавили в Символ Веры. Это было грубое вмешательство человеческого мудрования в таинственнейшее учение о Святой Троице, ничего подобного не было ни в Священном Писании, ни в Священном Предании. Вселенская Церковь единодушно отвергла «филиокве». С догматическим отступлением сочеталась властолюбивая гордыня некоторых римских епископов, дошедших до объявления Главою Вселенской Церкви не Господа Иисуса Христа, а самих себя — якобы «наместников Бога на земле». Попытки пап захватить абсолютную власть над Церковью, не- совместимые с апостольскими заветами, были отвергнуты святителями Востока. Свои претензии на абсолютную власть над Церковью папы силятся обосновать тем, что «занимают престол первоверховного Апостола Петра». Но достаточно внимательно ознакомиться с Новым Заветом — книгами Деяний и Посланий Апостольских, чтобы понять — святой апостол Петр никогда не являлся единоличным главой первохристианской Церкви, изначально Соборной. Важнейший вопрос тогдашней церковной жизни — о присоединении язычников — решался на Иерусалимском Апостольском Соборе, на котором первенствовал вовсе не Апостол Петр, а святой апостол Иаков. Святость Апостола Петра вовсе не означала его безгрешности, даже во время своего апостольского служения он по человеческой немощи «падал», и святому апостолу Павлу приходилось уличать его в лицемерии. Несовершенства Петра-человека вовсе не умаляют величие его апостольского и мученического подвига. Но, увы, многие из Римских пап, «преемников» Апостола Петра на епископской кафедре, отнюдь не унаследовали его святости. 34-е Апостольское правило гласит: «Епископам всякого народа подобает знать первого из них. Но и первый ничего не творит без согласия всех. Так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святой Дух». Это правило святых апостолов, утверждающее Соборность Церкви, было попрано римскими первосвященниками. Узурпировав единоличную церковную власть на Западе, папы в безмерной гордости потянулись и к светской власти: начали раздавать императорские короны, путем интриг и угроз ниспровергать и возводить на троны правителей европейских государств, снаряжать войска и развязывать войны. Из пастыря духовного римский первосвященник превратился в светского монарха, претендующего на всемирное господство. Так папский Рим оказался в сетях сатанинского соблазна. В начале XVII века в латинском требнике появилось обращение к папе, кощунственно и зловеще соединяющее в себе слова Спасителя к Апостолу Петру и слова диавола, искушавшего Сына Человеческого: «Ты пастырь овец, тебе Бог передает все царства мира». Попав в зависимость от произвола одного человека, от его страстей и прихотей, Западная Церковь начала стремительно удаляться от Божественного учения любви, завещанного людям Христом Спасителем. Преступления средневекового папства ужасающи. «Благословляемые» папой войска насаждали римо-католицизм огнем и мечом, проливая реки крови, истребляя целые народы — так, в Прибалтике «крестоносцами» был полностью уничтожен славянский народ пруссов. Среди преступлений папства «крестовый поход детей» — не сумев захватить Иерусалим силами рыцарских орденов, папа послал туда детей, заявив, что эти «ангелы Божии» отвоюют для него Гроб Господень. Десятки тысяч детей погибли, остальные были проданы в рабство сарацинам взрослыми «христианами»- рыцарями. По всей Европе пылали костры инквизиции —Любвеобильный Спаситель привлекал к Себе сердца учением доброты и кротости, а его лженаместник — папа — насаждал свою веру пытками и казнями. Процветала торговля индульгенциями — кощунственное «отпущение смертных грехов» за деньги. В то же время роскошь и разврат папского двора сделались «притчей во языцех», на папский престол восходили отравители, блудники, содомиты. Эти грязные страницы истории папства настолько общеизвестны, что когда в прошлом веке Рим дерзнул провозгласить «догмат папской непогрешимости», значительная часть римо - католиков отказалась принять подобную нелепость и образовала Старокатолическую Церковь. В искажении основ христианской веры Рим не ограничился одним «филиокве». Папство лишило мирян причастия Крови Господней, а ведь Сын Человеческий обещал спасение лишь тем, кто приобщится и Плоти и Крови Его. Поруганием смирения и принижением земного подвига Пречистой Богородицы явился «догмат о непорочном зачатии Ее святой Анной», не подтверждаемый ничем, кроме новейших домыслов. Божественное Правосудие латиняне представляют себе в виде «бухгалтерски-юридического» расчета в мифическом «чистилище», где Бог якобы подвергает «непогибших» грешников длительным пыткам, прежде чем принять их в рай — как будто Вселюбящий Творец не может во мгновение ока просветлить способную к покаянию и очищению душу. В последнее время все большей «модернизации» подвергается и римский церковный обряд, мессы уже служатся под бренчание гитары.
Во все века папство стремилось сломить и поработить Православие. Коварство Рима привело к падению православной Византийской империи — в начале XII века папские «крестоносцы», шедшие «освобождать Гроб Господень», вместо этого разграбили и сожгли Константинополь, от этого удара Византия так и не оправилась. Много страданий принесли латинские козни и православной Руси. Немногие знают, что советником хана Батыя в нашествии на Русь был римо-католик, рыцарь Альфред фон Штумпенхаузен. Известны постоянные набеги «крестоносцев» на землю Русскую, вторжение «псов-рыцарей», которым противостали дружины святого благоверного князя Александра Невского. Вследствие римо-католических интриг Русь умылась кровавыми слезами в начале XVII века, в годину Смутного времени. В 1812 году «добрые католики» наполеоновских орд варварски надругались над святынями Москвы. Во время господства римо-католической Польши над Украиной была уничтожена древняя культура украинского народа, насильственно внедрена фальшивая «уния» с Римом — превращение православных славян в «латинян второго сорта». Происками иезуитов подготовлено и нынешнее разрушение славянского единства. С конца прошлого века латинские «пастыри» усиленно разжигают на Украине неприязнь к «москалям» — а ведь нынешние русские, украинцы и белорусы всего несколько веков назад составляли единый народ и находятся в ближайшем кровном родстве. Во многом обусловлено папскими интригами и теперешнее плачевное положение многострадальной Украины, не только истощаемой чернобыльской радиацией, но и духовно гибнущей от церковных расколов. Столь горькие плоды принесли в Западной Церкви сделанные тысячелетие тому назад два «маленьких» отступления в вопросах догматики и церковного управления. Но едва ли не тяжелейшим следствием римской апостасии явился Западный раскол XVI века, означавший лавинообразное умножение еретических сект. Митрополит Владимир (Иким) Продолжение в следующем номере. |
||||
|
№ 5(41)-2007 |
ПУТЬ К БОГУ |
Человек стоит перед Богом всю свою жизнь, хочет он этого или не хочет. Солнце не спрашивает о нашем отношении к нему — оно светит и сияет, целит и животворит. И человек открывается все время и откроется до конца Богу во всех своих делах, чувствах и мыслях и получит от Бога в вечном мире то духовное место, которое будет правдиво соответствовать внутреннему нравственному состоянию его духа. Каждый пойдет «в место свое». И даже здесь, на этой шумливой, суетливой земле, от голоса чистого, правдивого, в совести звучащего, нелегко человеку скрыться. Надо много сотворить безумств, чтобы заглушить в себе все нравственно чуткое, что живет в каждом человеке, и сжечь до конца свою совесть, не чувствовать уже ее томлений от совершаемого зла. Ведь иногда «неверующими» считают себя люди совсем ложно. Им внушили или они сами усвоили себе неверное, узкое понятие о Боге. Неверующие иногда не против Бога, в сущности, настроены (они Бога не знают), а против своего же собственного узкого, неверного о Боге представления. И эти люди подчас совершенно искренне и почти религиозно восстают против неумного понятия своего о Боге. Эти души способны быстро обрести веру, найти то, чего всегда, в сущности, жаждала их душа. Всякий ли человек способен уверовать в Бога, прийти душою к Богу? Да, всякий, безусловно. Все позваны на пир Отца. «Много званых»... Много. Все званы, кто родился в мире. И Дух Божий уже действует в человеке, когда человек ищет в мире не партийную, не классовую, не расовую и не какую-нибудь иную временную и ограниченную правду, но ищет правду абсолютную, общечеловеческую, вечную. Неверие как отказ от легкомысленной, несерьезной веры может быть естественным этапом истинной веры в душе человека. Но неверие как результат скверной, эгоистической жизни или как желание дать себе оправдание такой нехорошей жизни есть уже неверие заинтересованное, нечестное. В таком неверии душа просто скрывается от Бога, убегает от высшего, нравственного суда над собой. Но куда бежать от этого суда? Он так же не минует человека, как не минуют роды роженицу. Бывает бездумное, животное неверие в человеке. Некогда просто человеку задуматься над собой, прислушаться к пульсированию жизни в своем духовном существе и приглядеться к высшим ценностям бытия. Жует человек равнодушно свою житейскую жвачку и не желает размышлять ни о добре, ни о зле, ни о жизни своей, ни о ее конце. Евангелие таких людей уподобляет гостям, которые, будучи приглашены к великому и доброму хозяину, стали, «словно сговорившись», отказываться от приглашения. Один говорит: «Я купил волов и иду в поле их испытывать, прости меня, не могу прийти»; другой сказал: «Я женился, прости меня, не могу прийти»; третий еще нашел какой-то предлог не пойти к своему Творцу. Люди отказываются... Они, может быть, и не делают большого зла, но им некогда. Они заняты своими маленькими заботами, радостями и печалями и не хотят отойти от них. Жизнь многих людей такова. Царствие Божие, Христово «не вмещается» в них. Грозный это симптом для человечества. Отвергнув Божию правду и свое подчинение ей, люди попадают в рабство разным партийным, классовым, личным и всяким коллективным эгоистическим полуправдам и интересам. В человечестве есть жизнь религиозная, есть жизнь нерелигиозная и есть псевдорелигиозная. В истории люди часто прикрывались своими санами и высокими словами о Боге, не служа ему в истине, но оскорбляя Божию святыню своими делами. Такое лицемерие Господь осуждает больше, чем неверие. Неверующий, пока он живет в этом мире, может еще покаяться и стать верующим. И много грешников мы знаем в человечестве, которые за тысячелетия его истории обратились к Богу и к святой жизни. Но религиозная фальшь и лицемерие закрывают дорогу к Богу. С некоторым основанием иногда говорят антирелигиозники о недостоинстве верующих людей. Только они не замечают, что этот их аргумент не против религии и сам он – чисто религиозный. Да, в мире было и есть много христиан и пастырей лишь по имени. И безбожники, говоря много неправды о Господе Боге, о вере и о верующих, иногда высказывают частичную правду; она в том, что не все верующие живут по своей вере. Но эту правду всякий и без безбожников всегда видел и видит, но верующий относится к ней иначе, иное заключение делает из этого, понимая, что никакая греховность человеческая не может умалить святыню Божию и никакая человеческая ложь не в силах опорочить Божию правду. Само Евангелие говорит, что и среди двенадцати высших учеников Истины оказался один предатель. Но разве это опровергает истинную веру и святость других одиннадцати апостолов? Ничуть. Предательство ложного ученика лишь подчеркивает правду подлинного ученика. Наука не грешит плохими учеными, музыка слабыми музыкантами, истина не ответственна за неверных ей людей. Душа неверующая, но не самоудовлетворенная, тоскующая по абсолютной истине, придет к Богу. Справедливо говорит философ и учитель Церкви блаженный Августин: «Тоскует наше сердце без Тебя, Боже, и не может успокоиться, пока не найдет Тебя». Путь правдивого человеческого сердца — радостно жить в Боге или в скорби искать Его. Сердце человеческое находит мир только тогда, когда найдет своего Отца. Безсмертную глубину человеческой души может заполнить только Он, Небесный наш Отец, Который есть вся любовь и вся правда бытия. АРХИЕПИСКОП ИОАНН (ШАХОВСКОЙ) |
|
№ 5(41)-2007 |
БОГ ПЕЧЕТСЯ ОБО ВСЕМ ДЛЯ НАШЕГО БЛАГА |
Бог по природе благ, и Он печется обо всем для нашего блага. Если мы чего-то попросим у Него, то Он даст нам это, если оно служит нашему благу. Бог щедро дарует нам необходимое для спасения нашей души и поддержания телесного здравия, и Его благословение пребудет на нас. А если Он чего-то нам не дает - или для того, чтобы испытать нас, или же для того, чтобы нас уберечь, - то будем не только принимать это с радостью, но и размышлять об этом, чтобы получить от этого пользу. Он знает, когда и как помочь Своему созданию, Он помогает ведомым для него способом в нужный для этого час. Однако часто Его немощному созданию не хватает терпения, оно хочет получить просимое сию же минуту, как малое дитя, которое просит у матери бублик недопеченным и не может потерпеть, покуда он будет готов. Наше дело просить и терпеть, а добрая наша Мать, Пресвятая Богородица, даст нам просимое, когда оно будет готово. - Геронда, почему мы должны просить Бога о помощи, раз Он знает наши нужды? - Потому что есть свобода. И, кроме того, когда нам больно за ближнего и мы просим Бога помочь ему, это приводит Его в сильное умиление, потому что тогда Он вмешивается, не нарушая свободы человеческой воли. Бог всецело расположен помочь людям, которые страдают. Однако для того, чтобы он помог им, кто-то должен Его об этом попросить. Итак, для того чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. В противном же случае помогать они не будут. «Хощеши ли цел быти?» - спросил расслабленного Христос. Если человек не хочет, то Бог это чтит. И если кто-то не хочет в Рай, то Бог не берет его туда силком, кроме тех случаев, когда человек, находившийся в [духовном] неведении, был несправедливо обижен, тогда он имеет право на божественную помощь. В других же случаях Бог не хочет вмешиваться. Человек просит помощи? Бог и святые ему ее подают. Едва успеешь глазом моргнуть, как они уже помогли. А иногда и моргнуть-то не успеваешь, настолько быстро Бог оказывается возле тебя. Знайте, что нашими бывают только страсти и грехи. Что бы мы ни сделали доброго - оно от Бога, каких бы мы ни натворили глупостей, они - наша собственность. Чуть нас оставит Божественная Благодать, как все - мы уже ничего не можем сделать. В жизни естественной, как только Бог лишает нас кислорода, мы сразу умираем. Так и в жизни духовной: только лишь Он чуть отнимает от нас Божественную Благодать, как все - мы пропали. Единственное, что есть у человека - это расположение, и Бог помогает ему в соответствии с этим расположением. Поэтому я говорю, что все блага, которые у нас имеются, - это Божие дары. Наши дела - ничто, и наши добродетели есть один сплошной ряд из нулей. Будем же стараться постоянно прибавлять нули к нулям и просить Христа поставить в начале этого ряда единицу. Так мы станем богатыми. Если же Христос не поставит единицы вначале, то весь наш труд пойдет насмарку. Старец Паисий Святогорец (печатается с сокращениями) |
|
№ 5(41)-2007 |
|
Я ТОЖЕ ИЗБРАЛ ПРАВОСЛАВИЕ |
|
| |
Я говорю о самых фундаментальных вещах христианской веры. Один день я говорю о Кресте, второй – о Теле и Крови Христовых, о прощении грехов, в третий день я могу рассказать, что мы созданы по образу и подобию Божию. Я говорю людям о таинствах, об их важности, особенно о крещении, потому что это вход, это дверь в Церковь. Я проповедую Христа и богословские истины, являющиеся частью нашей веры. Люди сами достаточно умны, чтобы сравнивать. Например, ислам – это религия Закона. Там нет духовной жизни, нет благодати Божией, нет мира, нет прощения грехов, нет Святого Духа и – что самое главное – нет Любви. Для мусульман представление о том, что Бог есть Любовь – совершенно новое. Их учат, что Христос – это просто один из пророков, что он просто потерял сознание на Кресте, а потом очнулся. Воплощение, крестная смерть и Воскресение Господа – это три истины, которые я проповедую им с любовью и с большим сочувствием к ним в моем сердце. Именно мусульмане научили меня верному отношению к крещению, когда я еще был протестантом. У протестантов крещение является актом послушания. Ты делаешь так только потому, что Иисус сказал так делать. Но мы, православные, верим в силу таинства. И я видел, как ведут себя мусульмане, которые начинают верить в Господа Иисуса Христа, с каким уважением они относятся к таинству крещения. Я помню, в Джалал-Абаде была одна обратившаяся в христианство семья, пять братьев. И вот целая толпа – около тысячи человек – пришла к их дому и потребовала, чтобы они отреклись от христианства, а иначе их убьют. Но они не отреклись. Только милиция спасла эту семью, укрыв в безопасном месте. Когда мусульманин становится христианином, ему приходится жить, жертвуя собой. Когда я стал православным, мне тоже пришлось заплатить высокую цену, это было сопряжено со сложностями в семейной жизни, дружбе, финансовых делах, миссионерской работе. Но что поделаешь? Ведь Истина есть Истина, ты можешь принять или отвергнуть ее, но изменить ее ты не можешь! Есть три причины, по которым я стал православным. Первая причина – это полнота учения и традиции Православной Церкви, особенно в отношении Святого Причастия, Тела и Крови Иисуса Христа. Я думаю, что только Православная Церковь учит нас Таинству Евхаристии. Настоящее присутствие Христа, Его Плоти и Крови заключается в учении, которое он дал апостолам, и в том, чему они учат нас. В других церквах есть много разных учений на эту тему. Для некоторых это традиция, для других – побуждение к действию, для прочих - просто печенье с соком. Однако для Православной Церкви – это центральное учение, догмат, и это самое важное в моей жизни. Как пишет о. Александр Шмеман в своей книге «За жизнь мира»: «Человек есть то, что он ест». Как спортсмен я могу сказать, что кто ест всякую дрянь, тот и выглядит также. Если же есть здоровую пищу, то и выглядеть будешь здоровым. В духовном смысле, в тот момент, когда Вы вкушаете Тело и Кровь Христа, совершается таинство соединения с Ним и Преображение. Это и является нашей главной пищей. Вторая причина: на меня очень большое впечатление произвели мученики, погибшие за веру в советские времена. В одной из часовен Белоруссии под куполом я увидел множество ликов молодых священников, которые были убиты. Их кровь все еще проповедует сегодня. Как писал Тертуллиан: «Кровь мучеников – это семя Церкви». А третья причина очень проста – красота православного богослужения. Я вырос в католической среде, после окончания колледжа работал с протестантскими церквями, потом был посвящен в сан священника англиканской церкви. Таким образом, я узнал церкви разных конфессий, но Православная Церковь, с её литургией и святыми иконами, ладаном, музыкой (а точнее - с церковным пением) и свечами – все это очень красиво… По моему, люди забыли, что в Церкви есть красота. Вместо воскресной службы многие идут в горы, к озерам, на море, потому что все это прекрасно. Безусловно, это своего рода проповедь Творца, но я чувствовал, что именно красота Церкви влечет меня. Когда я искал жену, я искал не просто девушку, а ту, что придется мне по душе и будет самой красивой для меня. То же самое с Церковью. Я уверен, что именно в Православии содержится вся полнота учения Христа, и именно Православная Церковь была верна заложенным Им традициям на протяжении 2000 лет. Основное отличие Православия от других христианских конфессий заключается в том, что Православная Церковь оставалась неизменной в своем учении и традициях на протяжении 2000 лет. Другие конфессии, начиная с католической, отошли, откололись от Православной Церкви. Затем протестанты откололись от католической церкви... Один раскол создает другой, и при каждом таком расколе менялась суть учения, изменялись традиции. И то, что было святым, постепенно становилось менее священным – пока и вовсе не стало восприниматься просто как некие духовные идеи. Во многих случаях учение Христа исказилось настолько, что часто напоминает психологию или книги о том, как быть здоровым и не полнеть. При этом Православная Церковь сохраняет в себе священную суть: святость учения, традиции и таинств. Православная Церковь принадлежит Христу, а не России, Греции, Сирии или Америке! Святой Крест принадлежит Тому, Кто был распят на нем, – Христу, а не какой-то нации, или стране, или народу. И чем меньше национального, или политического, или даже культурного багажа за моей проповедью, тем лучше. В интернете люди обсуждали мой переход из протестантизма в Православие и ужасались. Но я не обращаю внимания. Я стараюсь объяснить им, какая это радость. Когда знаешь Истину, хочется поделиться ею с людьми, потому что ты их любишь и хочешь, чтобы они расстались с ложью. Я вижу в этом столетии широчайшие возможности для Православия в Америке. Почему я так говорю? Православие – одна из наименее понимаемых в Америке религий. Когда люди слышат, что ты православный («ортодокс»), они думают, что ты какой-то еврей. Потом, когда они видят тебя, они решают, что ты, наверное, эмигрант или представитель этнической группы. И только когда они узнают основы веры твоей Церкви, они потрясенно понимают, что это та Церковь, которую основали апостолы. Сейчас у нас в семинарии много людей, которые пришли в Православие из других религий и ожидают получения священнического сана. Число православных растет. Так что для проповеди Православия в Америке очень много возможностей. Африка нуждается в Православии, Индия нуждается в Православии, Китай нуждается в Православии. Я тоже избрал Православие, открыл полноту веры. Я не хочу критиковать других христиан, которые живут во имя Христа, готовы за него умереть. Но я хочу поделиться Истиной, таинствами, традицией с теми, у кого этого никогда не было. Иисус говорит: «Я пришел найти и спасти погибших». И если мы найдем их, он их спасет. И если мы не ищем их, то не выполняем своего долга, заповеди, которая нам была дана. Две трети мира – люди неверующие. Одна треть, мы можем сказать, верит во Христа. Я вижу, что у православной веры есть возможность расти в современном мире. В прошлом столетии она прошла через великую тьму, долину смертной тени. Она вышла из нее, и теперь мы должны нести эту веру до самого края земли. Материал подготовил священник Павел Синицын. |
|
|
№ 5(41)-2007 |
ПУТИ ГОСПОДНИ |
- Стой, куда побежала! Ишь, все вы, обидчивые какие… Надежда остановилась на последней лестничной ступеньке и быстро вытерла слезы. - Пошли! Еле догнал тебя! - сказал пожилой врач-гинеколог, всю жизнь проработавший в районной больнице. Его вид навевал на Надежду ужас: клеенчатый фартук, забрызганный кровью, длинные хирургические перчатки - он только что из операционной, два десятка абортов за утро, а тут еще одна - опоздавшая. Доктор и обошелся довольно грубо. Обиженная, сбегая вниз по лестнице, Надя думала о том, что теперь уже оставит малыша, который жил под ее сердцем, хотя недавний разговор с мужем и свекровью еще звучал в ушах. «Старшенькая-то только ходить научилась, как же ты будешь справляться? Подожди еще года три, потом и родишь желанного и здорового». Но доктор, вернувший Надю, не стал слушать ее сбивчивую речь и быстро отправил в операционную. Молодая женщина покорно пошла за ним, испугавшись, что опять услышит грубую речь. Теперь она думала о том, что придется поступить так, как велел муж, а другого ребеночка родят как-нибудь потом, попозже… Но ни через три, ни через десять лет не могли дождаться супруги Соколовы уже желанного малыша. Так и растили свою единственную дочь, которая очень жалела, что нет сестренки и братика. Доктор, сделавший аборт, разводил руками: «Последствия вашего решения, от этого никто не застрахован. Надо было думать…» Себя виновным не считал - он тогда «помог» женщине. Надя не была верующей, хотя была крещеной. Бабушка тайно возила ее крестить в единственный действующий храм в районе. А потом годы обучения в атеистической системе образования научили ее смеяться над «религиозными предрассудками». Через годы Надежда стала смутно осознавать, что совершила она что-то страшное, но разобраться в тонкой духовной жизни не могла. Старенького свекра Надежды внезапно парализовало. Невестка с состраданием ухаживала за ним, стараясь подбодрить словом, улыбкой. Надежда терпеливо меняла постель, переворачивала с боку на бок больного, кормила его, давала лекарства, а свекор в свою очередь поддерживал ее в семейных трудностях, выслушивал жалобы на своего не- идеального сына и старался помочь советом, чтобы сохранить семью своих детей. Через семь лет свекор умер. За это время он стал таким близким и необходимым для Нади, что на его похоронах она горько плакала и отвечала недоуменным взглядом на реплики соседок: «Ну, вот ты и отмучилась. Несладко было терпеть такого больного, муж твой и то уже сбегать из дома начал». Отпевали свекра, как он и завещал, в церкви, и Надя, стоя возле гроба, окутанного клубами кадильного дыма, чувствовала непреодолимую потребность быть в этом старом храме, в котором ее когда-то крестили. Необыкновенное чувство тишины наполняло ее в этой намоленной церкви. Она пообещала себе, что обязательно в скором времени еще придет сюда. Через месяц после похорон Надя почувствовала, что беременна. Не смея верить этому счастью, она долго сомневалась, и как только доктор подтвердил ее подозрения, Надя радостно бросилась к мужу. - Тринадцать лет мы этого ждали! Неужели, правда? Наденька! - муж заплакал от радости, и она в первый раз видела, как он плачет. В храм они ехали вместе с мужем, чтобы поблагодарить Господа, правда, как это сделать, они пока не знали. Во время первой исповеди, когда Надя вдруг в полной мере поняла, что она, жалеющая даже маленького котенка, когда-то давно убила свое нерожденное дитя, - ей стало плохо. Но, видимо, то, что она безропотно в течение семи лет ухаживала за своим парализованным свекром, и было неким, хотя и малым, искуплением за тот роковой шаг. На Рождество у повенчавшихся супругов Соколовых родился сын! Лия Державина |
|
№ 5(41)-2007 |
НА КУРОРТЕ Невыдуманный рассказ |
РУССКИЙ ПОЛЯК Поселили в пустую двухместную комнату. Я попросил, если не трудно, подселить соседа непьющего, некурящего и из простых - крестьянина или работягу. На следующий день таковой появился: зовут Станиславом, пожилой, коренастый, почти всю жизнь проработал на стройках, а срочную служил - целых четыре года! - на подводном флоте. Из детдомовцев, так как после войны мать-вдова не могла прокормить четверых детей. Приезжал из детского дома домой только на каникулы. Интересный человек - открытый, жизнерадостный. Во все поездки я беру с собой складень, молитвослов и Евангелие. Устраиваю на тумбочке или на столике что-то вроде молитвенного уголка. Утром, вечером и перед чаепитием молюсь негромко. А в этот раз я еще захватил непрочитанные номера «Благовеста», вкладыш «Символ веры» из газеты «Завтра» и «Наш современник» со статьей на религиозную тему. Так что столик мой превратился еще и в своеобразную библиотеку. И вот однажды после молитвы сосед меня спрашивает: - А ты что, правда, веришь? - Конечно. А ты разве нет? - Не знаю. К тому же я католик. И он рассказал, что родился в западной Белоруссии уже при немецкой оккупации, сам поляк, и крестили его, естественно, в костеле. На этом его католичество и заканчивалось, потому что в четырнадцать лет оставил родные края - училище, Магадан, флот, невеста из-под Самары. Венчался в нашем православном соборе (насколько это канонично, я не знаю), детей и внуков крестил в Православии, даже как строитель участвовал в возведении православного же опять таки храма … - Так что же ты не перейдешь в Православие? - А вдруг католическая вера правильнее? Тогда я провел с ним небольшую беседу. Рассказал, что Благодатный огонь ниспосылается только на нашу Пасху, что святые источники есть только у нас, что в Православии не было безумных и жестоких крестовых походов и инквизиции. Одни факты, без какого-либо богословия. Но это произвело на Станислава такое впечатление! - Дай мне почитать что-нибудь церковное. Я протянул ему номер «Благовеста». А в субботу он напросился со мной на вечернюю службу. В полунищенском поселковом храме осмотрел все иконы, внимательно наблюдал за молящимися, когда крестился я, он тоже крестился - справа налево, поклоны вершил… В воскресенье отстоять всю Литургию у Станислава не хватило сил, и он ушел на источник за родниковой водой. Уже в комнате я ему сказал, что в следующее воскресенье будет водосвятный молебен, после которого можно набрать святой воды. Всю неделю он читал привезенную мной литературу и как-то, оторвавшись от чтения, произнес: - Теперь я понимаю, почему недолюбливал всегда родственников, осевших после войны в Польше и Америке, - католики! Сухие какие-то, расчетливые, нет в них духа. А у русских, даже нецерковных и пьяниц последних, дух есть… В воскресенье Станислав заказал в храме обедни о здравии и об упокоении своих Православных родственников, после молебна набрал святой воды, взял несколько просфор и уже по дороге в санаторий произнес: - Приеду домой, скажу жене, чтобы отвезла меня в церковь, - окрещусь. Как-то хорошо после храма: мир как будто другой, не такой слякотный. Когда же вернулись в санаторий, рассказал не столь удивительную, сколь поучительную историю. ТАИНСТВЕННАЯ ДЛАНЬ Есть у Станислава приятель, совсем не старый человек, а тогда, несколько лет назад, был мужиком в полном расцвете сил: жилист, подтянут, под два метра ростом. Один только был недостаток - в детстве лишился половины ступни одной из ног. Но не сдался, а стал усиленно заниматься спортом. И набрался такой силы и здоровья, что никто из сверстников не смел посмеяться над ним. Только одно смущало нашего героя - он плохо бегал. Не то чтобы не быстро, а как-то смешно. И тогда он стал тренироваться скакать на одной ноге, подхватывая рукой больную. Даже ближе к пятидесяти, когда многие его сверстники спились или умерли, он все тренировался и скакал, иногда даже на спор с людьми малознакомыми - те бежали на двух, а он на одной. И выигрывал. И клал небольшой, но конкретный куш себе в карман. И любил повторять: «Все от человека зависит. Вот я с детства инвалид, а посмотри…» Гордость из него так и перла. Он даже на рыбалку ходил один и забредал в екатериновских протоках в такие места, к каким другие не решались приблизиться. И вот однажды, в день полуосени-полузимы, он отправился на подледный лов. Клев был хорошим, и поэтому рыбак засиделся почти до темноты. Возвращаться обратно решил не по дороге, а напрямую - через болотца и заводи, покрытые льдом. Почти добрался до Екатериновки - вон купола Троицкого храма! - где собирался сесть на автобус, как лед под ним треснул и проломился. Тяжелое рыбацкое снаряжение сразу потянуло вниз, а там не вода, не твердое дно, а болотная слякоть. Вцепился руками в крошащиеся края льда и стал кричать. Никого и ничего. А за перелеском видны уже не купола, а только кресты на светлеющем от звезд небе. И вот тогда этот здоровенный инвалид впервые в жизни начал молиться! Вдруг из темноты протянулась к нему белая и по-летнему обнаженная рука. Рыбак вцепился в нее двумя своими руками, уже почти окоченевшими. Легко выбрался, сбросил с плеч походный сундук и обернулся, чтобы поблагодарить спасателя и предложить ему выпить из «четвертинки», которую берег до автобуса. Но, оглянувшись, никого не увидел. Крикнул: «Эй!..», двинулся к ближайшему осокорю и… остолбенел: в округе на снегу не было никаких следов. Остаток пути до остановки брел как в дурмане, забыв про «четвертинку» и удачный клев. - Станислав, а что с ним потом было? - Да мы редко видимся. Но одно могу сказать точно: он как-то присмирел и на спор больше не скачет. Владимир Осипов |
|
№ 5(41)-2007 |
ПРАВОСЛАВНЫЕ АФОРИЗМЫ |
• Чем меньше у человека времени для посещения храма, тем больше его остается для посещения больницы. • Воцерковленный человек подобен цветку, растущему на клумбе, невоцерковленный - срезанному. • Жизнь всему учит, но не всему следует у нее учиться. • Как корова болеет, если ее вовремя не доить, так и человек замыкается, озлобляется и страдает душой, если ему не о ком заботиться, не для кого жить. Эгоизм - смерть. Самоотвержение - жизнь. • Мы и наши усопшие сродники - духовно одно целое. Человек, постоянно молящийся (церковно и келейно) за своих предков, подобен дереву, поливающему собственные корни. • Чего нужно бояться на автобусной остановке? Что мне места не хватит или кому-то из-за меня? • Называющему тебя дураком уместно ответить: «сам знаю». Другой вопрос - кто над кем при этом круче посмеялся? • Чем свободнее человек от своих дурных наклонностей, тем он свободнее от общества, в котором живет. • Люди делятся на две категории: одни вечные блага меняют на временные, другие, наоборот, временные - на вечные. • Единственный грех - отпадение от Бога, а единственная добродетель - возвращение к Нему. Все остальное - разнообразие форм (по протоиерею Димитрию Смирнову). • Если человек, щелкая семечки, может в любой момент остановиться, то это он щелкает семечки; если же он не может остановиться, пока семечки не кончатся, то это уже семечки щелкают этого человека. • Чем важнее дело, тем больше помех. • Чем больше у человека денег, тем больше желающих их отнять. • Как в одну воду нельзя зайти дважды, так и перед Крестным ходом и после него нельзя быть одинаковым. Кто ходил под хоругвями - тот поймет.
Собрал и записал |
|
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|