![]() | |
|
|
![]() | |
УЧИТЕСЬ БЛАГОДУШЕСТВОВАТЬ В БОЛЕЗНИ |
|
|
|
9 августа — память святого великомученика и целителя Пантелеимона ![]() Если мы обратимся к святоотеческому учению, то станет ясно, что причин возникновения болезней несколько. И главная из них — греховная природа человека и совершение человеком греха. Не Бог — человек сам себя наказывает, потому что от согрешающего отступает благодать Божия. Вследствие этого в человеке возобладают законы смерти, а она-то и рождает болезни. Вторая причина возникновения болезни — когда Господь таким образом от чего-то нас уберегает. Мне известны случаи, когда человек должен был куда-то поехать или совершить некий важный шаг, но из-за внезапной болезни остался дома и следовательно, не натворил ошибок. Потому что, будь он в этот день на работе — он мог вступить в конфликт с начальством, что закончилось бы увольнением, а если бы полетел на самолёте — разбился. А так он избежал неведомых опасностей и искушений. У меня есть прихожанин, которому, как только он воцерковился, Господь послал крест болезни. Седьмой год уже этот человек болеет и весь иссох. Его не раз оперировали, изрезав вдоль и поперёк. Но… я не могу сказать, что эта болезнь — наказание. И сам он говорит: «Я так благодарен Богу за то, что Он меня очищает, потому что вся моя жизнь до этого была очень греховной». А вспомним монахов Киево-Печерской Лавры — многоболезненных Иосифа и Пимена. Только незадолго до кончины Бог послал им здоровье. Но они пребывали в болезни не просто так: через свою физическую немощь они спасались, искупая какие-то грехи, о каких ведал Господь, и сами получили от Бога благодать исцелять других людей. Бывает, что Господь посылает болезнь для исправления какой-то конкретной страсти. Например, человек — сладкоежка. Он рискует заболеть сахарным диабетом, но через эту болезнь Господь дарует ему ограничение в пище, помогая так справиться со страстями гортанобесия и чревоугодия. Другой пример: известно, что у людей гневливых, раздражительных часто бывает высокое давление. То есть Господь, посылая гипертонию, помогает избавиться такому человеку от страсти гневливости и обрести смирение. Именно через болезни и немощи наши страсти взнуздываются, как конь, и человек верующий благодарит Отца Небесного за эту милость, ибо самому ему со своими страстями не справиться. Другой вариант: Господь подаёт заболевание, чтобы упредить развитие какой-то страсти. Этому есть замечательный пример из Ветхого Завета — житие св.Иова Многострадального. Иов был человеком праведным, однако, несмотря на это, Господь предал его сатане. Сатана, не смея трогать душу Иова, подверг истязанию его тело. 18 лет Иов мучился от гнойных ран. Но когда начал он упрекать Господа, открылось ему, что праведность, которую он мнил в себе, далека от истинной. Так Бог уничтожил зародившиеся в душе Иова гордость, тщеславие, самомнение. И когда Господь обратил Своё слово к Иову, он, уже вразумлённый, отвечал: «…я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал… Теперь же мои глаза видят Тебя; Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.42.3,5-6). «И возвратил Господь потерю Иова… И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иов.42.10,12). Есть предание, что когда Господь проходил мимо одного безногого человека, ученики спросили: «За что он страдает? Чем согрешил?» Иисус ответил, что если бы этот нищий калека имел ноги, то полмира предал бы огню и мечу, стал тираном, убийцей, насильником. А так он, безногий, просит милостыню и спасается через свою немощь. Вот вам пример изменения участи человека. И последнее — болезнь за конкретный, уже совершённый грех: человек ворует, а потом сам или дети его болеют раком. Святые и праведники болеют, по свидетельству св.отцов, по двум причинам: для славы Божией и для испытания веры. Вернёмся к Иову Многострадальному. Болезнь и прочие беды были попущены во имя испытания его веры. Как его искушали жена и друзья, как надругались над ним люди, как тяжко страдал он от проказы! Что хотел диавол вызвать этой болезнью? — Хулу на Бога! А каковы были доводы врага человеческого? Мол, легко славить Господа в благоденствии, посмотрим, что скажет Иов, когда у него всё будет отнято — дети, богатство, семья, здоровье… Св.Иов выдержал искушение: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось) да будет имя Господне благословенно!.. Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей!» (Иов.1.21; 10.15). Часто со скорбью вижу я, что многие христиане не выдерживают испытания тяжкой болезнью и бедствиями — начинаются ропот и хула на Бога. Значит, сей тяжёлый экзамен они не смогли сдать. Другой смысл болезни святых и праведников, когда болезнь ко славе Божией. Вот заболел и умер Лазарь, и Иисус Христос сказал Своим ученикам, что событие это свершилось ко славе Божией. Ибо Господь через смерть Лазаря хотел показать всемогущество Своего Единородного Сына, Его власть над смертью и тлением и прообраз будущего века — воскресение из мертвых. Что и было показано, поскольку после того, как Лазарь воскрес, многие иудеи уверовали во Христа и стали Его учениками. Теперь обратимся к воскрешению дочери Иаира и истории женщины, которая 12 лет была кровоточива. Мы видим, что когда Господь воскресил одну и исцелил другую — множество людей уверовало в Бога. Поэтому иногда Господь посылает людям такие болезненные состояния, исцеление которых прославляет имя Божие. Задача врача — исцелить тело, облегчить душевное страдание человека, умерить его страхи накануне операции, обрести душевное равновесие. Задача священника — научить больного в болезни призывать благодать Божию, укрепляющую и исцеляющую, дать понять, что болезнь спасительна для него и что в болезни требуется благодушествовать, а не роптать, помочь больному разобраться в своей душе, покаяться и примириться с Богом, сверить свой жизненный путь и поступки с волей Божией. Свт.Иоанн Златоуст говорил, что тот, кто благодарит Бога за болезнь — венец получает. А в наше время спастись можно или смирением, или страданиями в перенесённой со смирением болезни. |
|
|
|
|
![]() | ||
|
||
![]() | ||
Ректор МГУ академик Садовничий однажды, размышляя о погоде, обронил замечательную формулу: «Как давно установлено наукой, погода на нашей планете зависит от воли Господа Бога и температуры Мирового Океана». Это совершенно замечательная формула, объясняющая соотношение религии и науки. Эту формулу имеет смысл вспомнить, потому что среди аргументов, выдвигающихся против введения «Основ православной культуры» (ОПК) в светской школе, один звучит так: «Если в школе появится религиозный предмет — это затормозит научно-технический прогресс нашей страны! Это будет идти вразрез с интересами научного развития…». Главный же аргумент, используемый противниками «Основ православной культуры», звучит так: «Мы живём в многонациональной стране, и как же это можно еврейским или татарским детям преподавать «Основы православной культуры»?!» Я поразмышляю именно на эту тему. Представьте себе: XVIII столетие, калмыки просят принять их под высокую державу российской императрицы, и вот в ходе этих переговоров калмыцкий хан выдвинул бы условие: «Мы согласны перейти Волгу, но при условии, что с этой поры в Рязани детям в русских школах больше не будут преподавать Закон Божий». Как вы думаете, реальна была такая ситуация? Или если бы хан нахичеваньский, ведя переговоры о вхождении в состав Российской империи, также заявил бы: «Хорошо, что вы разрешаете нам жить по законам шариата, спасибо вам. Но Закон Божий в России должен быть отныне забыт, и чтобы в ваших школах и университетах больше о Христе ни слова не говорили». Мы бы сказали, что это — новая форма оккупации, завоевания России. А сегодня почему-то это считается в порядке вещей… Так вот, на курсах ОПК предлагается знакомство с нашей культурой. Кого-то это пугает? Хорошо, давайте изменим в названии этого предмета всего-навсего одно слово и назовём его «Основы культурологии Православия». Такой предмет существует? Да, существует, в высокоакадемической науке. Существует научная традиция разработки этой темы. Достаточно назвать имена академиков мирового класса Д.С.Лихачёва, С.С.Аверинцева, А.Ф.Лосева, М.М.Бахтина, В.В.Иванова, Ю.М. Лотмана… Они разрабатывали тему культурологи христианства ещё в советские времена, когда ни о какой пропаганде религиозной и речи быть не могло. Это был просто анализ внутренней логики существования и развития христианской культуры. А рассказы об основах православной культуры в школах и университетах — это рассказы о том, как устроена нервная система у верующих людей. Различия между народами и культурами — это различия не в цвете глаз, не в цвете волос… Это различия в культурных сценариях. Культурный сценарий — это термин социальной психологии, и означает он, что в каждой культуре, у каждого народа есть базовый тип поведения. Как пеленают малыша, как с ним играют, как отец разговаривает с сыном, как дерутся мальчишки, как ухаживают за девушкой, как празднуют свадьбу, как работают, как отдыхают, как болеют, как хоронят… — это всё и есть базовый культурный сценарий, который заключается в разных культурах. Два примера на эту тему. В XVII столетии в Москве побывал архидиакон Павел Алеппский — по национальности араб, по вероисповеданию православный — и написал интереснейшую книгу воспоминаний, в которой отметил несколько вещей, возмутивших его в жизни московитов. Во-первых, это то, что русские женщины, когда подают еду, — садятся за один стол с мужчинами. Его арабская душа была возмущена такой фамильярностью. Второе, — что русские попы на Пасху целуют женщин, говоря им: «Христос Воскресе!» Но больше всего его возмутили московские рынки. Он записал в дневнике: «Торговля московитов — это торговля деспотичная, торговля сытых людей: на всём рынке одна цена и никто не торгуется». Понимаете, на Востоке если ты не поторговался с продавцом — ты его обидел. Нет, ты мне расскажи про себя, про свою семейную жизнь, я тебе про свою дочку расскажу, а потом… — да на, бери ты эти бананы без денег, главное — ты человека во мне увидел. У нас совершенно другая логика. Мы полагаем, что торговаться на рынке стыдно, что же я — бедный, что ли? Из-за копейки удавлюсь?… А просто у нас с арабами разные культурные сценарии. И чтобы не было конфликтов, надо об этих культурных сценариях рассказывать всем, в том числе и детям наших новых соотечественников, приезжающих в Россию жить. Вторая замечательная история о культурных сценариях. Маленький мальчик подходит к маме: «Мама, а кто я по национальности?» — «Знаешь, сыночек, у нас, евреев, национальность по маме передаётся. Я — еврейка, поэтому ты тоже еврей». — «Угу…» — задумчиво вздыхает мальчик и задаёт тот же вопрос отцу. — «Слушай, сын, у нас, чеченцев, национальность передаётся по отцу. Я — чеченец, ты — тоже чеченец». Мальчик ещё больше задумался. Родители забезпокоились: «Малыш, почему тебя эта тема так интересует?» — «Да соседу Мишке новую игрушку подарили, и я всё думаю — обменять её или отнять…» Это, конечно, анекдот, но он показывает различие базово-культурных сценариев. Кстати, вот когда вы собираетесь в поездку в какую-либо страну, для вас очень важно получить вовремя предупреждение: где там граница сакрального и жизненно-обыденного, чтобы ненароком не обидеть местное население, не навлечь на свою голову неприятностей. И это правильно. Странно другое… Когда мы едем в какую-либо мусульманскую страну, нас предупреждают: «Ведите себя так-то и так-то, чтобы не обидеть жителей этой страны». Но когда мы возвращаемся к себе, например, в Москву, нам говорят: «Здесь вы тоже должны соблюдать эти правила, чтобы не обидеть гостей нашей столицы…» Очень странная логика! Так вот, задача ОПК не в том, чтобы всех обратить в Православие. Наша задача-минимум очень проста: надо, чтобы мы перестали быть чудиками, «инопланетянами» в глазах наших детей — и своих, русских, и детей наших новых соотечественников. Кстати, по статистике московской мэрии, в московских школах уже 12% учеников — азербайджанцы. Так вот, в этих условиях тем более значимо, чтобы эти дети получили шанс посмотреть на нас, на нашу веру добрыми глазами, не осуждающе. Следующая задача — сделать нас более-менее понятными. Например, объяснить, что Андрей Рублёв не изготовитель идолов и что не надо словечко «ширк», которое в исламском лексиконе означает некую языческую мерзость, применять к сокровищам Третьяковской галереи. Третья задача — объяснить внутренний смысл и наполнение нашего мира православной культуры, объяснить внутреннюю логику — я сейчас страшное слово скажу — православного мифа. Но А.Лосев и о.Павел Флоренский реабилитировали слово «миф» и наполнили его другим смыслом: это уже не просто басня или вымысел. Миф, кстати, в переводе с греческого — сказание, предание. И последняя задача — показать православный мир таким, чтобы ребёнок узнал себя в нём, свои искания, отголосок своих вопросов и ответы на них. И тогда он, может быть, согласился бы во внеурочное время сказать Православию «да». У ребёнка должна быть свобода выбора, ему нужно дать доступ к иным каналам информации, нежели TV и прочее. Я полагаю, что именно появление ОПК позволит избежать дробления детей по национально-религиозному признаку. Мы же не требуем, чтобы этот предмет был в качестве регионального компонента, но был бы обязательным в тех школах и регионах, где его примут. Наши оппоненты говорят: «Давайте разделим классы — татарские ребятишки в одном классе будут изучать основы шариата, а русские дети в другом классе в это же время будут изучать «Основы православной культуры». Вот это, мне кажется, — нехорошее решение, оно-то как раз и разделит детей. Важно найти такой уровень разговора, который был бы допустим и приемлем для всех — и для детей из православных семей, и для детей из семей мусульманских, еврейских, буддистских. Это и есть разговор на языке культурологии. То есть не указывать «вы сделайте так-то», «вы должны поверить в то-то», а объяснить, что с точки зрения православных христиан такой-то догмат имеет такое-то значение, такой-то поступок некоего монаха или святого объясняется так-то. Культурология начинается там, где человек совершает поступок, для других непонятный. Ещё хотел бы привести такой пример. Летом этого года наша Церковь и церковная общественность упустили замечательный повод устроить показательный скандал. Дело в том, что министерство по делам туризма Турции запустило на телевидении рекламный ролик, где дервиши кружатся в медитативном танце на полу, на котором византийской мозаикой выложен лик Христа. Очень жаль, что дружного голоса протеста не прозвучало, — нам надо учиться у мусульман защищать свои ценности, свои святыни. И если бы Путиным был я, то издал бы следующий закон: все мигранты, желающие переселиться на просторы нашей Родины, обязаны сдать три экзамена: знание русского языка, знание российского законодательства и знание основ православной культуры. У нашей страны есть своя культура, традиции — это не пустыня, — поэтому будьте добры их знать, соблюдать и уважать. (Печатается с сокращением). |
||
|
![]() | |
|
|
![]() | |
ДЕТИ - ЭТО "ЧАСЫ С ПРУЖИНКОЙ" |
|
|
|
— Много искушений и опасностей сегодня для молодёжи, батюшка. Мы обезпокоены этим, несмотря на свои старания, чтобы наши дети были внутри церковной ограды. — За детей, с малого возраста напоённых благочестием, не бойтесь. Если они и отойдут немного от Церкви с возрастом или из-за искушений, то потом вернутся опять. Они — словно дверные косяки, которые мы смазываем маслом, и их не берёт гниль. — Как ты считаешь, батюшка, с какого возраста дети становятся восприимчивыми и как мы, родители, должны поступать, чтобы не бояться нечаянно повредить им своими крайностями? — Прежде всего, дети копируют нас самих, и, конечно, с самого младенчества. Вот с тех пор и должны мы обращаться с ними, как с часами. Как только ослабнет их пружина, будем сразу её заводить, но внимательно и потихоньку, чтобы она не лопнула от чрезмерного усилия. — Часто дети противятся различным благочестивым обычаям. — Когда чтото не в порядке, этому всегда есть причина. Может быть, вы подаёте им плохой пример? Может быть, виновны какието недостойные зрелища, дурные поступки, плохие слова в доме? Во всяком случае, будем давать детям благочестие в виде молока, а не сухой и твёрдой пищи. Никогда нельзя давить на них или приказывать им, но, прежде всего, быть самим примером для детей. — Приносит ли пользу телесное наказание за плохие поступки? — Будем, насколько возможно, избегать этого. Если же и допускаем его, то это ни в коем случае не должно быть постоянным. Телесно наказывать нужно так, чтобы ребенок понял, за что мы его наказываем. Только тогда это принесёт пользу. — Несмотря на то, что мы всё это исполняем, дети становятся необузданными и переходят все границы. Мы не знаем, что делать. — Будем давать иногда отвёртку в руки Христа, чтобы Он Сам навёл порядок, подкрутив некоторые винтики. Не будем думать, что со всем мы можем справиться сами. — Вот ребёнок ходит в церковь, но с какого-то возраста поведение его меняется и он убегает из храма. Как действовать? — Спокойно. Если же будет чтото серьёзное, то вмешайтесь. Но будем внимательны, чтобы ребёнок не ожесточился и не случилось ещё чего-нибудь худшего. — Если ребёнок свяжется с дурными компаниями и покинет свой дом, еще не стяжав хотя бы немного Христовой благодати, есть ли надежда на его возвращение? — А вынес ли он оттуда любовь? Когда в доме любовь и самого ребёнка мы окружаем любовью, то если он и уйдёт, и свяжется с дурными компаниями, — в один прекрасный момент он увидит, что там нет любви. Он увидит, что повсюду лицемерие, и вернётся домой. Но если он будет помнить о враждебности и ненависти в доме, его сердце не заставит его направить свои стопы обратно. — Если мы познали Христа поздно, когда дети наши уже выросли, что нам делать, чтобы наставить их на путь Божий? — Только молитва принесёт плоды. Мы должны со многой верой просить у Бога милости для детей, которые не виновны в своем неверии. Признаем, что ответственность лежит только на нас, смиримся и покаемся искренно, и Бог им поможет. Он всё же бросит им какойнибудь спасательный круг, чтобы спаслись и они. |
|
|
![]() | ||
|
||
![]() | ||
|
||
Первая наша немощь состоит в том, что мы не живем в реальности существующего мира, а отчасти сознательно, отчасти полусознательно или интуитивно, отвергаем его. Примириться с миром таким, как он есть, и начать в нем жить – это уже половина пути ко спасению. Не со злом примириться, которое действует в мире, а с миром, во зле лежащем, с падшестью нашей общей. Вот Иван Карамазов говорил: «Я в Бога верую, но мира Божьего не принимаю». Потому что там зло, там война, там дети страдают. Нам трудно принять реальность своих домашних, их существование, их греховность, их страсти, немощи, болезни, служить им, то есть трудно жить реальностями, а не уходить от них. Это первая наша задача – принять мир Божий, а потом уже можно говорить о вере. Второе, что мы должны и что нам трудно сделать – это принять самого себя. Преподобный Серафим Саровский говорил, что терпеть самого себя – это подвиг. Человек, когда он приходит к вере, должен терпеть себя таким, как он есть – со всеми немощами и страстями, лукавством, леностью, гордостью, тщеславием. То есть первые две наши задачи – задуматься о своем отношении к ближним и о своем отношении к самому себе. Иногда мы не можем принять даже того, кто уже умер, и продолжаем мысленно спорить и ссориться с ним, меж тем как мы должны молиться друг за друга и «друг друга тяготы носить». Молитва за ближнего переводит наши отношения с бытового уровня на духовный. Родных мы должны любить. Необязательно каждого из них обнимать и целовать. Но помолиться краткой молитвой – и потом уже, может быть, мы узнаем, что после этого произошло, как и чем помогла наша молитва. Следующие немощи современного мирянина – маловерие, недостаточная воцерковленность, недостаточное внимание к заповедям Божиим и Господу нашему Иисусу Христу. Мы то побеждаемся этими немощами, то, помолившись, как-то справляемся с ними. Cо своими немощами надо бороться, а немощи ближних терпеть, не удивляться им и не поражаться. Злу вообще не следует удивляться. Чему можно и нужно удивляться, так это добру. Вот если кто евангельскую заповедь исполняет – тут мы должны удивляться и радоваться, и благодарить Бога. И это должно нас воодушевлять. Даже если об этом в книге мы прочитали, в житии какого-нибудь святого – как он взял и исполнил заповедь, резко и четко. Заповедь, на которую мы не обращали внимания, а он конкретно и точно ее исполнил. Закрываем книгу и думаем: «А как же я, как мне теперь жить дальше, как исполнять эту заповедь? И другие? Могу ли я так же подробно и точно исполнить то, что сказано Иисусом Христом?» Еще одна наша немощь – расслабление, когда мы ничего и никого, кроме себя, не видим – состояние, в которое мы впадаем и не хотим из него выходить, и оно начинает нам нравиться. Как человеку, бывает, нравится болеть, потому что, когда болеешь, можно быть в центре внимания, тебя жалеют, о тебе заботятся. И бывает, так это человеку понравится, что болезнь его переходит в хроническую форму. Врачи называют это «уход в болезнь». В болезнь обычно уходят, пытаясь спрятаться от каких-то проблем, которые кажутся неразрешимыми. Это бывает и у совсем маленьких, и у взрослых, и у пожилых. Современный мирянин, как правило, пребывает в состоянии хронического расслабления. Нам трудно молиться, трудно себя понудить на что-то доброе, на исполнение заповедей Божиих. На зло – никакого расслабления нет. Поэтому кто у нас самые активные? Злодеи. Разрушительные силы всегда активны, так как им помогают падшие духи. Что с Сербией делается! Засыпают ракетами, творят, что хотят. Плохо то, что у нас нет навыков выхода из расслабления и уныния. С утратой православной традиции утеряны многие простые и полезные навыки, известные нашим предкам. Очень распространенная немощь, мешающая духовной жизни, – неумение и нежелание работать. Трудолюбие надо воспитывать с детства, иначе потом и самому ребенку нелегко придется, и у родителей с ним будут трудности, и он будет их упрекать за свою никчемность и неприспособленность, за то, что и того не может сделать, что у всех легко получается. Преподобный Савва говорит, что работать послушник должен до изнеможения. Почему? Потому что это один из видов борьбы с помыслами, один из видов подготовки к молитве, один из видов искоренения страстей. А у нас если и возникает жажда трудовой деятельности, то совсем из других мотивов – ради славы или денег, или еще чего-то, но не ради заботы о собственной душе. Отсюда духовное состояние телезрителя, когда человек сидит и созерцает мир, ни в чем не участвуя. Когда из жизни выкорчевываются религиозные корни, то все начинает разрушаться, все теряет смысл, все переворачивается, и самые простые вещи становятся трудными. Трудным становится заниматься собственными детьми, трудно мужу заботиться о жене, жене – о муже и детям – о родителях. Все это досаждает, мучает, кажется невыносимым и, если человек верующий, требует особых молитв и великих усилий. Следующая наша немощь – неумение терпеть скорби и болезни. Понятно, что терпеть их трудно, и даже монашествующих приходится снова и снова убеждать потерпеть ту или иную болезнь или скорбь, потому что спасение наше – в терпении скорбей и болезней. Мы то хотим вылечиться любой ценой, пусть даже у колдуна или экстрасенса, и даже когда болезнь неизлечимая и просто уже надо терпеть, то наоборот: операцию надо делать, а мы упираемся – дескать, пусть Господь исцеляет. То есть проявляем неразумие и нетрезвость. Православие – это реализм, реалистическое отношение к жизни. А мы часто грешим именно отсутствием реализма. Мы действуем, пренебрегая теми реальностями и законами, которые существуют в окружающем нас мире. Это и в отношении к своему здоровью проявляется, и в человеческих отношениях, и в том, как неумно мы порой распоряжаемся своими деньгами, вкладывая их в какие-то фантастические предприятия. Современному человеку в значительной мере свойственно также страхование. Мы боимся буквально за все: за здоровье, за сон – чтобы безсонница не возникла и чтобы проспать нужное количество часов, за свои отношения с другими людьми – и мы на что только не идем, чтобы о нас хорошо думали и хорошо говорили. «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх», то есть там испугались, где и бояться-то нечего. Далее, душу нашу борет путь наслаждений – то, что противоположно подвижничеству. Войти в дух подвижничества не так просто. Мы живем в мире, в котором насаждается культ наслаждений. Куда бы мы ни ехали или ни шли, нас со всех сторон призывают насладиться тем или этим, и у каждого есть какая-то слабость, какая-то страсть, с которой никак не расстаться. Как-то мне одна знакомая, верующая и много сделавшая для Церкви, говорит: «Батюшка, никак не могу с собой справиться – не смотреть сериалы по телевизору». Враг держит кого за что. Кто-то наслаждается властью, кто-то деньгами, кто-то просто материальными благами какими-то или действиями. Мы должны помнить о том, что это в нас есть, и должны учиться пользоваться благами этого мира, отстраняясь от них, то есть если мы чем-то обладаем, чтобы оно не обладало нами. Но это нелегко. В страсти сластолюбия в наиболее общем виде выражается дух мира. Мир считает потворство ей чуть ли не смыслом жизни. Сластолюбие вводит человека в тяжкие грехи – блуд, пьянство, наркоманию. Ничтожные проценты из тех, кто пользуется наркотиками, избавляется от этой зависимости. Она подобна раку, только духовному. И все это из-за сластолюбия, желания насладиться любой ценой. Сбывается пророчество преподобного Серафима Вырицкого, который говорил, что наступят такие времена, когда от соблазнов погибнет больше душ, чем во времена открытых гонений. Изменчивость намерений – еще одна наша немощь, с которой нужно бороться. Например, мы решили поститься или что-то раздать, или милостыню подать, или начать какое-то делание духовное, или еще что-нибудь доброе, и вот проходит какая-нибудь неделя или, может быть, месяц – и мы уже расслабились и передумали, и ничего этого не делаем. Такая вот неустойчивость, изменчивость – это вообще свойство падшести, и потому святые отцы нам говорят, чтобы подвиги мы на себя брали по силам, такие, чтобы их можно было нести всю оставшуюся жизнь. А мы, по неразумию, возьмем что-то, что нам не по силам, немножко понесли – и оставили. Нужно в этом следить за собой, помня об изменчивости нашего произволения. Чтобы, уже решившись на что-то и благословившись, не отступать, и особенно, когда речь идет о тех деланиях, в которых отступление становится крахом – в регулярных молитвах, посещении храма, причащении, посте. Следующее свойство, распространенное среди живущих в миру, – это дерзость в отношениях, вольность, и отсюда – пустословие, разрушение иерархии духовных ценностей и вообще иерархии ценностей. Выражается это свойство в иронии, сарказме, насмешке, осуждении. Это очень важный такой момент. Поэтому мы должны решиться как-то удерживаться от лишних слов, то есть учиться прималчивать, говорить только по существу, только то, что действительно важно сказать. Иначе мы непременно впадем в этот дух насмешки, которым охвачен весь мир, а выйти из него не так просто – он, этот дух, очень коварный и очень хитрый. Не имея опыта различения чувств, мы принимаем то, что нам предлагает враг, и все эти его произведения – насмешки, сомнения, скепсис – изливаем наружу. Но есть и противоположная дерзости немощь. Как гнев, обращенный внутрь, претворяется в уныние, в расслабление, так и дерзость имеет свой негатив в виде нерешительности, отлагательства, стеснительности. Там, где надо решительность проявить, мы медлим и тянем, где надо бы посмеяться над уловками падших духов и пройти мимо, мы принимаем их предложения. Но ведь и смелость, и робость – они хороши в меру и к месту. «Всё, что не в меру – то от бесов». То есть важно уметь во всем находить меру. Еще такое есть свойство – азарт, увлекаемость. Мы с легкостью прельщаемся – о падших духах я уже не говорю, а просто людьми. То нас на улице остановят и говорят, что мы кофемолку выиграли, и мы вступаем в беседу, и теряем чуть ли не тысячу долларов, то еще что-нибудь в том же духе. И дело тут не в деньгах, а в том, что мы потом впадаем в уныние, и еще время требуется, чтобы после этого прийти в себя и начать радоваться и благодарить Бога. Далее, другая наша беда – это потребительское отношение к вере, к духовнику, к посещению храма, то есть такое духовное сластолюбие, когда человек делает, на первый взгляд, что-то доброе, но ради того, чтобы нечто ощутить. Такое потребительство возникает не вдруг и не само по себе, оно обычно формируется уже в детстве, чему немало способствует смотрение телевизора и слушание радио. Что нам говорит Евангелие, мы пропускаем мимо ушей, и совесть нас не мучает. А ведь мы должны служить людям, отдавать, истощать себя. Как Иоанн Кронштадтский, как Серафим Вырицкий. Еще одна немощь современных мирян – самооправдание, отсутствие истинного постоянного покаяния и плача. Нам бы три дня поста и плача – и вся Россия восстановилась бы, была бы у нас монархия. Но увы, мы пребываем в состоянии расслабления и самооправдания. Нам нравится жить в болоте. Следующая наша особенность – это стремление к постоянному утешению. Мы ищем его во всем – во сне, в еде, в смотрении телевизора. У нас отсутствует направленность на подвиг, на понуждение себя к борьбе, а вот готовность принимать разного рода утешения представлена в полной мере. И одна из причин к тому – эгоистическая любовь матерей к детям, любовь по плоти: «куколка моя», попустительство, отсутствие должного научения, потакание. Не наказывает, не водит в храм, не понуждает на молитву, а балует, все дает, что только ребенок ни попросит. Любовь к подвижничеству только мать может привить. А много ли мы видим таких матерей, как вот мать одного из сорока мучеников, которая, увидев, что сын ее упал, когда их вели на казнь, подняла и положила его на телегу, чтобы он венец свой не потерял, чтобы пострадал с братьями? Вот и подумаем, что для нас важнее, дух подвижничества или стремление к утешению. Обидчивость, самолюбие – это общее наше свойство. Чуть коснись нашего самолюбия, и мы обижаемся, и обиду забыть не можем. Так мы теряем друзей – все yже становится круг людей, которые нас еще не обидели. Хороший для нас только тот, кто нас не обижает, а если обидит – так мы в его сторону и смотреть не хотим. Мечтательность. Все мы живем не сейчас, а в будущем или в прошлом, живем мечтаниями или воспоминаниями. Думаем о конце света, гадаем о днях и сроках. Или, наоборот, собираемся жить на земле еще сто пятьдесят лет и размышляем о том, как лучше их провести. Или строим планы на ближайшие выходные дни. Так мы теряем почву под ногами и, естественно, начинаем спотыкаться. Чувство потерянности, одиночества, отвергнутости, заброшенности, безразличия, безотцовщины, оставленности, безлюбовности. Это чувство возникает от маловерия. Чем меньше мы веруем, тем менее у нас единения с Тем, с Кем мы должны соединиться – с Богом, и тем более мы одиноки. Как только мы устремимся к Богу, так чувство одиночества пропадает. Сразу появляется множество дел, послушаний, людей, которые ждут нашей помощи. Распространенные немощи – ревность и зависть. Обычным для современных мирян является нежелание подвижничества, борьбы и понуждения, также – оставление подвижничества. Далее, неразумие, понижение умственных способностей вследствие греха. Грех разрушает наш разум, страсти искажают реальность. Исаия Отшельник говорит, что забвение и неразумие губят человека в течение всей его жизни. А неразумие – это и есть неполнота умственных способностей и неадекватность поведения. Надо постараться быть поумнее: помолиться, покаяться – и Господь даст нам разум. Апостол Иаков говорит: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков: и дастся ему». |
||
|
![]() |
|
![]() |
СПАСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА |
Погибал молодой прапорщик. Все любили его за веселый нрав, открытость души. Ни одна офицерская пирушка не обходилась без Кости: праздник ли, день рождения у кого, да просто мальчишник - всегда его звали. А дружков-приятелей много - вот и пристрастился бедняга к вину, да так, что не мог без этой отравы. Как запьет, так недели на две. Какая уж тут служба? Пришлось начальству, хотя и оно любило весельчака, разжаловать его из прапорщиков в солдаты. Но и это не остановило падения: страсть к пьянству была сильнее разума, сильнее страха оказаться без куска хлеба. Уже и угроза попасть в штрафные роты висела над ним, а он ничего с собой сделать не мог. Когда трезв был, все понимал, но все чаще и чаще кто-то невидимый стал нашептывать: - Выпей! И вся грусть-тоска пройдет. Всего одну рюмочку... Что с тобой случится от одного глотка? Однажды, когда он сидел со своими думами, зашел к ним в казарму монах, собирающий деньги на храм. Прапорщик сидел неподвижно, уставившись в одну точку. - Что ты такой печальный, сынок? - спросил монах. Костя рассказал ему о своем горе. - Не горюй, - утешил инок, - такая беда и с моим братом была. Как и ты погибал, да приказал ему духовный отец: «Ты, как захочешь выпить, перекрестись, возьми Евангелие и читай. Опять захочешь, еще главу прочти». Послушался его брат, стал святыми словами с бесовскими наваждениями сражаться. И что же? Вот уже пятнадцать лет капли этой пагубы в рот не берет. Поступи и ты так. Я тебе Евангелие принесу. Засомневался Константин: - Сколько лекарственных средств от запоя испытал - не помогли, а тут - слова... Разве они излечат? На следующий день дал ему монах, как обещал, Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Полистал книгу Костя, вернуть собрался: - Тут ничего не поймешь, к тому же я церковного языка не знаю. Нет, не возьму ее. - Неважно, что сам не понимаешь Слова Божия, но бесы видят, что ты святую книгу читаешь. Это же они подталкивают тебя к выпивке, а при взгляде на Евангелие трепещут и уже никак не могут к своим козням приступить. Взял Константин Новый Завет, положил в сундук, где его вещи хранились, и тут же забыл про него. Прошло несколько дней, и опять смертельно захотелось вина. Не совладать со страстью. Значит, вновь запой начнется. Все сознавал Костя, а желание сильнее воли. Открыл сундук, чтобы деньги достать и бежать за водкой, а тут перед глазами Евангелие. Вспомнил он слова монаха. «Дай, - думает, - попробую». Прочитал первую главу Евангелия от Матфея и, действительно, ничего не понял. Однако вспомнился совет инока - все равно читать дальше старательно. Вторая глава уже была доступнее. Только начал третью, как прозвучал звонок. Значит, казарму закрыли, в корчму не попасть. Так и остался трезвым на ночь. Лишь проснулся утром, опять желание возникло за вином сбегать, но вспомнил про Евангелие и решил попробовать почитать - что будет? Прочитал главу и раздумал идти в корчму. Вновь захотелось - опять читал. Так страсть постепенно угасать стала. Когда же прочел всех четырех Евангелистов, то она не только исчезла, но и появилось чувство омерзения к пьянству. Все товарищи, начальство были поражены такой переменой, ведь они считали его уже погибшим. Миновало три года, а Костя больше не пил. Вновь его возвели в офицерское звание, потом и в другие чины, даже командиром назначили. Женился Константин на доброй девушке. Жили с ней дружно, состояние скопили, бедным помогали, сына - славного офицера - вырастили. А Евангелие с тех пор каждый день читать стал, по целому Евангелисту за вечер. Если сам уставал, жена или сын над ним прочитывали. Заказал в благодарность Богу сделать переплет для святой книги из серебра и всегда носил его на груди своей, как спасительный дар Божий. Ганаго Борис Александрович |
|
![]() |
|
![]() |
"ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ, РЕБЯТА?.." |
Все-таки удивителен по широте душевной русский народ! Любой повод превращаем мы в праздник. Даже поминки. Самое многолюдное место в Троицкую родительскую субботу и на Троицу – это кладбище. Каждый в эти дни спешит навестить своих почивших родственников. И не просто навестить, а еще и выпить с ними. Возле каждой могилки оборудованы столик, лавочка. Иду я на Троицу через кладбище к могилке своего отца – все сидят, поминают. Традиционно наливают и почившему, прямо на могилку или в рюмку, и закуску кладут – в тарелку. Традиция, которую приобрели мы за годы советской власти. Ну, уже если ты веришь, что можешь общаться с умершим, спроси себя: неужели же покойному нужны не мысленное обращение к нему, не молитва, а эти водка и бутерброды с колбасой? Смотрю, один так «напоминался», что, переходя по мостику через канаву, свалился в нее вниз головой. Хорошо еще, воды в ней было немного, и люди успели вовремя подбежать, спасли бедолагу, а то бы утонул, пришлось бы хоронить еще и его. Как нелепо, страшно и много гибнут в последнее время! Совсем недавно отметили мы с матерью сорочины по отцу, а за его могилкой на кладбище образовалось еще три ряда свежих могил на полкилометра. Как раз в тот день в третьем ряду напротив хоронили молодого человека. Огромная толпа, все больше молодые люди. Может, думаю, какой начальник или местная знаменитость? И тут перед последним прощанием с покойным теща умершего взяла слово: «Что же ты сделал-то, зятек, что ж ты повесился, на кого оставил жену и своих детей?! Как они жить-то без тебя будут?» И уже обращаясь ко всем собравшимся, она неожиданно повысила свой голос: «Что же вы делаете-то, ребята? Кто вас в петлю-то тащит? Да одумайтесь вы, наконец!» После похорон с кладбища все провожавшие расходились, понурив головы. Среди друзей покойного оказался и мой одноклассник. Мы разговорились. Оказалось, повесившийся оставил молодую жену и двоих детей. Почему повесился – никто не знает. Последнее время только в их подъезде это второе самоубийство. Стали мы вспоминать подобные случаи, и только среди знакомых насчитали человек двадцать. Все – молодые мужики. Народ вешается, травится, стреляется. Эта напасть в последнее время обрушилась на всю Россию. В самом деле, впору задаться тем вопросом обезумевшей от горя тещи: кто тащит в петлю? Ученые объясняют: тяжелое экономическое положение … Но, как ни посмотришь на нашу историю, всегда «кто-то тащил». Но такой вакханалии самоубийств прежде не было. Сегодня после 90-х годов жизнь понемногу налаживается – да! Но и трудностей не убавилось. Все труднее добиться социальной справедливости для себя и детей. Все обольстительнее зло. И с экранов на зрителей воздействие все более изощренное: к обычным убийствам и крови добавились шоу с мордобоем … Оказалось, что наша молодежь не имеет иммунитета ко всему этому. «Кто-то» тянет, а вот удержать человека – «некому». Раз на «том свете» все те же водка и колбаса, то какая, в конце концов, разница… Идешь по кладбищу, видишь, как бедные родственники упиваются на могилках «вусмерть», – а проходишь мимо и сказать ничего не можешь... Не поймут, обидятся. Пробовал. Евгений СУВОРОВ |
|
![]() |
|
![]() |
ПРИТЧА |
Эта притча – о трех сестрах, постучавшихся однажды в скромный домик в лесу, где жили лесничий с женой и дочерью. Жена лесничего подошла к двери и открыла ее. В дверях стояли три дамы. – Мы, – сказала одна из них, – Удача, Богатство и Любовь. Вы можете впустить в дом только одну из нас. Решите, какую. Жена лесничего вернулась и рассказала обо всем дочери и мужу. – Я, – сказала она, – впустила бы в дом Удачу. Благодаря ей наши дела пойдут в гору, у нас все будет ладиться. – Нет, – сказал лесничий, – слишком долго ждать, пока все наладится. Нам так трудно живется, давайте пригласим в дом Богатство – оно решит все наши проблемы. – Пожалуйста, – взмолилась дочь, – давайте впустим в дом Любовь! Я так давно мечтаю с ней познакомиться. Отец и мать посовещались и решили выполнить желание дочери. Жена лесничего пошла к двери, открыла ее и объявила об их решении. – Мы выбрали Любовь, – сказала она. Любовь вошла в дом. Но вслед за ней, взявшись за руки, вошли Богатство и Удача. |
|
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|