Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2007 год, выпуск № 9 (45)

"НИЧЕГО ИНОГО НАМ БОЛЕЕ НЕ ОСТАЕТСЯ, КАК БОРОТЬСЯ ЗА ДУШИ НАШИХ ДЕТЕЙ"

В конце июля появилось открытое «письмо десяти», именитых российских академиков, на имя Президента РФ. Они обвинили Русскую Православную Церковь в якобы «ползучей клерикализации» нашего государства и общества, в том, что мы, по выражению академика Гинзбурга, хотим «заманить души детей». Дискуссия, которая в связи с «письмом десяти» идет в нашем обществе, показала полную несостоятельность его авторов.

Скажем, богоборцы протестуют против теологии в наших ВУЗах, навешивая ей ярлык лженауки, в то время как во всех уважающих себя университетских центрах мира ее изучают, защищают по ее многообразным темам кандидатские и докторские диссертации. Без теологии нельзя понять развитие не только религиозной, но и, к примеру, философской мысли, осознать культурно-исторический процесс в целом.

Авторы «письма десяти» отказывают нашим детям, народу в праве на знание об элементарных основах родной культуры. Что греха таить: для многих наших сограждан названия таких исконно русских праздников, как Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, довольно часто лишь пустой звук. К прискорбию, граждане России нередко даже не подозревают, какую роль сыграла Церковь в становлении Руси, а затем государства Российского! Что первое печатное издание было у нас религиозного содержания – «Апостол», выпущенный первопечатником Иваном Федоровым. Что большинство войн на Руси имели религиозную подоплеку, и не случайно Церковью к лику святых были причислены князья-полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской…

Или такой пример. Прочитает ребенок в книжке известное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Птичка»:

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.


Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Без самых необходимых знаний и пояснений что ребенок из этого стихотворения вынесет? Да только то, что «птичку жалко…», вот поэт весной ее на волю и выпустил. А то, что Бога поэт поминает, так это всего лишь разговорный оборот; под Богом, дескать, понимается судьба, или, как модно сегодня говорить, карма человека. И редкий учитель на уроке литературы станет ученику объяснять, что птичек на Руси покупали и выпускали на волю по весне (существовал такой обычай) в один из самых любимых христианских праздников – Благовещения Пресвятой Богородицы! И что классик русской литературы не просто так в своих произведениях к Господу Богу обращается, а как человек верующий…

Я уж и не говорю о том, что с текстами Библии, вне зависимости от того, веруешь ты или нет, должен быть знаком каждый мало-мальски образованный человек. А если не знаком, то образованным вряд ли может считаться! «Избиение младенцев», «отделить зерна от плевел», «Фома неверующий», «геенна огненная», «блудный сын», «каяться» и так далее, и так далее – безчисленное число словоформ, образов, понятий и символов «пропитали» нас, стали нашей неотъёмной духовной частью, придя к нам из христианства, а конкретно – из Библии…

В итоге не знает народ банальных, в общем-то, вещей, а академики полагают, что – и знать не надо! И даже не полагают, а навязывают нам свое мнение, словно истину в последней инстанции!

Мы говорим: «Основы православной культуры» – это светский, в чистом виде культурологический предмет. Нам отвечают: «Нет, вместо ОПК будет фактически Закон Божий!» И добавляют: «Служителям культа нечего делать в школах! Церковь по Конституции отделена от государства!» Мы возражаем: «От государства отделена, но не от общества. Кроме того, ОПК призваны преподавать обычные школьные учителя, а никак не священнослужители». На наше возражение не обращают никакого внимания, атакуя дальше: «Почему речь идет только об основах православной культуры? Почему мы обижаем представителей других конфессий?» Мы говорим: «Никто не против, чтобы изучались основы культуры других традиционных для России конфессий, например, «Основы мусульманской культуры»». Тогда нас ввергают в спор о том, что мы понимаем под традиционными конфессиями. А мы понимаем то, что и все: ведь «традиционные конфессии» – это же светский и научный термин. И тут начинаются стенания по поводу: «А как же католики, адвентисты, кришнаиты и прочая, прочая?! Почему их притесняем?» Начинается подмена понятий: обществу навязывается новый термин – «укоренившиеся религии». А у нас за последние пятнадцать лет либеральной вольницы много кто «укоренился»!.. И так далее, и тому подобное…

Спор, таким образом, – до безконечности. Но ясно, что противоположная сторона не желает уступить и «пяди», к компромиссам «не готова». Ясно и то, что главная ее мишень – православие!

Всё это смешно и нелепо на фоне практик, в законном порядке установившихся во многих так называемых цивилизованных странах Запада в отношении традиционных вероисповеданий.

Например, в средних учебных заведениях православных Греции и Болгарии, католической Польши в обязательном порядке изучается… нет, не основы их национальных культур, но, представьте себе, Закон Божий! В Бельгии плюрализм: здесь в школах преподают по желанию родителей и учеников и в зависимости от их конфессиональной принадлежности, и преподают тоже священнослужители (урок состоится, даже если в школе всего двое-трое мусульман или православных). Кстати говоря, и в израильских школах в обязательном порядке изучают Тору, не говоря уже о мусульманских странах…

Парадоксально, но мнения против преподавания «Основ православной культуры» в школах высказываются и в среде православных священнослужителей. Говорится, например, о том, что некому ОПК в школах преподавать – нет квалифицированных кадров. Следовательно, нужно подождать: как бы не дискредитировать саму идею, то есть получить прямо противоположный результат….

Таких мнений единицы, и эти опасения имеют под собой основу. В то же время позволительно спросить: а первые апостолы – ученики Христа – имели должную «квалификацию»? Были они простые люди, как говорят, из народа – рыбаки, плотники, в массе своей не знали даже грамоты. И, тем не менее, несли Слово Божие, в том числе грамотным, высококультурным (по тем временам) грекам-язычникам!

Чтобы преподавать «Основы православной культуры», нужно, прежде всего, иметь чистое и доброе сердце, а педагогов с такими качествами, насколько знаю, в наших школах, слава Богу, хватает.

Кроме того, с методической точки зрения не такой уж это и сложный предмет. Ознакомьтесь с учебниками по ОПК А.Бородиной: смею вас заверить, что всё в них очень умно, логично и в то же время, просто (а язык великолепный какой!), они по праву считаются лучшими учебными пособиями такого рода на сегодня. Разработала Алла Валентиновна и программу, и сам курс – имеются пособия не только для учеников, но и для учителей.

А ждать нам, братья и сестры, нечего. Повторяю: ситуация в обществе серьезна настолько, мера нравственного, духовного упадка столь велика, что промедление смерти подобно!

Вспомним слова Господа нашего Иисуса Христа: «Не мир, но меч Я пришел принести». И ничего иного нам более не остается, как бороться – за будущее России! За души наших детей!

игумен Иоанн (Ермаков)


Иду с иконкою из храма.

Сюжет ее очень прост:

Три девочки, с ними мама –

Четверо в полный рост.


Когда-то девочки встали

Перед царем-палачом,

И за Христа их пытали,

А после – казнили мечом.

От слез исчезают строчки,

Но я их читаю вновь:

Мама – София, а дочки –

Вера, Надежда, Любовь.


Над каждою нимб лучится,

У каждой в руках по кресту.

Ах, если б и мне научиться

Верною быть Христу!


"КОГО Я ЛЮБЛЮ, ТЕХ ОБЛИЧАЮ И НАКАЗЫВАЮ"

Детям, как и Божьим цветам, нужны нежно греющее солнце, т.е. любовь, нежность, ласка родителей, но, вместе с тем, и влага - наставления и вразумления, а подчас и гроза - наказание. Наказание детей есть не только право родителей - это их обязанность. Вспомним, что именно за пренебрежение наказанием порочных сыновей был наказан Богом священник Илий (1Цар.3,13).

Св.Иоанн Златоуст говорил о необходимости наказывать детей: «А те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами, и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души. Поэтому, подобно тому, как если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, то набрасываешь на уста ее узду, с силою поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь, что, правда, составляет наказание, но ведь наказание - это мать спасения, - так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают: связывай грешника, пока не умилостивишь Бога; не оставляй его развязанным, чтобы ему еще более не быть связану гневом Божиим. Если ты свяжешь, Бог затем не свяжет, если же не свяжешь, то его ожидают невыразимые цепи» («О воспитании детей»). «Кого любит Господь, того наказывает», - говорится в Притчах Соломона (3.12).

Для любящего сердца приятнее и легче баловать детей; тяжело и трудно их наказывать. Поэтому наложение наказаний есть признак глубокой, деятельной любви, жертвующей своим душевным миром ради очищения запятнанной грехом духовной одежды ребенка.

Каково основное назначение увещеваний и наказаний? То же, что очищение от плевел. По словам Самого Господа, сатана постоянно засевает страсти, злые наклонности в наши души и наших детей с самого раннего возраста (Мф.13,25). Родители призваны вырывать злые ростки этого посева внушениями и наказаниями. Вырывать их тем легче, чем ранее злой росток замечен. Но если в ребенке или юноше господствуют самоуправство (порождение гордости), и он не сознает своей вины, оправдывается или смягчает ее, то злой росток не будет вырван взысканием, а только примят и заглушен. В этом случае наказание должно быть серьезным, чтобы надолго запомниться. Ап.Иуда указывает: «…к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте…» (22,23).

Как рано надо начинать наказывать детей и как это делать? Соломон пишет: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» и: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч.19,18 и 13,24). О том же говорит и народная мудрость: «Наказывай дитя, пока оно лежит поперек лавки, поздно будет, когда оно ляжет вдоль лавки». Итак, наказание за проступки обязательно уже для самого раннего возраста. Однако воспитание детей в Новом Завете должно совершаться в духе любви, кротости и милосердия. Поэтому бить ребенка не надо. Наказание может быть более чувствительным и действенным, чем удары. Такими наказаниями могут быть лишение на определенное время игр, книг, развлечений, удовольствий, сластей, посещения знакомых, постановка в угол, принудительное сажание на стул на время и т.п.

Мать затворника Задонского Георгия имела обыкновение наказывать мальчика Георгия за невнимание в Церкви земными поклонами и непозволением обедать с собою. Старец архимандрит Гавриил (Спасо-Елезаровской пустыни) рассказывал, как отучила его матушка от шалостей: «Бывало, нашалишь, а матушка и скажет: «Вот ты все не слушаешь, шалишь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу. Ты своими шалостями грехи выращиваешь - потом и сам с ними не сладишь». А молодость берет свое: как ни удерживаюсь - опять и нашалю… Тут матушка станет на колени перед образами и начинает со слезами вслух жаловаться на меня Богу и молиться: «Господи, вот я вымолила у Тебя сына, а он все шалит, не слушает меня. И сам погибнуть может, и меня погубить… Господи, не оставь, вразуми его…». А я стою возле, притихну, слушаю ее жалобы. Стыдно мне станет, да и матушку жаль. «Матушка, а матушка… я больше не буду», - шепчу ей несмело. А она все просит Бога обо мне. Я и сам уж начну молиться рядом с матушкой».

Следует учитывать, что строгое внушение и длительный разговор с ребенком с подробным разбором его проступка может быть для детей наиболее неприятным наказанием, если такие внушения проводить умело. Я задал вопрос одному мальчику - какие меры воздействия оказывали на него наибольшее влияние? Мальчик ответил: «Когда перетерпишь наказание, то переживаешь чувство, что ты расквитался за свою погрешность и более не безпокоишься за происшедшее. Когда же тебя только пристыдят, а не накажут, то чувствуешь смущение и раскаяние, и вина безпокоит совесть значительно сильнее, чем в первом случае».

Не следует пренебрегать самыми малыми проступками детей. Пусть будет мало наказание, но оно должно иметь место при всяком проступке ребенка. По духовному закону, если мы не пострадаем и не постыдимся за свои грехи на земле - они останутся неизглаженными из книги жизни и нам придется потерпеть за них на том свете. На этом основано Таинство покаяния - исповеди. При наложении наказания на детей необходимо, чтобы родители были в мирном состоянии духа. При раздражении человека покидает Святой Дух и теряется любовное единение душ ребенка и родителей. Кроме того, в раздражении легко погрешить несправедливостью и жестокостью под влиянием лукавого духа, владеющего раздраженным человеком. Поэтому, чувствуя гнев и раздражение на детей, наказание, разговор с ними и внушение надо откладывать до того времени, когда успокоится дух и чувство любви к ним не будет затемнено раздражением. При таких случаях св.отцы напоминают нам, «как может сатана изгонять сатану?» (Мк. 3,23). На опасность ожесточить детей обращением или наказанием, связанными с раздражением, указывает нам ап.Павел: «…вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6,4).

Образец любовного, кроткого вразумления ребенку дает Евангелие. Отрок Иисус, по мнению Матери, провинился перед Нею и Иосифом: не сказав Им ничего, Он остался в Иерусалиме после праздника Пасхи, когда Они отправились домой в Назарет. Его Мать и Иосиф разыскивали Его в течение трех дней. Прочтем в Евангелии укор Матери: «Чадо! что Ты сделал с нами? вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (Лк.2,48). Здесь изложение вины Отрока. Здесь укор. Но какой нежный укор, какая любовь слышится в каждом слове Матери. И когда мы увидим наших детей в чем-либо виновными, то вспомним этот Евангельский образец любовного обличения и будем подражать ему.

Прп.Серафим Саровский так говорил одному игумену: «Будь своим духовным детям не отцом, а матерью». Этими словами Преподобный указывал на необходимость проявления не столько суровости и строгости отцов, сколько нежной любви и снисходительности матери. Надо бояться как излишнего снисхождения, так и духовного разрыва - отчуждения от нас детей и их ожесточения. Такое ожесточение сердца еще не так опасно в раннем возрасте: ребенка легче уговорить, смягчить лаской или наказанием. Но для юношей это может не иметь успеха. И тогда родителям остается применить средство, которое можно назвать подвигом любви.

Пример такого воздействия имеется в летописях Оптиной пустыни. Один скитский брат перестал ходить на ночное бдение, оправдывая себя тем, что сам скитоначальник - игумен Антоний - тоже не ходит. А у последнего в это время так болели ноги, что он не в силах был стоять. Тогда игумен Антоний, несмотря на болезнь, пошел на бдение, а оттуда в келию брата. «Прости, брат, - сказал Антоний, - если ты не думаешь о своей душе, то я сам пришел вместо тебя на бдение». И поклонился брату в ноги. Когда он кланялся, из голенищ его сапог полилась кровь, так как сапоги были полны крови от открывшихся ран на ногах. Ужаснулся брат, бросился в ноги игумену, прося прощения, и с тех пор стал вставать на бдение. Пусть помнят родители этот случай…

Родителям надо соединить любовь к детям с мудростью обращения с ними. Пример подобной мудрой уступчивости дает прп.Пахомий Великий. В одном из египетских монастырей один монах добивался должности, которой не был достоин. Игумен сказал, что прп.Пахомий не считает достойным его этой должности (хотя преподобный не говорил этого). Монах в сильном гневе повел игумена для объяснения с прп.Пахомием, когда тот был на стене, которую он возводил вокруг монастыря. Монах начал кричать преподобному: «Сойди, чтобы доказать мой грех, Пахомий-лжец». Поняв душевное состояние инока, преподобный спокойно сказал: «Прости меня, я согрешил, а ты никогда не согрешал?» Гнев монаха утих. А преподобный, узнав в чем дело, дал совет игумену: «Исполни его просьбу, чтобы душу его вырвать из рук врага». Получив то, чего домогался, монах раскаялся в своей грубости в отношении преподобного: «Бог знает, что если бы ты не был великодушен ко мне и сказал бы мне одно грубое слово, то я оставил бы монашество и сделался мирянином. Будь же благословен человек Божий, потому что Господь оживил меня через твое великодушие».

Будем помнить, что лишь любовь будет прокладывать родителям путь к сердцу детей и не отталкивать их при наказаниях. Если детское сердце не ожесточено, то совесть ребенка сама будет изобличать его. И если ребенку привита мысль о необходимости претерпеть за проступок, то он будет чувствовать удовлетворение, претерпев наказание: ведь солнце особенно приятно светит и нежно греет именно после грозы. Наказание есть страдание, а страдание очищает и просветляет душу, если переносится со смирением. Но при частом наказании детей может возникнуть опасность ожесточения их сердца, угасания их любви, отчуждения от родителей, уныние. И если нельзя избежать наказаний, то надо иметь средство, чтобы парализовать дурные последствия, которые могут проявиться после наказаний. Средства эти - похвала, поощрения и награды. Но похвала может приносить вред и развивать в детях тщеславие и са- момнение? Это так, если детей только хвалят. На похвалу нужно смотреть как на лекарство, которое можно и должно применять. Умеренно. Она является могучим средством поощрения ребенка к трудолюбию, старанию, послушанию.

Детям надо внушать, что все таланты и способности даны нам от Бога и ими нечего гордиться. От способных же больше и требуется: «…от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк.12,48). В некоторых случаях потребуются уроки, подобно этому. В Дивеевском монастыре жила вдова с дочкой. Девочка была красива и часто слышала похвалу своей наружности. Это развило в ней тщеславие и склонность наряжаться. Мать попросила одну из инокинь дать девочке урок в этом отношении. При встрече с девочкой сестра и говорит ей в присутствии других: «Что с тобой, как ты подурнела?» Слова произвели на девочку глубокое впечатление, и она оставила страсть к нарядам.

Чтобы согревать в детях ревность к добродетелям, нужны различные поощрения - подарки, сласти, разумные развлечения, посещения знакомых… - как следствие их достойного поведения и прилежания. Пусть дети чувствуют, что родители справедливо оценивают их поведение. Если их проступки не остаются без наказания, то и доброе в их поведении приносит утешение и награду.

Примером просветления души ребенка является письмо восьмилетней девочки своей матери (приводится в орфографии оригинала): «Каюсь во всем. Каюсь в том, что я тебя и папу не слушала. Каюсь я, что Витю обижала. Сознаюсь в том, что когда ты уходила, то я, как будто жулик, встаю на Витину кровать и отрезаю я кусочек хлеба и ем. Каюсь я в том. Каюсь во всем. Ты дорогая мама моя, извини, ты родная моя, больше не буду, не буду я, нет. Ты не вари мне больше обед, нет не вари. А я всегда буду я варить вам обед. Буду варить и я буду любить вас, маму и папу и Витю и всех. Ты извини и прости и люби. Буду и я тебя также любить. Буду любить. Любить и любить».

Н.Е.Пестов,
из книги «Современная практика православного благочестия»,
глава «Наказание и награды»


ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ

Гордость – бесовское омрачение, а смирение – просвещение души, познание истины. Гордость – тьма, смирение – свет. Сердце гордого исполнено горечи, а сердце смиренного – сладости. Образцом смирения Господь поставил детище. Детище простодушно, любвеобильно, искренно, смиренно, доверчиво.

○ ○ ○

Молитвою человек все испрашивает у Бога. Постящемуся, молящемуся и смиряющемуся по милости Божией отверзаются душевные очи. Без молитвы неизбежно пресыщение чрева. Пост – безкровное мученичество. Кто победил чрево, тот вкушает на земле небесную пищу.

○ ○ ○

Ищи случая всюду во всем себя обвинять.

○ ○ ○

Любящих мир – миллионы, а любящих Бога – единицы, и их недостоин весь мир.

○ ○ ○

Святая воля Божия не познается иначе, как чрез уста избранных Им. По мере веры вопрошающего и ослица возвестит.

○ ○ ○

Сладости – земная и небесная – предоставлены человеку на выбор. Безумен лишающий себя вечного – ради скоропреходящего. Миллионы(слепых умников) работают миру со всем усердием, и какой всему этому конец?..

○ ○ ○

Обставляешь ты себя удобствами жизни, обезпечиваешь в будущем, а не ведаешь и не помышляешь, что, быть может, в самом разгаре твоей суетной деятельности внезапно найдет на тебя смертный час; не памятуешь ты сказанного: в чем застану, в том и буду судить тебя.

○ ○ ○

Дорожи каждым дыханием, ибо оно не возратится. Живя в мире, нельзя вовсе не заботиться о потребном для жизни, но заботы эти должны быть на втором плане. Излишнее о житейском попечение святой Кассиан именует “смертоносным”.

○ ○ ○

Жизнь духовная требует уединения, тишины, сострадательности, молчания, самоуглубления, самоотвержения, отречения от сует житейских и утешений. Не всем это дано. Могий вместити да вместит. Ведущему добро творити и не творящему грех ему есть. Ленивая лошадь требует постоянного понуждения, без коего она не пойдет вперед.


Человек крестился уже в зрелом возрасте, пройдя через жизненные успехи, трудности, скорби, и стал православным писателем. Имя поэта, прозаика, кинодраматурга, публициста — Евгений Георгиевич Санин. Читатели — маленькие и взрослые — знают его, как автора замечательной Православной азбуки в стихах, которую мы печатаем в этом номере в сильно сокращенном виде. Придя ко Христу, этот человек уже не сворачивал со столь трудно добытой им дороги, решив всю свою жизнь без остатка посвятить Богу, служить Ему своим пером.

“Всю жизнь я чувствую благодатную помощь Господа мне, недостойному”, - говорит Евгений Георгиевич Санин. “Вспоминается такой случай. В 1980 году я пережил довольно сложную операцию. Тогда я еще не был христианином, но воззвал ко Господу и всем святым (был под местным наркозом). И помощь пришла. И пришла она от святого преподобного Варнавы. Об этом я узнал позже, так как по жизни дальнейшей меня всегда сопровождала помощь святого преподобного Варнавы. Потом лишь я осознал, что день операции моей был как раз днем памяти святого апостола Варнавы, небесного покровителя святого преподобного Варнавы, мощи которого мне посчастливилось самому вынимать для прославления — я работал в Гефсиманском скиту полгода экскурсоводом. И иных было много чудес в моей жизни. Из последнего — избавление от смерти. Прямо перед поездкой с другом на машине я причастился и купил в церкви икону святого Василия Великого. Попали в серьезную аварию: машину разбили, сами были без сознания, а в руке у меня была зажата эта иконка святого Василия Великого. Люди, видевшие аварию, удивлялись, что мы остались живы…

После Крещения мне уже не хотелось писать светские книги. И я написал книгу «Советы идущему в церковь», за которую буду вечно благодарить Бога. Затем вышла книга «Осторожно: витамины». Эта книга — интервью с доктором медицинских наук иеромонахом Анатолием Берестовым. Потом была книжка «Благословение на лечение». Ее судьба необычна. В одной из петербургских больниц мне делал операцию о.Сергий Филимонов — председатель общества Православных врачей СПб. Большие, сильные, добрые руки. Операция прошла прекрасно, и я попросил у батюшки благословения сделать с ним интервью, из которого и родилась книга. Вот уже несколько лет, по благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия, я пишу детские православные книги.

Меня часто спрашивают: «Что есть духовная поэзия и нужна ли она людям?» Отвечаю. Духовная поэзия — это не всегда стихи о церкви, о православии, о Боге. Кто-то славит Творца через описание природы, и это тоже духовная поэзия. Но вот что интересно: когда я сказал иеромонаху Роману, известному духовному поэту, что я читаю и пою его стихи, он посмотрел на меня и сказал: «Лучше твори Иисусову молитву». В идеале духовная поэзия приближается к молитве, но не достигает и не заменяет ее”.

ПРАВОСЛАВНАЯ АЗБУКА

А

Ангелы и бесы

Ангелы Божии нам не видны.

Богом они для добра созданы.

Только иные, в гордыне своей,

Предали Бога и губят людей.

Б

Бог

Бог повсюду. Он - везде:

В небе, воздухе, воде.

Все Он видит, все Он знает,

Он - Спаситель мой и твой.

Он повсюду. Он - живой!

В

Вера

Вера в Бога - Божий дар.

Должен знать и млад и стар:

Хочешь с верой в Бога жить?

Это надо заслужить!

Г

Грех

Бог дал нам заповеди.

И для всех

Отступленье от них

Означает грех!

Д

Душа

Удивительное дело!

Узнаю, едва дыша:

Есть у нас не только тело,

Есть безсмертная душа!

Е

Евангелие

Евангелие - это Добрая Весть.

Здесь все для спасения нашего есть!

Читаем с любовью
его неспроста -

В нем Слово и Жизнь Иисуса Христа.

Ж

Жалость

Вслед смотри без укоризны

Тем, кто в церковь не идет.

Пожалей их: после жизни

Что хорошего их ждет?

З

Закон Божий

Сделай книгою настольной

Самый главный наш Закон.

Всех наук программы школьной

Для души полезней он!

И

Идолы

Сколько идолов кругом -

Ими полон каждый дом!

Телевизор - вот кумир,

Соблазнивший целый мир.

Идол многих - телефон,

Кинозвезд фотопортреты…

Даже вкусные конфеты,

Если слишком их любить,

Могут идолами быть!

Оглядите дом с порога:

Все, что нам дороже Бога, -

А всего не перечесть, -

Это идолы и есть!

К

Колокольня

Колокольня - это башня,

Где звонят колокола,

Нас зовя от дел домашних

На священные дела!

Л

Литургия

В ней - самих Небес шаги, и

Благодатный Божий Свет.

Знай: важнее Литургии

Ничего на свете нет!

М

Милостыня

Встреча с нищими -

С Богом свидание.

Проверяет Он так,

Есть ли в нас сострадание?

Н

Непрощенье

Если сердце не готово

За грешок простить другого,

Как мне Бог простит тогда

Все грехи и навсегда?

О

Образок

На витрине лежит образок-

Словно в Божие Царство глазок.

Смотрит с лаской из вечности той

На меня седовласый святой.

П

Постные дни
(среда и пятница)

Где бы я ни был - эти два дня

На верность Христу проверяют меня.

Будто два глаза на лике недели

Смотрят: каков я не в слове, а в деле!

Р

Рай

Как хочу я в рай небесный!

Только путь туда не прост.

Он похож на очень тесный

Через речку жизни мост.

Мне по этому пути

Без молитвы не пройти.

Путь без помощи Господней -

Только в бездну преисподней!

С

Смысл жизни

Для чего ты, человек,

На земле живешь свой век?

Чтобы просто есть и спать,

Развлекаться, спорить, лгать?

Или, вспомнив, наконец,

Что Небесный ждет Отец,

Так пройти свою дорогу,

Чтобы возвратиться к Богу?

Т

Терпение

Ради Господа терпенье

При любой болезни

Для души и для спасенья

Всех лекарств полезней!

У

Упование на Бога

Чтоб со мною ни случилось:

Радость, боль или беда,

Знаю - это Божья милость,

И она со мной - всегда!

Ф

Фарисей

Так занят службой Богу был своей,

Что не увидел Бога фарисей…

Х

Храм

Остров небесный на грешной земле -

Вот что такое храм!

Чтобы совсем не погибнуть во зле,

Богом дарован он нам!

Ч

Чудотворная икона

У меня болел живот.

А теперь не больно - вот!

Эта древняя икона

Многим помощь подает!

Ш

Школа

Школа учит жить в миру -

Это в жизни надо.

В храме я урок беру,

Как спастись от ада!

Э

Экстрасенс

Экстрасенс дает сеанс -

Вводит всех в какой-то «транс».

Посылает многих в храм,

Хоть туда не ходит сам.

«Исцеляя» всех подряд,

Душами их кормит ад!

Я

Ябеда

Это ж кто про всех на свете

Говорит и шепчет так:

«А Маринка вся в конфете!

А Сергей сказал: «Дурак!»

А братишка дразнится!

А сестра - проказница!»

Это ябеда разносит

Все плохое без стыда.

Даже на себя доносит.

Говорит нам: «Я - беда!»


ПОШЛИ МНЕ, ГОСПОДЬ, ВТОРОГО…

«А для чего я живу?.. Какой вообще смысл в существовании человечества?» Счастливы, кто находит для себя ответ. А если нет? Труден и тернист жизненный путь такого человека. В свое время о смысле жизни задумался и протоиерей Александр Покрамович, и это привело его в православный храм. А еще гордятся прихожане, что их батюшка — отец десяти детей. В этом номере мы публикуем ответы о.Александра как священника, отца и супруга на некоторые житейские вопросы.

Каждый человек должен научиться узнавать волю Божию. Это сложно, оттого так много ошибок, разводов, детей-сирот, разбитых судеб. Но вдумайтесь: когда мы в жизни совершаем неверные шаги, то ощущаем какое-то безпокойство, душевную маяту; совершаем плохие поступки, и что-то грызет и гложет нас изнутри. Говорят: это совесть заговорила, обличает. Да, таким образом Господь подсказывает, что мы что-то делаем неправильно. Прислушивайтесь к своей совести — не ошибетесь. Также за дела благие мы получаем награды Божии, а за злые поступки испытываем какие-то прещения, Богом попущенные. Вот таким образом можно научиться понимать — есть на что-то воля Божия или нет.

Прежде чем жениться или выйти замуж, должно молиться, чтобы Господь послал вторую половину. Помните, Высоцкий пел: «Пошли мне, Господь, второго, чтоб вытянул петь со мной». И Господь посылает человека на жизнь. Но послать человека может и лукавый — на маяту. Чтобы понять, чей посланец твой избранник, ходите вместе в церковь. В храме Божием человек раскрывается, становятся видны не только его хорошие стороны, но и недостатки. Тогда настает время взвешивать: сможете ли вы понести то, что есть в избраннике плохого? Сможете смириться, стерпеться? Но уж если вы решили, что человек послан вам Богом, если приняли на себя крест семейного послушания — надо его нести. Не задумываясь, не оборачиваясь, не жалуясь, не обвиняя. Тогда Господь в награду может даровать нам любовь. Не влюбленность, не мимолетную страсть, которые мы переживаем в начале встречи с любимым, а настоящую любовь.

Я сам пережил это в свое время и знаю. Надумав жениться, я молил Бога, чтобы он послал мне хорошую жену. Господь послал. А я долго роптал по этому поводу… то не так, это не эдак. Роптал, пока не воцерковился, обвенчался и стал смиренно нести крест семейного послушания, старательно исполняя обязанности отца и мужа. И как только я стал вести себя нужным образом, все стало ладиться и пришло понимание, что жена моя — именно тот человек, который мне нужен, и отвечает всем моим чаяниям.

Семейный лад дается не сразу, но через скорби, обиды, недоразумения. И если мы будем роптать и не смиренно нести свой крест — семья распадется. Терпение — спасательный круг.

Бывает такая ситуация — один из супругов пришел к вере, а другой ярый безбожник. Жизнь превращается в каторгу. Как быть? Я всегда предупреждаю молодых, что подобные вопросы нужно решать до замужества. Готов будущий супруг изменить свою жизнь и прилепиться к Церкви — создавайте семью. Если ж нет… маловероятно, что в дальнейшем он изменится. Я не раз сталкивался со случаями, когда бедная женщина всю жизнь терпела и ждала, что муж вспомнит о Боге, воцерковится, но так и не дождалась.

Если же на момент свадьбы оба были атеистами, а потом один пришел к вере, а второй нет, тогда надо руководствоваться словами апостола Павла, что коли согласился жить — живи, терпи и неси свой крест. Выбрали? Замуж вышли? Женились? — Терпите!

Есть такие слова Господни: «Ищите же прежде Царства Божия…» (Мф.6.33), остальное приложится. То есть человек должен обрести себя в Боге, в Церкви Христовой, состояться как личность, обзавестись профессий, иметь какой-то достаток, а потом уж можно и о семье думать.

Женщине же надо просто найти супруга, который взвалит все проблемы на свои плечи. А ее дело — домашний очаг и воспитание детей. Конечно, женщина должна быть образованна — воспитание детей требует образования. Вопрос в том, какое должно быть это образование? Может быть, не очень большое, но достаточно добротное. Музыкальное в том числе.

Ошибка современных женщин — то, что они пытаются реализовать себя именно в общественной жизни. Апостол Павел писал, что женщина «спасется чрез чадородие» (1Тим.2,15). То есть для женщины, прежде всего, должны быть важны семья, муж, дети. Если она сможет воспитать своих детей достойно, это и будет ее самореализацией, ее вкладом в общественную жизнь. А если женщина этого не сделает — этого не сделает никто. Воспитание ребенка начинается еще в материнской утробе.

Не у всех женщин получается завести семью. Сейчас достаточно сложно выйти замуж, впрочем, как и жениться. Трудно найти того единственного, кто сможет «вытянуть петь со мной…». А женщины разведенные или оставшиеся незамужними имеют возможность окунуться в работу, исследования, творчество.

Но бывает и так, что девушки из православных семей выходят замуж по благословению, как иногда кажется, за первого встречного. И такие браки оказываются очень удачными.

Нам, священникам, тоже не просто — надо жениться до рукоположения. Я знаю, в некоторых епархиях очень суровые владыки: не успел батюшка до рукоположения жениться — постригайся в монахи. Вот так. Поэтому бывали случаи, когда будущие батюшки просили благословение венчаться с малознакомой девушкой. Сам знаю такую пару. Получилась прекрасная православная семья.

Выходить замуж и думать о красивой жизни — абсурд. Семья — это тяжелое послушание, крест и труд безконечный. Придется и смиряться, и работать, и где-то поступаться собой и своими интересами. Кроме того, почему Господь благословил брак? Он сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.9,1). Материнство — это подвиг. Подвиг! И очень тяжелый труд. А если девушки выходят замуж, но не хотят помогать мужу, нести все тяготы жизни, не хотят рожать детей, — может быть, им и замуж не надо выходить?

Образование в наше время, когда помощи ждать неоткуда, а препон и проблем достаточно, легче дать единственному ребенку. Но и троим детям дать приличное образование вполне реально. А вот воспитать троих и больше детей легче, чем одного.

Нас с братом в семье было только двое. И теперь, наблюдая за своими детьми, могу сказать, что многодетная семья имеет свои плюсы. Не буду говорить о вещах, учебниках и игрушках, которые передаются от старших к младшим. Главное – дети растут сразу в многолюдстве (и детсад не нужен), учатся общаться, ладить друг с другом, делиться вкусностями и игрушками. Учатся взаимовыручке. Правда, какие-то плохие качества и привычки тоже могут передаваться. Но тут уж задача родителей вовремя это заметить и пресечь на корню. Много детей в семье — это счастье.

Ведь чем мы будем оправдываться перед Богом? Нашими благими делами. А то, что мы воспитали хороших детей, — великое благо.


"ВИДНО, НУЖНЫЕ КНИГИ ОН В ДЕТСТВЕ ЧИТАЛ..."

«Спрашиваете, можно ли читать иное что, кроме духовного? Сквозь зубы говорю вам, чуть слышно: пожалуй, можно, только немного и не без разбора. Положите такую примету: когда, находясь в добром духовном настроении, станете читать с человеческими мудрствованиями книги, и то доброе настроение начнет отходить, — бросайте эту книгу. Это — общий для вас закон. Но и книги с человеческими мудрствованиями могут питать дух. Это те, которые в природе и в истории указывают нам следы премудрости, благости, правды и многопопечительного о нас промышления Божия. Такие книги читайте. Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в Слове Своем…

А повести и романы? Есть и между ними хорошие. Но, чтобы узнать, хороши ли они, надо их прочитать, а прочитавши, наберетесь таких историй и образов, что Боже упаси! Потому, думаю, лучше не читать их. Когда кто из благонамеренных людей порекомендует какую повесть, можете прочитать. Но понемногу, и как бы для разнообразия», — советовал святитель Феофан Затворник.



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld