Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2007 год, выпуск № 11 (47)

ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ ХРИСТОВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Нужно ли проповедовать Евангелие Христово в наше время? И какой должна быть православная проповедь сегодня? Для России, подвергающейся на протяжении последних двух десятилетий усиленным атакам инославных миссионеров, эти вопросы особенно актуальны. Остро стоят они и в Америке – стране, население которой хотя и придерживается традиционных христианских ценностей в большей степени, нежели в Западной Европе, но исповедует в основном протестантизм.


Вопрос о том, какой должна быть проповедь Евангелия Христова в современном мире, сегодня волнует не только тех, кто призван произносить проповеди с амвона, но и каждого верующего. Все мы призваны проповедовать Евангелие, свидетельствуя о нем, конечно же, прежде всего своей жизнью. Но мы должны и говорить о Евангелии, рассказывая о нем тем, кто еще далек от религии.

В Евангелии сосредоточена суть христианской веры. Это добрая весть о том, что Христос спас человечество от вечного рабства греху, что Он победил главное зло мира – смерть – телесно, душевно и духовно через Свои воплощение, смерть и воскресение.

Православные христиане призваны проповедовать Евангелие Христово. Они могут дать то, что вне церковной ограды никто дать не может. Поскольку христианская вера – истинная вера, а православная вера – истинная форма этой истинной веры, православные христиане одни могут дать полноту истины ищущему человечеству наших дней. Да, каждый православный должен заботиться о службах, составляющих для православного христианина центральную часть его жизни как служения Телу Христову. Необходимо также нести социальное служение. Православный христианин прежде всего должен пребывать в братолюбии с другими членами Тела Христова. Но в то же время каждый православный призван делиться своей верой и предлагать ее тем, кто еще не принял великий дар быть частью истинной Христовой Церкви.

Как-то, еще в начале 1960-х годов, один из основателей братства святого Германа, отец Серафим (Роуз) – он тогда еще был мирянином, звался Евгением и работал в православной книжной лавке братства в Сан-Франциско – спросил святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского: «Евангелие проповедано почти всем людям на земле. Значит ли это, что близок конец света, как сказано в Писании?». «Нет, – ответил святитель, – Евангелие Христово должно быть проповедано на всех языках по всему миру согласно православной традиции. Только тогда наступит конец».

Это весьма глубокая мысль. Святитель Иоанн, имевший дар пророческий, заповедал не отдавать проповедь Евангелия на откуп протестантам и католикам. Это задача, безусловно, православных христиан.

Один из величайших подвижников нашего времени – старец Паисий Святогорец. Незадолго до кончины старца в 1994 году один из его духовных сыновей спросил: «Старче, сейчас так много людей – миллиарды тех, кто не знает Христа. И так мало тех, кто знает Его. Что же будет?».

Отец Паисий отвечал: «Произойдут события, которые сотрясут нации. Это будет не Второе пришествие, но это будет Божественное вмешательство. Люди станут искать тех, кто скажет им о Христе. Они возьмут тебя за руку и скажут: “Приди, сядь и скажи нам о Христе”».

Уже сейчас люди духовно алчут. Как дать им то, в чем они нуждаются?

Что же должно делать для того, чтобы православная проповедь Евангелия современному миру была успешной? Во-первых, должно изучать Евангелие Христа. Во-вторых, должно жить по Евангелию. И в-третьих, необходимо иметь представление о современном мире, чтобы знать, чему придется противостоять.

Что же значит – изучать Евангелие Христа? Это значит – изучать Евангелие в православном толковании. Мало знать Богодухновенное Святое Писание, необходимо представлять, как Церковь под водительством Святого Духа объясняет его. Необходимо изучать творения святых отцов, оставивших нам обширные толкования Библии, особенно на книгу Бытия и Новый Завет. Почти все эти толкования сейчас доступны каждому. Они не слишком трудны для понимания.

Нет такого вопроса в нынешние времена, на который не будет найден ответ при внимательном, благоговейном и почтительном чтении творений святых отцов, хотя некоторые из них, например труды святителя Иоанна Златоуста, были написаны 16 столетий назад. Святые отцы дают нам правильное понимание Священного Писания и раскрывают сущность православной веры. Необходимо стать прилежными учениками святых отцов, отложив собственную «мудрость», полученную от современного мира. Только тогда обретется учение, хранимое в Церкви, познается разум Церковный, который и есть ум Христов, а Христос – Глава Церкви.

Конечно, нужно знакомиться и с книгами современных православных авторов, так как они, пропуская через себя учение святых отцов, стараются применить его к современным проблемам. Но чтобы приобрести правильный святоотеческий кругозор и различать, какие из современных авторов отражают в большей полноте святоотеческое учение, без обращения напрямую к писаниям святых отцов не обойтись.

Жития святых и праведных подвижников первых веков христианства так же, как и жизнеописания праведников нашего времени, – такое же необходимое чтение, как и духовные советы святых и подвижников. Жития дают нам рабочую схему нашей собственной христианской жизни, они вдохновляют и вместе поучают нас к жизни во Христе, в общении с Ним и на пути к безконечному союзу с Ним.

Святитель Иоанн Златоуст как-то сказал: «Тот христианин, который не читает святоотеческих книг, не может спасти свою душу». Комментируя это высказывание, отец Серафим (Роуз) писал: «Мы должны постоянно питать себя словом Божиим – Священным Писанием и другой христианской литературой, тогда, как сказал преподобный Серафим Саровский, мы станем буквально “плавать в законе Господнем”. Знание о том, как угодить Богу и как спасти свою душу, станет неотъемлемым стержнем нашей жизни.

Процесс православного образования начинается с детства, с простейших библейских историй и житий святых, по которым названы родители, и он не закончится по эту сторону могилы. Если кто-то, обучаясь земной профессии, посвящает ее изучению всю свою энергию и усиленно практикуется, насколько же старательнее православные христиане должны учиться и готовиться к вечной жизни, Царствию Небесному, которое будет нашим после короткого борения в этой жизни».

Непременное условие успешной проповеди Евангелия в современном мире – жизнь по Евангелию.

Православный христианин должен быть православным постоянно, каждый день, в любой ситуации – или он не православный вообще. Наше Православие проявляется не только в наших строго православных взглядах, но во всем, что мы говорим или делаем.

Когда мы входим глубже в православную христианскую жизнь с ежедневной молитвой, ежедневным чтением духовных книг, регулярным посещением богослужений, регулярной исповедью и причащением святых Христовых Таин, мы чувствуем, как меняется вся наша жизнь. Когда мы прибегаем ко Христу каждый день и говорим с Ним с любовью и стремлением к Нему, мы обнаруживаем, что наше общение с Ним углубляется и Он начинает жить в нас более полно.

Когда мы ежедневно возобновляем наше соединение с Иисусом Христом таким образом, для нас становится естественным следовать Его заповедям на протяжении дня во всех аспектах нашей жизни. И Его заповеди, даже самые трудные, такие как любовь к тем, кто ополчается на нас (см.: Мф 5: 44), не покажутся обременительными.

Через благодатную жизнь в Церкви мы постепенно превратимся в подобие Божие, то есть подобие Христа.

В равной мере можно сказать, что быть православным – значит придерживаться правильных взглядов, правильного учения, правильного богопочитания и правильно толковать Писание, но все же это нечто большее. Быть православным – значит быть в Церкви. Нужно не только знать это. Это должно стать основой бытия. По благодати Божией мы, грешные и недостойные, становимся частью Тела Христова; мы члены Его Тела и единственной истинной Церкви. Так мы верим в Церковь. Чтобы передать эту веру в Церковь тем, кто находится вне Церкви, необходимо иметь опыт жизни в Церкви. Другими словами, необходимо пережить, что значит постепенно, шаг за шагом становиться преображенным, жить во Христе и иметь Его живущим в нас, жить Его жизнью, быть обоженным.

Только в Православной Церкви мы знаем и исповедуем, что для христианина возможно стать обоженным, то есть стать богом по благодати. Не Богом по природе и превечному бытию, но богом по благодати. Это то, о чем говорит святой апостол Иоанн в своем Евангелии: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1: 12).

Святые отцы выразили эту идею словами, которые могут показаться неожиданными для христиан вне Православной Церкви. «Бог стал человеком, – сказали они, – чтобы человек стал Богом».

Наше учение истинно; мы знаем, что значит быть в Церкви и верить в Церковь; нам доступны все возможности, данные Христом человечеству для спасения – спасения, в максималистском смысле являющегося преображением, даже обожением, когда мы становимся способными войти в вечное Царствие Небесное.

Конечно, для проповеди Евангелия не требуется полного обожения – то есть полного и совершенного исполнения Божественными энергиями. Каждый из нас, кто был крещен и миропомазан в Православной Церкви, уже был обожен в некоторой степени, поскольку мы восприняли нетварные энергии Божии, дарованные нашей душе в крещении. И каждый из нас, кто принимал святое причастие, пережил определенный опыт обожения. Святой Симеон Новый Богослов, который имел опыт обожения в полном и прямом смысле этого слова, утверждает, что все, кто принимает святые Таины «с искренностью сердца, оживотворены и обожены», то есть обожены в широком смысле. На протяжении всей своей жизни мы должны стремится к более полному обожению, к более полному участию в Божественной жизни. И на этом пути мы сможем стяжать более и более благодати и передать ее другим, проповедуя Евангелие Христово.

Отец Серафим (Роуз) определил болезнь современного мира как «нигилизм» – отказ от веры в абсолютную Истину, основанной на вере в Бога. Как писал отец Серафим, философия нынешнего времени может быть сведена к следующей фразе: «Бог мертв, человек стал богом, и потому все возможно».

Мы должны опасаться воздействия этой нигилистической философии на жизнь вокруг нас и на нас самих. В то же время множество людей не служат Богу искренне, они живут так, словно Его не существует. И мы сами, попадая под влияние духа времени, к сожалению, тоже иногда ведем себя так, как будто Бога нет.

Люди оказались в вакууме, который стал следствием отказа от христианской веры. Вот почему так бурно расцвели в последние десятилетия разные виды ложной духовности. Сегодня в США колдовство – самое быстро набирающее популярность верование. Этому, конечно, способствуют и фильмы, и телевизионные шоу, и книги, и игры, убеждающие молодых людей, что колдовство – «классно» и «забавно». Члены языческих и викканских групп говорят, что после выхода в свет очередной книги, фильма или телевизионного шоу на эту тему на них обрушивается шквал телефонных звонков от молодых людей.

Это знамение времени. Что уж говорить о других, таких как распространение восточных религий, веры в НЛО, псевдохристианских общин.

Пропаганда этой псевдодуховности не что иное, как организованная попытка уничтожить христианство. Борьба идет не на жизнь, а на смерть. Не проходит и года без того, чтобы в таких крупных изданиях, как «Тайм», «Ньюсуик» или «ЮС ньюс энд уорлд рипорт», не появилось громкой публикации, в которой под видом «объективного» исследования христианства не предпринималась попытка подорвать веру во Христа. Не только реальность библейского сказания о сотворении мира и всемирном потопе отвергнута, но отрицается и историчность пророка Моисея, оспаривается историчность Евангелий, а жизнь Христа и Его апостолов интерпретирована с точки зрения еретического гностического учения, отвергнутого Церковью много веков назад. Цель этих публикаций – и многого того, что преподносится современными СМИ, – выхолостить христианство. Пригладить его, чтобы оно больше соответствовало нигилистическому, секулярному, себя превозносящему духу времени. Христианство интерпретируют так, чтобы представить его лишенным истины, отвергнуть веру во Христа как Единородного Сына Божия. Христа представляют неким гуру, который будто бы проповедовал, что каждый человек – бог, но не бог по благодати в православном понимании, но бог по природе в «новом веке» в гностическом понимании. В обществе самопоклонения абсолютная истина заменена «я», и это не что иное, как фальшивая форма самообожествления и самоудовлетворения. Именно этим Люцифер искушал Адама и Еву: «Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» (Быт 3: 5).

Православным, живущим в современном мире, необходимо учитывать, как захлестывает шквал пропаганды людей, заставляя забывать о Боге, отказываться от Христа и Истины, заставляя жить для себя самих, жить только для этого мира.

Она, конечно же, не должна быть навязчивой, как у протестантов, нередко прибегающих к давлению для обращения в христианство. Этот протестантский подход – следствие отвергающего свободную волю кальвинистского учения, хотя почти все протестантские Церкви отказались от прямого следования этому учению. Православный подход к проповеди иной – уважать свободную волю человека, как уважает ее Бог. Главное – просто нести свидетельство об Истине и сделать ее доступной для других. Каждый человек должен сам для себя без внешнего понуждения сделать выбор – прийти или нет к Православию.

Как же нести свидетельство о Православии? Незадолго до своей кончины отец Серафим (Роуз) писал: «Мы должны, как говорит апостол, быть готовыми дать ответ о своем уповании вопрошающим. Сейчас нет никого, кто бы не был спрошен о своей вере. Наша вера должна быть глубокой, сознательной и серьезной, чтобы мы сами знали, почему мы православные. И это уже будет ответом для тех, кто не имеет веры.

В наше время поиска мы должны наблюдать за ищущими. Мы должны быть готовыми обрести их в самых неожиданных местах. Мы должны стать евангельскими, а это не значит вставлять где попало в разговор евангельские стихи или спрашивать каждого: «Ты спасен?» Это значит жить по Евангелию, несмотря на все наши слабости и падения. Жить по православной вере. Многие, увидев, что мы стараемся вести жизнь, отличную от той, которой живет языческое или полуязыческое общество, окружающее нас, только благодаря этому заинтересуются верой».

Вспоминается несколько случаев из жизни. Однажды несколько православных паломников, посетивших наш монастырь и теперь направлявшихся домой, зашли перекусить в ресторан в Вильямсе в Калифорнии. Перед едой они перекрестились и помолились вслух. Сидевшие за соседним столом спросили их, к какой вере они принадлежат. Позже между ними завязалась дружба, а со временем и те, кто спрашивал о вере, стали православными.

Даже делая такие простые вещи, как крестное знамение и молитва вслух, можно изменить жизнь тех, кто находится в поиске настоящего христианства.

Всегда и везде, проповедуя Евангелие, мы должны действовать и говорить с любовью. Христос сказал Своим ученикам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13: 35). Да, мы обладаем полнотой истины, но истина эта должна преподаваться с любовью, иначе мы невольно исказим ее. Люди будут искать Бога в нас, и если они не увидят любви, они не заметят присутствия Божия, хотя мы и знаем православные догматы и цитируем Евангелие и Символ веры. Отец Серафим, подчеркивая это, говорил: «Стремясь быть исполненным евангельского учения и стараясь жить по нему, мы должны иметь любовь и сострадание к немощным людям нашего времени. Вероятно, никогда люди не были так несчастны, как люди нашего времени, несмотря на все внешние удобства и приспособления, которые дает нам наше общество. Люди страдают и умирают с жаждой Бога – и мы можем помочь дать им Бога. Любовь многих охладевает в наше время – но мы не должны охладевать. Христос дает нам Свою благодать и согревает наши сердца, и потому мы не можем быть холодными. Если мы охладели и безразличны, если наш ответ нуждающимся в христианском ответе, тем, кто беден, только: «Почему я? Пусть кто-то другой делает это» (а я слышал, как православные так говорили!), – значит, мы – соль, которая теряет свою силу, и лучше выбросить ее вон (см.: Мф 5: 13)».

Пусть эти слова согреют сердца каждого православного, чтобы дальше нести свидетельство Евангелия с любовью – любовью, которая рождена в нас Иисусом Христом, и благодатью, которую Он даровал нам в Своей Церкви.

Иеромонах Дамаскин (Кристенсен ),
насельник монастыря преподобного Германа Аляскинского (США)


СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ

1600 лет назад вселенский святитель и учитель архиепископ Константинопольский Иоанн со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. При жизни за редкий дар проповеди Слова Божия паства нарекла его Златоустом. Позже, в 7 веке, этот почетный титул сделался неотделимым от его имени, с ним он вошёл в историю как Иоанн Златоуст.

Немногие ораторы удостаивались признания, закреплённого в почётном прибавлении к имени. Как только в христианском мире появилась новая славянская письменность, созданная святыми братьями Кириллом и Мефодием в 9 веке, сразу же после Священного Писания и богослужения на славянский язык стали переводить творения Златоуста.

Златоуст учил вечным истинам, знание которых он почерпнул из Евангелия. Но его проповедь не была простым пересказом или интерпретацией прочитанного. Златоуст испытал на себе животворящее действие Истины. Писание помогло ему получить непосредственное знание от Бога, знание-общение человеческой личности с Личностью любящего Бога.

Единственный смысл жизни Златоуста и главный стержень его проповедничества - познание Бога, одно из имен Которого - Истина. Служение Истине, Которой никогда не изменял Златоуст, подвигло его к науке о толковании Слова Божия. Среди его творений - толкование на целые книги Священного Писания и множества бесед на отдельные тексты Библии, поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, язычников, иудействующих).


КАРЦЕР

Священник, окормлявший тюремных узников, во время одного из посещений узнал, что дорогўой его сердцу разбойник угодил в карцер. «Дороговизна» этого человека заключалась в том, что он искренне исповедовался, исправно молился, читал церковную литературу — то есть выходил на путь духовного делания. Батюшка и сам много молился за него: келейно и на богослужениях, а при всяком удобном случае служил молебны Анастасии Узорешительнице, испрашивая условно-досрочного освобождения. И вдруг — карцер! «Нарушение внутреннего распорядка», — объяснили начальники, но разрешили священнику повидать заключенного.

По тюремному коридору привели батюшку к колодцу, укрытому тяжелой железной крышкой. В крышке — небольшое отверстие, через которое в колодец проникал свет от слабой электрической лампочки, висящей под потолком. Отомкнули замок, подняли крышку: глубина — метра два, бетонные стенки — полтора на полтора метра, на дне вода. И в этой воде сидит темничное чадо с книжкой в руках.

— Ты что же, брат? — с болью в голосе спросил священник. — Ты же обещал...

— Простите! — молвил раскаявшийся разбойник. — Я нарочно... В камере невозможно читать Евангелие — народу полно, а здесь хорошо — никто не мешает...

Тут батюшкина душа вострепетала: он, понятное дело, и представить себе не мог, что в наши дни возможно такое. Глядя в покрасневшие от долгого напряжения глаза, священник сильно впечатлился и подумал, что этот человек — спасен будет...

Продолжение этой истории мне неведомо. Хотелось бы, конечно, чтобы все управилось ко благу, как в песне про Кудеяра, который «бросил набеги творить» и стал монахом, но не знаю и приврать не могу.

Священник Ярослав ШИПОВ


РАДУГА НАД ПОЛЮСОМ

Сколько уже копий сломано по поводу «письма десяти академиков» с обвинениями в адрес Церкви. Выступали священники и миряне, богословы и ученые, писатели и политики... Уже появилось почти покаянное письмо Жореса Алферова в «Литературной газете»... Можно приводить тысячи доводов в ту или другую пользу. Но я хотел бы не об этом. А о самом удивительном постижении мира - мистическом. Что, кстати, признает и наука (вспомним хотя бы историю с таблицей Менделеева, которая ему приснилась). ...Наши ученые недавно покорили Северный полюс. Не его ледяной панцирь, а океанское дно под этим панцирем. Даже из новостных сводок и газетных сообщений было ясно, какое это великое открытие и какой великий подвиг. Но многое, оказывается, осталось «за кадром»...

Мне, к счастью, довелось увидеть большой документальный фильм об этом историческом событии, из которого я узнал, что над нашими ледоколами во время экспедиции летали тяжеловооруженные самолеты НАТО, что связь с «большой землей» прерывалась до четырех часов, чтобы, возникнув на двадцать секунд, опять исчезнуть (в космосе легче!). Но и это не главное. Когда наши аппараты пробивались на поверхность с 4-километровой глубины, то больше часа не могли попасть в пространство, не затянутое льдом. А это - лимит!

И вот кто-то из персонажей фильма, участников экспедиции, произнес, что тогда они стали просто молиться... И вдруг над Северным Ледовитым океаном вместо Северного сияния возникла Радуга! Воды разверзлись, и наши аппараты всплыли (один с сильно поврежденной верхней частью корпуса).

Ну как тут не вспомнить, что Господь Бог через Библию сказал нам, что Его заветом с людьми будет Радуга. Как не вспомнить, что всю экспедицию благословил Православный священник, и он же освятил всю технику... А внутри батискафа была и маленькая икона Николая Чудотворца - о котором в акафисте поется: «...в пучине морстей сущим изрядный правитель».

Братья и сестры, не надо спорить, а просто надо уметь слышать и видеть! А совсем сомневающимся напомню, что несколько лет назад подобное пытались совершить американцы. На глубине лишь 300 метров. И не в Ледовитом Океане, а у берегов Ирландии. Ничего не вышло - Радуги не было.

Владимир Осипов


У СТЕН ЦЕРКВИ

Исследователи творчества Сергея Фуделя называют его самым сокровенным духовным писателем XX века. В его богословии нет стремления поставить себя над читателем, нет и тени стремления к изысканности слога. По сути, его труды - это не богословские трактаты, а исповедь, обращенная к сердцам, духовное завещание нам. В жизни каждого православного человека обязательно была книга, статья, выписка, конспект, глубоко повлиявшая на его жизненный выбор, на серьёзный, решительный шаг идти по жизни за Христом, невзирая ни на человеческое мнение, ни на жизненные обстоятельства, ни на всю трудность пути. Для многих такой путеводной звёздочкой стала работа С.И. Фуделя «У стен Церкви», впервые опубликованная в самиздатовском сборнике «Надежда» ещё в советское время. Предлагаем вам некоторые выдержки из неё.

Под Воронежем недавно умерла слепая монахиня Смарагда. Она, я знаю, совершала ежедневно по несколько тысяч молитв Иисусовых. Но не об этом и не о прозорливости её хочу я рассказать. В городке, где жила Смарагда, ходила нищая, или, как там говорили, «побирушка», молодая гулящая женщина. Смарагда, жившая в небольшой келье ещё с одной монахиней, приютила её у себя. Она прожила у них года два и, оставив им вшей и безпорядок, ушла. Через сколько-то времени обе монахини идут по площади и видят, что гуляка, опять, очевидно, в полном безденежье и бездомье, сидит на земле с новорождённым младенцем. И вот Смарагда, наверно, вздохнув о тишине и чистоте своей кельи, говорит другой монахине: «Дашка, иль мы не христиане! Ведь надо её опять брать!» И её взяли, конечно, с ребёнком.

•••

В 20-х годах в одном подмосковном храме кончилась литургия. Всё шло, как обычно, и священник сделал завершающее благословение. После этого он вышел к народу на амвон и начал разоблачаться. В наступившей тяжёлой тишине он сказал: «Я двадцать лет вас обманывал и теперь снимаю эти одежды». В толпе поднялся крик, шум, плач. Люди были потрясены и оскорблены: «Зачем же он служил хотя бы сегодня». Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы вдруг на амвон не взошёл какой-то юноша и сказал: «Что вы волнуетесь и плачете! Ведь это всегда было. Вспомните, что ещё на Тайной Вечери сидел Иуда». И эти слова, напомнившие о существовании в истории тёмного двойника Церкви, как-то многих успокаивали или что-то объясняли. И, присутствуя на Вечери, Иуда не нарушил Таинства. Эти слова многое объясняют, но они не снимают с нас ни скорби, ни страха. Рядом с никогда не умирающей жизнью Христовой Церкви, в церковной ограде всегда жило зло, и на это надо иметь открытые глаза, надо всегда знать, что есть, существует «рука предающего Меня со Мною на трапезе». Иоанн Златоуст не боялся осознать духовную болезнь своей местной Церкви и говорить о ней. Иоанн Кронштадтский говорил: «Не узнав духа убивающего, не узнаешь Духа Животворящего. Только по причине прямых противоположностей Добра и Зла, жизни и смерти, мы узнаем ясно и ту, и другую». А для Церкви теперь такое время, когда особенно важно, чтобы зрение христиан было ясное, чтобы они могли «узнать и ту, и другую».

•••

Один из священников, из таких, которые с уважением и любовью относятся к богослужебному Уставу, говорил мне: «Вы не можете себе представить, как я иногда мучаюсь, переживая несоответствие обряда отпевания фактической церковной действительности». Центральная часть отпевания – «Со святыми упокой» – раскрывает тот его смысл, что оно предполагает наличие хоть какой-то христианской веры в усопшем, хотя бы искры раскаяния, а священнику приходится иногда теперь по желанию родных хоронить явных и воинствующих безбожников. Ещё темнее этот вопрос в отношении заочного отпевания. Часто священник совсем не знает, какого человека отпевает, он никогда в жизни его не видел, а в молитве, которую торжественно читает над ним, он называет его «чадом по духу».

•••

Религиозные прозрения некоторых писателей, например Достоевского или Пастернака, были посылаемы от Бога для восполнения пустоты религиозной литературы их времени, для какой-то духовной компенсации. Иногда их можно расценивать как глас Валаамовой ослицы, «остановившей безумие пророка». Причём интересно, что все религиозно ценное, что есть в мировой литературе, восходит не к учёному богословскому рационализму, но к золоту подлинной письменности Церкви. Вот один пример. Отцы-подвижники очень советовали заучивать наизусть отдельные куски Нового Завета и Псалтыри, чтобы постоянно жить в них. Рэй Бредбери, конечно, об этом не знал, когда вложил в сердца последних людей христианской цивилизации, живших в условиях атомного одичания, идею заучивания наизусть глав Евангелия, чтобы пронести их в темноте, как золотые звенья человечества («451 градус по Фаренгейту»). Я думал, что этот совет и отцов, и романиста надо осуществлять и нам, введя в свое ежедневное молитвенное правило некоторые наиболее любимые куски Новозаветного текста, заученные наизусть. Это нам может ещё особенно пригодиться.

•••

Бог Сам ищет Своих учеников; и тогда, как говорили и Паскаль, и Флоренский, к человеку приходит не Бог философов и учёных, но Бог Авраама, Исаака и Иакова, берёт его за руку и ведёт. Все мы знаем картину Иванова «Явление Христа народу». Явление Христа душе совершается в каждом человеке, призываемом Богом, в меру сердца призываемого. Душа получает как бы толчок – иногда через случайно найденное Евангелие среди выброшенных в мусор книг соседа, иногда через сон, иногда через искусство иконы, иногда через живого носителя святости и любви. Как сказал преподобный Симеон Новый Богослов, если не будет явления Христа в нас, то мы не можем ни веровать в Него, ни любить Его, как должно. Недавно рассказывали об одной девушке (неверующей еврейке), увидевшей сон: она бежала в смертном страхе от кого-то и вдруг припала к Распятию и обняла его с явным чувством, что спаслась. Проснувшись, она пошла искать Церковь Распятого.

•••

Епископ Феофан Затворник говорил, что молиться только по написанным молитвам – это то же, что говорить на иностранном языке по так называемым разговорникам. Он, как и многие отцы, учил, что надо искать свои слова для молитвы. Но это для нас возможно (если, конечно, не иметь в виду искусственное составление каких-то «своих» слов), наверно, только тогда, когда захлестнёт горе со всех сторон – тебя или друга. Вот тогда уж не замолишься, а просто закричишь к Богу. Не «спаси, Господи!», а «молю же Тебя, Господи, спаси!», «Согрей сердце его, Господи!», «Пожалуйста, Господи, приди к нему и утешь, я изнемогаю от скорби за него». Но дерзновение молитвы рождается только в дерзновении любви. Вот почему Макарий Великий говорил, что «молитва рождается от любви».

•••

Молиться без икон трудно. Икона собирает в себе внимание молитвы, как увеличительное стекло собирает в себе рассеянные лучи в одно обжигающее пятно. Икона, как учили отцы, есть утверждение реальности человеческой плоти Христовой, и кто отвергает икону, тот не верит в реальность Бого-воплощения, т.е. человеческой природы Богочеловека.

•••

В связи с возможностью «явления Христа» душе через искусство иконы вспоминаются слова Флоренского о наличии философского доказательства бытия Божия. Флоренский сказал, что лучшее из этих доказательств помещено в «Троице» Рублёва: «Если существует «Троица» Рублёва, то значит, есть Бог».

•••

Люди, как-то верящие в Бога, но не верящие в Церковь, например теософы, обычно говорят: «Неужели Богу нужны обряды? Зачем эта формальная сторона? Нужна только любовь, красота и человечность». Влюблённый человек идёт к девушке и, видя по дороге цветы, срывает их или покупает и несёт к ней, совсем не считая, что это только «формальная сторона». Это и есть идея церковного обряда. Любовь к Богу естественно порождает красоту и человечность обряда, воспринимаемого как цветы, приносимые к ногам Божиим. Вера есть любовь и суть христианства – влюблённость в своего Бога и Господа и тем самым ощущение, что на земле осталось и живёт его Тело – Церковь. Как же могут эти ощущения не выразить себя во внешних действиях, которые мы называем обрядами?

•••

Таня, молодой искусствовед, собирала иконы. У нее стали допытываться: «Уж не верующая ли ты?» Она отвергла обвинение: «Я неверующая». Потом попала в психиатрическую больницу, и вот, лежа в инсулиновом шоке, т.е. без сознания, она громко спрашивала: «Господи, есть ли ты? Скажи мне: есть ли ты?»

•••

В храм вошли два мальчика: одному лет шесть, другому меньше. Младший, очевидно, здесь ещё не бывал, и старший водит его, как экскурсовод. Вот и Распятие. «А это чего?» – замирает младший с широко открытыми глазами. Старший отвечает уверенно: «А это – за правду».

•••

Я только раз в жизни испытал радость щедрости, а ведь есть и сейчас люди, которые несут щедрое сердце всю свою жизнь. Это было в Бутырской тюрьме осенью 1922 года, и это было как светлый ветер, выметавший сор души. Я готовился к этапу и раздавал, что имел, и чем больше раздавал, тем глубже дышал воздухом свободы, в которой мы призваны быть всегда. И это время тюремного дерзания так и осталось сладчайшим временем жизни. Почему я тогда не умер?

•••

Если пост понимать как прежде всего воздержание от нелюбви, а не от сливочного масла, то он будет пост светлый и время его будет «время веселое поста». Нелюбовь - это самое страшное невоздержание, объядение и пьянство собой, самое первое, первоисточное оскорбление Святого Духа Божия. «Умоляю вас, - пишет апостол, - любовью Духа».

Любовью противополагается и гордость и злоба. В вечерней молитве мы просим у Святого Духа – прощения особенно тех грехов, которые были против любви: «или кого укорих, или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся, или солгах..., или нищ прииде ко мне и презрех его, или брата моего опечалих, или кого осудих, или развеличахся.., или греху брата моего посмеяхся».

•••

Святые отцы-молитвенники и так еще говорили: «Любовь выше молитвы». Это говорили те же, кто утверждал, что любовь – источник молитвы.

Я однажды жил один в глухом селе. Была Великая Суббота, службы в церкви не было, и я гото-вился прочесть ночью, благо я был совсем один, пасхальную заутреню. Вдруг ко мне постучался и пришел странник и попросился ночевать. Я пришел в великое смущение, почти в негодование: «Значит, я не смогу помолиться!» И вот, в своем безумии, я препроводил его к соседям. Очевидно, вместе с ним ушла и ночь, и моя предполагаемая молитва.

Есть грехи, не прощаемые себе во веки.

Надо отличать молитву от особого и отвратительного молитвенного сластолюбия, когда нет любви, и в памяти держишь только самого себя, стоящего на «молитвенной высоте».

•••

Св. Максим Исповедник учил: «Всякий подвижнический труд, чуждый любви, неугоден Богу». А это был самый распространенный факт: пост совершался в гордости о своем подвиге, т.е. вне любви, а потому так часто приводил нас не к уменьшению, а к еще большему увеличению холода и ненависти в мире. Все в христианстве определяется и проверяется любовью.

•••

Совсем особенное чувство нетленной жизни испытывает человек, когда осознает себя стоящим около действительной святости Церкви. Это длится недолго, а человек в эти минуты еще не знает, наверное, находится ли он в этой Святости, т.е. в Святой Церкви; на какой-то блаженный миг он чувствует, что стоит около ее пречистых стен.

Ибо наше бытие в Церкви – это не право наше, а всегда Чудо и Нечаянная Радость.

•••

Святость человека есть его благодатность, наполненность его благодатью Божией. Мы плохо понимаем, что такое благодатность, и потому нет понятия более далекого и загадочного для современной церковности, чем понятие святости. Реальная, т.е. несимволическая, святость уже давно заменяется в Церкви ее словесными знаками – титулами. Это один из признаков отвердения христианства в истории: Церковь болеет и на Востоке, и на Западе тяжкой и давней болезнью обмирщения. И в то же самое время, мы знаем, что, несмотря на эту болезнь, Церковь живет, как Святая. Святость ее не только в святыне таинств, но и в реальной святости ее, может быть, неведомых миру праведников, в любящей вере простых сердец. О. Николай Голубцов настойчиво говорил: «Записывайте все, что знаете, о современных святых».

Солоухин ищет «черные доски» икон, чтобы под чернотой открыть красоту. Мы ничего специально не ищем, но Бог посылает встречи с живыми иконами – людьми Божиими.

•••

Болезнь Церкви во всех нас. Когда искренно осознаешь себя самого в этой больной части церковного общества, тогда не боишься вслед за Великими Отцами Церкви признать самый факт болезни, и в то же самое время почему-то только тогда начинаешь в радости сердца ощущать непобедимую церковную Святыню. Митрополит Антоний (Блюм) говорит: «У Церкви есть аспект славный и аспект трагический. Убогий аспект Церкви – это каждый из нас... Мы уже в Церкви и мы еще на пути к ней».

Сергей ФУДЕЛЬ


КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

Тяжело жить вчетвером на двенадцати метрах. Конечно, бывает и страшнее ситуация, когда всемером в одной небольшой по площади комнатушке живут. У моей сокурсницы из института было четыре сестры, она, разумеется, пятая. Мама и папа работали в школе учителями русского языка и литературы, и все семеро были прекрасные люди, только жить приходилось им в ужасных условиях. В комнате помещались только кровати и книги на стеллаже, а за кухонным столом не только обедали, но и готовились к занятиям, писали диссертации и сочиняли стихи. Для такой почти аскетической жизни надо было обладать большим мужеством. Нам с мужем Господь этого не даровал. Поэтому мы всеми возможными путями искали ту небольшую сумму, которую нам не хватало для покупки трехкомнатной квартиры.

Возможных путей было всего два. Первый - богатые родственники, которые на нашу просьбу не ответили отказом, но и выручать нас не торопились. Второй путь - взять ссуду в банке. В частных банках кредит оформляется быстро и очень легко, но под залог квартиры, поэтому если не разбираться во множестве прописных правил банка, можно попасться на уловки и легко расстаться со всем своим имуществом. Нас такая перспектива пугала, и мы обратились за ссудой в Сбербанк, но там отказали категорично: мол, зарплата мала, а иждивенцев много.

Годовалая дочка любила, когда я кормила ее грудью, но вдруг молока стало маловато - причиной оказалась очередная моя беременность. Я этому известию, думаете, обрадовалась? Нет - испугалась! Вспомнилось сразу полное равнодушие врачей, притом что роды были платные. Как поступить, решали молча - смотрели друг на друга и жалели друг друга.

Муж опять по кругу объехал всех, кто мог стать нашими благодетелями, но опять везде стена, и недостающая маленькая сумма лишала нас большой квартиры. Как-то утром, когда малышка спала, муж собирался на работу, а я стояла у плиты, с балкона выбежал четырехлетний сынишка. На голове у него было пластмассовое ведерко для песка, в руках палка и крышка от кастрюли, он крикнул: «Пошлите в крестоносцев играть!» Он был такой трогательный и смешной, что мы рассмеялись, впервые за эти дни.

В обед позвонил муж и сказал, что убивать никого не будем, будем всех рожать. Я сразу очень обрадовалась, но для вида, на всякий случай, возразила: мол, даже кроватку поставить негде. Муж сказал, что любит нас всех, что решение принял окончательно. В доме стало свободней дышать, во всех делах появилась радость. Мы стали все необыкновенно счастливы и даже на время совсем забыли про поиски денег на квартиру. Мы просто жили, радовались каждому дню. По- житейски это называется безшабашностью или безрассудством, но по сути - это была любовь…

Вдруг мужу приходит мысль поговорить о ссуде не в районном, куда он обращался, а в центральном отделении Сбербанка. Там, разложив на столе все документы, он услышал положительный ответ. Странно, но никто не заметил маленькой зарплаты, кучи иждивенцев, не задали других ненужных вопросов.

Квартиру мы купили за два месяца до родов, даже успели сделать хороший ремонт. А мужа пригласили еще на одну работу, благодаря которой стали выплачивать кредит. Если Господь посылает в мир дитя, то даст и возможность его вырастить. Так и для нас все устроил Бог, лишь бы мы «плодились и размножались», а не отправляли своих детей под страшную абортивную кюретку...

Екатерина Баева


ТРЕВОГА!

К великому сожалению в последние годы стало популярным и даже модным праздновать так называемый Хэллоуин – день, а вернее, ночь, когда по поверьям древних европейских варваров злые духи выходят на землю и творят зло. Больные российские головы восприняли эти древние языческие ритуалы, с которыми много столетий борется католическая церковь, как невинный и веселый европейский праздник. Разрушительное же действие этого дня отмечает не только Православная Церковь и католики, но и представители других христианских конфессий Европы и Америки.

Вот, что пишут о Хэллоуине на интернет-страничках под рубрикой «семейные праздники»: «Следуя кельтским легендам, в эту ночь духи живой природы собирались в дубовых рощах на вершинах холмов, зажигали костры и приносили злым духам жертвы, чтобы умилостивить их. Духам выставляли угощение на улицу, чтобы они удовлетворились этим и не ломились в дом. В эту ночь делались предсказания, приносились в жертву животные».

«Сегодня от древнего языческого праздника остался набор забавных увлекательных традиций. В эту ночь принято одеваться в костюмы нечистой силы и устраивать маскарады. Согласитесь, не часто у вас есть шанс почувствовать себя ведьмой или демоном. Неотъемлемый символ Хэллоуина — тыквенная голова. Из тыквы удаляется внутренность, вырезается лицо и внутрь вставляется свеча. Тыква символизирует одновременно окончание сбора урожая, злобный дух и огонь, отпугивающий его».

В этот «невинный европейский праздник» вы сможете почувствовать себя демоном, вести себя как демон! Для христианского уха такие слова звучат как предательство. Это предательство Бога, измена собственной культуре, поскольку есть поступки, которые даже играючи делать нельзя.

Как могут русские люди устраивать вечеринки, дискотеки по случаю американского сатанинского праздника и приучать к нему детей?

«Несколько лет назад американская церковь сатаны открыто провозгласила этот день своим праздником, цель которого - демонстрация поклонения дьяволу. Социологи считают отмечание подобных праздников одной из самых тревожных примет времени: по их мнению, празднование Хэллоуина и подобных мероприятий свидетельствует о кризисе культуры, когда люди перестают различать добро и зло».

В преддверии Хэллоуина одна английская католическая община выразила глубокую обезпокоенность популярностью этого языческого празднества. “Хэллоуин - не просто игра”, - заявил член общины Эндрю Фава, - “Нужно помнить, что реально существуют люди, которые исповедуют совершенно иную веру, чем мы, и которые, по сути дела, работают на дьявола. И если молитвы христиан оказывают положительное влияние на окружающий нас мир, то их деятельность, их молитвы, их жертвоприношения имеют крайне отрицательный эффект”. Эндрю Фава убежден, что дети, облачающиеся в традиционные для Хэллоуина маскарадные костюмы и принимающие участие в языческих по своему происхождению игрищах, невольно приобщаются к служению нечистой силе.

Странная получается ситуация: сатанисты признали Хэллоуин своим, католики и протестанты с ним борются, наиболее чуткие к добру люди Запада его не празднуют, а по России и у нас в Обнинске в некоторых школах, клубах, на радио этот бесовский день многие почитают и даже приветствуют, спонсируют…

В Москве проблему Хэллоуина уже давно поняли. Департамент образования Москвы считает, что «не следует допускать проведения в учебных заведениях Хэллоуина в какой бы то ни было форме. Необходимо создавать новые формы совместных (дети-педагоги-родители) школьных праздников в соответствии с базовыми ценностями русской культуры». «Наличие в мероприятиях Хэллоуина элементов религиозного содержания (культ смерти или глумление над смертью, олицетворение смерти и духов зла и т.д.) противоречит светскому характеру образования в государственных образовательных учреждениях, разрушительно для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся». Когда же докатится до нас волна трезвого отношения к бес-культурной экспансии, которая происходит в современной России?!

Празднование Хэллоуина опасно для ребенка, поскольку приучает к игре с образами зла и заставляет представлять зло как норму. Наряжаясь в костюм упыря, колдуна, черта или ведьмы, ребенок преодолевает естественную брезгливость, характерную для малышей. Обычно, никто при этом не говорит всерьез о поклонении злой силе. Речь идет об «игре, развлечении». Но даже игра с темными образами часто приводит к заинтересованности сатанинской тематикой, что попросту опасно. Впоследствии ребенок или подросток - активный участник Хэллоуина – если столкнется с реальными сатанинскими сектами, то может подумать, что в них нет ничего страшного. «Мы это уже проходили в школе», - скажет он. Нормальная реакция, которая заставляет человека уйти, отвернуться, не сработает и, может быть, не позволит спасти свою жизнь.

Взрослые же зачастую заинтересованы только в коммерческой стороне празднования - это целая индустрия продаж. Но ведь это продажа в первую очередь своей души! За образами нечистой силы стоит темная реальность, а люди неверующие этого не учитывают.

Критически относясь к религиозным и, в частности, православным предметам, многие допускают проникновение в школы дьявольской символики Хэллоуина. Некоторые учебники английского языка для школьников, к примеру, просто страшно даже держать в руках. А многим детям приходиться по ним учиться. Это вызывает тревогу.

Когда как бы в шутку обращаются к злой силе, прославляют ее, заигрывают с ней, это отражается на судьбе человека, потому что приучает его к мысли о допустимости зла, о нормальности греха, о том, что нечистая сила — это нечто приятное, веселое или, по крайней мере, неопасное. К сожалению, только со временем человек начинает видеть, что любой грех, духовный и телесный, разрушителен, что общение с силами зла может принести временную удачу, временный успех, но потом делает человека несчастным.

Идя с бесом по жизни, можно прийти только к трагедии, к несчастью и к самоубийству. Если кто-то решит всерьез испытать это на себе, пусть попробует, но умные люди учатся на чужих ошибках.

Русская Православная Церковь призывает не забывать о том, что человек - это образ Божий. И если он меняет свой образ, рядится в личину злой силы, то можно оценивать это как предательство.

Материал подготовил священник Павел Синицын.



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld