Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2007 год, выпуск № 12 (48)

ПОСТИМСЯ ПОСТОМ ПРИЯТНЫМ!

С 28 ноября по 6 января – Рождественский пост


Как-то одна женщина спросила: «Я понимаю, почему нужно поститься в Великий пост – мы скорбим о распятии Иисуса Христа. Но зачем поститься, терпеть лишения в пост Рождественский? Ведь впереди нас ждет радость – Рождество Спасителя!»

Нет и не может быть скорбных переживаний во время поста. Вспомним стихиру, которая поётся, например, в начале Великого поста: «Постимся постом приятным…». И ни слова о распятии и скорби. Мы радуемся грядущему Воскресению Христову. А собственно распятию Спасителя посвящён не весь сорокадневный Великий пост, а Страстная седмица. И Успение Божией Матери — праздник, и мы не скорбим, а радуемся. А евхаристический пост перед Причастием! Мы готовимся к великому празднику для себя — соединению с Богом, принятию Тела и Крови Христовой. Где здесь скорбь? Или вот есть ещё пост святых апостолов Петра и Павла… А там по какому поводу мы скорбеть должны? Потому ли, что один из апостолов был усечён мечом, а другой – распят? Нельзя сводить христианство к скорби! Очень уж унылое получится вероучение.

Рождество Спасителя происходило без мук и страданий, ибо Пресвятая Богородица была безгрешна. Хотя Сама Она родилась обычным образом и была земным человеком, но так доверяла, любила и молилась Богу, что сподобилась вместить в Себя Богочеловека. Пречистая совершила рождение Сына Божьего, будучи преисполнена радости и крепости, и немедленно приступила к служению Ему, ибо не ощущала ни болезней, ни изнеможения, коим подвергаются все обыкновенные женщины. Поэтому здесь никакой скорби нет, и Рождественский пост – великий праздник.

Да, есть православные, которым нелегко нести скорби жизни, получаемые ими по грехам. Но не они являются лицом Церкви. Лицо Церкви – святые, мученики, которые не рыдали, что им предстоит мучиться, но рады были пострадать за Христа. А тот, кто плакал, становился не святым мучеником, а просто казнённым. Сегодня никто и не требует от нас мученичества, но пост-то потерпеть мы можем?

Цель поста должна быть – сделать нас ближе к Богу, а не в том, чтобы просто в чём-то себе отказывать, создавать жёсткие внешние рамки, за которыми уже нет никакой Любви, нет Христа. Да, святые мало ели. Но почему? Потому что обильная пища отвлекала, мешала глубокой молитве, общению с Богом. А что толку быть голодным, но не молиться и рисовать в воображении всевозможные яства?!

Когда человек терпит недостаток пищи, то душевные силы, которые у него раньше уходили на то, чтобы удерживаться от гнева, теперь уходят на обуздание желудка. Поэтому окружающие должны иметь снисхождение, ведь и они могут оказаться в такой же ситуации – срывать своё раздражение на своих домочадцах, например. Помните: вы потерпите – и вас потерпят. Ведь если я не разрешаю себе раздражаться – я духовно расту, если нет – что толку, что я пост держу, а людей обижаю? Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что чрево – лукавый хозяин, который что хочет, то и делает с нами. И состоит грех чревоугодия из двух пороков: чревобесия – наедаться до предела – и гортанобесия – переживать и смаковать вкусовые ощущения.

Всё должно быть в меру. Мы знаем, что подвижники нередко лишали себя и хлеба, и даже воды. Поэтому когда мы слышим выражение «умерщвление плоти» – это значит приведение плоти к тому, чтобы она как можно меньше требовала. Но мы живём в миру, и у каждого должна быть своя степень поста. Нельзя доводить себя до того, что уже и работать не в состоянии. Ибо в таком случае заботы о своих детях и своём здоровье ты перекладываешь на близких. Поэтому обязательно испрашивайте на пост благословение священника.

Существуют восемь различных степеней поста. Первая ступень – отказ от мяса, вторая – отказ от яиц и молочной пищи, третья – отказ от рыбы, четвёртая – отказ от растительного масла, пятая – отказ от горячей пищи, шестая – отказ от варёной пищи, седьмая – отказ от хлеба, восьмая – отказ от воды. Как известно, святой Пимен Великий не благословлял своим духовным чадам подолгу не вкушать пищи. Сам, испытав различные способы, в том числе и многодневный отказ от пищи, он понял, что это не полезно, ибо способствует развитию духовной гордости. Лишь человеку, обретшему глубокое смирение, строгий пост будет во образ того поста, который Христос на Себя накладывал в пустыне Синайской.

Однако, пост не только воздержание в пище. Чем ближе к празднику, тем больше молитв и песнопений надо читать — это помогает подготовиться к переживанию того, что будет происходить, помогает стать молитвенным участником праздника. А если человек не ест, но в церковь не ходит – это диета, не имеющая отношения к тому, что мы будем праздновать. Многие на время поста отключают телевизор, ибо, чем меньше мы развлекаемся, тем больше у нас времени, чтобы сосредоточиться на духовной жизни. Преподобный Серафим Саровский говорил, что главное – стяжание Святого Духа. Вот и выбирайте, что вам даёт больше благодати: молитва – молись, пост – постись, милостыня – подавай милостыню…

протоиерей Игорь ФИЛИН


СВЯТОЙ ВОИН

Почитать святого, говорит святитель Иоанн Златоуст, значит не только обращаться к его молитвенной помощи, но приобщаться его подвигу всей своей жизнью. Бог не оставляет Церковь во времена тяжких испытаний, но воздвигает из ее среды «мужей силы и разума». Именно об этом даре молимся мы и сегодня. Русская земля навсегда обязана благоверному князю Александру Невскому своим объединением и величием. Значение подвига этого святого для русской истории точно выразил извещенный свыше во время богослужения о его преставлении митрополит Кирилл: «Братия, знайте, что уже зашло солнце земли Русской».

Это было время, когда с востока на русскую землю двинулись безчисленные татаро-монгольские полчища. А с северо-запада вплотную подступили к нашим границам - как сегодня войска НАТО - немцы, шведы и литовцы. Еще недавно каждый школьник знал эти даты: 1240 и 1242 год - удивительные победы русского воинства во главе с юным князем Александром над шведским полководцем Биргером, вторгшимся в новгородскую землю, и над ливонскими рыцарями, уже занявшими Псков. Битва на берегах реки Невы, после которой святой князь стал именоваться Невским, и битва на льду Чудского озера - знаменитое Ледовое побоище. А попытки присланных папой миссионеров «просветить» католичеством русскую землю столь же решительно были отвергнуты им.

Перед сражением со шведами святой благоверный князь молился в соборе святой Софии, и, выйдя из храма, сказал: «Не в силе Бог, а в правде». Бог благодатно дал ему узнать: сохранить в чистоте Православие и остаться верным ему - значит быть со всепобеждающим Богом. И потому угроза с Запада была опаснее, чем с Востока. Не случайно Запад воспользовался для своего прозелитизма ослаблением русских вследствие нашествия с Востока. Так будет и в 1917 году, когда папскому престолу покажется, что революция открывает широкое поле для его миссионерской деятельности. Так будет и после крушения Советского Союза, которое будет отмечено новой католической экспансией - особенно на Украине, в Казахстане и в Сибири. Страшно было татарское разорение Рязанского княжества, Москвы, Владимира и Киева. Но воистину соблазнители страшнее, чем разрушители. Политический компромисс был неизбежен, но не компромисс со злом, потому что из всякого компромисса со злом победителем всегда выходит диавол.

Не напрасно говорили о святом Александре новгородцы: «Наш князь без греха». Прежде чем быть представленным хану для утверждения на великое княжение, он должен был поклониться кусту и огню. Совсем недавно отказ повиноваться этому стоил святому князю Черниговскому Михаилу жизни. Многие, в том числе князья, известные своим патриотизмом и благочестием, умоляли князя Михаила уступить, обещая взять его грех на себя. Но святой князь отвечал им: «Не желаю быть христианином только по имени, а поступать как язычник». И точно так же теперь князь Александр решительно объявил татарам, что ему, христианину, не подобает поклоняться твари, а только Богу Единому. Батый велел привести его к себе, и, глядя на его мужественное прекрасное лицо, сказал: «Правду мне говорили о нем. Нет князя ему равного». После этого татары уже не требовали ни от кого исполнять свои языческие обычаи и не вмешивались во внутренний уклад русской жизни.

Только по-прежнему облагали народ тяжелой данью. Я помню, как в советские годы один батюшка говорил: «Кто у нас кланяется кусту и огню? Тот, кто отдает своих крещеных детей в комсомольцы и пионеры, - в организации, где исповедуется обязательный атеизм. Разве это не отречение, хотя бы и косвенное, от Бога?» И добавлял: «Если бы святые князья Александр и Михаил поступили, как все их благоразумные советники, татаро-монгольское иго продлилось бы на нашей земле еще не одну сотню лет». Если бы не подвиг наших новых мучеников и исповедников, то безбожное коммунистическое пленение нашего народа длилось бы до сих пор. И если сегодня мы будем снисходительно смотреть, как наши дети совмещают хождение в храм с поклонением идолам мамоны и растления, Господь никогда не избавит нас от «ига, ужаснейшего паче всякого иного». Сохраняя чистоту православия, русский народ копил в себе духовные силы, пока не обрел крепость сбросить с себя татарский гнет. И затем, неся свет Христов, русские люди под покровом Божией Матери двинулись в места, населенные татарами - до Казани и далее на восток. Освобождение Москвы и России в великую смуту XVII века от западного польско-литовского нашествия неразрывно связано с той же тайной. Мы помним явление томившемуся в плену епископу Арсению преподобного Сергия накануне решающего сражения: «Услышаны наши и ваши молитвы. Предстательством Божией Матери суд об Отечестве нашем изменен на милость». Несомненно, «нашими молитвами» преподобный Сергий Радонежский называл прежде всего молитвы всех русских святых.

Сражение со шведами в 1240 году было 16 июля, в день памятной кончины крестителя Руси - великого князя Владимира. Перед самым началом его воину Пелгусию было видение, как гребут на лодке святые страстотерпцы Борис и Глеб, и говорят: «Поспешим на помощь сроднику нашему Александру». Через сто двадцать лет после кончины святого благоверного князя Александра, перед Донской битвой, один инок увидел, как перед его гробницей сами собой зажглись свечи, и два старца, подойдя к ней, сказали: «Встань, поспеши на помощь сроднику твоему, Димитрию». Святой князь встал и стал невидим. После Донской победы его святые мощи были открыты и найдены нетленными. В 1571 году, во время нападения на Москву крымского хана Гирея, подобное же видение было иноку Антонию, отличавшемуся высокой духовной жизнью. На этот раз к гробнице святого князя Александра подошли святые князья Борис и Глеб. Святой Александр встал, к ним присоединились почивающие в соборе благоверные князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав. Над татарским ханом была одержана победа. Невозможно здесь не упомянуть и о великом нашем полководце Александре Васильевиче Суворове, не начинавшем ни одного сражения без молитвы к Богу и своему небесному покровителю. Так что можно с уверенностью сказать, что во всех его легендарных победах принимал участие и святой князь Александр Невский. Напомним, что праздник всех русских святых был установлен на поместном соборе 1918 года, когда началось открытое гонение на Церковь. Нам надо было увидеть, что мы не одни на этом страшном пути: с нами Бог и Пречистая Его Матерь, все святые и все русские святые за тысячу лет Святой Руси. Святой Александр Невский был первым в ряду наших великих предков, кто вдохновлял на подвиг в сражениях с фашистскими ордами. (Вновь одной из почетнейших наград стал орден в его честь, учрежденный еще в 1725 году согласно с волей Петра Великого). И в сегодняшней нашей войне все безчисленное воинство наших святых сражается вместе с нами. Так пророк Даниил перед лицом все сокрушающего врага молился в отчаянии Богу, и был ему голос: «Не бойся! С нами больше, чем с ними».

После страшного поражения от татар на берегах реки Калки, как пишет летописец, «на двести лет стала печальной русская земля». Сегодня никто не даст нам двести лет для собирания наших сил, потому что сроки сократились. И это значит, что от нас требуется еще большее мужество и мудрость. Святая решимость и святое терпение. Дом, в котором мы живем, зажжен с четырех углов. И как некогда во время пожара (в 1491 году) было видение святого благоверного великого князя Александра, поднимающегося на коне к небу по воздуху, так и ныне, веруем, он совершает свое восхождение, собирая на последнюю битву за Отечество наше всех святых на небе. Но эта битва совершится на земле, и участниками ее должны быть мы.

Протоиерей Александр Шаргунов.


"В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ МЕСТА ДЛЯ ДАРВИНИЗМА НЕ ОСТАЁТСЯ"

Юрий Петрович Алтухов – основатель отечественной школы генетики популяций. Принадлежащее ему открытие явления генетического мономорфизма удостоено Государственной премии РФ.

1 июля 1858 года на заседании Лондонского Линнеевского общества была рассмотрена небольшая записка, всего несколько страниц. Она касалась вопроса о происхождении биологических видов. Учёного, написавшего её, звали Чарльз-Роберт Дарвин.

Изложенные им мысли за два года облетели весь мир. Его гипотеза (не имевшая доказательств) приобрела неожиданную популярность. 1200 экземпляров книги «О происхождении видов путём естественного отбора» были раскуплены в один день! Имя Дарвина, до тех пор известное лишь среди специалистов, скоро стало известно всему миру.

Сам он после опубликования своих идей тяжело заболел, эта болезнь не оставляла его до самой кончины. Он не выносил дневного света и был вынужден жить в полумраке собственной квартиры. Руки его были настолько слабы, что ему было тяжело держать книгу. Дарвину трудно было общаться с людьми, он редко приглашал гостей. После получасовой беседы даже с хорошо знакомыми людьми он чувствовал себя дурно и целую неделю не мог никого принимать.

Явно, что дух его не был мирен. Он то писал: «Невозможность признания того, что великий и дивный мир с нами самими как сознательными существами возник случайно, мне кажется главным доказательством существования Бога», то с ненавистью поносил веру христианскую. Не явился ли столь тяжкий недуг справедливым наказанием Дарвину за идеи, послужившие развитию материализма? Многие великие учёные, современники Дарвина (Р. Вирхов, Л. Агасис, К. Бэр, Р. Оуэн, Г. Мендель, Л. Пастер) поняли, в какие материалистические дебри ведёт дарвинизм, и боролись с этим лжеучением. Они указывали на то, что идеи Дарвина ложны и противоречат фактическим данным.

Зато Маркс и Энгельс приветствовали его учение. Маpкс неоднократно говорил, что труд Даpвина - «естественно-научная основа понимания исторической боpьбы классов» (видимо, подразумевая выживание самых «приспособленных»), и даже хотел посвятить Дарвину свой «Капитал», но тот отказался.

Сегодня, когда Россия заново открывает для себя истину веры и Священного Писания, вновь открывает для себя Русь святую, мы переосмысливаем эволюционную теорию и с удивлением спрашиваем себя: как такое заблуждение вообще могло обрести популярность и всеобщее признание?

С потерей веры упал авторитет Священного Писания и творений святых отцов, стали казаться прогрессивными нелепые материалистические идеи. Ещё в 1885 году наш знаменитый соотечественник Н.Я. Данилевский писал, что «теория эволюции не столько биологическое, сколько философское учение, купол на здании материализма, чем только и можно объяснить её фантастический успех, научными достоинствами никак не объяснимый».

Авторитетный современный учёный, директор Института общей генетики, академик РАН Ю.П. Алтухов, сопоставляя дарвинизм (а также и неодарвинизм - синтетическую теорию эволюции) с современными научными данными, заключал, что «гипотеза, выскользнувшая у Дарвина и захватившая умы на целых полтора столетия, завела науку в тупик, в современной науке места для дарвинизма как научной теории не остается!». Учёный констатировал важный факт: «Замена дарвинистами Господа Бога естественным отбором нанесла существенный ущерб не только развитию естественных наук, но и самого человечества».

Группа биологов Московского государственного университета во главе с академиком Алтуховым совместно с издательством Свято-Троицкой Сергиевой лавры выпустили в свет новый учебник биологии для школьников («Общая биология. 10-11 классы», автор С.Ю. Вертьянов, под редакцией Ю.П. Алтухова, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006), в котором впервые говорится о противоречивости и несостоятельности эволюционных гипотез. Школьникам рассказывается о единственно разумном и неопровергнутом никакими научными данными варианте происхождения жизни в результате сотворения её Богом. Во вступительном слове заслуженный профессор кафедры генетики биофака МГУ, лауреат Государственной премии РФ академик Ю.П. Алтухов обращается к школьникам со словами: «Перед вами - первый учебник биологии, не стеснённый материалистическими рамками. Мы возвращаемся к Богу, на протяжении столетия вычеркнутому из нашей жизни.

Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога.

М. В. Ломоносов

Минувший атеистический век крайне пагубно отразился на развитии биологии, ряда естественных наук и самого человека. В угоду вседовлеющему материализму положения гипотезы эволюции возводились в догматы, противоречащие научным фактам. Господа Бога заменил в умах поколений «всемогущий» естественный отбор. Ответственность за эту подмену в значительной степени лежит и на ученых. Ведь одна из обязанностей науки - свидетельствовать о правде; ответственность учёного выше, чем врача: последствия его деяний могут затрагивать судьбы миллионов.

За последние 10 лет мои представления о мире и человеке претерпели коренные изменения и привели к твёрдому убеждению в том, что наш мир - результат высшего творческого замысла. Сложность, комплексность и саморегуляция в мире живого таковы, что неизбежно приходишь к заключению о наличии Плана – и, следовательно, места для случайности не остаётся. Я пришёл к выводу о существовании Творца ещё и потому, что труды моих сотрудников и мои собственные работы показали, что не только происхождение человека, но даже и происхождение обычных биологических видов не может иметь случайный характер. Окружающий мир не может быть результатом естественного отбора.

Тщательное исследование Священного Писания даёт все необходимые предпосылки для твёрдой веры. Таким образом, вера и объективное научное знание не противоречат друг другу - они говорят об одном и дополняют друг друга. Мы надеемся, что после длительного отступления от веры в жизни общества вновь возобладает мировоззрение, основанное на христианстве, определявшем формирование европейской культуры на протяжении двух тысячелетий».

Наталья Николаевна МАТВЕЕВА


"ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЖИЗНЬ"

Размышления православного священника

Святые отцы в горестях чаще думали о радости, а в радости помнили о горестях. В этом заключена духовная мудрость.

А мы все заунывали от приходящих ветров антихристовых. Хотя Апокалипсис нам не только страшное открывает, но и о радостном говорит. А мы не внимаем, страхи поглотили нашу душу, потому что все немощны.

Святые отцы в своих рассуждениях много успокоительного открывают. Разве страшно будет только нам, верующим? Да сколько людей уже живут страхом смерти, страхом опасности и мучений, ибо все это - для всех людей, только в разное время. А мы печалимся? Да мы глупее неверующих! Разве не нам обещано избавление, не нам сказано о том, что Господь приготовил любящим Его? Или мы не хотим быть достойными этого дара? Видимо, не хотим, ибо Духа Божиего нет в нас из-за нашего малодушия, из-за нашего неверия.

Мы растворили свою душу в радостях этого мира, и его предстоящая гибель пугает нас. Наши грешные души разрываются между миром и Богом, желая соединить несоединимое. Мы не верим Богу своему, Который обещал нам Свою Силу, в немощи совершающуюся. Не в обычной немощи, когда мы ленивы, а в немощи, послушной Богу, когда человек, осознавая свою несостоятельность, отдает себя в руки Бога.

•••

Люди, мы - странные существа… Есть очень страшные, прямо жуткие вещи - мы же совсем их не боимся и… даже любим; а есть - простые, обыкновенные, обыденные ситуации, а мы их очень боимся. Отчего такая перевернутость в нас? Мы чего-то не видим, чего-то недопонимаем? Что с нами происходит?

Вот - змея, она страшна своим жалом, в нем заключена смерть. Если жало вырвать, то все другое в ней не страшно. Вот - смерть, ее жало - грех, если вырвать грех, то смерть уже и не смерть, а переход в Вечность. Мы каждый день умираем (умираем каждому дню) без всякого страха. Чего же бояться? День прошел - и, слава Богу, завтра будет день другой… Время впадает в Вечность, приходит наше время, и мы вместе с ним входим в Вечность - все так естественно, нормально…

Ошеломляющий страх смерти порождает ужасающее зло этого мира, корень которого кроется в грехе, потому его Господь и запретил. Из этого корня растет все жуткое разнообразие противоестественных страхов. А в чем жало самого греха? Его жало - в непостижимом «таинстве» обмана. Собирательная суть обмана, собирательная суть греха в том, что мы веруем во что угодно, но только не в Бога. Да и когда в Бога веруем, то веруем не так, как должно. Мы веруем кому угодно, даже тогда, когда наверное знаем - обманывают. И не верим Богу, обетования Которого подтверждены всей историей жизни. Потому безумные страхи сковывают нашу душу при мысли о смерти.

«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте», - говорит Христос (Ин. 14, 1), ибо веровать в Бога так же естественно, как верить в завтрашний день. Верою преодолеваются все страхи, и страх смерти тоже.

•••

В нашем положении постоянно согрешающих важно рассудительно относиться к Заповедям Бога.

Есть формальный подход к исполнению Заповедей и есть жизненный подход.

В чем заключается формальный подход? Внешнее, естественно, должно исполняться, но рассчитано оно на среднего нормального человека, живущего в нормальных условиях, что для современной жизни почти нереально. Жизнь изобилует всякими искушениями, обстоятельствами повышенной сложности и т.д., потому формальный подход к Заповедям - это нежизненный, лицемерный, фарисейский подход. Иисус Христос разрушил формальный подход словами: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27).

Все - для человека и его спасения. И часто так бывает, что жизнь влечет человека по бездорожью, где соблюдать правила «дорожного» движения просто невозможно, невозможно не запачкаться, невозможно не упасть. Но человек живет, и Господь не хочет смерти грешника, потому-то необходимо применять Божий закон и к условиям бездорожья. Заповеди - идеал, общее направление, согласно которому и нужно направлять свою жизнь.

Почему Заповеди даны в идеале? Наверное, потому, что Заповеди - это дверь, за которой - Вечность. Они - предел земного движения, обозначение границы между временным и вечным. Они к нам пришли из Вечности, с тем чтобы увести нас в Вечность, они приглашают нас в другое бытие - из плоти в Дух. Потому так трудно соблюдать Заповеди, ибо это - другая жизнь. Заповеди нас «высиживают» для вечной жизни, они не дают нам успокоиться в нашем теплом болоте. За это мы на них и сердимся.

Нужно Бога любить и совесть чтить, а остальное - как получится. Никто не волен родиться где и когда хочет и никто не волен над обстоятельствами своей жизни. Но именно в них сохранить по возможности и то, что Бог вложил в понятие святости, и есть главная задача христианской жизни и главная ее радость.

•••

Господь дал Заповедь о сохранении субботы и Сам ее нарушал, когда на то была необходимость в положительном ее разрешении.

Заповеди - это не какой-то непреложный абсолют, за который заходить нельзя. Они очень желательны, ибо делают жизнь по-настоящему красивой, но нет идеала, который сбылся бы на земле, все они - влекущие.

Бывает нарушение Заповеди для сохранения жизни. Например, есть заповедь «не лжесвидетельствуй», но когда ты покрываешь грех своего брата, говоря, что «ничего не было», то это бывает милосердие: с кем чего не случается… Прав Иосиф: узнав, что Мария беременна, хотел тайно ее отпустить, а по Заповедям ее должны были побить камнями (см. Мф. 1, 19-25). И так во всех Заповедях. Нужна благожелательность, нужно понимание, нужна рассудительность, потому что жизнь шире всяких ограничений. Она - вечная радость свободных тварей. Заповеди - звезды, правильно определяющие направление: сюда, к Богу, к Вечности, для всех и навсегда. Проходя вперед (ну, пусть даже в грязной обуви), нужно только идти осторожно, сильно не топтать, не забывать о благоговении, ведь впереди - Вечная жизнь.

Нарушение Заповедей возможно, но только обязательно - в положительном наклонении к милосердию, к пониманию, к состраданию… Иначе зачем дана человеку совесть? Послушать совесть - это посоветоваться с Богом.

Есть она, Совесть, - вечный совещательный голос вечной рассудительности нашей души. Да будет он благословен!

•••

Время - загадочное явление. Оно течет… И течение его ни от чего не зависит. Оно влечет нас через различные обстоятельства, которые от нас тоже не зависят, а вот мы от них зависим, и очень…

Несомненно, сегодняшнее нечестие и сверхъестественные соблазны - как проливной дождь, постоянно идущий (потопный дождь). И он ведь промочит всех - некуда от него спрятаться. Как же нам быть? А как быть тем, кто родился и вырос под таким дождем? Ведь дождь этот - гибельный. Гибельный и для тела, и для души. И самое страшное - растление детей, которые сами не понимают, что их растлевают. Легко быть хорошим, когда вокруг много хороших, а вот как быть, когда все не так?

Боль сердца, совесть вопиют к Богу о помощи, о снисхождении. По человеческому рассуждению спрос без учета обстоятельств несправедлив, должны быть «льготы». И они, наверное, будут: «…всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2, 21). Бог, Благий и Человеколюбец, разберется со всеми не только по праведности, но и по милости: «кого миловать… помилую, кого жалеть… пожалею». Дни эти особенные, и потому, наверное, как-то по-особенному будет строиться ответственность. Блаженны, кому Господь не вменит греха. И, конечно же, это будут те, которые приложат все силы к тому, чтобы остаться людьми, будут стремиться к спасению.

Но сегодняшнее время знаменательно тем, что многие не хотят быть людьми - это тяжело, скучно, несовременно. Оправдывая себя, они говорят: «Время такое, ничего не поделаешь». А ведь есть в этом правда, ибо все трудное вообще сегодня стало еще труднее. По-видимому, когда это «трудное» станет невозможным (а дело идет к тому), тогда и совершится Второе Пришествие Христа.

Границы «невозможности» сужаются, это все ощутимей… Однако всегда во всех таких рассуждениях важно помнить: «…невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).

•••

Воскрешение четырехдневного Лазаря преубедительно, ибо покойник смердел… Но люди все равно не поверили. Не поверили, что Иисус Христос - Бог, потому что не хотели такого Бога… Им нужен был другой, свой, гордый бог, бог их представлений, «бог во имя свое». Они его сочиняли и измеряли собою, своими понятиями. Безконечное множество человеческих страстей породило столько искажений относительно суждений о Боге, что людям стало не под силу услышать Правду, Истину о Нем. «Они» тогда - это «мы» сегодня.

Вот почему Он взошел на Крест. Крест Господень - предел безпредельного самоотречения как путь к Вечности. Крестом для человека исчерпываются и любовь, и свобода, ибо любое самоотречение - это начало любви, то есть прорастание в Вечность.

Способностью к самоотречению в полной мере определяется качество человека и безошибочно предопределяется его вечная судьба, причем им самим, его отношением ко Христу и к Его Кресту.

•••

Сегодняшняя нравственная катастрофа - она не только в России происходит, мир со всех сторон идет к своему концу.

Мы - христиане последних времен, вся Небесная Церковь сосредоточила внимание на нас - последних, за которыми закрывается завеса времени: «…и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр. 10, 6).

Христиане последних времен - пожелтевшие, поблекшие листья, ветром времени раздуваемые над пропастью последних искушений. Все в мире устало от мрака грехов - все тянется к чистоте вечного Света; все износилось от фальши и лжи - все чает великого очищения. Миру предстоит обновиться. Нам бы не затеряться в этом смятении стихий и событий.

Апокалипсис - это высшая степень торжества жизненной правды, очищающей землю от всякой лжи и фальши. Нам не хватает такого понимания, потому необходимо учиться (срочно учиться) не цепляться за то, что обречено.

Наша вера, вера православных христиан - самое непостижимое из всех непостижимостей. Она - невидимая сила, реальнее которой ничего в мире нет. Эта вера, живущая в наших сердцах, - вернейший залог благополучного преодоления всех искушений и вечного обретения Бога.

•••

Всемогущество Божие проявляется не столько в движении стихий, в преодолении законов естества, в изменении событий, сколько в том, чтобы изменить сердце человека и научить его терпеть, смиряться и любить. То есть совершает самое главное дело жизни - спасение от греха (растления).

Свидетельств Божьего присутствия в сегодняшнем нравственном погроме - великое множество. Но мы привыкли «не туда смотреть», и потому не ощущаем нашего смиренного Бога, кротко стоящего возле каждого из нас, всматривающегося в веру нашего сердца, чтобы помочь ему… терпеть, смиряться и любить.

Он, Который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20), совершает Свой суд над каждым из нас, и это нам помнить сегодня чрезвычайно важно. Нельзя перестроить обстоятельства, изъять нас из них, чего мы очень хотим, а нужно изменить наше отношение ко греху, с которым мы сроднились.

И беды, и скорби, которые обступили нас, - все посеяно и взращено нашей гордыней. И мы должны смиренно пожинать этот урожай.

Когда светит солнце - все оживает, даже грязь бывает какая-то веселая. Под солнцем радуется и скорбная, больная душа.

Вообще, радоваться нужно уметь (учиться). Нет и не может быть в мире такой скорби, которую бы Свет Христов не претворил в радость, нужно только веровать в Бога: «…веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12, 36).

Беды, скорби, вся злоба мира - это замечательное пособие в познании сути жизни. Сегодняшнее вулканическое извержение греха и все последствия, которые он тянет за собой, объясняют сомневающимся, что грех есть зло, зло настоящее, и уничтожить его может только Бог.

•••

В Православии нет секретов, но есть тайны, поэтому Евангелие предлагает воспринимать жизнь по-детски, ибо в познании тайн жизни мы всегда дети и как бы многие гордые души ни пытались вскрыть тайны бытия, ни у кого ничего не получилось. Наше желание быть как боги, чтобы все понять, безрассудно, ибо конечное и несовершенное есть нам приговор.

Понять этого не может гордость, когда, не уразумевая простого, покушается на сложное. И те противоречия, которые терзают наши души, отчасти созданы нашей гордыней - мучаемся тем, чего нет нужды разрешить.

Разум светит нам, чтобы не споткнуться в темноте на нашем коротком пути, большее ему недоступно. Мы - всегда дети, очень важно об этом не забывать. И в этом мире - мы в детском саду, в котором нас готовят к Вечной жизни.

•••

«…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

«…Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

Значит, Святая Церковь Христова при самых тяжких обстоятельствах БУДЕТ. При всем внешнем и внутреннем нестроении Она одна будет стоять. Вопреки всем кажущимся невозможностям Она одна все-таки будет возможна. Конечно, не в силе, не в славе, как всегда хочется мыслить о Церкви. И географически, и количественно, и качественно будет ее уничижение до последнего предела, ибо Церковь идет путем Креста. В растерзанном грехом мире не может быть благополучной Церкви.

•••

Что на сегодня главное? - Сохранение Православия и России. Это самое главное, очень нужное, но сегодня невозможное, а значит, и ненужное?

Спасать нужно то, что можно спасти, что зависит от нас, за что мы отвечаем непосредственно. Как мы можем влиять на то, что от нас не зависит?

Думается, сегодня нужно обратиться к своей душе, сосредоточиться на ней. В действительной жизни все действительно значимое заключено в зародыше искреннего покаяния, что и есть забота о своей душе. Без такого личного лечения мы не поймем того, что необходимо сегодня понять.

Все силы души необходимо сосредоточить на себе, на своем. Все другое - обман. Только через себя мы можем выйти на что-то полезное, если оно в планах Господних. И тогда как бы сами собой, без нашего, казалось бы, активного внешнего вмешательства, возродится дорогая нам Россия и сохранится наше Православие, которое есть душа русского человека.

Протоиерей Иоанн Гончаров


ЗАПИСКИ ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Валерий Мельников – литсотрудник одной из новосибирских газет, а также староста православного храма. В его блокноте накопилось много невостребованных записей. Как и любому журналисту, ему невольно приходится быть свидетелем тех или иных ситуаций, которые не всегда выливаются в статьи. Некоторые из них мы печатаем в этом номере. И приглашаем читателей самим домыслить коротенькие записки из его блокнота, ведь каждая из них могла бы стать отдельным рассказом – с притчевым сюжетом и поучением.

Женщина просит свечи на лечение: сын болен нейродермитом, и экстрасенс обещала его вылечить. Но чтобы «открыть вселенную», нужны церковные свечи. Доводы, что это для мальчика может оказаться пагубно, женщине показались неубедительными. Прошло около года, и она появилась в храме вновь. Глотая слёзы, рассказала, что после лечения у экстрасенса кожа у мальчика полностью очистилась, но недавно врачи определили у него злокачественную опухоль.

•••

В церковной лавке бабушка приценивается к книгам. «Эта книжка сколько стоит?» – «Тридцать рублей». – «Дороговато. А молитвослов?» – «В мягком переплёте – двенадцать, в твёрдом – тридцать пять». – «Ох, милочка, хотела с пенсии книжку купить, да, видно, не по карману. Покажите мне вон ту серебряную цепочку за триста рублей, хочу внуку подарить».

•••

Пожилая женщина умерла без покаяния. Накануне верующие родственники уговорили её исповедоваться и причаститься. Пришёл молодой священник. Исповедоваться у такого молодого женщина отказалась. Когда нашли пожилого, было уже поздно.

•••

Во время литургии в церковной лавке раздался телефонный звонок: плачущая женщина просила срочно пригласить священника исповедовать и причастить умирающую. Во все храмы, куда она звонила, отвечали одинаково: нужно было заказывать заранее, а сейчас все батюшки заняты. И хотя в этом храме служил один священник, ему всё же передали записку в алтарь. Через некоторое время прихожане увидели, как священник вышел из алтаря, дал указания клиросу и куда-то уехал. Минут сорок клирос читал акафисты, прихожане ничего не спрашивали и молились. Потом священник вернулся и служба продолжилась. По окончании литургии все отметили, что прошла она как одно мгновение.

•••

После молебна на освящение мёда батюшка попросил прихожан не толкаться, когда пойдут разбирать свои ёмкости с мёдом, и напомнил евангельские слова: кто будет здесь последним, там будет первым. Нужно было видеть, как бабушки чинно уступали место друг другу.

•••

Знакомый перенёс тяжелейшую операцию, процент выживания после которой не превышает десяти. Молитвами близких и дорогостоящими лекарствами человека, к удивлению врачей, вытянули практически с того света. Но удивительно другое – после операции человек ни на грамм не изменился.

•••

В заявлении электрика на имя епархиального секретаря написано: «Прошу выдать мне со склада десять лампочек для освящения храма». Резолюция секретаря: «Ваня! Ты электрик, а не иподьякон. Слово “освещение” пиши через “е”».

•••

В храме встретил знакомую. Пришла поблагодарить Господа за чудесное спасение: ехали с мужем ночью по шоссе на приличной скорости и врезались в стоящий на дороге трактор. Машина вдребезги, сами вылетели на обочину и отделались лёгкими ушибами. Прибывшая милиция никак не могла поверить в то, что ехавшие в машине остались в живых. Спрашиваю: «Машину не жалко?» «Что ты, – отвечает. – До сих пор в себя не можем прийти от радости, что живы остались. Какая уж тут машина». Приблизительно через месяц встречаемся вновь. Знакомая рассказала, что они с мужем судятся с организацией, чей трактор стоял на обочине. Требуют компенсацию. Жалко машину.

•••

Из всех моих знакомых священников, один, рукоположенный года четыре назад, выделялся особо. Если с другими батюшками разговоры шли в основном о том, что, где и почём можно купить для реализации, то с ним мы разговаривали о вере, о традициях, о проблемах современной духовной жизни. Но вот молодого батюшку с женой и тремя детьми-погодками глубокой осенью отправили в далёкое неблагополучное село. Для окормления общины, состоящей из десятка престарелых бабушек, выделили полуразрушенное помещение. Сам батюшка с семьёй поселился в запущенном жилище с дырами в стене и дымящей печкой. Тут же заболевших детей пришлось отправить вместе с матушкой в город на попечение тёщи, ежедневно напоминающей дочери об ошибке выбора в мужья «нищего попа». В очередной приезд в город батюшка стал у меня спрашивать, что, где и почём можно купить для реализации.

•••

Знакомый батюшка рассказал, как он отвозил своей тёще на дачу доски для строительства веранды. Разгрузив доски, прочитал молебен на начало доброго дела, окропил их святой водой и уехал. Через некоторое время позвонила тёща и посетовала: чтобы закончить всю веранду, не хватило нескольких досок. Батюшка удивился, так как материал привозил с запасом. Спустя несколько дней тёща позвонила вновь. Рассказала, что пришёл сосед и принёс украденные доски, попросил прощения и поведал, что когда начал пилить на циркулярке эти доски, то ничего не получалось: полотна летели одно за другим. Слёзно просил, чтобы зять-священник не держал на него зла.

•••

На приходе два священника. Один немолодой, проповеди читает по бумаге, часто при этом запинается. Другому – нет тридцати. Когда без бумажки говорит проповеди, все в храме замирают. «Златоуст», – говорят прихожане о молодом. Но любят старого.

•••

Скоропостижно в расцвете лет скончалась бывшая сослуживица. Умерла легко, так же, как и жила. Знал я её хорошо, к сожалению, знал и то, чего бы и не нужно было знать. После прощания зашёл в храм и поставил свечу за упокой. При этом не оставляла мысль: как же быть в дальнейшем? Можно ли подавать за неё записки? Ведь в Бога она не верила, жизнь вела не очень благочестивую, да и крещена ли? Выходя из храма, вдруг среди летней жары неожиданно ощутил нахлынувший леденящий холод. До сих пор помню охватившее на фоне этого холода чувство безысходности и жуткой тоски. Понял, что на мгновение соприкоснулся с состоянием души моей умершей знакомой. Не приведи Господь!

•••

Настоятель заходит в алтарь и начинает распекать пономарей. Слова звучат грубо, оскорбительно. В храме всё слышно. Через некоторое время священник делает возглас и приступает к службе. Когда наступает время проповеди и настоятель с умилением говорит о всепрощении и любви к ближним, всем неловко.

•••

Знакомая с восторгом рассказала, как её начальство пригласило священника для освящения нового офиса и батюшка прочитал кучу оберегающих молитв, в том числе и от инопланетян. Не мог поверить, пока не понял, что священник читал слова молитвы, где есть слова с просьбой защиты «от труса (землетрясения), глада (голода), потопа и нашествия иноплеменных».

•••

Подросшие дети перестают ходить в храм. Причин столь печального явления множество, одна из них: дети всегда чувствуют лицемерие и видят, как разговоры их родителей о любви к ближним, о милосердии, о всепрощении резко контрастируют с обыденной повседневной жизнью, где нет ни первого, ни второго, ни третьего.

•••

Мой приятель покрестился. Теперь с гордостью говорит, что соблюдает посты. На днях я выяснил, в чём это заключается. Оказывается, что теперь в дни поста он водку закусывает исключительно рыбой.

•••

Иногда случается, что одного из участников какого-либо противостояния постигает неприятность. «Господь наказал», – говорят его недоброжелатели. «Дьявол мстит», – сочувствуют сторонники.

•••

Всё чаще в храме встречаются давно знакомые люди: бывшие сослуживцы, одноклассники и сокурсники. Удивительное чувство – встретить просто знакомого, а прощаться уже с родным братом или сестрой во Христе.

•••

На протестантской радиоволне молодые люди под струнный оркестр на манер современных шлягеров бодро пели: «За всё Тебя, Господь, благодарим!» Затем в тексте звучали слова, за что именно они благодарили Бога: за хорошее здоровье, за успехи в учёбе, за счастье в личной жизни и т. п. Вот только скорби и немощи, посылаемые нам Господом, о необходимости которых для спасения души так часто писал апостол Павел, протестанты так и не упомянули.

•••

В церковной лавке пожилая женщина заказывает заочное отпевание усопшего супруга. «Сорокоуст заказывать будете?» – спрашивает оформляющая бумаги. «Что вы! И так десять тысяч на похороны потратили!» Сорокоуст в этом храме стоил шестьдесят рублей.

•••

Несколько лет назад городские средства массовой информации сообщили о страшной находке. В мусорном контейнере обнаружили трупик неродившегося пятимесячного ребёнка. По данному факту было возбуждено уголовное дело. В это время у меня было послушание подготовить к изданию плакат, посвящённый проблеме абортов. Мы с фотографом побывали в больнице, где делают аборты, и там нам показали два трупика таких же пятимесячных малышей. Правда, уголовного дела никто не возбуждал – убиты они были на законных основаниях.

•••

Одна только фраза, помещённая в учебнике биологии, может напрочь развенчать миф об эволюции: «Постепенно животные, обитающие в воде, перешли к деторождению». Как это постепенно?

•••

Знакомая рассказала, как уверовала в Бога. Много лет мать упрашивала её сходить в церковь, но всё было безполезно. Перед смертью мать взяла с дочки слово, что она над её гробом прочитает Псалтирь. Во время чтения и уверовала.

•••

На улице остановили меня две девчушки с опросными листами. Попросили уделить несколько минут. Стали задавать вопросы и в зависимости от ответа делать отметки в соответствующих графах: год рождения, семейное положение, образование, уровень зарплаты и т.д. Под конец задали неожиданный вопрос: «В чём вы видите смысл жизни человека?» Услышав: «В спасении своей бессмертной души», начали лихорадочно листать блокнот, выискивая раздел, куда занести ответ, но так и не нашли.



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld