Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2008 год, выпуск № 1 (49)

7 ЯНВАРЯ — РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА


“Христос рождается, славите…” — поёт, ликуя, душа в светлый праздник Рождества Христова. Волхвы принесли новорожденному Богомладенцу богатые дары: злато, как Царю веков, ливан, как Богу всех, и смирну. В лице волхвов весь языческий мир преклонил колена пред Сыном Божьим, хотя они не знали всей правды об искупительной жертве Христа. Но мы-то уже знаем, что Сын Божий принял крестные муки во искупление грехов человечества, знаем, что Ему не нужно богатство, ибо Господь обладает всем миром и неисчислимые богатства недр земных, и всё, что растёт и множится на земле, дарит нам, — людям.

Так что же можем подарить Ему мы? — Любовь и послушание, в знак нашей благодарности за Его милость, за тот Свет истины, который Он нам принёс. Ибо через этот свет, через страдания Господни мы получили наследие вечной жизни, утраченное нашими прародителями.

Празднуя приход в мир Спасителя, мы забываем, что после рождения Христа по приказу царя Ирода были убиты тысячи младенцев. Почему Господь попустил столько невинных жертв? Ведь Господу всё возможно, и предотвращение избиения младенцев также. Да, Господу всё возможно. Но в Евангелии ведь прямо сказано: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасётся» (Мф.10.22). Господь пришёл, чтобы искупить грехи людей и сделать их сынами жизни вечной. И если пострадал Сам Христос, если Он жил в унижении, то как мы можем требовать непомерного блага для себя? Господь, владея богатствами всего мира, не имел в Своей земной жизни ничего: «лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову» (Лк.9.58). Не для того Христос пришёл, чтобы стать царём земным и почивать в палатах, ибо тогда не было бы искупления, не было бы и смысла приходить Ему на землю.

Из Евангелия мы знаем, что из множества слушавших проповеди Христа, Слову Божию внимали не более четверти слушателей. А остальные? Они ведь умилялись услышанному из уст Спасителя, восторгались чудесами, которые являл Господь, но, когда отходили от Христа, всё их умиление пропадало. Слушали — и не слышали, смотрели — и не видели… И в наше время сколько свершается чудес по милости Божией! И что? Людям этого мало, им надо ещё больше чудес, ещё больше подтверждений. Такие люди, явись им Господь в блеске и богатстве, увидели бы лишь внешнюю пышность, не уразумев истины, сказанной Христом: «Царство Моё не от мира сего» (Ин.18. 36) и «Не собирайте себе сокровищ на земле… Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребят и где воры… не крадут» (Мф.6.19,20).

В Рождество Христово празднуем мы и радуемся приходу в мир Спасителя. Если поймём это и будем жить согласно заповедям Христовым, это и будет нашим подарком к Рождеству Богомладенца Иисуса.

Родившемуся Божественному Младенцу — честь, благодарение и поклонение от всей твари отныне и до века.


РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ

Эту удивительную историю поведала мне моя давняя знакомая. Мы часто говорили с Леной о Боге, я много рассказывал ей о подвижниках наших дней и чудесных событиях, связанных с их жизнью, но она лишь качала головой: «Я в такие чудеса не верю. Такого просто не может быть». «Лена, неужели ты считаешь, что я выдумываю все эти истории, – возмутился я. – Ведь все это я видел своими глазами или слышал от людей, которые не могут обмануть, потому что это – грех».

Надо сказать, Лена в то время в церковь не ходила, Господа Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, святых, ангелов и бесов больше воспринимала как сказочных персонажей, нежели как реально существующих, которые находятся рядом с нами в небесном мире и способны влиять на нашу жизнь. И вдруг все переменилось в один миг. В прошлом году Лена после встречи Рождества поделилась со мной:

– Мне очень захотелось попасть на Рождественскую службу. Вначале хотела поехать в собор в город, но оттуда после службы автобусы не ходят, и тогда решила пойти в наш маленький храм. Служба была очень торжественной и радостной. К часу ночи многие уже разошлись, в храме стало просторно, тихо и хорошо.

Я впервые четко слышала все слова, которые говорит священник, и понимала, что поется на службе. Слышала, что Христос родился в пещере в Вифлееме, как встречали Его ангелы, как пришли волхвы с Востока. Мы с подружкой после службы долго ждали крестного хода, но оказалось, что его не будет. И пошли домой. Я сразу же легла спать, мгновенно уснула и во сне снова увидела, как я стою в нашем храме на службе, только все события, о которых говорил священник, происходят на самом деле. Вижу, как в алтаре храма, в пещере, среди домашнего скота, родился Иисус Христос. Самого Младенца не видно, Он в яслях, но, когда Господь родился, такое благодатное Божие дыхание разошлось по всему храму, что даже пламя от свечей наклонилось в нашу сторону. Рядом с яслями стоит Пресвятая Богородица в золотой короне, в ярких, блистающих красных одеждах. Тут же стоят белоснежные ангелы. Потом пришли волхвы, которые были одеты, как короли, и принесли Господу дары. После службы мы вместе с Пресвятой Богородицей, ангелами, волхвами и всеми людьми, кто был в храме, пошли крестным ходом вокруг храма, и нам всем было так радостно с Господом и Пресвятой Богородицей!

Я проснулась такая счастливая, что это чувство не покидает меня до сих пор. Тут же поведала о своем сне сыну. Никак не могла понять, почему я волхвов увидела в образе королей, с коронами, ведь они были знахарями. А он мне говорит: «Мама, так волхвы и были королями. Только что по телевизору передача прошла. В Германии и еще в некоторых странах считают, что волхвы были их королями и пришли в Вифлеем встречать Христа».

– Женя, я теперь верю, что Бог существует, – такими словами закончила свой рассказ Лена.

Может быть, какой-нибудь скептик усомнится в этой истории. Скажет, что не может грешный человек видеть Христа, Пресвятую Богородицу и ангелов даже во сне. Приведет тысячу примеров из истории, как в случае с праведным Иоанном Кронштадтским, который только три раза в жизни во сне видел Пресвятую Богородицу, а некоторые угодники Божьи вообще не сподоблялись такой милости. Убедят всех, что Лена под видом ангелов видела бесов, что она находится в прелести. Но вот только благодаря этому видению моя знакомая – этот очень светлый, добрый и чистый человек, который всех встречает с улыбкой и никому не делает зла, – уверовала в Господа Иисуса Христа, в Пресвятую Богородицу, в тот невидимый небесный мир, который явился ей во сне. От этого чудесного видения она еще несколько дней пребывала в состоянии необыкновенной рождественской радости. Слава Богу, и спаси ее, Господи!

Е.Суворов


«БЕЗ ХРИСТА ЖИТЬ В СУПРУЖЕСТВЕ – ТОЛЬКО МУЧИТЬСЯ»

Семейная жизнь – тяжелое испытание, и только прозорливый батюшка может сказать, как все сложится.

Некоторые жалуются: «Нас старец благословил, а мы все равно развелись». Но ведь священник благословил их вместе жить, а не разводиться. Кто же виноват, что ослушались. Думали, раз старец дал добро, значит, будет не жизнь, а малина. А он на подвиг, на крестоношение, каким является любое супружество, давал благословение, а не на потакание себе, не на равнодушие к ближнему. Отсюда непонимание. Даже у людей, которые часто ходят в церковь, такое случается. А у остальных...

Раньше венчались, чтобы плодиться и размножаться, как Богом заповедано, а сейчас отношение к рождению детей отрицательное. Пропагандируют безопасный секс. Безопасный, потому что заболеваний боятся? Нет, оказывается, далеко не всегда об этом речь. Главная опасность – дети. И даже если произойдет зачатие, то ребенок именуется плодом, с которым можно воевать, которого можно истреблять.

И вот с таким мировоззрением иные приходят и объявляют священнику о своем желании венчаться. Не понимая, что брак – это когда ты жертвуешь собой, а не другими. Желая устроить свою жизнь, удовлетворить похоть, брать, а не отдавать. Какое же может быть благословение Божие на это?

Таинство венчания, оно для христиан. А христиане у нас в основном – крещеные язычники. «У нас вера в душе», – говорят. То есть сам себе некоего бога придумал, удобного, и в него верует, в этого идола, сотворенного из собственного «я».

И одному Богу известно, что может получиться из их желания соединить свои судьбы в церковном браке.

У тех, кто без Бога в душе, без родительского благословления сходится, – шансов почти нет, чтобы они долго вместе прожили. Такие обычно подбирают себе половину после нескольких неудач, уже в зрелом возрасте. Очень редко сейчас люди вне Церкви вступают в брак, чтобы создать крепкую семью, детей нарожать. В основном – для удовлетворения своей похоти. Без Христа же жить в супружестве – только мучиться.

Материал подготовил священник Павел Синицын


НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ БЕСЕД ИОАННА ЗЛАТОУСТА

Не обязательно быть детским психологом, чтобы видеть, как много тягот у сегодняшних родителей и в каком печальном состоянии находятся сегодняшние дети; как они развинчены, агрессивны, безответственны; как откровенно неуважительны к старшим; как, проявляя полное равнодушие к шедеврам искусства и литературы, жадно потребляют молодежную субкультуру, которая на Западе так и называется – «культура рока-секса-наркотиков»; как в них порой нелепо сочетается неандертальское невежество с безапелляционностью и апломбом; как они зафиксированы на деньгах, достатке, атрибутах материального успеха…

Но самое, пожалуй, печальное – это некое чувство фатальной обреченности, которое в связи с уродствами подрастающего поколения охватило взрослых. Дескать, ничего тут не попишешь, такое время, такие обстоятельства, такие дети… Мы и так из кожи вон лезем, чтобы обезпечить им достойную жизнь. Откуда нам взять силы еще и на воспитание?

Шестнадцать веков назад таких «материально озабоченных» родителей наставлял святитель Иоанн Златоуст:«Часто многие из отцов делают все, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа, нисколько не заботятся. Это и расстраивает всю вселенную».

Заметьте, великий учитель Церкви не побоялся придать вопросу плохого воспитания вселенский масштаб. И отнюдь не для красного словца! Сможет ли нормально существовать вселенная, сможет ли, пользуясь гениальным выражением самого Златоуста, «жизнь жительствовать», если сотни миллионов распущенных детей вырастут и станут расчеловеченными, звероподобными взрослыми?

«Итак, – говорит он в той же беседе, – нужно смотреть не на то, чтобы сделать детей богатыми серебром и золотом и тому подобным, но чтобы они были богаче всех благочестием, любомудрием и другими добродетелями, чтобы они не нуждались во многом».

Эти слова (как, впрочем, и христианская этика в целом) явно опровергают нынешнюю идеологию потребления, которая менее всего способствует укоренению добродетелей, которая нацелена на то, чтобы люди с самого нежного возраста нуждались именно во многом, чтобы у них по мере взросления все больше разгоралась жажда материальных благ, удовольствий, комфорта, чтобы завтра они жаждали того, о чем сегодня и не помышляли, – и так до безконечности. Вернее, до могилы.

Но какая бы ни господствовала в тот или иной период истории душевредная идеология, в первую очередь, утверждал Иоанн Златоуст, за воспитание детей отвечают родители: «Не поселил ли Я, скажет Бог, сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в руки твои всю власть над ним? Какое же ты можешь иметь оправдание, если пренебрегаешь его неповиновением? Что скажешь ты? То ли, что он необуздан и упрям? Но это надлежало предвидеть вначале, когда он был способен к обузданию и весьма молод, и обуздывать его тщательно, приучать к должному, исправлять, наказывать душевные болезни его. Почему и говорит премудрый: “Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их” (Сир. 7: 25)».

Далее Иоанн Златоуст приводит пример из Ветхого Завета – о священнике Илии, которого Господь наказал за недостаточную строгость по отношению к взрослым (!) сыновьям. Для сегодняшних родителей, которые боятся строго воспитывать даже малышей, потому что нынче в моде так называемая «недирективная» педагогика, это поучение более чем актуально. «У этого Илии было два сына, предавшихся крайнему нечестию. Он не удерживал и не останавливал их, или, хотя и удерживал и останавливал, но не с надлежащею тщательностью и силою. Тогда как следовало сечь их, выгонять из отеческого дома, он только увещевал и советовал. Посему и говорится, что он не вразумлял их, ибо вразумление состоит в том, что мы наносим рану сильную, решительную и такую, какой требует болезненная гнилость. Недостаточно только сказать или предложить увещание, но надобно внушить и великий страх, чтобы пресечь безпечность юности… Таким образом, Илий сделался детоубийцею. Ибо, хотя сыновей его умертвили враги, но виновником убийства был он, лишивший их помощи Божией своим нерадением о них и оставивший их беззащитными для желающих умертвить их… Это же испытывают многие из нынешних отцов: не желая сечь, они наказывают словами. Не желая опечалить сыновей своих, живущих безпечно и беззаконно, они часто потом видят их схваченными в крайних преступлениях, отведенными в судилище, лишенными жизни… Ибо, когда ты не наказываешь их, они, прилепляясь к людям порочным и развратным, подвергаются общим законам и наказываются перед глазами всех; после такого нечестия бывает большой стыд… Так как мы не заботимся о детях, то и подвергаем их великим бедствиям и часто ввергаем в пропасть».

Ничто не ново под луной! Из приведенной цитаты становится понятно, что сторонники «недирективной» педагогики встречались и в IV веке.

Встречались, судя по следующей цитате, и такие родители, которые, совсем как нынешние, снимали с себя ответственность за воспитание детей, ссылаясь на безсмысленность и безрезультатность воспитательных усилий. «Не говори мне, что невозможно обуздать юность… Все пороки происходят от нашей безпечности, оттого что мы не с самого начала и не с раннего возраста учим детей благочестию. На зрелища ходить мы часто позволяем им, а в церковь – не заставляем никогда».

Сейчас приходится очень часто слышать от православных родителей, что заставлять своих чад ходить в храм они боятся. Дескать, так можно отвратить их от церкви на всю жизнь. А если не приучать? Сами придут? Как знать… То ли придут, то ли нет. И если не придут, какая сила в сегодняшней реальности оградит их от нравственной порчи?

Особенно Иоанн Златоуст был суров к отцам, пренебрегавшим воспитанием сыновей. Трудно себе представить, какие обвинения он обрушил бы на отцов нынешних!

«Как еще осмеливаешься, – гневно вопрошает он, – называться отцом, предав таким образом сына, оставив без внимания растление его всеми пороками?»

И следом дает сильную и жесткую метафору: «Если ты увидишь какого-нибудь беглого раба бьющим твое дитя, то не досадуешь ли, не гневаешься ли и негодуешь, свирепее дикого зверя нападая на бьющего? А видя, как диавол каждый день поражает его, как бесы увлекают его ко грехам, не безпокоишься и не отнимаешь сына от свирепейшего зверя».

Сегодня очень непопулярно воспитывать детей в страхе. Говорят, что ни в коем случае их нельзя пугать никаким наказанием, а уж тем более наказанием Божиим. Златоуст придерживался противоположных взглядов.

«Если бы страх не был благом, то ни отцы не приставляли бы надзирателей к детям, ни законодатели – начальников к городам. Ничто так не истребляет греха, а добродетели не способствует расти и процветать, как непрестанный страх. Поэтому кто не живет в страхе, тому невозможно быть добродетельным… Если бы страх не был благом, Христос не изрек бы много и продолжительных наставлений о тамошнем наказании и мучении. Страх есть не что иное, как стена и ограда» (Беседа 48 // Там же).

Хочется надеяться, что эти несколько цитат из бесед Иоанна Златоуста, касающихся воспитания, показывают непреходящую актуальность его четких, ясных, образных, а главное – истинных поучений. Ведь мы не понимаем, что делать с детьми, потому что сами запутались в разных педагогических «инновациях» хуже детей. А потому стоит ли покупать очередную американскую книжку-инструкцию на тему «как правильно воспитать правильного ребенка»? Не лучше ли набраться ума, поинтересовавшись, что говорил о воспитании отец Церкви Иоанн Златоуст?!

У святителя Филарета Московского, которого, кстати, называли «русским Златоустом», есть гениальное изречение: «Христос – это вечная новость». Так можно сказать и про дивного святителя Константинопольского.

Напоследок еще одно обращение его к нам, родителям XXI века: «Хотя бы вся наша жизнь была благополучной, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей. Дети – не случайное приобретение. Мы отвечаем за их спасение».

Ирина Медведева, православный психолог


СЛОВО К СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЕ

Как многотруден путь человеческой жизни! Сколь много на этом пути испытаний! Много испытаний в жизни человеческого общества всегда приходилось переносить женщине. В наше время женщине особенно трудно сохранить верность своему призванию и предназначению. Женщина! Известно, что жизнь твоя сегодня нелегка: меняющееся настроение духа, различные недоуменные вопросы, действие страстей, взаимоотношения с мужем, воспитание детей, трудности экономической жизни, проблемы на работе, жизненная суета, страх завтрашнего дня. Ты попадаешь в некий лабиринт, из которого трудно выбраться. Очень хочется помочь тебе найти выход из этого лабиринта. Но это будет зависеть оттого, насколько ты прислушаешься к словам, здесь сказанным.

Ты говоришь, что сейчас трудно жить, времени ни на что не хватает, что ты ничего не успеваешь. Как известно, есть в жизни вопросы главные и есть второстепенные. Часто мы тратим время и силы именно на второстепенное, а на главное нас не хватает. Вот ты сетуешь, что у тебя очень много дел: семья, работа, а тут еще и самой нужно «хорошо» выглядеть. Значит, ты еще находишь время на то, чтобы привести себя в «надлежащий» вид («хорошо» выглядеть)? Значит, тратишь на это и время, и силы, и средства?.. Как ты думаешь, насколько важен для женщины внешний вид? Каков он должен быть? Побеседуем же здесь немного об этом.

Знаешь ли ты, что по причине соединения в человеке души с телесным составом внутренняя и внешняя жизнь человека взаимосвязаны? Поэтому внешний вид определенно влияет на духовно-нравственный облик человека, а часто и формирует его. В этой связи одежда человека имеет немаловажное значение.

Знай, что страсть к украшению в одежде является следствием нерадения о душе. Кто заботится о телесном украшении, тот часто забывает заботиться о душевном. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6; 21) — говорит Господь. Страсть к одежде показывает, что сердце желает внимания к себе, суетной чести и славы, а это закону Божию противно. «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Иоан. 2; 15). «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3; 2) — взывают к нам святые апостолы.

Теперь смотри, достоинство и ценность какой-либо вещи состоит, как известно, не в обертке или футляре, а в самой вещи. Спаситель сказал: «Душа не больше ли пищи, и тело одежды» (Мф.6; 25). Добрые душевные качества, безусловно, выше внешней красоты. В этом мы можем убедиться хотя бы на таком примере. В зависимости оттого, какой образ жизни ведет человек, какими чувствами в тот или иной момент жизни наполнен он, лицо человека может быть красивым или безобразным. Лицо, внешне красивое, в какой-то момент может быть искажено гневом, злобой и от этого становится безобразным, а лицо, казалось бы, внешне не особенно привлекательное, часто удивительно красиво, как выражаются еще — одухотворенно, потому что этот человек имеет добрый и кроткий характер. «Красота телесная от всего повреждается, и если даже хорошо сохраняется, если ни болезнь, ни заботы не искажают ее, — что, впрочем, невозможно, — и тогда она не продолжается и двадцати лет; а эта (красота душевная) всегда цветет, никогда не увядает; она не боится никакой перемены, ни наступившая старость не наводит на нее морщин; ни болезнь не заставляет увядать, ни безпокойная забота не вредит, но она выше всего этого» (святитель Иоанн Златоуст). Без добрых достоинств душевных, без духовной красоты — христианских добродетелей внешняя привлекательность не является истинной красотой. «Истинная красота познается не по внешнему виду, а по нравам и пристойному поведению (святитель Иоанн Златоуст). Поэтому любая женщина, если она не живет христианской жизнью, какой бы она одеждой и косметикой не украшала себя, не может являться истинно красивой. Во все века высшими душевными качествами и достоинствами женщины являлись: страх Божий, кротость, целомудрие, стыдливость — это всегда, как ничто иное, украшало и украшает женщину. Это всегда отличало ее на земле от всего неизменного и грубого. К сожалению, сейчас женщина теряет эти качества и становится все более безобразной.

Задумывалась ли ты, почему женщина пришла сейчас в такое плачевное состояние? Ты желала бы быть свободной и вести независимый образ жизни? Посмотри, к чему это приводит. Процесс эмансипации женщины чудовищным образом повредил женщине, отчего она сама же сейчас и страдает.

Делом непозволительным и безчинным является то, что часто современная женщина одевается в мужскую одежду (брюки, шапка...). Между тем, 62-м правилом VI Вселенского собора святые отцы строго определяют: «никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду, мужу свойственную» (!) Нарушающие это правило миряне отлучаются от общения церковного.

Женщина не должна стричь свои волосы! Св. апостол Павел говорит, что «если жена (женщина) растит волосы, для нее это честь» (1 Кор. 11; 15).

Женщина должна покрывать свою голову, ибо всякая женщина, если у нее не покрыта голова, «постыжает свою голову; ибо это то же, как если бы она была обритая» (1Кор. 11; 5). О значении головного покрова для женщины св. апостол Павел говорит в первом послании к Коринфянам (1Кор.11; 8-10).

Характерно, что до октябрьского переворота (1917 г.) женщины в общественных местах были всегда с покрытой головой. Следует заметить, что духовно-нравственное падение женщины активно началось с 20-х годов XX столетия, когда начались «упраздняться» и выходить из употребления головной убор и благопристойная одежда.

Тебе будет полезно узнать, что свидетельствует нам история. В жизни св. мученика Арефы (24 октября/ 6 ноября) повествуется следующее. В VI веке по Рождестве Христовом нечестивый царь Дунаан обманом захватил христианский город Негран (в Аравии) и потребовал от жителей отречься от веры во Христа Бога. Христиане отвергли нечестивое требование. Среди жителей города была молодая знатная вдова-христианка. Дунаан повелел снять с нее головной покров и с распущенными волосами водить ее по городу Во время шествия ее по городу с обнаженной головой взиравшие на нее женщины сочувственно плакали. Таким образом, видишь, даже обнажение головы для женщины раньше являлось позором и безчестием. В наше же несчастное время современная женщина воспринимает головной платок, кстати, так уцеломудривающий женщину, как предмет «мракобесия» и «фанатизма». Очевидно, ты боишься, что, если покроешь голову платком, всем откроется, что ты христианка и ходишь в церковь? Но разве можно бояться исповедовать Господа? Господь исповедает перед Ангелами Божьими тех, кто исповедает Его перед людьми (Лк. 12; 8), а тех, кто отвергается Его перед людьми, тот отвержен будет Им перед Ангелами Божьими (Лк. 12; 9).

Поразительно стремление современной женщины к обнажению. Сейчас женщина прибегает к одежде для того, чтобы не столько прикрыть свою наготу, сколько наоборот — обнаружить ее; одежда женщины часто весьма прозрачна или явно выделяет формы тела.

В последнее время уже с ранней юности девица теряет естественную стыдливость женского пола, усваивает образ жизни, свойственный мужчине, стремится к ранней самостоятельности, теряет девственную чистоту, говорит дерзкие слова матери, желает избавиться от попечений о ней отца, наконец, охлаждается к Церкви...

Юная дева, у тебя с 12-13 лет накрашены губы? Зачем? Ты торопишься стать взрослой? В жизни все должно быть в свое время и на своем месте. Недозревший плод, если преждевременно срывается с дерева, то выбрасывается и пропадает. Помни об этом. Украшай свою душу добрыми христианскими качествами, возрастай в благоразумии и целомудрии, ибо ничто «не украшает так юного возраста, как венец целомудрия», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

С каким легкомыслием девица, желая поскорее выйти замуж, рано теряет девственную чистоту! Храни девственность до венца, не спеши замуж, не бойся, что юноше не понравится твой «слишком» целомудренный вид. Одно плотское влечение, без общности веры и единения душ — очень непрочное основание для будущего создания семьи. По этой-то причине сейчас распадаются молодые семьи.

Женщина, помни, что растленный внешний вид матери растлевающе действует и на детей. Когда вырастут дети такой матери, она не возрадуется о них, потому что увидит плоды своей безпечной жизни, и тогда пожнет горе и слезы.

И ты, почтенная старица, зачем стесняешься своих седин, серебристым овалом так украшающих твое лицо? Ведь неразумно и погрешительно поступают те женщины, которые стесняются своего пожилого возраста. Как каждое время года имеет свою особенную красоту, так и каждый возраст человека имеет свою неповторимую красоту и свое достоинство.

Теперь сама рассмотри следующее. Не правда ли, все любят цветы. Да, цветы прекрасны. Сейчас стали изготовлять искусственные цветы. Так вот, как искусственные цветы никогда не превзойдут по своей красоте и неповторимости цветов естественных, так и лицо, «сдобренное» косметикой, с выщипанными бровями, никогда не превзойдет красоту естественного лица. В косметике кроется нечто обманчивое и мертвящее.

Каждый человек красив по-своему. Как ты думаешь, если бы художник написал хорошее изображение какого-либо лица, а другой, неискусный, переправил бы это изображение по-своему, не стал бы всякий смеяться такому безумному делу? То же самое делают и те женщины, которые пользуются косметикой. Бог и Создатель наш дает каждому человеку весь состав тела и души, а вместе с тем и изображение лица. Но когда люди подкрашивают лица свои, то дерзают переделывать дело Его и через это оскорбляют Бога — Создателя своего, а вместе с тем сами себя отдают разумным людям в посмеяние, а юным сердцам в соблазн... Вот к чему ведет украшение женских лиц! Таковые дерзают переделывать дело Божие, как будто нехорошо соделанное. Не богохульство ли это?

Тебе не кажется, по меньшей мере, странной привычная картина сегодняшнего дня, когда идет по улице женщина с волосами на голове, природный цвет которых, по причине частого перекрашивания, определить уже невозможно? Помни же, что волосы красить нельзя.

Теперь обрати внимание на еще один очень серьезный вопрос. Пластические операции!.. Недопустимы никакие пластические операции лица с целью «улучшения» красоты и так называемое «омоложение» лица! Человек, совершая пластические операции — создавая разные «модели» своего лица, желая быть не таким, каким Бог соблаговолил ему родиться, дерзает изменить свою внешность. Подобные поступки — мерзость перед Богом!

Ты спросишь: почему «нельзя», почему «недопустимо»? К великому несчастью нас же самих, мы сейчас забыли слово «нельзя», мы считаем, что нам все можно. Не оттого ли мы пришли в столь катастрофическое духовно-нравственное состояние?!

Ты скажешь, что имеешь право выглядеть так, «как хочешь». Но не от этого ли страдает человечество, что каждый живет «как хочет»? Каждый желает жить не по Божией воле, а по своей воле, по воле падшего человеческого естества, и сам же потом от этого страдает.

Ты заметишь, что «неважно, как выглядеть внешне, главное — иметь веру в душе!» Но, как об этом уже было сказано, внутренняя и внешняя жизнь в человеке взаимосвязаны и внешний вид оказывает влияние на внутренний облик. В вере нет мелочей, нет чего-либо незначительного, без чего можно было бы обойтись. «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16; 10).

Конечно, тебе сейчас нелегко. На работе требуется выглядеть «как все», дома муж требует, чтобы ты тоже выглядела не ниже «общего» уровня, но ведь богоугождение и спасение души превыше всего — это главное, ведь Господь говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а одному нерадеть» (Мф. 6: 24).

Часто женщины, оправдывая свой безобразный вид, говорят, что не хотят «отстать» от моды, а между тем, следует сказать, что мода оказывает сильное воздействие на жизнь женщины. Взгляни: появляются в одежде «мини», всевозможные «вырезы» и «разрезы», и женщина ведет себя «соответствующе», появляется уродливая женская одежда с расширением в плечах, и у женщины появляется мужеподобное поведение, совсем не свойственное ей по природе. Поэтому женщина должна не «гнаться за модой», а, как это ни покажется тебе странным, сохранять себя от воздействия моды. Средствами, которые усиливают воздействие моды, являются: телевидение, кино, эстрада, журналы мод, так называемые «конкурсы красоты», реклама. Реклама представляет современной женщине «достижения» моды как нечто обязательное для повторения и применения в жизнь. Но мода критерием являться не может, потому что с течением времени «нормальным» становится как раз то, что раньше, в доброе благочестивое время всеобщего христианства, справедливо считалось ненормальным, безобразным и позорным.

Женщина, ты уже стесняешься выглядеть целомудренно? Ты хочешь «соответствовать» духу времени? Ты связана мнением грешного человечества? Ты боишься «отстать» от общего устремления большинства человечества к вечной погибели? Но разве ты не знаешь или забыла, что необходимо слушать более Бога, нежели грешных людей? (Деян.4;19).

Святой апостол Павел говорит о том, чтобы женщины «в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя... не многоценною одеждою, но добрыми делами» (1Тим. 2; 9). Украшение для женщины бывает двоякое: «Истинное — духовное, а телесное — ложное» (святитель Иоанн Златоуст). Послушай, какие дивные, высокого смысла слова говорит святой апостол Петр всем женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые узоры или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1Пет. 3; 3-4). Слышишь, что говорит апостол? Велит заботиться о преисполнении сердца любовью, сострадательностью, чистотою и другими качествами, свойственными женскому полу, словом, должно наблюдать над своим сердцем, чтобы никакие нечистые пожелания не коснулись его. С таким любящим и чистым сердцем женщина и в простом одеянии превзойдет всех богато и роскошно одетых подруг своих, одетых красиво внешне, но бедных душевными качествами.

Конечно, ты можешь обидеться тому, что здесь говорится только о женщине, но настоящее слово обращено к тебе. На Страшном Суде Божием и мужчина ответит за то, как он исполнял свое дело на земле. Ты же старайся исполнять в своей жизни то, что повелевает Господь, чему учит святая Церковь, без оглядки на мужчину, без самооправдания.

Старайся соответствовать своему призванию и предназначению. Не оскорбись сказанными здесь строгими словами. Пусть эти слова послужат тебе началом духовного прозрения, покаяния, очищения, исправления и спасения.

Не забывай, что по милости Божией сохраняются .еще непреходящие ценности — сохраняется вероучение и нравоучение святой Православной Церкви, которыми определяются все вопросы жизни человечества, в том числе и вопрос о внешнем виде женщины.

Внимай голосу Святой Церкви! Расстанься со своеволием и прихотью и приобретешь свободу от греха. Храни страх Божий, целомудрие, кротость, терпение и будешь воистину красивой. Храни себя от душепагубного духа современного мира. И да спасет душу твою Господь.

Архимандрит Тит (печатается с сокращением).


ЛЮБОВЬ ДОЛГОТЕРПИТ

У моей крестной матери Татьяны был больной муж: он каждый день напивался, а если не выпивал, то глотал нембутал, а если не глотал нембутал, то забивал мастырку. При этом это был талантливейший, умнейший и остроумнейший человек, писатель, классик детской литературы Г. С. В истории болезни у него было написано: «Шизофрения в паранояльной форме, алкоголизм, полинаркомания, печатается в «Мурзилке», передается по радио, член Союза писателей». С. это комментировал так:

— Я сам — сумасшедший, а моя жена — «жена писателя».

И еще он говорил:

— Чтобы быть в этой стране сумасшедшим, надо иметь крепкую психику и железные нервы.

Если он выбирался из дома, то непременно попадал в какую-нибудь историю, и потому о нем говорили, как о гоголевском Ноздреве, что он — человек исторический. «Мать Татьяна» ходила за ним, как за малым ребенком, вечно приставляла к нему «телохранителей» из числа друзей. Но особенно ее тревожил этот каждодневный кайф, в котором пребывал ее муж, и больше всего она боялась, что он — не спасется.

— Генька, — говорила она, — сам апостол Павел писал, что пьяницы Царства Божиего не наследуют!

Она испробовала все — и лечила его, отдавая в больницу, но там он убалтывал санитаров, нянечек и даже медсестер, и они исправно поставляли ему и спирт, и таблетки; молилась за него и даже купила ему избу в деревне, чтобы он мог испытать на себе благотворное воздействие родной природы, вдохнуть сладкий и приятный дым отечества и отлежаться на печи. Но избу спалили пьяные рыбаки. Она пробовала приглашать в дом верных друзей, чтобы они помогли С. уничтожить запасы спиртного и ему «поменьше досталось». Она сама чуть было не стала жертвой «синдрома жены Нейгауза»: жена Нейгауза, как только видела у мужа водку, тут же самоотверженно старалась выпить как можно больше, чтобы та побыстрее иссякла. И так, бедная, спилась, зато он окончил свои дни вполне благополучно.

Вот и Татьяна мужественно применяла тот же метод, то есть, по сути, «клала душу свою за други своя», только сумела вовремя остановиться. И вообще она создавала в доме атмосферу нормальной жизни, где все шло своим чередом: приходили редакторши, которым С. надиктововал свои чудесные рассказы о путешествиях и зверях; собирались друзья, вечно кто-нибудь праздновал здесь свой день рожденья, именины, годовщину свадьбы, защиту диссертации, открытие выставки, выход новой книги; то сосед забегал на минуту по какому-то делу, да так и оставался, заслушавшись и засмотревшись; то некий иногородний знакомец останавливался на ночлег; то странствующий монах получал приют. Создавалась странная ситуация, когда сюда, в этот теплый, хлебосольный дом, где Татьяна всех угощала в буквальном смысле — от души, устремлялись люди, внешне будто бы куда более обустроенные и благополучные, чем сами хозяева, чтобы получить здесь утешение и любовь, примириться с жизнью. С. после возлияний возлежал на диване, как древний патриций, вокруг него восседали гости, порой это были люди вроде бы вовсе не совместимые между собой, окажись они где-то в другом месте, и он рассказывал такие потрясающие истории, которые потом передавались из уст в уста, постепенно утрачивая свое авторство и уже воспринимаясь как плод мудрого народного творчества. С. был мастер рассказа, виртуоз парадокса.

Было время, когда Татьяна тайком разбавляла водку водой, причем пропорции последней все увеличивались и увеличивались, пока в рюмке С. не оказалась чистая вода. Он выпил и удивленно сказал:

— Ну надо же, до чего дошло — пью и не пьянею!

Потом Татьяна узнала, что в Белгородской области в поселке Ракитное живет удивительный православный старец, по молитвам которого совершаются чудеса. И повезла С. к старцу.

Он принял его с любовью, обнял и сказал:

— Что же вы, дорогой, так долго ко мне не приезжали!

И благословил их поселиться у местной старушки, каждый день приглашая на трапезу в свой священнический домик.

Целыми неделями, а порой и месяцами мои друзья жили около старца. С. общался с приезжающими сюда священниками и монахами и сам стал выглядеть столь благообразно, что иногда его в церковном дворе принимали за священника и просили благословения.

Но она сама была больна и нуждалась в операции. Однако она и представить себе не могла, как это вдруг она займется собой и ляжет в больницу, а свое «нетечко» оставит без присмотра. Но главное было даже, кажется, не в этом: в конце концов, можно было поселить с С. верного человека, который бы и позаботился, и покормил. Суть в том, что она настолько была поглощена любовью к своему мужу, настолько озабочена идеей его спасения, что психологически не могла переключить свою энергию и внимание с него на себя. Поэтому она все тянула с операцией, откладывала, тянула, тянула… И упустила время.

Он пережил ее на два года. Все это время он очень тосковал, почти и не пил — все лежал на своем диване, вспоминая жизнь. Он практически ослеп и воспринимал это как-то символически: дескать, вот, земная юдоль погасла, зато какие картины обозревает он теперь своим духовным оком! Мой муж, священник, часто навещал его, исповедовал и причащал, пока наш друг не отошел в вечность.

…А Татьяну я видела сразу после ее похорон во сне. Она выглядела радостной и веселой. Мы пришли в какую-то роскошную трапезную, если выражаться на светском языке — как бы в какой-то шикарнейший ресторан, но уж очень высокий и просторный, и она сказала, смеясь:

— Ну, Олеська, а теперь ты будешь меня угощать!

Проснувшись, я представила длинные церковные поминальные столы с горящими свечами и подумала, что именно о таком угощении и шла речь в моем сне. И еще я вспомнила, как она в своей земной жизни всегда угощала всех, всем раздавала от своих щедрот, от избытка своего сердца, от богатств любви — никто от нее не уходил пустым: без утешения, без гостинца, без подарка, без доброго словца, улыбки и шутки.

Олеся Николаева


“ПУСТЬ ПОТОЛКАЮТ…”

Однажды под праздник святителя Николая в Николо-Хамовническом храме прихожане, простоявшие до конца всенощную, были по-особенному вознаграждены. Раздался колокольный звон, открылись центральные двери, и в храм вошел митрополит Мир Ликийских Хризостом со свитой и сопровождением. Не облачаясь, прошел в алтарь, приложился к престолу и после отпуста первого часа обратился с кратким словом приветствия к народу.

Перед нами стоял живой приемник по кафедре святителя Николая! Мы были счастливы.

Митрополит сказал хорошее вдохновенное слово, благословил народ общим благословением и пошел к выходу. По русской иподиаконской привычке и я, и второй диакон стали отодвигать народ, чтобы митрополит свободно прошел к дверям. Владыка Мир Ликийских остановился, что-то стал говорить переводчику и тот нам перевел:

- Митрополит говорит, что в его храме нет ни одного прихожанина, храм посещают только туристы, он так рад, что его не выпускают из храма наши русские верующие. Пусть его потолкают, а он благословит всех желающих.

Мы отошли в сторону и решили, что если Его Преосвященство просит, то действительно, пусть его прихожане потолкают…

Протоиерей Сергий Правдолюбов


ПРИТЧА

Один искатель пришел к старцу и сказал:

– Я хочу найти путь к Богу. Помоги мне!

Тот внимательно посмотрел на него и спросил:

– Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь?

Гость ответил:

– Я не интересуюсь мирскими делами, любовью и прочим. Я хочу прийти к Богу!

– Подумай еще раз, пожалуйста, любил ли ты в своей жизни женщину, ребенка или хотя бы кого-нибудь?

– Я ведь уже сказал тебе, что я не обычный мирянин. Я – человек, желающий познать Бога. Все остальное меня не интересует.

Глаза старца наполнились глубокой грустью, и он ответил искателю:

– Тогда это невозможно. Сначала тебе следует познать, как это действительно, по-настоящему любить кого-нибудь. Это и будет первая ступенька к Богу. Ты спрашиваешь меня про последнюю ступеньку, а сам еще не ступил на первую.



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld