![]() | |||
|
|||
![]() | |||
|
|||
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ |
|||
Современный человек не очень верит в чудеса. Между тем, мир полон ими. Разве это не чудо — цветы, да и всё растительное царство вокруг нас? Небо над нами и солнце, значение которого зимой понимаешь ещё больше. Сама жизнь человеческая — разве это не чудо? Но какое же главное чудо в нашей жизни? Из всех чудес самое важное — Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение Ими нашего православного народа, когда Господь входит в каждого из причащающихся и мы соединяемся с Ним. Божественная литургия есть великий чудный дар; Ангелы Божии завидуют нам, людям, которым даровано счастье вкушать Божественное Тело и Кровь. Ради Божественной литургии солнце на небе светит днём, а луна – ночью. Ради Божественной литургии звезды небесные свой свет отдают. Земля только затем приносит плоды, хлеб и виноград, что хлеб и вино каждый день приносятся на Святой престол при совершении литургии. Не для нас, грешных, даёт земля плод свой. Земля даёт плод свой для Безкровной Жертвы, и будет давать до тех пор, пока совершается на земле Божественная литургия. Не будет литургии — солнце померкнет и луна, и звёзды. Не будет литургии — и земля перестанет производить свой плод. Если собрать драгоценности всего мира и положить на одну чашу весов, а на другую — литургию, то чаша весов с Божественной литургией перевесит. К сожалению, мы не понимаем, какой драгоценностью обладаем, до тех пор, пока это счастье не отнимается у нас. До той поры не ценим ни солнце, ни свет, ни воздух, ни чудо Божественной литургии. Почему же так? Да потому, что мы не вдумываемся, что такое литургия, не осознаём всю глубину и важность совершаемой перед нашими глазами Великой Тайны. Божественная литургия есть основание всей жизни мира. Божественная литургия есть ось мира. Как колёса могут двигаться только вокруг оси, так и наш мир может двигаться, лишь имея Божественную литургию. Литургия — это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную. «Любите Божественную литургию, — призывает святой праведный Иоанн Кронштадтский, — и считайте потерянным для себя тот день в своей жизни, в который не удаётся быть за литургией». По материалам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского | |||
|
![]() |
|
![]() |
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ БЛАГОСЛОВИЛ УСТАНОВИТЬ НОВОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА ВСЕРОССИЙСКОГО 3 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по представлению Календарного отдела Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов еще один день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. До настоящего времени в официальном церковном календаре были отмечены две даты памяти Святейшего Патриарха Тихона — день преставления (25 марта / 7 апреля) и день прославления в 1989 году (26 сентября / 9 октября). Но совершение нарочитого богослужения в честь святителя Тихона в день преставления невозможно по причине совпадения с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, а совершение отдельной службы святителю в день прославления весьма затруднительно по причине совпадения с праздником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. С внесением в календарь нового дня памяти стало возможным повсеместное совершение торжественного богослужения в честь святителя Тихона в день его избрания на Патриарший престол. Новая дата приурочена к дню избрания святителя Тихона на Всероссийский Патриарший престол — 5/18 ноября. |
|
![]() |
|
![]() |
УВАЖАЙТЕ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК! заметки школьницы |
Язык – самый очевидный и незыблемый символ нашей культурной жизни. Русский язык и русская культура неразделимы. Культура существует и развивается в пространстве языка. Язык – необходимое условие и главный признак культурной общности, основа национального самосознания. Состояние современного русского языка вызывает тревогу: нас никто не завоевывал, не ассимилировал, но то, что происходит вокруг, можно назвать одичанием. На наших глазах русское слово становится безсильным и бесславным. Современники наши перестают ценить слово, которое на Руси всегда имело особую власть, и в результате язык наводняют тысячи слов лживых, пустых. Есть от чего встревожиться: ведь на таком языке, как русский, перестают говорить грамотно и вразумительно. Совсем простой пример: на наших глазах из русского языка довольно быстро исчезает отчество. Все чаще мы слышим и читаем не Иван Петрович Смирнов или Ольга Степановна Сидорова, а коротко – Иван Смирнов, Ольга Сидорова, даже когда говорят о людях преклонных лет. Но ведь отчество не просто слово русского языка, это веками складывавшаяся составная часть русской культуры. Вроде бы ну что там, разве нельзя вот так, по-простому, без отчества? Нет, это будет не по-русски: ведь при этом теряется сформировавшееся столетиями в русской культуре уважение к личности. Родной язык не выбирают, как не выбирают мать и отца, место и время рождения. Современный язык, несмотря ни на что, насыщен переживаниями и чувствами прежних поколений, он хранит их живое дыхание, связан с ними «памятью сердца» – и в этом его сила и спасение. И, как и прежде, русский язык остается связанным с церковнославянским. Церковнославянский язык вплоть до эпохи Петра I выполнял функции языка литературного. И именно он определил высокую духовную основу нашей литературы, он выработал у русского человека особый взгляд на мир, особую ценностную структуру. Славянский язык хранил церковное единство и православные традиции. Славянский язык дал те привычки, которые у народа русского стали второю природою. Благодаря церковнославянскому в нашем языке и доныне очень четко проявляется неизвестная другим языкам иерархия ценностей: высокого и низкого, вечного и сиюминутного. Один из филологов, выводя «формулу русского духа», отметил именно этот широкий речевой диапазон: от майки – до ризы, от пня – до древа, от калитки – до врат. П. Плавильщиков писал: «Если кто думает по-французски, тому, конечно, русский язык неясен; но он выражает ясно понятия российские. Виноват ли наш язык в том, что он различает “пользу”, “выгоду”, “корысть”, “привлекательность” и “рост”, а французский язык все сие называет “интересом”?» По свидетельству специалистов, восходяще-нисходящая интонация русского повествовательного предложения сложилась под воздействием поклонной молитвы: «Господи, помилуй». Сейчас же под влиянием языка теле- и радиожурналистов широкое распространение в речи молодых людей получают фразы с восходящей к концу интонацией, заимствованной из английской речи. Именно церковнославянский язык передал русскому такое удивительное качество, как метафоричность. Это качество было воспринято и русской словесностью, которая на протяжении многих веков черпала силы из текстов церковнославянских, которая пыталась духовно осмыслить все проявления человеческого бытия. Гармония, в поисках которой мучились русские писатели, предполагала не материальное благополучие, а, прежде всего, духовное перерождение человека. В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко… М.Ю. Лермонтов Церковнославянский язык помогает нам проникнуть в глубины ставших привычными слов, помогает заново почувствовать «стертые» значения. Нетрудно доказать, что именно церковнославянский раскрывает нам сущностные понятия жизни: «упование», «доброделание», «совесть», «благородство»… Столетие назад одних только слов с корнем благо- насчитывалось около трехсот – 287. Сейчас часто можно услышать: «Делай, что хочешь, поступай, как знаешь». Говоря так, человеку дается полная свобода в выборе решения. А раньше говорили: «Делай то, что тебе за-благо-рассудится». Этот корень благо- ограничивал человека в его решениях. Можно сказать, что сам язык давал слова, которые наставляли нас в нашем спасении, поучали нашу совесть. Их пытаются вернуть, но они останутся пустыми до тех пор, пока стоящие за ними понятия не обезпечатся переживаниями, искренними и чистыми чувствами. Мы и сейчас, не всегда сознательно, пользуемся словами славянского языка. Употребляя пословицу «устами младенца глаголет истина», мы не задумываемся над тем, что не используем ни одного исконно русского слова, ибо по-русски следовало бы сказать – «губами ребенка говорит правда». Мы лишь ощущаем некоторую книжность этого мудрого изречения. Возвращение к истокам помогло бы справиться и с вопиющей нашей безграмотностью. Знание орфографии почему-то не делает современного человека хотя бы прилично грамотным, тогда как наши прадеды, получавшие образование в церковно-приходских школах, писали почти без ошибок. Причина в том, что славянская грамота учила видеть слово изнутри, воспринимать его структуру, его связи с другими словами. Усваивая азбуку, человек не только легко запоминал буквы, названия которых имеют смысл, – он сразу же пробуждался к размышлению, к действию: Г – глаголь; М – мыслите; Р – рцы. ![]() Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой помогает нам духовное наследие, великое слово Библии. Сохраняя вечное и святое, мы спасаем свое духовное естество, сохраняем самих себя. Обращение к духовным истокам русской речи, размышления над высказываниями святых отцов о языке приподнимают и возвышают душу. Антоний Великий говорил: «Блюдись, человек, возьми власть над языком своим, и не умножай слов, чтобы не умножить грехов». Слово – не грех, но неразумное слово может повлечь за собой грех. Современному человеку необходимо вспомнить об одной из самых важных составляющих христианского речевого идеала – смирении – и применительно к речевому поведению. Постоянно нужно помнить и о неразрывности слова и дела. «Приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой» – этот нравственный принцип актуален для каждого человека. Важное значение в настоящее время приобретает христианская заповедь любви к ближнему, любви, которая «не только руководит сердцами, но движет солнце и другие звезды». В окружающем мире явно проявляется недостаток терпимости, заботы, тепла в отношениях между людьми. «Говори искренне» – так учит нас духовная мораль. И это неслучайно. Ведь если говорить не от сердца, лицемерно, то сила слов прекращается. Все это может привести к древнему вавилонскому столпотворению, когда Бог смешал языки людей. Слово – это ручеек, который вливается в могучий поток великого языка. Этот ручеек обязан быть кристально чистым, звенеть стройно, не должен мутить чистые воды русской речи, а следовательно, и нашу жизнь. Итак, надежный путь сохранения богатства языка современного – это путь осмысления его истоков, путь постижения того языка, о котором так сказал Иван Киреевский: «По необыкновенному стечению обстоятельств церковнославянский язык имеет то преимущество над русским, над латинским, греческим и надо всеми возможными языками, имеющими азбуку, что на нем нет ни одной книги вредной, ни одной безполезной, не могущей усилить веру, очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений». Ангелина Сафонова, ученица 10 класса, г. Пушкино |
|
![]() | |
|
|
![]() | |
О ЧУДЕСАХ |
|
Каждый человек обречен на то, чтобы воспроизводить ситуацию своего собственного духовного рождения. У меня получилось так, что к Богу, к Церкви я пришел не через чудеса. Передо мной стоял философский вопрос: поиск правды, смысла жизни. Я стал верующим усилием воли и мысли, меня не потрясали те или иные чудеса. А потому и по сию пору я не склонен ставить чудеса во главу духовной жизни. Чудо само по себе доказывает только, что мир не сводится к безсмысленным актам природы, к материальному строению, что есть сверхчеловеческая, сверхобыденная реальность. Но что это за реальность, каково имя ее, какой у нее замысел о нас? Разные религиозные традиции отвечают на этот вопрос по-своему. И поэтому чудо не может доказать истинность Православия или христианства. Помню, году в 88-м шел по Арбату. Тогда Арбат был открытой зоной, там бродили первые уличные проповедники, в основном кришнаиты. У меня завязалась беседа с одним из них. И он говорит: «Да ваш Христос, он всего лишь йог-неудачник. Я вот тоже могу по воздуху летать». Пришлось ответить, что я и не сомневаюсь в его способностях и даже не прошу их демонстрировать, так как я не атеист, а христианин, для меня нет проблемы в том, что есть чудеса. У меня вопрос, - какого вы духа, каков источник ваших чудес? Еще помню, разговорился с одной девочкой-кришнаиткой. Она еще ходила в обычном светском платье, а значит, недолго была в секте. И вот я ее спрашиваю: «Скажи, пожалуйста, за время твоего общения с этими ребятами в тебе что-то изменилось?» - «Да, конечно, я научилась испытывать трансцендентальное наслаждение Махамантра! Она так много дает!» - «Скажи, а что кроме этого изменилось в твоей жизни?» Девушка удивилась и поинтересовалась, а что именно могло измениться. Я пояснил: «Ну, может быть, отношение к людям, к друзьям, к родителям. Может, больше стало любви к этим людям». «Нет, - говорит, - пожалуй, нет. Все осталось прежним». Для меня это показательно. Ведь главное чудо, которое может произойти в мире, - это не переставление Эвереста с места на место, а переставление гор своих грехов, пристрастий, привычек. Христос не говорит: «Блаженны творящие чудеса», но «блаженны милующие». В Православии главное - это изменение твоего внутреннего мира. Так что истинность Православия доказывается не столько чудесами или пророчествами, сколько тем, что люди, от которых вроде бы нельзя было ожидать каких-нибудь покаянных перемен, меняются. Пытаясь понять Церковь, необходимо совместить в сознании две вещи, казалось бы, противоположные. С одной стороны, Церковь не придает большого значения чудесам - нельзя искать чудес, требовать чудес, желать чего-нибудь неожиданного; с другой стороны, каждая наша молитва - это молитва о чуде. Совершенно справедливо писал Иван Тургенев: «Каждое прошение, каждая молитва сводится к тому, что, Господи, ну сделай так, чтобы дважды два было пять. Но при этом православный человек, когда молится о чем бы то ни было, начиная с того, что «хлеб наш насущный дай нам днесь» и кончая молитвой об исцелении своей доченьки, он, в конце концов, завершает свою молитву неким смягчающим обращением: «Впрочем, да будет воля Твоя, Господи». В этом - существенное различие между заговором и молитвой. Заговор предполагает, что у колдуна есть власть над духовным миром и эту власть он проявляет, навязывает свою волю духовным реалиям. А молящийся человек знает, что тот, к кому он обращается, безконечно выше его, и поэтому человек просит, а не диктует Богу свою волю. Итак, с одной стороны, Церковь говорит «чудес не ищи», а с другой, каждая молитва - это прошение о чуде. Но есть еще и третья сторона, третья точка этого странного треугольника. Это то, что чудо естественно в жизни христианина. Понимаете, в церковной среде даже не принято рассказывать о чудесах. Стpaнны не чудеса, а их отсутствие. Помните фильм «Тот самый Мюнхгаузен»? Барон составляет распорядок дня: объявить войну Англии, слетать на Луну... То есть чудеса включены в его повседневный график; таков, образно говоря, и распорядок дня религиозного человека: я иду в храм на водосвятный молебен, чтобы получить святую воду, которая будет меня исцелять и защищать, - следовательно, на это чудо у меня предусмотрено полчаса... Чудеса совершенно естественно входят в жизнь христианина. Чудо - далеко не всегда глас с Небес или купина неопалимая. Чудо может войти в твою жизнь через обычного человека. Я - книжник, и чудеса в моей жизни по большей части книжные. В нужную минуту находится нужная книга, раскрывается на нужной странице... Для меня самое значимое чудо - это то, что было со мной в день моего крещения. Господь дал пережить благодать Таинства крещения, полноту радости. Для меня это гораздо важнее, чем другие свидетельства, которые я читаю в книжках. Когда я крестился, мне было уже девятнадцать лет. Это был шаг от Бердяева к Церкви, от идеи о Боге к живому Христу. То есть я вошел в Церковь и не вышел... и, надеюсь, не выйду. Для меня это первое и самое большое чудо. Величайшее чудо - это существование мира, существование жизни человека… Бог христиан - это Бог тактичный. Он не насилует свободу человека. И Господь в Евангелие не чудесами вытягивал веру, но в ответ на веру творил чудеса. Например, Туринская Плащаница. Это чудо настолько тактичное, что тот, кто желает, видит в нем чудо, тот, кто желает, видит подделку. Есть научные доводы и в пользу аутентичности (т.е. я могу признавать плащаницу отпечатком Иисуса из Назарета, и в этом не будет ничего погрешающего против научной добросовестности), и в пользу того, что это творение более позднего времени, неизвестно как сделанное.
Среди верующих иногда можно услышать споры, что вот, дескать, существуют православные чудеса, а есть католические. Католики не принимают православные чудеса, православные - католические. Но разве есть какое-то отличие чудес от чудес? Есть промысел Божий над всем человечеством. Я думаю, даже в жизни атеиста есть чудеса, которые он, правда, быстро забывает. Господь посылает дождь и на грешников, и на праведников, и забота Божия существует обо всех его чадах, даже о тех, кто о Нем не знает. ![]() Но есть чудеса, связанные с видениями. И здесь православный человек должен быть осторожен. У католиков, по-моему, тут меньше осмотрительности. Например, у одной шведской католической святой начала двадцатого века были видения и голоса, которые утверждали, что придет на землю цивилизация любви. И якобы Христос сказал ей: ты знаешь, я не самореализовался в любви на земле, меня слишком рано распяли, и я хочу, чтобы до конца мира настало полное царствие любви. И поэтому Я сделаю так, что все в мире объединятся - и христиане, и иудеи, и мусульмане, и т. д. Будет единая вера, все будут дружить, и только потом придет антихрист. Идеология этой святой лежала в основе идеологии папы Иоанна-Павла II . Но что это были за голоса - никто даже не задумался. Конечно, и православный может довериться, чему не надо. Вопрос в реакции Церкви на эту ошибку. Такие мистические состояния, которые в Православии рассматриваются как неудача, в другой конфессии могут оцениваться как норма, как проявление святости, чуда. Сейчас много чудес, связанных с негативом. Отрицательная духовная сила себя очень ярко проявляет, и только в церкви оказывается средство, чтобы ей противостоять. Я был в Магадане. Религиозное пробуждение в этом городе началось с того, что в одной квартире был мощный полтергейст. Вещи буквально летали по комнатам, причем по кривым траекториям, самовозгорались. Ни милиция, ни экстрасенсы ничего поделать не могли, и только когда приходили православные священники, вся эта катавасия прекращалась. Борьба за квартиру шла около полугода, все это широко освещалось в местной прессе, и в итоге эта история произвела на город большое впечатление. Так вот, в Церкви бес - не только персонаж анекдотов или фольклора. Наша практика очного противостояния силам зла прошла через века. По латыни это экзорцизм, по-русски - отчитка бесноватых. Есть поразительный пример из XIX века. Врач, который не склонен верить в религиозные феномены, был вынужден засвидетельствовать: «Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как скрыто мы ее не давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Вода была свежая, крещенская (исследование было произведено в середине января). Наливались обе пробы в одинаковые стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того, как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и налил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками. Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды». Сейчас люди нередко ищут в религии какого-то успеха, магического, карьерного, здоровья или чего-то еще. Но Бога, оказывается, нужно любить ради Бога, а не ради тех благ, которые эта любовь может принести. В христианстве такая проповедь звучит постоянно. Однако в конце ХХ века появилась особая черточка. Дело в том, что мы живем в довольно технологичном индустриальном обществе, поэтому современный человек во всем ищет технологичность. А магия и экстрасенсорика тем и привлекают: кажется, что здесь есть какая-то внятная технология. У Православия технологии нет, и эта нетехнологичность и отсутствие гарантий разочаровывают многих и привлекают тех немногих, кто умеет ценить неочевидность и свободу. Однажды ко мне подошла женщина и говорит: «Почему вы, священники, выступаете против нас, экстрасенсов, ведь мы делаем одно дело: вы лечите душу, мы - тело». Я пробую что-то объяснить, но она не слушает: «Я ваши аргументы знаю, дальше все понятно... Впрочем, я не поэтому Вас остановила. Может быть, Вы сможете объяснить, что со мной происходит? Да, я лечу людей, у меня большие успехи, все прекрасно, но я почему-то по вечерам не могу одна находиться в квартире. Как только стемнеет, появляется ощущение, что какая-то сила заталкивает меня в ванну и требует вскрыть себе вены». Мне пришлось пояснить, что этот феномен нам очень хорошо известен, например, в прошлом веке святитель Игнатий Брянчанинов описывает такой случай. Как-то зашел к нему монах с Афона (Афон - полуостровная столица православного монашества, находящаяся в Греции). Для любого верующего человека расспросить афонского монаха - большая радость. И вот отец Игнатий начинает расспрашивать про Афон, а монах отвечает: да, у нас все замечательно - чудеса, видения, ангелы являются, помогают и т.д. Игнатия Брянчанинова это насторожило, и дальше выяснилось, что в ту пору афонские монахи читали мистическую, но неправославную литературу. Что делать? Отец Игнатий - монах светской столицы, а это монах с Афона - столицы мирового монашества, какого учить невозможно. Тогда он резко меняет тему разговора: «Кстати, батюшка, вы в Петербурге где-нибудь остановились?» - «Нет, я прямо с вокзала сюда». - «Тогда у меня к вам просьба: когда вы будете снимать комнатку или квартирку, умоляю Вас, не выше второго этажа. А то явятся ваши «ангелы» и предложат перенести на Афон, так ведь больно расшибетесь». И что же? - Оказывается, у монаха уже были такие мысли, что за его высокую жизнь ангелы его вместо поезда до Афона доставят! Поэтому нужно помнить строчку Высоцкого: «Не все то, что сверху, от Бога»... К сожалению, очень многие идут от одного беса к другому: к различным магам, специалистам по снятию порчи и прочим. Надо идти в храм. Христианская вера освобождает от страхов. Я верю во Христа - значит, не верю в сглаз, в порчу и прочую чушь. Как говорит апостол Павел, если Бог с нами, то кто против нас? В доме обязательно должна быть святыня, это очень важно. Святая вода, лучше крещенская. Церковные свечи, ладан. Вообще надо осознать, что граница духовного мира и материального отнюдь не жесткая, материальные предметы могут быть насыщены энергией Духа. Освященные предметы следует содержать так, чтобы они не были поругаемы. То есть на отдельной полке, в отдельном ящике. Ну и надо стараться, чтобы поблизости от святыни не было нечистых предметов. Не надо тащить в дом сатанинскую, оккультную, астрологическую литературу; а уж тем более ею пользоваться. Печатается с сокращением |
|
|
![]() | |||
|
|||
![]() | |||
КАК СТАРЕЦ НЕКТАРИЙ ВЕГЕТАРИАНЦА ОБЛИЧИЛ |
|||
Ну, вот попала и я в стан тех старожилов, которых любители отечественной истории расспрашивают порою о былом. Во всяком случае, однажды преподавательница московского вуза привела ко мне домой группу студентов, проходивших краеведческую практику в наших местах, и попросила рассказать о местных старинных обычаях. Но у нас в семье свой старинный обычай – гостей надо сначала попотчевать. Как раз к обеду я сготовила борщ, а студенты так трепетно принюхивались к запахам с кухни, что я поняла – они голодные. – Борщ будете? – спрашиваю. – Будем! Но когда я разлила борщ по тарелкам, преподавательница с негодованием воскликнула: – Он же с мясом! – Да. А что? День-то непостный. – Но ведь мясо – яд, это шлак, а зашлаковывать организм – это!.. Однако студенты проголодались и очень хотели зашлаковаться. И тогда преподавательница сказала металлическим голосом, что рядом с нами святыня, Оптина пустынь, и тот, кто будет трескать мясо на святой земле, не получит зачёта за практику. Но раз уж речь зашла о святынях, то и мне тут есть что рассказать. Вот и вспомнилась тогда история, рассказанная уже покойным протоиереем Василием Евдокимовым (†1993 г.). Было это в послереволюционное время и в годы гонений на христиан. Но юноша Василий горел любовью ко Христу и усердствовал в служении Церкви. Он был уже чтецом и алтарником, когда ему предложили принять сан священника. В ту пору он увлечённо читал Розанова и узнав, что тот вегетарианец, решил: если уж писатель-мирянин не ест мяса, то ему, будущему священнику, тем более следует отказаться от него. И Василий стал вегетарианцем.
Но путь к священству оказался непростым. Родные настаивали, чтобы он поступил учиться на курсы бухгалтеров, ибо время было голодное, а профессия бухгалтера всё же кормила. Надо было определяться в выборе жизненного пути. И Василий поехал к преподобному оптинскому старцу Нектарию, лелея в душе сладкую мысль, что батюшка, конечно же, благословит его на священство. При встрече он рассказал старцу, что не ест мяса, а это, казалось тогда Василию, похвально в глазах монаха. Но старец Нектарий его обличил: – Да кто ты такой, чтобы не есть мяса? Ты что, монах? Ты почему самочинно записался в монахи? Со священством старец велел повременить и благословил Василия учиться на бухгалтера. После окончания бухгалтерских курсов о.Василия арестовали, а в лагере был такой голод, что разборчивость в пище означала бы смерть. А вот профессия бухгалтера, по словам о.Василия, спасла его – ему дали место в лагерной бухгалтерии и не гоняли в морозы на те каторжные работы, откуда не все возвращались в барак. После лагеря была ссылка, где уже рукоположенный в сан священника о.Василий тайно и безвозмездно совершал требы, а кормила их с матушкой всё та же работа в бухгалтерии. Когда же протоиерей Василий состарился и не мог уже служить в церкви, то оказалось, что пенсия священникам не положена. Жить им с матушкой было не на что. И тут ещё раз явило свою силу благословение старца Нектария: протоиерею назначили пенсию по его лагерному бухгалтерскому стажу. Как же любил преподобного Нектария старенький священник! Только назовёт его имя, как голос уже дрогнет от любви и благоговения: «Святой, святой! Всё знал наперёд». Рассказала я эту историю гостям. Преподавательница примолкла, задумавшись, но всё же пробовала возражать: мол, и святые, бывает, ошибаются, а она точно знает от одной церковной старушки, что мясоеды попадут непременно в ад. В аду, по моим подсчётам, сразу оказалось многовато народу. Однако спорить со знатоками преисподней безполезно – ничего, кроме взаимной гневливости, тут не бывает. И будто упреждая нашу гневливость, апостол Павел наставляет из глубины веков: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест» (Рим. 14, 1-3). Это главное – не унижать ближнего, а тем более из-за еды. Словом, тут я вовремя вспомнила, как мама называла меня «помойщицей» за привычку собирать на руинах возле Оптиной обломки выброшенных старинных вещей. «Помойку», по настоянию мамы, перенесли на чердак, и преподавательница устремилась туда. А вот там, у чердачной коллекции, мы слились с нею в родстве душ, восхищаясь старооптинской полихромной керамикой и изяществом старинной резьбы на фрагментах наличников и балясин. Преподавательница была в восторге, а студенты тем более – они насытились борщом в наше отсутствие и теперь сидели с видом сытых, довольных котов. Расстались мы, как расстаются в Оптиной, друзьями, и решили непременно встретиться в будущем году, чтобы поговорить уже подробнее о том, что так дорого сердцу в истории нашего Отечества. Нина ПАВЛОВА |
|||
|
![]() |
|
![]() |
ЛЮБОВЬ МИЛОСЕРДСТВУЕТ |
Вспомнилась мне одна история, которую невозможно забыть, — ну что, скажите, заставляло шестилетнюю девочку втайне от родителей убегать по ночам подкармливать попавшую под поезд собаку с перебитыми лапами, лежащую под платформой (кто-то, сжалившись, бросил ее туда подыхать), заботиться о ней? Обезпеченный всем ребенок, богатый дом, любые увлечения — только захоти, своя собственная преданная собака — купили ей за огромные деньги, и вот таскает какой-то облезлой полумертвой дворняге сырки, печенье, мясо из холодильника, вещи свои на подстилку. Собака лизала ей руки, стараясь не выть слишком громко… И на что ей, девчонке, пришлось пойти ради этой… Ради этой любви! Престижный загородный дом на охраняемой территории, — пришлось договариваться с охраной, а попросту, платить за молчание. Но чтобы платить, надо, значит, как-то вытянуть у родителей деньги, то есть врать и врать каждый раз про какие-нибудь подарки подружкам или еще о чем-то, а когда и это не помогало, приходилось и воровать — знала ведь, где деньги лежат, подсматривала. Не говоря уж о том, каково это — пробираться к платформе ночью, сидеть под ней, сжимаясь от грохота товарняка… А почему, скажете, ночью? Почему тайком? Да потому что знала же, что не пустят, не разрешат. Так, в общем и вышло: когда прознали, куда их чадо бегает по ночам, пришли в неописуемый ужас: ребенок ежедневно рисковал попасть под поезд, сам мог превратиться в такую собаку! Послали прислугу на станцию. И нашли ту собаку и прибили ее — устранили, так сказать, саму причину… А чем все это кончилось? А кончилось тяжелым нервным расстройством девочки. Лежала, уйдя в себя, то вдруг плакала без причины… И ничем не могли отвлечь, утешить ее. Однажды в марте попросилась она на прогулку. Было много солнца, свежий, пахнущий летом ветер… Потом крупозное воспаление легких — скоротечное, как жизнь мотылька. И человечка не стало. Я невольно задумывался над этой судьбой: что привело ее в эту жизнь? Ради чего это прожито? Неужели ради любви милосердия к этой несчастной бездомной собаке? Неужели... Так мало прожито и так много дано. Максим Яковлев |
|
![]() |
|
![]() |
В незапамятные дни была вдова в некоем граде. Она была праведна перед Богом, поступая по заповедям Господним. ЧЕТВЕРТОМУ РАЗУ НЕ БЫТЬ |
![]() Однажды, когда она молилась на ночь накануне праздника, явился к ней Ангел Господень и сказал ей: «Я послан благовестить тебе о радости великой, ибо Господь посетит твой дом завтра за праведность твою». И сказав так, отошёл от неё Ангел на небо. От неожиданной милости вдова не сомкнула глаз всю ночь. От восхода солнца она заботилась о большом угощении, но утром в её двери постучался странник и попросил накормить его. И сказала ему вдова: «Пойди к соседям моим, они добрые люди и примут тебя, я же ожидаю Великого Гостя». И ушёл странник, а вдова продолжала суетиться. В полдень пришла в дом вдовы нищенка и попросила накормить её. И сказала ей вдова: «У соседей моих найдёшь ты накрытый стол, а я ожидаю ныне Великого Гостя». Ушла женщина, а вдова осталась в ожидании. И вечером пришёл к её дому малый ребёнок и попросил накормить его. И отослала его вдова вновь к соседям своим, помыслив, что малое дитя примут в любом доме. И так ждала она Гостя до самой ночи и, призывая Господа в молитве перед сном, вопрошала, почему не пришёл к ней. И был голос с небес: «Что ты спрашиваешь Меня, неразумная? Я приходил к тебе трижды, четвёртому не быть». |
|
![]() | |
|
|
![]() | |
ПРИТЧА |
|
|
|
|
![]() | |
|
|
![]() | |
Рецепт |
|
|
|
|
![]() |
|
![]() |
Потерянный день, утраченная вера... |
Многие утверждают, что в современной жизни вера утрачивает свой смысл, православие устарело, а православные ценности делают человека неконкурентоспособным в рыночном мире. Но может ли устареть солнце или море, чистый воздух или русский лес, истина и справедливость? Разве может устареть человеческая вера в жизнь вечную и нескончаемую и надежда на любовь безконечную и безкорыстную? Нужно также помнить, что «все достижения литературы, театра, живописи, да и науки тоже, — это не что иное, как достижение православной культуры. Если убрать православный контекст, не будет и России, даже как понятия», — написал митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин). Так давайте не забывать, кто мы и откуда мы. Чтобы понять, куда мы идём и что можем обрести в конце такого мучительного и трудного пути, который называется жизнь. Священник Сергий ЗАРУЦКИЙ. |
|
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|