Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2008 год, выпуск № 8 (56)

ЛЮБОВЬ И ВЛЮБЛЕННОСТЬ

Все знают выражения: «В основе брака должна лежать любовь», «Жениться надо по любви, а не по расчету» и т.д. Когда люди так говорят, они сами не задумываются, что понимают под словом «любовь». Ведь в русском языке (в отличие, например, от древнегреческого) слово «любовь» чересчур емкое, слишком универсальное. Например, мы произносим: «любим маму», «любим мороженое». Не говоря уже о вульгарном выражении «заниматься любовью».

Чтобы понять, что такое истинная любовь и возможна ли она до брака, обратимся к Священному Писанию. Вот как определяет любовь апостол Павел: Любовь долготер-пит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор 13, 4–8). Запомните эти слова, мы к ним не раз еще вернемся. Это, конечно, определение идеальной любви, ее максима, но если подумаем, возможна ли такая любовь до брака между женихом и невестой, то поймем: нет.

Согласно апостолу Павлу, любовь должна быть: жертвенной (долготерпит, милосердствует… не раздражается); не ищущей своего, то есть любить надо не за что-то, а просто так (не ищет своего). Любящие должны верить друг другу (всему верит, всего надеется).

И, наконец, любовь должна быть вечной (никогда не перестает). Как можно понять, до брака все эти условия истинной любви выполнить невозможно.

Нельзя полюбить жертвенной, всему верящей, всепрощающей, вечной любовью, если ты не узнал еще человека, не научился прощать, чем-то жертвовать, не научился бороться за любовь. А это вероятно только по прошествии нескольких лет. В этом смысле любовь до брака не осуществима. Возможна влюбленность, взаимная привязанность, симпатия. Только в браке чувство любящих может пройти проверку на прочность. Любовь – это прекрасное дерево, которое вырастает из семени и дает плоды. Но семя не есть дерево, и поэтому то первоначальное чувство, которое имеют жених и невеста, еще нельзя назвать настоящей любовью.

Влюбленности свойственна пылкость чувств. Влюбленному кажется, что он готов любить до гроба, что умрет без любимого человека, но эти чувства еще не закалены и не проверены временем.

Чтобы разобраться, что такое влюбленность, приведу пример. Одна девушка двадцати с небольшим лет трижды резала себе вены из-за того, что любимый ее бросил. Казалось бы, вот истинная любовь.

Когда девушке говорили, что она очень молода, что она еще будет счастлива, она отвечала: «А без него мне жизни нет, я не хочу и не буду без него. Или я буду с ним, или меня не будет». Спустя несколько лет она вышла замуж, родила двоих детей и уже 15 лет живет в счастливом браке.

А о столь несчастливом эпизоде молодости вспоминает примерно так: «Слава Богу, что мама тогда пришла с работы раньше и я осталась жива. Какая же я была дура – хотела умереть из-за такой ерунды».

Согласитесь, что великую, неземную любовь человек ерундой не назовет даже спустя много лет. Ради истинной любви не умирают, ради нее живут.

Напомню еще один пример, теперь уже из русской классики. Его приводит в своей книге «Один раз и на всю жизнь» мой одноклассник по семинарии священник Илия Шугаев (кстати, эту книгу советую всем прочесть).

«Николай Васильевич Гоголь, будучи православным человеком, прекрасно знал об одном законе духовной жизни: глубина переживания, внутренняя сила чувств никак не зависят от силы их внутреннего проявления. Этому посвящена повесть великого писателя “Старосветские помещики”.

Герои повести – старые помещики Афанасий Иванович и Пуль-херия Ивановна. Их размеренная жизнь напоминает “прекрасный дождь”, “который роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и наговаривая дрему на ваши члены…”. Все дни протекали одинаково, Пульхерия Ивановна заранее знала все желания мужа, и они моментально исполнялись. Но близится конец Пульхерии Ивановны. Все мысли ее перед смертью – только о своем супруге. Она дает последние указания ключнице о том, как ей заботиться об Афанасии Ивановиче. Во время похорон Афанасий Иванович молчал, как бы не понимая, что происходит. Лишь вернувшись домой, он стал рыдать сильно и безутешно.

Спустя годы рассказчик покидает хуторок, где жили описываемые помещики, и наконец вновь посещает это место, а по дороге в гости к Афанасию Ивановичу размышляет:

“Пять лет прошло с того времени. Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неравной битве с ним?”

Далее писатель приводит пример, показывающий, что даже самую сильную страсть лечит время. “Я знал одного человека в цвете юных еще сил, исполненного истинного благородства и достоинств, я знал его влюбленным нежно, страстно, бешено, дерзко, скромно, и при мне, при моих глазах почти, предмет его страсти – нежная, прекрасная, как ангел, – была поражена ненасытною смертью. Я никогда не видал таких ужасных порывов душевного страдания, такой бешеной палящей тоски, такого пожирающего отчаяния, какие волновали несчастного любовника (влюбленного. – П.Г.). Я никогда не думал, чтобы мог человек создать для себя такой ад, в котором ни тени, ни образа и ничего, что бы сколько-нибудь походило на надежду… Его старались не выпускать с глаз; от него спрятали все орудия, которыми бы он мог умертвить себя. Две недели спустя он вдруг победил себя: начал смеяться, шутить; ему дали свободу, и первое, на что он употребил ее, это было – купить пистолет. В один день внезапно раздавшийся выстрел перепугал ужасно его родных.

Они вбежали в комнату и увидели его распростертого, с раздробленным черепом. Врач, случившийся тогда, об искусстве которого гремела всеобщая молва, увидел в нем признаки существования, нашел рану не совсем смертельною, и он, к изумлению всех, был вылечен. Присмотр за ним увеличили еще более. Даже за столом не клали возле его ножа и старались удалить все, чем бы мог он себя ударить; но он в скором времени нашел новый случай и бросился под колеса проезжавшего экипажа. Ему растрощило руку и ногу, но он опять был вылечен”. Как видим, описанные страдания действительно ужасны. Но вдруг тон Гоголя резко меняется. “Год после этого я видел его в одном многолюдном зале: он сидел за столом, весело говорил петит-уверт (карточный термин. – П.Г.), закрывши одну карту, и за ним стояла, облокотившись на спинку его стула, молоденькая жена его, перебирая его марки”. Итак, палящая тоска, бешеные страдания, две попытки покончить жизнь самоубийством, но всего через год – все хорошо, у него молоденькая жена, он счастлив, он веселится, все забыто! С такими мыслями автор идет в гости к Афанасию Ивановичу. Пять лет… Уж он-то, наверное, уже давно забыл свою супругу! Афанасий Иванович угощает своего гостя. Наконец подают на стол мнишки (что-то вроде сырников). И тут происходит нечто неожиданное для гостя.

“Это то кушанье, которое по… по… покой… покойни…” - Афанасий Иванович не может договорить этого слова, из его глаз брызнули слезы, и он рыдает так же безутешно, как рыдал после похорон. Время нисколько не смогло ослабить боль потери близкого человека!»

Влюбленность - это когда человек любит скорее для себя, за что-то. Например, за ум, красоту, благородство, а не просто так. Чтобы научиться любить ни за что, нужно съесть с человеком, как говорится, пуд соли. Даже когда влюбленный лишает себя жизни из-за любви, он хочет показать всем: смотрите, какой я несчастный, хочет вызвать жалость окружающих.

Влюбленность - прекрасная пора, человек летает как на крыльях, постоянно думает о любимом, ему хочется быть с ним рядом.

Все вышесказанное не отрицает того, что жених и невеста могут любить друг друга. Без взаимного расположения, без симпатии, влечения нельзя вступать в брак.

Спутника жизни нельзя, конечно, выбирать как вещь на рынке: плюсы - минусы, цена - качество. Сердце тоже должно участвовать в выборе, но и голову нельзя терять. Приведу один короткий рассказ про юношу, который очень рационально и прагматично подошел к выбору невесты, и про то, что из этого вышло. Пример этот словно бы иллюстрирует пословицу: «Человек предполагает, а Бог располагает».

«Один молодой человек, назовем его Петей, с ранней юности проявлял не свойственное годам благоразумие. Насмотревшись на своих приятелей, что чуть ли не со школьной скамьи женились, а потом так же быстро разводились, он стал скептически относиться к словам “брак по любви”. И решил, что уж чего-чего, а любовной страсти в его жизни не будет.

И действительно, все в жизни у Пети было спокойно и размеренно. Благодаря уму, силе воли и твердому знанию того, чего он хочет от жизни, Пете удалось добиться хорошей должности в процветающей фирме. Успешно начав карьеру, он подумал, что вот теперь пора и жениться - захотелось домашнего уюта, да и вообще без жены как-то несолидно. Выбирал долго.

Первой кандидаткой на роль невесты стала Вера. Вера была подругой сестры и, кажется, была к Пете неравнодушна. Петя отметил плюсы: веселая, никогда не ноет, умна, хорошо ведет себя в компаниях, с такой на людях показаться не стыдно. Он принялся осторожно ухаживать за Верой, тут открылись и минусы. Слишком Вера страстная, слишком увлекающаяся, с Петей под руку идет, а сама ловит взгляды проходящих мужчин. Петя присмотрелся к потенциальной невесте поближе, и вскоре Вера была забракована.

Следующей Петиной подругой стала Жанна, коллега по работе. Она, не в пример Вере, была человеком серьезным, основательным. Но с ней Пете скоро стало скучно. Все-таки чуток романтики женщине не помешает. Так и отошел в прошлое служебный роман.

И вот наконец Петя познакомился с Любой. Оказалось, что Люба соответствует всем его запросам -умна, но не заумна, начитанна, красива, женственна, с ровным, приятным характером. А когда Петя пришел к ней в гости и наелся испеченных Любой пирогов, выбор в пользу новой подруги был сделан окончательно.

Дело шло к свадьбе. Но время подготовки к бракосочетанию у Пети совпало с очень тяжелым периодом на работе. Петя окончательно запарился и едва не получил нервный срыв. И тогда он решил сменить обстановку, отдохнуть от всего и от всех, но не у моря, а у реки - отправился на дачу, не на подмосковную, а далеко, в глухомань. Там-то все и произошло.

Проезжая на машине через железнодорожную станцию, он увидел, как с платформы спускается девушка - тоненькая, хрупкая - и еле несет огромную сумку и большой чемодан. Петя хоть и считал себя человеком в высшей степени расчетливым, но тут все-таки почувствовал, что у него есть еще и сердце. Он притормозил около девушки и предложил ее подвезти.

- А я вас помню, - неожиданно сказала она. - Ваша дача почти рядом с домом моей бабушки. Нам по пути.

Тут и он ее вспомнил - когда в последний раз приезжал сюда, у старушки-соседки гостила нескладная, застенчивая девчонка с длинной каштановой косой. Как ее звали, конечно, не интересовался. А девчонку звали Наташей, теперь это была очень симпатичная, стройная девушка, все еще немного застенчивая.

Пока ехали в машине, Наташа рассказала, что ее бабушка заболела, но категорически отказывается переезжать в город.

И Наташа считала, что она права: нельзя отрывать человека от почвы, от родных мест, тем более увозить из родной деревни, где бабушка прожила всю жизнь, в большой, неуютный для нее город.

- Как так права? - возмутился Петя. - А как же она будет одна? Это неразумно! Вам надо ее уговорить.

- Я сейчас и приехала к бабушке, чтобы она не была одна, поживу у нее сколько потребуется, надеюсь, она поправится.

А ради собственного удобства уговаривать человека делать то, к чему у него душа не лежит, не буду.

Петя довез Наташу до дома, помог втащить сумку и чемодан, и Наташа крепко и сердечно пожала ему руку.

– Спасибо! Не представляю, как бы я шла с этим полчаса по солнцу.

На следующий день Петя, рассудив, что соседкам может понадобиться помощь по хозяйству, в котором нет мужской руки, наведался в гости. Но на самом деле, как он потом сам рассказывал, просто захотел вновь пообщаться с Наташей. Петя ни в коем случае не хотел себе признаваться в том, что девушка произвела на него сильное впечатление. Ведь она совершенно не вписывалась в его стандарты: совсем еще девчонка, никакой основательности, никакой хозяйственности, одна романтика в глазах. Но эти глаза были такие ясные и добрые, что Петя начинал вдруг говорить комплименты, чувствуя, что они идут не от ума, а от сердца. С ним произошло нечто странное, чему Петя сам потом, вспоминая, удивлялся, – он совсем забыл, что у него есть невеста. Он ревниво следил, не подружилась ли Наташа с кем-нибудь из первых парней на деревне, но она ни с кем не дружила, хотя со всеми была приветлива. “Наверное, у нее есть кто-то в Москве”, – мучился Петя. Однажды он не выдержал и прямо спросил, есть ли у Наташи жених.

– Да нет, – беззаботно отмахнулась она. – Кто меня замуж возьмет, балду такую. И тут Петя неожиданно выпалил:

– А если я возьму? – И чуть не упал со стула, изумляясь самому себе.

Наташа была очень естественна, она еще не научилась скрывать своих истинных чувств от людей, и Петя понял по ее лицу, что девушка счастлива. Хотя она и возразила, что Петя, конечно же, шутит.

– Нет, не шучу. Выходи за меня замуж.

И она согласилась.

Вот тут-то Петя и вспомнил об оставленной в Москве Любе. Всю ночь он не спал, наконец-то признавшись себе, что с ним произошло то, над чем он так смеялся и что считал ниже своего практичного разума. Он влюбился по уши, как восторженный мальчишка, и не может жить без Наташи. А как же Люба? Она казалась ему теперь такой чужой. Разве он сможет жить с неблизкой, неродной ему женщиной? Но получилось так, что он сделал предложение сразу двум женщинам. И теперь разорвать с одной из них значило сделать ей очень больно, выставить себя подлецом. Он, конечно, ни за что не обидит Наташу, но и Люба ни в чем не виновата. Ситуация была безвыходная, а Петя привык, что у него безвыходных ситуаций не бывает, он все преодолевал, всегда находил решение, но теперь почувствовал себя совсем безпомощным.

Он признался себе в том, что слишком долго полагался только на себя, на свой ум, который, по правде-то, таким уж обширным и не был. Теперь ему придется просить совета.

И появилось вдруг неожиданное желание пойти в храм, который находился через дорогу от его дачи.

Петя постоянно ходил мимо храма, пару раз заходил внутрь из любопытства на две-три минуты, а теперь решил выстоять службу полностью. Так он и поступил. Во время службы к нему пришло успокоение и ощущение, что все разрешится. Потом он подошел к священнику и, преодолевая чувство стыда, рассказал ему свою историю.

– В основе брака должна быть любовь, – сказал священник. – Мы женимся, выходим замуж для того, чтобы вместе с любимым человеком идти по жизни, делить и радости, и беды в готовности взять на себя скорби любимого, а не для престижа или удобства. Вам казалось, что вы поступаете разумно, выбирая невесту, словно нужную в хозяйстве вещь, а на самом деле поступили опрометчиво и подвели человека. А если бы вы полюбили другую, уже будучи женатым? Сейчас все еще не так ужасно. Но вы должны начать усиленно молиться и просить у Бога помощи. Я тоже буду молиться за вас и за обеих ваших невест.

Петя на всю жизнь запомнил слова священника и потом говорил всем своим знакомым: жениться надо только по любви. А разрешилось все в высшей степени неожиданно для Пети. Вернувшись в Москву, он долго набирался решимости, чтобы начистоту поговорить с Любой, но она первая пришла к нему.

– Знаешь, – сказала она, – мне очень стыдно, но в это время, проведенное без тебя, я многое поняла. Прости, но мне кажется, что я не настолько люблю тебя, чтобы стать твоей женой. Совсем недавно я неожиданно, совершенно случайно, встретила своего институтского приятеля. Понимаешь, сейчас мне кажется, что его я любила всегда, просто не разобралась до конца в своих чувствах. Теперь мы снова встречаемся...

Надо ли говорить, что у Пети свалился камень с души? Он верил, что приятель Любы объявился вовсе не случайно, а по его молитве. Так Петя стал верующим.

Вскоре он женился на Наташе. Не сказать, что все у них идет очень гладко, но они любят друг друга, и это спасает их брак во всех житейских неурядицах. Они счастливы».

Теперь о расчете. Возможен ли брак по расчету, и может ли он быть счастливым? Мое мнение, что жениться сломя голову, без подключения серого вещества (то есть без разумного расчета), так же неосмотрительно, как вступать в брак, не имея к человеку никаких чувств.

Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь»


"ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА"

Святая икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, Ты – Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахерн-ском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Яросла-вича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название «Одигитрия Смоленская».

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых.

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая -«мера в меру» - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России.

Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 -каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 10 августа было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Существует много чтимых списков со Смоленской Одигит-рии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, -5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.


ПРИМИ И УТЕШЬ

Публикуем сегодня наставления иеросхимонаха Александра из Свято-Троицкого монастыря в Джор-данвилле. Опубликованы они были в журнале «Русский инок» и адресованы духовным чадам, обращавшимся к батюшке за советами. Советы эти представляют интерес, в первую очередь, для монашествующих. Но, научая трезвомыслию, не лишены ценности и для мирян, подвизающихся на ниве духовной.

Вопрос: Батюшка, иногда после вечерни приходит какая-либо сестра, желает поговорить со мною о послушании или о какой скорби, принять её или отказать? Когда откажу, то скорблю, а если приму и поговорю, то после времени не нахожу прочитать правило. Что мне делать?

Ответ: Прими и утешь сестру, а когда не можешь совершить правило, то сядь и твори молитву Иисусову, сколько можешь, один час или полчаса, и вменится это вместо правила, а если откажешь, то отнимается благодать.

Вопрос: Когда я вижу какие-либо непорядки между сёстрами, то следует ли сказать начальнице ради пользы ближнего?

Ответ: Никак не говори: один раз, другой скажешь и обратится это в привычку. Хорошо покрывать немощи и грехи других, потому что тогда покроет Господь и наши недостатки. Но на всё надо иметь рассуждение. Если какую-нибудь сестру покроешь в надежде на исправление и увидишь, что она сама сознает себя и раскаивается в своих согрешениях, то это хорошо. А если она в горшее зло приходит, то надо объяснить начальнице; она властью своею её исправит, чтобы душа её не погибла; для того и учинена от Бога власть. За других отвечать пред Богом не будешь, всяк за себя ответ даст Богу. А ежели мы немощному поможем к восстанию или укреплению, то эта добродетель не маленькая; сказано: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

Вопрос ученика: Я иногда думаю отказаться от послушания, возложенного на меня властью. Держусь той мысли, что в безмолвии мне удобнее сосредоточиться и внимать себе. При настоящем же моём послушании я не нахожу времени, чтобы хорошенько собраться в себя. Чувствую нужду в неотложном приготовлении себя к будущей жизни; но условия моего теперешнего положения препятствуют тому: память Божия бежит от меня, о чём я сильно скорблю.

Ответ: Отказываться от послушания не всегда полезно. Достоверно ли ты знаешь, что в безмолвии ты легче сосредоточишься и больше будешь помнить Бога? Не обман ли это врага? Разве при настоящем твоём послушании нельзя постоянно помнить Бога, ходить пред Ним? Нет. Очень возможно. Св. Каллист, Патриарх Константинопольский, был поваром, стоял у печки и памятовал о Господе, просиял молитвою и вниманием. Патриарх Фотий был сенатором, но, не- смотря на свои многосложные занятия, не давал своему уму развлекаться предметами посторонними, мысль его не отходила от Бога, и был он волею Божиею избран на патриарший престол. Советую и тебе пока отклонить от себя мысль о перемене своего положения. Время придёт – Сам Господь устроит о твоём положении, если Ему будет угодно.

Вопрос: Батюшка, все ли святые жили под руководством старцев?

Ответ: Нет, не все, многие и без руководителя угодили Богу. Примеров таких много: такова преп. Мария Египетская; у неё было уязвлено сердце теплотою скорби о грехах своих. К старцу ходят не ради чего иного, как ради того, чтобы смирить своё мудрование и переломить свою злую волю, дабы сделать её покорною воле Божией, и исполнять заповеди Господни впоследствии без труда.

Вопрос: Батюшка, я замечаю, что только немногие из тех, которые говорят, что теперь нет старцев и принимаются за чтение книг, приобретают сердечную теплоту и рассуждение: отчего это бывает с ними?

Ответ: Если кто истинно хочет спастись, то Господь и в нынешнем веке пошлёт ему наставника невидимо. Когда я жил ещё в Оптиной пустыни, многие новоначальные покупали себе священные душеполезные книги, например Добротолюбие и другие, и говорили: «Вот нам старец – книги». Но ни в одном из них толку не оказалось. Действительно, они изощряли свой ум учить других, а сами на деле проходить добродетели не научились. Это случается и в миру: если кто-нибудь читает или спрашивает о торговле, или мастерстве каком, а сам на опыте заниматься этим не будет, то как же он может научиться сему?


«КЛЮЧ» К УСПЕХУ, ИЛИ «ИЩИТЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ…»

В теории музыки есть понятие ключа. Это такой небольшой значок, который, однако, играет очень большую роль: он организует на нотоносце ноты, определяя октаву, в которой необходимо исполнять музыкальное произведение. Попробуем заменить на нотном стане ключи басовый на скрипичный, поменяв их местами, но оставляя все ноты на прежнем месте, и предложим исполнить эти ноты какому-нибудь музыканту. Полагаю, что тот откажется исполнять предложенный ему «шедевр», понимая, что получится нечто неблагозвучное, и опасаясь за свою репутацию. Нечто подобное очень часто происходит в нашей духовной жизни, а точнее, в ее церковной составляющей, когда цели этой последней мы подменяем целями посторонними, нецерковными.

В нравственном богословии понятие побуждающего мотива или цели имеет очень важное значение при определении духовной ценности любого поступка. Одно и то же по внешнему содержанию действие, совершенное двумя разными людьми с разной целью, имеет весьма различное значение и следствие для них. Возьмем, к примеру, дом престарелых. Его может посещать и православный волонтер, и общественный деятель. Кажется, что оба совершают одно действие и действие это добродетельно. Но если мы вдруг узнаем, что волонтер делает это исключительно ради Христа, исполняя Его заповедь, а общественный деятель желает через это лишь приобрести себе авторитет в обществе, то мы поймем, что их поступки имеют весьма мало общего, и не будем спешить называть деятеля добродетельным.

Святая Церковь создана на земле Господом ради нашего спасения. По словам святителя Иоанна Златоуста, «Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда». Средства, о которых говорит святитель, – это и святые посты, и святая вода, многоразличные требные чинопоследования, и, прежде всего, таинства. «Таинствами Христовой Церкви, – учит епископ Игнатий (Брянчанинов), – верующий соединяется с Богом, в чем и состоит спасение». Кажется, все это прекрасно всем известно, так зачем же снова зубрить этот «духовный букварь»? Да, так, действительно, кажется, но только на первый взгляд.

В постперестроечный период – период свободы, граничащей с вседозволенностью, – Россию наводнили различного рода «целители душ и телес», обещающие людям за «умеренную плату» избавление от всех болезней и жизненных невзгод. «Целители» получили широкий доступ к телеэкранам, и «духовные услуги» можно было получить даже бесплатно, не выходя из дома. За время процветания всевозможной экстрасенсорики и парапсихологии у нас успел сформироваться особый тип человека – потребителя «духовных услуг», склонного видеть причины своих проблем не в себе самом, а вовне и соответственным образом решать эти проблемы. К примеру, ушел из семьи муж. Так можно пойти к колдуну и заговорами вернуть его домой. Если муж пьет, то можно его закодировать. Понравилась кому чужая жена? Нет проблем, можно пойти к какой-нибудь «госпоже» и приворожить ее. Люди были приучены к тому, что любые проблемы можно решить быстро и удобно, без труда, свалив этот труд за определенную плату на «народного целителя». И вот такой человек приходит и в Церковь решать свои проблемы. Приходит, потому что все идут, потому что это популярно. И в Церкви будет такой человек решать свои проблемы так, как он привык уже это делать.

Спросив молодую маму, с какой целью она крестит своего младенца, можно услышать в ответ: чтобы не умер в младенчестве, чтобы его никто не испортил. Или же просто потому, что так все делают. Если спросим прихожан, зачем они причащаются, то часто услышим в ответ: для того, чтобы дела шли хорошо, чтобы все хорошо было в семье, было здоровье и чтобы никто, не дай Бог, не навел порчу. Исповедь зачастую воспринимается лишь как средство «выплакать» на батюшку свои жизненные невзгоды. Венчаются, оказывается, для того, чтобы брак не распался, и так далее. Симптомы болезни можно перечислять очень долго. Но, может быть, кто-то рассудит: «Не все ли равно, с какой целью все это делаются? Главное, что люди уже в Церкви, приходят к священнику и принимают таинства. И это уже замечательно. Остальное приложится само собой». Тогда мы вправе предложить совопроснику на рассмотрение следующую ситуацию. Врач прописывает больному антибиотик. Но этот антибиотик имеет свое действие только лишь в том случае, если его пить семь дней и еще два дня после окончания симптомов болезни. Если больной без должного внимания отнесется к рекомендации врача и будет пить лекарство только несколько дней, до исчезновения симптомов заболевания, то он не вылечится, и болезнь вскоре вернется к нему. Вообще очень часто те или иные антибиотики имеют свое лечебное действие только в том случае, если пить их в определенное время. Есть такие средства, которые возможно применять только при определенном состоянии организма (отсутствии тех или иных заболеваний), в противном случае лекарство может превратиться в яд и даже привести к смерти.

Если в том, что касается медицины, мы вполне согласны с вышеприведенными соображениями, то в том, что касается духовной жизни, рассуждения подобного рода вызывают про- тест. Но Церковь, по словам святого Златоуста, есть духовная лечебница, и параллели, связанные с медициной, здесь вполне уместны. Средства, предлагаемые в Церкви, направлены именно на уврачевание духовных недугов человека. Так же, как в медицине, эти средства оказывают свое действие при определенных условиях, выполняемых человеком. Эти условия сводятся к правильному отношению к таинствам, которое позволит человеку хорошо подготовиться к тому или иному таинству и потом обильно пожать его плоды. Объясню это на примере. Таинство крещения очень важно для человека. В этом таинстве верующий через покаяние и погружение в купель омывается от всей прежней греховной скверны, получает семя новой благодатной жизни по законам Евангелия и соединяется со Христом. Если человек это понимает, то прежде принятия таинства он хорошо подготовится к этому. Он изучит Евангелие, чтобы знать те законы, по которым ему необходимо будет вскоре жить. Он постарается заранее бросить все дурные привычки, чтобы после таинства они не препятствовали ему жить по заповедям Христовым. Он постарается как можно искреннее покаяться в прежней греховной жизни, чтобы после крещения было легче изменить образ жизни. Если же человек, приходя креститься, преследует иные, нецерковные, цели, то и соответственной подготовки к таинству не будет, не будет желания и усилия к тому, чтобы посеянное семя новой жизни дало свои плоды. То же самое происходит и в от- ношении других таинств. Чтобы достойно причаститься, необходимо понимать, что причастие – это теснейшее соединение со Христом, способствующее скорейшему нашему уподоблению Христу. Только такое понимание позволит достойно подготовиться к таинству, чтобы принятие тела и крови Господних было спасительно. «Уверься и утвердись в вере, – учит святитель Тихон Задонский, – что в святейшей евхаристии истинно подается нам тело Христово и кровь Его, и это научит тебя, с каким страхом, почитанием и благоговением нужно приступать к этому великому таинству. К царской трапезе приступают люди со страхом, и приуготов-лением, и благоговением, к этой ли Божественной трапезе приступая, не затрепещешь?» В противном случае, если человек ожидает от причащения лишь земного благополучия, то очень скоро может наступить разочарование и, как следствие, потеря веры в силу таинств. «Многие наперед вож-делевают получить от святого причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу таинства колеблются. А вина не в таинстве, а в этих излишних догадках. Все предоставьте Господу, прося у Него одной милости укрепить вас на всякое добро в угодность Ему» (святитель Феофан).

Исповедь нужна не для того, чтобы «выплакать» на батюшку свои жизненные невзгоды, и даже не для того, чтобы принести ему «отчет о проделанных грехах». Святитель Феофан Затворник учит, что во время исповеди «больше сокрушения о грешности надо, чем перечисления грехов, хоть и это необходимо». Исповедь, при условии сердечного сокрушения о грехах и твердой решимости оставить грех, низводит на сердце кающегося милость Божию, состоящую в прощении грехов и в ниспослании благодати для дальнейшей борьбы с грехом. «Дело покаяния просто: один вздох и слово: “Согрешил, не буду!” Но этот вздох должен пройти небеса, чтоб стать ходатаем у престола Правды; и это слово должно изгладить из книги живота все письмена, коими означены там грехи наши. Гд е же возьмут они такую силу? В безжалостном самоосуждении и в горячем сокрушении. Вот сюда и да будет устремлено все наше покаянное рвение: умягчите и сокрушите сердце свое и потом, в час исповеди, не устыдитесь открыть все, что стыдит вас пред лицем Бога и людей».

Наконец, таинство венчания совершается не с той целью, чтобы обезопасить брак от скорого развала. Венчанием Церковь соединяет людей для их взаимного вспоможения и возрастания в любви к Богу и друг к другу. Для того, чтобы они вместе учились исполнять заповеди Евангелия и научили этому своих детей. Если супруги подходят к венчанию с такой целью, то Бог помогает им пережить вместе все жизненные невзгоды и сохранить взаимную любовь. Если же этой цели у них нет, то венчание само по себе не является гарантом крепости семейного союза. Непонимающие это, сталкиваясь с очередным разводом венчанного брака, вздыхают: «Ну, вот, даже венчание не помогло!»

Итак, наиглавнейшая и единственная цель Церкви на земле есть спасение человека, то есть воспитание человека для жизни будущего века. Но и земная наша жизнь не забыта у Бога. Сам Христос научил нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Это «все» – то, что необходимо для нашей земной жизни и что в совокупности и составляет наше земное счастье. Лишь бы только мы сумели воспользоваться тем «ключиком», о котором говорят не только эти слова Спасителя, но и все Писание, и искали прежде всего богоугождения в Его святых заповедях. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Делай дело Божие, а Бог сделает твое». Крестишься ли сам или крестишь детей – старайся впредь жить по заповедям и учить этому своих детей. А Господь уж позаботится о том, как сохранить тебя от напастей. Для этого Он и приставляет к крещенному Своего ангела-хранителя. Причащаешься ли – старайся тщательно подготовиться к встрече Великого Гостя и прими Его у себя с благоговением.

Этот Гость Сам постарается обезопасить тебя от нежелательных влияний и управит ко благу твой жизненный путь. Венчаешься ли – венчайся с целью совместного богоугожде-ния, и тогда сам путь к этой цели обезопасит твой брак от разрушения. Благодать, даруемая Богом для достижения этой цели, будет, подобно скрепляющему раствору, соединять супругов и сделает брак счастливым. И так во всем. Жизнь по заповедям Христа сделает нас счастливыми уже потому, что приблизит нас к Нему, а где Христос, там и всякое благо – и небесное, и земное.

Священник Димитрий Выдумкин


СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

- Хлеб-то что не нарезала?

- Так нет, кончился.

- Я что - без хлеба есть должен?

- Где же взять, дома не продают. От Манечки не отойти, плачет, сварить еле успела.

- Еле успела… Это едой назвать нельзя.

- А ты что же делаешь?

- Вещи собираю. Ухожу я…

- А как же мы?

- Твоя забота…

Елена и не думала, что так бывает. Еще не успело после свадьбы запылиться белое платье, а мужа уже нет.

Потом он появлялся на дни рождения дочери. Сначала весь модный, с дорогими подарками. Елена смотрела на него и все время думала: почему ушел? У него не было другой женщины, не пил, мирно жил с родителями и один раз в год, как положено, для отчетности перед своей совестью навещал ребенка. Потом он приходил какой-то выцветший, затем лысый и с палочкой. А как-то совсем не пришел.

Елена пошла работать по своей специальности, учителем русского языка и литературы. Манечка в ясельки не ходила, вернее, сходила раза три, после чего по полгода серьезно болела, так и выросла потом в школе. Мама урок вела, а Манечка на задней парте сидела и рисовала, или писала, или спала. Вот рисовать у нее здорово получалось. Уже годам к трем все даже стали звать Манечку художницей. Елена вовсю старалась, брала на себя разные часы и повышала свою квалификацию, от которой и зарплату повышали, но эта зарплата едва догоняла все более возрастающие цены. И страдала Елена от безнадеги, а однажды зарыдала громко в голос, благо все на уроки из учительской ушли, а дочка в «классики» на улице прыгала. Господи, как растить-то мне Манечку, Господи, не оставь меня…

Ночью Елену одолевала безсонница, стала читать Евангелие и плакала над каждой строчкой, потому что в каждой строчке правду увидела… «И зачем я в институте все эти книги читала? - думала Елена, - а одну, самую важную, только сейчас и открыла». И всем сердцем почувствовала Елена, что один у нее в жизни помощник - это Господь. А в Псалтири встретила строки, которые стала всегда повторять: «Помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже…» Стала Елена все прочитанное дочке рассказывать, а та рисовала и слушала. Сначала свое что-то рисовала, потом библейские сюжеты, а в старших классах все больше лики святых хотелось Манечке изображать. Как самых родных и близких, которые во всех неприятностях помогали.

И рискнула Елена предложить своей дочери ехать в Москву в институт поступать и учиться на иконописца. Шутка ли - из самого Архангельска одной девчонке ехать. Вся ее защита только и есть - иконочка Богородицы, которой местный батюшка на дорогу и поступление благословил. А еще было у Манечки денег на пять ночей в гостинице и пакет с растворимыми супами. Доехала только молитвой, как и поступала. К другим абитуриентам из дома мамки-няньки форшмаки и холодцы приносили, и некоторые даже умудрялись поправить рисунки своим детям. А Манечка только молилась, чтобы не плакать от жалости к себе, ела всухомятку супы и рисовала икону так, будто дома, вечером, когда мама читала Евангелие. Сложное задание было у Манечки, композиционная икона. Надо прорисовать много фигур, разукрасить, за отведенное время экзамена сделать это почти нереально, но она успела. Очень хотелось Манечке порадовать маму и поступить в московский институт.

А Елена в это время даже взяла отгулы и просто не вставала с колен, молилась дома перед иконами и в храме и просила Господа помочь дочери, а паче всего уберечь от злых людей. Звонок телефона прервал ее молитву.

- Мамочка, я поступила, все сдала на четверки-пятерки. Все хорошо, мамочка.

Была ли в жизни Елены счастливей минута, чем эта. Мечту, которую и мечтать-то боялись, а только молились о ней, вдруг даровал Господь явью. Елена надела самое красивое платье из своего гардероба и впервые в жизни пошла в дом к мужу, к отцу Манечки. Уже два года, как он не приходил на дни рождения, но в такой день не до обид, и Елена просто летела. В это трудно поверить, но этого человека, который принес в ее жизнь столько несчастья, она любила, потому так и не вышла больше замуж…

Муж лежал на кровати и практически не мог двигаться, болезнь оставила только глаза, все остальное будто высохло. На радость о Манечке он только тихонько качнул головой, а потом заплакал и сказал:

- Зачем я от вас ушел… Лучше бы сам научился жарить котлеты…

- Так ты из-за котлет… Дочка выросла без отца из-за котлет? Как можно из-за этого бросать живых людей, людей, которые тебя так любили и так в тебе нуждались… Мы так тяжело жили…

- Ну и я об этом, лучше бы я сам научился их жарить. Ты все в водичке тушила, а я с хрустящей корочкой люблю.

Через два дня отец Манечки умер, в это время Елена ехала на поезде в Москву, к лучшей жизни…

Манечка на третьем курсе вышла замуж за иконописца, и вскоре Елена стала счастливой бабушкой, а сейчас работает в одной из Православных газет Подмосковья.

Ольга Круглова


ВЫБОР ЕСТЬ

Молимся с отцом Герасимом над умирающим Александром: «Господи, прости все его прегрешения, вольные и невольные». Мы в хорошей квартире с высокими потолками. В ней много света и воздуха. В окна видно, как оживает после зимней «смерти» природа, люди копошатся на грядках, на реке роскошное, всё умывающее весеннее половодье. Скоро тело Александра унесут из этой просторной квартиры в тесном гробу и покроют землёй. Для всякого – образ жутковатый, каждый мысленно представляет себя в домовине. Хотя бояться-то нечего. В гроб кладут бездыханное и безчувственное тело, которому всё равно, где лежать.

А вот душа взойдёт к Богу, освободившись от бренного больного тела – жилища, в котором она пряталась от непогоды на этой не очень-то ласковой земле, полной горя, скорбей и нужд. Её ждёт новое бытие. Либо райские места, райские отношения, которые лучше в сто крат самых прекрасных мест на земле, либо геенна огненная, где царствуют злоба, тоска, уныние и прочие мучения. Конечно, разумный человек понимает, что лучше бы ему оказаться в раю.

Как найти и открыть нам двери рая? Для этого Господь учредил Святую Церковь, дал ей заповеди, учение о спасении, святые таинства, омыл нас всех своей кровью. Мы все «куплены дорогой ценой». Ученики спросили Христа: «Кто же может спастись?» А он ответил: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно». Нам известен первый райский житель – благоразумный разбойник. Он покаялся, умирая рядом со Спасителем на кресте. Но очевидно то, что не в одно мгновение он прошёл путь от полного нечестия ко спасению. Был и прежде сострадателен, правдив, что и подвигло его к покаянию, помогло победить грех. Тогда Господь простил его, и он, помилованный, вошёл в Царствие Небесное.

И вот мы молимся об Александре, лежащем без сознания, но способна ли его душа быть в раю, захочет ли она сама этого? Ведь милость Божия изливается на всех, но для одних она радость, другим – мучение. Чтобы войти в рай, душа должна собрать плоды Духа Святого – любовь, мир, радость, долготерпение, кротость, воздержание. Собирал ли их Александр? Не знаю, оттого так тревожно за него. Мне часто приходится крестить людей перед их кончиной. Кре- щением душа рождается в духовную жизнь, человек освобождается от всех предыдущих грехов, его причащают, соборуют. Он омыт и причастием соединён с Богом. Но как печально, что этот человек не наслаждался на земле духовной жизнью, не наполнялся духовным содержанием. И действительно ли он спасётся, пусть даже и очистившись на исповеди, – вопрос для меня открытый. Иммунитета против прелестей этого мира и искушений диавольских во время мытарств у него не слишком много. Да, родственники уговорили его креститься, священник отпустил ему грехи, Господь, Церковь всё сдела ли, чтобы помочь подняться, но сам он – жаждет ли спасения, преобразился ли как евангельский разбойник?

При встрече с новыми для меня людьми часто спрашиваю: «Скажите, зачем человек на этой земле? Зачем живёт?» Поражает, что этот вопрос шокирует и молодых, и старых, и состоявшихся, и тех, у кого всё впереди. Отвечают: ради детей, созидания, но ответ этот их самих не удовлетворяет. Зачем рожать, строить, если всё это подвержено смерти, тлену, страданиям? Что можешь ты построить, вырастить – если трудишься для того, чтобы заполнить эту бездну. Лишь немногие отвечают: «Для вечной жизни». И вот что удивительно: у них всё в большем порядке и с детьми, и с работой, достатка больше. Они трудятся для жизни, а не для смерти. Помню, как в начале этого года мы сидели за столом после крещения одной прекрасной малышки. Ксения появилась на свет, потому что есть Бог, потому что её мать в это верует. По медицинским показаниям матери девочки запретили рожать. Врачи говорили: «Родится урод». Близкие, знакомые уговаривали прервать беременность. Тогда будущая мать-христианка обратилась за помощью к Церкви, попросила Господа поддержать её – и на свет появилось чудесное дитя, без единого изъяна. Все мы ликуем – пастыри, миряне, бабушки, дедушки ребёнка, крёстные и сестричка новорождённой.

И не может омрачить наш праздник один человек, не ликующий вместе с нами. Он бубнит: «Бога нет, произошли мы от обезьяны». Мрачный такой, несчастливый человек, сам себе назначил анафему, сам лишил себя Бога. Жалко, конечно, его, но наш любящий Бог оставил нам свободную волю, каждый должен сам выбирать – спастись ему или погибнуть. Многие, увы, даже слышать об этом выборе не желают. По крайней мере, до тех пор, пока не заглянут в вечность, и тогда, испуганные, они хватаются за соломинку. Не по любви к Богу. Не по любви к людям. Просто страшно! Позади у нас целый век мятежа, гордых выкриков о происхождении от обезьяны. В окно квартиры Александра я вижу клуб с заколоченными крест-накрест дверями. Умирающий наверняка ходил туда в молодые годы, и не раз. Трудно сказать, надёжно ли удерживают тех демонов, что обитают внутри, доски, приколоченные в виде косого Андреевского креста.

В Хабаровске недавно преподаватель философии, атеист, отказался аттестовать верующих студентов. Он считает их шизофрениками, веру называет болезнью, но обещает вылечить. Доктор философии. Его дважды увольняли, но он оба раза восстанавливался через суд.

Так что дверь на клубе оказалась заколочена только с одной стороны. Сам клуб – этот оплот безбожия – продолжает действовать. И те, кого мы крестим, они нередко подобны этому месту. Позволили наложить крест снаружи. А внутри... не знаю. Спустя несколько дней узнаю, что Александр скончался. Упокой, Господи, его душу. Но к тем, кто ещё жив, прочтёт эти строки, я обращаюсь в надежде, что они встрепенутся, попытаются разбудить своих друзей, ближних, подвигнуть их к вечной, а самое главное, – благой жизни.

Это и есть любовь. Святые отцы говорят: «Можешь добро творить, а не творишь – грех есть». У нас, наверное, единственная страна в мире, где можно получить тюремный срок за неоказание помощи. Есть такая статья в Уголовном кодексе, во всяком случае, была раньше. Тем строже за это невнимание к близким спросится на Страшном Суде с каждого из нас.


ЛЮБОВЬ ВСЕГО НАДЕЕТСЯ

Человек с чистым сердцем может получить столь непреложную весть о своем пути, которую не может поколебать никакое сомнение в ее кажущейся иррациональности. И лишь потом, когда уверения сердца воплощаются, мы с радостью празднуем победу Божьего Промысла в нашей жизни.

Вот история моих родителей. В декабре сорок первого года шестнадцатилетний папа ехал на поезде из Москвы с такими же, как и он, курсантами, в артиллерийское училище в Омск. В том же вагоне моя бабушка увозила в эвакуацию своих дочерей — мою одиннадцатилетнюю маму и мою девятилетнюю тетку Лену. Было холодно и страшно. Но молоденькие курсанты, занимавшие тот же отсек, пели, шутили и курили. Говорили о поэзии. Читали стихи. Мама тоже — умная девочка — что-то прочитала. Потом получает она записочку от одного из этих молодых людей. На газетном срезе нацарапано карандашом: «Вернусь с победой — ты будешь моей женой». Мама тоже взяла карандашик и написала печатными буквами: «Дурак». С тем и отдала бумажку курсантику.

Меж тем пора было укладываться спать. В плацкартном вагоне было холодно, много народа, яблоку негде упасть. Короче — бабушка уложила Лену прямо в валенках, ногами к проходу. А когда они проснулись, оказалось, что кто-то ночью украл у девочки валенки. Тогда бабушка отрезала рукава своей шубы, зашила их и надела Лене на ноги.

…Через 14 лет папа, фронтовик, инвалид войны, молодой поэт, студент Литературного института, сидел преспокойно дома с женой и тещей. Ужинали и рассказывали всякие истории, связанные с войной. И папа вспомнил, как он ехал в училище и у них в вагоне со спящей девочки сняли валенки, и тогда, чтобы обуть ее босые ноги, ее мать отрезала рукава от шубы… Бабушка изменилась в лице, посмотрела на него каким-то новым взглядом и ахнула. И стала описывать этих курсантов, которые шутили и читали стихи… Тогда уже папа как-то странно посмотрел на нее, молча встал, где-то порылся и извлек крошечную бумажку — газетный срез. Он развернул ее и протянул молодой жене. Она прочитала «Вернусь с победой — и ты будешь моей женой». А чуть ниже — со стыдом разобрала свои собственные карандашные печатные буковки…



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld