|
|||
БОГУ МОЛИСЬ, НО И САМ БОРИСЬ
Больному надо обязательно объяснять, что происходит в его организме, делать его своим союзником, тогда и процесс выздоровления пойдёт быстрее. А лечиться надо обязательно, чтобы жить и иметь силы работать во славу Божию. Врачи и лекарства ведь Господом посылаются. Сидеть же и думать: «Вот мне ещё год дали, а может быть, и не дали» – неправильно. Хочу также предостеречь выздоравливающих: многие, выписавшись из больницы, думают, что теперь им уже ничего не страшно. Но здоровье надо поддерживать, сдавать анализы, принимать лекарства. А те, кто отмахиваются: «Зачем? меня ведь сейчас ничего не безпокоит», снова оказываются в больнице… в лучшем случае. Уповать на Бога нужно, но Бог помогает нам в болезни через докторов, врач – инструмент в руках Божиих. Поэтому отстраняться от врачебной помощи – гордыня. Это как в известном анекдоте. Тонет человек и просит Бога о помощи. Вдруг видит, лодка плывёт, люди в ней машут руками, зовут. – «Нет, – кричит утопающий, – мне Господь поможет». Вскоре мимо проплыл плот. Плотогоны хотели спасти бедолагу, но он, захлёбываясь, отказался: «Мне Господь поможет». Уже коченея, почувствовал утопающий, как под руку ему бревно поднырнуло. Но он оттолкнул его, прошептав: «Мне Господь поможет». С тем и утонул. На том свете предстаёт пред Господом, говорит: «Я так уповал на Тебя, Господи, а Ты мне не помог». На что Господь ответил: «Сколько ж можно за тобой лодки, плоты да бревна посылать!» Поэтому когда верующий человек идёт на операцию, он молится: «Господи, руководи руками этого хирурга». И записки подавать следует за пациента и за хирурга, который будет оперировать. Член Общества православных врачей – это профессиональный врач, исповедующий веру Христову. Он помогает больному и телесно, и духовно и не допустит лечения, пагубно влияющего на душу. Ведь Церковь накладывает запреты, например, на пересадку мозга, аборты, гипноз, экстрасенсорику, кодирование… Лечение гармонично завершается тем, что пациент начинает вести церковный образ жизни. Он исповедуется за всю прожитую жизнь, причащается Святых Христовых Таин, соборуется, получает духовное водительство. До революции был закон: врач спрашивал пациента, когда тот последний раз причащался. Если это было давно, то больному советовали: «Сходите исповедуйтесь, причаститесь, а потом приходите». Мы так же делаем. И что удивительно: частенько пациенты больше уже не возвращаются. Потому что, душа, повреждённая грехами, которые и приводят к болезненным изменениям в организме, например, к гипертонической болезни… очищается во время исповеди и причастия, и давление возвращается к норме. Речь идёт о православных больных, которые сами должны потрудиться ради своего спасения, а не уповать только на врачей и молитвы батюшек. Старец Паисий Афонский вот что рассказывал по этому поводу: «Как-то ко мне пришёл скорбный отец, сын которого болел белокровием, и просил помолиться. Я ему: «Я буду что-нибудь делать, но должен и ты помочь. Конечно, ты неопытен в духовном, но брось хотя бы курить». Он принял мой совет и, уходя, благодарил меня. Здоровье ребёнка стало улучшаться день ото дня. Отец увидел чудо, но со временем забылся и снова начал курить. Болезнь ребёнка возобновилась. Отец опять приехал. Я спросил, почему он оставил свой духовный подвиг, и предупредил, что недостаточно молитвы другого человека. Бог желает, чтобы и мы сами проявляли старание и молились». А неверующих людей безполезно отправлять в храм, их можно только потихонечку, ненавязчиво приближать к Богу. Иначе обижаются, уходят, злословят, злятся. А это только вредит. Что касается психологов… среди них много сатанистов. Разработана уйма методик, которые глубоко внедряются в психику, в сознание человека, и он просто становится добычей, из которой выкачивают деньги. На мой взгляд, все психологи должны быть православными, тогда они не нанесут ущерба душе человеческой. Конечно, народная медицина и домашние методы лечения имеют право на существование. Но всё должно быть в пределах разумного. Вот если ушибся, то потёр больное место или бодягу приложил – и хватит. А если что-то серьёзное – надо обследоваться. Есть у русского народа пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай». В самом деле, для выздоровления необходимо и то, и другое. Если у человека вера истинная и его просьба об исцелении – крик души, Господь может сотворить чудо вопреки всем врачебным законам. И, наоборот, случается, что оказываются безполезны самые передовые методы лечения. Значит, такова воля Господня относительно этого человека. Православный врач понимает это, хотя и борется за жизнь пациента до последнего… Записала Ирина НИКОЛАЕВА | |||
|
|
КОВЧЕГ – СИМВОЛ ЦЕРКВИ |
Когда мы сейчас приглашаем кого-то в церковь, говоря: «Сходи, помолись, покайся – настанет день, когда Господь оторвет нас от земли, и будет, как сказано: Один берется, а другой оставляется (Мф. 24,40)», – то нам не верят, отвечают подобно тому, как отвечали во времена Ноя: «Что у вас – крылья появятся?» Святитель Иоанн Златоуст писал: «Повелевая Ною устроить ковчег и начертывая и образ постройки, и широту, и высоту ковчега, Господь дарует ему величайшее утешение в самом построении ковчега, возбуждая в нем надежду спасения, да и тех столь великих грешников хочет этим же построением привести к мысли о делах их, чтобы, покаявшись, они не испытали (угрожающего им) гнева. Немало, в самом деле, времени для покаяния дано было им постройкою ковчега. В самом построении ковчега Ной находил глубокое религиозное утешение». Многие принимают сейчас деятельное участие в восстановлении храмов. И разве это не радость для любого из нас – прийти и положить кирпичи, убрать вокруг храма. Помню, лет пять тому назад я в сане диакона находился вместе с детьми в детском православном лагере. Мы убирали храм во имя Крестителя Иоанна, весь пол которого был завален землей. И когда мы с детьми эту землю разобрали, то открылся пол – прекрасная мозаика. Смотреть сбежались все жители села. Они никогда не видели этого пола. А мы все были рады и счастливы успешному завершению работ. Все, что ты делаешь для церкви, будет приносить тебе удовлетворение, будет обогащать тебя духовно. Ибо все, что связано с Церковью, имеет не временное, но вечное значение. Господь повелел Ною строить ковчег. Ковчег строился долго, и время, отведенное для этого, было указано промыслительно. Оно было дано для покаяния, сказано у Святителя Иоанна Златоуста. Но люди не услышали стука молотков, не услышали этой проповеди, не приняли участия в построении ковчега. Однажды ко мне на исповедь пришел молодой человек, и я спросил его, давно ли он исповедовался. Ответ: «Ни разу». – «А что вас заставило прийти сегодня в храм на исповедь?» – «А друг мой пошел, вон он стоит, и меня с собой взял. Потом мы вместе в баню пойдем». Я спрашиваю: «Значит, за компанию?» Он так радостно и искренне ответил: «Да». Хотя спасение есть дело всей семьи, всего рода, это – соборное восхождение к благодати, каждый должен принимать личное участие в деле спасения. Нельзя делать это «за компанию». Нельзя идти в церковь только потому, что туда пошли твои родители. Хорошо, конечно, что ты слушаешь своих родителей, но плохо то, что ты в церковь идешь потому, что боишься их, а не из-за любви к Богу. Сейчас многие именно на этом пути. Мы должны приглашать в церковь своих родных, друзей, знакомых. Но их воцерковление должно происходить потому, что они сами должны поверить в Бога, сами должны стремиться выполнять его волю. Первое, что мы должны сказать человеку, которого зовем с собой в церковь, – это то, что Бог – Творец. Он создал весь мир. Все в этом мире принадлежит Ему. Все в Его руках. Ты должен подчиняться ему. И если человек последует сему, то это будет иметь большое значение для него. |
|
|
|
СЕРДЦЕ ХИРУРГА |
|
Фёдор Углов родился во время русско-японской войны – 5 октября 1904 года. «Силы мне дала прекрасная русская река Лена, – рассказывал Фёдор Григорьевич. – Я ведь родился на ее берегах, в тысяче километров от Иркутска, в селе Чугуево. Отец был ссыльным рабочим-слесарем, а мама – крестьянкой. У меня было два брата и три сестры, но, несмотря на бедность и жизнь в самой глухой деревне, мы все получили высшее образование». Дети очень почитали своих родителей. Случалось, что отец их выпивал. Мама Фёдора принимала эту слабость терпеливо, понимая, что работа у него тяжелая (а работал он тогда по 12 часов), да и за плечами у отца были каторга, ссылка. Детей же воспитала в трезвости. Она не раз повторяла: «Вы живёте в других условиях, и вам грех в этом брать пример с отца». «Через всю свою жизнь, – вспоминал Фёдор Григорьевич, – я пронес чувство благодарности, любви и глубокого уважения к своей матери. Простая крестьянка, без образования, она отличалась высокой внутренней культурой, требовательностью к себе и деятельной добротой к окружающим. Как-то раз она сказала мне: «Старайся делать как можно больше добра и не жди от людей немедленной благодарности». Все эти годы я стремился следовать материнскому принципу. Не гнался за славой и успехом, старался выполнять свою работу честно, добросовестно помогал пациентам. В хирургии нет пустяков. От искусства врача зависит, сможет ли пациент жить нормальной жизнью или останется инвалидом. Поэтому хирург всегда обязан делать все с такой нежной заботой, как будто перед ним находится близкий и любимый человек». С детства он хотел быть врачом и упорно шел к своей цели. Авторитетом для него стал их местный сибирский доктор Светлов. И, глядя, как он почти воскрешал людей, Фёдор отправился в Иркутск, в медицинский институт. «…Я добирался до университета целый месяц, – вспоминал Фёдор Григорьевич, – на пароходе, на лодках, на лошадях и пешком, в общей сложности – 1100 километров». Сначала учился в Иркутском медицинском институте, затем перевелся в Саратов, где и получил специальность хирурга. Работал два года на участке, затем учеба в Ленинграде, снова Сибирь и опять Ленинград, теперь уже на всю жизнь… По его словам, упорство – одно из важнейших качеств врача. Фёдор Григорьевич до последних дней работал на кафедре госпитальной хирургии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени Павлова. Консультировал больных, следил за ходом операций, писал научные работы. Наверное, во всем мире Углов был такой один. Лауреат многих премий и наград, Фёдор Григорьевич Углов в 1994 году был внесен в Книгу рекордов Гиннеса как старейший в мире практикующий хирург. Как и многие хирурги его поколения, Углов был хирургом-универсалом. За долгие десятилетия, без остатка отданных любимому делу, его руками выполнены более 10 тысяч операций, в том числе – сложнейшие операции на легких, сердце и пищеводе, многие из которых он сделал впервые в истории отечественной и мировой медицины. Именно он изобрел искусственный клапан сердца. Среди его пациентов был митрополит Иоанн (Снычев). «Лежал он у нас в клинике месяца два, – вспоминал Фёдор Григорьевич,- диагноз же у него был язва голени, и ещё ему нужно было подлечить сердечко. Прогрессивный, глубоко верующий, мудрый человек, митрополит Иоанн великолепно знал богословие, историю религии, любил свою родину. С этим человеком можно было говорить обо всем. И всегда после разговора я получал что-то полезное для себя, своей души. При всей своей занятости, а к нему постоянно приходили люди, он нашел время прочитать мою книгу… (Вот какие слова митрополит Иоанн написал после этого: «С большим удовольствием прочитал книгу Ф.Г. Углова «Сердце хирурга». Она написана сердцем и отобразила собой эпоху становления власти Советов и быт простых крестьян и тогдашней интеллигенции. Но самое главное, в книге раскрыты основные этапы становления хирурга, его дела, направленные на благо народа. Меня восхищало то, с каким упорством молодой тогда Углов стремился стать настоящим хирургом, обладающим не только хирургическими способностями, но и добрыми качествами души, так необходимыми для каждого хирурга, не жалеющим себя для блага ближнего… С большой благодарностью, Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. 1995 год».) Углов оперировал не только в клиниках Ленинграда, но и в маленьких сельских больницах. Трудно назвать число пациентов, которым этот человек вернул жизнь. «У него были золотые руки, – вспоминает Владимир Грищенко, заведующий кафедрой госпитальной хирургии Государственного медицинского университета. – Он оперировал этими руками не быстро, но получалось очень хорошо. Потому что каждое движение было отточено. На операции никогда никому не делал замечания. Операции проходили всегда в спокойной обстановке». Он воспитал не одно поколение хирургов, вооружив их передовыми методами лечения на десятилетия вперед… В столетнем возрасте Углов держал в руках скальпель, мог провести сложную операцию практически на любом органе, не уступая молодым врачам ни в работоспособности, ни в технике проведения операций. Многие спрашивали уже 100-летнего Фёдора Григорьевича о секретах его долголетия и энергии. «Я поставил себе цель и всю жизнь к ней стремился, это мне и помогло, – объяснял свою энергичность Фёдор Григорьевич. – Я и сейчас постоянно работаю, ложусь спать в половине двенадцатого ночи, встаю в половине восьмого. Днем никогда не сплю. От обеденного стола сразу же перехожу к рабочему. И, конечно же, веду здоровый образ жизни. Не пью и не курю. Меня столько раз жизнь убеждала: хирург должен быть всегда, как воин, наготове. Вызывали и ночью, и в выходные. Даже мизерная капля спиртного помешала бы сделать операцию. Обливаюсь холодной водой прямо на снегу, если живу на даче в Комарово. Двадцать лет таких процедур, и я напрочь забыл дорогу в аптеку. Для хирурга с его напряженной жизнью, постоянными волнениями о больном семья имеет огромное значение. После того как я расстался с Верой Михайловной, мне было очень нелегко, много пришлось пережить разочарований и ошибок. Но судьба меня вознаградила – во время отдыха на курорте Ессентуки в 1962 году я познакомился с очаровательной женщиной, тоже доктором, работавшей тогда на Украине, в Горловке, Эмилией Викторовной. Эмилия моложе меня на 32 года. Она вскоре стала моей женой, и мы до сих пор вместе. Когда мне было 66, у нас родился сын Григорий. Сейчас он закончил консерваторию по классу дирижирования. У него двое детей. Внука зовут, как меня, Фёдор Григорьевич Углов… Чтоб сохранить бодрость, не обойтись и без спорта. В юности я занимался французской борьбой, любил позаниматься на турнике, ходить на лыжах. Сейчас, когда есть свободное время, люблю гулять пешком по лесу – общение с природой помогает восстановить силы. Я и сейчас с удовольствием делаю любую домашнюю работу – колю дрова, убираю снег на даче в Комарово. Да и обед по надобности запросто могу приготовить… Но главное – делать людям добро. Этому меня учила мама». Из всех своих рекомендаций Фёдор Углов вывел 12 правил, которые назвал «Памятка российскому долгожителю». Вот они: «Люби родину. И защищай ее. Безродные долго не живут. Люби работу. И физическую тоже. Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах. Никогда не пей и не кури, иначе безполезны будут все остальные рекомендации. Люби свою семью. Умей отвечать за нее. Сохрани свой нормальный вес, чего бы тебе это ни стоило. Не переедай! Будь осторожен на дороге. Сегодня это одно из самых опасных для жизни мест. Не бойся вовремя пойти к врачу. Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки. Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы своего тела. Люби свое тело, щади его. Индивидуальное безсмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни во многом зависит от тебя самого. Делай добро. Зло, к сожалению, само получится». На 100-летие прославленного медика губернатор Валентина Матвиенко лично вручила ему медаль за заслуги перед Петербургом. Фёдор Григорьевич – член Союза писателей России. Знаменитый хирург пользовался словом так же легко, как скальпелем: первая его книга «Сердце хирурга» вышла в 1974 году и разошлась по стране полумиллионным тиражом. Потом появились «Живем ли мы свой век», «Человек среди людей», о вреде алкоголизма – «В плену иллюзий», «Самоубийцы», «Человеку мало века»…. Всю жизнь Углову помогала вера. В годы безбожия, по его словам, «веру приходилось скрывать». Детей крестил тайно, в маленьких деревенских храмах. Только в последние годы жизни он делился сокровенным: «Я – человек глубоко верующий. Воспитан был в религиозной семье. Хожу в храм, пощусь и регулярно причащаюсь. Убежден, что без веры не может быть высокой нравственности и духовно здорового народа». Родители крестили его в детстве. И он всегда – во время учебы, блокады, в мирное послевоенное время, за операционным столом, во главе мединститута – оставался верующим человеком. По его словам, «молитва, как обращение к Богу, затрагивает все аспекты жизни человека. Это важно правильно понимать. Молитва – это необходимость. И тем ответственнее она должна быть, чем яснее человек понимает величие и всемогущество Божие». «Отец, старший брат, сестра, – вспоминал Фёдор Григорьевич, – все пели в церковном хоре. Мы посещали храм, исповедывались, причащались, в школе нам преподавали Закон Божий. Я даже дружил с детьми о. Георгия, служившего в нашем храме. Когда пришла революция, мне было 12-13 лет. Молиться пришлось большей частью дома, в храм стало ходить труднее. Напролом лезть не было смысла. Вступил в комсомол. Комсомольские частушки мы не пели, «антипасхи» не проводили. Мы знали, что любые насмешки над Богом – это тяжкий грех. Да и вообще, в Сибири, мне кажется, этого было меньше. И над верующими не насмехались. Но все равно в храм людей стало ходить меньше, а потом начались хулиганства и храм закрыли…. За свою жизнь многое пришлось пережить, но искра веры в моей душе всегда помогала и спасала меня в трудные минуты. Из нашей семьи вышли два учителя, один инженер, профессор-глазник и академик-хирург. Разве могли бы мои родители без Бога и церкви заложить в нас такой прочный нравственный стержень?! Уже став отцом и дедом, я твёрдо убеждён, что только в вере человек во всей полноте сможет проявить и реализовать себя». «…Мы должны понять сейчас, что переживаем новое духовное нашествие на наш народ, более стремительное и жестокое, чем нашествие татар в XIII веке или поляков в XVI, – писал Ф. Г. Углов в своем дневнике в 2000 году, – и мы должны противопоставить ему духовное единство народа, в основе которого лежит православие. Нашей отличительной чертой была и должна остаться соборность – единство народа во исполнение христианского долга и жертвенности, в стремлении приблизить Царствие Небесное». Захлестнувшее Россию пьянство Фёдор Григорьевич считал грехом. По его словам, «нужно изменить сознание русского народа, не медля проводить антиалкогольную политику на государственном уровне, где одним из основных пунктов должна быть поддержка Православной Церкви». Перед октябрьским переворотом народ это понял. Во многих губерниях создавались общества трезвости. Эту работу возглавили почитаемые и уважаемые в России люди, такие, к примеру, как святой праведный Иоанн Кронштадтский. И сам Фёдор Григорьевич Углов, отстаивая интересы здоровья нации, инициировал, организовал, возглавил «Союз борьбы за народную трезвость», безсменным главой которого он оставался до последнего своего земного часа. В книге «Человеку мало века» Углов написал слова, которые, наверное, и были главным принципом его жизни. «Для чего человек живет на Земле? – Чтобы делать добро. Отсюда вытекает все остальное. В этих словах выражена воля Господня, подробно изложенная в заповедях. Делая людям добро, человек тем самым все их выполняет». Головкин Николай Алексеевич – член Союза писателей России |
|
|
|
СОКРАЩЕНИЕ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ |
В сокращении жизни греховных людей следует видеть милость Божию, ибо, если бы они по-прежнему жили по восемьсот–девятьсот лет, то навлекли бы на себя осуждение, так как отведенное им время использовали бы не на духовное обогащение, а на умножение грехов. Одна женщина очень скорбела о том, что ее малолетний сын был при смерти, упрекала за это Бога, и просила оставить ее ребенка в живых. Заснув, она увидела сон, в котором ей предстала вся жизнь этого ребенка, начиная с настоящего момента: он выздоровел, вырос, стал сильным, получил блестящее образование, имел друзей, невесту, ставшую потом его женой. Но вдруг он попадает в водоворот преступного мира, совершает тяжкие преступления, на нем много грехов, расплата неизбежна. Несчастная мать, видя все это, в ужасе закричала: «Господи, останови!» – и проснулась у постели умирающего ребенка. Мы должны помнить, что Бог любит каждого из нас больше, чем мать. И если Бог принимает решение сократить жизнь человека, то делает это во благо человеку. Мы должны помнить, что ни один волос не упадет с головы человека без воли Царя Небесного. Все наши трудности, переживания и сама смерть, даже и преждевременная, – все это в руках Бога. Господь принимает решение сократить чью-то жизнь в надежде, что, видя смерть своих близких, люди образумятся. Ангел-Хранитель, святой, имя которого носит человек, Сам Господь милостиво наблюдают за нами в надежде, что мы изменим свой образ жизни. Долготерпение Божие ведет к покаянию. Господь посылает человеку предупреждения о его неправильной жизни в виде различных наказаний: трудных обстоятельств, сложного окружения, болезней самого человека или его близких. Эти трудности, тяготы жизни должны заставить человека задуматься, правильно ли он живет. Но иногда люди не слышат, что сам Господь Бог стучится в их жизнь, ничего не понимают в происходящем с ними. Продолжают жить по-прежнему, да еще и ропщут на Бога за Его «немилосердие» к ним, то есть считают правыми себя, а не Бога! И вот, Бог сокращает жизнь людей, чтобы, видя смерть друг друга, они задумались и о собственной смерти, о смысле жизни. Однако и этот урок не всегда бывает воспринят людьми. |
|
|
УМЕРЕТЬ НАМ НЕ УДАСТСЯ |
Наш ответна благовестие Почему по-разному люди откликаются на Евангелие, благую весть о вечной жизни в Царстве Небесном? Один человек, лишь услышит слово Божие, сразу принимает его без рассуждений. Другой томится и колеблется, семь раз отмерит, а отрезать не решается и остается без духовного плода. Третий созревает мучительно и долго, но в конце концов приходит ко Христу. А четвертый категорически отвергает Истину, даже если ничего не может возразить. Почему? Потому что в действительности все дело в нашем произволении. Бог-то призывает всех к спасению, а мы вот откликаемся по-разному. Кто сам для себя бог, тому истинный Бог - ненужный конкурент. Чем Он истиннее, тем желательнее его распять. А кому-то все равно: и без Бога ничего, и с Богом ничего, можно и без веры жить, а можно и с верой согласиться, лишь бы не жертвовать ничем. У кого-то душа боголюбивая, но умствующая. Такой человек будет много спрашивать, взвешивать, разбираться, но когда убедится в истине, то примет ее и будет жить по ней. А кто-то пока не знает Бога, тоскует в глубине души; когда же узнает, сразу узнаёт в Нем Того, по Кому, не ведая, томилась душа, и он все оставляет и спешит за Христом. Почему мы плохо верим в загробную жизнь Нам, плотским людям, плохо верится в загробную жизнь и в Царство Небесное, потому что их нельзя пощупать, а чего руками не пощупаешь, того для нас как бы и нет. Вот если табуретка стоит, то она да, существует; если кашу ем, она, конечно, есть. А чего я не могу съесть, или пихнуть, или понюхать, того, понятно, нет. Но такой взгляд на мир Божий неправилен. Если крот всю жизнь копается в земле, это не значит, что в мире больше нет ничего, кроме червей, которых он съедает в своих норах. На самом деле есть ещё огромный мир, которого крот не знает, и есть также огромный духовный мир, сокрытый от нас не потому, что он нереален, а потому, что мы недостаточно реальны. Нас губит пренебрежение вечностью Мы забываем о вечности и сердце свое отдаем временным утешениям, это нас и губит. И сам всемогущий Бог не может нас спасти, потому что Он нас не только любит, но, как ни странно, еще и уважает. Нам дана свобода, мы созданы по образу Божию, и свобода у нас никогда не отнимется. Не свобода действий (тут мы, конечно, очень ограничены), а свобода что или кого любить. Поэтому если мы отдаем свою любовь временной жизни с ее суетными удовольствиями, а вечностью и Богом пренебрегаем, то расплачиваться будем сами. Помогите покойникам Если не верить в вечную жизнь, то нечего и возиться с покойниками. К этому люди постепенно и приходят; сдерживает только неосознанное душевное чувство, что нехорошо все-таки просто выбросить тело на свалку. Но мы веруем в вечную жизнь и именно поэтому хороним человека в красивом гробу с крестом в руках и венчиком на лбу - это внешние знаки реальных вещей, иначе в них не было бы никакого смысла. Мы открываем перед усопшим Царские врата в знак того, что его ждет Небесное Царство. Небесное Царство ждет нас, мы призваны в него войти. И какой же мы все достойны жалости, что призваны, а не входим. Живым нужно, пока не поздно, каяться и исправляться, а покойники уже каяться не могут, и душам их очень тяжело. Ну, много ли среди нас самих и наших близких таких людей, чья молитва, как огненный столб, восходит от земли до неба? Все мы живем очень расслабленно - мы не только не победили свои страсти, но даже не начали с ними как следует бороться. Просто так нас ничего хорошего за гробом не ждет, ни нас, ни наших близких, не стоит обольщаться; очень опасно успокаиваться, нужно, пока не поздно, все свои силенки приложить к спасению: никого не осуждать, со всеми примириться, все без ропота терпеть, молиться, как и сколько Бог даст, - а об умерших проливать сердечные слезы, прося для них у Бога снисхождения и прощения нераскаянных грехов. Прими Церковь в простоте Человек, придя в Церковь из мира, кипящего гордостью, похотью и суетой, и не найдя в ней чего-то привычного, а что-то непривычное встретив, бывает недоволен, как бывает недоволен безпризорник, выросший в подвале и впервые попавший в детский дом. Он удивляется: «Почему у вас тут крысами не пахнет? Зачем лампочки яркие и окна большие?» В чем-то пришедший из мира человек, конечно, прав; есть недостатки в церковной жизни, как есть они и в детских домах. Но ни в коем случае нельзя безпризорнику возвращаться в его гибельный подвал, а нужно остаться в детском доме, приняв его таким, каков он есть, отъесться в нем и обогреться. По крайней мере, мальчик будет жив и здоров. Его оденут, накормят и обучат грамоте. Нужно сперва принять Церковь такой, какая она есть, целиком, со всеми ее мнимыми и действительными недостатками, которые попустил, а может быть, благословил, снисходя к нашей немощи, Бог. Потом, воцерковившись по-настоящему, человек разберется: где заповеди Божии, где общецерковные каноны, где местные церковные обычаи, а где обычаи народные, где следы древнего язычества, где новые суеверия, где проявление немощи церковных людей, а где снисхождение к немощи людей нецерковных. Все это человек научится различать со временем, если сначала смирится и примет Церковь в простоте, как дитя. Соработники Божии или слепые орудия? Все мы - праведные и грешные - орудия любви Господней. Он через нас творит добро, совершая свой благой промысл, но от нас зависит - радоваться святому делу и быть искренними Божьими соработниками или искать удовлетворения своей похоти, оставаясь лишь слепыми орудиями Его всемогущества. А нужны ли Богу соработники? Приведу простой житейский пример. Папа строит во дворе сарай и просит трехлетнего сына: «Витенька, дай мне молоток», а мальчик дрыгает ногами и кричит: «Не хочу, не хочу!» Конечно, папа огорчается, но не потому, что лишился Витиной помощи, которая была и невозможна, а потому, что проявленное отношение очень вредно для самого Вити, оно - дурной знак насчет Витиного будущего. А если мальчик хотя сам и ничего не может, но все же тянется папе помогать, то это уже хороший сын, и в нем отец видит истинного наследника. Так и в нашей силе Господь не нуждается, но хочет нашего сердечного сочувствия. Священник Константин Островский, из книги «Умереть нам не удастся» |
|
|
Памяти мамы Ты посылала письма, телеграммы, Посылки, бандероли — их не счесть… Всё в прошлом. Нет давно на свете мамы, Но есть любовь, и память в сердце есть. Мы не успели вместе помолиться. Увы! Такие были времена… И вот Христос воскрес, запели птицы, — Пришла твоя последняя весна. Ты слышишь ли мою молитву, мама, Ты знаешь ли, как жалко иногда, Что не войдём с тобой под своды храма, Разрушенного в смутные года? Я панихиду закажу сегодня, Тихонько буду хору подпевать… Прости меня за всё, раба Господня, Как нас прощать умеет только мать. Рожай! «Ах, жизнь так нынче тяжела!» — Вздохнула мама молодая, — Двоих я деток родила; Рожать ли третьего — не знаю…» Рожай, конечно же, рожай, Пока ты молода и в силе! И нам на радость умножай Богатырей Руси-России. Ведь новая грозит орда Сломить наш дух и править нами. Но твёрдо скажем: никогда Не будут русские рабами. Рожай! ведь бедность — не порок, Всем нелегко сейчас, и всё же Рожай: тебе поможет Бог, И мы поддержим и поможем. † † † Вера, крест и молитва — Светлый источник сил. Труд на земле да битва — Вот житие Руси. Песен, былин достоин, Славен из рода в род Пахарь, монах и воин — Русской земли оплот. В сердце не знают страха, Духом всегда сильны Воин, монах и пахарь — Богатыри страны. Верю: моя Россия Будет стоять в веках Твёрдо, покуда в силе Воин, пахарь, монах. † † † И лёгкое журчанье быстрых рек — «Добро зело». И всякий в мире прав: И дерево, и зверь, и человек. Услышу я прощальный птичий гам, Вздохну и, набирая высоту, Прощу друзьям, тем более врагам, И зависть, и хулу, и клевету. Ведь если выше ярких звёзд взлететь,— Греховный груз исчезнет без следа. Болезнь, печаль и враг наш древний — смерть В той жизни нас покинут навсегда. И если бы на старый мир взглянуть Из горних сфер, где душам так светло, То показался бы коротким путь Земной, ничтожным — мировое зло. Татьяна Егорова |
|
|
НЕ ОПОЗДАЙ! |
Расскажу вам историю, слышанную мною от одного пожилого верующего, моего знакомого. У него был брат значительно моложе его и неверующий. Он уважал определенные традиции, соблюдал правила поведения в обществе – в общем, был тем человеком, который в миру считается хорошим. Но в Бога не верил и в церковь не ходил. Старший брат, которого звали Серафимом, говорил неоднократно младшему: «Тебе надо ходить в церковь, надо молиться». На что тот беспечно отвечал: «Вот когда буду пожилым, как папа и мама, тогда буду ходить. А сейчас у меня другие дела». И однажды старший брат произнес слова, ставшие поистине знаменательными: «Смотри, не опоздай!» – и дважды повторил их. После этого прошло всего несколько дней, и раздался телефонный звонок старшему брату: «У вас есть такой-то брат? Приезжайте скорее, он попал в аварию, состояние критическое». Старший брат немедленно помчался в больницу, но... Врач, вышедший к нему, сказал: «Он умер». Через некоторое время тело умершего привезли домой. После хлопот по погребению уставший за день старший брат заснул, сидя в кресле рядом с гробом, и ему видится, как в комнату входит младший брат и восклицает: «Сима, я опоздал! Опоздал!» Старший просыпается и видит младшего во гробе. Как часто все главные дела мы оставляем «на завтра»! «Завтра я уволюсь с этой работы». «Завтра начну новую жизнь». Или: «Успею покаяться». Жить на перспективу – это диавольский соблазн, уход от реальности. Надо жить сегодняшним днем. Мы к этому призваны. Завтрашний день может и не наступить для нас. Истинно христианская жизнь наступит не тогда, когда ты приедешь в Оптину пустынь. Можно пустым уехать даже и из Оптиной. Истинно христианская жизнь начнется не тогда, когда ты окончишь семинарию, поменяешь место жительства или назойливых соседей. Она должна начаться сегодня, в этот день. Каждый день благоприятен для дела спасения души человека. Когда человек живет на перспективу, его нет в настоящем, он весь уже там, в будущем, а завтрашний день еще не наступил, и, значит, там его тоже нет. Нет ни здесь, ни там – нигде нет. Вот откуда берется духовная пустота – от незаполненности той ситуации, в которой человек живет. |
|
|
ЛЮБОВЬ ВСЕ ПОКРЫВАЕТ |
В старом доме на Маросейке все знали их семью. Хотя семьей в полном смысле назвать это было трудно. Жорка, муж, известный гуляка. Жена Татьяна, или Танька, как её звали соседки. И двое детей : Ленька и Людочка. Жорка часто скандалил, с ним старались не связываться. Не знавший меры в пристрастии к бутылке и женским прелестям, в какой-то день совсем наступил на совесть, стал приводить к себе женщин – одна «красивше» другой – где он только их брал таких. Все знали, что Жорка честно сказал жене, своей Таньке: вот, буду жить с другой женщиной, а детям скажи, если хочешь, что это родственница. Этих «родственниц» будет безсчетно, и все привыкнут, и во всех пересудах Жорку и баб его перемелят языком вполне беззлобно, зато вся злая молва достанется Таньке. И было за что. Мало того, что не смогла удержать мужика, мало того, что терпит его любовниц, обстирывает и готовит на них, так еще ведь и оправдывает перед детьми такого отца! Это было истинной правдой: когда дети видели упавшего в лужу отца, Танька бежала к нему, тащила его на себе, объясняя им, что папа их очень устал, что ему сейчас очень плохо, что надо ему помочь и тогда ему станет лучше… Когда дети дрожали от отцовского буйства и ругани, она уводила их в дальнюю комнату, потому что «папа чем-то сильно расстроен, у него не все получается в жизни, и не дай вам Бог испытать, когда болеет душа»… Дошло до того, что она жалела его любовниц, когда он колотил их. Перевязывала, утешала, поила чаем. Сидели на кухне, обнявшись, плакали… Время шло, росли дети. Ленька поступил в училище. Людочка перешла в шестой класс. Жорка продолжал жить по-старому, как ему вздумается, хоть теперь и не с той же силой. Поубавился малость. Не менялась одна лишь Танька. Как она умерла, отчего, никто не знал. Была и нету. Ленька в армии был. Людочка в Крым по путевке уехала. Жорка неделю дома не ночевал. Вернулся, увидел ее – вся в чистом, лежала словно что-то хорошее снилось… Так и похоронили. Только однажды, осенним днем, увидели: стоит посреди двора Георгий. Непривычно тихий, трезвый; стоит и все ищет чего-то, как будто первый раз здесь, на окна смотрит, на крышу, на небо… Стоит час, другой, под дождем. Не уходит. Подходили, звали его. Не идет. Хорошо Людочка пришла с занятий, увела его. И говорит, говорит что-то ей… Долго не могли понять, потом разобрали: «Все потерял… все потерял!» – говорит. Другой человек стал. Пить бросил, никаких скандалов, любовниц… Ленька вырос, переехал в Митино. Людочка вышла замуж за офицера. А отец их здесь свое доживает. Одна у него теперь забота: на Танькину могилку ходить. Дети помогают, приходят часто, и никто не упрекнул ни в чем, не сказал ему ни разу худого слова. Максим Яковлев |
|
|
АБОРТЫ |
В тот момент, когда происходит зачатие тела и жизнь вспыхивает в женском чреве, в тот момент появляется и душа. И все это происходит по Воле Творца. Есть очень много семей, которые хотят иметь детей, но этого не происходит, потому что нет Воли Божией относительно этих людей. Возможно, Господь испытывает их веру, и им надобно молиться. Но если жизнь возникает во чреве женщины по Воле Творца, то кто имеет право останавливать эту жизнь?! В нашей стране производится огромное количество абортов, каждый день погибают неродившиеся дети. И если рассуждать с церковной точки зрения, то было бы лучше, если бы эти женщины родили их, окрестили, а потом убили. Это было бы значительно меньшим грехом, нежели то, что они делают во грехе аборта, ибо они не дают ребенку увидеть свет этой жизни, не дают ему освятиться святым крещением. И он, сотворенный Богом, умерщвляется во чреве матери. И задача церкви – остановить это безумие, приобретающее в наше время огромные масштабы и оттенки ярко выраженного каннибализма: из тел умерщвленных при аборте детей делают медикаменты и косметику и употребляют на пользу своему здоровью. Церковь не может благословить такое людоедство и не благословляет. Ибо Воля Творца: Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю. Аборт – это не только социальная проблема, связанная с гибелью некоей этнической группы. Это в первую очередь – проблема греха! Грех этот – вовсе не личный грех людей, делающих аборты, но и грех всего народа, допускающего такое беззаконие. Мы видим, что именно в православных странах врагами вселенского православия делается все для того, чтобы смертность превысила рождаемость. В нехристианских странах ситуация несколько иная. Как будто бы кто-то подыгрывает силам зла, стремящимся уничтожить православное христианское народонаселение. Это – великая трагедия. Жизнь человека начинается во чреве его матери, и этот священный дар Бога никто не имеет права отнять. Эта жизнь принадлежит Богу и уже во чреве имеет свои мистические религиозные особенности. В Библии говорится об этом достаточно категорично: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя (Иер. 1, 5)»; Псалмопевец Давид говорит: «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138, 15–16). Бог, Господь жизни, поручил людям высокое служение сохранять жизнь, и человек должен его исполнять подобающим образом. Поэтому жизнь с самого зачатия должна быть оберегаема с величайшей заботою; аборт и детоубийство являются ужасными преступлениями. Вспомните Иоанна Крестителя, который младенцем взыграл во чреве матери своей, когда Дева Мария пришла в дом своей сродницы. Вспомните преподобного Сергия Радонежского, который возгласил во чреве своей матери во время божественной литургии. Можно предположить, что Господь в сегодняшней нашей жизни не благословляет нас, посылая тяжелые испытания именно по причине большого числа абортов и детоубийств. Как и в древнем Израиле, грехи отдельных людей имеют значение для судьбы народа в целом. Священник Олег Стеняев, из книги «Беседы на книгу Бытия» |
|
|
ПРИТЧА |
Кто такой христианин? Это – человек, кающийся в своих грехах. В одном из Апостольских посланий перечисляются очень страшные грехи, и апостолы говорят, что они сами были такими же грешниками, как и все люди, но изменились. Вспомните, какой грех совершил Давид, – блуд, соединенный с убийством. Вспомните Марию Египетскую и ее грехи. Вспомните Моисея и его грех убийства. А апостол Павел, бывший прежде гонителем христиан? А Апостол Петр, трижды отрекшийся от своего Господа? В раю можно увидеть многих бывших грешников: убийц, воров, разбойников, блудников, предателей и других. Вспомним одну русскую средневековую притчу о бражнике. Умер бражник, то есть пьяница, и душа его должна была отправляться в ад. Но не захотелось ему в ад, и решил он попытаться попасть в рай. Подходит к райским вратам, а там – апостол Петр с ключами: «Сюда нельзя!» Бражник отвечает ему: «Сам-то отрекался от Христа, предавал его, а теперь вот райскими вратами распоряжаешься». Петр задумался, как быть. Позвал на помощь Давида-псалмопевца. Давид пришел и говорит: «Бражникам сюда нельзя». – «А убийцам и блудникам можно? – спрашивает бражник. – Ты взял себе чужую жену, потом мужа ее убил, а теперь здесь». Позвали на помощь Моисея-законодателя. Тот тоже подтвердил, что бражникам в рай нельзя, это – святое место. Тогда бражник говорит ему : «Ты египтянина убил, в песке закопал, а потом закон написал – не убий. И тоже сюда попал. Так почему же мне нельзя?» Решили позвать на помощь кого-нибудь из древних. Идет Ной. Бражник, увидев его, очень обрадовался, и говорит: «Вот, наш человек идет. Этот точно был бражником». Эта притча говорит не о том, как надо «там» отвечать, а о том, что любой грех может быть прощен Господом покаявшемуся. |
|
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|