Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2008 год, выпуск № 12 (60)

УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЯТОЙ

Святитель Спиридон Тримифунтский – удивительный святой. В истории Церкви святитель Спиридон почитается наравне со святителем Николаем Чудотворцем. А в России по-настоящему знают и почитают его немногие.

Святитель Спиридон Тримифунтский уроженец Кипра. После смерти жены он все свои средства тратил на успокоение странников и пропитание нищих. Житие его поражает удивительной простотой и силой чудотворений, дарованной ему от Господа за его добрые дела, так что по слову Святителя восставали мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы; он исцелял неизлечимые болезни, изгонял бесов. Святитель Спиридон был поставлен епископом города Тримифунта в царствование императора Константина Великого и сына его Констанция.

Святитель Спиридон был человеком не книжным и не ученым, но мужем высокой святости. В сане епископа он сохранял простой образ жизни, пас овец, принимал странников, помогал нуждающимся, утешал скорбных. У него был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. При этом он просто показывал им вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.

Однажды на острове Кипр было бездождие и страшная засуха, множество людей гибло от голода. Небо заключилось, и нужен был второй Илия или подобный ему, который отверз бы небо своей молитвой. Таким оказался святой Спиридон. После того, как он усердно помолился Богу, тотчас небо покрылось облаками и пошел обильный дождь, не прекращавшийся несколько дней. Святой помолился опять, и настало вёдро. Земля, обильно напоенная влагой, дала обильный урожай, и по молитвам угодника Божия в тот год во всём было великое изобилие.

Однажды крестьянин попросил у святого Спиридона денег в долг, чтобы выкупить хлеб, но у святителя не было ни копейки. Он попросил крестьянина подождать. Пошел в сад, видит - змея ползет, помолился, благословил, и она превратилась в золото. Святитель отдал золото крестьянину. На следующий год тот пришел вернуть долг. Святитель взял золото, пошел в сад, бросил его на землю, и на глазах у изумленного крестьянина оно превратилось в змею.

Известен рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона. Глубокой ночью они забрались в овчарню, но тут же оказались связанными невидимой силой. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, освободил их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».

Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святой ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.

В 325 г. на Первом Вселенском Соборе святитель Спиридон вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ересь Ария. Простая речь Святителя и обитавшая в нем благодать в деле обращения еретиков оказались сильнее красноречивых доказательств иных участников, показав всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Философ, выслушай, что я тебе скажу: Един есть Бог, сотворивший небо и землю и создавший из земли человека, и устроивший весь видимый и невидимый мир, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который, умилосердившись над нами, заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал и умер ради нашего спасения, и воскрес, и с Собою совоскресил весь род человеческий. Мы ожидаем, что Он же придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его. Веруем, что Он одного существа с Отцом, равной с Ним власти и чести... Так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты не осмеливайся исследовать, как все это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание. Не так ли и тебе все это представляется, философ?»

После продолжительного молчания философ ответил: «И я думаю, что все действительно так, как говоришь ты».

Тогда Старец напутствовал его: «Итак, иди и прими сторону святой веры».

После разговора со святым Спиридоном философ обратился к своим друзьям: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого Старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали безсильны против нее, так как человек не может противиться Богу», и призвал их вместе с ним последовать за Старцем, устами которого говорил Сам Бог.

Приняв православную веру, философ радовался, что был побежден в состязании святым на свою же собственную пользу и сделался ревностным защитником Христова учения. А еретики потерпели великое посрамление.

На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его - мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, сказал тогда святитель Спиридон, так и в Пресвятой Троице три Лица, а Божество едино».

В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (+ ок. 348). Память его Церковь совершает 12 декабря (25 декабря по новому стилю).

«Ни знатность рода, потому что род его был убог; ни высокость звания, потому что он был пастух овец; ни знание света мудрости мирской, потому что он в училищах не обучался; ни другая какая вещь, кроме добродетели, возвели на такую высоту этого чудотворца и предстателя нашего Спиридона...» - так говорил, восхваляя святого Спиридона, замечательный проповедник, уроженец Корфу российский архиепископ Никифор Феотокис (1731-1800), закончивший свои дни в Московском Даниловом монастыре. Особо чтят святителя Спиридона жители греческого острова Корфу, где с середины XV века хранятся его святые мощи. Святитель по праву почитается небесным покровителем острова. Древняя церковь святого Спиридона в городе Керкире (столице острова) считалась богатейшей на Востоке, на храм жертвовали не только православные христиане, но и католики. Многочисленные вклады были сделаны российским императорским домом, в частности, императрицей Екатериной II и императором Павлом I. В храме посетителя поражают огромные золотые и серебряные паникадила, мраморный иконостас, непривычного вида иконы в золотых рамках на своде. По всему собору и над ракой с мощами святителя Спиридона на цепочках висит большое количество металлических фигурок: кораблей, машин, отдельных частей тела - знаков благодарности прихожан и паломников, получивших помощь от святого. В 1801 году, после освобождения острова от войск Наполеона святым адмиралом Феодором Ушаковым, храм святителя Спиридона в Керкире был принят под особое покровительство России, в знак чего над его западными вратами был установлен императорский герб.

Местное предание содержит множество новых чудес святителя, не вошедших в традиционные жития. В 1716 году турецкая эскадра с пятидесятитысячным войском окружила Корфу плотным кольцом, отрезав выходы к морю. Однажды на рассвете турки вдруг увидели явившийся над их рядами образ святителя Спиридона, держащего в правой руке сверкающий меч. Испуганное грозным видением турецкое войско было обращено в бегство, и осада не состоялась.

Об этом чудесном избавлении вспоминает в одном из своих слов Никифор Феотокис. В годы его детства это событие еще было свежо в памяти его соотечественников. Напомнив о древних чудесах святого, Никифор говорит далее о множестве новых его чудес, хорошо известных, как видно из его слов, каждому керкирцу.

«Не были ли мы услышаны им столько раз? - восклицает Никифор. - Не утишил ли он землю от землетрясений, не прогнал ли окружившую нас моровую язву, не доставил ли пшеницу в хранилище чудным образом для прекращения бывшего у нас глада?

Одним из свидетелей чуда, происшедшего от мощей святителя Спиридона, стал русский писатель Н.В. Гоголь, который во время своего пребывания за границей приезжал на Корфу. В это время совершалось обычное празднование святителю в день его памяти 25 декабря. Святые мощи торжественно обносили вокруг города. Среди присутствующих при этом находился некий английский путешественник, воспитанный в скепсисе и рационализме протестантской культуры, которому показалось, что тело святого набальзамировано. Когда он подошел к раке с мощами поближе, то с ужасом и изумлением заметил, что мощи святого медленно приподнялись в раке, как будто нарочно для того, чтобы скептик смог убедиться в ложности своего предположения. Николая Васильевича Гоголя это происшествие, о котором он поведал оптинским монахам, потрясло до глубины души.

В годы Второй мировой войны авиационная бомба, сброшенная с самолета на храм святителя Спиридона, где покоятся мощи святого, взорвалась в воздухе, не причинив зданию никакого вреда.

Как все угодники Божии, и по телесной смерти своей святитель Спиридон по-прежнему жив – и не только для Бога, но и для всех нас, нуждающихся в его помощи и молитвенном предстательстве.

Святитель помогает в различных немощах, но чаще всего к нему обращаются в житейских делах: при постройке дома, семейных трудностях, устройстве на работу…


ТРОЕРУЧНИЦА

Иоанн Дамаскин

Помирал от тоски:

Клевета доконала, разлучница,-

Он лишился руки.

Все теперь вопреки.

- Матерь Божья – Ты грешных

Споручница!

Кисть к руке приложил:

Лишь обрубки от жил

Да засохшая кровь без движения…

Он себя подытожил,

В молитву вложил

И уснул от изнеможения…

Предрассветная мгла

Из угла убегла…

Ведь приснится же новость чудесная!-

Смотрит: ну и дела!

Ведь рука-то цела…

- Исцелила Царица Небесная!

Пред иконою он –

За поклоном поклон,

Аж сомлела толпа обалделая…

- Матерь Божия добра!

Руку из серебра в благодарность

к иконе приделаю!..

Песнь слагая тогда,

Он летел сквозь года,

Но не знаю, что с иконой получится:

На спасение нам,

В укрепление нам

Даровалась в тот день “Троеручица”…

Иоанн Дамаскин

Ел в пути колоски-

Пусть Дамаск за спиной

колобродится!

Шел в Иерусалим.

Там под сенью маслин

Стал монахом. А с ним –

Богородица.

Пролетели века…

Сила турок крепка.

Свирепело ислама усердие.

И иконы доска,

Словно за облака,

Пренеслась в православную Сербию.

Но турецкая власть

И туда добралась,

Крепко сербов сдружила с поминками.

И тогда на осла

Та икона легла,

С ним ушла потайными

тропинками.

Без погонщика он

Прибыл сам на Афон –

И ослам благодать за терпение!

Монастырь Хилендар

Как Божественный дар

Принял образ, как благословение.

И в обители той

Стал обычай святой:

Братья сходятся или расходятся,

На молитву, на труд, -

Всяко к ручке идут,

Мать-Игуменья им Богородица.

Жизнь нас гонит в штыки. И друзья далеки.

Нету сил уже более мучиться…

Но от злобной руки, и от смертной тоски

Будь защитницей нам, Троеручица!..

Протоиерей Андрей Логвинов – член Союза писателей России.


ЦЕЛОМУДРИЕ ВЕРЫ

Целомудрие веры – это очень важный вопрос. Иногда человек идет по городу и видит надпись: христианское собрание. И он решает, что ему надо туда обязательно сходить, ведь он же христианин. Сектанты обычно придерживаются принципа конфессиональной анонимности и скрывают свое подлинное наименование. Это делается для того, чтобы заманить непосвященного в ловушку.

В свое время мне довелось прочитать книгу, которую написал некто Юрий Скрижалич, иезуит, живший в XVII веке. Это был очень интересный человек, одержимый стремлением обращать русских людей в католицизм. Прибыв в Москву, он добился встречи с государем, царем Алексеем Михайловичем. Царь сразу понял цель его приезда, но так как для ареста его причин не было, решено было направить его в “командировку” в Сибирь, якобы по государевым делам. Отправили, ежемесячно давали жалование, но никаких дел не поручали. И вот от безделья он начал писать книги. В его книге описан случай, как он в ссылке встретился с протопопом Аввакумом. Узнав о существовании раскольников, он вначале подумал, что это латинизированные раскольники, как и у нас сейчас появилось много латинствующих батюшек, и решил поговорить с Аввакумом. Но тот спросил его: “Какой ты веры, ты кто, говори?” – Отвечает: “Латинской”. – “Уходи, не буду с тобой разговаривать”.

Мне это напомнило ряд библейских текстов – в Библии часто встречается ситуация, когда тот или иной праведник видит Ангела Божия, и первый его вопрос: “Ты кто?” И если Ангел свидетельствует о той миссии, которую ему дал Господь, то разговор становится возможным. В противном случае – никаких разговоров. Мы должны соблюдать целомудрие веры. Дают тебе какую-нибудь якобы христианскую книжку – посмотри, есть ли там благословение патриарха или епископа. Если нет, эту книгу лучше не читать. Сейчас многие хвалят чужую веру. Феодосий Печерский говорил так: Кто хвалит чужую веру, тот свою хулит, а кто хвалит свою веру и чужую разом, тот двоеверец. И кто тебе скажет: и ту и другую веру Бог дал – ты скажи ему: разве Бог двоеверен?

Сейчас появилось много болтунов: любая, мол, вера – от Бога, Бог един, но пути к нему разные. И в Христа верят, и в Будду, и в других “богов”. Когда слышите такое, спросите, подобно Феодосию Печерскому: “Разве Бог двоеверен?” В Писании сказано: “Один Господь, одна вера, одно крещение” (Еф. 4, 5).

Бывает, идете вы по улице, а к вам вдруг подбегает незнакомый человек и говорит: “А вот православные считают, что Троица – это Христос, Божия Матерь и Николай Угодник. Но это же неправда!” Или говорят что-нибудь иное, столь же неверное, например: “Вот вы, православные, считаете, что Церковь – это каменные стены”. Первое ваше желание возразить, поправить, объяснить случайному собеседнику, что Церковь – это не стены, а «собрание всех верных Божиих, иже непоколебимую держат едину православную веру» (Катехизис большой). Но диавол задает свой вопрос вовсе не для того, чтобы получить разъяснение, он и сам знает правильный ответ. Ему важно, чтобы начался диалог, чтобы с ним начали говорить, а использовать спор в своих целях он сумеет. Принцип, который диавол использует в своей деятельности, – это принцип плюрализма. Он всех нас хочет усадить за круглый стол, направить на путь поиска некоего консенсуса. Диаволу все равно, что вы будете говорить, главное для него – чтобы вы приняли участие в этом сатанинском хороводе мнений и представлений, правильных и неправильных.

Евсевий Памфил в своей “Истории церкви” рассказывает, как однажды Иоанн Богослов пришел в баню, но, узнав, что в бане находится известный еретик, убежал оттуда. Этот пример показывает нам, как надо дорожить целомудрием веры, опасаться, как бы не осквернить чистоту нашего православного вселенского исповедания. Слово Божие запрещает нам общаться с еретиками, принимать их в свои дома: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (К Тит. 3, 10),

Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Инн. 1, 10–11).

Очень часто сейчас спрашивают: “Стоит ли нам читать Ветхий Завет? Вот Евангелие – это Слово Божие, а Ветхий Завет – это что-то уже недейственное, доставшееся нам в наследство от иудаизма, потерявшее свою актуальность после распятия Господа нашего Иисуса Христа”. В Апостольских правилах сказано: надлежит почитать книги Нового и Ветхого Завета. Церковь Православная предавала анафеме всех тех, кто ставил под сомнение святость, богодухновенность книг Ветхого и Нового Заветов. Диавол очень хитер. Вначале он ставит под сомнение Ветхий Завет, потом что-то в Новом, а потом – было бы начало только положено – человек вообще остается без Откровения. Я знал одного юношу, который, начитавшись Дугласа Рида (Спор о Сионе), пришел к мысли, что Ветхий Завет – это не от Бога. Это был его первый шаг в отступлении. Затем он стал ставить под сомнение христианство – это был его второй шаг. Третьим шагом его стал уход к язычникам, поклонявшимся Перуну. Но и это был еще не конец! Потом он развил в себе, как он считал, арийские начала, ушел в движение “Хари Кришна”, стал изучать санскрит, бить в барабан и петь воинствующие арийские мантры и покланяться американским гуру.

Высшее назначение человека – это обожение, то есть стремление его к достижению в себе подобия Божия. Сам Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Матф. 5, 48). И человек действительно призван к тому, чтобы входить в полноту подобия Божия, ведь он и создан по образу и подобию своего Творца. Но диавол всегда предлагает нам форсировать этот естественный процесс. Если хотите, диавол – это первый революционер, который предлагает с помощью каких-то решительных мер, резких скачков добиться именно той цели, к какой человек стремится. Человек стремится к тому, чтобы уподобиться Господу своему, и диавол предлагает ему немедленный результат. Послушайте, что говорят нам современные сектанты, послушайте их еретические проповеди. Они постоянно говорят о том, что если вы хотите спастись, то можете сделать это немедленно – спасение даруется в их “церкви” прямо сейчас, сегодня. Если у вас есть какие-то духовные проблемы, они берутся их разрешить тотчас. “Ноу проблем” – это их девиз, главный принцип религиозной еретической жизни.

На самом деле человек, общаясь с еретиками, теряет спасение. Он теряет здоровье не только физическое, но и духовное. И самое страшное – он теряет благодать. А ведь и сейчас, когда лукавый пытается совращать нас в разные секты, безбожники, еретики, язычники прямо говорят: если придешь в нашу секту, спасешь не только себя, но и свою семью, весь свой род.

Очень часто, когда люди впадают в те или иные заблуждения, им кажется, что это – путь “просветления”, что та или иная религиозная практика приближает их к Богу, делает их богоподобными. Этим людям представляется, что те или иные упражнения, медитации, чтение различных книг могут обогатить их внутренний мир, спасти семью. Они даже не догадываются, какой ужасный яд скрывается за так называемым религиозным возрождением, предлагаемым еретиками, за так называемым пробуждением сознания, открытием чакр и пробуждением кундалини, предлагаемыми язычниками.

Каждый человек сам решает свою участь – избирает свет или тьму. Бог не деспот: Он не насилует волю человека. Но человек должен постоянно помнить, что в любом выборе он решает один и тот же вопрос – выбирает ли он Господа или выбирает дьявола.

Священник Олег Стеняев


ОТЕЦ ФАДДЕЙ

«Сейчас у нас в Сербии старцев нет. Был один настоящий старец – отец Фаддей, но он умер недавно». Эти слова сказал четыре года назад молодой сербский учитель Светозар. Сам Светозар всерьез пришел в Церковь именно благодаря встрече со старцем. С тех пор и в самой Сербии, и в Македонии я не раз видел людей, которые обрели сокровище православной веры через «отца Тадэ», как называют его сербы. Среди них был даже один босниец, в прошлом мусульманин, который под влиянием старца перешел в православие и теперь много лет является искренним тружеником Христовой Церкви. Видя, как светлеют лица сербов, когда они рассказывают о старце, и слушая истории о его высокой любви к Богу и ближним, о его подвижнической жизни и явных дарах прозорливости и молитвы, я убедился, что отец Фаддей – это действительно особое явление в новейшей духовной истории Сербии. Естественно, что мне захотелось лучше узнать о нем. Поэтому во время последнего посещения Белграда я приобрел небольшую книжицу с изречениями старца, собранными его почитателями. В этих изречениях виден поистине духовный человек, с совершенно богоцентричным мировоззрением, который щедро делится тем, что прошел и пережил сам.

Для русского читателя духовное наследие отца Фаддея особенно интересно в той связи, что старец – постриженик и воспитанник русских монахов, оказавшихся в Сербии после революционной трагедии нашей страны. Таким образом, из его духовных наставлений православная Россия ныне получает то, что несколько десятилетий назад православная Сербия получила от духовных наставлений прибывших русских монахов.

Архимандрит Фаддей (Штрабулович) родился в 1914 году. В юности, когда ему было 15 лет, он тяжело заболел. В больнице, после месяца безуспешного лечения, его записали на мучительную процедуру. Юноша стал отказываться от нее и услышал от врача, что если пойдет на терапию, то может быть, выздоровеет, а если нет, то проживет только пять лет.

Тогда, убедившись, что даже эта процедура не может обещать выздоровления, юноша принял решение посвятить оставшиеся пять лет Богу и сразу отправился в монастырь Горняк, где сообщил о своем решении и желании принять монашество. В этой обители один русский монах посоветовал ему для получения подлинно духовного руководства пойти в монастырь Мильково, где жили русские монахи, уехавшие из Валаамского монастыря, отошедшего в 1924 году к Финляндии. Их принуждали служить по новому стилю, поэтому они, с разрешения Сербской Церкви, переселились в Мильково. Здесь они придерживались точно такого же устава и порядка жизни, как и на Валааме.

Были там и монахи, прежде перешедшие на Валаам из Оптиной пустыни, в том числе и настоятель архимандрит Амвросий, ученик и постриженик преподобного Амвросия Оптинского. Он и благословил после испытания принять сербского юношу в монастырь.

Вот как впоследствии старец описывал то, что с ним случилось: «Когда я послушником пришел в монастырь Мильково, мне дали четки и научили меня, как надо молиться. И как мне показали, так я и делал. Я полностью отдался Иисусовой молитве. Я думал, что у меня осталось лишь пять лет жизни и что не стоит тратить их попусту. Так я решил искать свой путь к Богу. В скором времени, именно вследствие этой полной преданности Богу и искренней тоски по Богу, меня озарила Божественная благодать, которая в моей душе оставила неописуемую радость и спокойствие. Слушаю сердце и слышу внутри: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Стараюсь вспомнить какие-то вещи и события из прошлого, но не получается; все мои мысли погружены в какое-то неописуемое спокойствие, а во всем моем существе царит какая-то несказанная радость и печаль по Богу».

После смерти отца Амвросия, о котором старец Фаддей вспоминал с большой любовью, как о человеке святой жизни, в Мильково начались нестроения и вскоре юноша вместе с одним монахом перешел в монастырь Горняк, где игумен был также русский, отец Серафим. Именно он постриг в монашество будущего великого старца. А через два года отец Фаддей сподобился рукоположения во священный сан.

Затем его несколько раз переводили на послушания в разные монастыри, после чего патриарх Гавриил определил его быть служащим иеромонахом в Печской патриархии, где он трудился вплоть до начала Второй мировой войны. Когда отец Фаддей вместе с тремя другими монахами вернулся в оккупированный Белград, здесь его арестовала тайная полиция и поместила в ту же тюрьму, где находились тогда в заключении патриарх Гавриил и святитель Николай (Велимирович). Отца Фаддея обвиняли в том, что он будто бы являлся одним из организаторов сербского сопротивления оккупантам. Это было серьезное обвинение, грозившее суровым наказанием. Однако вскоре отца Фаддея выпустили на свободу, после чего батюшка отправился в монастырь Витовница.

В этой обители, посвященной Успению Божией Матери, старец подвизался почти всю оставшуюся долгую жизнь. Здесь же началось и его старческое служение, когда множество людей, и малых и великих, ежедневно приходили к нему за советом, поддержкой и утешением. Такая слава старца не всем нравилась, и завистники вынудили его покинуть обитель. В самые последние годы своей жизни отец Фаддей жил у своих духовных чад, в семье Грубор. Отошел он ко Господу 13 марта 2003 года и был погребен в монастыре Витовница.

Юрий Максимов


КАКОВЫ НАШИ МЫСЛИ, ТАКОВА НАША ЖИЗНЬ

Духовная жизнь есть жизнь умная, вознесенная над всеми желаниями и чувствами повседневности. Главнейшее в духовной жизни – хранить сердце в мире. Забота о душе драгоценнее всех даров сего мира.

˜ ˜ ˜

Господь глядит в глубину сердца, чего оно там желает и к чему стремится. Нужно удалить из сердца земные планы и желания, только тогда мы сможем с Господом искренне любить и ближнего своего.

˜ ˜ ˜

Богообщение есть нормальное состояние духа. Первый шаг к богообщению есть полное предание себя Богу. Мы все можем с Божией помощью, все можем, когда от сердца обратимся к Господу. Душа, которая предала себя воле Божией, ничего не боится и ничем не смущается. О всем, что происходит, она говорит: так хочет Бог.

˜ ˜ ˜

Любовь – самое сильное оружие из всех, что существуют; нет такой силы или оружия, которые могут бороться против любви: она всё преодолевает. Любовь, радость и мир есть Божии дары, свойства Божии. По отдельности любовь, мир и радость творят чудеса, а соединенные вместе могут исполнить все заповеди.

˜ ˜ ˜

Наряду с хранением мира в сердце, упражняйтесь и в стоянии пред Господом. Это значит: непрестанно держать в уме, что Господь смотрит на нас.

˜ ˜ ˜

Нет непростительного греха, кроме греха нераскаянного. Точный знак того, что грех прощен, – это если он не повторяется и если человек в душе мирен.

˜ ˜ ˜

Каким мыслям мы предаемся, такая у нас и жизнь. Нам нужно научиться владеть своими мыслями, чтобы вносить в них порядок. Нам нужно ради своей пользы предаваться добрым мыслям и желаниям, и затем наступит гармония у нас, у родственников и шире, ибо, где бы мы ни оказались, мы будем испускать из себя мысли тихие и мирные, полные доброты. Даже наименьшая мысль, которая не основана на любви, разоряет мир. Принимающий злой помысел принимает самого врага в тело. Духи невидимы, мы им даем тело, чтобы стали видимы. Наши мысли – причина не только войн и землетрясений, но и экологической загрязненности, которую превосходит гораздо более опасная духовная загрязненность. Потрудитесь иметь добрые мысли и добрые желания к друзьям и недругам, и увидите, какой добрый плод получите и вы, и все, кто вас окружает. Перестаньте думать зло о своем начальнике или коллеге по работе, перемените злые мысли на добрые, и увидите, как изменится поведение ваших прежних «неприятелей».

˜ ˜ ˜

Утром, когда встаешь, не выходи из дома не помолившись, а вечером поблагодари Бога за этот дивный день. Даже очень маленькая соринка, попав в глаз, мешает смотреть, точно так же и маленькая забота о чем-либо постороннем мешает молиться. Если мы молимся без внимания, мы не молимся ни духом, ни истиной. Каждому нужно заниматься Иисусовой молитвой, которая гласит: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Молитва есть черпание энергии из Источника жизни. Для молитвы требуется внимание. Оно должно идти впереди молитвы, чтобы мы знали, чего ищем, о чем молимся.

˜ ˜ ˜

Смирение есть совершенство христианской жизни. Смирение есть Божественное свойство. Где царствует смирение – в семье ли, в обществе – оно всегда источает Божий мир и радость. Смиренный есть тот человек, который своей жизнью дает людям пример во всем. Пример – это лучшее доказательство истины. Смиренный человек совершенно доволен всем, что дал ему Бог, и счастлив в сердце. Такой жалеет всякого, кто не хочет или не знает, как исправить свою жизнь. Смиренный человек незлобив, он никому не желает и не делает зла, даже тем, которые ему причиняют зло. Смиренный человек на всякого смотрит как на того, кто выше его. Смиренномудрие достигается постом, молитвой, а особенно послушанием. Пост нужен для смирения тела, ибо когда тело смиряется, смирится и душа. Богу приятны смиренные и кроткие душою. Они не гневаются, когда их обижают, они полны доброты и мира. Здесь, на земле, с нами часто бывают многие беды и тяготы, а все оттого, что мы не смирили себя. Когда мы будем полностью смиренны, тогда все вокруг нас смирится. Только смиренные и кроткие войдут в Царствие Небесное.

˜ ˜ ˜

Человек, который думает, что все знает, непослушен, а непослушного человека никто не может вести... Непослушному не получится вселиться в Царствие Божие, ибо он всегда хочет творить свою, а не Божию волю.

˜ ˜ ˜

Не можем спастись без борьбы против диавола. Нужно претерпеть много сердечных скорбей, прежде чем душа освободится. Жизнь здесь, на земле, есть непрестанная физическая и умственная борьба.

˜ ˜ ˜

Гнев побеждается отрицанием желаний и своей воли. Если мы перестанем ставить себя по отношению к людям как судьи и как некие достойные, то гнева не будет. Если кто-то скажет или сделает нечто, что нам не по нраву, и мы, не разбирая, прав ли этот человек или нет, чувствуем себя оскорбленными – мы во власти гордости. Зависть разоряет внутренний мир и душевное спокойствие. Божественная любовь не терпит эгоизма.

˜ ˜ ˜

До тех пор, пока мы обращаем внимание на негативные стороны других людей, мы не можем иметь мира и покаяния. Пока мы держим в себе мысль об обиде, которую нам причинили недруги, друзья, родные, близкие, – мы живем в адском состоянии.

˜ ˜ ˜

Мы страдаем из-за того, что наши мысли и желания злы. Мы сами являемся причиной своих страданий. Только любовь и благость спасают и человека, и весь мир. Ничего никогда не добиться насилием. Силой можно только вызвать отпор и ненависть.

˜ ˜ ˜

Невозможно хранить внутренний мир до тех пор, пока наша совесть нас в чем-либо изобличает. Нужно прежде умиротворить свою совесть. Лучше, если мы сами себя осудим, чем если Господь нас осудит. Если мы сами себя осуждаем, тогда Он знает, что мы покаялись и не желаем больше грешить. Покаяние есть изменение жизни, оставление ветхого человека со всеми его злыми привычками и обращение к Богу и истине, да будем мирны, тихи, благи и кротки.

˜ ˜ ˜

Нужно помогать человеку познавать свою веру. Гораздо лучше учить жизнью, чем словами. Если твои родители атеисты, а ты верующий, не упрекай и не дразни родителей своей верой, но молись за них и будь к ним добр.

˜ ˜ ˜

Хорошо все, что делается ради Бога, а не ради славы. Только тот богат, кто с Господом и кто уведомлен о своем спасении. Благодать есть Божественная сила, которая действует повсюду, но особенно в душах тех, чьи сердца ищут источник жизни – ищут Господа.

˜ ˜ ˜

Страх Божий – это не животный страх сего мира. Тот есть адское свойство. Жизнь наша постоянно в страхе: что случится завтра, в будущем? Страх же Божий сродни чувству, когда вы кого-нибудь от сердца любите и следите, чтобы всем своим бытием - не только словами и делом, но и мыслями - не обидеть, не огорчить его.

Из записок архимандрита Фаддея (Штрабуловича)


ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБЫТИЕ

16 ноября в нашем храме святителя Тихона Патриарха Московского и Всероссийского в городе Обнинске состоялось знаменательное событие. По благословению Высокопреосвященнейшего Климента Митрополита Калужского и Боровского настоятелем храма были торжественно освящены три новых креста с тремя новыми куполами для нашего храма. Они ярко блестели золотом после освящения на пасхально игравшем солнце.

В тот же день купол с крестом был поднят на колокольню, построенную рядом с храмом. Трудно передать восторженные чувства, охватившие в этот момент прихожан, наблюдавших, как водружался купол с крестом на колокольню. Сама природа будто затаила свое дыхание.

Сама природа будто затаила свое дыхание. И даже люди, которые не ходят в храм и случайно присутствовали при этом событии, обратили внимание на образовавшийся в небе над колокольней просвет среди густых темных облаков. Как только купол был установлен, небо затянулось, пошел сильный короткий дождь, после окончания которого стало необычно светло, в небе появилась большая, как многие очевидцы говорят, двойная радуга на востоке. А радуга, как мы знаем из Священного Писания, есть не что иное, как знамение завета Бога с человеком. Надо также отметить, что радуга в наших краях в это время года весьма редкое явление. Во всем этом явно видна Милость Божия. Ведь еще одним устремившимся в небо православным крестом на русской земле стало больше.

Через два дня, 18 ноября, впервые праздновался новый престольный праздник нашего храма. Этот праздник установлен в 2007 году святейшим патриархом Алексием в память об избрании святителя Тихона, патриархом Всероссийским. И именно в этот день после праздничной Божественной Литургии и молебна с крестным ходом были установлены новые кресты с новыми куполами на сам храм святителя Тихона Патриарха Московского и Всероссийского и на его большой предел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.


ЧТО ДЕЛАТЬ?

Обычно на исповеди не слышно, что говорят люди священнику. А был случай, когда я, да и все стоящие, услышали исповедь. Я не священник, и считаю возможным этот невольно услышанный диалог передать. Подошла к батюшке одна старушка. Сначала не слышно было, как она говорила с ним, но потом они оба заговорили в полный голос. Отец Сергий (так его назовем) заметно нервничал. Стали слышны его вопросы:

- Ну, может быть, вы пионеркой были, комсомолкой, октябренком?

- Не была никогда.

- Мужа, может, ослушивались?

- Ну что вы, я мужа всегда слушала.

- Может быть, с соседями ссорились?

- Зачем бы я с соседями ссорилась? Я со всеми всегда мирно живу.

- Людей обидели когда-нибудь?

- Никогда. Я всю жизнь людям одно добро делала.

- Ну, может, в трамвае без билета проехали?

- Я всегда билеты беру.

- А в храм вы ходите?

- Хожу по воскресеньям и праздникам.

- Исповедуетесь, причащаетесь?

- Нет, сегодня первый раз пришла на исповедь.

- А зачем вы пришли на исповедь? В чем каетесь?

- Я причащаться хочу.

- Так вы и без причастия уже святая, вам не в чем каяться.

В ответ молчание, но с заметным достоинством. Батюшка продолжает:

- А тут все грешники собрались. У Бога помощи просят… Сядьте на лавочку пока, подумайте.

- О чем думать?

- О том, что же вам делать: с грехами в рай не берут, а без грехов тоже.

Владимир Мельник



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld