![]() | ||||||
|
||||||
![]() | ||||||
“НАШИ ТРУДЫ, ВЕРЮ, ПО МИЛОСТИ БОЖИЕЙ ПРИНЕСУТ ДОБРЫЙ ПЛОД!” |
||||||
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы с вами отмечаем славный праздник — 100 лет со дня преставления святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского, с именем которого связано много великих и славных деяний… С именем и делами его, с его кончиной связана и эта святая обитель. Отец Иоанн стал святым уже при жизни — не только в том смысле, что он достиг внутренней святости, но и в том смысле, что сам народ признал его святым. И никто никогда — за редчайшим исключением — не подвергал сомнению великий духовный авторитет Батюшки. Святой Иоанн Кронштадтский при жизни прославился чудотворениями. Сила его слова достигала человеческих сердец и меняла эти сердца. Сила его примера вдохновляла многих священнослужителей: достаточно прочитать описание кончины Праведника, чтобы увидеть, какой сонм духовенства окружал его гроб, какие слова были произнесены во время отпевания. Когда мы говорим о святом человеке, об угоднике Божием, то каждый из нас понимает святость в первую очередь как освобождение от греха. И это правильное понимание! Един Свят — Господь Бог наш: Он Один без греха. Святой же человек, изначально имея греховную природу, достигает святости, побеждая свою греховность. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского, его творения, которые донесли до нас его образ, помогают нам понять, как Батюшка побеждал в себе грех. И понимание того, что делал он, поможет и нам с вами идти по этому пути. Каждый знает, что диавол сильнее человека и никакая человеческая сила не способна победить силу диавольскую. Если кто-то говорит, что тот или иной человек обладает огромной силой, что он всё может, что он великий политик, могущественный правитель, победоносный воин, выдающийся спортсмен, что он может поднимать огромные тяжести и достигать успехов в самых трудных делах, то нужно понимать, что и такому могучему человеку не дано победить грех! Диавол, отец греха, сильнее человека. А как же тогда возможно спастись? Что сделать, чтобы иметь жизнь вечную? Этот замечательный вопрос задал Христу богатый юноша и, выслушав ответ Господа, в недоумении отошёл от Него, а ученики с удивлением спросили: «Так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:25-26). Бог спасает нас! Не наша сила! В глубокой древности возникло такое еретическое движение — возглавлял его некто Савелий, который утверждал, что человек спасается своим собственным нравственным подвигом, достигает святости, мобилизуя свои собственные силы. Но Церковь назвала учение Савелия ересью, потому что никакой силой, никаким напряжением воли человек спастись не может. Не может! Но в ответ на человеческие усилия, в ответ на напряжение нашей воли Бог даёт нам Свои силы. И как именно это происходит, об этом нам замечательно повествует отец Иоанн Кронштадтский. Он не говорит в своих книгах, в своём дневнике о некоем особом борении и подвижничестве. В центре его размышлений — а значит, и его жизни — молитва и святая Евхаристия. Он учит нас молиться так, чтобы ни одно слово в нашей молитве не было праздным. Даже когда в начале дня мы читаем всем хорошо известную молитву «Царю Небесный…», он призывает нас читать эту молитву не машинально, но усилием души раскрывать в каждом слове присущую ему внутреннюю силу. Это очень непросто! Ведь даже во время молитвы мы отвлекаемся мысленно. Но отец Иоанн призывает нас молитвой, её силой привлекать к себе силу Божию. Когда же это становится возможным? А возможным это становится тогда, когда человек живёт религиозной жизнью. Можно быть человеком верующим — и не религиозным. Человек верующий — это тот, который признаёт существование Бога. Таких людей сейчас большинство, в том числе и в нашей стране. Если вы спросите такого человека: «Ты в Бога веришь?» — он скажет: «Верю!» Ну разве что, если он не очень задумывается над такими вопросами, то скажет: «Не знаю, есть Бог или нет, но что-то там точно есть!» — и покажет пальцем на небо. Подобные-то люди и стоят за статистическими данными о числе верующих, так и получаются очень высокие цифры для России. Но чем же верующий человек отличается от человека религиозного? Религия — это связь человека с Богом. Связь, живая связь! Религиозным можно назвать человека, если он не просто признаёт, что Бог есть, но чувствует Божие присутствие в своей жизни, если он, как ветхозаветные пророки, ходит пред очами Божиими, поверяет Богу свои мысли, свои дела, свои чувства, раскаивается перед Ним в своих грехах, и не просто раз в год приходит в храм на исповедь, а каждый вечер у себя дома повергает на суд Божий свой прошедший день, свои сокровенные мысли — иногда самые отвратительные и губительные, когда во время вечерней молитвы раскаивается пред Господом в содеянном, просит Его помощи. Религиозный человек в начале наступающего дня призывает силу Божию на всё, что он хочет сделать, не выходит на улицу, не осенив себя крестным знамением, не приступает ни к одному трудному делу, не вручив себя в руки Божии. Он благодарит Господа за большое и малое, иногда за сущий пустяк, но и это пустячное дело для него — знамение Божиего присутствия; на поезд не опоздал, автобус вовремя подошёл — но это было чудом и за этим видится рука Божия. И человек видит в своей успешности волю Божию и благодарит и за горести, и за радости, и за всякого доброго человека, который когда-то оказался на его жизненном пути. Если мы видим руку Божию, если мы ходим пред Его очами, если идёт наша молитва от сердца, если мы с радостью благодарим Господа, боимся гнева Божиего и воздерживаемся от греха, — то тогда и только тогда нас можно назвать религиозными. Но как трудно жить такой жизнью! Ведь сознание наше постоянно отвлекается на другие цели, перед нами возникают иные, не духовные ценности, но ценности земной жизни: нам нужно есть, пить, одеваться, обуваться, воспитывать детей, заботиться о жилище, о заработке… Даже священнослужителям нужно заботиться о строительстве, о ремонте, о краске, о подрядчиках, о том, как бы достать необходимые стройматериалы, как организовать работу строителей… И некоторые батюшки под грузом таких забот перестают жить религиозной жизнью. В Бога-то, конечно, он верит, а вот подлинной религиозной жизни у него и нет — она стирается многими и многими каждодневными обязанностями. И на службе-то он стоит, а мыслями далеко от Бога… Батюшка Иоанн Кронштадтский помогает нам понять, что такое святость. Ведь молитвой мы привлекаем силу Божию. Через молитву Бог к нам прикасается. Он делает нас не только успешными в жизни нашей земной, — Он дарует нам надежду Жизни Вечной. На иконе отец Иоанн Кронштадтский изображён как пресвитер, с Чашей в руках. Он призывал людей причащаться как можно чаще, и не так, как это иногда делают современные люди: захотелось — и зашёл в храм, иногда даже поев перед этим, и устремляется к Чаше, не рассуждая о Теле и Крови Христовой. А Батюшка призывал людей через молитву и покаяние слезами своими очищать душу и подходить к Чаше Христовой достойно. Потому что особая благодать, ни с чем не сравнимая, даруется нам в Святой Евхаристии: Бог входит в нашу жизнь, Он Свою Божественную благодать, Свою Божественную энергию соединяет с нашими силами, — и мы становимся сильнее диавола. И грех побеждается силою Благодати Божией. И когда такая сила преизбыточествует в человеке, то она начинает изливаться вовне. Отец Иоанн совершал чудеса и при жизни, и после смерти своей именно этой преизбыточествующей силой Благодати Божией, которая не только испепелила его человеческие грехи, но и в избытке изливалась на всех, кто был рядом с ним. И потому такой сонм свидетельствующих о его чудесах. Я думаю, что многие, стоящие здесь, в храме, испытывали на себе силу отца Иоанна Кронштадтского. Расскажу что-то и о своей жизни. Я родился здесь, в Петербурге, в благочестивой семье. Мой отец был священником. Жили мы в послевоенном Ленинграде очень бедно, стеснённо, в коммунальной квартире… И вот однажды я занемог, и болезнь была очень тяжёлой. Лет мне было пять отроду, а диагноз поставили суровый: воспаление лёгких. И болезнь не оставляла! А в комнате нашей, где было совсем мало мебели и никаких украшений, на стене висела фотография отца Иоанна Кронштадтского. Даже, может быть, не фотография, а цветная литография… Он был изображён на ней в малиновой бархатной рясе с голубыми отворотами. Я в те годы очень любил рассматривать эту картинку. И вот когда мне стало совсем плохо, мама дала мне её в руки. Я не помню, что я говорил, не помню, как я молился, только помню, что этот портрет Батюшки был всё время со мной — и днём, и ночью. И не прошло и трёх дней, как я совершенно выздоровел. Но следовало ещё переждать некоторое время, нельзя было ребёнка сразу на улицу выпускать: дело было зимой. Я просил маму поехать на Карповку. Она взялась было меня отговаривать, а потом сказала: «Поедем, сынок!..» И вот ещё совсем слабенький, в том состоянии, когда нужно сидеть дома, в тепле, я приехал сюда с мамой и встал у всем известного окошечка, под зорким взглядом дежурившего неподалеку милиционера. И мы поблагодарили отца Иоанна за всё! Ведь тропа к этому окошечку никогда не зарастала!.. Что только ни делали власти! Нам рассказывали какие-то сказки, что Батюшка-де в ином месте похоронен, и показывали его «могилку» на одном (или даже на двух!) кладбищах. И даже доски с соответствующими надписями на крест вешали… Но не верили в эту ложь благочестивые жители сего града и приходили сюда. Эта-то вера и была ярчайшим свидетельством того, как святость человека и его благодатная сила способна оплодотворять сердца человеческие. Когда же Церковь получила первые признаки свободы, одним из тех, кто был сразу причислен к лику святых, без каких-либо споров и обсуждений, был дорогой для всех нас Батюшка, отец Иоанн Кронштадтский. Сегодня, отмечая столетие со дня его блаженной кончины, мы возносим к нему молитвы и просим не оставить град сей, обитель сию, Церковь нашу и Отечество, которые он любил безгранично. И предрекая беды нашему народу за его безбожие — что в полной мере оправдалось, — он прозревал и будущую славу России. Сегодня в наших силах осуществить и эту мечту, и это прозрение святого праведного Иоанна Кронштадтского, осуществить возрождение веры православной, в ней же нам утверждение, и неустанно возносить молитвы об отеческой стране и о Церкви нашей. И наши труды, верю, по милости Божией принесут добрый плод! Молитвами святого праведного Иоанна Кронштадтского да благословит Господь страну нашу, обитель сию и каждого, кто с верой и любовью призывает его святое имя. Аминь.
| ||||||
|
![]() | |
|
|
![]() | |
ПОЧЕМУ Я НЕ ХОЖУ В ЦЕРКОВЬ? |
|
Говорят: не верю в Бога. Такие люди называют себя атеистами. Слово «атеизм» в переводе с греческого языка означает «отрицание Бога». То есть атеизм – это вера в то, что Бога нет. Атеист не ходит в храм именно по причине отрицания Бога. Зачастую таких людей крестили в детстве, но крёстные, к сожалению, не объяснили им, в чём суть христианства. Или сами не совсем в этом разбирались, ведь нередко родители просят стать крестными своих детей просто близких родственников, знакомых, не задумываясь, насколько те глубоко веруют и могут ли помочь своим крестникам на пути к православной вере. Любопытно, что в душе атеиста все равно подспудно живет сознание, что Творец неба и земли существует, но только верить в него плохо. Однажды в одной советской школе учительница стала убеждать детей, что Бога нет. – Дети, – сказала она. – Бога нет! Покажите Боженьке фигу! Все показали, кроме одного мальчика. – А ты почему не показываешь? – Простите, но если Бога нет, то тогда кому показывать? А в самом деле, зачем отрицать Того, Кого нет? И зачем преследовать, ссылать в лагеря, репрессировать, расстреливать тех, кто имеет православное мировоззрение и проповедует любовь к людям? Зачем бороться с Тем, Кого нет? В таком отрицании, прежде всего, не видно логики. Мудрый царь Давид, живший до нашей эры, назвал атеизм – безумием: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Псалом 13, стих 1). Как тут не согласиться со словами героя произведения «Собачье сердце» профессора Преображенского, что разруха начинается в головах. А потом в обществе удивляются, почему у нас низкая рождаемость, почему столько наркоманов, столько разрушенных семей, почему такая распущенность нравов, столько различных преступлений, убийств. А потому, что «если Бога нет, то все дозволено!» Это констатировал Фёдор Михайлович Достоевский задолго до того, как атеизм стал разрушать общественные устои с сокрушительной силой. В самом деле: если за каждый свой поступок человек не понесет ответственности после смерти, если после смерти вообще ничего нет, то к чему же соблюдать какие-то правила морали и нравственности? Несмотря на гонения и войны, люди всегда собирались в храмы, где получали от Бога благодать через Таинства Церкви, духовно укрепляясь, обогащаясь и исцеляясь, наследовали любовь, радость, долготерпение, благость, мир и надежду на жизнь вечную. А сегодня большинство людей в храмы не ходят, потому что не объяснили им ни в семье, ни в школе, что храм – это место встречи христиан с Богом и друг с другом, место святое, а если у народа не остаётся ничего святого, то он саморазрушается. Впрочем, есть и другая сложность. Многие сограждане, являясь номинально крещёными, в храм ходят формально, чтобы свечку поставить, а не для того, чтобы участвовать в Таинствах. Проще откупиться, чем вникнуть в сущность православной веры. Так я пришёл, помолился и ушёл, а так надо слушать, вникать в Слово Божие, звучащее в храме, жить по нему, исправляться, бороться с дурными привычками и пристрастиями. Конечно, легче отдаться пороку, чем постом и молитвой его искоренять. А некоторые говорят так: «Я никого не убивал, не воровал, у меня нет грехов». И только смиряясь, человек способен видеть свои недостатки. Человек состоит не только из тела, но из души и духа. И если тело мы питаем, а дух нет, то духовно-нравственный стержень атрофируется. Сейчас СМИ всячески способствуют разрушению института семьи, предлагая безпорядочные половые отношения, насаждая культ наживы любым путём. А потом мы удивляемся: что же происходит и как это остановить? И когда православная церковь пытается помочь государству приостановить процесс разложения общества, ей говорят: «Церковь отделена от государства» и, прикрываясь законом, продолжают творить беззаконие. Мы удивляемся, что происходит с нашими детьми, не предлагая им права выбора. Мол, вырастет ребёнок и сам выберет. Простите, а из чего выберет? Из того, что он видит по телевизору? Ведь ограничить «общение с голубым экраном» не всегда возможно, если ребёнок предоставлен сам себе. (Мамы у нас вынуждены работать, так как по статистике половина семей в стране – неполные, и заниматься воспитанием своих чад им некогда). Одно дело родить ребёнка, и совсем другое – его воспитать. Кто уклоняется от воспитания детей, тот обычно так и говорит: вырастет – выберет. А дети большую часть времени проводят на улице, где процветают пьянство, сквернословие, наркомания, безразличие взрослых к хулиганским шалостям: курению, издёвкам над слабыми «особыми» детьми, воровству, хамству и т.д. Дорогие, может, настало время задуматься и обратиться к истокам нашей веры, ведь только вера может стать альтернативой потоку льющейся грязи на наших детей? Крещёный человек, не желающий раз в неделю участвовать в литургии (в переводе с греческого «литургия» – общее дело), поступает подобно тому, кто, живя в семье, не исполняет своих ежедневных обязанностей. Можно говорить, что любишь родителей, но не исполнять их воли. Можно говорить, что любишь Бога, но не соблюдать Его заповеди. Между словом и делом – огромная разница. Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Евангелие от Иоанна, глава 14, стих 15), то есть на деле подтвердите свою любовь ко Мне. Хорошо, решил человек исполнить заповедь Нового Завета и стал регулярно причащаться, стал прислушиваться к тому, что читают и поют в храме – и тут он осознаёт, что ничего не понимает. И говорит: вот если бы перевели службу с церковнославянского языка на русский, вот тогда бы было всё понятно. Парадокс: дети в школе учат иностранные языки, а прислушаться к родной старославянской речи... Получается, «What is you name ?» понятнее, чем слова «Помолимся о властех, воинстве и народе ея». Если быть честным перед самим собой, то надо сказать, что тот, кто ходит каждое воскресенье на службу, волей-неволей начинает не только понимать, но и запоминать. Так что все эти разговоры – очередная надуманная причина, чтобы не ходить на службы. Другое дело, если поют и читают так, что ничего не разобрать, то тогда, даже если бы молитвы произносились на русском языке, можно было бы уверенно сказать, что понять ничего невозможно. Но даже если входящий в храм человек будет слышать каждое слово, то и тогда он не всё сможет понять, потому что, не читая Священное Писание – невозможно понять смысл богослужения. Проглотить фантастическую сказку о Гарри Поттере, которая в 4 раза толще Библии, легко, и время находится, а вот читать Книгу Книг – некогда, непонятно, да и неинтересно. Хотя можно взять детскую Библию, где всё понятно. И когда перед крещением спрашиваешь восприемников (крёстных родителей), каковы их обязанности по отношению к крестникам, то не слышишь ответа, что восприемник берёт на себя ответственность не только молиться о ребёнке, но и обязуется приводить его в храм, объяснять ему смысл православной веры, когда он подрастет, а самое главное – научить жить по-христиански. Некоторые скажут – а как же жадность и грубость, которые так часто встречаются в церкви? Что касается жадности и грубости, которые, может, кто-то и наблюдал в храмах, то это личный грех каждого, и у каждого он свой. Но хамство доктора или медицинского персонала – не причина, чтобы не получить лечение от болезни. Непорядочность милиционера – не причина, чтобы ставить ярлык на всех людях в форме. В XX веке, веке массовых репрессий и расстрелов, поддаваясь лозунгу: «Грабь награбленное», богоборцы захватывали храмы, убивали христиан, которых Церковь потом причислила к лику святых. Скажут: хорошо, с людьми понятно, а как же Бог? Почему Он такой жестокий, допускает смерть невинных детей? Этот вопрос до сих пор будоражит тех, кто не прочёл ответа в Священном Писании. Бог даровал человеку не только жизнь вечную, но и свободу, которой можно воспользоваться по-разному. Не Бог принимает решение убить – а человек. Поэтому Господь, не нарушая свободы воли, допускает смерть – зная, что после временной жизни начинается вечная счастливая жизнь. Или вечная смерть – кто что выберет. Можно ли находиться в утробе мамы и не верить в её существование? Смешно? Но ведь это то же самое, что не верить в жизнь вечную после смерти. Хорошо сказал по этому поводу учёный физик, философ Б. Паскаль: «Если я верю в жизнь после смерти и это окажется правдой – я ничего не теряю, а если не верю, то теряю всё». Но наша вера должна быть не на всякий случай – вдруг это правда? Она должна стать уверенностью – как итог, плод доверия Богу. Иначе христианство становится не безкорыстным подвигом любви, а рассчётливым путём, якобы ведущим в рай. Мол, я тебе, Господи, свечку, а Ты мне грехи прости или здоровья дай! Человеку надо определиться: либо я люблю Бога, во имя Которого крестился, и соответственно живу по Его заповедям, либо я только говорю, что люблю Его, а живу по своим принципам. Необходим выбор и решительность. Бог у меня в душе – и этого достаточно, считают приверженцы такой мысли. Зачем же тогда Господь Иисус Христос безвинно принял мучения, умирая на Кресте, страдал, проливал Кровь? Зачем Господь с человеком заключал Новый Завет (союз, договор)? Если у меня Бог в душе, тогда зачем храм, священники, Таинства? Да и Сам Христос напрасно умер, если нет желающих исполнять Его волю. А воля Бога такова: Тот, кто ест Моё Тело и пьёт Мою Кровь, будет иметь жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день... Тот, кто ест Моё Тело и пьёт Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нём (Евангелие от Иоанна, глава 6, стихи 54–56). И ещё, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Послание от Иоанна, глава 4, стих 20). Конечно, чувство присутствия Бога в душе заложено в каждом человеке при его рождении. Но не все люди раскрывают Ему своё сердце. Некоторые, загрязняя себя грехами, не стремятся к тому, чтобы омыться покаянием. Слово «покаяние» (по-гречески – «метанойя») – означает не просто признание своего греха, оно предполагает непременное изменение образа мыслей и действий. Покаяние – это не констатация факта, что я – грешный человек, а конкретное действие, ведущее к изменению образа жизни. Если медлим, то мы всё более укореняемся в грехе и нам трудно его победить, как трудно вырвать дерево, имеющее глубокий корень, как трудно бывает бросить курить, когда появляется зависимость. Подобным образом человек, полюбивший грех, становится рабом своей плоти, а не рабом Божьим. Но Бог желает обитать в нас всегда – как в храме, то есть не только в душе, но и в нашем сердце, разуме, теле. Чтобы нам быть храмами Его Духа Святого, надо исполнять Его заповеди. Самая большая заповедь – это заповедь о любви. А как научиться всепрощению, милосердию, состраданию, безкорыстию? Разве можно сделать это путём собственных усилий или заслуг? – Никогда. Только Тот, Кто даровал нам жизнь через наших родителей, способен даровать и любовь. Чтобы стать частью Бога, Который есть Любовь, надо быть причастным Ему, надо ПРИЧАЩАТЬСЯ Его Тела и Крови, Которую Он пролил за всех нас. Причастие – это не кагор и кусочек булочки, как некоторые думают. На литургии мы принимаем из Чаши под видом хлеба и вина – Самого Господа! Как на обычные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви сходит Дух Святой и они становятся Телом и Кровью нашего Спасителя? — Так же, как по молитве православных, возглавляемых архиереем, каждый год, в канун православной Пасхи, сходит на Гроб Господень благодатный огонь, который ещё и не обжигает первые 10–15 минут. Современному «Фоме» достаточно включить ТВ в день празднования Пасхи по православному календарю и лично увидеть прямую трансляцию из Иерусалима. Хотя и это не повод, чтобы верить, поскольку вера — это не получение доказательства, это — доверие. Вера — это дар (Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 2, стих 8), подарок. «Я верю в Бога, но у меня нет времени». Обычно такие слова звучат из уст людей, которые догадываются, что надо ходить в храм каждое воскресенье, но это пока не стало самым важным в их жизни. Человек, рассуждающий подобным образом, подчёркивает, что на сегодняшний день он носит христианское имя, но пока ещё не готов жить по заповедям Божиим (например, исполнять четвёртую заповедь, где сказано, что человек должен шесть дней работать, а седьмой посвятить Богу). И, вероятно, такой человек пока не понимает, что такое Церковь, зачем она нужна и зачем собираться всем вместе? «Это старикам делать нечего, вот они там и собираются», или: «вот старым буду, тогда и буду ходить». Примерно такое оправдание иногда можно услышать, когда человек не ходит в Церковь. Доживёшь ли до старости, успеешь ли, и откуда такая уверенность? Между тем, святой Киприан Карфагенский не случайно произнес слова, которые стали пословицей: «Кому Церковь не мать — тому Бог не Отец»! Но бывает и так, что человек ходит в храм, внешне исполняет все обряды, но его взгляд, дела и слова выдают то, что сокрыто под маской благочестия. И глядя на такого «православного», люди делают вывод: лучше не ходить в храм, но жить по совести, чем соблюдать все церковные каноны и правила, фарисейски кивая на недостатки ближнего. А ещё лучше быть добрым, честным, искренним христианином. Как можно верить в Бога и не верить в то, что Он говорил в Священном Писании? Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Послание к Евреям, глава 13, стих 8). Для многих, к сожалению, Христос не здесь и сейчас, а где-то там, а может, и вообще Его не было? Может, вообще всё, что мы видим: небо, солнце, моря — появились случайно? Вряд ли. Почти все понимают: должен же быть какой-то Высший Разум, создавший всё?! Может ли слепой случай составить текст, если на бумагу просто вылить чернила? Сколько ни выливай, текста не выйдет. Нет, нужен кто-то, имеющий разум. Но у человека нет времени подумать, почитать, послушать, а появляется время только тогда, когда в жизни что-то произойдёт — «Пока гром не грянет — мужик не перекрестится!» Зачем дожидаться грома? Становится очевидным, что желающий — ищет возможности, а нежелающий — ищет причины. По-прежнему зовут колокола людей в храмы, а Господь ждёт свободного волеизъявления детей Своих. Предположим, человек прошёл все мучительные стадии духовного развития и оказался вновь за оградой Церкви, но уже вследствие наступившего кризиса веры. Была благодать, мир, тишина, радость, и вдруг куда-то всё исчезло. По этой причине он и не ходит в храм. А бывает так: человек ходит в храм, исповедуется, причащается, а ничего не происходит, грехи те же, проблемы те же. И уходит... так и не поняв, что Господь долготерпелив, зная немощь нашего естества. Но если раз и навсегда понять следующее: Бог меня так любит и, несмотря ни на что, ждёт со мной встречи и готов тысячу раз рождаться, чтобы вновь страдать и умирать за меня, то всё уныние рассеется во мгновение. Конечно, если мы не считаем, что со смертью всё заканчивается. Вот тогда надо брать от жизни всё, хватать, рвать, отвоевывать. И если человек умер в расцвете сил или ещё в совсем юном возрасте, становится очевидно, что не может быть в жизни такой несправедливости. Человек зачинается не для того, чтобы провести всю жизнь в утробе, и рождается не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить в гармонии с самим собой, с Богом, а после смерти воскреснуть и жить счастливо вечно!!! Выбор за вами. Иерей Глеб Грозовский (печатается с сокращением) |
|
|
![]() | |
|
|
![]() | |
К ВЕРЕ ЧЕРЕЗ ЗНАНИЯ |
|
Но Паскаль в то же примерно время говорил: «Когда я был молод, я верил как, бретонский крестьянин, а теперь я верю, как бретонская крестьянка». Вера Паскаля стала проще, менее рациональной, более ясной – как обычно бывает у женщин. И наука в этом ему нисколько не мешала. Паскалю принадлежат и слова, что он верит «не в Бога философов и ученых, а в Бога Авраама, Исаака и Иакова», то есть в живого Бога, Который открывается простым людям не столько через науку и философию, сколько «через сердце», в жизни. Такой духовный опыт знания Бога нисколько не противоречит науке. Было очень много ученых, которые ходили в церковь, молились Богу, имели живой религиозный опыт. Среди них есть величайшие ученые: Ньютон, Коперник, Галилей, Ломоносов, Менделеев, Эйнштейн, Макс Планк, Гейзенберг, Павлов, наш современник – крупнейший математик и физик-теоретик Н.Н. Боголюбов, бывший директором Объединенного института ядерных исследований в Дубне и академиком-секретарем математического отделения Академии наук СССР. Всех не перечислишь: это сотни славных имен. Заметьте: не только ученые XVII, XVIII, XIX веков (тогда их было, конечно, большинство), но и XX века. В советской России было очень трудно. И тем не менее, Николай Николаевич Боголюбов, который еще заведовал кафедрой теоретической физики на физическом факультете МГУ, был глубоко верующим человеком. Он регулярно исповедовался и причащался святых Христовых Таин. Мне довелось знать его в МГУ, а потом я участвовал в его отпевании. Он никогда не вступал ни в комсомол, ни в партию. Его даже выгнали из Университета за веру. Но, с Божией помощью, он стал блестящим ученым. С другой стороны, есть много таких ученых, даже академиков и нобелевских лауреатов, которые выступают, например, против теологии, заявляя, что это не наука. Люди эти талантливые и, быть может, труженики, сделавшие в своей области значительные открытия. Но они просто не додумывают все до конца. Они имеют большие знания в физике или биологии, но не продумали философски многие проблемы. У них, по-видимому, недостаточная гуманитарная культура. Они вообще не понимают природу человеческого знания. Любое рациональное знание основывается на вере. Любая наука имеет свои постулаты, свои аксиомы, которые воспринимаются на веру. Обычно они берутся из опыта. Но математика ХХ века доказала теорему, из которой следует вывод: нельзя доказать, оставаясь внутри замкнутой научной системы, что ее аксиомы непротиворечивы, – в это можно только верить. То есть любая наука основана на вере. Атеизм же – это не наука, это просто патологическое состояние, чистая вера в отсутствие Бога. Это вера без всякого опыта, очевидно противоречивая. Атеисты обожествляют материю, приписывают ей все атрибуты божества, у которого, однако, нет разума. А мы говорим о Боге, что это – Высший разум, и тогда все делается гармонично и понятно, насколько можно понимать Творца. Но когда на Его место ставится бездушная материя, которая будто бы существует вечно, безначально и безконечно и сама из себя творит человеческое сознание, то это, конечно, глупость. С точки зрения современной науки, это совершенно невероятная вещь. Вера требует чистоты души. Если очищать свое сердце от страстей, грехов, тогда можно надеяться, что откроется вера. А сердце, оскверненное грехами, не может верить. Оно делается слепым. Не зря говорят, что гнев ослепляет. В этом смысле каждый грех делает человека слепым в духовном мире. Он не ощущает связи с Богом. Еще есть такое выражение: «сожженная совесть». Безсовестный человек, то есть потерявший совесть, упорствующий в своем грехе, перестает слышать голос Божий, перестает ощущать Бога, знать Его. Об этом замечательно сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5: 8). То есть Бога может узнать только чистый сердцем человек. Когда, например, под действием растлевающей культуры молодой человек теряет чистоту сердечную, в нем высвобождаются греховные страсти и влечения, то тут он теряет и ощущение Бога. Это связано с возрастом, школа или институт здесь вовсе не обязательно виноваты. Но школа – это место, из которого человек выходит в мир. Это раньше были церковно-приходские школы, из которых люди выходили в православный мир. А сейчас совсем не так. Ребенок не живет в стеклянной упаковке, он не является непроницаемым для всего мира. Взрослея, он начинает соприкасаться с внешним миром, который полон самых ужасных искушений. В школе сейчас дети приучаются и к курению, и к пьянству, и к блуду; мы знаем, что сейчас в школе может быть, например, распространена и наркомания. Когда ребенок встречается с этими соблазнами, часто он не находит в себе сил, чтобы преодолеть их. Возможно, главная причина этого – недостаток воспитания, возможно – недостаток собственной воли ребенка. Тут может быть много разных причин. Каждый человек является загадкой, так сказать, задачей, которую надо решать в отдельности. Такое явление было всегда – и в древности, и до революции. И в семинариях так было. Из них вышло много атеистов и революционеров. Дело в том, что человек живет на Земле по законам диалектики. Поэтому всякий тезис предполагает возникновение антитезиса. Если мы ребенка воспитываем в вере, то он обязательно должен, внутренне как бы, столкнуться с антитезисом – отрицанием Бога. И должен или утвердиться, или отойти от Него. Человек, имея дар богоподобной свободы, должен либо преодолеть этот антитезис, либо ему подчиниться. Это зависит от очень многих причин: помогут ли ему, сможет ли он сам, к чему будет его больше располагать внутреннее влечение и внешнее окружение. Это опять-таки невозможно предсказать. Очень часто бывает так, что ребенок, воспитанный в православной, религиозной семье, проходит через период отрицания веры, а потом еще больше укрепляется в вере и возвращается в Церковь. И я должен сказать, что у меня тоже такое было. Я не отходил полностью, но некоторое остывание веры у меня в определенном возрасте было. Это как раз было во время взросления, сразу после школы, может быть, в начале университета – период сомнений. Когда я учился на физическом факультете МГУ, вокруг звучало, что Бога нет. Я и учиться на физфак пошел, чтобы с полной ответственностью выяснить: наука доказала неправоту веры или не доказала. За короткое довольно время мне стало все понятно. Но наука – интересная вещь. А в то время лучше, чем заниматься наукой, ничего нельзя было придумать. Поступить в семинарию было практически невозможно. Но я с детства хотел стать священником. И мне говорили разные старцы, что я им стану. Но сначала пришлось поработать в науке. Научить злу легко, это все равно, что бросать камни с горы, а научить добру – это таскать большие камни на гору. В этом падшем мире все доброе рождается с большим трудом и подвигом. А все злое творится само собой, очень легко. За добро мы должны бороться. Казалось бы, в борьбе со злом силы у нас неравные: у него деньги, технические возможности, средства массовой информации и так далее. Но у нас зато помощь Божия есть. Так что мы можем бороться. Для воплощения светлых надежд нужна, прежде всего, вера. Если же наш народ будет пренебрегать православной верой, будет выбирать себе жизнь греховную, то тогда, конечно, ни о каких светлых надеждах говорить нельзя. Люди просто вымрут от пьянства, наркомании, всяких болезней. И главное – оттого, что нет семьи, нет детей. Нам нужна вера не просто как декларация, что мы православные, а вера, которая определяет наши поступки, нашу жизнь. Если наш народ обратится к живой вере, вернет себе евангельские идеалы, то тогда у него будет и светлое будущее. |
|
|
![]() | |
|
|
![]() | |
"ЧАС НАСТАНЕТ, СТАНЕМ ПЕРЕД ГОСПОДОМ И ЧТО СКАЖЕМ?" |
|
![]() Час настанет, станем перед Господом и что скажем? Что умеем танцевать, говорить по-французски, хорошо ценим театральные пьесы? – Ой, беда! Ой, горе! Тогда будем метаться туда и сюда, да уж поздно… Дай, Господи, минуточку, дай минуточку… покаемся… и не даст… † † †
Иногда Господь оставляет нас ходить в волях сердца до времени. Гуляйте себе, гуляйте. Но Господи, даруй же и благодать сокрушения. Стукни в голову, чтобы опомнился и отрезвился ум немного. † † †
После шума и развлечений душа, не совсем испорченная, тоскует. Сердце, томящееся от удушливости в чуждой атмосфере, собирается в себя и жалуется Богу и самому человеку, что его терзают ни за что. † † †
Жизнь самодовольная поест всё, что в настоящей, трудноватой, заслужено у Бога; и на тот свет придётся явиться с пустыми руками. † † †
Из самомнения выходят две вещи: трубление пред собою и осуждение других. Вот злая тройка, которая мчит в пагубу. Надо распрячь и сбыть этих ярых коней. Тогда выйдет: тише едешь, дальше будешь. † † †
Язык?! Нет зловреднее вещи под небом. Желательно бы так устроить, чтобы за каждую с его стороны непозволительность что-нибудь его укалывало. † † †
С раздражительностью бороться надо. Первый шаг – не поддаваться… стиснуть зубы и отойти… Всякий раз молиться до слёз… можно жгутом по плечам. Смилуется Бог и исцелит. † † †
Ум есть меч обоюдоострый – правду и режет, и подрезывает. † † †
Самый лукавый враг – плотоугодие… Эта легавая прикрывается околевающею, но только поблажь ей… уже и удержу нет… подай одно, подай другое. А наотрез приказать ей: «Не смей!»… и притихнет. † † †
Самое лучшее врачевство для наших немощей – не иметь праздного времени. † † †
На молитве надо стоять, как на Страшном суде. – Так! – В струнку! † † †
К Богу никогда не обращайтесь кое-как. А всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши многословные молитвы… Вопль из сердца краткий и сильный, вот что доходно! † † †
Приятельница ваша боится монашества? В самом деле, ведь мы, монахи, страшное дело берём на себя. Разберите-ка, что есть монах? Того не надо, другого не надо, и конца нет – всего не надо. Один Бог да душа – вот монах. † † †
Умирать? Это не особенность какая. И ждать надо! Как бодрствующий днём ждёт ночи, чтобы соснуть, так и живущим надо впереди видеть конец, чтобы опочить. Только даруй, Боже, почить о Господе, чтобы с Господом быть всегда. † † †
Всё как паутина. Плетёт, плетёт бедный человек; дунет ветер, и всё разлетится. А как Господь соткёт, так уж прочно. И тонко, да крепко, как канат. † † †
Утешьтесь! Ведь Господь не есть гнев наводяй на всяк день (Пс. 7:12). Сердце Божие широко-широко… У нас оно воробьиное. Что делать?.. Претерпевый до конца спасен будет, сказал Господь, а не сказывает, когда и какой конец и что будет впереди — бурька или ураган. † † †
Ведь не вырвешь ничего из рук Божиих силою… а слезами всё можно. Подай, Господи, подай Господи! Докучать надобно!.. а права нет… всё милость! † † †
Мощи — тень будущего воскресения. † † †
Правда угловата и суковата: того зацепит, этого толкнёт. А те, которые не любят правды, считают это невежливостью и даже обидою. † † †
Всего более надобно опасаться уклонения в праведность. Как только начнёте уклоняться в неё, знайте, что криво шагать начали. Берите тогда себя за ноги и тащите немилосердно опять в грешность… Господь только того принимает, кто приходит к Нему в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, Он отвращается. † † †
Вам нечего рассказывать на исповеди? Это оттого, что вы праведны. Будем молиться, чтобы Господь сделал вас грешницею, то есть, чтобы пришёл к вам мытарев глас: Боже, милостив буди ко мне грешной! † † †
Где всё по маслицу течёт, там трудно спасать душу свою. † † †
Я всегда твержу матерям заботливым о чадах: вы причастницы мученического подвига, ждите и венца такого. † † †
О слабоумных. Идиоты! — да они ведь для нас только идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путём растёт. Может статься, что мы, мудрые, окажемся хуже идиотов. † † †
Худо, когда кто в семье своей не находит себе счастья. Если находишь, благодари Господа. Но постарайся, чтобы и всегда так было. Искусство одно: всякий день начинать так, как бы он был первый после свадьбы. † † †
Дела службы не суетность: это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг… Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. |
|
|
![]() |
|
![]() |
СПАСАЮЩИЙ НА ВОДАХ |
![]() Святитель Николай сопровождает русских людей с детства. Так было и у меня. Сначала мама рассказала об этом святом и притом добавила, что родилась на зимнего Николу. А потом… В нашей школе случилась драма. Десятый класс после всех официальных торжеств отправился праздновать выпуск на море. Без учителя. Разбились на группки. Три девочки и четыре мальчика сели в лодку, выпили вина. Внезапно разыгралась непогода, и они не успели доплыть на лодке до берега. Стали тонуть. Мальчишки пытались спасать девочек, но утонули все, кроме одного. В гробах девочки лежали красивые, словно невесты. Они все были в тех же платьях, чтоў и на выпускном вечере. Подробности я узнал от единственного уцелевшего. Мальчика звали Коля. Когда он стал тонуть и захлебываться, он вспомнил, что бабушка говорила ему о святом Николае Чудотворце. Коля к нему взмолился: «Если правда, что есть Бог и что ты мне можешь помочь, - помоги, спаси. Обещаю, что если спасусь, стану ходить в церковь и всем говорить открыто, что Бог есть». Колю прибило к берегу, его долго не могли оторвать от весла, за которое он держался, даже без сознания. Странно было видеть в советское время, что коротышка Коля носит огромный крест на груди открытой рубахи. Коля, кажется, ни о чем больше не мог говорить при встрече с людьми - только о том, что Бог есть. На него пытались «влиять», с ним говорили бывшие учителя, обвиняли его в невежестве, говорили, что его спас случай и прочие. Но Коля никого не слушал. Он стал ходить в церковь и звал за собой других. Когда я рассказал маме об этом случае, она убежденно сказала: «Это его святой Николай Угодник спас. Он спасает утопающих на море». Впереди была еще целая жизнь, гремели советские марши. А святой Николай Угодник уже выбирал из огромной массы людей малое стадо - народ Божий. Владимир Мельник |
|
![]() |
|
![]() |
"ПРИНИЖАЯ СЕБЯ НА ДЕСЯТЬ ВЕРШКОВ, ВОЗВЫШАЕШЬСЯ НА СОТНЮ" |
Авва Макарий и авва Виссарион обменивались мнениями об одном монахе. – Я никогда не слышал, чтобы он плохо говорил о ком-либо, – сказал первый. – Это несомненно от того, – возразил второй, – что говорит он только о себе. ***
Антоний Великий так говорил о смирении: «Принижая себя на десять вершков, возвышаешься на сотню». ***
Однажды спросили у старца: – Как можешь ты всё время жить в одиночестве, и дни и ночи проводя в молчании? – Я никогда не бываю одинок, – ответил он. – У меня есть собеседник, который всегда рядом – это Господь, Всемогущий Владыка. Когда я хочу, чтобы Он поговорил со мной, я открываю Священное Писание, а когда я сам хочу обратиться к Нему – молюсь. ***
Жил в Александрии один очень богатый человек, который каждый день молился Богу об облегчении жизни бедняков. Узнав об этом, авва Макарий послал ему сказать: «Я хотел бы обладать всем твоим состоянием». Изумлённый богач послал к нему одного из своих слуг спросить, что бы тот стал делать с таким богатством. Авва Макарий сказал: – Передай своему хозяину, что я немедленно исполнил бы его молитву. ***
Однажды старец спросил у одной матери: – Как поживает твоя дочь? – Она так счастлива, моя любимая дочь! У неё такой замечательный муж! Он подарил ей автомобиль, задарил её подарками, свозил в романтическое путешествие. Каждый день он подаёт ей завтрак в постель, она при этом встаёт, когда пожелает. Не муж, а настоящий клад! – А как дела у сына? – Мой несчастный мальчик, ему ужасно не повезло – он взял себе в жёны страшную лентяйку! Он старается угодить всем её желаниям: купил ей дорогой автомобиль, надарил ей множество подарков и даже свозил её в романтическое путешествие. А она валяется в постели до полудня и даже не встанет, чтобы приготовить мужу завтрак! |
|
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|