Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2009 год, выпуск № 3 (63)

КАК ЖИТЬ И СПАСТИСЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?

Россия спасется постом.

Настолько живем безтолково!

Нас просто не станет потом.

Пост – поле для нас Куликово.

Нас душит в объятиях враг –

Глобальных времен повелитель.

Наш черный – до времени – стяг,

Но с нами на стяге – Спаситель.

Апостол Павел в послании к Тимофею пишет про нас с вами: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие». В чем эта тяжесть? «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, нелюбящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.» (2 Тим. 3, 1-4)

Вот так апостол Павел пишет, перечисляет, ему были известны эти пороки людские, они же всегда присутствовали, но в последние времена они особенно распространились и среди христиан. Что имеет такой человек? Только вид благочестия, а внутренних сил благочестия человек отвергся. То есть отверг внутри себя Христа, внешне все в порядке, а внутри полно всякой нечистоты, которая и воплощается в жизни нечистой.

Что этому способствует? Раньше основное население земли жило в деревнях или небольших городах, и если какой-то человек чем-то согрешал, это становилось достоянием всех.

Теперешняя наша жизнь в больших городах, когда мы не знаем даже как зовут соседа по лестничной клетке, весьма способствует вот этому лживому благочестию. Человек одет, обут, так сказать, на дороге не валяется и вроде внешне благопристоен, может, даже вежлив. А внутри его жизнь складывается из одного греха. И вот апостол Павел Тимофею советует от таких отвергаться. Почему? Потому что грех опасен как зараза. Потому что, как пророк Давид в Псалтири говорит, «с преподобным преподобен будеши, а с развращенным развратишися». Почему это так опасно? Почему рачительный хозяин свой огород старается высоким забором обнести? Чтобы семена сорняков, которые в полях, лугах растут, не осеменили его огород. Поэтому, если человек хранит свою душу и желает победить в себе вот эти же страсти, которые он перечислял, то ему нужно отделяться от таких сообществ людей, где эти пороки процветают.

Дальше он пишет: «К этим принадлежат те, которые вкрадываются в дома и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями. Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины». Вот это тоже замечательное пророчество. Всегда учатся! Современный человек, особенно которого Господь наделил интеллектом, всегда в поисках, всегда стремится читать, узнавать. Стремится. И век, в котором мы живем, даже называют веком информации, потому что на человека обрушивается столько всяких сведений, знаний, что он и не может переварить. Но все это знания тщетные. Почему? Потому что сколько бы он не узнавал, это все его уводит от Истины. Уводит от главного. Потому что это знание все не нужно ему для спасения души. А эта бездна информации только отягчает его сознание и дезориентирует.

«Сии противятся Истине, люди развращенные умом невежды в вере, но они немного успеют, ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось». Он имеет в виду тех, которые противились Моисею. Немного преуспеют. И действительно, если человек, который живет по своим страстям, по своим греховным желаниям, купается в грехе, – и пытается чего-то найти истинного, – это невозможно. Почему? Потому что Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Только очистив свое сердце человек может дойти до Истины.

Никакая самая умная книга, даже само Священное Писание, не даст человеку исчерпывающего знания о Боге. Дает знание Бога только чистое сердце. Поэтому пока человек не перестал быть гордым, сластолюбивым, завистником, непослушным, клеветником, предателем истина ему не откроется. Почему? Потому что сердце не может вместить эту истину, потому что оно заполнено грехом. Поэтому, если человек осознает всю худость своей жизни и встанет на борьбу с грехом, тогда Господь, видя, что этому человеку грех, который в душе его, стал противен и мерзок и он хочет от этого освободиться, – Господь тогда ему поможет. Поможет освободиться и откроет ему Самого Себя.

Почему вера так оскудела в мире? Некоторые говорят: это связано с развитием науки. На самом деле, нет. Наука здесь совершенно ни в чем не виновата. Зря ее обвиняют. Вера оскудела от греха. То есть именно потому, что вот эти страсти, все грехи, которые апостол Павел перечисляет, стали преобладать. И поэтому с грехом, входящим в сердце человека, уходит из сердца Дух Божий. А с ним уходит и вера. Потому что вера человеку дается только Духом Божиим. Почему часто так бывает, что ребенок родителями с детства воспитывается в вере с самого младенчества, а потом в шестнадцать- семнадцать лет очень часто у него происходит отход от веры. Казалось бы, наоборот, он должен еще более углубиться в веру, потому что у него уже разум появился более трезвый, он приближается к взрослому состоянию, может все оценить, а вдруг у него какой-то бунт, он может перестать и в церковь ходить. И мы наблюдаем такое явление. С чем это связано? Дело в том, что страсти, которые еще в маленьком ребенке не развиты, в юноше или в девице уже распускаются пышным цветом. И дело в том, что пора эта, когда молодой человек физически и душевно развивается гораздо быстрее, чем его разум. Если сравнить сегодняшнее время и сто лет назад, сравнить двадцатипятилетнего человека прошлого века с сегодняшним тридцатилетним, то первый покажется умудренным старцем, а наш современник - пятнадцатилетним ребенком. Огромное развитие чувственности и физических возможностей и недостаток развития духовного, нравственного и интеллектуального. При огромном росте физической силы, при огромном росте всяких способностей тела и души отсутствует контроль разума и существует неспособность к духовной жизни. И в этот период человека, конечно, дьявол подстерегает. Потому что в это время, когда в человеке страсти кипят, он легко впадает в различные грехи. Начинается с чего? С непослушания родителям. Вот поэтому апостол Павел и говорит: «...родителям непокорны». И действительно, когда разговариваешь с учителями, говорят, что дети сейчас стали такие, что все, кто в шоле работает двадцаь лет, просто удивляются. Десять лет назад такого не было. Появились такие дети, которые не способны даже к послушанию. И вот люди трудятся и мучаются с ними и в армии, а потом, когда они подрастают и приходят на работу, с ними мучаются начальники на работе. Ему скажешь, а он не в состоянии сделать, он не в состоянии даже усвоить, послушаться. То есть он может делать только то, что он хочет в данный момент. И вот на этом сразу человек претыкается, впадает в какой-то грех, и, естественно, вера у него уходит. То есть в душе грехом пробивается некая такая дырка, яма, из которой Дух Божий уходит. Вот все и превращается...

А на покаяние, на что-то такое истинно глубокое, духовное, человек не способен. Вот и получается, что вдруг он просыпается в одно прекрасное утро и чувствует, что никакого Бога нет! Нету! И для него Его действительно нет. Потому что Он ушел из его сердца. Поэтому потеря веры всегда связана с потерей чистоты. Чистоты ума, чистоты сердца и чистоты тела. Вот поэтому-то мы должны помнить об опасности, нужно охранять наших детей, которые нам вверены, внуков от всякой духовной, душевной и телесной нечистоты.

Мы сами часто воспитываем в молодом поколении сладострастие, любовь ко всяким чувственным переживаниям.

Если раньше руководителями народа, (а особенно в древности) могли быть лица духовные: монахи и особенно выдающиеся священники, то позже такими руководителями стали учителя, профессора и другие люди. А теперь кто руководителем народа стал? Все, кто является кумирами у большинства населения. Артисты и спортсмены. То есть те люди, которые культивируют одни - чувственности, а другие - тело. А где же место духу? Нету! И поэтому, естественно, это гипертрофированное развитие чувственности и телесных возможностей очень быстро превращает человека в обезьяну. А она есть животное весьма чувственное и с огромными физическими возможностями - может на руках ходить и вообще очень выносливое животное. Вот как это все опасно. Поэтому мы являемся живущими в последние времена, среди людей, которые живут по своим страстям, и, естественно, мы все заражены этим. Заражены через все, ведь любое прикосновение к миру человека заражает. Поэтому по возможности нам надо из мира выходить. Каким образом? Значит ли это, что надо взять, собраться и уехать в какую-нибудь глухую деревню? Нет! К сожалению, мы и там от этого не скроемся. Нигде! Сейчас невозможно уйти в пустыню, везде нас будет окружать мир. Нет такой возможности теперь для человека. Что же нам нужно делать? Нам нужно стараться свое сердце сделать неприступным для влияния мира. То есть нужно стараться сердце оградить броней, нужно стараться укреплять в себе веру, нужно стараться не смотреть, не впитывать в себя то, что нас окружает.

Это очень трудно еще в силу того, что вся наша предыдущая жизнь была направлена на то, чтобы к этому миру прирасти. Вот поэтому мы с этим миром связаны многими безчисленными нитями, через книги, театры, кино, форму одежды и так далее. Так вот, всегда оплотом и, как говорится, гвардией Церкви Христианской считалось монашество. Почему? Потому что монах, инок являет собой иное бытие. Поэтому его и называют: инок, от слова - инаковый, то есть другой. Почему так? Потому что необходимо кому-то противопоставить миру свою жизнь. И наша жизнь должна быть внутренне противопоставлена этому миру. Каждый христианин должен являться таким Христовым воином, который не внешне, не одеждой должен отличаться от мира, а своим внутренним духовным состоянием. Нужно нам научиться, живя в мире, не принимать его.

Апостол Иоанн нас призывает: «не любите мира и того, что в нем». То есть нужно от этого отвращаться, а у нас к этому пристрастие. Пристрастие к одежде, пристрастие к застольям, пристрастие к удовольствиям, пристрастие к развлечениям, ко всему тому, чем живет мирской человек. Поэтому апостол Павел пишет: «Станут люди более сластолюбивые, нежели Боголюбивые». То есть человек любит удовольствия, себе доставляемые, больше, чем Бога. Вот человек беседует с друзьями. Может часами с ними беседовать, сидят, покуривают, рассуждают, рассказывают. Все вроде благопристойно, и он готов заниматься этим очень долго. К тому поедет, к этому, там поговорит, повеселится, там еще что-то. А молитва? - А молится с трудом. Надо вставать, надо себя заставлять. Читает молитвы рассеянно, скорей бы дочитать. Почему это происходит? Потому что сердце сластолюбиво, оно любит себе доставлять удовольствие. Сердцу нашему более люб грех, нежели благодать. В чем должна заключаться цель нашей христианской жизни? В том, чтобы сердце свое научить Бога любить. Чтобы сердце было более боголюбиво, чем сластолюбиво. Полюбить Бога, полюбить благодать, полюбить жизнь духовную, полюбить молитву, полюбить Евангелие, полюбить храм, полюбить православных христиан, полюбить все, что относится ко Христу. Его жизнь полюбить и полюбить Его Самого. И если мы будем все время, постоянно, над своим сердцем таким образом трудиться, Господь нам в этом поможет. И тогда сердце наше будет неприступно, дьявол нас не сможет прельстить. Когда мы познаем, кто такой Христос, нас уже ничем не обманешь. Почему мы так легко склоняемся на сторону дьявола и так легко впадаем в грехи? Потому что наше сердце еще не познало Христа. Когда наше сердце познает Христа, то никакой грех нас просто не сможет соблазнить. Как человека, у которого есть сундук с бриллиантами, не прельстишь ни какими-то гайками, ни медными монетами. Он скажет: «Ну что это, буду ли я этим набивать карманы?»

И когда будет перед нами стоять выбор - что нам делать, куда идти, что читать, наше сердце будет направлено к чтению Священного Писания, а ноги наши сами будут нести нас в храм. Вот часто мы стоим перед выбором. Позвали на день рождения куда-нибудь или на поминки, или еще куда-то в субботу вечером. Ну что делать? Идти на всенощную или идти на какой-то праздник. И вот человек мучается, что ему делать? Человек мирской, собственно, не задумывается. Он в церковь придет только тогда, когда ему надо. Маму или папу помянуть или кто-то у него заболел... Он придет, когда ему надо. Ему надо! А христианин православный, если и не пойдет на праздник, не пойдет на всенощную, то его сердце будет обливаться кровью. Свою любовь он принесет в жертву. Пойдет не с удовольствием, а именно чтобы не обидеть приглашающего и будет там сидеть и страдать. Почему? Потому что в это время там «Воскресение Христово видевше» поют. Вот когда сердце прилепляется к Богу и истинно познает его. Тогда у него не будет стоять вопрос выбора, он знает, где его дом, знает, где его пастырь, он знает, где Слово Божие. И он туда стремится. Вот и нам нужно всю жизнь нашу так стараться перестроить, чтобы нас, живущих в мире, мир не касался, чтобы он не задевал нашего существа. И это возможно, хотя и очень трудно. Поэтому святые отцы говорили, что в последние времена люди будут спасаться скорбями и болезнями. Потому что живя в таком сложном мире, сердце не может не страдать, сердце не может не испытывать боли. И очень скорбно в этом мире жить. И, конечно, от этого всякие могут быть у нас и болезни. От такого ужасного несоответствия внутренней жизни и окружающего бытия. Но выжить единственно можно именно так - внутренне отделившись. Жить, но не приживаться. Вот это очень важно нам понять. Но сможем мы это сделать только возлюбив Христа, познав Его Церковь. Каждый человек имеет душу. И вот как мы познаем эту душу человека? Через общение с ним. А как мы с ним общаемся? Мы видим его глаза, уши, рот, слышим слова. То есть душа его содержится в теле, а когда душа уходит из тела, мы уже не можем с этим человеком общаться. Вот так и Христа мы познаем через тело Его, через общение с Церковью. Поэтому если Церковь пока не стала для нас самым главным в жизни, самым светлым, самым притягательным, самым любимым, самым драгоценным, то можно с уверенностью сказать, что мы еще не знаем Христа, мы не знаем Бога. У нас есть какое-то внутреннее ощущение Его бытия, но познать Бога можно только через Церковь.

Вот поэтому один святой, по-моему, Нил Синайский, так говорил, что есть верный признак, когда душа отвернулась от Бога, это когда человек стал равнодушен к богослужению. Вот поэтому нужно всегда стараться возгревать в себе к этому любовь. Только через это мы можем прикоснуться к истинной Божественной жизни.

Протоиерей Дмитрий Смирнов


ЧТО НУЖНО ЧТОБЫ ДЕТИ ПРИШЛИ В ЦЕРКОВЬ?

Почему часто происходит так, что нашим детям, когда они вырастают, становится в церковной ограде неуютно и они покидают ее? Почему, когда они были маленькими, они так живо на все реагировали, любили ходить в храм, ставить свечи, любили причащаться, любили батюшку? А сейчас не хотят никого слушать, у них появились новые друзья, появились новые интересы. Почему это происходит? Как это происходит с ними? Можно ли им чем-то здесь помочь? На эти и другие вопросы отвечает настоятель храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице, духовник Свято-Димитриевского училища сестер милосердия (г. Москва) протоиерей Аркадий ШАТОВ.

Давайте начнем обсуждение нашей проблемы - почему дети уходят из Церкви с самого начала: с семьи. С обсуждения того, что можно исправить в семье, пока дети еще маленькие, а не когда им уже по 12-14 лет, а тем более 18, и мы уже не можем ничего сделать, потому что время упущено - когда ребенок был маленьким, когда его душа была похожа на восковую табличку и писать на ней было еще легко, мы занимались чем-то другим, не обращая на ребенка внимания.

Очень часто мы своих детей не понимаем, требуем от них во что бы то ни стало выполнения каких-то внешних правил, не учитывая, что у них есть какие-то тайные движения души, скрытые от нас ее состояния. И вот он не хочет ходить в воскресную школу или не хочет поститься, или не хочет молиться. Почему? Ведь есть же этому какая-то причина? И в каждом случае своя. Я говорю не о том переломном возрасте ребенка, когда он буквально все отвергает в желании по-своему устроить свою жизнь, а о других случаях, когда негативное отношение ребенка вызвано вполне определенной причиной: он плохо себя чувствует, устал; не понимает службу, а на этой службе нужно долго стоять, не умеет молиться... То есть прежде чем что-либо делать, пытаясь изменить отношение ребенка к Церкви, нужно отыскать причину такого отношения, нужно понять состояние ребенка.

И еще. Ребенку нужно что-то рассказывать, чему-то его учить, тогда ему будет с вами интересно. Но это не значит, что нужно покупать ему конфеты, рассказывать анекдоты, играть с ним в компьютерные игры - лишь бы ему было интересно и хорошо. Конечно, всем этим легко привязать к себе ребенка, но это значит его развратить, а его нужно учить высшей радости - радости общения с людьми, радости общения с Богом, радости молитвы, постижения Священного Писания и жизни святых, нужно читать с ним их жития. Можно и нужно войти в его жизнь, соединиться с ним, стать для него самым интересным собеседником.

Если в семье у матери и у отца есть полная церковная жизнь, если у них есть положительный опыт такой жизни, а не просто отрицание всего, тогда, конечно, ребенок тоже воспримет и поймет, почему ему запрещают делать то или иное. Конечно же, нужно не только запрещать, но обязательно и давать детям что-то положительное, какой-то противовес, показав, что же можно. Скажем, прежде чем запрещать детям слушать «плохую» музыку, нужно понять, что они хотят слушать ее не потому, что она «плохая», а потому, что им музыка нужна, потому, что они ищут каких-то культурных форм, без которых они не могут нормально развиваться. И нужно подсказать, где их найти, те формы, которые будут им близки и не навредят их душе. Точно так же нельзя детей просто лишать всякой компании: это значит лишить их радости общения со сверстниками. Важно сделать так, чтобы у детей с малых лет были верующие друзья, надо так организовать их жизнь, чтобы им было с ними интересно. Нужно приглашать в гости других детей из семей верующих, устраивать с ними экскурсии. Ребенок познает окружающий мир, и этот окружающий мир на самом деле очень интересен. Пойдите с ними в лес, пускайте кораблики на речке, пойдите летом за грибами, за земляникой, расскажите, как в лесу поют птички, переведите это пение на язык человеческий, скажите им, что птичка поет славу Богу, и ребенок запомнит это на всю жизнь и воспримет красоту мира как красоту Божьего творения. И тогда ко всему остальному он будет относиться так же, смотреть именно с этой точки зрения и видеть проявление Божественной любви во всем, что его окружает. Найти ее можно и в природе, и в литературе, и в музыке.

Очень часто дети воспринимают Православие как какую-то внешнюю форму, за которой они не видят глубины содержания православной жизни. Эта внешняя форма в конце концов начинает им надоедать. И если мы стремимся к тому, чтобы дети не уходили из Церкви, им нужно открыть дорогу к этой глубине, показать им Христа, Который наполняет Собой церковную жизнь, дать им почувствовать благодать Святого Духа, Который в Церкви живет, это надо обязательно сделать, чтобы дети через это остались в Церкви. В Церкви их можно сохранить тогда, когда в их душе будет огонь веры, когда они почувствуют радость любви, когда они почувствуют радость пребывания в Духе Святом. А построить ограду, отгородиться ею от всего прочего мира и держать детей за этим забором, конечно, не получится. Рано или поздно им здесь сидеть надоест. Церковное воспитание заключается не столько в том, чтобы создать и навязать ребенку какие-то строгие правила, а в том, чтобы пробудить в нем жажду следовать этим правилам, потому что эти правила есть и радость, и жизнь, и истина.

Бывает, если семья неполная или если в семье только один из родителей верит в Бога, то ребенок растет как бы ненормально. В такой семье очень трудно воспитать ребенка так, как бы нам с вами хотелось, потому что в такой семье нет самого главного: нет любви, которая соединяет родителей. Даже если родители любят друг друга, но у них разные представления о мире и разный взгляд на церковную жизнь, то, конечно же, о подлинной любви, о подлинном соединении и гармонии речи быть не может. И ребенок, конечно, это чувствует, чувствует противоречие, которое есть в жизни его семьи. И здесь, чтобы воспитать его в вере, нужен подвиг, нужна молитва и нужно обязательно явить ему радость жизни в Боге. Нужно, чтобы он понял, что эта радость больше, чем та радость, которая есть, например, у неверующего папы. Эту радость, которую и мы сами чувствуем, нужно показать ему. Нужно научить его молитве в храме, помочь ему молиться в храме, найти такой храм, где ему будет интересно, где, скажем, хороший хор, где батюшка говорит проповедь доходчиво и понятно для ребенка, где есть воскресная школа, которую посещают его сверстники, он будет понимать, что не он один ходит в храм - и другие дети, которые ему очень нравятся, молятся вместе с ним. Тогда, почувствовав эту радость, осознав ее, поняв, он предпочтет ее радости смотрения телевизора, слушания какой-то музыки, чтения комиксов и не будет проводить время у компьютера. Даже если он поддастся этому влиянию папы, влиянию нецерковному, то глубина подлинной жизни, которую вы ему явите (если сумеете и в таком браке жить по-христиански, если ваша жизнь будет подвигом христианской любви), в конце концов победит и, когда он придет в возраст, он в конце концов это осознает.

Воспитание детей - это вообще подвиг времени. Нужно уделить этому делу много сил, внимания. Оно требует размышлений, чтения специальных книг, бесед с другими родителями, общения со священником, у которого дети исповедуются... Только тогда может что-то получиться. А, кроме того, наших детей нужно очень-очень сильно любить, и любить по-настоящему, потому что родительская любовь очень часто бывает направлена как бы не на то. Мы хотим, чтобы наши дети много знали, хотим, чтобы они умели играть на фортепьяно, хотим, чтобы они умели рисовать, чтобы они знали английский, французский, немецкий, испанский языки. А хотеть нужно того, чтобы они Бога полюбили, чтобы они верили в Него, чтобы они во всех жизненных ситуациях обращались к Нему, хотеть нужно спасения их души. Нужно молиться Богу, чтобы Господь помог вам научить их этому, самому главному, самому важному. Всю нашу жизнь построить ради этого и этим жить.

Необходимо избегать насилия, если мы хотим ребенка научить любви - любовь исключает насилие. Если навязывать святыню ребенку насильно, то можно выработать отрицательное отношение к ней, как к чему-то внешнему, что не хочется делать, а делаешь, потому что родители заставляют. Так, очень часто бывает, что маленькие дети боятся причащаться Святых Христовых Тайн. И вот видишь, как девочку 3-4 лет скручивают по рукам и ногам, подносят к Чаше, держат ее, а она плюется, - здесь просто поругание святыни. Мне кажется, что в таких случаях нужно ребенка успокоить и начать водить в храм сначала без Причастия, познакомить с батюшкой, дать ему просфорочку, поставить вместе с ним свечку, подвести к иконам. Чтобы посещение церкви не пугало.

Хорошо, если ребенок будет учиться в православной школе – в классе будут дети, действительно верующие в Бога, дети из хороших семей, и ребенок среди них сможет найти друзей, хотя и здесь бывают разные дети. Но, с другой стороны, для некоторых детей учиться в обычной школе, может быть, даже и лучше, потому что, находясь во враждебной обстановке, ребенок вынужден свою веру защищать, укрепляться в ней. Видя, как живут дети, не имеющие веры, и чувствуя себя среди них чужим, он начинает ценить веру и лучше понимать и ценить Православие. Бывало так, что детей переводили из православной школы, где они вели себя крайне плохо, в обычную школу, и они начинали понимать, что они потеряли.

Очень часто дети перестают любить храм, потому что родители, забывая о том, что их долг - воспитывать детей, думают о себе. Они приводят маленького 5-летнего ребенка и стоят с ним всю всенощную. Они хотят, чтобы их дети были похожи на преподобного Сергия Радонежского. Конечно, хорошо бы, но не все же дети такие. И вы должны определить, сколько времени ребенок должен находиться в храме. Вы можете выйти из храма, погулять с ним, что-то ему рассказать. Нужно сделать так, чтобы ребенку это было, с одной стороны, интересно, с другой - по силам. А если мы заставляем его делать то, что не по силам, конечно, он в конце концов взбунтуется и скажет, что ему это неинтересно.

Лучше, когда дети воспитываются в семье и воспринимают веру с рождения, как они воспринимают с рождения солнце, деревья, траву. И у них, конечно, бывают моменты, когда они начинают сомневаться в вере, но они это легко преодолевают.

Младенчество - самое благодатное время для укоренения веры в ребенке. Если ребенок воспитывается в православной среде, в православной семье, нужно воспользоваться временем младенчества, чтобы напитать его душу благодатными впечатлениями. Ребенку нужно обязательно петь, нужно крестить его, нужно, чтобы молитва сопровождала его на каждом шагу, не чтение канонов, а краткая молитва. Дети очень любят петь молитвы. С ними нужно ходить в храм на праздники, чтобы они чувствовали радость каждого праздника, знали, с чем этот праздник связан. Дети воспринимают мир конкретно, через какие-то предметы, поэтому вводить их в церковную жизнь нужно через предметы церковного обихода, через священнодействия каждого праздника. Детское восприятие Православия связано с обычаями, обрядами, священными предметами - все это очень легко ложится на их душу. Нужно, чтобы ребенок жил в этой среде, впитывал это все в себя.

Нужно открывать детям Бога, нужно не успокаиваться на том, что ребенок ходит в храм и учится в православной гимназии, имеет православных друзей, знает Символ веры, догматы, даты церковных праздников, читал Жития святых. Это все может оказаться внешним, а главное, внутреннее, может быть потеряно. Православие это вечное движение к Богу, это обращенность к Богу. Если ребенок начинает это терять, то нужно особенно усиленно молиться Богу, просить Матерь Божию, чтобы Она помогла, чтобы Она защитила этого ребенка, и искать возможности с ним поговорить, выяснить, почему так получилось, и помочь ему опять встать на тот правильный путь, который ведет к Богу. Ребенок должен быть всегда на пути, а не стоять под крышей гимназии.

Некоторые неверующие родители часто говорят так: не надо ничему учить, пусть вырастет и сам разберется... Мы не будем ничему учить - а зло, которое есть, будет воздействовать на ребенка. Мы не будем учить - а по телевизору будут учить разврату. Мы не будем учить - а друзья-сверстники будут учить сквернословию. Мы не будем учить, а будем лишь смотреть, что происходит с нашим ребенком, - а он будет воспринимать животный атеизм, самую страшную форму атеизма, когда он - не от рассуждений, а просто оттого, что хочется жить своим телом, а не душой, жить так, что телесные, плотские радости составят основу его жизни. Он будет впитывать в себя этот животный атеизм, и у него не будет никакого противоядия.

Мы говорим о том, как нам наших детей научить вере? Но дело в том, что мы сами-то полноты веры не имеем - вот в чем дело. Если бы мы были святыми, то рядом с нами росли бы святые дети. Но не нужно отчаиваться. Святые - это покаявшиеся грешники. Я предложил бы всем родителям перед тем, как лечь спать, покаяться в том, что мы плохо воспитываем своих детей, просить у Бога помощи в этом, просить Матерь Божию, чтобы Она помогла и наставила нас, помогла нам стать настоящими педагогами.


О ПЛОДАХ ПОСТА

Почему многие не соблюдают поста, спрашиваете Вы. Потому, что не знают плодов поста. Органы здравоохранения нашей страны должны рекомендовать соблюдение поста в один голос с Церковью, потому что пост приносит чудесные плоды, и не только духовные, но и телесные. В доказательство этому можно привести множество примеров, но я задержусь на одном из недавних.

Вот что пишет одна вдова из Бечея: “Я начала поститься в прошлом году на Троицу. Так я решила: если уж хожу в церковь и молюсь Богу, то надо и поститься. Пока был жив муж, мы не знали поста и часто болели. Никогда не было такого, чтобы были здоровы оба: то один в постели, то другой. Так и прожили всю жизнь. Я всегда была в раздражении, малейший пустяк приводил в гнев. Меня мучили страхи. Я боялась всего, даже собственных мыслей и предчувствий. С тех пор как начала поститься (вот уже год прошел от того Троицына дня), я спокойна, в душе радость и в теле легкость. Ни на что не обижаюсь, ни на кого не сержусь. А в душе моей звучат церковные песнопения и молитвы. Сны светлые и благостные. Сейчас я живу у своей обеспеченной подруги, но чувствую, что весь мир принадлежит мне. Я совершенно здорова, хотя стара, ничего не боюсь, даже смерти. У меня только одно неутолимое желание – желание тишины, поста и молитвы: в них я нахожу полноту счастья”.

Так о себе пишет старица из Бечея. И своим опытом она подтверждает нам евангельское учение и многовековой опыт Церкви.


О САМОДОСТАТОЧНОЙ ВЕРЕ

Вы говорите, что верите в Бога и считаете, что этого достаточно. “Но и бесы веруют, и трепещут”, – говорит апостол Иаков. А Вам, человеку, надлежит иметь нечто большее, чем просто вера. Допустим, кто-то должен Вам пять предметов, а вернет только один, разве Вы не разгневаетесь? И Творец ждет от Вас пяти предметов, а Вы предлагаете только один. Вот эти пять предметов: вера в Бога; познание любви Божией; познание воли Божией; познание действия Божия; познание суда Божия.

Просто к вере Вы могли прийти, как язычник: созерцая природу, сделать вывод, что всякая тварь должна иметь Творца. Но все остальное без Христа и Его Евангелия пониманию язычника недоступно, ибо во Христе явилась любовь Божия к человеку.

Через Христа открылась человеку воля Божия, то есть то, что Господь ждет и хочет от людей. Христос явил действие Божие в мире и в жизни человека. Христос открыл и суд Божий делам человеческим, и то, как Он будет судить мир в конце времен.

Если Вы считаете, что довольно одной веры в Бога, я спрошу Вас: как Вы узнаете о том, что должно делать для спасения души? Евнух эфиопской царицы, уверовав во единого Бога, поспешил в Иерусалим, чтобы спросить апостола Филиппа, что ему нужно делать, чтобы спастись (см.: Деян. 8, 26–39). А как же Вы узнаете, как Вам приблизиться к Тому, в Кого веруете? Что добро, а что зло? Как Вам утвердиться в добре, а как уберечься от зла? Как Вы узнаете, что Господь ждет от Вас и какую награду Вам готовит? Разве скажет Вам безсловесная природа, как молиться Богу и что просить у Него? Обо всем этом бесы не спрашивают, ибо не желают спасения.

А поскольку Вы хотите спастись, то должны спросить и узнать об истинной вере в истинного Бога и о том, что эта вера за собой влечет.

Следовательно, одной только веры недостаточно, и знать, что Спаситель мира принес людям и что хочет от них, необходимо. А если было бы достаточно только языка природы и только веры, тогда и приход Сына Божия в мир был бы не нужен, а Его крестные страдания бессмысленны. Поэтому, пока смерть не настигла Вас, поспешите облечь мертвый скелет своей веры в плоть и жизнь.

Господь да поможет Вам!


ДУША С ДУШОЮ ГОВОРИТ

Христос никогда не сделал ни одного замечания по поводу тела человека. Он не сказал Закхею: «Как ты мал!» Не сказал Иуде: «Как ты безобразен!» Не сказал расслабленному: «Как ты расслаблен!» Не сказал прокажённому: «Какой от тебя дурной запах!» Христос постоянно общался с действительностью в людях, то есть с их душами. Это Душа душам говорила, Душа души лечила и поднимала. Говорить о телах присутствующих людей Христос считал неприличным почти так же, как серьёзные люди считают неприличным говорить друг другу об одежде.

Поэтому когда человек заговорит с тобой, не думай о его теле, не оглядывай его тело, а смотри в его душу, проверяй его душу, вживайся в его душу – и тогда будешь его понимать. И когда ты говоришь с человеком, не думай ни о своём, ни о его теле, а думай о своей душе и его душе, повторяя про себя: «Это душа душе говорит, душа с душой общается». И тогда ты почувствуешь присутствие Бога между вами. И будешь понятым и понимающим.

Святитель Николай Сербский


НАЧАЛО ПОСТА

Россия – черница

на первой седмице поста.

Взмывает, как птица,

святая ее красота.

Как в пору молений

меняется русский народ!

Припав на колени –

он в рост богатырский встает.

Канон покаянный

Хотя бы на вечер, на миг,

В душе окаянной

Меняет личину на лик.

Вседневного быта

слезает с нее шелуха.

Слезами омыта,

она первозданно тиха.

Как будто бы оптом

собрали мучительный грех –

и попран он, втоптан

в чернеющий мартовский снег.

Все – братья и сестры!

Все в звездах церковных свечей!

И в пост даже воздух

Живительней всяких речей.

Протоиерей Андрей Логвинов


ИЗ ДНЕВНИКА СВЯЩЕННИКА

День памяти св. Иова Многострадального. Говорил проповедь.

Богобоязненный, благочестивый человек, но сатана сказал Богу, что это оттого, что у Иова все хорошо, у него легкая, благополучная жизнь. Легко верить в Бога, благодарить Господа, когда у тебя все в порядке. Господь попускает сатане испытать Иова. Тот остается верен Богу. И даже на самой глубине страданий он не теряет веры. Это его «А я знаю, Искупитель мой жив…»

Но все же Иов задает вопрос: почему? Каков смысл этих его страданий? И тогда Господь начинает с ним говорить. Он говорит Иову «из бури» (Иов 38, 1): «Препояшь ныне чресла твои, как муж. Я буду спрашивать тебя, а ты отвечай… Препояшь чресла - как воин. Ты спрашивал? Так выходи на разговор с Богом, как мужчина, как тот, кто отправляется на битву». И Господь беседует с Иовом. Бог не объясняет: это Я сделал потому, а это поэтому. Он просто показывает Иову грандиознейшую картину Своей мощи. «Где ты был, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь»… (38, 4).

Мы словно присутствуем при Миротворении. Вот оформляется Вселенная, грохочут волны океанских вод… «Был ли ты, когда земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда?» Мы представляем, как наша планета обрела вид, расцветилась ковром лугов и полей, подобно прекрасной разноцветной одежде… Все это - в руце Божией, Он все это вывел из тьмы небытия к свету жизни. Более того, Господь сотворил великое таинственное чудовище - Левиафана, живущего в океане (40-я глава). Иов молчит. Он потрясен. Ответил ли Господь на его вопрос - откуда и зачем его страдания? Почему все вот так, а не иначе?

Ответил, но не так, как хотелось бы нам. Господь просто показал вершину Своего могущества!

А если Он - Творец, то и Промыслитель, и заботливый Отец. Бог не дает нам права знать, почему то или иное случается. Нам достаточно знать, что Его могущество беспредельно. И доверять: если что-то происходит, то по Его воле. Просто доверять! Иов, уразумев это, восклицает: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено… Я говорил о том, чего не разумел, о делах, чудных для меня, которых я не знал»… (42, 2-3)

Итак, Бог - Творец и заботливый Отец. Нам часто хочется, чтобы Господь дал знак, явился. А Он скрывается. Почему? Да потому, что Господь знает меру веры каждого. И испытания свыше силы веры не дает. Как Иову Господь не являлся до последнего, зная, что тот выдержит, выстоит, так и многим из нас. Неприятности, горе, болезни, проблемы - будем радостно и без ропота переносить их - Господь знает, зачем это. Знаки, чудеса, говорили св. отцы, - это подпорки для маловерующих. Когда к одному современному святому, афонскому старцу Ефрему Катунакскому, приехал один студент, в жизни которого было много сверхъестественных явлений, знамений, старец сказал: «Бедный, это потому, что у тебя слабая вера… Вот Господь тебя и поддерживает в вере этими вещами. Но помни, что блаженны не видевшие, но уверовавшие». Последние столетия - время ослабления веры в людях. Господь, конечно, приходит на помощь даже маловерным. Трансляции из Иерусалима, когда мы видим своими глазами, как сходит Благодатный огонь, как он не обжигает руки и лица первое время… Приоткрытие тайны жизни после смерти, когда вот прямо на операционном столе, придя в себя, люди рассказывают о том, что видели что-то по ту сторону жизни… Все это - подпорки нашей немощной вере. Дай Бог сил верить и без этих костылей. И дай Бог сил с благодарностью принимать все - и хорошее, и, как нам кажется, не очень - от Него с благодарностью!

Ехал на междугородном автобусе и смотрел в окно. Везде суетятся люди. Копают землю, строят мосты, ремонтируют дороги и дома, закончив работу, спешат за покупками, устраивают быт своего дома, отдыхают, спят… все, все люди напряженно заняты, вовлечены в процесс. С одной стороны, это хорошо. С другой - понимаешь, что многие люди только этим-то в жизни и занимаются. Тогда чем человек отличается от животного? У нас в семье много этих зверей (кролик, хомяки, рыбки, черепаха). И все они постоянно занимаются добычей и складированием пищи, устройством дома. Так и проходит вся их жизнь.

Но человек тем от животных и отличается, что у него есть бессмертная душа, родственная Небу. Только человек знает Бога, может молиться, как-то собирать вечное в душе. Так и хотелось напомнить об этом людям: «Марфо! Марфо! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только [по-настоящему! - свящ. К. П.] нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

Перечитал эту свою запись - кажется таким банальным и слабым… Но как сильна боль от занозы в душе, что большинство людей занимается совсем неважными, нестоящими делами. А думают, что это и есть важное и главное.

Когда мы кого-то осуждаем, мы меряем человека по своей мерке. А забываем, что все люди разные. Мы получили нормальное воспитание, образование. Может быть, человек грешащий был так воспитан семьей, обществом, жизненными обстоятельствами, что обманывать, предавать - для него норма…

Отец Паисий Святогорец говорил, что у очень многих людей есть смягчающие обстоятельства их греховного поведения.

Такого человека и Господь будет судить милостиво. А вот нам, таким правильным, умным, многое не простится, у нас смягчающих обстоятельств нет!

«Если верить отражению в луже, человек - довольно зыбкое, мелкое и мутное существо» (анекдот из газеты).

А ведь верно. Тот, кто видит все и всех плохими, - по сути, смотрит на всех глазами грязной лужи.

священник К. Пархоменко



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld