Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2009 год, выпуск № 7 (67)

ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДИН ПУТЬ К ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

Все мы хотим, чтобы и нашим умершим близким, и нам в будущем веке Господь даровал милость и сподобил нас вечной жизни. И есть только один путь к этому – стараться делать все, что нам Господь заповедал. Он Сам говорит нам: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Слушающие и верующие – это те, кто не только слышат слово о вере, но и стараются жить по ней.

Такие люди и переходят от смерти в жизнь, то есть из царства греха и распада в Царствие Божие, где Сам Бог царствует в душах тех, кто Его любит. И чтобы это случилось и с нами, нужно понять и почувствовать, что без Бога мы уже умерли и что только Он способен нас оживить. Об этом и говорится в Евангелии, что наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут, - те мертвые, которые пока еще живы, но чьи души оторваны от Источника Жизни. И как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь Жизнь в Самом Себе, и мы можем получить эту Жизнь у Христа, если будем идти вслед за Ним.

Но так может быть только в этой жизни, а в жизни будущей всех нас ждет суд. Бог Отец дал Сыну не только Жизнь в Самом Себе, Он и дал Ему производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Потому нас будет судить Сын Божий, что Он стал Человеком и Сам выполнял все, чего хочет от нас.

Только тот, кто ожил для Бога в этой временной жизни, оживет для Него и в будущей; другие получат не вечную жизнь, а только вечное существование. Не дивитесь сему, - говорит Христос; - ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Время для покаяния установлено здесь, а там уже нет покаяния, и никаких внутренних изменений в человеке не происходит. В чем застану, - говорит Господь, - в том и сужу. И судимы мы будем не по тому, что нам казалось хорошим и правильным, а по Его заповедям. Я ничего не могу творить Сам от Себя, - говорит Сын Божий, ставший Человеком. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Не избавит нас от ответа и милосердие Христа к грешникам, которое Он проявлял при Своей земной жизни и проявляет сейчас. Долготерпение Божие проявляется к нам ради нашего же спасения, а если мы не обратили его себе в пользу, оно служит нам к большему осуждению.

Будем помнить, что Господь по молитвам Церкви дает всем прежде умершим милость, но только в ту меру, в какую они способны вместить ее, и при этом каждый из них пребывает на том расстоянии от Бога, которое сам себе выбрал, пока был жив. И мы, пока живы, выбираем сами, что будет с нами в будущем веке, и пока живы, можем получить Жизнь от источника Жизни - Христа. Но только возможность эта для нас заканчивается в момент нашей смерти, а дальше мы получаем, что заслужили.

Священник Михаил Немнонов


БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ

Из Священного Писания известно, что человечество ожидает конец света. Когда это будет? У евангелиста Марка читаем слова Христа: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец».Неизвестность даты конца света, страх перед его приходом всегда трезвили христиан, понуждали их к спасительному бодрствованию. Хочу ли я увидеть неминуемый конец света? Конечно, нет. Я желаю умереть тихо, мирно, непостыдно, отпетым Церковью, зная, что приход антихриста будет ужасным зрелищем, дети будут без счёта гибнуть на глазах у родителей, родители на глазах у детей. Святые отцы просили Бога отдалить наступление этого времени. А могу ли я повлиять на сроки? Наверное, да. Бесчинной, греховной, нераскаянной жизнью приближу бедствия; покаянной, избегая грехов – пусть ненадолго, на несколько минут, но отсрочу. Только ведь я не один, нас, христиан, много. Но удержать этот мир, который порывается к гибели, всё труднее.

Посмотрите, как исполняются заповеди. Например: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Помню один случай. Я как-то возмутился, что рекламные ролики по всем центральным каналам крутят одновременно: не сговор ли это, чтобы лишить зрителя возможности выбора? И услышал в ответ от одного парламентария: «Деньги – это святое». А ведь ещё недавно люди не поклонялись мамоне как божеству, но то время ушло.

Или вот заповедь: «Не произноси имени Господа всуе». На селекторном совещании один руководитель стыдит другого: «Побойся Бога, креста на тебе нет». Спустя какое-то время начинаю с ним разговор, а он шарахается от меня как чёрт от ладана, оказывается некрещёным и вообще неверующим.

Далее: «Помни день субботний». Расстрелянный святитель Серафим (Чичагов) после первой русской революции писал, что Россию губят ярмарки, которые начинаются в канун праздников, отвлекая людей от богослужений. Сейчас их заменили для многих поездки на дачи. Помню, спросил одного священника, за что же пророков побивали камнями. А он в ответ: «Подойди в воскресный день к автопавильону, к дачному автобусу, вытащи ключ из замка зажигания, а пассажиров направь в Свято-Вознесенский храм рядом. И что тогда от тебя останется?»

«Не убий». В стране совершаются миллионы узаконенных убийств – абортов. Действует огромная армия убийц: несостоявшиеся родители, бабушки, дедушки, подруги, медработники и так далее. На какое счастье может рассчитывать народ, для которого убийство – это обыденность?!

Христа убили из зависти,

За то, что Его – любили.

Силком на небо нельзя вести –

А кем фарисеи были?

И власть у них, и могущество,

Метал в словесах, и пафос…

Они безлюбы по сущности,

И холод внутри, и пакость.

А мы – конечно же, грешники,

Лишь в образ небесной птицы.

Но души у нас – скворечники,

Где б мог Господь поместиться.

Нам крест нести – слез воза везти

Среди земных изобилий…

Убрали Христа из зависти:

Любили Он Его любили…

«Не прелюбодействуй». Почти невозможно отыскать людей, которые всерьёз воспринимают эту заповедь. Наоборот, многие жертвуют семьями, счастьем ради удовлетворения похоти.

И так с каждой из десяти заповедей, отринув которые, народ мучается, страдает. Мне один молодой монах рассказывал после очередного отпевания сверстника, что из его друзей и знакомых умерло уже два десятка. И только один – своей смертью, от болезни сердца. Остальные – кто убит в криминальных разборках, кто погиб от пьянства, кто руки на себя наложил. Это же массовая гибель, страшнее войны! Почему всё это происходит? Я много лет полагал, что в силах помочь хотя бы тем, кто рядом. И лишь недавно вдруг со всей ясностью осознал, что бессилен что-то сделать, если сам человек не захочет спастись…

Разговорились тут недавно, что это такое – иметь царя в голове. Один говорит дочке: «Царь – это цель в жизни». «Нет, – поправляю я, – Царь – это Бог». Ведь цель может оказаться и суетной, и ложной.

Напоследок - еще один случай. Иду как-то к близкому человеку на день рождения. Спросил его, что подарить. «Ничего не надо, – говорит, – лучше просто приди, посиди со мной». Вот если бы наш народ к Богу так относился, не требуя того, что навредит, а искал общения с Ним – какая бы хорошая жизнь настала!

Игумен Игнатий (Бакаев)


"ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЖИЗНЬ"

Размышления православного священника

Сегодняшняя нравственная катастрофа - происходит не в одной России: мир со всех сторон идет к своему концу.

Мы - христиане последних времен, вся Небесная Церковь сосредоточила внимание на нас - последних, за которыми закрывается завеса времени: «…и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр. 10, 6).

Христиане последних времен - пожелтевшие, поблекшие листья, ветром времени раздуваемые над пропастью последних искушений. Все в мире устало от мрака грехов - все тянется к чистоте вечного Света; все износилось от фальши и лжи - все чает великого очищения. Миру предстоит обновиться. Нам бы не затеряться в этом смятении стихий и событий.

Апокалипсис - это высшая степень торжества жизненной правды, очищающей землю от всякой лжи и фальши. Нам не хватает такого понимания, потому необходимо учиться (срочно учиться) не цепляться за то, что обречено на погибель.

За что же нам тогда цепляться? Наша вера, вера Православных христиан - самое непостижимое из всех непостижимостей. Она - невидимая сила, реальнее которой ничего в мире нет. Эта вера, живущая в наших сердцах, - вернейший залог благополучного преодоления всех искушений и вечного обретения Бога.

•••

Святые отцы в горестях чаще думали о радости, а в радости помнили о горестях. В этом заключена духовная мудрость.

А мы все заунывали от приходящих ветров антихристовых. Хотя Апокалипсис нам не только страшное открывает, но и о радостном говорит. А мы не внимаем, страхи поглотили нашу душу, потому что все мы немощны.

Святые отцы в своих рассуждениях много успокоительного открывают. Разве страшно будет только нам, верующим? Да сколько людей уже живут страхом смерти, страхом опасности и мучений, ибо все это - для всех людей, только в разное время. А мы печалимся? Да мы глупее неверующих! Разве не нам обещано избавление, не нам сказано о том, что Господь приготовил любящим Его? Или мы не хотим быть достойными этого дара? Видимо, не хотим, ибо Духа Божиего нет в нас из-за нашего малодушия, из-за нашего неверия.

Мы растворили свою душу в радостях этого мира, и его предстоящая гибель пугает нас. Наши грешные души разрываются между миром и Богом, желая соединить несоединимое. Мы не верим Богу своему, Который обещал нам Свою Силу, в немощи совершающуюся. Не в обычной немощи, когда мы ленивы, а в немощи, послушной Богу, когда человек, осознавая свою несостоятельность, отдает себя в руки Бога.

•••

В нашем положении постоянно согрешающих важно рассудительно относиться к Заповедям Бога.

Есть формальный подход к исполнению Заповедей и есть жизненный подход.

В чем заключается формальный подход? Внешнее, естественно, должно исполняться, но рассчитано оно на среднего нормального человека, живущего в нормальных условиях, что для современной жизни почти нереально. Жизнь изобилует всякими искушениями, обстоятельствами повышенной сложности и т.д., потому формальный подход к Заповедям - это нежизненный, лицемерный, фарисейский подход. Иисус Христос разрушил формальный подход словами: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27).

Другое дело - жизненный подход. Нередко бывает, что жизнь влечет человека по бездорожью, где соблюдать правила «дорожного» движения просто невозможно, невозможно не запачкаться, невозможно не упасть. Но человек живет, и Господь не хочет смерти грешника, потому-то необходимо применять Божий закон и к условиям бездорожья. Заповеди - идеал, общее направление, согласно которому и нужно направлять свою жизнь.

Почему Заповеди даны в идеале? Наверное, потому, что Заповеди - это дверь, за которой - Вечность. Они - предел земного движения, обозначение границы между временным и вечным. Они к нам пришли из Вечности, с тем чтобы увести нас в Вечность, они приглашают нас в другое бытие - из плоти в Дух. Потому так трудно соблюдать Заповеди, ибо это - другая жизнь. Заповеди нас «высиживают» для вечной жизни, они не дают нам успокоиться в нашем теплом болоте. За это мы на них и сердимся.

«Будьте святы, потому что Я свят», - говорит Спаситель (1 Пет. 1, 16). Святость - таинственная вещь. С одной стороны, она открывается немногим. С другой - вспомним благоразумного разбойника, который, нарушив едва ли не все заповеди, первым вошел в Рай.

Нужно Бога любить и совесть чтить, а остальное - по воле Божьей. Никто не волен родиться где и когда хочет и никто не властен над обстоятельствами своей жизни. Но именно в них сохранить по возможности и то, что Бог вложил в понятие святости, и есть главная задача христианской жизни и главная ее радость.

•••

Господь дал Заповедь о сохранении субботы и Сам ее нарушал, когда на то была необходимость.

Заповеди - это не какой-то непреложный абсолют, за который заходить нельзя. Они очень желательны, ибо делают жизнь по-настоящему красивой, но нет идеала, который сбылся бы на земле, все они - влекущие.

Бывает нарушение Заповеди для сохранения жизни. Например, есть заповедь «не лжесвидетельствуй», но когда ты покрываешь грех своего брата, говоря, что «ничего не было», то это бывает милосердие: с кем чего не случается… Прав Иосиф: узнав, что Мария беременна, хотел тайно ее отпустить, а по Заповедям ее должны были побить камнями (см. Мф. 1, 19-25). И так во всех Заповедях. Нужна благожелательность, нужно понимание, нужна рассудительность, потому что жизнь шире всяких ограничений. Она - вечная радость свободных тварей. Заповеди - звезды, правильно определяющие направление: сюда, к Богу, к Вечности, для всех и навсегда. Проходя вперед (ну, пусть даже в грязной обуви), нужно только идти осторожно, сильно не топтать, не забывать о благоговении, ведь впереди - Вечная жизнь.

Нарушение Заповедей возможно, но только обязательно - в положительном наклонении к милосердию, к пониманию, к состраданию… Иначе зачем дана человеку совесть? Послушать совесть - это посоветоваться с Богом.

Есть она, Совесть, - вечный совещательный голос вечной рассудительности нашей души. Да будет он благословен!

•••

Время - загадочное явление. Оно течет… И течение его ни от чего не зависит. Оно влечет нас через различные обстоятельства, которые от нас тоже не зависят, а вот мы от них зависим, и очень…

Несомненно, сегодняшнее нечестие и сверхъестественные соблазны - как проливной дождь, постоянно идущий. И он ведь промочит всех - некуда от него спрятаться. Как же нам быть? А как быть тем, кто родился и вырос под таким дождем? Ведь дождь этот - гибельный. Гибельный и для тела, и для души. И самое страшное - растление детей, которые сами не понимают, что их растлевают. Легко быть хорошим, когда вокруг много хороших, а вот как быть, когда все не так?

Боль сердца, совесть вопиют к Богу о помощи, о снисхождении. По человеческому рассуждению, спрос без учета обстоятельств несправедлив, должны быть «льготы». И они, наверное, будут: «…всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2, 21). Только призовет… Какие-то ниши приоткроются в строгом Законе Господнем. Это важно нам помнить, ибо дает какую-то надежду попавшим под проливной дождь. Бог, Благий и Человеколюбец, разберется со всеми не только по праведности, но и по милости: «кого миловать… помилую, кого жалеть… пожалею». Блаженны, кому Господь не вменит греха. И, конечно же, это будут те, которые приложат все силы к тому, чтобы остаться людьми, будут стремиться к спасению.

Но сегодняшнее время знаменательно тем, что многие не хотят быть людьми - это тяжело, скучно, несовременно. Оправдывая себя, они говорят: «Время такое, ничего не поделаешь». А ведь есть в этом правда, ибо все трудное вообще сегодня стало еще труднее. По-видимому, когда это «трудное» станет невозможным (а дело идет к тому), тогда и совершится Второе Пришествие Христа.

Границы «невозможности» сужаются, это все ощутимей… Однако всегда во всех таких рассуждениях важно помнить: «…невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).

•••

Воскрешение четырехдневного Лазаря преубедительно, ибо покойник смердел… Но люди все равно не поверили. Не поверили, что Иисус Христос - Бог, потому что не хотели такого Бога… Им нужен был другой, свой, гордый бог, бог их представлений, «бог во имя свое». Они его сочиняли и измеряли собою, своими понятиями. Безконечное множество человеческих страстей породило столько искажений относительно суждений о Боге, что людям стало не под силу услышать Правду, Истину о Нем. «Они» тогда - это «мы» сегодня.

Вот почему Он взошел на Крест. Крест Господень - предел безпредельного самоотречения как путь к Вечности. Крестом для человека исчерпываются и любовь, и свобода, ибо любое самоотречение - это начало любви, то есть прорастание в Вечность.

Способностью к самоотречению в полной мере определяется качество человека и безошибочно предопределяется его вечная судьба, причем им самим, его отношением ко Христу и к Его Кресту.

Крест Христов - это солнце правды. Это вечная жизнь в любви, в том ее качестве, которое предполагает все во всем.

•••

Всемогущество Божие проявляется не столько в движении стихий, в преодолении законов естества, в изменении событий, сколько в том, чтобы изменить сердце человека и научить его терпеть, смиряться и любить. То есть совершает самое главное дело жизни - спасение от греха и растления.

Свидетельств Божия присутствия в сегодняшнем нравственном погроме - великое множество. Но мы привыкли «не туда смотреть», и потому не ощущаем нашего смиренного Бога, кротко стоящего возле каждого из нас, всматривающегося в веру нашего сердца, чтобы помочь ему… терпеть, смиряться и любить.

Он, Который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20), совершает Свой суд над каждым из нас, и это нам помнить сегодня чрезвычайно важно. Нельзя перестроить обстоятельства, изъять нас из них, чего мы очень хотим, а нужно изменить наше отношение ко греху, с которым мы сроднились.

И беды, и скорби, которые обступили нас, - все посеяно и взращено нашей гордыней. И мы должны смиренно пожинать этот урожай.

Когда светит солнце - все оживает, даже грязь бывает какая-то веселая. Под солнцем радуется и скорбная, больная душа.

Вообще, радоваться нужно уметь (учиться). Нет и не может быть в мире такой скорби, которую бы Свет Христов не претворил в радость, нужно только веровать в Бога: «…веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12, 36).

Беды, скорби, вся злоба мира - это замечательное пособие в познании сути жизни. Сегодняшнее вулканическое извержение греха и все последствия, которые он тянет за собой, объясняют сомневающимся, что грех есть зло, зло настоящее, и уничтожить его может только Бог.

•••

В Православии нет секретов, но есть тайны, поэтому Евангелие предлагает воспринимать жизнь по-детски, ибо в познании тайн жизни мы всегда дети и, как бы многие гордые души ни пытались вскрыть тайны бытия, ни у кого ничего не получилось. Наше желание быть как боги, чтобы все понять, безрассудно, ибо конечное и несовершенное есть нам приговор.

Понять этого не может гордость, когда, не уразумевая простого, покушается на сложное. И те противоречия, которые терзают наши души, отчасти созданы нашей гордыней - мучаемся тем, чего нет нужды разрешить.

Разум светит нам, чтобы не споткнуться в темноте на нашем коротком пути, большее ему недоступно. Мы - всегда дети, очень важно об этом не забывать. И в этом мире - мы в детском саду, в котором нас готовят к вечной жизни.

•••

Сегодня супермаркет - это как храм, а купля-продажа - как священнодействие. Имитация храма и священнодействия приводит к омертвению души - душа под такой «аккомпанемент» имитирует жизнь. А настоящая жизнь - в настоящем Храме при настоящем священнодействии. В нем - и настоящая радость. Мы пренебрегли Богом и потеряли эту радость, и теперь пустое нам представляется значительным.

•••

Что на сегодня главное? - Сохранение Православия и России. Это самое главное, очень нужное, но сегодня невозможное, а значит, и ненужное?

Спасать нужно то, что можно спасти, что зависит от нас, за что мы отвечаем непосредственно. Как мы можем влиять на то, что от нас не зависит?

Думается, сегодня нужно обратиться к своей душе, сосредоточиться на ней. В действительной жизни все действительно значимое заключено в зародыше искреннего покаяния, что и есть забота о своей душе. Без такого личного лечения мы не поймем того, что необходимо сегодня понять.

Все силы души необходимо сосредоточить на себе, на своем. Все другое - обман. Только через себя мы можем выйти на что-то полезное, если оно в планах Господних. И тогда как бы сами собой, без нашего, казалось бы, активного внешнего вмешательства, возродится дорогая нам Россия и сохранится наше Православие, которое есть душа русского человека.

Из книги протоиерея Иоанна Гончарова.


ОПАСНОСТЬ КОДИРОВАНИЯ

В современных условиях повального пьянства возникла новая опасность – кодирование от алкогольной зависимости, которое пагубно влияет на психическое и физическое здоровье человека. Несмотря на это, целая армия врачей-кодировщиков колесит по стране, уговаривая за деньги кодировать всех подряд. Мы предлагаем беседу на эту тему с практикующим медиком – игуменом Филиппом (Филипповым).

Само название «кодирование» говорит о том, что при этом вмешательстве в здоровье человека используется некий код, который обычно знает только тот, кто владеет этой методикой. И код этот присваивается пациенту по собственной воле. В жизнь больного теперь вмешивается посторонний человек – кодировщик, получивший право влиять на его здоровье и дальнейшую жизнь. А, с точки зрения православия, подчинять свою волю мы должны лишь воле Божьей. В случае кодирования человек подчиняет свою волю другому человеку и таким образом ставит его на место Бога.

Несомненно, во всём этом присутствуют и некие оккультные приёмы. Дело в том, что во время кодирования часто применяются магические обряды, произносятся определённые словесные формулы. Встаёт вопрос: какой силой пользуется данный специалист? А прибегает он не к Богу, а к тем тёмным силам, которые всегда противодействуют истине, добру, свету. Поэтому мы должны понимать, что кодирование, с точки зрения Православной Церкви, недопустимая для христианина методика, которая лишает человека свободы.

Любой человек, который соизмеряет свою волю с волей Божьей, может сразу сказать, что злоупотребление алкоголем неугодно Богу. Путь, по которому должен идти православный христианин, – это возможность соизмерять своё поведение с законом, который установил Господь. А при кодировании человек поступает не так, как говорит Бог, а как говорит ему какой-то человек. Происходит некая подмена.

Существует много методик и средств лечения алкоголизма в традиционной медицине, когда, действительно, человек получает конкретную помощь. Используя же оккультные методики, медицина расписывается в собственной безграмотности. Ведь мы имеем достаточно хороших, опытных врачей, арсенал медикаментозных средств. И применять при этом оккультные методики по меньшей мере странно. А если поликлиники предоставляют в аренду помещения для кодировщиков – это коммерческий, лукавый подход.

Господь говорит: «Не упивайтесь вином». Злоупотребление алкоголем приводит к утрате человеческого облика – образа и подобия Божьего, который мы все несём в себе. Страдающие этим пороком должны искренне покаяться и - без всякого кодирования - начать новую жизнь. Необходимо прибегать к спасительным церковным таинствам: исповеди, причастию, соборованию. Нужно самому молитвенно потрудиться на пути к выздоровлению.

Раньше была прекрасная схема лечения – лечебно-трудовой профилакторий, откуда многие люди выходили здоровыми и больше никогда не злоупотребляли алкоголем. Думаю, настало время, чтобы такую схему возродить. Если человек сам не будет трудиться, он не избавится от своего порока. Обычно злоупотребляют алкоголем те, кто не видит смысла и цели в жизни, – в вине такие люди находят радость, уходя от реальности. Только в эту схему лечения в ЛТП необходимо внести духовное содержание, дать возможность человеку задуматься о Боге, о смысле жизни – лишь тогда это всё будет действовать. Лечение алкоголиков – это проблема государственная. А у нас происходит перекладывание на целителей тех проблем, в которых в какой-то степени виновато государство, которое само не хочет заниматься проблемой алкоголизма. Конечно, это очень затратно и обременительно. Если бы государство принимало комплексные меры по решению этой проблемы, в частности возродило ЛТП, было бы замечательно. Думаю, многие бы семьи вздохнули с облегчением. Благодарны были бы такой политике и многие руководители предприятий, силовые структуры, потому что уменьшилась бы преступность, повысилась работоспособность граждан, меньше людей страдали бы неизлечимыми формами заболеваний, так как алкоголь разрушает нравственное и физическое здоровье человека. То есть со всех сторон государственные затраты на эффективное и грамотное лечение населения от алкоголизма принесли бы огромную пользу и людям, и самому государству.


ИСПЫТАНИЕ

«Крест есть воля, готовая на всякую скорбь».

Преподобный Исаак Сирин

Давно это было... В нашем маленьком уральском городке, построенном в советские, 50-е годы, своего храма не было. Воцерковленные люди на воскресную службу ездили в близлежащие города Челябинской области. Тогда Православные помалкивали, не говорили, что они веруют во Христа, это чревато было осложнениями на работе и в быту. Основная масса людей верила в светлое будущее России, комсомол и в коммунистическую партию. Иногда дело доходило до абсурдного: комсомольцы фиксировали фамилии тех, кто переступал порог храма. Затем на коллективных собраниях воспитывали: разбирали «по косточкам» и даже вычеркивали из очереди на квартиру. Всякое было…

В юности, когдя я еще была обыкновенной невоцерковленной комсомолкой, произошел и со мной курьезный случай. Подруга моей двоюродной сестры взяла меня в поездку к морю. Знакомясь с историческими достопримечательностями одного из южных приморских городков, заметила церковь. Зашла и обомлела - красота неописуемая! Не знаю, сколько бы простояла в изумлении, робости и благоговении, не решаясь пройти дальше, если бы не бабушка в белом платочке. Она подошла ко мне и спросила, из какой области приехала, и как меня зовут, есть ли родные, ушедшие в мир иной. Взяла за руку и повела (а я была в шортах!) к церковной лавке. Купили свечи и подошли к панихидному светильнику с Распятием. Здесь она помолилась о моей маме: «Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей Валентины, и прости ей все согрешения вольные и невольные, и даруй ей Царствие Небесное. Аминь». Что-то во мне дрогнуло, непроизвольно появились слезы. Услышала тихое, сочувствующее: «Поплачь, доченька, поплачь. Душа твоя и очистится». Когда я немного успокоилась, отправились далее ко главной святыне - иконе Иоанна Златоуста, в честь которого и названа церковь. И так потихонечку повела меня по всему храму, рассказывая о его истории. Показала иконы и фрески с ликами святых. А напоследок протянула мне крестик на веревочке. Не раздумывая, наклонила голову, и крестик лег мне на грудь. А потом бабулечка осенила меня крестным знамением и произнесла: «Ангела Хранителя в дорогу».

Сколько же их было – сердобольных немолодых женщин, встретившихся на моем пути, живущих в Православной вере, в любви и жалеющих нас, молодых, шальных?! Только одно произнесенное слово «доченька» - и уже тепло в груди. Смотришь, и растопился комочек льда в сердце - обида, нанесенная другими, ранящими тебя людьми. Именно от них, женщин среднего и пожилого возраста - бабушек в платочках, я узнавала о Боге, Заступнице Небесной, Святых, Праведных. Низкий поклон вам, люди, встретившиеся мне, сироте, в жизни-пути!

А тогда в этом южном городке все было впервые. Эта бабушка с глазами, излучающими любовь, открыла для меня новый, доселе неизведанный мир - храм - в богословии и красках. Только не предупредила, что крестик надо носить под одеждой, скрывать от посторонних взглядов. А может, и говорила, да я позабыла от нахлынувших волной впечатлений. Так с крестиком и приехала домой...

На второй день после отпуска вышла на работу. А после обеда вызывают к начальнику цеха. Вхожу и вижу секретаря и руководителя комсомольской организации. Слышу категоричное и повелевающее указание: «Снять крест!». В общем, как в фильме «Кавказская пленница»: «Комсомолка, спортсменка, красавица…», как тебе не стыдно крест носить. Не позорь себя и нашу организацию».

От неожиданности растерялась, а потом накатил гнев. Да, видно, уберег Ангел Хранитель. Сдержалась, не нагрубила. Безмолвно выслушала и сказала: «Не вы мне его дали, не вам его и снимать! Что хотите, то и делайте - выговор, лишение премии, а крест не сниму!». Развернулась и ушла, понимая, что так просто не отстанут. Худшее оправдалось. Кто-то сочувственно вздыхал, глядя на меня, кто-то советовал снять крестик «от греха подальше», а кто-то откровенно смеялся, иронизировал.

На третий день «плена» я не выдержала. Пошла к тете Наде и попросила ее отлить из металла (она работала в литейном цехе с малыми формами) «фигушку» с преувеличенно карикатурно выдававшимся вперед большим пальцем. Добрая женщина отлила ее из своей «заначки» и молчаливо протянула мне ее. Конечно, я тогда созорничала. Каюсь - не выдержала испытание крестиком. А тетя Надя не спросила, для чего и зачем мне понадобилась «фигурка». В ее представлении я была ребенком, а если ребенок попросил, невозможно отказать. А «ребенку» стукнуло девятнадцать лет. Жалела она и любила меня. Ведь в пятнадцать лет я осталась без матери на попечении двоюродной сестры Людмилы. Вот так вечером неожиданно приобрела «заветную игрушку». А утром с блестящей отполированной до зеркального блеска игрушкой на шее я с гордым, торжественным видом появилась на работе. Надо было видеть изумленные и вытянувшиеся лица моих хулителей. И опять категоричное: «Сними!». Снова поднялся шум и гам. Вмешался начальник цеха, сказал свое веское слово: «Что вы к ней пристали? Лучше думали бы больше о работе. Девчонка хорошо работает. Замечаний и нареканий нет. Честь коллектива защищает как в спорте, так и в художественной самодеятельности. А что на шее носит - это ее право. Уж лучше пусть крестик носит, чем эту гадость!». После его слов я была на седьмом небе от счастья. На этом все и успокоились. Воцарились мир и тишина. А я с удовольствием и радостью, попросив прощения у крестика, надела его, - даже не зная, крещеная я или не крещеная. Но мне с ним было хорошо и спокойно. Подумалось: «Раз уж мамы у меня нет, пусть крестик меня защищает!».

Понадобились годы на переосмысление нравственных ценностей. Прошли те времена, когда люди с опаской, боясь гонений, ходили в храм. Нынче можно свободно, по желанию человека, исповедовать свою религию. А мне, сквозь время, чудится та бабушка и слышится: «Доченька, ты только верь в Бога, и в сердце утихнет боль, и все образуется. Главное - только верь. Ведь наша вера Православная самая крепкая».

Действительно, без веры - искренней и несомненной, безоговорочной - не прожить. Вера зарождается в сердце и вера в Бога необходима, прежде всего, для спасения человека в вечности. Преподобный Исаак Сирин сказал: «На всех путях, какими ходят люди в мире, не находят они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога». И еще: «Свет ума порождает веру; вера порождает утешение надежды; надежда подкрепляет сердце».

Татьяна Терехова

Или выбьют поодиночке,

Или выжить хотим посметь?..

Просыпайтесь, сыны и дочки:

Православие – или смерть!

Что ж вы, словно пенсионеры,

Еле тлеете, всех кляня?

Здесь, в России, без крепкой веры –

Нету жизненного огня.

Утвердиться бы в самом главном,

Ибо близок последний бой:

Только сердцем став православным,

Станем мы самими собой.

И никак нам нельзя иначе –

Русь, приди ко Христу опять! –

Только силой веры горячей

Можно гибель одолевать.

Бесы ринулись, как пираньи,

В планетарную круговерть.

Воскресение?.. Вымиранье?..

Православие или – смерть.


MEMENTO MORI - ПОМНИ О СМЕРТИ

Одно из самых коварных заблуждений человека это стремление скрыть от себя существование смерти, убедить себя в том, что ему не грозит скорая встреча с этой некоронованной властительницей мира, которая сделала всю землю своим имением, и воздвигла из костей и черепов свой непоколебимый трон, что встреча с этой царицей кладбищ и вечной ночи еще далеко. Человек не верит, что он умрет – это для него слишком ужасно; но он не может также сказать, что он не умрет – это было бы безумно. Поэтому человек говорит самому себе, что смерть далеко, далеко, как звезда, свет которой доходит до нас через тысячи лет. Человек считает: смерти нет сегодня, значит, ее нет, и живет так, как будто смерти не существует. Он вытеснил память о смерти из своего сознания и успокоился так, словно вытеснил смерть из космоса.

Мы не знаем своего будущего, мы не знаем, что случится завтра, но есть одно неизбежное и ничем неотвратимое – смерть, о которой мы говорим, видим глазами, читаем в книгах и, несмотря на все, не верим, а потому упорно не готовимся к ней. Нельзя согрешать, одновременно не забывая о смерти, ибо всякий грех происходит от иллюзии, - что мы вечны на земле. Когда мы грешим, то для нас смерть как бы скрывается в тумане, исчезает как тень в потемках.

Воля у большинства людей направляется на то, чтобы забыть о смерти. Демон старается уничтожить в сердце человека молитву, а в его уме – память о смерти. Мы обычно при встрече приветствуем друг друга словами: «как ты поживаешь?», а мудрецы древности говорили другое: «помнишь ли ты о смерти?». У царя Птолемея имел обычай: после праздничного пира перед ним ставили блюдо, покрытое шелковой тканью; один из слуг снимал покрывало, под которым находился человеческий череп и громко говорил: «Царь, помни, что ты тоже смертен». Затем гости в молчании расходились. Языческий царь каждый день размышлял о смерти, чтобы быть милостивым отцом и справедливым судьей для своего народа.

Христианин должен помнить о смерти, чтобы принести покаяние и осудить себя раньше божественного суда над своей жизнью. Господь сказал, что богатому трудно войти в небесное царство. Тот, кто считает, что времени для жизни еще много, похож на богача, который думает, что на свое богатство он гарантированно может жить десятки лет в свое удовольствие, не заботясь ни о чем.

Час смерти неизбежен, но неизвестен. Он придет скоро, потому что вся жизнь это краткое мгновение перед вечностью. Человек, живший на земле десятки тысяч лет, мог бы сказать вместе с патриархом Иаковом: «Злы и малы дни моей жизни», то есть время моей жизни кратко и исполнено скорбей. Если бы воды всех морей можно было бы собрать в один водоем и ежегодно брать из него только одну каплю, то наступило бы время, когда этот водоем оказался бы пустым.

Люди всеми силами хотят продлить время своей жизни. Они похожи на изнемогающего пловца, который, попав в водоворот, борется со стихией, чтобы еще несколько минут оставаться на поверхности реки. Мало кто думает, как приготовиться к вечной жизни, которая начинается за чертой смерти.

Святые отцы дали заповедь постоянно размышлять о смерти, считать, что каждый день может стать последним. Человек должен жить так, будто сегодняшний день подарен ему для того, чтобы он приготовился в путь, ведущий в вечность.

Память о смерти дает человеку силы мужественно переносить несчастья и скорби этой жизни. Память о смерти открывает сердце для молитвы; она учит прощать и любить. Обычно смерть застает людей врасплох, и человек с ужасом видит, что он попусту сжег время, словно хворост, проиграл его, как неумелый игрок. Но тот, кто помнит о смерти, тот увидит ее не в образе грозного мстителя, а как друга, который пришел в темницу этой жизни, чтобы освободить его от трудов и скорбей и ввести в страну вечного покоя. Поэтому святые отцы говорили: день смерти – больше дня рождения.

Архимандрит Рафаил Карелин


ПРИТЧА

Врач сообщил человеку о неутешительном диагнозе, который означал скорую неминуемую смерть. Погоревал человек и решил напоследок съездить на рыбалку. И поймал он на свою удочку золотую рыбку, которая вдруг заговорила человеческим голосом. И попросила рыбка отпустить её обратно в воду, за что она выполнит два любых желания человека: одно сейчас же, а другое в любое время, когда ему захочется, – нужно будет только прийти к этому месту и кликнуть золотую рыбку. Выпустил человек рыбку в её родную стихию и воскликнул: «Я жить хочу!» «Что ж, пусть будет по-твоему, живи долго», – сказала рыбка, вильнула хвостом и исчезла с глаз.

При следующем медицинском осмотре лечащий врач к своему неописуемому изумлению не обнаружил у человека никаких следов страшной болезни. Исцелённый же стал жить долго и счастливо. Старились и умирали его друзья, умерла жена, по одному стали уходить из жизни его дети, внуки разлетелись по городам и весям. Постепенно он остался совсем один. Годы неумолимо брали своё, человек старился, и с годами старческие немощи стали его одолевать всё чаще и чаще. Одинокий и всеми забытый, он с трудом передвигался по своей квартире, а в один из печальных дней и вовсе не смог встать с постели. Человек лежал немощный и неподвижный, с ужасом думая, что ему придётся умирать долгой мучительной смертью и фактически сгнить заживо. «И зачем я так долго живу? Лучше бы умер раньше, когда вокруг меня были близкие и друзья», – с тоскою думал человек и вдруг вспомнил, что золотая рыбка обещала выполнить его второе желание. И захотелось человеку тотчас поехать на то место, где когда-то он поймал золотую рыбку, и попросить её послать ему скорую смерть. Но желание его так и не было исполнено: отвезти человека к золотой рыбке, увы, было некому.



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld