Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2009 год, выпуск № 12 (72)

ЗАЧЕМ КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ХОДИТЬ В ХРАМ?

Господь дал такую заповедь: шесть дней себе, седьмой день – Господу Богу. Он вправе потребовать, чтобы мы отдали Ему часть своего времени как жертву. Второе – мы должны помнить о Небесном Господине, о Небесной Родине… Если ты в кого-то влюблен, то постоянно хочешь видеть предмет своей любви, общаться. Тебя ведь не надо заставлять идти на свидание. Христианство построено на любви между Богом и человеком… Ещё очень важно не искать себе оправданий, если пропускаешь церковную службу. Извинений мы найдем тысячу, но нам от этого будет только хуже. Нужно безпощадно бороться с грехом, с ленью.

…По слову Господа, весь закон Божий сводится к двум заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40). Но эти заповеди разве можно исполнить без посещения храма? Если мы любим человека, то разве не стремимся чаще встречаться с ним? Разве можно представить себе, чтобы влюбленные избегали встреч друг с другом? Да, можно пообщаться и по телефону, но куда лучше говорить лично. Так и человек, любящий Бога, стремится к Нему на встречу.

…На храм Божий непрерывно обращены очи Господа. Тут Сам Он пребывает Своим Телом и Кровью. Тут Он возрождает нас в крещении. Так что церковь – наша малая небесная родина. Тут Бог прощает нам грехи в таинстве Исповеди. Тут Он дает нам Сам Себя в святейшем Причастии. Разве где-то можно еще найти такие источники нетленной жизни? По слову древнего подвижника, те, кто в течение недели сражаются с дьяволом, стремятся в субботу и воскресенье прибежать к источникам живой воды Причастия, чтобы утолить жажду сердца и отмыть себя от грязи оскверненной совести. По древним сказаниям, олени охотятся на змей и пожирают их, но яд начинает жечь их внутренности, и они бегут к роднику. Так же и мы должны стремиться в храм, чтобы совместной молитвой охладить раздражение нашего сердца. По слову священномученика Игнатия Богоносца, «старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов» (Сщмч. Игнатий Богоносец, Послание к Ефесянам, 13).

Многие сейчас боятся сглаза, порчи, колдовства. Многие утыкивают все косяки иголками, увешивают себя, как новогодние елки, амулетами, коптят все углы свечками и забывают, что церковная молитва одна только и может спасти человека от насилия дьявола. Ведь он трепещет силы Бога и неспособен навредить тому, кто пребывает в Божией любви.

…Но мало того, что в храме Господь защищает нас и дает нам силы. Он еще и учит нас. Ведь все богослужение – это истинное училище Божьей любви. Мы слышим Его слово, вспоминаем Его чудесные дела, узнаем о нашем будущем. Поистине «в храме Бога все возвещает о Его славе» (Пс. 28, 9). Перед нашими глазами проходят подвиги мучеников, победы подвижников, мужество царей и священников. Мы узнаем об Его таинственной природе, о том спасении, которое дал нам Христос. Тут мы радуемся светлому Христову Воскресению. Недаром мы называем воскресное богослужение «малой Пасхой». Часто нам кажется, что все вокруг ужасно, страшно и безнадежно, но воскресная служба говорит нам о нашей запредельной Надежде. Недаром Давид говорит: «Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего» (Пс. 47, 10). Воскресная служба – лучшее средство против тех безчисленных депрессий и печалей, которые обитают в «сером быте». Это – сверкающая радуга Божьего завета среди туманов всеобщей суеты.

Наше праздничное богослужение имеет своим сердцем молитву и размышление над священным Писанием, чтение которого в церкви обладает особенной силой. Так один подвижник видел, как из уст дьякона, читавшего на воскресной Литургии слово Божие, поднимались огненные языки. Они очищали души молящихся и восходили к небесам. Те, кто говорят, что смогут почитать Библию и дома, будто бы для этого не нужно идти в храм, ошибаются. Даже если они действительно откроют дома Книгу, то их удаление от церковного собрания помешает им понять смысл прочитанного. Проверено, что те, кто не участвуют в святом Причастии, практически не способны усвоить волю Божию. И неудивительно! Ведь Писание подобно «инструкции» для получения небесной благодати. Но если просто читать инструкцию, не пытаясь, например, собрать шкаф или произвести программирование, то она останется непонятной и быстро забудется. Ведь известно, что наше сознание быстро отфильтровывает неиспользуемую информацию. Поэтому Писание не отделимо от церковного собрания, ибо и дано оно было именно Церкви.

Напротив, тот, кто побывал на воскресной Литургии и после этого дома взял Писание, тот увидит в нем те смыслы, которых он не заметил бы никогда. Часто бывает, что именно на праздники люди узнают волю Божию о себе. Ведь, по словам преп. Иоанна Лествичника, «хотя Бог и всегда награждает рабов Своих дарами, но наиболее в годовые и Господские праздники» (Слово к Пастырю. 3, 2). Не случайно, что те, кто регулярно ходит в храм, несколько иные и по внешнему виду, и по душевному состоянию. С одной стороны, для них добродетели становятся естественными, а с другой – частая исповедь мешает делать серьезные грехи. Да. Часто у христиан страсти также обостряются, ибо сатана не желает, чтобы люди, слепленные из праха, поднимались в небеса, откуда он был низвержен. Потому сатана и нападает на нас как на своих врагов. Но мы-то не должны его бояться, а должны сразиться с ним и победить. Ведь только побеждающий наследует все, как сказал Господь (Апок. 21, 7).

…Все то лучшее, благодаря чему Русь называют святой, благодаря чему существуют и другие христианские народы, дает нам богослужение. В церкви мы избавляемся от гнета нашей суеты и вырываемся из тенет кризисов и войн в Божий покой. И это единственно правильное решение. Не ругательства и революции, не злоба и ненависть, а церковная молитва и добродетели могут изменить мир.

…Поистине храм – это небесное посольство на Земле, где мы, странники, ищущие небесного Града, получаем поддержку.

Думаю, понятно, что любовь к Богу требует как можно чаще прибегать к дому Господа. Но этого же требует и вторая заповедь – любовь к ближнему. Ведь где можно обратиться к самому прекрасному в человеке – в магазине, кино, поликлинике? Конечно, нет. Только в доме нашего общего Отца мы можем встретиться с братьями. И наша совместная молитва будет скорее услышана Богом, чем молитвы гордого одиночки. Ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

Здесь мы поднимаемся из суеты и можем помолиться и о наших бедах, и обо всей Вселенной. В храме мы просим Бога исцелить болезни родных, освободить пленников, сохранить путников, спасти погибающих. В храме мы общаемся и с теми, кто ушел из этого мира, но не покинул Христову Церковь. Умершие, являясь, умоляют помолиться о них в церквах. Они говорят, что каждое поминовение для них – как день рожденья, а мы часто небрежем об этом. Где же тогда наша любовь? Представим себе их состояние. Они без тела, причаститься не могут, внешних добрых дел (например, милостыни) тоже не могут делать. Ждут они от своих родных и друзей поддержки, а получают только отговорки. Это все равно, что сказать голодной матери: «Уж прости. Не дам я тебе покушать. Спать больно хочется». А ведь для умерших церковная молитва – это настоящая пища (а не водка, налитая на кладбище, не нужная никому, кроме бесов и алкоголиков).

…По церковному преданию, в каждом освященном храме над престолом всегда стоит Ангел, возносящий молитву Церкви к Богу, а также у входа в храм стоит блаженный дух, следящий за мыслями входящих и исходящих из церкви. Это присутствие ощущается вполне осязаемо. Недаром многим нераскаянным грешникам становится плохо в храме – это сила Божия отторгает их греховную волю, и ангелы наказывают их за беззакония. Им надо не игнорировать церковь, а раскаяться и получить прощение в таинстве Исповеди и не забыть поблагодарить Творца. Многие говорят: «Хорошо! Надо ходить в церковь, но зачем каждое воскресенье?» Отвечая кратко, можно сказать, что раз Творец так говорит, то творение должно безпрекословно отвечать повиновением. Повелитель всех времен дал нам все сутки нашей жизни. Неужели Он не может потребовать, чтобы мы из 168 часов недели отделили Ему четыре?

…Давно замечено, что если к субботе внутренне выработаешься, то воскресная служба наполняет внутренней силой. И сила эта – в том числе и телесная. Не случайно подвижники, жившие в нечеловеческих условиях пустыни, доживали до 120-130 лет, а мы еле дотягиваем до 70-80. Бог укрепляет надеющихся на Него и служащих Ему.

Что же касается общения с семьей, то кто мешает нам пойти в храм полным составом? Если дети маленькие, то жена может прийти в церковь позже, а после окончания Литургии можно всем вместе погулять, пойти в кафе, поговорить. Разве это сравнится с тем «общением», когда вся семья дружно тонет в черном ящике? Часто те, кто не ходит в храм из-за семьи, не обменивается с близкими и десятком слов за день.

Что касается домашних работ, то слово Божие не разрешает исполнять тех дел, которые не являются существенно важными. Нельзя устраивать генеральную уборку или стиральный день, заготовки консервов на год. Время покоя длится с вечера субботы до вечера воскресенья. Все тяжелые работы надо переносить на воскресный вечер. Единственный вид тяжелых работ, которые мы можем и должны делать в воскресенье и праздники, – это дела милосердия. Устроить генеральную уборку у больного или старика, помочь в храме, заготовить продукты сироте и многодетной семье – это истинное и угодное Творцу правило соблюдения праздника.

С вопросом о домашних работах в праздники неразрывно связана проблема летнего посещения храмов.

…Никто не мешает сходить в деревенский храм на службу, а работу по огороду сделать или в субботу, или во второй половине воскресенья. Так и здоровье наше сохранится, и воля Божия будет соблюдена. Даже если нигде вблизи нет храма, мы должны посвящать субботний вечер и воскресное утро молитве и Писанию. Те же, кто не желает исполнять волю Бога, получают Его наказание. Ожидаемый урожай пожирает саранча, гусеницы, болезни. Когда нужен дождь – наступает засуха, когда нужна сушь – начинается наводнение. Так Бог показывает всем, Кто в мире Хозяин. Часто Бог наказывает и самих презрителей Его воли. Знакомые врачи рассказывали автору о феномене «воскресной смерти», когда человек все выходные пашет, не поднимая глаз к небу, и там же, на грядке, и умирает от инсульта или инфаркта, лицом к земле. Напротив, тем, кто исполняет заповедь Божию, Он дает небывалые урожаи.

Также не оправдывает человека следующее возражение:

– У вас в храме все такие злые, сердитые. Бабки шипят и ругаются. А еще христиане! Я таким быть не хочу и поэтому в храм не пойду.

…Надо понимать, что в храм приходят люди не с Марса, а из окружающего мира.

…Именно в мире принято быть сердитым и свое раздражение выливать на окружающих, называя это борьбой за справедливость. И неужели эти люди могут, войдя в храм, как по мановению волшебной палочки мгновенно измениться и стать кроткими, как овечки? Нет, Бог дал нам свободу воли, и без нашего усилия ничего измениться не может.


“Если человека убивают за Божию правду, это значит, что правда сия разит людей, ее не приемлющих. Это значит, что она обладает огромной силой. Вот почему слова Тертуллиана («Кровь мучеников – семя христианства») были подтверждены всей историей христианства и каждая новая кровь, проливаемая за Христа, сеяла обильно семена веры и собиралась жатва”.

Из слова святейшего Патриарха Кирилла, сказанного у гроба убиенного иерея Даниила.


Мы всегда пребываем в Церкви только отчасти. Иногда часть эта очень большая – и тогда человек называется святым, иногда поменьше. Порой человек держится за Бога лишь мизинчиком. Но всему Судья и Оценщик не мы, а Господь. Пока есть время, есть надежда. А до окончания картины как можно о ней судить, разве только по законченным частям. Такие части – это святые. По ним и надо судить Церковь, а не по тем, кто еще не закончил земного пути. Недаром говорится, что «конец венчает дело».

Церковь сама называет себя больницей (на Исповеди говорится «понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши»), так разве разумно ожидать, что Ее заполняют здоровые?

Так что в храме надо смотреть не на окружающих, а на Бога. Ведь и приходим мы не к людям, а к Творцу.

Часто отказываются ходить в храм, говоря:

– У вас в храме ничего не понятно. Служат на непонятном языке.

….Нам, слава Богу, если мы внимательно молимся, все становится понятным уже через месяц-полтора постоянного хождения в храм. Но глубины богослужения могут раскрываться спустя годы. Это, действительно, удивительная тайна Господа.

Церковнославянский язык – это не латынь и не санскрит. Это священная форма русского языка. Надо лишь немного потрудиться: купить словарь, несколько книжек, выучить полсотни слов – и язык раскроет свои тайны. А Бог воздаст за этот труд сторицею. – Во время молитвы будет легче собрать мысли на Божественной тайне. Мысли не будут по законам ассоциации ускользать куда-то вдаль. Таким образом, славянский язык улучшает условия для богообщения, а ведь именно для этого мы приходим в церковь. Что же касается получения знания, то оно передается в храме на русском языке. Трудно найти хоть одного проповедника, который говорил бы проповеди по-славянски. В Церкви все соединено мудро – и древний язык молитвы, и современный язык проповеди.

Другие говорят:

– Я верю в Бога, но не верю попам, а потому не пойду в храм.

Но ведь от прихожанина никто не просит, чтобы он верил священнику. Мы верим Богу, а священники – лишь Его слуги и орудия исполнения Его воли. Некто сказал: «Ток идет и по ржавому проводу». Так и благодать передается и чрез недостойного. По верной мысли святителя Иоанна Златоуста, «мы сами, сидящие на кафедре и учащие, сплетены с грехами. Тем не менее, не отчаиваемся в человеколюбии Божием и не приписываем Ему жестокосердия. Для того Бог и попустил самим священникам рабствовать страстям, чтобы они из собственного опыта научились снисходительно относиться и к другим». Представим себе, что в храме будет служить не грешный батюшка, а Архангел Михаил. После первого же разговора с нами он вспыхнул бы справедливым гневом, и от нас осталась бы только кучка пепла.

Вообще, это утверждение сравнимо с отказом от медицинской помощи по причине корыстолюбия современной медицины. Гораздо более очевидна финансовая заинтересованность отдельных врачей, как в этом убеждаются все попавшие в больницу. Но почему-то из-за этого люди не отказываются от медицины. А когда речь идет о куда более важном – о здоровье души, то вспоминают все были и небылицы, лишь бы не идти в церковь. Был такой случай. Один монах жил в пустыне, и к нему ходил священник причащать его. И вот однажды он услышал, что причащающий его священник блудит. И тогда он отказался у него причащаться. И в эту же ночь он увидел откровение, что стоит золотой колодец с хрустальной водой и из него, золотым же ведром черпает воду прокаженный. И голос Бога сказал: «Видишь, как вода остается чистой, хоть и дает ее прокаженный, так и благодать не зависит от того, через кого она подается». И после этого пустынник вновь стал причащаться у священника, не рассуждая, праведен он или грешен.

– Церковь не в бревнах, а в ребрах, – говорят другие, – поэтому можно и дома помолиться.

Эта поговорка, якобы русская, на самом деле восходит к нашим доморощенным сектантам, которые, вопреки слову Божию, отделились от Церкви. Бог действительно обитает и в телах христиан. Но входит Он в них чрез святое Причастие, подаваемое в храмах. При этом и молитва в церкви выше, чем молитва в домах. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Если и Петру помогла молитва церкви и извела из темницы этот столп церкви (Деян. 12, 5), то как ты, скажи мне, пренебрегаешь ее силой и какое можешь иметь оправдание? Послушай и Самого Бога, Который говорит, что Его умилостивляют благоговейные молитвы многих (Ион. 3, 10-11).

...Так что и это возражение совершенно неосновательно. Ведь насколько святее дом Божий твоего дома, настолько же выше молитва, приносимая в храме, молитвы домашней.

Но некоторые говорят:

– Я готов каждую неделю ходить в храм, но жена или муж, родители или дети меня не пускают.

Здесь стоит вспомнить страшные слова Христа, которые часто забывают: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). Этот страшный выбор надо делать всегда. – Выбор между Богом и человеком. Да, это тяжело. Да, это может быть больно. Но если ты выбрал человека (пусть в том, что ты считаешь малым) то Бог отвергнет тебя в день Суда.

…Но не только человек отворачивается от Господа, но и Сам Бог не принимает эгоиста. Ведь сказано, что «гордым Бог противится» (Иак. 4, 6). Подобные случаи известны в древности. Так Мария Египетская, которая была блудницей, попыталась войти в Храм Гроба Господня в Иерусалиме и поклониться Животворящему Кресту. Но невидимая сила отбросила ее от ворот церкви. И лишь после того, как она раскаялась и обещала больше никогда не повторять своего греха, Бог допустил ее в дом Свой.

Также и сейчас известны случаи, когда наемные убийцы и проститутки не могли выносить запаха ладана и падали в обморок. Особенно часто такое происходит с теми, кто занимается магией, астрологией, экстрасенсорикой и другой бесовщиной. Некая сила скручивала их в самые важные моменты богослужения, и из храма их забирали на карете «скорой помощи».

Не только человек, но и те, кто стоят за его греховными привычками, не желают встречи с Творцом. Эти существа – мятежные ангелы, бесы. Именно эти нечистые сущности мешают человеку войти в храм. Они же отнимают силы у стоящих в церкви. Бывает, что один и тот же человек может часами сидеть в «качалке» и не способен десять минут провести в присутствии Творца. Только Бог может помочь тому, кто захвачен дьяволом. Но помогает Он лишь тому, кто раскаялся и желает жить по воле Господа Всемогущего.

Последнее возражение, родственное предыдущим, встречается чаще всего:

– У меня Бог в душе, поэтому мне ваши обряды не нужны. Я и так делаю только добро. Неужели Бог отправит меня в ад лишь за то, что я не хожу в храм?

Но что понимать под словом «Бог»? Если речь идет просто о совести, то, конечно, у любого человека этот голос Божий звучит в сердце. Тут нет никаких исключений. Ни Гитлер, ни Чикатило не были его лишены. Все злодеи знали, что есть добро и зло. Голос Бога пытался удержать их от беззаконий. Но неужели лишь потому, что они слышали этот голос, они уже святые? Да и совесть – это не Бог, а лишь Его речь. Ведь если на магнитофоне или по радиоприемнику ты слышишь голос президента, то разве это значит, что он у тебя в квартире? Также и наличие совести не говорит о том, что Бог у тебя в душе.

Но если вдуматься в это выражение, то Кто такой Бог? Это – Всемогущий, Безконечный, Всеведущий, Праведный, Благой Дух, Творец вселенной, Которого не вмещают небо и небеса небес. Так как же может вместить Его твоя душа – Его, Лицо Которого боятся увидеть ангелы?

Неужели говорящий так искренно думает, что эта Безмерная Сила пребывает с ним? Позвольте нам усомниться. Пусть он покажет Ее проявление. Выражение «Бог в душе» сильнее, чем попытка скрыть в себе ядерный взрыв. Можно ли скрыть в тайне Хиросиму или извержение вулкана? Так что мы требуем от говорящего так доказательств. Пусть он сотворит чудо (например, воскресит мертвого) или проявит Божью любовь, подставив другую щеку – тому, кто ударил его? Сможет ли он любить врагов – хоть в сотую часть того, как Господь наш, Который молился о них перед распятием? Ведь по-настоящему сказать: «Бог у меня в душе», – может лишь только святой. Мы требуем с говорящего так святости, а иначе это будет ложь, чей отец – дьявол.

Говорят: «Я делаю только добро, неужели Бог пошлет меня в ад?» Но позвольте мне усомниться в вашей праведности. Что считать критерием добра и зла, по которому можно определить, что ты или я делаем добро или зло? Если считать критерием самого себя (как часто говорят: «я сам для себя определяю, что такое добро и зло»), тогда эти понятия просто лишаются какой-либо ценности и смысла. Ведь и Берия, и Геббельс, и Пол Пот считали себя абсолютно правыми, так почему же вы сами считаете, что их дела заслуживают порицания? Если мы имеем право сами определять для себя мерило добра и зла, то это же должны позволить и всем убийцам, извращенцам и насильникам. Да, кстати, позвольте также и Богу не согласиться с вашими критериями, и судить вас не по вашим, а по Своим меркам. А то как-то несправедливо получается – мы сами себе выбираем мерило, а Всемогущему и Свободному Богу запрещаем себя судить по собственным законам. А ведь по ним без покаяния перед Богом и святого Причастия человек окажется в аду.

Если сказать честно – то чего стоят перед лицом Бога наши мерки добра и зла, если мы даже права на законодательную деятельность не имеем. Ведь мы не создали себе ни тела, ни души, ни ума, ни воли, ни чувств. Все, что есть у тебя – это подарок (и даже не подарок, а временно вверенное на сохранение имущество), мы же почему-то решаем, что им можно безнаказанно распоряжаться по своей воле. А Тому, Кто нас сотворил, мы отказываем в праве требовать отчет о том, как мы воспользовались Его даром. Не кажется ли это требование несколько дерзким? С чего мы взяли, что Господь Вселенной будет исполнять нашу поврежденную грехом волю? Мы нарушили Четвертую Заповедь и при этом считаем, что Он нам чем-то обязан? Не глупо ли это?

Ведь вместо того, чтобы воскресный день посвятить Богу, он отдается дьяволу. В этот день люди нередко напиваются, ругаются, распутничают, а если нет – то развлекаются далеко не благообразным образом: смотрят сомнительные телепередачи, фильмы, где грехи и страсти бьют через край, и т.д. И только Создатель оказывается лишним в Его Собственный День. А разве Бог, давший нам все, в том числе и времена, не имеет права потребовать от нас всего нескольких часов?

Так что ад ожидает тех презрителей, которые игнорируют волю Бога. И причина этого – не Божья жестокость, а то, что они, оставив источники воды Жизни, стали пытаться копать пустые колодцы своих оправданий. Они отказались от священной Чаши Причастия, лишили себя слова Божия и потому блуждают во тьме этого злого века. Удалившись от Света, они находят тьму, уйдя от любви, они обретают ненависть, бросив жизнь, они бросаются в объятия вечной смерти. Как не оплакать их упрямства и не пожелать, чтобы они возвратились в дом нашего небесного Отца?

Мы же вместе с царем Давидом скажем: «по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5, 8).

Священник Даниил Сысоев (печатается с сокращением).


СЛОВО О МУЧЕНИКАХ

В одной из серий «Семнадцать мгновений весны», где Штирлиц уже под колпаком, где подозрения растут, а воздуха становится все меньше, его — полковника Исаева — ведут в подвалы гестапо. По коридору навстречу с посторонней помощью двигаются до неузнаваемости изуродованные заключенные. Справа и слева из соседних камер даже через бетонные стены слышатся жуткие вопли истязуемых. Штирлица по всем законам жанра не пытают, а только дают возможность переночевать среди этих криков на панцирной кровати. Дают посмотреть на орудия возможных пыток. Они лежат на столике, накрытые белой материей. Пилы, щипцы, сверла, гладкие и никелированные — они похожи на врачебные инструменты. Видно, уж такова диалектика: пытают и мучают тем, чем спасают и лечат.

От одной подобной ночи можно сойти с ума, и от одного вида мучилищных орудий можно рассказать все, что знаешь, плюс чего-нибудь прифантазировать, если объем показаний мал. Не зря ведь документы, составленные в сталинских застенках, изобилуют самыми гротескными, неправдоподобными признаниями. Их можно было бы считать шутками, если бы их не было так много и если бы машинописные листы с этими «шутками» не подписывали ползающие в крови по цементному полу, за одну ночь поседевшие люди.

Человеку легко сделать больно. Будучи последним, самым искусным творением Бога, человек чрезвычайно нежен. Чуть холоднее — и он уже зябнет, синеет кожа, стучат зубы, и вместе с коченеющим телом цепенеет мысль. Кто замерзал, тот знает: во время холода невозможно думать.

Чуть горячее — и он не знает, куда себя деть. В сознании самого упертого атеиста оживают мысли об аде, стоит ему минут на пять пересидеть дольше положенного на верхней полке сауны.

Один-два дня без сна — и ум, как балерина на цыпочках, становится близ тонкой грани, отделяющей разум от безумия. Любую власть, любую роскошь в это время человек вменяет в мусор и без раздумий предпочтет всем благам мира возможность закрыть глаза и забыться сном хотя бы на час. А ведь это — не мучение в чистом виде, это всего только лишение необходимого, некоторая чрезмерность в условиях жизни. Еще огонь не жег тело и острое железо не прикасалось к нему. Еще не выворачивались суставы и не разрывались сухожилия. Еще не отнимали от человека родных и близких и не обнажали на позор перед глазами толпы.

И вот теперь, когда мы довольно сказали о немощи человека и о том, что сделать больно ему легко, можно говорить о мучениках. Тайна их терпения — в их благодатности. Ведь без благодати Божией взгляд на орудия пыток может лишить человека сознания. Мученичество — это один из первых исторических плодов Пятидесятницы. В своем настоящем, подлинном виде христианство — это явление сверхприродное. Из жителя мира сего оно делает человека жителем мира иного, с иными чувствами, иными мыслями, иными свойствами. Если человек обновился под действием благодати, то он может плакать там, где другие смеются, детской забавой считать то, чего страшится большинство. Может он и терпеть муки так, как будто находится в чужом теле.

Среди людей, перенесших за Христа страдания, были такие, которые отрекались и потом каялись в этом, были колеблющиеся и малодушные, были потерявшие силу и храбрость из-за совершенного греха. Но все же большинство мучеников — это люди, сохранившие благодать крещения. Прежде крещения они, как правило, были наставляемы в вере. Они приходили ко Христу свободно и сознательно, приходили разумно под действием Слова. До крещения их ожидал процесс оглашения. Он состоял из посещения богослужений с непременным оставлением храма после слов «оглашенные, изыдите». Писания они не только слушали в храме, но и изучали отдельно, под руководством епископа или пресвитера. Они учились поститься и молиться, могли выполнять церковные послушания и только после длительного искуса подходили к воде для того, чтоб наполниться Духом.

Опыт крещения, опыт благодатной перемены сохранялся в душах навсегда и был оттиснут так прочно, как образ царя чеканится на золотой монете. Их внутреннее сердечное чувство могло еще долго питаться чувством перемены, наступившей после Таинства, чувством контраста между прежней жизнью и новой. Крещение и следующее за ним частое участие в Евхаристии дарует человеку Христа со всеми Его совершенствами. Рай становится близок. Божественный мир становится реальней, чем мир видимый. Видимое и переживаемое сердцем ощущается как первая и главная реальность, тогда как окружающий мир — реальность вторая. Вот поэтому дыбы, колеса, топоры и пилы теряли свою обычную страшность, становились похожими на игрушки малых детей. Мученики были полны Богом, и отречься от Него было просто невозможно. Ради этой суетной и исчезающей жизни? Она и так потеряла вкус. Ради удовольствий бесящейся плоти? Но плоть смирилась и высохла, научилась повиноваться уму и уже не диктует, как раньше, своих требований. Ради богатства и почестей? Это так смешно, что на это не стоит давать ответа. Может быть, ради семьи и детей? Но ведь они тоже участники Таинств, и они читали о семи братьях Маккавеях и матери их Соломонии.

Эта твердость обезкураживала палачей. Настоящих мясников и садистов между ними не так уж много. Любой мучитель чаще стремится, не прибегая к пыткам, запугать, сломить человека и подчинить его своей воле. Любой палач знает, что ножи, котлы и плети страшнее не тогда, когда пущены в дело, а тогда, когда костры разводят, ножи точат, а плети вымачивают. Ожидание боли, как правило, больнее самой боли.

И вдруг ясный и не отворачивающийся взгляд; прямая, хотя и лишенная надменности, осанка; внятные слова, произнесенные не дрожащим голосом; готовность стоять на своем до конца. Девушки давали связать себе руки так спокойно, будто им заплетают волосы и готовят к брачной церемонии. Старики твердо и не спеша поднимались на связки дров, готовые запылать через минуту, так, будто всю жизнь ждали этого мгновения. Если крик глашатая оповещал о готовящемся на площади мучении для христиан, юноши выбегали из своих домов и бежали на площадь с большей проворностью, чем их сверстники-язычники бегут, соревнуясь в ловкости и силе. Они бежали разделить мучения с братьями и сестрами и вместе с ними получить венец. Стыдно и страшно оставаться в земле изгнания, быть может, на долгие годы, в то время как молившиеся с тобою уже готовы уходить Домой.

Все это было столь ошеломительно и ново, все это охватило столь многие народы и страны, все это, как закваска, положенная в муку, заквасило все возрасты человеческой жизни — детство, юность, зрелость, старость, — что мы до сих пор изумляемся их страданиям каждый раз, когда совершаем их память. Писатели последующих эпох раскрасили страдания мучеников пышными диалогами, иногда даже сообщили им некий драматургический пафос, тогда как это было ослепительное, как молния, и неожиданное явление новой жизни в одряхлевшем и измученном мире.

То, что были они — Георгии, Димитрии, Варвары, Екатерины — из того же, что и мы, теста, и то, что были они тем же миром (буквально) мазаны, пугает и радует одновременно. Пугает оттого, что на фоне святых не знаешь, куда себя деть, вспоминаешь вопль из Апокалипсиса: Горы, покройте нас (Ос. 10, 8). И радует тем, что есть у тебя заступники, так сильно любящие Царя и так сильно Им любимые в ответ, что Царь им ни в чем не откажет.

Протоиерей Андрей Ткачев


"СНИМИ КРЕСТИК!"

Звонит из места заключения новоначальный христианин узник Дмитрий. «Батюшка, – говорит он, – у нас в зоне есть мусульмане, и они утверждают, что об Иисусе Христе всё придумано. Как их переубедить, как доказать, что есть Христос?»

Трудная задача, пока они исповедуют простые идеи: бери от жизни всё. При этом убеждены, что их религия это позволяет. Это правда. Позволяет. Она всё позволяет. Если человек хочет стать лучше, он найдёт для этого опору в исламе. Если захочет стать хуже – тоже найдёт. Довольно сказать, что сам Мухаммед грабил купеческие караваны, брал в заложники богатых язычников-мекканцев, требуя за них выкуп. Пока он искал Истину, подобное было невозможно. А потом решил, что нашёл. Так же обстоит дело с коммунистической идеологией и любой другой, выдуманной для того, чтобы находить обоснования своим хотениям.

Только христианство бросает вызов человеку – его хитростям и слабостям. И сколько бы люди ни пытались исказить Евангелие, замарать его своими преступлениями – это оказалось так же невозможно, как огонь смешать с водой. Можно потушить его в себе – он продолжит гореть в других. Иоанн Богослов пишет: «Пришёл к своим, и свои не приняли Его. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Православные христиане, радуйтесь, мы от Бога родились!

С чего началась моя вера? С мамы. Наверное, она молилась, пела мне духовные песни и молитвы, когда я был ещё в колыбели. Помню, как совсем маленький я стою без штанишек на молитве рядом с сестрой и мамой. Мама – самая любимая и лучшая, которая хочет мне добра, – говорит: «Сынок, есть Бог, надо в Него верить и доверяться Ему». А потом, в первый же школьный день, когда я уселся за парту, ко мне подошла учительница, потребовав: «Сними крестик!» Я отказался. Тогда учительница обратилась к самому злому хулигану в школе – Юрке Рогову: «Рогов, ты сними». Он исполнил распоряжение, разбив мне нос и губы, благо был на три года старше и, конечно, сильнее. Крестик с тесёмкой бросил на пол, и они с учительницей вместе его топтали. Я пришёл домой в запачканной кровью рубашке и крестиком в руке, заявив, что в школу больше не пойду. Мы помолились вместе с мамой, боль душевная и обида затихли. На следующий день мама сказала: «Иди в школу. А крестик, если Бог даст, ещё поносишь».

И однажды, лет в сорок, я при полном внешнем благополучии, имея всё, что казалось важным: семью, работу, квартиру, дачу, друзей, – вдруг затосковал. Появилось чувство несовместимости моего внутреннего мира и мира, в котором я живу, не было больше сил жить во лжи. Я умирал, едва сохраняя рассудок. Так было, пока я не пришёл в Церковь, где обрёл новую жизнь. Во Христе. Почему со мной это произошло, а иной мой сверстник так и не обрёл веры? Дело, наверное, в том, что я доверяюсь Богу и святым отцам, а он – себе и тем учениям, которые ему антибог подсунет.

Конечно, многие люди из тех, которые не верят в Святую Троицу, могли бы стать христианами, если бы были просвещены, если бы удалось их вывести из тьмы и страха. В одной из телепередач прошлых лет, называлась она «Свобода слова», шло обсуждение – преподавать ли православную культуру в учебных заведениях или нет. Сначала 63 процента телезрителей были против, 37 – за. Это говорит о том, в каком диком духовном и нравственном кризисе находится наше Отечество. Потом взявший слово Никита Михалков заметил: «Чего испугались? Испугались культуры, которая дала нам Ломоносова, Пушкина, Достоевского, Кутузова. А вот безкультурья не боитесь». Вслед за ним взяла микрофон женщина лет 50 – директор двух фондов – и, едва сдерживая эмоции, заявила, что Церковь – это коммерческая структура, которая вот уже 2000 лет делает деньги. У кого что болит, в общем, тот о том и говорит. Ведущий Савик Шустер тут же подтвердил эту старую поговорку. Отняв у дамы микрофон, он мрачно и твёрдо заявил: «При чём тут деньги? Неужели вам не ясно, что Церковь – это власть!»

Вот этой-то власти и боятся богопротивники, всячески терзающие, распинающие Россию. В конце той передачи 60 процентов зрителей пришли к выводу, что духовное образование необходимо, и лишь 40 процентов продолжали возражать против этого. То есть невежество, непонимание очень мешает воцерковлению России. Правители сами не знают, что делают, если их воля не одухотворена, как это было когда-то. Что сейчас? Если бы благословение Церкви что-то значило для властителей и судей, разве принимали бы они законы, попирающие заповеди Божии, разрушающие человеческие отношения! В стране сейчас вымирает миллион человек в год, и только православные посреди этого ужаса продолжают создавать прекрасные семьи, рожать детей, сколько Бог пошлёт, воздерживаться от наркотиков и пьянства, любить Россию, как мать.

Так встаньте рядом! Если не верите в Господа, так хоть уважайте тех, кто удерживает страну от гибели. Вместо этого одни боятся, стараются нас оболгать, другие им попустительствуют. Я вижу, как та история, когда с меня срывали крест, повторяется. Отец Николай Гарбуз приехал недавно к зятю. Стал молиться. Внук – мальчик лет шести – сначала посмотрел, постоял возле деда, а на другой день опустился рядом на колени. Проходит ещё сколько-то времени, внук спрашивает родных: почему вы без молитвы за стол садитесь? Зять испугался. «Перестань, – говорит, – а то в садике узнают, подумают, что я тоже молюсь».

Между тем в Дагестане две трети населения живёт по шариату, уважает свою пусть ложную, но веру. Она помогает мусульманам выживать физически, оставляя голодным их дух. Идеи там простые, но понятные. Вот рай, например, как полагает большинство мужчин в странах ислама, – это наложницы, дворцы, деликатесы. И рай, и ад, и эта жизнь для них – этажи одного здания, всё от мира сего. Может, и нам выбрать этот путь? Окончательно пожертвовать духом?

А с Юрой Роговым, мальчиком, сорвавшим с меня крестик, наши пути вновь пересеклись там, где я и не ждал – в церкви. Он стал настоящим христианином – мне ли не знать, Юра у меня исповедовался. Царствие ему Небесное! Бог даст, ещё встретимся.

Игумен Игнатий (Бакаев)


"НЕ БОЙСЯ, МАЛОЕ СТАДО!"

Что такое грипп? Это вирусное респираторное (поражающее дыхательные пути) заболевание. Передается оно исключительно через дыхательные пути. Болезнь начинается с высокой температуры, резкой слабости… Грипп может поразить разные органы человека. Энтеровирусы, например, поражают желудочно-кишечный тракт, бывает, поражаются иные органы… Эпидемия гриппа «А» случается примерно раз в три года. Сегодня на Украине, переживающей предвыборные страсти, врачи дают такие цифры: 200 тысяч заболевших, из них 60 человек умерли. Это нормальная, обычная, и даже несколько ниже обычной статистика смертности от гриппа (в соотношении общего числа заболевших и умерших от болезни). Вот и делайте выводы, оправданна ли вся эта шумиха… «Не бойся, малое стадо» (Лк.12, 32) - говорит Господь. И надо нам отложить ложные страхи.

Во всем сегодня нужно искать контекст. Лжи много вокруг, и надо помнить: чем больше истерии, тем больше должно быть у нас сомнений. Идет духовная брань, она еще более обострилась. И ясно, что здесь нас хотят испугать. Чего стоят одни заголовки: «грипп-убийца», «от гриппа гибнут целые села» и прочая… Введен карантин… Побывал я сегодня в городе. Постоял в очередях в различные кабинеты. О чем все говорят? О гриппе! А ведь напуганный человек удобен для манипуляций.

Что за новая напасть - свиной грипп? Я не нашел достоверных материалов на эту тему. Грипп - это заболевание-антропоноз, то есть характерное только для людей. Болезни, которыми болеют животные, называют зоонозы. И маловероятно, чтобы зооноз перешел на человека. Некоторые эксперты считают всю эту истерию со свиным гриппом некой манипуляцией, придумкой, чтобы «круче звучало» (к обычному гриппу-то мы привыкли). Зоонозы - очень серьезные болезни (например, чума). Но вирусные инфекции животных, как правило, человеку не передаются. Тем более не передаются от животных людям респираторные заболевания. Для этого нужно, чтобы кошка или свинья чихала человеку буквально нос в нос… При большом скоплении людей есть немалая вероятность заразиться гриппом. Но зачем человеку быть в одном помещении с большим количеством животных? Тут что-то непонятное есть. Я вчера разговаривал с врачом-инфекционистом, он тоже плечами пожимает. Вирус гриппа H1-N1 вроде бы никакой не свиной, а самый обычный.

В болезни всегда взаимодействуют две стороны: сопротивляемость организма человека болезни и сам агрессор - вирус, бактерии. Нам внушают, что важнее всего вторая сторона, внешняя. Но ведь заболевают далеко не все. А кто заболел, не все болеют тяжело. Многие переносят болезнь на ногах. Опасны только гипертоксические формы гриппа, когда поражаются сосуды, надпочечники, даже мозг… Иммунная система очень сильно зависит от душевного, эмоционального состояния человека. Если у человека бодрый дух, много положительных эмоций, его иммунная система работает мощно. А откуда берутся положительные эмоции? Оттого, что человек видит смысл в своей жизни, в своей ежедневной деятельности. Ради чего-то ведь надо проснуться, глаза открыть. Должен быть интерес к предстоящему дню. Если этого интереса нет, человек чувствует, что ему придется лишь лямку жизненную тянуть до вечера, чтобы потом опять провалиться в сон. И так каждый день то же самое. Душа по натуре христианка и потому не может найти смысл в простом потреблении. А пустота на душе, интуитивное ощущение безсмысленности порождают депрессии и апатию. И это состояние апатии приглушает в иммунной системе обменный процесс. Так формируется постепенно иммунодефицитное состояние, когда иммунная система не может нормально реагировать на вирусологические угрозы. Сопротивляемость организма становится низкой. И такие люди чаще всего заболевают гриппом.

А другим людям некогда болеть… и они не заболевают! Бывало так: у меня в доме все болеют, а я знаю, что если сейчас заболею, ничего не изменится от этого. Так же надо будет идти храм топить, служить в нашем храме кроме меня больше некому, и придется идти служить. И я в таких случаях вообще не заболевал или заболевал легко, переносил болезнь на ногах. Внутренний настрой имеет определяющее значение. Это первая и главная линия обороны.

Вчера только девушку консультировал. Обычная студентка, мама ее привела в церковь. Девушка говорит: «смысла в жизни не вижу». Все у нее нормально, как у всех. Учится, есть жилье. А вот смысла нет… Мама жалуется на дочь: та не помогает по дому, не убирается… А для чего ей убираться в квартире? Безпорядок глаза очень-то не мозолит. Если бы смысл был маму порадовать, тогда бы она стала убираться. Или чтобы от окружающих похвалу получить, или Богу послужить, вот тогда понятно. А если этих чувств нет, то и радости нет никакой. «Кайфа» нет в такой жизни. Ведь нормальное состояние человека - желание угодить Богу. И тогда становится понятно, для чего мы просыпаемся по утрам, для чего мерзнем, для чего трудимся и болеем… Иначе пустота!

Но есть и еще одна линия обороны, внешняя. Для гриппа это - нормальное состояние слизистой оболочки носоглотки, она должна быть увлажненной. Это уже чистая медицина. Должен быть прохладный воздух в помещении. Надо комнату проветривать почаще. Почему люди часто заболевают в начале отопительного сезона? Батареи включаются на полную мощность, а за окнами тепло еще. Воздух в комнате становится сухой. Это пересушивает слизистую оболочку носоглотки, и малейшая вирусная агрессия приводит к болезни. Отсюда рекомендация: открывайте форточку! Это полезнее, чем есть килограммами лук и чеснок.

К прививкам надо подходить без крайностей. Есть одна крайность, когда всем предлагаются всевозможные прививки, а есть теперь и другая крайность, когда все прививки с ходу отметаются. Я не сторонник ни того, ни другого. Надо искать золотую середину.

Но надо помнить: тело есть храм души, а душа - это храм Духа Святаго. И по возможности мы должны избегать осквернять свое тело. В любом случае вакцина - это, говоря по-простому, есть скверна. Это или убитые бактерии и вирусы, или фрагменты их оболочек. То есть это вещество, которое несет в себе нечто оскверняющее для человека. Если мы заражаемся и заболеваем, в этом может проявлять себя воля Божия. Кому надо - заболеет, кому не надо - останется здоров. Грипп можно считать рычагом, с помощью которого Господь перераспределяет наши силы. Кого-то укладывает на постель, кого-то к Себе призывает, кого-то, наоборот, ограждает, и все с одной целью - помочь нам спастись. А если мы по своей воле, «под расписку» что называется, допускаем в себя скверну некую… Возможно, это допустимо в особых случаях, но нельзя подходить к этому без рассуждения. Например, выезжает человек в южные страны, где свирепствует эпидемия малярии, так надо сделать прививку. Но не делать ее без оглядки, нет, а нужно заплатить деньги, составить иммунограмму (комплекс анализов, который показывает иммунный статус организма, то есть какие болезни для него опасны, а какие, наоборот, не грозят). Может быть, у тебя высокая напряженность иммунной системы против малярии, ну тогда и прививка не нужна. А может, наоборот, сильный иммунодефицит и организм не даст ответа на вакцинацию… Тогда от прививки пользы не будет, а наоборот, можно заболеть, пусть и в слабой форме.

То же самое с прививкой от гриппа. Сейчас вокруг этого много раздуто страстей, и возможно, что одна из целей массового разжигания страхов в том, чтобы как можно больше людей провакцинировать от гриппа.

Прививка от гриппа не дает никаких гарантий не заболеть. Прививку надо делать за два месяца до эпидемии, но никто ведь не знает точно, какой вирус гриппа придет к нам: тот ли, какой ждут, или другой. К тому же надо быть убежденным в хорошем качестве вакцины. А здесь немало вопросов.

Если началась вспышка гриппа, как можно меньше контактируйте с людьми. По возможности избегайте общественного транспорта (если недалеко ехать, лучше пешком пройтись). Если все-таки заболел, носи маску, чтобы не перезаражать других (подчеркиваю: маску носят не для того, чтобы не заболеть - в этом-то как раз она не защищает - а чтобы других не заразить гриппом, и тут маска поможет!). Если идет эпидемия, старайтесь поменьше бывать в поликлинике (ведь «сопливые» очереди к врачу - самый надежный разносчик вирусов). Дома лучше потеплее оденьтесь, но форточку открывайте нараспашку. Если есть вентиль, убавьте тепло в батареях. Если есть угроза заболеть, развесьте увлажнители - пеленки, влажные салфетки). Лук и чеснок годятся больше для самоуспокоения, но не очень на это полагайтесь. Ну и в первую очередь молитесь, положившись на волю Божию.

Надо беречь от себя окружающих, находиться в отдельной комнате. А если такой возможности нет, то хотя бы за ширмой. Как можно больше пить - отвары на травах, компоты, чай (в чай мелко порезать яблоко), морсы… Лекарства употребляйте только жаропонижающие, да и то лишь если плохо переносите высокую температуру. Ведь высокая температура активирует интерферон в организме, а он способствует излечению от гриппа. А температуру понижайте только двумя препаратами - ибупрофеном и его аналогами (ибуклин) и парацетамолом и лекарствами на его основе. Аспирин при гриппе ни в коем случае не употребляйте. Для носа часто применяйте соляные растворы. Для горла хороши препараты-спреи. Антибиотики при гриппе не употребляйте, они только ухудшают течение гриппа и утяжеляют осложнения от этой болезни.

Врач нужен, когда нет улучшения на четвертый день болезни. Даже умеренная головная боль в сочетании с рвотой, а также отечность шеи или умеренная боль в горле при отсутствии насморка - достаточная причина для вызова врача. Если через 30 минут после принятия жаропонижающих средств при t.39 градусов нет улучшения, вызывайте доктора.

Священник Александр Авдейчев (кандидат медицинских наук, психолог)



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld