Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2010 год, выпуск № 7 (79)

АПОСТОЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ

Мы говорим: «Душа болит»; «Это мне не по душе»; «Я сегодня не в духе»… Мы читаем рекламу: «Построй своё тело!»; «Заботься о своём теле!»; «Измени своё тело!» Тело, душа, дух – понятия, которые встречаются нам на каждом шагу, и никто не задумывается, что понятия эти принадлежат антропологии – науке о человеке.

Наука о человеке… Скажите, может ли она быть не интересна для православного христианина? Ведь тело, дух и душа – это то, что дано нам Богом, то, что мы должны беречь как Божий дар; так можем ли сберечь то, чего не понимаем, к чему неправильно относимся? Вполне естественно, что христианское богословие с первых же дней своего существования – поистине с первых! – обратило внимание на антропологию и дало основные начала христианской науке о человеке. Первый шаг в этом направлении сделали святые апостолы, и особо хотелось бы сказать о том вкладе, который внёс в православную антропологию первоверховный апостол, «апостол языков», Павел.

Нам в нашем странном, перевёрнутом с ног на голову веке, когда человеческому телу одновременно и поклоняются, как некоему идолу, и коверкают его самым жестоким и уродливым образом, полезно было бы почитать, что понимал под словом «тело» апостол Павел. Откроем его послания…

Апостол Павел призывает женщину «быть святою и телом и духом» (1Кор.7:34). Он говорит: «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1Кор.6:13). Он провозглашает: «…при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем…» (Флп.1:20). Он утверждает: «Всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:10). Итак, тело может быть свято; тело предназначено для Господа (и – что удивительно – Сам Господь для тела!); в теле нашем может возвеличиться Христос, и жизнь Иисусова может открыться в нём. Как не увидеть в этих словах, что для апостола Павла тело человеческое было настоящей святыней, к которой и относиться нужно соответственно – с величайшей духовной осторожностью и благоговением.

Чтобы лучше понять эту мысль апостола, нужно вспомнить, что думали о теле его современники – эллины и римляне. В начале нашей эры по миру разошлись идеи, которые впоследствии были названы «дуализмом». Суть их вкратце такова: всё материальное, и тела человеческие в том числе, есть зло. Всё материальное создано диаволом, а Богом – только духовное. Тело – от лукавого, душа – от Всевышнего. Тело – темница для души. Находясь в теле, мы отбываем наказание, как преступники на каторге. И многие принимали такие идеи с радостью. Более того: они и сегодня не изжиты, как бы странно это ни показалось. То насилие, которое ныне совершается над человеческим телом, поистине не знает себе равных: тело уродуют татуировками и пирсингом, грубыми пластическими операциями, неразумной борьбой с лишним весом, чрезмерными тренировками, – я уж не говорю о таких вещах, о которых апостол Павел сказал: «А блуд и всякая нечистота… не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5:3). Разве так относятся к святыне? Нет, только считая тело тягостью, темницей, обременительным грузом, можно так издеваться над ним. Если тело – темница для самовольной, греховной души, то естественно желание перестроить эту темницу, сделать её «поярче», «поинтересней», чтобы не так тяжко было влачить груз земного бытия.

Такой взгляд на тело был глубоко чужд апостолу Павлу, а вслед за ним он должен быть чужд и нам. Тело не темница, оно должно освящаться, должно стать святым. Оно не возникло само собой ниоткуда,– Сам Господь сотворил его: тело Адама, а потом и тело его жены Евы. Древние иудеи, которые получили Закон и Писание, ничего плохого в теле человека не видели.

Другое дело – поступки человека: они могут иметь как добрый, так и злой характер.

Подумайте: ведь Сам Господь не пренебрёг человеческим телом, явившись в мир, – более того, Он и на небеса взял его, ибо и Вознесение Господне произошло в теле. И мы с вами, умерев, воскреснем в теле: «Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1Кор.15:44). В будущую жизнь мы войдём с телами, – пусть преображёнными, но именно телами. Чтобы лучше понять эту мысль, апостол напоминает нам о семенах растений: семя – это тело, и восставшее из земли растение – это тоже тело. Оно родственно умершему в земле семени, ибо произведено по роду его, но в то же время насколько растение больше, красивее, сильнее, чем невзрачное семечко!.. Так и преображённые наши тела будут отличаться от нынешних, но произойдёт это лишь в том случае, если мы сейчас не оскверним своё тело всевозможной греховной нечистотой.

Вот почему и смерть воспринимается нами как зло, и она точно есть зло: ведь при смерти душа разлучается с телом, – а разделение такое не было изначально свойственно человеку. Смерть и разделение пришли в мир вместе с грехом, а изначально человек есть неразделимая целостность. Интересно, что в белорусском языке, столь родственном русскому, слово «тело» даже звучит как «цело», напоминая нам о чём-то неделимом. Можно вспомнить и другие языки, например английский: по-английски body – это тело; но и весь человек обозначается с помощью того же слова – somebody, anybody – некое тело, некто… Идея тут та же самая: человек целиком, целый, совершенный человек без тела не мыслится. Вспомним в этой связи и слово «исцелять», то есть лечить тело, возвращать ему целостность. Христос, придя на землю, совершил тысячи исцелений, ибо Он – Целитель, несущий в мир единство. И высшая форма исцеления – воскресение, возвращение изначальной целостности души и тела – в руках Божиих. «Я есмь воскресение и жизнь, – говорит Господь, – верующий в Меня если и умрёт, оживёт» (Ин.11:25).

Итак, тело мыслится апостолом Павлом только в неразрывном единстве с душой: никогда в его писаниях вы не увидите, чтобы слово «тело» употреблялось в значении «мёртвое тело», «труп». Но если человек принимает грех, если грех становится частью его жизни, то апостол Павел пишет о «теле греха»: «…чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6:6).

…Наша страна, находясь в условиях глобального экономического кризиса, все сильнее сталкивается с более опасным для нее кризисом нравственным, ведущим к разрушению человеческой личности.

…Сегодня мы являемся свидетелями того, как безнравственные и циничные представления о личности человека, его отношениях с другими людьми, обязанностях перед обществом и государством все сильнее проникают в молодежную среду, усваиваются частью студенчества и даже школьников.

…В этих условиях важнейшими факторами, обеспечивающим целостность личности молодого человека, направляющими его к созидательному труду и патриотическому служению, остаются вера и восходящая к ней духовная культура.

Собор призывает к тому, чтобы приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям осуществлялось через преподавание всего комплекса гуманитарных дисциплин. Высокая миссия учителей русского языка и литературы состоит в том, чтобы в полной мере раскрыть нравственный потенциал этих предметов, построить через них мост к духовному наследию нашего народа. Столь же важную роль играет и преподавание истории, которое является важнейшим компонентом патриотического воспитания и сохранения народной памяти. Особую актуальность это приобретает в нынешнем году, когда отмечается 65-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Разгром фашизма стал возможен благодаря героизму и самопожертвованию народов нашей страны, в массе своей оставшихся верными традиционным нравственным и религиозным ценностям вопреки гонениям.

Участники Собора твердо убеждены в том, что создание оптимальных условий для нравственного воспитания и духовного просвещения подрастающего поколения возможно лишь на основе теснейшего сотрудничества государства, школы, семьи и Церкви, равно как и других традиционных религиозных общин России.

Всемирный Русский Народный Собор считает безосновательными и ложными утверждения о том, что вовлечение в образовательный процесс традиционных религий негативно скажется на межнациональных и межконфессиональных отношениях. Как показывает практика, чем сильнее ощущают молодые люди приверженность религиозным и нравственным идеалам, тем больше они обнаруживают способность к гражданской самоорганизации, тем лучше находят общий язык с представителями других национальных и конфессиональных групп.

СЛОВО В ПРАЗДНИК АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Апостолов верх, увенчанье, –

Так дорого с вами сродство!

Петр – был со Христом изначально,

А Павел – не видел Его.


И мы с ним неведеньем схожи!

Но их-то стоит высота

На том, что Христос всех дороже,

Что мир весь не стоит Христа!


...Один был рыбак галилейский.

Но сердцем, как море, велик,

Он мудрости разум библейский

Постиг не из читаных книг.


Другой – изучил все науки,

Да в них – фарисейский изъян.

В итоге – на горе и муки

Как изверг, обрек христиан.


Но Бог всем желает спасенья!

Сквозь мрак и греховную тьму

Прозренье вдохнул, просветленье

В ослепшую душу ему.


И с мощью, неслыханной прежде

На грешной на этой земле,

Он весть о воскресшей надежде

Понес прозябавшим во зле.


Но если один был гонитель,

Другой – про Христа Самого

Вначале сказал:

«Ты – Спаситель»,

Потом: «Я не знаю Его»...


...Мы все можем падать до крови.

Но важно учиться вставать!

На свете нет большей любови

Чем душу за други отдать.


Великим таким покаяньем

Очистились Павел и Петр,

Что вечные после деянья

Представили Богу на смотр.


Прошли они, духом титаны,

С победою бездну невзгод.

Потом – со Спасителем станут

Судить человеческий род...


Неся благовествованье

Без устали людям Земли,

Себя обрекли на закланье

И в жертву себя принесли.


...Побои, темницы, вериги –

Итоги судилищ людских...

Для нас их деянья и книги!

Мы – дети и правнуки их!


Апостолы – это примеры

Для нас жития во Христе.

Как некогда Петр, маловеры,

Мы тонем порой в суете,


Как часто бываем корыстны

И думаем лишь о деньгах...

Завистливы, злы, ненавистны,

Утратив спасительный страх...


Не душу спасти безпокоясь –

Как часто духовно мы спим!..

Бредет, как изгнанница, совесть

По блудным тропинкам мирским.


Апостолы – не для корысти

Пошли до креста, до конца.

Пусть светом, что выше всех истин,

И наши зажгутся сердца!


Да будем светлы, а не серы!

И в искренности, без поз,

Как Петр – станем каменем веры,

Чтоб жил в нас, как в Павле –

Христос.

Протоиерей Андрей Логвинов

"НЕ ХОРОШО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКУ ОДНОМУ..."

8 июля – память свв. князей Петра и Февронии

Почему главными православными покровителями супружества выбраны русские святые Пётр и Феврония? Почему не первая человеческая чета Адам и Ева, брачный союз коих установил в раю Сам Творец, благословив: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею…» (Быт.1:28)? Почему не свв.мученики Адриан и Наталья, жившие в Никодимии в III веке и также являющиеся покровителями брака? Выбор далеко не случаен. История жизни свв.Петра и Февронии — история верности и истинной, жертвенной любви. Вспомним, как всё происходило.

Князь Петр, живший в XIII веке, был младшим братом муромского князя Павла. Защищая брата от невиданного змея, Петр сам был уязвлен смертоносной кровью чудища. Всё тело князя покрылось струпьями и язвами, так что никто не мог исцелить его. Только Феврония – простая деревенская девушка из глубины Рязанских земель – вызвалась помочь умирающему. Но не за дары богатые! Мудрая дева ставит условие, чтобы князь женился на ней, ибо «аще… не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его». Её не тревожит вопрос, лестно ли князю жениться на простой рязанской девушке, — её волнует, сможет ли она стать ему достойною супругой? «Имам быти супругою?» — вопрошает она своё сердце. Князь женится на своей спасительнице и выздоравливает. Кстати, имя Феврония означает «радость», в данном случае — радость исцеления. И зажили супруги по заповедям Божиим и во всяком благочестии. Когда же Пётр после смерти брата Павла стал правителем Мурома, бояре взбунтовались, не желая иметь княгинею простолюдинку. Они понуждают Петра жениться вдругорядь, а Февронию силятся подкупить. Феврония не отступается от мужа венчанного: «Ничто же ино прошу, токмо супруга моего, князя Петра!» Пётр также выдерживает испытание — остаётся верным супругом, ибо кто «пустит жену свою… и оженится иною, прелюбы творит». Князь с княгиней отправляются в изгнание.

Господь наградил их за смирение и верность: бояре опамятовались и слёзно просили их вернуться. Скончались свв. Пётр и Феврония, как бывает в русских сказках, в один день и час, 25 июня 1228 года, завещав похоронить их в одном гробу. Но люди решили разъединить их после смерти, ибо князь с княгиней незадолго до смерти приняли иноческий постриг с именами Давид и Евфросиния. Тело князя перенесли в церковь Пречистой Богородицы, а тело княгини оставили в церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Однако наутро обрели тела святых в Пречистенской церкви, в общем гробу. Ибо венчанные муж и жена — одно целое.

Кто из юношей и девушек не хотел бы встретить преданного, любящего, заботливого спутника? О такой половинке мечтают даже те, кто вслух говорит о свободе нравов и вольном сожительстве без венчания и штампа в паспорте. А хотите проверить своё сердце и узнать истинные чувства своего избранника? Отправляйтесь в паломничество в Муром поклониться святым мощам Петра и Февронии. Я побывала там и вот что видела и слышала. Очередь к раке с мощами праведной княжеской четы была не длинна, все были друг у друга на виду. Мужчины и женщины подходили, преклоняли колена и что-то шептали, открывая святым сердца и помыслы. «Греховный человек и близко к ним не подойдёт, — сказала какая-то старушка. — А я хочу поблагодарить святых за то, что прожила со своим Николенькой 27 лет душа в душу». Вдруг женщина-тихоня, с которой мы все эти дни путешествовали в автобусе, делили кров и трапезу, захрипела, выкатила глаза и забасила: «Смердит, смердит-то как от них! Задыхаюсь…» Её вывели на улицу. Потрясённая, я приближалась к мощам: а ну как и меня сейчас оттолкнут, не примут святые супруги, ведь я уже много лет в разводе?.. Но, опустившись на колени и коснувшись лбом раки с мощами, я уловила лёгкое благоухание, будто шла по цветущему лугу, прогретому солнцем. Покаялась за свой порушенный брак, попросила для дочери верного любящего мужа, когда придёт её время вить своё гнездо…

Этот государственный праздник не новшество, а возрождение русских традиций. Ведь до революции именно в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. И несмотря на то, что в этот день чествуют память православных святых, праздник охотно приняли представители всех традиционных религий России и атеисты. Инициативу праздновать День семьи, любви и верности поддержал Межрелигиозный совет России. Потому семейные ценности, любовь и верность, вопреки разнузданной пропаганде по-прежнему много значат для наших соотечественников. И было бы замечательно, если бы 8 июля молодые пары проводили вместе с родителями, благодаря их за любовь и заботу, которые и создают семейное тепло, — благодаря за то, что они дали им возможность расти в полноценной семье, где есть и мама, и папа.

Сегодня раздаются голоса, что распад традиционный семьи естественный процесс. Но так говорят те, кто несчастлив в браке, потому что не захотел ради него потрудиться, поступиться своими желаниями и интересами. А люди мечтают о счастье и любви, о семье, создаваемой однажды и на всю жизнь. Поэтому многие молодые люди предпочитают венчаться.

Церковный писатель III века Тертуллиан писал: «Преславно иго двух верующих, имеющих одну и ту же надежду, живущих по одним правилам, служащих Единому Господу. Вместе они молятся, вместе постятся, взаимно поучают и увещевают друг друга. Вместе они в Церкви, вместе за Вечерей Господней, вместе в скорбях и гонениях, в покаянии и радовании. Христу они приятны, и Он ниспосылает им мир Свой. А где двое во имя Его, там нет места никакому злу».

Дарья НИКОЛИНА

МИШЕНЬКА И САШЕНЬКА

РАССКАЗ - БЫЛЬ

Миша больше не плакал. Позади год слёз, выплаканных под одеялом, чтобы никто не слышал и не жалел. Теперь он свыкся с мыслью, что попал сюда навсегда.

Пятилетнего мальчика, беленького, пухленького медвежонка с яркими голубыми глазками, любимого ангелочка мамочки, привезли в этот дом десять месяцев назад совершенно неожиданно. Он не мог ничего понять и плакал, плакал, плакал...

Ему не сказали, что его лучшая в мире мамочка погибла в автокатастрофе. Папа с ними не жил. Миша слышал, как мама, разговаривая со своей подругой, сказала, что у папы своя семья... А кто же тогда они с мамочкой? Он побоялся в тот день спросить об этом у мамы. Но с тех пор эта мысль не давала ему покоя. Когда мама поехала с папой на машине покупать подарки к Новому году, да еще и самую пушистую елочку пообещали привезти, Миша очень обрадовался и остался с соседской бабушкой Лидой с преогромным удовольствием. Это потом уже приехали какие-то люди, бабушка Лида побелела, пила свои капли, держалась за сердце, вытирала слезы рукавом байкового халата, но так ничего и не сказала Мишеньке. Гладила его по головке, варила кашу, ждала какую-то «опеку», которая оказалась веселой молодой девушкой в форме, почти как у летчика. Форма и девушка Мише понравились.

Девушка сказала ему, что будет теперь Мишенька жить в большом, очень красивом доме вместе с другими детками. Миша уже ходил в детский сад, поэтому с удовольствием согласился поехать туда с этой замечательной девушкой.

Конечно, он волновался, как же мама найдет его в новом детском саду. Но девушка его успокоила, сказав, что адрес останется у бабушки Лиды, и родные обязательно найдут Мишу.

Вот только язык не повернулся сказать Мишутке, что родных-то у него и не осталось.

В машину, в которой ехали за подарками папа и мама, врезался грузовик с пьяным водителем. Шансов выжить у родителей Миши не было...

Вначале Миша очень ждал маму. Он постоянно спрашивал у воспитателей, когда же она за ним придет. Воспитатели были добрые, ласковые. Они отводили глаза и обещали, что мама вернется.

Но вот вчера привезли маленькую девочку, Сашеньку. Она очень плакала и просилась к маме. Миша подошел к ней и неожиданно для себя погладил малышку по головке, пожалел, посочувствовал. И понял, что его мама никогда не придет за ним. НИКОГДА!

Иногда заходила бабушка Лида, приносила ему любимый пирог с яблоками. Навещала и мамина подруга, тетя Наташа, которая пироги печь не умела, зато покупала сладости для всей группы. В первые месяцы Миша спрашивал их о маме. Но они начинали спешить домой, бормотали что-то непонятное и старались отвести свой взгляд.

Постепенно Миша понял, что спрашивать не надо. Маму он не забывал. Каждый вечер, ложась спать, мальчик вспоминал, как они счастливо жили. То вспомнится горка, с которой он мчался на санках, а мама внизу его ждала и радостно смеялась. То встанет перед глазами их уютная квартира, где пахло яблоками и вишневым вареньем, где мамочка пекла его любимые блинчики. Ему очень хотелось домой. Запах яблок, которые детям давали на полдник, всегда возвращал его в то детство, где была мама.

Сашенька быстро привыкла к жизни в приюте. Ей было всего три годика, она забыла и свой дом, и вечно пьяную маму, которую лишили родительских прав. Для нее именно здесь началась настоящая жизнь, в приюте, где она больше не голодала, впервые увидела бананы и хотела вначале сгрызть это непонятное лакомство вместе со шкуркой. Миша увидел и показал, как надо чистить бананы. Сашенька с первого дня привязалась к Мише и всегда искала его глазами, когда младшая и старшая группа оказывались рядом во время прогулки или игр. И Миша теперь старался припасти для Сашеньки конфету или мандаринку.

А уж когда бабушка Лида приносила из своего сада целую сумку яблок, Миша выбирал для Сашули самое красивое красное яблочко и радовался, видя ее улыбку. Он вспомнил, что всегда просил у мамочки братика или сестренку. Но та отнекивалась, говорила, что денег у них мало, поэтому не могут они себе малыша завести. Впрочем, сама поправляла себя и говорила, что заводят собак и кошек, а малышей Бог посылает.

И промелькнула мысль, что надо было еще тогда Бога попросить, чтобы братика или сестренку послал. Не успел попросить. Не стало мамочки рядом.

А теперь рядом была Сашенька. И уже казалось Мише, что у нее такие же большие серые глаза, как у его мамочки. Хотя у мамы, наверное, глаза были голубыми, как у него. Но он уже не помнил точно, какие глаза были у мамы. Бабушка Лида принесла ему несколько маминых фотографий. Они были из прошлой жизни, а Миша уже жил совсем в других условиях. И если Сашенька радовалась каждому новому наряду (дома она ходила в обносках) и радовалась каждой игрушке, то для него и еда по расписанию, и прогулки во дворе приюта вместе со всеми были в тягость.

Миша очень, очень хотел вернуться в свой дом. Его любили воспитатели, сочувствовали ему, понимали, что мальчику лучше бы было в семье. Увы, пока не находились ни усыновители, ни хотя бы опекуны...

Бабушка Лида хотела оформить опекунство, но не подходила по возрасту.

Подруга мамы Наташа была связана по рукам и ногам уходом за престарелыми родителями-инвалидами. Других близких людей у Миши не было.

Тем временем Миша стал уже довольно большим, ему скоро должно было исполниться целых шесть лет.

Так и тянулись дни за днями...

· · ·

Стоял золотой октябрь, особенно красивый в этом небольшом городе на севере России. Желтые, бурые, багряные и зеленые листья отражались в воде, лежали на дорожках в лесу, тихо падали на землю, остро пахли грибами.

Ирина шла по лесу, наслаждаясь солнечным осенним днем, шуршанием листьев под ногами, красотой водного пространства, видом островка, освещенного волшебным осенним негреющим солнышком. На этом острове чуть больше года назад муж поставил палатку, и они жили там целую неделю, наслаждаясь своим уединением, молодостью, любовью. Муж изо всех сил старался отвлечь ее от мыслей о неудачной беременности, о потере ребенка. Она уже знала, что больше не сможет иметь детей, но он утешал ее, говорил, что будут они жить в любви и взаимопонимании и без детей, живут же другие бездетные пары, не отчаиваются. В конце концов, можно взять себе маленькую девочку из детдома.

А пока они купались, жарили на костре шашлыки, загорали, пели песни, собирали грибы и бруснику. Был август. Скоро педсовет, скоро заканчивается отпуск, скоро Ирине Павловне, завучу частной школы, выходить на работу. Оставалось всего четыре месяца счастья с любимым мужем.

В сентябре она была безумно занята. И все три года ее короткого замужества Игорь понимал, что в сентябре Иринка очень занята, начало учебного года. Он даже помогал ей составить расписание, готовил, убирался в доме, кормил собаку и кошку, встречал ее вечером с работы. Она никогда не спрашивала его о прошлой жизни. Даже когда он сам пытался ей что-то рассказать, она не хотела ничего слушать, говорила, что принимает все как есть. Перед венчанием они и исповедовались, и причастились, так что сожгли за собой все мосты.

В том году октябрь был дождливым. Ей было грустно по вечерам, когда муж задерживался с работы. Она гладила кошку, проверяла нескончаемые тетрадки и... мечтала о дочке. Она все еще не решалась напомнить Игорю о его предложении взять девочку из детского дома, но мысленно уже представляла, как они найдут свою любимую кроху, как заберут ее домой, будут баловать, покупать игрушки, как эта удивительная девочка впервые назовет ее мамой.

В ноябре были каникулы, и они с Игорем съездили в Москву, ходили в театры, музеи. Жили у старенькой тетушки Игоря, Татьяны Михайловны, которая с удовольствием показывала Ирочке и Игорю заветные уголки старой Москвы. Особенно Ирине понравился тихий и какой-то уютный Донской монастырь. Татьяна Михайловна рассказывала об истории монастыря, о храмах, она знала каждый памятник, каждую могилу. Здесь похоронены писатели и поэты Петр Яковлевич Чаадаев, Владимир Федорович Одоевский, Аполлон Николаевич Майков, историк Василий Осипович Ключевский, а также князья Долгорукие, Оболенские, Трубецкие, Голицыны. Они долго бродили по кладбищу, поражаясь красоте надгробий и усыпальниц. Ирина преподавала литературу в выпускном классе и решила обязательно привезти сюда своих учеников во время новогодних каникул.

А в конце декабря Игорь погиб. Вместе с ним в его машине погибла женщина, сотрудница в его офисе. Наверное, он подвозил ее куда-то после работы в тот злополучный день. Заботу о погребении сотрудников взяло на себя руководство фирмы. Игорь был похоронен рядом со своими родителями. Ту женщину тоже похоронили неподалёку.

Новогодние каникулы Ирина все-таки провела на кладбище. Но не на кладбище Донского монастыря, а у могилы мужа. К той, второй могилке, никто не приходил. И Ирина как-то незаметно для себя стала заходить и туда, класть цветы.

Летом бывшие сослуживцы ее Игоря поставили два памятника на кладбище. Черный - Игорю. И белый - той женщине.

И вот уже снова наступил октябрь и вдохнул в Ирину жизнь многоцветье осеннего леса. Впервые после смерти мужа Ирина улыбалась, радовалась своей прогулке в лесу. И в тот момент она решила все-таки взять себе девочку из детдома. В память о муже. Это ведь было его желание. Последнее желание.

День за днем Ирина собирала необходимые документы, ходила по инстанциям.

В конце декабря ей разрешили выбрать ребенка. Вначале показывали снимки девочек.

Все они были очень красивые, в нарядных платьицах, но что-то в них Ирину останавливало. Хотелось ей найти девочку, похожую на Игоря. Но такой не находилось. И тогда посоветовала ей инспектор идти в приют и просто посмотреть на детишек. Так Ирина и сделала. Зашла к директору, которая уже была предупреждена о приходе коллеги, овдовевшей в прошлом году и решившей взять девочку.

Они вместе вышли во двор, где гуляла малышня. Сердце у Ирины колотилось так громко, что ей казалось, будто все слышат его стук... Она покрылась испариной и не могла вымолвить ни слова. Директор что-то говорила, рассказывала о приюте и о детях, но Ирина ничего не понимала, хотя слышала ее голос. В таком состоянии Ирина не могла заставить себя посмотреть на детей. Она ничего не понимала и не осознавала. Директор увидела, что женщине плохо, усадила ее на скамейку и отправила воспитательницу за лекарством. Ирина внезапно почувствовала капли воды на своих щеках и открыла глаза...

Падал снег. Над ней заботливо наклонились две женщины, показавшиеся ей знакомыми.

И вдруг детские холодные пальчики прикоснулись к ее лицу и нежный голосок сквозь снежную кутерьму произнес: «Не умирай, мамочка!»

· · ·

Ирина с дочкой стояли у могилы Игоря. Майское солнышко уже вовсю пригревало. На могильном холмике цвели тюльпаны и нарциссы. И такие же тюльпаны и нарциссы цвели на могиле неподалеку. Светло-зеленое марево покрывало кусты и березки, в воздухе распространялся запах распускающейся черемухи в подвенечном наряде, трава была ослепительно зеленой, облака сияли снежной белизной.

Сашенька - а это была, конечно же, она - впервые пришла со своей любимой мамочкой на могилу отца. Директор приюта предупреждала Ирину, что мать девочки - алкоголичка. Но Ирина была непреклонна в своем решении взять именно Сашеньку. Теперь Ирина набралась храбрости и рассказала дочери, что папа у них умер. И привела малышку на кладбище.

Папа улыбался с фотографии и смотрел на них с нежностью и любовью. По крайней мере, им так казалось. Его дорогие девочки принесли ему цветы и рассказывали, какой долгой была зима, как они с Сашенькой нашлись, как они рады быть вместе.

Неожиданно Ирина увидела, что около той, другой могилы, находятся пожилая женщина и мальчик. Они стояли спиной к Ирине, но она заволновалась и подошла к ним.

Сашенька пошла вслед за своей мамочкой.

В тот день бабушка Лидия впервые привела Мишу на могилу матери. Невозможно было и дальше обманывать ребенка. Она рассказала ему всю правду. Они услышали шаги и увидели женщину с ребенком. И тут Сашенька бросилась к Мише, обняла его. И он ее сразу же узнал... Когда девочку забрали из приюта, мальчик долго страдал, даже плакал. Как когда-то, оказавшись в приюте. И теперь он увидел свою маленькую сестренку. И заплакал снова. Он не стеснялся своих слез. А Ирина была ошеломлена от этой встречи вдвойне. Мальчик, как две капли воды похожий на ее покойного мужа, плакал, обнимая ее приёмную дочь...

· · ·

Нарядная, красивая Ирина Павловна с внушительным количеством цветов в руках стояла первого сентября во дворе своей школы. Празднично одетые, немного серьезные дети стояли рядом со своими классными руководителями. Взволнованные родители и учителя о чем-то разговаривали в ожидании торжественной линейки.

Наконец все собрались. Рядом с первоклассниками стояла с огромным букетом пестрых осенних цветов Сашенька. Она была в белом платье, и белый бант ярко выделялся на ее каштановых волосах.

И хотя она была еще совсем маленькой и ей рано было идти в школу, но сегодня был и ее праздник. Все эти цветы, эта музыка, эти улыбки принадлежали ей. Ведь ее дорогая мамочка - учительница. А ее любимый брат Мишенька - первоклассник!

Оставим же детей и их маму в школьном дворе, где рядом с ними уже стоят бабушка Лида со скромными астрами из своего сада и тетя Наташа с целым пакетом сладостей.

Господь послал все-таки Мишеньке сестру!

И счастливы теперь наши Мишенька и Сашенька, чудесные дети удивительно сильной и мужественной русской женщины-матери. Сильной и смелой. И никто ведь не заметит сегодня слезы в ее глазах?

Впрочем, уже осень. Возможно, это капли начинающегося дождя застыли на ее ресницах? Не будем им мешать. Впереди так много слез и радости, побед и поражений, счастья и бед... Но главное, что они всегда будут вместе. ВСЕГДА!

Ольга Мальцева-Арзиани

БОЛЬНИЧНЫЕ ИСТОРИИ

Как это и бывает, когда несколько человек вынуждены долго жить вместе, мы переговорили на все темы: о любви, мужьях, детях, свекровях, животных, болезнях, — обменялись рецептами… В наше время добавилась ещё одна тема — вера в Бога. Разгорелся спор, который чуть не рассорил всю палату. Наконец Галя, будто на что-то решившись, тихо сказала: «Послушайте, что расскажу. Лет 20 назад я по молодости, по глупости сделала аборт. Врачи сказали, что был бы мальчик — сын, — но я пропустила их слова мимо ушей, хотелось поскорее всё забыть. Через год родилась дочка. Когда ей исполнилось три года, она заболела корью. Состояние было тяжёлое, и я спала, сидя у её кроватки на полу. И вот мне снится, что я очутилась вместе с дочкой в длинном бараке, где на кроватях сидели только женщины. Меня пихнули на койку в углу. Я попыталась спустить ноги на пол, но не смогла даже пошевелиться, будто меня приклеили. Мне объяснили, что я в аду и это мне наказание за грех убийства младенца во чреве. Вечером меня вывели в туман и сказали, что я должна идти к сатане. Блуждать бы мне в этом тумане, не зная дороги, но появился малыш лет четырёх, взял за руку и повёл. Кого-то он мне напоминал — льняные волосы, голубые глаза, полные печали…

Лукавый предложил служить ему. За это я не буду прикована к кровати и смогу оставить при себе дочь. Иначе меня вернут назад, но дочь умрёт. Я ответила: пусть лучше умрёт, но отойдёт ко Господу. Тут я проснулась и под впечатлением жуткого сна кинулась к дочери. Жива! Лоб дочки покрылся испариной, увлажнив льняные локоны, дыхание выровнялось. Кризис миновал. Я прошла испытание и была награждена выздоровлением ребёнка. А тот мальчик был мой нерождённый сын, ему как раз исполнилось бы четыре года, если бы… Я стала ходить в церковь, исповедовалась, батюшка наложил на меня епитимью за грех аборта.

— Да… — протянула атеистка Тамара. — А что, если Бог и вправду есть и за всё придётся ответить? А какую епитимью на тебя наложил священник? У меня три аборта. Что делать надо?

— Иди в храм, исповедуйся, покайся, батюшка тебе всё скажет.

Так закончился спор. В воцарившейся тишине женщины думали каждая о своём, исследуя свою грешную душу.

Ирина РУБЦОВА

ЧЕЛОВЕК, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Недавно пришлось мне лечь в больницу, где вскоре образовалась христианская общинка из тринадцати женщин. Утром и вечером мы собирались для молитвы. Нам препятствовал в этом один старик, которому было далеко за семьдесят. Он вставал у меня на пути и вопил: «Поп, опять идёшь народ баламутить? Буду жаловаться. Покажу тебе кузькину мать!» – и требовал у медперсонала прекратить наше «мракобесие», грозился привлечь к ответственности главврача.

Однажды, после утреннего правила, я отправился к нему в палату поговорить. Встретил меня сей болящий агрессивно. Оглядываясь на соседей по палате, он явно ожидал от них поддержки, но, к его удивлению, происходило обратное. Ему начали делать замечание, а кто-то даже бросил в сердцах: «Ты чё несёшь, я тебе сейчас...» – и замахнулся костылём. Мой оппонент сник и впервые назвал мне своё имя: Николай. Рассказав лежащим в палате о Святителе Николае Мирликийском, я ушёл к себе. Вечером, после процедур, мы начали вечернюю молитву. Бабушки из-за перемены погоды чувствовали себя плохо и попросили разрешения пропустить вечернее правило. Поэтому нас было меньше обычного. И тогда бывший наш гонитель – Николай, стоявший неподалёку, – подошёл ко мне со словами: «Может, мне пойти позвать остальных?»

Я совершенно поразился столь быстрой перемене. Утром был враг, а сейчас предлагает свои услуги Церкви и, следовательно, Богу…

В таком состоянии у нас находится множество чиновников, особенно в сфере образования, главы администраций и их помощники, журналисты. За недостатком познаний по привычке они убеждены, что Церковь нужно пинать, попирать, уничтожать. Хорошо, если такие в конце концов всё-таки понимают свою ошибку.

Члены же нашей маленькой общинки исповедались, соборовались и причастились Святых Таинств, многие в первый раз. Почему же раньше они этого не сделали? Главная причина – житейская суета и ложь о Боге, о Церкви, о правде, о любви, которой пропитан современный мир.

Из всего живого, имеющего души, только мы, люди, подобны Богу, потому что сотворены по образу Его (Отца и Сына и Святого Духа). Уподобляясь Богу, мы становимся людьми. Но, к беде нашей, большая часть человечества так и не последовала за Господом, прельщённая сатаной и его учением, будто человек и есть бог. Ещё учит диавол, будто у нас есть право выбора, и все с этим соглашаются. Часто слышим: «Надо уважать право выбора». Но спрашивается: как можно уважать выбор погибели души, вместо её спасения? Уважаем ли мы право убийцы или насильника? Но ведь любой отказ от Бога – это саморазрушение, уничтожение мира. Просто, как правило, мы стараемся закрывать на это глаза, и всё более преуспеваем в этом искусстве – не видеть. Возьмём убийство матерью дитя во чреве. Уже и это законно, уже и здесь говорят о праве выбора.

Есть ли у человека выбор – родиться или не родиться, дышать или не дышать, быть ли притягиваемым гравитацией, соблюдать ли законы? Есть ли возможность выбирать родителей, родных? Тем более человек несвободен от Бога. Он уже есть, Он нас создал. Предать Его мы можем, а выбрать кого-то ещё вместо Него – нет.

Что влияет на наш выбор? Недавно был в гостях. Мы – несколько человек – сидели при включённом телевизоре, который нам не очень мешал. Но вот вниманием моих собеседников завладела певица. Я посоветовал выключить телевизор. Одна из женщин, много моложе меня, спросила: «А что вы, батюшка, имеете против неё?» Замечаю: «Эта чертовка хуже шахидки». «Как вы можете так говорить, – слышу в ответ, – ведь это певица с мировым именем!» «Шахидка, – говорю я, – может убить двадцать тел, но ни одной души погубить не в силах. А эта «мировая известность» своим творчеством, своим образом жизни, парадом любовников растлевает души миллионов, лишает их человеческого достоинства».

Не убедил. Ещё бы! Ведь я покусился на право гнить заживо, на твёрдое убеждение, будто это и есть жизнь.

Для того, чтобы выбирать, нужно понимать, что делаешь, что приемлешь, что отвергаешь, какими будут последствия. Без этого выбор невозможен. Нас гонят как баранов на убой, а мы думаем, что выбираем дорогу. Телевизор и вся нынешняя культура так давят, растлевают, обманывают, что нет выбора, – выбор человек получит, лишь попав на больничную койку, да и то если рядом окажется священник.

Нет у нас выбора. Мы переживаем страшные времена, хуже чем в войну. И Церковь должна стать духовным бастионом, если не хочет пропустить врага. Каждый христианин должен стать воином, каждый собор должен стать Брестской крепостью, каждая церковь – Домом Павлова. В молитве ко Святой Троице говорится, что благодарить Бога мы должны не только словами, но и делами.

Игумен Игнатий (Бакаев)

НЕПРИДУМАННЫЕ ИСТОРИИ

Один человек в детстве был очень дружен со стариком-соседом и проводил с ним много времени. Вместе они вытаскивали огромную рыбу, встречали рассвет на высокой горе, читали чудесные книги – и всякий раз у мальчика захватывало дыхание от счастья. Но время шло, учёба и увлечения, затем работа и личная жизнь. Однажды он узнал, что сосед умер, и подумал: сколь многому старик научил его, стараясь заменить погибшего отца. После похорон мужчина зашёл в опустевший дом покойного и вздохнул: здесь всё было, как и много лет назад. Только маленькая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что её забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина ещё раз вздохнул и покинул дом.     

Но вскоре он получил по почте бандероль. Увидев на ней имя старика-соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку. Внутри лежала та самая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной» – самым ценным для старика было время, проведённое с маленьким другом. И мужчина понял: жизнь измеряется не количеством вдохов, а количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание. С этого дня он старался, как можно больше времени уделять своему сыну и время от времени напоминал ему: «Время утекает каждую секунду. Трать его на дорогих тебе людей прямо сейчас».


Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld