Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2010 год, выпуск № 1 (73)

ЧУДЕСА СВЯЩЕННОЙ НОЧИ

В книге пророчеств Даниила читаем: «С облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и Царство Его не разрушится» (Дан. 7:13,14).

Это отнюдь не первое провозвестие о приходе в мир Спасителя. После грехопадения Адама и Евы Господь изгоняет их из рая и произносит суровый приговор, но уже в нём звучит благодатное обетование Его благости к роду человеческому: «И вражду положу… между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). Слова Господа обращены к змею-искусителю, но в них, по мнению св. отцов, звучит первое указание на будущее искупление: жена – это Пресвятая Богородица, а семя Её – это наш Господь Спаситель, пришедший для нашего спасения. Не случайно в славянском переводе Елизаветинской Библии «семя жены» стоит не в среднем, а в мужском роде: «Он будет поражать тебя в голову».

Хорошо сказал Святейший Патриарх Кирилл, будучи ещё митрополитом Смоленским и Калининградским: «Итак, кто поклонился Иисусу Христу? Кто принял Его? То были люди самые простые и некнижные – пастухи, а также самые учёные и премудрые – волхвы. А кто не принял родившегося Христа и искал Его погибели? Правитель и политик, готовый на человеческие жертвоприношения своему властолюбию, – царь Ирод. Чему же научает нас это различие между принявшими и непринявшими Христа, явившегося в мир сей? Многому, в том числе и осознанию того факта, что Христос открывается либо в простоте человеческого сердца и в чистоте нравственного чувства, либо в великой мудрости человеческой и в великом познании. В то время как людская посредственность и пошлость не в силах воспринять Христа Спасителя, как не способны соединиться с Ним и те, кто преследует ложные, призрачные и греховные цели». Лучше не скажешь!

Христа принимают либо люди мало ещё что знающие, но младенчески чистые сердцем и помыслами, либо те, кто целиком ушли в познание – познают, познают и… понимают, но лишь то, что приоткрывает им Господь, ибо полностью познать и понять премудро устроенный Творцом мир человеку не дано. Как справедливо заметил Сократ, «я знаю, что ничего не знаю, а вы и этого не знаете». Древние греки сравнивали познание с шаром. Когда человек знает мало – поверхность соприкосновения шара с непознанным невелика, и человеку кажется, что он всё постиг. А чем больше человек познаёт, тем больше становится шар познаний, но и поверхность его соприкосновения с непознанным увеличивается, вопросов возникает больше, чем ответов. Человек начинает осознавать, что Бог – Творец Вселенной – больше всего и выше всего.

Христос был соблазн для иудеев: мол, как же так, Бог сошёл с небес, чтобы сидеть в грязи? Бог должен был явиться в храме, выйти с молниями и громом. Вот тогда все бы ахнули: да, это то, что надо, страшно и величественно. Но Господь не устроил красивого спектакля. Христос явился в мир безпомощным Младенцем! Он родился в небогатой семье, и даже кроватки не было у Сына Божьего, а лишь ясли с соломой в пещере, служившей загоном для скота. А иудеи-то ждали царя-мессию, – не нищего! А дальше смотрите, как интересно развиваются события: поклониться Младенцу Спасителю пришли наиобразованнейшие и наимудрейшие по тем временам люди – волхвы. Они шли за звездой и несли три ларчика – золото, зная, что родился царь, ладан, ибо родился Бог, и смирну, которую несли Ему как Человеку, Который умрёт мученической смертью. Они знали пророчество: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5).

Поклонение волхвов Младенцу Христу символизирует конец языческой магии и мудрость мира. Сами волхвы впоследствии стали первохристианами: вернувшись в свои страны, они возвестили о рождении Спасителя среди своих народов, а апостол Фома после Пятидесятницы отправился на родину волхвов, крестил их и сделал епископами. В Православии нет особого дня памяти трёх волхвов Каспара, Мельхиора и Валтасара, в ряде византийских рукописей под 25 декабря отмечается только «поклонение волхвов».

Астрология – занятие неблагочестивое, осуждаемое Церковью. Но волхвов привела в Вифлеем звезда… Все Евангелия, в том числе апокрифические, и многие другие свидетельства описывают явление шествия по небу звезды, приведшей волхвов прямо туда, где родился Младенец Христос. Очевидно, это было единственное в истории явление, которое было сотворено Богом именно для указания места рождения Спасителя.

В средневековой иконографии Рождества Христова часто используется не звезда, а Ангел, указывающий место рождения Иисуса. Это сообразуется с достаточно распространённым святоотеческим мнением, что Вифлеемской звездой был Ангел Божий. Но также есть мнение, что это была комета Галлея. Комета могла двигаться столько, сколько угодно было Творцу Вселенной. Вспомните битву израильтян с аморреями под Гаваоном, когда Иисус Навин воззвал к Господу о помощи и сказал: «Стой, солнце, над Гаваоном…» (Нав. 10:12). И солнце остановилось, и израильтяне продолжили битву и разгромили врага. Так и здесь. Господь мог сотворить звезду специально для возвещения о рождении Сына Своего и двигать её по небу, чтобы, следуя за ней, волхвы пришли в нужное место. Да, это чудо. Ведь что такое чудо? То, что случилось в нужное время в нужном месте для уверения в чём-то людей. Чудо Божие не противоречит физической реальности – оно превосходит её.

Священник Олег Жаворонков


ДНЕСЬ ХРИСТОВО РОЖДЕСТВО

Днесь Христово Рождество.

В наших душах торжество –

Потрясая мирозданье,

К нам снисходит Божество!

Не бывало никогда –

Даже, думали, беда, –

В Вифлееме над пещерой

Пляшет весело звезда!

Где вертеп – не дворец –

Смолкло блеянье овец.

Слышно Ангельское пенье

И биение сердец:

То волхвы-мудрецы,

Пастухи-простецы

Принесли к ногам Младенца

Вместе с сердцем в дар ларцы.

Чистота, простота...

Ночь великая свята.

Лишь Марии Деве снится

Очертание Креста...

С той поры который век

Над землей искрится снег,

Да беда, остались люди

Стадом нравственных калек.

Надо, чтоб душа была,

Яко белый снег, бела!

Да восславят люди Бога,

Видя добрые дела!

Что мороз, раз торжество! –

В наших душах Божество,

Наше сердце освятилось:

Днесь Христово Рождество!

Протоиерей Андрей Логинов


ХОДИЛ ЛИ ХРИСТОС В ТИБЕТ?

В отношении Господа Иисуса Христа сказано немало и глупостей, и гадостей. Еще при жизни на земле Его называли то бесноватым, то самарянином, что для слуха иудеев звучало не лучше, чем прокаженный. Но истинный расцвет как злонамеренных, так и невольных фантазий на эту тему пришелся на более поздние времена.

Спасителю отказывали в Божественном достоинстве. Его чудеса отрицали, Его называли бродячим философом-неудачником, Его учеников именовали лжецами. В длинном ряду мудрецов земли воплотившемуся Творцу отводили место в самом хвосте шеренги, далеко после Магомета и Конфуция. Наконец, подвергли сомнению сам факт того, что Христос – реальная историческая личность.

Ложные учения о Христе не появлялись на арене истории сразу, всем скопом. Они, как хорошо обученные актеры, появлялись в определенное время и, отыграв свою роль, исчезали. Среди ныне действующих слухов и фантазий есть место и следующей: в юношеском возрасте Христос якобы посещал Тибет, учился разным премудростям, какие и демонстрировал потом, вернувшись в землю Израиля.

Формальным поводом пофантазировать на эту тему является тот факт, что о периоде жизни Христа между двенадцатью и тридцатью годами ничего не говорится в Писании. В двенадцать лет мы видим Господа в Иерусалимском храме, задающим вопросы и беседующим со старцами. В тридцать Он, вошедший в возраст зрелого мужа, принимает от Иоанна крещение и выходит на проповедь. А вот что происходило в «выпавшие» годы? Ходил ли куда-то Христос и если да, то куда?

Спаситель, без сомнения, никуда не отлучался из Палестины. Верующие во Христа как в Бога понимают, что Богу нечему учиться у людей. Не учиться у них, а спасать их Он пришел. Но есть и еще один аргумент.

Христос – еврей, и этим все сказано. Он – долгожданный Мессия еврейского народа. То, что евреи Его не приняли, – отдельная тема. Евангелие говорит, что Он к своим пришел, но свои Его не приняли. Со Своей стороны Господь сделал все, чтобы Его и узнали, и приняли. Главным условием принятия веры были не формальные признаки, а условия нравственные. Кающиеся и смиренные люди, верные Богу отцов по истине, а не лицемерно, в словах и делах Иисуса Христа видели исполнение древних пророчеств.

Христу надлежало не прийти со стороны, а явиться из недр Израиля. Мессия должен быть известен. Он должен быть обрезанным, должен хранить субботу, не есть запрещенной законом пищи. Он должен посещать Храм в строго определенные праздничные дни, должен слушать Закон и пророков в синагогах. Ему нельзя учить до достижения определенного возраста. Его должны видеть и знать с детства. Одним словом, Мессия должен быть полноценным и стопроцентным сыном богоизбранного народа. Таким Христос и был.

Мы часто недооцениваем или легкомысленно забываем факт принадлежности Богоматери, Христа и Его апостолов к еврейскому народу. Хотя факт этот говорит не против нашей веры, а за нее. Спорить с Богом безполезно. Если Он кого избрал, то так тому и быть. А с избранных и спрос строже, и награда больше.

Вот что говорит апостол Павел об этом: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!» (Рим. 2, 9-10). И в безчестии, и в славе иудей стоит «во-первых».

Само существование еврейского народа говорит всему миру о том, что Христос – историчен. Если этот народ в чем-то и изменился, то это только на поверхности. Это итальянцы никак не напоминают о древних римлянах, и греки мало похожи на потомков Перикла и Солона. А вот еврей сегодняшний гораздо меньше отличается от себя самого из любой известной нам исторической эпохи. Черты психологического портрета еврея не сумело размыть ни долгое время, ни рассеянное пребывание среди самых разных народов. Отметим попутно, что многие народы уже исчезли. Некоторым суждено исчезнуть. И только евреи никуда не исчезнут до самого Второго Пришествия и Страшного Суда. И везде, где они живут или будут жить, всем остальным должно становиться понятным следующее: этим людям, и через них – нам, Господь вручил священные книги. Среди этих людей появлялись самые пламенные и ревностные служители Истинного Бога. Именно этот народ дольше всех и упорнее всех раздражал и продолжает раздражать Того, Кто его избрал, отделил и возвысил. Среди них явится антихрист, но не все из них поклонятся ему. Как было прежде, так и тогда явится священный «остаток», который почувствует подмену и вспомнит, обратится к отверженному ранее истинному Мессии.

Если бы драма земной жизни Спасителя разыгрывалась в наши дни, Он опять пришел бы к ним. Так подобает. Так написано. Он нашел бы их даже при нынешней рассеянности по миру. Они бы тоже узнали о Нем и собрались к Нему. Далее все было бы точно так же, как 2000 лет назад. Вожди бы спорили с Ним. Народ любил бы Его земной, непрочной, переменчивой любовью. Он был бы оклеветан и убит под злобный шепот начальников, под крики взбудораженной толпы. Но только и Иосиф Аримафейский, и Никодим, и девственный Иоанн, и горячий Петр, и, конечно, Честнейшая Херувим были бы тоже из этого народа.

Поскольку все это уже было и никогда больше не повторится, мы можем утверждать: не ходил никуда Христос. Он не ходил не только в Тибет или в Гималаи, но даже не выходил за пределы Палестины. Незачем.

Он родился в Вифлееме и прожил до тридцати лет в смиренном Назарете, если не считать бегства в Египет вскоре после рождения. Назарет покидал только ради праздничных молитв в Иерусалимском храме. Да и то чтоб исполнить Закон и не давать повода упрекнуть Себя в чем-то.

Безпочвенные слухи о Христовых «странствиях» рождаются не на Востоке, а на Западе. Это западный обыватель, утратив веру, формирует общественный заказ на подобные басни. Западному человеку хочется объяснить для себя Христа, не прибегая ни к молитве, ни к покаянию. Кому-то, может, удобнее, бросив тень на личность Иисуса, отмахиваться от голоса собственной совести и от нравственных требований христианства. Так или иначе, новейшие попытки «женить» Христа или «отправить» Его в Тибет – это искры того безбожного костра, который давно горит в Европе и пожирает изнутри некогда христианскую цивилизацию.

Протоиерей Андрей Ткачев


№2(74)-2010

«МИМО ХРАМОВ – В БОЛЬНИЦЫ»

Вот уже несколько недель просыпаюсь от пения хвалебного гимна святого Амвросия, епископа Медиоланского: «Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем». Это вполголоса поёт матушка-келейница монахиня Мария. Она готовит трапезу для братии и поёт. Один из гостивших у нас батюшек посоветовал ей выучить эту песнь, а потом пропевать её три раза в день, тогда и на душе будет хорошо. Матушка меня спрашивает: «Правда ли это?» Мой язык иногда отвечает, прежде чем успею подумать: «Лучше петь эту песнь постоянно, хвалить Господа, этим мы и будем заниматься в раю. Это наше райское делание. Если ты будешь петь постоянно в течение дня, от тебя удалится всякое зло, и вирусы гриппа, и возбудители желудочной язвы, не говоря уже о бесах и демонах. Да и настроение будет радостное и торжественное». Матушка приняла это как руководство к действию. Смотрю, действительно лицо её просветлело, морщинки, которые пролегли от мирских забот, разгладились. Пожалуй, и в самом деле нужно выучить этот гимн и тоже начинать петь.

Выхожу на службу. Красота – это свидетельство Божие – такая, что дух захватывает. Дух захватывает от благодарности к Нему. Как благ Господь, всё даёт для спасения души! Храмы стоят, святые таинства в скиту совершаются, книг и образов – множество, кельи тёплые, столы нескудные, вода чистейшая и вкуснейшая, жаркая баня, тёплый автомобиль с хорошей проходимостью, чтобы ездить на требы, и даже здоровья довольно, чтобы молиться, и недостаточно, чтобы резвиться. Всё Господь взвесил, всё дал в меру – ни больше ни меньше для спасения души. Живу у Христа за пазухой в радости и без личных проблем, так что это даже вызывает у некоторых зависть. Предлагаю им совет святого царя и пророка Давида: «Возложи на Господа печаль свою» или «Вкусите, и вы увидите, как благ Господь. Блажен человек, уповающий на Него». Мне отвечают, нередко с ехидцей: «Хорошо устроился». Предлагаю: «А что, давайте и вас постригу в монашество». Шарахаются, пугаются. Почему? Наверное, хотят жить, как хотят, а не как надо.

Но жизнь моя не беззаботная. На прошлой неделе трижды я уходил из онкологического диспансера после девяти вечера, после двух-трёх соборований. А утром, в шесть сорок пять, уже снова был в больнице, причащал больных в разных палатах. Конечно, устаю, но эта усталость приносит и радость, и удовлетворение. Несколько раз говорил больным: «Если я вам нужен, то буду и ночевать в больнице». Но увы, этого не потребовалось. Несколько лет хожу туда. Служим молебны о болящих, водосвятные молебны, общаемся. Мне очень хотелось, чтобы эти люди исцелились. Я честно просил этого у Господа. А потом понял, что это дело врачей безпокоиться о теле. Моё же дело – безпокоиться о душе больного. Успеть душу его ещё при жизни направить в жизнь вечную, не дать пропасть в смерти вечной. Сознаюсь, что не преуспел в этом. Это моя боль и печаль. Помню телекадры аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Люди не хотят погибать, они активны и бегством спасают свои жизни. В больнице же из двухсот человек на молебен приходят десять-пятнадцать человек, а иной раз и тех не увидишь. Некоторые постоят две-три минуты, махнут рукой, мол, нет тут ничего интересного, и уходят.

Кто же пациенты онкологической больницы? Очень немного православных, воцерковлённых людей. Есть, конечно, и неверы, но большинство верующих по принципу: «Главное – Бог в душе». Это летучее выражение, от которого плакать хочется. Я слышу его от тех, кто хочет оправдать то, что он не ходит в церковь. У этих людей в душе, как правило, не Бог, а что-то совсем другое. Это самая многочисленная группа крещёных и некрещёных людей, если и не враждующих с Церковью, то являющихся полем действия для сект, магов, колдунов, суеверий, невежества. Нет, не Бог у них в душе, а некая сила, напевающая: «Зачем тебе посредник – священник? Зачем тебе храм?» И таким образом эта армия людей отпадает от Церкви, от её святых таинств, источника вечной жизни, безсмертия. Они совершенно не умеют слушать. Слышат только себя. Себя они считают хорошими, не видят грехов, из-за которых оказались в больнице.

На днях похоронили близкого мне человека – Нину, жену брата, умершую от рака. Гроб опустили в могилу и начали засыпать. Люди говорили о том, какой это был светлый человек, добрый, отзывчивый. Нина всем хотела помочь, часто ей это удавалось. Хорошая хозяйка, верная жена, заботливая мать, хлопотливая бабушка. Всё верно. Она была замечательным человеком. Но для спасения этого мало. Это не подвиг – быть хорошим, а нормальное, естественное состояние, когда человек не болеет злобой, понимает, что любое добро к нему вернётся. Что же нужно для спасения? Мы много молились за Нину, соборовали её, служили панихиды, отпевали. Это всё много часов непрерывной молитвы об одном, но самом главном – о прощении её грехов. При этом певчие взывали к милости Божией: «Господи, помилуй». Священник Олег Скобля в своей песне просит: «Господи, дай мне веру, дай надежду, дай любовь». Думаю, когда Бог это всё даст? Когда очистим себя покаянием. А как это сделать вне Церкви? Помню, после операции Нина сидит, смотрит на бабочку-капустницу, говорит: «Смотри, смотри, бабочка!» Неужели раньше не видела? Но кролики, козы, огород – вся эта суета отвлекала, мешала ей. Приближение смерти высветлило её, с покаянием она ушла к Богу. Вот добрая смерть.

Дана ли она будет тем, у кого «Бог в душе»? Приглашают меня на днях квартиру освящать. Вся она домовятами увешана, от здоровенного, в полметра высотой, до меховых, маленьких, ну и подкова тут и всё, что нужно, чтобы без Бога обойтись. Я подумал: а будет ли хоть какой-то толк от того, что я освящаю это жилище? Ясно, что нет. Люди не живут духовно, не слышат священника, дорожат ложной свободой – делать всё, что заблагорассудится. «Бог в душе?!» Нет Отца у тех, кому Церковь не мать. Идут они чередой мимо храмов – в больницы, с божками в душе без веры, надежды, любви. Пожалей их, Господи, вразуми, спаси и сохрани.

Игумен Игнатий (Бакаев)


ЛИЦЕЗРЕВШИЙ ХРИСТА

Преподобный Силуан Афонский, в миру Симеон Антонов, родился в 1866 году в русской крестьянской семье. Ещё юношей он желал принять постриг в Печерской Лавре, но ради послушания отцу поступил на воинскую службу. Благочестивое намерение оставило его, и вскоре он, молодой, красивый, сильный, наслаждался жизнью и в шумной суете мира начал было забывать первый зов Божий к иноческому служению.

Но Господь вновь явным образом призвал Симеона от мирской суеты на путь монашества. Осенью 1892 года преподобный прибыл на Святую Гору Афон, поступив в послушники русского Пантелеимонова монастыря. Жизнь его в монастыре была проста и внешне ничем не примечательна: тяжёлая работа на мельнице, хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, торговой лавкой. Наравне с братией он нёс подвиг бдения, поста и сердечной молитвы, но не прекращалась в нём и духовная борьба. Диавольские нападения всё возрастали, привнося чувство богооставленности, доводя Симеона до отчаяния. И когда он посчитал, что «Бога умолить невозможно», Господь непостижимо явился послушнику в храме во время вечерни и духом ввёл его в небесные обители. В тот момент, по свидетельству старца, он всем своим существом почувствовал, как благодать «мученичества» наполнила его и он познал Господа Духом Святым. С тех пор преподобный Силуан глубоко и остро переживал потерю благодати, искал Господа и звал Его, как потерянное дитя зовёт мать.

Прошло 15 лет со дня явления преподобному Господа. Его ум вновь омрачается диавольскими нападениями. Со временем эти страдания усиливаются мучительными борениями с бесами, по ночам отрывавшими его от непрестанной внутренней молитвы. О том, какую душевную боль ему пришлось претерпеть при этом, подвижник впоследствии говорил так: «Если бы Господь не дал мне вначале познать, как много Он любит человека, то я и одной такой ночи не вынес бы, а их у меня было множество».

В одну из таких ночей, когда, несмотря на все старания, молитва не приходила к преподобному, он с сокрушением в сердце воззвал: «Господи! Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» — «Гордые всегда так страдают от бесов», — был ему ответ. — «Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?» — И снова в сердце прозвучал ответ Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».

«Молиться за людей — это кровь проливать», — говорил преподобный. И он жил страданиями всего мира, забывая самого себя, и не было конца его молитве, призывавшей все народы земли познать Господа Духом Святым. По глубокому убеждению старца, если бы это совершилось и люди, оставив свои увлечения, всей душой устремились бы к Богу, то изменилось бы лицо земли, и судьбы всех людей и весь мир преобразились бы «в один час». Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слёз», исключительно высоким подвигом любви ко Господу. «Мир стоит молитвою, — утверждал преподобный, — а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». Свой опыт общения с Богом старец Силуан изложил в записях, известных ныне как «Писания старца Силуана», отрывки из которых мы предлагаем вашему вниманию.

ωωω

Скорблю я, что живу нерадиво, но лучше не могу. Знаю, что я скудоумный, малограмотный и грешный, но вот, Господь любит и таких, и потому всею силою влечётся душа моя работать Ему.

ωωω

Скучает душа моя о Господе, и слёзно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня, и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя.

ωωω

Ты видишь, Господи, печаль мою и слёзы... Если бы Ты не привлёк меня Своею любовью, то не искал бы я Тебя так, как ищу, но Дух Твой дал мне познать Тебя, и радуется душа моя, что Ты мой Бог и Господь, и до слёз скучаю я по Тебе.

ωωω

Вот самый короткий и лёгкий путь ко спасению.

Будь послушлив, воздержан, не осуждай и храни ум и сердце своё от плохих помыслов, а помышляй, что все люди добрые, и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: «Милостив Господь».

Если же ты осуждаешь, ропотлив, любишь творить свою волю, то хотя бы ты и много молился, душа твоя оскудеет, и ты скажешь: «Забыл меня Господь». Но не Господь тебя забыл, а ты забыл, что тебе нужно смиряться, и потому благодать Божия не живёт в душе твоей; в смиренную же душу она легко входит и даёт ей мир и покой в Боге. Божия Матерь была смиренна более всех, и потому прославляется и небом, и землёю; и всякий, кто смиряется, будет прославлен Богом и будет видеть славу Господню.

ωωω

Как узнать, живёшь ли ты по воле Божией?

Вот признак: если ты скорбишь о какой либо вещи, то, значит, не вполне предался воле Божией, хотя тебе, быть может, и кажется, что ты живёшь по воле Божией.

Кто живёт по воле Божией, тот не заботится ни о чём. И если ему нужна какая-либо вещь, то он и себя, и вещь предаёт Богу; и если не получит нужную вещь, то всё равно остаётся покоен, как если бы имел её.

Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, — ничего. Но что ни случится, — она говорит: «Так Богу угодно». Если болен, — думает: значит, мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне её.

И так сохраняется мир в душе и теле.

ωωω

Всякую душу, которая предалась воле Божией, Господь вразумляет, ибо Он сказал: Призови Меня в день скорби твоей; и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс. 49,15).

Всякая душа, смущённая чем- нибудь, должна вопросить Господа, и Господь вразумит. Но это главным образом в час беды и смущения, а так обычно надо спрашивать духовника, ибо это смиреннее.

ωωω

Тому, кто предался Воле Божией, жить много легче, потому что и в болезни, и в бедности, и в гонении — он думает: «Так Богу угодно, и мне за грехи мои нужно терпеть».

Вот у меня много лет болит голова, и трудно мне терпеть, но полезно, потому что через болезнь смиряется душа. Душа моя пламенно хочет молиться и совершать бдения, но болезнь мне мешает, потому что больное тело требует покоя и отдыха; и я много просил Господа исцелить меня, но Господь не послушал меня. Значит, мне не на пользу.

А вот другой случай был со мною, и Господь скоро услышал меня и спас. Однажды в праздник в трапезе дали рыбу; и когда я ел, кость вошла в горло, очень глубоко, в грудь. Я призвал святого великомученика Пантелеимона, прося исцелить меня, потому что доктор не сможет вынуть кость из груди. И когда я сказал: «Исцели», — получаю в душе ответ: «Выйди из трапезы, надуйся, и кость выскочит вместе с кровью». Я так и сделал: вышел, надулся, кашлянул, и кость большая с кровью выскочила. И понял я, что если Господь не исцеляет мне голову, значит, для души моей полезно так болеть.

ωωω

Если ты хочешь познать Господа, то смири себя вконец, будь послушлив и воздержан во всём, люби истину, и Господь непременно даст тебе познать Себя Духом Святым, и тогда ты опытом познаешь, что есть любовь к Богу и что есть любовь к человеку. И чем совершеннее любовь, тем совершеннее познание. Есть любовь малая, есть – средняя, есть и великая.

Кто боится греха, тот любит Бога; кто имеет умиление, тот больше любит; кто имеет в душе свет и радость, тот ещё больше любит; а у кого благодать и в душе, и в теле, тот имеет совершенную любовь. Такую благодать Дух Святой давал мученикам, и она помогала им мужественно терпеть все страдания.

ωωω

Когда люди хранят страх Божий, тогда тихо и сладко жить на земле. Но ныне народ стал жить по своей воле и разуму и оставил заповеди святые, и без Господа думают найти радость на земле, не ведая, что единый Господь есть радость наша, и только в Господе веселится душа человека. Он согревает душу, как солнце греет полевые цветы и как ветер, качая их, придаёт им жизни. Всё дал нам Господь, чтобы мы славили Его. Но мир не разумеет о сём. И как может кто разуметь о том, чего не видел и не вкушал? Я тоже, когда был в миру, то думал, что вот счастье на земле: я здоров, красив, богат и люди любят меня. И я этим тщеславился. Но когда я познал Господа Духом Святым, тогда на всё счастье мира стал смотреть как на дым, который уносится ветром. А благодать Святого Духа радует и веселит душу, и она в мире глубоком созерцает Господа, забывая землю.

Господи, обрати людей Твоих к Тебе, да познают все Твою любовь, да узрят в Духе Святом Твоё кроткое лицо; да насладятся все Твоим лицезрением ещё здесь, на земле, и видя, каков Ты есть, уподобятся Тебе.

ωωω

Душа моя испытала и видела великие милости надо мной и над теми, за которых она молилась; и я понял, что когда Господь даёт скорбь о ком-нибудь и желание молиться о нём, то это значит, что Господь хочет помиловать того человека. Поэтому если кому придёт скорбь о ком-либо, то надо молиться за него, потому что Господь, ради тебя хочет помиловать его. И ты молись. Господь услышит тебя, и ты прославишь Бога.

ωωω

Знай, что когда случится беда народу и душа заплачет пред Богом за этот народ, то он будет помилован. Для этого Дух святой коснулся души и дал ей молитву за людей, чтобы они были помилованы. Так Милостивый Господь любит создание Своё.

Возможно, что кто-нибудь подумает: как же я буду молиться за весь мир, когда сам за себя не могу молиться? Но так говорят те, кто не познал, что Господь слушает наши молитвы и приемлет их.

Молись просто, как дитя, и Господь услышит твою молитву, ибо Господь наш настолько милостивый Отец, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем, и только Дух Святой открывает нам Его великую любовь.

ωωω

Раньше я думал, что Господь творил чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы.

Многие по неопытности говорят, что такой-то святой сделал чудо, но я узнал, что это Дух Святой, Который живёт в человеке, творит чудеса. Господь хочет, чтобы все спаслись и вечно были с Ним, и потому слушает молитвы грешного человека ради пользы других или самого того, кто молится.

ωωω

Человек иногда немоществует так, что нет у него сил даже муху прогнать, и от души не может он отогнать плохие мысли, но и в этой немощи Божия милость хранит человека, и нет плохих помышлений, но один Бог и в душе, и в уме, и везде.

ωωω

Человек сам по себе немощен, как цветок полевой: все его любят, и все его топчут ногами.

Так и человек: иногда он в славе, а иногда в безчестии. Но кто любит Бога, тот благодарит Господа за все скорби и пребывает покоен и в чести, и в поношениях.


МУЗЫКА ДУШИ

– Какую музыку вы любите играть? – поинтересовался у одной девушки, пианистки, старец Анатолий Оптинский.

– Бетховена, Гайдна, – отвечала она.

– А есть музыка еще лучше.

– Какая же? Моцарта? – спросила она.

– Нет, еще лучше.

– Может быть, Баха?

– Нет, нет.

– Какая же? Не знаю, – сказала она.

– Музыка души.

– Души? Музыка души, да разве есть такая? – спросила она.

– А как же. Есть.

– В первый раз слышу. Какая же это музыка?

– Это – покой души. Тот самый покой, о котором говорится в Евангелии: «Возьмите иго Мое на себя и обрящете покой душам вашим...» Вот этот самый покой. Изучали математику? Знаете, что такое знак равенства? Ну вот: покой души – блаженство – музыка, гармония всех душевных сил.

– Так вот какая музыка...

Батюшка добавил:

– Так она мне понравилась. Вот придет одна такая, и все позабудешь: и тяжести, и скорби...


С НОВЫМ ГОДОМ! С НОВЫМ СЧАСТЬЕМ!

Сегодня, как и многие годы, миллионы людей повторяют эти слова, как заклинание. С новым счастьем! Что стоит за этим пожеланием, почему такое значение придается этим простым словам?

Желание счастья, стремление к блаженству вложены в человека изначально. Может быть, это воспоминание о потерянном рае, а может быть, это – предчувствие, предощущение той радости и полноты жизни, которые ждут нас в Царствии Небесном.

Но счастье, вопреки распространенному мнению, – это вовсе не череда удовольствий и плотских наслаждений, не объятия гурий и дым дорогих сигар, не торжество сытости и самодовольства. Хорошо известно, что изобилие земных благ без заботы о душе делает людей внутренне глубоко несчастными, неудовлетворенными, опустошенными. Их душа жаждет вечного – а гоняется за временным, ищет небесного – а приобретает земное, нуждается в Боге – а дружит с дьяволом. Человек принимает свою тоску по Небу за стремление развлечься и разменивает вечную жизнь на бумажные хлопушки.

Слово «счастье» происходит от слова «часть», то есть «доля, жребий, участь». «Часть моя еси Ты, Господи!» – говорится в одном из псалмов Давида. «Мария же благую часть избрала», – повествуется в Евангелии. Наше счастье – в причастии Богу; в причастии нас, грешных и смертных, – Великому и Безсмертному; в причастии нас, «праха и пепла», – Творцу Вселенной и Господину времен. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе», – говорит блаженный Августин. Ничто на земле не может удовлетворить человека, ничто не может насытить его душу, потому что она взыскует вечности, и никакие игрушки не заменят ей Бога.

Наша причастность Богу наиболее ощутимо проявляется в Таинстве причащения, когда мы вкушаем Тела и Крови Христовых и Господь становится частью нас, а мы – частью Господа. И это не просто образ или метафора, а самая жизненная реальность, в которой нас не надо убеждать, потому что каждый испытал ее на своем опыте.

Но глубина этой сопричастности неизмерима, и всю жизнь мы стараемся постичь ее. «Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дне Царствия Твоего», – эти пасхальные слова читает священник в благодарственных молитвах после причащения. Даруй нам более истинно, более ясно и глубоко быть причастными Твоему бытию!

И это счастье причастия Богу никогда не может быть исчерпанным, оно всегда новое и всегда животворящее. Это счастье никогда не исчезнет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Это счастье всегда нам доступно, если мы только захотим его.

Вот с этим новым счастьем я вас поздравляю!

Иеромонах Симеон (Томачинский)


ОТКРЫТЬ ЕМУ ДВЕРИ

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр. 3, 20).

…Если ты любишь науку, изучаешь природу, постигаешь смысл мироздания, но не молишься Богу и не веришь в Христа Его, волхвы обличат тебя и звёзды будут мерцать над тобой осуждающе. Если ты прост и неучён, зарабатываешь свой хлеб тяжелым и однообразным трудом и при этом ропщешь на судьбу, считаешь христианство привилегией сытых и праздных — пастухи станут пред тобою живым и молчаливым укором. Даже если ты осёл (например, по упрямству) или вол (скажем, по неповоротливости ума) — и тогда наклонись к яслям и согрей Новорожденного паром твоих ноздрей.

Одна из лютых бед нашего времени — одиночество. Классическое, традиционное общество разрушается. Слабеют кровные связи, семья, брак, естественное становится редкостью, уродливое называется нормой. Человеку, живущему среди суетливого многолюдства, может быть годами не с кем поговорить. Небо становится свинцовым, и кажется, что Там о тебе не помнят. Земля становится неприветливой, и ты ходишь по ней так, как будто вытираешь об нее ноги, со страхом думая о том, что в неё же придётся возвратиться. «Я не убил и не украл», — любит говорить про себя современный человек в качестве самохарактеристики, и, несмотря на это, живет, как Каин, стеная и трясясь.

И тут такая радость! Ко мне пришёл Великий Гость. «Ко мне идёшь, Господи. Меня ищешь, заблудшего», — такими словами Церковь многократно воспевает пришествие Бога в мир. Бог пришёл к нам в гости. Крайне нечестиво не оказать Ему гостеприимство: не прибраться в доме своей души, не приготовить что-нибудь, пусть нехитрое, но вкусное. Совсем кошмарно — не открыть Ему дверь.

Гостеприимство не зря считалось величайшей добродетелью на Востоке. Люди как будто чувствовали, что радушие к неизвестному страннику может родить из себя нечто большее. И действительно, некоторые под видом людей принимали в гости Ангелов, и за это принимали благословение, спасались от гибели… Но самым большим и неожиданным плодом гостеприимства является принятие в гости Самого Христа…

Чем больше живёшь и думаешь, тем больше удивляешься: как люди живут без Бога? Чем они живут? На что надеются? О чём радуются? И вообще, жизнь ли это? Сам Христос удивлялся на земле двум вещам: вере и неверию. Он радостно удивился вере капернаумского сотника и, глядя на законников, дивился неверию их (Мк. 6, 6). Давайте в эти радостные дни удивим Спасителя верой.

Протоиерей Андрей Ткачев


Однажды спросили св.Афанасия, Папу Александрийского, может ли, согласно вере и учению христианскому, считаться крещеным тот, кто, не веруя на самом деле, примет крещение по каким-либо посторонним обстоятельствам. В ответ уважаемый понтифик привел им такой рассказ старцев.

Когда была сильная смертность, многие без околичностей прибегали к святому крещению из страха смерти. Тогда блаженному мученику Петру явился некто в виде ангела и сказал: «Доколе будете вы посылать сюда совершенно пустые, хотя и запечатанные мешки, безо всякого содержания внутри?»

«Поэтому, насколько можно заключить из слов ангела, носящие печать крещения, хотя бы и получили его в расчете на какое-либо благо, считаются крещеными», – успокоил вопрошающих св. Афанасий. Те же, задумавшись над словами о внутренней духовной пустоте, удалились с благодарностью.



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld