|
ВЕЛИКИЙ ПОСТ |
Задолго до Рождества Христова умный китаец по имени Кун-цзы (по-нашему Конфуций) сказал, что мир изолгался, слова потеряли смысл, и нужно заново давать имена вещам и понятиям. Склоняя голову перед мудрым китайцем, мы и сегодня признаём, что смирение смешивают с комплексом неполноценности, храбрость — с наглостью, щедрость — с глупостью и т. д. до безконечности. Время Великого поста обязывает нас говорить о покаянии. Покаяние — вовсе не оглашение своих гадостей и не размышление про себя и вслух о своих недостатках. И не многое другое из того, что ошибочно приписывают настоящему покаянию. В своих богослужениях Церковь называет покаяние «радостотворным». Как, например, в службе Почаевской иконе Божией Матери в одном из тропарей есть слова: «о грехах своих восплачемся, о милосердии же Божием возрадуемся». Истинное покаяние рождает радость: радость о прощении грехов, о том, что тебе дана вновь надежда, и перевёрнута страница, и Бог забыл твои неправды, и жизнь продолжается… Этого светлого отношения к покаянию у нас или вовсе нет, или почти нет. Его ошибочно смешали с каким-то духовным изуверством, самобичеванием без бича. Католики логически пошли еще дальше и дошли до самоистязания. А православные, не делая крайних шагов, стали на полпути и покаяние смешали с самоуничижением, тоской, печалью и со многими вещами, никак не касающимися Бога. Когда Антоний Великий провел 20 лет в пустыне, и знающие его пришли к нему, то они увидели человека, «цельного в уме, здравого в душе и теле, посвящённого в тайны и объятого Богом». Это — покаяние истинное. Подобен ему Моисей, в 120 лет не утративший ни единого зуба, не ослабевший в зрении и телом бывший сильным, как зрелый муж. Вот покаяние. Остальное — нудёж, скуление и тихий вой слабого и малоумного человека, считающего себя (вдумайтесь!) подвижником. Великий пост требует от всех нас целостности, т. е. собирания воедино всех составных частей нашего естества: ума, воли, чувств. И тот, кто не ест с понедельника до пятницы, и тот, кто просто бросил курить, и тот, кто отказался есть конфеты («необходимые» для жизни) — все они подвижники. Вспоминая Конфуция, нужно сказать, что и слово «подвиг» мы понимаем неправильно. Для обывателя подвиг сопряжён с ружейными залпами, тонущим кораблём, ледяными вершинами… На самом деле настоящий подвиг — это сдвигание себя самого с мёртвой точки, это умение и желание разбудить свою мёртвость и сделать шаг навстречу тому Отцу, Который Сам бежит навстречу блудному сыну. Мы не зря читаем в преддверии поста о Закхее. О почтенном по возрасту и уважаемом из-за богатства человеке, который не постыдился залезть на дерево, чтобы увидеть Иисуса. Наш с вами пост — это не что иное, как смешные потуги толстого и немолодого человека «залезть на дерево», чтобы взглянуть в глаза Того, Кто пришёл спасти человека. Твои мышцы дряблы, твой социальный статус обязывает тебя к неким правилам. Ты мудр в глазах знающих тебя. И вот ты, как последний мальчишка, обливаясь потом и напрягая слабое тело, лезешь на дерево. Ты — посмешище. Но тебе до этого нет дела. Это — пост. Конечно, не еда делает постника постником. Святые умели есть на людях мясо так, как будто это была морковь. Фундаментом поста является смирение. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) говорил, что латинское humilitas (смирение) связано с «гумус» (плодородная почва). Он имел в виду, что смирение плодородно, что оно открыто Богу так, как земля открыта небу, и всякой дождевой капле, и всякому семени, брошенному в неё. Земля способна всякую гниль преобразовать в плодородную почву, и она всегда рождает. Таково смирение. Если смирение не рождает умение прощать, умение трудиться, умение отдавать своё — это не смирение, а тот комплекс неполноценности, против которого так восстают атеисты, не ведающие смысла святых слов. Для меня очевидно, что покаяние — один из шагов к достижению того состояния, о котором говорит апостол Павел: да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое приготовлен. Смешивать кающегося с тоскующим, или унылым, или просто меланхоликом — это хрестоматийная, однако чудовищная ошибка. Пусть вспомнит каждый кающийся слова Христовы о посте: помажь главу, лицо умой, то есть явись не людям постящимся, как лицемеры, а Богу, видящему тайное. Кающийся радостен, как ни странно. И Честертон говорил, что доброго человека узнать нетрудно: у него улыбка на лице и боль в сердце. Кстати, и исхождение в притвор на литии означало не что иное, как приобщение Церкви к скорбям неверующего человечества и молитва Богу «о всех и за вся». Так что и каяться нам приходится так, чтобы и неверующего не раздражать, и верующего не соблазнить, и самому возрастать, а не опускаться. Трудно, не правда ли? «А кому сейчас легко?» — ответит каждый стоящий на базаре. Что можно посоветовать «постящемуся постом приятным, благоугодным Господеви», так это приобщиться к жизни какой-нибудь православной обители. Ведь в Великий пост мы все монахи. И как иначе понять Православие, если не изнутри византийского, восточного, длиннющего, красивейшего, изнуряющего, одухотворяющего богослужения? Поэтому всяк себя мнящий православным пусть поспешит в ближайшую к месту жительства или работы православную обитель, где, трепеща подобно горящей свече, выслушает Великий канон и всё то, что сможет вместить, чтобы реально приобщиться к тому горению духа, которое родило и Андрея Критского, и Иоанна Дамаскина, и Иону Киевского… Христос с вами! Протоиерей Андрей Ткачев |
|
|
|
ПОСТ №1 |
|
В народном сознании, особенно в сознании людей малоцерковных, пост – это прежде всего гастрономическое, диетическое предприятие. Видимо, наша проповедь была не настолько дерзновенной, чтобы вместо постной скатерти-самобранки мы в наших дома прежде всего, и во-вторых и в-третьих видели Христа-Спасителя, слышали Его слово. Слово о спасении верой, спасении через напряженную повседневную работу над собой, через труд по очищению своих сердец. Печалят газетные и интернет-рубрики: «В пост едим с удовольствием», «Изысканные блюда традиционной русской постной кухни» и так далее. С другой стороны, огорчают и люди, которые боятся оскверниться наличием в хлебе молочной сыворотки, следов якобы сливочного масла в печенье; люди, которые знают, что значит слово «оскоромиться» и поэтому дышат через раз, попав в «скоромную» атмосферу современного супермаркета в время поста. За спиной 20 лет после Тысячелетия Крещения Руси, а мы по большей части все еще заняты поиском непостных молекул в необъятном мире православной трапезы. О посте написано немало, и в книгах, и в православных периодических изданиях, и в Интернете можно найти много святоотеческих мыслей и рассуждений о посте, руководств, пособий, написанных нашими современниками, замечательными архиереями и священниками (и даже диаконами!). Но трезвый святоотеческий взгляд на пост зачастую остается неизвестным тем, кто хочет поститься поверхностно — вкушая одно и не вкушая другого. Я хочу выразить одну мысль, которая мне кажется, в ключе евангельского и святоотеческого учения о посте и воздержании, главной, основополагающей. Соблюдать пост — это стоять на посту. Каждый христианин должен стоять на страже своего сердца и это для каждого из нас Пост №1. Стоять на посту у своего сердца – это значит не допускать туда вражеских помыслов злобы, уныния, чревоугодия, печали, гнева и так далее по семи смертным грехам (или основным страстям, разрушающим человека). Не допускаются помыслы вниманием человека к своему духовному миру, молитвой собственной, а также обращением за помощью к Спасителю, к Матери Божией, к Ангелу-хранителю, к своим любимым святым. Я думаю, что также важно не выпускать из своего сердца те же недобрые помышления, взращенные там внутри нашей безбожной и немолитвенной жизнью, Именем Иисусовым поражая накопленный «ядерный» потенциал всевозможной нечистоты внутри нашей души. Результатом сердечного внимания и противодействия Врагу должно быть чувство покаяния, желание всегда быть с Богом, жить по святым Его заповедям. Если мы не знаем Христа, то и поститься с духовной пользой не можем. Я не рискнул бы назвать такой пост совсем безблагодатным, потому что Бог иногда и неверие, и нечестие людей употребляет для их покаяния и обращения. Мы не можем знать всех путей, которые Он проложил к каждому человеку и каждому человеку к Себе. Но если мы дети Церкви, то для нас должно быть естественным как дыхание поститься ради Христа. У афонского иеромонаха Парфения Кавсокаливита есть очень поучительная история о том, как нам надо всегда чувствовать Христа, жить Им. Одна девушка на исповеди пожаловалась старцу, что она очень любит одного молодого человека и никак не может избавиться от мыслей о нем. Он снится ей, в течение дня она неоднократно обращается в мыслях к нему, как бы испрашивая его совета, делясь с ним своими думами и переживаниями. Его образ согревает ее девичье сердце. Отец Парфений помог молитвой этой барышне, но другим пересказывал эту житейскую историю как притчу. Посмотрите на эту девушку, говорил старец, она не делала над собой никаких усилий, чтобы думать о своем парне, обращаться к нему, согревать свою душу помышлением о нем. Это делает любовь. Когда любишь, всё вокруг меняется. Если бы мы открыли в себе любовь ко Христу и жили этой любовью, вся наша жизнь была бы наполнена Им. Тогда и пост, и молитва, и желание причащаться Его Пречистого Тела были бы совершенно естественным явлением нашей жизни. Душа бы желала этого, вожделела бы дышать благодатью и видеть всех и вся глазами Христа. Это не отменяет аскетики — необходимо употреблять усилия, чтобы открыть в себе Царство Божие, чтобы выстоять перед искушениями врага и насылаемых им помыслов и страстей. Но если человек устремлен к Спасителю, Сам Господь стоит на страже его сердца. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1). Блаженны чистые сердцем… Чем более человек очищает свое сердце теми средствами, которые дает ему Церковь – постом, молитвой церковной и домашней, осознанным участием в Таинствах, благодарным расположением души к Богу, умилением души, как свидетельством принятого Богом покаяния и освобождения от грехов и страстей – тем более он становится восприимчивым к благодати Святого Духа, освящающей желающего этого освящения. Благодати, исцеляющей немощи и восполняющей недостающие и оскудевающие силы в малом человеческом сердце. Со времен Галилео Галилея ученые строят телескопы, совершенствуют линзы, с каждым столетием расширяя для своего взора ускользающий от человеческого глаза огромный мир звезд и галактик. Но человек с чистым сердцем сможет смотреть на мир людей и на Вселенную как Христос, он сможет увидеть всех людей святыми, без той ложной наносной шелухи, которой в страстях и житейской суете обросли их сердца. Он сможет увидеть всю Вселенную, потому что Христос видит весь мир и за каждую душу в этом мире Он на Кресте принес жертву о спасении всех. Если об этом люди бы задумались в пост, помолились о своем сердце, чтобы Бог помог нашему неформальному искреннему покаянию прощением наших грехов и очищением сердец Своею благодатью. Мне кажется, что человек, идущий в пост на исповедь, прежде всего должен думать о чистоте сердца, о радости жизни по заповедям Христовым, ведь это и есть благодатная жизнь с Ним. Ко мне на исповедь как-то пришла одна женщина и призналась: «Я первый раз на исповеди, особо не знаю, что и говорить — ну ругаюсь там, курю, особо никаких там грехов нет у меня». Я поинтересовался, известно ли ей, что такое исповедь, зачем она нужна, как ее совершать, не было ли у нее возможности почитать что-то про покаяние? Она сказала, что нет и попросила меня рассказать об этом хотя бы кратко. Я ответил ей, что исповедь должна бы совершаться с вывернутой наружу душой, без истерики и экзальтации, но все же с распахнутым перед Богом сердцем, по крайней мере такой могла бы быть первая, осознанная исповедь. Готовы ли к тому? Мне понравилась честность этой дамы. Она сказала, что услышала для себя нечто неожиданное и понимает, что именно так она сейчас не готова поисповедаться, но теперь ей есть о чем подумать. «Неужели исповедоваться надо с распахнутым перед Богом сердцем?» Да, если исповедь это дело нашей любви к Богу, а не просто обычай, исполняемый нами ради причастности к традициям нашего неоднозначного прошлого. В пост как на Посту №1 — стоим на страже сердца, если еще не знаем как идти за Христом — учим Его заповеди. Заповеди – это указание пути, или даже так — Пути (потому что Христос — Путь, Истина и Жизнь). Пост – это время покаяния, то есть благодатного изменения своей души, а не просто отчет о «проделанной работе от греха №1 до греха №2503». Пост – это время для того, чтобы питаться Словом Божиим — Святым Евангелием, а также Телом и Кровью Спасителя, подаваемым нам в Таинстве Причащения. Христос же просто сказал нам о том – «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». (Ин. 6: 53-56). Ну и самый простой совет из области постной гастрономии. Что можно и чего нельзя есть? Нельзя есть людей! Протоиерей Игорь Пчелинцев |
|
|
|
МОИСЕЙ |
Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня, как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем. Трудно только начать, но когда начнешь, убедишься, что забота о других много слаще заботы о себе. Все великие учителя веры, следуя закону, учили людей жить, трудясь и заботясь о других людях, ближних и дальних. Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни,— наоборот, мы утверждаем и расширяем ее границы. Заботясь о других, мы свою жизнь делаем не горше, а, наоборот, вносим в нее сладость и утешение. Потому Христос не проповедовал ничего противоестественного или сверхъестественного, когда проповедовал любовь к ближнему. И Толстой не говорил ничего противоестественного или сверхъестественного, когда говорил о жизни ради ближнего. И Эмерсон не шел против природы и жизни, когда писал исследование о компенсации. О своем личном опыте я мог бы сказать вот что: в жизни человека столько радости, сколько он проявляет заботы о людях. Человеку пострадать ради других много слаще, чем страдать ради себя. Потому и Христу было легче переносить крестные муки, чем двум разбойникам, распятым слева и справа от Него. Заботясь о других, человек приобретает большее достоинство. Заботясь о других, человек становится возвышеннее. Заботясь о других, человек приближается к Богу, лучше понимает Бога и по-товарищески становится плечом к плечу с Ним, прислушиваясь к Нему, исповедуясь Ему. Я замечал, что семейные люди религиознее одиноких, а офицеры в дни войны истовее молятся Богу, чем простые солдаты, и правители, отвечающие за жизнь народа, с большим трепетом говорят о вере, чем люди, заботы которых ограничены собственным благосостоянием. Говорят, что среди морских капитанов нет ни одного неверующего. Это объяснимо: ответственность за множество доверенных душ неизбежно приводит мысль человека к Богу. Однажды я переплывал через Атлантику, и мне довелось присутствовать в трапезной на молитве. В воскресенье в одиннадцать часов зазвучал горн, мы все собрались в трапезной, где капитан «служил молебен»: стоя на коленях, он читал молитвы, а мы пели псалмы. Мы проплывали ровно посередине между двумя огромными могилами — местами гибели «Луизитании» и «Титаника». Вокруг нас бурлил океан, равнодушный к нашим жизням. Под нами зияла могила, глубины которой было достаточно, чтобы в ней поместились Карпатские горы. Тогда капитан корабля вознесся в моих глазах до положения библейского патриарха — до Моисея или Самуила: мысленно я входил в его душу, и мне казалось, что он должен быть исполнен достоинства и возвышен в собственных глазах, потому что его мудрости и мужеству доверены сотни жизней, и в то же время он должен чувствовать священную дрожь перед таинственным присутствием Божиим и невероятное смирение, вызывающее слезы и заставляющее пасть перед Всесилием, Которое и корабль, и все, что на корабле, и океан, и все, что в океане, и всю планету, и вселенную держит в Своей власти. У простого пастуха, на попечении которого есть хоть десяток овец, душа десятикратно шире, чем у богача-одиночки, который гуляет, обедает и ужинает один, один перебирает свое золото и акции, сидя в тупом, себялюбивом одиночестве, томясь от скуки, которая толкает либо к пороку, либо к самоубийству. Когда Моисей пас овец своего тестя под горой Хорив, то очень заботился о тысячах этих созданий Божиих и был возвышеннее, чем философ Шопенгауэр, искавший во Франкфурте квартиру на первом этаже, чтобы в случае пожара быстрее выскочить, спасая свою собственную жизнь и не задумываясь о том, что будет с жизнями его ближайших соседей. Насколько же духовнее и благословеннее стал Моисей, когда на его попечение был отдан целый народ. Чем забота и ответственность больше, тем больше близость к Богу. Пока Моисей пас овец, он мог восхищаться красотой Божиего мира и трепетать перед несказанным чудом смены дня и ночи. Но когда он стал пастырем и вождем народа, он постоянно должен был быть проводником воли своего Повелителя. Читайте и смотрите, как Моисей молится Богу о спасении народа от неприятельского войска или от голода, или от жажды, или от змей в пустыне, или от болезни; как воздевает он руки к небу, пока его народ сражается с противником; как он внимает воле Божией, когда устанавливает законы для своего народа; как все в своей жизни и жизни своего народа он объясняет Божиим Промыслом: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле! (ср.: Исх. 13, 3); как все дела свои сверяет он с волей Божией; как затеняет себя, чтобы вознести Бога в глазах народа; как на все свои замыслы и планы ищет благословения свыше, от Яхве; как смиренно и без ропота предается всегда решению Всевышнего: и когда призывается стать освободителем и вождем народа, и когда ему преграждается путь в землю обетованную у самой ее границы. Я не верю, что Моисей когда-нибудь видел Бога. В Библии говорится определенно: когда [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою, то получил от Господа ответ: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх. 33, 18, 20). Эти слова согласуются с православным учением от Моисея до наших дней, согласуются они и с мнением науки. Нам дано видеть лишь спину Божию, как символично и образно выражается Библия. Нам дано видеть только творение, но не Творца, как говорил Декарт. Нам дано созерцать только феномен, но не «вещь в себе», как выражался Кант. Нам дано познать лишь видимую игру элементов, но не их сущность и глубинную связь и судьбу, как утверждает современная наука. Все эти определения имеют одно и то же значение. Лице Божие непосредственно увидеть нельзя, и никто никогда не видел его. Мы живем в тени Божией и знаем только тень Его. Свет лица Его — предмет нашего устремления и желания, идеал нашей веры. Но человек, который заботится только о себе, не имеет ни истинного знания, ни истинной веры. Только заботясь о других, можно приблизиться к Богу и, приблизившись, ощутить Его. В Библии Моисей представлен как неразлучный друг Божий. Несомненно, так и было. Мыслями и чувствами Моисей ежечасно дружески обращался к Яхве, молитвенно разговаривал с Ним, в заботах и затруднениях с Ним советовался. Попробуйте и вы, братья, дружить с Богом. Вам не достичь этого ни знанием, ни умением, ни земной славой, ни богатством, но только добровольной заботой о других людях. Возьмите на себя попечение о своих ближних, которые в этом нуждаются, и вы сразу обогатите свою душу двумя лучшими чувствами (одно принадлежит области Божественного, другое — области человеческого): благочестием и снисходительностью. Только носители большой и искренней заботы о других могут быть хранителями истинного благочестия, а самые заботливые — одновременно и самые снисходительные. Будьте сыновьями заботы и станете сынами Божиими. Станьте заботливыми братьями и станете друзьями Божиими. Создайте малое царство душ, о которых вы будете заботиться, и вы почувствуете в себе широту души великих вождей и царей. Знаете ли ценность свою? Она равна количеству людей, которые не могут жить без вашей заботы. Начните счет с нуля. Если вы живете только заботой о себе, вы еще даже не единица. Если никто на свете не чувствует вашей заботы, значит, вы нисколько не заботитесь о себе. Ваша забота должна охватывать и душу, и тело. Не одними только плотью и хлебом жив человек. Если вы хотите позаботиться о своей душе, вы не сможете сделать этого, не взяв на себя заботы о других. Это естественный закон, очень сокровенный и малоизвестный, но не оккультный или противоестественный. Это естественный закон. Если никто на свете не ощущает вашей заботы,— значит, вы трудитесь только для своей плоти, для своего физического удобства, значит, вы еще не стали единицей, а все еще дробь нуля и единицы, все еще очень и очень малы, малы даже для заботы о самом себе. Почему Моисей так часто и так помногу разговаривал с Богом? Потому, что велика была забота его. В заботе о других людях человек собирается, одухотворяется и поднимается к Богу. Моисей ближе других израильтян стоял к Богу, даже ближе своего брата Аарона, потому что больше разговаривал с Богом. Постарайтесь и вы как можно больше заботиться о других, и вы увидите, как вступите в разговор с Ним. Сокровенная молитва, связующая с Богом, является необходимой потребностью всех, чьи души полны заботы о других. Все мы рабы Божии, сознаем мы это или нет. А осознаем мы это тогда, когда начинаем заботиться о других. Это осознают родитель и друг, настоящий священник и настоящий правитель. До тех пор, пока мы заботимся только о своем собственном благополучии, мы чувствуем себя осколком этого мира или неким самодостаточным элементом. Только забота о других открывает нам глаза и дает нам возможность видеть мир и жизнь в их естественной сущности. Только в свете заботы о ближнем мы видим себя как маленькое звено в длинной цепи, связующей Бога и людей, рабов Божиих и человеческих. Миллионер Рокфеллер был рабом Бога и людей, понимал он это или нет. Для него было бы лучше, если бы понимал: кому много дается, с того много спросится. Горе тому, кто не отдаст должного: взыщется с него неумолимой силой нравственного закона, взыщется с него так, как не ждет, и тогда, когда не ждет, и принесет боль вместо радости, которую бы ощутил, если бы отдал добровольно. Ничего и никому не дает Господь в исключительную собственность, но дает как посреднику, который будет помогать ему в распределении даров. Все мы – посредники и помощники в распределении даров. Все — Божие, ничего нашего нет. Если бы Эмерсон сказал, что его гениальный ум дан ему ради его собственной славы, в этом было бы столько же правды, сколько в заявлении миллионера Рокфеллера, что миллионы даны ему ради его личного удовольствия. То и другое было бы так же истинно, как то, что два плюс два равняется пяти. Оба знаменитых американца были только хранителями Божиих даров. Одного шага в сторону от общепринятого поверхностного восприятия вещей достаточно, чтобы понять, что на всемирной сцене жизни присутствует настоящий коммунизм. Гений Эмерсона и богатство Рокфеллера явились бы всеобщим благом, принадлежа коммуне всего человечества и Богу. Обладатели таких благ только тогда становятся великими и счастливыми, когда они осознают это. Нужно лишь однажды отрешиться от оглушающей мирской суеты, чтобы вспомнить о смерти и признаться искренне, что нам ничего не принадлежит. Поймите это и вы, братья, поймите, что ваша ценность и ваше счастье в этой жизни зависят от взаимной заботы. Все, что вы имеете,— это всего лишь временный кредит Божий, все вы в одинаковом долгу пред Господом. Все, что дано вам сверх вашей потребности, не ваше и не для вас дано. И знайте, что каждому из вас для жизни нужно намного меньше, чем вы думаете. Больше заботьтесь о других, и все будет хорошо: в этом закон и пророки — в этом Бог единый, а все вы, заботясь о ближних, становитесь чадами Его и друзьями. Святитель Николай Сербский |
|
|
БУДЬ КАК МЕРТВЫЙ - СПАСЕШЬСЯ |
1 февраля — память святого Макария Великого Египетского, названного Великим за святость и мудрость. Родился святой Макарий около 301 года в египетском селении Птинапорт. Однажды юный Макарий шёл Нитрийскою пустыней и, утомившись, прилёг. Во сне он увидел Ангела, возвестившего: «Посмотри на эти пустынные места: тебе придётся жить в них». И впрямь после смерти родителей и жены, с которой он жил как с сестрой, Макарий ушёл в дальнюю скитскую пустыню. Вокруг поселились желающие подвизаться под его руководством, построили храм, и Макарий был рукоположен во пресвитера. За подвижническую жизнь святой получил от Господа дар чудотворения. По смерти душа его была унесена Херувимом на небо, избежав рук бесовских. О преподобном Макарии размышляет священник Игорь Филин. Перенесёмся мысленно в IV век, когда жил преподобный. Вот однажды братия спросила его: «Скажи, отче, как надлежит молиться?» Макарий ответил: «Для молитвы не требуется многоглаголания, но надобно воздевать свои руки горе и говорить: Господи! Как Ты желаешь и как Ты Сам знаешь, помилуй меня». Если же враг воздвигнет в душе греховную брань, надлежит только произносить: «Господи помилуй!» Господь знает, что для нас полезно, и сотворит нам милость». В другой раз скитские отцы спросили святого Макария, каким образом он достиг того, что тело его всегда остаётся сухощавым, не только когда он постится, но и когда вкушает пищу. Святой ответствовал: «Как кочерга, которой переворачивают горящие уголья и дрова в печи, всегда опаляется огнём, так у человека, который всегда устремляет ум свой ко Господу и держит в памяти мучения в огне гееннском, этот страх снедает тело и иссушает кости». Исполняя заповедь Христа: «Почитай отца и мать» (Мф.19:19), преподобный подчинился воле родительской, предав себя в руки Господни и уповая, что Господь укажет ему дальнейший путь жизни. Смирение – одна из высших добродетелей монашества. Как можно быть монахом, если не умеешь смиряться? И вся его дальнейшая жизнь полна примеров смирения. Известно, что преподобный, если к нему приходили, как к великому святому, даже не разговаривал с таковыми. Если же являлся человек и говорил, например: «Авва, когда ты был погонщиком верблюдов и самовольно продавал селитру, не били ли тебя?», с таким святой Макарий охотно беседовал и отвечал на все вопросы. Недаром сам диавол, не раз приступавший к преподобному Макарию с искушениями, признал: «Макарий, я досадую, что не могу одолеть тебя. Я всё то же делаю, что и ты: ты постишься, и я не ем; ты не спишь, и я бодрствую. В одном я только уступаю тебе – в смирении». Как-то один инок спросил св.Макария: «Что надо делать, чтобы спастись?» Преподобный ответил: «Ступай на кладбище и брани умерших». Инок удивился, но сделал, как было велено, а когда воротился, св.Макарий спросил: «Сказали тебе что-нибудь умершие?» – «Нет». – «Тогда иди снова, но теперь хвали умерших». Инок послушался. Опять спросил его Макарий: «Ответили тебе мёртвые?» – «Нет». – «Так и ты, если желаешь спастись, будь как мертвец: не гневайся, когда тебя безчестят, не превозносись, когда восхваляют. Поступая так, как эти мертвецы, спасёшься». Сему наставлению и нам надлежит следовать. Преподобный Макарий скончался около 331 года, место его подвигов доселе называется пустыней Макария, и в ней монастырь его имени. Мощи святого находятся в г.Амальфи в Италии. |
|
|
||
НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ |
||
B Губкоме шло экстренное заседание. Обсуждали директиву ЦК об изъятии церковных ценностей. Выступал Садомский Иван Исаевич, первый секретарь Губкома. Слушали его внимательно, понимая всю значимость данного вопроса для укрепления власти большевиков в молодой Советской республике. Иван Исаевич был старый большевик-ленинец. Годы подполья, ссылки и тюрем закалили характер этого несгибаемого революционера. Говорил он жестко, короткими фразами, словно гвозди заколачивал. - Партия требует от нас решительных действий. В идеологическом плане Церковь - наш главный враг. В стране разруха. В Поволжье голод. Мы должны воспользоваться этой для нас благоприятной ситуацией в борьбе с попами и монахами. Их надо уничтожать под корень. Раз и навсегда. Безпощадно истребить всех во имя мировой революции. Изъятие церковных ценностей должно вызвать сопротивление церковников. Владимир Ильич требует этим незамедлительно воспользоваться, чтобы расстрелять как можно больше епископов, священников и монахов. Другой возможности у нас может не быть. Мы должны обсудить план выполнения этой директивы в нашей губернии. Какие будут предложения? Товарищи, прошу говорить коротко и только по существу вопроса. Слово взял член Губкома Свирников Петр Евдокимович: - Товарищи, хочу проинформировать вас, что настоятельница женского монастыря игуменья Евфросиния уже приходила к нам с предложением помочь голодающим Поволжья и передать для этого все ценности монастыря, за исключением утвари, используемой для Евхаристии, попросту говоря - обедни. Она сказала, что в воскресенье в монастыре при всем народе отслужат молебен, и она сама снимет драгоценный оклад с Тихвинской иконы Божией Матери, чтобы передать его в фонд помощи голодающим, а народу объяснит, что икона и без оклада остается такой же чудотворной, так как в древности серебряных и золотых окладов на иконах вовсе не было. После этого выступления поднялся невообразимый шум, многие повскакивали с мест. Раздались крики: «Вот, стерва, что удумала, поднять авторитет Церкви за счет помощи голодающим!» «Товарищи, - кричал другой,- да это же идеологический террор со стороны церковников!» - Прекратить шум! - рявкнул Садомский. - Заседание Губкома продолжается. Слово имеет председатель ГубЧК товарищ Твердиковский Лев Гаврилович. - Никакого идеологического террора церковников мы не потерпим, - сказал Твердиковский. - На любой террор мы ответим безпощадным красным террором. В данной ситуации мы должны нанести упреждающий удар. В воскресенье мы войдем в собор и начнем изъятие церковных ценностей именно во время богослужения. Это должно спровоцировать стоящих в храме на оказание сопротивления. За саботаж декретам советской власти мы арестуем игуменью как организатора контрреволюционного мятежа, а затем проведем изъятие всех церковных ценностей. Матушка Евфросиния в сопровождении двух сестер направлялась в монастырский собор к Божественной литургии. Казалось, что эта пожилая, чуть располневшая женщина, хозяйка большой обители в центре города, вышагивает важно и гордо с презрительной гримасой на лице. Но это было обманчивое впечатление. На самом деле она с трудом передвигала ноги с распухшими от полиартрита суставами, при каждом шаге морщилась от боли, однако виду старалась не подавать. Даже идя на службу, она не могла отрешиться от тяжких дум. Зверское убийство митрополита Киевского Владимира и доходившие до монастыря слухи о разгоне монастырей и убийствах монахов и священников внушали опасения, что их скоро постигнет такая же участь. Всю ночь она молилась перед Тихвинской иконой Божьей Матери: «Да минет сия чаша нашу святую обитель». Только под утро задремала, и было ей во сне видение: ангелы Божии спускаются с неба на их монастырь, а в руках держат венцы. Она стала считать ангелов. К ней подошел какой-то старец и сказал: «Не считай, матушка, все уже давно подсчитано, здесь сто восемь венцов». Проснувшись, она поняла, что всех сестер ждет мученическая кончина. «Нет, не всех, - вдруг встрепенулась игуменья, - ведь в обители, вместе со мной, сто девять насельниц, а венцов в видении было сто восемь. Значит, кто-то из сестер избегнет мученического венца». - Да будет на все воля Божия, - сказала матушка игуменья и, осенив себя крестным знамением, вошла в собор. На Великом входе, во время пения Херувимской, матушка игуменья заплакала. Хор сегодня пел особенно умилительно. Звонкие девичьи голоса уносились под своды огромного собора и ниспадали оттуда на стоящих в храме людей благотворными искрами, зажигающими сердца молитвой и покаянием. Хор запел: «Яко да Царя всех подымем». В это время матушка игуменья услышала какой-то шум у входа в храм. - Узнай, сестра, что там происходит, - обратилась она к монахине Феодоре, казначею монастыря. Та вернулась бледная и дрожащим голосом поведала: - Матушка настоятельница, там какие-то люди с оружием, пытаются войти в собор, говорят, что будут изымать церковные ценности, а наши прихожане-мужики их не пускают, вот и шумят. Что благословите, матушка, делать? В это время архидиакон на амвоне провозглашал: «Оглашенные изыдите, елицы оглашенные изыдите...» Матушка игуменья распрямилась, в глазах блеснул гнев: - Слышишь, мать Феодора, что возглашает архидиакон? Неверные должны покинуть храм. - Но они, матушка, по-моему, настроены решительно и не захотят выходить, - испуганно возразила Феодора. - Я тоже настроена решительно, не захотят добром - благословляю вышибить их вон, а двери - на запор до конца литургии. Через некоторое время в притворе собора поднялся совсем невообразимый шум, доносились звуки потасовки, потом раздался револьверный выстрел. Огромные металлические двери собора медленно, но уверенно стали сближаться. Лязгнул металлический засов – и крики, уже приглушенно, раздавались за стенами собора. Архидиакон провозгласил: «Встанем добре, станем со страхом, вонмем, святое Возношение в мире приносите». В храме сразу восстановилась благоговейная тишина. Начался Евхаристический канон. На запричастном матушка игуменья передала повеление, чтобы сегодня причащались все сестры монастыря. - Как же так, матушка Евфросиния, ведь многие не готовились, - пыталась возразить монахиня Феодора. - Все беру на себя, - коротко ответила настоятельница. В конце службы в двери начали колотить прикладами винтовок. - Может принести динамиту и взорвать двери..., - предложил полупьяный матрос, с огромным синяком под глазом и в безкозырке набекрень. Но в это время двери собора открылись. В дверном проеме стояла матушка настоятельница, а за ней толпились сестры монастыря. Лицо игуменьи выражало спокойствие, а чистые ясные глаза смотрели на стоящих у паперти красноармейцев с сожалением и печалью. Но вот она сделала шаг, ударив своим игуменским посохом о каменные плиты собора, и взгляд ее уже выражал властность и уверенность. И все стоящие на паперти невольно расступились. Внизу ее ждал Твердиковский. - Решением Губкома за саботаж декретам советской власти и открытое вооруженное сопротивление ваш монастырь закрывается. Все его имущество передается в руки законной власти рабочих и крестьян. Зачинщиков сопротивления приказано арестовать. Настоятельница, спокойно выслушав Твердиковского, сказала: - Наше оружие - молитва да Крест. Зачинщица всего только я одна, больше никто не виноват. - Разберемся, - коротко бросил Твердиковский. - Увести арестованную. Матушка повернулась и поклонилась в пояс: - Простите меня, что была строга с вами. Скоро увидимся. Бдите и молитесь, сестры мои. Среди монахинь послышались всхлипы и причитания. Монахиня Феодора решительно вышла из толпы и тоже поклонилась сестрам: - Простите и меня, я с матушкой игуменьей пойду. Конвойные солдаты вопросительно глянули на Твердиковского: и эту, мол, тоже брать? - Арестуйте ее, братцы, - закричал тот матрос с синяком, - это она всем руководила, когда нас выталкивали из собора, и, между прочим, мне самолично чем-то тяжелым двинула. Уже когда монахинь вели к коляске, чтобы перевезти в тюрьму, матушка игуменья спросила: - Чем это ты его, мать Феодора, двинула? Та, засмущавшись, покраснела: - Да так, что под рукой было. - Что же у тебя под рукой было? - не унималась игуменья. - Наша церковная печать, матушка, она же ох какая здоровущая да тяжелая. - Значит, припечатала антихристу, - улыбнулась игуменья. Конвойные с недоумением переглянулись, глядя на улыбающихся монахинь. После закрытия монастыря всех насельниц распустили. Но сестры не хотели далеко уходить и поселились рядом с обителью, на квартирах у благочестивых прихожан. Все верили, что монастырь еще откроют и матушка игуменья тоже вернется. И вскоре, к своей радости, они увидели объявление на монастырских воротах. Объявление гласило о том, что такого-то числа состоится в монастыре собрание всех монахинь, желающих вновь нести послушание в монастыре. В назначенный день собрались все радостные и взволнованные. Не хватало только игуменьи и матушки казначея, да еще одной молоденькой послушницы. Все насельницы собрались в трапезной монастыря. Вошел Твердиковский: - Здравствуйте, гражданки монахини. Советская власть вновь решила вернуть вам монастырь, но вы должны так же нам помочь. Нужно выехать в одно село и поработать в поле на уборке урожая. Сами понимаете, гражданская война, работников на полях не хватает. Ну, словом, все ли вы согласны? Сестры радостно загомонили: - Согласны, конечно, согласны. Нам лишь бы монастырь вернуть да снова Богу служить. - Ну, вот и хорошо, - сказал Твердиковский, - сейчас, ближе к вечеру, прибудут подводы, поедем на пристань, а там - на барже по реке к селу. Прошу никого не расходиться. Когда сестры погрузились в трюм баржи, двери за ними сразу заперли красногвардейцы. В углу трюма сестры заметили двух женщин. Одна из них стонала. Голова ее лежала на коленях рядом сидящей женщины. - Кто вы? - спросила одна из монахинь. - Я ваша игуменья, сестры мои. Монахини с радостными криками кинулись к матушке настоятельнице. - Тише, тише, сестры, мать Феодора умирает. В это время баржа дрогнула и, увлекаемая буксиром, пошла вверх по течению реки. Взошедшая яркая луна осветила трюм баржи своим светом. Монахини увидели пустые глазницы игуменьи, она была слепа. И тогда они зарыдали во весь голос. - Прекратите, сестры, потакать врагу рода человеческого. Не время сейчас плакать, а время молиться. Повинуясь властному голосу игуменьи, сестры умолкли. - Все ли здесь насельницы? - вопросила настоятельница. - Все, кроме послушницы Валентины, она поехала в деревню навестить родственников и не знала ничего. - Теперь ясно, - сказала игуменья, - кому не достало венца. Вдруг одна монахиня вскрикнула, а за ней еще несколько сестер: - Вода, здесь проходит вода, мы все потонем. Матушка игуменья, что нам делать? Нам страшно. - Молитва прогонит страх, сестры мои, не бойтесь, с нами Христос. Сестра Иоанна, задавай тон, пропоем псалом «На реках Вавилонских». Над тихой гладью ночной реки разнеслись полные скорби и печали слова: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакохом...» Когда закончился псалом, матушка повелела петь панихиду. - По ком, матушка, панихиду? - вопрошали сестры, хотя уже знали ответ. - По нам, дорогие мои, по нам. Мы с вами идем к нашему Жениху, а Он к нам идет в полуночи, чтоб привести нас туда, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь безконечная. Горячая молитва полилась из уст монахинь. Холодная вода лилась во все щели и пробоины баржи. Все выше и звонче раздавались голоса сестер. Все выше и выше поднималась вода в трюме баржи. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», - пели монахини уже не одни, а вместе с ангелами, возносящими их души на небеса к Богу. Баржа скрылась под водой, а двум испуганным рыбакам, ставшим невольными свидетелями мученической кончины сестер, все еще казалось, что над водной гладью реки раздается пение: «Вечная память, вечная память, вечная память...» Протоиерей Николай Агафонов. Из книги «Победа над смертью»
|
||
|
|
ПРИТЧА |
У одной барыни был слуга Иван, принимавший нищих, кормивший их и одевавший по заповеди Христовой. Он не был подвижником, но всё время молился за свою хозяйку и потихоньку творил добрые дела. Барыня же была его полной противоположностью: завистливая и жадная, она жила только для себя. И вот молитвами Ивана Господь вразумил барыню видением. Ангел привёл её в обители рая и показал дворец неизреченной красоты. «Для кого он приготовлен?» – спросила барыня. «Для твоего слуги Ивана», – ответил ангел. «Ну, если для Ивана такой дворец, то какой же будет для меня!» – подумала барыня, и тут же в ответ на её мысли ей была показана маленькая ветхая лачуга вне рая. «Это – мне?! – возмутилась она. – Я же верую в Бога, к тому же образованная, знатного рода, состоятельная – отчего такая несправедливость!» И услышала в ответ: «Знаешь, почему у Ивана такой дворец? Потому что он пересылает сюда очень много строительного материала, вот для него и есть из чего строить. А от тебя строительный материал не поступает...» Очнувшись после этого видения, женщина покаялась и стала подражать Ивану: вершить дела милосердия в надежде, что они станут тем строительным материалом, из которого в раю ей будет выстроена обитель. |
|
Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма. Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66 Copyright © 2014 Все права защищены |
Дизайн и программирование: CriticWorld
|