Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2010 год, выпуск № 3 (75)

ПРО БОГА ЗАБЫЛИ – ТУТ И НАГРЕШИЛИ

Адам до изгнания из рая, как мы знаем, всё время находился в общении с Богом. Это общение было непрестанным, не было такого времени, чтобы Адам забывал про Бога. Пророк Моисей в Книге Бытия, пытаясь человеческими словами рассказать о том, что невозможно в полноте представить, не раз говорит, что Бог приходил к Адаму, Бог говорил с Адамом, Адам ходил перед Богом. Подобного рода выражения говорят о былом тесном единении человека и его Творца. В грехопадении человек утратил такое общение. Сегодня мы постоянно забываем про Бога. А как забыли – так и согрешили. Как жить, чтобы ни на минуту не забывать о Боге, не забывать благодарить Господа за Его неисчислимые милости к нам, грешным? Об этом размышляет священник Игорь ФИЛИН.

Мы грешим ежеминутно. Грешим тем, что забываем про Того, Кто нас создал, Кто даёт нам жизнь. Грешим, ибо не исполняем Его Заповеди, легко поддаёмся влиянию страстей. Как говорит пророк и поют в церквах, «от юности моея мнози борют мя страсти». И дай Бог, чтобы хоть в старости страсти эти бороли нас меньше, ибо жизнь отсчитывает последние часы, а ты гибнешь.

Как же спастись? Как угодить Богу? Помните слова царя-псалмопевца Давида и молитесь от всего сердца, как делал он: «Благословен Ты, Господи! научи меня оправданиям Твоим» (Пс.118:12). А ещё не забывайте благодарить Господа за всё. «Благодарить же должны не только богатые, но и бедные; не только здоровые, но и больные; не одни благоденствующие, но и терпящие напасти, – поучал св.Иоанн Златоуст. – Нет ничего удивительного в благодарении тогда, когда дела наши направляются попутным ветром, но когда бывает сильная буря, корабль находится в опасности, тогда благодарность служит большим доказательством терпения и признательности».

Вспомним Евангелие от Луки. Идут десять прокажённых. Несчастные презираемы и изгоняемы из общества и идут ко Христу, узнав, что Он исцеляет людей. Ещё издали начинают просить: «Иисус Наставник, помилуй нас!» (Лк.17:13). Христос отправил их, как положено было по закону, к священнику, дабы они воздали хвалу Богу. Те отправились в Иерусалим. Заметьте, в самый этот момент ничего не происходит – как они были покрыты язвами и струпьями, так и остаются. Но уже в дороге обнаруживают, что здоровы – тела очистились! Один возвращается, падает Христу в ноги и воздаёт хвалу Богу. Не правда ли, понятное поведение? Ведь и мы благодарим врачей за лечение. Но Сам Спаситель, как мы видим, ничего не совершал – не накладывал рук, как в других случаях, не помазывал болящих, как в случае со слепорождённым, когда Он смешал землю со Своей слюной и помазал этим глаза слепцу, чтобы тот прозрел. Просто послал прокажённых воздать благодарение Богу… Христос исцелил их за одну только готовность исполнить послушание – идти и молиться.

Но вернулся и воздал хвалу Господу один. Христос вопрошает: «Не десять ли очистились? где же девять?» (Лк.17:17). Вернулся тот, от кого меньше всего надо было ожидать благодарности, – иноплеменник, не иудей… Меж тем, те девять иудеев были воспитаны в единобожии, знали 10 Синайских заповедей, были воспитаны в слове Божием, дошедшим до них с наименьшим искажением. Но их нет, а этот пришёл. В возгласе Христа чувствуется сожаление о неблагодарности людей своему Богу – Тому, Кто дал им жизнь.

Поэтому мы, если видим свои грехи и страсти и осознаём, что с таким ужасным багажом нам в Царство Небесное не войти, должны искать выход. А выход – в благодарении Бога за всё. Прежде всего – за жизнь, которая сама по себе удивительное благодеяние Божие. Ведь мы могли и не появиться на свет. Да, телом рождаемся мы от отца и матери, но кто вдыхает в нас безсмертную душу? Господь. Без Его высшей на то воли не может появиться человек на свет: кто-то не хочет, но рожает, другие мечтают о ребёночке, всем сердцем желают его, а зачать не могут… Но есть немало случаев, когда по милости Божией неплодные, но молящие о детях родители получают желаемое. Вспомним свв. Иоакима и Анну, свв. Елисавету и Захарию, а также многих современников, которые горячо и слёзно молились и получали просимое.

Наша беда в том, что мы воспринимаем Божий дар – жизнь – как нечто естественное. Даже привередничаем: это не нравится, это хотелось бы изменить, а того-то хотелось бы ещё лучше и больше. О благодарности Богу за то, что уже имеем, – ни звука, ни помысла. Мы все в своих мечтаниях – в будущем или в воспоминаниях прошлого, но редко бываем в настоящем моменте, в «сейчас», чтобы почувствовать радость бытия. И пока мы будем уходить от настоящего, пока будем нестись по жизни развлекаясь, – мы не в состоянии будем оценить величие благодеяний Божиих.

У молодых иногда складывается впечатление, что старики хотят быть молодыми. Думаю, многие из них немало бы удивились, если бы могли услышать слова одной пожилой и больной женщины: «Батюшка, как жить-то хочется! Ведь жизнь-то какая хорошая!» Она, несмотря на возраст, болезни и тяготы, с ними связанные, чувствует, сколь безценен дар Божий – жизнь – и наслаждается им. Душа её ликует, что живёт. Большинство из нас понимает это, только когда может сравнить жизнь и небытие. Но неужели нам нужно дождаться смерти, чтобы сравнить, что такое умирающая плоть и трепещущая в смертном страхе душа и что такое жизнь в радости, которая уже невозможна? Так человек сравнивает своё состояние здоровья с немощью. Здоров – и кажется, что всё хорошо. Но заболел – и появляются страдания и страх смерти из-за безпутно прожитой жизни. А мы должны благодарить Творца без сравнений и каких-либо условий с нашей стороны. Например, у женщины умерла дочь, а она благодарит Господа и тем становится подобной Аврааму, приносящему Богу в жертву сына. Как писал св. Иоанн Златоуст, «если мы за то благодарим Бога, за что другие злословят, отчего приходят в отчаяние, то смотри, какое здесь любомудрие: во-первых, ты возвеселил Бога; во-вторых, ты посрамил диавола… Если ты благодаришь, то диавол, как не получивший никакого успеха, отступает; а Бог, как приявший честь, в воздаяние награждает тебя большею честью». Нет ничего святее языка, который благодарит Бога: он поистине ничем не отличается от языка мученика и получает такой же венец.

Ищите возможность видеть благодеяния Бога и благодарить Его за всё. Вот, например, человек сидит в темнице – страшное наказание одиночеством – или попал на необитаемый остров – вспомните Робинзона Крузо, который рад был даже попугаю, который хотя бы мог повторять его слова! А мы имеем общение, у нас есть жёны, мужья, родители, дети, бабушки и дедушки, дальние и близкие родственники, да просто люди вокруг – те же прохожие… Если бы нам дано было пережить одиночество, не испытали бы мы радости оттого, чтобы просто пройти по улице среди людей, пусть даже незнакомых? – Конечно. Попробуйте побыть в полном одиночестве день, два, три… долго ли удержитесь оттого, чтобы не позвонить, невключить радио или телевизор?.. В жизни столько милости Божией, что можно благодарить Отца Небесного с утра до ночи и с ночи до утра. Свет – это дар Божий, ночь – тоже дар Божий, здоровье – дар Божий, и болезнь – тоже дар, ибо так мы познаём себя, друзья и даже враги – дар Божий, потому что недругов надо научиться любить, без чего не может быть спасения. Вся наша жизнь – сплошной дар Божий. Так неужели же надо дождаться, когда будем всего лишены?

Вспомним многострадального Иова. Вот был человек с благодарным сердцем! Даже став нищим, в тяжелейшей болезни и изгнании говорил: благословенно имя Господне вовеки, хоть Он мне дал, хоть забрал. Что ни изволит Господь – всё есть для меня благо.

Об этом же писал и св. Иоанн Златоуст: «Мы не знаем, что нам полезно, в той мере, в какой Бог знает. Следовательно, получили или не получили – мы должны благодарить».


БОЛЕЗНЬ, СМЕРТЬ И ПОСЛЕ...

Большинство людей XX века мало знают о смерти, о том, как происходит умирание и что будет после него. О смерти не думают – вернее, стараются не думать. Это может показаться странным, так как смерть – самое важное событие во всей земной жизни человека и ничего более определённого и более окончательного ни с кем из нас случиться не может. Мысль о смерти трудная и неприятная, вот и стараемся не думать. Мы всегда заняты, день заполнен; нужно подумать о будущем, чего-то добиться, в чём-то успеть, что-то закончить. И вдруг – смерть. Сразу приходит конец всем планам и надеждам. Как же так? Я ведь ещё не успел сделать то-то и то-то… Мы смерти не знаем и потому боимся её. Что пугает нас больше всего? Ради чего жили? Как примириться с неотвратимостью смерти? Что ожидает нас после конца жизни земной? За что придётся держать ответ пред Отцом нашим Небесным? Об этом и многом другом наш сегодняшний разговор.

«Самое главное для глаз невидимо», – сказал известный писатель А. де Cент-Экзюпери. Лучшие умы человечества всегда видели духовную сторону мира, верили в Бога и в безсмертие души человека. Ещё Платон учил: «Душа человека безсмертна. Все её надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни». Христианство и все великие религии учили, что при умирании душа исходит из тела и продолжает жить в новых условиях.

Мир устроен разумно, а не случайно. Не видеть этого можно, только буквально закрыв глаза, – примеры на каждом шагу. Известно немало случаев, когда человек, мужчина или женщина, вдруг просыпается ночью и чувствует, что около него стоит его мать, жена или муж, находящиеся в это время очень далеко. А потом выясняется, что этот близкий ему или ей человек умер как раз в тот момент, когда проснувшийся ощутил его присутствие рядом с собой. Животные иногда могут воспринимать невидимое присутствие лучше людей. Кошка выгибает спину, её шерсть поднимается дыбом; собака начинает лаять. Было много разных наблюдений, говорящих о жизни души; вера в это никогда не покидала людей, а теперь, в последние 15–20 лет, верования в продолжение существования после смерти получили и объективное подтверждение. Было сделано много новых открытий. Современные методы реанимации – возвращения жизни недавно умершим – приподняли завесу и позволили бросить взгляд «по ту сторону». Оказалось, что и после смерти тела жизнь продолжается. В настоящее время у учёных, изучающих проблему смерти, нет никаких сомнений в продолжении жизни после смерти тела.

Сейчас предлагают различать два состояния смерти: смерть клиническую – то, что мы всегда называли смертью, и смерть органическую, когда уже началось структурное изменение тканей. Оживление возможно только в том случае, когда оно начато раньше, чем проявилось необратимое разрушение тканей организма, то есть пока ткани, хотя и мёртвые, ещё сохраняют свою нормальную структуру; после того, как ткани начали распадаться, никакая реанимация не поможет. В литературе есть описание случаев, когда умерший и уже объявленный мёртвым оживал, иногда даже без какой-либо посторонней помощи. Это побуждало людей стараться оживить только что умерших. Самые древние попытки были, конечно, очень примитивны – применяли тепло на живот, пороли крапивой, вдували воздух в лёгкие мехами, сажали на лошадь в надежде, что тряская езда вернёт умершего к жизни. Как и сейчас, с применением электрических шоков, чувствовали, что необходимо сильное раздражение. Конечно, все эти ранние попытки редко увенчивались успехом.

Недавно умершего человека иногда удаётся оживить. Такие люди, прошедшие через временную смерть, потом рассказывали о своих переживаниях во время пребывания «по ту сторону». Они сохраняли способность воспринимать окружающее, могли, например, со стороны смотреть на своё мёртвое тело, видеть, как врачи и сёстры пытаются вернуть их к жизни, и могли слышать и понимать разговоры. Таким образом, оказалось, что возвращённый к жизни человек сохранял память о происходившем и позже мог рассказать о том, что он видел и слышал, когда его тело было мёртвым. «Личность» или «душа» не умирает одновременно с телом, а продолжает независимое существование. Если умершего удаётся оживить, душа возвращается в тело.

Одним из пионеров этой новой отрасли медицины является доктор Раймонд Муди, написавший книги «Жизнь после жизни» и «Размышления о жизни после смерти». Он пишет, как впервые заинтересовался этой проблемой. В 1965 году, ещё будучи студентом, он был на лекции профессора психиатрии, рассказавшего, что он дважды умирал, но был возвращён к жизни, и описавшего то, что происходило с ним, когда он был мёртв. Фантастический рассказ профессора заинтересовал доктора Муди, но личного опыта у него не было и он не предпринял никаких действий. Однако спустя несколько лет он встретился с другим подобным случаем и был поражён тем, что необразованная старая женщина описала то же самое, о чём говорил профессор психиатрии. Доктор Муди всерьёз занялся изучением этого феномена, собирая подобные случаи.

Вот один такой случай, произошедший с девятнадцатилетним юношей, который вёз своего друга домой на автомобиле, когда на перекрёстке на них налетел другой автомобиль. Он рассказал: «Я слышал, как трещал бок автомобиля, а затем я как будто двигался в темноте, в каком-то со всех сторон закрытом пространстве. Всё это длилось только одно мгновение, а затем я вдруг… ну как бы парил в двух метрах над дорогой, четырех метрах от автомобиля, и слышал слабеющее эхо от грохота столкновения. Оно утихало вдали». Потом он видел людей, которые бежали и толпились вокруг машины, видел своего друга, выходившего из машины и потрясённого, видел в разбитом автомобиле своё собственное тело, залитое кровью и с перекрученными ногами. Смотрел, как люди старались освободить его тело. Он был возвращён к жизни и позже рассказал об этом переживании.

Случаи временной смерти с выходом души из тела и возвращением в него известны и до трудов современных нам врачей-реаниматоров. В качестве примера приведём случай К. Икскуля. Это сообщение было впервые опубликовано архиепископом Никоном в «Троицких листках» в 1916 году, а позднее перепечатано в журнале «Православная жизнь» и в 3-м выпуске сборника «Надежда» под заглавием «Невероятное для многих, но истинное происшествие». После многих лет спокойной жизни он заболел воспалением лёгких. Болел долго, но потом вдруг почувствовал облегчение, однако врачи забезпокоились – принесли кислород. Потом – озноб и полная безучастность к окружающему. Он рассказывает: «Всё моё внимание сосредоточилось на себе самом… и как бы раздвоение… появился внутренний человек – главный, у которого полное безразличие к внешнему (к телу) и к тому, что с ним происходит… И вдруг меня со страшной силой потянуло вниз, в землю… я заметался. «Агония», – сказал доктор. Я всё понимал. Не испугался… мне было тяжко, томно… я чувствовал, что-то должно отделиться… я сделал усилие освободиться, и вдруг мне стало легко, я почувствовал покой. Справа от меня полукругом стоят врачи и сёстры, вокруг кровати. Я удивился: что они там делают, ведь я не там, я здесь. Я подошёл ближе, посмотреть. На кровати лежал я. Увидев своего двойника, я был удивлён: как это возможно?» Он подумал, не умер ли он. Он видел, как старушка няня перекрестилась: «Ну, Царство ему Небесное», – и вдруг увидел двух Ангелов. В одном он почему-то узнал Ангела Хранителя, а другого он не знал. Ангелы взяли его за руки и пронесли через стены палаты на улицу. Затем он описывает подъём, видение «безобразных существ» («Я сразу понял, что этот вид принимают на себя бесы») и появление света ярче солнечного. «Всюду свет и нет теней». Свет был так ярок, что он не мог ничего видеть. «Как во тьме. И вдруг сверху, властно, но без гнева, раздались слова: «Не готов», и началось стремительное движение вниз». Он вернулся к телу. Ангел Хранитель сказал: «Ты слышал Божие определение. Войди и готовься». Оба Ангела стали невидимыми. Появилось чувство стеснения и холода и глубокая грусть об утраченном. Он потерял сознание и очнулся в палате на койке. Врачи, наблюдавшие за Икскулем, сообщили, что все клинические признаки смерти были налицо и состояние смерти продолжалось 36 часов.

Существуют отдельные свидетельства и о более длительных сроках. Что невозможно человекам, возможно Богу. В Евангелии и в Деяниях описано много чудесных случаев воскрешения мёртвых. Иисус Христос воскресил Лазаря на третий день после смерти, когда уже началось разрушение тела.

Жизнь человека на земле – это только начало, только подготовка к тому, что ждёт нас всех после смерти тела. Начатое здесь будет продолжаться там; вероятно, ждут и какая-то ответственность, и возмездие за сделанное во время земной жизни. И по-видимому, очень важно перейти порог в состоянии беззлобности, умиротворённости и покоя, не унося с собой ни одного тёмного пятна на совести. Христианство всегда знало это, поэтому и советовало каждому перед смертью исповедаться и причаститься. Состояние личности в момент смерти важнее всей предыдущей жизни человека. Об этом говорит и евангельское повествование св. Луки о разбойниках: «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону… Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: Если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: Или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:32–33,39–43). Жизнь разбойника была плохой, но раскаяние в последние часы перед смертью обещает хорошее начало будущего существования. Христианство всегда говорило нам об этом. В Откровении св.Иоанна Богослова сказано: «Блаженны мёртвые, умирающие в Господе… они успокоятся… и дела их идут вслед за ними» (Отк.14:13). Вот ещё несколько цитат из Священного Писания. Совершенно определённо говорит о вечной жизни Сам Иисус Христос. Обращаясь к своим ученикам – апостолам, Он сказал: «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38); «Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная… Да не смущается сердце ваше… в доме Отца Моего обителей много…» (Ин.12:50; 14:1–2).

Архиепископ Антоний Женевский пишет о том, что жизнь за гробом есть естественное продолжение жизни на земле. Перейдя в загробный мир, душа чувствует, сознаёт, воспринимает, рассуждает.

Сейчас учёные предлагают различать две стадии восприятий: аутоскопические – то, что душа видит, слышит и чувствует непосредственно после выхода из тела, когда она находится ещё здесь, в нашем мире; и трансцендентальные – восприятия души, уже ушедшей в нездешний мир.

Пример аутоскопического восприятия:

Мой друг передал мне рассказ солдата, раненного во время артиллерийского обстрела. Сперва была короткая потеря сознания, а потом солдат увидел, как санитары укладывают на носилки израненное безжизненное тело. Он хотел помочь им, что-то говорил, но они не обращали на него внимания, а один из них прошёл просто сквозь него. Он попытался взяться за ручки носилок, но не почувствовал их тяжести, его руки не ощущали контакта. Посмотрев на убитого или, может быть, раненого, солдат с удивлением узнал самого себя.

Иногда душа, парящая над своим телом, может вдруг мгновенно перенестись в другое место. Другой пациент сказал, что он мог посмотреть близко или вдаль, как в телефотолинзу. Таких рассказов много. Испытавшие это говорят не о полёте, а о моментальном перемещении – «чисто мыслительный процесс и очень приятный. Захотел – и я там». Почти все пережившие состояние временной смерти говорят о каком-то тёмном закрытом пространстве, а потом о появлении яркого света. Многие вспоминают не тёмное пространство, а что-то вроде чёрного туннеля, в котором летит вышедшая из тела душа. В конце туннеля – свет, к нему стремится умерший. В Священном Писании тоже есть термин «долина смертной тени». В рассказах тех, кто не дошёл до встречи со светом, нет никаких описаний трансцендентального мира.

Пример трансцендентального восприятия:

Автор книги «Возвращение из завтра» доктор Георг Ритчи пишет, как в 20 лет заболел и умер. Выйдя из тела, он видит свет, потом чувствует «присутствие» и затем видит Иисуса Христа. Перед его взором проходят все годы его жизни за несколько минут. Вдруг вопрос: «Как ты использовал своё время на земле?» Христос спрашивал не о фактах, а об их значении – что важного сделал Ритчи в жизни. Ему было показано, что важны не его личные достижения, а любовь ко Христу и людям. Потом – полёт и видения загробной жизни. Он видел самоубийц. Они страдают, просят прощения, но их не слышат. Ничего сделать нельзя. Он видел и другие картины ада – привязанность к земным желаниям, которые там неутолимы… Потом он видел небесный мир, где процветают науки, искусство, музыка. Библиотека всеобъемлющего знания. Существа по виду такие, как люди, трудятся, не думая о себе. Они росли в земной жизни и продолжают расти… Ритчи вернулся в тело против желания.


ВИДЕНИЕ О МЫТАРСТВАХ ПРЕПОДОБНОЙ ФЕДОРЫ

Учение о мытарствах есть учение Церкви. В «Догматическом Богословии Православной Кафолической Восточной Церкви» преосвященного Антония утверждается: «Частный суд Божий над душами по разлучении их с телами предваряется, по учению Православной Церкви, истязанием на так называемых мытарствах, чрез которые они, восходя от земли в сопровождении Ангелов, проходят воздушное пространство и на которых злые духи задерживают их и обличают все грехи, содеянные ими в жизни».

Из сочинения свт. ИГНАТИЯ (Брянчанинова) «Слово о смерти»

«… Когда настал час моей смерти, я вдруг увидела множество злых духов, которые явились ко мне в образе эфиопов и, став у одра моего, вели возмутительные разговоры и зверски посматривали на меня… всевозможные вещи проделывали злые духи, чтобы устрашить меня: и похитить собирались, и присвоить себе, и большие книги приносили, в которых были записаны все мои грехи… Находясь в таком мучительном состоянии, я вдруг увидела двух Ангелов в образе светлых юношей, весьма благообразных, одетых в золотые одежды; волосы у них были как снег. Они приблизились к одру моему и стали по правую сторону. Не было пределов моей радости, когда я увидела их. Злые духи, увидев явившихся Ангелов, со страхом отошли подальше. Один из Ангелов с гневом обратился к ним: «Зачем вы, мрачные враги рода человеческого, смущаете и мучаете душу умирающей? Здесь вашего ничего нет».

Вот наконец пришла и смерть. Светозарные Ангелы приняли меня на руки свои, и мы начали восходить на небо. Когда святые Ангелы несли меня, приступили злые духи: «Вот у нас многие её грехи: отвечайте нам за них». Св. Ангелы в ответ представили все те добрые дела, какие я когда-либо совершила: когда дала бедному хлеба, посетила больного или в темнице заключённого, или скорбела о чужих несчастиях и напастях, или совершила много поклонов, старалась не слышать празднословия, клеветы и лжи… Злые духи скрежетали зубами, желая ввергнуть меня в бездну. Внезапно появился св.Василий, передал Ангелам ковчежец и сказал: «Когда будете проходить мытарства, искупайте душу сию от долгов её, взяв из ковчежца и отдав лукавым и злым духам…»

И вот на пути встретили мы мытарство первое, которое называется мытарством празднословия и сквернословия. Явились истязатели и требовали дать ответ во всём, что я дурно когда-либо о ком-нибудь говорила; обвиняли меня за дурные песни, которые я пела, за неприличный смех и насмешки. Но Ангелы защитили меня от истязателей, и мы отправились дальше. Поднимаясь выше к небу, мы достигли мытарства второго – мытарства лжи. Находившиеся там злые духи были очень мерзки, противны и свирепы. Они, увидев нас, вышли навстречу к нам и начали оклеветывать меня, указывая на время и место, когда и где я говорила на кого ложь, называли даже тех лиц, о которых я сказала неправду. Ангелы, со своей стороны, защищали меня и дали злым истязателям из ковчежца св. Василия, и мы миновали их без бед.

Достигли мы и третьего мытарства – мытарства осуждения и клеветы. Здесь находилось множество злых духов. Один из них, более старый, начал говорить, когда и какими словами я кого оклеветала в течение всей своей жизни. Ангелы рассказали о моих добрых делах. Миновали мы и эту беду. Встретили мы дальше на пути мытарство четвёртое – объядения и пьянства. Слуги этого мытарства стояли как волки хищные, готовые поглотить всякого приходящего к ним. Они напустились на меня, как псы, высказывая всё то, что я от юности сделала в отношении чревоугодия, вспоминали, когда я ела утром, не помолившись Богу, указывали и на то, что я ела скоромное в постные дни, что ела до обеда и во время обеда чрез меру, что ела без меры и перед ужином, и во время ужина; во всём этом обличали меня, стараясь вырвать из рук Ангелов.

Они выставили счета даже тем чашам, которые я в течение всей своей жизни выпила, говоря: «Не столько ли чаш выпила ты в такой-то день, и в такой-то с тобой пил мужчина, а в такой – женщина? Не была ли ты пьяна, пивши без меры и так много?» Тогда я сказала, что действительно всё это было и что всё это я помню… Ангелы, дав часть из ковчежца св.Василия, искупили мои грехи, и мы отправились дальше.

Я тогда спросила у Ангелов, знают ли находящиеся на земле люди, что ждёт их здесь и с чем они встретятся по смерти своей? «Да, они знают, – сказал Ангел, – но наслаждения и прелести жизни так сильно действуют на них, так поглощают их внимание, что они невольно забывают о том, что их ждёт за гробом.

Ведя такую беседу, мы достигли пятого мытарства – мытарства лености, где истязуются грешники за все дни, проведённые в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, жившие чужими трудами, а сами не хотевшие трудиться, и наёмники, бравшие плату, но не исполнявшие обязанностей, принятых на себя. Тут же истязуются и те, кои не радеют о прославлении Бога, ленятся в праздничные и воскресные дни ходить в храм на утреннее богослужение, на Божественную литургию и другие священные службы. Тут же испытываются уныние и небрежение как мирских людей, так и духовных, и разбирается нерадение каждого о душе своей, и многие оттуда низводятся в пропасть.

Я была там много испытываема, и нельзя бы мне было освободиться, если бы Ангелы не восполнили моих недостатков дарами прп. Василия.

Пришли к мытарству шестому – воровства. Здесь тоже немного дали злым духам и прошли свободно. Мытарство седьмое – сребролюбия и скупости – прошли мы без задержания, потому что я, по милости Божией, никогда в жизни моей не заботилась о многом приобретении и не была сребролюбива, довольствуясь тем, что Бог давал; и не была скупою, но что имела, усердно раздавала нуждающимся. Вошли мы в мытарство восьмое, лихоимства. Представители же сего мытарства, истязующие грехи взяточничества и лести, ничего не имели против меня и поэтому со злостью заскрежетали зубами, когда мы безбедно уходили от них. Вот мытарство девятое – неправды и тщеславия. В них я была невиновна, и скоро мы отправились оттуда.

Достигли мы и десятого мытарства, мытарства зависти. Благодатию Христовой и здесь ничего в осуждение меня не нашлось у злых духов. И мы с радостью направились далее.

Встретилось мытарство одиннадцатое, где испытываются грехи гордости, но его мы прошли совершенно свободно, так как я оказалась невиновною в этом грехе. Восходя дальше к небу, мы встретили мытарство двенадцатое – мытарство гнева. И вот старейший из злых духов, сидевший на престоле, исполненный ярости и гордости, с гневом приказал слугам своим мучить и истязать меня. Последние, как псы облизываясь, начали доносить на меня. Они открывали не только то, какие слова я действительно с яростью и гневом когда-то произнесла или каким словом кому повредила, но говорили и о том, как я когда-то с гневом посмотрела на своих детей, а в другой раз слишком строго наказала их. Они представили всё очень живо, указав даже время, когда тот или иной грех был мною совершён, и тех людей, на которых я свой гнев изливала, повторили даже подлинные мои слова, которые я произносила, и сказали, кто присутствовал при этом. Ангелы ответили тем, что дали из ковчежца, и мы отправились выше.

И встретилось нам мытарство тринадцатое – злопамятства. Я во многом была грешна, но любовь питала ко всем, и к великим, и к малым, никого никогда не оскорбляла, никогда не помнила зла, никогда не мстила другим за зло… И мы без остановки пошли дальше.

Одного из Ангелов, сопровождавших меня, осмелилась я спросить: «Умоляю тебя, скажи мне, откуда знают эти злые духи, которые нам встречались в мытарствах, кто и что в жизни сделал дурного?» Ангел отвечал: «Всякий христианин при Святом Крещении приемлет Ангела Хранителя, который невидимо оберегает его от всего дурного и наставляет на всё доброе и записывает все добрые дела, совершённые этим человеком… С другой стороны, злой ангел в течение всей жизни следит за злыми делами человека и записывает их в своей книге; он записывает все грехи, в которых испытываются люди, проходящие мытарства и направляющиеся на небо. Грехи эти могут возбранить душе вход в рай и низвергнуть прямо в бездну, в которой живут и сами злые духи. Там души эти будут жить до Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, если не имеют за собой благих дел, которые бы могли вырвать их из рук диавола. Люди, верующие в Святую Троицу, приобщающиеся как можно чаще Святых Тайн Тела и Крови Христа Спасителя, имеют прямо восход на небо, без всяких препятствий, и св. Ангелы являются их защитниками, и святые угодники Божии молятся о спасении душ праведно поживших людей.

Пришли в мытарство четырнадцатое – разбойничества. В нём испытываются все те, кто с гневом толкал кого-либо или бил по щекам, по плечам и шее жезлом, или палкой, или каким-либо другим оружием. Ангелы, дав немного из ковчежца, провели меня чрез это мытарство.

Мы внезапно оказались в мытарстве пятнадцатом – чародеяния, обаяния, отравления наговорными травами, призывания бесов. Здесь находились злые духи, змееобразные по виду, для которых единственная цель существования – вводить людей в соблазны и разврат. Ни один из них не мог и слова сказать против меня, так как в этих грехах я была невиновною. По благодати Христовой мы скоро миновали и это мытарство.

После этого я спросила у Ангелов, сопровождавших меня: «За всякий ли грех, который человек совершит в жизни, он в мытарствах сих после смерти истязуется или, быть может, возможно ещё в жизни загладить свой грех, чтобы очиститься от него и здесь уже не мучиться за него? Я просто трепещу от того, как подробно всё разбирается». Ангелы отвечали мне, что не всех так испытывают в мытарствах, но только подобных мне, не исповедавшихся чистосердечно перед смертью. Если бы я исповедала отцу духовному без всякого стыда и страха всё греховное и если бы получила от духовного отца прощение, то я перешла бы безпрепятственно все эти мытарства, и ни в одном грехе мне не пришлось бы быть истязуемой.

Конечно, мне много помогало то, что я в течение всей жизни желала и старалась избегать греха. Тот, кто с усердием стремится к покаянию, всегда получает от Бога прощение, а чрез это и свободный переход от жизни сей в блаженную жизнь загробную. Духи злые, которые находятся в мытарствах вместе со своими писаниями, раскрывши их, ничего не находят написанным, ибо Святой Дух делает невидимым всё написанное. И видят это они, и знают, что всё записанное ими изглажено благодаря исповеди, и очень скорбят тогда. Если человек ещё жив, то они стараются снова на этом месте вписать какие-нибудь другие грехи. Велико поистине спасение человека в исповеди!.. Иные не исповедуются в надежде, что будет ещё время и для спасения, и для оставления грехов; иные просто стыдятся на исповеди высказать духовнику свои грехи – вот такие-то люди будут испытаны в мытарствах строго. Есть и такие, которые стыдятся всё высказать одному духовному отцу, а избирают несколько, и одни грехи одному духовнику открывают, другие – другому и так далее; за такую исповедь они немало претерпят, проходя мытарства.

Так мы шли и беседовали; незаметно перед нами показалось мытарство шестнадцатое – мытарство блуда. Истязатели этого мытарства вскочили и, глядя на нас, изумлялись, что мы достигли безпрепятственно этого мытарства, и несколько времени стояли как будто в забытьи. Потом они принялись истязать меня, причём говорили не только правду, но много дали ложных показаний, приводя в подтверждение имена и места; здесь задержались мы довольно долго. Вот мытарство семнадцатое – прелюбодеяния. Слуги этого мытарства быстро подскочили ко мне и начали излагать мои грехи: как я прежде, когда ещё не служила у св. Василия, имела супруга, которого мне дала моя госпожа, и жила с ним, а когда-то с другими согрешила, и много на меня клеветали. Святые Ангелы и здесь защитили меня.

Явились мы потом на восемнадцатое мытарство – мытарство содомских грехов, где истязуются противоестественные блудные грехи и вообще все сквернейшие, тайно совершаемые дела, о которых, по слову апостола, «срамно есть и глаголати»(Еф.5:12).Я не была виновна против грехов этого мытарства, и мы скоро его миновали.

В то время, когда мы поднимались выше, Ангелы сказали: «Ты видела страшные и отвратительные блудные мытарства; знай, что редкая душа минует их свободно: весь мир во зле соблазнов и скверн, все почти люди сластолюбивы; «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт.8:21). Большая часть, дошедши сюда, погибает. Власти блудных мытарств хвалятся, что они более всех прочих мытарств пополняют огненное родство во аде. Благодари Бога, Феодора, что ты миновала блудных истязателей молитвами св. Василия. Более уже не увидишь страха».

После этого мы пришли на девятнадцатое мытарство, которое носит название «идолослужение и всякие ереси». Здесь ни в чём меня не испытывали, и мы скоро миновали его. Затем нам встретилось мытарство двадцатое, которое называется мытарством немилосердия и жестокосердия. Когда кто не следует заповеди Божией и немилосерд, то душа такого человека, придя в это мытарство, подвергнута будет разным истязаниям и брошена в ад, и там затворят её до общего Воскресения. Такую душу Бог не помилует, так как она ни убогому не подала куска хлеба, ни нищего не успокоила, ни болящего не посетила, не помиловала слабого и обиженного если не делом, то хоть словом утешительным, и в его горе не поскорбела вместе с ним. Когда мы пришли сюда, князь сего мытарства показался мне весьма жестоким, суровым. Слуги его подлетели ко мне, как пчёлы, и начали меня испытывать, но, не нашедши ничего, отошли; мы же, весёлые и радостные, отправились дальше.

И вот мы приблизились к вратам небесным и вошли в них, радуясь, что благополучно прошли испытания в мытарствах… Приведшие меня святые Ангелы подвели меня к Престолу Божию, и я поклонилась невидимому Богу. Затем услышала голос, говорящий: «Пройдите с нею и покажите ей души праведных и грешных и все обители святых, находящиеся в раю, и места в преисподней, и потом дайте ей покой там, где укажет угодник мой Василий».

Мы отправились по неведомому пути и пришли в обители святых. Здесь увидела я различные палаты, сотворённые рукою Божией, искусно и красиво устроенные. Я изумилась увиденному и с радостью смотрела на всё…Затем мы отправились осматривать окрестности рая, красоту которых просто невозможно описать…

Затем меня повели в преисподнюю, где Господь заключил сатану, связав его. Там видела я ужасные муки. Оттуда мы направились на запад, где я видела столь же страшные муки, приготовленные для грешников. Всё это Ангелы показывали мне, говоря: «Видишь, от каких бедствий ты спасена благодаря молитвам св. угодника?..»

(печатается с сокращением)


О КОЛДОВСТВЕ

Поскольку часто – желая вам помочь – я рассказывал вам о Рае, об Ангелах и о святых, то сейчас – снова желая вам помочь – расскажу вам немного об адской муке и о бесах, для того чтобы вы знали, с кем мы ведём брань.

Однажды ко мне в каливу пришёл один юноша – колдун с Тибета. Он рассказал мне многое из своей жизни. Трёхлетним младенцем – будучи только отнятым от груди матери – он был отдан своим отцом группе тибетских колдунов из тридцати человек, для того чтобы они посвятили его в тайны своего колдовского искусства. Этот юноша дошёл до одиннадцатой степени колдовства; высшая степень – двенадцатая. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он уехал с Тибета и поехал в Швецию, для того чтобы увидеть своего отца. В Швеции он случайно познакомился с православным священником и захотел побеседовать с ним. Юный колдун совсем не знал, что такое православный священник. В зале, где они беседовали, юноша, желая явить свою силу, начал показывать различные колдовские фокусы. Он вызвал одного из старших бесов по имени Мина и сказал ему. «Я хочу воды». После того как он произнёс эти слова, один из стаканов сам собой поднялся в воздух, полетел под кран, вода открылась, стакан наполнился и затем сквозь закрытую стеклянную дверь влетел в зал, где они сидели. Юноша взял этот стакан и выпил воду. Затем, не выходя из зала, он показывал сидящему перед ним священнику всю Вселенную, небо, звёзды. Он использовал колдовство четвёртой степени и хотел дойти до одиннадцатой. Потом он спросил священника, как тот оценивает всё, что видит. «Если бы он похулил сатану, – говорил мне молодой колдун, – то я мог бы его убить». Однако священник ничего не ответил. Тогда юноша спросил: «А почему и ты не покажешь мне какое-нибудь знамение?» – «Мой Бог – Бог смиренный, – ответил священник. Потом достал крестик, дал его в руки юному колдуну и сказал ему: – Сотвори ещё какое-нибудь знамение». Юноша позвал Мину – старшего беса, но Мина, трепеща, как осиновый лист, не мог решиться к нему приблизиться. Тогда юноша вызвал самого сатану, но тот, видя в его руках крест, вёл себя так же – боялся к нему подойти. Сатана велел ему только одно: побыстрей уехать из Швеции и снова вернуться на Тибет. Тогда юноша начал ругать сатану: «Теперь я понял, что твоя великая сила на самом деле – великое безсилие». Потом юноша был научен тем добрым священником истинам веры. Священник рассказал ему о Святой Земле, о Святой Афонской Горе и других святых местах. Уехав из Швеции, юноша совершил паломничество в Иерусалим, где видел Благодатный Огонь. Из Иерусалима он поехал в Америку, для того чтобы дать хорошую взбучку своим знакомым сатанистам и вправить им мозги.

Бог сделал этого юношу самым лучшим проповедником! Из Америки он приехал на Святую Афонскую Гору.

В младенчестве с этим несчастным обошлись несправедливо, и поэтому Благий Бог помог ему Сам, вмешавшись в его жизнь без усилий с его стороны. Однако молитесь за него, потому что колдуны со всеми бесовскими полчищами ведут против него войну. Раз они воздвигают такую брань против меня – когда он приезжает ко мне и просит помощи, – то насколько большую брань они ведут против него самого! Когда священники читают над ним заклинательные молитвы, вены на руках у несчастного лопаются и течёт кровь. Бесы страшно мучают несчастного юношу, а ведь раньше, когда он водил с ними дружбу, они не делали ему ничего плохого, а только помогали ему и выполняли все его пожелания. Молитесь. Однако и самому ему сейчас надо быть очень внимательным, потому что в Евангелии написано, что нечистый дух, выйдя из человека, «идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых» (Мф. 12:45).

А какое зло делают людям медиумы, экстрасенсы, «ясновидящие» и подобные им! Мало того, что они выкачивают из людей деньги, они ещё и разрушают семьи. К примеру, человек идёт к «ясновидящему» и говорит ему о своих проблемах. «Гляди, – отвечает ему «ясновидящий», – одна твоя родственница, немного смугловатая, роста чуть выше среднего, навела на тебя порчу». Человек начинает искать, кто из его родни имеет такие характерные признаки. Не может быть, чтобы никто из его родни хоть немножко не был похож на ту, которую описал ему колдун. «А-а, – говорит человек, найдя «виновницу» своих страданий. – Так это, значит, она навела на меня порчу!» И им овладевает ненависть к этой женщине. А сама эта бедняжка совсем не знает причины его ненависти.

Человека, которого мучает бес, колдун может «исцелить» – посылая этого беса к другому человеку. Ведь колдун и диавол – это друзья-товарищи. Колдун говорит диаволу: «Выйди из этого человека и войди в того». То есть, изгоняя беса из человека, который находится под бесовским воздействием, колдун обычно посылает его в того из его родственников или знакомых, кто дал диаволу права над собой. Потом человек, имевший в себе беса, говорит: «Я страдал, а такой-то целитель меня исцелил». Вот колдуну и создаётся реклама. Но в конечном итоге вышедший из человека бес кружится по его родственникам и знакомым. Предположим, попав под бесовское воздействие, человек стал горбатым. Колдун может изгнать из этого человека беса и послать его в другого человека. Таким образом, горбатый человек выпрямится. Однако если он стал горбатым в результате несчастного случая, колдун не может его исцелить.

Диавол никогда не может сделать ничего доброго. Он может «исцелить» только те болезни, которые вызывает сам.

Я знаю такой случай. Один юноша связался с колдуном и стал заниматься колдовством сам. Потом он повредился, заболел, и в конце концов его положили в больницу. Он лежал в больнице несколько месяцев, и его отец потратил очень много денег, потому что в то время не было страховок и тому подобного. Врачи старались найти причину его болезни, но ничего не находили. Юноша дошёл до ужасного состояния. И что же тогда сделал диавол? Он явился к этому юноше в виде Честного Предтечи – покровителя их местности. Этот «честной предтеча» сказал больному: «Я исцелю тебя, если твой отец построит церковь». Юноша рассказал о видении своему отцу, и несчастный отец сказал: «Ведь это мой ребёнок. Я отдам всё, что у меня есть, лишь бы он стал здоров». И отец больного дал обет построить церковь в честь Честного Предтечи. Диавол вышел из больного, и юноша стал здоров. Диавол сотворил… «чудо»! После исцеления отец юноши сказал: «Я дал обет построить церковь, а теперь пришло время этот обет исполнить». Лишних денег у этих людей не было, и, чтобы построить храм, они продали все свои земельные участки. Отец юноши разорился, и все его дети остались под открытым небом. «Да чтоб ему пусто было, этому Православию!» – сказали они в гневе и стали иеговистами. Видишь, что творит диавол?

Раз колдовство подействовало, значит, человек дал диаволу права над собой. То есть он дал диаволу какой-то серьёзный повод и потом не навел порядок с помощью покаяния и исповеди. Если человек исповедуется, то порча – даже если её подгребают под него лопатой – не причиняет ему вреда. Это происходит, потому что, когда человек исповедуется и имеет чистое сердце, колдуны не могут «сработаться» с диаволом, чтобы этому человеку повредить.

Освободиться от колдовства можно с помощью покаяния и исповеди. Потому что прежде всего должна быть найдена причина, по которой колдовство подействовало на человека. Он должен признать свой грех, покаяться и поисповедоваться. Сколько же людей, измученных наведённой на них порчей, приходят ко мне в келью и просят: «Помолись за меня, чтобы я освободился от этой муки!» Они просят моей помощи, но при этом не вглядываются в себя, не пытаются понять, с чего началось происходящее с ними зло, – для того чтобы устранить эту причину. То есть эти люди должны понять, в чём была их вина и почему колдовство возымело над ними силу. Они должны покаяться и исповедоваться, для того чтобы их мучения прекратились.

Старец Паисий Святогорец



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld