Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2010 год, выпуск № 5 (77)

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

9 мая исполняется 65 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Самой страшной и кровопролитной войны, какую вела Россия за всю свою историю. Никогда ещё не ставился так остро вопрос не только о существовании России как государства, но и о существовании русского народа. В этой войне русские люди воевали не только за свою Родину, не только за своих жён и детей, но и за Святую Русь, завещанную им их предками.

Нацистское руководство, трубя на весь мир, что оно воюет с большевизмом, отлично знало, что воюет оно с русским народом. В своих директивах и указаниях Гитлер и германское командование называли Советский Союз исключительно Россией, а советских солдат – русскими.

Особенно страшная участь ждала население исконных областей России. Их собирались превратить в зону «величайшего голода».

«В этих областях, – говорил рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, – мы должны сознательно проводить политику сокращения населения. Средствами пропаганды, особенно через прессу, радио, кино, листовки, краткие брошюры, доклады и т.п., мы должны постоянно внушать населению мысль, что вредно иметь много детей. Нужно показывать, каких больших средств стоит воспитание детей и что можно было бы приобрести на эти средства. Нужно говорить о большой опасности для здоровья женщины, которой она подвергается, рожая детей… Развернуть широчайшую пропаганду противозачаточных средств. Наладить их широкое производство. Распространение этих средств и аборты ни в коей мере не должны ограничиваться. Всячески способствовать расширению сети абортариев. Организовать специальную переподготовку акушерок и фельдшериц и обучать их производству абортов. Врачи также должны иметь разрешение производить аборты, и это не должно считаться нарушением врачебной этики. Следует пропагандировать также добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми и профилактическим мерам против детских болезней. Сократить до минимума подготовку русских врачей по этим специальностям, не оказывать никакой поддержки детским садам и другим подобным учреждениям. Не должно чиниться никаких препятствий для разводов. Не оказывать помощь внебрачным детям. Не следует допускать каких-либо налоговых привилегий для многодетных, не оказывать им денежной помощи в виде надбавок к заработной плате».

Фюрер был полностью согласен с мыслями Железного Генриха: «Никаких печатных изданий. Самые простые радиопередачи. Надо отучить их мыслить. Никакого обязательного школьного образования. Надо понимать, что от грамотности русских, украинцев и всяких прочих только вред. Всегда найдется пара светлых голов, которые изыщут пути к изучению своей истории, потом придут к политическим выводам, которые в конце концов будут направлены против нас. Поэтому, господа, не вздумайте в оккупированных районах организовывать какие-либо передачи по радио на исторические темы. Нет! В каждой деревне на площади – столб с громкоговорителем, чтобы сообщать новости и развлекать слушателей. Да, развлекать и отвлекать от попыток обретения политических, научных и вообще каких-либо знаний. По радио должно передаваться как можно больше простой, ритмичной и весёлой музыки. Она бодрит и повышает трудоспособность».

Как видим, нацистские методы были успешно взяты на вооружение врагами России в конце ХХ века.

Что касается Православия, то в своих стратегических замыслах руководство Третьего рейха однозначно ориентировалось на уничтожение Русской Православной Церкви. В официальных документах, принятых нацистами в первые месяцы после вторжения в СССР, чётко указывается: не препятствовать и не поощрять религиозной деятельности населения на местном уровне; хотя и не запрещать открытие церквей, не передавать в собственность приходских общин культовое имущество, предоставляя его исключительно в аренду; не разрешать открытие православных духовных учебных заведений; не препятствовать развитию сектантства, противопоставляющего себя православию; требовать от православного духовенства политической лояльности к оккупационному режиму и воспитания в том же духе паствы; поощрять создание самостоятельных национальных православных церквей на территориях Прибалтики, Белоруссии и Украины.

Таким образом, совершенно понятно, что нацисты и их пособники, вопреки сладким заверениям некоторых современных «борцов с большевизмом», несли России, её народу и Церкви уничтожение. Поэтому война с нацистским вторжением была воистину священной войной.

Но Великая Отечественная война была священной ещё и потому, что она была войной очистительной, войной искупительной. Епископ Херсонский Иннокентий (Солотчин) говорил: «Ежели всмотришься-вглядишься, то, пожалуй, ещё скажешь: «Слава Богу, что есть войны! Без них ещё хуже было бы». Митрополит Вениамин (Федченков), в свою очередь, так оценивал эти слова: «Признаюсь, что такой ясной и смелой формулировки о войне, с благодарением Богу, я не читал нигде. Такие люди, как он, не умственно подходят к вопросам, а духом зрят основную правду или неправду в решении их. Пример – недавняя (1941–1945) война против немцев. Её принял сознательно и русский народ вслед за Правительством; её благословила и Церковь от всего сердца. И конечно, нужно сказать: «Слава Богу, что война была!»

Владыка Иннокентий знал, что говорил. Своими духовными очами наши Отцы видели, как великий подвиг, великое страдание войны выжигали грех богоборчества и братоубийства, как вновь возрождалось понятие русского народа и русской истории.

Поэтому полностью прав Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда говорит: «У Церкви есть право духовно прозревать исторические пути народа; у верующего человека есть право и возможность видеть руку Божию в своей жизни, в истории Отечества своего и понимать, что есть Божие наказание. Если мы не потеряем такой взгляд на историю, нам многое станет ясно из прошлого и от многого нас может уберечь это в будущем. Некоторые недоумевают: «Почему же такой страшной и кровопролитной была последняя война? Почему так много народа погибло? Откуда то ни с чем не сравнимое страдание людей?» Но если мы и на эту военную катастрофу посмотрим тем взором, которым взирали на прошлое и настоящее наши благочестивые предки, то разве сможем удержаться от совершенно ясного свидетельства, что сие было наказание за грех, за страшный грех богоотступничества всего народа».

Проживавший в нацистской Германии архимандрит зарубежной Церкви Иоанн (князь Шаховской) в своей статье приводил слова афонского старца, сказанные ему незадолго до войны: «Спасение России придёт, когда немцы возьмутся за оружие». Отец Иоанн решил, что речь идёт о спасении России Гитлером. Но в свете всего происшедшего мы с полным основанием можем утверждать, что старец имел в виду совершенно иное. Именно после вторжения германских полчищ Россия стала пробуждаться от кровавого большевистского гипноза.

На священную войну поднялся весь многомиллионный народ Советского Союза. Оказалось, что десятилетия террора и поношения всего национального, русского не смогли вытравить из сердца народного ни любовь к Отчизне, ни, по большому счёту, веру в Бога. Священноначалие Русской Православной Церкви сразу же призвало свою паству объединиться в борьбе с захватчиками. Гонимая и уничтожаемая, наша Церковь в лице её пастырей в суровую годину испытаний не только не попыталась «свести счёты» с советским правительством, но, наоборот, сделала всё, чтобы помочь ему отстоять Родину.

Величайшее самопожертвование всего русского народа сделало возможной великую Победу 1945 года. Это была великая милость Божия, явленная нашей Родине.

Пётр МУЛЬТАТУЛИ (печатается с сокращением)


ЗАГАДКА ВОСКРЕСЕНИЯ

В Светлую Субботу Пасхальной недели, которая в этом году совпала с католической, впервые за десять лет в итальянском городе Турине на обозрение паломникам была выставлена великая святыня – погребальный саван (плащаница) Иисуса Христа. Считается, что в момент воскресения Христа на нём отпечатался Его образ.

С 1578 года Плащаница находится в Туринском соборе Иоанна Крестителя. В 1898 году, когда появились первые фотоаппараты, Плащаницу сфотографировали. Во время проявки на негативе обнаружилось то, что раньше в «позитивном» изображении не было видно, – фотографически реальный Лик Человека. В новейшее время Туринскую плащаницу исследовали в 1968 году, признав её подлинной. Спустя десять лет Католическая Церковь разрешила повторное обследование международной группе учёных из 30 человек, которую возглавил американский физик Джон Джексон. В 1997 году Джексон снял точную копию с Плащаницы. Таких копий, перенесённых на ткань, сейчас в мире всего пять. Одну из них Джексон передал в Москву, в Сретенский монастырь, где под началом российского физика Александра Белякова создан центр изучения Туринской плащаницы.

В последний раз сама Плащаница выставлялась на обозрение в 2000 году, посмотреть на святыню успело более миллиона человек.

Накануне последней демонстрации Плащаницы в 2000 году в соборе случился страшный пожар. Помещение, где Плащаница хранилась, выгорело полностью. Святыню спас пожарный, который обычной кувалдой смог разбить пуленепробиваемое стекло, – сам он говорил, что вдруг почувствовал небывалую силу. Опоздай он на минуту – и мы бы лишились Плащаницы. Как возник пожар, до сих пор неясно. Самовозгоранием, скажем проводки, его трудно объяснить, поскольку накануне симпозиума проводилась реставрация собора и всё было под тщательным контролем.

В 2002-м её отреставрировали – с основного полотна были удалены 30 заплаток, а также так называемая голландская подкладка, к которой ткань Плащаницы была пришита в 1534 году после пожара. Реставраторам удалось очистить реликвию от загрязнений и остатков сгоревшей ткани, а удаление подкладки позволило им изучить и сфотографировать оборотную сторону полотна. Ныне Плащаница выставлена для поклонения с 10 апреля по 23 мая.

В этом номере мы публикуем размышления директора Российского центра Туринской плащаницы Александра Белякова:

«По всем признакам она была соткана в Дамаске при жизни Христа. Иисуса хоронили не как обычного человека. Для учеников Он был Мессией, для толпы – новым царём Иудейским. Пророк Исайя так сказал о грядущем Мессии: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 9-10). Иосиф Аримафейский, хоронивший Иисуса, конечно, хорошо знал Писание и это пророчество и соблюл все почести, какие только мог. Для него это не составило большого труда – он ведь был весьма богатым человеком, принадлежал к самой верхушке знати, почему и смог встретиться с Пилатом и выпросить тело Иисуса. Если бы Туринская плащаница была сделана из обычной ткани, в каких погребали простых иудеев, то именно это обстоятельство у настоящего учёного вызвало бы удивление. Но Туринская плащаница свидетельствует: Иосиф Аримафейский не поскупился, использовал для савана ткань очень дорогую – типа дамасской, весьма толстую.

В ткани Туринской плащаницы нашли нити хлопка вида gossypium herbaceum, который произрастает в Сирии. В 1973 году исследователями были получены интересные результаты о наличии в ткани пыльцы растений, характерных только для Палестины, Турции (Византии) и Центральной Европы. То есть как раз тех стран, где, как предполагается, проходил исторический путь Плащаницы – от воскрешения Христа до тех событий, когда Плащаницу вывезли рыцари из Константинополя.

Выдвигались бредовые идеи, будто Плащаницу нарисовал Леонардо да Винчи или ещё кто-то. Но все учёные знают, что в ткани её нет красящих веществ, не считая отдельных пятен крови группы АБ, которые, как установлено, появились на ткани до возникновения образа. Само же изображение вызвано химическим изменением молекул целлюлозы, из которой в основном состоит ткань Плащаницы. Эти изменения в структуре ткани произошли вследствие реакций дегидратации, окисления и разложения. Это неоспоримый факт.

Главная, самая интригующая проблема, – это механизм возникновения образа на Плащанице. Образ на ней и чёткий, и полутоновой одновременно – и это необъяснимо.

На Лике, отпечатанном на Плащанице, видны следы побоев и отёки, один из которых почти деформировал правый глаз – он как бы перерезан глубокой вертикальной раной. Разные исследователи обнаружили «порванное правое веко и большое вздутие, находящееся ниже правого глаза...» При ближайшем рассмотрении мы видим на правой щеке длинный кровоподтёк.

Доктор Джексон пытался воспроизвести этот феномен. Он брал скульптуру, обмазывал её фосфором, обворачивал фотоплёнкой и погружал в полупрозрачную жидкость, чтобы смоделировать процесс излучения-поглощения, – и смотрел, какие образы отпечатываются. Проблема была не в том, чтобы образ возник, а в том, чтобы он обладал теми же математическими характеристиками, которые мы наблюдаем на Плащанице. А характеристики там взаимно противоположны. С одной стороны, мы наблюдаем непрерывное изменение цвета ткани в зависимости от расстояния до тела – и это могло быть результатом излучения или диффузии. А с другой – там изображение очень точное, не рассеянное. Например, губы очень чётко различимы, они не сливаются. Такая чёткость противоречит диффузии, она могла возникнуть лишь при непосредственном контакте с тканью. Совместить эти два механизма естественным путём невозможно – физический процесс не создаёт одновременно и то, и другое. Или мы получаем точное изображение – но чёрно-белое. Или с плавным изменением цвета – но размытое.

Так вот, когда Джексон снимал фотоплёнку со своих гипсовых голов, он видел только размытое изображение. Например, губы на фото сливались в одно целое.

Я предложил свою гипотезу. Дело в том, что Джексон измерял расстояние непосредственно от поверхности тела до ткани и полагал, что неведомые лучи, излучаемые кожей, шли в разные стороны с одинаковой силой. Попытавшись повторить это, он и получил размытый образ. Я же предположил, что излучение шло не с поверхности, а прямо изнутри тела, теряя в тканях часть энергии. Поэтому на выходе лучи получались анизотропными, каждый стремился в своём направлении перпендикулярно поверхности тела и выжигал образ подобно тонким лазерным лучам. Математически подтвердить это не получилось, но позволило прийти к одной теории.

Эту свою теорию я докладывал в Турине в 1998 году на симпозиуме, посвящённом 100-летию начала научного исследования Плащаницы. Коллеги назвали её гипотезой «огненного тела» и признали, что она пока единственная объясняет феномен.

Заключается теория в следующем. В момент воскресения Иисуса Его тело было наполнено какой-то неведомой нам «неподвижной» энергией и плотность энергии падала по мере отстояния от тела. Эту зависимость мы можем вычислить, отобразить на графике и с помощью графика далее можем посмотреть, какие черты на ткани могли возникнуть. Так вот, график даёт именно те черты, какие мы видим на Плащанице. А если бы это была обычная «подвижная» энергия, проявившаяся в излучении или диффузии, то такого образа бы не получилось.

Понимая, какой процесс за этим стоит, мы отчасти сможем представить, что же там было на самом деле. Ведь Плащаница, запечатанная в пещере вместе с телом Христа, была единственным свидетелем Его воскресения – только она это видела. И сможет рассказать нам. В Евангелиях упоминается, что Иисус Христос до Своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит» нам, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели металлические шипы. Ударов, как видно, было не менее сорока, и они покрывали всю спину, грудь и ноги. В Евангелиях говорится о том, что палачи в насмешку возложили терновый венец на голову Иисуса Христа. От Плащаницы мы узнаём, что это был не только способ уничижения, но и продолжение пыток. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове и кровь обильно струилась по волосам и лицу Иисуса Христа. Исследуя Плащаницу, можно увидеть Страсти Христовы – избиение в темнице, несение Им креста, Его падение под ношей от изнеможения.

О том, что Святая Плащаница хранилась христианами, мы знаем из апокрифов II века – из «Евангелия от Евреев» и «Тайны деяний Спасителя», а также из повествования IV века о святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии. И разве не удивительно, что она сохранилась до наших дней?

Впервые о ней я узнал в глухие советские годы. И это так изумило – что существует «фотография» Иисуса Христа. И уже тогда я подумал: если это правда, то в этом глубочайший смысл. Такой образ Христа не мог случайно появиться и сохраниться на протяжении двух тысяч лет.

Когда я вовлёкся в исследования, то понял: Плащаница явлена не для неверующих, а именно для верующих. Это образ того воскресения, который мы все, христиане, ожидаем и для себя. Это не только событие «альфа», с которого началось христианство, но и «омега» – наше будущее. Если Лазарь был воскрешён Иисусом – то он воскрес для этой жизни. А то воскресение – оно будет в новой природе, в новом теле, это будет обожение по плоти. И вот нам дан зримый образ... Представляете, какая ценность это для нас, как важно сохранить и понять его!

Это то событие, о котором сказал Иисус Христос, когда объяснял цель Своего пришествия: «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12, 49-50). Если вы посмотрите комментарии на это место в Евангелии, то увидите разнобой. Потому что нельзя эти две фразы одновременно соединить, как несоединимы огонь и вода. Если Он говорит о Своей земной смерти, то как этого можно желать? Если Он говорит о крещении Иоанна, то это уже было, а речь-то о будущем времени. Непонятно. Если Он говорит об огне как ревности христианской, то почему это относится к Нему Самому? Но если мы увидим в словах Господа огонь Воскресения, в котором рождается новая природа и совершается обожение, тогда всё становится на свои места».


...Я К ВРАЧАМ ОБРАЩАТЬСЯ НЕ СТАНУ?

Христос дал нам лекарственное средство против всех недугов, способное даже поднимать из гроба, – истинную веру. Но как относиться к словам людей, говорящих: «Не буду обращаться к врачам. Меня Господь исцелит»? Бывает, что кончается это печально. На этот и другие вопросы отвечает руководитель Общества православных врачей СПб доктор медицинских наук о. Сергий ФИЛИМОНОВ.

Всё зависит от того, с каким устроением человек говорит эти слова. Есть люди с очень глубокой верой, которые полагаются на Бога до конца, и тогда они действительно получают исцеление от Господа. Подтверждение тому – житие старца Иосифа Исихаста, который не обращался к врачам, но терпеливо ждал, когда Господь исцелит гнойники, покрывающие его спину. И Господь исцелил его. Старцу оставалось только потерпеть и молиться. Есть такое терпение и в монашеской традиции. Например, афонские монахи – люди, отличающиеся от нас по уровню духовной жизни, – полагаясь на благословение духовника и свой духовный опыт, действительно прибегают к молитве, а не к врачевству. Другой пример находим в житии прп.Силуана Афонского, который не стал обращаться к врачам, когда у него застряла кость в горле. Но он имел дар непосредственного общения с Богом, молился Богу, и Господь дал ему вразумление, что надо сделать, чтобы кость из горла вылетела… Силуан Афонский остался жив.

Да, монахи прежде всего полагаются на волю Божию. Нам же, мирским людям, следует придерживаться другого правила. И если духовники благословляют нас обращаться к врачам, так и надо поступать из смирения. Ибо, как свидетельствуют Св.Отцы, через духовника человеку безопасно открывается воля Божия, которая уберегает от многих неприятностей со здоровьем и с прочими скорбями. Подтверждение тому – в книге иеромонаха Софрония (Сахарова) и в третьем томе «Добротолюбия», где Св.Отцы обращаются к собратьям монахам, чтобы они не чурались доктора, а из смирения обращались за врачевством. И разъясняется почему: потому что врачей тоже создал Господь. «Почитай врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почёте. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли» (Сир. 38:1–4, 6–8). И далее: «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя» (Сир.38:9). Как видите, лекарство и молитва не противопоставляются друг другу, наоборот, преподобный и богоносный отец наш Нил Синайский подсказывает: «Прежде врача, обращайся с молитвой к Богу». Поэтому человек, который говорит, что он не будет обращаться к врачам – мол, его Господь исцелит, – говорит это по своей гордыне или по неблагоразумию. И действительно, это может закончиться печально. В этом случае, как свидетельствует свт. Николай Сербский, человек примет ложные мучения, он будет страдать не за Христа, а за свою собственную глупость.

Что ж, мы, конечно, можем обращаться к Богу, но когда мы просим только исцеления, – это свидетельствует о нашем духовном невежестве, ибо забываем, что Господь подаёт болезни по разным причинам. И одна из них – для исправления человека, для покаяния его в грехах. Поэтому болезнь человека может быть следствием какого-то его греха. Быть может, в воскресный день он был занят мирской суетой, а в церковь не ходил, нарушив заповедь Божию воскресного дня. Или ходил в церковь, но перед этим осудил своего ближнего или обругал его. Каким он выйдет после причастия? Осуждённым. Ибо он не помирился с ближним и дерзнул подойти к Чаше. И если он будет просить у Бога исцеления, Господь не подаст его, пока он не покается.

Надо понимать, что Господь подаёт болезнь не для того только, чтобы наказать человека, но для того, чтобы его исправить, чтобы указать, что он совершил какой-то грех. Поэтому задавая вопрос, «почему меня посетила эта болезнь», и прося у Бога исцеления, в конце надо добавить: «Господи, будет на всё воля Твоя. Может быть, мне и полезно поболеть за то, что я совершил. Может, мне это в очищение и во исправление грехов моих».

Крест в виде хронического заболевания спасителен для человека. А наличие тягостного чувства свидетельствует о развитии греха уныния. Должно научиться благодушествовать в болезни и переносить хроническое заболевание по-христиански.

Ведь мы можем выйти на улицу со здоровыми почками, здоровым сердцем, и нас собьёт машина. А можем с больными почками или сердцем прожить 15 лет и более и поставить на ноги детей и даже успеть понянчить внуков. Всё находится в руке Божией. Как говорит старец Паисий Святогорец, надо иметь очень большое доверие к Богу. Когда человек без всяких оговорок вверяет себя в руки Божии, тогда и Господь о нём заботится. «Над человеком, который без всякого собственного плана отдаёт себя в руки Божии, исполняется план Бога. Насколько же человек уцепится за своё Я, настолько он остаётся позади. Он не преуспевает духовно, потому что препятствует Божией милости. Для того чтобы преуспеть, требуется многое доверие Богу», – поучал старец Паисий Святогорец. Когда человек положится на Бога, ему в душу нисходит мир и покой, и он не сомневается, что если Бог – источник Любви, источник Благости, Он не сделает что-либо несвоевременно и неблагоприятно для человека. Он поступит так, чтобы было спасительно и для самого человека болящего, и для его детей.

А может быть, ребёнку требуется раньше выйти на самостоятельный путь жизни. Может быть, маме требуется поболеть, а дочери или сыну – поухаживать за ней, проявить милосердие. Маме же требуется проявить смирение в том, что она могла бы многое, но не может в силу своего заболевания. Надо помнить и верить, что Господь не хочет никакого зла: если Он что делает, Он делает это во благо человеку. Научитесь принимать это со смирением. Господь говорил: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42). Так и нам надо говорить: «Да будет, Господи, воля Твоя, как Ты распорядишься, так и должно быть».


КРЕСТ - НАКРЕСТ

Эта история произошла в самом начале Великой Отечественной войны. Её рассказал мне один московский священник. Случилась она с его близкой родственницей. Она жила в Москве. Муж был на фронте, и она осталась одна с маленькими детьми. Жили они очень бедно. Тогда в Москве был голод. Жить в тяжёлых условиях пришлось очень долго. Мать не знала, как быть с детьми, она не могла спокойно смотреть на их страдания. В какой-то момент она стала приходить в состояние полного отчаяния и собиралась свести счёты с жизнью. У нее была старенькая иконочка Святителя Николая, хотя она особенно и не почитала его, никогда не молилась, в храм не ходила. Иконка, возможно, досталась ей в наследство от матери.

И вот она подошла к этой иконочке и стала упрекать Святителя Николая, крича: «Как ты можешь смотреть на все эти страдания, на то, как я мучаюсь, бьюсь одна? Видишь, мои дети умирают от голода? А ты абсолютно ничего не делаешь для того, чтобы мне помочь!» В отчаянии женщина выбежала на лестничную площадку, возможно, уже направляясь к ближайшей речке или ещё что-то собираясь сделать с собой. И вдруг она споткнулась, упала и увидела перед собой две десятирублёвые купюры, сложенные крест-накрест. Женщина была потрясена, стала искать: может, кто-то уронил, нет ли кого рядом, но видит: никого нет. И она поняла, что Господь помиловал её и Святитель Николай послал ей эти деньги.

Это произвело на неё настолько сильное впечатление, что стало началом ее обращения к Богу, к Церкви. Конечно, все мысли нехорошие она оставила, вернулась домой к своей иконочке, стала молиться, плакать, благодарить. На посланные ей деньги она купила продукты. Но самое главное, она обрела веру в то, что Господь рядом, что Он не оставляет человека и что в такие тяжёлые моменты, когда человеку необходима помощь, Господь обязательно подаст её.

Потом она стала ходить в храм. Все её дети стали церковными, православными людьми, а один сын даже стал священником.


МАЛЕНЬКИЙ ПАРТИЗАН

Случилось это давно, во время Великой Отечественной войны. Немцы заняли железнодорожную станцию, но в рядом стоящую деревню не заходили. Они, конечно же, её контролировали, но по большей части силы находились на станции для её охраны. Ванька в свои 14 лет уже работал с партизанами и занимался тем, что закладывал взрывчатку под составы немецких поездов. Он частенько наведывался на станцию, и немцы даже не подозревали, что этот пацан и есть подрывник, которого они так долго ищут. Ванька помогал разгружать вагоны, и за это ему давали хлебные галеты.

И вот однажды после очередного задания Ванька возвращался в деревню и случайно набрёл на полуразрушенную церковь. Копаясь в обломках, он случайно нашёл, как он подумал, красивую картинку в золотистой рамке. С неё строгим взглядом на него смотрел человек преклонного возраста с ясными глазами. «Красиво!» – подумал Ванька и, смахнув с находки пыль, засунул её за пазуху. Не найдя больше ничего подходящего, он направился на выход и тут же увидел немецкий патруль. Ванька вообще-то всегда спокойно реагировал на появление патруля, но в этот момент он почему-то испугался и, сам не зная, почему бросился бежать. Два немецких солдата бросились за ним, крича ему вслед: «Sofort bleibe stehen!» – что означало: «Немедленно остановись!» Но Ванька не оглядываясь нёсся во весь дух к лесу. И вдруг перед самой границей леса появился Потап. Это был деревенский мужик, молчун, а тут Ванька увидел его в форме полицая.

– А ну стой, гадёныш! – крикнул Потап и вскинул винтовку.

– Так ты и есть предатель, дядя Потап? Про тебя говорили партизаны? – с удивлением и досадой в голосе крикнул Ванька.

Потап нажал на курок, и грянул выстрел. Пуля ударила в грудь. Удар был такой силы, что Ванька отлетел назад и плашмя рухнул на землю. Тут же подбежали солдаты. Один из них подошёл к навзничь лежавшему телу и толкнул его ногой. Мальчик не шевелился, изо рта текла кровь. Солдат наклонился, выдернул из Ванькиной руки два куска бикфордова шнура и показал их второму. Второй покачал головой и махнул рукой Потапу, чтобы тот подошёл.

– Gut schiesst du! Гут стреляешь, – похвалил немецкий солдат Потапа, – получишь дополнительную банку тушёнки! Очень карашо!

Они убрали оружие и отправились обратно на станцию для доклада о том, что подрывник уничтожен.

Очнулся Ванька оттого, что его лицо облизывал пёс, которого он в своё приютил, найдя его на улице полуголодного и больного. Ванька открыл глаза и посмотрел на пса. Тот слегка поскуливал и крутил хвостом от радости, что его хозяин жив. Ванька попытался встать, но резкая боль в груди заставила его вскрикнуть, и он снова лёг на спину. Собрав силы, он повернулся на бок, и с трудом, превозмогая боль, сел. «Как же так, – подумал Ванька, – я не умер?!»

Он сунул руку за пазуху и вытащил икону. Глядя на неё, он не мог поверить в то, что видел!

Святой Николай Чудотворец держал пулю в руке, которую поднял в благословляющем жесте.

Ванька ещё раз осмотрел икону. Но она была написана на деревянной доске, которой был уже не один десяток лет. Только сейчас Ванька понял то, что случилось. Он добрёл до леса, прислонил икону к дереву и, склонившись до земли, не обращая внимания на боль в груди, обливаясь слезами, причитал: «Спасибо тебе, дедушка! Спасибо, что спас меня!»

Наконец успокоившись, он лёг на траву и, глядя широко раскрытыми глазами на небо, по которому плыли белые облака, подумал: «Бог точно есть! Бабушка всё время говорила об этом, а я не верил. А сейчас Он спас меня».

Ванька поднялся, засунул икону за пазуху и тут же поймал себя на мысли, что боли в груди не было. Он потрогал себя, и, действительно, грудь уже не болела. «Чудеса!» – подумал Ванька и пошёл в лес к партизанам.

Всю войну Ванька прошёл, не оставляя икону нигде ни на минуту. За всю войну он не получил даже царапины, хоть и участвовал в самых ожесточённых сражениях и переделках. Сейчас икона стоит у Ивана Дмитриевича в красном углу.

Николай АНИСИМОВ



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld