Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2010 год, выпуск № 6 (78)

№6(78)-2010

СОБОРНОЕ СЛОВО XIV ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА

XIV Всемирный Русский Народный Собор, состоявшийся 25 мая 2010 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, рассмотрев тему «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества», обратился к согражданам и соотечественникам с Соборным словом.

…Наша страна, находясь в условиях глобального экономического кризиса, все сильнее сталкивается с более опасным для нее кризисом нравственным, ведущим к разрушению человеческой личности.

…Сегодня мы являемся свидетелями того, как безнравственные и циничные представления о личности человека, его отношениях с другими людьми, обязанностях перед обществом и государством все сильнее проникают в молодежную среду, усваиваются частью студенчества и даже школьников.

…В этих условиях важнейшими факторами, обеспечивающим целостность личности молодого человека, направляющими его к созидательному труду и патриотическому служению, остаются вера и восходящая к ней духовная культура.

Собор призывает к тому, чтобы приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям осуществлялось через преподавание всего комплекса гуманитарных дисциплин. Высокая миссия учителей русского языка и литературы состоит в том, чтобы в полной мере раскрыть нравственный потенциал этих предметов, построить через них мост к духовному наследию нашего народа. Столь же важную роль играет и преподавание истории, которое является важнейшим компонентом патриотического воспитания и сохранения народной памяти. Особую актуальность это приобретает в нынешнем году, когда отмечается 65-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Разгром фашизма стал возможен благодаря героизму и самопожертвованию народов нашей страны, в массе своей оставшихся верными традиционным нравственным и религиозным ценностям вопреки гонениям.

Участники Собора твердо убеждены в том, что создание оптимальных условий для нравственного воспитания и духовного просвещения подрастающего поколения возможно лишь на основе теснейшего сотрудничества государства, школы, семьи и Церкви, равно как и других традиционных религиозных общин России.

Всемирный Русский Народный Собор считает безосновательными и ложными утверждения о том, что вовлечение в образовательный процесс традиционных религий негативно скажется на межнациональных и межконфессиональных отношениях. Как показывает практика, чем сильнее ощущают молодые люди приверженность религиозным и нравственным идеалам, тем больше они обнаруживают способность к гражданской самоорганизации, тем лучше находят общий язык с представителями других национальных и конфессиональных групп.

…Отрадно и символично, что именно сейчас, в Год учителя, в ряде российских регионов началось преподавание основ религиозных культур и светской этики. В этом событии ВРНС видит не только предпосылку преодоления культурного разрыва молодежи с традиционной Россией, но и залог формирования гармоничного и ответственного общества, сочетающего интересы личности, народа и государства.

(печатается с сокращением)


№6(78)-2010

ПЕДАГОГИКА - ЭТО ОБЛАСТЬ АСКЕТИКИ

Педагогика — это область аскетики. Каждый человек, который вступает на путь преподавания знаний другим, должен это ясно понимать. Эта работа связана с подвигом, с самоистощением, подобно тому, как Христос истощил Себя во имя спасения рода человеческого. Люди отдают себя, свою энергию, свою силу, если надо — свою жизнь, формируя следующее поколение людей. Вот почему нравственный уровень, личная жизнь наших педагогов и профессоров не является лишь только их личной жизнью. И когда люди вступают на путь педагогического служения, они должны давать некий обет — как монахи дают обет; но не о воздержании от семейной жизни, а обет хранить высокую нравственность, чистоту жизни, святость брака, быть примером для подрастающего поколения. Это должна быть своего рода клятва Гиппократа. Потому что пример есть самый важный фактор педагогического воздействия. Можно принести в аудиторию очень умные книги, можно пригласить блестящих ораторов, но при этом не достичь главной цели, которая стоит перед процессом воспитания — формирования образа Божия, формирования личности.

Сегодня многие призывают превратить образование в сферу своего рода коммерческих услуг. Но ведь такое представление чуждо нашим традициям и народному менталитету; более того, оно просто опасно. Сдать одежду в химчистку и отвести ребенка в школу — это разнопорядковые величины, и если кто-то этого не понимает, то нам грозит беда. Ведь образование не сводится к «накачке» ребенка по-житейски полезными знаниями и информацией. Еще апостол Павел сказал поразительные слова: «если имею всякое познание <…>, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13, 2).

На смертном одре никто из нас не будет сокрушаться о том, что он упустил возможность заработать еще одну тысячу евро или долларов. Мне приходилось принимать исповедь у умирающих людей. Но я никогда не слышал сокрушений о том, что чего-то материального умирающий не успел получить в жизни. Именно в этот момент выстраивается единая, абсолютно верная система ценностей, потому что все житейское уходит на задний план, и единственное, о чем может скорбеть человек — о том, что он не сделал добрых дел, что он кого-то обидел, что он не исполнил своего долга.

Любая человеческая культура живет не только и, может быть, даже не столько знаниями, сколько ценностями — теми представлениями о должном и о постыдном, о праведном и о беззаконии, которые отличают достойного члена общества от человека морально погибшего. В любой культуре эти ценности укоренены в определенной картине мира, в том, как люди видят свое предназначение и свое место в мироздании. В любой культуре работают определенные механизмы передачи этих ценностей, воспитания чувства принадлежности к обществу и обязательств по отношению к другим людям. Любая культура предлагает свои ответы на самые важные вопросы: В чем смысл жизни? Почему мы должны поступать честно, даже если это идет вразрез с нашими эгоистическими интересами? Почему мы должны ставить наши обязательства по отношению к другим выше наших желаний? И мы знаем, что разные культуры отвечают по-разному на эти судьбоносные вопросы.

А могут ли такие жизненно важные вопросы, затрагивающие глубины нашей внутренней духовной жизни, предлагаться как предметы для потребления в условиях рынка? Там, где в обществе нет ответов на эти вопросы — общих, консолидированных ответов; там, где ответы на эти вопросы представляются как равновозможные: хочешь — будь альтруистом, а хочешь — эгоистом, хочешь — смиренно и добросовестно служи ближним, народу, государству, а хочешь — живи во имя своего благополучия; там, где моральные ценности делаются предметом насмешек, — там цивилизация неизбежно оказывается на пути к своему краху. Ни процветающая экономика, ни крепкая оборона, ни развивающаяся наука невозможны там, где люди утратили сознание своих обязательств по отношению друг к другу и к обществу.

Миссия образования и, в частности, школьного образования — передача не только знаний, но и моральных норм, воспитание членов общества, разделяющих эти ценности и осознающих свои обязательства.

Поэтому образование никоим образом не может быть просто одной из услуг, предлагаемых на рынке. Миссия передачи культурного кода нации слишком важна, чтобы оставить ее на волю стихии, на волю свободного рыночного выбора или передать в руки людей, нравственно недостойных великой миссии педагога.

Из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии XIV Всемирного Русского Народного Собора


№6(78)-2010

ПАСТЫРЬ ОВЕЦ ПРАВОСЛАВНЫХ

На церемонии открытия Всемирного русского народного собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил режиссеру-постановщику фильма «Поп» В.И. Хотиненко Патриаршую премию в области киноискусства за 2010 год. Вручая режиссеру наградной знак кинопремии, Предстоятель Русской Церкви напомнил, что вышедший недавно на экраны фильм посвящен судьбе священника Псковской духовной миссии. По словам Его Святейшества, главный герой картины, оказавшись поневоле на захваченной территории и осуществляя пастырское служение под контролем враждебной оккупационной власти, «помещен авторами в контекст самого страшного национального испытания XX века, а может быть, всей нашей истории — в контекст Великой Отечественной войны». Сердечно поблагодарив В.И. Хотиненко и всю съемочную группу за «замечательный фильм», Предстоятель особо отметил исполнителя главной роли Сергея Маковецкого, «который, будучи светским человеком, актером, изобразил такого священника, на которого бы хотели походить очень многие наши современные батюшки».

Новый фильм известного и плодотворного российского режиссера рассказывает об одной из малоизученных страниц истории Великой Отечественной войны - деятельности Псковской Православной миссии. С августа 1941 года по февраль 1944-го священники из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях от Пскова до окрестностей Ленинграда.

Июнь 1941 года, за два дня до войны, маленькое село Тихое на границе с Латвией. Село вполне оправдывает свое название - все вокруг тихое. Тихо плывут облака по тихому голубому небу. В тихом поле тихо стрекочут кузнечики. Тихий батюшка в тихом сельском доме тихонько вырезает иллюстрации к Библии под тихую мелодию Верди с патефонной пластинки. Мирное село и мирная жизнь, где покой нарушает только еврейская девочка Хава, «вероломно» желающая принять Крещение против воли отца…

Мир и тишину разрушает известие о начавшейся войне. Стремительно и тревожно, будто неся на своих крыльях страшную весть, проносится по смурному небу сизый голубь. Облетает крест на куполе храма - и, не останавливаясь, несется дальше. Следом за ним, «страшным голосом», как скажет матушка Алевтина Андреевна, супруга главного героя священника Александра Ионина, радио говорит о том, что мирная жизнь закончилась. И у всех и каждого она потекла совсем по другому руслу…

Отец Александр по благословению Архиерея вместе с матушкой едет в село Закаты Псковской области возрождать Православие. Восстанавливает вместе с сельчанами переделанный под сельский клуб храм, крестит, отпевает. И все бы хорошо, если бы это не происходило во время войны на оккупированной немцами земле, с разрешения и под покровительством фашистов. Военное время на все накладывает свой отпечаток. И помимо возрождения церковной жизни отец Александр помогает военнопленным, принимает в свою семью оставшихся сиротами детей-беженцев, забирает маленьких пленников из Саласпилса, лагеря смерти на территории Латвии…

Изначально у фильма было иное название. Первым было отсылающее нас к строкам 136 псалма «На реках Вавилонских». Потом - «Прощеное воскресенье», с которым пришлось попрощаться из-за выхода на телеэкраны одноименного сериала. Тогда появилось «Преображение». Но это название забраковали прокатчики, предложив, по их словам, «более понятное и более коммерческое» название - «Поп». Слово с греческим корнем, означающее «отец, батюшка» и ставшее в советские годы обидным и едва ли не ругательным названием священства, сегодня неожиданно обретает новое звучание. Для многих верующих «поп» - это «пастырь овец Православных», что подтвердил и Владимир Хотиненко в одном из своих интервью, отвечая на вопрос о названии фильма.

Фильм снят кинокомпанией Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия» по одноименному роману Александра Сегеня (выступившего и автором сценария), по благословению почившего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Картина смотрится на одном дыхании. В ней много света - неяркого, мягкого, света от нежаркого солнца. И краски тоже мягкие. Не подчеркнуто-серые, в каких последнее время почему-то принято снимать фильмы о военной поре, и не лубочно-яркие, цепляющие глаз и отвлекающие от смысла. Все это сразу настраивает на позитивный лад.

Фильм хочется смотреть уже потому, что от картинки не болят глаза - нет быстрой смены кадра, мельтешащих визуальных подробностей. Предпочтение отдано созерцательной манере и плавным переходам камеры с объекта на объект. Звуковой фон тоже во многом смягчен. Здесь почти нет резких звуков и нагнетающих мелодий. Музыка композитора Александра Рыбникова органично вплетается в ткань повествования фильма, начиная звучать в полную мощь в нужных моментах, затихая там, где все должно молчать. Очень большое внимание уделено деталям, которых в фильме множество, и каждая - на своем месте.

Над тем, о чем этот фильм, наверное, будут спорить. Историки станут говорить - об исторических неточностях, политики - об отношениях воюющих сторон, кто-то будет дискутировать о допустимости лояльного отношения к врагу. И это хорошо. Потому что, если фильм не вызывает эмоций и споров, - он не удался. Все мы разные, и невозможно угодить одновременно всем.

Фильм сложно назвать экранизацией романа, нельзя назвать его и историческим, документальным, несмотря на то, что он повествует о реальных событиях и реальных людях. Это, скорее, психологическое кино, обращенное ко всем и каждому, предлагающее заглянуть внутрь себя, в свое сердце.

Для меня в первую очередь это фильм о любви. К Богу, человеку и всякому творению Божию. О том, что и один в поле воин, если он - воин Христов. Потому что только с Христом человек остается человеком до конца, какой бы конец у него ни был.

Главный герой, простой сельский священник Александр Ионин, как о нем скажет в кино Митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский): «Самый что ни на есть выдающийся тип русского батюшки. Проповеди читает короткие, но такие, что прямо в сердце». Он живой человек - жива и искренна его вера, жива любовь к людям, любовь к своей жене, которую он немного побаивается и называет «мой точильный камень». А она его в ответ - «заинька мой полинялый»… И реагирует он на все по-живому, искренне, без тени лукавства.

Так же, без тени лукавства, он отвечает и на вопрос: а с кем ты - с немцами или с большевиками. «Я с Иисусом Христом», - скромно говорит отец Александр. Так что этот фильм еще и о проблеме выбора. Свой выбор отец Александр давно сделал, выбрав Христа. А теперь он просто, следуя словам Апостола, «для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22).

В одной из рецензий на фильм «Поп», написанной анонимно (как многое на просторах интернета), я нашла очень точные мысли: «Поп Маковецкого и весь «Поп» Хотиненко - он как раз о том, что и те, и другие, и третьи - это в первую очередь люди. Только у одного на голове фашистская каска, у другого офицерская фуражка, у третьего окровавленные советские бинты, у четвертого, пятого, шестого - картуз полицая, деревенская кепка, косынка, но все они, независимо от головного убора - люди со своими страстями, чувствами и мыслями. И над каждой головой, независимо от головного убора, - Бог. Ну и как к ним относиться бедному окающему деревенскому священнику? Он прекрасно знает, что Псковская миссия - проект временный. Но раз свече дают возможность ярко вспыхнуть перед тем, как догореть, маленький деревенский священник спокойно соглашается на горение в вере».

Татьяна Горбачева


№6(78)-2010

ФЕДОР КОНЮХОВ: ПУТЕШЕСТВЕННИК И ДИАКОН

22 мая 2010 года митрополит Киевский Владимир поставил известного всему миру путешественника Федора Конюхова во иподиаконы, а на следующий день – на праздник Святой Троицы – епископ Запорожский и Мелитопольский Иосиф совершил его диаконскую хиротонию. Отец Федор Конюхов – капитан дальнего плавания, яхтсмен, первый россиянин, побывавший на Южном и Северном полюсах и Эвересте. За спиной у него 4 кругосветных путешествия, более 40 уникальных экспедиций. Он родился в Запорожье, закончил Одесское мореходное училище и Ленинградскую духовную семинарию.

В каждом интервью, во всех своих книгах Федор Конюхов всегда говорил о Христе, о вере, о православии. Во время последней экспедиции Федор Конюхов установил крест на мысе Горн, построил несколько часовен. Федор, объясняя свое желание стать диаконом, сказал: «Я много сделал для путешествий, для славы человеческой, я хочу сделать сейчас для Господа Бога и для нашей православной церкви». Вот что рассказывал отец Федор Конюхов сам – в интервью и книгах: «Я был верующим всегда, такая уж у нас семья: мой дед – священник и его брат тоже — он даже канонизирован как новомученик. Помню, в школе (а я учился в нашем рыбачьем поселке) я все время спорил с учительницей литературы. Спрашивал ее: «Скажите, Татьяна Семеновна, как же вы говорите, что Бога нет, вот же Пушкин в него верил!»

Впрочем, за свою жизнь я убедился: вера в Бога в чем-то похожа на любовь к женщине. Кому-то повезло влюбиться в юности, кто-то всю жизнь шел к своей любви, а кто прожил всю жизнь и никого не полюбил. Последнему кажется, что и не бывает никаких возвышенных чувств и прочего, он смеется над теми, кто говорит обратное.

У меня есть один знакомый ученый, человек совершенно советского воспитания. Всю жизнь он мне говорил, приходя ко мне и видя иконы: зачем тебе это, ты бы лучше науку поддерживал! А вот недавно вернулся он после операции и рассказал, как потом ему показали видео, сделанное во время шунтирования. Вот он лежит на столе без движения целых четыре часа, врач достает его сердце, моет, что-то с ним делает, а потом возвращает обратно. Этот человек сказал мне: «Знаешь, Федя, я посмотрел то видео и встал со стула совершенно другим». Пришел я недавно к нему в кабинет и вижу — там иконы появились.

Когда моя яхта перевернулась, я понял, что нет на земном шаре более тяжелой работы, чем молиться Господу Богу, именно молиться.

Когда к полюсу идешь, тащишь за собой 135 килограммов груза, всё время вверх, два месяца, при минус 50 градусах, преодолевая встречный ветер, то думаешь: на земном шаре ни у кого не может быть такой тяжёлой работы, как тащить это. А когда меня перевернуло, и я читал молитвы, то понял, что вот это и есть самая тяжелая работа. И только через нее мне открылся Господь.

Это случилось, когда я попал в ураган «Даниэль» (скорость ветра 130 миль в час). Потом я узнал, что мои шансы выжить были равны нулю. Яхта шла на автопилоте, потому что все время должна быть на волне, как серфинг. У меня вышел из строя автопилот, и я встал на руль. Но так ты долго ее на такой скорости не удержишь, ты же устаешь. У меня в глазах уже фиолетовые круги идут, я допускаю ошибку и яхта – уходит с волны и ложится на бок.

Я на палубе. Волны бьются, пыль одна стоит, дышать невозможно. Я держусь и знаю, что сейчас, если яхта перевернется, – захлопнет меня – и всё. Отдаю спасательный плот. Но при таком ветре он отрывается и взвивается вверх, как змей, правда, привязанный. Я должен его посадить, как змея, и тяну, тяну к себе… И вдруг веревка обрывается и он отлетает. Всё, я остался без плота. Вода, правда, теплая, с тропиков идет ураган. А сам я привязан. Волна пройдет, собьет меня в воду, я выкарабкиваюсь и держусь за борт, но вот-вот потеряю сознание… А потом наступает тишина. Я контроль потерял.

Ничего не вижу, глаза отказали, все седое – вода, небо… И звуки песни: хор поет, стараюсь прислушаться, слова разобрать, а они поют шепотом… Как будто и женщины, и мужчины, нет различия, а слова разобрать не могу. Музыка такая… не орган, не трубы, не гитары, очень красивая музыка. Не какая-то какофония, когда намешано всего, нет. Она льется… Никогда я такой музыки не слышал… И голоса слушаю, слушаю, чтобы слова разобрать, и не могу. Не то, чтобы на немецком или на английском, или на русском поют, нет, но непонятно…

Волна проходит, сбивает меня в воду, я снова выкарабкиваюсь, воду соленую глотаю, и так пить хочется. А знаю, что в яхте есть бутылки с водой. Чувствую, надо забираться в яхту. Она всплывает, я открываю люк. Только за собой закрыл, яхта перевернулась.

Она наискосок лежит, но из люка выбраться уже нельзя. Самое главное, я понял, что осталось последнее – это молиться. Всё сделано. Но никто не может помочь. Хотя все знают, все следят.

Беру иконку Николая-чудотворца (она у меня на спасательном жилете, металлическая) и начинаю читать молитвы. И слышу удары, бух, бух, вот-вот яхта разломается, удар за ударом. Я молюсь, молюсь…

Мозги чистые, всё вспоминается до мелочей… Даже когда я в детстве случайно ласточку из рогатки убил… Я случайно в нее попал. Бабушка говорила, что ласточек нельзя трогать – это грех. Сидишь и всё до последнего вспоминаешь. Кому-то слово сказал плохое, с кем-то поссорился, кого-то обманул, воробья убил, вспоминаешь всё, вот это и есть исповедь. Чувствуешь, что час твой подходит и не знаешь, вернёшься или нет. И думаешь, как ты предстанешь перед Всевышним, и хочется всё это кому-то рассказать…

Несколько лет назад Православная Церковь причислила к лику святых Федора Ушакова — великого адмирала, флотоводца и в то же время человека уникальной праведной жизни. Но храма в его честь в Москве пока нет. Проект уже готов, а место мы пока выбираем. Очень надеемся, что получится построить его в Москве, ведь в столице такой храм особенно нужен: посмотрите, сколько здесь моряков, отставных и действующих, даже клуб адмиралов есть!

А моряки очень любят и уважают Ушакова, он для них пример — правда, к сожалению, ценят они его только как великого полководца, не проигравшего ни одного сражения. Мне же хочется, чтобы храм помог рассказать о других гранях жизни адмирала: о его глубокой вере, о его семье, в которой есть святые монахи-подвижники, о том, что после отставки Ушаков поселился вблизи Санаксарского монастыря и провел там всю оставшуюся жизнь…

Через рассказ об этом я бы хотел протянуть для современных моряков мостик к Православию. Ведь они восхищаются Ушаковым, многие считают его примером для подражания. Мне кажется, что рассказ о пути к вере своего для моряков человека будет миссионерски эффективным. Я убедился в этом на своем опыте. Помню, как приехал первый раз в Санаксарский монастырь, настоятель открыл мне мощи Федора Ушакова, предложил помолиться, а сам ушел. Я встал на колени перед ракой с мощами и оказался лицом к лицу со святым. У меня мурашки по телу: никого рядом нет, а я, старшина первой статьи, сам военный моряк, стою перед адмиралом, да еще каким адмиралом! У меня, конечно, все молитвы вылетели из головы… На меня все это произвело невероятное впечатление: святость проникает в нашу жизнь, становится близка и понятна…”


№6(78)-2010

ИСПОВЕДЬ ЛИШАЕТ ДИАВОЛА ПРАВ НАД ЧЕЛОВЕКОМ

В мире сегодня очень много беснования. Диавол разгулялся не на шутку, потому что нынешние люди дали ему много прав. Люди подвергаются страшным бесовским воздействиям. Один человек объяснил это очень верно. «Раньше, – говорит, – диавол занимался людьми, а сейчас он ими не занимается. Он выводит их на свою дорогу и напутствует: «Ну, ни пуха, ни пера!» А люди бредут по этой дороге сами». Это страшно. Посмотрите: бесы в стране Гадаринской спросили у Христа позволения войти в свиней, потому что свиньи не давали диаволу прав над собой и он не имел право войти в них без разрешения…

Мне один человек посоветовал убрать из французского перевода книги «Преподобный Арсений Каппадокийский» те места, где говорится о бесноватых. «Европейцы, – говорит, – этого не поймут. Они не верят в то, что диавол существует». Видишь как: они всё объясняют психологией. Если бы евангельские бесноватые попали в руки психиатров, они подвергли бы их лечению электрошоком! Христос лишил диавола права делать зло. Он может делать зло, только если сам человек даст ему на это права. Не соучаствуя в Таинствах Церкви, человек дает лукавому эти права и становится уязвим для бесовского воздействия.

Логика, прекословие, упрямство, своеволие, непослушание, безстыдство – все это отличительные черты диавола. Человек становится уязвим для бесовского воздействия настолько, насколько он имеет в себе перечисленные выше свойства. Однако, когда душа человека очистится, в него вселяется Святой Дух, и человек наполняется Благодатью. Если человек испачкает себя смертными грехами, в него вселяется дух нечистый. Если же грехи, которыми испачкал себя человек, не смертны, то он находится под воздействием лукавого духа извне.

К несчастью, в нашу эпоху люди не хотят отсечь свои страсти, собственное своеволие. Они не принимают советов от других. После этого они начинают говорить с безстыдством и отгоняют от себя Благодать Божью. А затем человек – куда ни шагни – не может преуспеть, потому что он стал уязвим для бесовских воздействий. Человек уже не в себе, потому что извне им командует диавол. Диавол не внутри его – Боже упаси! Но даже и извне он может командовать человеком.

Человек, оставленный Благодатью, становится хуже диавола. Потому что диавол не делает всего сам, но подстрекает людей на зло. Например, он не совершает преступлений, но подбивает на это людей. И от этого люди становятся бесноватыми.

Если бы люди, по крайней мере, сходили к духовнику и поисповедывались, то исчезло бы бесовское воздействие, и они снова смогли бы думать. Ведь сейчас из-за бесовского воздействия они не в состоянии даже подумать головой. Покаяние, исповедь лишает диавола прав над человеком. Недавно на Святую Гору приезжал один колдун. Какими-то чародейскими колышками и сеточками он перегородил в одном месте всю дорогу, ведущую к моей каливу (от греч. хижина, шатёр). Если бы там прошел человек, не исповедавший свои грехи, то он бы пострадал, не зная вдобавок причины этого. Увидев на дороге эти колдовские сети, я сразу же осенил себя крестным знамением и пошел по ним ногами – все порвал. Потом пришел в каливу и сам колдун. Он рассказал мне о всех своих замыслах и сжег свои книги.

Диавол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся. Диавол только погавкивает на такого человека, все равно что беззубая собака. Однако он обладает большой властью над человеком неверующим, давшим ему права над собой. Такого человека диавол может и загрызть – в этом случае у него есть зубы и он терзает ими несчастного. Диавол обладает над душой властью в соответствии с тем, какие права она ему дает.

Когда умирает человек, духовно упорядоченный, то восхождение его души на Небо подобно мчащемуся поезду. Гавкающие псы несутся за поездом, захлебываясь лаем, пытаются забежать вперед, а поезд все мчится и мчится – какую-нибудь шавку еще и пополам переедет. Если же умирает человек, духовное состояние которого оставляет желать лучшего, то его душа словно находится в поезде, который ползет еле-еле. Он не может ехать быстрее, потому что неисправны колеса. Псы впрыгивают в открытые двери вагонов и кусают людей.

В случае, если диавол приобрел над человеком большие права, возобладал над ним, должна быть найдена причина происшедшего, чтобы диавол был лишен этих прав. В противном случае, сколько бы ни молились за этого человека другие, – враг не уходит. Он калечит человека. Священники его отчитывают-отчитывают, а в конечном итоге несчастному становится еще хуже, потому что диавол мучает его больше, чем раньше. Человек должен покаяться, поисповедываться, лишить диавола тех прав, которые он сам ему дал. Только после этого диавол уходит, а иначе человек будет мучиться. Да хоть целый день, хоть два дня его отчитывай, хоть недели, месяцы и годы – диавол обладает правами над несчастным и не уходит.

Человек порабощается страстям, дав диаволу права над собой. Запусти всеми своими страстями диаволу в рожу. Этого и Бог хочет, это и в твоих же собственных интересах. То есть гнев, упрямство, тому подобные страсти обрати против врага. Или, лучше сказать, продай свои страсти тангалашке (такое прозвище старец дал диаволу), а на вырученные деньги накупи булыжников и бросай ими в диавола, чтобы он к тебе даже не приближался. Обычно мы, люди, невнимательностью или гордыми помыслами сами позволяем врагу делать нам зло. Тангалашка может воспользоваться одним только помыслом или словом. Помню, была одна семья – очень дружная. Как-то раз муж в шутку начал говорить жене: «Ой, разведусь я с тобой!», а жена ему тоже в шутку: «Нет, это я с тобой расторгну брак!» Просто так говорили, без задней мысли, но дошутились до того, что этим воспользовался диавол. Он устроил им маленькое осложнение, и они уже всерьез готовы были на развод – ни о детях не подумали, ни о чем другом. К счастью, нашелся один духовник и поговорил с ними. «Вы что же, – говорит, – из-за этой глупости разводитесь?».

Если человек уклоняется от заповедей Божиих, то его борют страсти. И если человек предоставил страсти бороть его, то потом для этого не нужен и диавол. Ведь у бесов тоже есть «специализация». Они простукивают человека, выискивают, где у него «болит», стремятся выявить его немощь и, таким образом, побороть его. Надо быть внимательными, закрывать окна и двери – то есть наши чувства. Надо не оставлять для лукавого открытых трещин, не давать ему пролезать через них внутрь. В этих трещинах и пробоинах наши слабые места. Если оставить врагу даже маленькую трещинку, то он может протиснуться внутрь и причинить тебе вред. Диавол входит в человека, у которого в сердце есть грязь. К чистому созданию Божию диавол не приближается. Если сердце человека очистится от грязи, то враг убегает и снова приходит Христос. Как свинья, не найдя грязи, хрюкает и уходит, так и диавол не приближается к сердцу, не имеющему нечистоты. Да и что он забыл в сердце чистом и смиренном? Итак, если мы увидим, что наш дом – сердце – стал вражеским обиталищем – избушкой на курьих ножках, то мы должны ее немедленно разрушить, чтобы ушел тангалашка – наш злобный квартиросъемщик. Ведь если грех живет в человеке долгое время, то, естественно, диавол приобретает над этим человеком большие права.

При обращении к Богу человек получает от Него силу, просвещение и утешение, необходимые в начале пути. Но только лишь человек начнет духовную борьбу, как враг воздвигает против него жестокую брань. Вот тогда-то необходимо проявить немножко выдержки. А иначе как искоренятся страсти? Как произойдет совлечение ветхого человека? Как уйдет гордость? А так человек понимает, что сам, своими силами, он не может сделать ничего. Он смиренно просит милости Божией, и к нему приходит смирение. То же самое происходит, когда человек хочет отстать от дурной привычки – например, от курения, наркотиков, пьянства. Вначале он чувствует радость и бросает эту привычку. Потом он видит, как другие курят, употребляют наркотики, пьют, и терпит сильную брань. Если человек преодолеет эту брань, то потом ему уже нетрудно отказаться от этой страсти, повернуться к ней спиной. Надо немножко и поподвизаться, побороться. Тангалашка свое дело делает – так что же мы не делаем своего?...

Знаете, сколько людей приходят ко мне и просят, чтобы я помог им в каком-то их затруднении? Но при этом эти люди ни на исповедь, ни в церковь не хотят идти! «А в церковь-то ты хоть ходишь?» – спрашиваю. «Нет», – отвечают они. «А ты хоть когда-нибудь исповедовался?» – спрашиваю снова. «Нет. Я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил». – «Но как же я тебя исцелю? Тебе нужно покаяться в своих грехах, нужно исповедоваться, ходить в храм, причащаться – если ты имеешь на это благословение своего духовника, – а я буду молиться о твоем здравии. Неужели ты забываешь о том, что есть и иная жизнь и к ней нам необходимо готовиться?» – «Послушай-ка, отец, – возражают в ответ такие люди, – все то, о чем ты говоришь – церкви, иная жизнь и тому подобное, – нас не занимает. Все это сказки. Я был у колдунов, был у экстрасенсов, и они не смогли меня исцелить. И вот я узнал, что исцелить меня можешь ты». Представляешь, что творится! Ты говоришь им об исповеди, о будущей жизни, а они отвечают, что «все это сказки». Но одновременно просят: «Помоги мне, а то я сижу на таблетках».

Но как я им помогу? Разве исцелятся они волшебным образом без труда? И посмотри, многие люди, измученные проблемами, которые они сами себе создали своими грехами, не идут к духовнику, который может им действительно помочь, но заканчивают тем, что «исповедуются» у психолога. Они рассказывают психологам историю своей болезни, советуются с ними о своих проблемах, и эти психологи своими советами словно швыряют своих пациентов в середину реки, которую им нужно перейти. В результате несчастные или тонут в этой реке, или все-таки доплывают до другого берега, однако течение относит их очень далеко от того места, где они хотели оказаться... А вот придя на исповедь к духовнику и поисповедовавшись, такие люди без риска и страха перейдут реку по мосту. Ведь в Таинстве Исповеди действует Благодать Божия и человек освобождается от греха.

Каждый духовник, раз он облачен в епитрахиль, обладает божественной властью. Он совершает Таинство, он имеет Божественную Благодать, и когда читает над покаявшимся разрешительную молитву, Бог стирает все грехи, в которых тот поисповедовался с искренним покаянием. То, какую пользу мы получим от Таинства Исповеди, зависит от нас самих.

Однажды ко мне в каливу пришел человек, у которого были непорядки с психикой. У него был помысел, что я наделен даром прозорливости и смогу ему помочь. «Что ты обо мне предвидишь?» – спросил он меня. «Найди духовника и исповедуйся ему, – ответил я. – Тогда ты будешь спать как младенец и выбросишь таблетки, которые пьешь». – «В наше время, – ответил он, – хороших духовников нет. Раньше были, а сейчас перевелись». Вот так эти люди приходят ко мне с добрым помыслом получить пользу, однако не слушают того, что я им говорю. Ну, так что же: только зря потратились на билеты до Афона.

Однако я вижу, что диавол придумал новую западню для того, чтобы уловлять людей. Диавол внушает людям помыслы о том, что, если они выполняют какой-то данный ими обет, к примеру, едут в паломничество в святое место, значит, духовно они находятся в порядке. И вот часто видишь, как многие паломники с большими свечами и с серебряными подвесками, которые они обещали привесить к той или иной чудотворной иконе, едут по монастырям, по святым местам, вешают там эти серебряные подвески, осеняют себя широким крестным знамением, утирают навернувшиеся на глаза слезы и этим довольствуются. Эти люди не каются, не исповедуются, не исправляются и тем самым радуют тангалашку.

Открывая свое сердце духовнику, и исповедуя ему грехи, человек смиряется. Таким образом, ему открывается небесная дверь, его щедро осеняет Благодать Божия и он становится свободным.

Посредством исповеди человек вычищает себя изнутри от всего ненужного – и духовно плодоносит. Однажды, когда я копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров, ко мне пришел один посетитель и спросил: «Что ты делаешь, Геронда?» – «Что я делаю? – сказал я. – Да вот, исповедую свой огород». – «Да как же, Геронда, – опешил он. – Неужто огород тоже нуждается в исповеди?» – «Конечно, нуждается. Я убедился, что когда поисповедую огород, то есть вычищу землю от камней, сорняков, колючек и тому подобного, то овощи, которые он родит, бывают крепкими, здоровыми как на подбор! А если огород оставить без исповеди, то и вырастут на его грядках какие-то недоразвитые желтенькие и сморщенные помидорчики!..»

Старец Паисий Святогорец


№6(78)-2010

НА КАЖДОЕ СЛОВО СКАЗАТЬ "ПРОСТИ"

Прежде всего, братия, нам нужно смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать «прости». Авва Исаия

Какие простые слова говорят святые отцы: «Словом „прости” побеждается сатана». Именно это нам и надо сделать: просто победить сатану. И оказывается, что это действительно просто. Надо только уметь искренне сказать «прости» на всякое дело, во всяком месте и всякому человеку. И как только мы внутри себя от сердца говорим это слово, мы разрываем связь с сатаной. Ведь единственное существо в этом мире, не способное сказать «прости», – это злобный дух вражий.

Если бы случилось невозможное и дьявол смог бы переступить через свою гордыню и покаяться, его больше не существовало бы, он бы немедленно вернулся в свое высочайшее архангельское достоинство. Он снова стал бы ангелом, если бы смог... Но сделать этого он уже не может.

Но это может сделать человек. Как только он произносит великое слово «прости», Господь откликается, прощает человека, и в нем чудесным образом проявляется потерянное в грехе божественное достоинство. Состояние гордыни, помраченности, злобности вдруг исчезает, и преображенный человек приобщается к жизни ангельской. Покаянием сокрушаются все козни, отражаются все стрелы врага, безсильного пред словом «прости». Сети, которые с такой тщательностью и изощренным хитроумием он расставляет человеку, разрываются, и перед нами открывается потерянная дорога в рай.

Покайтесь, – призывает Спаситель, выходя на проповедь, – приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4, 17). Только так совершается возвращение в Царствие Небесное, дарованное нам Господом Его победой над сатаной. Он не просто возвращает нас в Место блаженства, а дарует неизмеримо больше того, что было дано Адаму в раю. Человеку, сотворенному в земном раю, открывается рай небесный, вместо мира земного – Небесное Царство, которое неизреченно, непознаваемо, которое совершенно никак не определено кроме того, что это есть Царство Божией любви, Царство Его настоящей жизни.

Вот что нам даруется вместо потерянного земного блаженства! И только одно слово «прости», сказанное всею жизнью человека, – не случайно, не впопыхах, не формально, не в один единственный день в году, а всею нашей жизнью, – открывает нам эту дверь. Открывает каждому: разбойнику и праведнику, мытарю и фарисею, блуднице и целомудренной – всем.

И когда мы оказываемся способными всей жизнью своей всегда говорить «прости», это значит, что мы всегда оказываемся победителями сатаны. Только это и возвращает нас в рай. И этому слову мы будем учиться всю жизнь, чтобы оно стало нашим главным оружием в победе над злом. Потому, что невозможно победить его иначе, как только по-настоящему начав духовную борьбу.

Протоиерей Алексий Уминский


№6(78)-2010

РЕЛИГИЯ - ЭТО ФОРМУЛА НРАВСТВЕННОСТИ

Невозможно переоценить роль школы в подготовке свободно мыслящих людей. Людей, которые стремятся к знаниям, духовному росту и здоровому образу жизни. Она дает подрастающему поколению знания, необходимые для успешной карьеры и профессиональной самореализации. Но есть и более важные знания и навыки – способность правильно управлять своей жизнью. Отличать добро от зла. Глупые поступки от достойных и рассудительных.

Подлинное образование – это всегда соединение обучения и воспитания. Воспитания личности, воспитания души. Ведь цель образования – получение не только знаний (что важно и необходимо), но и мудрости. Мы должны научить молодежь разумно и достойно выстраивать свои отношения с другими людьми и обществом в целом. Нашим детям необходим нравственный фундамент, составляющий основу для принятия ключевых жизненных решений. Ведь безнравственность, отсутствие моральных ориентиров может стать реальным препятствием на пути развития общества и государства.

…Уроков классической литературы и даже истории может быть недостаточно. Тут следует обратиться к мировому и, в частности, – к европейскому опыту. Сегодня в большинстве стран Европы существует, в той или иной форме, религиозное образование.

Религия оказывает огромное влияние на формирование системы ценностей общества. Даже светская культура – вырастает из религии, как цветок вырастает из семени. Ведь культура – по сути – есть возделывание человеческой души. Поэтому так важно рассказывать молодым людям о ценностях, определявших развитие нашей цивилизации на протяжении столетий.

Все религиозные традиции мира объединяет вера в существование объективного нравственного закона. Следование ему ведет к благополучию. А пренебрежение им – к жизненному краху. Уверена, что знать об этом законе для наших детей также необходимо, как знать о законах Ньютона.

В России естественно обратиться к традициям, во многом определившим ход отечественной истории и развитие культуры. Это – традиции православного христианства и других традиционных религиозных конфессий.

Еще Федор Михайлович Достоевский говорил о том, что религия – это формула нравственности. Нам крайне важно научить наших детей пользоваться этой формулой. И здесь поможет новый урок школьной программы – «Основы религиозной культуры и светской этики».

…От того, как будут преподавать новый урок, во многом зависит формирование мировоззрения наших детей. А значит – их будущее и будущее всей страны.

Из выступления Председателя попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», Президента Фонда социально-культурных инициатив С.В.Медведевой на XIV ВРНС


№6(78)-2010

ОДНОМУ НАЧАЛЬНИКУ О ВЕРЕ В ПРИРОДУ

Вы хотели бы иметь некую «новую веру» и поэтому предлагаете веру в природу и её законы. Если бы не были так скудны ваши познания в историческом прошлом всех европейских крещёных народов, вам было бы ясно, насколько ваши поиски стары и необоснованны. То, что предлагаете вы, совсем не «новое и небывалое», потому что именно в это как раз и верили наши давние предки-язычники до крещения. Та вера, которой мы сейчас придерживаемся, вера христианская, есть новая вера по сравнению с той старой, языческой верой. Так значит, если хотите «новую веру», так она у вас уже есть. Но если вы хотите веру в природу и природные стихии, то это значит, что вы хотите не «новую веру», но старую-престарую. Послушайте, как апостол Павел прекрасно сказал в Послании к Галатам: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира» (Гал.4:3), и далее он с укором добавляет: «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» (Гал.4:9). Неужели вы не видите, куда идёте? Наши тёмные предки тысячи лет пребывали во мраке язычества, рабски поклоняясь материальным стихиям природы. Они едва сумели вырваться из пасти материи и вознестись до высоты духовного Божества и до высоты Сына Бога Живого и Единого. А теперь вы хотите вернуться назад и погрузиться во мрак и в то же рабство! Что такое природа, как не инструмент Божий?! Да она лишь слабая былинка перед Всемогущим Господом. И вы хотите жизнь свою отделить от Всемогущего Бога и связать её с немощной былинкой! Вы цените горшок выше гончара. Это происходит из-за слабого зрения и от страха. Вы боитесь ветров вселенских, что гонят прах, и от страха хотите поклоняться этому праху наподобие своих древних предков-идолопоклонников. Разве не видите, что даже дух человеческий оказывается сильнее природы, а что же говорить о Духе Божием? Зачем же вы тогда пытаетесь дух человеческий бросить под ноги материи? Разве хозяин будет рабом слуги?

Отрекитесь от недостойных и ничтожных мыслей славян-язычников. С такими мыслями они были и оставались дикими народами на протяжении тысячелетий. Как бабочка не превращается опять в куколку, из которой вышла, так и нам нет пути назад, в истлевшие раковины старой языческой веры.

Да просветит вас Христос Светом Своим!

Святитель Николай Сербский


№6(78)-2010

ОСОБЫЕ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ У ЧЕЛОВЕКА

У человека могут быть и особые способности, которые надо различать по их происхождению и значению для жизни души и вечности. Высшей степенью очищения сердца человеческого является святость. Святым, после совершения ими великих трудов и подвигов и по очищении их сердца, даруются от Бога и необычайные способности. Сюда относятся: чтение чужих мыслей, дар пророчества, дар исцеления болезней и другие дары.

Можно ли стремиться христианину к особым дарам благодати? Архиепископ Иоанн пишет: «Не откровений надо искать, а верности. В откровениях Господь служит человеку, а в верности человек служит своему Господу».

Но помимо Бога существует и сатана, и подвластный ему темный космический мир злых духов. По неисповедимым судьбам Божиим темному миру дана возможность влиять на не защищенных благодатию Божией людей. Сюда относятся умение колдовать, наводить порчу, заговаривать, гадать и прочее. Горе миру от таких слуг сатаны. Они сеют зло вокруг себя, как многие гибнут от них душой и телом! Как безобразно ведут себя «порченые» в храмах, особенно во время чтения Евангелия и пения Херувимской (лай, мяукание).

Церковь Христова и закон Моисея запрещают заниматься спиритизмом, гадать, вызывать духов. С древних времен откровение Божие говорит о недозволенности гаданий, узнаваний по рукам, картам и прочему своей судьбы. Судьба человека должна утонуть в послушании воле Божией, умереть целиком в ней. Как нужно быть осторожным верующему человеку, чтобы не продать свою святую Христову веру, веру преданности воле Божией!

Как у йогов, так и у теософов успех достигается при наличии сильной воли. Они могут ходить голыми ступнями по раскаленным углям без малейшего признака ожога. Но эти цели совсем иные, чем в христианстве. У христианина вся воля должна быть направлена на очищение сердца от страстей и развитие в душе христианских добродетелей при помощи благодати Божией. У йогов и теософов остается черствое и греховное сердце. Эти люди близки к темным духам.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Легкомысленно покушающиеся нарушить порядок, установленный Богом, и вторгнуться самовольно в то, что Богом сокрыто от нас, признаются искусителями Бога и изгоняются от лица Его в тьму кромешную, в которой не светит Свет Божий».

Схиигумен Савва (Остапенко)



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld