Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2010 год, выпуск № 11 (83)

21 НОЯБРЯ - СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕЗПЛОТНЫХ

Икона храма Преображения Господня в г. Боровске, переданная в дар храму схиархимандритом Власием (Перегонцевым)

Святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, которые преследовали израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа взять Иерихона (Нав. 5, 13–16). Сила великого Архистратига Божия явилась и в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), и в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора, и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92–95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы помочь Даниилу, в рове со львами заключенному. Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил и на Руси.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

Блаженство Ангелов состоит в лицезрении Бога, в созерцании Его славы. Ангелы знают Бога непосредственно. Они «выну видят лице Его» (Мф. 18, 10). Не выходя за пределы разумения, им назначенного, они предстоят благоговейно пред Престолом Божиим и непрестанно славословят дивное Имя Его. В этом славословии состоит вся жизнь их по отношению к Богу.

По примеру Ангелов и мы можем углубляться, по мере сил наших, в тайны Божественного мироздания и мироправления. У нас есть ум, познающий Бога в природе видимой и духовной. Повсюду мы можем видеть премудрость, благость и всемогущество Божие, и благоговеть пред Его совершенствами. Особенно должны благоговеть мы пред тайной Домостроительства нашего спасения.

Ангелы со страхом и трепетом предстоят пред Престолом Божиим; и мы должны со страхом соделывать наше спасение. Славословие Божие да будет постоянным и вечным занятием нашим, вместе с Ангелами, в Царстве Отца Небесного.

Кроме исполнения обязанностей к Богу, мы можем подражать Ангелам и в исполнении обязанностей их к людям. Ангелы посылаются в помощь людям, особенно тем, которые желают наследовать спасение (Евр. 1, 14). Они служат нам во всех наших нуждах, душевных и телесных. Страждет ли кто от нападения злых врагов – Ангелы Господни ополчаются на врагов и избавляют страждущих. Гнетут ли кого болезни или другие скорби, — Господь посылает Ангела, исцеляющего и спасающего. Нужно ли избавить кого от несчастья, греха и соблазна, — Ангел является освободителем и спасителем. На скрижалях священной истории мы видим многочисленные примеры, где Ангелы представляются благодетелями рода человеческого, помощниками, наставниками, руководителями.

Ангелы Божии как чистый духовный свет удаляются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, если мы удаляемся от Бога. Они не могут изливать своих сил там, где начинается темная область, ибо «что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6, 14). Настоящая жизнь наша есть непрестанная битва-брань. Мы находимся здесь между двумя противоположностями: между Небом и адом, между Жизнью и смертью, между Светом и тьмою. Небесные Ангелы действуют в сынах Света, хотящих наследовать спасение, а дух злобы поднебесный – в сынах противления. И те, и другие силы постоянно стремятся привлечь нас к себе, поскольку свободная воля человека может и противоборствовать, и последовать этому влечению.

Будем молиться, чтобы Ангелы, предстоящие Престолу Божию, облегчали наше к Нему шествие, ограждали нас от нападения духа злобы, который есть враг и Бога, и человека, который непрестанно бросает в нас разжженные стрелы, «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5, 8), не дремлет даже и во время нашего сна (Мф. 13, 25). Потому и Святая Церковь Христова и умоляет Господа Сил, чтобы Он послал нам Ангела мирна, верна, наставника и хранителя душ и телес наших. По особенной любви к христианам, Господь дал каждому из них Ангелов-Хранителей. Одни сопровождают нас от рождения, другие — от святого Крещения. Когда необходима бывает помощь для нас, являются Ангелы с этой благовременной помощью. Воспоминая о помощи Ангелов, мы не можем не благоговеть пред ними, и особенно пред Богом, помогающим нам чрез них. Господь наделил их такими силами и средствами, при которых они могут исполнять волю Его. Он указывает им на земле и время и место и лиц, которым нужно оказать Небесную помощь; и Ангелы как слуги Его охотно являются на землю.

Человеческая природа, как и ангельская, обладает разумом и волей. Мы имеем все возможности для достижения совершенства. Если человек, исполняя повеление Творца, направляет свою волю к добру, славит Господа всей своей жизнью, всем существом своим радостно служит Богу и людям, то уже в этой жизни он становится ангелоподобным.

Великий, чудный Михаиле!

Как сладко имя твое мне!

Ты мне помощник в здешнем мире,

Ты мне отрада на земле!

Но я страшуся дерзновенья,

Какое чувствую к тебе,

Я весь в грехах и униженье,

Как червь, влачусь я по земле!

О, как воззришь ты светлым оком

На землю мрачную греха?

И на людей, забывших Бога,

Забывших и самих себя?!

Ты горних сил всех повелитель,

Ближайший зритель Божества,

Советов Троицы исполнитель,

Судеб таинственных слуга!

В твоем величье безподобном

Земных страдальцев не забудь!...

Здесь, на земле, и там, за гробом,

Всегда заступником нам будь!


"НЕТ ЛЮБВИ, ДЕЛАЙТЕ ДЕЛА ЛЮБВИ"

3 ноября – 10 лет со дня представления ко Господу первого настоятеля и строителя нашего храма иеромонаха Дионисия (Ладохи), который обладал даром Слова, талантливо проповедовал, изъяснял Святое Писание и глубоко разбирал смысл Слова Божия. В этом номере мы публикуем отрывки из его проповедей.

Божественная радость, Божественное утешение приходит только после больших страданий. Таков закон Господень, и тут ничего не поделаешь. Потому что мы – люди плотские, а радость – чувство духовное, и пока мы живем по плоти, нам доступны только физические ощущения. Чтобы получить духовную радость, чтобы в нас возсияло духовное, нужно сперва подавить животное, плотское, а это возможно только через умерщвление ветхого человека, только через страдание, вернее, страдание более всего этому способствует.

· · ·

Путь к спасению не просто тесен в собственном смысле слова, в смысле узости и затруднительности движения по нему, но и в переносном – его нелегко разглядеть, нелегко обнаружить. Сколько людей заблудилось и заблуждается, потому что идут от своего ума, не исследуют, не ищут истины: действительно ли то учение, в которое они поверили, от Бога?.. Или оно от человека? Или от диавола?.. Ведь нужна не какая попало вера, а вера, приводящая ко спасению. Конечно, самим людям не только трудно, но, пожалуй, и невозможно разобраться во множестве окружающих их вер.

Господь открывает искренне ищущему, какой путь спасителен. Здесь ответ на вопрос: для чего Бог прославляет святых? Совсем не для того, чтобы их величали здесь, на земле, где все тленно, преходяще, а чтобы показать, что вера, исповедуемая святыми, единственно угодная Ему.

Более четырехсот лет существуют протестантские церкви и не могут назвать ни одного своего последователя, мощи которого бы исцеляли, чудотворили. То же самое положение и с нашими старообрядцами. Что до католиков – у них нет таких великих и близких нам святых, как преподобный Сергий, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский, Ксения Петербуржская и другие.

Что толку спорить, какая вера лучше, если Господь прославляет святых только Православной Церкви, показывая тем самым, что лишь православная вера является истинной и спасительной? Итак, путь ведущий ко спасению, тесен, во-первых, потому, что его трудно обрести, и, во-вторых, потому, что по нему действительно нелегко, болезненно идти.

А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал., 5, 22), – сказал Апостол Павел. Кто хочет попасть в Царствие Небесное, тот должен распять плоть свою, или, как говорит Святое Писание, взять крест свой и последовать за Господом.

· · ·

Сейчас в Церковь ходит много образованных людей, но им совершенно не понятны такие Евангельские слова исповедаю ти ся Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем. Ей Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою (Мф., 11, 25-26).

Многие из вас могут спросить, как мы, взрослые люди, можем стать младенцами? Очень просто. Младенцы не имеют своей воли. Откажитесь от своей воли (у Святых Отцов это называется: оставить свою волю позади себя), и вы станете теми Евангельскими младенцами, которым со временем откроются все тайны неба и земли…

Младенцы не имеют своего мнения. Откажитесь от своего мнения, и вы будете названы Евангельскими младенцами. Святой Игнатий Брянчанинов пишет об Авве Дорофее, что когда умному и ученому Авве Дорофею приходила какая-нибудь блестящая мысль, он говорил себе: «Анафема тебе и твоему мнению, и твоему рассуждению», – и отправлялся спрашивать у старца. Вот образец блаженного недоверия самому себе, своему падшему состоянию.

· · ·

Многие из нас стонут: почему Господь так долготерпит беззакония окружающего нас мира, почему не уничтожит зло? Потому, что Господь благ и милосерд не только к добрым, но и к злым. Всемогущий Бог мог бы искоренить все зло в мире, и придет время, когда оно будет искоренено, но Господь благ и на безблагодатные и злые, и до времени терпит их, являя им Свою любовь. И нас учит поступать так же. Может быть, кто-то из них обратится и раскается.

Заповедь Божия требует, чтобы и мы побеждали зло любовью. Как хорошо сказал один святой: «Человек по природе немощный и слабый, чем может уподобиться Богу, только как простертием благожелательной любви сердца своего и на добрых и на злых, и на праведных и на неправедных». Надо заставить, приучить себя милосердовать всем, как милосердует к нам Бог.

Господь нас не осуждает, а покрывает наши грехи до времени. А чтобы очистить от них, посылает различные скорби, безропотно претерпев которые, мы получаем награду. Вот видите, насколько благ Господь, Он награждает нас даже за наши грехи, потому что Он благ по естеству. Всеблагий Бог здесь, на земле, каждому предоставил возможность, потерпев сколько-нибудь от людей, бесов или от болезни, очиститься от беззаконий. И только если человек отвергнет милосердную волю Божию о нем здесь, на земле, его постигнет правосудная воля Божия после смерти.

Кто хочет пребывать в милости у Бога, должен сам творить милость не только праведникам и добрым, но и злым, грешным, ненавидящим, гонящим... Поступая так, по неложному слову Святаго Писания, мы становимся истинными сынами Отца нашего Небесного.

· · ·

И чем особенно выделялись книжники, фарисеи и прочие ненавистники Христа? Они всех осуждали. Осуждали не только мытарей, римлян-завоевателей, но и Иоанна Крестителя, и Бога Христа-Спасителя, называя Его и ядцем, и винопийцем, и льстецом. И наше постоянное злоречие и осуждение всех и вся – верный признак того, что в сердце мы считаем себя праведными.

Человек не может увидеть своих грехов, если не перестанет осуждать других. А осуждать мы будем до тех пор, пока не приучимся оглядываться на самих себя. Увидел чью-нибудь неправду – вспомни свои грехи. Он грешен, но ведь и ты тоже грешен. Если все время стараться помнить, что ты – хуже всех, то можно победить осуждение. Когда идет у нас брань на брата ли, на священника (у нас почему-то признаком духовности считается иметь брань на священника), вместо того, чтобы осуждать или гневаться, вспомни, что ты тоже грешный, и помолись: «Господи, прости брата моего, а святыми его молитвами помилуй мя, грешного!» – и брань утихнет.

· · ·

Святости достигали люди такие же страстные и грешные, как мы с вами, но для них это было главным делом их жизни. Просто мы мало хотим быть святыми, а точнее, совсем не хотим, пугаясь, как малые дети, тех трудностей и преград, которые есть на этом пути. Мы слишком боязливы, забывая о том, что, как сказано в откровении Иоанна Богослова, участь боязливых в озере огненном.

Надо просить у Бога и о самом желании наследовать Царствие Небесное. Чего мы желаем, о том думаем все время и прилагаем все усилия, чтобы достичь своего.

· · ·

Усопшие очень ждут нашего молитвенного поминовения в родительские субботы, особенно церковного поминовения. И это для них больший праздник, чем для нас любое земное торжество. Наш помин есть проявление любви к усопшим, и в этот день все они радуются. Те, которые находятся в муках, радуются потому, что по молитвам Церкви получают облегчение своих страданий. Наследовавшие же Царствие Небесное радуются тому, что их помнят и любят на земле, и это еще более увеличивает их блаженство.

Если выйти за двери нашей церкви и пройти по кладбищу, то мы увидим множество самых разнообразных надгробных памятников и оград. Ясно, что самим умершим посмертные знаки уже не нужны, души их находятся либо на небе, либо глубоко под землей. Но ведь не без причины поставлены все эти сооружения.

Памятники нужны живым, чтобы непрестанно напоминать о нашей окончательной участи. Человек рождается и живет для того, чтобы умереть, но большинство старается всеми способами забыть об этом. Собственно, духовный человек от недуховного отличается как раз тем, что первый всегда помнит о своем исходе из этой жизни, по слову Писания: Помни последняя своя и во век не согрешишь, – а второй старается забыть, стереть из своего сознания эту великую истину, полагая, как малый ребенок, что если не думать о смерти, то можно ее избежать.

· · ·

Многие жители нашего города спрашивают, почему место для нашей церкви выбрано именно здесь, на кладбище, далеко от городских зданий, от их жилья? Да потому она здесь и построена, чтобы напоминать нам, живым, о наших сродниках, уже умерших, о их участи и о смертном часе, который непременно пробьет и для каждого из нас. А поскольку в мире нет лучшего места, которое напоминало бы нам о вечности, чем кладбище, потому и благоволил Господь Бог построить первую городскую церквушку именно здесь.

· · ·

Как приступит человек к молитве, неизбежно навалятся скорби, некуда уже будет от них деться, придется поневоле молиться, хочешь не хочешь. Одного монаха, овладевшего Иисусовой молитвой, спросили: «Как ты научился молитве? Кто тебя научил?» А он и отвечал: «Да бесы научили». «Как это бесы тебя научили?» «Ну как же, я пришел в монастырь, и на меня такие скорби обрушились, что осталось только молиться».

Удивительна связь скорби и молитвы. Скорби очень усиливают молитву, а молитва делает так, что скорби становятся сладостными. Это реальный опыт. Вот почему они так жестко связаны – скорбь и молитва. Без скорбей молитва развития получить не может, так говорят Святые Отцы, специалисты в деле молитвы.

У нас молитвы нет, так надо хоть плакать об этом. Станешь ли, сядешь ли на молитву, и что же? Где твой ум? Куда он только не забредает, вспомнит все телевизионные передачи, все случаи, все разговоры, политику и т. д... Мы настолько в плену у врага, что даже не можем Господу возопить, враг не дает. Как только скажешь: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго» – и все, ум уже невесть где. Сбежал от тебя.

Вот о чем нам вздыхать надо: что наш ум гуляет, что мы помолиться даже не можем. Об этом надо сокрушаться, об этом надо скорбеть. А мы все плачем, что нам чего-то не хватает, болезни одолели. Слава Богу, что болеем, значит, все-таки какая-то надежда у нас еще есть.

· · ·

Мы унываем, ропщем, что мы сами не спасаемся, что погибают наши близкие, наши дети, а ведь в этом удивительный промысл Божий. Если бы дети наши не погибали, то кто бы из нас молился за них? Если бы мы были благополучны, то мы бы и не молились, и сами бы не спасались, и их бы не спасали.

Когда у нас что-нибудь случается, то сразу мы начинаем молиться, просить и получаем большую пользу: вера в нас оживает и, главное, оживает молитва. Молитва – наиболее могучее средство, чтобы насадить и в другом человеке веру.

Сколько бы я не убеждал вас, и самого себя в том числе, что прежде всего надо искать Царствия Божия, а остальное приложится, мы все равно будем печься о земном, и никуда от этого, к сожалению, не денешься. Остается одно единственное средство, чтобы взращивать веру – как можно более частое посещение церкви.

Особенно важно обязательное посещение церкви каждое воскресение. Тогда в человеке зарождается вера и благодать Духа Святаго на другом, более глубоком, уровне, и человек становится церковным. Сам того не ведая, он начинает искать Царствия Небесного, начинает при помощи благодати Духа Святаго приобретать истинное покаяние, смирение.

Смиренный человек не видит своих добродетелей, а видит только свои грехи и недостатки, а гордость видит в себе одни достоинства и не видит недостатков. Если человек будет потихоньку приобретать благодать и смирение, значит, он будет приобретать и взращивать веру, которая спасет нас в час испытания.

Поэтому надо стараться как можно чаще ходить в церковь, стараться искать для себя Царствия Небесного, а все остальное Господь обязательно даст, пошлет по Своему неложному обещанию, а Он еще ни разу не нарушал Своих обещаний.

· · ·

Нам непонятно и непостижимо слово любовь. Возлюбиши Господа Бога Твоего... Здесь имеется в виду та духовная любовь, которую сотворенные существа могут иметь к Богу, та любовь, которую имели к Богу Ангелы, Архангелы, Святые... Эта любовь не в приятном чувстве, а любовь, выражающаяся в служении. Любовь означает служение.

Бог есть любовь потому, что Он всегда служил и служит нам. Он послужил нам еще до сотворения мира. Когда человека еще не было на свете, на Совете Превечном Пресвятой Троицы уже было решено, как спасти падший мир, потому что Господь знал, что человек употребит дары, данные ему Богом, и свободу не в добро, а во зло себе.

Потом Бог служил нам, сотворив для нас Вселенную, все красоты мира, сотворив нас и наше тело, нашу душу.

· · ·

Первая ступенька любви к Богу – любовь к своим врагам. Вот если удастся стяжать любовь к своим врагам, не терпение врагов и даже не милосердие к ним, а любовь – то усыновимся Христу. Это возможно, поскольку заповедь дана всем христианам в обязательном порядке.

А как мы еще далеко отстоим от всякого представления о том, что такое любовь! Любовь понимается не разумом, это чувство, и оно либо есть, либо нет. Пока у нас его нет, можно заменять его смирением. Смирение подводит нас к знанию, что у нас нет любви, и единственное наше искреннее чувство – это ненависть во всех многообразных ее проявлениях. Ненависть, злоба, гордыня, раздражение, вы все это знаете. Из вас нет никого, кто бы не раздражался на своих собственных детей, родителей, жен, мужей. Что и говорить об остальных.

Средство к стяжеванию любви, по учению Святых Отцов, очень простое: «Нет любви – делайте дела любви». У нас нет любви, и мы даже не знаем, что такое любовь. Редкие из нас испытывали настоящую любовь, а кто и испытывал, то как мгновение, как искру, пролетевшую по небу.


О БОЛЕЗНИ ДУШЕВНОЙ И ТЕЛЕСНОЙ

Мне часто ставят вопрос о болезни: о болезни телесной и особенно о болезни душевной. Как к болезни относится Церковь? Как каждый верующий в отдельности должен относиться к своей болезни и к болезни близких ему людей?

К своей болезни, большей частью, легче относиться спокойно и мужественно, чем к болезни дорогого человека, который иногда страдает невыносимо и идёт к своей смерти. Сначала я хочу сказать о нашей обыкновенной телесной болезни.

Болезнь так же, как смерть, с точки зрения православной веры, является результатом отпадения человека от Бога. Бог является гармонией, Бог является жизнью, полнотой, и, поскольку мы отпадаем от Бога, мы теряем жизнеспособность. И пустота, которую жизнеспособность за собой оставляет, заполняется смертностью и возможностью болеть. Большей частью это относится к нам всем, но существует ещё один момент. Может встать перед нами вопрос: ладно, мы, грешники, болеем, это результат нашего состояния оттого, что мы не полностью соединены с Богом или, во всяком случае, не полностью к Нему устремлены. Но что же сказать о святых? Почему они болеют? Почему они, вкраплённые в Божью благодать, могут болеть?

Святой несёт на себе крест всея земли. Святой – это человек, который вместе со Христом несёт все последствия человеческого греха. Святой может болеть, может страдать, потому что он умеет сострадать, разделять страдания и плакать над страданием, над греховностью, над отпадением от Бога всея Земли.

Когда мы говорим о болезни, мы имеем в виду болезнь таких людей, как мы сами. И что же нам с ней делать? Люди «благочестивые» часто мне говорят:

– Зачем мне идти к доктору? Я могу пойти и попросить священника помолиться или попросить, чтобы меня помазали святым маслом.

– Да, можешь. Но зачем это делать, если Бог нам дал другие средства, более доступные, более простые, не спрашивающие с тебя той целостности, той глубокой веры, которая не требует обращения к таинствам и действиям Церкви. Спросите: кто это говорит? Серафим Саровский это говорит: «Лечись, потому что Бог создал и врача, и лекарства, и в Его руках твоё выздоровление». И в этом он повторяет то, что мы можем прочесть в 38-й главе книги Сираха. Там говорится, что Бог, действительно, создал и врача, создал и лекарства, и дал врачу власть исцелять. В книге Сираха сказано ещё очень важное: прежде чем идти к врачу, в течение всего времени, которое ты будешь употреблять на то, чтобы быть исцелённым естественным образом, ищи покаяния, ищи духовного очищения. Болезнь связана, с одной стороны, со всеобщей судьбой человека, с ослаблением человека, с тем, что мы смертны и подвержены страданию и болезни, а, с другой стороны, с тем состоянием души, которое в нас качествует.

Замечательно в Священном Писании описывается судьба человека после падения: постепенно в человеческом роде водворилась смерть. Смерть вошла, но люди жили долго. Если смотреть на родословную человечества, эта долгота жизни всё уменьшалась, потому что люди слабели, их связь с миром делалась глубокой и смерть делалась всё более и более властной над ними. К этому я ещё вернусь, а сейчас я хочу сказать следующее.

Как только человек заболел, он должен прежде всего войти в внутрь себя и поставить вопрос о том, насколько он далёк от Бога, какая в нём есть неправда по отношению к ближнему, по отношению к самому себе, насколько он оскверняет и уродует образ Божий, который заложен в нём. И вместе с этим он должен смиренно, не надеясь на то, что силами чудесного своего покаяния может победить телесную болезнь, идти к врачу и терпеть от него лечение.

Ещё может быть более серьёзный вопрос, который возникает у людей: что происходит с человеком, когда он заболевает душевной болезнью. Что такое душевная болезнь? Мы знаем, что психические состояния в значительной мере зависят от того, что происходит физиологически, с точки зрения физики, химии, в нашем мозгу и в нашей нервной системе. Поэтому каждый раз, когда человек заболевает психически, это нельзя приписывать злу, греху или бесу. Очень часто это бывает вызвано скорее каким-то повреждением в нервной системе, чем наваждением бесовским или результатом такого греха, который человека оторвал от всякой связи с Богом. И тут медицина входит в свои права и может очень многое сделать.

Мне вспоминается ещё один случай. Был в Париже замечательный иконописец, ещё не совсем зрелый, который вдруг заболел: он начал чувствовать запах серы. Его мать и сестра решили ему не перечить в надежде, что он успокоится. Когда он говорил им, что он чувствует запах серы, они тянули носом и говорили, что это правда. По мере того, как это происходило, ему делалось всё хуже. И тогда благочестивая семья обратилась к Церкви. Я помню, как этого молодого иконописца отчитывали, исповедовали, кропили святой водой, причащали, мазали маслом, а он заболевал всё больше и больше. Я тогда был врачом, и ко мне обратились с вопросом: «Что делать?» Я своим ответом очень рассердил их:

– Бросьте всё это. Он болен, а не одержим. Пошлите его в больницу, чтобы к нему применили электрический шок (в то время это было единственным, что умели делать в этой области). Я помню, с каким возмущением и семья, и духовенство ко мне обратились: «Как ты можешь? А вдруг это на самом деле одержимость, что ты об этом знаешь?»

– Простите. Но я только одно знаю, хотя это вам может показаться циничным: что электрический ток, если это одержимость, никаким образом бесу не повредит. А если это просто болезнь, то наш друг выздоровеет.

И он выздоровел через год. Но за время этой болезни случилось нечто чрезвычайно интересное. Он вступил в болезнь незрелым иконописцем, он вышел – созревшим. Его иконы стали иные, зрелые, глубокие. И мы ставили перед собой вопрос: что же это такое? Каким образом это может быть? И уже позже я нашёл ответ у св. Иоанна Кронштадтского: есть души очень хрупкие, они могут быть разбиты окружающим миром. И Бог спускает между такой душой и миром пелену или безумия, или какого-то частичного отчуждения и непонимания, пока эта душа не созреет. Она может и вовсе не созреть на этой земле, но она будет созревать в тишине этого, так называемого, безумия, этой отлучённости от окружающего мира и вступит в вечность зрелой, созревшей. А иногда бывает, что эта пелена снимается, как это случилось с иконописцем. И вдруг оказывается, что за этой пеленой происходит нечто ведомое только Богу и самому человеку и во что никакая человеческая сила не должна вмешиваться.

Когда человек заболевает психически, надо помнить, что это может быть физиологическим явлением, на которое должен обратить внимание врач. С другой стороны, одновременно мы должны об этом человеке молиться, как мы молимся о всяком человеке, оказавшемся в нужде, молиться всеми силами души. Мы можем применять и некоторые церковные действия: помазать человека освящённым маслом и, если он на это способен, допустить его до святого причащения. Но мы должны знать, что здесь будет действовать двоякая сила: Божественная сила через таинства и Божественная сила через врача и лекарства.

Митрополит Антоний Сурожский. Из книги «Ступени»


МОЙ ПУТЬ ОТ ЙОГИ К ХРАМУ

11 лет назад, когда йога еще не была так популярна, я случайно наткнулась в магазине на книжку «Йога для начинающих». Все началось с простых упражнений, и вскоре моя жизнь заиграла новыми красками. Мне показалось, что я нашла новый путь своего духовного и физического развития, и вдобавок то, чего мне «недоставало» в Православии. А «недоставало» мне… физкультуры. Еще не воцерковившись, не познав глубины Православной веры и соответствующего ей образа жизни, я считала, что Церковь заботится лишь о спасении душ. А сосуд души - наше бренное тело - надо тоже спасать от нездорового влияния окружающей среды, развивать и питать энергией. И вот открытие - йога - способ духовно-физического совершенствования, венцом которого является постижение божественного и даже слияние с ним (самадхи).

Итак, процесс пошел довольно быстро, поскольку я всю жизнь занималась спортом и мое тело было готово к новым экспериментам. А отношусь я ко всему очень серьезно. Я стала искать в Москве лучшие центры хатха-йоги и лучших наставников - и, конечно, нашла. Занятия состояли из выполнения асан и пранаямы - дыхательных техник. В философию я пока не вдавалась, но мой образ жизни заметно изменился. Я развивалась физически, стала вегетарианкой, научилась концентрации внимания, контролю над собой и расслаблению (это самое трудное). Появилась странная зависимость: без набора привычных асан жить становилось некомфортно. Я брала повсюду свой коврик и занималась с упоением везде, куда бы ни поехала. При этом я иногда ходила в церковь, постилась и причащалась перед Пасхой, молилась перед сном и была удовлетворена тем, что мои занятия йогой вроде бы не мешают Православию.

И тут бы мне остановиться! Но… не привыкла я останавливаться на достигнутом. Хотелось большего: разобраться в философии йоги, пообщаться с настоящими йогами, познать смысл мантр, погрузиться в медитацию. Для этого я стала читать специфическую литературу, ездить на семинары, общаться с людьми, давно практикующими йогу, и т.д.

Со временем моя Православная вера начала сдавать позиции. Появилось много сомнений. Зачем молитвы и покаяние, если я с каждым днем становлюсь все совершеннее? Зачем утомительные церковные службы, если можно вместо них заняться собой? Собой - такой неординарной! Ведь принцип йоги - познай себя, и ты поймешь весь мир. Да, йога - это путь внутрь себя, глубокое погружение в себя, развитие себя и доведение себя до абсолюта. Полная зацикленность на себе и безсмысленная безконечная огранка себя-бриллианта. В йоге много внимания уделяется криям - техникам очищения тела и энергетических каналов, а душа в этом процессе не участвует. Ее в йоге как будто и нет.

Йога состоит из восьми ступеней, среди них хатха-йога - начальная, ее цель - подготовка тела к медитации. Попутно хатха-йога укрепляет здоровье, исцеляет некоторые болезни, учит владению собой, оказывает психотерапевтическое воздействие. Поэтому хатха-йога в качестве фитнеса очень полезна. Но мало-помалу я стала замечать, что йогический образ жизни несовместим с Православным укладом. Принципиально идейно отличаются по смыслу Православные посты от вегетарианства, молитвы от медитации, смыслы жизни христианина и йога и т.д. Любой думающий человек, для которого важна цель всего, что он делает, рано или поздно должен сделать выбор в пользу какой-то одной идеологии. Очевидно, «православный йог» - это такая же нелепость, как «верующий атеист» или «воин-пацифист».

Думаю, что настоящие йоги, живущие в монастырях или в отшельничестве, все-таки верующие люди. Но про них вообще мало известно. А в нашем обществе йога, по-моему, это все-таки религия. Но религия агностиков. Туда попадают люди интеллигентные, стремящиеся к развитию, ищущие смысла бытия, но не имеющие духовной опоры. Вместо духовности в йоге можно найти лишь иллюзию просветления. По сути - это путь в никуда, пустышка для жаждущей спасения души и нелепый самообман.

А я? Господь вразумил меня красиво. Я нежданно поехала в паломничество на Святую Землю, туда, где прошли стопы Его, и где все в моей бедной голове перевернулось обратно с головы на ноги. Я там самое главное в жизни поняла. А заодно окрепла в вере, переосмыслила свои эзотерические занятия/понятия и вернулась домой совершенно другим человеком - крепко верующей Православной христианкой.

Татьяна Паршина

Йога не может быть полезна нам даже и как сумма физических упражнений. Ни на каком этапе нельзя заниматься этим без риска повредить своей душе. И такое типичное оправдание, что, мол, человек не собирается в это все очень уж углубляться, а только хочет укрепить здоровье, оно очень опасно… Ведь в основе всего дух! И нам сказано: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19). Йога же все равно рано или поздно приведет к пленению не только тела, но и души иной духовностью, далекой от Христианства. И те, кто лишь хочет «взять» у йогов какие-то азы, начатки физической культуры, играют с огнем. Господь, по слову Апостола и Евангелиста Иоанна, исцелил ВСЕГО человека (Ин. 7, 23), и нельзя нам искать здоровья для тела в отрыве от здоровья души… А современную йогу породила совсем иная религиозность, с Христианством не имеющая ничего общего.

Я встречался с людьми, практикующими йогу. И обратил внимание на такую закономерность: нам не о чем было говорить… За их речами, за их суждениями ощущалась все время какая-то пустота. Наверное, и йогам неинтересно говорить с Православными, уж не знаю… В этом случае, рассказанном в письме, все кончилось хорошо и благополучно: Сам Господь пришел на помощь человеку и оградил от этого тяжелого искушения. Но путь этот опасный, и не все могут вот так же благополучно преодолеть соблазн.

А тем, кто уж очень обезпокоен своим физическим развитием, я посоветовал бы делать обычную гимнастику. Есть замечательные упражнения, и дыхательные, и на укрепление позвоночника, и на укрепление всех групп мышц… При разумном подходе здесь вреда никакого не будет. Не будет и соприкосновения с чуждой духовностью. А польза для здоровья будет несомненно. И я уверен, что достичь результата - здоровья тела - на этом проверенном пути, не связанном ни с какими религиозными практиками, можно быстрее и легче, чем занимаясь йогой, которая, несомненно, связана с определенным мировоззрением. Хотя по мне так самое лучшее - это просто бить поклоны перед иконами… И душа очищается, и тело укрепляется. Вместо того, чтобы штудировать тома всяких теоретиков йоги, лучше прочитать житие нашего Православного святого Никиты Столпника. Вот где, можно сказать, предел человеческих сил, в том числе и физических! Как он подставлял свое тело под комариные укусы, как «томил томящего его…». Но делал это Никита Столпник, конечно же, не ради здоровья, а ради спасения души. Для того и накладываем мы на тело пост, чтобы дух укреплялся… Как бы мы ни любили, ни холили свое тело, нужно помнить - оно лишь средство для спасения. И укреплять тело, жертвуя своей душой, ни в коем случае нельзя.

Протоиерей Валерий Бахтин


"…И О ВСЕХ, КОГО НЕКОМУ ПОМЯНУТИ"

6 ноября – Димитриевская родительская суббота

От того, может быть, так тянет к себе кладбище, что там — для кого ближайшее, для кого отдалённое, — но для всех неминуемое будущее. Ходишь по дорожкам, вроде как выбираешь себе место. Тихо, спокойно и на тесном городском, и, конечно, на просторном сельском.

Кресты, памятники, оградки. Засохшие живые цветы и выцветшие искусственные.

Особенно хорошо на кладбищах поздней осенью. Выпало немного снега, он лежит светлыми пятнами между могил. И всюду золотая пестрота умирающих листьев.

Но особенно волнуют меня безымянные холмики чьих-то могил. Кто там, в земле? Кто-то же плакал здесь, кто-то же приходил сажать безсмертники, поливать цветы? И почему больше не приходят? Где они? Умерли и сами? Уехали? А может, просто так задавлены жизнью, что и умирать не думают, и сюда не ходят.

В Димитриевскую родительскую субботу отец Александр служил поминальную панихиду. Я ему помогал. Перед началом её написал большущий список имён своих родных и близких, уже ушедших из жизни. Но у самого батюшки списки поминаемых были огромными, целые тетрадки имён усопших, убиенных за Царя и веру, за страну нашу Российскую пострадавших. Батюшка читал и читал. Молящиеся всё передавали и передавали ему через меня листочки-памятки.

Торопливо взглядывал я на них: там значились имена воинов, младенцев, даже и безымянных младенцев, погибших до рождения, — безчисленные ряды имён, имён, имён… Иногда грамотно: Иоанна, Симеона, Евфимия, Иакова, а иногда просто: Фисы, Пани, Саши…

Батюшка читал и читал. Вспомнил я иностранца, стоявшего со мною однажды на субботнем богослужении. Сказал он: «У нас все службы не более двадцати минут». А тут только зачитывание поминаемых имён заняло более получаса.

Так вот, почему я об этом вспомнил? А потому, что, заканчивая поминовение, батюшка, принимая в руки кадило и вознося его молитвенный дым, возгласил: «Молимся Тебе, Господи, и о всех православных, кого некому помянути».

И это «некому помянути» довело меня до слёз.

Но как же некому? А мы? Мы, предстоящие перед Престолом, в купели крестившиеся, как и те, безымянные для нас, но Господу ведомые? Мы-то повторяем слова: «Имена же их Ты, Господи, веси». Мы же с ними встретимся, мы же увидимся!

Будем поминать всех от века почивших. Как знать, может, и наши могилки травой зарастут. Вдруг да и нас, кроме Господа, будет «некому помянути».

Владимир КРУПИН


ПОДАРОК ГОСПОДУ

В Белгороде заговорили с друзьями о сектантах, и Анатолий поведал:

- Я в пригороде знаю одну семью. Муж, жена, детки. И муж довольно крепко пил, да еще и дебоширил, жене никакого житья не было. Работал много, но пил еще больше.

И вот заприметили эту семью сектанты. Стали подкатываться к страдалице-жене. У них ведь как: сначала разведка, сбор сведений, затем тщательно продуманный план действий.

И стали сектантки ходить к этой женщине. Придут - жалеют ее, бедную. Сочувствуют, утешают. Не то чтобы в лоб: приходите к нам, становитесь такой же, как мы, откажитесь от Православия… - нет, они к ней поначалу с милыми улыбками да сладкими речами.

А соседи и говорят мужичку:

- Ты так все на свете пропьешь! К твоей жене сектантки зачастили!

Он чуть не взвился: ну, подстерегу я их! Жене ничего не сказал, а ради такого дела с утра и пить не стал, ждет незваных гостей.

Сидит во дворе, свежим воздухом дышит. А мимо - шмыг! - две бабенки с постными лицами.

- Вы куда? - окликнул их мужичок.

- А тебе-то что, ты кто такой? - с прищуром спрашивает одна гостья.

- Я хозяин дома. А вы - кто?

- А-а, так это вы тот самый муж, который пьет, жену бьет и детей гоняет?

- Ага, тот самый. А вы у меня сейчас обратную дорогу мигом найдете!

И выпроводил их со двора.

И муж - что интересно - бросил пить. Только и сказал жене:

- Я больше ни грамма пить не буду. Но если ты еще раз в наш дом пустишь сектантов - смотри у меня!

Ну да зачем они жене, когда дома и так - тишь да гладь! Сам Господь исцелил ее мужа от безпробудного пьянства за один только отпор сектантам.

Петров фамилия ему, этому бывшему пьянице.

А меня этой весной два дня кряду тоже сектанты какие-то останавливали. Они почему-то все больше ходят парами. Боятся, что ли, поодиночке ходить?..

Апрельским утром на Светлой Пасхальной седмице спешу на трамвайную остановку, навстречу две пожилые женщины. Одна остановила меня:

- Здравствуйте! Я поклонилась:

- Христос Воскресе!

Но вместо того, чтобы ответить: Воистину Воскресе! - бабуля поджала губы:

- Вы что же - в церковь ходите? Приходите к нам, мы откроем вам истину…

Не удержалась я от улыбки: это они-то - откроют истину?

А вторая дернула свою напарницу за рукав, зашипела:

- Не трать зря время, не видишь, что ли, - верующая!..

Куда и благообразие их делось… Ушли с искаженными злобой лицами.

Еще через день или два иду к Птичьему рынку. Издали приметила двоих: молодая девушка и мужчина средних лет. Непохожи друг на друга, а явно вместе куда-то идут. Но они, поравнявшись со мной, остановились.

- Простите, можно задать вам вопрос? - спросила девушка с едва уловимым западным акцентом. А с виду вполне русская…

- Ну задавайте, если смогу - отвечу.

- Вот сейчас праздник будет, Благовещение. Вы, наверное, слышали? В праздник все мы ждем подарков - от близких, от Бога. А как вы думаете, что Бог хотел бы, чтобы мы Ему подарили?

Я только и вздохнула:

- Бог в наших подарках не нуждается. А хотел бы Он от нас, я так думаю, верности. Чтобы не искали богов чуждых, не кидались по сектам, когда у нас самих такое сокровище - Святая Апостольская Православная Церковь! И врата адовы ее не одолеют.

И мы с ними разошлись в разные стороны.

Ольга Ларькина


ПРИТЧИ

У одного старца спросили об одном человеке, богат ли он.

- Не знаю, - ответил тот. - Мне лишь известно, что у него много денег.

- Значит, он богат?

- Быть богатым и иметь много денег - не одно и то же, - ответил старец. - По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворен тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше того, что имеет, беднее того, кто ничего не имеет, но при этом доволен своей участью.

· · ·

Царь обратился к отшельнику:

– Проси у меня всё, что хочешь, и дам тебе это!

Отшельник сказал:

– Дай мне безсмертной жизни, вечной молодости, неиссякаемого богатства, радости, которую никогда не омрачит никакое горе.

Царь ответил:

– Над такими вещами я не властен.

– Тогда оставь меня в покое, – сказал отшельник. – Я буду просить Того, Кто в состоянии мне всё это дать.



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld