Икона
г. Обнинск

Архив номеров: 2011 год, выпуск № 2 (86)

"КАЖДЫЙ МОЖЕТ И ДОЛЖЕН ИДТИ КО ХРИСТУ, ВОЗВРАЩАТЬСЯ В СОСТОЯНИЕ "ДОБРО"

…В какое бы время ни жил человек, в какой бы ситуации ни находился, цель его жизни не изменяется, она состоит в том, чтобы наследовать вечную жизнь. Пути и средства достижения этой цели не могут устареть, стать архаичными. Это путь праведности, т. е. жизни по правде Божией, по Его воле. Средством достижения вечной жизни является аскетизм, т. е. упражнение в доброделании, в исполнении заповедей Христовых.

Священное Писание неоднократно говорит о необходимости применять усилие и претерпевать скорби для достижения Небесного Царства (Мф. 11:12; Деян. 14:22). Но современные люди даже в духовной жизни стремятся сохранить комфорт. Причем у разных людей это порой выражается почти противоположным образом. Одни в своей теплохладности простираются до полного удаления подвига из своей жизни. Другие превращают подвиг в самоцель, и он становится для них, а зачастую и для их близких, безрадостным и тяжким бременем либо приводит в состояние прелести . Христос же, напротив, говорит, что бремя исполнения Его заповедей легко (Мф. 11:30), если это делание совершается с любовью к окружающим, ради любви ко Христу, с сердечной кротостью и непритворным смирением, в частности, перед теми обстоятельствами, в которых Он посылает нас исполнять Его волю.

…Человек существует не с нуля, он имеет начало. Сотворение человека по образу и подобию Божию является отправным пунктом человеческого бытия. При творении мира в конце каждого дня Бог убеждался в отсутствии зла в Своем творении: «И виде Бог, яко добро» (Быт. 1:1-31). Интересно, что слово «добро» славянского текста в русском переводе передано словом «хорошо», что требует дополнительного разъяснения. Добро является противопоставлением злу. В человеке, как и в остальном материальном мире при сотворении отсутствовало зло. Оно вошло в мир с отрицанием божественного бытия и является нарушением гармонии мироздания. Подпав под власть зла, богопротивления, человек совершил грех, лишился богообщения и вечной жизни. Его природа исказилась, стала подвержена тлению. Аскетизм — это путь возвращения человека в состояние «добро», путь избавления от греха и власти смерти.

Интересное определение «подвижничеству» дает святитель Феофан Затворник. В своей книге «Путь ко спасению» он указывает, что «подвижничество есть непрестанная победность», человек через постоянное внимание и противодействие греху достигает внутренних побед.

Само по себе подвижничество было известно человечеству задолго до христианства. Исторически оно было принадлежностью религиозной жизни всех народов, как предпочтение духовных интересов перед физическими потребностями. Подвижничество имеет глубокие внутренние основания в природе человека, и подобно религиозному чувству коренится в глубине духа человека. Христианское подвижничество появилось одновременно с появлением христианства, оно является неотъемлемой потребностью верующей души, стремящейся ответить любовью на любовь Божию. В Книге Деяний Апостольских говорится о свойственных первохристианским общинам усиленной молитве, раздаче имущества и пр.

Надо понимать, что христианство не требует от человека утеснения плоти. Христианство требует от человека нравственного совершенствования на основе евангельских заповедей. Человек же, подверженный греху, не способен жить по Евангелию (Рим. 7:19). Он вынужден прибегать к различным ограничениям, принимать всевозможные меры для борьбы со своими пагубными привычками и навыками, со всем своим греховным началом. Ведь даже для того, чтобы бросить курить или оставить пьянство, человеку приходится выдерживать настоящую борьбу с самим собой. Тем более тяжелая борьба предстоит желающему сбросить с себя нажитый греховный багаж. После грехопадения в человеке отношения между интересами духа и плоти таковы, что во имя первых необходимо сдерживать последние. Таким образом, аскетические требования и ограничения для достижения нравственного совершенства человека необходимы не потому, что этого хочет христианство, а по причине глубокого повреждения природы человека.

Большинство современных людей ошибочно считают аскетизм исключительно уделом монашества. Но Священное Писание неоднократно говорит о необходимости применить усилие, претерпеть скорби для достижения Небесного Царства (Мф. 11:12 и Деян. 14:22), обращаясь ко всем последователям Христа. По свидетельству преподобного Кассиана, под «усиленными искателями» Царства разумеются те, которые «похвальным похищением, лишая себя удовольствия от настоящих вещей, через такое восхищение с усилием входят в Царство Божие». Христианское подвижничество является борьбой и усилием, средством и путем к получению Царства Небесного. Реализация христианской нравственности в своей жизни необходима каждому человеку, ищущему спасения — и монаху, и мирянину. Следовательно, аскетизм необходим каждому, независимо от того, является ли он монахом или нет. Монашеская форма подвижничества, освященная примером и опытом преподобных отцов, является лишь более удобной для достижения христианского совершенства.

Но святым человек может стать, и живя в миру. Подтверждением тому является сонм святых праведных Православной Церкви. Показателен и пример из жизни преподобного Макария Египетского. Живя в пустыне, преподобный вел суровую подвижническую жизнь. Но Господь открыл ему, что в ближайшем городе живут две женщины, которые достигли большего, чем он, духовного совершенства. Придя в город, преподобный узнал об их подвиге: являясь женами двух братьев и проживая в одном доме много лет, они ни разу не поссорились, и каждая из них относилась к детям другой, как к своим собственным. Как сказал один из современных старцев, «у праведности нет колокольчика». Мы не можем видеть сердце и подвиг другого человека, но каждый может и должен идти ко Христу, возвращаться в состояние «добро», исполняя о себе замысел Божий.

«Благословением праведных возвышается город» (Притч. 11:11), — учит Священное Писание. «Не стоит город без праведника», — гласит русская пословица. И если Господь обещал пощадить сотни порочных людей ради десяти праведников (Быт. 18:24-26), то стоит задуматься, насколько и в наши дни высоких технологий и запредельных темпов жизни актуально индивидуальное христианское подвижничество для благополучия нашей Родины, для счастья и здорового развития молодого поколения, для будущего человечества.

Митрополит Калужский и Боровский Климент Из выступления на XIX Рождественских чтениях (печатается в сокращении).


НАУКА ПОВЕРИЛА В ЧУДО

О том, как вера и научное знание находят общий язык, рассказывает протоиерей Кирилл Копейкин, настоятель двух университетских храмов Санкт-Петербурга

Наука — явление не одномерное. Разумеется, современная европейская наука возникла как явление христианской культуры. Какова изначально была её задача? Задача науки заключалась в том, чтобы возвести ум исследователя от созерцания твари к созерцанию Творца. Это понятно: смотря на удивительную гармонию окружающего мира, на его слаженность и красоту, действительно можно прийти к мысли, что такое совершенство не могло возникнуть само собой, что у этого прекрасного творения должен быть премудрый Творец… Постепенно в умах мыслящих людей сложилось представление о двух великих книгах, которые Бог даровал человеку: о книге Божественного Откровения — Библии — и о Книге Природы, читая которую можно постигать мудрость Создателя; причём только одновременное изучение этих двух книг может по-настоящему обогатить и душу, и ум человека, привести его к познанию Бога. Но как только эта мысль оформилась, немедленно встал вопрос: какую из двух книг предпочесть? И если в эпоху Средневековья на первое место неизменно ставилась Библия, то в начале Нового времени на первое место стала выдвигаться Книга Природы.

Традиционное богословие обращало свой взор на Писание, на традицию, на толкования Святых Отцов… Но учёные Нового времени мыслили иначе. Они полагали, что познание Книги Природы поможет решить две главные задачи, которые, по их мнению, не решило традиционное богословие. Первая нерешённая задача – преодоление последствий грехопадения. Господь сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3, 19), – так не сможет ли наука облегчить труды сынам Адама и совсем стереть пот с их лица?..

И вторая нерешённая задача — преодоление раздробленности человечества. Человечество, как известно, разделилось после строительства Вавилонской башни, — но нельзя ли вернуть утраченный тогда первоначальный язык, — истинный язык, тот язык, на котором Адам нарекал имена всей твари? Это не только помогло бы достичь взаимопонимания между людьми, но сразу раскрыло бы перед нами неведомые доселе тайны природы и даже уничтожило бы разделение различных религий, тогда сразу стало бы ясно, чья вера истинная.

Вот такое страшное искушение встало перед учёными мира; оно стоит и поныне: до сих пор каждый учёный должен преодолевать соблазн собственными силами, не от Бога, получить власть над природой. Кто-то может его преодолеть — кому-то это не удаётся; но честный, добросовестный исследователь, благоговейно изучающий Божие творение, обязательно придёт к идее Творца. А в доказательство этой мысли приведу такой пример: несколько преподавателей Санкт-Петербургской Духовной Академии — выпускники физического факультета СПбГУ. Когда мы отмечали юбилей нашего университетского храма во имя Свв. Апп. Петра и Павла, я попытался собрать всех выпускников СПбГУ, которые избрали священническую стезю. Конечно, далеко не всех удалось собрать, но большая часть из тех, что откликнулись, оказались физиками. Это говорит о том, что наука всё-таки помогает прийти к познанию Бога. Хотя, конечно, здесь нет никакой обязательности: последний шаг, окончательный выбор зависит от сердца человека.

Бог не запрещает нам искать естественные объяснения явлениям природы. Есть такой известный ирландский историк науки Макмаллен, — он пишет, что по мере развития науки Бог перестаёт быть «Богом белых пятен». Развитие науки приводит к возвышению наших представлений о Боге и очищению их от всего слишком приземлённого, привязанного к этому миру.

Традиционными научными методами чудо, конечно же, не исследуется, потому что наука по определению занимается только повторяющимися событиями. Это с одной стороны. А с другой стороны, посмотрите, к чему пришла наука в ХХ веке? Произошли два, на мой взгляд, принципиальных открытия, которые заставили решительно пересмотреть отношение науки к чудесам. Я имею в виду прежде всего возникшую в ХХ веке космологию — науку о происхождении мира и развитии его. Космология в определённом смысле выводит учёного за рамки традиционной науки, потому что исследует принципиально однократное событие — возникновение Вселенной, — событие, которое было только раз и не повторится никогда. Мы не имеем возможности производить новые и новые вселенные и экспериментировать с ними в зависимости от разных начальных условий. Хотите или не хотите, а космология исследует чудо.

С другой стороны, в ХХ веке благодаря возникновению квантовой механики мы поняли, что случайность и однократность присущи мирозданию на микроуровне. В классической науке считалось, что случайностей нет: мы говорим о случайности, когда не понимаем какой-то закономерности. Однако квантовая физика учит нас: мир так устроен, что в нём заложена возможность случайности. Но что такое случайность? В современном богословии существует особое течение — так называемая «волюнтативная теология», или «теология воли». Представители этой линии считают, что главное свойство Бога — это Его всемогущая воля, а поскольку Бог всемогущ, то он может устроить всё что угодно. Есть некие законы мироздания, а если что-то отклоняется от этого закона, то что это такое? — это чудо, или то, что учёные называют случайностью. Значит, случайность, или чудо, — это вмешательство Творца в Им же Самим установленный порядок мироздания. Случайность есть просто иное наименование Божественной воли. Вот почему в 1927 году выдающийся английский физик сэр Артур Эддингтон сказал, что отныне религия становится возможной для физика: даже человек, который убеждён в том, что существуют непреложные, неизменные законы мироздания, теперь понимает, что в этих законах есть зазор для действия Божественного промысла.

Я думаю, что научным способом доказать существование Бога невозможно. Выстроить подобное доказательство означало бы создать такую всеобъемлющую теорию, которая включала бы в себя и Самого Творца. Чтобы что-то доказать, нужно это «что-то» познать в совершенстве. То есть учёный, решивший доказать бытие Божие, должен знать о Боге ВСЁ и ещё немножко. А это возможно только в одном случае: если исследователь будет выше, чем Бог, — мудрее Его, могущественнее… Увы, такие учёные ещё не родились.

Мне кажется, что легче всего, как ни странно, приходят к вере естественники. Почему? Потому что естественники понимают: в мире есть нечто, что объективно находится вне человеческого сознания; что есть некие законы, которые управляют мирозданием. И свою задачу естественники видят не в том, чтобы придумать красивую, изощрённую теорию, а в том, чтобы наши теории соответствовали действительности. С сожалением скажу, что люди, которые занимаются гуманитарными исследованиями, привыкли к тому, что на один и тот же вопрос бывает несколько точек зрения, причём вопрос соответствия реальности даже не ставится. Люди, которые занимаются исследованием текстов, — они тоже привыкают к тому, что есть разные тексты, которые ценны сами по себе, безотносительно к их истинности. Истина их почти не интересует, и Бог для них зависит от человеческой точки зрения. А естественные науки, как мы уже сказали, возникли как попытка познать Бога через изучение Его творения.


БЛАГОДАРЮ!

Благодарю Тебя, Господь,

за то, что дал мне дух и плоть,

не обделил размахом крыл

и мир, как дивный ларь, открыл!

Как откровенье – новый день.

Отдохновенье – ночь и тень.

Благодарю за солнца свет,

за то, что сердце в бездне бед

Не тонет, обретает Вечность!..

За нежность, за любовь, сердечность,

за человечью доброту,

за русской речи красоту...

Хоть плохо я свечой горю –

За всё, за всё – бла-го-да-рю!

· · ·

Выглянуло солнце –

вот и праздник.

Засветилось всё

в единый миг –

в Божий заповедник

и заказник

словно взглядом

невзначай проник.

Мы-то думали,

что мрак навеки,

а тоска – уж точно на века,

но такое только в человеке,

а природа на подъем легка.

Вон как всё на свете воссияло! –

ведь рыдали только что леса,

миг один – уже им горя мало,

в жемчугах изысканна краса.

· · ·

Вот бы нам иметь уменье это –

хоть уменье это и старо -

чтоб сердец живые самоцветы

мигом отзывались на добро.

Вот бы нам в груди

любви сиянье,

даже если дождь кругом и грязь,

чтобы рядом души

каждой гранью

вспыхнули, как роща, озарясь!..

· · ·

Каждый день –

как Божия улыбка.

Это мы дождливо слезы льем.

Ведь Земля –

суть колыбелька, зыбка, –

Как ребенки и ревем.

Вон как Вечность золотом лучится!

Нам дарованы десятки лет,

Чтоб могли сквозь слезы научиться

Улыбаться Господу в ответ.

· · ·

...И потому-то я сбиваюсь с ног,

ищу слова не из породы тленной,

что это мирозданье – суть предлог

к признанию в любви

Творцу Вселенной!..

· · ·

Я думал: «Дела твои

кончены, парень»...

А сделался вдруг

баснословно богат –

Когда был мне с неба

внезапно подарен

Куском золотым

лучезарный закат.

Я думал с утра:

до чего всё неладно,

Уж коршун погибельный

крылья простер..

Но вот я стою –

а кругом неоглядный,

Пронизанный светом

воздушный простор.

И эти леса, и зеленые травы,

Река, и над нею игра облаков,

Являют, как отсвет,

небесную славу,

И славу земных

за спиною веков.

И значит, не то что я

не из последних,

Раз в сердце сокровища

эти вошли, –

Я – сын у Отца! –

полноценный наследник

Всей нашей огромной

родимой земли...

Протоиерей Андрей Логвинов


МИР СОТВОРЕН НЕ "ВСЛЕПУЮ"

Мир сотворен не «вслепую», не «как придется», а с удивительной мудростью и точностью. Приведем лишь один пример.

Если бы орбита Земли была ближе к Солнцу хотя бы на 5 процентов, температура у нас поднималась бы до 2900 градусов Цельсия, как в раскаленной печи! Жизнь на Земле оказалась бы немыслимой.

С другой стороны, если бы ее орбита отдалилась хотя бы на один процент, вся поверхность Земли покрылась бы ледниками и напоминала бы морозилку. В этом случае жизнь опять же была бы невозможна. И таких примеров множество.

Как возник этот мир? Кто сотворил его? Неужели это сделал человек? Возможно ли это?

«Вероятность того, что мир возник сам собой, равна одному к четыремстам тысячам миллиардов», — говорил один нобелевский лауреат. Это значит, что гораздо безумнее верить в столь мизерную возможность, чем признать акт существования Божественного Промысла. Однако, несмотря на это, атеисты предпочитают скорее верить в ничто, но только не в Бога Творца.

Вероятность того, что этот многосложный мир поддерживает сам себя, тоже равна одному к четыремстам тысячам миллиардов. «Корабль без кормчего не может проплыть и мили. Как существовал бы наш мир (который несравненно сложнее корабля), тем более веки вечные, если бы у руля не стояло Божественное Промышление?» Как, например, на протяжении стольких веков мириады звезд парят в хаосе? Как Земля за миллионы лет не сошла со своей орбиты? Как Солнце всходит и заходит, ни на день не забывая о своих обязанностях?

Бог Творец, создавший этот мир, непрестанно печется о его существовании. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», — говорит Господь наш Иисус Христос (Ин. 5: 17). Именно Бог поддерживает его жизнь, а не ученые или правители, которые трудятся над его уничтожением.

Что случится, если не станет Божественного Промысла? В этом случае мир ожидает неминуемая катастрофа, например, такая, как во времена Ноя. Тогда законы природы были на время упразднены, и «окна небесные отворились» (Быт. 7: 11). С неба обрушились мегатонны воды, и в то же время «разверзлись все источники великой бездны» (Быт. 7: 11). Вышли из границ подземные вместилища, и из недр земли хлынули водные массы. Небо и земля обратились против человека и буйствовали долгое время. Вода покрыла вершины всех гор и не убывала в течение пятидесяти дней. Нечто подобное случилось и с Содомом и Гоморрой: сера и огонь, пролившиеся на эти города (см.: Быт. 19: 23), также были нарушением законов природы, вызванным умножением греха. Содом и Гоморра стали одной огромной печью, в которой горели люди.

Господь говорит нам: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6:28—30).

И еще: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6: 26).

Для того чтобы показать, насколько Господь заботится о нас, Он говорит: «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10: 30).

Иными словами, сколько волос вырастет у нас, как долго будут оставаться, когда и как упадут — даже столь маловажные вопросы занимают Господа.

Говорят, что на голове человека насчитывается в среднем 100 000 волос, а население земли составляет около семи миллиардов. Поразмысли над этим. Недоумеваешь, как со всем этим справляется Бог? Так ведь Он — Творец и Промыслитель!

А ты, человек, — нечто безконечно большее, чем волос.

Поэтому, если Бог так заботится о твоих волосах, помысли, как Он заботится о тебе самом: когда и в какой мере быть тебе здоровым, когда и как заболеть, в какой час и каким образом уйти из этой жизни.

Потерял ли ты свое имущество, случилось ли с тобой несчастье, получил ли ты травму, попал ли в больницу, предстоит ли тебе сложная операция — не волнуйся, ничто не может произойти без Божьего ведома! Твои проблемы не укрылись от Него.

Как может Тот, Кто помнит даже о волосах на твоей голове, забыть о тебе самом?! Просто согласись, смирись и позволь себе пройти «испытание» (Иак. 1: 3)…

Архимандрит Василий (Бакояннис) (известный православный писатель, автор более пятидесяти богословских книг, переведенных на многие языки мира. Книги отца Василия являются плодом его неустанных проповеднических трудов и размышлений над Словом Божиим, православным преданием и жизненными реалиями).


"МОЛИТЕСЬ, ВРАГ ПОД ОКНОМ!"

Протоиерей Валентин БИРЮКОВ из г.Бердска Новосибирской области – фронтовик, защитник Ленинграда. От смерти в войну спасла его блж.Ксения Петербургская. В этом номере мы публикуем воспоминания о. Валентина о днях минувших. Батюшке сейчас 88 лет, но он бодр и полон сил.

Я всю блокаду прошёл, всю войну. Тяжело было, голодно, больно, страшно, но вот что достойно удивления – никто никогда никого не обижал, грубого слова не сказал. Люди уважали друг друга и старались помочь. Господь помогал! Ведь учение Божие – учение любви: «Да любите друг друга» (Ин.13,34), «Любовью служите друг другу» (Гал.5,13), т.е. любовью побеждайте всякие неприятности. С Богом везде хорошо, потому что и это небо, и земля, и вся растительность, и даже то, чем мы дышим, – всё Богом создано. Не забывайте Бога, и победа будет за вами в любом деле. Не унывайте, не страшитесь, ведь борьба, война, брань невидимая со злом за жизнь вечную – идёт всегда, из века в век, с начала сотворения мира. Так что, милые детки, милые люди Божии, будьте солдатами, защищайте любовь небесную, правду вечную. А Господь нам всё приготовил – «от» и «до». От нас только зависит, как мы будем себя готовить, как мы будем защищать и исполнять Закон Божий, как будем каждую минуту, каждый час защищать этот небесный дар.

Вы даже представить себе не можете, что такое блокада. Это такое состояние, когда есть все условия для смерти, но никаких – для жизни. Никаких – кроме веры в Бога. Нам приходилось копать траншеи для пушек и блиндажи в пять накатов из брёвен и камней. А питались при этом травой. Запасали её на зиму. Травы, слава Богу, много было, так мы её косили, сушили, в мешки напихивали и на мельницу. А из получившейся травяной муки буханки хлеба пекли. Делили потом буханку травяного хлебушка на 7–8 человек. А то и просто варили траву и ели, даже посолить не всегда было чем. Ничего, выжили. Я утешался мыслию: лошадки, коровки едят – и ничего: веселы, здоровы, – а я чем хуже? И мы выжили, радовались жизни и всегда всем делились друг с другом.

Окончив военную школу в Омске, я, когда началась война, под Ленинград попал: сначала был наводчиком, потом командиром артиллерийского расчёта. Страшно на войне – словами не описать, в фильме не снять. Видели ли вы, как во время бомбёжки дома летают по воздуху, будто подушки перьевые? А я видел… Такого страху насмотришься, что моментально верующим станешь. Никогда не забуду слова одного офицера: «Молитесь Богу, враг под окном! Молитесь все, кто и как может. Знаю, нам сейчас молиться некогда. А когда война кончится, молиться будем лучше. Но если сейчас будем все молиться – все будем живы и здоровы». Молиться на фронте быстро учились, самая горячая и действенная молитва: «Господи, помилуй!», «Господи, спаси!» А большего зачастую и произнести не успевали…

Я и весь мой артиллерийский расчёт крестики на груди носили. Не снимали. Решили для себя так: защищать Родину – так со крестом на шее и с именем Христа на устах. Господь, Он всё видит и слышит – каждый наш вздох, каждое тайное движение души – и всегда подаёт помощь.

Однажды вижу, самолёт – истребитель немецкий – нагло на наши позиции залетел и прямо над нами: «вжик!» – мы даже отстреляться не успели, пролетел уж. И тут же снаряды, сброшенные им, рваться начали. Я за какой-то щит укрылся, кричу: «Господи, спаси!» Эта ли молитва спасла или щит тот хлипкий, но жив остался, только осколком зацепило. И ещё дважды чудо со мной на войне случалось – дважды Господь подсказывал: «Сейчас сюда снаряд прилетит, уведи солдат». И правда, только успевали отбежать – в аккурат туда, где мы только что лежали, снаряд падал. Прав оказался тот офицер. Если бы не Божие заступление – воронка зияла бы на месте наших тел…

Трижды меня ранило на войне. Расскажу один случай, когда лечила меня сама св.Ксеньюшка Блаженная. Это случилось 2 марта, когда я был ранен. Небо было чистое. Вдруг смотрю – самолёт летит прямо на меня, я закричал: «Господи, прости меня!» и упал. Бомба взорвалась, дальше ничего не помню… Привезли меня в госпиталь 3 марта. Очнувшись от забытья, вижу: монахиня подходит. Лицо строгое, суровое, а глаза-то добрые, любовью светятся. В руках у неё чашка, полная масла. А я оголодавший, вкус масла напрочь забыл, хоть бы ложечку. Будто прочитав мои мысли, монахиня зачерпнула целую ложку масла – и мне в рот. Я глазами молю: «Ещё, ещё…» Но она уже пошла других раненых угощать. В другой раз я попросил: «Матушка, маслицем святым бы меня помазать…» Это были мои первые слова, а я только на третий день после ранения начал разговаривать. Монахиня давала мне маслице, помазывала раны, крестила и уходила. Причём шла так, будто не по земле ступала, а по воздуху плыла. Медсестра позже сказала: «Мы уже не раз её видели в госпитале. Но откуда приходит, куда уходит – никто не ведает. Бывало, вот рядышком стоит, а стоит повернуться – её уже нет… Многие говорят, что это сама блаженная Ксения является. Она всем раненым помогает. Так что не горюйте и смерти не бойтесь. Мы, находясь на земле, только учимся жить…» Вот так молитвами и помазыванием святым маслицем ручками святой Ксении я жив остался. Как писал Игорь Константинов,

По молитвам твоим даст Господь нам спасение,

Нас любая беда обойдёт стороной.

Я с тобой не прощаюсь, блаженная Ксения.

Где б я ни был, я знаю: ты рядом со мной.

Много лет спустя после войны увидел я иконы святой Ксении Петербургской – да, она это была, узнал я её…

А великую Победу над фашистской Германией я встретил в Восточной Пруссии, в городе Гумбиннен невдалеке от Кёнигсберга. Слава Богу, жив остался, только вот осколок сантиметровый в позвоночнике до сих пор сидит – как напоминание: помнишь ли? Помню. Всё помню. Слава Богу за всё!


ТРОИЦКОЕ ЧУДО

Когда наша семья наконец-то выехала из коммуналки, то въехать сразу в новую квартиру не получилось. Дом был новый, еще даже не принятый госкомиссией. Мои родители согласились приютить нашу многодетную семью на время достройки и ремонта, а моя сестра с племянницей также вежливо согласились пожить у тети: три семьи никак не помещались в двухкомнатной квартире.

Тетя согласилась, даже проявила восторг, ведь она жила одна. Но восторг длился недолго. Когда все поняли, что ремонт за три месяца не сделать, то благодушие сменилось напряжением и конфликтами.

Потом я с младшей дочкой попала в больницу, а вскоре и у меня самой обнаружилось хроническое заболевание. Скучать не приходилось. Я начала лечение. Ремонт продолжался. Мы с мужем ездили по магазинам, обустраивая наше новое жилье. Все мысли были о переезде. Но однажды я почувствовала себя по-особенному. И тест показал двойную полоску – я беременна! Младшей дочери было десять месяцев. Старшим пять лет и три года. Не успела я прийти в себя, собраться с мыслями, как мне вдруг резко внезапно стало плохо как никогда. Тошнота, острая боль в животе. Я помчалась на УЗИ.

Смотрит доктор на меня, смотрит и говорит: «Плодное яйцо есть, но сердцебиения нет» Я медленно уплываю в никуда и погружаюсь в ничто… Она продолжает «Замершая беременность у тебя, надо на чистку!». А участковая моя оказалась мудрой и опытной. Садимся и разговариваем. У меня от шока уже ничего не болит. Врач предлагает мне сдать анализы – все равно для больницы анализы нужны.

Надежда умирает последней. На следующий день, ожидая в коридоре очередь на анализы, меня вдруг пронзила мысль: «Ну, ведь, могут же врачи ошибаться? Все же бывает на свете!» И от этой мысли мне даже легче дышать стало. Позвонила сразу подруге, она гинеколог. Как настоящий профессионал, утешать она могла, но предупредила: «Скорее всего, нужна операция – это не шутки, на таком сроке должно быть сердцебиение».

Я в растерянности и унынии поехала в храм к духовнику, уверенная, что он-то меня сейчас приободрит и скажет, что все поправимо. Но, к моему удивлению, он очень серьезно выслушал меня, велел молиться и слушать врачей. После его слов опять накатило уныние. И снова внутренний вопль – но Бог все может! Он все видит! Господи, не оставь меня!

Позже я вспоминала свои чувства, после увиденных мною двух полосок – признаю, это был шок и некоторое отчаяние. Такой маленькой разницы между детками у меня еще не было. Я только-только привыкала к укладу многодетной жизни. И вдруг! Если третья беременность была долгожданной, то эта совсем не укладывалась в моей голове. До тех пор, пока я не сходила на УЗИ. После УЗИ в голове все перевернулось. Каждый день я думала – Господи, пусть он будет этот ребенок, но только не чистка! Пусть не трое, а четверо!

Так как со здоровьем были проблемы, то эндокринолог еще раньше велела мне сразу же обращаться к ней при беременности . Поэтому я тотчас позвонила и сказала – я беременна. Она спросила: «Точно? А кровь на ХГЧ ты сдавала?» Я очень боялась ответить, что беременная я «не точно», но сказала правду – кровь на ХГЧ я не сдавала. Врач дала направление и настоятельно рекомендовала не откладывать анализ. За три дня до праздника Святой Троицы я сдала его. И продолжала ходить в женскую консультацию – мне нужно было пройти полное обследование перед предполагающейся операцией. Однажды утром встретила там доктора, которая делала мне УЗИ.

- Ну что, ты все ходишь?

- Хожу.

- Как себя чувствуешь?

- Нормально.

- Живот не болит?

- Не болит.

Она немного подумала: «Ты когда все сдашь, ты приходи, как раз неделька пройдет, посмотрим еще раз». Этот разговор очередной раз вселил в меня надежду – а вдруг? У меня и правда ничего не болит, и чувствую я себя хорошо!

В воскресение был праздник Пресвятой Троицы. Такой светлый, свежий, с березовыми ветками и запахом свежескошенной травы. С детства люблю этот праздник. Я просила мужа особенно помолиться в этот день в храме. Мы поехали все вместе и «паки и паки, преклоньше колена» просили Господа. О том, чтобы Он сделал небывшее бывшим. Если есть Его воля. Его воля была! Через три дня после Троицы на УЗИ мне сказали, что сердцебиение есть!

Самое смешное, что через два дня после второго УЗИ я позвонила эндокринологу, которая объявила мне результаты анализа на беременность: «Плохие новости – ты не беременна, ХГЧ – ноль». Я ей объяснила, что я все же беременна, УЗИ подтвердило. Напомню, что анализ на ХГЧ я сдавала до Троицы. Она в недоумении. Потом решает, что надо пересдать анализ. Я, конечно, это сделала, чтобы все успокоились. Но сама уже по приходе на второе УЗИ надеялась услышать, что все хорошо.

Эта беременность была самой удивительной из всех. У меня абсолютно не было токсикоза. Я прекрасно себя чувствовала. Настолько хорошо, что месяца до шестого, я часто забывала, что я вообще-то беременная!

Я ждала мальчика – и он родился. Внутри меня все сжималось и переживало до самых родов – я боялась всего, боялась, вдруг с ребенком что-то не так. Но все закончилось хорошо – родился красивый, здоровый малыш. Совсем не похожий на других.

Настолько светлый и улыбающийся, настолько обаятельный, что даже в самые суровые минуты, в минуты великих шалостей в папиных глазах появляется веселая искорка, когда Колюня смотрит на него своим ясным взглядом!

До сих пор я храню черно-белые снимки обоих УЗИ, чтобы когда-нибудь рассказать эту историю своим детям. Чтобы они знали, что Богу все возможно!

Любовь Осенина


О СВЯТЕЙШЕМ ПАТРИАРХЕ МОСКОВСКОМ И ВСЕЯ РУСИ ТИХОНЕ

Обретение мощей великого московского святителя.

Это произошло 17 февраля 1992 года. Официальное обретение мощей - 19 февраля 1992 года, а 22 февраля официально был подписан церковный акт обретения мощей. Под темно-зеленой святительской мантией покоилось абсолютно не изменившее своей формы тело усопшего великого московского святителя. В юности архимандриту Даниилу посчастливилось получить благословение святейшего Патриарха Тихона. Он удостоился проводить в последний путь святителя, ему суждено было дожить и до его прославления.

Вся Москва наша и вся наша Россия церковная знала святителя Тихона как необыкновенно доброго, милостивого, щедролюбивого святителя иерарха. Наш святитель Тихон, Патриарх Российский, был милосерд, незлобив, кроток, любвеобилен, носил имя великого Задонского чудотворца Тихона.

Я вспоминаю, еще до прославления в день его Ангела к нам ежегодно приезжал Святейший Патриарх Пимен, будучи тогда еще митрополитом Крутицким, служил панихиду, а москвичи во множестве приходили сюда и молились у гробика святителя. Эта панихида послужила к тому, что святитель Тихон потом, как мы знаем, был прославлен нетлением мощей своих. Прошел слух, что мощи святителя, то есть его тело, были сожжены. Другие говорили, что он был захоронен на немецком кладбище, но все мы жили под сомнением. Монастырь в 1927 году закрыли, а в 1948 году открыли старый собор Донской Божьей Матери. Много было всяких переживаний, я как раз с сорок восьмого здесь был. Первая моя служба здесь была, я управлял хором в день памяти преподобного Сергия Радонежского чудотворца 18 июля. Владыка Макарий, архиепископ Можайский, служил литургию и освящал этот храм. И какое было чудо - Дух Святой в виде голубя наяву летал в храме! Наша алтарница мать Мария, инокиня, говорит: «Отец Даниил, что, полагается что ли голубей-то пускать?» Я говорю: «Нет. Это Дух Святый!» Явно показал милосердие Божие к нашей обители Донской Божьей Матери и к нашему святителю Тихону.

Потом со стороны музея, который был здесь, в монастыре, чинили нам всякие препятствия. Нам не всегда даже разрешали служить в воскресные дни. Но вот настал момент, когда в нашем Даниловом московском монастыре по ходатайству Святейшего Пимена, он тогда был митрополитом Крутицким, было разрешено начать реставрацию ввиду того, что Данилов монастырь был в плохом состоянии, попросту – в руинах. Часть службы братия монастыря не могла там совершать. По распоряжению Патриархии монахи Данилова московского монастыря стали служить здесь у нас, в Донском. Это послужило к еще большему прославлению Царицы Небесной и святителя Тихона. Когда в Даниловом монастыре реставрация была закончена, уже не было нужды служить братии в нашей Донской обители и тогда был назначен архимандрит Агафодор настоятелем обители, и архимандрит Тихон его помощником. С этого момента у нас стали совершаться службы ежедневно.

Мы все чувствовали, что надо попробовать - а может быть святитель здесь находится, - и обратились к Святейшему Алексию (он стал к тому времени патриархом). Святейший Алексий благословил. Под большим секретом мы несколько дней искали место, где мог быть погребен святитель Тихон, хотя я и знал, и указывал, где он был погребен. На четвертый день примерно в 12 часов ночи была открыта последняя плита очень большого размера, и мы все увидели гроб святителя, оттуда пошло благоухание. Слезы, радость... Архимандрит о. Агафодор, отец Тихон, который сейчас является настоятелем Сретенской обители, и все мы увидели. Тут же сообщили Святейшему Алексию II, и он тут же, в 12 часов ночи, приехал сюда. Через два дня мощи были подняты в присутствии многих архиереев и многих москвичей. Срочно была сделана рака, и пошли от его мощей исцеления, которые по сей день совершаются. Не раз замечали, что святитель Тихон исцеляет от раковых болезней.

Я хочу вам напомнить, что, когда наш храм Донской Божьей Матери хотели закрыть во времена правления Хрущева, тут была такая Елена Сергеевна, Ракова по фамилии, Яков Евгеньевич, Борис Петрович (племянник Обуховой Надежды Андреевны) - они в свое время были близки к Святейшему Тихону. В день его памяти на квартире Елены Сергеевны справляли поминки, вспоминали этот день. Но какое совершилось чудо! У нее была фотография Святейшего Тихона, я бывал там, видел. Она сидит и плачет, говорит: «Святейший, теперь и к твоей могилке мы не можем подойти». И она слышит голос его: «Не плачь, не закроют». Так и получилось.

Мы с вами живем сейчас в такое время, когда от нас, православных россиян, от москвичей и от всего русского народа требуется особая любовь и преданность нашей Церкви Православной. За молитвы новых священномучеников и мучеников Российских, святителя Тихона, Патриарха Московского, который спас нашу Церковь... В течение восьми лет управления какие были страшные гонения на него: частые вызовы на Лубянку; появились обновленцы в лице Введенского, Красницкого, Антонина, которые при помощи тех властей занимали лучшие храмы в Москве и даже нашего святителя Тихона хотели лишить не только Патриаршества, но и монашества. И что же он перенес? Вспомним такой случай. Пришли из органов и на глазах у Святейшего забирают панагию его, крест, лучшие его ценности церковные. Он потом подал жалобу, но это было безполезно.

За все скорби Господь судил ему в день Благовещения окончить свою многострадальную жизнь.

В день Вербного воскресения, Входа Господня в Иерусалим, было совершено погребение нашего нового священномученика.

И вот кончается Литургия, выходит на амвон митрополит Петр Крутицкий и говорит: «Кого мы хороним?! Закатилось солнце Земли Русской! Кто ж теперь будет защищать нашу Церковь? На мои старческие плечи пала большая ответственность в такое трудное время». Все архиереи, духовенство, народ зарыдали. Господь меня сподобил быть на дежурстве у гроба ночью с нашей Даниловской братией, и потом я был и на погребении, еще будучи мальчишкой, рыдал и плакал. И вот Господь сподобил меня дожить и до обретения его святых мощей.

Есть надежда, что наша Русь Святая духовно возродится, да она и уже возрождается. Храм Христа Спасителя красуется, с любой стороны, - с какой бы вы ни зашли, он украшает Москву, которую основал святой благоверный князь Даниил Московский. Он украшает всю Россию. Вот посрамление этих безбожников, которые разрушили нашу Церковь, и не только Церковь, но и вытравили веру у нашего русского народа. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Бог попустит России пострадать для ее еще большего прославления». Вот что нас ожидает. За милость нашей Царицы Небесной Россия наша духовно возрождается, здесь Ее дом. Мы с вами русские, мы с вами православные христиане, мы должны поблагодарить Господа и Царицу Небесную и нашего нового священномученика святителя Тихона, ибо благодаря ему мы имеем свободу нашей Церкви Православной!

Архимандрит Даниил (Сарычев) (1912-2006)



Официальный сайт Храма Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского.
Создан и поддерживается с благословения настоятеля храма.
Обращаться по телефону (484) 394-75-15, 8-903-109-35-66
Copyright © 2014 Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Дизайн и программирование: CriticWorld